Экономическая политика государства и ее основные направления. Экономическая политика россии


Экономическая политика государства представляет собой совокупность мер, направленных на упорядочение хода экономических процессов, оказание влияние на них или непосредственное предопределение их результатов. Основной целью экономической политики любой страны является рост благосостояния населения. Для реализации этой цели необходимо обеспечить: экономический рост; полную занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие.
В настоящее время выделяют следующие основные структурные направления экономической политики. Финансовая политика (включает денежно-кредитную, бюджетно-налоговую, ценовую, инвестиционную и таможенную политику). Внешнеэкономическая политика (состоит из внешнеторговой политики, политики в области международного инвестиционного сотрудничества, валютной политики, политики в отношении международных экономических организаций). Социальная политика (социальная защита и социальное обеспечение населения, защита прав потребителей, жилищная политика, политика в области доходов населения, политика в области здравоохранения и образования, экологическая политика). Структурная политика. Региональная политика.
Проведение экономической политики предполагает соблюдение определенных требований: должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. По мнению лауреата Нобелевской премии по экономике Яна Тинбергена, количество целей не должно превосходить запас инструментов экономической политики, имеющихся в распоряжении государства. Политики могут достичь поставленных целей только тогда, когда количество инструментов равно количеству целей. Чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. Поэтому правительству любой страны необходимо четко представлять себе очередность конкретных мероприятий государственной экономической политики. Без триады «цель - инструменты - мультипликатор» в настоящее время не обходится разработка ни одной государственной программы.
Рыночная экономика обладает определенной инерционностью. Экономические процессы не совершаются мгновенно и требуют времени. Поэтому в ходе реализации экономической политики неизбежно возникает эффект запаздывания (так называемый временной лаг), отделяющий изменение цели от изменений инструмента. Учет лага при принятии тех или иных решений является важнейшей проблемой организации государственного регулирования, поскольку правительству необходимо знать не только вероятный результат применения того или иного инструмента экономической политики, но и время его срабатывания. По своему строению временной лаг неоднороден. Существует лаговая структура, которая состоит из следующих элементов: лаг признания (лаг № 1) - время, прошедшее от возникновения той или иной экономической проблемы до признания политиками и государственными органами факта существования проблемы, ее важности. Продолжительность этого лага зависит от состояния экономической науки, ее роли в принятии политических решений, компетентности лиц, принимающих решения; лаг принятия решений (лаг № 2) - промежуток времени между признанием наличия проблемы и принятием решения об использовании тех или иных регулирующих механизмов. Продолжительность данного лага зависит от процедуры принятия решений (распоряжение правительства, указание Центрального банка или принятие закона парламентом); лаг начала конкретных действий государственных органов (лаг № 3) - время между принятием решения и изменением конкретного инструмента регулирования. Например, если решено увеличить предложение денег, то Центральному банку потребуется время, для того чтобы уменьшить норму обязательного резерва, снизить учетную ставку, увеличить объемы покупок государственных ценных бумаг и т.п. Продолжительность этого лага зависит от эффективности работы государственного аппарата и взаимодействия его звеньев; лаг продолжительности процессов (лаг № 4) - время между изменением инструмента и изменением поведения экономического субъекта; лаг воздействия (лаг № 5) - промежуток времени от изменения макроэкономического инструмента до изменения макроэкономической цели (к примеру, время от изменения налоговых ставок до изменения совокупного спроса).
Расчет лаговых структур дает возможность государству классифицировать инструменты по величине эффекта и степени быстроты действия, способствует выработке долгосрочных политических стратегий.

Существование временных лагов является одной из причин «провалов» в деятельности государства по регулированию экономических процессов. Провалы государства - возможность принятия государственными органами таких экономических решений, которые неоптимальны или нежелательны с точки зрения интересов общества. Причинами «провалов» в деятельности государства являются следующие. Недостаток объективной информации для принятия оптимальных или нежелательных для общества решений (в современной многоотраслевой экономике информация асимметрична). Недостаток контроля общества над бюрократией. Бюрократизм в принятии экономических решений. Несовершенство политического процесса принятия решений, лоббизм, логроллинг (торговля голосами при принятии законодательных решений). Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в государственной управленческой или производственной структуре.
Наряду с провалами государства выделяют и провалы рынка. Провалами рынка называются такие проявления действия рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения (т.е. выгодные для них и не выгодные для общества). Провалы рынка - это результат действия самого рынка: тенденция к установлению монопольного контроля над рынком; неравномерность распространения информации в экономической среде; неспособность рынка производить общественные блага; неспособность рынка соблюдать социально приемлемые границы неравенства в распределении доходов; неспособность рынка устранить внешние эффекты.
Вмешательство государства в экономику как раз и направлено
на смягчение провалов рынка.
Подводя итог изложенному материалу, можно констатировать, что с развитием и усложнением экономики государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, вмешиваясь в жизнь рынка только в той степени, в какой требуется поддержание устойчивости и макроэкономического равновесия.
Вопросы для самоконтроля Чем вызываются необходимость и возможность государственного регулирования экономики (ГРЭ)? Назовите функции государства в рыночной экономике. В чем заключаются минимальные и максимальные границы участия государства в регулировании рыночной экономики? Каковы признаки общественных товаров и услуг? С помощью каких экономических показателей можно измерить степень участия государства в регулировании рыночной экономики? В чем заключаются особенности организационно-правовой формы государственных корпораций? Каковы положительные и отрицательные стороны функционирования госкорпораций? В чем сущность государственно-частного партнерства (ГЧП) и его отличительные черты? Назовите основные формы ГЧП. В каких сферах экономики наиболее эффективно применение административных методов управления? Что такое «провалы государства» и каковы их причины?
10. Выделите основные направления экономической политики государства.
Тематика курсовых работ Проблемы формирования современной промышленной политики в России. Проблемы регулирования деятельности естественных монополий в России. Основные направления и проблемы реформирования науки в России. Место и роль государственных корпораций в российской экономике. Государственно-частное партнерство как особая форма государственного регулирования экономики. Государственный капитализм как модель экономического развития для России. Эволюция теоретических взглядов на проблему вмешательства государства в экономику. Экономические функции государства и направления их реализации в России. Государственная сельскохозяйственная политика и проблемы развития агропромышленного комплекса России. Особенности российской приватизации и передела собственности. Проблемы развития и реформирования оборонно-промышленного комплекса России. Проблемы и перспективы региональной политики в России. Проблемы функционирования государственной контрактной системы в России и зарубежных странах.

В первую очередь нам необходимо определится с двумя понятиями: государственное регулирование экономики и экономическая политика государства. Если государственное регулирование рассматривается, как процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, то экономическую политику необходимо рассматривать, как искусство управления. Следовательно, экономическая политика государства должна быть основана на определённой доктрине (концепции), включать момент целеполагания, целеустановки и в соответствии с поставленной целью определены методы (инструменты) для её достижения.

Экономическая политика государства представляет собой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание.

Рассуждая об экономической политике, надо иметь в виду несколько принципиальных положений:

1) Экономическая политика испытывает на себе влияние двух аспектов: изменение хозяйственной ситуации - с одной стороны, и перемены экономического мышления с другой.

2) Эффект экономической политики выше в том случае, когда сильнее осуществляется ориентация на имеющиеся в данной стране реалии - политический расклад сил и уровень развития страны (производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления).

3) Экономическая политика является решающим средством поддержки политического курса страны.

Если экономическая политика есть искусство управления надо определить объект управления и субъектов (исполнителей) экономической политики.

Объектом управления является макроструктура экономики. Народное хозяйство представляет собой сложную систему, состоящую из многих макроэкономических элементов, теснейшим образом связанных друг с другом. Соотношение между этими элементами и есть экономическая структура . Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и внешнеторговую структуры.

Субъекты (исполнители) экономической политики : государство, включаемые в его состав региональные, местные институциональные образования, а также негосударственные союзы, объединения. Государству дана власть именно для того, чтобы оно могло связывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять свою активность в сторону определенных единых целей.

В рамках реализации государственной политики отдельные ветви государственной власти осуществляют различные функции.

Парламент: обсуждение и принципиальное одобрение основных направлений экономической политики.

Правительство : отвечает за её проведение, передаёт права и задания по реализации политики институциональным органам.


Среди субъектов экономической политики имеются институты надгосударственной экономической политики. Наиболее ярким её примером может служить деятельность Европейского союза .

К негосударственным субъектам экономической политики относятся различные объединения: профсоюзы, союзы предпринимателей, религиозные и культурные организации.

Следует отметить группы и институты, которые могут оказывать косвенное влияние на принятие решений по экономической политике. Речь идёт о политических партиях, средствах массовой информации, влиятельных личностях в экономике, ученых, политиках.

Экономическая политика, как уже отмечалось выше, проводится с определённой целью.

Жизнь показывает, что в ходе развития общества необходимо решать одновременно множество целей. Для их полного понимания, обозначения и правильного выполнения требуется четко представлять всю структуру задач общества.

Наиболее удачная структурная картина выглядит следующим образом. На глобальном, высшем уровне следует обозначить основную цель экономики. Она заключается в стремлении достичь максимального благосостояния всего общества.

Кроме основной цели существует совокупность задач как бы второго уровня.

Достижение нижестоящей цели есть средство для выполнения цели более высокого уровня. Так, цель экономического роста можно представить как задачу, имеющую более высокий (по отношению с достижением полной занятости) уровень. В таком случае меры по устранению безработицы следует рассматривать как средство обеспечения экономического роста.

К главным целям относятся: свободное развитие общества; правовой порядок; внешняя и внутренняя безопасность.

Выполнение данных целей обеспечивает принципиальные, так называемые «рамочные условия» существования рыночно ориентированного общества.

Итак, экономическая политика содержит большое обилие целей, между которыми существует иерархическая соподчинённость. В современной теории эту систему целей принято обозначать понятием «пирамида целей». Приведем её графическое изображение.

В экономической литературе обычно отмечают четыре принципиальные задачи (своего рода конкретно-целевую группу):

Экономический рост;

Полная занятость;

Стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

Внешнеэкономическое равновесие.

Реализация отмеченных выше и других целей возможна лишь при использовании совокупности мер образующих механизм государственного воздействия на экономику. Определим структуру этих инструментов (средств). В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов классификации применяемых мер.

По способу функционирования различают методы:

Прямого воздействия

Косвенного воздействия

По организационно-институциональному различают методы:

Административные: меры запрета, разрешения, принуждения (стандарты, нормы, лицензии);

Экономические: фискальные (налоговую, бюджетную), кредитно-денежные.

Институциональные.

Подведем промежуточный итог выше сказанному.

Определив экономическую политику как искусство управления необходимо выделять:

1. Цель и задачи управления

2. Субъект управления

3. Объект управления

4. Инструменты управления

Набор конкретных целей, инструментов, объекта регулирования и субъекта будут определять формы и направления экономической политики:

Остановимся более подробно на некоторых формах и направлениях государственной - экономической политики.

Фискальная политика называемая также бюджетно-налоговая, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансово-бюджетной политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов. В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, увлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.

Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения бюджетно-налоговой политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

Налоговая политика (политика доходов) - часть фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступления денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики. Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная с некоторого придела, желание и возможность платить налоги и, что гораздо важнее, тем больше ущерб, наносимый производству, созданию налогооблагаемого продукта, взиманием налогов. Высокие налоги подтачивают само налоговое дерево, которое их питает. Наглядно это демонстрирует кривая Лаффера .

Так что в основу государственной налоговой политики должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки.

При этом необходимо соблюдать современные принципы налогообложения:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика.

2. Обязательность уплаты налогов

3. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

Под налогами и сборами понимаются обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня (принцип фискального федерализма) или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Рассмотрим налоговую систему на примере налоговой системы РФ. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.


Налоги выполняют следующие важнейшие функции:

Социальную, т.е. поддержания социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальны групп с целью сглаживания неравенства между ними. Одним из главных способов осуществления этого является введение прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем пропорционально большая часть его изымается в виде налога. Пропорциональное налогообложение предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины.

Социальную функцию, также несет освобождение от уплаты ряда налогов некоторых категорий налогоплательщиков (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, матерей-одиночек, многодетных, переселенцев, студентов) или необложение налогами некоторых социально значимы: товаров и услуг (освобождение их от НДС , таможенных пошлин) или, наоборот, повышенное налогообложение предметов роскоши (через высокий НДС, акцизы);
- фискальную, т.е. финансирования государственных расходов.

У государства есть традиционные функции - содержание органов государственного управления, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности граждан, национальная оборона, охрана окружающей среды и природных ресурсов, поддержи транспорта, дорог, связи и информатики. В XX в. к ним прибавились все возрастающие социально-культурные функции: На выполнение этих традиционных и современных функций приходится основная часть государственных расходов;

Регулирующую, т.е. государственного регулирования экономики. Это, прежде всего структурные изменения цен, капиталовложения, НИОКР , экология, внешнеэкономические связи. Для этого вводятся новые и отменяются старые налоги, меняются и дифференцируются их ставки, предоставляются налоговые льготы. Особой разновидностью инвестиционных налоговых льгот является предоставляемое государством частным фирмам право на ускоренное амортизационное списание основного капитала

Огромные средства, взимаемые в виде налогов, являются основным источникам, формирующим доходную часть бюджета, поэтому налоги и бюджет как инструменты экономической политики тесно связаны.

Бюджетная политика (политика расходов) - часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по доходам и расходам. На сколько это необходимо и возможно в современных условиях (рост государственных расходов на социальную, культурную сферу, науку при этом экономические функции, о которых говорили неоклассики, неолибералы и сторонники неокейнсианского направления уходят на второй план).

Теоретические подходы к проблеме сбалансированности бюджета. Неоклассическое и неолиберальное направление считают целесообразным для страны иметь сбалансированный государственный госбюджет. Ведь несбалансированный бюджет (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. с дефицитом, а не с превышением доходов над расходами, т.е. с профицитом) усиливает инфляцию. Так, для покрытия дефицита госбюджета государство прибегает или к печатанию денег (что менее характерно для современных условий), или к выпуску государственных займов. Оба эти способа покрытия дефицита госбюджета обычно ведут к инфляции: высокой - в первом случае или более низкой - во втором вкупе с другими проблемами (обслуживание государственного долга, удорожание ссудного капитала в стране).

Неокейнсианское направление полагает, что сбалансированный госбюджет мешает антициклической и даже антиинфляционной политике. При этом неокейнсианцы исходят из того, что государственные расходы являются важной частью совокупного спроса. Отталкиваясь от этого, они указывают, что в период высокой безработицы и соответствующего падения доходов налоговые поступления в бюджет сокращаются. Это подталкивает государство к сокращению расходов для сохранения сбалансированного бюджета или/и к увеличению налоговых ставок, в результате чего совокупный спрос в стране сокращается еще больше (приме ром может служить Россия в 90-е гг.).

В период же избыточного спроса с высокой инфляцией автоматически возрастают налоговые поступления в бюджет, и для уменьшения возможного профицита правительство снижает налоговые ставки или/и увеличивает государственные расходы, что еще больше увеличивает избыточный спрос и соответственно инфляцию. Поэтому неокейнсианцы полагают, что в период спада нужно дать государству возможность увеличивать государственные расходы и снижать налоги для оживления хозяйственной жизни, а в период избыточного спроса нужна сдерживающая политика в виде уменьшения государственных расходов и увеличения налоговых ставок. И та, и другая политика ведет к несбалансированности бюджета.

Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней (в России - федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, т.е. бюджетов органов местной самоуправления) и государственных внебюджетных фондов.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Первое место в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи, расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, а также административно управленческие расходы.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования могут служить расходы по государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии мастным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружения и военное строительство.

В периоды кризисов и депрессии расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры - сокращаются.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуры экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого государственного капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность госрегулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Характеризует степень неравенства в персональном распределении доходов и степень неравенства в распределении богатства.

Показывает реальное распределение дохода.

Отражает долю дохода, приходящегося на разные группы населения.

Используется для анализа распределения доходов в разные периоды времени, или в определенных странах, или между разными группами населения.

Процент семей

Параметры кривой:

Если каждая группа будет получать равную долю дохода, то на графике это отразится в виде прямой абсолютного равенства.

Чем ближе кривая Лоренца к линии абсолютного равенства, тем выше степень равномерности распределения дохода.

Чем больше вогнутость кривой Лоренца, тем боле неравномерным является распределение дохода.

Если только 1% всего населения будет получать весь доход, то это выразится в виде кривой абсолютного неравенства.

В камках социальной политики проводится политика доходов, направленная на решение двух главных задач:

1. Оказания прямой помощи наиболее, уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения.

2. Нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности.

Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет бюджетов различного уровня, а также размером налогообложения доходов.

Социальная политика направлена на решение следуют задач:

1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного воспроизводства;

3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;

4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранения, жилищное хозяйство, культуры и искусство).

Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнерства, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики.

Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат. Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих мест соблюдение техники безопасности) и наемных работников (соблюдение технологической дисциплины и др.).

Формы реализации социальной политики:

Социальная защита. Система мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению нормального материального и социального положения граждан.

Включает следующие мероприятия:

1. Подготовка к квалификационной трудовой деятельности.

2. Доступность в реализации способностей в процессе трудовой и предпринимательской деятельности.

3. Обеспечение процесса трудовой и предпринимательской деятельности.

4. Создание новых рабочих мест и поддержка работников, лишивших возможности трудовой деятельности.

Социальные гарантии. Система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению их необходимых потребностей.

Гарантии :

1. Гарантия общедоступности и бесплатности образования.

2. Гарантия реализации способностей в процессе трудовой и предпринимательской деятельности.

3. Гарантия недопустимости принудительного труда.

4. Гарантия минимизации потерь в связи с прекращением трудовой деятельности.

Денежно-кредитная политика. Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель - регулирование экономической активности в стране и борьба с инфляцией.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратит «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Методы денежно-кредитной политики. Методы делятся на две группы:

Общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом)

Селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования от дельных отраслей, крупных фирм и т.д.).

Охарактеризуем общие методы денежно-кредитной политики.

Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины XIX в. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков.

Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта, ставку рефинансирования) центральный банк побуждает другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это ведет к повышению процентных ставок и в конечном итоге к сокращению кредитных операции. И обратная картина при снижении ставки.

В России подобную функцию выполняет ставка рефинансирования Центробанка РФ, т.е. предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а также организации кредитных аукционов. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственны) затрат и на уровень доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках.

Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейских и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей), учитываемых центральным банком.

Посредством проведения центральным банком операций. На открытом рынке увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при их продаже) объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

Условий сделки - купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - так называемые обратные операции (операции РЕПО);

Объектов сделок - операции с государственными или частными бумагами;

Срочности сделки - краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;

Сферы проведения операции - охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;

Способ установления ставок - определенные ЦБ или рынком.

Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствуют улучшению банковской ликвидности, а с другой - эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменение норм обязательных резервов - метод прямого воздействия на величину банковских резервов. В отличие от операции на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно - кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово - экономическую систему в целом.

К селективным методам денежно - кредитной политики относятся следующие.

Контроль по отдельным видам кредитов. Кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд, ипотечного кредитования.

Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях и документах, регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией - антиинфляционная политика. Способы управления зависят от причин, характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки.

Для антиинфляционного регулирования используют два типа экономической политики:

Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии.

Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзинкой и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Активная борьба с инфляцией, называется дефляционной политикой, обычно приводит к падению темпов роста ВВП и даже его сокращению (дефляция).

Экономическая политика - это совокупность предпринимае­мых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей. Государственное регулиро­вание - основа механизма реализации экономической полити­ки - представляет собой систему прямых и косвенных методов воздействия государства, способных кардинальным образом из­менять состояние спроса и предложения на рынке для реализа­ции целей экономической политики.

Таким образом, экономи­ческая политика представляет более широкое понятие, включая процесс определения целей политики, политическую процедуру разработки и реализации политики и государственное регулиро­вание.

Процесс разработки экономической политики начинается с определения ее целей на основе научного анализа состояния и перспектив социально-экономического развития. В большинстве стран мира преобладают четыре цели: стабильный рост нацио­нального объема производства, поддержание определенного уров­ня занятости, стабилизация уровня цен, поддержание равновес­ного сальдо внешнеторгового баланса.

1. Постановка цели поддержания стабильного роста, национального объема производства предполагает, что ежегодно будет обеспечиваться рост выпуска продукции.

2. Поддержание определенного уровня занятости означает, что с помощью мер государственного регулирования в обществе каждый желающий может получить работу, находит ее (в соответствии со своим индивидуальным выбором) и получает за это заработную плату. В качестве меры достижения поставленной цели служат процент безработных и отношение числа незанятых рабочих мест к численности безработных.

3. Стабилизация уровня цен способствует тому, что основным фактором ценообразования является конкурентный рынок, а темп роста цен поддерживается на нормальном уровне. Для того чтобы определить степень достижения поставленной цели, уровень цен измеряется с помощью индекса стоимости жизни.

4. Поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса означает, что государство следит за тем, чтобы изменение объемов экспорта и импорта не носило резкий характер, так как это может негативно сказаться на количестве денег в обращении.

Цели экономической политики. Цели экономической полити­ки реализуются с помощью применения государством набора инструментов государственного регулирования, рассмотренных выше.

Экономическая политика государства осуществляется адми­нистративно-правовыми (оказывающими прямое воздействие) и экономическими (оказывающими косвенное воздействие) мето­дами. Применение инструментов экономической политики мо­жет оказывать активизирующее и ограничительное воздействие на поведение экономических субъектов.

Важно как можно более точно знать не только характер воз­действия каждого инструмента на цель, но и количественные параметры этого воздействия. Эта проблема решается на основе составления целевой функции экономической политики - упо­рядоченного множества целей, применяемых для их реализации инструментов, и влияющих на взаимодействие целей и инстру­ментов рыночных факторов.

Общий вид функции:

где У; (i = 1, ..., k) - i-ая цель экономической политики; в X., ..., Xs - множество инструментов экономической поли­тики;

Zi, ..., Zn - множество рыночных факторов, оказывающих влияние на процесс реализации экономической политики.

Важным требованием к разработке экономической политики является так называемое «неравенство Тинбергена»: количество целей не должно превышать количество применяемых государ­ством инструментов. В противном случае у государства не хва-| тит ресурсов для реализации поставленных целей.

Инструменты экономической политики оказывают на цели мультипликативное влияние. Степень воздействия каждого xi-то инструмента на yi-ую цель определяется с помощью показателя мультипликатора экономической политики (mif) - показателя эффективности воздействия xi-то инструмента на yi-ую цель: dy, тц = dxj.

Система рассчитанных мультипликаторов дает общее представ­ление о действенности экономической политики. Показатель «эластичности мультипликатора экономической политики» (Е ух)

определяет, на сколько процентов изменится значение цели Уi при изменении инструмента xi на 1%.

При разработке варианта экономической политики важно не только правильно определить, какое влияние окажет тот или иной инструмент на цель, но и верно рассчитать, когда это произойдет. Для этого необходимо учитывать наличие лаговой структуры экономической политики. Она включает: «лаг при­знания» (промежуток времени, необходимый для осознания по­литиками насущности соответствующей проблемы регулирова­ния); «лаг решения» (промежуток времени, необходимый для принятия решений о запуске регулирующих механизмов); «лаг конкретных действий» (время конкретных действий государствен­ных институтов по включению соответствующих инструментов); «промежуточный лаг» (включает промежуток времени между изменением текущего инструмента и совокупного инструмента экономической политики); «лаг воздействия» (время непосред­ственного воздействия инструмента на цель).

При оценке воздействия инструмента экономической политики на цель следует учитывать не только время этого воздействия но и то, как мощность воздействия распределяется во времени. Если возможный отрицательный эффект воздействия больше возможного положительного эффекта, то от процесса регулиро­вания целесообразно отказаться.

Центральным пунктом дискуссий по поводу экономической политики является применение теории колебаний экономики к разработке вариантов экономической политики. Содержание дискуссии сводится к двум проблемам: должна ли денежная и бюджетно-налоговая политика играть активную роль в стабили­зации экономики или их роль должна заключаться в приспособ­лении к текущим экономическим колебаниям («активный» или «пассивный» характер экономической политики) и следует ли в процессе реализации экономической политики придерживаться определенного курса или же политические деятели должны по собственному усмотрению оперативно реагировать на изменение условий («твердый» или «дискреционный» курс).

В пользу активного характера экономической политики при­водятся следующие аргументы. Для периодов спадов характер­ны высокий уровень безработицы и низкий уровень доходов. Модель совокупного спроса и совокупного предложения показы­вает, каким образом шоковые потрясения вызывают спады, как меры денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики мо­гут предотвратить такие спады, оперативно реагируя на соответ­ствующие шоки. Поэтому отказываться от применения таких мер неразумно.

Основным аргументом против активной экономической поли­тики является наличие временных лагов, которое осложняет за­дачи макроэкономической стабилизации. В этом случае лаги де­лят на внутренний и внешний. Внутренний лаг - это промежу­ток времени между моментом экономического шока и моментом принятия экономических мер. Внешний лаг - это промежуток времени между моментом принятия мер экономической полити­ки и временем, когда они начнут давать отдачу. Для бюджетно-налоговой политики характерен длительный внутренний лаг. Чтобы пересмотреть бюджетные расходы, нужно согласие прези­дента, правительства, принятие законов и т.д. Денежно-кредит­ная политика характеризуется длительным внешним лагом.

Сторонники пассивной экономической политики утверждают, что попытки стабилизировать экономику часто оборачиваются ее еще большей дестабилизацией. Сторонники активной экономической политики считают, что наличие временных лагов не снимает необходимость регулирования.

В частности, сокращению временных лагов способствуют «автоматические стабилизаторы». Они позволяют тормозить или стимулировать экономический рост без специальных корректировок экономической политики.

Поскольку результаты экономической политики проявляют­ся лишь через определенный промежуток времени, для успеш­ной политики стабилизации важны экономические прогнозы. Подготовка прогноза создает основу для разработки программы государственного регулирования экономики. Этот процесс обыч­но распадается на четыре этапа. На первом этапе происходит формирование целевой функции. С помощью механизма принятия политических решений определяется очередность целей и их желаемые величины. Задача второго этапа состоит в том, чтобы сформировать пакет вариантов экономической политики, обес­печивающих достижение целей программы. На третьем этапе оцениваются ресурсные обеспечения всех проектов, составляют­ся бюджеты, определяются системы управления и контроля над выполнением программы. На четвертом этапе формулируется критерий, позволяющий оптимизировать выбор одного из вари­антов программы.

Направления, формы, методы и механизм государственного регулирования не остаются неизменными. Масштабы государ­ственного регулирования, его конкретные формы, методы суще­ственно различаются по странам. Они отражают историю, тради­ции, тип национальной культуры, масштабы страны, ее геопо­литическое положение и многие другие факторы.

Реализация государственного регулирования. Традиционно «веком регулирования» называют период с 1945 по 1970 гг., когда наблюдался резкий рост активности государственного вмеша­тельства в экономику практически во всех странах с рыночной экономикой. «Активизм» проявлялся в массовой приватизации частных и образовании государственных предприятий, росте доли государственных расходов в национальном доходе, а также в росте масштабов и глубины государственного регулирования.

70-е годы называют переходным периодом. Закончился «зо­лотой век» мировой экономики, многие, если не все развитые страны Запада, прошли период промышленного кризиса, снизи­лась их конкурентоспособность по сравнению с Японией и Вос­точно-Азиатскими странами. Обострились проблемы занятости, другие социальные проблемы. Политически произошел сдвиг вправо, который обусловил существенное сокращение государственного вмешательства и широкое применение рыночных прин­ципов. Соответственно в науке активизировались «рыночные» теории, усилилось мнение, что государственное регулирование не улучшает эффективность, а иногда даже ухудшает ее. Во мно­гих развитых странах возникла серьезная переоценка человечес­ких и природных издержек промышленного роста, активизиро­вались политические течения, которые защищали сокращение такого рода издержек. В результате все больше распространя­лись социальные цели регулирования (защита потребителей, тру­довые стандарты, защита окружающей среды), которые ранее уступали экономическим проблемам.

Дерегулирование. Период времени с начала 80-х годов и по настоящее время называют веком дерегулирования: многие стра­ны существенно перестраивают свои отношения между государ­ством и экономикой, включая реформу регулирования, умень­шение расходов бюджета, приватизацию. В это время вновь ак­туализируются теории, базирующиеся на принципах признания «провалов государства». Проблемы развивающихся стран дис­кредитировали их модели экономического менеджмента, бази­рующиеся на кейнсианском совокупном спросе и государствен­ном регулировании. Более того, появилось мнение, что именно государственное регулирование повинно в отставании ряда раз­витых стран от Японии и Азиатских стран.

Постепенное дерегулирование проявлялось в разных странах через сокращение государственных расходов, продажу государ­ственного имущества (приватизацию), введение коммерческих критериев к действию общественных предприятий и обеспечению благосостояния. Вводились «более рыночные» методы регулиро­вания, такие как франчайзинг, разделение рынка между субмонополиями (региональными монополиями) и использование их сравнительных преимуществ регулирующим органом для реали­зации общей цели.

Таким образом, по мере совершенствования общества, с изме­нениями в структуре производства, сдвигами в материально-тех­нической базе, актуализаций тех или иных сфер в жизни обще­ства происходит обогащение, уточнение функций государства. В этом смысле дерегулирование, получившее практическую реали­зацию и теоретическое обоснование в современных условиях, нельзя рассматривать как устранение государственного регули­рования, а скорее как адекватное определенному этапу экономи­ческого развития изменение роли, функций государства, форм и методов государственного регулирования.

Этот процесс идет по следующим направлениям:

последовательный переход от прямых к косвенным мето­дам регулирования экономики;

резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, определение про­житочного минимума, продолжительности рабочего време­ни; решение сложных социальных проблем, таких как ком­плекс взаимоотношений между трудом и капиталом, соци­альное партнерство;

уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения; обеспечение стабильности в обществе. Роль государства качественно различается на этапах станов­ления и формирования рыночной экономики и в условиях уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной эконо­мики рыночного типа.

В странах с переходной экономикой государственное вмеша­тельство должно не только регулировать рынки, но и способ­ствовать их созданию, поскольку права собственности не ста­бильны, четко не определены и не защищены, не существует эффективных законодательных границ предпринимательского поведения.

В условиях рынка рациональная экономическая политика требует учета двойственной природы государства как субъекта как противоречивого фактора экономического развития. Будучи основой нивелирования «провалов» рынка, оно демонстрирует в практике реализации экономической политики «провалы» государства. Основными причинами «провалов» государства яв­ляются: невозможность агрегирования общественных предпоч­тений, отсутствие конкуренции, несовершенная, с точки зрения выявления истинных общественных предпочтений, парламент­ская процедура принятия решений, бюрократия, поиск «поли­тической ренты», лоббизм, эффект «рационального игнорирова­ния» и другие.

Поэтому современное теоретическое понимание роли государ­ства заключается в актуализации поиска стратегий эффективно­го его воздействия на экономические процессы. Важными фак­торами стратегии перехода к «эффективному» государству явля­ются: структуризация целей политики в рамках текущего периода и долгосрочной перспективы; соизмерение действий государства с потенциалом и мультипликативным эффектом регулирования; общественная оценка издержек регулирования и возможных искажающих последствий как основа максимизации функции общественного благосостояния.

По мере становления гражданского общества все большую значимость приобретают общественные институты: различного рода соглашения, конференции, ассоциации-союзы промышлен­ников, предпринимателей, банкиров, торгово-промышленные палаты, профессиональные союзы, многочисленные институты социального партнерства, общества потребителей, экологические движения, - которые не являются в чистом виде ни института­ми государства, ни рынка, но выступают реальными участника­ми и субъектами регулирования экономических и социальных процессов.

Еще по теме 4. Экономическая политика государства:

  1. § 2 Экономическая политика государства Каковы сущность и цели экономической политики
  2. Вопрос №45. Социально-экономическая политика Украинского государства в период рыночной трансформации общества
  3. СОГЛАСОВАНИЕ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ВНУТРЕННЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И С ПОЛИТИКОЙ ДРУГИХ СТРАН
  4. Вопрос 50. Экономическая теория как научная основа экономической политики
  5. 9.4. Фискальная политика государства. Фискальная политика Республики Беларусь в условиях перехода к рынку
  6. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ – АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
  7. 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ
  8. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право -

Экономическая политика государства – это совокупность мер, направленных на упорядочение хода экономических процессов для достижения социально значимых целей.

v Экономическая политика испытывает на себе влияние изменения хозяйственной ситуации и перемены экономического мышления. В процессе развития общества экономическое мышление меняется, и возникающие задачи решаются, как правило, с новых позиций.

v Эффективность экономической политики выше в том случае, когда решения принимаются правительством с учетом политического расклада сил и уровня развития страны (производственно-технического потенциала, состояния социальной структуры, институционального порядка управления на общегосударственном и местном уровнях).

Субъектами экономической политики являются:

государство;

региональные и местные институциональные образования;

негосударственные союзы, объединения.

В действиях, задачах этих субъектов имеются различия. Государство наделено экономической и политической властью. Союзы, объединения могут опираться лишь на свою экономическую силу, т.к. законодательной власти у них нет.

Ведущим субъектом экономической политики является государство, которое связывает между собой интересы различных групп и побуждает их проявлять свою активность в сторону определенных единых целей.

Государство имеет определенную институциональную структуру и между его отдельными звеньями существует своего рода «разделение труда» по выполнению более конкретных функций. На уровне законодательной власти происходит обсуждение и принципиальное одобрение основных направлений экономической политики. За ее практическое проведение отвечает исполнительная власть – правительство, которое, в свою очередь, передает права (и задания) по реализации политики конкретным институциональным органам.

Среди субъектов экономической политики имеются также институты, имеющие надгосударственный характер. Их функционирование связано с системой межгосударственных соглашений. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций и в результате возникает надгосударственная экономическая политика (деятельности ЕС).

К негосударственным субъектам экономической политики относятся союзы и объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп – профсоюзы, союзы предпринимателей, кооперативы и др. В проведении в жизнь социальных аспектов экономической политики определенного (достаточно скромную) роль играют также религиозные и культурные организации.

Помимо государственных институтов и экономических союзов, которые непосредственно участвуют в проведении экономической политики, косвенное влияние оказывают политические партии, средства массовой информации, экспертные советы, отдельные ученые и политики. Степень влияния этих субъектов на характер экономической политики зависит от типа политической системы, ее структуры, стабильности, обстановки в стране. Влияние данной группы субъектов на направленность экономической политики, ее содержание носит косвенный характер.

Экономическая политики включает следующие этапы:

анализ социально-экономического развития общества;

выявление проблем социально-экономического развития;

разработка системы целей экономической политики в текущем и долгосрочном периоде;

принятие мер по государственному регулирования экономики;

анализ последствий проводимой государственной экономической политики.

Процесс разработки экономической политики начинается с определения ее целей на основе анализа состояния и перспектив социально-экономического развития.

В экономической литературе рассматривается своего рода пирамида целей экономической политики.

Высшей основной целью является достижение максимального благосостояния всего общества.

Кроме основной цели, существует совокупность задач (целей) второго уровня – главные цели. К ним принято относить: 1) свободное развитие общества; 2) правовой порядок; 3) внешнюю и внутреннюю безопасность. Достижение данных целей обеспечивает наиболее общие, принципиальные условия существования рыночной системы.

Затем идут, так называемые, прикладные экономические цели:

экономический рост;

полная занятость;

стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

внешнеэкономическое равновесие.

Эти четыре цели объединяются понятием «магический четырехугольник». О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходом подстегивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете, и инфляции. «Магия» в том и состоит, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.

Экономический рост измеряется ежегодным темпом роста ВНП (ВВП в целом и на душу населения). Экономический рост в 3-4% в год согласно современным воззрениям считается успехом экономической политики государства. Для России такой рост не подходит, нужно 8-10% в год, чтобы в течение 10-15 лет выйти на уровень экономически развитых государств.

Цель достижения высокого уровня трудовой занятости ассоциируется прежде всего с низким показателем безработицы. Принято считать, что уровень безработицы в пределах 3-7% является приемлемым и обусловлен естественной, неизбежной «фрикционной» безработицей.

Стабильность уровня цен означает ограничение показателя инфляции четким верхним пределом. В экономически развитых странах задачей экономической политики считается недопущение роста цен на величину, превышающую 1% в год. В действительности удается сдерживать рост в пределах, не превышающих несколько процентов в год. В России на 2003 год в проекте бюджета предусматривается инфляция не выше 12 %.

Цель обеспечения внешнеторгового равновесия можно считать достигнутой при положительном сальдо внешнеторгового баланса.

Отдельные цели и характеризующие их показатели могут оказаться как взаимосдерживающими, так и конкурирующими или даже несовместимыми, взаимоисключающими.

Примером целевого конфликта может служить достижение полной занятости и обеспечение стабильности цен. Чем выше степень занятости трудоспособного населения, тем выше уровень оплаты совокупной рабочей силы и соответственно выше масштабы совокупного спроса. В результате неизбежно повышаются цены. Нацеливая экономическую политику на увеличение занятости получается усиление инфляционных тенденций. Делая выбор в решении (какой из двух целей целесообразнее отдать предпочтение), следует смотреть невыполнение какой задачи представляет собой большую социально-экономическую опасность. Попеременное частичное выполнение каждой из противостоящих целей является наиболее рациональным решением задач в экономике, имеющий определенный уровень равновесного состояния. Следовательно, при проведении экономической политики неизбежны целевые компромиссы. Следует отметить также то, что соотношение разных целей находится в диалектической взаимосвязи. Достижение нижестоящей цели есть средство доля выполнения цели более высокого уровня.

Кроме того, при всей важности перечисленных целей, они не исчерпывают всей системы целей государственной экономической политики.

Вполне возможны и другие цели, обусловленные спецификой экономики страны, решаемых его проблем.

Основой механизма реализации экономической политики, как показывалось ранее, является государственное регулирование.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

Основными объектами ГРЭ являются:

Экономический цикл. Государство проводит антициклическую политику, суть которой сводится к тому, что во время кризиса и депрессии стимулируется спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. В условиях же длительного и бурного подъема, когда происходит уменьшение товарных запасов, превышение спроса на рабочую силу над предложением и как следствие – рост заработной платы и цен, государство стремится притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, и таким образом предотвратить или уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства в будущем.

Отраслевая и региональная структура хозяйства. В этой области государственное регулирование осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений (поддержка тех, кто в кризисе, поощрение развития отраслей и производств, являющихся носителями НТП, что может привести к прогрессивным структурным изменениям в экономике, к повышению ее эффективности, конкурентоспособности).

Условия накопления капитала. Как известно, главной целью хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики является прибыль. Поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления соответствует интересам экономических субъектов. Одновременно создавая дополнительные стимулы и возможности накопления всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру хозяйства.

Занятость, т.е. поддержание нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых является для них достаточной мотивацией к труду. Для общества нежелательно резкое снижение занятости, т.к. это ведет к росту безработицы, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, к росту социальной напряженности в обществе.

Денежное обращение. Основное направление – борьба с инфляцией, что оказывает самое непосредственное благотворное воздействие на социальные отношения в обществе.

Цены являются одним из основных объектов регулирования, т.к. их динамика и структура отражают состояние экономики, а сами цены оказывают сильное влияние на структуру хозяйства, устойчивость национальной валюты и социальную атмосферу в обществе.

Важным объектом ГРЭ являются НИОКР, т.к. от их состояния зависят развитие передовых технологий, форсирование прогрессивных отраслей, создание новых мощностей и в целом научно-технического прогресса в экономике страны.

Объектами ГРЭ также являются подготовка и переподготовка кадров (в том числе и офицеров, увольняемых в запас) и социальные отношения в целом, окружающая среда, безопасность личности, уровень образования и культуры, здравоохранение, внешнеэкономические связи.

Экономическая политика может быть ускоряющей экономический рост или нейтральной, но может и провоцировать застойные либо кризисные явления в национальном хозяйстве. Именно поэтому от государственной экономической политики во многом зависят не только условия функционирования бизнеса, но и решение проблем развития как экономики в целом, так и каждого предпринимательского дела в отдельности.

«Провалы» государства – это возможность принятия государственными органами таких экономических решений, которые неоптимальны или нежелательны с точки зрения интересов общества. К ним относятся:

Недостаток объективной информации для принятия оптимальных или желательных для общества решений. Например, приступая к крупному экономическому проекту (строительство большого предприятия) совместно с частным капиталом, государственные органы хуже знают состояние и перспективы рынка, чем частные предприниматели, которые работают на этом рынке. Зачастую частные предприниматели занижают объемы своего оборота, стремясь уменьшить налоговые отчисления.

Бюрократизм в принятии экономических решений. Современное государство является сложным социальным организмом, и принятие решений всегда требует длительных и трудных согласований между различными министерствами и ведомствами. Сложная процедура сбора достоверной информации и согласования зачастую оборачивается неспособностью государства принять своевременное и желательное для общества решение.

Недостаточный контроль общества над бюрократией. В силу профессионализации управленческих функций и других причин высшие государственные структуры (неизбираемые исполнительные органы) приобрели известную автономность от общества. Это позволяет бюрократии в процессе экономического управления преследовать собственные цели – цели упрочения своего высокого положения. Поэтому решения, принимаемые государственными органами, часто служат интересам огромного государственного аппарата, а не общества в целом.

Несовершенство политического процесса. В современном демократическом обществе принятие экономических решений тесно увязано с политическими интересами властных структур и организаций. Так, перед выборами государственные органы смягчают экономическую политику, увеличивая социальные льготы и избегая непопулярных мер. Примером влияния политического процесса на экономику является лоббирование региональных интересов в ущерб интересам всего общества.

Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в государственной управленческой или производственной структуре. В отличие от частного предпринимателя руководитель государственной структуры испытывает значительно меньшее давление со стороны конкурентов и не сталкивается с угрозой разорения. Поэтому он меньше заинтересован в максимизации разницы между затратами возглавляемой им структуры (оплатой работников, расходами на сырье, материалы и энергоносители и т.д.) и результатами ее деятельности. Напротив, предпосылкой «выживания» государственных структур часто является именно наличие огромных штатов и большого бюджетного финансирования: чем крупнее структура, тем труднее государству ее реорганизовать или ликвидировать. Поэтому часто главным мотивом государственных структур является их расширение, укрупнение, а не экономическая эффективность или удовлетворение потребностей общества.

«Провалы» государства связаны также с наличием временных лагов, которые снижают эффективность экономической политики. Лаги делят на «внутренний» и «внешний». Внутренний лаг – это промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия экономических мер. Внешний лаг – промежуток времени от принятия мер экономической политики до того, как они начнут давать отдачу. Для устранения указанных «провалов» государства в экономике его следует укреплять, повышать его роль, а это означает:

фактически уменьшать роль чиновников, усиливая действенность законодательной базы экономической политики;

способствовать эффективному управлению существующей государственной собственностью (что вовсе не предполагает обязательного роста ее размеров);

задействовать подлинно рыночный механизм, оптимально сочетающий конкуренцию и регулирование;

формировать социальные стабилизаторы общественного развития;

защищать национальные интересы при расширении мирохозяйственных связей, выстраивать свои приоритеты и формировать свою национальную модель экономического развития.

Важной составной частью экономической политики является военно-экономическая деятельность государства.

Необходимость такой деятельности можно объяснить следующими обстоятельствами:

Характер оборонных мероприятий предполагает централизованное руководство всеми аспектами подготовки.

Возможности механизма рыночного регулирования в военном секторе экономики ограничены, недостаточны.

Цель военно-экономической деятельности государства состоит в том, чтобы при помощи системы взаимосвязанных экономических, административных и организационных мер обеспечить эффективное использование имеющихся возможностей для удовлетворения материальных потребностей Вооруженных Сил, укрепления военно-промышленной базы, повышения ее мобилизационной готовности.

Основными направлениями регулирования военного сектора экономики являются:

Мобилизационная подготовка производственного аппарата военной экономики, для чего заранее создаются мощности для производства военной продукции;

Создание стратегических запасов с целью первоочередного обеспечения военных отраслей экономики стратегическими материалами и сырьем;

Подготовка и использование трудовых ресурсов для военной экономики.

Практическое осуществление государством своих регулирующих функций в области военного производства существенно ограничивает действие рыночных механизмов в этой специфической сфере человеческой деятельности, что значительно повышает мобилизационные возможности страны.

Экономическая политика – это система хозяйственных мероприятий, проводимых государственной властью для достижения определенных целей.

Как и во всякой политике есть ее субъекты и объекты.

Субъектами экономической политики выступают, как правило, органы власти или его политические структуры.

Объектами экономической политики является в целом хозяйственная система и отдельные ее звенья.

Сложность экономической политики заключается в том, что она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы (институты собственности, финансы, кредит, налоговая система, инвестиции, промышленность, с/х, торговля и т.д.), но особо следует выделить бюджетно-финансовую политику, денежно-кредитную политику и налоговую политику.

С помощью бюджетно-финансовой политики государство может добиться некоторых целей:

                Снизить социальную напряженность в обществе.

                Может добиться определенной политической стабильности.

Денежно-кредитная политика связана с возможностью получения кредитов, в том числе на льготных условиях, дает возможность развиваться предпринимательским структурам, формированию рынка.

Налоговая политика – это не только важный инструмент формирования бюджета, но и преодоления существенной разницы между богатыми и бедными. Она способствует регулированию рынка, антимонопольной политики.

Главная цель экономической политики – обеспечение экономического роста страны и улучшения благосостояния граждан.

Главным показателем экономического роста является годовой прирост ВВП. Бывает, что такой рост составляет 15-20%.

Обеспечение приемлемого для той или иной страны экономического роста предполагает решение ряда задач, которые составляют, как правило, две группы:

      Задачи, направленные на поддержание нормального функционирования рыночной системы:

    Создание и совершенствование правовой базы.

    Обеспечение честной конкуренции (защита мелких и средних предприятий).

Задачи, направленные на активизацию функционирования рыночной системы в целом:

  • Обеспечение стабильности экономической системы.

    Перераспределение доходов в целях решения социальных задач.

    Корректировка распределения ресурсов.

Существуют механизмы реализации экономической политики:

    Административные механизмы составляют нормативно-правовую структуру экономической политики.

    Нормативное регулирование

    Обеспечение гарантированных прав собственности

    Защищенность конкурентной среды

    Экономический механизм :

    Финансовый

    Кредитный

    Налоговый

С помощью этих механизмов решаются три особо важные задачи :

    Задача аллокации

    Перераспределение доходов

    Стабилизация

Аллокация – предоставление государством за счет средств государственного бюджета определенной совокупности благ и услуг общенационального пользования (транспортная сеть, дороги, их ремонт, освещение, услуги, которые получает население за счет социального обеспечения, система внутренней и внешней безопасности). В систему аллокации входит также поддержка сельского хозяйства.

Перераспределение общей суммы доходов руководствуется принципом социальной справедливости.

    Обеспечение стабильности экономического развития . Сюда следует отнести не только предоставление кредитной помощи предприятию, но и включение процедуры о банкротстве тех или иных предприятий и экономической санации. Контролировать важнейшие экономические процессы.

Следует отметить особую роль финансовой, кредитной, бюджетно-финансовой, налоговой политики в отношении изменения соотношений различных форм собственности.

Особая роль бюджетно-финансовой, денежной кредитной политики, налоговой политики в изменении соотношений различных форм собственности.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об