Дети и деньги: сколько давать на карманные расходы. Карманные деньги – детям: давать или не давать

Когда наши дети были маленькими, деньги им были не нужны. Все изменилось, когда первый ребенок начал ходить в школу. С этого момента мы начали выдавать ему небольшие суммы, чтобы заплатить за проезд, купить еду.

Ни для кого не секрет, что многие дети тратят выданные деньги не по назначению. С такой проблемой столкнулись и мы. Оказалось, ребенок отказывается от обедов в школьной столовой, а потом покупает то, что ему хочется. Поэтому мы решили разделить суммы: одни направлять на питание, проезд и на обеспечение других ежедневных нужд, а другими позволить ребенку распоряжаться самостоятельно. Позже мы стали выдавать карманные деньги только по вечерам в воскресенье - один раз на всю неделю. Сумма менялась в зависимости от прилежности, с которой ребенок выполнял работу по дому.

Методом проб и ошибок мы с родителями и сестрой создали правила выдачи карманных денег детям в наших семьях. Главное из них: деньги не получают просто так, а зарабатывают своим трудом. Их нужно уметь получать и грамотно тратить. Суммы, которые достаются ребенку легко, он не ценит, поэтому спускает на очередную бесполезную вещь.

1. Установка минимальной суммы

Дети в нашей семье. конечно, не всегда слушаются, получают хорошие отметки в школе и старательно убираются в своих комнатах. Однако мы задали минимальную сумму денег, на которую ребенок может рассчитывать при любых обстоятельствах. Это что-то наподобие оклада, который получает взрослый человек, даже если продуктивность его работы падает.

2. Повышение лимита со временем

Когда ребенок взрослеет, его расходы увеличиваются. Нашим первоклашкам хватало 50-100 рублей в неделю без учета питания и проезда (это было давно, а сейчас расходы уже совсем другие). Однако 16-летнему подростку требуется больше карманных денег, потому что его потребности возрастают. Старшеклассники в нашей семье получают около 1000 рублей в неделю, хотя эта сумма во многом зависит от текущего материального положения.

3. Лишение денег - строгое наказание

Система наказаний - важная часть воспитательного процесса. Однако неправильно полностью лишать ребенка карманных денег за малейшую провинность. Такую меру мы решили применять только в тех случаях, когда дети совершают очень серьезные проступки.

4. Оплата домашней работы

Когда ребенок в нашей семье выполняет больше работы по дому, он получает больше карманных денег. Однако он должен знать, что у него есть базовый набор обязанностей. Поэтому мы не обещаем ребенку деньги за то, что он заправит кровать, уберется в своей комнате, помоет за собой посуду, сложит в шкаф разбросанную одежду, сходит в магазин за хлебом. Все, что не входит в этот перечень, оплачивается отдельно. Так у ребенка появляется стимул помогать маме по хозяйству - например, мыть пол и протирать пыль во всей квартире.

5. Трудная работа стоит дороже

Как любящие родители, мы стараемся быть справедливыми по отношению к детям: чем более трудоемкую работу по дому ребенок выполняет, тем больше денег он должен получать. Протирание пыли, поливка цветов, развешивание постиранной одежды, чистка ковров пылесосом - самые простые задания, поэтому оплата за них низкая. Более высокую «ставку» мы назначили за глажку белья, выхлопывание ковриков. Еще больше денег ребенок получает, если соглашается помыть машину или всю грязную посуду, которая осталась после гостей.

Мы заранее обсуждаем с детьми стоимость работ. Если договорились - соблюдаем свое обещание. Еще у нас действует система штрафов, чтобы ребенок всегда старался выполнить задание хорошо. Если качество работы низкое, снижаем оплату за нее. Если все приходится переделывать, ребенок не получает никаких денег.

6. Хорошие оценки не оплачиваются

Деньги - неправильная мотивация для обучения. Для обучения у ребенка должна быть иная мотивация, нежели материальное вознаграждение. Поэтому мы отбросили эту идею, но ввели дополнительные штрафы. При неуспеваемости или частых жалобах учителей на поведение ребенка мы приостанавливаем выдачу карманных денег до того момента, когда ситуация исправится.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

7. Не выдавать деньги раньше срока

Поначалу наши дети легко спускали за один день всю сумму, которую получали на неделю, а потом приходили просить еще. Тогда мы твердо решили не оказывать внеплановую материальную помощь ребенку. Пусть он обходится без денег до очередной «получки». Этот метод учит контролировать свои расходы.

8. Отчет о тратах

Конечно, младшеклассников мы заставляли отчитываться о том, как и на что они тратили карманные деньги. Однако мы решили, что с возраста 13-14 лет уже можно дать ребенку свободу распоряжаться своими финансами, как он считает нужным. Исключение - если сын или дочка долго копит деньги на какую-то крупную покупку. Такие решения мы обсуждаем на семейном совете.

9. Поощрение накоплений

Дети часто клянчат у нас какие-то гаджеты, модную одежду и другие вещи. В таких случаях мы объясняем, что можно самостоятельно накопить на покупку, если перестать тратиться на ненужные мелочи и начать откладывать деньги. Однако мы всегда помогаем ребенку «заработать» недостающую сумму, предоставляя внеочередную работу - например, проведение генеральной уборки.

10. Карманные деньги - часть общего семейного бюджета

Во всех семьях возникают финансовые трудности, наша - не исключение. В таких ситуациях приходится урезать суммы, которые дети получают на ежедневные расходы, а это вызывает обиды и негодование. Поэтому мы всегда доходчиво объясняем ребенку, что его карманные деньги являются частью семейного бюджета, а временно сократить свои траты придется всем. Как только материальное положение выправляется, мы сразу же восстанавливаем прежние суммы карманных денег.

11. Обсуждение суммы карманных денег с другими родителями

По возможности мы обсуждаем вопрос карманных денег с родителями друзей и одноклассников наших детей. Логика такова: если ребенок будет получать одинаковые суммы со своими сверстниками, он не станет завидовать или задаваться перед ними.

12. Дневник расходов

Когда дети начали получать карманные деньги, мы попросили их завести дневники и подробно описывать в них, сколько и на что было потрачено. В будущем это станет хорошей привычкой, которая поможет контролировать свои расходы и аккуратнее относиться к финансам.

Первые месяцы мы заглядывали в такие дневники. Однако потом мы позволили детям самостоятельно вести учет расходов. Нам только нужно было удостовериться, что записи ведутся аккуратно. Позже это помогает ребенку оценивать собственные покупки.

Анна Котова

Семейный психолог

«Многие спрашивают, зачем деньги детям? Конечно, в этом возрасте ребенок еще не осуществляет покупки самостоятельно. Однако принятие решения купить за 50 рублей шоколадку или положить деньги в копилку может стать полезным навыком. Ребенок учится оценивать ситуацию и принимать несложные решения».

Деньги в начальной школе уже просто необходимы, они нужны, чтобы купить булочку в буфете, школьную газету или сувенир на экскурсии. Очень часто в школах устраивают благотворительные ярмарки, и отсутствие карманных денег поставит ребенка в затруднительную ситуацию. Школьникам начальных классов можно и не выдавать наличных денег, если в учебном заведении в ходу специальные карты для пропуска и оплаты питания. В этом случае проще положить деньги на счет ребенка и расплачиваться таким образом, например, в школьном буфете. Ребенок точно не потеряет деньги, а заодно привыкнет к безналичному расчету.

Больше денег - больше хлопот

Сколько денег давать ребенку на карманные расходы, каждая семья должна решить исходя из своих финансовых возможностей. Однако состоятельным родителям психологи не советуют выдавать детям на руки слишком большие деньги, чтобы не приучить их к «неиссякаемому волшебному кошельку». А семьям со скромным доходом не стоит винить себя за отсутствие лишних финансов и провоцировать комплекс неполноценности. Главное, объяснить ребенку, как деньгами распоряжаться. Дети всегда знают, сколько денег имеют их сверстники, и хотят столько же. Но если в семье нет возможности выдавать ребенку такие же суммы, то не стоит отказывать безапелляционно, лучше поговорить с ним о семейном бюджете, рассказать об обязательных платежах, предстоящих покупках или стоимости лекарств для бабушки. В этом разговоре обязательно нужно подчеркнуть, что стесненная финансовая ситуация это не приговор, что многие миллионеры вышли из небогатой среды, а богатые люди порой приходили к банкротству. Как правило, дети в состоянии оценить происходящее и правильно расставить приоритеты. В неполных семьях или в семьях, где родители почти все время уделяют работе, очень часто деньгами и подарками пытаются компенсировать недостаток внимания. Этого делать не стоит: деньги не должны заменять любовь.

Выдавать деньги детям лучше не каждый день или по первому требованию, а раз в неделю, причем заранее оговоренную сумму и в определенный день. Это покажет ребенку, что деньги не берутся из ниоткуда, ему придется самостоятельно решить, потратить ли деньги сразу или отложить. Также ребенку придется самому выбирать, на что он эти деньги потратит — на вредные сладости и газировку, на поход в кино, на новую игрушку или на подарок для мамы к празднику. И если ребенок поначалу потратит все в первый же день, не стоит его ругать, как не стоит поддаваться на уговоры и выдавать дополнительные деньги. Можно подсказать юному финансисту, чтобы он завел дневник расходов, который ему поможет понять, на что уходят деньги.

Денежки любят труд

Дети постарше, особенно подростки, требуют иного подхода. Часть родителей считают, что старшеклассники нуждаются в большем количестве денег, и в этом есть своя логика. Сколько денег давать подростку на карманные расходы — вопрос, зависящий не столько от финансовых возможностей семьи, сколько от умения ребенка деньгами распоряжаться. Высока ли вероятность того, что подросток, у которого всегда на руках довольно крупная сумма, часть ее потратит на спиртное, сигареты или наркотики. И здесь уже все зависит от воспитания и довериями между детьми и родителями.

Деньги подросткам рекомендуется выдавать не раз в неделю, а раз в месяц. И сумма может быть весьма солидная, ее должно хватать на проезд, питание в школе, оплату сотового телефона, на походы в кино, кафе и даже на непредвиденные расходы. Многие включают в этот список оплату кружков и репетиторов, считая, что так подросток быстрее узнает цену деньгам. Конечно, не все подростки демонстрируют высокий уровень осознанного распоряжения своими финансами, поэтому родителям стоит задуматься не столько о том, как приучить ребенка к деньгам, сколько о приучении его к работе. Лучший способ объяснить детям, как обращаться с деньгами, — показать, как они зарабатываются. Обычно лет в 14-15 лет у подростков появляются мысли о подработке, и родителям остается только поддержать их в этом начинании.

В нашей стране подростков неохотно берут на работу, но даже летние подработки, репетиторство, присмотр за детьми соседей или распространение листовок помогут почувствовать себя самостоятельной личностью. Поверьте, заработанные деньги ребенок потратит грамотнее. Ни в коем случае не следует благодарить ребенка деньгами за выполнение домашней работы или получение хороших оценок, он должен понимать, что это его обязанность. Кроме того, такой способ зарабатывания денег научит ребенка шантажу и манипулированию родителями. Пусть в семье в приоритете будут взаимовыручка и благодарность, а не товарно-денежные отношения.

Как формируется отношение к деньгам

В современном обществе понятие успешности во многом связано с количеством денег, которые человек может потратить. С экранов телевизоров, с рекламных плакатов, со страниц газет и журналов нам внушают, что мы должны постоянно что-то приобретать, чтобы идти в ногу со временем – новые машины, бытовую технику, различные электронные гаджеты.

Многие покупают все это, даже не имея необходимости. И это не удивительно – ведь без этих покупок человек чувствует себя как белая ворона, опасается формирования у окружающих соответствующего мнения о себе, как о человеке, который не может себе позволить такие покупки, человеке бесперспективном, не успешном, не стоящем внимания.

Естественно, что все это видят наши дети. Видят покупки родителей, видят рекламу, видят, что без денег сегодня просто никак не обойтись. Отсюда уже с детских лет у маленького человечка начинает формироваться отношение к деньгам, как к средству проявления своей индивидуальности, своих возможностей, успешности и просто как к возможности жить в свое удовольствие.

Поэтому у ребенка возникает потребность иметь свои деньги на карманные расходы, которые смогут добавить ему авторитета среди друзей, одноклассников и почувствовать себя взрослее, самостоятельнее.

Вот тут и возникает вопрос у родителей – когда можно начинать давать ребенку деньги? А если давать, то как часто и как много?

Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы, чтобы понять, как правильно вести себя, когда у ребенка появится желание иметь свои деньги.


С какого возраста можно давать деньги ребенку?

Как правило, родители начинают давать деньги на карманные расходы своим детям с того времени, как ребенок пошел в школу.

Если до школы малыш постоянно находился рядом с родителями и деньги ему были ни к чему, то в школе ему нужно что-то купить себе на обед в столовой, оплатить проезд в школу, купить себе какие-то канцелярские мелочи для учебы. И это не прихоть, родители хорошо это понимают и не отказывают малышам в некоторых суммах.

Но тут появляются новые вопросы. Сколько денег для ребенка будет достаточно? Как часто давать деньги? Как научить малыша относиться к деньгам бережно, не тратя их попусту?


Как научить ребенка ответственно относиться к деньгам?

Давая деньги ребенку, взрослые иногда не задумываются, что в этот момент ребенок вовлекается в очень важный процесс, от которого впоследствии во многом будет зависеть его умение обращаться с деньгами.

Умение распоряжаться деньгами – одно из важнейших умений в нашей жизни. Правильно планировать траты, умение откладывать деньги на будущее, делать накопления, понимать, на что действительно нужно потратить, а на что вовсе не обязательно. Все это закладывается в сознание ребенка именно с момента появления у него карманных денег.

Поэтому, давая деньги малышу, вы должны понимать свою ответственность за формирование у него бережного отношения к деньгам.

Чаще всего происходит как? Ребенок подходит к маме или папе и говорит, что ему нужны деньги на то-то и на то-то. Взрослый берет кошелек, достает из него нужную сумму денег и дает их ребенку.

Понятно, что ни о каком развитии навыка обращения с деньгами здесь речь не идет вообще. Ребенок знает, что ему всегда дадут столько, сколько нужно, достаточно просто попросить. Складывается впечатление, что количество денег в родительском кошельке неисчерпаемо.

Ребенок не понимает, что родители раз в месяц получают зарплату, на которую потом живут весь следующий месяц. Что для этого им приходится планировать, на что и сколько они потратят денег, чтобы дожить до следующей получки.

Лучшим способом научить ребенка бережному отношению к деньгам является регулярная выдача определенной суммы, расходование которой будет планировать сам ребенок. При этом не следует ему указывать когда, на что и сколько можно потратить.

Сначала ребенку будет непросто научиться распоряжаться полученными средствами. В первое время вы не раз столкнетесь с ситуацией, когда ребенок все потратил буквально на следующий день. Но не следует идти на поводу и, вздохнув, выделить еще немного денег. Так вы никогда его ничему не научите и сделаете только хуже.

Поначалу можно давать деньги 1 раз в неделю. Когда ребенок будет становиться старше и у него уже накопится определенный опыт обращения с деньгами, можно перейти на выдачу нужной суммы раз в месяц.

Перед тем, как начать давать деньги можете договориться с ребенком, что некоторые определенные расходы теперь будет оплачивать он сам, что в эту сумму войдут, к примеру, пополнение баланса на сотовом телефоне, покупка проездного, поход в кино. Все, что останется – он откладывает в свою копилку или тратит на свое усмотрение.

Конечно сумма должна быть адекватной, позволяющей пополнить баланс, сходить в кино и оплатить проезд в городском транспорте и еще немного на карманные расходы.

Такой подход поможет научить ребенка понимать, что деньги не падают с неба, что если он за пару часов проговорил все деньги на своем мобильном, то до следующего пополнения баланса ему придется подождать, что в кино каждый день не следует ходить, так как после этого уже не остается денег на все остальное и т.д.

Это очень действенный способ развития аккуратности в обращении с деньгами, которая пригодится ребенку во взрослой жизни.

Сколько давать денег на карманные расходы?

Этот вопрос является наиболее трудным и требует от взрослого определенной мудрости и ответственности. Конечно же, в первую очередь количество карманных денег, выдаваемых ребенку, зависит от доходов семьи.

Но даже в том случае, если вы совершенно не стеснены в средствах, не следует давать ребенку денег слишком много, как бы ему ни хотелось блеснуть перед друзьями.

Подсчитайте расходы, которые вы включите в эту сумму – сотовый, завтраки, проезды, кино и накиньте немного сверху. Или поинтересуйтесь у родителей его друзей – сколько они выделяют денег своим детям. Исходя из этого, уже можно вывести примерную сумму.

Никто кроме вас точную цифру назвать не сможет. Тем более что с возрастом ребенка сумма будет постепенно увеличиваться. Если в первом классе малышу вполне хватало 500 рублей в месяц, то старшекласснику может оказаться ее недостаточно и на неделю.

Давая деньги ребенку, не забывайте соблюдать несколько главных правил.

Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, многих, у кого есть дети, этот вопрос волнует по-настоящему. Давать или не давать карманные деньги ребенку? И если давать, то сколько? Когда начинать давать и как проконтролировать? Вопросы, на которые мы ищем ответы. И каждый решает для себя эту проблему, как может и как считает верным.

Многие родители уверены, что карманные деньги необходимы ребенку. Это позволит ему во взрослой жизни избежать многих ошибок. Ведь, для того чтобы научиться распоряжаться деньгами, планировать расходы, тратить и рассчитывать бюджет – нужно этому научить. А как научить, если ребенок никогда не держал в руках деньги?

Другая часть родителей уверена в обратном. – понятия несовместимые. А зачем ребенку деньги?

  • Им все и так покупают родители
  • К тому же, дети не умеют тратить деньги
  • Можно избаловать деньгами или развить такие качества, как жадность
  • Ребенок, у которого всегда есть деньги, больше рискует (у него их могут отобрать или, хуже того, побить)

В поисках ответов мы изучаем опыт других родителей, опыт зарубежных стран, читаем советы психологов и всякие умные книжки, как, например, книги Роберта Кийосаки.

Временами, так и хочется сказать себе: «Стоп, достаточно. Остановись на минутку, перевари все, что узнал, и примени. Но применяй творчески, опираясь на собственный жизненный опыт и интуицию, учитывая характер и склонности своего ребенка».

Согласитесь, многие из нас относятся к поколению, воспитанному в несколько негативном отношении к деньгам.

В наших семьях не было принято обсуждать какие-то финансовые вопросы и проблемы с детьми. Родители, как правило, выкручивались, как могли.

И уж, конечно, ни о каком финансовом образовании детей и речи не было. Поэтому мы, теперешние родители, в большинстве своем абсолютно безграмотны в финансовом отношении. Наши родители, да, зачастую, и мы сами живем, как Бог на душу положит.

И распоряжаемся заработанными деньгами примерно по той же схеме, по которой это происходило в семье, как это обычно делали бабушка и дедушка, родители или ближайшие родственники.

Только сейчас я начинаю понимать, что в жизни можно было бы все организовать как-то иначе, при правильном отношении к деньгам.

И, уже только поэтому, считаю, что дети должны с детства знать цену деньгам и уметь с ними обращаться.

Чтобы ваш ребенок стал богатым и счастливым человеком, вы, родители, научите его стать таким, даже если у вас что-то не получилось в жизни и вы сами совсем не богаты.

Потому как дело здесь в основном не в вашем состоянии, а в вашей голове и в вашей способности воспитать в детях правильное отношение к деньгам.

Но это только моя точка зрения.

Посмотрим, что по этому поводу думают психологи, и как это происходит в других странах.

Германия

Стабильная и добропорядочная Германия известна своей страстью к экономии во всем (правда, в разумных пределах, и, при этом, качество жизни от этого нисколько не страдает).

Карманные деньги у детей здесь приветствуются с раннего возраста.

Некоторые родители начинают давать детям деньги с 5 лет.

Суммы эти, конечно же, небольшие, но условия, при которых они выдаются в некоторых семьях, учат детей распределять свои финансы. Например, предлагается ребенку на выбор какая-то сумма денег или какое-то количество конфет, купленных за эти деньги. Таким способом (либо деньги, либо конфеты) ребенок начинает осознавать ценность денег и делать выбор.

Не знаю, приемлемо ли это в нашей стране. Лично мне такой способ как-то не очень. Но вот, наверное, мы поэтому и не немцы.

Немецкие школьники получают в среднем на свои расходы 5-20 евро. Но, при этом, многие родители сразу же забирают у детей 20% от выданной суммы (такой своеобразный налог).

Делается это не потому, что родители такие жадные и не могут расстаться со всей суммой, а с определенной целью: приучить детей, что с каждой суммы денег необходимо заплатить налог.

В Германии поощряется такой способ заработка детьми, как продажа на блошиных рынках своих игрушек, книжек и других уже ненужных им вещей. На эти деньги (когда накопиться нужная сумма) приобретается какая-то более крупная и необходимая ребенку вещь.

Франция

Вот уж почему-то никогда не думала, что французы (на мой взгляд, несколько легкомысленные по жизни, но, наверное, я ошибалась) способны заниматься таким накопительством.

Они приучают своих детей копить деньги и вести финансовый учет приходов и расходов с раннего детства (5-6 лет). Да еще и штрафуют за всякие детские шалости и провинности, существенно уменьшая содержимое детского кошелька.

На карманные расходы французским школьникам дают 5-30 евро в неделю, и эти деньги рассматриваются больше как способ научить детей обращаться с деньгами. А если им нужно приобрести что-то более дорогое, дети, как правило, зарабатывают деньги в свободное время.

Поступив в университет, многие французские дети и вовсе снимаются с денежного довольствия родителей (живут отдельно и за счет подработок).

Как я завидую их родителям: нам, наверное, никогда не приблизится к такой модели отношений детей с родителями. А так иногда хочется.

США

Страна, в которой очень серьезно (можно даже сказать, фанатично) относятся к , и дети приучены работать с детства (например, им могут платить родители за домашнюю работу или подростки зарабатывают на мойке машин, стрижке газонов, в кафе и т.п.).

Взаимоотношения родителей и детей сводятся в финансовом плане к простой схеме: родители стараются накопить себе больше на старость, чтобы не быть обузой для детей, а потому дети должны зарабатывать самостоятельно.

На карманные расходы американским школьникам выдают 5-15 долларов. Системное образование по финансовой грамотности дети могут получить в специальных лагерях, где такое обучение проходит в игровой форме. Очень часто американские дети берут себе кредиты на обучение (полностью или частично).

Швеция

В этой стране деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно для родителей.

Представляете, до 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если еще родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребенка уж точно наберется кругленькая сумма.

Я хочу жить в Швеции 🙂

И еще в Швеции дети также зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15-ти лет могут организовать свой бизнес. В стране очень много таких молодых бизнесменов.

Ну а что мне не очень нравиться, так это то, что есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.

Англия

Англия, как оказалось, самая лояльная страна по отношению к детям. Честно признаюсь, я думала наоборот, что в чопорной и строгой Англии самые драконовские меры по отношению к детям и детскому труду.

Но все вовсе не так.

Англичане не стараются «загружать» своих малолетних детей основами финансовой грамотности. Хотя, как правило, почти во всех семьях у детей есть копилки, куда они откладывают деньги. На карманные расходы детям выдается еженедельно 8-31 доллара (в зависимости от возраста ребенка).

Также практикуется система подработок у родителей. А дети постарше, которые подрабатывают самостоятельно, иногда лишаются денег на карманные расходы.

И еще вот такой интересный нюанс: если дети начинают зарабатывать по-настоящему и продолжают жить с родителями, они платят родителям 10% от своего заработка (так называемый родительский сбор) на оплату коммунальных и продукты. И, тем самым, вырабатывается понимание: не все, что сам заработал, можешь потратить только на себя.

Турция

В этой стране самый приятный и легкий способ заработать деньги детям. Они получают монетки (от 0,5 до 27 долларов) с самого младенчества за то, что целуют старших родственников по большим национальным праздникам.

Дети-школьники получают еженедельно 5,5-16 долларов на карманные расходы. Начинают подрабатывать позже, чем в европейских странах и США, лет с 15-16, и продолжают находиться под финансовой опекой родителей.

Венгрия

Интересен ее опыт финансового образования детей: обучают обращаться с деньгами в процессе игры (например, «Монополия») и на уроках в школе.

Карманные деньги – 12 долларов в неделю.

В этом вопросе и отечественные, и зарубежные психологи единодушны. Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, сберегать, планировать) без реальных денег (на данном этапе – это карманные деньги).

С какого возраста давать детям деньги?

Единой точки зрения нет. Но большинство склоняется к тому, что деньги надо начинать давать, когда ребенок будет к этому готов (начнет сам проявлять интерес к этому вопросу, научится считать). У нас этот период обычно совпадает с началом учебы в школе.

Здесь каждый решает сам. Это зависит и от доходов в семье, и от разумного подхода.

Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Как часто выдавать карманные деньги?

Выделяемая сумма должна быть постоянной – например, 50-100 рублей в неделю. Обычно потребность в карманных деньгах возникает с началом учебы в школе.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Ребенок должен самостоятельно распоряжаться этими средствами.

Родители же могут посоветовать, на что потратить деньги, как лучше ими распорядится, ненавязчиво проконтролировать. Но окончательное решение должен принять ребенок. Так как, при строгом контроле за расходами со стороны родителей, утрачивается весь смысл карманных денег.

Например, можно взять с собой ребенка за . И не бойтесь, что ребенок потратит деньги (на ваш взгляд, совершенно бездарно на бесполезные вещи). Любой опыт – это опыт самого ребенка. Только так он научится самостоятельно распоряжаться деньгами.

Пока-пока…

P.S. Если вы сами еще не умеете распоряжаться финансами, начните учиться вместе со своим ребенком. Полезно будет всем.

Альбер Камю: «Только тот богат, у кого есть карманные деньги».

Современные дети живут в мире ценников, они знают, что за все нужно платить, и что требуется много денег, чтобы ни в чем себе не отказывать. И время, когда была актуальна поговорка «Не в деньгах счастье», давно прошло, теперь главенствует совершенно иная – «Не в деньгах счастье, а в их количестве». Поэтому неудивительно, что дети, независимо от их возраста, стремятся иметь собственные средства. И прежде чем принять решение о том, выделять ли некую сумму ребенку, нужно все тщательно взвесить. И здесь перед родителями встает очень серьезная задача – правильно подготовить ребенка к длительным отношениям с деньгами.

Итак, карманные деньги: «за» и «против».

Рано или поздно в каждой семье возникает вопрос о том, давать ли ребенку карманные деньги и в каком размере? Безусловно, возможности у каждой семьи разные, но даже при условии стабильного дохода этот вопрос остается сложным и достаточно спорным.

Мнения психологов по этому вопросу расходятся. Некоторые убеждены в том, что давать деньги детям нужно, другие придерживаются противоположной точки зрения. Почему настолько разнятся мнения о том, нужны ли детям деньги и сколько нужно их давать?

Нужны ли карманные деньги детям?

Бертольд Авербах: «Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».

Некоторые психологи считают, что подросткам нужно давать средства, другие, наоборот, выступают против выдачи карманных денег, приводя множество доводов, которые объясняют их точку зрения. Так что же такое карманные деньги: зло или возможность для детей повысить самооценку? На самом деле оба мнения имеют право на существование однако, и в той, и в другой интерпретации есть и обратная сторона.

Почему нужно давать детям карманные деньги:

Развивают самостоятельность

Карманные деньги предполагают, что ваш отпрыск своими силами будет составлять бюджет, в котором учтет все свои расходы. Лишив ребенка карманных денег, вы делаете его зависимым от своих решений и выбора покупок.

Повышают самооценку и придают уверенность в себе

Ребенок должен, прежде всего, комфортно чувствовать себя в мире взрослых. Регулярная выдача наличных средств даст ему возможность тратить их на необходимые вещи. Ведь отсутствие минимальных возможностей может развить у школьника комплекс неполноценности. А у большинства его сверстников наверняка имеются средства для покупки нужных вещей.

Вырабатывают ответственность

Регулярная выдача наличных средств будет формировать у ребенка чувство ответственности. Он будет планировать свои траты, а может даже начнет экономить и копить.

Почему карманные деньги не стоит давать детям:

В то же время специалисты, которые выступают против такого проявления самостоятельности, говорят о том, что пока ребенок маленький, все приобретения должны делать взрослые, поскольку ему будет сложно сделать правильный выбор. Кроме того, некоторые считают, что наличие денег у ребенка с малых лет может его испортить.

Дети быстро привыкают к постоянному финансированию

Регулярное получение карманных денег может стать привычкой. Если вначале ребенок будет рад даже незначительной сумме, то со временем она его уже не устроит. Кроме того, выдачу средств на личные расходы он будет принимать как должное.

Подросток должен сам себе зарабатывать средства на личные расходы

Стоит отметить, что многие противники карманных денег любят приводить в пример подростков из американских семей, в которых богатые родители вместо того, чтобы полностью всем обеспечить своих детей, учат, как заработать карманные деньги. Они отправляют своих отпрысков на работу, причем не престижную: посыльными, мойщиками машин. Американцы считают, что только таким образом они смогут привить своим детям понятие о том, что деньги нужно зарабатывать трудом.

Поскольку существует много «за» и «против» карманных денег, каждой семье придется искать золотую середину самостоятельно.

Светлана, мама Лизы 10 лет: «Лично я поддерживаю тех, кто говорит, что детям нужно давать карманные деньги. Еженедельно я выдаю дочери определенную сумму на расходы, они включают в себя: оплату за проезд в школу и обратно, покупку булочки, компота, а также приобретение сладостей. Кроме того, она получает столько же денег на свои потребности. Да, конечно, первоначально сложно было объяснить ребенку, что если деньги закончились раньше срока, я больше не выдам. Но каково было мое удивление, когда через некоторое время дочь не только стала следить за тратами, но и откладывать часть денег. И через некоторое время спросила, можно ли ей купить куклу на собственные средства, на что получила, конечно, положительный ответ».

Однако есть некоторые нюансы, которые нужно учитывать во время принятия решения о том, давать деньги или нет.

В каком возрасте можно давать средства на личные расходы?

Ребенку карманные деньги не нужны до тех пор, пока он не начнет ходить в школу. В детсадовском возрасте малыш должен думать об игрушках, а не подсчитывать доходы и прикидывать, на что можно потратить свои карманные деньги. Однако, если все же решение было принято в пользу выдачи наличных в дошкольном возрасте, нужно сделать так, чтобы финансы не были чем-то вроде уступки на шантаж малыша. В противном случае в подростковом возрасте ребенок будет пользоваться различными ухищрениями, чтобы заполучить желаемое.


Идеальный возраст для карманных денег - это 7-8 лет. В это время малыш уже начинает понимать, что за деньги можно приобрести все необходимое, он ими дорожит и бережет их. В то же время ребенок должен понимать, что деньги родителям не сыплются с неба, а достаются трудом. Иначе ваше желание привить малышу самостоятельность и повысить его самооценку приведет к потребительскому отношению.

Наталья, мама Сережи 9 лет: «Своему сыну я стала выдавать карманные деньги с 8 лет. С этого возраста он стала самостоятельно добираться до школы. По дороге он может купить что-то необходимое, например, на 8 Марта он приобрел красивую ручку своему учителю».

От чего должна зависеть сумма?

Прежде всего, сумма средств, выдаваемых школьнику, должна зависеть от возможностей семьи. Однако все же нужно учитывать некоторые факторы:

  • Каков возраст ребенка;
  • На что он может потратить деньги;
  • Сколько средств выдают сверстникам, одноклассникам;
  • Существует ли договоренность между ребенком и родителями.

Ирина, мама 6-летнего сына: «Мы живем возле школы и я каждый день наблюдаю, как дети, возвращающиеся из школы едят чипсы, пьют колу и прочие вредные продукты. Наверняка родители им это запрещают, иначе бы они не сидели тайком на нашей лавочке, а шли сразу домой. Я склоняюсь к мнению, что со своим сыном у нас будут строгие правила о том, на что категорически нельзя тратить деньги».

От чего сумма не должна зависеть?

По мнению многих психологов, очень важную роль играет договоренность между ребенком и родителями. Лучше всего, если выдача средств является обговоренным мероприятием. Однако сумма не должна зависеть от следующих факторов:

  • Полученных в школе оценок;
  • Помощи в домашних делах;
  • Настроения родителей.

Ни в коем случае нельзя советовать ребенку, как заслужить деньги. Он должен четко понимать, что это личные средства, которые он получит независимо от успеваемости в школе или поведения.

Сколько нужно давать денег?

Б. Франклин: «Человеку, у которого нет денег, трудно остаться порядочным».

Безусловно, многих родителей волнует вопрос о том, сколько давать денег? Сразу стоит сказать, что однозначного мнения здесь нет, поскольку это сугубо личное дело каждого. Цифра полностью зависит от расходов семьи и достатка. Но даже если возможности не ограничены, не нужно баловать чадо. Изначально необходимо выдавать незначительную сумму и увеличивать ее по мере взросления ребенка.

Сколько денег давать младшим школьникам

Итак, сколько нужно давать денег ребенку? Безусловно, отпрыску-семилетке ни к чему давать сумму с двумя нулями – что он будет покупать? Конечно, если это подарок – другое дело, но если такая сумма будет выделена ребенку на карманные расходы, он может купить что-то совсем ненужное, и, в конечном итоге, родители будут его ругать.

В случае, если ребенок ходит в школу (1-3 класс), размер суммы может высчитываться исходя из потребностей:

  • Средства, которые потребуются на проезд в общественном транспорте;
  • Деньги на покупку вкусностей, сока, компота в буфете;
  • Покупка необходимой канцелярии: ручек, линеек, карандашей;
  • Покупка мелких вещей или игрушек.

Как правило, сумма еженедельных карманных денег для младших школьников не превышает 300-500 руб. Конечно, она может варьироваться в зависимости от потребностей ребенка.


Карманные деньги для подростков

Когда ребенок взрослеет, соответственно, увеличиваются его потребности. Здесь уже нужно учитывать не только размер его каждодневных трат, но и запросы. И когда сумма выдаваемых наличных вырастает, желательно контролировать траты, если все в порядке, и бюджет позволяет выделить большие деньги, то размер карманных средств можно увеличить. Как правило, он может составлять в среднем до 800 руб.

Со временем, если ребенка не устраивает сумма, он может изъявить желание заработать. И здесь уже нужно объяснить ему, как это сделать. Очень хорошо, если отпрыск проявляет желание найти работу на каникулах.

Таким образом, ребенок научится не только правильно распоряжаться деньгами, но и планировать свои расходы. Все это зависит от родителей: не нужно потакать всем капризам ребенка, возмещать средства, если он их неправильно потратил или потерял.

Насколько часто нужно выдавать деньги?

Школьникам не стоит выдавать деньги раз в месяц, поскольку этот срок для них слишком большой. Лучше всего, если наличные будут выдаваться еженедельно, сумма должна быть достаточной, чтобы ее хватало на дорогу, покупку булочек и других продуктов в школьной столовой, а также разных сладостей и прочего.

Подросткам можно выдавать карманные деньги один раз в месяц. Такая периодичность будет приучать их к правильному распределению средств. Однако, сразу делать этого не стоит, лучше увеличивать период между выдачами постепенно.

Как проводить контроль выданных карманных средств?

Безусловно, контролировать средства необходимо, но это нужно делать с самого начала, когда дети еще не обладают навыками денежных отношений. Безусловно, с возрастом ребенку нужно объяснять, что такое карманные деньги и куда их можно тратить. Но нельзя в жесткой форме говорить о том, на что тратить деньги, иначе сам инструмент развития навыка распределения средств и ведения самостоятельного бюджета теряется.

Если все же ребенок был замечен в нерациональном расходовании средств, его необходимо наказать, но нельзя лишать карманных денег. Лучше будет, если отпрыску будет популярно разъяснено, в чем состояли его ошибки и как их избежать в будущем. Однако не нужно сильно заострять внимание на этом и постоянно упрекать его, ведь негативный опыт – это тоже опыт.

Важно научить подростка или школьника советоваться при покупке дорогой вещи. И даже если ребенок желает сделать серьезную покупку, но при этом вы понимаете, что это неправильно, нельзя запрещать, лучше найти аргументы, чтобы переубедить его. Голос родителей в этом вопросе должен быть исключительно советующим. Ведь финансовые потери – это часть науки о том, как правильно распоряжаться деньгами.

Правила, которых нужно придерживаться при выдаче карманных денег

Каждая семья должна самостоятельно корректировать их в зависимости от характера ребенка, его трат и потребностей. Однако есть ряд правил, которых стоит придерживаться:

Не меняйте правила

Если вы с ребенком оговорили, сколько будете выдавать карманных денег и к какие сроки, ни в коем случае не нужно менять эти правила. Игнорирование или отсрочка могут привить ребенку финансовую необязательность.

Карманные деньги принадлежат ребенку

Ребенку нужно доходчиво объяснить, по какой причине вы выделяете ему финансы и какие траты он должен возмещать ими. Однако не нужно давать подростку деньги и обязывать его приобретать себе продукты, одежду. Это все-таки карманные деньги, а не средства для проживания.

Нельзя уменьшать сумму

Если же по каким-либо причинам необходимо сократить размер карманных средств, нужно объяснить подростку, почему это происходит. Но ни в коем случае нельзя говорить что-то вроде этого: «Ты себя плохо вел и не заслужил!». Никогда нельзя наказывать ребенка сокращением количества карманных денег.

Нельзя увеличивать сумму

Если выданные деньги ребенок потратил раньше оговоренного срока, нужно объяснить ему всю ситуацию и указать на его ошибки. Если ситуация повторяется неоднократно, ни в коем случае нельзя выдавать никаких дотаций, иначе отпрыск будет воспринимать вас как банк с безграничным лимитом, и весь инструмент контроля финансовой независимости будет утерян.

Финансовое воспитание должно проводиться с самых малых лет. Только тогда ребенок поймет ценность денег и принципы их расходования. Если детей приучать к самостоятельности, они станут более практичными.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об