Фискальная политика государства представляет собой. Фискальная политика государства

Фискальная политика

Один из возможных ожидаемых результатов фискальной политики: совокупный спрос увеличивается, что ведет к подъему экономики

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. Fiscal policy ) - правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе . Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги , трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства .

Основные цели фискальной политики

Фискальная политика, помимо монетарной политики , является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель - стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие , что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен . Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос , так и совокупное предложение .

Влияние фискальной политики

На совокупный спрос

Основными параметрами фискальной политики являются государственные закупки (обозн. G ), налоги (обозн. Tx ) и трансферты (обозн. Tr ). Разница между налогами и трансфертами называется чистыми налогами (обозн. T ). Все данные переменные включены в состав совокупного спроса (обозн. AD ) :

Потребительские расходы (C ) делятся на две группы: автономные от размера доходов домохозяйств и составляющие определенную долю от располагаемого дохода (Yd ). Последние зависят от предельной нормы к потреблению (обозн. mpc ), то есть на сколько увеличиваются расходы с каждой дополнительной единицы дохода. Таким образом,

, где

Одновременно, располагаемый доход является разницей между совокупным выпуском и чистыми налогами:

Из этого следует, что налоги, трансферты и государственные закупки являются переменными совокупного спроса:

Следовательно, очевидно, что при изменении любого параметра фискальной политики изменяется вся функция совокупного спроса. Влияние данных инструментов также можно выразить с помощью экономических мультипликаторов .

На совокупное предложение

Предложение всех товаров и услуг обеспечивают фирмы , важные макроэкономические агенты. На совокупное предложение влияют налоги и трансферты; государственные расходы не имеют на предложение особого влияния. Налоги фирмы принимают как очередные затраты на единицу продукции, что заставляет их сократить предложение своего товара. Трансферты же, наоборот, приветствуются предпринимателями, поскольку они могут увеличить предложение предоставляемых ими услуг. Когда большое количество фирм проводят одинаковую политику предложений товаров, изменяется совокупное предложение всей рассматриваемой экономики. Таким образом, государство может влиять на состояние экономики с помощью правильного введения налогов и трансфертов .

Фискальная политика и состояние экономики страны

Бизнес-циклы в макроэкономике

Абстрактное изображение бизнес-циклов в экономике

При любой экономической системе можно выделить циклические колебания: подъемы и спады в экономике, вызванные шоками совокупного спроса и совокупного предложения и называемые бизнес-циклами , экономическими или деловыми циклами. Фазами бизнес-циклов являются подъем, «пик», рецессия (или спад) и «дно», то есть кризис. Наиболее глубокую рецессию называют депрессией . Нередко такие колебания деловой активности непредсказуемы и нерегулярны. Также существуют разные по периоду, частоте и размеру циклы деловой активности. Причины таких циклов могут быть самыми разными: от войн, революций, технологического процесса и поведения инвесторов до, например, количества магнитных бурь за год и рациональности макроэкономических агентов . В общем, такое нестабильное поведение экономики объясняется постоянным дисбалансом между совокупными спросом и предложением, общими расходами и объёмами производства . Теория бизнес-циклов приобрела большую популярность благодаря американскому экономисту Уильяму Нордхаусу . Большой вклад в развитие теории деловых циклов внесли такие люди, как Роберт Лукас , норвежский экономист Финн Кидланд и американец Эдвард Прескотт .

Как правило, политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе цикла находится страна: подъеме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую экономическую политику , чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъем, то правительство проводит сдерживающую экономическую политику , дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране .

Стимулирующая политика

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса , то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики . В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов . Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объёмов выпуска в большинстве случаев .

Сдерживающая политика

Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики ». В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать её высоких темпов в случае экономического бума .

Автоматическая и дискреционная

Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую . Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая свое состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для неё автоматически снизились .

Недостатки фискальной политики

Эффект «Crowding-out»

Данный эффект, также известный как эффект вытеснения проявляется при увеличении государственных закупок товаров и услуг с целью стимулирования экономики. Признается как основной недостаток фискальной политики многими экономистами, особенно представителями монетаризма . Когда государство увеличивает свои расходы , ему требуются деньги на финансовом рынке. Таким образом, на рынке заемных средств растет спрос на деньги . Это приводит к тому, что банки повышают цены за свои кредиты, то есть увеличивают свою процентную ставку по таким причинам как мотив максимизации прибыли или просто нехватка денег для выдачи в кредит. Повышение ставки процента не любят инвесторы и предприниматели фирм, особенно начинающих, когда у компании нет собственного «стартового» денежного капитала. В итоге, из-за высоких процентных банковских ставок, инвесторам приходится брать все меньше кредитов, что ведет к снижению инвестиций в экономику страны . Таким образом, стимулирующая фискальная политика не всегда эффективна, особенно если в стране не развивается должным образом бизнес любого рода. Возможен и эффект «Crowding-in», то есть увеличение инвестиций из-за сокращения государственных расходов .

Другие недостатки

Примечания

  1. David N. Weil «Fiscal Policy» (англ.) // The Concise Encyclopedia of Economics : Статья.
  2. Яндекс. Словари. «Определение фискальной политики»
  3. Матвеева Т. Ю. 12.1 Цели и инструменты фискальной политики // Введение в макроэкономику . - «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. - С. 446 - 447. - 511 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-7598-0611-0
  4. Grady, P. «Fiscal Policy» (англ.) // The Canadian Encyclopedia : Статья.
  5. Матвеева Т. Ю. Курс лекций по макроэкономике для МИЭФ. - «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2004. - С. 247 - 251. - 444 с.
  6. Матвеева Т. Ю. 4.4 Экономический цикл, его фазы, причины и показатели // Введение в макроэкономику . - «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. - С. 216 - 219. - 511 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-7598-0611-0
  7. Олег Замулин, «Реальные деловые циклы: их роль в истории макроэкономической мысли.»
  8. «Яндекс. Словари», Определение экономических циклов
  9. Harper College Material «Fiscal Policy» (англ.) : Лекция.
  10. Investopedia «Definition of Crowding-out Effect» (англ.) : Статья.
  11. Edge, K. «Fiscal Policy and Budget Outcomes» (англ.) : Статья.
  12. Матвеева Т. Ю. 12.3 Виды фискальной политики // Введение в макроэкономику . - «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. - С. 458-459. - 511 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-7598-0611-0

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фискальная политика" в других словарях:

    Регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями. Различают два вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую. Фискальная политика… … Финансовый словарь

⚡ Фискальная политика ⚡ - это совокупность финансовых мероприятий го­сударства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависи­мости от таких стратегических задач, как, например, антикризис­ное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с ин­фляцией.

Современная фискальная политика включает прямые и косвен­ные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются:

  • а) затраты на расширенное воспро­изводство
  • б) непроизводительные расходы государства
  • в) разви­тие инфраструктуры, научных исследований и т.п.
  • г) проведение структурной политики
  • д) содержание военно-промышленного комплекса и др.

С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского . Важную роль здесь играет система нало­гообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства:

  • а) дискреционную
  • б) политику автоматических стабилиза­торов

Проанализируем их подробнее.

Дискреционная политика


Дискреционная (от лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами.

Первая зависимость состоит в том, что рост государственных расходов увеличивает (потребление и инвести­ции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.

Другая зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот, снижение налогов ведет к возра­станию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Указанные зависимости используются в дискреционной поли­тике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика отличается на разных фазах .

Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государствен­ные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит по­литику сдерживания деловой активности - сокращает государ­ственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем .

Политика автоматиче­ских (встроенных) стабилизаторов


Второй вид фискальной политики - политика автоматиче­ских (встроенных) стабилизаторов . Автоматический стабили­затор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты.

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее уве­личиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по и иные социальные расходы государства. Заодно снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

В фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад производства.

3.5.1. Понятие и содержание фискальной политики. Типы и инструменты фискальной политики

Фискальная политика – это политика, которая предполагает использование возможностей правительства: взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня в условиях деловой активности и решение различных социальных задач.

Это политика государства в области государственных расходов и налогов.

Эту политику проводят законодательные органы власти , т.к. они контролируют налогообложение и государственный бюджет.

Основные цели фискальной политики:

1. Сглаживание колебаний экономического цикла.

2. Стабилизация темпов экономического роста.

3. Достижение высокого уровня занятости.

4. Снижение темпов инфляции.

Основные инструменты:

1. Государственные расходы.

2. Налоги.

Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Изменение государственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе и через него влияет на макроэкономические цели.

Главная задача фискальной политики – сбалансированность макроэкономической системы. В целом, фискальная политика направлена на сбережение полной занятости и производство неинфляционного валового национального продукта. Обычно фискальная политика проводится в определении инструментов дискреционного и недискреционного характера (в виде «фискальной смеси») и дает максимальный эффект в краткосрочном периоде.

Фискальная политика бывает двух типов:

Дискреционная

Это политика активная.

Это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами. Проводится в долгосрочном периоде.

Основные инструменты:

1. Государственная программа занятости (финансовые биржи труда, размещение государственных заказов на частных предприятиях).

2. Разработка различных социальных программ.

3. Программа общественных работ (производство общественных товаров – общественный транспорт, связь, благоустройство парков, скверов).

Изменение налоговых ставок – основной инструмент.

Политика встроенных стабилизаторов пассивная политика. Она основана на том, что налоговые поступления и значительная часть государственных расходов автоматически вызывает изменение в относительном уровне налогов и бюджетных расходов.

Основные инструменты:

Подоходный налог;

Пособия по безработице;

Социальные выплаты;

Индексация доходов.

В период спада действует стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) – складывается из:

Увеличение государственных расходов;

Уменьшение налогов;

Сочетание роста государственных расходов со снижением налогов.

Это приводит к дефицитному финансированию, но обеспечивается сокращение падения производства.

В условиях инфляции сдерживающая политика .

Она называется фискальная рестрикция :

Уменьшение государственных расходов;

Увеличение налогов;

Сочетание сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Такая политика ориентируется на положительное сальдо бюджета, которое вызывает сокращение производства.

Политика встроенных стабилизаторов (пассивная) – экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких–либо шагов со стороны правительства.

Основные стабилизаторы – изменение налоговых поступлений.

В период экономического подъёма налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательской способности и сдерживание экономического роста.

В период экономического спада налоговые поступления сокращаются, и происходит постепенное увеличение покупательной способности, сдерживает экономический спад.

Предыдущая

Лекция №-9.

Фискальная политика


План


1. Фискальная политика, ее цели и инструменты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос.

3. Виды фискальной политики.

4. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение.

Достоинства и недостатки фискальной политики.


1. Фискальная политика, ее цели и инструменты


Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.


2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос


Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект. Механизм и мультипликативный эффект воздействия каждого из инструментов фискальной политики - государственных закупок, налогов (аккордных и подоходных) и трансфертов - на совокупный спрос в кейнсианской модели (модели кейнсианского креста) был подробно рассмотрен в лекции №6.


3. Виды фискальной политики


В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.


Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при пере греве экономики) (рис.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:

а) сокращение государственных закупок;

б) увеличение налогов;

в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.фискальный политика налог трансферт

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется , но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т - величина налоговых поступлений, t - ставка налога, а Y - величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: > ), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 - за счет действия встроенных стабилизаторов.


4. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение


Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов - к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций). Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).


5. Достоинства и недостатки фискальной политики


К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора . Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3. Наличие автоматических стабилизаторов . Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

  1. Эффект вытеснения . Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.
  2. Наличие внутреннего лага . Внутренний лаг - это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.
  3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

Проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики

  • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.
  • Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики - монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) - т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования». Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.
Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

  • 6. Рынок, его назначение и функции, классификация рынка
  • 7. Спрос и величина спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Способы задания функции спроса. Детерминанты спроса. Эластичность спроса.
  • 8. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Способы задания функции предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения.
  • 9. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное ценообразование. Рыночный дефицит и излишек. Излишек покупателя и рента продавца.
  • 10. Вмешательство государства в рыночное равновесие: прямые и косвенные способы воздействия на рынок.
  • 11. Кардиналистский подход в теории потребительского выбора. Первый закон Госсена. Спрос и полезность. Закон равных предельных полезностей.
  • 12. Ординалистский подход в теории потребительского выбора. Предпочтения потребителя. Кривые безразличия. Карта безразличия.
  • 13. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения. Парадоксы Гиффена и Веблена.
  • 14. Понятие фирмы и её цели. Классификация фирм: по основным целям, по размерам, по формам собственности.
  • 15. Продукт, доход и прибыль фирмы. Условия максимизации прибыли. Экономическая прибыль.
  • 16. Равновесие фирмы-конкурента в краткосрочном периоде (графич. Решение)
  • 17. Издержки производства. Внутренние и внешние издержки. Постоянные и переменные издержки. Нормальная прибыль.
  • 18. Общие, средние и предельные издержки. Правило минимизации издержек.
  • 19. Износ и амортизация основного капитала. Методы расчета амортизации.
  • 20. Классификация рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции.
  • 22. Рынок несовершенной конкуренции, его модели. Общая характеристика рынка несовершенной конкуренции.
  • 23. Монополия, её характеристика. Естественная монополия. Оптимальный объем выпуска монополиста (графическое решение). Ценовая дискриминация.
  • 24. Антимонопольное регулирование: цели и методы воздействия. Индекс концентрации власти
  • 25. Монополистическая конкуренция: характеристика, дифференциация продукта, неценовая конкуренция.
  • 26. Олигополия: характеристика, стратегия поведения фирмы.
  • 27. Рынок труда и его особенности. Спрос и предложение труда. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы.
  • 28. Рынок земли. Цена земли, земельная рента.
  • 29. Кривая Лоренца. Показатели изменения неравенства доходов
  • 30. Проблемы рыночной экономики. Фиаско рынка.
  • 31. Предмет макроэкономики. Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки.
  • 32. Система национальных счетов. Ввп. Способы измерения ввп в системе национальных счетов. Реальный и номинальный ввп. Дефлятор ввп.
  • 33. Совокупный спрос и факторы, определяющие изменение величины совокупного спроса. Детерминанты совокупного спроса.
  • 34. Совокупное предложение в долгосрочном и краткосрочном периодах. Детерминанты совокупного предложения.
  • 35. Макроэкономическое равновесие. Последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения.
  • 36. Экономический рост: способы графического задания, показатели, типы. Цикличность экономики. Фазы и виды циклов. Причины экономических циклов.
  • 37. Безработица: понятие, показатели и виды. Естественный уровень безработицы. Последствия безработицы. Государственная политика борьбы с безработицей.
  • 38. Инфляция, её показатели и виды. Последствия инфляции.
  • 39. Денежный рынок. Спрос на деньги. Функции денег. Денежные агрегаты.
  • 40. Предложение денег. Банковская система. Функции Центрального банка. Активы и пассивы цб.
  • 41. Коммерческие банки: цель, функции. Банковский мультипликатор.
  • 42. Сущность и цели монетарной политики. Её инструменты, виды.
  • 43. Налоговая система: классификация налогов, функции налогов. Кривая Лаффера.
  • 44. Фискальная политика: цели, инструменты, виды.
  • 45. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Виды состояний госбюджета. Дефицит госбюджета и способы его финансирования. Государственный долг, его виды и последствия.
  • 46. Международные экономические отношения. Государственное регулирование международной торговли – политика протекционизма и фритредерства. Таможенные пошлины, квоты, лицензии, субсидии, демпинг.
  • 47. Валютные системы. История развития международных валютных систем. Основные черты современной (ямайской) валютной системы.
  • 44. Фискальная политика: цели, инструменты, виды.

    Фискальная политика представляет собой меры правительства по стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

    Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются:

      обеспечение стабильного экономического роста;

      обеспечение полной занятости трудовых ресурсов - решение проблемы безработицы;

      обеспечение стабильного уровня цен - решение проблемы инфляции.

    Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки; налоги; трансферты (это выплаты, не связанные с покупкой товаров и услуг).

    В зависимости от режима функционирования инструментов фискальной политики ее подразделяют на недискреционную и дискреционную политику. Недискреционную политику называют политикой «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются: прогрессивная система налогообложения, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. При этом, размеры поступлений и выплат автоматически изменяются в случае изменения ситуации в экономике.

    Дискреционная политика – это сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей. Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:

      изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки;

      осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение занятости безработным;

      реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.д. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда.

    В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика делится на :

      стимулирующую, осуществляемую с целью преодоления спада и предполагающую увеличение государственных расходов и снижение налогов;

      сдерживающую, призванную ограничить циклический подъем и предполагающую сокращение государственных расходов и увеличение налогов.

    45. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Виды состояний госбюджета. Дефицит госбюджета и способы его финансирования. Государственный долг, его виды и последствия.

    Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

    Доходы государственного бюджета:

      Налоги на доходы юридических и физических лиц

      Поступления от реального сектора (налог на прибыль)

      Поступление косвенных налогов и акцизов

      Пошлины и неналоговые сборы

      Региональные и местные налоги

    Расходы государственного бюджета:

      Промышленность

      Социальная политика

      Сельское хозяйство

      Государственного управление

      Международная деятельность

    • Правоохранительная деятельность

      Здравоохранение

    Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

    1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное , что соответствует излишку (или профициту ) государственного бюджета

    2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю , т.е. бюджет сбалансирован

    3) когда доходыбюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное , т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

    Источники финансирования бюджетного дефицита

    Внутренее финансирование :

    выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)

    бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней

    использование средств центрального банка

    Внешнее финансирование :

    продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке

    кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций

    кредиты иностранных правительств.

    Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов,скорректированную на величину бюджетных излишков.

    Различают два вида государственного долга: 1) внутренний, который возникает в результате выпуска государством ценных бумаг (облигаций); 2) внешний, образующийся в результате займов у других стран и международных финансовых организаций. Оба видагосударственного долга были рассмотрены выше. Наличие значительногогосударственного долга, во-первых, снижает эффективность экономики, поскольку предполагает отвлечение средств из производственного сектора как на обслуживание, так и на выплатудолга; во-вторых, перераспределяет доход от частного сектора кгосударственному; в-третьих, обусловливает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что вдолгосрочной перспективе может привести к сокращению запаса капитала и уменьшению производственного потенциала страны, к валютному кризису и высокой инфляции; в-четвертых, возлагает бремя выплатыдолга на будущие поколения, что может способствовать снижению уровня их благосостояния.

    "
     
    Статьи по теме:
    Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
    Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
    Измерение валового регионального продукта
    Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
    Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
    Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
    Корректирующие коэффициенты енвд
    К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об