Ограничения по счету налоговыми органами: что делать.

Арест расчетного счета налоговой инспекцией (часто так называют приостановление операций по счетам) осуществляется на основании ст. 76 НК РФ и фактически замораживает все денежные средства на счете компании. На каких основаниях происходит арест и как его снять, читайте далее в материале.

Арест счета налоговым органом

По решению налоговой инспекции на расчетный счет налогоплательщика может быть наложена блокировка (иногда ее называют арестом) — прекращение выполнения банком расходных операций по счету (абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ). Исключения составляют первоочередные платежи (оплата труда, алименты, налоги).

Что спишут раньше с заблокированного счета: зарплату или налоги? Ответ вы найдете по ссылке .

Арест счета налагает следующие ограничения:

  • движение денежных средств на заблокированном счете, приводящее к уменьшению остатка, запрещено;
  • запрещено открывать новые счета не только в той кредитной организации, в которой на счет наложен арест, но и в любой другой;
  • кредитные учреждения не имеют права открывать на имя владельца заблокированного счета вклады и депозиты (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Какие операции доступны при заблокированном счете, см. .

Может ли налоговая наложить арест на счет

Для того чтобы наложить арест на счет, налоговики должны принять решение о блокировке расчетного счета налогоплательщика. Оснований для такого решения может быть несколько:

  • налоговики хотят обеспечить взыскание недоимки, пени, штрафа, процентов, начисленных согласно гл. 9 НК РФ, посредством денег, находящихся на банковских счетах (пп. 8-10 ст. 46, п. 10 ст. 68, п. 2 ст. 76, подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ);
  • налогоплательщик пропустил срок представления налоговой декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • налогоплательщик не представил квитанцию о приеме документов, переданных налоговым органом в установленные сроки;
  • налоговый агент не представил расчет 6-НДФЛ (п. 3.2 ст. 76 НК РФ);
  • работодатель не представил расчет по страховым взносам (п. 3.2 ст. 76 НК РФ) — с 30.08.2018 .

Однако заблокировать можно не все счета налогоплательщика, а только открытые по договору банковского счета, который заключается также при открытии валютного счета. Следовательно, налоговая инспекция имеет право на блокировку как рублевых, так и валютных расчетных счетов (п. 2 ст. 11, абз. 5 п. 2 ст. 76 НК РФ). Возможно также приостановление операций по счетам, открытым в драгоценных металлах (с 01.06.2018 — см. закон о внесении изменений в НК РФ от 27.11.2017 № 343-ФЗ).

Могут ли налоговики заблокировать залоговый счет, см. в этой публикации .

В отношении процентов, начисляемых на основании гл. 9 НК РФ, следует заметить, что ст. 46, 76 не содержат прямого указания на право приостановления операций по расчетным счетам. Однако оно вытекает из того, что проценты взыскиваются в том же порядке и в те же сроки, что и недоимки, в то время как приостановление операций по счетам — обеспечительная мера взыскания недоимки.

Отмена ареста счета

Арест счета может быть отменен после устранения его причины (абз. 2 п. 3, п. 8 ст. 76 НК РФ). Если арест накладывался с целью обеспечения средств для взыскания недоимки, то после уплаты задолженности по налогам, пеням, штрафам и процентам арест счета будет снят по решению налоговых органов.

Если арест связан с непредставлением налоговой декларации или расчета 6-НДФЛ, РСВ то снятие произойдет после того, как документы будут представлены в налоговую службу. То же относится и к пропуску срока представления квитанции о приеме документов.

На снятие ареста по решению налоговиков потребуется определенное время, срок зависит от основания ареста. При этом инспекция несет ответственность за нарушение сроков снятия ареста со счета в виде процентов (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Решение об отмене имеет установленную форму, утвержденную приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.

Когда блокировка счета считается незаконной, узнайте из этой публикации .

Как снять арест с расчетного счета

Если у вас нет возможности ожидать отмены ареста счета, то можно ускорить процесс:

  1. При уплате недоимки, пени, штрафа, процентов платежные документы или их копии необходимо предоставить в налоговую службу вместе с заявлением на снятие ареста со счета (п. 8 ст. 76 НК РФ).
  2. Представление декларации, расчета 6-НДФЛ или РСВ также позволит снять арест со счета (абз. 2 п. 3, абз. 2 п. 3.2 ст. 76 НК РФ). Одновременно с ними необходимо подать заявление на снятие ареста со счета.
  3. Если сумма денежных средств, находящихся на банковском счете, превышает сумму арестованных денежных средств, то для возобновления операций по счету необходимо составить заявление произвольной формы (п. 9 ст. 76 НК РФ). В данном случае арест можно будет снять только с того счета, который указан в резолютивной части решения об отмене приостановления операций. При этом остальные заблокированные счета останутся без изменений (письмо Минфина России от 16.01.2013 № 03-02-07/1-10).
  4. Представление квитанции о приеме документов, истребованных налоговым органом документов и пояснений, либо явка самого налогоплательщика с соответствующим заявлением позволят снять арест со счета (подп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Для снятия ареста предусмотрены иные основания, регламентированные федеральными законами. Арест со счета снимается автоматически, если предприятие находится на стадии ликвидации, конкурсного производства или признано банкротом. При этом инспекция не выносит соответствующего решения (письма Минфина России от 16.09.2013 № 03-02-08/38179, от 16.11.2010 № 03-02-07/1-534 (п. 1), постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 № 09АП-11202/2011-АК).

Возможны ли выплаты по судебному решению, если счет заблокирован за несдачу декларации, узнайте по ссылке .

Итоги

Чтобы наложить арест на счет, налоговики должны принять решение о блокировке расчетного счета налогоплательщика. Оснований для такого решения может быть несколько: компания не исполнила требование ИФНС об уплате налога (пеней, штрафов), не представила налоговую декларацию и/или расчет 6-НДФЛ и др.

Арест счета может быть отменен после устранения его причины (уплаты недоимки (пени, штрафа), представления налоговой отчетности и т. д.).

Арест со счета снимается автоматически, если предприятие находится на стадии ликвидации, конкурсного производства или признано банкротом.

Зачастую, учредители предприятия могут задаваться таким вопросом, может ли налоговая заблокировать счет в банке, ведь, по сути, такое действие со стороны сотрудников ФНС, может привести к неприятным последствиям для предпринимателей. Действительно, Федеральная Налоговая Служба имеет полномочия блокировать денежные средства хозяйствующих субъектов в ряде случаев, определенных действующим законодательством. Рассмотрим два основных вопроса: в каких случаях налоговая блокирует денежные средства в банке и что делать дальше.

Причины блокировки

Если банковский счет блокирует Федеральная налоговая служба, то данный метод позволяет уполномоченным органам взыскивать с недобросовестных налогоплательщиков сумму недоимки по выплатам в бюджет, штрафы и пени. Отсюда следует, что данная мера - это не что иное, как мера принудительного воздействия на должника по выплатам в Федеральную налоговую службу. Кроме всего прочего, есть и иные причины блокировки, связанные с Федеральной Налоговой Службой - это неисполнение требований по своевременной сдаче декларации или отчетных документов.

Арест счета налоговой инспекцией возможен только в том случае, если учредители предприятия нарушают действующее налоговое законодательство, не предоставляя отчётные документы, иными словами, уклоняются от своих обязательств перед государством. Справедливости ради нужно отметить, что не только налоговая служба уполномочена блокировать денежные средства в банке хозяйствующих субъектов, но именно им налоговики блокируют счета за неисполнение налогового законодательства.

Обратите внимание, что арест расчетного счета юридических лиц возможен даже в случае непредоставления декларации и отчётности, любые недоимки по налогам или неуплата обязательного сбора приведет к рассматриваемому виду аресту.

Правда, налогоплательщики должны знать некоторые нюансы блокировки, в первую очередь, представители Федеральной Налоговой Службы уведомляют налогоплательщика о необходимости подать, документы погасить задолженность, оплатить штрафы и пени. На исполнение обязательств отводится определенный срок, если в течение этого срока налогоплательщик добровольно отказывается исполнять обязательства, то налоговая инспекция имеет право применять меры по принудительному взысканию.

Что должен делать налогоплательщик

Конечно, не стоит доводить до блокировки счета, ведь если исполнять все свои обязательства в полном соответствии с действующим законодательством, можно избежать неприятных последствий. В любом случае, налоговая инспекция для начала информирует должника по налогам и выдвигает требования предоставить документы или оплатить задолженность. То есть, у налогоплательщика есть определенный период, чтобы исполнить свои обязательства и избежать ареста. Не стоит, конечно, упускать той возможности, что арест был наложен по ошибке.

Обратите внимание, что банк, ведущий расчетный счет юридических лиц, в любом случае оповещает своих клиентов о наложении ареста и ограничений по расчетным операциям.

Если говорить о том, что делать в случае ограничения по счету налоговыми органами, то первое действие, которые должен предпринять учредитель предприятия - это обратиться в банк, чтобы выяснить, кто арестовал счет. Затем, нужно непосредственно обратиться в ФНС с той целью, чтобы выяснить причину ареста. Если он действительно был наложен по ошибке, то вопрос можно будет урегулировать за короткие сроки. Если причина блокировки объективна,то придется исполнять требования налоговой инспекции. Кстати, если причина ареста счёта - это недоимка налога или нарушение налогового законодательства, то у его владельцев есть лишь два варианта:

  • оплатить налоги добровольно вместе со штрафами и неустойкой;
  • предоставить в Налоговую инспекцию отчётные документы и декларации.

Так, после исполнения требований налоговой инспекции счет налогоплательщиков будет разблокирован течение одних суток То есть, на практике, разблокировка счета будет выглядеть следующим образом: налогоплательщик исполняет свои обязательства, уведомляет об этом сотрудников ФНС. Они, в свою очередь, подают заявление в банк об освобождение от ареста банковского счёта налогоплательщика.

Особое внимание стоит обратить на тот факт, если налоговый орган без законных на то оснований наложил арест на банковский счет юридического лица, в данном случае пострадавшая сторона за все дни, когда счет был арестован, имеет право взыскать с налоговой инспекции неустойку в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России, на всю сумму, имеющуюся на счету за весь период блокировки.


Можно ли производить операции по заблокированным счетам

Суть ареста денег заключается в том, что его владелец не может распоряжаться своими денежными средствами и совершать расходные операции. То есть, на приходные операции арест не распространяется, по-прежнему на счет могут поступать деньги от контрагентов юридического лица, он может получать оплату, но не может расплачиваться в случае необходимости, ведь блокировка распространяется непосредственно на расходные операции.

Вместе с тем арест не запрещает списывать денежные средства в счет погашения каких-либо обязательств хозяйствующего субъекта. Деньги будут списываться по следующему алгоритму:

  1. В первую очередь будут и производится списания по исполнительным документам, например, по решению суда.
  2. Далее, денежные средства распределяются на уплату задолженности по заработной плате и иным трудовым договорам.
  3. В третьей очереди — это выплата задолженностей по налогам и иных бюджетных сборов.
  4. Далее, списываются средства в счет уплаты по гражданско-правовым судебным спорам.
  5. В последнюю очередь списываются платежи по текущим налогам и иные выплаты в бюджет.

Важно! С арестованного счета можно производить выплаты только по имеющейся задолженности хозяйствующих субъектов, после исполнения всех текущих обязательств денежные средства будут доступны для совершения иных расходных операций.

Как действуют банки

Нельзя не отметить, что блокировка счета налоговой начинается с поиска денежных средств юридических лиц, то есть сотрудники налоговой инспекции делают запрос в разные коммерческие банки с целью поиска счета должника по налогам. Банки, в свою очередь, отвечают на запросы, если счет открыт в одном из коммерческих банков, тот, в свою очередь, должен сообщить сумму средств, имеющихся на нем.

Далее, по официальному требованию банк блокирует денежные средства налогоплательщика по заявлению Федеральной Налоговой Службы. После, средства могут быть списаны со счёта в счет погашения имеющейся задолженности. Кстати, здесь нужно учитывать тот факт, что блокировке подлежат все имеющиеся счета должника.

Обратите внимание, банк не вправе открыть другой расчетный счет для должника, по крайней мере, до тех пор, пока он не исполнит свои долговые обязательства.

Таким образом, арест банковского счёта Федеральной Налоговой Службой - это мера принудительного взыскания. Иными словами, имея задолженность перед налоговой инспекцией нужно либо добровольно исполнить требования закона, либо средства будут списаны принудительно. Кстати, нельзя не сказать о том, что если у юридических лиц в том или ином банке есть депозиты, то они также могут быть заблокированы уполномоченными органами.

Начиная с 2014 года банки не открывают новые расчетные счета компаниям, чьи другие счета заблокированы. Как именно это правило применяется на практике? На этот и другие вопросы по блокировке счетов нам ответил Сергей Тараканов , советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса.

Коротко о важном

— Как банк может узнать, есть ли у компании заблокированные счета?

— Через новый сервис ФНС, называется он «БАНКИНФОРМ», его интернет-адрес service.nalog.ru/bi.do .

— Вправе ли инспекторы блокировать счета, если вместо электронной декларации по НДС компания сдаст бумажную?

— Нет, не вправе.

— Сергей Александрович, с этого года изменились правила работы с расчетными счетами — теперь банки не вправе открывать компании новый счет, если у нее уже есть заблокированные в любом кредитном учреждении. Но как банкиры будут узнавать эту информацию?

— Летом прошлого года ФНС России запустила новый сервис «БАНКИНФОРМ». С января 2014 года данный сервис позволяет банкам получать информацию о приостановлении операций на счетах. Для этого по адресу service.nalog.ru/bi.do надо ввести ИНН налогоплательщика и БИК банка, от имени которого проверяется информация. В ответ система покажет, действует ли на данный момент в отношении налогоплательщика решение о приостановке расходных операций. Если да, то будут показаны дата решения о блокировке и код налогового органа, который принял данное решение.

— Получается, что налогоплательщики тоже могут пользоваться этим сервисом, проверяя собственные счета и счета контрагентов, если ввести ИНН и БИК любого банка?

— Да, любой человек может зайти на сайт service.nalog.ru/bi.do и проверить, не принято ли в отношении того или иного налогоплательщика решение о приостановке операций. Число обращений к базе данных никак не ограничено. Главное, знать ИНН и БИК банка.

— Скоро начнется период квартальной отчетности по НДС, которую теперь почти все компании должны сдавать через Интернет. Если отправить вместо электронной бумажную отчетность, вправе ли будут инспекторы блокировать счета компании?

— Я считаю, что в этой ситуации инспекция не вправе приостанавливать операции. Одним из оснований для блокировки счета является опоздание налоговой декларации более чем на 10 дней (п. 3 ст. 76 НК РФ. — Примеч. ред.). Но компания отчиталась. Значит, у ИФНС появляется только основание применить штраф по статье 119.1 Налогового кодекса РФ — 200 руб. за каждый отчет, представленный в бумажном формате вместо электронного.

— А если случайно перепутать форму и отчитаться на недействующем бланке?

— В такой ситуации также не вправе приостанавливать операции по счету. Есть судебная практика, согласно которой , сдающий отчетность в срок со всеми необходимыми данными, но на устаревшем бланке, считается выполнившим свои обязательства.

— Сейчас инспекторы обязаны отправлять в банк решения о разблокировке счетов в течение суток. Но иногда счета по-прежнему остаются блокированными очень долго. Может ли представитель организации взять в инспекции копию решения об отмене блокировки и отнести ее в банк, чтобы ускорить процесс?

— Юридическую силу имеют решения налоговых органов об отмене приостановления операций, направленные в банки исключительно в электронной форме. Иных способов доставки таких решений законодательство не предусматривает. Но, по моему мнению, в исключительных случаях такие решения могут быть направлены на бумажном носителе. Например, если есть какие-то технические проблемы и банк никак не может получить решение в электронном виде.

— Но довольно часто инспекторы все же запаздывают с разблокировкой счетов.

— В таком случае я рекомендую обратиться с жалобой в УФНС и также подать заявление о выплате процентов за задержку. Так, решение о приостановлении операций по счетам отменяют не позднее одного рабочего дня, следующего за датой, когда компания сдала нужную декларацию. Если инспекторы нарушили этот срок, то налогоплательщик вправе получить проценты за каждый календарный день неправомерной приостановки операций. Процентная ставка при этом принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Одно из самых эффективных средств для воздействия на налогоплательщика – это приостановка любых банковских операций на его счетах. Основная идея нововведения – запрет любым банкам под угрозой штрафных санкций открывать новые счета у физических лиц и организаций, которые подверглись подобным санкциям. Для системной проверки сведений обо всех, блокированных с подачи налоговых органов счетах, была введена электронная система информирования банков о приостановлении операций.

Что значит приостановление операций по счетам в банке

Согласно статье 76 НК РФ банк устанавливает ограничение на все расходные операции клиента, по указанию Федеральной Налоговой службы, хотя зачисление на счет и работа с вкладами разрешается. Блокировка счетов касается физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Исключение составляют прописанные в том же нормативном акте выплаты, исполнение которых идет по установленному приоритету.

  • взносы в ПФР и ФСС;
  • списание налогов;
  • выплата заработной платы сотрудникам (если речь идет об организации);
  • исполнительные документы и добровольные платежи.

Где получить сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков

С 2014 года на сайте Федеральной налоговой службы была введена «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов». Здесь бесплатно можно сделать запрос по:

  • состоянию обработки файлов кредитного учреждения;
  • действующим решениям по блокировке;
  • участникам обмена;
  • сводным архивным файлам из ФНС РФ в ТУ и банки;
  • направленным из ФНС РФ электронном документообороте.

Информирование банков о физических лицах и организациях, которые подверглись санкциям по блокировке счетов, было введено приказом ФНС Российской федерации от 20 марта 2015 года № ММВ-7-8/117. Для банков это было очень актуально, ведь за возобновление сотрудничества с предприятием, счета которого заблокированы, грозит штраф в размере 20 тысяч рублей (это прописано в НК РФ п. 1 статья 132).

Система информирования банков о приостановлении операций называется «БанкИнформ» и позволяет получить актуальную информацию по контрагентам и работе с файлами банка:

  • о состоянии направленных банком файлов;
  • о решениях и постановлениях, которые относятся к запрашиваемому налогоплательщику, включая точную дату и номер постановления;
  • о состоянии банка в процессе подключения к электронному документообороту.

Как работает сервис «система информирования банков о состоянии обработки документов»

В данном сервисе содержатся решения о санкциях налоговых органов по любым предприятиям или физлицам. Можно узнать точную дату и номер блокировки любых операций по счетам, включая электронные переводы и время размещения решения в системе информирования банков. Кредиторы смогут посмотреть состояние своих контрагентов. Информация предоставляется по запросу любого пользователя.

Проверка блокировки счета на сайте налоговой – общедоступна, плата за ее использование отсутствует. Представителю банка (как и любой другой организации) может помочь система информирования банков о состоянии электронных документов. Чтобы посмотреть нужную информацию нужно зайти на сайт Федеральной Налоговой Службы. Кроме того в интернет-сервисе информирования можно получить информацию, на каком этапе находится обработка файлов по 311-П.

За что блокируют счет

В статье 76 Налогового Кодекса РФ подробно прописаны причины, по которым денежные средства на счетах подлежат блокировке:

  1. Физическое лицо, ИП или организация не исполнили вовремя обязанность по уплате налогов, штрафов или пеней в федеральный бюджет (узнайте о формировании отчетности в ФСС онлайн);
  2. Непредставление налоговой декларации в соответствующие органы в течение одной декады (10 дней).
  3. Неподтверждение приема требования налоговой по предоставлении документов или вызова в налоговые органы;
  4. Непредставление в течение 10 дней расчет НДФЛ по своим работникам (ежеквартально)

Первые два случая – это задолженности по налогам. Когда налогоплательщик не сдал отчетность, на его счетах блокируются все денежные средства, если же не были уплачены штрафы или пени, то блокируется только сумма, равная неуплаченному штрафу. Другая категория нарушений – санкции за отсутствие уведомления о передаче важных налоговых документов.

Как проверить приостановления по счету на сайте ИФНС

Проверка на предмет блокировки средств на банковских счетах проводится на сайте ИФНС онлайн. В систему направляется запрос в раздел: «Действующие решения по приостановлению», далее ввести данные о компании – ИНН или БИК любого банка. Система информирования банков о приостановлении операций будет полезна не только кредитным организациям, но и компаниям, которые хотят получить информацию о контрагенте, не подвергался ли он блокировке счета со стороны налоговиков.

Проверка клиента по ИНН

Сегодня налоговые органы могут предоставить информацию по любому налогоплательщику, в том числе и о блокировке его счетов по запросу ФНС. Можно воспользоваться такой услугой, как информирование банков о приостановлении операций. Для этого нужно знать Идентификационный Номер Налогоплательщика (ИНН), чтобы ввести его в разделе по информации о действующих решениях по санкциям на средства по банковским счетам.

Проверка расчетного счета контрагента на сайте налоговой

Что делать, если банк приостановил операции по счету

Стоит помнить, что ИФНС может уведомить вас о блокировке постфактум, то есть за день-два до начала санкций, поэтому реакция на любые письма налоговой с требованиями уплаты долга должна исполняться оперативно. Надо собрать все официальные документы, поступившие из налоговой. Это важно, если вы не согласны с решением и хотите обжаловать его в арбитражном суде. Проверьте, соблюдены ли все сроки и очередность, прописана ли сумма неуплаты налога, наличие нужных подписей, ссылки на основной документ (требование о блокировке).

Как разблокировать счет

Первое, что нужно сделать, если банк по запросу налоговой произвел блокировку, устранить ее причину, то есть оплатить задолженность по налогам, пени или штрафы или направить несданную вовремя налоговую декларацию или отчет по НДФЛ по сотрудникам. Главное, чтобы нашлась нужная сумма, тогда ее можно списать по инкассовому поручению. В этом случае возобновление движения денежных средств происходит в течение одного дня с момента приема истребованных квитанций и документов, либо посещения налоговой лично, либо перечисления денег на погашение задолженности.

Незаконное приостановление операций по расчетному счету

Случается, что налоговая неправомерно блокирует счета физических лиц и организаций. Например, решение о взыскании налога не было вынесено или же не были соблюдены указанные в нормативном акте сроки. В этом случае можно заставить налоговые органы признать это решение неправомерным и получить начисление процентов от суммы, которая была арестована.

Причинами, при которым можно призвать налоговую к ответственности за неправомерную приостановку движения средств и получить денежную компенсацию в виде пеней:

  • решение о блокировке было произведено после того, как закончился срок на его принятие;
  • налоговая направила в банк постановление о снятии блокировки с опозданием;
  • решение о снятие блокировки средств на счетах было принято с опозданием, то есть не в установленные сроки после того, как налогоплательщик выполнил требования налоговой инспекции.

Видео

На основании ст.858 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается введение ограничений прав клиента по распоряжению счетом в виде наложения ареста на денежные средства или приостановления операций по счету.
Основные отличия приостановления операций по счету и ареста денежных средств на счете друг от друга заключаются в их содержании, а также в том, с какой целью они применяются.
Приостановление сводится к ограничению проведения расходных операций по счету и не связано с конкретной денежной суммой.
Применяется эта мера для понуждения плательщиков налогов и сборов, а также налоговых агентов к исполнению своих обязанностей по исполнению решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также по представлению налоговых деклараций. В первом случае решение о приостановлении операций по счетам в кредитной организации может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога (п.2 ст.76 Налогового кодекса РФ).
В отличие от этого арест налагается на конкретную денежную сумму, находящуюся на счете, в целях её сохранения для последующего взыскания.
При этом арест денежных средств должника сверх необходимой суммы является незаконным.
При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест (ч.2 ст.27 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).
Приостанавливать операции по банковским счетам в порядке, предусмотренном ст.76 Налогового кодекса РФ, вправе налоговые органы (подпункт 5 п.1 ст.31 Налогового кодекса РФ) и таможенные органы (ст.34 Налогового кодекса РФ).
При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой также может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций (ч.4 ст.24 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»).
Кроме того, органы федерального казначейства вправе приостанавливать операции по рублевым счетам бюджетных учреждений вБанке России икредитных организациях (абз.5 п.1 ст.166.1 Бюджетного кодекса РФ).
Арест средств на банковском счете вправе производить судебные органы в качестве обеспечительных мер (п/п 1 п.1 ст.140 Гражданского процессуального кодекса РФ, п/п 1 п.1 ст.90 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п/п 9 п.2 ст.29, п.7 ст.115 Уголовно-процессуального кодекса РФ), а также судебные приставы-исполнители в целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям (ст.81 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Следует обратить внимание, что ч.1 ст.27 ФЗ «О банках и банковской деятельности», где речь идет о наложении ареста органами предварительного следствия с санкции прокурора, вступила в этой части в противоречие с принятыми позднее федеральными законами и соответственно применению не подлежит. Согласно п/п 9 п.2 ст.29 и п.1 ст.115 Уголовно-процессуального кодекса РФ аресты в рамках уголовных дел налагаются только по решению суда.
Помимо ограничений по распоряжению счетами в кредитных организациях существует ряд других мер, также направленных на ограничение прав по распоряжению имуществом.
Четкое разграничение этих мер требуется в связи с тем, что их реализация регулируется специальными законодательными нормами и подзаконными актами.
В частности, к числу таких мер относятся.
1. Запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, вводимый Банком России на срок до одного года (п/п 4 ч.2 ст.74 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
2. Приостановление на два рабочих дня расходных операций с денежными средствами и иным имуществом, применяемое организациями, осуществляющими такие операции, в отношении лиц, причастных к террористической деятельности (п.10 ст.7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
3. Отказ организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в выполнении распоряжения клиента о совершении расходной операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации об этом клиенте (п.11 ст.7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
4. Отказ уполномоченных банков в осуществлении валютной операции в случае непредставления документов, необходимых для осуществления валютного контроля, либо представления недостоверных документов (п.5 ст.23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
5. Арест движимого и недвижимого имущества.
Такой арест вправе применять налоговые и таможенные органы с санкции прокурора (ст.77 Налогового кодекса РФ), судебные приставы-исполнители (ст.80 ФЗ «Об исполнительном производстве»), суды в рамках уголовных дел (п/п 9 п.2 ст.29 и п.1 ст.115 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
Арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости - ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение (см., например, п.5 ст.80 ФЗ «Об исполнительном производстве», п.2 ст.115 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
6. Обращение взыскания на права требования должника ктретьему лицу, втом числе по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде идр., т.е.на дебиторскую задолженность (ст.75 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Основное отличие перечисленных мер от ограничений по распоряжению счетами заключается в том, что они адресованы самим нарушителям или их должникам, а не обслуживающим их кредитным организациям.
Кроме того, последние две меры предполагают возможность передачи имущества другим лицам.
Так, подлежат обязательному изъятию денежные средства в рублях и иностранной валюте, драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней и жемчуга, а также лом и отдельные части таких изделий, обнаруженные при описи имущества должника, на которое наложен арест (п.3 ст.84 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
При наложении ареста на денежные средства или приостановления операций по счету, средства остаются на счете в кредитной организации.
В связи с этим, например, при аресте в рамках уголовных дел средств, находящихся на счетах в кредитных организациях, действует п.7 ст.115 Уголовно-процессуального кодекса РФ, согласно которому при наложении судом ареста на принадлежащие подозреваемому, обвиняемому денежные средства и иные ценности, находящиеся на счете, во вкладе в банках и иных кредитных организациях, операции по данному счету прекращаются полностью или частично в пределах денежных средств и иных ценностей, на которые наложен арест.
Если же речь идет об аресте наличных денежных средств, то они изымаются и зачисляются на специальный счет в кредитной организации в порядке, предусмотренном Инструкцией Министерства финансов РФ (от 30 декабря 1997 г. № 95н) и Банка России (от 2 октября 1997 г. № 67) «О порядке зачисления и выдачи средств с текущих счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение органов предварительного следствия».
Приостановление операций по счетам в кредитной организации означает прекращение кредитной организацией всех расходных операций по данному счету, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, атакже самих налоговых платежей вбюджет (п.1 ст.76 Налогового кодекса РФ). К предшествующим платежам должны относиться предусмотренные п.2 ст.855 Гражданского кодекса РФ платежи первой и второй очереди, а также платежи третьей (одинаковой с платежами в бюджет и внебюджетные фонды) очереди, но с более ранней календарной датой поступления в банк.
Следует учитывать, что в настоящее время п.2 ст.855 Гражданского кодекса РФ применяется с учетом положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год (п.1 ст.5 ФЗ «Офедеральном бюджете на 2010 год ина плановый период 2011 и 2012 годов»), смысл которых сводится к тому, что платежи третьей очереди, к которым относятся оплата труда и перечисления во внебюджетные фонды, а также платежи четвертой очереди, к которым относятся налоговые платежи, объединяются в одну очередь.
Арест средств на счете также не должен нарушать очередность платежей.
Применительно к этой мере это означает, что, если, например, арест налагается судом в качестве обеспечительной меры по иску контрагента должника (его требования относятся к последней очереди), то и арест распространяется только на платежи последней очереди.
Применительно к аресту, налагаемому в рамках уголовного дела, этот вопрос прямо не урегулирован. Однако, по мнению автора, поскольку в п.7 ст.115 Уголовно-процессуального кодекса РФ упоминается о полном или частичном прекращении операций со средствами, на которые наложен арест, этот вопрос должен решать суд. Соответственно кредитная организация по этому вопросу поступает так, как указано судом.
Такой же подход можно использовать и судам общей юрисдикции.
При приостановлении операций по счетам в кредитных организациях приходные операции не приостанавливаются. Исключение может составлять приостановление, налагаемое Коллегией Счетной палаты, поскольку в ч.4 ст.24 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» речь идет о приостановлении всех видов операций.
При аресте денежных средств на счетах этот вопрос прямо законодательством не урегулирован.
Согласно судебно-арбитражной практике арест налагается на имеющиеся на банковских счетах ответчика средства, атакже на средства, поступившие на корреспондентский счет банка на его имя, впределах заявленной суммы требований (п.15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер»).
В тех случаях, когда применение приостановления операций по счетам обусловлено необходимостью понуждения кпредоставлению налоговой декларации, приостановление отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем ее представления (абз.2 п.3 ст.76 НК РФ).
В отношении случаев, когда применение этой меры обусловлено необходимостью понуждения кисполнению решения налогового органа овзыскании налога или сбора, действует п.8 ст.76 НК РФ, согласно которому приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих факт взыскания налога.
В случае удовлетворения иска арест как обеспечительная мера сохраняет свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу. В случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу арест сохраняет свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу (п. п. 4 и 5 ст.96 Арбитражного процессуального кодекса РФ). То же самое по смыслу закреплено в п.3 ст.144 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В случае если при исполнении определения арбитражного суда об обеспечении иска путем наложения ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащие ответчику, ответчик предоставил встречное обеспечение путем внесения на депозитный счет суда денежных средств в размере требований истца либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму, он вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело, с ходатайством об отмене обеспечительных мер (п.3 ст.96 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Арест, наложенный на имущество в рамках уголовного дела, отменяется на основании постановления, определения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, когда в применении этой меры отпадает необходимость (п.9 ст.115 Уголовного процессуального кодекса РФ).
Приостановление операций по счетам касается только счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, открываемых на основании договора банковского счета (п.2 ст.11 Налогового кодекса РФ).
Арест распространяется как на средства, находящиеся на банковских счетах, так и на средства, находящиеся во вкладах, т. е. на депозитных счетах (счетах по учету вкладов). Эти счета могут принадлежать любым физическим и юридическим лицам (см. п.3 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве», п.7 ст.115 Уголовного процессуального кодекса РФ).
Кроме того, следует отметить, что в данном случае речь шла о применении мер к счетам, функционирующим в общем режиме.
Например, применительно к процедуре несостоятельности (банкротства) действуют уже специальные меры, ограничивающие распоряжение имуществом должника, и правила исполнения его обязанностей, которые предусмотрены ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
При открытии этой процедуры арест как обеспечительная мера и иные ограничения распоряжения имуществом должника снимаются (см. п.1 ст.63, п.1 ст.81, п.1 ст.94, п.1 ст.126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», п/п 6 п.1 ст.50.19 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Прямая административная ответственность для случаев неисполнения решений о применении ограничений по распоряжению счетами установлена только применительно к решениям налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст.134 Налогового кодекса РФ, ст.15.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях)
При этом, поскольку у этих статей разные субъекты ответственности (по ст.134 Налогового кодекса РФ - сами кредитные организации, по ст.15.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях - их должностные лица), они могут применяться одновременно.
В остальных случаях возможно применение к кредитной организации со стороны Банка России мер воздействия, предусмотренных ст. 74 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
Кроме того, за осуществление служащими кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, они могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст.312 Уголовного кодекса РФ.

Примеры из судебной практики. Из судебной практики по спорам, связанным с приостановлением операций по банковским счетам налоговыми органами, сложившейся на уровне кассационных инстанций арбитражных судов, хотелось бы отметить несколько решений. Суть данных решений сводится к следующему.
1. Статья 134 Налогового кодекса РФ, устанавливающая ответственность за неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, не распространяется на выдачу с банковского счета наличных денег его владельцу.
Данный вывод арбитражного суда обусловлен тем, что в ст.134 Налогового кодекса РФ речь идет не о любых платежных документах, а лишь о платежных поручениях самого клиента банка, предусматривающих безналичный перевод денежных средств с его банковского счета.
Ранее эта статья не распространялась и на перечисление со счета денежных средств на счет этого же владельца в другом банке. Однако потом в нее были внесены соответствующие изменения.
2. Закрытие банковских счетов клиентом в период приостановления по ним операций не означает возможности для банка открытия новых счетов этому клиенту до отмены приостановления налоговым органом.
Это обусловлено тем, что в соответствии с п.9 ст.76 Налогового кодекса РФ при наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.
При этом закрытие банком счета, в отношении которого принято решение налогового органа о приостановлении операций, закон не относит к основаниям признания соответствующего решения налогового органа утратившим силу или прекратившим действие.
Данное решение является фактическим подтверждением позиции Федеральной налоговой службы, выраженной в п.3 письма от 28 ноября 2005 г. № ЧД-6-24/998@.
Согласно этому письму, закрытие кредитной организацией счета налогоплательщика в порядке, установленном ст.859 Гражданского кодекса РФ, не является основанием для отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, и, следовательно, открытие банком новых счетов налогоплательщику и исполнение по ним поручений налогоплательщика на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора, либо иного платежного поручения, не имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), является нарушением ст.76 Налогового кодекса РФ и влечет применение к банку налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.132 и ст.134 Налогового кодекса РФ.
3. Налоговые органы не вправе приостанавливать операции по банковским счетам в случае непредставления документов, необходимых для проведения налоговой проверки.
Это связано с тем, что ст.76 Налогового кодекса РФ не предусматривает такого основания для приостановления операций по счетам как непредставление документов, необходимых для проведения налоговой проверки. В п.2 этой статьи речь идет только о непредставлении или об отказе представить налоговые декларации, т. е. только о тех документах, на которые распространяется ст.80 Налогового кодекса РФ.
Пункт 6 ст.7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации», устанавливающий такое право налоговых органов, применению не подлежит, поскольку противоречит части первой Налогового кодекса РФ.
Согласно ст.7 ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса РФ.

§ 5. Соблюдение банковской тайны.

Согласно ч.1 ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.
Данные сведения и составляют содержание понятия банковской тайны.
Соответственно под перечень сведений, составляющих банковскую тайну, попадает вся информация, получаемая кредитной организацией в связи с банковским обслуживанием конкретного клиента (банка-корреспондента), в том числе о заключенных с ним договорах, о выданных кредитах, о его задолженности перед кредитной организацией, о контрагентах, с которыми он проводил расчеты.
В соответствии с п.1 ст.857 Гражданского кодекса РФ кредитная организация гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте, т. е. перечень сведений более узкий. Однако данная статья содержит перечень сведений, составляющим банковскую тайну, только применительно к расчетным операциям со средствами, находящимися на счетах и во вкладах.
Правда, в ч.1 ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» еще указаны иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Однако это касается служащих кредитной организации и, по мнению автора, относится уже к иным видам конфиденциальных сведений, в частности составляющих служебную тайну. Ни сужать, ни расширять сведения, составляющие банковскую тайну кредитная организация не вправе, поскольку это в любом случае будет противоречить закону, т. к. будет нарушать либо правомочия государственных органов либо права и интересы клиентов кредитной организации.
Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть представлены самим клиентам либо их представителям.
Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст.857 Гражданского кодекса РФ).
Основной перечень таких случаев содержится в ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности».
Причем этот перечень не является закрытым. Например, судебные приставы-исполнители на основании п.2 ст.14 ФЗ «О судебных приставах» вправе в связи с исполнением решений судов запрашивать и получать в кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц.
Форма предоставления этих сведений зависит от полномочий перечисленных органов в отношении кредитных организаций. Это может быть ответ на запрос, предоставление в силу прямого указания в законе, получение сведений при проведении проверки, в рамках определенной отчетности.
В части представления сведений, составляющих банковскую тайну, налоговым органам по юридическим лицам и гражданам - предпринимателям действует подпункт 11 п.1 ст.31, п.2 ст.86 Налогового кодекса РФ и п.3 ст.7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации». Исходя из закрепленных в них положений, кредитные организации обязаны предоставлять налоговым органам сведения о счетах и операциях налогоплательщиков юридических лиц и граждан - предпринимателей в течение пяти дней после получения мотивированного запроса налогового органа. Обязанности кредитных организаций предоставлять налоговым органам такие сведения по гражданам, которые не являются предпринимателями, без их согласия, федеральные законы не устанавливают.
В отношении института банковской тайны необходимо обратить внимание на несколько своеобразное значение понятия «клиент кредитной организации», которое возникает применительно к данному институту. Если в общем значении клиент кредитной организации – это физическое или юридическое лицо, либо уполномоченный государством орган, которые в настоящее время связаны с кредитной организацией договорными отношениями, то применительно к институту банковской тайны к клиентам кредитной организации относятся и те лица, которые в прошлом пользовались услугами данной кредитной организации.
Не следует смешивать понятия банковской тайны и коммерческой тайны. Они различаются как по содержанию, так и по принципам, на которых строится правовое регулирование этих вопросов. В частности, сведения, составляющие банковскую тайну, - это сведения о клиентах кредитной организации, а сведения, составляющие коммерческую тайну, - это сведения о самой кредитной организации. Состав сведений, на которые распространяется режим банковской тайны, определяется законом, к сведениям, составляющим коммерческую тайну, могут относится любые сведения, за исключением тех, которые перечислены в ст.5 ФЗ «О коммерческой тайне» или установлены иными федеральными законами.
Также следует учитывать, что составляющие банковскую тайну сведения, полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом приобретают статус налоговой (служебной) тайны, которая не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п.2 ст.102 Налогового кодекса РФ). Такие случаи предусмотрены вп.1 ст.102 НК РФ, атакже вч.9 ст.69 ФЗ «Об исполнительном производстве».

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об