Учетная политика для налогообложения на год. Готовая учетная политика - образец для организации

К сожалению, с наступлением 2017 года найдется немало документов с устаревшими и шаблонными формулировками, из-за которых возможен спор с налоговой. В статье вы найдете семь самых опасных формулировок в шаблонных и устаревших учетных политиках и безопасные альтернативы для них.

  1. Об основных средствах
    Уберите из бухгалтерской политики ссылку на классификацию.
  2. Об упрощенном учете
    Переформулируйте фразу, что компания упростила учет, потому что она малая.
  3. Об ошибках
    Разграничьте существенные и несущественные ошибки.
  4. О займах и кредитах
    Вычеркните оговорку, что проценты нормируются. Чем заменить?
  5. О программах
    Добавьте правило, по которому списываете расходы на программу.
  6. О прямых расходах и резервах
    Включите в политику детальный перечень прямых расходов и обновите условия о резервах.

Бухгалтерская учетная политика

  • Основные средства;
  • Упрощенный учет;
  • Ошибки.

О сроке использования основных средств

До 2017 года большинство компаний определяли срок использования основных средств в бухучете по налоговой классификации. Поступать так позволяли нормативные акты. Но с 2017 года эту норму отменили. Связана поправка с тем, что в бухучете компания должна руководствоваться ПБУ 6/01. Согласно ПБУ срок полезного использования основного средства - это период, в течение которого объект будет приносить экономическую выгоду.

В связи с поправкой измените формулировку в учетной политике. Напишите, что вы определяете срок использования так, как сказано в ПБУ. Тогда у аудиторов не будет замечаний к учетной политике.

Чтобы сблизить налоговый и бухгалтерский учет, компания может по-прежнему ориентироваться на налоговую классификацию. Но если планируете использовать объект существенно меньше или больше срока по классификации, то правильнее установить в бухучете плановый срок.

Как установить срок использования основного средства. Компания по-прежнему может ориентироваться на налоговую классификацию, когда определяет срок полезного использования основного средства в бухучете. Ведь основные средства в классификации распределены по группам экономически обоснованно, а не произвольно. Но советуем не писать это в учетной политике. У компании должен быть свой порядок определения сроков в бухучете. В одних организациях срок определяет комиссия по основным средствам, в других - один бухгалтер. Это и опишите в учетной политике. Кроме того, классификация не учитывает конкретные условия использования основных средств - агрессивную среду, установку компании на быстрое обновление основных средств и т. д. Если вы прогнозируете, что по факту будете применять объект существенно меньше или больше, чем в классификации, установите реальный срок использования.

Об упрощенном учете

Раньше в ПБУ были нормы об упрощенном порядке ведения учета для малой компании. Поэтому в шаблонных политиках остались формулировки типа «Компания как субъект малого предпринимательства ведет упрощенный бухучет». Но из ПБУ эти нормы уже убрали. Например, в ПБУ 18/02 говорилось, что его могут не применять «субъекты малого предпринимательства». Теперь эту фразу заменили на «организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета».

Устаревшее условие политики об упрощенном учете надо обновить или убрать. Ведь разница есть не только в формулировках, но и по сути. Не все малые предприятия имеют право упрощать бухучет. Лимит доходов для малых предприятий равен 800 млн рублей. Но если выручка за прошлый год больше 400 млн рублей или активы превышают 60 млн рублей, компания подпадает под обязательный аудит. А те компании, кого проверяют в обязательном порядке аудиторы, не вправе упрощать бухучет. Даже если являются малыми.

Полноценный учет должны вести также кредитные кооперативы, микрофинансовые и другие организации, которые перечислены в части 5 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Если вы убедились, что вашей компании нет в запретных перечнях, актуализируйте формулировки про упрощенный бухучет. Если же компания не вправе вести упрощенный бухучет, уберите условия о нем из учетной политики на 2017 год.

Об ошибках

Частое замечание аудиторов - в учетной политике по бухучету не сказано, какие ошибки считаются существенными. А от уровня существенности ошибок зависит, как их исправлять. Если ошибка существенная и ее выявили после того, как утвердили отчетность, нужен ретроспективный пересчет. То есть показатели прошлой отчетности нужно пересчитать так, как будто недочетов не было. Какие ошибки считать существенными, компания определяет самостоятельно.

Те компании, которые вправе упростить бухучет, могут не делать ретроспективный пересчет. То есть такие компании могут исправлять существенные ошибки в таком же порядке, как несущественные. Тогда в учетной политике не требуется устанавливать критерии существенных ошибок.

Налоговая учетная политика

  • Займы и кредиты;
  • Прямые расходы;
  • Резерв.

О займах и кредитах

С 2015 года компании вправе списывать проценты по займам и кредитам в налоговом учете без ограничений. Не все компании отразили это в учетной политике. Все еще встречаются формулировки о том, что организация включает проценты в расходы в пределах норматива.

Старое условие о нормативах исключите из учетной политики. Вводить вместо него новое правило, что компания списывает проценты без ограничений, необязательно. Ведь об этом сказано в Налоговом кодексе. Но у налоговиков на местах часто другое мнение. Они требуют, чтобы изменения закона компания закрепляла в учетной политике. Например, в учетной политике нашей читательницы инспекторы проверили, отразила ли компания условие об учете процентов без лимита. Если вы хотите подстраховаться и исключить лишние вопросы при проверке, замените старое условие об учете процентов на новое.

О программах

В шаблонных налоговых политиках обычно не сказано, как списывать программы, или приводится обобщенная формулировка. Но в Налоговом кодексе нет четких правил по учету программ. Поэтому безопаснее установить их в учетной политике.

Учитывать расходы на программу сразу рискованно. Чиновники считают, что списывать стоимость программ нужно равномерно в течение срока действия лицензионного договора.

Если в договоре нет срока, компания может самостоятельно установить срок учета расходов. Самый безопасный вариант - списывать расходы в течение пяти лет. Этот срок действует по умолчанию для лицензионных договоров и на него обычно ориентируются налоговики. Налоговиков могут поддержать и судьи.

Если компания готова спорить с налоговиками, закрепите в учетной политике, что стоимость программы вы списываете сразу. В этом случае на проверке ссылайтесь на те решения судов, которые в пользу компаний.

О прямых расходах

В шаблонных учетных политиках обычно нет детального списка прямых расходов. Значит, если налоговики заинтересуются этими расходами, компании придется давать пояснения. В итоге может получиться так, что компания считала конкретные расходы косвенными, а налоговики отнесли их к прямым.

Чтобы не было путаницы, лучше привести в налоговой учетной политике подробный перечень тех прямых расходов, которые есть в компании. Например, если торговая компания иногда доставляет товары непосредственно с завода изготовителя до склада покупателя, транспортные расходы безопаснее учитывать как прямые. Либо компания может считать эти расходы косвенными. Но тогда есть риск спора с налоговиками.

О резерве по сомнительным долгам

Проверьте, что в шаблоне налоговой учетной политики сказано о резерве по сомнительным долгам. В 2017 году компания по-прежнему сама решает, создавать в налоговом учете резерв или нет. Но изменился лимит резерва за отчетный период. Теперь лимит равен 10 процентам от выручки за этот период или 10 процентам от выручки за прошлый год - в зависимости от того, какой из этих показателей больше. Актуализируйте условие о лимите, чтобы налоговики не думали, что компания решила ограничить резерв старым нормативом.

Экономические субъекты в виде средних и крупных предприятий имеют широкий круг обязанностей перед контролирующими органами власти. Основная форма исполнения вмененных действий — это письменная запись всех финансовых и хозяйственных операций и предоставление периодических результатов по ним.

Для целей правильного исчисления налогов и своевременной их уплаты субъекты бизнеса оформляют такие записи в виде бухгалтерского и налогового учета.

Бухгалтерский учет необходим и самому предприятию - для отслеживания динамики деятельности, принятия управленческих решений, расширения или уменьшения масштабов производства, контроля расходов и планирования. А налоговым органам отчеты по бухгалтерии нужны, главным образом, для сверки с данными налогового учета.

Что такое налоговый учет? Согласно статье 313 Налогового кодекса РФ , это комплексное обобщение информации для расчета налогов и сборов, основанное на первичных данных.

Таким образом, цель и оправдание существования налогового учета - это исчисление фискальных платежей и контроль за этим со стороны органов ФНС.

Если бухгалтерию вести обязаны только организации, а отдельные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, организуют систему двойной записи только по собственному желанию, то налоговый учет возложен на всех хозяйствующих лиц и не является таким же строго структурированным и сложным, как система бухгалтерии.

Но оба вида учета отражаются в одном и том же документе - , который каждый субъект бизнеса закрепляет согласно индивидуальным особенностям методов документоведения и расчетов. Приказ формируется согласно нормам .

Практикуется совмещение правил учета в едином документе , а также утверждение отдельных актов . Второй вариант кажется более целесообразным, так как налоговое законодательство изменчиво, поправки вносятся регулярно, и отдельный документ о налоговом учете легче корректировать.

В налоговой учетной политике в зависимости от режима налогообложения указываются элементы исчисления каждого фискального платежа, а при совмещении режимов - все детали раздельного учета.

Согласно общей концепции ПБУ 1/2008, учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или иное ответственное лицо при его отсутствии, а утверждает руководитель .

Ведение самого учета тоже возлагается на работников бухгалтерии либо внештатных специалистов или организацию по договору найма, например, аудиторскую компанию.

Учет для налогообложения прибыли основывается на бухгалтерские данные, а при их нехватке для правильного образования базы обложения создаются дополнительные регистры - налоговые. Ни налоговые, ни какие-либо другие органы власти не могут требовать от плательщиков вести налоговый учет по конкретным бланкам, формы учета выбираются субъектом самостоятельно .

Какие положения необходимо установить во внутренней учетной политике по прибыли:

  • методы определения расходов и доходов;
  • порядок отнесения части расходов к налоговой базе прибыли по периодам;
  • правила переноса убытков на будущее;
  • порядок создания резервов;
  • данные о расчетах по платежу с государством.

Документальные основания учета :

  • первичная документация;
  • налоговые регистры;
  • расчеты базы обложения.

Регистры должны содержать стандартный набор элементов :

  • название;
  • дата;
  • название хозяйственных действий;
  • единицы измерения;
  • подпись ответственного лица (бухгалтера).

Итак, конкретные пункты политики по налогу на прибыль.

Метод признания расходов и доходов

Существует два способа отражения сумм по операциям — по оплате или по начислению. В экономической практике перерыв между этими событиями бывает иногда достаточно большим, например, при заключении договора аванса или длинном технологическом цикле для выполнения заказа.

Признание прямых и косвенных расходов

При выборе метода начисления субъект должен реализационные расходы разделить на прямые и косвенные .

Если косвенные расходы, осуществленные в отчетный или налоговый период, сразу уменьшают базу обложения, то прямые признаются вместе с реализацией товаров или услуг, а это может длиться не один период и год.

Правила оценки незавершенного производства

Оценка проводится на конец каждого месяца .

К незавершенному производству относятся продукты неполной готовности, завершенные изделия, не принятые клиентом, остатки незавершенных заказов и полуфабрикатов, материалы и полуфабрикаты в обработке.

Для оценки таких продуктов необходимо опираться на сведения первичной документации о перемещении по подразделениям производства материалов, сырья и готовых продуктов, суммы прямых расходов за месяц оценки.

Прямые расходы, относимые к незавершенному производству, утверждаются в учетной политике и подлежат такого определению в течение 2 лет подряд и более .

Если прямые расходы невозможно распределить на незавершенные продукты, то распределение производится по показателям. Остатки на конец одного месяца относятся к прямым расходам следующего.

Длительный производственный цикл

Если производство занимает более года, то необходимо установить порядок распределения доходов. Если в договоре с клиентом не прописано поэтапное представление товаров, услуг или работ, то доходы определяются :

  • равномерно - по месяцам или кварталам;
  • в соотношении расходов отчетных периодов к общим расходам;
  • иным методом, имеющим обоснование, например, согласно этапам оплаты работ.

Оценка материально-производственных запасов

Оценка производится по одному из трех бухгалтерских способов

  • по средней стоимости;
  • по стоимости единицы;
  • по стоимости первых приобретенных материалов, сырья и товаров ().

Схема ЛИФО исключена из методологии бухучета с 2013 года.

Что такое амортизация? Это поэтапное отнесение на расходы стоимости основных средств по мере их износа. Такой метод занимает важное место в бухгалтерии и оказывает существенное влияние на итоговые результаты периода.

Однако в налоговом учете механизм начисления амортизационных сумм отличается и регламентируется особенностями целей налогообложения прибыли.

В отличие от бухгалтерского метода, по Налоговому кодексу начисляется не по всем объектам нематериальных активов и основных средств, а только по тем, которые называются амортизируемым имуществом .

К таким объектам относится имущество, задействованное в получении доходов, т.е. если приобретенный объект не используется и не приносит пользу в течение отчетного или налогового периода, плательщик не вправе включать начисления по нему в расходы при расчете базы обложения и, более того, должен в следующем отчете исключить эти суммы за неиспользуемый период.

Амортизируемое имущество делится на группы , от которых зависит срок износа, т.е. продолжительность амортизации. В каждой группе сроки имеют интервальную форму, а фиксированный период субъект определяет в Приказе об УП.

Для начисления применяется один из двух бухгалтерских способов - и нелинейный. Но в целях налогообложения при амортизации плательщик может применять понижающие или повышающие коэффициенты.

Также в налоговом учете возможно отражение амортизационной премии - когда в расходы списываются 10 или 30% стоимости средства или актива. Порядок такой операции регламентирован статьей 258 НК РФ .

Какие резервы может создавать предприятие:

  1. На ремонт ОС - .
  2. По гарантийному обслуживанию и ремонту - .
  3. На сомнительные долги - .
  4. По - .
  5. На выплату за выслугу лет и по итогам работы за год.

Отчисления в резерв на ремонт ОС выводятся после определения всех нюансов ремонта : частота ремонта, сметная стоимость работ и материалов, периодичность. На основе этих данных формируется предельная сумма отчислений, которая равна или меньше среднего размера расходов на ремонт, высчитанного за последние три года.

Формула размера отчислений в резерв по гарантийным товарам :

(фактические расходы на обслуживание и ремонт товаров по гарантии за 3 года / выручка от реализации таких товаров за 3 года) * выручка за налоговый или отчетный период

Если еще нет трех лет с момента начала реализации гарантийной продукции, то используется фактический период .

Резерв по долгам дебиторов, если не был использован в налоговом периоде, относится к доходам этого периода либо переносится в виде резерва на следующий год.

Формула определения отчислений в резерв отпускных :

ожидаемые выплаты по отпускам / трудовые выплаты всем работникам, в т.ч. отпускные и страховые взносы

Аналогичный порядок предусмотрен для резерва по вознаграждениям.

Учет ценных бумаг

Прибыли и обособленные подразделения

Как распределяется прибыль при наличии нескольких обособленных подразделений на одной административной территории:

  • по всем подразделениям, которые самостоятельно уплачивают налог в бюджет территории;
  • определяется доля прибыли, приходящаяся на все обособленные подразделения, а налог уплачивается через одно из них.

Приобретение прав на землю

Что подразумевается под такими расходами:

  • приобретение самих земельных участков из государственной и локальной собственности вместе со зданиями и сооружениями на них либо без них, но для строительства зданий и сооружений в качестве основных средств;
  • приобретение прав на заключение арендного договора.

Если предприятие купило землю у государства, то такие расходы определяются как прочие реализационные следующими путями :

  • равномерно распределяются на срок более 5 лет с момента подачи документов на регистрацию прав;
  • признаются в периоде, в котором имели место, в доле 30% базы прошлого периода, и до полного списания.

Если арендный договор не регистрируется в ФНС, то расходы на приобретение прав на заключение таких соглашений списываются равномерно в течение периода договора.

Наряду с налогом на прибыль большое место в налоговой учетной политике занимает раздел об НДС . В действительности правила ведения отчетности и учета по этому платежу являются одними из самых строгих. Большие суммы к возмещению НДС вынудили налоговые органы проверять документацию плательщиков очень тщательно.

Что входит в налоговый учет по косвенному платежу:

  1. Ведение по посредническим операциям, при исполнении обязательств застройщика и в случае оказания услуг транспортных экспедиторов.
  2. Ведение книги покупок и продаж. Документ ведут и лица, не уплачивающие НДС.
  3. Раздельный учет по операциям, облагаемым и необлагаемым налогом.
  4. Ведение аналитических счетов по выставленным с НДС счетам.
  5. Ведение аналитических счетов в бухгалтерском учете для исчисления отдельных баз по разным ставкам налога.
  6. Отдельный учет выставленного НДС и полученного в авансах.

По всем перечисленным пунктам создаются и заполняются налоговые регистры в форме, утверждаемой плательщиком по своему усмотрению.

В активе

Особенностью налога на добавленную стоимостью является возможность учета как в пассиве, так и в активе, тогда как остальные фискальные платежи относятся только к пассиву, будучи долгами перед государственной казной.

Итак, в пассиве отражается исходящий налог - действительная задолженность перед бюджетом . В актив же записываются суммы входного НДС, которые затем будут уменьшать базу по налогу.

Также в активе окажутся суммы НДС к возврату, если налоговая база окажется равной нулю, так как теперь государство - дебитор предприятия.

В любом случае входной налог прикрепляется к активному счету 1220 «НДС по приобретенным ценностям».

Период в раздельном учете

У предприятия могут быть совмещены налоговые режимы , что приведет к образованию операций, не облагаемых НДС. В таких условиях обязательно ведение раздельного учета.

Распределение выручки и соответственно базы для обложения производится в доле стоимости отгруженных продуктов, обложенных и необложенных налогом, в общей стоимости отгрузки за квартал.

Вопрос возникает как раз по поводу квартала. Какой подразумевается период — текущий или прошедший? Плательщики хотели бы использовать расчет прошлого квартала для определения соотношения по раздельному учету в текущем.

Однако в Письме от 2008 года Министерство финансов разъяснило, что необходимо использовать данные текущего квартала.

Последующее использование

Нередки случаи, когда приобретенные ценности с выставленным по ним НДС не используются в операциях, облагаемых НДС, в том же периоде, а вводятся в эксплуатацию позднее.

По данному вопросу обязательно нужно дать указания в налоговом учете:

  1. Вычет входного НДС после ввода в производство приобретенных материалов, согласно позиции ВАС.
  2. Принять к возмещению всю сумму выставленного НДС, а затем, после распределения продуктов, изготовленных из этого сырья, по облагаемым и необлагаемым операциям, восстановить часть НДС, т.е. уплатить в бюджет, если имели место необлагаемые НДС действия.
  3. Применить расчет по долям за текущий квартал исходя из стоимости отгрузки отдельно по облагаемых и необлагаемым операциям в общей стоимости отгрузки. Затем по рассчитанным долям принять часть НДС к вычету.
  4. Рассчитать условную пропорцию за период приобретения ценностей, распределить выставленный НДС, а потом, после того как будет точно установлено, на какие операции какая часть этих активов ушла, исчислять сумму входного НДС к вычету. Подать корректировочную декларацию, заплатить пени.

Первые два пути поддержаны арбитражной практикой, поэтому более популярны в применении.

Пять процентов расходов

Если в налоговом периоде, т.е. квартале, часть расходов на производство продукции, не облагаемой НДС, не превышает 5% всех расходов на производство, плательщик может принять все выставленные НДС к возмещению, даже те, которые не относятся к продуктам, облагаемым налогом.

Ставки

В случае применения разных ставок НДС требуется раздельный учет. При этом все операции облагаются налогом, и вопрос лишь в том, как распределить результаты обычных операций и операций по экспорту, когда действует нулевая ставка.

В законодательстве о налогах и сборах не дано конкретных указаний по поводу разделения таких операций, поэтому субъект самостоятельно разрабатывает методологию раздельного учета и прописывает ее в учетной политике.

Примеры методов :

Право лица на выбор метода раздельного учета по разным ставкам поддержал ВАС.

Итоги

Таким образом, учетная политика по налогам должна быть подробной и соответствовать всем условиям законодательства и исполнительной власти.

Обоснованная и правомерная налоговая учетная политика, содержащая указания на нормы Налогового кодекса и нормативные акты Минфина, судебную практику и бухгалтерские стандарты, обеспечит твердую позицию в спорах с органами ФНС.

Как проводится учетная политика по налогу на прибыль на ОСНО? Подробности — в данной инструкции.

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

С наступлением 2017 года в различных регламентирующих документах организации найдется немало документов с устаревшими и шаблонными формулировками. Основной регламентирующий документ для бухгалтера в организации – Учетная политика также нуждается в актуализации в связи с принятием новых законодательных норм.

Изменения в раздел об учете основных средств

С 01.01.2017 года обновляется Классификация основных средств по амортизационным группам, которая используется для начисления амортизации в налоговом учете. Изменения в Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 внесены Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 г. №640.

Поправки следующие:

  • утрачивает силу норма о том, что Классификация может использоваться для целей бухгалтерского учета;
  • классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, действует в новой редакции.

До внесения указанных изменений большинство организаций определяли срок использования основных средств в бухучете по налоговой классификации. Поступать так позволяли нормативные акты. Но с 2017 года эту норму отменили. Связана поправка с тем, что для целей бухгалтерского учета организация должна руководствоваться п.20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний по учету ОС. Согласно ПБУ срок полезного использования основного средства - это период, в течение которого объект будет приносить экономическую выгоду. В связи с указанной поправкой необходимо изменить формулировку в учетной политике. Необходимо указать, что срок полезного использования определяется согласно ПБУ. Для сближения налогового и бухгалтерского учета, организация может по-прежнему ориентироваться на налоговую классификацию при определении срока полезного использования основного средства в бухучете. Основные средства в классификации распределены по группам экономически обоснованно, а не произвольно. Однако это не следует указывать в учетной политике. У организации должен быть свой порядок определения сроков в бухучете. В некоторых организациях срок определяет комиссия по основным средствам, в некоторых - один бухгалтер. Данный порядок необходимо отразить в учетной политике.

Изменения в раздел о порядке формирования резерва по сомнительным долгам

Согласно ст. 266 НК РФ организация в налоговом учете вправе создавать резервы по сомнительным долгам.

С 01.01.2017 года организации вправе создавать резерв по сомнительным долгам на сумму большую, чем в 2016 году. (изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 30.11.2016 г. №405-ФЗ).

С 2017 года действует норма, согласно которой, сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не должна превышать большую из величин: 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период (абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ).

До 2017 года выбора у организации не было: сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного периода, не должна была превышать 10% от выручки за текущий отчетный период. В этой связи, организации, формирующие в налоговом учете резерв, должны внести соответствующие изменения в учетную политику для целей налогообложения.

При этом, с 2017 года сомнительным долгом признается часть долга сверх размера встречного обязательства. То есть если у организации есть кредиторская и дебиторская задолженность в расчетах с одним контрагентом, то в налоговом учете резерв сомнительной задолженности можно создавать в размере не большем, чем разница между дебиторской и кредиторской задолженностями, а не на всю сумму дебиторской задолженности, как было раньше.

Изменения в раздел о порядке учета убытков в целях налогового учета

Для целей налогового учета в 2017 году изменился порядок списания убытков и формирования резервов. Так, в силу п. 2 ст. 283 НК РФ налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, с учетом ограничения, установленного п. 2.1 статьи. Названной нормой определено, что в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020 база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со ст. 274 НК РФ, не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%.

Ранее можно было уменьшать налоговую базу на полную сумму убытка.

Если в учетной политике организации прописан порядок учета убытков, то необходимо внести изменения в этот раздел.

Изменения в раздел об учете страховых взносов

В связи с передачей администрирования страховых взносов ФНС России организациям необходимо в учетной политике утвердить форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

Вести учет начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, работодателя обязывает п. 4 ст. 431 НК РФ.

В 2016 году все организации-страхователи применяли форму карточки, приведенную в письме ПФР, ФСС РФ от 09.12.2014 г. №АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380. ФНС России не утвердило новую форму карточки на 2017 год. ФНС РФ оставляет право за организацией самостоятельно выбрать, как вести данный налоговый регистр.

Необходимо утвердить форму налогового регистра по учету страховых взносов в учетной политике, издав приказ по организации, а за основу можно взять карточку, использовавшуюся в 2016 году. Следует учесть, что ФНС вправе запросить указанные карточки при проведении проверки, а за их отсутствие организация может быть оштрафована в размере 200 руб. за каждую карточку, согласно ст. 126 НК РФ.

Дополнения в учетную политику о порядке ведения раздельного учета при оказании интернет-услуг иностранцам

С 01.01.2017 года вступает в силу закон №244-ФЗ от 03.07.2016 года "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ". Данный закон регулирует налогообложение НДС интернет услуг. С 01.01.2017 г. в ст. 148 НК РФ появилось указание, что место реализации интернет услуг для уплаты НДС нужно определять по месту деятельности их покупателя, а сам перечень услуг приведен в новой статье 174.2 НК РФ.

Поскольку с нового года при оказании интернет-услуг иностранцам местом их реализации признается иностранное государство, российская организация по таким операциям вправе не начислять и не уплачивать НДС, так как данная операция не является объектом налогообложения НДС. При этом необходимо вести раздельный учет по НДС.

Порядок ведения раздельного учета НДС при осуществлении продавцом, как облагаемых НДС, так и освобождаемых операций, установлен в п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ. Согласно разъяснениям контролирующих органов, а также сложившейся судебной практики, раздельный учет необходимо вести также в случае реализации услуг (работ) за пределами РФ, не являющихся объектом налогообложения НДС.

При этом организация вправе не вести раздельный учет в налоговых периодах, если доля совокупных расходов на приобретение и (или) реализацию услуг, не облагаемых НДС, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) за этот период. В таком случае весь предъявленный НДС принимается к вычету.

В налоговой учетной политике нужно закрепить:

  • порядок ведения раздельного учета НДС;
  • применяет ли организация правило 5%, и, если применяет, то отразить и порядок определения совокупных расходов (письмо ФНС России от 22.03.2011 г. №КЕ-4-3/4475 (п. 1)).

Изменения в учетную политику для субъектов малого предпринимательства

Приказом Минфина России от 16.05.2016 г. №64н (вступил в силу с 20.06.2016 г.) внесены изменения в ПБУ 5/01, 6/01, 14/2007, 17/02 для организаций, имеющих право на упрощенные способы бухучета и составления отчетности.

Право на упрощение бухгалтерского учета имеют субъекты, перечисленные в п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в т. ч. субъекты малого предпринимательства (СМП).

Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства указаны в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Необходимо отметить, что согласно пп.1 п. 5 ст. 6 Закона №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" упрощенные способы ведения бухучета и составления отчетности не применяют субъекты малого предпринимательства, подлежащие обязательному аудиту. Таким образом, если организация относится к СМП в силу Закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», но подлежит обязательному аудиту в силу Закона №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", то права вести упрощенный бухучет у нее нет.

При этом поправки, внесенные в ПБУ Приказом №64н для организаций, которые вправе применять упрощенный бухучет, следующие:

  1. в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» внесены дополнительные пункты 13.1, 13.2, 13.3, а также дополнен пункт 25
    • указанные СМП вправе оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика. А иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, включать в состав расходов в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены. До внесения поправок, организации, имеющие право на упрощенный учет, МПЗ отражали по фактической себестоимости, сформированной с учетом всех затрат, связанных с их приобретением, включая общехозяйственные, за исключением НДС (п. 8 ПБУ 5/01). Только торговые организации были вправе транспортные расходы до собственного склада включать в расходы на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).
    • микропредприятия (СМП с численностью до 15 человек и доходом до 120 млн. руб.) вправе признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и продажу в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Иные организации вправе признавать указанные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме при условии, что характер ее деятельности не предполагает наличие существенных остатков МПЗ;
    • организации могут признавать расходы на приобретение МПЗ для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Это новая норма, которая облегчит бухучет и документооборот по учету МПЗ;
    • организации вправе не создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей (до внесения поправок, МПЗ, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо снизилась их текущая рыночная стоимость, отражались в балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Указанный резерв формируется за счет финансовых результатов в размере разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ, если последняя выше текущей рыночной стоимости. Исключений из данной нормы для организаций, имеющих право на упрощенный бухучет, не было);
  2. 2. в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» внесен дополнительный пункт 8.1, а также дополнен пункт 19:

    Организации могут определять первоначальную стоимость основных средств:

    • при их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
    • при их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплаченной по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления ОС.
    • организации могут признавать расходы на приобретение МПЗ для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Это новая норма, которая облегчит бухучет и документооборот по учету МПЗ;

      Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

      До внесения указанных поправок первоначальная стоимость ОС формировалась как сумма всех фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС, включая общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с их приобретением, сооружением или изготовлением (п. 8 ПБУ 6/01).

    • организации вправе начислять амортизацию:

      По ОС единовременно в размере годовой суммы по состоянию на 31декабря отчетного года, либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией;

      По производственному и хозинвентарю единовременно в размере его первоначальной стоимости при принятии к бухучету.

      Это новая норма. Ранее амортизация начислялась согласно закрепленному в учетной политике способу (линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции и др.).

  3. в ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» в пункт 14 внесена дополнительная норма, позволяющая организациям списывать расходы по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления. Ранее срок списания расходов по НИОКР определялся организацией самостоятельно, исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход), но не более 5 лет. При этом указанный срок полезного использования не может превышать срок деятельности организации.
  4. в ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» дополнено пунктом 3.1, позволяющим признавать расходы на приобретение (создание) объектов НМА в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

До внесения поправок НМА принимались к учету по первоначальной стоимости, которая погашалась через начисление амортизации.

Организации, предприятия и прочие экономические субъекты различаются по форме собственности, структуре активов, численности сотрудников и другим характеристикам. В такой ситуации невозможно применить ко всем участникам экономической деятельности строгие единые нормативы организации бухучета. Поэтому возникла необходимость дифференцировать методы ведения бухгалтерской деятельности для различных видов предприятий. Отсюда и появилось понятие об учетной политике экономического субъекта.

Скачать образец учетной политики на 2017 год для организации на ОСНО можно бесплатно внизу статьи.

Учетной политикой называется совокупность способов экономическим субъектом. Иными словами, федеральные стандарты допускают различные виды форм бухгалтерских документов и организации ведения учета, из которых каждый субъект выбирает наиболее подходящие для своей деятельности способы. Эти способы включают различные варианты группировки и оценки деятельности предприятия, погашения стоимости его активов, обеспечения оборота документов, проведения , использования счетов, реестров бухучета и другие.

Утверждается учетная политика приказом руководителя, который можно составить по такому образцу:

Кем формируется учетная политика организации

Учетная политика предприятия регламентируется Федеральным Законом №402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. (статья 8) в редакции от 18 июля 2017 года и Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). В соответствии с этими нормативными актами, учетная политика должна быть разработана главным бухгалтером (либо другим лицом, уполномоченным вести бухгалтерский учет) и утверждена ее руководителем.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об