Как открыть пункт приема платежей: доступные способы. Организация бизнеса по приему платежей

Если агент заключит договор напрямую с поставщиком, то он будет именоваться оператором по приему платежей. Если последний передоверил прием платежей другому лицу, то оно будет именоваться платежным субагентом. Все обозначенные термины представлены в Законе о деятельности по приему платежей.

Конкуренцию названным лицам составляют банковские платежные агенты, привлекаемые кредитной организацией в целях участия в оказании услуг по переводу денежных средств. Деятельность данных лиц регулируется другим нормативным актом - Законом о национальной платежной системе. Операторы связи как поставщики услуг сотрудничают со всеми лицами, но в статье внимание будет уделено "обычным" платежным агентам и их взаимоотношениям с операторами связи.

О признании доходов

Представим ситуацию. По условиям договора оператора связи с платежным агентом последний от имени первого за вознаграждение осуществляет прием денежных средств от физических лиц - абонентов и перечисляет полученные деньги на банковский счет оператора. Когда ему отражать расчеты с абонентами (поступление аванса, погашение задолженности) в бухгалтерском учете?

Оказывается, ответ на этот вопрос можно найти в п. 3 ст. 3 Закона о деятельности по приему платежей. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту. Раз так, то датой отражения расчетов оператора с абонентами является день поступления денежных средств от физического лица - абонента платежному агенту. При этом если оператор по тем или иным причинам признает доходы от оказания услуг кассовым методом, то есть по мере поступления денежных средств, то датой получения доходов признается день поступления средств от клиента платежному агенту.

Более полные указания даны в Письме Минфина России от 24.01.2013 N 03-11-11/28. Моментом погашения задолженности покупателя перед организацией является момент одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств. Этот момент и является датой признания дохода (при кассовом методе).

Возникает вопрос: каким документом подтвердить названную дату?

Если речь идет о платежном агенте - банке, то первичным документом, подтверждающим поступление ему денежных средств от физических лиц, может быть реестр кредитной организации о принятых денежных средствах, заверенный соответствующим образом. Если платежный агент не относится к кредитным организациям, то тогда может быть составлен аналогичный реестр о принятых агентом денежных средствах в пользу поставщика (оператора связи). Последний на основании такого реестра отражает расчеты с клиентами (абонентами).

О признании расходов

Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком. Об этом сказано в п. 2 ст. 3 Закона о деятельности по приему платежей. То есть вознаграждение может взиматься помимо суммы платежа, указанного в квитанции клиента, - именно у него в данном случае возникают расходы по уплате вознаграждения платежному агенту.

Но на практике бывает и по-другому: платежный агент договаривается с оператором, что вознаграждение удерживается из средств, которые перечисляются исполнителю услуг.

Вроде бы для оператора это менее выгодно, но если платежный агент принимает большой объем платежей от населения, то почему бы не сделать исключение и не учесть комиссию платежного агента в собственных расходах, связанных с приемом платежей? Ведь, напомним, услуги платежного агента помимо собственно приема платежей предполагают и осуществление последующих расчетов с поставщиком.

За это тоже кто-то должен платить, и не обязательно этим кем-то должен быть клиент. Поэтому в отдельных случаях оплату услуг платежных агентов берут на себя поставщики, что не нарушает диспозитивную норму п. 2 ст. 3 Закона о деятельности по приему платежей.

Дата признания таких расходов определяется по правилам пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. А именно: расходы в виде сумм комиссионных сборов признаются в целях налогообложения при методе начисления или на дату расчетов, или на дату предъявления расчетных документов, или на последнее число отчетного (налогового) периода.

Не будет также ошибкой признать для целей налогообложения прибыли расходы на вознаграждение платежному агенту на дату утверждения отчета агента принципалом (поставщиком услуг). Кстати, по тем же правилам можно признавать расходы на комиссионные вознаграждения платежных агентов для целей бухучета согласно ПБУ 10/99 "Расходы организации".

О документах платежного агента

Операциям с населением по приему платежей у населения платежные агенты уделяют не меньше внимания, чем расчетам с поставщиками услуг. Здесь нужно помнить, что при осуществлении большого количества наличных расчетов обязательным является применение ККТ в силу норм Закона о применении ККТ. Поэтому платежный агент при приеме платежей должен применять ККТ с фискальной памятью и контрольной лентой.

Как же можно применить один кассовый аппарат для использования на нескольких терминалах? Путем подключения одной или нескольких единиц ККТ к одному или нескольким платежным терминалам с использованием линий и каналов связи, не входящих в состав ККТ и платежного терминала.

Зачем все это операторам связи, выступающим в роли поставщиков услуг? Затем, чтобы урегулировать вопросы с клиентами-абонентами, а также с платежными агентами по не дошедшим до оператора или не поступившим вовремя платежам. Документальное подтверждение осуществленных расчетов до сих пор остается наиболее убедительным доказательством факта совершения операции при отстаивании интересов участниками сделки как во внесудебном, так и в судебном порядке.

О непростом сотрудничестве

Практика показывает, что иногда операторы заключают с платежными агентами договоры не только на прием денежных средств от абонентов через терминалы, но и на подключение абонентов (как дополнительный вид деятельности посредников).

В последнем направлении платежные агенты не всегда разбираются, в результате чего им приходится учиться на своих ошибках. Дело в том, что оператор поставил перед агентом условие: сумма его вознаграждения будет уменьшена, если клиент, заключивший договор на предоставление услуг через агента, будет пользоваться сетью Интернет менее трех месяцев с момента заключения договора.

По мнению недополучившего часть доходов платежного агента, предметом агентского договора не могут быть действия, составляющие содержание оказываемых принципалом возмездных услуг связи, а также результаты в форме положительного результата в предпринимательской деятельности принципала (оператора связи). Риски предпринимательской деятельности по оказанию услуг связи, в том числе сопряженные с действиями абонентов, лежат на принципале и не могут быть переложены на агента.

Суд не поддержал платежного агента, указав, что тот знал и понимал порядок исчисления своего вознаграждения и имел возможность повлиять на механизм его определения в момент заключения договора. При исполнении договора платежный агент не заявлял претензий в части применения условий о корректировке вознаграждения и подписал без замечаний акты выполненных работ за спорный период.

Спорное условие направлено на пресечение потенциальных недобросовестных действий агента, связанных с заключением договоров с абонентами, которые заведомо не будут исполняться со стороны абонентов либо будут исполняться в объеме, не перекрывающем базовую ставку вознаграждения.

По правовой сути агентский договор отличается от других посреднических договоров и договора возмездного оказания услуг более широким предметом действия: агент по поручению принципала совершает как юридические, так и фактические действия. В данном спорном случае это предполагает действия агента не только по заключению договоров от имени оператора, но и совершение фактических действий, которые приведут к достижению принципалом положительного результата в его предпринимательской деятельности.

Довод, что вознаграждение агента ставится в зависимость от деятельности третьих лиц, суд не принял, поскольку право оператора связи на корректировку вознаграждения не является ответственностью агента за действия абонентов.

В рассматриваемой ситуации агент отвечает за свои действия по недостаточному продвижению услуг оператора связи на рынке, необходимость которого предусмотрена агентским договором. В итоге условие оператора связи о продвижении услуг и корректировка агентского вознаграждения при его невыполнении признаны правомерными.

В заключение для общего развития скажем несколько слов о налоговых платежах и сборах, которые к операторам связи не имеют прямого отношения. Тем не менее любой сотрудник организации является плательщиком нескольких налогов (НДФЛ, налога на имущество, транспортного налога в отдельных случаях), и ему нужно знать следующее.

Традиционно налогоплательщики исполняют свои обязанности перед бюджетом в банках, оплачивая выставленные налоговые требования через операциониста или через банковский терминал.

Это подтверждает Минфин в Письме от 25.02.2013 N 03-01-10/5290: налогоплательщик имеет право уплатить налоги, сборы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами, путем представления в банк соответствующего поручения на перечисление денежных средств в электронной форме по сети Интернет либо путем внесения денежных средств через банкоматы и платежные терминалы банков.

Можно ли для этого использовать небанковские терминалы? Финансовое ведомство дает отрицательный ответ, руководствуясь простейшей логикой. Налоговым кодексом не предусмотрена уплата налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов через платежных агентов, банковских платежных агентов. Поэтому не стоит пытаться найти данный сервис в терминалах быстрой оплаты.

Дата публикации: 17.01.2014 15:03

С 2010 года деятельность по приему платежей с помощью платежных агентов регулируется Федеральным законом от 03.06.2009г. N 103-ФЗ (далее - Закон).

В целях этого Закона под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Для начала давайте разберемся, кто же такой поставщик, а кто – является платежным агентом.

Поставщик – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с названным Федеральным законом. Поставщиком также являются организации и предприниматели, которые вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Относятся к поставщикам и органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Платежный агент – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Отметим, что кредитные организации к платежным агентам не относятся.

Законом установлены определенные требования к платежным агентам и поставщикам.

В частности, в силу п.п. 14, 15 ст. 4 Закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Данная обязанность платежного агента корреспондирует с обязанностью поставщика, предусмотренной п.18 ст.4 Закона, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, не допускаются. Таковы требования п.4 ст. 8 Закона.

Таким образом, использование платежным агентом и поставщиком специального банковского счета при приеме платежей от физических лиц является обязательным.

Если платежный агент либо поставщик не выполнил требование об обязательном ведении специального банковского счета, то он будет нести ответственность в соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Так, за нарушение платежными агентами:

  • обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет;
  • неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Следует также учесть, что платежный агент при приеме платежей, в том числе с использованием терминала, обязан использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Статьей 5 Закона установлены особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику.

Обращаем внимание налогоплательщиков, за такие нарушения, как:

  • неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;
  • применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения;
  • отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);
предусмотрена административная ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Пункт приема платежей является неплохим денежным вложением для того, кто планирует зарабатывать деньги в качестве частного предпринимателя. Открытие данного бизнеса не предполагает внушительных затрат, что делает возможным его достаточно простое и быстрое расширение. Весьма привлекательным для тех, кто хочет открыть пункт приема платежей, будет являться и то, что им не нужно будет в обязательном порядке оформляться как юридическое лицо, так как Центробанк свободно позволяет осуществлять данный вид коммерческой активности индивидуальным предпринимателям.

Законодательством практически не устанавливаются какие-то особые ограничения при ведении подобного дела. В частности, такой бизнес можно осуществлять и как дополнение к основному - пункт приема платежей может быть организован при любом торговом предприятии, даже весьма небольшом. Причем по опыту именно такой вариант оказывается наиболее рентабельным, приносящим достаточно высокий доход, так как большинство потребителей предпочитают оплачивать коммунальные услуги, телефонную связь, телевидение и интернет, а также вносить иные похожие платежи не в специализированных местах, а в шаговой доступности - в ближайшем магазине.

Организация пункта приема платежей: документация и договор с платежной системой

Для того чтобы открыть пункт приема платежей, как и любой другой бизнес, необходимо, в первую очередь, правильно оформить все документы. От индивидуального предпринимателя требуется копия свидетельства о государственной регистрации в едином реестре, ИНН, копия паспорта. Юридическим лицам надлежит иметь бумагу из ЕГРН, ИНН, заверенные предприятием реквизиты, а также копию приказа о назначении директора. Если пункт приема платежей предполагается размещать в отдельном здании или помещении, то оно должно соответствовать всем требованиям СЭС Роспотребнадзора и пожарной безопасности, иметь заверенные разрешения на работу от государственных организаций, которые занимаются данными вопросами.

Важнейшим шагом в открытии пункта должна стать договоренность с одной из платежных систем, которые осуществляют деятельность и официально зарегистрированы на территории Российской Федерации.

Крупнейшими из них являются "КиберПлат", "Contact", "E-pay","E-port", "Suntel", "Empay". Они стабильно функционируют на рынке уже долгие годы, и им смело можно доверять. На сайтах данных компаний можно подробно изучить, на каких условиях они предлагают организацию приема платежей для заинтересованных лиц. В среднем, предприниматель, заключивший договор, будет получать с одного перевода денежных средств от 3 до 10 %. Данное соглашение предполагает предоставление контрагенту всего необходимого программного и аппаратного обеспечения и всей информации об услугах, которые он будет вправе осуществлять. По желанию, естественно, могут оговариваться и дополнительные детали.

Вернуться к оглавлению

Варианты организации платежного пункта

Существует несколько вариантов того, как непосредственно осуществлять проведение платежей. Самым распространенным является приобретение POS-терминала. Это специальное устройство, которое позволяет осуществлять торговые операции. На российском рынке существует множество фирм, которые занимаются продажей таких терминалов, так что особенных сложностей в его покупке не будет. Стартовая цена данного агрегата начинается с 18 тысяч рублей. В эту сумму входит его установка в надлежащем месте, его подключение, присоединение всех необходимых комплектующих и стандартная пользовательская настройка.

Фирма-поставщик обычно отвечает за установленный терминал в течение всего срока его работы и осуществляет его проверку и наладку по первому требованию покупателя. Данное устройство подлежит обязательной регистрации. Его изменение вне стандартных технологичных рамок недопустимо, оно может караться согласно российскому законодательству по статье 159 Уголовного Кодекса РФ ("Мошенничество"). Каждая проведенная через терминал операция облагается налоговым сбором по упрощенной схеме.

Открыть пункт приема платежей можно даже при наличии мобильного телефона. На смартфон с возможностью выхода в Интернет (имеющим хотя бы WAP-соединение) устанавливается специальное программное обеспечение, которое позволяет проводить финансовые операции. В договоре с платежной системой будет указан индивидуальный пароль, по которому программа будет идентифицировать конкретную организацию. Схема налогообложения предполагается упрощенная.

Третьим вариантом является организация точки приема платежей. Открыть ее и содержать выйдет несколько дороже, чем два предыдущих. Точка представляет собой небольшое рабочее пространство, где будет установлен стол и компьютер со специальной программой. Нанятый на работу продавец будет осуществлять данную услугу. Претворять бизнес в жизнь именно в таком виде имеет смысл только в случае полной уверенности в высоком спросе. В противном случае стоит обратить свое внимание на оставшиеся возможности организации платежного пункта.

1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи , если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

2.1. Платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, - от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи , а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", запрещена.

11.1. Поставщик не вправе заключить с оператором по приему платежей, а оператор по приему платежей не вправе заключить с платежным субагентом договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если оператор по приему платежей или платежный субагент осуществляет наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.

12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

1) адреса места приема платежей;

2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

3) наименования поставщика;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

6) способов подачи претензий;

7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;

8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Конечно, язык не поворачивается назвать этот бизнес самостоятельным, основным. Скорее, речь идет о дополнительном источнике заработка. Поучаствовать в этом празднике жизни, в принципе, может каждый предприниматель. Не так давно Центробанк выпустил очередное письмо, в котором подтвердил, что платежи могут принимать даже киоски с мороженым - при наличии соответствующего соглашения с оператором или его агентами. Буквально все это означает, что скоро за связь и «коммуналку» люди привыкнут платить не только с помощью карточек предоплаты или в банке, но и, например, в ближайшей аптеке, в газетном киоске или в кафе.

Предпосылок для развития бизнеса по приему платежей немало: всеобщая мобильная телефонизация, рост популярности IP–телефонии, растущий спрос на коммерческое телевидение, необходимость регулярно платить за свет, газ, стационарный телефон, домофон и многое другое. Главный же козырь - легкий шанс переманить тех, кто до сих пор томится в очередях, чтобы оплатить те или иные услуги в отделениях банков: многие готовы немного переплатить в обмен на ускорение процесса и возможность внести средства там, где это удобно.

Мы ведем статистику клиентов нашей платежной системы, - говорит директор ООО «Амега телеком» (платежные системы Empay) Кирилл Казанцев. - И в последнее время наблюдаем тенденцию: платежи плавно перетекают из салонов связи в неспециализированные розничные точки - продуктовые магазины, заправки, книжные лавки, в булочные. У этого явления есть простое объяснение: темп жизни в городах ускоряется, а с ним растет и количество различных платежей. Потребители выбирают удобство. Действительно, зачем специально идти в салон связи или Сбербанк и стоять в очереди, когда оплатить услуги можно буквально на ходу - по пути на работу или совершая покупки в ближайшем супермаркете!

Что касается возможности заработать на приеме платежей у населения, то здесь два основных варианта: организация собственной «точки» или вступление в ряды субдилеров действующих в стране платежных систем. В последнем случае остается лишь приобрести POS–терминалы и начать перепродажу услуг платежной системы, с которой вы заключили соглашение. В этом смысле самое выгодное - выступать в качестве оптовика, выплачивая субагентам - розничным точкам - часть комиссии, но не связываясь напрямую собственно с приемом платежей. «Это намного проще и выгоднее, чем ставить «бандуры», - говорит Кирилл Казанцев, имея в виду автоматы для приема платежей. - В целом же, несомненное достоинство бизнеса по приему платежей - простота и прозрачность его организации. Скажем, в Казани платежи через POS-терминалы легко проводят бабушки-продавцы в газетных киосках».

На каждом углу

Как устроена бизнес–схема? Все просто. Предприниматель заключает договор с одной из платежных систем - E–port, e–pay, Suntel, Empay, «Бюрократ» - и получает право принимать платежи, согласно оговоренной комиссии. Разумеется, для начала следует тщательно изучить условия, на которых работают различные платежные сети. Так, E–port взимает с дилера 30 копеек за каждый платеж, а Platina требует открыть отдельный счет в банке. Тарифная политика, необходимое аппаратное и программное обеспечение, удобство работы - все это, естественно, должно стать предметом изучения предпринимателя, задумывающегося о запуске такого бизнеса. В конце концов, если бы на рынке присутствовала одна–единственная, идеальная по всем параметрам платежная система, другие, вероятно, вымерли бы, еще не родившись.

Для запуска бизнеса от ПБЮОЛ потребуются копия свидетельства о госрегистрации, копия паспорта и ИНН, от юрлиц - копия документа о госрегистрации в ЕГРН, ИНН, заверенные печатью предприятия реквизиты, а также копия приказа о назначении директора с правом подписи.

Средний заработок владельца торговой точки составляет от 2 до 8% от всех сумм платежей, причем комиссия автоматически начисляется в режиме реального времени. Участники рынка утверждают: обычно оборот пункта по приему платежей составляет от 7 до 15 тысяч рублей в день, редко опускаясь ниже 5 тысяч. Что касается верхней планки, то владельцы пунктов приема платежей осторожно говорят примерно о 100 тысячах рублей в день. Что важно - предприниматель уплачивает налоги исключительно со своего вознаграждения, то есть не с оборота, а с прибыли, даже если применяется «упрощенка».

Пункт приема платежей в деталях
  • Инвестиции . Основное преимущество бизнеса - низкий старт. Для того чтобы начать принимать платежи, достаточно 20 000 рублей. Дополнительный плюс - возможность развиваться пошагово - step by step.
  • Форматы . 1) мобильный телефон с GPRS или POS-терминал на действующей торговой точке (не специализированной); 2) специализированный пункт приема платежей (компьютер, стол, продавец, доступ в Интернет по выделенной линии или настроенный GPRS); 3) сеть автоматов по приему платежей.
  • Форма собственности . ПБОЮЛ, ООО. Отличается лишь пакет документов, необходимых для покупки sim-карты.
  • Срок окупаемости . От полутора месяцев (POS-терминал) до двух лет (сеть автоматов по приему платежей).
  • Сертификаты и лицензии . Согласно письму Центробанка России, платежи за сотовую связь, коммунальные услуги, Интернет, коммерческое телевидение не являются платежами в пользу третьих лиц, поэтому принимать их может любой предприниматель, заключивший договор с оператором или посредником - платежной системой.
  • Аудитория и цены . Активные пользователи сотовой связи (больше 100 миллионов в России), Интернета, коммерческого телевидения. Потенциал коммунальных платежей - все взрослое население страны. Прибыль каждой точки составляет от 1 до 8% совокупного месячного объема платежей.
  • Средства продвижения . Для рекламы достаточно внешней навигации - вывески, лайтбокса.
  • Требования к помещению . Торговая точка, возможность выхода в Интернет.
  • Персонал . Экстремально простая система, с которой справится любой продавец.
Принимаем деньги

POS–терминал. Считается идеальным решением для владельцев розничных точек по приему платежей. Стоит аппарат 500–600 долларов, а дефицит места - не проблема: крохотное устройство легко умещается на свободном пространстве около кассового терминала. Не нужно тратиться на зарплату дополнительного сотрудника: принимать платежи будет тот же продавец, который уже трудится в штате. В вашей торговой точке «нет Интернета» и часто бывают перебои с электричеством? Не проблема. Главное, чтобы в помещении ловился сигнал оператора мобильной связи (GPRS); да придется следить за уровнем заряда аккумулятора.

Сегодня на рынке доступно несколько моделей POS–терминалов. Так, компания Empay предлагает сертифицированные POS–терминалы под торговой маркой NURIT (производитель - компания Lipman). Благодаря беспроводному соединению с сервером, эта маленькая, но бойкая машинка в компактном и легком корпусе (220×100х70 мм, вес 750 г) обещает быстрый, безопасный и безошибочный прием платежей.

Смотрите, как удобно, - демонстрирует систему в действии Кирилл Казанцев. - Ставим «малыша» при кассе, вставляем SIM–карту сотового оператора и SIM–карту платежной системы (именно она обеспечивает связь с платежным сервером. - Прим. авт.), набираем номер, и встроенный термопринтер печатает чек. Теперь проверяем, корректно ли записан номер, и отправляем платеж. Деньги зачисляются на счет абонента в течение нескольких секунд.

Специалисты Empay советуют в дополнение к терминалу приобрести световую вывеску, лайтбокс, за 2–5 тысяч рублей, чтобы информировать прохожих о доступности в вашем заведении услуги по дистанционной оплате. Ежемесячные расходы на связь и кассовую ленту не должны превысить 10 долларов, так что, по статистике, такой аппарат окупает себя в среднем за полтора-три месяца.

Мобильный телефон. Этот способ приема платежей не требует почти никаких затрат и удобен для владельцев торговых точек, которые не могут похвастаться обилием клиентов. В таком случае хватит сотового телефона с подключенными услугами GPRS и WAP. Схема примерно та же: предприниматель заключает договор с провайдером платежной системы (E–port, Empay и т. п.), а каждому кассиру выдается уникальный пароль. Клиент заполняет специальный бланк, указывая номер телефона и сумму платы. Оператор принимает деньги, после чего подключается через мобильный телефон к WAP-сайту платежной системы, вводит необходимые данные, и через минуту деньги попадают на счет абонента, а выручка оседает в кассе.

По мнению участников рынка, такая схема работы идеально подходит для организации выездных пунктов приема платежей. Представьте себе: лето, пляж, киоск с прохладительными напитками, обученный в течение одного дня продавец с мобильным телефоном в кармане и яркий стикер «Прием платежей», - вы готовы к приему. «Сегодня в каждом дачном поселке есть ларек, лоток, розничная точка. Повесьте вывеску, заключите договор с провайдером платежной системы, получите код, и всё! Дополнительные 500 долларов в месяц гарантированы», - уверяет Кирилл Казанцев.

Компьютер, стол, продавец. Все еще встречающаяся форма организации приема платежей, прежде всего, в бизнес-центрах. В небольшом арендуемом «закутке» устанавливаются стол и подключенный к Интернету компьютер с инсталлированной программой платежной системы. За компьютером - продавец, которому в Москве нужно платить ежемесячно около 9 тысяч рублей, а в регионах 5–6 тысяч. Клиент заполняет квитанцию, указывая номер телефона, своего оператора и сумму платежа, после чего продавец вводит эти данные в компьютер. Через одну-две минуты они попадают на счет абонента.

Основные затраты здесь приходятся на арендную плату за «метры». По словам Семена Холода, менеджера направления «Организация пунктов приема платежей» компании «Кардз–сервис», в Москве средняя ставка аренды составляет сегодня около 1 200–1 500 рублей за кв. м (6–9 метров вполне достаточно). Собственно говоря, в этом–то и состоит главный минус: необходимость платить за помещение сводит на нет все очарование этого направления бизнеса. Действительно, зачем платить больше, если можно приобрести POS-терминал и, используя имеющуюся в наличии площадь (сувенирную лавку, магазинчик канцтоваров или кафе) получать на 50–100 долларов больше, да еще и экономить 300 долларов на продавце! Лишний аргумент к тому, что прием платежей - не основной, а скорее, дополнительный источник заработка.

Пункт приема платежей. Низкий старт

Эконом
(Терминал на готовой торговой точке)
Торговая точка
(стол, компьютер, продавец)
Автомат по приему платежей

Первоначальные затраты (руб.)

Оборудование 15 000 12 000 150 000 — 170 000
Интернет
(GPRS)
300 300
Интернет
(Выделенная линия)
5 000 — 6 000
Вывеска
(лайтбокс)
5 000 5 000

Итого:

20 300 22 000 — 23 000 ~ 160 000

Текущие расходы (руб. в месяц)

Зарплата сотрудникам
(продавцам, инкассаторам)
9 000 12 000
Аренда 1 200 — 3 000 3 000 — 10 000
Пополнение лицевого счета
(в день)
6 000 — 15 000 6 000 — 15 000
6 000 16 200 — 27 000 15 000 — 22 000

Сеть автоматов. «Платежному» вендингу свойственны все преимущества и недостатки автоматической торговли. Достоинства - мобильность, легкость в использовании, возможность менять местоположение, устанавливать автоматы в бизнес–центрах и крупнейших универмагах с колоссальной проходимостью. Входной билет на этот рынок стоит 5–7 тысяч долларов - цена автомата. В России такие агрегаты сегодня предлагают уже более сорока производителей, так что выбрать подходящий вариант - не проблема. Недостаток же в том, что здесь срабатывает железное правило вендинга: сеть всегда более рентабельна, чем один–единственный автомат (если вы «промазали» с местом, то автомат не окупится никогда). Увы, применение автоматов сопряжено и с частыми поломками, а также с возможными актами вандализма. В этом смысле POS–терминал выглядит куда более безопасным вариантом. Что касается условий размещения автономных автоматов по приему платежей, то за право установить один агрегат владельцы столичных торговых и бизнес-центров просят от 2 тысяч рублей в месяц. Аренда одного квадратного метра в проходном месте обходится в 250–300 долларов, а прибыль составляет, в среднем, от 500 до 1 000 долларов ежемесячно.

Вот такой простой дополнительный бизнес, к которому явно следует присмотреться владельцам уже действующих торговых точек.

Висим!

Как таковых, трудностей в этом бизнесе немного. Случается, что сервер оператора «подвисает», возникает «пробка», платежи не проходят. Застраховаться от этого невозможно, так что клиентам приходится отказывать, честно предупреждая, что платеж может задержаться, хотя обязательно пройдет позже, когда «затор» рассосется. Чтобы не потерять постоянных плательщиков, некоторые предприниматели заключают контракты сразу с двумя платежными системами, дублирующими друг друга. Если одна «зависла», выручит вторая.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об