Экономические системы.

«Подготовка к ГИА по обществознанию» - Суждения о косвенных налогах. Практикум. Виды бюджета. Таможенная пошлина. Вклады в банк. Суждения о государственном долге. Налог. Налог на имущество. Финансирование государственных расходов. Подоходный налог. Местные налоги. Статьи дохода. Функции налогов. Признаки налогов. Сдельная форма заработной платы труда.

«Познавательная деятельность на обществознании» - Ряд шагов для создания кейса. Виды учебно-познавательной деятельности. Правда. Представление. Орган службы занятости. Парадокс познания. Кластер в начале урока. Современные технологии. Работа с кейсом. Функции денег. Ощущение. Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний. Урок «Политический статус личности».

«Вопросы по обществознанию» - Понятия. Прожиточный минимум. Дочь. Черты, присущие сословиям. Слова. Социальный статус. Приличествующий уровень жизни. Бедность. Неполные семьи. Практика. Черты сходства. Проверка домашнего задания. Богатые и бедные. Черты, присущие всем социальным группам. Стратификация. Общество. Престиж. Суждения о социальной группе.

«Олимпиада школьников по обществознанию» - Задания базового уровня. Активизация познавательных и творческих способностей. Количество участников. Назовите общее понятие. Социальные условия. Виды заданий. Продавец. Критерии оценивания эссе. Направления работы. Основные этапы подготовки к олимпиаде. Система подготовки учащихся к олимпиаде по обществознанию.

«Программа по обществознанию» - Примерная программа основного общего образования. Место учебного предмета «Обществознание». Характеристика содержания основного общего образования. Единый государственный экзамен – 2011. Разделы. Метапредметные результаты изучения обществознания. Преподавание предметной области «обществознание». Структура примерной программы по обществознанию.

««ГИА по обществознанию» 9 класс» - Задание А5. Экономические системы и собственность. Задание А1. Ограниченность ресурсов. Задание А3. Рыночное равновесие. Обмен – передача участником хозяйственной деятельности благ. Предложение – это желание или намерение продавца. Разделение труда – разделение процесса производства. Система хозяйствования.

Всего в теме 21 презентация

Обществознание.

Тема урока: Экономические системы

Учитель: Морозов А.В.

Цель урока:

    уметь характеризовать типы экономических систем;

    формирование умений решать экономические задачи;

    отработка навыков выполнения заданий ЕГЭ

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход урока

    Организационный момент (постановка целей и задач на урок) – 3 мин.

    Проверка домашнего задания (учащимся было дано задание составить не менее 10 открытых тестов по теме; «Экономика как наука?» - 10 мин.

Тесты учащиеся распечатываю, и на уроке происходит обмен тестами с целью их выполнения и дальнейшей проверки.

Также учащиеся пишут небольшую рецензию на тест своего одноклассника по форме:

    Наличие чёткой формулировки;

    Вопросы, по которым возникли затруднения, с указанием причин.

    Тема урока – отработка заданий ЕГЭ.

    Применение «ПОПС-формулы» (у учащихся есть памятки)

П - позиция.

О - объяснение (или обоснование).

П - пример.

С - следствие (или суждение).

- «Я считаю, что...»;

- «Потому что...»;

- «Я могу доказать это на примере...»;

-

    При работе с текстом можно также использовать приёмы из технологии критического мышления. Например, «Инсерт» , что в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления

Приём осуществляется в несколько этапов:

1 этап. Учащимся предлагается система маркировки текста с тем, чтобы подразделить заключённую в нём информацию следующим образом:

2 этап.

3 этап. Учащимся предлагается систематизировать информацию, поместив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу (таблица 1 ):

4 этап. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Предметная область использования приёма: учебные тексты с большим количеством фактов

Предметная область использования приёма: учебные тексты с большим количеством фактов и сведений.

Он способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Очевидно, что этапы «Инсерта» соответствуют трём стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

А.Пороховский.

Задание С1- С4

(ПОПС формула)

Отработка заданий С8

« Дебаты».

у них качеств, способствующих результативной деятельности в условиях современного общества. «Дебаты» способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, т.е. тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества. Дебаты в учебном процессе выступают в следующих формах:

как форма урока;

как элемент урока.

Раздел учащихся на 2 группы:

Дебаты по ПОПС – формуле.

По 3 мин каждая группа представляет свою позицию, 2 минут взаимные вопросы и ответы. В ходе этих дебатов должны быть показаны сильные и слабые стороны экономических систем.

По итогам этих дебатов учащиеся составляют план:

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Основные типы экономических систем». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

пишут эссе:

(У. Черчилль).

Проверка домашнего задания (учащимся было дано задание составить не менее 10 открытых тестов по теме; «Экономика как наука?» - 10 мин.

Тесты учащиеся распечатываю, и на уроке происходит обмен тестами с целью их выполнения и дальнейшей проверки.

рецензию на тест своего одноклассника по форме:

    Соответствие (или не соответствие) вопросов теме;

    Наличие чёткой формулировки;

    Вопросы, по которым возникли затруднения, с указанием причин.

    Применение «ПОПС-формулы» (у учащихся есть памятки)

П - позиция.

О - объяснение (или обоснование).

П - пример.

С - следствие (или суждение).

Технологичность приёма заключается в следующем:

первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

- «Я считаю, что...»;

второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

- «Потому что...»;

третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

- «Я могу доказать это на примере...»;

и, наконец, четвёртое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

- «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...».

Государство провело национализацию ряда отраслей тяжёлой и топливно-энергетической промышленности. Какие последствия вызовет данная политика государства? Сформулируйте два возможных последствия. Укажите любую одну возможную причину, которая повлекла частичную национализацию.

    При работе с текстом можно также использовать приёмы из технологии критического мышления.

подразделить заключённую в нём информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что им уже известно;

Знаком «минус» - то, что противоречит их представлению;

Знаком «плюс» - то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

3 этап. Учащимся предлагается систематизировать информацию, поместив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу

Прочитайте текст и заполните к нему таблицу.

Государство в условиях рыночной экономики.

Всех агентов экономики объединяет рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и… расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль - сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

А.Пороховский.

После заполнения таблицы и её обсуждения работа по вопросам текста. Задание С1- С4

1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

2 Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

4 Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. (ПОПС формула) Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Отработка заданий С8

« Дебаты». Для формирования умений части «С» на современных уроках истории желательно использовать технологию «Дебаты». Это не просто увлекательная игра, но и эффективное средство развития учащихся, формирования

у них качеств, способствующих результативной деятельности в условиях современного общества. «Дебаты» способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, т.е. тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества. Дебаты в учебном процессе выступают в следующих формах:

Раздел учащихся на 2 группы:

    Государственная экономика является одним из самых оптимальных вариантов ведения рациональной хозяйственной деятельности.

    Рыночная экономическая система отвечает рационально на все вопросы экономики.

Дебаты по ПОПС – формуле.

По 3 мин каждая группа представляет свою позицию, 2 минут взаимные вопросы и ответы. В ходе этих дебатов должны быть показаны сильные и слабые стороны экономических систем.

По итогам этих дебатов учащиеся составляют план:

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Основные типы экономических систем». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

пишут эссе:

« Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм это неравное распределение блаженства» (У. Черчилль).

    Ведущие понятия Оборудо-вание... 24 25 Человек в системе экономических отношений. Человек в системе экономических отношений. Потребители, производительность... Практическая работа по теме «Экономика» Повторительно-обобщающий урок по главе « ...
  1. Урока. Экономическая и политическая обстановка в стране после гражданской войны. Курс на новую экономическую политику

    Урок

    Составление опорного конспекта по теме . План урока . Экономическая и политическая обстановка в... задания. “Нэп – система экономических мероприятий, сменившая политику “военного... и обратные последствия получатся при налоговой системе … Беднота. – 1921. – 9 ...

  2. Тема урока Кол-во часов (9)

    Урок

    Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика деятельности... Попытки проведения экономических реформ в конце 1960 - х годов. 1 Урок актуализации знаний... военно-политических блоков. Распад колониальной системы и образование независимых государств в...

Тема урока «Типы экономических систем» Образовательная цель: учащиеся должны понять, что такое экономическая система и какие проблемы она должна решать, обобщить и систематизировать знания учащихся об экономических системах, доказывать преимущества и недостатки каждой системы. Развивающая цель: развивать аналитическое мышление, логику, память, устойчивость внимания, формировать умение принятия нестандартных решений, развивать творческие способности, формировать познавательный интерес. Воспитывающая цель: умение сотрудничать, развивать чувство коллективизма, трудолюбие, культуру поведения.


Три основных вопроса в любой экономической системе 1. Что производить? (какие товары и услуги, в каком количестве) 2. Как производить? (с использование каких технологий и какими ресурсами) 3. Для кого производить? (как эти товары и услуги будут распределяться)





Традиционная система – способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в общем владении, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями и обычаями. Традиционные экономические системы характерны для ряда слаборазвитых стран так называемого третьего мира, к которым относятся страны Африки и Латинской Америки.




Достоинства и недостатки Традиционная экономика Стабильность общества Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса Плохая приспособляемость к изменению внешних условий Ограниченность числа производимых благ Кастовость, патриархальность Принцип наследственности Сырьевая направленность экономики В духовной и культурной областях консерватизм


Командная (плановая) система – способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планом. В настоящее время такая экономика существует на Кубе и в Северной Корее.


Достоинства и недостатки Достоинства и недостатки Командная экономика Удовлетворительный уровень жизни для всех Устойчивость цен Своевременная выплата зарплаты Уверенность в завтрашнем дне Отсутствие разрыва в доходах граждан Отсутствие безработицы Социальная защищенность Бесплатность основных услуг Отсутствие у предприятий возможности принимать самостоятельные решения. Нехватка товаров Невысокое качество товаров Слабое внедрение передовых технологий из-за его направленности на план, а не на прибыль. Низкий уровень развития сельского хозяйства. Продовольственная проблема.






Достоинства и недостатки Достоинства и недостатки Рыночная экономика Большая свобода выбора для производителей и потребителей. Широкий выбор товаров и услуг. Внедрение передовых технологий. Высокое качество продукции. Воздействие конкуренции на эффективность, повышение качества Отсутствие дефицита Высокая продуктивность фермерских хозяйств Значительная разница в доходах граждан, в уровне жизни. Проблемы социальной справедливости Неустойчивость экономики: ей присущи подъемы и спады. Безработица Неуверенность в завтрашнем дне. Платность большинства услуг.




Смешанная система Смешанная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. Практически все существующие в современном мире экономики следует отнести к смешанному типу. В реальной жизни любой страны не присутствует в чистом виде ни одна экономическая система. В Англии, например, около 30% рабочей силы заняты в государственном секторе, остальные 70% заняты в частном.


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Командная (плановая) Рыночная


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Те товары, которые производились предками По традиции, одинаково Согласно обычаям. Командная (плановая) Рыночная


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Те товары, которые производились предками По традиции, одинаково Согласно обычаям. Командная (плановая) Товары по государственному плану Вопрос решается государством, предприятия мало заинтересованы в обновлении оборудования Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством. Рыночная


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Те товары, которые производились предками По традиции, одинаково Согласно обычаям. Командная (плановая) Товары по государственному плану Вопрос решается государством, предприятия мало заинтересованы в обновлении оборудования Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством. Рыночная Те товары, которое нужны людям, иначе их не удастся продать Вопрос решается частными фирмами, выбирается самая передовая технология. Конкуренция между фирмами. Для тех, у кого есть деньги на их покупку. Существует неравенство, т.к. люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены.


1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

экономика, 10, баз.ур.

Урок № 3-4

ТЕМА 2. Типы экономических систем

Урок №3. ТРАДИЦИОННАЯ И КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ . Урок № 4.

Д.З.: § 2, словарь, таблица

Ред. А.И. Колмаков


Цели урока

  • содействовать пониманию способов решения основных вопросов, вызванных ограниченностью ресурсов, в традиционной и командной экономических системах, рыночной и смешанной ;
  • формировать умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные
  • развивать экономический образ мышления;
  • воспитывать ответственность за экономические решения

Универсальные учебные действия

  • Знать и понимать классификацию экономических систем;
  • Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации

Понятия, термины

  • экономическая система;
  • традиционная экономическая система;
  • командная экономическая система;
  • рыночная, смешанная экономические системы;
  • планирование

Изучение нового материала

  • Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система и частная собственность как её основа. Конкуренция и её экономическая роль. Значение механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости.
  • Командная система: её особенности, возможности и слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.

Понятие «Экономическая система»

Исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.


Функции экономической системы.

  • Человечеству постоянно приходится приводить в соответствие свои безграничные желания и ограниченные возможности (ресурсосберегающая) .
  • Чем сильнее развито разделение труда, тем больше зависимость между производителями и тем больше необходимость согласования их деятельности (регулятивная).
  • Такое согласование должна осуществлять экономическая система – определенный способ организации экономической жизни (организационная).

Экономические системы-

формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по:

способу ведения хозяйства

способам распределения ограниченных ресурсов

формам собственности

способам регулирования экономики


Типы экономических систем

Командная система (социализм) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планом.

Традиционная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Рыночная система (капитализм) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынка.

Смешанная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.


Главные вопросы экономики

Задачи хозяйственной жизнедеятельности

Что производить?

Как производить?

Для кого производить? (как эти товары и услуги будут распределяться.)

(какие товары и услуги, в каком количестве.)

(с использованием каких технологий и какими ресурсами.)

Главная задача экономики – выбор наилучшего решения среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей.


Что производить?

  • традиционная: продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства, производится мало продуктов и услуг, а что производить определяется обычаями и традициями;

2) централизованная: определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, представителями промышленности – «плановиками»;

3) рыночная: определяют сами потребители, производители производят то, что может быть куплено.


Как производить?

  • традиционная: производят так и тем, как и чем производили предки;
  • централизованная: определяется планом;

3) рыночная: определяют сами производители.


Для кого производить?

1) традиционная: большинство людей существуют на грани выживания, добавочный продукт достаётся вождям или собственникам земли, оставшаяся часть распределяется согласно обычаям;

2) централизованная: «плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько, будет получать товаров и услуг;

3) рыночная: потребители получают столько, сколько хотят, производители прибыль.


Смешанная экономическая система

  • Во многих странах существует экономика, в которой сочетаются черты рыночной и командной экономических систем, экономическая свобода производителей и регулирующая роль государства.

Смешанная экономика способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.



Традиционная система

  • Самой древней из экономических систем является традиционная система, представляющая собой способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении, а в основе решения вопросов "что, как и для кого" лежат традиции, передающиеся от поколения к поколению.

Недостатки:

  • Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса.
  • Плохая приспособляемость к изменению внешних условий.
  • Ограниченность числа производимых благ.
  • технический прогресс и внедрение инноваций резко ограничены,
  • религиозные и культурные ценности первичны по сравнению с экономической деятельностью

Преимущества

1.Стабильность общества.

2.Высокое качество производимых благ.


Командно-административная система управления система управления национальным хозяйством, основывающаяся на внеэкономическом принуждении – директивном (приказном) руководстве из государственного центра всеми предприятиями и другими звеньями хозяйства. Это особый тип управления, при котором воздействие на работающих оказывается преимущественно с помощью директив, приказов, распоряжений и других внеэкономических методов.

Командная система означает:

  • непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов административной власти, что сводит на нет самостоятельность и демократическое самоуправление предприятий;
  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные связи между отдельными предприятиями;
  • государственный аппарат руководит их деятельностью с помощью административно- распорядительных методов, что подрывает свободную предприимчивость работников и их материальную заинтересованность в результатах труда.

Преимущества:

  • Способность сконцентрировать ресурсы для достижения какой-либо цели.
  • Полная занятость.
  • Уверенность в завтрашнем дне.
  • Отсутствие инфляции.
  • Социальные гарантии и защищённость.

Недостатки:

1. Невозможность точно спланировать все потребности общества и распределить ресурсы для их удовлетворения, как следствие, перепроизводство одних благ и дефицит других.

2. Отсутствие достаточных стимулов к производству и техническому прогрессу, необходимость использования внеэкономических методов принуждения.

3. Негибкость, замедленная реакция на изменения внешних условий.

4. Глубокий застой.


  • Рынок - это вся совокупность форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, предназначенных для того, чтобы свести вместе в коммерческих целях продавцов и покупателей и дать возможность первым продать, а вторым – купить товары.

Особенности:

  • Конкуренция – борьба между производителями за более выгодные условия производства, купли-продажи товаров на рынке.
  • Свободное ценообразование
  • Частная собственность

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия рук своих, собственный земельный участок или умение организовывать коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе и открывает себе дорогу к росту благосостояния.

Рыночная система

Недостатки:

  • высокая дифференциация общества;
  • социальная незащищённость;
  • утрата социальных ценностей;
  • возможность сговора в ценах
  • возникновение внешних эффектов;
  • частые кризисы

Смешанная экономика

  • Смешанная экономика представляет собой такой способ организации хозяйственной жизни, при которой земля и капитал в основном находятся в частной собственности, однако собственником определенной части экономических ресурсов является государство. Распределение ресурсов осуществляется как при помощи рыночного механизма, так и при значительном участии государства.

1-й плюс смешанной экономики 2-й плюс: 3-й плюс: 1-й минус: 2-й минус:


Экономическая система

Примеры стран

Традиционная экономическая система

Индия

Рыночная система

Алжир, Бразилия, Ангола

Командная система

Куба, Северная Корея

Смешанная система

США, Япония, Франция, Германия, Великобритания

Определите место России в данной таблице. Аргументируйте свою версию.


? Для самоконтроля

1. Назовите основные виды экономических систем.

2.Выделите достоинства каждой из них. Аргументируйте примерами.

3. Определите недостатки каждой экономической системы. Подтвердите примерами свои заключения.


  • 1. В стране Лимонии частные фирмы могут производить товары и услуги любым законным способом. В этой стране:
  • а) рыночная экономика;
  • б) традиционная экономика;
  • в) командная экономика;
  • г) ничто из вышеперечисленного не

подходит.


  • 2.Когда экономические проблемы решают частично рынком, частично правительством, то экономика:
  • а) рыночная;
  • б) командная;
  • в) традиционная;
  • г) смешанная.

  • 3.В стране Апельсиния экономические блага производятся старым дедовским способом, профессия определяется при рождении. В этом государстве:
  • а) традиционная экономика;
  • б) рыночная экономика;
  • в) командная экономика;
  • г) смешанная экономика.

  • 4.Чем характеризуется рыночная экономика?
  • а) господством частной собственности;
  • б) минимальным вмешательством государства в экономику;
  • в) механизмом цен;
  • г) всё перечисленное верно.

  • 5.В деревне рабочий день длится с рассвета до заката. Как испокон века, хозяева выгоняют скот на пастбище. Эта экономическая система:
  • а)традиционная;
  • б) рыночная;
  • в) командная;
  • г) нет правильного ответа.

  • 6.Распоряжение главы государства гласило, что впредь до дальнейших указаний в стране прекращаются все виды банковских операций. Подобные методы относятся к системе:
  • а) традиционной;
  • б) рыночной;
  • в)командной;
  • г) смешанной

  • 7.Частная собственность, свободная система ценообразования и конкуренция является основой:
  • а) традиционной экономики;
  • б) рыночной экономики;
  • в) командной экономики;
  • г) любой экономической системы.


  • 9.Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике:
  • а)конкуренция;
  • б) частная собственность;
  • в) централизованное планирование;
  • г) свобода предпринимательского выбора.

10.Что характерно для командной экономики?

  • а) частная собственность;
  • б) большая роль традиций;
  • в) минимальное вмешательство государства в экономику;
  • г) прибыль не является существенным показателем производства.

11.Какой из перечисленных ниже элементов является наиболее важным для рыночной экономики?


12. Исторически ранний тип экономики – традиционная. Характерный для нее признак:

  • а)преобладание свободного рыночного хозяйства
  • б) регулирование производства товаров при помощи обычаев
  • в)конкуренция товаропроизводителей
  • г) централизованное государственное управление

13.Установите соответствие:

  • Признаки Типы экономик

А. экономическая 1.рыночная

свобода

производителей

Б.государство 2.традиционная

централизованно

распределяет блага

В.производство 3. плановая

регулируется

традициями


14.Что характеризует рыночную экономику?

  • 1) частная собственность на средства производства
  • 2) уравнительное распределение производимых продуктов
  • 3) государственное регулирование ценообразования
  • 4) централизованное планирование производства

рефлексия

Рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об