Чем вызвано появление инфляции спроса. Каковы причины и основные источники инфляции: почему возникает инфляция

В зависимости от факторов, вызывающих и углубляющих инфляцию выделяют такие виды инфляции как: инфляция спроса и инфляция предложения (издержек) : эти виды инфляции в экономической литературе выделяют отдельно и называют типами инфляции (механизм инфляции).

Инфляция спроса (инфляция покупателей) -- это избыток в обращении платежных средств (избыток совокупного спроса), наталкивающийся на ограниченное по тем или иным причинам предложение товаров и услуг. Инфляция спроса характерна для ситуации, когда экономика близка к состоянию полной занятости и полной загруженности производственных мощностей (переходный и вертикальный отрезки кривой совокупного предложения АS на рис.1).

Рис.1.

Рассмотрим ее механизм на графике модели AD --AS , где инфляция спроса отразится как смещение вправо и вверх кривой AD. На вертикальном (долгосрочном) отрезке кривой АS увеличение совокупного спроса от AD 1 до AD 2 повлечет за собой увеличение общего уровня цен от Р 1 до Р 2 при неизменном потенциальном выпуске Q (неизменном совокупном предложении).

Факторами, обусловливающими избыток совокупного спроса (смещение кривой AD ), могут быть следующие:

* рост государственных расходов на военные и социальные программы;

* дефицит государственного бюджета и рост государственного долга;

* кредитная экспансия банков, что приводит к увеличению кредитных денег;

* увеличение частных расходов на инвестиции за счет банковского кредита;

* увеличение частных расходов на потребление за счет использования сбережений;

* рост заработной платы как результат деятельности профсоюзов;

* приток иностранной валюты в страну;

Результат перечисленных явлений -- увеличение денежной массы в обращении. Итак, инфляция спроса наблюдается в том случае, если рост уровня цен происходит под влиянием общего увеличения совокупного спроса.

Однако не увеличение совокупного спроса само по себе вызывает рост уровня цен, а то, что оно сталкивается с невозможностью соответствующего увеличения совокупного предложения.

Выделим основные факторы, обусловливающие дефицит предложения, на вертикальном отрезке кривой AS :

* отсутствие незагруженных производственных мощностей и неиспользуемых ресурсов, что препятствует росту производства на данной технической базе;

* нехватка запасов в сфере торговли;

* проблемы с увеличением импортных закупок для насыщения внутреннего рынка, связанные, например, с нехваткой валютных ресурсов;

* сдерживание роста предложения монопольными и олигопольными структурами, заинтересованными в поддержании высокого уровня цен.

Все перечисленные факторы, формирующие избыток совокупного спроса и дефицит предложения, присущи современной рыночной экономике, не носящей чисто конкурентного характера. Очевидно, в долгосрочном периоде известный уровень инфляции будет неизбежно сопутствовать ее функционированию.

Заметим, что в условиях депрессии и кризиса, когда часть ресурсов не занята, инфляция спроса вызывает оживление и некоторый рост производства. Это воздействие инфляции спроса представлено на рисунке 2.

Рис.2.

Движение кривой совокупного спроса от AD 1 к AD 2 предопределяет рост цен от P 1 к P 2 , при этом реальный объем производства увеличивается по проекции на горизонтали на величину отрезка между P 1 и P 2 .

Таким образом, если в долгосрочном периоде инфляция спроса характеризуется только ростом цен, то в краткосрочном -- ростом цен и увеличением реального выпуска.

Второй, альтернативный, источник (механизм) открытой инфляции -- инфляция издержек (инфляция предложения). Она проявляется как сокращение совокупного предложения в результате роста издержек производства. Сейчас ни одна страна в мире не имеет ни полной занятости, ни свободного рынка, ни стабильных цен. Цены растут постоянно, даже в периоды спада, когда производственные мощности не загружены полностью.

Графически влияние инфляции издержек на динамику производства представлено на рисунке 3.

Рис.3

На графике цены движутся от P 1 к P 2 . Происходит перемещение вверх кривой совокупного предложения от AS 1 к AS 2 . На кривой совокупного спроса AD теперь наблюдается сокращение, которое отражается по проекции на горизонтали реального объема предложения.

Рост издержек может быть обусловлен рядом факторов. Прежде всего, это повышение цен на продукцию и услуги монополистов , особенно в базовых отраслях, обеспечивающих поставки сырья и топливно-энергетических ресурсов.

Значительное воздействие на формирование инфляции издержек может оказать профсоюзная политика, нацеленная на повышение заработной платы Свою лепту в формирование инфляции издержек вносит государство, осуществляя повышение ставок прямых и косвенных налогов .

Снижение роста производительности труда , ведет к увеличению издержек на единицу продукции, а следовательно к уменьшению прибыли. В итоге происходит снижение объемов производства и сокращение производства товаров и услуг. Все это ведет к увеличению издержек на производство и снижению нормы прибыли, а рост издержек -- к росту цен.

Подорожавший товар производственного назначения, являясь ресурсом для последующего производителя, заставляет последнего также повышать цену. Рост цен на потребительские товары и услуги обусловливает снижение реальных доходов работающих и оправдывает выдвижение новых требований по увеличению заработной платы. Возникает инфляционный передаточный механизм: инфляция издержек распространяется подобно эпидемии.

При насыщенном рынке предприниматель не может компенсировать рост издержек ростом цен. Вследствие снижения нормы прибыли часть капиталов покидает производство и уходит в сбережения. Совокупное предложение сокращается, усугубляя разрыв с совокупным спросом. Инфляцию издержек в целом можно охарактеризовать следующим образом: совокупный спрос не является избыточным, но совокупное предложение сокращается в результате роста издержек производства.

В ходе анализа конкретной макроэкономической ситуации инфляцию спроса и инфляцию издержек достаточно сложно различить, тем более что их причины могут быть сходными. Так, обусловленное требованиями профсоюзов повышение заработной платы, с одной стороны, является фактором увеличения совокупного спроса, с другой -- фактором роста издержек производства.

Рост монопольных тенденций в экономике можно рассматривать как фактор сдерживания предложения применительно к инфляции спроса и как фактор роста издержек применительно к инфляции издержек. Исследователи отмечают главное отличие альтернативных механизмов открытой инфляции. Инфляция издержек ограничена во времени и постепенно «самоизлечивается», поскольку рост цен имеет следствием сокращение реального ВНП, что ограничивает спрос на ресурсы, а значит, и рост цен на них, а также дальнейший рост издержек. Что касается инфляции спроса, то время ее действия определяется периодом, когда существуют чрезмерные общие расходы в экономике.

Помимо альтернативных источников инфляции выделяют механизм структурной инфляции. Она вызывается макроэкономической межотраслевой несбалансированностью, когда рост общего уровня цен вызван их ростом на отдельных рынках. Часть отраслей не может быстро насытить рынок товарами, возникает неудовлетворенный спрос по отдельным видам продукции (длительный местный дефицит), что обусловливает рост цен на нее.

Надо отметить, что структурная инфляция считается труднопреодолимой, так как ее сокращение требует значительных инвестиций, отдача от которых не может быть получена в сжатые сроки.

В условиях открытой национальной экономики, расширения международных экономических связей существенным фактором, обусловливающим инфляционные процессы, становится так называемая импортируемая инфляция. Так, рост цен на импортируемое сырье, энергоносители и оборудование способствует инфляции издержек. Аналогичное влияние оказывает повышение цен на ввозимые потребительские товары.

На уровень внутренних цен влияют и колебания курсов валют: снижение курса национальной валюты обусловливает рост внутренних цен.

Особо следует отметить, что открытая инфляция имеет тенденцию к самовоспроизводству. Механизм самовоспроизводства открытой инфляции включает два основных элемента: адаптивные инфляционные ожидания и перенос повышенных издержек на цену продаваемого товара.

Адаптивные инфляционные ожидания -- это психологический феномен, когда исходя из прошлого опыта роста цен, потребители и производители меняют свою стратегию в отношении товарных запасов и инвестиций.

Потребители закупают товары впрок. Рост потребления влечет сокращение сбережений, а значит, объема кредитных ресурсов. Сокращение последних ведет к удорожанию кредита и становится препятствием для роста капиталовложений, а, следовательно, производства и предложения.

Наряду с этим профсоюзы выдвигают новые требования по повышению номинальной заработной платы. Ожидая повышения общего уровня цен, в том числе и на свою продукцию, предприниматель принимает эти требования.

В случае если рост номинальной заработной платы опережает рост цен, то возможно повышение удельных издержек заработной платы на единицу продукции. Если это повышение не будет компенсировано ростом производительности труда, то возросшие удельные издержки заработной платы будут перенесены на цены продукции, вызывая их дальнейший рост, который в свою очередь обусловит усиление инфляционных ожиданий и дополнительные требования по повышению оплаты труда. Возникает так называемая инфляционная спираль «заработная плата -- цены».

Как видим, инфляционные ожидания играют свою роль в «раскручивании», самовоспроизводстве обоих альтернативных механизмов инфляции: они ведут к расширению текущего спроса, сдерживают рост предложения.

31.Госуда́рственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытиядефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.

Государственный долг тесно связан с понятием «государственный кредит»

Если валюта государства не является конвертируемой , то различают два типа государственного долга:

    Внутренний - задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

    Внешний - задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

32. Налоги и кривая Лаффера. Прямые и косвенные налоги

По способу взимания различают :

    прямые налоги , которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

    реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);

    личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

    косвенные налоги , которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов высту­пает потребитель товара, работы, услуги.

В зависимости от объек­тов взимания косвенные налоги подразделяются на:

    косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);

    косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);

    фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

    таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

    Разное состояние госбюджета: сбалансированное, дефицитное, профицитное.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

29. Структура доходов и расходов госбюджета. Основной источник пополнения госбюджета.

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения. При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы: на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством на экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики на социальные цели: 1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

    государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

    трансферты (их стоимость не включается в ВВП);

    выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются:

    налоги (включая взносы на социальное страхование);

    прибыль государственных предприятий;

    сеньораж (доход от эмиссии денег);

    доходы от приватизации.

16. Причины инфляции: инфляция спроса и инфляция предложения (графики и теория).

В зависимости от причин возникновения рассматривают два основных источника возникновения инфляции: спрос и предложение.

1. Инфляция спроса

Порождается избытком совокупного спроса , за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий . Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы . Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен.

Предположим, что экономика функционирует в условиях полной занятости ресурсов и по каким-либо причинам увеличивается совокупный спрос (рис. 2.1).

Экономика пытается тратить больше, чем она способна производить, т.е. она стремится к какой-то точке, лежащей за кривой производственных возможностей. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема производства, так как он функционирует в условиях полной занятости. Поэтому объем производства остается прежним, а цены увеличиваются, сокращая появившийся дефицит.

Причины инфляции

    милитаризация экономики или чрезмерный рост военных расходов;

    дефицит государственного бюджета и рост внутреннего государственного долга (покрытие дефицита бюджета, происходящее путем займов на денежном рынке);

    кредитная экспансия банка правительству России (предоставление кредитов);

    импортируемая инфляция;

    инфляционные ожидания населения и производителей (выражается в том, что приобретение товаров происходит сверх нужной потребности из-за боязни повышения цен);

2. Инфляция предложения (издержек)

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов

При негативной экономической конъюнктуре уменьшается предложение в экономике (рис. 2.2). Как правило, это связано с ростом цен на факторы производства . Издержки производства возрастают и перекладываются на цену выпускаемой продукции. Если эта продукция также является ресурсом для какой-либо фирмы, то и она вынуждена повышать цену. Другой вариант развития событий возможен, если из-за высокой эластичности спроса на товар предприниматель не может повысить цену. В этом случае его прибыль уменьшается, и часть капиталов из-за падающей доходности покидает производство и уходит в сбережения.

Также факторами инфляции предложения могут стать высокие налоги, высокие ставки процента на капитал и рост цен на мировых рынках. В последнем случае дорожает импортное сырье, а соответственно, и отечественная продукция.

Следует отметить, что в этом случае не только растут цены, но и уменьшается равновесный объем производства. Такая ситуация не противоречит утверждению, что экономика функционирует при полной занятости всех ресурсов, поскольку полная занятость предполагает использование всех факторов производства, предлагаемых по данной цене.

Инфляция предложения возникла в результате изменения издержек на единицу продукции и изменения рыночного предложения товара. В этом случае отсутствует избыточный спрос. Издержки на единицу продукции растут по причине подорожания сырья, полуфабрикатов, роста заработной платы, но при этом рост уровня цен на готовую продукцию отстает от роста издержек.

Предприятия в результате теряют прибыль и даже могут иметь убытки, производство закрывается. При этом снижается предложение товаров, отсюда - рост уровня цен.

Если правительство не регулирует инфляцию предприятия (не снижает налоги), то в итоге экономика остановится, т. е. произойдет экономический крах.

Вместе с тем инфляцию можно показать в виде спирали, которая связана с тем, что рост производительности труда падает - заработная плата растет - издержки производства растут - цены растут - рост заработной платы. Все идет по спирали. Выход может быть связан с замораживанием цен либо прекращением повышения заработной платы.

За последние годы, когда инфляция стала хронической для нашей экономики, ее причинами являются:

    дефицит бюджета (опережающий рост расходов над доходами);

    инфляционная спираль, соотношения цены и заработной платы (заработная плата растет, растут и цены);

    перенос инфляции из других стран;

3. подавленная (скрытая инфляция) характеризуется дефицитом товаров при сдерживании роста цен, открытая , проявляющаяся при росте цен;

4. импортируемая инфляция вызывается чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;

5. экспортируемая инфляция переносится из одних стран в другие через механизм международных экономических отношений, воздействующих на денежное обращение, платежеспособный спрос и цены.

Монетарные факторы инфляции спроса:

1) рост номинальных кассовых остатков, вызванный:

а) приростом денежной массы (например, увеличение активов ЦБ во всех случаях приводит к возрастанию денежной массы, что означает повышение платежеспособного спроса);

б) увеличением количества платежных средств в экономике (например, расчеты ценными бумагами);

2) возрастание скорости обращения денег (она увеличивается, когда происходит «бегство» населения от национальной валюты, что объясняется низким доверием и инфляционными ожиданиями населения).

Немонетарные факторы:

1) связанные с поведением экономических субъектов (например, домохозяйства повышают объем автономного потребления, фирмы – объем автономных инвестиций. А государство за счет увеличения дефицита госбюджета может повысить объем государственных закупок);

2) связанные с изменениями в структуре совокупного спроса;

3) диспропорции в экономике, чрезмерное развитие ВПК (военно-промышленного комплекса);

4) малый экспортный сектор при сильной импортной зависимости;

5) спад объема ВВП.

Реакция экономики на инфляцию может быть различна, в зависимости от характера поведения экономических субъектов и их инфляционных ожиданий. При определенных условиях инфляционные ожидания экономических субъектов могут привести в действие механизм инфляционной спирали, которая представляет собой сочетание инфляционных процессов со стороны спроса и предложения.

Существует множество причин, которые способны изменить темпы прироста уровня цен. Наиболее известным является разделение причин инфляции на две группы: на факторы, вызывающие изменение совокупного спроса, и на факторы, влияющие на изменение совокупного предложения. В соответствии с данным делением причин инфляции выделяют 2 её вида: инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Инфляция спроса проявляется в превышении совокупного спроса над совокупным предложением, что ведёт к росту цен. Суть инфляции спроса иногда определяют одной фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товара». Инфляция спроса может быть вызвана следующими факторами:

Милитаризация экономики и рост военных расходов; Продукция оборонно–промышленного комплекса специфична и не является объектом производственного и потребительского спроса. Сам же ОПК предъявляет спрос на рынке капитала, труда, а также на рынке потребительских товаров. Создаётся давление на цены в сторону их повышения, так как деньги для оплаты военных заказов увеличивают денежную массу, не подкрепляя её товарной.

Дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга;

Покрытие дефицита происходит путём размещения займов государства на денежном рынке или при помощи эмиссии. Чрезмерная эмиссия, и сопровождающаяся индексация доходов, приводят к превышению совокупного спроса над совокупным предложением, что приводит к увеличению темпов инфляции. Причём, к росту инфляции могут привести любые чрезмерные расходы бюджета, превышающие его доходы, даже увеличение размера трансфертных платежей (пенсий, пособий, дотаций и т. д.).

Критерием, определяющим инфляционность эмиссии денег, является объём производимой в стране продукции: если темпы прироста денежной массы соответствуют темпам прироста реального ВВП, то такое увеличение предложения денег неинфляционно. Если же рост денежного предложения обгоняет рост реального ВВП, то происходит переполнение каналов обращения денежной массой сверх товарооборота.

Борьба профсоюзов за увеличение среднего уровня заработной платы в стране.

Рост заработной платы увеличивает покупательную способность населения и повышает совокупный спрос. Если темпы роста заработной платы будут опережать рост производительности труда, экономика столкнётся с превышением совокупного спроса над совокупным предложением, что выразится в росте цен на товары и услуги, то есть приведёт к инфляции.

В целом механизм инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем – совокупный спрос.

Графическая иллюстрация механизма инфляции спроса представлена на рисунке 1.


Рис.1. Инфляция спроса

Инфляция издержек проявляется в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а вместе с ними и цены на товары и услуги.

Основной причиной инфляции издержек является характерный для современной экономики монополизм. Он проявляется в трёх формах: действия государства, действия предприятий, действия профсоюзов.

Государство может способствовать инфляции через свой финансово – кредитный механизм. Повысив учётную ставку, государство в лице Центрального Банка провоцирует удорожание кредита. Предприятия не откажутся от кредита, но, чтобы выплачивать возросший процент, поднимут товарные цены и будут покрывать кредит за счёт потребителя.

Другой объект экономики, который фактически оказывает то же влияние на экономику, что и монополии, провоцируя рост издержек производства, - профсоюзы. Они влияют на рост издержек производства через заработную плату, которая составляет существенную долю издержек. Поэтому требования профсоюзов о повышении заработной платы часто называют главным источником инфляции издержек. Действия профсоюзов могут вызвать появление инфляционной спирали – такого повышения ставок заработной платы, которое вызывает неумеренное повышение покупательной способности населения и рост рыночных цен, а последний в свою очередь порождает дальнейшее увеличение ставок заработной платы. В результате цены растут «снежным комом»: предприниматели обвиняют профсоюзы, а профсоюзы – предпринимателей.

Третий источник инфляции издержек – монополия предприятий на установление цены. Именно эту причину марксистская теория считала основной причиной инфляции.

Механизм раскручивания инфляции издержек характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса.

Графическая иллюстрация механизма инфляции издержек представлена на рисунке 2.


Рис. 2. Инфляция издержек

В реальной жизни при хроническом характере инфляции часто бывает невозможно определить, к какому именно типу – инфляции спроса или инфляции издержек – она относится. Факторы инфляции спроса и инфляции издержек переплетаются, усиливая друг друга.

Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров».

Но соотношения между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом производства, занятостью и уровнем цен, с другой стороны, гораздо сложнее.

Рис. 17.1. Уровни цен и занятость

На первом отрезке кривой общие расходы (C + I+ G + NX) до такой степени низки, что объем валового национального продукта отстает от своего максимального уровня. Уровень безработицы высок, большая доля производственных мощностей бездействует.

Рис. 17.2. Инфляция спроса

Предположим, что совокупный спрос начал расти, это приведет к росту производства, снижению безработицы, уровень цен будет очень медленно повышаться (это объясняется тем, что существует огромное количество незадействованных трудовых и материальных ресурсов: ведь вчерашние безработные не будут сразу требовать повышения заработной платы).

По мере роста спроса экономика вступает во второй отрезок кривой: растет производство, растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее и труднее находить необходимые экономические ресурсы. Ведь привлечение квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и, соответственно, цен.

Третий отрезок характеризуется полной занятостью, достигнут максимальный валовой продукт, т.е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос, - это рост цен.

Условия инфляции спроса:

Рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;

Увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;

Рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий, государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены.

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют - «инфляцией издержек производства». В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике.

Рис. 17.3. Инфляция предложения

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.

Основными источниками инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей. Проиллюстрируем механизм инфляции предложения (рис. 17.3).

Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене.

Стагфляция

Стагфляция - это ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуска изменяются в разных направлениях.

Экономисты по-разному объясняют причины стагфляции. Одна точка зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в направлении их понижения.

Другая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена, и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.

Существует также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции.

Причины инфляции XX века

Инфляционные тенденции органично присущи функционированию рыночного механизма, сложившегося в индустриально развитых странах к середине XX в. Тому способствовали два основных фактора: принципиальная перестройка финансовой и кредитно-денежной системы и формирование олигополистической структуры экономики.

Погоню предпринимателя за прибылью с помощью взвинчивания цен ограничивала свободная конкуренция. Относительную стабильность денежного обращения и ценообразования в этот период обеспечивал также золотомонетный стандарт. Наличие свободного размена банкнот на золото исключало обесценение денег. Кроме того, банки могли выпускать в обращение только такое количество банкнот, которое находилось в строгом соответствии с имеющимися у них золотыми запасами.

Переход к современной стадии развития экономики резко изменил направление в движении цен. В денежном обращении золото было полностью вытеснено неразменными бумажными деньгами, а кредитно-денежный механизм создал благоприятные условия для разбухания денежной массы, что провоцировалось устойчивым ростом государственных расходов и хронической дефицитностью государственных бюджетов.

Для большинства отраслей экономики стала типичной олигополистическая структура, в условиях которой крупные предприниматели имеют возможность взаимодействовать в своей рыночной и особенно ценовой политике. Это находит свое проявление в ориентации при формировании цен на цены, устанавливаемые наиболее крупным производителем в отрасли однородной продукции.

Начинает развиваться новая, типичная для XX в. тенденция к росту товарных цен. Однако повышение цен в первой трети века регулярно прерывалось резкими спадами цен во время циклических кризисов перепроизводства.

В годы Второй мировой войны наблюдается рост цен практически во всех странах рыночной экономики. Экономической основой этих инфляционных процессов явилось разрушение производительных сил в ходе Второй мировой войны. Изменения в производстве не могли не задеть сферу финансов и денежного обращения: наблюдается рост бюджетного дефицита, рост государственного долга, огромная эмиссия бумажных денег.

После войны общая тенденция роста цен сохранилась. Цены росли постоянно во всех без исключения странах даже в периоды экономических кризисов. Однако интенсивность роста цен не всегда была одинаковой: от относительно умеренного в 50-60-х годах до галопирующей инфляции в 70-х - начале 80-х годов.

В 70-е годы важнейшим фактором роста инфляции явилась устойчивая тенденция снижения темпов роста производства, что было спровоцировано в основном структурными кризисами. На рост инфляции в те годы оказывали влияние и внешние факторы - девальвация доллара и рост цен на сырье на мировом рынке.

Современная инфляция

Можно отметить ряд особенностей современной инфляции.

Во-первых, если раньше инфляция охватывала экономику одной или нескольких стран, то теперь рост цен носит не локальный, а всеобщий, мировой характер.

Во-вторых, инфляция в разных странах развивается разными темпами, неравномерно, скачкообразно. Скорость инфляционного процесса определяется внутренними факторами, действие которых может усиливаться или ослабевать, в зависимости от той или иной фазы цикла, а также степени государственного вмешательства по регулированию экономики.

В-третьих, современная инфляция носит не эпизодический, а непрерывный, хронический характер. В прошлом периоды инфляции в отдельных странах чередовались с периодами относительной стабилизации денежного обращения. В настоящее же время цены растут на всех фазах промышленного цикла, не снижаясь сколько-нибудь значительно даже в периоды экономических кризисов.

В-четвертых, изменился характер инфляции: до середины 80-х годов преобладает уже не «ползучая», а галопирующая инфляция. Особенно широкий размах она получила в странах Латинской Америки. Своего максимума инфляция в этом регионе достигла в 1989 и 1990 гг., когда ее уровень составил 1200%, а в отдельных странах - даже 5000-8000% (Никарагуа, Перу, Аргентина, Бразилия).

Вместе с тем следует отметить снижение темпов инфляции с середины 80-х годов в развитых капиталистических странах. Причины этого следующие:

Особенности циклического развития мировой экономики, затяжная депрессия после мирового экономического кризиса 1980-1992 гг. Медленное послекризисное восстановление экономики, массовая безработица вызвали сокращение спроса на товары и услуги, что в какой-то мере сдерживало рост цен;

Сдвиги в динамике производительности труда. Рост производительности труда и сокращение издержек производства в условиях обострения конкурентной борьбы на внутренних и внешних рынках поставили объективные пределы взвинчиванию цен монополиями и тем самым ограничили инфляцию;

Новые явления в финансовой сфере. В 80-х годах по сравнению с серединой 70-х в ряде стран произошло относительное снижение бюджетных дефицитов, что в определенной степени нейтрализует инфляционный эффект кризиса государственных финансов. Так, если в 70-х годах средний дефицит составлял 1,8% от номинального ВНП стран ОЭСР, то в 1993 г. он оценивался в 1,2%.

Некоторое торможение кредитной экспансии в 80-х годах. Резкое повышение официальной учетной ставки Центральных банков повлекло за собой общий рост процентных ставок в про-мышленно развитых странах, что снизило спрос на ссудный капитал. В результате роль кредитной экспансии в современном инфляционном процессе несколько ослабла;

Снижение цен на энергосырьевые товары на мировом рынке. К 1986 г. индекс цен на сырьевые товары (1980 г. - 100%) упал до 65%, в том числе на нефть - до 55% . Это способствовало снижению издержек производства в развитых капиталистических странах.

Однако все это не означало, что инфляция побеждена. Рост цен на потребительские товары в настоящее время превышает показатели 60-х годов. Кроме того, снижение темпов инфляции неустойчиво: периодически происходит их увеличение.

Так, в США среднегодовой дефлятор ВНП за 1951-1960 гг. составил 2,6%, за 1961-1965 гг. -1,4%, за 1966-1970гг. - 4,1%, за 1971-1975 гг. - 6,6%, за 1976-1980 гг. - 7,3%, за 19811985 гг. - 5,2%, за 1986-1990 гг. - 3,4%, за 1991-1999 гг. -2,7%.

|ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА - разновидность инфляции, возникающая при избыточном по отношению к предложению спросе.

Это явление нарушения равновесия между спросом и предложением в сторону спроса. Причиной такого смещения может быть увеличение государственных заказов (к примеру военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности населения (рост заработной
платы) в результате активных действий профсоюзов. В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров; повышаются цены. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса.

|Механизм инфляции спроса показан на рис. 12.2.

AD – совокупный спрос; AS – совокупное предложение
Инфляция спроса может иметь как внутренние для рынка источники, так и внерыночные источники. К внутренним источникам относятся факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение, и нарушающие равновесие на национальном рынке. К внерыночным источникам можно отнести: официальное изменение стоимости национальной денежной единицы правительством; увеличение спроса на товары вследствие стихийных бедствий; увеличение денежной массы со стороны правительства для покрытия дефицита бюджета, не обеспеченное соответствующим ростом предложения товаров.

3. Инфляция предложения (издержек): причины возникновения, механизм, график. Инфляционная спираль.
| Инфляция предложения
– происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции.
Основные источники инфляции предложения :

1. Повышение зарплаты. Сильные профсоюзы давят на предпринимателей, добиваясь повышения зарплаты. Повышаются издержки предпринимателей на услуги труда, дороговизна производства делает невыгодным его расширение. Совокупное предложение начинает сокращаться, несмотря на то, что совокупный спрос остается на прежнем уровне, а порой и растет.

2. Импортируемая инфляция. Под импортируемой понимается инфляция, проникающая в экономику страны из-за рубежа через цены иностранных товаров. Так, если в экономике страны широко используются в производстве импортируемые ресурсы (энергоносители и технология), то их резкое подорожание приведет к росту издержек внутри страны и к сокращению совокупного производства при одновременном росте цен.

3. Монополизм фирм. Все виды монополий и олигополий удерживают цены за счет недопроизводства продукции по сравнению с конкурентным объемом выпуска. Происходит завышенная оценка ресурсов по отношению к их предельной производительности, а также завышение цен на продукцию. Распространяясь по всей экономике, искаженные ценовые сигналы с каждым производственным циклом развивают тенденцию к завышенному ценообразованию по сравнению с тем, какими должны быть цены при данном уровне технологического развития.

4. Административное регулирование экономики. Например, частое изменение правовых норм, расплывчатость законодательства, усложнение и частое изменение процедур регистрации и отчетности фирм, усиление регламентации сфер предпринимательства, дробление лицензий, сокращение сроков их действий и т.д. Все это усиливает административные издержки в частности и трансакционные издержки в целом, а значит, может привести к повышению уровня цен в стране и к сокращению легального производства.

| Механизм раскручивания инфляции предложения характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса.
Проиллюстрируем механизм инфляции предложения:

Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене.

|ИНФЛЯЦИОННАЯ СПИРАЛЬ - процесс взаимозависимого роста цен и заработной платы, при котором рост цен обусловливает необходимость повышения заработной платы, а ее повышение приводит к росту цен.

Инфляционная спираль формируется следующим образом: сначала происходит установление нового уровня заработной платы (в результате пересмотра тарифного соглашения между наемными работниками и работодателями) на соответствующем сегменте рынка труда. Как следствие возникает изменение общего уровня заработной платы в масштабах национальной экономики. Если этот процесс не уравновешивается противодействующими факторами (например ростом производительности труда), то увеличение издержек на единицу продукции приводит к сокращению производства. Тогда, при увеличивающемся спросе, сокращение предложения приведет к росту цен. Рост цен, в свою очередь, дает новый импульс к переговорам между наемными работниками и работодателями об увеличении оплаты труда. Таким образом, ситуация повторяется на новом витке спирали «зарплата - цены».

Инфляционная спираль
а) инициированная инфляцией спроса; б) инициированная инфляцией предложения;
Р – общий уровень цен; y – объем национального производства;
АD, AD I , AD II – совокупный спрос; AS, AS I , AS II – совокупное предложение.

4. Безработица: определение, типы, естественный уровень, социально-экономические последствия.
| БЕЗРАБОТИЦА
- социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. Безработными считаются трудоспособные граждане, ищущие работу, зарегистрированные на бирже труда и не имеющие реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием, профилем, трудовыми навыками.

|1. Фрикционная безработица. Означает краткие периоды незанятости, необходимые для поиска места службы, соответствующего квалификации работника. Эти периоды являются добровольными.Этот тип безработицы объединяет людей, которые либо являются незанятыми в связи с переходом с одного места работы на другое, либо уже нашли работу и собираются вскоре приступить к ней, а также работников отраслей с сезонным характером (сельское хозяйство, строительство).

2. Структурная безработица. Этот термин служит для обозначения ситуации, при которой работник пребывает в состоянии незанятости в течение длительных периодов. Эти периоды объясняются структурными сдвигами в экономике, которые обесценивают уровень квалификации некоторых категорий рабочей силы. Безработица фрикционного и структурного типов существует как в благополучные, так и в неблагополучные периоды. Общее число безработных обоих типов называется естественным уровнем безработицы , этот уровень соответствует ситуации макроэкономического равновесия.

Полная занятость совместима с естественным уровнем безработицы. Объем производства, который можно произвести в условиях полной занятости, выражает производственный потенциал экономики.

3. Циклическая безработица. Это безработица, вызванная циклическим сжатием производства. Разность между фактической величиной нормы безработицы и величиной естественной нормы называется циклической безработицей.


| Естественный уровень безработицы - экономическая гипотеза, согласно которой для общеэкономического равновесия, сложившегося при определённой реальной заработной плате, существует определённая неполная занятость населения, которая является результатом недостатка информации, барьерами мобильности, демографических изменений и других следствий несовершенности рынка. По этим причинам невозможно понизить уровень безработицы до нуля, а лишь снизить его до метки, определяемой несовершенностью рынка. Таким образом, оказать влияние на уровень с такой безработицей в узких временных рамках невозможно. Поможет лишь медленное воздействие с помощью методов регуляторной или структурной политики. К примеру:

  • развитие технологий, облегчающих поиск работы
  • введение минимальной заработной платы
  • организация профсоюзов
  • введение так называемой эффективной зарплаты , превышающей рыночную

| 1. Потеря работы является большой личной трагедией. Психологические исследования показывают, что увольнение обычно столь же пагубно Сказывается на психике, как смерть близкого друга.

2. Деквалификация лиц, потерявших работу, утрата чувства самоуважения, люди не могут проявить себя и профессионально самореализоваться.

3. Упадок моральных устоев в обществе. Безработица приводит к бездеятельности и может повлечь деградацию человека.

4. Чем выше уровень безработицы, тем выше уровень разводов, самоубийств, сердечно-сосудистых заболеваний.

5. Общественные и политические беспорядки. Массовая безработица может привести к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Последствием безработицы может быть социальный взрыв, если ее размеры превысят допустимый уровень.

Серьезные негативные социально-экономические последст­вия безработицы повышают ответственность государства за обеспечение занятости трудоспособного население.

5. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса и её современная интерпретация. Дилемма экономической политики, заложенная в кривой Филлипса.
| Обратная зависимость между уровнем инфляции и уровнем безработицы объясняется тем, что высокий уровень безработицы вынуждает нанимающихся соглашаться на более низкую заработную плату, что сдерживает рост цен. В обратной ситуации, когда уровень безработицы низок, работодатель вынужден для привлечения работников повышать ставки заработной платы, что ведет к опережающему росту заработной платы по сравнению с производительностью труда. С другой стороны, низкий уровень безработицы означает, что среди незанятых остаются все менее пригодные, то есть менее квалифицированные и менее производительные работники. Темп роста совокупного спроса начинает превышать темп роста совокупного предложения, что оборачивается ростом уровня цен. Кривая Филлипса отражает взаимосвязь между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде. В точке пересечения этой кривой с осью абсцисс ожидаемая инфляция равна нулю. Филлипс, анализируя экономику Великобритании 50-х годов XX века, пришел к выводу о том, что при уровне безработицы в 2,5% инфляция равна нулю. П. Самуэльсон и Р. Солоу, построив подобную кривую для экономики США, получили несколько другие результаты: инфляция равна нулю при уровне безработицы в 5,5%; сама кривая менее эластична.

| Кривая Филлипса (Phillips curve ) – это кривая на графике, показывающая взаимозависимость между безработицей и инфляцией.

Кривая Филлипса показывает взаимозависимость между безработицей и инфляцией в краткосрочном периоде. На графике в точке, где кривая Филлипса пересекает ось абсцисс, ожидаемая инфляция всегда равна нулю.

Кривая Филлипса «работает» в относительно короткие периоды роста безработицы и снижения производства. В условиях длительного периода кривая «взлетает вверх», становится «крутой». Проще говоря, возникает так называемая стагфляция - сохранение высокой безработицы при одновременном инфляционном росте цен.

Отметим, что в современной интерпретации кривой Филлипса вместо темпов прироста номинальной заработной платы принято рассматривать темпы прироста цен, т.е. инфляции. Это объяснимо, ибо два этих показателя тесно связаны. Если растет заработная плата, то обычно повышаются цены.

6. Обоснование государственного вмешательства в экономику. Роль государства в установлении рамочных условий функционирования рыночной экономики.Проблема реализации экономических функций государства.

| Государство должно вмешиваться в экономику только в том слу­чае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть как позитивными, так и негативными.

Под негативными условиями понимается появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно повлиять на предпри­нимательскую деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе негативного их влияния на экономику.

Роль государства заключается в своевременном выявлении этих тенденций и явлений, причин их возникновения и приня­тии соответствующих мер по их устранению.

| Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:

1. Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.

2. Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.

3. Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.

4. Предоставление общественных товаров и услуг

5. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.

6. Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.

7. Участие в хозяйственной деятельности.

| К внутренним функциям государства относятся:

  • экономическая , которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;
  • социальная , выражающаяся в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;
  • культурно-воспитательная , направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;
  • охрана правопорядка , которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;
  • природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.

К внешним функциям государства относятся:

  • оборона страны;
  • взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;
  • межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;
  • культурное и научно-техническое сотрудничество.

В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.) и наоборот.

7. Макроэкономическая политика государства: сущность, цели, инструменты, основные направления. Выбор приоритетов. Виды макроэкономической политики. Макроэкономическая политика современной России.

|Макроэкономическая политика - государственная политика, целью которой является ограничение уровней безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного функционирования экономики.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика-это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Через правительственные расходы осуществляется не только финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, но и делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоев населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП.

Денежная политика - довольно тонкий инструмент, поскольку, влияя на денежную массу, государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым -на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объемы и динамику ВНП. Большую роль денежная политика играет в системе антиинфляционных мер.

Политика регулирования доходов - один из основных инструментов борьбы с инфляцией, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и предприятий.

Социальная политика, включающая в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума и т.п., направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения и их защиту от разрушительных последствий инфляции. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:

1. устойчивый рост национального производства;

2. поддержание эффективного размера занятости;

3. стабилизацию уровня цен;

4. обеспечение внешнеторгового баланса.

Можно выделить следующие направления государственного регулирования экономики:

1. регулирование капиталовложений;

2. регулирование сбыта;

3. регулирование рынка рабочей силы;

4. стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

| Выбор приоритетов - …

8. Финансовая система государства и её особенности.
| Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, существующих в стране.

Финансовая система охватывает следующие звенья: финансы хозяйствующих субъектов; финансы домашних хозяйств; государственные финансы; финансы общественных организаций;
Целостность финансовой системы и финансовое равновесие естественным образом опираются на сбалансированность финансов. Такую опору обеспечивают внутренняя организация и соблюдение паритета интересов во взаимных контактах участников экономических отношений. Сосуществующие в воспроизводственном процессе различные интересы, целеустановки, функциональное назначение и ролевое распределение действующих лиц определяют гамму, направленность и определенность финансовых потоков.

На каждом уровне существует своя внутренняя сбалансированность и равновесие финансов, притока и оттока: нельзя использовать то, чего нет; нельзя получить что-то из ничего, не приложив к тому сил и средств. На каждом уровне складывается свой баланс финансовой деятельности и финансовых потоков.

Независимо от уровня и типа хозяйствующих субъектов балансирование финансов стихийно или сознательно осуществляется на некоторых общих принципах.
1. Принцип достаточности относится к исходящим финансовым потокам и означает, что расходы производятся в порядке очередности приоритетов потребностей, возрастающих и расширяющихся по мере удовлетворения предыдущих.
2. Принцип реальности относится к входящим финансовым потокам и означает, что доходы по объемам всегда соответствуют возможностям и способностям хозяйствующего субъекта.
3. Принцип непрерывности устанавливает необходимость создания запасов и резервов для обеспечения бесперебойного существования и функционирования экономического субъекта.
4. Принцип развития ориентирует на то, чтобы каждый последующий баланс финансов превышал предыдущий по объему как исходящих, так и входящих финансовых потоков, что и характеризует экономический подъем по всем направлениям.

9. Бюджет и его функциональная роль в регулировании экономики. Проблема накопления бюджетных ресурсов и бюджетные расходы: дефицит, профицит, сбалансированность. Мультипликатор государственных расходов.

| Бюджетно-налоговая политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.

Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Функции бюджета :

1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности, который составляет, например, в США 6-7% доходов государственного бюджета);

2) функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения; своей экономической политики;

3) социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

· Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году..

· Бюджетный профицит -доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета. Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию - создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

·Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип сбалансированности бюджета даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов.

| Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:

KG = ΔВНП/ΔG ,

где КG - мультипликатор государственных расходов; ΔВНП - приращение валового национального продукта; ΔG - приращение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению - МРС. В результате мультипликатор государственных расходов будет равен:

KG = ΔВНП/ΔG = 1/МРС .

Следовательно, ΔВНП = 1/(1 - МРС) × ΔG = KG × ΔG .

Таким образом, бюджетно-налоговая политика - это совокупность мер правительства по изменению государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНП.

10. Налоги: экономическое содержание, цели, функции, виды. Эффект и кривая А. Лаффера. Налоговый мультипликатор.

| Налог- обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Основная цель налога - финансирование государственных затрат

Принято выделять три типа налоговой политики государства.

1. Политика максимальных налогов. При этом повышение налогов тем не менее обычно не сопровождается ростом государственных доходов.

2. Политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.

3. Налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите.

Налоговая стратегия преследует следующие задачи:

экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

фискальные – повышение доходов государства;

международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Налоги бывают «прямыми» и «косвенными».
Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т. п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины). Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги.

|Кривая Лаффера демонстрирует стимулирующий эффект сниже­ния налогов. Уменьшение налогового бремени ведет к увеличению сбережений, к росту инвестиций и занятости. В итоге произойдет рост производства и доходов, вследствие чего увеличится объем налоговых поступлений в бюджет.
Для получения ожидаемого эффекта следует снизить налоговые ставки, прежде всего на доходы и прибыли корпораций.

*За­висимости между величиной налоговых ставок и размерами налого­вых поступлений

| Налоговый мультипликатор (Tax multiplier ) (m t) – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.

Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.

Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:

В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. Такое же действие происходит и в отношении мультипликатора государственных расходов.

11. Бюджетно-налоговая политика государства: цели, основные направления, инструменты. Виды бюджетно-налоговой политики: стимулирующая и сдерживающая, дискреционная и недискреционная (автоматическая). Встроенные (автоматические) стабилизаторы.
| Бюджетно-налоговая политика
- это такая политика, которая направлена на стабилизацию экономики с помощью государственного бюджета и налоговой системы.
Бюджетно-налоговая политика представляет собой совокупность мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на обеспечение полной занятости и инфляционного роста ВВП.
Налоги и государственные расходы являются основными инструментами бюджетно-налоговойполитики.
Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Бюджетно-налоговая политика нацелена на:
а) макроэкономическую стабилизацию и сбалансированность;
б) решение финансовых задач;
в) повышение инвестиционной и предпринимательской активности;
г) повышение конкурентоспособности экономики;
д) обеспечение условий для экономического роста.

Налоговая политика в ближайшие три года должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для

расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения.

| Стимулирующая – применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

Сдерживающая – используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Дискреционная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная (автоматическая) – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

| "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях.
Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.
Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.


| 2 |
 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об