Влияние христианства на экономику. Как экономика зависит от религии

Введение

Глава I. Общая характеристика мировых религий в современном мире

1.1 Религия

1.2 Виды религий

1.3 Влияние религии на различные сферы жизни

Глава II. Влияние религии на экономику отдельных стран мира

2.2 Россия

2.3 Япония

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

религия христианство экономика вероучение

Введение

К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие - в то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым - точнее, внутри которых - он живёт: действует, мыслит и чувствует.

Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Не требовалось особой проницательности, чтобы понять: изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту безликую, таинственную силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений; именно она выделила человека из природного мира. Для обозначения этой силы человек придумал тысячи имён, но суть их одна - это Бог.

На данном этапе нашего развития существует множество религий и религиозных институтов. Но все они влияют на различные сферы жизни и деятельности человека. Историки, политологи, экономисты трактуют религию как один из факторов, определяющих успех или крах различных обществ. Многие ученые в наши дни изучают влияние религии на человека, в том числе и на экономическую деятельность.

Связь между религией и экономической деятельностью человека существует с древнейших времен. Религия оказывала и оказывает активное воздействие на поведение верующих в сфере экономики и производства, на отношение к труду. Об этом свидетельствует опыт всех мировых религий. Экономического успеха добивались те общества и страны, где различные религии своими специфическими средствами стимулировали экономическую деятельность, создавая соответствующие нравственный фон, трудовую этику и нравственные нормы. Она может запрещать своим последователям жульничать и нарушать обещания, что, казалось бы, должно способствовать развитию экономики: купцы не будут обвешивать и обсчитывать, должники - скрываться от кредиторов. В то же время эта самая религия может объявить обогащение греховным и возвести смирение плоти в высший идеал. В общем, открывается огромный простор для интерпретаций, в чем состоят настоящие католические, мусульманские, православные, иудейские ценности.

Есть множество исследований, посвященных тому, как религия влияет на экономику. Межстрановые сравнения показывают, что, во-первых, религиозность граждан (например, частота посещения церкви) благотворно влияет на экономическое развитие, а во-вторых, что эффект этот проявляется по-разному для разных религий. При этом предполагается, что религиозные ценности, как и вообще принадлежность к определенной религии, - это нечто неизменное, одна из базовых составляющих нашей идентичности. В истории, правда, были случаи массовой смены конфессиональной принадлежности, например Реформация в Европе или массовое обращение в христианство жителей колонизированных европейцами территорий в Африке, Латинской Америке, Сибири. Так или иначе, на бытовом уровне мы подразумеваем, что уж если вырос человек, например, в мусульманской семье, то, что бы он ни делал - перестал ходить в мечеть, получил светское образование, переехал в другой город, - его система ценностей все равно останется мусульманской.

Итак, целью моей работы является проверка взаимосвязи между религиозностью населения и их отношением к новым экономическим ценностям, на примере отношения верующих к организации труда и важным аспектам этой сферы человеческой деятельности. Я смогу выяснить, есть ли взаимосвязь между верой и новыми ценностями, на примере другой сферы. Помимо этого, мне предстоит выяснить правильность предпосылки о том, что верующие в основном представляют социально незащищенный слой населения.

Моя цель, таким образом, разбивается на три задачи:

1.Проверить связана ли религиозность населения и отношение к новым экономическим ценностям, в сфере работы.

2.Проверить связана ли религиозность и социальный статус человека.

Проанализировать литературу и источники по этой теме.

Затем я приведу примеры различных стран, в которых на экономическое развитие повлияла религия.

Объектом моей работы является религия, а предметом - зависимость экономики от вероисповедания. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и приложения.

Глава I. Общая характеристика мировых религий в современном мире

1.1 Религия

Религия - одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность). Эта вера - основной признак и элемент любой религии, которую представляют верующие.

Религия представляет собой искаженное, фантастическое отражение действительности. Идеологи пытаются доказать, что религия вечна, что религиозное чувство присуще человеку от природы. На самом же деле религия возникла лишь на

Существует немалое количество исследований, в которых рассматривается связь религии и экономики. В частности, сравнения между странами показывают, что религиозность граждан оказывает положительное влияние на развитие экономики в государстве. Причинами отсталости или процветания стран являются культурные различия общества, а также религия, которую исповедует большинство граждан. Многие экономисты и политологи трактуют религию как один из факторов, обусловливающих успех или крах всевозможных обществ.

Зачастую статьи об экономике для простого человека кажутся сухими, черствыми и неинтересными. Важно правильно, доступным языком, а не высокопарными и философскими, даже научными фразами донести экономические понятия до простого народа. И тогда он (народ) поймет, что экономика может быть нечто теплым, светлым и благополучным.

Понятие «экономика» всегда ассоциируется с чем-то материальным. Для бизнесменов – приобрести финансовые средства, не затрачивая больших физических усилий. Для простого народа – прокормить семью, да дожить бы до зарплаты или пенсии. Для религиозного человека, в частности для христианина, смириться с любым кризисом и помолиться Богу, чтобы Он даровал мир, благополучие, а главное терпение своему народу.

Многих людей слово «экономика» также наталкивает на мысли о богатстве и бизнесе, при помощи которого его можно получить. В обществе бытует мнение, что богатство свидетельствует об успехе человека и является показателем его социального статуса. В то же время существует точка зрения, согласно которой богатство развращает человека и делает его бездуховным. Ещё Иисус Христос говорил о том, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное. Эти слова, по мнению церковных деятелей, осуждают не богатство как таковое, но накопление богатства ради роскоши. Само по себе оно не благо и не зло, а, главным образом, испытание и ответственность.

Стремление предпринимателей к накоплению богатства, которое живет в их душах, делает их черствыми и представляет собой порок, который затемняет образ Божий в человеке. В свою очередь, бизнес, лишенный нравственного начала, не только неустойчив, но и опасен: по степени загрязненности водоемов, лесов и атмосферы, которые являются общественным достоянием, но «приватизированы» предпринимателями, можно судить о состоянии их душ. Возможно, если осуществление бизнеса будет совершаться на основе нравственных ценностей, созданных и оберегаемых религией, его результаты будут более удачными, а последствия менее разрушительными.

В нашем российском государстве граждане в основном представляют христианство, которое в свою очередь основывается на Библию и отдает «Кесарю – кесарево, а Богу – Богово» . Но как бы церковь не старалась не вмешиваться в государственные и экономические вопросы страны, она напрямую зависит от экономических реформ, хотя и существует отдельно от государства – налоги заплати, за коммунальные услуги заплати непомерную плату. И как трудно выживать сельским приходским храмам, где прихожане бедные люди. Вот и молятся они за процветание экономики, за тех бизнесменов и правителей, которые бескорыстно жертвуют на храмы, не думая о славе и выгоде.

Многие экономические деятели советуются с церковным духовенством по поводу своих дел, прося святых молитв на их благое совершение. Вот тут-то и связь религии с экономикой. Попросили, например, арендаторы священника освятить семена на посев, да помолиться о дожде, а Бог и дождь дал, и тепло, и щедрым урожаем наградил. Вот и экономическое процветание. Освятил священнослужитель землю под строительство завода – и дал Бог этому заводу большое экономическое будущее.

В православной церкви есть икона Божией Матери, именуемая «Экономисса» или «Домостроительница», перед которой верующие молятся об успехе в торговле и о спасении от банкротства . Так же молятся святому Иоанну Сочавскому о помощи в бизнесе, о защите от бедности и денежных проблем. Христианство всегда поддерживало экономические отношения, лишь бы они были благими и угодными Богу.

Религия – это великая сила, потому как, то, что невозможно человеку, возможно Богу. В Библии описывается случай, как апостолы закидывали многократно сети в море, но не могли поймать ни одной рыбы, когда же Иисус Христос благословил их закинуть сети в море, то было поймано великое множество рыб, так, что сети разрывались. Итак, религия всегда будет являться компасом на корабле экономики, её путеводной звездой.

По Божьему слову совершаются великие дела, в Евангелии от Матфея говорится: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят…» Вот так и в экономике, если имеет кто веру в Бога, религиозен, трудолюбив, честен и просит у Господа, тот и получает от Всевышнего все блага, в том числе и материальные. Вот так, религия становится двигателем экономики.

Чтобы не нарушить религиозной этики, не обидеть духовных ценностей других религий и не делать акцент только на христианстве, хотелось бы отметить тот фактор, что зачастую многие религиозные общества завязывают между собой экономические отношения не только ради материальной выгоды и приобретения доходов, но и ради мира между народами различных вероисповеданий. В результате, братски объединяясь, все религии не произвольно оказывают воздействие на экономическое развитие и более того на всеобщее процветание мирового хозяйства. Ведь экономика в переводе с греческого языка – это дом, хозяйство, и если в доме мир и согласие, то и хозяйство будет процветать.

Не касаясь государственных и мировых масштабов, взять к примеру сельскую местность, где я проживаю: наше село Марьины Колодцы православное, но и многонациональное, и в нём проживают люди хотя и в небольшом количестве и других религий. В селе идет завершение строительства нового храма, благодаря теплым межрелигиозным отношениям в его воздвижении принимают люди разных религий. Следуя нашей христианской этики, мы стараемся сохранять добрые отношения с нашими братьями по вере: и мусульманами, и протестантами. Многому научились мы, а они у нас в бытовых вопросах.

Всегда есть чему поучиться у другого народа. К примеру, мы научились готовить очень вкусные блюда из трав, что значительно экономит наш семейный бюджет, чтобы никого не обидеть, мы покупаем продукцию у человека, независимо от его религии. В результате в нашем небольшом селе процветает наша маленькая экономика, а наши религии в совокупности являются двигателями экономических отношений.

Религия как мировоззрение задает понимание смысла жизни, ценности, нормы, идеалы. Этим она задает моральное поведение человека во всех сферах и объединяет людей. Внутренняя сторона религии всегда предполагает духовную жизнь человека, то есть внутренний труд по преобразованию личности по образу и подобию Творца. Духовная жизнь способствует духовному росту, преображению личности. Человек приобретает главную добродетель – любовь, а также одухотворенные знания, ум – мудрость. Это позволяет человеку мыслить и действовать в соответствии с моральными нормами во всех обстоятельствах и во всех сферах жизнедеятельности, позволяет максимально реализовать весь свой человеческий потенциал на благо ближних, общества, Родины.

Восстановление духовных ценностей и моральных норм, приобретенных христианством за многовековую историю, но утрачиваемых сегодня, возможно, по нашему глубокому убеждению, лишь в условиях так называемой нравственной экономики. Нравственные вопросы всегда были первостепенными для России, особенно в переломные для нее моменты, которые мы переживаем и сегодня. Русь назвали святой, а ее народ - богоносцем из-за тех религиозных ценностей, которые практически утратились сегодня. История нашего государства показывает, что без внутреннего нравственного стержня, основанного на религиозных ценностях, масштабные начинания вроде модернизации экономики нежизнеспособны.

Таким образом, если каждый экономический деятель, правитель, бизнесмен, арендатор, акционер живет по заповедям Божиим: не крадет, не берет взятки, не занимается вымогательством, не обманывает своих начальников и подчиненных, не завидует своим конкурентам, живет честно, думает о нуждах других и делится с ними (благодетельствует), то всех тех материальных благ, которые дает Бог (у Бога всего много) хватит и ему, и народу. И чем ближе будет экономика к религии и ее духовным ценностям, которые способствуют умножению богатств, тем крепче будет наше Российское государство.

Несомненно, нет русского человека без русского языка. И, более того, нет русской нации и русской культуры без Православия. Мы имеем свою генетическую память, свой образ жизни и признаем это как завоевание. У русской нации выработаны собственные культурные и ценностные ориентации, обычаи, тип поведения и бытовые навыки. Русская цивилизация словно продолжает путь Иисуса Христа на земле, она развивается в череде многочисленных и суровых испытаний. Свою Голгофу устроили и коммунисты, которые, несмотря на чрезмерные усилия, не смогли уничтожить Православие. Православная вера оказалась крепче, чем о ней имели представление ее разрушители.

Кстати, недостроенное коммунистическое сообщество, попав в нашей стране в современное недружелюбное окружение, достаточно медленно теряет свои позиции. Это говорит и о том, что в теории коммунизма присутствует взятое из христианства понятие равенства всех людей в обществе. А еще и потому, что многие нынешние, а тем более бывшие, коммунисты внешне признали Бога и даже ходят в церковь.

В христианстве отчетливо присутствует постулат равенства, но людей не между собой, а перед Богом. Религия выступает за сглаживание неравенства через смирение, терпимое отношение людей друг к другу и благотворительность, что воспитывает в обществе нравственность и сострадание. Жизненными примерами подтверждено, что сословное общество, со своими институтами, создает атмосферу развития, в том числе в сферах экономики, политики и культуры. На мой взгляд, в настоящее время российское Православие:

а) поддерживает устремления нашего государства по построению рыночной экономики;

б) весьма нейтрально относится к демократии; в) не приемлет новации западного мира. Возможные источники конфликтов будут в предстоящее время определяться столкновением культурных цивилизаций. Это сейчас основной фактор создания напряженности в мировой политике.

Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий отмечает, что «в обществе насаждаются стереотипы потребительского мировоззрения, попрания христианской морали с ее жертвенностью и устремленностью к высоким идеалам, забвения Бога и следования низменным инстинктам». Сформулируем первый вывод: наши традиционные религиозные ценности формируют не только русскую культуру, образ жизни, но и более того – вектор мышления.

Отечественная культура

Часто обсуждается тема, что важнее – мировая культура или отечественная? Но если человек знаком с родной культурой не так глубоко, то мы теряем патриота. Вот почему наших детей нужно знакомить с малых лет с нашей культурой и Православием, а не отправлять учиться за границу. Вот почему 2014 год объявлен в России Годом культуры. Навязывается мнение и создается иллюзия, что за границей лучше и проще жить. Но задумайтесь, кому мы нужны за границей? Там нашли себя только кучка олигархов и небольшая группа ученых, остальные эмигранты – наши соотечественники за рубежом занимают такую же социальную нишу, как трудовые мигранты из Центральной Азии в России.

У нас нет другого пути, кроме как, сохраняя традиции, развивая духовность и нравственность, строить новую Россию. Нам здесь жить, здесь жить и нашим потомкам. Отечественная история и духовная культура имеют своих героев и святых. Зачастую это одни и те же люди. Так что историческая судьба и будущее России и Православия неразрывны. Традиционные религии прошли испытание временем. Они пробуждают и направляют внутренний мир человека, развивают понимание красоты внешнего мира.

В целях сохранения мира и спокойствия в России очевидна необходимость уважения иных традиционных конфессий, например, ислама. Это вторая религия по численности приверженцев в России, оберегающая человека от греховности и соблазнов. Нас объединяет не только природа наших религий, но и то, что, объединившись в стремлении противостоять радикальным религиям и сектам, мы сохраним наши традиционные веры, традиции и культуры.

Выскажу второй вывод: в целях сохранения Российского государства нельзя допускать чужеродного не только в наш внутренний мир, но и в нашу культуру. Попробую преобразовать некоторые свои мысли в третий вывод: религия и культура – это как мать и дочь.

Патриотический подход к культуре – это народность, духовность и традиции. Именно русская культура основана на традиционных духовных ценностях, имеющих длительную историю цивилизационного развития.

Ответственность Православия

На Рождественских чтениях в январе 2014 года Председатель синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата Митрополит Меркурий выделил основные разрушительные процессы характерные для нашего времени: – секуляризация общественного сознания; ювенальная юстиция; снижение общественного авторитета священнослужителей и церковных институтов; падение уровня отечественного образования; распространение нетрадиционных для России религиозных течений и псевдодуховных учений; межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Церковь и ее служители, согласно Конституции, отделены от политики, но вышеперечисленные проблемы, разрушающие российскую государственность и нашу исконную веру, одновременно являются и задачами для русских людей. Для многих из нас понятия «православное, имперское и патриотическое» очень близкие по сути. Религия определяет качество жизни и душевный покой жителей России, большинство из которых православные прихожане. Религия – это забота о детях, стариках и сирых. Она определяет полноту и качество семейной жизни. Религия – это молитва и повседневный огромный труд, это дорога человека к человеку, к его образу и собратьям.

А для избранных – это монашеский подвиг, во благо укрепления Православия. Озвучим четвертый вывод: Православие не снимает с себя ответственность за настоящее и будущее русского народа.

Русская идея

Религия в первую очередь оказывает воздействие на каждого человека. Ни одно племя, ни один народ, ни одно государство не может существовать без религии. В моем понимании, каждая религия или ее конфессия учит человека одному и тому же, но по-разному, и с огромным разбегом конечных результатов. Считается, что для России являются приемлемыми только традиционные религиозные конфессии: православное христианство и ислам суннитского толка. Другие религиозные направления, например, протестантские течения в христианстве и в исламе считаются сектами. А последние – даже враждебными и террористическими.

Библия, для всех христиан, и Коран, для всех мусульман, на протяжении многих сотен лет направляют человека в одном направлении, к Богу. Но проповедники резко отличаются друг от друга. Например, католицизм и выделившийся из него протестантизм в Европе и Северной Америке сформировал собственный культурноэкономический образ современного человека. Это происходило в атмосфере развития религиозно-политического построения западных государств. Протестантизм в итоге получился как на треть разбавленный немецким язычеством католицизм. Эти две конфессии сформулировали в жизни людей и устройстве государств Западную идею.

Нельзя однозначно сказать, что в нашей стране, с такой непростой историей и ортодоксальной религией, мы сильно отстали от других стран. Низкие показатели по производительности труда и качества жизни, как индикаторы развития общества, говорят о некоем несовершенстве внутреннего устройства и состояния российского общества. Православие, как основа Русской идеи, не отстраняется от участия в решении этих проблем. Только Православие имеет право называться основателем российского государства и защитником Русской идеи, в основе которой заложена любовь, ибо на ее основе строится семья. Только из любви рождается вера, а вера порождает культуру.

Иван Ильин писал, что без любви русский человек есть неудавшееся существо. Приведем его знаковую мысль о культуре: «Все попытки заимствовать у католиков их волевую и умственную культуру были безнадежны. Их культура выросла исторически из преобладания воли над созерцанием, рассудка во всей его практической трезвости над совестью, власти и принуждения над свободой. Как же мы могли бы заимствовать у них культуру, если у нас это соотношение является обратным? Россия есть живая духовная система со своими историческими дарами и заданиями. Мало того, за нею стоит некий божественный исторический замысел, от которого нам и не удалось бы отречься, если бы мы даже захотели… и все это выговаривается русской идеей». Мы не сильно ошибемся, если сформулируем пятый вывод: Русская идея – это Православие, Любовь и Культура.

Глобализация и Православие

Глобализация охватывает все сферы жизни, не только политику и экономику, но духовность и культуру. Этот процесс происходил всегда, но сейчас он получил наибольшее развитие. Выделим три основных взгляда на глобализацию: источник процветания, снижения разрыва между бедными и богатыми – как странами, так и людьми; разрушение различий между отечественными и иностранными задачами, между внутренними и внешними проблемами; это миф.

Если Восточная Церковь более склонна к мистике и созерцанию, то для Западной более характерные черты учительство и деятельность. Словно подтверждая эту мысль, развитые западные страны используют глобализацию как процесс, который пытается вобрать в себя мировое сообщество, одновременно обучая его своему образу жизни. Воспринимается эта инициатива, особенно в России, как экспансия западной цивилизации.

Глобализация проповедуется в координатах западного христианства: католицизма и протестантизма. Кстати, католическая социальная доктрина в последние годы практически сомкнулась с протестантской. Российское общество, в своем большинстве, не приемлет последних новаций западной культуры. Это подтверждает теорию православного философа Ивана Ильина о самобытном пути развития России, со своими победами и противоречиями.

Например, русский историк Владимир Соловьев был убежден, что на Мухаммада ниспослана особая миссия – просвещать темные, отсталые народы, которые не доросли до христианства. В этой позиции налицо фиксация цивилизационных противоречий, которые высказаны для современной России в неприемлемой форме. Народы мира значительно отличаются друг от друга. Американскими учеными, например, предлагается следующая классификация цивилизаций: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славянская и латино-американская. Можно, во многом, с ними согласиться, но с одной поправкой, что западные славяне не устояли перед западной цивилизацией и отошли от славянской, то есть от русской, цивилизации. Это наглядно подтверждает, какую значительную роль в жизни народа играет религия.

Глобализация понизила статус элитарной и народной культур. Она развивает, внедряет и подменивает все подряд на массовую западную культуру. Происходит обеднение национальной культуры. Например, Юрий Лужков заявил, что открытие сочинской олимпиады было повторением лондонской.

А ведь нам был представлен сюжет из российской истории, который мы наблюдали в дымке импортного оформления. Но порадовали духовный хор, отечественный балет, пейзажи русской земли и маленькая девочка. Сделаем шестой вывод: с глобализацией нам не по пути, потому что она пытается вобрать в себя русскую цивилизацию.

Экономика и религия

Наглядно выделяется тенденция обгоняющего развития капитализма в протестантских странах, а это исторически связано с непритязательностью в быту, с отторжением роскоши и выбором наиболее доходных профессий. Это привело к накоплению начального инвестиционного капитала, а последующее расширенное потребление увеличило скорость оборота капитала. Следует, при этом, отметить, что многие ученые экономисты – протестанты. Россия давно находится в координатах собственной глобализации как внешней, так и внутренней: Российская империя, СССР и СНГ.

У нас, с одной стороны, проявляется ревностное и болезненное отношение к сохранению русского языка и Православной религии. А, с другой, в стране уже давно господствуют американское кино, джинсы, иностранные машины, импортная электроника и даже рубашка, на телевизионном патриоте, с лейблом «поло». Даже продукты питания в нашей стране наполовину из разряда глобализации. Процесс кажется необратимым, вопрос в одном: уступить Западу сейчас или потом?

В христианстве частная собственность признается необходимой и благодатной основой для жизни общества: человек больше заботится о своем; когда управляет один, больше порядка; каждый человек довольствуется своим и поэтому формируется социальный мир. Но негативные противоречия сглаживаются для достижения консенсуса между классами по-разному: а) консерваторы уповали на традиционную семью и патронаж владельцев предприятий над рабочими; б) либералы – на общественные организации типа профсоюзов, кооперативов, касс взаимопомощи; в) социалисты и коммунисты делали ставку на классовую борьбу с преимущественным положением в обществе рабочего класса. Но так было в XIX веке, а в XX веке либералы и консерваторы стали защитниками богатых, а социализм породил новую политическую элиту.

В XX веке появилась и теория корпоратизма. Это когда люди объединяются на рынке труда не по их положению, а по принадлежности к отрасли общественной деятельности. Но и эта идея провалилась, от нее остались лишь корпоративные праздники. Несмотря на недостатки современного капитализма, он все же дает возможность свободного развития личности. Капитализм кроме того усиливает конкуренцию, которая хороша во многих сферах общественной жизни.

Сделаем седьмой вывод: глобализация подчинила себе экономику, но она бессильна против религии и народных традиций.

О духовном образовании

Большинство людей – верующие, а вера в Бога всеобъемлема. Веря в единого Бога, все веруют по-разному, по канонам своей конфессии и в разной степени погружения. Существуют тысячи профессий, и по каждому профилю есть учебные заведения, которые дают начальное, среднее или высшее специальное образование. Некоторые молодые люди, каждый индивидуально, по собственным причинам и своей воле, выбрали путь к Вере через обучение в православной семинарии. Но при этом каждый из нас может быть глубоко верующим человеком и не иметь высшего духовного образования. Все люди только созданы по образу и подобию, а по сути мы все разные. Но нас можно достаточно легко распределить по группам и типажам. У каждого из семинаристов были и есть свои интересы и цели при поступлении в семинарию. Глубокую веру в Бога можно наглядно наблюдать у ряда семинаристов, особенно во время церковной службы. Другая категория поступивших в высшее учебное духовное заведение рассчитывает получить достойное образование и профессию, чтобы работать во благо людей. Тем более не у всех присутствует возможность получить хорошее образование, в том числе и из-за отсутствия денег.

Но семинария дает высокий уровень духовного образования, а приближение человека к вере начинается в детстве, в том числе и вследствие преподавания в школе предмета «Основы православной культуры». Церковь предлагает широкое сотрудничество государственной системе образования, предоставление вспомогательных материалов и помощь в подготовке преподавателей. Пришла пора подвести первые итоги и наметить направления дальнейшей работы. И сделать это надо при участии представителей Православия, ислама, иудаизма, органов образования и родительского сообщества.

Разные религии при национальной и культурной самобытности должны не разъединять людей, а учить любви к Родине. По моему собственному суждению, пора перейти от эксперимента к системной работе. Привлекло мое внимание, что в Санкт-Петербургской духовной академии одно из четырех отделений – церковно-практическое, на котором читаются такие предметы, как религия и геополитика, социально-экономические проблемы в свете христианского богословия, основы менеджмента, христианская экология. Это является подтверждением правильности чтения специального курса «Социальная экономика для пастыря» в Тобольской православной духовной семинарии.

Озвучим восьмой вывод: духовное образование и воспитание должно быть непрерывным и начинаться с малых лет.

Православие и Конституция

Присоединимся к дискуссии, которая развернулась в российском обществе, и давайте вместе ответим на вопрос – почему Православие должно занять свое достойное место в Российской Конституции? Потому, что наша русская цивилизация созидалась и консолидировалась на основе Православной культуры. Потому, что Россия как государство расширялась и укреплялась за счет новых территорий следующим образом: приходит монах, строится монастырь, рядом растут дома посада. В нашей стране во главу угла ставится, в первую очередь, духовная составляющая жизни, и только затем – экономика и политика.

Это и ответ на вопрос, и подтверждение того, что национальная идея России – патриотизм и духовность. Это и возвращение исторической родины для Православия. Нужно отметить, что западная идеология противоречит нравственным и духовным традициям русского народа. Мы пережили безбожный коммунистический проект и двадцать лет назад убрали из Конституции практически все, что было с ним связано. А сейчас нам нужно противостоять западному проекту глобализации, и это обязательно нужно отобразить в поправках к Конституции. Тем более, Православие выполняет функции государственной безопасности, защищая его устои. Есть одна серьезная проблема – как поведут себя представители других конфессий? Поэтому потребуются серьезные межконфессиональные переговоры и взаимные уступки.

Приведем девятый вывод: в России, где проживает 80% русских, нужна Конституция, в которой исконная вера абсолютной части населения должна быть узаконена.

Путь к вере

Когда я был маленьким мальчиком, лет в десять, взял в городской библиотеке три книги французского писателя – атеиста Лео Таксиля «Забавная библия», «Забавное Евангелие» и «Священный вертеп». В этих откровенно антирелигиозных книгах я пытался найти знания о вере. Например, там приводилась выдержка из Библии, и справа по тексту следовали зачастую неприемлемые сравнения и критика.

Прошло более пятидесяти лет, но я это хорошо помню, вот такая сила в познании религии. В те ушедшие и забытые советские времена других книг о религии, а тем более о Православии, не было. Так, по крупицам, человек набирается знаний. И чем больше мы знаем, тем ближе мы к истине. Это послужило одной из причин, почему мне посчастливилось преподавать в Православной духовной семинарии. Представим уважаемому читателю заключительный вывод: к вере ведут разные дороги, но хорошо, что они для людей давно построены.

Мне нравится жить в современной России, стране, где есть простор для Православия. Мне нравится жить в России, потому что она пытается выбраться из накопленных проблем. Мне нравится жить в России сейчас, в нелегкую эпоху мирового финансового кризиса и в год российской культуры.

В.А. Быковский,
профессор Тобольской духовной
православной семинарии, г. Тобольск

В отечественной научной мысли начала XX в. проблема развития капитализма в ее связи с религиозной жизнью, главным образом с православием, рассматривалась в работах русского философа, социолога и богослова С.Н. Булгакова (1871-1944). В своем жизненном и творческом пути С. Булгаков пережил не одну духовную эволюцию: от марксизма через идеализм придя к православию и став практически единственным теоретиком православной экономики в России.

Под воздействием философии Канта Булгаков приходит к выводу, что основные принципы общественной и личной жизни должны быть выработаны на основе теории абсолютных ценностей, добра, истины и красоты, постепенно порывает с марксизмом и переходит к идеал-реализму православной церкви. В 1918 г. Булгаков принимает священство. Во многих своих работах наряду с идеалом общественной жизни он ставит вопрос об идеале экономическом; социальная жизнь для него не может быть оторвана от жизни хозяйственной. В 1922 г. по обвинению советского правительства во враждебном отношении к советскому режиму Булгакова высылают из России. С 1925 по 1944 г. Булгаков занимает кафедру догматического богословия в Парижском православном духовном институте.

Проблемы взаимодействия религии и экономики в условиях российского общества поднимаются Булгаковым в его работах «Церковь и социальный вопрос» (1906 г.), «Загадочный мыслитель» (под псевдонимом Н.Ф. Федоров, 1908 г.), «Народное хозяйство и религиозная личность» (1909 г.), «Философия хозяйства» (1912 г.), «Христианство и социализм» (1917 г.), «Икона и ее культ» (1931 г.), «Православие» (1933 г.) и др.

Из перечисленных работ следует особенно выделить статью «Народное хозяйство и религиозная личность», где Булгаков впервые глубоко рассматривает связь православия с капитализмом в России. Высоко оценивая веберовскую «Протестантскую этику», Булгаков указывает на то, что благодаря этой работе религия как фактор экономического развития вводится в круг изучения экономической жизни. Он констатирует, что влияние религиозного фактора на экономическую жизнь изучено у нас недостаточно и что подобного рода исследования почти совершенно отсутствуют в области русской хозяйственной жизни, включая историю русской промышленности.

Для Булгакова христианский идеал - Царство Божие - не может быть осуществлен в пределах земной жизни и в пределах земного общества. Разлад между человеком и миром вызывает необходимость труда и хозяйственной деятельности. Он считал, что хозяйственная деятельность должна быть понята как нравственное суждение, как имеющее религиозный смысл «делание». Без этого не может быть достигнуто экономическое процветание и обновление России 1 .

В своем анализе Булгаков исходил из следующего: признание религии важным фактором экономического развития предполагает, что каждый раз его конкретное воплощение имеет специфические черты, диктуемые историческими и национальными особенностями того или иного общества. Прежде всего его интересуют потенции русского православия в качестве стимула экономического развития нашей страны. Это самый важный вопрос для Булгакова. Он соглашается с выводом М. Вебера о том, что капитализм требует особой психологии, не просто отношения к труду как к религиозному и нравственному деянию, но и еще отношения к богатству как к самоцели.

Очень важно для Булгакова и то, что, помимо буржуазного предпринимателя, аскетический протестантизм воспитал еще и трезвых, совестливых, необыкновенно работоспособных и привязанных к труду как к богоугодной цели жизни, чувствующих свою ответственность рабочих.

В своем анализе Булгаков полемизирует с представителями «экономического материализма» (бентамизм, марксизм), выступая с критикой их концепции «экономического человека». Для Булгакова человек - существо действующее, активное, обладающее творческим началом. Как личность не казалась Булгакову «счетной линейкой интересов», а живым творческим началом, так и хозяйство не представлялось ему неким механизмом 1 .

Булгаков указывает на необходимость исследований истории русской промышленности в связи с духовными биографиями и всей бытовой обстановкой русских пионеров-предпринимателей, раскрыв при этом религиозно-этические основы психологии русской промышленности.

В своем анализе Булгаков указывает на близкую связь русского капитализма и старообрядчества, к которому принадлежали представители ряда крупнейших русских фирм. Нельзя не отметить того факта, что старообрядческие корни имело в дореволюционной России 64% ее торгово-промышленного состава. Из Преображенской старообрядской общины в Москве вышли династии Морозовых, Прохоровых, Солдатенковых, Гучковых и многие другие. Вместе с тем в старообрядчестве существовали и черты, сдерживающие в его среде распространение капиталистических отношений и ограничивающие его предпринимательский потенциал, - глубинный консерватизм, изоляционизм, двойная мораль .

Особое внимание обращает Булгаков на то, что связь религиозного сознания и экономической деятельности должна быть приурочена не только к определенной догматике, но и еще более к практическим выводам религии, особенно к требовательности ее в данный исторический момент. Большое значение имеет здесь, по его мнению, как внутренний градус религиозно-аскетического отношения к жизни, так и внешнее положение того или иного вероисповедания: гонения и преследования, отсеивая слабых, вырабатывают стойкость и цельность характера, обнаруживающихся во всех областях жизни, в частности и экономической. Напротив, привилегированное внешнее положение (огосударствление церкви) ослабляет степень влияния религиозного фактора на жизнь, независимо даже от того или иного вероучения.

Православие, по Булгакову, коренным образом отличается от пуританизма и вообще от протестантизма; оно в дисциплине аскетического «послушания» и «хождения перед Богом» (так же, как и догматически не отличающееся от него старообрядчество) имеет могучие средства для воспитания личности и выработки чувства личной ответственности и долга, столь существенных для экономической деятельности, как и для остальных видов общественного служения. «И если теперь влияние религиозной дисциплины православия в экономическом творчестве русского народа становится все менее ощутительным, - писал Булгаков, - ...то это служит лишним обнаружением прискорбного упадка православия в данный исторический момент» 1 .

Булгаков указывал, что в то время, впрочем как и всегда, борются между собой два отношения к миру вообще и к хозяйственной жизни в частности:

  • 1) механически-утилитарное (на передний план выдвигаются разные интересы и их борьба, момент сознания обязанностей, общественного служения остается сравнительно в тени) - И. Бентам, К. Маркс и др.;
  • 2) религиозное (подчеркивается сознание обязанностей, утверждается понимание и самой общественной жизни как системы взаимных обязанностей) - Л. Толстой, Вл. Соловьев и др.

Булгаков приходит к неутешительному выводу о том, что господство в российском обществе утилитаризма и упадок личности угрожают подорвать современное хозяйственное развитие. Однако, отмечает Булгаков, в русском обществе, среди интеллигенции, развитие производительных сил как своеобразная религиозноРаздел II. Религия и основные социальные институты общества

этическая задача недостаточно оценивается. У нас господствует крайний бентамизм (чаще всего в марксистской разновидности) и фикция «экономического человека», принимаемые без анализа и критики. Преобладающее внимание сосредоточивает на себе момент распределения, понимаемого как результат конкуренции, классовой борьбы и сравнительно слабее осознается значение развития производительных сил как творческой задачи - роста всего народного хозяйства как совокупных усилий человеческих воль (особенно это касается аграрного вопроса).

Социальный прогресс, по мнению Булгакова, неразрывно связан с ростом личности, а следовательно, с повышением личной ответственности, самодисциплины. Эта дисциплина неосуществима лишь на почве голых интересов (утилитаризм): она предполагает признание высших этических и в конечном счете религиозных ценностей, нравственных обязанностей в сфере профессионального труда. «Нужно понять, - писал Булгаков, - что и хозяйственная деятельность может быть общественным служением и исполнением нравственного долга, и только при таком к ней отношении и при воспитании общества в таком понимании создается наиболее благоприятная духовная атмосфера как для развития производства, так и для реформ в области распределения, для прогресса экономического и социального».

В качестве рецепта экономического возрождения России Булгаков предлагал «национальное самовоспитание (курсив мой. - В.В.), включающее в себя в качестве одного из прикладных выводов и более здоровое, трезвое и... более честное отношение к вопросу о развитии производительных сил» .

  • Булгаков С.Н. Соч: В 2 т. - М, 1993. Т. И. - С. 347.
  • Религия в истории и культуре: Учебник для вузов. - С. 183.
  • Булгаков С.Н. Религия и экономическое обновление России // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. - С. 707-710.

Теория трансакционных издержек;

Основоположник – Роналд Коуз.

Трансакционные издержки - все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий.

3 теории, объясняющие, что такое трансакционные издержки:

1) Теория общественного выбора

Теория общественного выбора связывает возникновение трансакционных издержек с проблемами, которые сопровождают любое согласование позиций индивидов по вопросу общественных благ. Речь идет о невозможности достижения соглашения ввиду стратегического поведения заинтересованных в общественном благе индивидов и их стремления переложить издержки получения желаемого результата на окружающих

2) Теория соглашений

Представители этого направления соглашаются с тем тезисом, что на неоклассическом рынке трансакционные издержки отсутствуют.

Они возникают из-за того, что неоклассический рынок - рыночное соглашение - никогда не существует в вакууме, а соприкасается с другими соглашениями: индустриальным, гражданским, традиционным, общественного мнения, творческой деятельности и экологическим.

Факт соприкосновения различных норм объясняется тем, что значительная часть повседневной деятельности экономических агентов находится на «стыке» соглашений 24 и, следовательно, не может регулироваться нормами, относящимися исключительно к тому или иному соглашению.

С этой точки зрения трансакционные издержки являются не чем иным, как издержкам согласования требований прямо противоположных норм , они неизбежно возникают по мере усложнения деятельности в смысле появления в ней элементов различных соглашений.

3) Теория трансакционных издержек . +,-

Подход теории трансакционных издержек связан с изменением постулата неоклассики, согласно которому издержки на получение информации отсутствуют и индивиды обладают всем объемом информации о сделке. Ключевым моментом является допущение существования издержек на идентификацию продавцов и цен - информационных издержек. Количество продавцов и покупателей на рынке, степень однородности товара, длительность их присутствия на рынке, географическая протяженность рынка будут основными факторами, определяющими величину информационных издержек. Следующий шаг в анализе трансакционных издержек заключается в предположении, что все трансакционные издержки могут быть выведены из информационных. «Трансакционные издержки так или иначе связаны с издержками получения информации об обмене».

18) Влияние религиозного фактора на формирование экономики: протестантская модель

Особенности протестантизма

Протестантизм частично или полностью отрицает церковную иерархию (священноначалие), таинства (сакраментологию), авторитет Cвященного Предания, на котором строится не только толкование Священного Писания, но и богослужебная практикааскетический опыт христианских подвижников, почитание святых и институт монашества.



Влияние на экономику

Протестанты (в основном кальвинисты и лютеране) заложили основы того, что позже стало называться протестантским мировоззрением. Пуританский духовный тип –– рациональная основа, давшая мощный толчок развитию капитализма. Борясь за производительность частно-хозяйственного богатства, аскеза выступалапротив стремления к богатству как самоцели. В богатстве как результате профессиональной деятельности она видела Божье благословение. Повсюду, где утверждалось пуританское мироощущение, оно способствовало установлению буржуазного, рационального с экономической точки зрения образа жизни. Пуританизм встал у колыбели современного «экономического человека». В обладании милостью Божьей и Божьим благословением буржуазный предприниматель мог и даже обязан был соблюдать свои деловые интересы. Более того, религиозная аскеза предоставляла в его распоряжение трезвых, добросовестных, чрезвычайно трудолюбивых рабочих, рассматривавших свою деятельность как угодную Богу цель жизни.

Аскеза создавала и спокойную уверенность в том, что неравное распределение земных благ, так же как и предназначение к спасению лишь немногих – дело божественного провидения

Устремленность к тому, чтобы обрести спасение в загробной жизни посредством выполнения своих профессиональных обязанностей в качестве своего призвания, способствовала увеличению производительности труда. Так, идея призвания, составляющая основу пуританской этики, служила в качестве субъективной предпосылки развития индивидуалистического и предпринимательского характера. Идея призвания содействовала формированию таких буржуазных черт, как индивидуализм, бережливость, упорный труд и т.д. Постепенно формировался идеал экономического человека, который открыто провозглашал принцип, согласно которому, «жить в обществе – значит участвовать в рыночных отношениях и добиваться материальной выгоды».

Идея моральной автономии экономической жизни четко проявилась в аргументах в защиту свободной торговли как самого эффективного средства служения общественному благу, отождествляемого с экономическим ростом. Центральным институтом экономической системы становится рынок, а её главными принципами – индивидуализм, свободная конкуренция и свободное предпринимательство.

19. Влияние религиозного фактора на формирование экономики: православная модель

На рисунке 4.9 а) приведен график зависимости отношения доходов в православных и неправославных странах от граничного значения процента православных христиан, которое делит все страны мира на православные и неправославные. На рисунке 4.9 б) приведен средний годовой доход на человека в православных и неправославных странах при граничном значении %-та христиан равном 50.

Из графика на рисунке 4.9. а) видно, что отношение доходов в православных и неправославных странах почти во всем диапазоне граничного значения %-та православных христиан меньше 1. Это свидетельствует о том, что православные страны являются несколько беднее, чем остальные, неправославные страны мира .

Рис. 4.9 а). График зависимости отношения доходов на человека в православных и неправославных странах от граничного значения %-та православных христиан.

Рис. 4.9 б). Средний годовой доход на человека в православных и неправославных странах при граничном значении %-та христиан равном 50. Отношение доходов в православных и неправославных странах равно 0,8. Это свидетельствует о том, что православные страны беднее неправославных в 1,2 раза.

Внимание! Если приведенный выше материал является сложным для понимания, посмотрите рисунок 4.9 б) и прочитайте следующий абзац. Этого достаточно для понимания общей идеи.

На рисунке 4.9 б) приведен средний годовой доход на человека в православных и неправославных странах. Во всем мире православные страны несколько беднее (в 1,24 раза) остальных, неправославных стран.

20. Влияние религиозного фактора на формирование экономики: мусульманская модель

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об