Особенности государственного регулирования экономики в россии.

Понятие государственного регулирования национальной экономики. Механизм государственного управления экономикой в современных условиях. Субъекты, объекты, цели, инструменты (средства), этапы развития системы государственного регулирования национальной экономики. Механизм государственного регулирования экономики в современных условиях. Основные формы вмешательства государства в экономику. Экономические средства государственного регулирования. Методы государственного регулирования рыночной экономики. Сущность бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в регулировании. Функции, выполняемые государством; монетарная политика государства. Особенности системы государственного регулирования экономики России.

СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ

Несмотря на то что о государстве написано множество книг и статей, в современной научной мысли отмечается повышенный интерес к этой проблеме. Теоретическая актуальность связана главным образом с усилением практической роли государства во всех сообществах мира. Наблюдается активизация всех его функций: политической, экономической, социальной и культурологической. Возрастает его влияние на процессы современной модернизации общества. Всеобщая известность понятия «государство», превращение его в элемент обыденного сознания вовсе не означает, что научное знание о государстве стало исчерпывающим, по крайней мере, для современного исторического этапа.

Современные представления о государстве не менее противоречивы, чем существовавшие в начале XX в. То, о чем спорили политики и теоретики в прошлом: проблемы происхождения государства, его роль и соотношение с обществом - по-прежнему остается предметом научных дискуссий и в настоящее время.

Из многих определений государства, встречающихся в научной литературе, можно выделить два. Первое характеризует его в самом широком смысле: как высшую форму организации человеческих сообществ, политический союз людей, подчиненных единой верховной власти, форму организации, имеющей главной целью выражение единой воли, обеспечение общих интересов, а также защиту прав и свобод человека. В соответствии с другим пониманием государство - это система политических и правовых связей и отношений между людьми, регулирующих общезначимые виды их поведения и деятельности. Иначе сказать, это политико-правовой институт, а точнее, система особого типа социальных институтов, образующих организацию политической власти. Позиция, акцентирующая институциональную сторону государства, наиболее четко выражается в сведении его к системе норм, определяющих поведение людей в обществе. Так, испанский политолог Л. Сани- стебан указывает, что в действительности государство не больше, чем определенный тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях.

Понимание государства как высшей формы политической организации общества, политического союза людей не исключает его институциональной и нормативно-правовой основ регулирования социального поведения людей. Коренная черта государства - публичная власть, непосредственно с населением не совпадающая. Однако государство не сводится ни к системе юридических норм, ни к определенному типу нормативно регулируемого поведения, ни, наконец, к публичной власти. Современное государство характеризуется определенной государствообразующей социальной общностью людей, включающей нацию или многонациональное объединение, а также совокупность классов, других социальных групп и слоев. Национальные и социальные группы в рамках государственной политической формы организации интегрируются в единый народ данной страны, обретающий общие существенные черты образа жизни, общественного сознания и психологии. Этнонациональная и социально-классовая структура сложившегося сообщества - один из главных факторов, определяющих устройство государства.

Государство - территориальная организация общества, характеризующаяся своим социально-политическим пространством. Социальным в том смысле, что территория, занимаемая государством, составляет среду для жизнедеятельности данного сообщества.

Говоря о политическом пространстве, мы имеем в виду пространственные границы действия государственной власти. Бытие современного государства связано с наличием единого экономического, а также общих для всех районов данной страны правового и информационного пространств. Политическому государственному союзу присущи общая культурная среда, общий язык (или языки), а также во многих случаях единая религия.

Государство, в его широком понимании, - как политический союз и высшая форма социальной организации людей - пронизывает все существенные стороны жизнедеятельности общества и отождествляется с ним, выступая в качестве исторически сложившейся объективной формы своего существования. Например, мы говорим: «Российское государство», имея в виду Россию - страну, не существующую вне государства. История человечества - череда сменяющихся по воле господствующих классов политических группировок и лидеров, типов государств и правящих режимов. Однако государство как универсальная политико-правовая форма бытия общества, как союз людей, живущих на определенной территории и объединенных некоторыми общими экономическими связями и формами культуры, всегда остается. Даже такие коренные перевороты в истории, как революции 1848 г. во Франции и Октябрьская 1917 г. в России, не сокрушали государства и ставили своей целью не уничтожить его, а лишь качественно изменить существовавшие типы государственного устройства общества. Характерно, что в энгельсовской утопии об «отмирании государства» в «коммунистическом будущем» предполагалась не отмена государства, а естественный процесс угасания его функций как аппарата управления людьми и замена организацией управления вещами.

Будучи универсальной всеобщей формой организации общества, государство выступает в качестве субъекта и объекта самоуправления и управления.

Как саморегулирующаяся социальная система оно является субъектом самоуправления. Определение государства в качестве субъекта управления предполагает его понимание не в смысле объективной универсальной формы организации общества, а в более узком его толковании - как политико-правового института, выделенного из общества аппарата управления. Такой подход способствует вычленению из всего государственно-организованного общества его ядра - структуры, являющейся субъектом управления, а именно публичной и легитимной (нормативно выраженной) властной силы общества. Эта сила представлена основными органами государства: законодательной, судебной и исполнительной властью (правительственным аппаратом, административной и финансовой системами, вооруженными силами, правоохранительными и карательными органами, разведывательными организациями и др.).

Государство как политико-правовой институт (система государственных органов) не тождественно обществу в целом, а представляет собой организованную группу людей, осуществляющую от имени общества публичную власть и управление другими людьми. Попытки втиснуть все многообразие общественной жизни в прокрустово ложе государственных институтов, как известно, - типологическая черта тоталитарных режимов. Государство не должно поглощать гражданское общество. Понятие «гражданское общество» тесно связано с понятием «государство», поскольку они характеризуют различные, но взаимодополняющие стороны глобального общества как единого организма. Гражданское общество включает совокупность политических и неполитических саморегулирующихся видов деятельности и отношений - производственно-экономических, социальных, духовно-нравственных, религиозных и т.д., составляющих жизненную основу государства. Гражданское общество на современном этапе человеческой цивилизации - это общество с развитыми экономическими, социальными, правовыми, духовными отношениями между людьми, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную жизнь граждан, удовлетворение их групповых и индивидуальных потребностей и интересов. На его базе функционирует демократическое государство, являющееся официальным выражением гражданского общества, сферой выявления, регулирования и защиты общих интересов социальных групп и граждан.

В контексте теории государственного регулирования на первый план выдвигается проблема функций современного государства. Это именно проблема в буквальном значении этого понятия, над разрешением которой трудились многие политические мыслители прошлого и которая остается предметом острых дискуссий политиков и теоретиков современности.

Функции государства - это сложившиеся направления его деятельности в важнейших сферах общественной жизни, в которых реализуются и конкретизируются его сущность и роль в обществе. Функции - суть обобщенные, более или менее однородные виды целенаправленного воздействия на общество, обусловливающиеся его историческими типами и конкретно-историческими этапами развития данной общественной системы. В функциях проявляются и объективируются присущие данному типу государства особенности и закономерности развития, состояние и динамика социально-экономических, политических, духовных процессов и отношений. Отсюда исторический характер функций государства, их видов и содержания, свойственных конкретным государственным системам.

В функциях государства находят отражение основные цели его социальных носителей (крупных социальных групп) и реализуются задачи, выражающие объективно-историческое предназначение определенного типа государства.

В современных индустриальных и постиндустриальных общественных системах государство превратилось в многофункциональную, относительно самостоятельную (с широким диапазоном самостоятельности) систему политико-административных институтов, а также социально-экономических и социокультурных организаций. Политическая и юридическая науки из всего многообразия функций, выполняемых государством, выделяют основные. Это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период. В них воплощается его классовая сущность и общесоциальное назначение. Эти функции относятся к деятельности государства в целом, хотя выполняются в разной степени всеми или многими его органами. Объектом воздействия являются не отдельные части общественной жизни и группы людей, а социальная система как единый организм или ее подсистемы (экономическая, политическая, духовная, социальная структура).

К основным, присущим современному государству, можно отнести перечисленные ниже функции.

  • 1. Обеспечение единой государственной власти в обществе. Государство есть институциональная (упорядоченная, закрепленная правовыми нормами) форма бытия общественной публичной власти. Через институты государства осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Как система социальных институтов государство существует и функционирует на основе Конституции - свода правовых законов и образцов институтов.
  • 2. Управленческая. Государство - управляющая система. Его институты (высшие и региональные органы законодательной и исполнительной власти) осуществляют политическое руководство и административное управление деятельностью социальных субъектов и отношений, связанных с общественными интересами. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности государственных институтов зависят от типа государства. Об этом пойдет речь в дальнейшем.
  • 3. Интегративная, реализующаяся на базе управленческой. Государство регулирует взаимоотношения социальных групп, коллективов и граждан, добивается достижения общественных компромиссов, обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, сплачивая их в народ как государствообразующую общность. Основу социально-политического единства народа составляют общие государственные интересы, общепризнанные ценности и цели. Выражение и защита их придают государству и его деятельности политический характер. Государство осуществляет экстракционную и дистрибутивную деятельность, т.е. его институты и организации занимаются добыванием экономических и других ресурсов, необходимых для его функционирования, а также распределением и перераспределением ресурсов, благ, услуг и символических ценностей (званий, классификаций и пр.).
  • 4. Хозяйственно-экономическая. Создание необходимых условий для функционирования и прогресса экономики. Это правовое закрепление тех или иных форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, строительство адекватной финансовой системы, проведение соответствующей налоговой политики и т.п.
  • 5. Содействие воспроизводству человеческого фактора во всех его аспектах - поддержание на соответствующем уровне систем образования, здравоохранения, науки и духовной культуры. В ряде литературных источников она именуется культурно-воспитательной функцией.
  • 6. Защита данного общества от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) факторов. Речь идет об обеспечении внутренней безопасности членов общества, а также о военной, экономической, информационной, идеологической, экологической, технотронной и др.
  • 7. Создание благоприятных с точки зрения государственных интересов условий международных связей и сотрудничества страны с международным сообществом - весьма значимая функция, успешная реализация которой гарантирует нормальную жизнедеятельность страны и государства. Ведь современное государство существует не в социально-политическом вакууме, а в окружении международного сообщества.

Отмеченные функции характеризуют взаимодействие государства с обществом в целом, а также с внешней, международной, средой. Их реализация зависит от того, как работает государственный организм в своем внутреннем функционировании. В политической науке внутренние виды деятельности государственных институтов объединяются в группу функций конверсионных (преобразовательных). Имеются в виду следующие виды деятельности:

  • ? артикуляция и агрегация интересов, что означает процесс предъявления, выражения и обобщения социальных интересов при выработке государственных решений;
  • ? нормотворчество (разработка норм и правил);
  • ? применение норм и правил;
  • ? контроль за соблюдением норм и правил членами государственного аппарата;
  • ? политическая и административная управленческая коммуникация.

В совокупности названные конверсионные функции образуют процесс самоуправления государства.

Набор функций государства определяет его структуру как систему институтов и организаций. Поскольку анализ государственных структур впереди, отметим здесь лишь один момент. А именно: разделение государственных институтов и органов на три группы:

  • 1) непосредственно осуществляющие властные функции (в том числе правоохранительные органы);
  • 2) институты, обеспечивающие разнообразные виды внешней безопасности;
  • 3) система институтов и органов политического руководства и административного управления.

Краткий анализ функций государства показывает, что одной из основных является управление обществом и самоуправление. В следующих разделах мы рассмотрим, что понимается под государственным регулированием, каковы границы и инструменты его воздействия на социально-экономические системы различного уровня.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Государственное регулирование экономики в России [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Рассмотрим специфику государственного регулирования экономики в Российской Федерации с учетом современных вызовов, с которыми столкнулась наша страна.

Направления и необходимость государственного регулирования экономики в российских условиях

Государственное участие в национальной экономике осуществляется посредством выполнения основных функций, связанных с реализацией макроэкономической политики. Эти функции государства осуществляются посредством развития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.

В рамках выполнения данных функций для повышения эффективности влияния государства на экономику в современных российских условиях можно определить точки воздействия государства на экономику для создания действенной экономической политики, которые в соответствии с принципами макроэкономического регулирования объединяют элементы из различных концепций макроэкономического регулирования.

Направления государственного регулирования экономики :

1. Нормативно-правовое регулирование хозяйственных отношений и взаимоотношений различных субъектов экономики. Обеспечение действенного применения законов, защиты интересов экономических субъектов и населения.

2. Регулирование экономики на макроуровне и разработка государственных программ, стратегий и направлений развития экономической системы.

3. Решение вопросов социального характера.

4. Обеспечение экономической безопасности страны.

5. Деятельность государственных компаний в критически значимых областях: оборонная промышленность, социальная инфраструктура, фундаментальная наука и стратегически важные отрасли развития.

Причины, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики на макроэкономическом уровне, определяются следующими факторами:

  1. Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.);
  2. Наличие частного и общественного характера производства;
  3. Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы);
  4. Научно-технический прогресс;
  5. Тенденция к монополизации;
  6. Наличие международной конкуренции.

При этом наиболее характерной причиной необходимости существования государственного регулирования экономики является объективная потребность в ограничении действия законов рынка определенными рамками, обеспечивающими соблюдение интересов определенных социальных групп. Преимущественными интересами в данном случае являются потребности населения страны в безопасности, стабильности и материальном благосостоянии, возникающим вследствие наличия рабочих мест.

Инструменты и формы государственного регулирования экономики в России

В России используются широкий ряд инструментов государственного регулирования национальной экономики.

Инструменты государственного регулирования экономики

Инструменты прямого государственного регулирования экономики

Инструменты косвенного государственного регулирования экономики

Техническое регулирование экономики

Прямое вмешательство государства в экономические процессы в РФ выражается в нормативно-правовой деятельности, принятии законов и иных актов, направленных на упрочение, упорядочивание и развитие хозяйственных отношений между экономическими агентами.

Вместе с тем, государство, являясь владельцем части общественного капитала, через создание государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также через владение частью акционерного капитала системообразующих предприятий в стратегических отраслях, воплощает в национальной экономике долгосрочные программы развития.

В первую очередь, это касается тех отраслей, где фундаментальное значение имеет совокупность оборудования и основных фондов: энергетический комплекс, добывающая промышленность, атомная отрасль, космонавтика, авиация и воздушный транспорт, железнодорожный и морской транспорт.

Косвенное вмешательство государства в развитие национальной экономики России выражается, в первую очередь, в управлении балансом между сбережениями и инвестициями, обеспечении полной занятости, развитии международного экономического взаимодействия, стабилизации цен, регулировании цен на специфические товары и услуги, поддержании устойчивых темпов экономического роста и в других направлениях традиционной экономической политики.

Государство контролирует деятельность естественных монополий и разрабатывает стандарты для соблюдения их хозяйствующими субъектами.

Техническое регулирование экономики имеет централизованно-распределенный характер. Выражается в использовании следующих трех взаимосвязанных механизмов:

1. Регистрация, лицензирование, делегирование и аккредитация хозяйствующих субъектов в зависимости от типа осуществляемой экономической деятельности.

2. Нормирование, сертификация и надзор осуществляемой экономической деятельности.

3. Применение санкций, штрафных механизмов, взысканий на хозяйствующих субъектов в случае выявления нарушений в процессе осуществления экономической деятельности, а также реализация аппеляционных процедур.

Для комплексного регулирования национальной экономики России государство использует фискальную и кредитно-денежную политику.

Фискальная политика

Кредитно-денежная политика

В рамках фискальной политики государство манипулирует своими доходами, прежде всего, налогами, и расходами; в частности налоги распределяются между потребителями и потребителями товаров, при этом бремя налогов будет больше для потребителей, если спрос превышает предложение, либо для производителей, если предложение превышает спрос.

В рамках кредитно-денежной политики правительство РФ регулирует объем денежной массы в обращении и управляет развитием кредитной сферы.

Три основные формы государственного регулирования экономики в России:

  1. Реализация государственных, федеральных и региональных целевых программ;
  2. Прогнозирование развития экономики;
  3. Моделирование макроэкономических ситуаций.

Формы государственного регулирования экономики

Функции государственного регулирования экономики

  1. Макроэкономическое прогнозирование и составление индикативных планов в целях информирования о предполагаемом состоянии экономики.
  2. Формирование решений в области структурных изменений национальной экономики, включая распределение государственных инвестиций, размещение госзаказов, урегулирование социальных проблем, развития инфраструктуры.
  3. Формирование системы регуляторов для управления процессами за пределами прямого государственного контроля, в том числе, применение инструментария денежно-кредитной политики, управление внешними платежами, дотациями, ценообразованием, предоставление преференций и льгот приоритетным отраслям, таможенная политика и другие направления.

Проблемные области государственного регулирования экономики в России

Проблемы государственного регулирования экономики в России сопряжены с несколькими аспектами, которые не позволяют государству эффективно воздействовать на развитие национальной экономической системы.

Во-первых, в России отсутствуют развитые институты, позволяющие регулировать эффективное развитие для абсолютного большинства экономических агентов. В первую очередь, это касается институтов такого правового уровня, которые позволяют реализовывать экономические меры на уровне отдельных органов экономического управления. Они также обеспечивают и эффективное правоприменение законов и осуществляют принуждение участников рынка к исполнению своих обязательств. В России пока отсутствуют такие структуры, близкие к государству и правительству, которым переданы определенные задачи управления, изъятые из сферы деятельности государственных управленческих структур. Возможно, на более высоком, отработанном этапе рыночного регулирования отечественная система придет к данному варианту структуры.

Во-вторых, макроэкономическое регулирование осуществляется на общегосударственном уровне и не учитывает, что в нашей стране уже сформировались функциональные и инфраструктурные институты, пусть они еще и не находятся в достаточно развитом состоянии, чтобы оказывать существенное влияние на развитие отдельных элементов экономической системы. Игнорирование существования таких элементов рыночной системы при макроэкономическом регулировании ведет к существенно более низким результатам государственного регулирования экономической системы.

В-третьих, за счет отсутствия существенного влияния крупных структурных единиц экономической системы, которое они могут оказывать на реализацию государством экономической политики в области государственного регулирования, значение данных элементов преуменьшается существующими государственными органами в отношении механизмов государственного регулирования экономической системы. Например, в России уже имеются независимо действующие профессиональные союзы. Но их роль в экономической политике пока скромна. Организованных по отраслевому принципу союзов предпринимателей мало.

В-четвертых, обеспечение экономической безопасности страны сосредоточено в таких государственных институтах, как Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития Российской Федерации и ЦБ РФ. Но в условиях, когда все большую роль начинают играть общественные интересы, а не государственные экономические институты, реализация данной задачи затруднено, так как разные политические партии выступают, как правило, не с позиции согласования компромисса, а наоборот – с позиции противостояния. Конечно, экономические установки различных партий также дифференцированы. Следовательно, необходимы процедуры согласования интересов общества, выражаемых представителями политических партий в парламенте, и правительства.

В-пятых, существующая практика воздействия на экономические решения государства в области макроэкономического регулирования экономики со стороны крупного предпринимательства и банковского сектора негативно влияет на экономические интересы большей части экономических субъектов. Отметим, что воздействие предпринимателей на экономические решения государства в области государственного регулирования через поддержку партийных групп и выдвижение депутатов в парламент является общепринятой практикой и при надлежащем законном исполнении целесообразных экономических предложений со стороны крупных предприятий приносит положительные результаты в среднесрочной перспективе. Однако в России активно развернута система лоббизма, которая позволяет представителям отраслей, отдельных экономических структур оказывать нажим на представителей исполнительной власти, что ведет к удовлетворению интересов меньшинства экономических субъектов в ущерб интересам национальной экономической системы в целом. Кроме того, практика использования нелегитимных методов, подкупов, коррупции для воздействия на экономические решения государства наносит непоправимый ущерб экономике.

Одной из целей государства является экономический рост. Экономический рост предполагает рост экономического потенциала национальной экономики, рост национального продукта на душу населения, а следовательно, достижение высокого уровня жизни для всех.

В современных условиях развития РФ представляется возможным повышение эффективности за счет формирования такой экономической системы, которая способствовала бы интенсивному экономическому росту и усиливала конкурентоспособность товаров российский производителей на внутреннем и на мировом рынке. Это возможно при использовании прогрессивных методов государственного регулирования экономики.

Перспективы государственного регулирования российской экономики

Поскольку невозможно повысить эффективность государственного регулирования за счет одного волевого решения, необходимо планомерно реализовать меры, которые призваны решить отдельные проблемы в структуре государственного регулирования экономики.

Поскольку в российских условиях в данный момент объективно невозможно выделение экономических институтов, которые были бы способны претворять в жизнь государственные решения в области макроэкономического регулирования, необходимо проработать концепцию их создания.

Необходима проработка следующих направлений государственного регулирования экономики:

  • Система формирования конкурентной среды и защиты от недобросовестной конкуренции.
  • Система регулирования денежной массы в обращении с использованием таких инструментов регулирования, как политика обязательных резервов, уровень процентной ставки Центрального банка, регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, а также иных перспективных инструментов, применяемых ЦБ РФ. Вместе с тем, необходим системный подход к использованию данных инструментов регулирования.
  • Поддержание сбалансированности государственного бюджета.

Наиболее актуальным для России на данном этапе будет стимулирование развития указанных направлений, благодаря чему государство сможет повысить эффективность регулирования экономики в целом.

Развитие принципов социального партнерства согласно модели трипартизма, которая характерна для России, позволит повысить роль профессиональных союзов, населения и союзов предпринимателей в реализации общегосударственной политики в области регулирования национальной экономики на макроуровне. Это позволит создать наиболее действенные по своей природе отраслевые союзы предпринимателей. Также постепенный количественный рост предпринимателей создаст предпосылку для вызревания групповых деловых интересов и воздействия на макроэкономическую стратегию.

В плане обеспечения экономической безопасности страны, для России актуально дальнейшее проведение политики защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

В контексте политики импортозамещения, приоритетом государственного регулирования должно быть развитие реального сектора экономики, его техническое перевооружение на основе протекционистской политики по отношению к российским производителям.

Такая политика начинает действовать при наплыве дешевых импортных товаров, которые захватывают значительную долю на определенном товарном рынке и тем самым нарушают сложившееся равновесие. Правительство через различные элементы вводит повышение ввозных пошлин и импортных квот, что ограничивает импорт определенных товаров и восстанавливает оптимальные условия конкуренции на внутреннем рынке.

Даже при отмене санкций в отношении товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, государство может продолжить стимулировать политику импортозамещения, используя элементы протекционистской политики, через таможенные пошлины и импортные квоты.

Использование такой политики российскому правительству более активно влиять на экономику страны, поддерживая отечественных производителей, защищая их от недобросовестной конкуренции со стороны стран импортеров и демпинговых цен, применяемых международными корпорациями на ряде товарных рынков. В реализации этой политики участвуют различные институциональные организации: органы законодательной и исполнительной власти, ассоциации товаропроизводителей, аналитические и информационные центры, частные коммерческие структуры и др.

В этой же области следует обеспечить достижение компромисса между различными политическими партиями, которые представлены в парламенте. Конечно, данный вопрос относится по большей части к организационно-правовым основам функционирования нашего государства, однако он имеет существенное значение как важный внеэкономический фактор.

В плане решения проблем чрезмерного лоббирования и коррупции следует учитывать, что в России активно ведется борьба с коррупцией на всех уровнях государственной власти. Неприкасаемых нет. Губернаторы, министры, представители силовых ведомств, сотрудники отделов по борьбе с коррупцией – перед судом будут отвечать все.

В этой связи для снижения возможностей лоббирования в интересах отдельных крупных экономических структур следует продолжать развитие и стимулирование деятельности Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, различных ассоциаций товаропроизводителей и др. Все эти структуры снижают вероятность возникновения крупных экономических структур, которые могут оказывать влияние на макроэкономические решения государства. Также сюда следует отнести разработанные Центральным банком России различные инструменты кредитно-денежной политики. Уже сейчас можно говорить о формировании отдельных функциональных направлений государственного регулирования экономики в области сдерживания монопольных тенденций и лоббистских процессов.

Наконец, для обеспечения эффективного государственного регулирования российской национальной экономической системы следует обеспечить методологическое и объективно-функциональное формирование элементов планирования государственных решений в области отдельных аспектов экономики. К таким областям относится в первую очередь антициклическая политика, позволяющая сгладить острые фазы кризиса и смягчить последствия кризисных явлений в экономике. Кризис 2008 года и падение валового внутреннего продукта в 2015-2016 годах доказали необходимость использования инструментов смягчения в государственной политике. В этой связи государству при реализации мер регулирования экономики следует обратиться к опыту теории циклов Кондратьева и принять на вооружение методы, разработанные уже на основе данной теории в контексте применения в современных условиях развития. Учитывая последовательность и характер этапов циклического развития экономики, государство может планировать отдельные меры по их смягчению, подготавливая соответствующие макроэкономические решения заранее. В этой связи актуально также воспользоваться опытом планирования, который накоплен в Российской экономической науке за период планового хозяйства, с учетом его адаптации под современные рыночные реалии.

Отдельно стоит сказать о том, что идеи создания системы планирования экономического развития сегодня вновь приобретают актуальность среди отдельных представителей экономической мысли России, но уже в условиях сочетания макроэкономических плановых индикаторов и рыночных факторов. Например, Н.И. Ведута на базе опыта ведения планового хозяйства в СССР предложил создание системы стратегического государственного планирования развития экономики для целей государственного регулирования экономической системы. В рамках создания такой системы необходимость тотального планового хозяйства отвергается, а предлагается переход к перспективному стратегическому планированию, на основе чего разрабатывается и реализуется макроэкономическая политика для управления развитием экономики, а также принимаются государственные решения и проводятся экономические реформы. Таким образом, в стране возможно создание централизованно-смешанной экономики по образцу классического механизма свободной конкуренции с включением в нее учета воздействия рыночных факторов при установлении макроэкономических пропорций в стратегическом плане развития. Основополагающие принципы сочетания стратегического планирования и рыночных механизмов Н.И. Ведута впервые изложил в 1971 году в книге "Экономическая кибернетика". Впоследствии данные идеи развивались, и основным направлением их воплощения сегодня является использование вычислительной мощности современной техники, которая позволит создавать уникальный и точный стратегический план макроэкономического развития, лишенный изъянов, которыми страдает рыночная экономика. При этом вопросами создания такой электронной системы, осуществляющей макроэкономические прогнозы с высокой степенью точности, занимаются и другие страны мира, в том числе Китай, США.

Вывод

Рассмотренные аспекты государственного регулирования экономики России связаны с объективными особенностями общественно-экономического развития страны на данном этапе. В то же время предложенные методы решения проблемных вопросов государственного регулирования позволят существенно повысить эффективность участия государства в национальной экономической системе и государственного регулирования экономики на основе учета макроэкономических показателей, институциональных аспектов и интересов экономических групп.

Актуальные для России методы государственного регулирования экономики связаны, прежде всего, со сбалансированной государственной экономической политикой и прогрессивными моделями государственного регулирования. Также необходима защита государственных чиновников, принимающих решения о проведении мер макроэкономического регулирования, от лоббирования интересов и коррупционных схем со стороны крупных экономических структур, заинтересованных исключительно в увеличении собственной выгоды.

  • 29.1. Государственное регулирование экономики. Модели взаимоотношений экономики и государства.
  • 29.2. Методы государственного экономического регулирования. Макромаркетинг.
  • 29.3. Общегосударственное планирование - один из методов регулирования экономики.
  • 29.4. Основные направления государственного регулирования пореформенной экономики России.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ. МОДЕЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВА

Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.

Поэтому возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. «Видимая рука» правительства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции, о которой писал А. Смит.

В науке идея бесконтрольной экономики, сводящаяся к тому, что рынки нужно предоставить самим себе, все больше уступает место теории государственного регулирования рыночной экономики. В последнее время доля государства в валовом национальном продукте промышленно развитых стран увеличивается, удвоившись с 1960-х годов. Государство все больше подключается к деловым проектам и помогает предпринимателям накопить капитал. Такая стратегия дала успешные результаты в Японии, Корее, государствах Юго-Восточной Азии и многих других странах.

В силу этих обстоятельств государство становится предметом изучения экономической теории. Причем надо заметить, что долгое время происходило отождествление экономической роли государства с самой политической экономией. Поэтому и до сего времени предпринимаются попытки свести экономическую теорию к экономической политике.

Государственное вмешательство в экономику объективно необходимо для любого правительства независимо от того, является экономика рыночной или командно-распределительной. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь просто некого регулировать. Однако такая система наделе доказала свою неэффективность и несостоятельность.

В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике.

Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства и здесь приобретают исключительное значение.

Рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т.п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений.

Как известно, двигательные механизмы немонополистической высокоразвитой рыночной экономики одновременно содержат элементы стагнации экономического развития. Это выражается прежде всего в том, что системное равновесие в экономике достигается при неполной занятости факторов производства и рабочей силы. Для решения противоречий стагнации необходимо привлечь государство с его обширным потенциалом. Государство берет на себя функцию обеспечения совместимости эффективного спроса с полной занятостью.

Россия, как и ряд других стран Европы и Азии, находится в начале пути реформирования экономических структур. Она не имеет достаточного собственного опыта формирования и использования рыночной системы, поэтому целесообразно изучение и применение практики государственного регулирования развитых стран. Это позволит избежать повторения многих ошибок в развитии экономики.

Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и синтез неокейнсианских, подчас консервативных доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества.

Оба этих теоретических течения имеют общие основы. Они рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей общества.

Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия вплоть до полного его отрицания. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы.

Дж.М. Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка.

Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три основных течения : левое (либеральное), консервативное и неоклассическое.

Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и т.д., а также увеличение доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих. Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование экономики главным образом путем максимизации прибылей и сохранения консервативной структуры экономики.

Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро- и макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев населения, координацию инвестиционной политики, формирование прогрессивной отраслевой структуры и т.д.

Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования экономического роста ?

Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Как известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защиты окружающей среды; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана. В условиях рынка порой игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецесси- онными и инфляционными процессами. Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для ограничения монополизированного производства. Государство должно направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, о детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов.

В условиях рынка государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики - это целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешнего рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по значению, масштабам воздействия и последствиям. В дереве целей ГРЭ можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.

Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.

К объектам регулирования следует отнести наднациональный уровень межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и регионов, где возникают проблемы, не разрешимые посредством рыночных регуляторов.

Субъектами ГРЭ выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления.

Различают следующие типы государственного регулирования:

полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для СССР и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;

различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в «японской», «шведской» моделях, в модели социально ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;

крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Он присущ главным образом США.

Эффективность государственного регулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.

Институциональные структуры государственного регулирования включают административные органы. Степень обособленности этих органов управления, определяющая возможность реализации экономических интересов и последовательность в принятии решений, зависит от уровня централизации управления в стране. Так, для Великобритании характерна более низкая, чем во Франции, степень централизации контроля бюрократии над политикой. В высших административных структурах США преобладает значительное число относительно автономных органов. Для ФРГ характерна более интегрированная система управления - механизм посредничества и агрегирования интересов и их моделей. Так, корпоративная модель предполагает создание специальных институтов для достижения равновесия интересов. Это либеральный корпоративизм в Швеции,

Новой Зеландии, частный капитализм в Японии, «социетарный» капитализм в Швейцарии.

В плюралистической модели (Италия, Великобритания) отсутствуют специальные механизмы согласования интересов. Они осуществляются в рамках политических процессов с участием парламента, правительства, профсоюзов и партий.

В итоге выделяются две главные модели государственного регулирования через определенные органы государства.

  • 1. Реактивная (адаптационная) модель, характерная для США. Она позволяет четко реагировать на изменения и «осечки» рынка. Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро- и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.
  • 2. Проактивная модель государственного регулирования (Япония) предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки объемов государственного вмешательства, использования прогнозирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.

В любом национальном образовании рыночная экономика развивается как определенная функциональная экономическая система (ФЭС) со сложившимися количественными и качественными характеристиками. Поддержанием их или приведением в соответствие наряду с саморегуляцией занимается государство (правительство) через определенные функции.

Под ФЭС в рамках целостной экономики понимаются динамические саморегулирующиеся подсистемы, деятельность всех структурных элементов которых направлена на поддержание макроэкономического равновесия на национальном рынке и создание оптимальных условий для обмена информацией, товарами, технологией, различными формами капитала, рабочей силой и др. Они отличаются от целенаправленных систем (банковской, налоговой, страхования, социальной защиты и др.), которые представляют собой саморегулирующиеся организации.

Функциональные экономические системы поддерживают равновесие относительно определенных заданных макроэкономических параметров. Так, уровень дефицита государственного бюджета не должен превышать 5% ВВП, объем золотовалютных резервов должен быть достаточен для покрытия расходов по импорту товаров как минимум в течение трех месяцев, отношение текущих платежей по обслуживанию внешнего долга не должно превышать 20% годовых доходов от экспорта, критический уровень безработицы не должен превышать 15-20% общего числа трудоспособного населения и т.д.

Несмотря на относительность приведенных выше параметров, их поддержание на определенных уровнях с помощью государственного уровня в экономических системах сохраняет равновесие на внутреннем рынке и обеспечивает устойчивость и динамизм экономического роста.

Функциональные экономические системы включают системы формирования конкурентной среды, регулирование уровня денежной массы в обращении, поддержание уровня внутренних цен, защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции, защиту окружающей среды, поддержание оптимального уровня безработицы и многое другое. Все они в совокупности образуют функции государства по регулированию рыночной экономики, по поддержанию устойчивого роста.

Одним из основных элементов ФЭС в рыночной экономике является система формирования конкурентной среды, которая создает и поддерживает оптимальные условия для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Эта же система обеспечивает защиту мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, а также регулирует деятельность естественных монополий.

Показателями, которые характеризуют уровень развития и эффективность функционирования ФЭС, являются конкурентоспособность страны на мировом рынке, степень финансового риска для иностранных инвестиций. От успешного функционирования регуляторов ФЭС во многом зависит и инвестиционный климат.

С помощью функциональной системы осуществляется контролируемый доступ на внутренний рынок конкурентоспособной продукции из других стран, где заставляет местных товаропроизводителей постоянно поддерживать соответствующий уровень качества и цены товара.

Например, в США и странах ЕС действуют специальные программы по стимулированию экспорта товаров из развивающихся стран, который благотворно влияет на состояние конкурентной среды на внутреннем рынке.

Одним из основных регулирующих механизмов, стимулирующих потребительский и инвестиционный спрос в рыночной экономике, является функциональная подсистема, регулирующая размеры денежной массы в обращении с использованием таких инструментов регулирования, как политика обязательных резервов, уровень процентной ставки центрального банка, регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков.

Достаточно активно во многих промышленно развитых странах действует функциональная система поддержания уровня внутренних цен. Например, в США при возникновении инфляционного давления на рынок сложившаяся ситуация анализируется федеральной резервной комиссией по свободным рынкам, которая рекомендует Федеральной резервной системе изменить уровень процентной ставки по федеральным фондам и ставку рефинансирования. Этим Федеральная резервная система снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объемы выдаваемых банкам кредитов и соответственно предложение денег на свободный рынок, что, в свою очередь, снижает инфляционное давление.

Достаточно эффективные функциональные системы поддержания уровня внутренних цен имеют другие промышленно развитые страны, в том числе Япония, Дания, Новая Зеландия, Канада, Австралия.

К разряду важнейших макроэкономических показателей, характеризующих устойчивость экономической системы, относится дефицит государственного бюджета. В тех странах, где удалось создать функциональные экономические системы поддержания определенного уровня соотношения доходов и расходов государства, как правило, имеет место незначительный по размерам дефицит.

Функциональная экономическая система защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции начинает действовать при наплыве дешевых импортных товаров, которые захватывают значительную долю на определенном товарном рынке и тем самым нарушают сложившееся равновесие. Государство через различные элементы вводит повышение ввозных пошлин и импортных квот, что ограничивает импорт определенных товаров и восстанавливает оптимальные условия конкуренции на внутреннем рынке.

Наиболее широкое распространение функциональные системы защиты местных товаропроизводителей получили в ЕС и США в 80-90-е годы XX в. Тогда комиссия ЕС возбудила более 1,4 тыс. дел. К странам, наиболее часто пренебрегавшим правилами свободной конкуренции, что вело к нарушению равновесия на внутреннем рынке европейских государств, относились тогда Турция, Китай, Индонезия, Индия, Пакистан, Таиланд, Бразилия и некоторые другие.

Функциональные экономические системы посредством саморегулирования и государственного вмешательства избирательно объединяют различные элементы рыночной инфраструктуры для результативной деятельности всего хозяйственного организма.

В состав функционального регулирования включаются различные институциональные организации : органы законодательной и исполнительной власти, ассоциации товаропроизводителей, аналитические и информационные центры, частные коммерческие структуры и др. Например, основным элементом функциональной системы по поддержанию уровня инфляции в США является Федеральная резервная система, в которой государственные и частнокапиталистические элементы переплелись в единый комплекс. Она имеет статус независимого государственного агентства и включает 12 федеральных резервных банков и около 6 тыс. коммерческих банков, на долю которых приходится свыше 75% общего объема банковских депозитов в стране.

Основными структурообразующими элементами регулирующей системы по формированию конкурентной среды являются антимонопольные комитеты.

Формирование регулируемых экономических систем стало возможным лишь в связи с бурным развитием средств связи, телекоммуникаций и электронно-вычислительной техники, которые позволяют оперативно получать информацию о положении на внутреннем и внешнем рынках, анализировать ее и готовить варианты тех или иных решений. Деятельность различных ФЭС базируется на собственных локальных базах данных, объединенных в информационную сеть.

В свое время Дж.М. Кейнс утверждал, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Однако в настоящее время, с созданием широкой сети функциональных институциональных систем, современное рыночное хозяйство превращается в открытую саморазви- вающуюся систему, приобретающую способность к саморегуляции. Наличие в рыночной экономике ФЭС обеспечивает ее устойчивость и динамизм. В российской экономике такая система, находясь в стадии активного формирования, уже оказывает влияние на развитие экономики.

Таким образом, в саморегулирующейся экономической системе принципиально меняется роль государства, которое превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную работу ФЭС, способствующий расширению их сети и совершенствованию структуры.

Государство вмешивается в жизнь рынка только в той степени, в которой требуется поддержание устойчивости и макроэкономического равновесия, а также для обеспечения работы механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия свободной конкуренции неосуществимы.

В настоящее время сложно говорить о России как о едином национальном хозяйстве, а о ее экономике как о целостной системе, поддающейся объективному количественному анализу. Еще достаточно трудно прогнозировать возможность создания действенных механизмов саморегуляции в российской экономике. В ходе экономических преобразований в России создаются лишь отдельные элементы функциональных экономических систем, из которых в перспективе должны сформироваться механизмы саморегуляции.

Среди важных элементов регулирования, созданных в России, следует отметить образование в 1990 г. Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, правительственной Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике РСФСР (с 9 марта 2004 г. - Федеральная антимонопольная служба), различных ассоциаций товаропроизводителей и др. К этому следует добавить разработанные Центральным банком России различные инструменты кредитно-денежной политики, установление валютного коридора и др.

Однако в силу специфики России и ряда объективных препятствий процесс формирования широкой сети действенных механизмов саморегуляции потребует еще значительного времени. Но уже теперь можно говорить о формировании функциональных направлений регулирования экономики государством.

Экономические функции современного государства многообразны и сложны. Можно выделить основополагающие группы выполняемых государством экономических функций:

  • 1. Поддержка функционирования рыночной системы обеспечения правовой базы и создания конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство.
  • 2. Перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля за уровнем занятости и инфляции.
  • 3. Ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма. Так, ограничение использования рыночных элементов наблюдается в сфере совокупного муниципального потребления, когда речь идет о поддержании и об охране общественного порядка, о национальной обороне, транспортной системе обслуживания инфраструктурных комплексов, водоснабжении и т.д.

Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно нормальных условий образования и медицинского обслуживания. Государственные и муниципальные органы обеспечивают функционирование систем образования, здравоохранения, экологического контроля с учетом рыночных и общественных интересов.

  • 4. Достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике.
  • 5. В последнее время во многих странах широко используется функция общественного выбора в принятии правительственных решений, которая определяет, что покупать правительству, как производить товары, для кого предназначаются государственные расходы, на кого распространяются льготы и т.д. По своему экономическому содержанию функция общественного выбора основывается на главных экономико-политических задачах государства.

Эти функции государства осуществляются посредством развития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.

Национальная экономика – это национальная хозяйственная система, исторически сложившаяся и развивающаяся в цивилизационно-культурном пространстве, государственных и географических границах, определяемая политико-правовыми рамками, хозяйственными традициями, трудовой и предпринимательской культурой, определенной этикой и моралью, образцами экономического поведения.

Национальная экономика – это хозяйство страны, его состав, структура, взаимосвязи ее отдельных элементов.

Особенности экономики России связаны с тем, что ее народнохозяйственный комплекс обладает огромной территорией, суровым климатом, низкой плотностью населения. В связи с тем, что добыча основной массы ресурсов требует больших затрат труда и капитала (они расположены на Севере и в Сибири). Из-за этого возникают высокие энергозатраты. Большие расстояния между центрами добычи и переработки приводят к высоким транспортным расходам. Все это накладывает отпечаток на издержки производства.

Но в то же время Россия имеет удачное геополитическое пространство (граничит с 16 государствами, являясь транзитным путем между Востоком и Западом). На ее территории расположены богатейшие природные ресурсы. Она занимает второе место в мире по добыче редкоземельных металлов (платина и палладий), является крупнейшим производителем алмазов, ей принадлежит 45% лесных массивов, самые лучшие черноземы в мире, богатые запасы газа и нефти.

Помимо этого необходимо учитывать сформировавшиеся механизмы труда и быта, типы поселений, технологии земледелия.

Но решающее влияние на особенности народнохозяйственного комплекса оказывают традиции, обычаи и менталитет населения. В научной литературе признается, что существует взаимосвязь между личностью, обладающей определенным набором ценностей, и хозяйственной системой, формирующейся под воздействием фундаментальных ценностей, характерных для данного общества. На основе совокупности личных мировоззрений формируется государственное мировоззрение. Базовые ценности формируются под воздействием религии и государственной идеологии.

7. Объекты и органы регулирования в российской экономической системе.

Объект – это то, что противостоит субъекту и на что направлено его воздействие.

Объектами государственного регулирования экономики в настоящее время являются: национальная экономика; сферы и отрасли; регионы; ситуации, условия и явления социально-экономической жизни страны; экономический цикл; хозяйственная конъюнктура; отраслевые и территориальные структуры; накопление капитала; занятость; денежное обращение; состояние платежного баланса; государственный сектор экономики; цены и инфляция; конкурентная среда и предпринимательство; инвестиции и НИОКР; социальная сфера и трудовые отношения; внешнеэкономическая деятельность; окружающая среда.

Органы государственного регулирования :

Президент – в своих посланиях определяет основные направления внутренней и внешней политики; Государственная Дума – принимает законы, регулирующие ГРЭ; Исполнительная власть – Правительство, состоящее их министерств – определяют основные направления политики, агентства – оказывают услуги, службы осуществляют контроль.

8.Государственное прогнозирование: понятие, классификация, функции и методы. Структурные элементы и этапы разработки комплексных социально-экономических прогнозов.

9.Государственное планирование: сущность, функции, виды, модели.

10.Программирование социально-экономического развития: необходимость, технология разработки и реализации программ.

8-9 .планирование и прогнозирование в экономике РФ: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления

Прогнозирование служит основой для формирования социальной и экономической политики и разработки соответствующих государственных программ.

Прогноз социально социально-экономического развития страны – это оценка вероятного состояния ситуации в стране через определенный период времени.

Главные задачи прогнозирования:

1) научный анализ социальных, экономических и научно-технических процессов и тенденций;

2) оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем хозяйственного развития;

3) оценка действия выявленных тенденций в будущем и предвидение новых экономических ситуаций, новых проблем, требующих своего решения;

4) выявление возможных альтернатив развития в перспективе для обоснованного выбора той или иной возможности развития и принятия оптимального планового решения.

Например, основными приоритетами прогнозного развития России до 2030 г. названы:

Сохранение и преумножение численности ее народа и этносов;

Сохранение территории страны и среды жизнедеятельности;

Сохранение и развитие уклада и образа жизни народа.

Существует два подхода к прогнозированию:

Генетический подход – отражает инерционный характер развития и экономики и сводится к перенесению зависимостей, характерных для прошлого и настоящего на будущее.

Нормативный подход – основан на принципе управляемости экономикой и исходит из целей развития, которых желательно достичь в прогнозируемом периоде. Суть его состоит в определении параметров воспроизводства необходимых для достижения заданных целей. При таком подходе учитывается взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего. Он обеспечивает переход от сложившихся тенденций развития к оптимальным.

Планирование – это сложный и многоступенчатый процесс и в масштабах государства он начинается с предплановых исследований и разработки прогнозов.

Планирование – одна из функций управления, с помощью которой достигается целенаправленное развитие всех звеньев объекта управления. Эта функция состоит в составлении плана (комплекса социально-экономических показателей и мер по развитию общественного производства) и контроль за его исполнением.

Планирование отличается от прогнозирования тем, что это процесс принятия и практического осуществления управленческих решений. Тогда как прогнозирование – формирование возможных предпосылок принятия решений.

Сферы планирования:

Общегосударственное планирование;

Частное государственное партнерство;

Планирование на предприятиях.

Общегосударственное планирование включает в себя следующие виды:

бюджетное планирование;

стратегическое планирование;

государственное социально-экономическое программирование;

целевые комплексные программы;

планирование развития государственного сектора экономики;

государственные заказы.

Система общенациональных планов состоит из планов и прогнозов секторов экономики и отраслей экономики в отдельности.

Роль планирования заключается в том, что оно увязывает в единую систему интересы государства, бизнеса, регионов.

Планы имеют числовые параметры и составляются на основе прогнозов. Прогнозирование является первым этапом планирования.

Социально-экономическое планирование осуществляется на всех уровнях: федеральном и региональном, на местном уровне органами местного самоуправления и на уровне предприятия.

Различают следующие виды планирования:

1. Директивное, обязательное и адресное. В СССР планирование было централизованным, был единый плановый орган Госплан, планирование носило директивный характер и строилось по принципу «сверху-вниз», планировалась вся номенклатура изделий.

2. Индикативное планирование – это рекомендательная форма государственных программ для частного сектора экономики. В индикативных планах содержатся основные показатели объемов, структуры, темпов роста производства и потребления, динамики цен, экспорта, импорта, инвестиций. Такие планы также включают систему экономических стимулов, прямых и косвенных регуляторов доходов, занятости, налогов, ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей.

В зависимости от длительности (сроков) планового периода:

1. Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое, прогнозирование) - планирование сроком от 5 лет и более;

2. Среднесрочное планирование - сроком от года до пяти;

3. Краткосрочное планирование:

Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц)

Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час).

Этапы планирования:

Формулировка целей.

Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей.

Составление перечня необходимых действий.

Составление программы работ (плана мероприятий).

Анализ ресурсов.

Анализ разработанного варианта плана.

Подготовка детального плана действий.

Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.

Методы планирования:

Балансовый; - нормативный; - программно-целевой.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об