Характеристика финансовых институтов финансовой системы. Реферат: Финансовые институты

Финансовая деятельность соотносится с финансовой системой как процессуаль­ная сторона правового явления - с материальной.

Система начинается тогда, когда она объединяет ча­сти (элементы), которые при взаимодействии образуют определен­ную целостность и в таком качестве дают соответствующий эффект. Например, институт налогов и институт бюджета не могут существо­вать изолированно, друг без друга и только при взаимодействии дают ожидаемый государством результат.

Финан­совая система Российской Федерации - это совокупность основных финансово-правовых институтов страны, обслуживающих экономику и выполняющих определенные функции, которые способствуют мобилизации денежных средств в соответствующие бюджеты, а также законному и рациональному расходованию денеж­ных средств из них в интересах общества и государства.

Под элементом (частью) финансовой системы следует понимать финансово-правовой институт, имеющий материальное (предмет­ное) содержание. Каждый такой институт характеризуется право­выми, экономическими свойствами, а некоторые из институтов (на­пример, бюджетная система) и политическими свойствами.

К элементам финансовой системы относятся:

1. денежная система;

2. бюджетная система;

3. налоговая система;

4. банковская система;

5. система государственного и муниципального кредита (долга);

6. имущественное и личное страхование;

7. финансы хозяйствующих субъектов;

8. финансы населения.

Каждый из институтов финансовой системы, в свою очередь, мо­жет рассматриваться как система и выполняет определенную функцию: либо фонда денежных средств (таковы бюджеты всех уровней, финансы предприятий), либо мето­да, способствующего нормальной работе финансовой системы госу­дарства, в частности, мобилизации денежных средств в соответству­ющие фонды государства или, напротив, законному и рационально­му расходованию денежных средств из этих бюджетов в интересах общества и государства.

Каждый из институтов финансовой системы государства являет­ся финансово-правовым институтом, функционирующим на строго правовой основе. Нормативные акты, содержащие нормы финансо­вого права и формирующие финансовую систему Российской Феде­рации, объединяются в самостоятельное, юридически своеобразное подразделение российского права - финансовое право.

Институты финансовой системы РФ :

- государственная бюджетная система (состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов органов местного самоуправления);

- внебюджетные специальные (целевые) фонды ;

- государственный и банковский кредит ;

- фонды страхования (имущественного и личного);

- финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций) и отраслей .

Финансово-правовые нормы, их содержание и виды.

Финансово-правовые нормы - это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли:

§ характер установления в них предписаний;

§ меры ответственности за нарушение предусмотренных правил;

§ способы защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового праваподразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Данные нормы содержатся, например, в нормативно-правовых актах, регулирующих кредитные правоотношения.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых вбюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Модуль 1

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА ФИНАНСОВЫЕ НАРУШЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 4

ЛИТЕРАТУРА.. 5

ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ.. 6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР. 7

1 Финансовая система РФ.. 7

1.1 Сущность и функции финансов, основные финансовые институты РФ.. 7

1.2 Правовые основы финансовой деятельности государства. 9

1.3 Методы осуществления финансовой деятельности и органы, ее осуществляющие. 12

1.4 Распределение компетенции в области финансовой деятельности в системе
государственных органов. 13

2 ФИНАНСОВОЕ ПРАВО.. 15

2.1 Понятие и сущность финансового права РФ, его предмет и метод. 15

2.2 Принципы финансового права. 16

2.3 Система и источники финансового права. 18

2.4 Финансово-правовые нормы.. 19

2.5 Финансовые правоотношения, их особенности. 20

3 Правовые основы финансового контроля в РФ.. 24

3.1 Сущность и виды финансового контроля. 24

3.2 Методы финансового контроля. 26

3.3 Компетенция органов, осуществляющих государственный финансовый контроль. 27

3.4 Правовые основы аудиторской деятельности как вида негосударственного финансового контроля 33

4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.. 38

4.1 Виды финансово-правовой ответственности за нарушение финансового
законодательства. 38

4.2 Полномочия субъектов финансового контроля в области привлечения
к ответственности за нарушение финансового законодательства. 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г.
№ 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» 45

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности». 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Федеральный закон Российской Федерации от 11 января 1995 года
№ 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (извлечение) 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Постановление Правительства РФ от 23 августа 2000 г.
№ 624 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации». 63

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Приказ Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717. 65



ПРИЛОЖЕНИЕ 6 О подведомственности дел арбитражным судам.. 67

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 68

ТРЕНИНГ УМЕНИЙ.. 69

ГЛОССАРИЙ.. 76


ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Финансовая система РФ. Сущность и функции финансов, основные финансовые институты РФ. Правовые основы финансовой деятельности государства. Методы осуществления финансовой деятельности и органы, ее осуществляющие. Распределение компетенции в области финансовой деятельности в системе государственных органов.

Финансовое право. Понятие и сущность финансового права РФ, его предмет и метод. Принципы финансового права. Система и источники финансового права. Финансово-правовые нормы. Финансовые правоотношения, их особенности.

Правовые основы финансового контроля в РФ. Сущность и виды финансового контроля. Методы финансового контроля. Компетенция органов, осуществляющих государственный финан-совый контроль. Правовые основы аудиторской деятельности как вида негосударственного финансового контроля.

Ответственность за нарушение финансового законодательства. Финансово-правовая ответственность за нарушение финансового законодательства. Полномочия субъектов финан-сового контроля в области привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства.


ЛИТЕРАТУРА *

1. Петрова, Г. В. Финансовое право [Текст] : учебник для вузов / Г. В. Петрова. – М. : Проспект, 2006 (гриф МО РФ).

2. Финансовое право [Текст] : учебник для вузов / Отв. ред. О. Н. Горбунова. – М. : Юрист, 2006 (гриф МО РФ).

3. Финансовое право [Текст] : учебник для вузов / Под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толсто-пятенко. – М. : Проспект, 2008 (гриф МО РФ).


ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ

№ п/п Умение Алгоритм
Установление принад-лежности правоотношений к финансовым правоотно-шениям 1. Определение состава правоотношений: а) субъекты, б) объект. 2. Анализ содержания с позиции принадлежности к финансовым правоотношениям
Определение правомер-ности действий субъектов финансовых правоотноше-ний 1. Определение субъективного права и юридической обязанности субъектов. 2. Установление нормы права, регулирующей данное отношение. 3. Сравнение фактического поведения сторон и юридически возможного
Установление вида и формы, метода финансо-вого контроля 1. Установление времени и направленности инициативы проведения для определения вида и формы финансового контроля. 2. Определение типа контроля с точки зрения правового положения контролирующего органа или его принад-лежности к тому или иному виду государственного (негосударственного) финансового контроля. 3. Установление метода финансового контроля исходя из представленных в ситуации приемов и способов проведения контроля
Определение видов ответ-ственности за финансовые правонарушения 1. Установление наличия оснований возникновения ответственности. 2. Определение субъекта, подлежащего привлечению к ответственности. 3. Определение нормативного акта, устанавливающего ответственность за данное правонарушение

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР *

Финансовая система РФ

Сущность и функции финансов, основные финансовые институты РФ

Экономическая политика государства осуществляется в ос­новном с помощью финансово-кредитных рычагов. Финансы – экономические отношения, связанные с форми­рованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях вы­полнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы охватывают две сферы:

первая – экономические денежные отношения, связанные с формированием и использо-ванием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюд­жетной системе и государственных внебюджетных фондах;

– вторая – экономические денежные отношения, опосредующие кругооборот децентрали-зованных денежных фондов пред­приятий.

Денежные фонды обеспечивают различные потребности общества: расширенное вос­производство, нужды обороны страны, удовлетворение социально-культурных бытовых по­требностей.

Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспре-деления валового внутреннего продукта (ВВП) и на­ционального дохода. Главное предназначение финансов – путем образования де­нежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами: предприятиями в процессе приобретения товарно-мате­риальных ценностей, реализации продук-ции и услуг; предприятиями и вышестоящими организациями при соз­дании централизованных фондов денежных средств и их рас­пределении; государством и гражданами при внесении ими налогов, сборов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.

Финансы также выражают денежные отношения, опосредующие кругообращение фондов предприятий.

Финансовая система Российской Федерации в настоящее время включает несколько взаимосвязанных институтов и орга­нов. Финансовый институт – группа однородных экономи-ческих отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств. Под финансовой системой Российской Федерации понимают, во-первых, совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использо-ванию соответст­вующих денежных фондов; во-вторых, совокупность государственных органов и учреж­дений, осуществляющих в пределах своей компетенции финан­совую деятельность.

Иными словами, каждый институт, или звено, финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность раз­личных сфер финансовых отношений, в процессе которых обра­зуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система Российской Федерации включает:

– бюджетную систему, состоящую из феде­рального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

– государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхо-вания РФ, Федеральный и террито­риальные фонды обязательного медицинского страхования);

– государственный и банковский кредит;

– фонды страхования (имущественного и личного);

– финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.

Подцентрализованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджет­ной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денеж­ные средства государства, которые поступают в его распоряже­ние как властвующего субъекта.

Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов пред­приятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций различных форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетны­ми ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые вне­бюджетные фонды. Финансы предприятий – часть финансовой системы, которая обслу-живает процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода, поэтому они являются основным звеном финансовой системы.

Роль государства в аккумуляции, распреде­лении и использовании централизованных и децентрализован­ных денежных средств особенно возрастает в переходный пери­од к рыночной системе хозяйствования.Что касается централи­зованных фондов, то в отношении них государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему налогов, пошлин, различных сбо­ров, эмиссии денег и т.д.

Другое дело – децентрализованные фонды. В отношении них государственное регулирование выражается совсем по-иному. И уж совсем иное отношение должно быть к финансам предприятий и организаций различных форм собственности, поскольку их состояние и динамика подчиняются законам рыночной экономики.

Любая финансовая деятельность государства связана с рас­ходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств – банковский или государственный кредит и проч. Именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в об­ласти экономики и социальных процессов, но и в сфере полити­ки, демографии, экологии и т.д. Поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали про­ведение финансовой деятельности государства, поскольку осу­ществляется она в правовой форме.

Как уже говорилось, состояние финансов отражает состояние экономики страны. В свою очередь, финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же фи­нансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и ста­билизационная, и охарактеризуем каждую из них в отдельности.

Основные функции финансов: распределительная и кон­трольная; они осуществляются финансами одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция озна­чает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распреде-лением.

Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между: производствен-ной и непроизводственной сферами народ­ного хозяйства; отраслями материального производства; отдельными регионами страны; предприятиями различных форм собственности; социальными группами населения.

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Финансы, являясь инструментом ак­кумуляции и использования денежных доходов и фондов, объ­ективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы – государственные расходы, налоги, государственный кредит – в процесс воспроизводства. Государ­ство воздействует на воспроизводственный процесс через фи­нансирование отдельных предпри-ятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспе­чении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию фи­нансы должны выполнять в условиях перехода и развития ры­ночных отношений.

Функции финансов реализуются через финансовый меха­низм, который включает совокуп-ность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок форми­рования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового плани­рования, формы управления финансами и финансовой систе­мой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства. Один из важных элементов финансового механизма – фи­нансовое планиро-вание, которое в первую очередь относится к бюджетному планированию.

2. Формы организации бизнеса. Налоги с доходов физических лиц. Налоги с доходов юридических лиц. Финансовая система. Значение финансовых рынков. Движение средств в экономике

3. Финансовые институты. Распределение средств и процентные ставки. Рынки денег и капиталов. Изменение финансовой среды и финансовые инновации. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инструменты финансового анализа и планирования: финансовая отчетность, примерная схема анализа, показатели ликвидности, коэффициенты платежеспособности, коэффициенты обеспеченности, показатели рентабельности, долговременные тенденции, процентный и индексный анализ

Бухгалтерские отчеты являются важнейшей основой финансового анализа. Перед тем как приступить к их обработке и фундаментальному анализу содержащейся в отчетности информации, аналитик должен серьезно изучить методику расчета отдельных статей.

Если финансовый аналитик выводит расчетные показатели, не обладая глубоким знанием проблематики, просто "по инструкции", основываясь на приведенных в бухгалтерских отчетах цифрах и не пытаясь понять, что за этими цифрами скрывается, то такой поверхностный подход может привести к неправильной оценке, ошибочным заключениям и, возможно, к принятию неверных решений. Каждый аналитик должен иметь это в виду и сделать все для того, чтобы избежать ошибочных выводов, сделанных в результате переоценки или недооценки определенных данных.

Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности нужен, прежде всего, собственникам и администрации предприятия для принятия решений об оценке своей деятельности (19, С. 43).

Наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия является бухгалтерский баланс (форма № 1). Актив баланса характеризует имущественную массу предприятия, т.е. состав и состояние материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства. Пассив баланса характеризует состав и состояние прав на эти ценности, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия у различных участников коммерческого дела (предпринимателей, акционеров, государства, инвесторов, банков и др.). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке. В актив баланса включаются статьи, в которых объединены определенные элементы хозяйственного оборота предприятия по функциональному признаку. Актив баланса состоит из трех разделов. Так, в разделе 1 “Внеоборотные активы” отражаются здания, сооружения, машины, оборудование; долгосрочные финансовые вложения; инвестиции в дочерние и иные предприятия; нематериальные активы.

Раздел II актива баланса “Оборотные активы” отражает величину материальных оборотных средств: производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и т.д.; наличие у предприятия свободных денежных средств, величину дебиторской задолженности и прочих активов.

В разделе III отражаются непокрытые убытки прошлых лет и отчетного года.

В Российской Федерации актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т.е. в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму.

Так, в разделе 1 актива баланса показано недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму. Ликвидность, т.е. подвижность этого имущества в хозяйственном обороте, самая низкая.

В разделе II актива баланса показаны такие элементы имущества предприятия, которые в течение отчетного периода многократно меняют свою форму. Подвижность этих элементов актива баланса, т.е. ликвидность, выше, чем элементов раздела 1. Ликвидность же денежных средств равна единице, т.е. они абсолютно ликвидны.

В пассиве баланса группировка статей дана по юридическому признаку. Вся совокупность обязательств предприятия за полученные ценности и ресурсы, прежде всего, разделяется по субъектам: перед собственниками хозяйства и перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.).

Обязательства перед собственниками (собственный капитал) состоят, в свою очередь, из двух частей:

1) из капитала, который получает предприятие от акционеров и пайщиков в момент учреждения хозяйства и впоследствии в виде дополнительных взносов извне;

2) из капитала, который предприятие генерирует в процессе своей деятельности, фондируя часть полученной прибыли в виде накоплений.

Внешние обязательства предприятия (заемный капитал или долги) подразделяются на долгосрочные и краткосрочные (сроком до 1 года). Внешние обязательства представляют собой юридические права инвесторов, кредиторов и др. на имущество предприятия, С экономической точки зрения внешние обязательства - это источник формирования активов предприятия, а с юридической - это долг предприятия перед третьими лицами.

Статьи пассива баланса группируются по степени срочности погашения (возврата) обязательств. Первое место занимает уставный капитал как наиболее постоянная (перманентная) часть баланса. За ним следуют остальные статьи (8, С. 34).

Наиболее важными задачами анализа баланса являются:

Оценка доходности (рентабельности) капитала;

Оценка степени деловой (хозяйственной) активности предприятия;

Оценка рыночной устойчивости;

Оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.

Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.

На основе информации баланса внешние пользователи могут принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить кредитоспособность предприятия как заемщика; оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов и другие решения.

Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу (форма № 5), которое состоит из следующих разделов:

1. Движение заемных средств (долгосрочных кредитов и займов, краткосрочных кредитов и займов) с выделением ссуд, не погашенных в срок.

2. Дебиторская и кредиторская задолженность (долгосрочная и краткосрочная), а также обеспечения (полученные и выданные).

3. Амортизируемое имущество: нематериальные активы; основные средства; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

4. Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений.

5. Финансовые вложения (долгосрочные и краткосрочные, паи и акции других предприятий, облигации и другие ценные бумаги, предоставленные займы и др.).

6. Затраты, произведенные организацией (по элементам).

7. Расшифровка отдельных прибылей и убытков.

8. Социальные показатели: численность персонала; отчисления на социальные нужды (в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд, в Фонд занятости, на медицинское страхование).

9. Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах:

Арендованные основные средства;

Товары, принятые на ответственное хранение;

Товары, принятые на комиссию;

Износ жилищного фонда;

Износ объектов внешнего благоустройства;

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов;

Данные формы № 5 вместе с балансом и показателями формы № 2 “Отчет о прибылях и убытках” используются для оценки финансового состояния предприятия.

Форма № 2 содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь показаны величина балансовой прибыли или убытка и слагаемые этого показателя (17, С. 56):

Прибыль (убыток) от реализации продукции;

Финансовый результат от прочей реализации (от реализации основных средств и нематериальных активов) и других финансовых операций;

Доходы и расходы от прочих внереализационных операций (штрафы, убытки от безнадежных долгов и т.п.).

В форме № 2 представлены также затраты предприятия на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной или производственной себестоимости, коммерческие расходы, управленческие расходы, выручка нетто от реализации продукции, товаров, работ, услуг. Показаны суммы налога на прибыль и отвлеченных средств. Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и других показателей.

Таким образом, анализ финансового состояния, как составляющая часть экономического анализа, изучает финансовое состояние хозяйствующих субъектов и результаты производственно-хозяйственной деятельности. Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Основным источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Субъектами анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и пр.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам - целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам - выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Вторая группа пользователей бухгалтерской отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.

структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

· бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

· внебюджетные целевые фонды;

· финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

· имущественное и личное страхование;

· кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Местные финансы. Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.

Введение

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 2008 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые институты на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.

В этом году, т. е. не должны повториться старые ошибки. В связи с этим правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовыми институтами, а, следовательно, и перед финансовой политикой, задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Для России определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

ГЛАВА I

Общая характеристика финансовых институтов

Институциональная структура финансовых отношений включает многочисленные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Финансовые организации условно можно назвать финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого хозяйства. К организациям, имеющим к этому значение, относятся, прежде всего, организации, выражающие денежные отношения по созданию, распределению и использованию денежных средств, предназначенных для:

Выполнения обязательств перед финансово - банковской сферой;

Финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию, материальному стимулированию работающих.

Денежные отношения, составляющие основу финансовым институтам, можно классифицировать по следующим видам:

Таблица 1

В отраслях материального производства

В отраслях нематериального производства

1. связанные с формированием первичных доходов, образованием и использованием в хозяйственных подразделениях материального производства целевых фондов внутрихозяйственного назначения - уставного ---фонда, фонда развития производства, поощрительных фондов и пр. Одни из них используются на удовлетворение производственных потребностей, а другие - потребительских.

1. отрасли или самого учреждения (организации) с бюджетом. На их основе за счет бюджетных средств формируются отраслевые денежные фонды здравоохранения, культуры, просвещения и пр.

2. возникающие между предприятиями, если они носят распределительный характер, а не обслуживающий обмен; здесь движение финансовых ресурсов осуществляется в не фондовой форме (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов, инвестирование средств в акции и облигации других предприятий и т.д.).

2. между отраслевыми организациями управления, подведомственными организациями и внутри организации. Они сопровождаются использованием отраслевых денежных фондов целевого назначения (зарплаты, капитального ремонта и др.) в распоряжении субъектов хозяйствования. Внутри учреждений и организаций финансовые отношения возникают по поводу формирования и использования фондов заработной платы и экономического стимулирования; в связи с перераспределением денежных средств целевого назначения.

3. складывающиеся у предприятий со страховыми организациями в связи с формированием и использованием различных страховых фондов.

3. между субъектами хозяйствования разных отраслей, в том числе денежные отношения, связанные с формированием и использованием внебюджетных фондов социального страхования, пенсионных и пр.

4. образующиеся между предприятием и банком в связи с получением ссуд, их погашением, уплатой процентов по ним, предоставлением банкам временно свободных денежных средств за определенную плату.

4. денежные отношения субъектов хозяйствования с потребителями услуг и спонсорами. На их основе формируются финансовые источники учреждений и организаций непроизводственной сферы.

5. у предприятия с государством по поводу образования и использования внебюджетных и бюджетных фондов (платежи в бюджет, бюджетное финансирование, платежи во внебюджетные фонды и др.)

6. между предприятием и вышестоящими структурами управления (“вертикальная” взаимосвязь) в границах внутри-отраслевого перераспределения финансовых ресурсов.

Финансовые институты как сфера финансовой системы формирует фундамент экономики общества, так как здесь создаются материальные и нематериальные блага.

В рамках сферы финансовых институтов концентрируются преобладающая часть материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая тем самым процесс расширенного воспроизводства в обществе.

В состав финансовых институтов входят:

I. ФКП (финансы коммерческих предприятий) - все предприятия материального производства и часть непроизводственной сферы, в условиях рыночной экономики осуществляющих свою деятельность на началах коммерческого расчета.

Коммерческий расчет - метод ведения хозяйства, целью которого является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Он предполагает обязательное получение прибыли и достаточного для продолжения хозяйствования уровня рентабельности.

Специфика коммерческого расчета:

Субъекты хозяйствования обладают финансовой независимостью;

Финансовые отношения предприятия свободны от мелочной регламентации со стороны государства;

Субъекты финансовых отношений несут реальную экономическую ответственность за фактические результаты работы и своевременное выполнение обязательств;

В условиях коммерческого расчета у предприятия складываются различного рода взаимоотношения с банками, страховыми организациями и государством.

II. ФНУ (финансы некоммерческих учреждений). Некоммерческая деятельность не преследует цель получения определенных доходов. Но эти доходы используются на развитие самого учреждения.

Источники финансовых ресурсов:

бюджетные средства;

внебюджетные государственные фонды;

средства населения;

денежные отчисления различных коммерческих структур, поступления средств за работы и услуги, выполненные в соответствии с договорами;

выручка от реализации продукции, включая средства от продажи билетов на массовые мероприятия;

выручка от сдачи имущества в аренду;

доходы от подготовки кадров (переподготовку, повышение квалификации и т.п.).

III. ФОО (финансы общественных организаций) включают в себя:

а). финансы общественных, в том числе профорганизаций;

б). финансы политических и общественных движений;

в). финансы специальных целевых фондов;

г). финансы благотворительных фондов.

Общественное объединение - добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединенных на основе общности их интересов.

Экономическое содержание ФОО включает в себя следующие виды и группы денежных отношений:

– денежные отношения между общественными организациями и их членами, связанные с уплатой различного рода взносов, оказанием материальной помощи и пр.;

– денежные отношения общественных организаций с предприятиями и учреждениями, связанные с добровольными пожертвованиями, которые могут перечисляться в фонды общественных организаций;

– денежные отношения общественных организаций по формированию и использованию целевых денежных фондов;

– денежные отношения между вышестоящими о нижестоящими структурами общественных организаций;

– денежные отношения между общественными организациями и подведомственными им производственно - хозяйственными структурами.

Финансово - хозяйственная деятельность общественных организаций сочетает 2 способа использования финансовых ресурсов:

– самоокупаемость;

– сметное финансирование.

Эволюция, развитие финансовых институтов в России

Не будет преувеличением сказать, что финансовые институты в постсоветской России в силу специфики их деятельности оказались наиболее динамичным и рыночным сегментом экономики. В тоже время и именно в силу этого обстоятельства финансовый сектор страны за менее чем двадцатилетний период пережил ряд крупных кризисов и несколько раз поменял свою конфигурацию.

Эволюция российской банковской системы может служить наглядной иллюстрацией формирования и развития новых институтов в результате взаимодействия множества сторон, интересы и нормы которых не имели устойчивого характера, менялись в зависимости от позиций и состава участников. Общим вектором происходящих трансформация является упрощение общей структуры рынка при увеличении сложности отдельных его участников, концентрация рыночной власти при сокращении числа участников.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об