Кейнсианская теория основывается на предположении. Использование при изучении экономики

Теория Кейнса ознаменовала новый подход к вопросу о роли и месте государственных финансов в процессе воспроизводства. Важнейшим положением этой теории служит утверждение, что экономика не является саморегулирующейся самостоятельно развивающейся системой и для поступательного развития она нуждается в активном вмешательстве государства. Приверженцы кейнсианства доказывают, что при капитализме не существует механизма, способного обеспечить полную занятость, и полагают, что автоматическая взаимосвязь между ставкой кредитного процента, соотношением цен и заработной платы отсутствует.

В подтверждение своей позиции они приводят такой аргумент, как слабая взаимосвязь между уровнем сбережений населения и размером процентной ставки по депозитам, поскольку в домашнем хозяйстве решение о сбережении некоторых сумм принимается под влиянием таких мотивов, как сбережение денег на случай потери работы или совершения крупной покупки. Кроме того, решения о сбережениях и инвестициях принимаются разными людьми, и при принятии инвестиционного решения размер стоимости заемных средств является лишь одним, причем не определяющим фактором, поскольку для потенциального инвестора более весомыми аргументами являются норма чистой прибыли, наличие политической стабильности в стране-реципиенте, состояние фондовых рынков, наличие платежеспособного спроса, совокупность рисков и т.д. В результате, как отмечал Кейнс, размеры сбережений домохозяйств и инвестиций предпринимателей могут совпасть только случайно.

Дж. М. Кейнс сформулировал постулат о том, что рыночная система никогда не была конкурентной. На основе данного положения и анализа реалий экономики первой трети XX в., он сделал вывод о том, что существование производителей-монополистов препятствует практическому применению положений классической теории об эластичности цен и заработной платы. Кроме того, существование организованных профсоюзов, политические факторы и фактор выборности органов государственной власти не дадут практической возможности реализовать курс на широкомасштабное снижение заработной платы.

Приверженцы этой теории особо подчеркивали ошибку представителей классиков, считавших, что снижение цен и заработной платы не приведет к росту безработицы. Действительно, поскольку заработная плата является основным источником доходов населения, то ее снижение вызовет падение доходов подавляющей части населения и последующий обвал спроса на продукцию. В этих условиях предприниматели не только будут ограничивать численность новых работников, но и, скорее всего, проведут сокращение числа занятых на предприятии. Развивая свою теорию, Кейнс доказывал факт нестабильности совокупного спроса, необходимость общего воздействия на экономику посредством активной государственной экономической политики, особенно в области финансов и кредитно-денежного регулирования. Большое значение придавалось фискальной политике. По этому поводу Кейнс писал, что "государство должно будет осуществлять свое руководящее влияние на склонность к потреблению частью путем соответствующей системы налогов, частью фиксацией нормы процента и частью, может быть, еще и другими способами".

Как полагали кейнсианцы, количество произведенных товаров и услуг, т. е. объемы производства, а соответственно и совокупная занятость, находятся в прямой зависимости от величины совокупных расходов на приобретение вышеупомянутых произведенных товаров и услуг. Поэтому первоочередная задача государства - регулировать размер совокупных расходов с целью смягчения циклического характера развития экономики и стимулирования экономического роста.

В данной теории выделяются четыре элемента совокупных расходов: потребление, инвестиции, расходы на чистый экспорт (за вычетом импорта), государственные расходы.

Очевидно, что наибольшее значение для определения размера потребительских расходов, как и уровня сбережений населения, имеет величина чистого дохода субъекта экономики, т. е. дохода, остающегося после уплаты налогов (поскольку инвестиционные затраты находятся под действием налоговых ставок и ставки процента, которая во многом определяется политикой центрального банка, экспорт и импорт также зависят от уровня налогообложения и таможенных пошлин). Наконец, государственные расходы, представляющие собой значительную часть совокупного спроса и непосредственно воздействующие на производство, занятость и уровень цен, зависят от размера государственных доходов, которые обеспечиваются налоговыми поступлениями. Следовательно, делали вывод кейнсианцы, и государственные расходы также зависят от уровня налогообложения и размеров налоговых ставок.

Важнейшее место в системе государственного регулирования кейнсианская теория отводила государственным расходам. Финансировать их предполагалось за счет займов и эмиссии денег, сознательно допуская дефицит бюджета. Однако при финансировании государственных расходов за счет займов происходит рост государственного долга, что имеет целый ряд негативных последствий для экономики. Во-первых, рост государственного долга обусловливает и увеличение расходов, связанных с его обслуживанием. Следствием такой ситуации будет неизбежный рост налогового бремени, который может погашать стремление к инвестициям, предпринимательству в целом. Эта ситуация, в частности, демонстрирует, как существование большого государственного долга может подорвать экономический рост.

Конечно, государство может использовать методы рефинансирования и частично переложить реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущего поколения. Однако в этом случае неизбежно будет иметь место значительный "эффект вытеснения", заключающийся в том, что выход государства на рынок ссудного капитала в качестве крупного заемщика неизбежно вызовет рост процентных ставок на рынке капитала. Такой рост ставок неизбежно сократит инвестиционный потенциал, поскольку рост процентных ставок сужает возможности частных фирм и населения по использованию заемного капитала. Соответственно, имеются все основания полагать, что повышение стоимости заимствований на рынке кредитных ресурсов приводит к сокращению объемов инвестиций и потому уменьшает размер фондов, остающихся следующим поколениям.

Воздействие государства на субъекты экономики, согласно теории Кейнса, подразделяется на фискальную политику, кредитно-денежную и комбинированную. Рассматривая значение финансов в государственном регулировании экономики, кейнсианцы обращали внимание на налоги не столько как на инструмент фиска, сколько как на элемент регулирования экономической политики, имеющий важное стабилизационное значение.

Кейнс впервые ввел понятие налоговых стабилизаторов и создал целую концепцию встроенных налоговых стабилизаторов экономики, которая получила весьма широкое распространение. Согласно данной концепции роль стабилизаторов призваны играть именно прогрессивная система налогообложения и социальные выплаты государства.

Задача государства состоит в том, чтобы сглаживать последствия экономических циклов и содействовать стабильности экономического положения, поскольку, как отмечал Кейнс, во время экономического подъема облагаемые доходы растут быстрее, чем налоговые поступления, а при кризисе налоговые поступления уменьшаются быстрее, чем падают доходы, и тем самым достигается относительное равновесие в обществе. Другими словами, объем налоговых доходов бюджета зависит не только от величины ставки налога, но и от изменения величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале налога. Колебания происходят автоматически и более значительны в уровне налоговых поступлений, нежели в уровне доходов. Сокращаясь (за счет изменения налоговой ставки, налоговых льгот), размер налогового бремени способствует росту доходов, что стимулирует и "склонность к потреблению", т. е. спрос. Кроме того, кейнсианцы полагали необходимым освобождение от подоходного налога малообеспеченных граждан параллельно с применением прогрессивного подоходного налогообложения для богатых слоев населения, обосновывая это не только доказательствами стимулирующей роли таких мер, но и тем, что подобная система является социально справедливой.

Следует отметить, что кейнсианская теория была "порождена" Великой депрессией. Сегодня, как реакция на современный мировой финансовый кризис, эта теория приобретает второе дыхание и, с определенными изъятиями, находит отражение в современной финансовой политике многих государств.

Послевоенное противоречие протекционизма и тенденций начинающейся глобализации мировой экономики, резкое ускорение научно-технического прогресса, распад Бреттон-Вудской валютной системы, растущая инфляция и общее падение уровня контроля национальных правительств над процессами, идущими в мировой экономике, вновь повысили актуальность поиска новой макроэкономической модели регулирования экономики.

Если говорить о кейнсианстве кратко, то можно сказать, что представители этой теории возлагают регулирование экономической ситуации на государство , так как массовый потребитель этого сделать не может.

Регулирование происходит за счет воздействия на совокупный спрос. Согласно теории Кейнса государство должно оживить спрос в масштабах национальной экономики.

К примеру, оно может сделать предприятиям крупный заказ на производство продукции. В свою очередь, это приведет к найму работников, которые увеличат свои расходы на товары. Соответственно, повысится совокупный спрос и наладится экономическая ситуация в целом.

Иначе говоря, кейнсианство как экономическая теория утверждает, что:

  • проблемы воспроизводства решаются за счет увеличения спроса;
  • вмешательство государства неизбежно;
  • необходимо поддерживать равновесие между потребителем и производством, доходом и занятостью.

Теории кейнсианства соответствует финансовая политика, направленная на механическое регулирование. Она пришла на смену классической модели.

Система мультипликаторов в модели Кейнса

Теория Кейнса породила концепцию мультипликатора инвестиций. Экономист считал, что национальный доход находится в зависимости от объема инвестиций. Он называл эту взаимосвязь мультипликатором дохода.

Это понятие объясняет нестабильность рыночной модели экономики. Даже незначительное изменение в объеме инвестиций способно спровоцировать заметное падение в области производства и занятости населения.

Кейнсианство: представители

Идеи Кейнса поддерживали такие экономисты, как Дж. Хикс, П. Самуэльсон, Э. Хансен и другие. Э. Хансен был главой американских последователей Кейнса. Он положил систему мультипликаторов в основу теории экономического цикла. Она заключается в способности государства сглаживать колебания производства ха счет увеличения и уменьшения расходов в различные периоды.

Помимо перечисленных экономистов, взглядов кейнсианской экономической школы придерживались и другие ученые. Среди них Джоан Робинсон, Ричард Каан, Рой Хэррод и прочие.

Кейнсианство и монетаризм

Теория монетаризма Милтона Фридмана — это полная противоположность кейнсианства.

В основе монетаризма лежит теория денег, в рамках которой государство практически не должно вмешиваться в экономику, а его роль в экономике ограничена контролем за оборотом денег.

А за кого вы — за Кейнса или за Фридмана? 🙂

1. Введение………………………………………………………………….2

2. Основные идеи кейнсианства…………………………………………3-10

2.1 Кейнсианство и другие направления экономической мысли ……..3

2.2 Теория эффективного спроса…………………………………………4

2.3 Макроэкономические процессы в кейнсианстве…………………….6

2.4 Мультипликатор, его роль в кейнсианской теории …………………9

3.Заключение…………………………………………………………………11

4.Список используемой литературы………………………………………..12

1.Введение.

В конце 20-х начале 30-х годов ХХ века экономику США поразил глубокий кризис. Этот кризис охватил не только американскую экономику - европейские страны тоже были подвержены кризису, причем в Европе этот кризис начался даже раньше чем в США. Например, в Англии объем промышленного производства за 1929-1933 гг. сократился почти на четверть, производство чугуна упало в два раза, а судов - традиционной английской продукции - в восемь раз.

Существовала потребность в новой рыночной теории, которая бы убедительно объяснила существование таких явлений, как массовая безработица, длительный спад производства, существование неиспользованных производственных мощностей и т.д., и указала возможные пути выхода из кризисного состояния без уничтожения рыночных основ хозяйствования. Руководители и экономисты ведущих стран мира лихорадочно искали способы выхода из кризиса.

Если «сила» неоклассической теории распространялась главным образом на микроэкономический анализ, то в условиях нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим и иной - макроэкономический анализ.

Существенная потребность в новой рыночной теории была удовлетворена выходом в свет работы Джона Мейнрада Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). После этого большинство молодых экономистов-рыночников стали последователями теории Кейнса.

Итак, мировой экономический кризис 1929-1933 гг. предопределил возникновение новых проблем научных исследователей, которые не утрачивают своей актуальности и в наши дни, ибо основное их содержание - это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. С тех пор берет свое начало нацеленное на решение этих проблем это теоретическое направление. Оно опирается на учение Дж. М. Кейнса, и его последователей и называется кейнсианским (кейнсианство).

Кейнсианство - экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной, денежно-кредитной политики и других активных мер воздействия на рыночный механизм.

2. Основные идеи кейнсианства.

Выдающийся английский экономист Джон Кейнс создал новую парадигму (греч. Paradeigma - образец), т.е. теорию и модель постановки проблем, став-ших образцом решения макроэкономических задач. Это положило начало новому разделу экономической теории - макроэкономике и переходу к ее регулятору, способному обуздать стихийные разрушительные силы рынка.

2.1 Кейнсианство и другие направления экономической мысли

Кейнсианское учение являет собой по преимуществу продолжение основополагающих методологических принципов неоклассического направления экономической мысли, поскольку и сам Кейнс, и его последователи, следуя идее «чистой экономической теории», исходят из приоритетного значения в хозяйственной политике общества прежде всего экономических факторов, определяя выражающие их количественные показатели и связи между ними, на базе предельного и функционального анализа, экономико-математического моделирования. Но в то время как Маршалл рассматривал спрос, предложение, цены преимущественно на уровне отдельных фирм, потребителей, т.е. на микроуровне, Кейнс пришел к выводу, что, прежде всего, следует выявить функциональные связи на уровне национального хозяйства. Кейнс показал, что экономический рост зависит от структуры общественного продукта, что все рынки взаимосвязаны и их необходимо изучать как единую, цельную систему.

Кейнс также не отрицал влияния меркантилистов на созданную им концепцию государственного регулирования экономических процессов. Его общие с ними суждения очевидны и заключаются:1)в стремлении увеличения массы денег в стране (как средство их удешевления и соответственно снижения ставок ссудного процента и поощрения инвестиций в производство);2)в одобрении роста цен (как способ, стимулирующий расширение торговли и производства; 3) в признании того, что недостаток денег служит причиной безработицы;4)в понимании национального (государственного) характера экономической политики.

В кейнсианстве отмечаются методологические расхождения с классиками и неоклассиками. У Кейнса отчетливо прослеживается мысль о нецелесообразности чрезмерной бережливости и накопительства и, наоборот, возможной пользе всемерного расходования средств, поскольку, как полагал ученый, в первом случае средства, скорее всего, приобретут неэффективную ликвидную (денежную) форму, а во втором - могут быть направлены на увеличение спроса и занятости.

Кейнс показал несостоятельность так называемого закона Сэя, согласно которому производство само формирует доходы, обеспечивая равновесие спроса и предложения. Конечно, когда осуществляется производство, то одновременно формируются доходы. Но где гарантия, что деньги, полученные в форме доходов, будут тотчас же израсходованы на покупку других произведенных товаров?

Нет, размер спроса не следует автоматически за предложением. В обществе происходят не бартерные сделки, товары реализуются и «обмениваются через посредство денег. Спрос, определяемый уровнем доходов, отстает от их динамики. Если же спрос меньше производимого продукта (и предложения), то часть продукции не находит сбыта. Возникает общее перепроизводство.

Кейнс приходит к выводу: доходы не равнозначны спросу. В случае нарушений (спрос не поспевает за предложением) цены реагируют не сразу и не успевают уравновесить спрос и предложение.

Вопреки классикам Кейнс утверждал, что цены не являются достаточно гибкими регуляторами рыночного хозяйства. Они относительно консервативны. О ситуации, складывающейся на рынке, обычно судят не по динамике цен, а прежде всего, по наличию товарных запасов, по динамике потребительского спроса. Что касается рынка труда, то здесь цены (номинальная заработная плата) плохо выполняют роль регулятора спроса на рабочую силу. При падении указанного спроса они, как правило, не снижаются.В отличие от классиков Кейнс показал, что рост сбережений не равнозначен росту инвестиций. Более того, при известных условиях рост сбережений может вести не к росту, а к уменьшению объема инвестиций.

В результате рыночный «автоматизм» не срабатывает, равновесие не восстанавливается. Классики рассматривают процессы, протекающие в рыночной экономике, в несколько условном, абстрактном виде. Они не учитывают, что в условиях олигополии цены не изменяются автоматически, они не столь гибки, как это обычно изображается на схемах; что информация о положении на рынке оказывается неполной и порой недостоверной.

Кейнс говорит о том, что регулятором национальной экономики в целом является не рынок, а государство.

2.2 Теория эффективного спроса.

Главная и новая идея кейнсианцев состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономи-ческий рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

Новаторство экономического учения Кейнса в части предмета изучения и в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, и, во-вторых, в обосновании концепции так называемого «эффективного спроса», т.е. по-тенциально возможного и стимулируемого государством спроса. Кейнс пришел к выводу, что уровень занятости и производства национального дохода, его динамика определяются не факторами предложения (размерами применяемого труда, капитала, их производительностью), а факторами платежеспособного спроса. Чтобы пояснить, почему именно спрос является решающим фактором при определении занятости, Кейнс вводит понятия совокупного предложения и совокупного спроса.

Совокупное предложение определяется соотношением совокупных (для общества) издержек и занятости. В течение короткого периода времени это соотношение не изменяется. Совокупный спрос отражает соотношение ожидаемых доходов (в масштабах общества) и занятости. Это соотношение весьма подвижно. Поэтому динамика занятости в решающей степени попадает в зависимость от факторов спроса. Совокупный спрос характеризует зависимость между реальным объемом национального производства, который готовы купить потребители (домашние хозяйства, фирмы, правительство, зарубежные импортеры), и уровнем цен (при прочих равных условиях). Это реальная сумма товаров и услуг, которая обеспечена платежеспособным спросом. Зависимость между ценами и объемом производства национального продукта - обратная. Точка пересечения совокупного предложения и совокупного спроса характеризует объем занятости. Кейнс называет ее точкой эффективного спроса. Эффективный спрос - это совокупный платежеспособный спрос, определяющий уровень занятости.

Проблема в том, как стимулировать совокупный спрос? Какие факторы стоят за ним? Иначе говоря, каковы основные компоненты совокупного спроса? Ими являются потребление С и инвестиции I, т.е. У=С + I

Проблема совокупного спроса (и занятости) связана с проблемой потребительского спроса, который зависит от совокупного денежного дохода и от того, как расходуется этот доход. То есть, от прироста дохода и от пропорции, в которой доход распадается на потребление С и сбережения S.

Структура потребления населения меняется. Структура потребления наемных рабочих начинает напоминать структуру потребления собственников, основная функция которых заключается в накоплении денежных средств, умножении капитала.

Кейнс отмечает мотивы поведения людей, ведущие к известному сдерживанию расходов, направляемых на приобретение потребительских товаров. Среди них - скупость, предусмотрительность, расчетливость.В результате предельная склонность к потреблению в обществе падает. А именно с ней связан потребительский спрос. Расширяющийся объем сбережений не успевает поглощаться спросом на инвестиционные товары. Кейнс, в отличие от своих предшественников, утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление виду психологически обусловленной склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов.

По Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит перманентное получение доходов Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, постоянна и может поэтому обусловливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода. Кейнс определил «Основной психологический закон». Суть этого «закона»: «Психология общества, такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход».

Сказанное свидетельствует о том, что в методологии исследования Кейнса учитывается немаловажное влияние на экономический рост и неэкономических факторов, как-то: государство (стимулирующее потребительский спрос на средства производства и новые инвестиции) и психология людей (предопределяющая степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов).

2.3 Макроэкономические процессы в кейнсианстве.

Модель макроэкономики Кейнс представил как сложную систему взаимосвязи и взаимодействия всех сфер и секторов, где рыночный механизм находится под воздействием психологических факторов, кругооборот товаров органично связан с финансово-денежными потоками, развитие частной инициативы сочетается с воздействием макрорегулирования, процесс общественного воспроизводства является многоуровневой и многомерной системой.

Получатели доходов не обязаны и не торопятся расходовать их целиком на покупку товаров. В этом случае, по представлению «классиков», должны вмешаться цены. Если предложение товаров обогнало спрос, то цены должны снизиться, и запасы произведенных товаров будут реализованы. Однако этого не происходит. Цены не поспевают уравнивать спрос и предложение. Цены снижаются мгновенно только на графиках экономистов. В действи-тельности же при падении спроса цены «зависают» на прежнем уровне, т.е. остаются неизменными. А потому и производство сокращается не сразу. Процесс приспособления носит длительный характер.

Решающую роль Кейнс отводил инвестициям. Объем производства фактически формируется в соответствии с предпринимательскими ожиданиями: какой будет уровень эффективного (совокупного) спроса в предстоящем периоде. Эти ожидания соответствуют определению объема инвестиций. Инвестор сравнивает процентную ставку (стоимость наличных денег для инвестирования) с предельной эффективностью капитала.

Функция потребления обычно остается стабильной во времени, но, как выяснено, отстает от роста доходов. Компенсацией отставания потребительского спроса может служить только увеличение инвестиционного спроса. Иначе неизбежен рост безработицы и падение тем-пов роста национального дохода. Вот почему, прежде всего, необходимо стимулировать инвестиционную деятельность.

Росту совокупного спроса препятствуют два «тормоза»: «Психология потребителя и падение эффективности капиталовложений».Суть первого «тормоза» рассмотрена выше.Второй «тормоз» связан с тем, что ввиду значительных и постоянно растущих размеров накопленного капитала перспективы инвестирования становятся все менее благоприятными.

Раз сбережения обгоняют потребление (склонность к потреблению снижается, к сбережению - растет), надо возрастающие сбережения направить в инвестиционную сферу. Проблема инвестиций - проблема перевода сбережений в инвестиции. Как добиться того, чтобы сбережения без особых задержек трансформировались в инвестиции?

В отличие от классиков, для которых стремление к сбережению выступало в качестве позитивного фактора, Кейнс приходит к другому выводу: рост сбережений может не способствовать, а препятствовать экономическому росту. Аргументация Кейнса состоит в следующем. Динамика сбережений и инвестиций зависит от различных факторов. Сбережения растут по мере роста дохода. Инвестиции зависят от ожидаемой прибыльности капиталовложений и уровня процентной ставки.

Избыточные сбережения ведут к избыточному предложению. В итоге прибыльность инвестиций снижается. Денежные сбережения растут, но не направляются в виде реальных инвестиций в отрасли, обеспечивающие экономический рост. Величина сбережения изменяется в зависимости не от уровня процентной ставки, а от роста совокупного дохода С.

Размеры инвестиций, по Кейнсу, зависят от ожидаемого объема доходов от капиталовложений или от их предельной эффективности и от нормы процента. Предприниматели продолжают процесс инвестирования, пока предельная эффективность капиталовложений остается выше нормы процента. Если норма процента высока, то владельцы сбережений не станут вкладывать средства в инвестиции, в капиталовложения. Ведь можно без особых усилий получить достаточно надежные и относительно высокие доходы более легким способом. В тех случаях, когда уровень ожидаемой прибыльности от инвестиций снижается и приближается к норме процента, инвестиционная деятельность сворачивается, наступает депрессия. Норма процента определяет нижний предел прибыльности будущих инвестиций. Чем ниже она, тем оживленнее инвестиционный процесс. И наоборот.

Процент, по Кейнсу, представляет собой автономный «монетарный феномен». Процент - это не цена сбережений. Они делаются лишь тогда, когда потребности удовлетворены. Поэтому повышение процентной ставки не стимулирует роста сбережений. По мнению Кейнса, процент - это та цена, которую платят за отказ от ликвидности. Уровень процентной ставки определяется в зависимости от предложения и спроса на деньги или денежные остатки (сбережения в денежной форме).

Спрос на деньги регулируется законом предпочтения ликвидности. Желание иметь при себе наличность Кейнс называл «предпочтением ликвидности». То есть предпочтение ликвидности - это стремление сохранять сбережения в денежной форме как наиболее ликвидной, чтобы иметь возможность в удобный момент обратить их в выгодные инвестиции.Отказ от ликвидности рассматривается как жертва, требующая компенсации. За отказ от ликвидности владелец денег получает процент. Он выплачивается обладателю денежных средств, предоставляемых им взаймы. Ликвидность - психологический феномен.Неустойчивая конъюнктура усиливает склонность к ликвидности. Для ее преодоления требуется высокий процент, тогда деньги будут обращены в ценные бумаги, депозиты.Стабильность денежного рынка, напротив, понижает предпочтение ликвидности, а вместе с тем и процентную ставку.

Формирование нормы процента Кейнс рассматривает в качестве связующего звена, посредством которого денежная масса влияет на производство национального дохода. Итак, в центре концепции Кейнса два положения: 1) совокупный доход больше спроса и больше потребления; 2) норма прибыли и спрос на инвестиции зависят от нормы процента.

Процентная ставка держится на слишком высоком уровне, что ограничивает инвестиции. Недостаточность совокупного спроса объясняется недостаточностью потребительского спроса и дефицитом инвестиционного спроса. Как выйти из этого положения?

Поскольку основой экономического роста служит спрос, то его надо стимулировать. Если этого не сделать, то часть дохода застрянет в форме праздных сбережений, и это обострит проблему реализации произведенной продукции.Помочь может вмешательство государства. Оно должно повлиять на склонность к потреблению, на предельную эффективность капитала, на норму процента. А через них - на национальный доход и занятость.

Первое. Проводимая политика должна быть направлена на понижение процентной ставки посредством увеличения денежной массы. При неполной занятости это приведет к ее увеличению и росту производства и в меньшей степени скажется на росте цен. Пока существует безработица, увеличение денежной массы будет стимулировать спрос. Дешевый кредит активизирует капиталовложения, поднимет их эффективность. Но Кейнс признавал, что воздействие прироста денежной массы на инвестиции может тормозиться ростом цен и заработной платы до наступления полной занятости. Здесь есть опасность. Кейнс назвал ее «ловушкой ликвидности». Ее суть заключается в том, что денежная масса растет, но на каком-то этапе (очень низкий процент) понижение процентной ставки останавливается. «Накачивание» денег теряет смысл. Решающее значение Кейнс придавал не денежно-кредитной, а бюджетной политике.

Второе. Суть бюджетной политики, по Кейнсу, - организация инвестиций. Частные инвестиции растут недостаточно. Их надо компенсировать за счет государства. Отсюда рецепт - расширение государственных инвестиций, организация общественных работ, даже если они бесполезны. Не столь важно, куда пойдут бюджетные средства, важно, чтобы они через эффект мультипликатора привели к росту занятости и увеличению национального дохода. Бюджетные средства должны использовать частные инвесторы через систему государственных заказов и закупок.

Третье. Кейнс не исключал государственного воздействия на по-требительский спрос, но считал это делом второго ранга. Он выступал за более равномерное распределение национального дохода. Увеличение доходов и покупательной способности малообеспеченных слоев населения (через повышение пенсий, стипендий, льготное налогообложение) способствовало бы росту эффективного спроса на предметы потребления. Стимулирование потребления как канала подкачки эффективного спроса, по Кейнсу, носит подчиненный характер.

2.4 Мультипликатор, его роль в кейнсианской теории.

Важную роль в кейнсианской теории играет концепция мультипликатора (от лат. умножающий). Мультипликатор выражает количественную связь между приростом инвестиций и приростом дохода, усиливает (множит) воздействие инвестиционного спроса на увеличение доходов. В чем состоит мультипликационный эффект? В том, что увеличение инвестиционного спроса неизбежно сопровождается увеличением потребительского спроса, причем в большей степени, чем первого. Рост доходов работников, занятых в инвестиционном секторе, означает увеличение их спроса на потребительские товары. Следовательно, растут выпуск и доходы в отраслях, производящих предметы потребления. В свою очередь это вызывает расширение производства и доходов в «третичном» секторе. Первоначальный «толчок» к расширению производства будет нарастать по принципу цепной связи между отраслями. Увеличение (в связи с ростом доходов) потребительского спроса в отрасли, куда вложены дополнительные инвестиции, например, в дорожном строительстве, стимулирует выпуск продукции в отраслях, занятых производством предметов потребления для дорожников, т.е. дополнительный выпуск в пищевой, легкой промышленности. У работников этих отраслей также увеличиваются доходы в связи с расширением производства. Отсюда растет и их спрос на соответствующую продукцию. И так процесс подталкивания вторичного, третичного, четвертичного спроса развертывается дальше. Спрос передается из отрасли в отрасль, но не в нарастающей, а в убывающей прогрессии.

Эффект мультипликации зависит от первоначального «толчка» и доли дохода, выделяемого его получателями на потребление, т.е. от предельной склонности к потреблению. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем выше коэффициент мультипликации. Величина мультипликации - это не производственный эффект инвестиций, а результат прироста доходов и соответственно спроса в инвестиционных и сопряженных с ними отраслях. У Кейнса мультипликатор занятости равен мультипликатору инвестиций.

Мультипликатор и прирост потребления (предельная склонность к потреблению) находятся в прямой пропорциональной зависимости. Чем больше часть дохода, идущая на потребление, тем сильнее действует мультипликатор. Напротив, мультипликатор и прирост сбережений находятся в обратно пропорциональной зависимости. Мультипликатор - величина, обратная к предельной склонности к сбережению.

Совокупный эффект мультипликатора проявляет себя не мгновенно, а как бы «растягивается» на некоторый период. Эффекты мультипликатора могут наслаиваться и добавляться. В жизни действует многосложный мультипликатор. Мультипликатор проявляет себя при наличии неиспользованных производственных мощностей и незанятой рабочей силы. Эффект мультипликации обычно имеет место в условиях подъема, а не спада. Мультипликатор способен не только усиливать, но и сокращать (причем кумулятивно) национальный доход в случае, если инвестиции и инвестиционный спрос падают. Чем больше потребляемая часть прироста дохода, тем дольше действует мультипликационный эффект.

Рассматривая эффект мультипликации, Кейнс имел в виду в первую очередь расходы из государственного бюджета, в том числе на общественные работы. Он иронично замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, чтобы только занять безработных. Например, наполнять старые бутылки банкнотами и закапывать их в землю в бездействующих шахтах, предоставив возможность безработным выкапывать эти банкноты из земли. Это способствовало бы исчезновению безработицы и увеличению как реальных доходов общества, так и его капитального богатства.

Стимулирующий эффект мультипликатора зависит от многих факторов. Если увеличиваются налоги, то величина реального мультипликатора снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов «уплывет» за границу, увеличится дефицитность платежного баланса.

Инвестиционная деятельность, как известно, наименее стабильна, она сильнее подвержена внешним воздействиям, чем, скажем, сфера потребления. На учете действия мультипликационных связей строится экономическая политика, принимаются решения по регулированию экономической жизни.

3.Заключение.

Подытоживая сказанное, важно отметить практические итоги кейнсианской революции. Принципы кейнсианской модели государственного регулирования легли в основу социально-экономической политики правительств США, Англии и других западных стран, которая проводилась с 50-х гг. и до середины 70-х гг. и получила название планируемого и регулируемого капитализма. Она дала обнадеживающие результаты: это был наибольший период бескризисного развития мировой капиталистической экономики за весь послевоенный период. Совершенно новыми были и ее социальные результаты.

До наступления Великой американской депрессии ученые всячески подчеркивали способность экономической системы приспосабливаться к изменению условий и всячески амортизировать всякого рода потрясения. Практически единодушно считалось, что периоды потрясений носят временный характер, причем восстановление экономики наступает автоматически.

Кейнс отрицал не только эффективное функционирование, но и само существование стабилизирующих механизмов, обеспечивающих плавное развитие экономики. Он настаивал на серьезном расширении роли правительства в процессе стабилизации экономики и предотвращении в будущем потрясений, подобных кризису 30-х годов.

Сущность "кейнсианской революции" заключалась в отказе от ряда аксиом, общепринятых в неоклассической школе:

· тезиса об автоматическом установлении равновесия спроса и предложения

· взгляда на национальный доход, как на постоянную величину при данном экономическом потенциале страны

· убеждения о нейтральном характере денег по отношению к экономическим процессам

Кейнс и его последователи - научная школа кейнсианцев - пришли к выводу, что на нынешнем этапе развития рыночной экономики государство должно играть куда более активную роль. Эта роль заключается в поощрении развития экономики и спроса, с использованием денежных инструментов.

Кейнс утверждал, что государство может справиться с экономическими кризисами. Кейнс рекомендовал активное вложение государственных средств в экономику для стимулирования ее развития через повышение “эффективного спроса”, причем без роста государственной собственности.

Важнейшим рычагом управления, Кейнс считал деньги, так как они, по его словам, “являются связующим звеном между настоящим и будущим “.

Постоянно, но умеренно растущие цены и доходы расширяют рамки рынка и позволяет наращивать объемы производства, а также сокращает безработицу.

Не все положения кейнсианцев выдержали проверку временем, однако в целом подходы к данной проблеме сохранили свое значение вплоть до настоящего времени.

4.Список используемой литературы:

1.Агапова И.И. «История экономической мысли» М.: «Тандем»,1998.

2.Бартенев С.А. «История экономических учений» Учебник. М.: Экономистъ, 2004.

3. История экономических учений/ под ред.Автономова В. Учебник.М.: ИНФРА-М,2000.

4.История экономических учений /под ред. Адвадзе В.С.. Учебник.М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004.

5.Негиши Т. «История экономической теории». Учебник /Пер. с англ. - М., 1995.

6.Сурин А.И. «История экономики и экономических учений». Учебно-метод. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000.

7.Ядгаров Я.С.» История экономических учений». Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999.

Кейнсианство -- макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была Общая теория занятости, процента и денег Джона Мейнарда Кейнса, опубликованная в 1936 году, тем не менее, ряд научных работ Дж. М. Кейнса, где вырабатывается его теория, публикуются с начала 1920-х гг., под влиянием уроков и последствий Первой мировой войны. В работе «Экономические последствия мира» Дж. М. Кейнс выдвигает в качестве центральной проблему внешних рынков для побежденной Германии, а наложение на нее огромных контрибуций Кейнс считал трагической ошибкой, которая должна привести к возрождению экспортной экспансии этой страны и появлению противоречий, которые, как и прогнозировал Дж. М. Кейнс, приводят к новой мировой войне.

Появление экономической теории Кейнса называют «кейнсианской революцией». С 40-х до первой половины 70-х годов 20 века концепция Дж. М. Кейнса занимала доминирующие позиции в правительственных и академических кругах наиболее развитых индустриальных стран Запада. В 1950-е и 1960-е многие положения кейнсианства были поставлены под сомнение представителями неоклассической школы. Появление монетаризма прервало господство кейнсианства, тем не менее, монетаризм использовал концепцию денежного регулирования, разработанную Дж. М. Кейнсом. Именно Кейнсу принадлежит идея создания МВФ. Развитие теории последователями Кейнса называют неокейнсианство (новокейнсианство, посткейнсианство).

Под влиянием кейнсианства большинство экономистов пришли к убеждению в полезности и необходимости проведения макроэкономической политики для долгосрочного роста, избегания инфляции и рецессий. Однако, в 1970-х гг. в Соединенных Штатах снова случился кризис, при котором была высокая безработица и одновременно высокая инфляция, это явление получило название стагфляции. Это ослабило доверие экономистов к кейнсианству. Впоследствии кейнсианцы смогли объяснить в рамках своей модели и явление стагфляции.

Мировой экономический кризис 1920--1930-х годов, великая депрессия 1929--1933 годов наглядно продемонстрировали последствия, к которым приводит либеральный подход неоклассиков. Вероятно, именно они оказались главной «конкретно-исторической» причиной кейнсианства. Кейнс обособил макроэкономику в самостоятельную дисциплину, в то время как классики и неоклассики не выделяли макроэкономические вопросы в качестве самостоятельного объекта рассмотрения. Кейнс предложил варианты преодоления недостатков классического подхода к анализу экономической жизни: отверг принципы оптимизации и методологического индивидуализма в качестве обязательных предпосылок для выведения функций экономических переменных и построения экономических моделей; внес фундаментальные изменения в экономическую теорию, осуществив принципиально новый анализ макроэкономических взаимосвязей. В результате удалось доказать необходимость активного вмешательства государства в макроэкономическое функционирование рыночного хозяйства. Такое вмешательство наилучшим образом осуществляется при проведении макроэкономической политики, которая претворяется в жизнь по усмотрению правительства в зависимости от состояния экономической конъюнктуры.

Дж. М. Кейнс сформулировал знаменитый основной психологический закон, сутью которого является положение о том, что по мере роста доходов отдельного индивида в составе его расходов возрастает удельный вес сбережений. Подобный подход Кейнс аргументирует «здравым смыслом». При уменьшении доходов, наоборот, население уменьшает выделение средств на сбережение, чтобы сохранить прежний уровень жизни. Ввиду того, что государство обладает большим объемом информации, чем отдельные индивиды, Кейнс предполагает активное государственное вмешательство в экономические процессы с целью поступательного развития страны.

Рыночной экономике несвойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина -- склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счет общественных работ и бюджетного финансирования.

По данной схеме развитые страны успешно строили экономику в течение 25 лет. Лишь в начале 1970-х начали проявляться проблемы макроэкономической политики, обострившиеся в связи с нефтяным кризисом 1973 г.

Кейнс выстраивал следующую цепочку: падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства ведет к разорению мелких товаропроизводителей, к увольнениям наемных работников большими предприятиями, и крупномасштабной безработице. Безработица влечет снижение доходов населения, то есть покупателей. А это, в свою очередь, форсирует дальнейшее падение покупательского спроса на товары и услуги. Возникает замкнутый круг, удерживающий экономику в состоянии хронической депрессии.

Кейнс предлагал следующий выход: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство. Если государство предъявит (и оплатит) предприятиям некий крупный заказ, это приведет к дополнительному найму рабочей силы со стороны этих фирм. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечет рост совокупного предложения товаров и услуг, и общее оздоровление экономики. При этом начальный государственный заказ, предъявленный предприятиям, может быть грандиозным и в той или иной степени даже малополезным.

Основные методологические положения подхода Дж. М. Кейнса:

  • 1. Важнейшие проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать не с позиции изучения предложения ресурсов, а с позиции спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.
  • 2. Рыночная экономика не может саморегулироваться, и поэтому вмешательство государства неизбежно.
  • 3. Кризисы перепроизводства нежелательны, поэтому проблему равновесия в макроэкономике следует решать с позиции «эффективного спроса», который выражает равновесие между потребителем и производством, доходом и занятостью.

Введение термина «эффективный спрос» стимулировало анализ макроэкономических показателей, что позволило выяснить, как функционирует экономическая система в целом, движется поток производимой, распределяемой и потребляемой стоимости.

Основным инструментом регулирования экономики признавались бюджетная политика, на которую возлагались задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования.

Идеи Кейнса получили дальнейшее развитие в работах представителей посткейнсианства как «ортодоксальных» кейнсианцев (Д. Хикса, Э. Хансена, А. Лейонхуфвуда и др.), так и левых кейнсианцев (Дж. Робинсон, П. Сраффы и др.). Глава американских последователей Кейнса Э. Хансен положил кейнсианский коэффициент мультипликатора в основу теории экономического цикла. Он сделал вывод, что увеличивая расходы в периоды кризисного спада производства и уменьшая их в периоды «перегрева экономики», государство способно сглаживать циклические колебания производства и занятости.

Кейнсианство ввело в научный оборот макроэкономические агрегатные (совокупные) величины (макроэкономические индикаторы), их количественные взаимосвязи. Тем самым оно дало импульс развитию новых разделов экономической науки, в частности эконометрики.

1. Государство активно вмешивается в регулирование экономики

2. Государство становится ведущим субъектом экономики, обладающим собственностью

3. В рыночной экономике должно действовать регулирование

4. Государственный план определяет направления экономического и социального развития страны

5. Государство поддерживает «эффективность» спроса

Причины спадов производства и увеличения безработицы Кейнс видел в недостаточности покупательского спроса. Потребители с увеличением дохода увеличивают потребление, но не в той мере, поскольку все большая часть дохода уходит в сбережения. Отсюда возникает недостаточность спроса.

Государство должно стимулировать:

1. Спрос потребителей на предметы потребления

2. Спрос предпринимателей на инвестиционные товары

3. Государственные расходы на экономические и социальные цели

4. Кейнсианская концепция нашла применение в государственной политике многих стран, что принесло им ощутимые результаты. В 50 – начале 70-х годов повысились темпы экономического роста, занятость и уровень жизни разных стран.

НЕОКОНСЕРВАТОРЫ

1. Середина 70-х годов ознаменовалась глубоким мировым экономическим спадом, вызванным совпадением кризиса перепроизводства и спадом большого цикла.

Также существенное повышение цен на мировом рынке на сырье, спровоцировало существенное увеличение темпов роста инфляции издержек.

Кейнсианская теория преодоления цикличности развития экономики с помощью государственного регулирования не оправдала себя. Более того, появилась стагфляция, совмещающая в себе инфляцию и спад производства.

Активировались неоклассики, разбившиеся на два течения:

· Последователи кейнсианства , опирающиеся на основную роль государства в экономике

· Неоконсерваторы , выступившие за невмешательство государства в экономическую деятельность

2. Основные направления неоконсервативной критики кейнсианской теории:

· Кейнс пренебрегал дефицитностью бюджета, если спрос надо было увеличить. погашение дефицита за счет займов и дополнительных эмиссий порождало инфляцию. Кейнс считал, что умеренная инфляция способствует росту спроса.

· Для обеспечения государственных расходов Кейнс вводил большие ставки налогов. Но увеличение налогов снижает стимулы к труду, падает доход и, следовательно, налоговые поступления.

3. Неоконсерваторы разбились на 3 школы , предлагавшие свои методы преодоления стагфляции:

· Монетаризм , поддерживающий количественную теорию денег.

Стагфляция объяснялась большой денежной массой. Объем денежной массы влияет на уровень производства в краткосрочном периоде, а в долгосрочном – на инфляцию.

Представитель монетаризма Милтон Фридмен признавал систему цен регулятором рыночной экономики, основывавшимся на 3-х функциях цен: инфляционной, стимулирующей и распределительной.

Предлагаемые меры по преодолению инфляции (государство регулирует только денежную массу):

o Ограничение денежной массы

o Недоступность дополнительных эмиссий

o Ограничение социальных выплат

· Теория рациональных ожиданий отвергала государственное регулирование и планирование.

Рынки равновесны, отклонения объясняются недостатком информации. Хозяйственные субъекты оценивают экономическое положение и принимают решения. На правильность решений влияет непредсказуемость действий государства. Причиной цикличного развития экономики являются шоки, основными из которых являются изменения производительности и объема государственных расходов.

· Теория предложения выступает за свободу частного предпринимательства и саморегулируемость рынка. Мерой против стагфляции признавалось снижение налогов на зарплату и прибыль. увеличатся стимулы к труду, повысится доход и, следовательно, налоговые поступления.

Разработанное неоконсерваторами рыночное регулирование экономики опиралось на принцип «эффективного предложения» - поощрение частного предпринимательства.

4. Наиболее последовательно неоконсервативная теория применялась в экономической политике США и Англии в период правления Р. Рейгана и М. Тэтчер, получив соответствующие названия «рейгономики» и «тэтчеризма». Снижение налогов на прибыль и доходы, частичная приватизация государственных предприятий снизили темпы инфляции и дефицит бюджета и увеличили темпы экономического роста. Но и неоконсервативная политика не преодолела цикличность развития экономики (кризис 1979 – 1981 гг.).

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ

1. После краха кейнсианской концепции, отстаивающей главную роль государства в регулировании экономики, потерпела неудачу и теория неоконсерваторов, опиравшаяся на саморегулируемость рынка.

Применение чистого государственного или чистого рыночного регулирования экономики показало свою неэффективность и нецелесообразность.

2. Необходимость смешанного регулирования экономически породила неоклассический синтез.

Основой неоклассического синтеза является отрицание существования макроэкономического регулятора, избавляющего экономику от цикличности развития, инфляции и безработицы. Неоклассический синтез подразумевает смешанное управление.

Признается необходимость государственного регулирования для производства общественных благ и для социальной сферы. Рыночное регулирование применяется для производства потребительских товаров.

3. Основными целями смешанного управления является поддержание:

· Эффективности экономики

· Постоянства экономического роста

· Социальной справедливости

Посредством смешанного управления, достигается равновесие совокупного спроса и предложения, являющееся результатом действия и рыночного, и государственного регулирования.

И наконец, необходимость государственного вмешательства в экономику, построенную на принципах рынка, ее государственного регулирования подтверждается последними исследованиями.

В 2001 г. Нобелевская премия в области экономики присуждена трем американским экономистам – Стиглицу, Акерлофу и Спенсу за исследование по теории рынков с ассиметричной информацией.

Исследование, которое проводилось ими в течение 13 лет, показало, что в условиях абсолютно свободного, стихийного рынка продавец и покупатель поставлены в заведомо неравные условия. Возникает масса проблем, что ведет (при отсутствии государственного вмешательства) к дестабилизации рынка, к кризису.


ВОПРОСЫ:

1. Какова эволюция взаимного влияния государства и рынка? Чем она обусловлена?

2. Какую связь вы видите между развитием рынка и НТП?

3. Когда сформировалось понятие «государственная экономическая политика»? Чем это было вызвано? Отличается ли практическая сторона экономической политики от научной?

4. Что вы можете сказать по поводу мнения немецкого экономиста Олкена: «Больше или меньше государственности – такая постановка проходит мимо проблемы. Речь идет не о количественной, а о качественной проблеме. Сколь нетерпимо в эпоху промышленности, современной техники крупных городов и скоплений людских масс пускать на самотек формирование экономического порядка, столь и само государство не способно руководить экономическим процессом».

(Подсказка: процесс производства может и должен регулироваться самонастраивающимся экономическим механизмом, государство же должно присматривать за созданием этого механизма, а далее – за его исправностью).

5. Расскажите о:

· Либеральном направлении отношения к государственному регулированию рыночного хозяйства

· Консервативном направлении

· Неоконсервативном направлении

6. Раскройте содержание опыта США по выходу из кризиса 1929 – 1933 гг. на основе государственного регулирования хозяйственной жизни.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об