Нерыночные агенты. Экономические агенты

Экономическая теория исходит из предпосылки, что экономические агенты в большинстве случаев ведут себя рационально, т.е. с наивысшей эффективностью. Если эффективность хозяйственной деятельности измеряется соотношением выгод (благ) и затрат, а также минимизацией затрат и максимизацией выгод, то в чем заключаются выгоды хозяйственных агентов? Всегда ли они ведут себя абсолютно рационально?

Классики экономической теории полагали, что хозяйственная жизнь стоит на том, что люди преследуют личные интересы, и при этом идентифицировали их с материальными интересами (материальной выгодой). Как подчеркивал А. Смит, «не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов» . Подобный «человек экономический» (лат. homo oeconomicus), преследуя личные материальные интересы, обладает для этого не только достаточным уровнем интеллекта и свободой выбора, но достаточной информацией для принятия решений. Государство как экономический агент лишь следит за соблюдением «правил игры» остальных экономических агентов. Однако затем экономисты стали дополнять этот подход к поведению экономических агентов.

Во-первых, экономисты стали признавать, что абсолютно рациональное поведение в хозяйственной жизни не всегда прослеживается, такт как люди зачастую не обладают полнотой информации (ее часто трудно собрать) и не всегда способны полностью ее проанализировать. Так, люди часто следуют только рекламе (а не всем остальным менее доступным источникам информации о товарах) и привычкам (а не постоянному анализу) при покупке потребительских товаров.

Во-вторых, экономисты стали полагать, что в хозяйственной жизни люди преследуют не только личные материальные интересы, но и другие цели (удовольствие от работы, групповые интересы, самоутверждение и др.).

Поэтому, хотя личная материальная выгода составляет основу хозяйственного поведения экономических агентов, они преследуют и другие экономические, а также внеэкономические интересы. Поэтому хотя рациональное поведение в хозяйственной жизни базируется на личной материальной выгоде, оно может в ряде случаев означать отказ от этой выгоды ради других выгод, причем не всегда экономических.

Итак, современный homo oeconomicus - это расчетливый, но не всегда, человек, который стремится минимизировать свои затраты и максимизировать свои выгоды, которые у него сводятся преимущественно к личным материальным интересом, но не только к ним.

Экономические агенты действует в ситуации большей или меньшей экономической неопределенности, т.е. нехватки информации о будущем. Точная информация о будущем неизвестна никому. Но экономические агенты вынуждены принимать решения сейчас (в ситуации ex ante), результат которых будет известен только в будущем (в ситуации ex post). Принятие решений о размещении ресурсов сегодня для получения доходов от них в будущем чревато разнообразными экономическими рисками, т.е. возможными экономическими потерями. А в результате эффективность принятых решений часть оказывается невысокой.

Поэтому на поведении экономических агентов сильно сказывается их отношение к рискам (когда их не специфицируют, то говорят просто о риске). Не расположенность или расположенность к риску зависит не только от того, какую компенсацию за риск они получат. Важное значение имеет то, к какому виду и подвиду экономических агентов они относятся. При всех прочих обстоятельствах наиболее склонны к риску предприниматели (в качестве экономических агентов представлены фирмами). Менее склонны к риску домохозяйства, особенно представленные людьми пожилого возраста, у которых остается мало времени в жизни для ликвидации возможных потерь от риска. Наименее склонны к риску некоммерческие организации и государство.

Риск увеличивает требования экономических агентов к размерам прибыли. Она растет по мере того, как растет риск у экономических агентов. Подобная надбавка к прибыли за риск называется премией за риск. Она компенсирует экономическим агентам возможные потери и даже стимулирует некоторые из них к рисковым операциям. Так, в России две трети банковских вкладов частных лиц размещено в наименее рискованном государственном Сбербанке России под невысокие проценты, но треть вкладчиков держит свои деньги в более рискованных частных коммерческих банках, которые предлагают намного большие проценты. Австро-американский экономист Йозеф Шумпетер (1883-1950) полагал, что получаемая предпринимателем сверх нормальной прибыль является платой за те риски, которые он несет, осуществляя информации.

Помимо неполноты информации о будущем, экономические агенты часто действуют в условиях, когда информация распределена между ними асимметрично. Асимметрией информации называется ситуация, в которой одни участники сделки имеют доступ к важной информации, а другие нет. Это неоднозначно влияет на эффективность поведения экономических агентов.

С одной стороны, асимметрия информации может вести к негативным последствиям для хозяйственной жизни. Так, узнав заранее (благодаря доступу по личным каналам к правительственной информации) о предстоящем решении российского правительства в августе 1998 г. Девальвировать рубль и заморозить выплаты по государственным облигациям, некоторые российские и иностранные экономические агенты смогли вовремя обратить рубли в доллары и продать государственные облигации. Тем самым они поставили себя в более выгодное положение по сравнению с другими экономическими агентами, которые не имели доступа к правительственной информации и понесли из-за этого большие убытки.

Подобный систематический доступ к ограниченной для большинства предпринимателей информации привел к существованию в России таких предпринимателей, которые процветают не благодаря своим предпринимательским способностям, а вследствие личных связей (эти связи обеспечивают им не только доступ к закрытой информации, нои другие привилегии). В результате возникает отрицательная селекция предпринимателей.

С другой стороны, асимметрия информации может возникать в случаях изобретений, усовершенствований и других новых технологий, информация о которых (и право ее использования) принадлежит ограниченному кругу лиц на основе прав на интеллектуальную собственность. Доступ к этим новым знаниям со стороны тех предпринимателей, которые покупают права на использование изобретений, может обернутся для этих предпринимателей выгодой, хотя использование новых изобретений обычно связанно также с риском. По мнению Шумпетера, предприниматели, берущие на себя риск введения внедрения этих неиспробованных технологий (а выгодным оказывается лишь меньшая часть этих технологий), играют ключевое значение в обеспечении экономического роста.

Эта теория базируется на двух главных идеях. Во-первых, будущая экономическая ситуация сильно зависит от ожиданий (представлений о будущих условиях хозяйствования) экономических агентов, так они отражаются на принятии этими агентами текущих решений о размещении ресурсов для получения доходов в будущем. Во-вторых, при обоснование своих ожиданий экономические агенты в среднем анализируют без ошибок и имеют полный доступ к необходимой информации. Поэтому ожидания экономических агентов, особенно фирм, можно считать рациональными.

Из теории рациональных ожиданий вытекает вывод, что будущая экономическая ситуация формируется в основном на основе ожиданий основной массы экономических агентов. Например, если большинство руководителей фирм ожидают, что в следующем году инфляция составит около 10%, то они закладывают примерно такое повышение цен в свои долгосрочные контакты, по которым их фирмы будут поставлять свою продукцию покупателям в следующем году. А в результате будущая инфляция будет во многом определяться этими контрактными ценами. Подобный вывод о важности ожиданий хозяйствующих субъектов стал ценным вкладом теории рациональных ожиданий в экономическую науку.

Вторая идея теория рациональных ожиданий не всегда подтверждается жизнью. Ожидания экономических агентов не является абсолютно рациональными из-за их нередких ошибок в анализе, асимметрии информации, а главное - из-за отсутствия в принципе точной информации о будущем. Накапливающиеся ошибки в решениях о размещении экономических ресурсов, особенно капитала, приводят к тому, возникает перепроизводство продукции и экономический рост превращается в экономический спад. Говоря иначе, рациональностью не преодолеть до конца экономическую неопределенность, да и экономические агенты не абсолютно рациональны

Если теория рациональных ожиданий описывает формирование экономических решений на микроуровне (домохозяйства и фирмы), то теория общественного выбора описывает их на макроуровне (государство). Если раньше экономисты исходили из предпосылки, что государство в своем поведении преследует только общественные интересы, то теория общественного выбора предлагает взглянуть на то, как люди используют государство в своих экономических интересах. Эта теория рассматривает политическую жизнь по аналогии с экономической жизнью, где каждый преследует прежде всего личный интерес, а в результате политическая жизнь является своего рода рынком. На этом рынке экономические агенты конкурируют за принятие выгодных им экономических решений (например, через лоббирование) и за доступ к тем экономическим ресурсам, которые контролирует государство. В свою очередь, и государство в лице бюрократов преследует на этом рынке не только интересы всего общества, но и свои собственные.

Россия является ярким примером приложения к жизни теории общественного выбора. Постоянное давление наиболее сильных экономических агентов на правительство по вопросам принятия решений и доступа к ресурсам так же велико, как велико влияние и российской бюрократии на хозяйственную жизнь.

Характерно, что первая книга Адама Смита называлась «Теория нравственных чувств» (1759). В ней он обосновывал мысль, что основа этики (моральных правил общества) - это способность человека ставить себя в положение другого. Приложение этого принципа к поведению экономических агентов означает, что « homo economicus» при преследовании личных интересов не должен пренебрегать интересами других, или, говоря языком Смита, расчетливость должна дополняться сочувствием.

Более того, при абсолютно эгоистическом поведении экономических агентов, т.е. преследовании ими своих интересов без ограничений, ведение хозяйственной жизни осложняется. У домохозяйств растут потери от воровства, фальсифицированных товаров, не выданной заработной платы; у фирм возрастают расходы на охрану, отслеживание исполнения контрактов, взятки; у некоммерческих организаций растет угроза использования их средств не по назначению; государство забывает об общественных интересах и чиновники используют свои должности для личных интересов. В результате проигрыш общества в целом превышает выигрыш отдельных экономических агентов от их неограниченного эгоизма. В экономической теории нечестные действия экономических агентов называют оппортунистическим поведением.

Чем больше в обществе оппортунистического поведения, тем выше в нем транзакционные издержки.

Отсюда возникает необходимость хозяйственной (предпринимательской) этики, т.е. свода моральных правил ведения хозяйственной жизни. Хозяйственная этика является приложением общечеловеческой этики к хозяйственной жизни и состоит как из законов, так и традиционных правил поведения (традиций). Как и в общечеловеческой этике, традиционное поведение часто имеет большее значение, чем законы. Ведь законы большей частью выросли из традиционных правил поведения, а главное - они плохо соблюдаются, если противоречат традициям. И законы, и традиции меняются, но последние меняются медленно.

Австрийский экономист Фридрих фон Хайек (1899-1992) выдвинул идею, что культурная эволюция человечества основывается на групповом отборе, в ходе которого одни группы людей (сообщества, народы, страны) конкурируют с другими на основе своих способностей приспосабливаться к меняющимся условиям. Моральные правила, которые превращают в ходе этой эволюции в традиции, становятся способом приспособления к меняющимся условиям и вытекающим из этих условий эффектам, которые трудно осознать наперед (т.е. способом приспособления к неопределенности). А в результате «групповой отбор благоприятствовал тем группам, чьи основанные на традициях правила поведения сделали их способными на основе рынка адаптировать свои действия к эффектом, которые они не сознавали… Две решающие группы правил поведения … - это правила частной собственности … и правила, касающиеся семьи». Примерами таких групп могут в царской России старообрядцы, в Европе - протестанты.

В современной России этика поведения экономических агентов стала больной проблемой. Невысокая и в прежние времена, она сильно упала в последние десятилетия. Во многом это следствие уже давно переживаемого страной морального кризиса. Будем надеяться, что Россия справиться с этим кризисом.

Экономические агенты. Собственность и доходы

Выше были рассмотрены потребности, блага и ресурсы. Теперь речь пойдет об участниках экономического процесса, т.е. о тех, кто производит блага и реализует потребности, а также об их собственности и доходах.

Экономические агенты

Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной деятельности. Часто хозяйственную деятельность называют проще - экономикой. При этом, как отмечалось выше, экономическая (хозяйственная) деятельность есть не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению, отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. В хозяйственной деятельности участвуют хозяйствующие субъекты, называемые в экономической теории экономическими агентами.

Понятие экономических агентов и их основные виды

К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществлять операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы - рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают, иначе говоря, путем оказания факторных услуг.

Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и системой регламентации, существующей в обществе.

Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные кооперативные, государственные), размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д. В экономической статистике предприятия (фирмы) часто делят на два вида агентов: нефинансовые и финансовые.


Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой - извлечение прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача - непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта - физическое развитие личности и подготовка спортсменов.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Некоммерческие организации - самостоятельные субъекты экономики, цель деятельности которых состоит в реализации групповых экономических интересов и интересов государства.

Такие организации называют некоммерческими потому, что они не ставят в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

В рыночной экономике к некоммерческим организациям относятся учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды, разнообразные общественные институты.

Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало фактором социализации современной экономики.

К некоммерческим предприятиям относятся также потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения их его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими считаются фонды, образуемые за счет добровольных, имущественных взносов, используемых на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. Кроме того, на основе единых интересов создаются всевозможные общественные организации граждан, направленные на удовлетворение общих потребностей.

Таким образом, некоммерческие организации являются также активными экономическими агентами, как домашние хозяйства и коммерческие предприятия.

Интересы участников хозяйственной деятельности весьма многообразны и противоречивы. Поэтому необходимы их согласование и координация, что достигается различными способами, в том числе при регулирующей деятельности государства. Государство - это элемент экономической системы, который устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП); доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Во всех странах с рыночной экономикой государство играет значительную роль в экономике. Государство не только перераспределяет ресурсы, обеспечивает правовую базу для принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях. Все это означает, что современная рыночная экономика - это смешанная экономика, где, наряду с частным сектором, функционирует и государственный сектор экономики, рыночный механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики.

Государство как третий субъект экономической системы в экономике выполняет следующие функции:

1) обеспечение правовых основ деятельности экономических агентов и предоставление услуг для эффективного функционирования экономики;

2) антимонопольное регулирование;

3) воздействие на динамику и структуру национального продукта, уровень занятости и инфляцию посредством дифференциации налоговых ставок, регулирования цен, законодательного определения минимума заработной платы, субсидирования потребителей и производителей, осуществления государственных закупок и государственного предпринимательства;

4) воздействие на размещение ресурсов;

5) деятельность в сфере распределения доходов с целью сокращения уровня неравенства в доходах.

Государственные предприятия выполняют те же функции в экономике, что и частные фирмы, только стратегию их поведения на рынке контролирует государство. Государственные предприятия так же выступают продавцами на рынке товаров и услуг и покупателями на рынке ресурсов.

Государственные учреждения предназначены для удовлетворения общегосударственных и социальных потребностей. К общегосударственным потребностям относятся потребности в управлении государством, в защите его границ, защите населения от преступных посягательств и от негативных последствий развития экономики, в поддержании определенного уровня образования, здравоохранения, в сохранении и развитии культуры.

Государство, так или иначе, воздействует на все сферы рыночной экономики: на производство, обмен и потребление. Таким образом, рыночный механизм в стране регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, а также на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Проблема всегда состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:

Прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями;

Косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика, проводимая путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами и сборами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы, политика учетной ставки (дисконтная политика).

Прямое вмешательство государства в экономику осуществляется через государственный сектор. Его размеры служат критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает участие в долевом строительстве, является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала.

Прямое вмешательство государства - это разработка, принятие и внедрение в практику различных законов, обеспечивающих одинаковые условия принятия решений, как производителями, так и потребителями, призванных упорядочить и развивать отношения между экономическими агентами. Это законы, определяющие права и формы собственности, обеспечивающие условия заключения и выполнения контрактов, регулирующие отношения между работниками и работодателями, определяющие правила и нормы поведения продавцов и покупателей на различных рынках, формулирующие условия внешнеэкономической деятельности.

4. Практикум

1. Экономическими агентами могут быть:

1) производители;

2) потребители;

3) организаторы функционирования хозяйства для достижения общественного благосостояния;

4) все перечисленное верно.

Экономические агенты - субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения. В свою очередь, среди фирм выделяют, прежде всего, индивидуальные деловые предприятия, партнерства и корпорации. Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью является максимизация результатов при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей при данных издержках, государство - к наивысшему росту общественного благосостояния при определенном бюджете. В качестве экономических агентов выступают также, например, профсоюзы, целью которых является повышение зарплаты и улучшение социальных условий жизни их членов, средством - борьба за выгодные условия заключения коллективных договоров.

2. К рыночным агентам относятся:

1) домашние хозяйства;

2) государство (правительство);

3) коммерческие фирмы;

4) все перечисленное верно.

Домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации - к нерыночным.

Ответ: 1, 3.

экономический агент некоммерческий

К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществлять операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы - рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают, иначе говоря, путем оказания факторных услуг.

Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и системой регламентации, существующей в обществе.

Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные кооперативные, государственные), размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д. В экономической статистике предприятия (фирмы) часто делят на два вида агентов: нефинансовые и финансовые.

Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой - извлечение прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача - непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта - физическое развитие личности и подготовка спортсменов.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями

В хозяйственной деятельности участвуют хозяйствующие субъекты, называемые в экономической теории экономическими агентами.

К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельные лица и семьи), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации.

Взаимодействие между экономическими агентами можно представить как кругооборот экономических благ.

Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы – рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают. Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой – извлечение прибыли. Основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы.

Рис.2. Взаимодействие между экономическими агентами

Кругооборот экономических благ рассматривает движение общественного продукта в натуральном и денежном выражении, взаимосвязи между экономическими субъектами и рынками. На диаграмме показана простейшая модель кругооборота, которая описывает поток продуктов, которыми обмениваются домашние хозяйства и фирмы, где денежные отношения ограничены. В товарно-денежной экономике движение общественного продукта в натуральной форме сопровождается денежным потоком. Реальный и денежный потоки осуществляются одновременно (рис. 2).

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об