Введение подушного налогообложения год. Податные реформы Петра I

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ - пря-мой лич-ный на-лог.

Взи-ма-лась в Древ-нем Ри-ме в пе-ри-од рес-пуб-ли-ки и прин-ци-па-та с жи-те-лей рим-ских про-вин-ций, а в эпо-ху до-ми-на-та, пос-ле про-ве-де-ния все-об-щей пе-ре-пи-си на-се-ле-ния 289-290 годов, - со всех городских жи-те-лей. В сред-ние ве-ка и Но-вое вре-мя су-щест-во-ва-ла в Западной Ев-ро-пе: пе-рио-ди-чес-ки вво-ди-лась в Анг-лии в XIV и XVI века; в ви-де ка-пи-та-ции (от латинского caput - го-ло-ва) взи-ма-лась во Фран-ции в 1695-1699 годы и 1704 - конец XVIII века. Ана-лог подушной подати с не-му-суль-ман-ско-го на-се-ле-ния в Ха-ли-фа-те и Ос-ман-ской им-пе-рии - джи-зия. В Рос-сии сме-ни-ла сис-те-му под-вор-но-го об-ло-же-ния. Вве-де-на ца-рём Пет-ром I в Ев-ропейской Рос-сии и Си-бири Пла-ка-том о сбо-ре по-душ-ных де-нег от 26.6(7.7).1724 года с це-лью обес-пе-чить со-дер-жа-ние но-вой ре-гу-ляр-ной ар-мии; со вре-ме-нем бы-ла рас-про-стра-не-на на Сло-бод-скую (1765), Ле-во-бе-реж-ную (1783) и Пра-во-бе-реж-ную (1795) Ук-раи-ну, При-бал-ти-ку (1783), а так-же на вновь при-сое-ди-нён-ные тер-ри-то-рии.

Подушной податью бы-ли об-ло-же-ны все ка-те-го-рии кре-сть-ян (по-ме-щи-чьи, государственные, двор-цо-вые, мо-на-стыр-ские, позд-нее - удель-ные), по-сад-ские лю-ди, раз-но-чин-цы, а так-же од-но-двор-цы и дво-ро-вые лю-ди, ко-то-рые до вве-де-ния подушной подати не не-сли тяг-ла в поль-зу го-су-дар-ст-ва, с 1775 года - ме-щан-ст-во. От уп-ла-ты подушной подати бы-ли ос-во-бо-ж-де-ны дво-рян-ст-во, ду-хо-вен-ст-во , ка-за-чест-во, с 1775 года - фор-ми-ро-вав-ше-еся ку-пе-че-ст-во (за-ме-не-на сбо-ром с объ-яв-лен-но-го ка-пи-та-ла), с 1863 года - ме-щан-ст-во (кро-ме Си-би-ри; для не-го подушная подать за-ме-не-на на-ло-гом с городского не-дви-жи-мо-го иму-ще-ст-ва). Со-сло-вия, пла-тив-шие подушную подать, на-зы-ва-лись «по-дат-ны-ми» (около 90% от об-щей чис-лен-но-сти на-се-ле-ния в Ев-ропейской Рос-сии в середине XIX века).

Для под-го-тов-ки к вве-де-нию подушной подати по ука-зу от 26.11(7.12).1718 года в 1719-1721 годы про-из-ве-де-на пе-ре-пись на-се-ле-ния муж-ско-го по-ла, под-ле-жав-ше-го об-ло-же-нию (вы-яви-ла 4,8 миллионов человек), в 1722-1724 годы - про-вер-ка её ре-зуль-та-тов (ре-ви-зия), ко-то-рая уч-ла 5,4 миллионов ре-виз-ских душ. Не-по-сред-ст-вен-ная от-вет-ст-вен-ность за взи-ма-ние подушной подати воз-ла-га-лась у государственных кре-сть-ян на об-щи-ну по прин-ци-пу кру-го-вой по-ру-ки, в по-ме-щичь-их име-ни-ях - на по-ме-щи-ка, в го-ро-дах - на ор-га-ны по-сад-ско-го (ме-щан-ско-го) са-мо-управ-ле-ния и городскую ад-ми-ни-ст-ра-цию. Ве-ли-чи-на подушной подати за-ко-ном ус-та-нав-ли-ва-лась в рав-ном раз-ме-ре с ка-ж-дой ре-виз-ской ду-ши, не-за-ви-си-мо от воз-рас-та, но об-щи-на и ме-щан-ское об-ще-ст-во осу-ще-ст-в-ля-ли рас-клад-ку подушной подати в со-от-вет-ст-вии с тяг-лы-ми воз-мож-но-стя-ми ка-ж-до-го дво-ра (хо-зяй-ст-ва); при рас-клад-ке по-да-ти в по-ме-щичь-их име-ни-ях, как пра-ви-ло, так-же учи-ты-ва-лось бла-го-сос-тоя-ние отдельных дво-ров. Об-щая сум-ма по-да-ти, ко-то-рую еже-год-но вы-пла-чи-ва-ли кре-сть-ян-ская об-щи-на или ме-щан-ское об-ще-ст-во, рас-счи-ты-ва-лась ис-хо-дя из за-фик-си-ро-ван-но-го фис-каль-ны-ми до-ку-мен-та-ми (ре-виз-ски-ми сказ-ка-ми) чис-ла ре-виз-ских душ и ос-та-ва-лась не-из-мен-ной вплоть до сле-дую-щей ре-ви-зии. Из-ме-не-ния, про-ис-хо-див-шие в ес-те-ст-вен-ном со-ста-ве на-се-ле-ния ме-ж-ду ре-ви-зия-ми, не учи-ты-ва-лись, в свя-зи с чем по-дат-ное об-ло-же-ние бы-ло не-рав-но-мер-ным. В ме-ст-но-стях, где в си-лу к.-л. при-чин на-се-ле-ние со-кра-ща-лось, по-дат-ная тя-го-та воз-рас-та-ла и, на-про-тив, умень-ша-лась там, где про-ис-хо-дил при-рост муж-ско-го на-се-ле-ния.

Пер-во-на-чаль-ный раз-мер подушной подати был ус-та-нов-лен пу-тём де-ле-ния сум-мы, не-об-хо-ди-мой для со-дер-жа-ния ар-мии, на чис-ло на-ло-го-пла-тель-щи-ков. В 1724 году подушная подать оп-ре-де-ле-на в 74 копейки. С 1725 года для кре-сть-ян подушная подать со-став-ля-ла 70 копеек, для по-дат-но-го городского на-се-ле-ния - 80 копеек (кро-ме это-го, по-ме-щи-чьи кре-сть-я-не пла-ти-ли об-рок или не-сли бар-щи-ну, государственные кре-сть-я-не и городское на-се-ле-ние бы-ли об-ло-же-ны до-пол-нительным об-роч-ным сбо-ром в поль-зу го-су-дар-ст-ва в раз-ме-ре 40 копеек с ре-виз-ской ду-ши). До 1782 года ста-ро-об-ряд-цы пла-ти-ли двой-ной по-душ-ный ок-лад (один шёл в до-ход го-су-дар-ст-ва, дру-гой по-сту-пал Русской пра-во-слав-ной церк-ви), по-ло-ви-ной по-душ-но-го ок-ла-да бы-ли об-ло-же-ны и жен-щи-ны в ста-ро-об-рядческих об-щи-нах (за ис-клю-че-ни-ем ста-ро-об-ряд-цев, ко-то-рые жи-ли в при-гра-нич-ной по-ло-се, что-бы не про-во-ци-ро-вать их бег-ст-во из стра-ны). В 1740-1750-е годы 70-ко-пе-еч-ный ок-лад не-од-но-крат-но сни-жал-ся на отдельные го-ды (от 3 до 17 копеек), в этот пе-ри-од пра-ви-тель-ст-во уве-ли-чи-ва-ло кос-вен-ные на-ло-ги (та-мо-жен-ные сбо-ры, по-сту-п-ле-ния от вин-ной мо-но-по-лии и другие). С начала 1760-х годов, ко-гда воз-мож-но-сти уси-ле-ния кос-вен-но-го на-ло-го-об-ло-же-ния бы-ли ис-чер-па-ны, подушная подать воз-рас-та-ла, к 1798 году со-ста-ви-ла 1 рубль 26 копеек для по-ме-щичь-их кре-сть-ян, 4 рубля 26 копеек для государственных кре-сть-ян и близ-ких к ним ка-те-го-рий и 2 рублей для ме-щан (вклю-чая об-роч-ный сбор). С учё-том па-де-ния кур-са ас-сиг-на-ций, боль-ших во-енных рас-хо-дов по-душ-ный ок-лад в 1810 году уве-ли-чен до 2 рублей для кре-сть-ян и до 5 рублей для ме-щан, к 1818 году - до 3 рублей 30 копеек и 8 рублей 30 копеек со-от-вет-ст-вен-но. В 1839 году, с на-ча-лом де-неж-ной ре-фор-мы министерства фи-нан-сов Е.Ф. Кан-кри-на, по-душ-ный ок-лад пе-ре-ло-жен на се-реб-ро (для кре-сть-ян со-ста-вил 95 копеек, для ме-щан - 2 рубля 38 копеек). В 1863-1867 годы он уве-ли-чен, но вме-сто урав-ни-тель-но-го об-ло-же-ния ре-виз-ских душ по-душ-ные ок-ла-ды бы-ли диф-фе-рен-ци-ро-ва-ны по отдельным ме-ст-но-стям, со-ста-вив от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 61 копейки.

Вве-де-ние подушной подати при-ве-ло к зна-чительному рос-ту государственных до-хо-дов, по-ступ-ле-ния от неё со-став-ля-ли 54,1% государственных до-хо-дов в 1724, 52,7% - в 1749 году, 34,6% - в 1758 году, 57,1% - в 1785 году. В даль-ней-шем роль подушной подати сни-жа-лась за счёт рос-та кос-вен-ных на-ло-гов и вве-де-ния но-вых пря-мых на-ло-гов - с городских не-дви-жи-мых иму-ществ (1863), государственного по-зе-мель-но-го на-ло-га (1875). К 1881 году подушная подать со-став-ля-ла око-ло по-ло-ви-ны всех пря-мых на-ло-гов, а те, в свою оче-редь, да-ва-ли 18% государственных до-хо-дов.

Не-об-хо-ди-мость обес-пе-чить ис-прав-ную уп-ла-ту подушной подати ста-ла од-ной из при-чин вве-де-ния пас-порт-ной сис-те-мы. На про-тяже-нии всей ис-то-рии подушной подати её сбор со-про-во-ж-дал-ся зна-чительными не-до-бо-ра-ми. Так, к 1740-м году об-щая сум-ма не-дои-мок до-стигла 5 миллионов рублей. Вла-сти, с од-ной сторо-ны, не-од-но-крат-но пред-при-ни-ма-ли жё-ст-кие ме-ры по их взы-ска-нию, с дру-гой - пе-рио-ди-че-ски про-ща-ли их из-за не-воз-мож-но-сти взы-скать пол-но-стью по при-чи-не сла-бо-сти бю-ро-кра-тического ап-па-ра-та и ра-зо-ре-ния кре-сть-ян-ских хо-зяйств (осо-бен-но ха-рак-тер-но-го для 1-й половине XVIII века).

Со-глас-но Пла-ка-ту 1724 года, сбор подушной подати осу-ще-ст-в-лял-ся зем-ским ко-мис-са-ром (вы-би-рал-ся дво-ря-на-ми ди-ст-рик-тов - во-енно-администртивных ок-ру-гов) со-вме-ст-но со штаб-офи-це-ра-ми и под на-блю-де-ни-ем ко-ман-ди-ра пол-ка (в 1727-1730 годы зем-ские ко-мис-са-ры и штаб-офи-це-ры под-чи-ня-лись про-винциальным вое-во-дам). С 1736 года сбор был пе-ре-дан уезд-ной ад-ми-ни-ст-ра-ции, ко-то-рая со-би-ра-ла подушную подать при со-дей-ст-вии «офи-це-ров у по-душ-но-го сбо-ра». По-сле гу-берн-ской ре-фор-мы 1775 года им за-ни-ма-лись ка-зён-ные па-ла-ты. В XVIII веке сбо-ром подушной подати ве-да-ли как во-ен-ные (Во-ен-ная кол-ле-гия, Ге-не-раль-ный кригс-ко-мис-са-ри-ат), так и гра-ж-дан-ские (Ка-мер-кол-ле-гия и ряд других) центральные уч-ре-ж-де-ния под кон-тро-лем Се-на-та, в XIX веке - Министерство фи-нан-сов, а так-же МВД, ко-то-рое осу-ще-ст-в-ля-ло кон-троль за дея-тель-но-стью гу-берн-ско-го на-чаль-ст-ва по взы-ска-нию не-дои-мок.

Пра-ви-тель-ст-во не раз офи-ци-аль-но при-зна-ва-ло не-дос-тат-ки по-душ-ной сис-те-мы на-ло-го-об-ло-же-ния (1727, 1810, 1832). Ко-мис-сия для пе-ре-смот-ра сис-те-мы по-да-тей и сбо-ров при Министерстве фи-нан-сов в 1859 году при-шла к вы-во-ду, что «без со-вер-шен-ной от-ме-ны по-душ-ной сис-те-мы нель-зя дос-тиг-нуть су-ще-ст-вен-но-го улуч-ше-ния в уст-рой-ст-ве пря-мых по-да-тей». Подушная подать в Ев-ропейской Рос-сии по-сте-пен-но от-ме-не-на императором Алек-сан-дром III . По ука-зу от 18(30).5.1882 года пре-кра-ти-лось с началом 1883 года взи-ма-ние подушной подати с без-зе-мель-ных кре-сть-ян, бывших дво-ро-вых лю-дей и с кре-сть-ян, по-лу-чив-ших в хо-де кре-сть-ян-ской ре-фор-мы 1861 года зе-мель-ный на-дел в раз-ме-ре 1/4 от выс-шей нор-мы (так называемых кре-сть-ян-дар-ст-вен-ни-ков). За-ко-ном от 14(26).5.1883 года раз-мер подушной подати по-ни-жен, а для бывших фаб-рич-ных и за-вод-ских кре-сть-ян она от-ме-не-на. За-ко-ном от 28.5(9.6).1885 года взи-ма-ние подушной подати пре-кра-ще-но с началом 1886 года с боль-шин-ст-ва кре-сть-ян, а с началом 1887 года - со всех бывших по-дат-ных со-сло-вий, кро-ме жи-те-лей Си-би-ри, где подушная подать за-ко-ном от 18(30).1.1898 года уп-разд-не-на с началом 1899 года. От-ме-на подушной подати бы-ла ком-пен-си-ро-ва-на рос-том по-зе-мель-но-го на-ло-га, на-ло-га с городских не-дви-жи-мых иму-ществ, на-ло-гов за пра-во тор-гов-ли и про-мы-слов, уве-ли-че-ни-ем ак-ци-за со спир-та, а так-же об-роч-ной по-да-ти с бывших государственных кре-сть-ян с по-сле-дую-щим её пре-об-ра-зо-ва-ни-ем в вы-куп-ные пла-те-жи.

Этот небольшой по объему документ завершал собой целую эпоху подушной подати в России, введенной Петром I. Согласно Высочайше утвержденному мнениюГосударственного Совета с 1 января 1887 г. отменялась подушная подать для всех плательщиков Российской империи, кроме Сибири. Для основной территории Сибири (Томской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губерний) подушная подать была отмена С.Ю. Витте с 1 января 1899 г. законом 19 января 1898 г. Однако действие закона не распространялось на Алтайский округ Томской губернии, Приамурское генерал-губернаторство, Якутскую область, Киренский округ Иркутской губернии, Туруханский край Енисейской губернии, Нарымский край Томской губернии, Березовский и Сургутский округа Тобольской губернии.

Введение подушной подати в России Петром I вызвано было увеличением численности регулярной армии и необходимостью источников для ее содержания. В 1718 г. была проведена народная перепись, чтобы разложить на число душ мужского пола сумму, потребную на обеспечение армии. Первоначально было велено писать в подушную подать крестьян, бобылей, деловых и задворных людей, и однодворцев. В 1720 г. в подушную подать были записаны дворовые люди и церковники. По итогам переписи оказалось чуть более 5 млн душ, что и определило суму подати с души в 74 коп. В 1722 г. подушная подать была распространена и на посадских людей в размере 1 руб. 20 коп. с души. Но взимание подушной подати началось только с 1724 года.
Подушная подать была сословным, а не общим налогом. Уже при Петре I в ревизские сказки не вносились дворяне и представители высшего духовенства. В 1775 г. от подушной подати было освобождено купечество, для которого были установлены гильдейские пошлины. В 1863 г. подушную подать перестали платить мещан: вместо нее был введен налог на недвижимость в городах, посадах и местечках. Но на мещан Сибири эта мера была распространена только в 1873 г.После того, как от уплаты подушной подати были освобождены все сословия, кроме крестьян, эта подать превратилась исключительно в крестьянский налог.
Повышение подушной подати с конца ХVIII в. было связано с расходами на устройство и содержание сухопутных и водных путей сообщения. Очередной виток повышения подушной подати начался с 1861 г. Причем повышение происходило с учетом региональных особенностей. После 1867 г. до самой отмены уже не происходило повышений подушной подати.
При Петре I подушную подать собирали полковники и комиссары квартирующих в местностях полков, Екатерина I поручила это дело губернаторам и воеводам, а Анна Иоанновна передала сбор подати опять военным. Наконец, при Екатерине II сбор подушной подати был возложен на помещиков, их приказчиков и старост. С учреждением в 1775 г. Казенных Палат, именно последним было поручено руководить распределением и сбором подушной подати. Подушная подать взималась по ревизским душам, число которых от ревизии до ревизии оставалось неизменным: умершие в промежуток между ревизиями не исключались из окладов, а родившиеся не вносились в них. За поступление подушной подати отвечало все крестьянское общество. В свою очередь, распределение подушной подати между отдельными плательщиками производилось самими крестьянскими обществами с учетом размера наделов, числа душ в семье и т.п.
Чем больше усиливался разрыв между хозяйствами по мере развития их в капиталистических условиях, тем менее приемлемой для государства становилось подушное обложение, этого разрыва не учитывавшее. Вследствие существования подушной подати существовала круговая порука, потому что иначе нельзя было обеспечить подать, наложенную на отдельных лиц. В свою очередь, круговая порука влекла за собой и ограничение свободы передвижения крестьянства, и фактическое ограничение крестьян в праве выбора занятий. Поэтому с начала 1860-х гг. вопрос об отмене подушной подати поднимался неоднократно вместе с подготовкой отмены крепостного права. Большую важность этот вопрос получил, начиная с 1870 г., когда он впервые был поставлен перед земствами, был ими обсужден и так или иначе разрешен, но не получил никакого дальнейшего движения в правительственных сферах.
Наконец, в 1879 г. была образована комиссия для обсуждения предположенной отмены подушной подати и для взыскания других источников доходов для ее замены. Комиссия, состоявшая из чиновников разных ведомств и приглашенных экспертов, составила проект о трех видах замены подушной подати: подоходным налогом на 35 млн руб. с доходов от торговых и промышленных капиталов, промыслов и личного труда; личным налогом на 16 млн руб. с лиц рабочего возраста; усадебным налогом на 18 млн руб. с усадеб всех без различия сословий.
Прежде всего, власть попыталась ослабить социальную напряженность в деревне. В 1881 г. были понижены выкупные платежи, поскольку с освобожденных от крепостной зависимости крестьян взыскивалось больше, нежели уплачивалось по обязательствам выкупной операции. При помощи учрежденного в 1882 г. Крестьянского поземельного банка, который оказывал крестьянам содействие в приобретении бывших помещичьих земель, власть пыталась решить проблему крестьянского малоземелья. Благодаря поддержке этого банка, крестьяне приобрели в 1883–1900 гг. 5 млн десятин земли.
Когда во главе Министерства финансов стал Бунге, он решился в 1882 г. окончательно приняться за разрешение этого вопроса. В мае 1882 г. последовал Высочайший указ Александра III, которым было велено отменить: подушный сбор в пользу казны с мещан; подушную подать с приписных к волостям безземельных крестьян и дворовых людей; подушную подать с крестьян, получивших от помещика надел на основании статьи 123 Общего Положения и статьи 116 малороссийского местного положения. Также министру финансов Н.Х. Бунге было велено выработать соображения о постепенной (в течение 8 лет, начиная с 1 января 1883 г.) отмене подушной подати с остальных разрядов населения.
Коронационным манифестом от 15 мая 1883 г. были прощены все недоимки по подушной подати. В том же месяце от подушной подати были освобождены безземельные, фабричные и заводские крестьяне. Для бывших помещичьих крестьян (в некоторых местностях и для других плательщиков) подушная подать была снижена наполовину. Наконец, 28 мая 1885 г. императором было утверждено мнение Государственного Совета о прекращении взимания подушной подати с 1 января 1886 г.: со всех крестьян, на которых распространялось действие положений 19 февраля 1861 г. и 21 июня 1863 г.; с прибалтийских крестьян, за исключением поселенных на казенной земле; с малороссийских казаков и других разрядов населения, состоящих как на особых, так и на общих окладах, за исключением платящих оброчную подать. А с 1 января l887 г. велено было отменить взимание подушной подати со всех разрядов населения империи, кроме Сибири.
Бунге старался идти навстречу народным нуждам даже тогда, когда это было сопряжено с некоторыми жертвами для казны. При отмене подушной подати ему пришлось встретиться с большими трудностями именно по вопросу о равновесии бюджета, в который подушная подать ежегодно давала около 40 млн руб. Предполагалось частично возместить это увеличением налога на спирт и оброчной подати с государственных крестьян, от повышения которой правительство в 1886 г. отказалось на 20 лет. Компромисс был найден в переводе государственных крестьян с оброка на обязательный выкуп, входе которого их подати за землю были повышены в среднем на 45%. То есть перевод государственных крестьян на выкуп оказался ни чем иным, как увеличением оброка. Впрочем, эта реформа была проведена с некоторой рассрочкой: с 1 января 1883 г. и с 1 января 1884 г. подушная подать была сложена с наиболее переобремененных крестьян, а с крестьян остальных местностей - с 1 января 1886 г.
Кроме налога на спирт, были увеличены налоги на сахар и табак, повышен гербовый сбор и таможенные ставки на многие предметы ввоза, введен налог на золотопромышленность. Также вырос налог с недвижимых имуществ в городах и поземельный налог, введен сбор с доходов от денежных капиталов и налог на дарения и наследства, повышены налоги на заграничные паспорта и т.п.
К числу мероприятий министра финансов относилось и создание института податных инспекторов, на которых было возложено как взыскание податей, так и собирание сведений о зажиточности и платежеспособности населения в целях дальнейшего урегулирования податной системы. До этого взимании податей производилось полицией с применением жестких форм взыскания, вплоть до распродажи необходимого в крестьянском быту имущества и даже хлеб на корню.
В итоге преобразований основным крестьянским налогом в госбюджет стал государственный оброчный сбор, в котором стал более ярко проявляться подоходный принцип. Привязка к наделу сохранилась: платежу оброчного сбора подвергались лишь пользователи государственных земель. При этом основным критерием определения оклада налога выступала стоимость или доходность земли. Но принимались в расчет и вспомогательные признаки, позволяющие оценить хозяйственную состоятельность данного селения: сумма числящихся недоимок, численность жителей и т.п. Хотя реформированное крестьянское обложение оставалось далеким от полноценного воплощения подоходного принципа, наиболее явный анахронизм в налоговой системе был устранен.

Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета (Собр. Узак. 1885 г. Июня 14, ст. 551а) – Об отмене подушной и преобразовании оброчной подати
Государственный Совет, в Соединенных Департаментах Государственной Экономии и Законов и в Общем Собрании, рассмотрев представление Министра Финансов об отмене подушной и преобразовании оброчной податей, мнением положил:
1. Прекратить взимание подушной подати с 1 января 1886 года:
а) со всех крестьян, бывших помещичьих, удельных и других, на которых распространяется действие Положения 19 февраля 1861 года и 26 июня 1863 года (36657, 39792);
б) с состоящих на особом положении крестьян Прибалтийских губерний, за исключением водворенных на казенных землях и
в) с малороссийских казаков и других поселян, состоящих как на особых, так и на общих окладах, за исключением платящих оброчную подать.
2. С 1 января 1887 г. отменить подушную подать окончательно для всех плательщиков в Империи, за исключением Сибири.
3. С того же 1 января 1887 года, в виду окончания к тому времени срока, на который был назначен постоянный размер оброчной подати с государственных крестьян [Выс. ук. 24 ноября 1866 г. (43888)], произвести преобразование этой подати на основаниях, необходимых для окончательного ее выкупа в 44-х-летний срок.
4. Предоставить Министру Финансов приступить безотлагательно к подготовительным действиям и составлению предположений: а) о преобразовании оброчной подати с государственных крестьян, с тем, чтобы общая сумма имеющих заменить ее выкупных платежей превышала не более, чем на 45 процентов, нынешнюю общую сумму этой подати, и чтобы распределение упомянутых платежей между селениями было, по возможности, соразмерно с ценностью и доходностью состоящих в их распоряжении наделов, и б) об изменениях, которые должны быть сделаны в узаконениях, основанных на счет населения по ревизским душам, о порядке ответственности по уплате в казну окладных сборов и о паспортной системе. Предположения по упомянутым предметам, по сношении с подлежащими ведомствами, внести на рассмотрение, установленным порядком, с таким расчетом времени, чтобы приведение их в действие могло последовать с 1 января 1887 года.
Резолюция. Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в Общем Собрании Государственного Совета, об отмене подушной и преобразовании оброчной податей, Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить.


Барабанов О.Н. Реформы и контрреформы в России XIX-XX вв.: Международный «круглый стол» ассоциации выпускников ист. фак. МГУ // Вестник Моск. ун-та. Серия 8. История. 1995. № 5. С. 64-65.

Боханов А.Н. Император Александр III. М., 1998.

Корелин А.П. С.Ю. Витте и бюджетно-финансовые реформы в России конца XIX - начала ХХ века // Отечественная история. 1999. № 3. С. 42-64

Российские реформаторы, XIX - начало XX вв. / Под ред. А.П. Корелина. М., 1995.

Степанов В.Л. Н.Х. Бунге: Судьба реформатора. М., 1998.

На какой регион Российской империи не распространялась отмена подушной подати с 1 января 1887 г.?

Когда была введена подушная подать и как она рассчитывалась?

С кем связана отмена подушной подати?

Каковы последствия отмены подушной подати?

Подушная подать – это налог, который ввел Петр 1, заменив им налог на тяглые дворы. Подать значительно расширяла число людей, которые должны были ее платить, в результате чего достигалась главная цель царя – увеличить поступление денег в казну. Подушную подать платило порядка 5,8 миллионов человек, а ее величина составляла 74 и120 копеек (в зависимости от сословия, к которому принадлежал человек).

Предпосылки реформы

Петр 1 известен тем, что создавал налоги буквально на все. Часто можно услышать шутку, что в петровскую эпоху не платили, разве что только за воздух. Это действительно так. Любимое детище царя (армия и флот) съедали гигантские деньги, возместить которые в начале царствования было нечем. Например, в 1710 году было собрано налогов на 3,1 миллиона рублей, но общий расход казны составлял 3,8 миллиона, из которых 2,7-2,8 миллиона (в разных источниках цифры немного отличаются) шли на армию и флот.

Денег не хватало и Петр ввел даже специальную должность – Прибыльщик. Прибыльщики это люди, которые выполняли всего 1 функцию – искали средства обогащения казны. Если говорить более простыми словами – они придумывали новые налоги, как самое простое средство получения денег.

Суть подати

До 1724 года в России по тяглым дворам . Они по наличию земли и крестьян, в результате чего рассчитывалась величина налога. Петр 1, который искал всевозможные пути пополнения казны, заменил этот налог подушной податью . То есть теперь налог платили с каждого человека. Для этих целей в 1718 году была проведена перепись населения, которая зафиксировала в стране порядка 5,8 миллиона жителей. Реально это цифра была больше, поскольку многих прятали от переписчиков, чтобы в последствии платить меньше денег. При переписи впервые записывали не только жителей, на которых было тягло, но и классы, которые раньше были свободными (вольные люди, гулящие люди, холопы).

Начиная с 1724 года были установлены следующие размеры подушной подати:

  • 70 копеек с каждого человека вне зависимости от его возраста.
  • 1,2 рубля с тех, кто не состоял в крестьянской зависимости.

Фактически была установлена (неофициально, конечно) цена свободы – 40 копеек.

Подушная подать существенно увеличила поступления в бюджет. В 1725 году было собрано всего порядка 9 миллионов рублей налогов, в то время, как в середине царствования Петра в основном собирали порядка 3 миллионов рублей.

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ.

Коренной переворот потерпело при Петре прямое обложение. «Дворовое число» давно уже стало никуда не годным основанием обложения, а новая петровская канцелярия испортила его еще более. Распределять налоги по переписям 1710 и 1717 гг., показавшим большую убыль дворов против переписи 1678 г., было невыгодно. Правительственная статистика, оберегая казенный интерес, придумала остроумную комбинацию: в основу нового губернского деления 1719 г. она положила роспись дворового числа, составленную по переписям разных лет, выбирая из прежних переписей подходящие цифры. Получился блестящий результат: число тягловых дворов, по переписи 1678 г. не превышавшее 833 тысяч, теперь, после засвидетельствованной дважды убыли, перешагнуло за 900 тысяч даже без посадских дворов. Это статистическое дурачество тогдашней канцелярии лишало подворное обложение всякого практического смысла и заставляло искать другой окладной единицы, а переписи 1710 и 1717 гг. прямо на нее указывали, вскрыв любопытное явление, выясненное в упомянутой книге г. Милюкова: убыль дворов шла по местам одновременно с приростом населения. Средний состав тяглого двора сгущался и доходил до пяти с половиной мужских душ вместо обычных трех или четырех. При подворном обложении этот прирост для казны пропадал: оставалось перейти к поголовщине. Мысль о поголовной подати зародилась в московских финансовых умах еще во времена Софьина князя Голицына. Публицисты Петра тоже ничего не придумали умнее головы мужского пола: этой окладной единицей они надеялись устранить разорительную неравномерность подворного обложения. С этой точки зрения ратовал за поголовный налог в интересе уравнительности обложения обер-фискал Нестеров еще в 1714 г.; за ним другие писали о пользе переложения подати с дворов «на персоны», или на семьи. Петр был, кажется, довольно равнодушен к экономической и юридической выработке новой системы обложения; его больше занимала интендантская сторона дела - довольствие армии и флота. Он не понимал вопроса о согласовании военного расхода с платежными силами народа. На русского плательщика он смотрел самым жизнерадостным взглядом, предполагая в нем неистощимый запас всяких податных взносов. Прожектеры и прибыльщики писали ему, что его «низкие подданные» зело суть отягчены и, если больше будут отягчены, останется земля без людей, а он в 1717 г. пишет Сенату из Франции, что «и без великого отягощения людям денег сыскать мочно»; понадобятся деньги - прибавить временно пошлины на всякие промыслы, ввести «поголовщину по городам и иные сему подобные, от чего разоренья государству не будет», а где объявится растрата, «чтоб немедленная инквизиция была и экзекуция». Не задумываясь над сравнительными удобствами или неудобствами разных окладных единиц: двора, семьи, работника, души, предоставляя это Сенату, Петр видел в податном вопросе только два предмета: солдата, которого надо содержать, и крестьянина, который должен содержать солдата. В ноябре 1717 г., быв в Сенате, Петр сам написал указ, изложенный тем летучим стилем, который поддавался только опытному экзегетическому чутью сенаторов: «Распорядить сухопутное войско и рекруты морские, кроме жалованья, и провиант на крестьян, скольких душ или дворов один, что удобнее будет, солдат и драгун и офицер по рангам кроме генералитета, применяяся к податям нынешним, ибо как сие положится, от прочих всех податей и работ свободны будут». Итак, все прямые налоги предполагалось заменить одним военным, подворным ли или подушным, все равно или еще не было решено; этот налог распределялся на крестьян по расчету стоимости содержания солдата, драгуна и офицера. Через несколько дней предпочтено было распределение по душам, «работным персонам», и Сенат, толкуя указ Петра, 26 ноября 1718 г. предписывал перечислить все сельское пахотное население мужского пола, всех «не обходя от старого до самого последнего младенца». Мы уже знаем, как медленно и с какими затруднениями производилась перепись с ее поверкой, ревизией. От нее сохранилось несколько разновременных итогов, среди которых трудно разобраться: число душ по ним колеблется между 5 и почти 6 миллионами. Сохранилась сенатская смета подушного сбора на 1724 г., к которой в 1726 г. Камер-коллегией по указу Верховного тайного совета присоединена роспись действительных поступлений подушной подати за сметный год с обозначением недоимки по губерниям. Принятая в руководство для расквартирования полков и для податного учета 1724 г., сенатская смета с прибавленной к ней росписью представляет проверенное изображение подушной системы за первый год ее действия и за последний год жизни ее творца, без перемен, каким она подвергалась вскоре после его смерти. По этой ведомости значится всего тяглого населения 5 570 тысяч душ, в том числе городских 169 тысяч. Подушный оклад устанавливался в связи с ходом переписи: рассчитанный сначала в размере 95 копеек, он потом спустился до 74 копеек; с целью уравнять в тягостях все души на государственных крестьян взамен платежей владельцам положен был дополнительный 4-гривенный сбор; городские тяглые обыватели платили по 1 рублю 20 копеек с души.

Введение подушной подати в России связано с именем Петра Первого. Однако подобная форма налога существовала задолго до ее появления в нашей стране, на территории Древнего Рима, позднее - во многих европейских государствах, и была отменена в конце 19 столетия после введения новой подоходной формы налога.

В 1724 году в России была завершена поголовная перепись населения, в которую не вошли духовные лица и дворяне. По результатам данного мероприятия и был определен налог, который отныне должен был выплачиваться всеми мужчинами страны, включая новорожденных детей и престарелых. Подушная подать - это особая форма налога, взимаемого с определенных жителей страны в пользу государственной казны. Следует напомнить, что подобный налог (подать или тягло) существовал на Руси уже с 15 века, от его уплаты также освобождались служители церквей и высшие привилегированные сословия.

Осенью 1718 года император потребовал собрать ревизские «сказки», то есть провести перепись всего мужского населения страны. «Сказками» в то время назывались специальные документы, в которых и отражались результаты проведения переписи. В данном документе указывались владельца определенного двора и членов его семьи отчество, возраст). Составлением ревизских «сказок» в городской местности занимались представители управы города, в сельской - старосты, помещики либо их управляющие. Ревизские «сказки» подлежали обязательному уточнению, в периоды между их сбором проводилась фиксация отсутствия или присутствия лица на месте его жительства. Если лицо отсутствовало, указывалась причина (смерть, побег, служба в армии). Все уточнения относились к последующему после сбора «сказок» году. Говоря простым языком, человек мог умереть, а его семья обязана была выплатить за него подать на следующий год после смерти. Подобная система проведения переписи позволяла государству повышать собираемость налога и неплохо наживаться на так называемых «мертвых душах».

Начатая в 1718 году перепись была окончена лишь к 1724 году, в результате ее проведения было насчитано около пяти миллионов человек (душ). Некоторые историки считают, что подушная подать, введенная Петром Первым, имела только одну цель - сбор денежных средств с населения на содержание действующей российской армии. Первая ставка данного налога равнялась 80 копейкам в год с одного члена семьи (мужчины), в последующие годы она снизилась до 74 копеек. Старообрядцы платили двойную ставку подушной подати до 1782 года, за счет чего простое население окрестило их «двоеданами». До 1775 года купеческое сословие было обязано платить налог наравне с остальными, затем специально для них были введены процентные сборы с имеющегося в собственности капитала.

Постепенное увеличение расходов государства не могло не сказаться на размере налога, взимаемого с простого населения страны. К 1794 году подушная подать выросла до одного рубля. С середины 19 века размер налога стал полностью зависеть от места проживания его плательщика. Жители городов обязаны были ежегодно платить государству подать в размере 2 рублей 61 копейки. Подушная подать селян составила к этому времени 1 рубль 15 копеек.

На протяжении нескольких десятилетий подобный вид налога являлся основным источником доходов государства. С введением (надбавка к цене за товар или услугу) его значимость для поддержания государственной казны значительно снизилась. В 1863 году был прекращен сбор подушной подати с мещан (низшего городского сословия) и цеховых (ремесленников, мастеров, их учеников и помощников) практически на всей территории Российской Империи (за исключением Сибири и Бессарабии).

Большие задолженности населения перед государством, сложность со сбором налога привели к тому, что в 1887 году подушная подать в России перестала существовать. Исключением стала Сибирь, где данный налог взимался с населения вплоть до начала двадцатого столетия.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об