Исследование качества жизни населения в российской федерации.

  • 6. Миграционные процессы в рф, их характеристики и тенденции.
  • 7. Качественные характеристики трудового потенциала, роль системы образования в их развитии.
  • 8. Профессиональное обучение, его виды, формы, роль в формировании системы непрерывного образования.
  • 9. Понятия об экономически активном населении и его занятости.
  • 10. Виды и формы занятости, их развитие в России; гибкие формы занятости.
  • 11. Структура и основные пропорции распределения занятых, основные тенденции их изменения.
  • 12. Показатели, характеризующие занятость и безработицу.
  • 13. Безработица в России: виды, формы, уровень.
  • 14. Статус безработного в рф, понятия подходящей и неподходящей работы.
  • 15. Рынок труда: сущность и основные составляющие.
  • 16. Сегментация рынка труда; соотношение внутреннего и внешнего рынков труда.
  • 17. Цель и содержание государственной политики занятости.
  • 18. Основные меры по реализации активной политики занятости.
  • 19. Федеральная государственная служба занятости населения (фгзсн) и центры занятости, их цели, задачи, функции.
  • 20. Социальная поддержка безработных граждан, ее формы.
  • 21. Особенности регулирования занятости населения в странах с развитыми социально-рыночными отношениями.
  • 22. Основные понятия, связанные с оценкой результативности трудовой деятельности (продуктивность, эффективность, производительность труда, экономическая эффективность производства).
  • 23. Сущность и социально-экономическое значение повышения производительности труда.
  • 24. Понятие об условиях, факторах и резервах роста производительности труда.
  • 25. Показатели и методы измерения производительности труда, особенности их применения.
  • 26. Выработка продукции, ее разновидности и методы измерения.
  • 27. Натуральный и трудовой методы измерения выработки продукции.
  • 28. Стоимостной метод измерения выработки продукции и его разновидности.
  • 29. Трудоемкость единицы продукции как показатель производительности труда, его разновидности.
  • 30. Уровень и качество жизни населения: понятия, взаимосвязь, значение изучения.
  • 31. Система показателей уровня и качества жизни населения, их характеристика.
  • 32. Социальные стандарты уровня жизни населения, их разработка и использование.
  • 33. Проблема бедности и малообеспеченности в современном мире и России.
  • 34. Направления и формы социальной помощи малообеспеченному населению.
  • 35. Вознаграждение за труд: сущность, виды, требования к системе вознаграждения.
  • 36. Доходы населения, их виды, направления расходования; структура денежных доходов населения рф.
  • 37. Показатели дифференциации доходов населения.
  • 38. Сущность и функции заработной платы в рыночной экономике.
  • Функции заработной платы
  • 39. Система регулирования заработной платы и ее элементы.
  • 40. Госрегулирование заработной платы, его основные направления.
  • 41. Минимальный размер оплаты труда (мрот), принципы, порядок и значение установления.
  • 42. Основные принципы и элементы организации заработной платы.
  • 43. Договорное регулирование условий оплаты труда.
  • 44. Тарифная система оплаты труда, ее назначение и составляющие.
  • 45. Экономическая сущность тарифных ставок (должностных окладов), направления их дифференциации.
  • 46. Тарифные сетки, их назначение и основные характеристики.
  • 47. Единая тарифная сетка (етс), ее назначение и построение.
  • 48. Формы оплаты труда, их разновидности, условия применения и тенденции развития.
  • 49. Сущность, разновидности и условия применения сдельной формы оплаты труда.
  • 50. Сущность, разновидности и условия применения повременной формы оплаты труда.
  • 51. Премиальные системы оплаты труда, их основные элементы.
  • 52. Гибкие и нетрадиционные системы оплаты труда.
  • 53. Социальное партнерство, его субъекты, сферы и уровни реализации.
  • 54. Механизм реализации системы социального партнерства; значение и инструменты его правовой составляющей.
  • 55. Международная организация труда (мот), ее значение, структура и развитие.
  • 56. Методы и направления деятельности мот.
  • Основные задачи мот
  • Методы работы мот
  • 32. Социальные стандарты уровня жизни населения, их разработка и использование.

    В мировой практике используются три основные концепции в подходе к определению уровня бедности: абсолютная, относительная и субъективная.

    Потребительские бюджеты являются важным инструментом нормативной и аналитической оценки, прогнозирования и регулирования величины и динамики уровня жизни и разработки обоснованной политики в области доходов. На практике используют два вида потребительских бюджетов: нормативные, являющиеся результатом исследований различных ведомств и научных учреждений, и фактические, полученные в результате статистических и специальных обследований.

    Нормативные потребительские бюджеты имеют несколько разновидностей.

      Потребительские бюджеты высокого достатка.

      Рациональные потребительские бюджеты, которые соответствуют рациональным потребностям населения.

      Система минимальных потребительских бюджетов: минимальный потребительский бюджет (МПБ) и бюджет прожиточного минимума (БПМ). В настоящее время Министерством труда и социального развития РФ утвержден только БПМ, который является МПБ низкого стандарта.

    Минимальный потребительский бюджет – стоимость набора потребительских товаров и услуг, обеспечивающих социально обоснованный минимальный уровень потребления материальных и духовных благ, необходимых для развития личности.

    Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в стоимостном выражении. Кроме того, он включает обязательные платежи и сборы.

    ПМ определяется в стоимостном выражении в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в целом по Российской Федерации, ее субъектам, а также может определяться по отдельным городам и административно-территориальным объединениям.

    Прожиточный минимум исчисляется как сумма: – стоимости потребительской корзины (по ценам Госкомстата); – расходов по обязательным платежам и сборам. В состав расходов по обязательным платежам и сборам включаются подоходный налог и отчисления в Пенсионный фонд РФ – их величины рассчитываются в соответствии с действующим законодательством о налогообложении физических лиц. Расходы по обязательным платежам и сборам определяются только для трудоспособного населения.

    Прожиточный минимум считается наиболее оптимальным показателем нижней границы социального стандарта уровня жизни населения.

    Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и жизн-ти.

    Потребительская корзина определяется для основных социально-демографических групп населения: 1) трудоспособное население – мужчины в возрасте 16–59 лет и женщины в возрасте 16–54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста; 2) пенсионеры – мужчины в возрасте от 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности; 3) дети – в возрасте до 15 лет.

    Потребительская корзина определяется: – в целом по Российской Федерации; – в субъектах Российской Федерации. С учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг субъекты РФ распределяются по зонам. Состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяется с учетом: – научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; – фактического объема потребления продуктов питания; – непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях. Потребительская корзина включает в себя: 11 групп продовольственных продуктов – хлеб и крупяные культуры, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко, яйца, масло растительное и другие жиры, соль, чай, специи; 10 групп непродовольственных товаров – пальтовая группа, костюмы и платья, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы, обувь, школьно-письменные товары, постельное белье, культурно-бытовые и хозяйственные товары, предметы санитарии и лекарства; 7 видов услуг – оплата жилья, центральное отопление, водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, транспортные и другие услуги. Действительно, потребительская корзина устанавливает минимальные размеры потребления: для трудоспособного гражданина она предусматривает в год хлеба – 151,3 кг, картофеля –117,9 кг, фруктов – 16,6 кг, мясопродуктов – 30,8 кг, рыбопродуктов – 8,4 кг. Пальто и курток ему положено 3 на 7,6 лет, обуви – 6 пар на 3,2 года. Поездок на транспорте – 620 в год (а для пенсионера они не предусмотрены). Обратите внимание, что в корзине не предусмотрены алкоголь, табак и т. п. – они не входят в товары, “необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности”, и, следовательно, не включены в корзину.

    Стандарты качества жизни

    Качество жизни и разнообразные его индексы используются для характеристики благосостояния и благополучия общества. В отличие от, который характеризует только экономические и внешние условия существования человека, отражает состояние самого человека в хозяйственно-социальной реальности его фактической жизни. Российскими учеными, (демографами, медиками, философами, североведами, регионоведами, экономистами, социальными политиками, педагогами) разработаны различные комплексные индикаторы, включающий три блока параметров. Включаемые параметры должны отвечать следующим требованиям:

    Отражать наиболее важные социальные параметры, имеющие интегральное значение для общества и отражающие его собственное ощущение себя благополучным или неблагополучным;

    Однотипно восприниматься любым гражданином на всей территории России, объединяя всех единым пониманием;

    Обладать достаточной чувствительностью и способностью быстрого реагирования на факторы, изменяющие условия жизнедеятельности; - иметь доступные для стандартного измерения количественные характеристики, обеспечивающие возможность сравнительной оценки и слежения за динамикой. Кучуков, Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов / Р.А. Кучуков. - М.: Гардарики, 2004. - С. 176 - 179.

    Первый блок параметров качества жизни характеризует здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются по уровням рождаемости, продолжительности жизни, естественного воспроизводства. Второй блок отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилища, питание, работа и др.), а также социальная удовлетворенность положением дел в государстве (справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность существования, экологическое благополучие). Для их оценки используются социологические опросы представительных выборок из населения. Объективным индикатором крайней неудовлетворенности служит уровень самоубийств. Третий блок параметров оценивает духовное состояние общества. Уровень духовности определяется по частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей. В качестве единиц измерения используются данные официальной статистики о социальных аномалиях, которые считаются против соответствующих заповедей: убийства, грабежи, тяжкие телесные повреждения, брошенные пожилые родители и дети, алкогольные психозы.

    Для проведения международных стандартизованных сравнений предлагается различные упрощенные показатели качества жизни. Он включает три основных параметра: продолжительность жизни взрослого населения, самоубийства и убийства. Важной стороной качества жизни является уровень миграции.

    Эти показатели близки к принятому в ООН с 1990 года Индексу человеческого развития (ИЧР), который вычисляется как среднее взвешенное долголетия, образованности и материального благосостояния и позволяет ранжировать страны на основе сравнения фактической ситуации с наилучшими и наихудшими достижениями и другими существующими и уже достаточно хорошо опробованными в мировой практике индексами и критериями. Очень важно, что качество жизни задает содержательные основания для хозяйствования и экономики, является важнейшим внеэкономическим показателем правильности и основательности региональной и локальной экономической политики.

    Одновременно качество жизни является интегральным показателем организации жизни в регионе в целом, во всех ее сферах. Это позволяет говорить о целесообразности использования параметров и стандартов качества жизни для организации региональной страховой политики крупных страховых компаний. Под стандартами качества жизни имеются в виду предельно вариативные стандарты, крайне разнообразные, многоадресные и типологически организованные для разных групп населения и под разные схемы работы.

    Такие стандарты включают следующие показатели: рождаемость и смертность, количество браков и разводов, реализуемость права ребенка жить и воспитываться в семье, перспективность детства и жизни, доступность образования, качество образования, разнообразие образовательных услуг, доступность объектов культурного назначения Развитость социальной инфраструктуры и социальных служб, развитость системы социального обеспечения неимущих и пожилых, доступность медицинских услуг и их качество, разнообразие систем профессионализации, наличие перспектив занятости.

    Подобная стандартизация впервые позволяет организовывать российскую систему страхования, включающую адресную работу с самыми различными группами населения, при этом риск страховых операций сводится к минимуму, а круг потенциальных потребителей адресных, страховых услуг значительно расширяется.

    Важнейшим шагом по пути к мировой державе могло бы стать создание системы обеспечения лучшего в мире качества жизни в России и особого индекса, определяющего соотношение качества жизни в России и в других территориях мира. Такой российский индекс и стандарт качества жизни мог бы стать особым, символом и показателем того, как в наше время жить полноценно, достойно, перспективно и на мировом уровне. Качество жизни является интегральной характеристикой, в которую входит согласованный комплекс параметров: наличие возможности высококвалифицированного и интересного труда для каждого взрослого человека, уровень жизни (сегодня надо - в ближайшие два года надо его довести до хотя бы 300 - 400 долларов в месяц на человека), свободное время и качество этого свободного времени (досуг), число и характер самоубийств (особо выделяя самоубийства детей и подростков), смертность и структура смертности, перспективность и безопасность детства, семейность, количество детей в семье, частота разводов, здоровье и образование детей, качество питания, качество одежды (особенно ежедневной), качество информации с точки зрения ее достоверности и полноты, ценовая и техническая доступность передвижения по стране, безопасность на транспорте и общая безопасность, отсутствие криминального давления, элементарная чистота и порядок и пр.

    Уровень жизни населения -- представляет собой экономическую категорию. Это уровень обеспеченности населения необходимыми материальными благами и услугами. Уровень жизни -- это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей. В настоящее время, когда экономические системы стран подвергаются деформации и видоизменяются главной целью остаётся осуществление принципа социальной направленности рыночной экономики с помощью улучшения уровня жизни населения. Под уровнем жизни принято понимать количество материальных благ и услуг, приходящихся на душу населения страны в том или ином периоде хозяйствования. В состав понятия «уровень жизни населения страны» входят не только материальные, но также культурные и социальные потребности граждан.В соответствии с документами Международной организации труда каждый человек имеет право на пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обеспечение, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и членов его семьи, а также на обеспечение в случае безработицы, инвалидности или утраты средств к существованию. Понятие «уровень жизни населения страны» - категория историческая. Она отражает обеспеченность граждан материальными благами и услугами на конкретный период времени. Это понятие имеет количественное и качественное содержание, дополняется различными категориями воспроизводственного процесса, новыми характеристиками условий труда, жизни и быта. Для характеристики уровня жизни применяется большой круг показателей, которые классифицируются по различным признакам. По степени отражения параметров, характеризующих уровень жизни населения страны, показатели делятся на общие и частные. Общие показатели уровня жизни -- это объем на душу населения национального дохода. Эти данные характеризуют степень достижения социально-экономического развития общества в целом. Например, в развитых странах годовой доход на душу населения составляет 25 тыс. долл. США и более, в экономически отсталых странах (Эфиопии, Сомали, Мозамбике и др.) годовой доход на душу населения не превышает 100 долл. США. К частным показателям уровня жизни населения можно отнести:

    • - уровень потребления;
    • - условия труда;- обеспеченность жильем;
    • - уровень социального обслуживания;
    • - условия воспитания детей;
    • - социальное обеспечение. По содержанию показатели уровня жизни населения страны делятся на экономические и социально-демографические. Экономические показатели отражают экономические аспекты жизнедеятельности общества, уровень благосостояния человека, а также материальные возможности граждан удовлетворять свои физические и духовные потребности. Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной и профессионально-квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы. По характеру отражения процессов потребления материальных благ и услуг показатели уровня жизни населения подразделяются на стоимостные и натуральные.К стоимостным показателям относятся все показатели доходов и потребления, выражаемые в денежной оценке (товарооборот розничной и оптовой торговли, денежные выдачи и выплаты, денежные вклады, объемы потребления услуг и др.).Натуральные показатели представляют объемы потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральном выражении, т. е. в физических единицах потребления (штуки, килограммы, квадратные метры жилой площади и т. д.).По своим объемно-структурным характеристикам показатели уровня жизни населения подразделяются на количественные и качественные. Количественные показатели отражают меру, объем, размер потребления конкретных видов материальных благ и услуг. Качественные показатели раскрывают структуру потребления по отдельным элементам (питание, жилье, образование, услуги и т. д.).При исследованиях социальных процессов выделяются статистические показатели, наиболее полно отражающие ситуацию в определенной сфере, характеризующей уровень жизни, - индикаторы. Для сравнения отдельных индикаторов их выражают в форме индексов. Индикаторы и индексы формируют систему показателей уровня жизни. Показатели уровня жизни населения страны рассчитываются и отражаются в государственных программах социального развития, социальной поддержки и социальной защиты населения. Они включаются в планы развития государственных фондов социального назначения. Показатели уровня жизни учитываются в планах и программах развития отдельных отраслей материального производства страны, связанного с производством продовольственных и непродовольственных товаров, строительством объектов социальной инфраструктуры, деятельностью самих отраслей непроизводственной сферы страны. Для региональных и международных сопоставлений используют систему показателей, рекомендованных ООН. Условно можно выделить несколько групп показателей уровня жизни.

    Первую группу составляют конкретные частные показатели, выраженные чаще всего в натуральных показателях, а именно:

    • - питание - среднесуточное количество на душу населения калорий и граммов белка;
    • - здоровье - средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении и коэффициент смертности;
    • - жилище - общая площадь на душу населения;
    • - домашнее имущество - обеспеченность населения холодильниками, телевизорами, мебелью, домашней техникой и т. д.;
    • - уровень культуры - среднее число лет обучения населения в возрасте 25 лет и старше;
    • - платные услуги на душу населения;
    • - другие показатели.

    Вторую группу показателей уровня жизни образуют стоимостные, обобщающие показатели. К ним относятся:

    • - ВВП на душу населения;
    • - доля товаров и услуг в структуре ВВП;
    • - денежные доходы на душу населения;
    • - начисленная среднемесячная зарплата одного работника;
    • - средний размер назначенных месячных пенсий;
    • - реальные располагаемые денежные доходы;
    • - индекс потребительских цен;
    • - минимальная оплата труда;
    • - минимальный потребительский бюджет и др.

    Третья группа характеризуется интегральными показателями. Специалисты Программы развития ООН (ПРООН) разработали интегральный показатель - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - и ввели его в практику с 1991 г. Сведения публикуются по 175 странам. ИРЧП исчисляется как среднее трех величин: ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования населения (25 лет и старше), соотнесенных к наивысшим уровням этих показателей, достигнутым в мире. По данным за 2001 г., представленным в докладе ПРООН, в группу развитых входили 55 стран. Россия по ИРЧП занимала 63 место (0,779), оставаясь в группе среднеразвитых стран. За последние два-три года наметилось повышение данного индекса, и страна переместилась на более высокую позицию. Проблема социальной стандартизации имеет широкие границы, и ее конкретное содержание в значительной мере определяется со­стоянием экономики страны. На любом историческом этапе социально-экономического развития общество предъявляет определенные требования к уровню и качеству жизни. Эти требования различаются в зависимости от принадлежности человека к той или иной социаль­ной, региональной или профессиональной группе. Совокупность этих требований и определяет стандарт жизни, или социальный стандарт. В самом общем виде понятие социального стандарта характери­зует сложившийся уровень потребления тех или иных благ, который признается большинством населения или представителей той или иной общественной группы людей приемлемым (нормальным) для себя. Такого рода социальные стандарты всегда существуют в созна­нии людей. Однако они не имеют жестких границ и документально не оформлены. Наряду с этим социальные стандарты могут использоваться госу­дарством в качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социально-экономической политики, распределении направляемых в социальный сектор ресурсов, реализации социальных программ, закреплении и обеспечении социальных гарантий гражда­нам и решении других задач. В этом случае социальные стандарты приобретают вид четко зафиксированных нормативов. Они могут иметь обязательный или рекомендательный характер. Однако во всех случаях государство устанавливает правила их применения.

    Помимо прожиточного минимума в числе минимальных стандартов уровня жизни населения, обеспечивающих минимально необходимую степень удовлетворения основных потребностей человека, экономическая наука называет устанавливаемые в законодательном порядке нормативы обеспеченности жильем, охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы состояния окружающей среды.

    Конституцией Российской Федерации предусмотрено право каждого гражданина на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления призваны в соответствии с законом поощрять жилищное строительство и создавать условия для реализации права на жилье. Малоимущим, а также иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, такое право предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов по установленным нормам.

    В качестве минимально допустимого норматива обеспеченности жильем на период преодоления экономического спада в России принята так называемая жилищно-санитарная норма, на которую в дореформенный период ориентировалось государство при предоставлении населению жилья, в общественном жилищном фонде, при оплате так называемых излишков жилой площади и т.п. Накануне распада СССР в стране действовала жилищно-санитарная норма - 9 м 2 на человека, которая, как показали исследования, обеспечивает нормальное осуществление физиологических функций человека. Исходным при этом является "воздушный куб в расчете на человека". Нижним его пределом, как признано мировой наукой и практикой, являются 25-30 м 3 воздуха на человека. При минимальной высоте жилого помещения в 2,8 м в расчете на одного человека получаем площадь - 8,93 м 2 (округленно - 9 м 2). В перспективе, по мере выхода России из социально-экономического кризиса, названная норма может и должна быть увеличена и, видимо, дифференцирована применительно к местным природно-климатическим условиям.

    В области охраны здоровья для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи и медицинского обслуживания населения используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, поликлиниками и амбулаторными учреждениями. Министерством экономики России утверждены "Социальные нормы и нормативы", подготовленные федеральными министерствами и ведомствами, функционирующими в социальной сфере, в том числе и в здравоохранении. Эти нормы и нормативы органы исполнительной власти субъектов Федерации используют в работе по финансовому и бюджетному планированию.

    В условиях перехода к страховой медицине и расширения платности медицинских услуг в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации гарантируется бесплатность для населения медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Расходы, связанные с оказанием таких услуг, покрываются за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Кроме того, согласно Конституции РФ в стране финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной медицинской и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, направленная на укрепление здоровья человека, развитие физической культуры и спорта, обеспечение экономического и санитарно-эпидемиологического благополучия.

    В области образования Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях. При этом установлена обязательность основного общего образования. Каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее или среднее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии. Установлены Федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования. В качестве стандартов обеспеченности образовательными учреждениями используются: число мест в дошкольных учреждениях, нормы наполняемости классов в общеобразовательных школах разных типов и др. Федеральными стандартами призваны служить и общероссийские программы обучения по конкретным дисциплинам.

    Аналогичны подходы к установлению социальных нормативов в области культуры. Здесь роль стандартов призваны играть нормы развития сети массовых библиотек, кинотеатров, домов культуры в городах и сельской местности и т.п.

    В сфере условий охраны труда и состояния окружающей среды в качестве государственных стандартов принимаются установленные законодательством показатели предельно допустимой концентрации (ПДК) содержания химических и других отрицательно влияющих на работо- и трудоспособность граждан веществ в воде, воздухе и на рабочих местах производственных предприятий. Используются также нормы перемещения грузов, их подъема на определенную высоту и другие нормы предельно допустимой тяжести и вредности производственной среды.

    Законодательство об улучшении условий труда и производственной среды предусматривает проведение профилактических мероприятий с тем, чтобы труд стал более гуманным. Здесь прежде всего имеется в виду создание условий, максимально отвечающих физическим и профессиональным возможностям трудящихся, обеспечение безопасности и здоровой производственной среды, включающей применение эргономических принципов при проектировании орудий и организации труда и предотвращение состояний чрезмерных перегрузок и утомляемости.

    На основе исследований и обобщения мирового опыта разработаны типовые инструкции по данным проблемам. Они относятся либо к отдельным отраслям (горнорудная промышленность, лесное хозяйство, транспорт и др.), либо к областям особого риска (радиация, шумы, вибрация и т.п.). В настоящее время существенное внимание уделяется исследованиям, касающимся отдаленных последствий (т.е. влияния на трудо- и работоспособность человека, на его здоровье) неблагоприятных факторов условий труда и состояния окружающей среды. Результаты исследований также должны использоваться при разработке социальных нормативов в сфере охраны труда.

    В современных условиях важное значение приобретает установление гарантий (нормативов) занятости населения, поскольку положение работников на рынке труда далеко не всегда устойчиво.

    Предпринятые наукой попытки разработать минимальные показатели предельно допустимого уровня безработицы по регионам страны не получили законодательного (или хотя бы рекомендательного) статуса. В этой связи можно считать, что минимальных стандартов в области занятости практически не существует. Между тем без них оценивать положение дел на рынке труда и его влияния на уровень жизни населения весьма затруднительно.

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Кафедра «Экономической теории»

    Дисциплина «Макроэкономика»

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    на тему: Качество жизни населения и социальные стандарты

    ПИНСК 2012

    Введение

    Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения

    1 Формирование экономической категории «качество жизни»

    2 Подходы к измерению качества жизни населения

    Оценка качества жизни населения

    1 Показатели оценки качества жизни населения

    2 Общее представление о системе показателей уровня жизни населения

    3 Индекс развития человеческого потенциала как интегральный показатель измерения уровня жизни

    Социальные стандарты и их роль в обеспечении благополучия населения.

    1 Понятие и значение социальных стандартов

    2 Характеристика государственных минимальных социальных стандартов Республики Беларусь

    Заключение

    Список использованных источников

    РЕФЕРАТ

    Курсовая работа: 33 страницы, 1 таблица, 1 рисунок.

    Качество жизни, уровень жизни, Индекс развития человеческого потенциала, бюджет прожиточного минимума, государственные минимальные социальные стандарты

    Данная курсовая работа посвящена изучению понятий «качество жизни» и «социальные стандарты».

    Изучены теоретические основы вышеупомянутых понятий, сущность и их значение для обеспечения благополучия населения, в частности для Республики Беларусь. Рассмотрены такие интегральные показатели как индексы качества жизни, гендерного неравенства, бедности, здоровья и другие. Изучена методика расчета ИРЧП, проанализирована динамика изменения данного показателя для Республики Беларусь за последние 10 лет, а также положение страны в мире по ИРЧП.

    Рассмотрены социальные стандарты, характеризующие уровень предельно допустимых норм социального обеспечения - минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум и их значения в Республике Беларусь. Также дана характеристика государственных минимальных социальных стандартов Республики Беларусь. Определены задачи, для решения которых применяются социальные стандарты.

    work: 33 pages, 1 table, 1 drawings.of life, quality of life, human development index, the living wage, the state minimum social standardscourse is a study of concepts of "quality of life" and "social standards."the theoretical basis of the above concepts, nature, and their importance to the well-being of the population, in particular the Republic of Belarus. Cover such integral indicators as indices of quality of life, gender inequality, poverty, health and others. The scheme of the HDI, studied the dynamics of this indicator for the Republic in the last 10 years, and the country"s position in the world in HDI.social standards that characterize the maximum allowable level of social security - the minimum consumer budget, the cost of living and their values in the Republic of Belarus. We also give a description of the state minimum social standards of Belarus. The tasks for solutions that use social standards.

    ВВЕДЕНИЕ

    Под уровнем жизни чаще всего понимается степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

    Понятие «уровень жизни» в его современной трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны деятельности человека, дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его членов, в частности.

    Уровень жизни населения - важнейший критерий оценки эффективности социально-экономической политики государства. Его повышение является основной целью общественного развития социального государства.

    Все действия людей, их сообществ, социальных групп и учреждений - это реализация огромного многообразия человеческих потребностей. Все создаваемое обществом разнообразие товаров и услуг направлено на удовлетворение тех или иных потребностей. Историю цивилизации с ее экономикой, культурой, политикой, искусством, религией, военными конфликтами можно представить как громадное поле битвы за удовлетворение потребностей.

    Главной целью социально-экономического развития на современном этапе многими учёными и специалистами признаётся обеспечение высокого качества жизни населения.

    Постепенно данная тенденция начинает охватывать различные субъекты, формирующие качество жизни и влияющие на него: государственную власть на федеральном и региональном уровне, муниципальную власть, организации и каждого отдельного человека.

    Современная ситуация, сложившаяся в социальной сфере, характеризуется сложностью, неоднозначностью и противоречивостью. Недостаток реальных финансовых ресурсов в государстве и регионах, как следствие процесса реформирования, не позволяет в полной мере реализовывать конституционные гарантии социальной защиты граждан, обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Выход из данной ситуации видится в стремлении освоить рыночные механизмы для эффективного использования ресурсов и лучшего учета потребностей и запросов населения, повышения уровня и качества жизни. Этому должна способствовать система государственной социальной стандартизации качества жизни населения.

    Социальная стандартизация становится новой сферой регламентации важнейших параметров качества жизни в условиях социальной переориентации рыночной экономики, направлением новой социальной политики. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

    В настоящее время вопросам социальной стандартизации уделяется внимание в законодательной базе, основой которой являются Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» и Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики», рассмотренные в данной работе в последних редакциях.

    При написании курсовой работы поставлена цель: изучить сущность понятий качество жизни и социальные стандарты и дать оценку ситуации в Республике Беларусь.

    Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

    -изучить теоретический материал по данной теме;

    -ознакомиться с законодательством Республики Беларусь в области социальной стандартизации;

    -рассмотреть методы оценки уровня жизни;

    -дать оценку уровня жизни в Республике Беларусь;

    -дать характеристику государственных минимальных социальных стандартов Республики Беларусь.

    1 Формирование понятия «качество жизни»

    Качество жизни населения - одна из важнейших категорий социально-экономической географии. Термин «качество жизни» был пущен в обиход Дж. Гэлбрейтом в 60-е гг. XX в. Возникнув как проблема охраны окружающей среды, здоровья и обновления городов, проблема «качества жизни» приобрела более общее смысловое значение. Наконец, «качество жизни» превратилось за рубежом в междисциплинарное научное направление, которое изучает природно-социально-психологические условия человеческого существования.

    Анализ научной литературы по проблеме качества жизни свидетельствует о многообразии определений этого понятия. Многовариантность в определении качества жизни отражает разнообразие подходов к исследованию данной категории (географических, экономических, социологических, политических, экологических и пр.). Амплитуда колебаний весьма значительна: от полного отрицания до употребления понятия «условия жизни», которое представляется идентичным понятию «качество жизни».

    Несмотря на многообразие трактовок понятия «качество жизни», в большинстве случаев общим исходным моментом в них являются обеспеченность и удовлетворенность населения совокупностью потребностей и благ: качество жизни рассматривается как категория, характеризующая условия жизни и ориентированная на оценку степени удовлетворения потребностей, которые не поддаются прямому количественному измерению; качество жизни отражает человеческий опыт, а критерии качества жизни - это измерения сфер жизни, в которых люди испытывают различные уровни удовлетворения или неудовлетворения (удовольствие - боль, счастье - несчастье и т.п.).

    Ряд авторов трактуют качество жизни как сложное, многокомпонентное, комплексное понятие, но эта сложность рассматривается ими в различных аспектах. Некоторый ученые определяют качество жизни через систему качеств (материальных, духовных, социокультурных, экологических и демографических компонентов жизни), то И.С. Попов дает следующую трактовку качества жизни: это комплексная, интегральная характеристика экономических и неэкономических факторов, определяющих положение человека в современном обществе . С. А. Меркушев говорит о качестве жизни как об интегральном понятии, всесторонне характеризующем степень (уровень) комфортности общественной и природной среды для жизни и деятельности (труда) человека, уровень благосостояния, социального, духовного и физического здоровья человека. Дж. Пападжорджио рассматривает понятие как функцию следующих типов условий: биофизических, биологических и соматических, экологических; условий окружающей среды, как естественных, так и антропогенных; социально-психологических .

    Подход, отражающий как объективный, так и субъективный смысл понятия «качество жизни», основывается на двух противопоставлениях: «объективные условия существования - субъективные оценки условий существования» и «общество в целом - индивид» .

    Долгое время большинство исследователей считали, что качество жизни является лишь качественной стороной образа жизни.

    В настоящее время при изучении понятия применяется системный подход: качеством жизни следует считать совокупность свойств (атрибутивный концепт) системы «человек - среда жизнедеятельности» .

    Качество жизни населения в целом имеет диалектический субъектно-объектный характер. Со стороны индивида оно обозначает определенное качество среды его обитания, совокупность предпосылок, необходимых для его здоровой и социально насыщенной жизни. Со стороны общества оно означает меру отдачи наличного человеческого потенциала, тот вклад, который город, каждый его житель вносят в развитие общественного богатства.

    Таким образом, качество жизни есть социально-экономическая категория, представляющая собой совокупность жизненных ценностей, характеризующих структуру потребностей, виды деятельности и условия существования человека (групп населения, общества), удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой. Проще говоря, качество жизни населения - это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека .

    Более конкретно можно считать, что качество жизни есть комплекс характеристик жизнедеятельности индивида (группы людей или населения в целом), обусловливающих ее оптимальное протекание в определенном пространстве-времени, т.е. в конкретное время, в определенных условиях и месте, и обеспечивающих адекватность ее (жизни) параметров основным видам деятельности и потребностям человека (биологическим, материальным, духовным и др.).

    1.2 Подходы к измерению качества жизни населения

    Проблема «качества жизни» включает в себя вопрос об индикаторах (указателях), с помощью которых исследователи пытаются измерять этот столь сложный общественный феномен. Часть исследователей рассматривают качество жизни как явление многокомпонентное, которое нельзя свести к чему-то однородному и измерить при помощи единого индикатора. Другие же считают, что этот путь исследования является не только возможным, но и необходимым. При этом выдвигаются самые разные предположения относительно измерения качества жизни - от обзорных методов, выявляющих оценку индивидами и группами их положения в обществе, степень их удовлетворенности своим положением до сложных схем и моделей, базирующихся на учете ряда специфических факторов, совокупность которых характеризует качество жизни.

    С 1975 г. выходит специальный международный журнал «Social indicators research. An International and Interdisciplinary Journal quality-of-life measurement». В состав его редакционного совета вошли Д. Белл, Я. Тинберген, И. Горовиц, Д. Колман и др.

    При исследовании доктрины качества жизни можно встретить немало противоречивых теорий, столкновение направлений, на первый взгляд исключающих друг друга выводов. Преобладающая точка зрения такова: дефиниция качества жизни очень сложна, ибо, с одной стороны, каждое произвольное произведение, отношение вещей или понятий может иметь качество как категориальное определение, а с другой стороны, жизнь - невероятно многослойное понятие .

    О. Тоффлер утверждает: «…у нас нет никаких единиц измерения для «качества жизни», нет никаких систематических показателей, которые бы давали ответы на вопросы: стали ли люди более отчужденными друг от друга или, наоборот, они стали ближе; стало ли образование эффективней; наблюдаем ли мы расцвет искусства, музыки, литературы…» .

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний момент в литературе существует многообразие трактовок понятия «качество жизни». Анализ научной литературы по проблеме качества жизни свидетельствует о многообразии определений этого понятия. Амплитуда колебаний весьма значительна: от полного отрицания до употребления понятия «условия жизни», которое представляется идентичным понятию «качество жизни».

    Несмотря на это, в большинстве случаев общим исходным моментом в них являются обеспеченность и удовлетворенность населения совокупностью потребностей и благ: качество жизни рассматривается как категория, характеризующая условия жизни и ориентированная на оценку степени удовлетворения потребностей, которые не поддаются прямому количественному измерению; качество жизни отражает человеческий опыт, а критерии качества жизни - это измерения сфер жизни, в которых люди испытывают различные уровни удовлетворения или неудовлетворения (удовольствие - боль, счастье - несчастье и т.п.).

    ГЛАВА 2. Оценка качества жизни населения

    1 Показатели оценки качества жизни населения

    В научной литературе можно найти серьезные попытки создания системы «социальных индикаторов».

    Разработанная У. Форрестером система определения и повышения качества жизни состоит из 4 «основных факторов»: снабжение и обеспечение продуктами питания, капиталовложения, определяющие стандарт жизни, загрязненность окружающей среды, степень роста населения.

    Д. Белл сформулировал 12 специфических индикаторов, обычно используемых для измерения качества жизни, среди которых личная физическая и национальная безопасность; справедливость в рамках закона, защита против несправедливости; духовное благополучие личности, включая возможность самовыражения; качество культурной жизни, включая образование, искусство, развлечения, отдых, организацию досуга, средства массовой информации; качество технологического окружения; качество окружающей среды, включая ее эстетическую сторону, охрана окружающей среды от загрязнения и др.

    М. Хагерти, Р. Камминс, Э. Феррис в своей работе рассматривают 22 наиболее используемых в мире индекса для измерения качества жизни (Quality of Life Indexes) всего государства или его областей. Определяя их полноценность по 14 критериям, авторы приходят к выводу о том, что большинство индексов надежны и достоверны .

    Понятие качества жизни начало широко использоваться и в отечественной научной литературе. Необходимо отметить монографию О.Г. Дмитриевой «Региональная экономическая диагностика», в которой дана оценка уровня экономического и социального развития регионов бывшего СССР, а также представлена типология регионов по уровню качества жизни. В монографии Е.В. Давыдовой и А.Б. Давыдова «Измерение качества жизни» описаны различные модели и методы измерения качества жизни, понятие рассматривается как многокомпонентная система.

    Основными показателями качества жизни населения являются:

    -доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);

    -качество питания (калорийность, состав продуктов);

    -качество и модность одежды;

    -комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);

    -качество здравоохранения (число больничных коек на 1000 жителей);

    -качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);

    -качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);

    -качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);

    -качество сферы обслуживания;

    -качество окружающей среды, структура досуга;

    -демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);

    -безопасность (число зарегистрированных преступлений) .

    Оценивать качество жизни населения как в совокупности, так и по отдельным элементам целесообразно по разным таксономическим единицам. Очевидно, на разном иерархическом уровне, для разных территориальных единиц система критериев качества жизни включает совокупность показателей, которые с разной степенью полноты охватывают исследуемое явление: 1) на макроуровне (глобальный уровень) обычно используется система показателей количественной оценки на основе данных ежегодников ООН по вопросам демографии, здравоохранения, культуры, экономики, окружающей среды; 2) на мезоуровне (региональный уровень) и микроуровне (локальный уровень) исследователи применяют различный набор показателей, характеризующих качество жизни; 3) на топоуровне чаще всего оценивается субъективное восприятие комплекса объективных показателей, связанных с жизнедеятельностью индивида (группы людей или населения в целом) и применяется социологический опрос.

    2.2 Общее представление о системе показателей уровня жизни населения

    качество жизнь показатель стандарт

    В экономической литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения», в связи с чем дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики. Весьма распространенным является метод, в соответствии с которым уровень жизни определяется прежде всего как совокупность товаров и услуг, которыми располагает отдельный человек, семья или социальная группа населения. При этом одним из наиболее важных индикаторов уровня жизни, как правило, считается показатель доходов домашних хозяйств, определяющий их возможность приобретать товары, услуги и различные активы. Доходы используются на финансирование потребительских расходов и сбережение, которое может быть источником будущих расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества (дома, земля и др.), владение которыми также влияет на уровень жизни.

    Ввиду отсутствия единого обобщающего показателя, характеризующего уровень жизни населения, для его анализа рассчитывается целый ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории и сгруппированных в следующие основные блоки:

    -показатели доходов населения; показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;

    -сбережение;

    -показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;

    -показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;

    -социально-демографические характеристики;

    -обобщающие оценки уровня жизни населения.

    Приведенная подсистема показателей уровня жизни занимает особое место в общей системе показателей социально-экономической статистики, так как многие из них используются для общей характеристики состояния экономики, при проведении международных сопоставлений уровней экономического развития различных стран, а также для разработки социальной политики государства и определения первоочередных направлений социальной поддержки отдельных групп населения.

    Следует отметить, что приведенная выше подсистема показателей отражает в большей степени количественную сторону изучаемой категории. Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики, дающие представление о качестве жизни. К их числу относятся основные показатели демографической статистики, состояния и охраны здоровья, качества и структуры потребляемых продуктов питания, уровня грамотности и состояния сферы образования и культуры, комфортабельности жилья и др.

    Так, Статистической комиссией ООН разработана система показателей уровня жизни населения, которая применяется для международных сопоставлений. Она отражает следующие аспекты:

    -демографические характеристики;

    -санитарно-гигиенические условия жизни населения;

    -жилищные условия;

    -условия труда и занятость населения;

    -доходы и расходы населения;

    -стоимость жизни и потребительские цены;

    -потребление продовольственных товаров;

    -уровень обеспеченности транспортными средствами;

    -образование и культура;

    -организация отдыха;

    -социальное обеспечение;

    -свобода человека .

    Указанные показатели используются в международной статистической практике для более полной характеристики благосостояния населения. Некоторые из них применяются как обобщающие характеристики уровня жизни, например, коэффициент младенческой смертности и средняя продолжительность предстоящей жизни, которые наряду с объемом ВВП на душу населения входят в блок обобщающих показателей, не только отражающих уровень жизни населения, но и являющихся важнейшими индикаторами уровня социально-экономического развития страны.

    Интегральными индексами (composite indices) называют те, которые позволяют вместить в одну шкалу несколько показателей, выявляющих различия по исследуемым объектам с разных сторон, с позиций разных методик. В теории человеческого развития и других смежных областях экономики используют такие интегральные показатели как индексы качества жизни, гендерного неравенства, бедности, здоровья и другие.

    Индекс физического качества жизни (Physical Quality-of-Life Index, PQLI) - это попытка измерить качество жизни или благосостояние населения страны. Он был создан в середине семидесятых. Вычисляется как среднее арифметическое из индексированной младенческой смертности, индексированной ожидаемой продолжительной жизни годовалых детей и процента грамотных. В семидесятых индекс подвергся критике из-за того, что младенческая смертность определяется многими теми же факторами, что и продолжительность жизни. Сейчас он используется реже.

    Истинный показатель прогресса (Genuine Progress Indicator, GPI) - это концепция в «зелёной экономике» и экономике благосостояния, предлагаемая на замену ВВП как измерение экономического роста. Многие защитники GPI утверждают, что в некоторых ситуациях экономический рост может обернуться бедой для общества, поэтому необходим показатель, учитывающий и такие факторы как экологическая обстановка, социальное напряжение, здоровье нации.

    Индекс развития с учётом неравенства полов (Gender-related Development Index, GDI) оценивает человеческое развитие по тем же критериям, что и ИРЧП. Различие заключается в том, что чем выше разница в трёх составляющих показателя для мужчин и женщин, тем ниже GDI. Рассчитывается ООН в Докладе о развитии человека.

    Индекс гендерного неравенства (англ. The Gender Inequality Index) - оценивает неравенство в возможностях достижений между мужчинами и женщинами в трех измерениях: репродуктивном здоровье, расширении прав и возможностей, а также на рынке труда.

    Измерение наделённости полномочиям по полам (Gender Empowerment Measure, GEM) фокусируется на неравенстве возможностей полов, а не на их способностях. Индекс основывается на показателях политического участия, экономического участия и статистики денежных доходов. Также рассчитывается ООН.

    План благосостояния Вандерфорда-Райли (Vanderford-Riley well-being schedule) - показатель уровня жизни, учитывающий несколько показателей на душу населения. В США к ним относят рабочие часы в неделю, ценность собственного имущества физических лиц, отношение числа собственников имущества к числу несобственников, отношение числа работающий на себя к числу всех трудоустроенных, а также процент людей, способных удовлетворить свои первичные нужды.

    Индекс качества жизни по версии Economist Intelligence Unit (The Economist Intelligence Units quality-of-life index). Этот показатель сочетает в себе как объективные данные, получаемые от статистических агентств, так и результаты опросов населения на предмет отношения к различным жизненным явлениям. Индекс рассчитывается на основе 9 факторов: ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни новорождённых, рейтинги политической стабильности и безопасности, число разводов на тысячу человек в год, активность сообществ (религиозных, торговых и других), теплота климата, безработица, индексы политической и гражданской свободы, соотношение доходов мужчин и женщин. У индекса качества жизни и у ИРЧП разные задачи, поэтому различны и рейтинги стран по ним. В таблице приведено сравнение этих показателей и ВВП на душу населения за 2005 год для некоторых стран.

    Валовое Национальное Счастье (ВНС) - попытка определить жизненный стандарт через психологические и холистические ценности. Термин Gross National Happiness появился в противопоставление Gross National Product. Это понятие ввёл четвёртый король Бутана Джигме Сингье Вангчук в 1972 году. Смысл этого понятия для Бутана состоит в развитии такой экономики, которая соответствовала бы уникальной бутанской культуре, основанной на буддийских духовных ценностях. Духовные ценности и моральные цели трудно поддаются оценке и планированию, поэтому ВНС - это лозунг для целей пятилетнего планирования развития экономики. Общепринятого численного показателя концепция не имеет .

    2.3 Индекс развития человеческого потенциала как интегральный показатель измерения уровня жизни

    Как было отмечено выше, некоторые показатели в этой системе (доход, потребление) обычно рассматриваются как наиболее важные для анализа уровня жизни, однако они не охватывают все аспекты изучаемой категории. В этой связи в специальной литературе обсуждается вопрос о возможности и целесообразности исчисления единого обобщающего показателя уровня жизни. Многие специалисты весьма скептически относятся к возможности его построения. Тем не менее, время от времени предпринимаются попытки предложить схему исчисления обобщающего показателя благосостояния населения. Например, несколько лет тому назад в рамках ООН стали исчислять «индекс развития человеческого потенциала», который претендует на роль обобщающего показателя уровня жизни .

    Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекс публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года. При расчете ИРЧП применяются детальные данные по большинству стран мира. Он общепризнан как универсальный сопоставимый показатель и используется при анализе социально-экономического положения в отдельных странах и в мире в целом. Этому способствовало образование по рекомендации Статистической комиссии ООН Единой системы социально-демографической статистики (ЕСДС), которая с 70-х гг. начала внедряться в национальных и международных статистических службах. Концепция и принципы исчисления ИРЧП были одобрены правительством Республики Беларусь .

    К важнейшим парадигмам развития человеческого потенциала относятся:

    продуктивность как результат эффективной деятельности, направленной на повышение дохода и экономического роста;

    равенство, понимаемое как равенство возможностей в реализации способностей и пользования благами;

    устойчивость, позволяющая обеспечить доступ к возможностям цивилизации не только нынешним, но и будущим поколениям;

    расширение возможностей, предполагающее, что развитие осуществляется не только в интересах людей, но и их усилиями.

    ИРЧП содержит четыре парадигмы и измеряется тремя показателями.

    В числе показателей для расчета величины ИРЧП используют: ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП. Взятые вместе, они отражают три главных качества: здоровую жизнь, знания, достойный человека уровень жизни.

    Улучшение здоровья населения рассматривается как важный фактор физического развития и повышения работоспособности населения и соответственно расширения возможностей для создания продуктов и услуг, накопления знаний и пр., поэтому выбор показателя ожидаемой продолжительности жизни, отражающего достижения в области улучшения здоровья человека, не является случайным.

    Повышение уровня образования существенно влияет на качество человеческого капитала - основного фактора приумножения богатства общества и обусловливает рост общественной производительности труда. Уровень образования характеризует накопленный образовательный, трудовой, научный, интеллектуальный и творческий потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений - «духовное богатство» общества. Это качество передается от поколения к поколению и представляет собой важную предпосылку как развития самого человека, так и роста эффективности воспроизводственного процесса в целом.

    Кроме того на основе данных о количестве лет обучения и затратах на него, производимых семьей, государством, предприятиями и организациями, можно выявить накопленный потенциал знаний на определенную дату. Пересчет полученных данных из национальной валюты в доллары США (согласно паритету покупательной способности) позволяет не только осуществлять международные сравнения, но и определять величину данного потенциала по группам стран и по миру в целом, выявляя закономерности и динамику происходящих процессов.

    Благосостояние, или доходы населения измеряются показателем не национального богатства, а ВВП на душу населения. Хотя показатели национального богатства характеризуют накопленные результаты экономической деятельности на определенную дату, они исчисляются в ограниченном числе стран, и их расчет пока не отработан. Поэтому в настоящее время используются показатели ВВП, характеризующие лишь текущую деятельность.

    Обращаясь к механизму расчета ИРЧП, отметим, что он относительно прост и определяется как средняя арифметическая величина из трех показателей:

    индекс ожидаемой продолжительности жизни, означающий продолжительность предстоящей жизни при рождении и устанавливаемый в минимальном и максимальном значениях в интервале от 25 до 85 лет;

    индекс уровня образования, на 2/3 производно от грамотности среди взрослого населения (от 0 % до 100 %) и на 1/3 от совокупной доли учащихся (тоже от 0 % до 100 %) среди населения в возрасте до 24 лет;

    Каждый показатель рассчитывается по формуле 1:

    (1)

    гдеDф - фактическое значение показателя;

    Dmin и Dmax - значение показателя, принятое как минимальное и максимальное соответственно.

    На основе рассчитанных индексов ожидаемой продолжительности жизни (Iпж), образования (Iобр) и душевого дохода (Iд) по формуле 2 вычисляется ИРЧП:

    (2)

    С 1990 г. ПРООН выпускает ежегодные доклады о развитии человека, где публикуются данные о величинах ИРЧП по странам, входящим в ООН .

    Доклад ООН о человеческом развитии 2011 года носит название «Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех» и посвящен влиянию экологических факторов на качество жизни, а также проблеме достижения устойчивого и обеспечивающего равные возможности прогресса.

    Первые места в рейтинге заняли Норвегия, Австралия и Нидерланды; последние - Бурунди, Нигер и Конго. Норвегия занимала первое место с 2001 по 2006 год, затем уступила его Исландии, однако в 2008 году вернулась на лидерские позиции. Уровень продолжительности жизни в Норвегии один из самых высоких в мире - 81,1 лет, среднегодовой доход на душу населения - 57 130 долларов. Об этой стране говорят, что здесь практически нет бедных. В стране низкая инфляция и безработица. При этом Норвегию называют одной из самых дорогих стран.

    Десятка лидеров выглядит так:

    Норвегия - 0,943;

    Австралия - 0,929;

    Нидерланды - 0,910;

    Соединенные Штаты Америки - 0,910;

    Новая Зеландия - 0,908;

    Канада - 0,908;

    Ирландия - 0,908;

    Лихтенштейн - 0,905;

    Германия - 0,905;

    Швеция - 0,904.

    Представитель ООН/ПРООН в Беларуси Антониус Брук 9 ноября 2011 года на пресс-конференции в Минске заявил, что положение Беларуси в рейтинге ПРООН за последние пять лет оценивается как стабильное. Страна находится примерно на одном и том же уровне. Нынешнее положение Беларуси в рейтинге Антониус Брук назвал «достаточно хорошим достижением», так как на этот раз по сравнению с 2010 годом на 18 стран увеличилось число участников рейтинга.

    Рисунок 1 - Изменение ИРЧП Беларуси по годам

    Источник: собственная разработка на основе статистических данных.

    Если вспомнить, что было 10 лет назад, то рейтинг в 2001 году составлялся для 162 стран, и Беларусь находилась в нем на 53-м месте. В рейтинг-2002 были включены уже 173 страны и, несмотря на то, что значение ИРЧП Беларуси возросло, она перешла на 56-ю позицию, обогнав Панаму, но отстав от не присутствовавших в рейтинге 2001 года Сейшельских островов, Сент-Китса и Невиса, Антигуа и Барбуды и Кубы. В 2003 году в рейтинге 175 стран Беларусь вышла на 53-ю позицию, обойдя Мексику, Антигуа и Барбуду и Тринидад и Тобаго и не пропустив вперед никого. Кстати, в 1990 году Беларусь занимала 40-е место в рейтинге ИРЧП, в 1995-м - 65-е, в 2000-м - 57-е, в 2005-м и 2006-м - 67-е, в 2007-м - 64-е.

    К сожалению, в будущем положение Беларуси в рейтинге в связи с экономическими сложностями в стране может ухудшиться. Проблемы в экономике у нас проявились в 2011 году. А, по словам Антониуса Брука, в основу доклада-2011 положены данные за 2009 год. Именно согласно им Беларусь вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития, ее рейтинг самый высокий среди стран СНГ. Среди бывших стран СССР Беларусь опережают только страны Балтии: Эстония (34-е место), Литва (40-е), Латвия (43-е).

    «По всем трем измерениям человеческого развития - здравоохранение, образование, доход на душу населения - доклад определяет Беларусь как страну с одним из лучших достижений в группе стран высокого уровня человеческого развития», - отметил Антониус Брук. По его словам, Беларусь также позитивно оценена по международному индексу бедности и индексу, отражающему равенство доступа к услугам.

    Вместе с тем показатель гендерного равенства для Беларуси не рассчитывался - не были предоставлены необходимые данные .

    Таким образом, с 2005 по 2011 годы численное выражение индекса человеческого развития Беларуси увеличилось с 0,723 до 0,756, что означает рост на 5 % за эти годы.

    ГЛАВА 3. Социальные стандарты и их роль в обеспечении благополучия населения

    1 Понятие и значение социальных стандартов

    Проблема социальной стандартизации имеет широкие границы, и ее конкретное содержание в значительной мере определяется состоянием экономики страны. На любом историческом этапе социально-экономического развития общество предъявляет определенные требования к уровню и качеству жизни. Эти требования различаются в зависимости от принадлежности человека к той или иной социальной, региональной или профессиональной группе. Совокупность этих требований и определяет стандарт жизни, или социальный стандарт.

    В самом общем виде понятие социального стандарта характеризует сложившийся уровень потребления тех или иных благ, который признается большинством населения или представителей той или иной общественной группы людей приемлемым (нормальным) для себя. Такого рода социальные стандарты всегда существуют в сознании людей. Однако они не имеют жестких границ и документально не оформлены.

    Наряду с этим социальные стандарты могут использоваться государством в качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социально-экономической политики, распределении направляемых в социальный сектор ресурсов, реализации социальных программ, закреплении и обеспечении социальных гарантий гражданам и решении других задач. В этом случае социальные стандарты приобретают вид четко зафиксированных нормативов. Они могут иметь обязательный или рекомендательный характер. Однако во всех случаях государство устанавливает правила их применения .

    Таким образом, социальные стандарты - устанавливаемая мера потребления соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров.

    Социально значимыми стандартами, характеризующими уровень предельно допустимых норм социального обеспечения, являются минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, уровень бедности, черта бедности и др.

    Потребительские бюджеты являются важным инструментом нормативной и аналитической оценки, прогнозирования и регулирования величины и динамики уровня жизни и разработки обоснованной политики в области доходов. На практике используют два вида потребительских бюджетов: нормативные, являющиеся результатом исследований различных ведомств и научных учреждений, и фактические, полученные в результате статистических и специальных обследований.

    Система минимальных потребительских бюджетов включает в себя:

    )минимальный потребительский бюджет (МПБ);

    )бюджет прожиточного минимума (БПМ).

    В Беларуси минимальный потребительский бюджет с 1 мая 2012 года составил 1 171 590 р., что на 6,4 % выше показателя, действовавшего с 1 февраля по 30 апреля 2012 года.

    Размеры минимального потребительского бюджета с 1 мая 2012 установлены в средних ценах марта 2012 года для восьми социально-демографических групп населения. Минимальный потребительский бюджет - стоимость набора потребительских товаров и услуг, обеспечивающих социально обоснованный минимальный уровень потребления материальных и духовных благ, необходимых для развития личности.

    -семьи из четырех человек - 1 171 590 рублей;

    -молодой семьи из трех человек - 1 236 640 рублей;

    -трудоспособного населения - 1 484 580 рублей;

    -пенсионеров - 1 160 190 рублей;

    -студентов - 1 163 860 рублей;

    -детей в возрасте до 3 лет - 921 830 рублей;

    -детей в возрасте от 3 до 6 лет - 1 108 220 рублей;

    -детей в возрасте от 6 до 18 лет - 1 323 510 рублей.

    Основные статьи расходов МПБ семьи из четырех человек в ценах марта 2012 года выглядят следующим образом:

    -продукты питания - 55 %;

    -одежда, белье, обувь - 22,4 %;

    -оплата жилья и коммунальные услуги - 4,9 %;

    -предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения - 8,5 %

    -культурно-просветительные мероприятия и отдых - 1,4 %;

    -бытовые услуги, транспорт, связь - 4,7 %.

    Минимальный потребительский бюджет, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. По сравнению с бюджетом прожиточного минимума (БПМ), в него дополнительно заложены расходы на походы в кино, поездки в пределах страны, на покупку расширенного набора товаров .

    Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в стоимостном выражении. Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимальной потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Величина прожиточного минимума в 2012 году изменялась уже 4 раза, как показано в таблице 1.

    Таблица 1 - Размер бюджета прожиточного минимума в РБ в 2012 г.

    Бюджет прожиточного минимумас 1 ноября 2011 по 31 января 2012574 790 рублейс 1 февраля 2012 по 30 апреля 2012706 880 рублейс 1 мая 2012 по 31 июля 2012743 020 рублейс 1 августа 2012 по 31 октября 2012843 870 рублей

     
    Статьи по теме:
    Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
    Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
    Измерение валового регионального продукта
    Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
    Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
    Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
    Корректирующие коэффициенты енвд
    К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об