Практическая работа оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира. Ресурсообеспеченность Земли

Каталог заданий.
За­да­ния тренировочных и диагностических работ

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран углём. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурообеспеченности.

А) Казахстан

Б) Австралия

Пояснение.

Ресурсообеспеченность - соотношение количества имеющихся на определённой территории природных ресурсов и того, насколько широко эти ресурсы используются. Измеряется количеством лет, за которые будут использованы природные ресурсы, имеющиеся на определённой территории.

А) В Казахстане 31 300: 111 = 281,9 лет

Б) В Австралии 76 200: 423 = 180,1 года

В) В Китае 114 500: 3240 = 35,3 года

Ответ: ВБА.

Ответ: ВБА

Пояснение.

1) Мексика 1600: 145 = 11 лет

2) Бразилия 2200: 114 = 19,3 года

3) Саудовская Аравия 36 600: 525 = 69,7 лет

Ответ: 123.

Ответ: 123

Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче, приведенных к единым единицам измерения. То есть переведем млрд.т запасов в млн. тонн. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добычи.

Ангола 1800 (млн.т.) : 85 (млн.т.) = 21 год

Китай 2000 (млн.т) : 203 (млн.т.) = 10 лет

Габон 500: 12 = 42 года

Ответ: БАВ.

Ответ: БАВ

Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран нефтью. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурообеспеченности.

Б) Бразилия

B) Нигерия

Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче, приведенных к единым единицам измерения. То есть переведем млрд. т запасов в млн. тонн. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добычи.

А) США 3700 млн. т. : 352 млн. т. = 11 лет

Б) Бразилия 2200: 114 = 19 лет

В) Нигерия 5000: 117 = 43 года

Ответ: АБВ.

Ответ: АБВ

Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран нефтью. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

1) Ангола - 1800: 85 = 21

2) США - 3700: 352 = 11

3) Нигерия - 5000: 117 = 43

Ответ: 213.

Ответ: 213

Используя данные из приведенной ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран углём. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добычи:

1) ЮАР - 30 156: 255 = 118

2) Россия - 157 010: 333 = 472

3) Казахстан - 33 600: 116 = 290

Ответ: 132.

Ответ: 132

Используя данные таблицы, сравните обеспеченность стран пахотными землями. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добычи:

1) Австралия - 47,2: 22,0 = 2,14

2) Бразилия - 61, 2: 196,8 = 0,31

3) Канада - 45,1: 34,5 = 1,31

Ответ: 231.

Ответ: 231

Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните обеспеченность стран пахотными землями. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добычи:

Австралия - 47,2: 22,0 = 2,15

Китай - 138,6: 1338,1 = 0,10

Нигерия - 36,0: 149,2 = 0, 24

Ответ: 231.

Ответ: 231

Используя данные таблицы, сравните обеспеченность стран железной рудой. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

Обеспеченность определяется делением запасов на добычу.

1) США 25 400: 53 = 479 лет

2) ЮАР 9400: 32 = 294 года

3) Казахстан 8800: 10 = 880 лет

Ответ: 213.

Ответ: 213

Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран нефтью. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность определяется делением запасов на добычу.

1) Нигерия 5000: 115 = 44 года

2) Мексика 1600: 147 = 11 лет

3) Россия 10 600: 505 = 21 год

Ответ: 231.

Ответ: 231

Пояснение.

1) Ан­го­ла 1800: 85,2 = 21 год

2) Ка­зах­стан 3900: 82,4 = 48 лет

3) Китай 2000: 203,5 = 9,8 лет

Ответ: 312.

Ответ: 312

Используя таблицу, срав­ни­те обес­пе­чен­ность стран нефтью. Рас­по­ло­жи­те стра­ны в по­ряд­ке уве­ли­че­ния по­ка­за­те­ля ресурсообеспеченности, на­чи­ная со стра­ны с наи­мень­шим зна­че­ни­ем этого показателя.

Запиши в ответ не­об­хо­ди­мую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность опре­де­ля­ет­ся от­но­ше­ни­ем за­па­сов к добыче. По­лу­ча­ем ко­ли­че­ство лет, на ко­то­рые хва­тит сырья при таком уров­не за­па­сов и добычи.

1) Бра­зи­лия 2200: 114,6 = 19 лет

2) Мек­си­ка 1600: 145,1 = 11 лет

3) Ни­ге­рия 5000: 117,4 = 42 года

Ответ: 213.

Ответ: 213

Используя дан­ные из при­ве­ден­ной ниже таблицы, срав­ни­те ре­сур­со­обес­пе­чен­ность стран ре­сур­са­ми прес­ной воды. Рас­по­ло­жи­те стра­ны в по­ряд­ке уве­ли­че­ния по­ка­за­те­ля ресурообеспеченности.

Б) Мьянма

Пояснение.

Ресурсобеспеченность для воз­об­но­ви­мых видов ре­сур­сов рас­счи­ты­ва­ет­ся на душу населения.

А) Индия 2085: 1170 = 1,6

Б) Мьян­ма 1080: 50 = 21,6

В) Ка­на­да 2900: 33,7 = 88,9

Ответ: АБВ.

Ответ: АБВ

Используя дан­ные из при­ве­ден­ной ниже таблицы, срав­ни­те ре­сур­со­обес­пе­чен­ность стран нефтью. Рас­по­ло­жи­те стра­ны в по­ряд­ке уве­ли­че­ния по­ка­за­те­ля ресурсобеспеченности.

Укажите ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти бук­вен­ных обо­зна­че­ний вы­бран­ных элементов.

Б) Казахстан

B) Бразилия

Пояснение.

Ресурсообеспеченность для ис­чер­па­е­мых ре­сур­сов рас­счи­ты­ва­ет­ся на ко­ли­че­ство лет в зав­си­мо­сти от за­па­сов до­бы­чи дан­но­го вида ресурсов.

А) Китай 2100 (млн.т.) : 190 (млн.ч.) = 11 лет

Б) Ка­зах­стан 5500 (млн.т.) : 62 (млн.т.) = 88 года

В) Бра­зи­лия 1700 (млн. т.) : 84 (мл.т.) = 20 лет

Ответ: АВБ.

Ответ: АВБ

Используя таблицу, срав­ни­те обес­пе­чен­ность стран золотом. Рас­по­ло­жи­те стра­ны в по­ряд­ке воз­рас­та­ния в них по­ка­за­те­ля ресурсообеспеченности, на­чи­ная со стра­ны с наи­мень­шим зна­че­ни­ем этого показателя.

Пояснение.

1) Перу - 34 700: 171 = 203 т.

2) Австралия - 79 900: 225 = 355 т.

3) ЮАР - 125 100: 250 = 500 т.

Ответ: 123.

Ответ: 123

Используя дан­ные таблицы, срав­ни­те обес­пе­чен­ность стран па­хот­ны­ми землями. Рас­по­ло­жи­те стра­ны в по­ряд­ке воз­рас­та­ния в них по­ка­за­те­ля ресурсообеспеченности, на­чи­ная со стра­ны с наи­мень­шим зна­че­ни­ем этого показателя.

Запишите в ответ по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

Пояснение.

1) Турция 21,4: 76,1 = 0,3

2) Мексика 25,1: 117,6 = 0,2

3) Казахстан 24,0: 17,0 = 1,4

Ответ: 213.

Ответ: 213

Используя дан­ные из приведённой ниже таблицы, срав­ни­те ре­сур­со­обес­пе­чен­ность стран па­хот­ны­ми землями. Рас­по­ло­жи­те стра­ны в по­ряд­ке воз­рас­та­ния в них по­ка­за­те­ля ресурсообеспеченности, на­чи­ная со стра­ны с наи­мень­шим зна­че­ни­ем этого показателя.

.
Тема: Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира

Работа 1 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах


Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Добыча

(млн. тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

Россия

Германия

Китай

Саудовская Аравия

Индия

Канада

Бразилия

Австралия


____________________________________________________________________________________________________________

Задания :

  1. Используя имеющиеся статистические данные , заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча.



Работа 2 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Население

(млн. человек)

Ресурсообеспеченность

(тонн на душу населения)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

Россия

Германия

Китай

Саудовская Аравия

Индия

Канада

Бразилия

Австралия


______________________________________________________________________________________________________________

Задания :


  1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Н, где

Р – ресурсообеспеченность в годах, З – запасы, Н – численность населения страны.


  1. Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.

  2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Используя данные табл. 2, рассчитайте обеспеченность стран земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями . Полученные результаты отра­зите в табл. 2.

Ранжируйте страны по степени обеспеченности земельными ресурсами и с/х угодьями (в порядке убывания).

Ранжируйте страны по степени обеспеченности водными и лесными ресурсами (в порядке убывания).

Общий вывод

Укажите, какая страна лучше обеспечена при­родными ресурсами. Обоснуйте свою точку зрения.

Практическая работа № 2 .

Ход работы:

Вариант 1 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Добыча

(млн. тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

Германия

Саудовская Аравия

Бразилия

Австралия

    Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;

    выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;

    сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Практическая работа № 2.

Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

Вариант 2 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Население

(млн. человек)

Ресурсообеспеченность

(тонн на душу населения)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

Германия

Саудовская Аравия

Бразилия

Австралия

    Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Н, где

Р – ресурсообеспеченность в годах, З – запасы, Н – численность населения страны.

    Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.

    Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Дополнительный материал

Классификация природных ресурсов мира

Природные ресурсы - природные компоненты, которые используются или могут быть использованы в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

XX век характеризуется небывалым ростом народонаселения и мирового общественного производства. Бурное развитие в последние годы НТП привело к особенно резкому усилению антропогенного воздействия на природную среду. Масштаб воздействия человека на природную среду стал планетарным. Он влияет на все компоненты природы: рельеф, климат, воды, почвы, органический мир и т. д.

Потребности человека в сырье возрастают. Рациональное использование всех природных ресурсов - актуальная задача человечества.

Все природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы - ресурсы недр и экосистемы, которые в процессе производства исчерпываюся. Они делятся на возобновимые и невозобновимые.

Ресурсы возобновимые - способны к восстановлению (лесные, растительные, животные, земельные, водные и т. д.), т. е. они могут восстановиться самой природой, однако их природное восстановление (плодородие почв, древесной и травянистой массы, количество животных и т, д.) часто не совпадает с темпами использования. Расход возобновимых ресурсов начинает превышать размеры их природного восстановления. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо:

    Изменить технологию переработки исчерпаемых ресурсов.

    Ресурсы углеводородного сырья повысить за счет производства синтетического жидкого топлива.

    Расширить вовлечение в производство вторичного сырья. Так, в развитых странах получение меди на 30-40% основывается на утилизации вторичного сырья.

    Утилизировать ценные компоненты, которые выбрасываются промышленными предприятиями в атмосферу. Так, одна ТЭС, работающая на угле, мощностью 1 млн. кВт ежечасно выбрасывает в атмосферу до 15 тонн сернистых газов и до 6 тонн сернистой золы.

    Применять безотходные технологии.

    Экономно расходовать топливно-энергетические ресурсы: переход на дизельное топливо и нетрадиционные источники энергии.

    Повышать добычу нефти за счет широкого внедрения современных методов добычи.

К неисчерпаемым природным ресурсам относятся те, которые в процессе производства нельзя исчерпать. Это -энергия Солнца, приливов и отливов, геотермальная, ветра, биологической массы, морских волн, синтетического топлива, атмосферных осадков и т. д. Использование неисчерпаемых природных ресурсов не приводит к общему уменьшению их запасов на Земле.

Минеральные, биологические, водные, климатические ресурсы - сырье для различных отраслей хозяйства. Сырье, которое используется в производстве, превращается в экономические ресурсы общества. Существуют и другие виды экономических ресурсов - капитал, трудовые, интеллектуальные, возможности менеджмента. Использованные природные ресурсы после определенной технологической обработки становятся средствами труда и разнообразными материальными благами.

Природные ресурсы на Земле размещены неравномерно. Не только отдельные страны, но и крупные регионы отличаются друг от друга уровнем ресурсообеспеченности.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной (т. е. запасами) природных ресурсов и размерами их добычи. Она выражается количеством лет, на которое должно хватить данного сырья, либо его запасами из расчета на 1 человека.

Ресурсообеспеченность =(запасы)/(объем добычи) =Количество лет

На показатель ресурсообеспеченности влияют богатство или бедность территории природными ресурсами. Поэтому для хозяйственного освоения страны необходимо знать о ее территориально-природно-ресурсном потенциале. Природно-ресурсный потенциал территории - это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРИ характеризуется двумя главными показателями -размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие потенциалы.

Однако, если природных ресурсов в той или другой стране мало, это не значит, что страна обречена на бедность, ведь экономические ресурсы каждой страны измеряются не только их количеством. Большое значение имеют людские ресурсы и наличие капитала в стране. Примером могут быть так называемые «новые индустриальные страны», а также Япония, которые достигли высоких экономических результатов при ограниченной природно-сырьевой базе.

Природные ресурсы неравномерно распределены по поверхности и в недрах Земли, что обусловливает раз­личия в ресурсообеспеченности между странами мира.

    Некоторые из них (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан) располагают больши­ми запасами и многими видами минерального сырья. Однако в большинстве стран мира запасы и набор полез­ных ископаемых весьма ограничены. Так, Андские стра­ны (Чили и Перу) выделяются крупными запасами толь­ко медных и полиметаллических руд, страны Ближнего

    Востока (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) - не­фти и газа, Северной Африки (Марокко, Тунис) – фосфо­ритов, Пакистан и Бангладеш - поваренной соли, Боли­вия и Малайзия – олова. Фактически ни одна страна не располагает минерально-сырьевой базой, позволяющей полностью обеспечить свои внутренние потребности в топливе и сырье. Даже Россия, при всем многообразии своих минеральных ресурсов и значительных их запа­сах, по отдельным видам минерального сырья (марга­нец, хром, титан, цирконий и др.) ощущает дефицит и вынуждена покрывать его за счет импорта. Также и США из-за неполной обеспеченности минеральным сырьем импортируют бокситы, уран, вольфрам, хром, марганец и др. В целом США ввозят 15-20% (в стоимостном вы­ражении) необходимого минерального сырья, страны-члены ЕС – 70-80%, Япония – 90-95%.

    Крупнейший поставщик топлива и минерального сы­рья для стран западного мира - развивающиеся стра­ны. Развивающиеся страны (включая Китай и Вьетнам) занимают ведущие позиции в мире по запасам нефти и газа, бокситов, меди, олова, никеля, кобальта, сурьмы и др., а всего сосредоточивают до 35% минерально-сы­рьевых ресурсов мира. Большую часть добываемого топ­лива и сырья эти страны экспортируют. Исключение – новые индустриальные страны, являющиеся в развива­ющемся мире крупным потребителем топлива и мине­рального сырья (нефть, природный газ, черные и цвет­ные металлы и др.).

    Развитые страны лидируют по запасам угля, свинцово-цинковых, марганцевых, хромовых руд, молибдена, многих редких и благородных металлов и др., всего, со­средоточивая примерно 40% минеральных ресурсов пла­неты. Среди экономически развитых стран очень круп­ными запасами топлива и минерального сырья облада­ют США, Австралия, Канада и ЮАР. Последние три страны занимают также ведущие позиции в мире по их экспорту. В отличие от развивающихся, развитые стра­ны активно используют не только собственные ресур­сы, но и природно-ресурсный потенциал других стран - развивающихся, Восточной Европы, СНГ, России. Все­го эти страны потребляют 70% мировых минеральных ресурсов. Россия среди крупнейших держав мира имеет самую высокую обеспеченность минеральными ресурса­ми. При доле 2,5% в населении мира она сосредоточи­вает около 25% его минерально-сырьевых ресурсов. Объем запасов и добычи таких видов минерального топ­лива и сырья, как нефть, газ, уголь, железные и медно-никелевые руды, алмазы, платина, золото, апатиты и калийные соли, не только удовлетворяет текущие по­требности экономики страны, но и позволяет значитель­ную их часть экспортировать. Ее общие запасы разве­данного минерального сырья оценивают в 28,3 трлн долл., а прогнозные - в 140 трлн долл.

    В структуре минерально-сырьевой базы России пре­обладают топливно-энергетические ресурсы (уголь, нефть, газ и пр.), доля которых составляет 70%, более 15% приходится на нерудное сырье, 13% – на черные, цветные и редкие металла, 1% - на алмазы и благород­ные металлы (золото, серебро, платина).

    Вместе с тем, несмотря на высокую обеспеченность в целом, в России либо полностью отсутствуют, либо не соответствуют требованиям современной промышленно­сти (т. е. не удовлетворяют потребность, не освоены в силу сложных горно-геологических условий, отсутствия современных технологий промышленной переработки и т. п.) запасы марганцевых, хромовых, титановых, цир­кониевых, рубидиевых, ртутных, свинцовых, цинковых руд, а также высококачественных бокситов, фосфори­тов, каолинов, бариты и др. Потребности России по многим из них (марганец, хром, ртуть, сурьма, титан, фосфориты и др.) почти полностью обеспечиваются по­ставками из стран СНГ.

    Методические указания

    Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира , их демографическую... работу студентов. При оценке хода и итогов самостоятельной работы ... 2006. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии. ...

ПОНЯТИЕ О РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТИ

Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами.

Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса (минеральные), либо его запасами из расчета на душу населения (лесные, водные и др.).

Конечно, на показатель ресурсеобеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но поскольку ресурсообеспеченность зависит и от масштабов их извлечения (потребления), это понятие является не природным, а социально-экономическим.

По расчетам ученых, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн. т условного топлива. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить более чем на 1000 лет! Однако если учитывать запасы, доступные для извлечения (в том числе с учетом их размещения), а также постоянный рост потребления, такая обеспеченность сократится в несколько раз.

Ясно, что в долговременной перспективе уровень обеспеченности зависит от того, к какому классу природных ресурсов относится тот или иной их вид - к исчерпаемым (невозобновимым и возобновимым) или к неисчерпаемым ресурсам.

Далеко не одинаковы запасы отдельных видов природных ресурсов в разных странах мира. Лишь несколько государств обладают практически всеми известными природными ресурсами - территориальными, минеральными, лесными, водными, земельными и т.д. Среди них - Россия, США, Китай. Несколько уступают им, но также высоко обеспечены ресурсами страны Бразилия, Индия, Австралия.

Многие государства мира обладают запасами мирового значения одного или нескольких видов ресурсов. Например, страны Ближнего и Среднего Востока выделяются значительными запасами нефти и газа; Чили, Заир, Замбия - запасами меди, Марокко и Науру славятся фосфоритами и т.д.

Задачи и тесты по теме "Понятие о ресурсообеспеченности"

  • Хозяйственная деятельность населения мира - Население Земли 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Изучение Вселенной - Земля во Вселенной 5 класс

    Уроков: 7 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Рельеф дна океанов - Литосфера - каменная оболочка Земли 5 класс

    Уроков: 5 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Почвы - Общая характеристика природы Земли 7 класс
  • Египет - Африка 7 класс

    Уроков: 4 Заданий: 9 Тестов: 1

Ведущие идеи: географическая среда - необходимое условие жизни общества, развития и размещения населения и хозяйства, при этом в последнее время снижается влияние ресурсного фактора на уровень экономического развития страны, но возрастает значение рационального использования природных ресурсов и экологического фактора.

Основные понятия: географическая (окружающая) среда, рудные и нерудные полезные ископаемые, рудные пояса, бассейны полезных ископаемых; структура мирового земельного фонда, южный и северный лесные пояса, лесистость; гидроэнергетический потенциал; шельф, альтернативные источники энергии; ресурсообеспеченность, природно-ресурсный потенциал (ПРП), территориальное сочетание природных ресурсов (ТПСР), районы нового освоения, вторичные ресурсы; загрязнение окружающей среды, экологическая политика.

Навыки и умения: уметь давать характеристику природных ресурсов страны (региона) по плану; использовать различные методы экономической оценки природных ресурсов; давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности, сельского хозяйства страны (региона) по плану; давать краткую характеристику размещения основных видов природных ресурсов, выделять страны "лидеры" и "аутсайдеры" по обеспеченности тем или иным видом природных ресурсов; приводить примеры стран, не обладающих богатыми природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического развития и наоборот; приводить примеры рационального и нерационального использования ресурсов.

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира» (Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс). Пояснительная записка Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН. Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности. Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала. Задачи, решаемые в ходе проведения практической работы:    обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме; развивающая - способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности. воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда. В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность. На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти. В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов. Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:  Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012. 1    В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012. О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007 Интернет-ресурсы: www.priroda.su , www.rgo.ru Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин. Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира» 1 вариант 1. Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран: Страна Саудовская Аравия Россия Ирак Разведанные запасы, млрд т 35,8 20 15,1 Добыча млн т в год 440 350 130 Обеспеченность, лет Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства? 2. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран: Страна Лесопокрытая площадь, млн га Численность населения, млн человек Обеспеченность на душу населения Россия 881,9 Бразилия 488 Австралия 160 Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади? 3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод. Регион Европа Россия Африка Азия и Тихоокеанский регион Северная Америка Латинская Америка и Карибский регион Коммунальные нужды, % 15,2 17,0 8,6 7,3 Промышленность, % 52, 4 54,0 7,3 11,4 Сельское хозяйство, % 32, 4 22,0 84,1 81,3 13,3 19,0 48,0 10.3 38.7 70,7 2 Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира» 2 вариант 1. Рассчитать обеспеченность железной рудой следующих стран: Страна Разведанные запасы, Добыча Обеспеченность, млрд т млн т в год лет Россия 71 107 США 25,4 58 Бразилия 49,3 162 Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства? 2. Рассчитать обеспеченность почвенными ресурсами населения следующих стран: Страна Площадь пашни, млн га Австралия 50 Численность населения, млн человек Обеспеченность на душу населения Канада 45,8 Бразилия 57,6 Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему? 3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему? Выполнение практической работы 1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные: Страна Саудовская Аравия Россия Ирак Разведанные запасы, млрд т 35,8 20 15,1 Добыча млн т в год 440 350 130 Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = разведанные запасы объем добычи Обеспеченность, лет 81,36 57,14 116,15 . В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод - ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления. 3 2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран (по данным Приложения учебника) и вычислить запасы обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = численность населения. Они получают следующие данные: Страна Лесопокрытая площадь, млн га Россия Бразилия Австралия 881,9 488 160 Численность населения, млн человек 142,9 186,1 20,3 Обеспеченность на душу населения 6.2 2,7 7,8 Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона. 3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий. В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира). б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним - и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики. Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения. 4

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об