Наука и образование как факто экономического роста. Образование как фактор ускорения экономического роста: концепция человеческого капитала

Параметры экономического роста, их динами­ка широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государст­венном регулировании экономики.

Население оценивает деятельность высших хозяйственных и политических органов той или иной страны (например, парла­мента, Президента, Правительства Российской Федерации) преж­де всего на основе рассмотрения показателей динамики эконо­мического роста, динамики уровня жизни.

Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степе­ни от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

Экономический ростявляется одной из самых важных частей экономического развития общества, а также социально – культурного, политического и т.д.

Экономический рост имеет смысл только тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных социальных задач: увеличения продолжительности жизни, повышения уровня образования и культуры, рационализации потребления и др.

Перед Россией в настоящее время остро стала необходимость в увеличении темпов экономического роста. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для нашей страны.

В современном мире все большее значение приобретает научное знание. Лишь те страны, где динамично развиваются образование и наука, могут претендовать на достойное место в мире. В передовых странах наука уже стала главной производительной силой. Ежегодный оборот на мировом рынке высоких технологий и наукоемкой продукции в несколько раз превышает оборот рынка сырья. Каждый доллар, вложенный в науку на Западе, дает несколько десятков долларов чистой прибыли. Динамично развивающаяся наука постоянно ускоряет все экономические процессы. В развитых странах именно наука и образование - основной источник и фактор экономического роста и высокого жизненного уровня

Безусловно, забота об образовании населения - одна из важнейших стратегических задач государства. В последнее время российские власти в серьез, обеспокоены тем, что многие отечественные выпускники работают не по специальности, система российского образования не отвечает мировым стандартам, финансирование высшей школы идет не совсем по рыночным законам, а система оплаты труда педагогов и преподавателей явно оставляет желать лучшего.

В ближайшие несколько лет в России ожидаются серьезные перемены, связанные с модернизацией системы образования: приведение российских стандартов в соответствие с европейскими нормами, переход на бакалаврат и магистратуру, введение финансирования вузов по принципу «деньги следуют за учащимся», более широкое внедрение ЕГЭ и многое другое. Предполагается, что пакет законов, обеспечивающий преобразованиям законодательную базу, поступит в Государственную думу уже в эту весеннюю сессию. Скорее всего, прохождение законопроектов будет нелегким: депутаты, как и их избиратели, довольно настороженно относятся к переменам, связанным с реформой образования, и, вероятно, парламентарии, как и общество, разделятся на два лагеря - сторонников и противников модернизации. Все выше перечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.



Цель лекции– проанализировать науку и образование как фактор экономического роста в России

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи :

Рассмотреть сущность и основные показатели уровня экономического развития;

Дать понятие экономическому развитию и экономическому росту;

Изучить реформу системы образования в России;

Проанализировать развитие системы образования на данном этапе;

Изучить итоги социально-экономического развития России;

Рассмотреть стратегию Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010- 2015 г. г.

БОТНЕВА Н.Ю.*, ФИЛАТКИН В.Н.**
*Ассистент кафедры экономики и финансов
**Доктор технических наук, профессор
Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

Образование и его влияние на рост экономики

В современных условиях, когда изменяется структура занятости населения, возрастает доля умственного труда в производстве, уменьшается потребность общества в малоквалифицированном труде, остро встает вопрос о поиске дополнительных источников, внутренних резервов экономического роста страны. Одним из таких источников является уровень образования населения. Исследования, проводимые многими экономистами, позволили сделать вывод о том, что образование порождает косвенные эффекты в форме экстерналий, которые могут иметь денежное и не денежное выражение.

Не денежные экстерналии могут принимать разнообразные формы, это и более высокий уровень социальной толерантности, и более активное участие в процессе демократизации общества, и солидарность на национальном и международном уровне.

Результаты проведенных исследований показали, что «существует четкая связь между получением гражданами высшего образования и их участием в общественной жизни, социально значимых делах», но социальные и культурные выгоды высшего образования не только способствуют улучшению социальной обстановки, они имеют и прямой экономический эффект.

Изучение социальной роли высшего образования и его «вклада» в экономический рост позволило сделать вывод о том, что последний порождается «расширением объема использованных трудовых и капитальных ресурсов, а также улучшением их качества на базе прогресса в области технологий и образования». В связи с этим в последнее время значительное внимание стало уделяться изучению человеческого капитала, как первостепенного рычага экономического роста.

Идея осуществления затрат в повышении квалификации работника в качестве капитала выдвигалась еще классиками политэкономии В. Петти, А. Смитом и Д. Рикардо. Она получила развитие в работах академика С.Г. Струмилина, В.С. Гойло, Р.И. Капелюшникова, В.И. Марцинкевича. Позднее исследования в этом направлении велись С.А. Дятловым, С.А. Курганским, А.И. Добрыниным и др.

Суть «теории человеческого капитала» состоит в том, что вложения в образование и здравоохранение создают человеческий капитал, подобно тому, как затраты на оборудование и материалы создают физический капитал. Особенность человеческого капитала в его неотделимости от самого человека, а инвестиции в человеческий капитал - это все те затраты, которые приводят к повышению квалификации и способностей человека, и как следствие, производительности его труда. Таким образом, инвестиции в образование рассматриваются как инвестиции в качество человеческого капитала.

«Человеческий капитал стал учитываться как важнейшая составляющая национального богатства. Экспертами всемирного банка были проведены экспериментальные денежные оценки элементов национального богатства. Результаты расчетов показали, что в структуре национального богатства доминирует человеческий капитал, составляющий около 2/3 от его итоговой оценки. На основе этих расчетов был сделан окончательный вывод о том, что главным фактором воспроизводства становится не накопление материальных благ, а накопление знаний, умения».

Как показывает мировой опыт, сегодня темпы экономического роста в решающей мере определяются:

Темпами и масштабами развития приоритетных направлений развития науки и техники,
- уровнем подготовки и квалификационным составом работников всех уровней,
- степенью прогрессивности средств научно-производственного труда.

То есть всем тем, что обеспечивает ускоренную реализацию инновационных проектов, объем и качество инвестиций, направляемых на эти цели.

Важной сферой, посредством которой осуществляется влияние образования на экономический рост, являются научные исследования и разработки (НИР).

Так. система высшего образования готовит кадры ученых, что имеет огромное значение для появления нового поколения знаний и инноваций. В конечном счете, это оказывает влияние на рост производительности труда, такая взаимосвязь широко изучена и подтверждается данными многочисленных исследований.

Например, «вклад» технологических изменений в экономический рост США и других развитых стран оценивается в 20-40 % от ежегодного прироста национального производства. Это подтверждает, что образование, особенно высшее, имеет огромное значение для развития НИР и определяет способности овладевать инновациями и адаптироваться к ним.

Страны, опережающие другие по темпам развития НИР, приобретают долгосрочные преимущества над конкурентами.

Появление многих отраслей во второй половине XIX века стало следствием крупных научных открытий, сделанных в университетах. Это иллюстрирует таблица 1.

Структура экономики западных стран претерпела существенные изменения в связи с повышением роли отраслей, базирующихся на человеческом капитале, и снижением значимости добывающих и перерабатывающих отраслей.

Ту же направленность имеет и глобализация мирового хозяйства, где главными инструментами конкурентоспособности становятся инновации, идеи, мастерство и знания. Сохранение и развитие базы знаний возможно только при высоком уровне образования рабочей силы и ее хорошей профессиональной подготовке, что неразрывно связано с ростом инвестиций в эту сферу экономики.

При осуществлении инвестиций в сферу науки и образования, профессионально-квалификационное развитие рабочей силы, необходимо учитывать характерные особенности такого вида затрат.

Во-первых, инвестиции в образование не только оказывают влияние на развитие творческих способностей, профессионализма, повышение социального статуса каждого индивида, но и воздействуют на воспроизводство интеллектуально-духовного потенциала общества в целом.

Во-вторых, такие затраты осуществляются единовременно, а окупают себя в течение нескольких циклов производственного процесса, до того момента, когда вновь понадобится переподготовка работников в связи с изменившимися требованиями инновационного обновления производства. Таким образом, инвестиции в образование приобретают форму оборота, аналогичную обороту основного капитала. В процессе перенесения части затрат в профессиональную и квалификационную подготовку работника на вновь создаваемую продукцию, за одинаковые промежутки времени более квалифицированная часть работников создает большую стоимость, чем кадры с прежним уровнем подготовки.

В-третьих, длительность периода, в течение которого окупаются инвестиции в образование, должна соответствовать периоду морального старения приобретенных профессиональных знаний в соответствующих областях науки и техники. Сокращение или превышение данного срока приводит либо к завышению себестоимости продукции, либо к сдерживанию профессионально-квалификационного роста работников.

В-четвертых, образовательный процесс предполагает необходимость овладения постоянно обновляющейся системой знаний, что позволит осуществлять воспроизводство рабочей силы более высокого квалификационного уровня.

И еще инвестиции в образование - это не только затраты на строительство новых и реконструкцию действующих объектов образования, их материально-техническое оснащение, организацию учебного процесса, разработку обучающих технологий, управление процессом подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Соответствие процесса обучения и квалификационного роста работников современным требованиям обуславливает необходимость инвестиций в развитие системы знаний научного фонда общества, в фундаментальные и прикладные исследования, квалификационный рост и улучшение структуры научно-педагогического состава работников учебных заведений, усиление их социальной защищенности в условиях становления рынка, то есть всего того, что позволяет научным знаниям становиться более доступными и помогает достигать более высокой отдачи специалистов при реализации инновационных проектов.

Таким образом, инвестирование в улучшение качества человеческого капитала имеет непосредственное отношение к экономическому росту. В течение последних лет было собрано значительное количество данных, доказывающих наличие прямой связи между инвестициями в образование и экономическим ростом, существенную роль в этом играют затраты общества на высшее образование.

В результате проведенных исследований ученые пришли к следующим выводам:

1. Чем выше у страны показатель среднего числа лет, которое граждане затрачивают на образование, тем быстрее растет ее экономика.
2. В стране, где высшее образование развивалось более быстрыми темпами, наблюдались и более высокие темпы экономического роста.
3. Значение образования как фактора производства связано с его влиянием на производительность.
4. Образование оказывает положительное влияние на инвестиции в физический капитал, что тоже способствует экономическому росту .

Все, перечисленное выше, доказывает, что инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов экономики, возрастающая роль образования в модернизации экономики отмечена Правительством страны в Основных направлениях социально-экономической политики: «Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Россия должна выбрать образование в качестве приоритета - одной из «национальных точек роста»

Библиография

1. Оценка выгод для общества от системы высшего образования // Экономика образования. 2002. - 3. - С. 64.
2. Н.Я. Синицкая. Образование как фактор качества человеческого потенциала региона // Экономика образования. 2004. - 1. - С. 50.
3. Оценка выгод для общества от системы высшего образования // Экономика образования. 2002. - 3.- С. 67.
4. Рынок труда: Учебник./ Под. ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Экзамен», 2003.- С. 204-207.
5. Оценка выгод для общества от системы высшего образования // Экономика образования. 2002.- 3. - С. 66.
6. Из Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу // Высшее образование сегодня. 2001. - 1. -С. 5.

Понятие экономического роста, его типы

Определение 1

Экономический рост представляет собой увеличение национального производства и повышение уровня жизни населения в долговременной перспективе в условиях ограниченных ресурсов и постоянно растущих потребностей общества. Экономический рост является составляющей экономического развития, но не тождествен ей. Рост благосостояния населения – важнейшая цель экономической политики государства.

    В зависимости от движущих сил экономический рост бывает экстенсивным и интенсивным.

    • Экстенсивным, то есть возникает за счет расширения ресурсной базы. Может быть достигнут очень быстро, но не является устойчивым, поскольку использование в больших масштабов невозобновляемых либо трудновозобновляемых ресурсов (природных) ведет к их истощению. Такой тип роста приемлем для стран с развивающейся экономикой.
    • Интенсивный экономический рост достигается путем более эффективного использования производственных факторов, путем автоматизации и механизации производства, повышения квалификации сотрудников и производительности труда. Данный тип экономического роста не может быть достигнут в короткий срок и требует больших капиталовложений в фундаментальные и прикладные исследования, поэтому доступен только для стран с развитой экономикой.
  1. В зависимости от темпов роста: положительный, нулевой и отрицательный.

  2. В зависимости от скорости достижения результатов: ускоренный, нормальный и замедленный рост.
  3. В зависимости от постоянства темпов роста: устойчивый и неустойчивый.
  4. В зависимости от природы лежащих в основе факторов: экзогенный и эндогенный.
  5. В зависимости от влияния международного экономического роста на рост внутри страны: автономный и связанный.

Экономический рост измеряется с помощью двух групп показателей: количественных (общих и частных) и качественных. К общим количественным показателям традиционно относят валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт на душу населения и национальный доход. Частными количественными показателями выступают: производительность труда, трудоемкость продукции, фондоемкость и фондоотдача. Качественными показателями экономического роста являются: социальная защита и стабильность, развитая социальная инфраструктура, повышение квалификации человеческого капитала, увеличение свободного времени населения и др.

Принципами экономического роста выступают: устойчивость, стабильность, системный характер, использование множества факторов (многофакторность), регулируемость, качественность, экологическая безопасность.

Роль и функции образования в современном мире

Определение 2

Образование – это процесс, направленный на изучение и усвоение человеком знаний, культурных ценностей и опыта, накопленного предыдущими поколениями.

Образование связано со всеми сферами жизни человека. На образование большую роль оказывают культура, религия, политика, экономика и социальная жизнь общества. Это объясняет различие в формах образования и разнообразие его моделей (американской, русской, французской и др.) С другой стороны образование способно само оказывать влияние на все сферы жизни. Например, повышение уровня и модернизация образовательного процесса приводит к росту квалификации сотрудников, и, следовательно, к экономическому развитию страны. Юридическое образование влияет на правовую грамотность населения, гражданское – на политическую. В современном обществе образование имеет важную роль для индивида, поскольку служит «социальным лифтом», человек с достойным образованием может получить наиболее высокооплачиваемую и престижную работу.

К функциям образования относятся: социализация, воспитание, приобщение к культуре и современным технологиям, а также подготовка специалистов с приемлемым уровнем квалификации.

Взаимосвязь образования и экономического роста

Замечание 1

Образование является, с одной стороны, необходимым условием получения достойного уровня дохода, с другой стороны является движущей силой экономического роста страны в целом.

В современных условиях, когда период разработки и внедрения новых технологий сократился до пяти лет, специалистам на практике оказывается недостаточно полученных в процессе обучения знаний, и они вынуждены проходить различные курсы и получать дополнительную квалификацию.

Образование и экономический рост связаны друг с другом. Экономический рост в стране повышает спрос на высококвалифицированную рабочую силу, что, в свою очередь, стимулирует населению к получению образования. С другой стороны, рост уровня образования и квалификации трудовых ресурсов повышает качество человеческого капитала, что неизбежно сопряжено с экономическим ростом. Однако, экономический рост зависит не только от степени образованности населения, это объясняется рядом причин:

  1. это связно с недостаточно эффективным использованием трудовых ресурсов. Часто люди с высшим образованием заняты неквалифицированным трудом, что не позволяет применять полученные знания на практике.
  2. повышение уровня образования должно в первую очередь происходить за счет качественных улучшений. Так, увеличение бюджетных мест в ВУЗах при отсутствии переподготовки обучающих кадров (преподавателей) и без переоснащения лабораторий не даст должного эффекта от образовательной деятельности.
  3. при низком качестве образования, знания и навыки, полученные в процессе обучения будут недостаточны, что приведет к низкой производительности труда, и, следовательно не окажет стимулирующего действия на экономический рост.
  4. неправильно выбранные направления роста в государственном масштабе также могут сдерживать экономический рост в стране с образованным населением.

Важная роль образования в экономическом развитии была признана достаточно давно. Эта роль проявляется на разных уровнях. С одной стороны, образование влияет на будущие доходы человека. Существует множество исследований, показывающих, положительное влияние образования на заработную плату человека. С другой стороны – на уровне общества, более образованная рабочая сила увеличивает производительность человеческого капитала. Кроме того, очевидны огромные преимущества для общества в улучшении общего уровня образования, не только из-за улучшения качества рабочей силы, но и потому, что существуют другие положительные эффекты – в области здоровья, питания и экологии. Кроме того, образованные граждане являются более эффективными участниками демократического гражданского общества.

Одной из ключевых научных проблем является изучение влияния уровня образования на темпы экономического роста. Современная экономика предлагает множество теорий и моделей, связывающих образование с экономическим ростом. Непосредственное влияние образования на экономический рост выражается в улучшении человеческого капитала. Однако косвенное влияние может выражаться в улучшении других показателей. Например, воздействие образования на микро и на макроуровне можно описать следующей схемой (рисунок 1).

Основным государственным экономическим инструментом регулирования процессов в сфере образования являются бюджетные расходы. Долгое время существовали разногласия по поводу эффективности расходов на образование. В некоторых исследованиях расходы на образование классифицируются как непродуктивные, то есть не оказывающие влияние на производительность и, соответственно, экономический рост. Многие исследования, в свою очередь, показали, что взаимосвязь между государственными расходами на образование и результатами в этой области слабая . Вместе с тем, качество образования сильно связано с такими показателями, как доход на душу населения , распределение населения по возрасту и др. Наконец, некоторые ученые относят расходы на образование к продуктивным . Впоследствии такая точка зрения получила подтверждение во многих работах , а также была принята Всемирным банком при определении показателей результатов общественного развития и сейчас уже практически не оспаривается.


Рисунок 1 – Микро- и макроуровень влияния образования на экономический рост

В неоклассической экономической теории образование рассматривается как инвестиция, способная генерировать поток будущих доходов. Таким образом, оценка эффективности инвестиций в образование производится на основе сравнения стоимости образования с доходом, который они впоследствии принесут. Важно понимать, что при оценке затрат на образование необходимо учитывать не только прямые расходы, но и «упущенные выгоды», которые выражаются в возможном заработке индивида, который он мог получить, если бы пошел на работу вместо учебы. Применительно к обучению стоимостью упущенных возможностей будет доход, который утрачивается в результате принятия решения о продолжении учебы .

Таким образом, подходящей мерой оценки экономического эффекта от образования является чистая приведенная стоимость (net present value, NPV). Однако при попытке практического исчисления данного показателя возникают сложности, например, с определением нормы дисконта.

Альтернативным инструментом оценки инвестиций в образование является норма доходности от инвестиций в образование (Rate of Return to Education (RORE)). По аналогии ее можно считать как внутреннюю норму доходности, то есть такая норма, при которой приведенная стоимость будущих доходов равна приведенной стоимости его издержек. Однако для образования такой подход трудно применим, поскольку расходы на образование не всегда поддаются прямому счету. Поэтому RORE можно оценить через регрессионные уравнения. Например, Я. Минцер предложил следующую модель зависимости уровня заработной платы от уровня образования :

где lnW i – натуральный логарифмом заработной платы i-го человека;

S i – количество лет обучения;

X i – годы практической деятельности;

ε i – случайное отклонение.

Поскольку пропорциональное увеличение дохода, вызываемого дополнительными годами обучения, является постоянным на протяжении всей жизни, то коэффициент β 1 может интерпретироваться как норма доходности от инвестиций в образование. Указанная модель также включает квадратный член (опыт работы) для того, чтобы учесть обучение без отрыва от работы.

Представленная модель широко исследовалась в различных работах . В результате были вычислены нормы доходности образования для большинства стран мира. Данные подтверждают более низкое значение нормы доходности в более развитых странах и более высокое – в развивающихся. В среднем норма доходности составляет 7 со стандартным отклонением 2,2. Например, норма доходности для США была оценена в 12.

В приведенной модели в качестве фактора используется количество лет обучения. Таким образом, предполагается, что год обучения дает одинаковое количество знаний и навыков независимо от системы образования. Конечно это не так. Пренебрежение качественными характеристиками образования – недостаток приведенной модели.

Однако главный недостаток модели состоит в том, что она не в состоянии принять во внимание социальную окупаемость инвестиций в образование. Социальная или общественная окупаемость может быть выше, если увеличение показателей образования приводит к технологическому прогрессу или положительным социальным эффектам вроде сокращения преступления, безработицы и т.п. С другой стороны, общественная окупаемость инвестиций в образование может быть ниже, если образование является только статусным атрибутом или когда норма дохода на физический капитал выше номы дохода на человеческий капитал. В этом случае, увеличивающееся образование может привести к нерациональному использованию ресурсов и понизить социальные эффекты . В доказательство этому рассмотрим следующий пример.

Предположим, человек, имеющий определенный уровень образования, решает получить дополнительное образование, чтобы претендовать на более высокий доход. В этом случае остальные участники рынка труда будут вынуждены делать то же самое, чтобы оставаться в относительно не худшем положении. В результате мы имеем игру с нулевой сумой, то есть, в долгосрочной перспективе при прочих равных условиях доходы этих участников рынка не изменятся, а требования к рабочей силе со стороны работодателей повысятся. Поскольку все работники вступают в своеобразную гонку за образованием, такое явление получило название «образовательной спирали». Однако общество от такой «гонки» получает выгоду, поскольку человеческий капитал становится качественнее, а производительность труда растет. В рассмотренном примере мы можем говорить об отсутствии окупаемости затрат в образование для отдельных индивидов и наличии общественной окупаемости.

Кроме того, возможна ситуация, когда спрос на образование создается не экономическими потребностями, а стремлением индивидов повысить свой социальный статус. В этом случае, результаты образования, как правило, не задействуются в экономике (и индифферентны по отношению к производительности труда). Такая ситуация ведет к неоправданному расходу ресурсов. При этом в результате отсутствует и индивидуальная и общественная окупаемость вложений в образование.

Показательно, что последний пример, несмотря на то, что он был описан в зарубежной литературе, очень похож на происходящее сегодня в России. Повальное «остепенение» для получения некоего статуса приводит к обесценению образования вплоть до высшей школы. При этом очевидно, что в долгосрочной перспективе «псевдокандидаты» и «псевдодоктора» не получат существенных преимуществ в обществе по сравнению с остальными гражданами, поскольку кроме статуса есть еще один важный фактор, который пока нельзя учесть в подобных моделях – личные способности индивида. И потому, пока стремление к статусности преобладает над стремлением реализовать свои способности, ситуация вряд ли изменится.

Литература:

1. Barro, R.J., 1991, Economic growth in a cross section of countries, Quarterly Journal of Economics 106, 407-444.

2. Chu, Ke-young, and others. (1995). Unproductive Public Expenditures: A Pragmatic Approach to Policy Analysis, IMF Pamphlet Series, №48 (Washington: International Monetary Fund).

3. Flug, Karnit, Antonio Spilimbergo, and Erik Wachtenheim (1998). Investment in Education: Do Economic Volatility and Credit Constraints Matter? Journal of Development Economics, Vol. 55 (April), pp. 465-481.

4. Grier, K. and Tullock G., 1989, An empirical analysis of cross-national economic growth, 1951-1980, Journal of Monetary Economics 24, 259-276.

5. Kormendi, R.C. and P.G. Meguire, 1985, Macroeconomic determinants of growth: Cross-country evidence, Journal of Monetary Economics 16, 141-164.

6. Krueger, A. and M. Lindahl, 2001. Education for Growth: Why and For Whom? Journal of Economic Literature, 39: 1101-1136.

7. Landau, Daniel (1986). Government and Economic Growth in the Less Developed Countries: An Empirical Study for 1960-80. Economic Development and Cultural Change, Vol. 35, No. 1 (October), pp. 35-75.

8. Mincer, J. (1974): Schooling, Experience, and Earnings, New York: NBER Press.

9. Mingat, Alain, and Jee-Peng Tan (1992). Education in Asia: A Comparative Study of Cost and Financing (Washington: World Bank).

10. Mingat, Alain, and Jee-Peng Tan (1998). The Mechanics of Progress in Education: Evidence from Cross-Country Data. Policy Research Working Paper No. 2015 (Washington: World Bank).

11. Noss, Andrew (1991). Education and Adjustment: A Review of the Literature. PRE Working Paper WPS 701 (Washington: World Bank).

12. Psacharapoulos G. 1985. Returns to Education: A Further International Update and Implications. Journal of Human Resources, 20 (4).

13. Psacharapoulos G., and H.A. Patrinos, 2002. Returns to Investment in Education: A Further Update. World Bank Policy Research Working Paper, No. 2881.

14. Psacharapoulos, G. 1994. Returns to Investment in Education: A Global Update. World Development, 22(9) :1325-1343.

15. Summers, R. and A. Heston, 1988, A new set of international comparisons of real product and price levels: Estimates for 130 countries, Review of Income and Wealth 34, 1-25.

16. Tanzi, Vito, and Ke-young Chu, eds. (1998). Income Distribution and High-Quality Growth (Cambridge: MIT Press).

Экономические науки. Региональная экономика

магистр Климкова К. О.

магистр Дорждеева В. А.

Волгоградский государственный технический университет, Россия

Влияние образования на экономический рост

России и США: компаративный анализ

Один из ведущих социальных аспектов существенно влияющий на экономический рост региона- уровень образования занятого населения в экономике.Мировой опыт доказывает, что высокий темп экономического роста в решающей мере определяется квалификационным составом работников всех уровней. Система высшего образования готовит ученых, и это имеет большое значение для появления нового поколения знаний и инноваций. Что в дальнейшем может оказать непременное влияние на рост производительности труда. Научные исследования и разработки (НИР) – являются важной сферой, посредством которой осуществляется влияние образования на экономический рост.
К примеру, «вклад» технологических изменений в экономический рост США и других развитых стран оценивается в 20-40 % от ежегодного прироста национального производства. Это доказывает, что образование, особенно высшее, имеет огромное значение для развития НИР и играет определяющую роль в быстром овладении инновациями и адаптации к ним.

Оперируя определенными показателями для расчета Индекса развития человеческого потенциала, можно провести компаративный анализ двух стран: России и США, с целью определения влияния образования на экономический рост государства.

Одним из показателей расчета ИПЧР является уровень грамотности населения страны, включающий в себясреднее количество лет, потраченных на обучение и ожидаемую продолжительность обучения.

Средняя продолжительность обучения в США составляет 13,3 лет, в то время как в России этот показатель ниже – 11,7 лет. Разница в ожидаемой продолжительности обучения в двух странах ещё более высока, и составляет 2,5 года.В данном случае процентное превышение показателя по средней продолжительности обучения США над российским составляет 13,7%; по ожидаемой продолжительности – 17,5% (рис.1). Данный показатель не является абсолютно негативным, поскольку рассматриваются две абсолютно разные страны, в которых действуют свои институциональные особенности.

Рис.1 Ожидаемая и средняя продолжительность обучения (в годах) по данным 2012 г.

Следующий показатель, применяющийся для расчета ИЧПР, характеризует уровень жизни, оцененный через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США. Валовой национальный доход на душу населения в США составляет 43 480 долларов, в то время как аналогичный показатель в России -всего 14 461 долларов (рис.2). Превышение процента американского показателя составляет 300% по отношению к показателю России.

Исходя из того, что внутренний национальный продукт состоит из суммы внутреннего валового продукта и разницы между доходами резидентов страны, полученных за границей и доходами нерезидентов, полученных на территории страны. И сравнив ВНД двух стран, можно сделать вывод, что американские компании зарабатывают больше за границей, чем нерезиденты их страны на территории США, в России же бизнесу сложно развиваться внутри своей страны, не говоря о «дальних пределах». Видится возможной перспективой сокращения разрыва в данном показателе то, что Россия вступила во Всемирную торговую организацию в 2012 году, и будет развивать бизнес-связи за пределами государства.


Рис.2 Валовой национальный доход (ВНД) на душу населения в долларах США, по данным 2012 г.

Опираясь на вышеуказанные данные, с уверенностью можно сказать, что высокий показатель среднего числа лет, затраченного на образование, способен обеспечить рост экономики. Страны, опережающие по темпам развития научных исследований и разработок, гарантированно приобретают преимущества над конкурентами в долгосрочной перспективе.

Напрашивается вывод, что увеличение инвестиций в человеческий капитал имеет прямое отношение к экономическому росту. Следовательно, образование оказывает положительное влияние на инвестиции в физический капитал, и данный факт непременно отражается на экономическом росте государства.

Литература:

1.Доклад о человеческом развитии 2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире// Программа развития Организации Объединенных Наций. - New York, 2013.- 216 с.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об