Банковская система — это. Как устроена банковская система страны: структура, функции, развитие

Успешное развитие национальной экономики государства требует наличия в стране эффективной банковской системы. Есть большое количество способов выстроить ее. Но для начала руководству страны предстоит определиться с тем, какого типа банковскую систему предполагается развивать. На какие ориентиры в данном случае может обратить внимание государство?

Что такое банковская система

Прежде чем исследовать основания, по которым может быть классифицирована структура каждой модели), определимся с сущностью рассматриваемого термина. Каковы распространенные подходы исследователей к раскрытию соответствующего понятия?

В российской экспертной среде под банковской системой чаще всего понимается среда взаимодействия государства, различных учреждений и организаций, физических и юридических лиц, в которой осуществляются предусмотренные законом операции с денежными средствами и финансовыми активами. Данные коммуникации могут происходить посредством самых разных механизмов. Банковская система — это финансовый институт, который является неотъемлемой частью национальной экономики страны.

Сущность отмеченных коммуникаций с участием государства, юридических и физических лиц во многом определяется типом банковской системы. Изучим то, какими они могут быть.

Классификация банковских систем

Существует достаточно много оснований для классификации банковских систем. В российской практике получила распространение концепция, по которой соответствующие финансовые институты могут быть представлены в следующих основных разновидностях:

Распределительная (или одноуровневая) система;

Переходная система;

Рыночная (или двухуровневая) система.

Изучим их специфику подробнее.

Одноуровневая система

Отмеченные типы банковских систем предполагают, таким образом, выделение одноуровневых финансовых институтов.

Их специфика заключается в наличии горизонтальных коммуникаций между кредитными учреждениями, осуществлении операций по управлению капитала на основе универсальных стандартов и норм. Отмеченный тип банковской системы характерен главным образом для государств со слаборазвитой экономикой, а также для стран, в которых практикуются хозяйственной системы.

Двухуровневая система

Рассматриваемая концепция, в рамках которой определяются различные типы банковских систем, предполагает выделение также двухуровневых финансовых институтов.

В рамках последних коммуникаций между кредитными организациями осуществляются как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Касательно второго механизма, подразумевается взаимодействие между ЦБ - ключевой финансовой структурой в государстве - и нижестоящими банками. В рамках горизонтального механизма устанавливаются коммуникации между равноправными в аспекте юридического статуса кредитными учреждениями. Роль ЦБ в двухуровневой системе — в обеспечении ликвидности подотчетных финансовых структур, а также в осуществлении макроэкономического регулирования.

Типы банковских систем, рассмотренные нами выше, не вполне коррелируют с соответствующим финансовым институтом, который существовал в советское время — в силу того, что он обладает рядом уникальных характеристик. В чем это выражается? Выше мы отметили, что одноуровневая банковская система предполагает наличие единственного механизма коммуникаций между отдельными кредитными учреждениями — по горизонтали. Двухуровневая предполагает, что к процессу взаимодействия финансовых структур подключается также Центральный банк.

Говоря о советской модели, нельзя сказать, что ее в полной мере характеризуют признаки первого или второго типа систем. Дело в том, что банки в СССР работали в условиях ярко выраженной централизации и строгого подчинения Госбанку. То есть никаких между ними практически не происходило. В свою очередь, какие-либо критерии, позволяющие выделить два уровня взаимодействия финансовых учреждений в СССР, также обнаружить сложно. Дело в том, что Госбанк был частью единой национальной банковской системы, и его роль, подобно той, что выполняет Центральный Банк России сейчас, не ограничивалась вопросами поддержания ликвидности и регулированием. Его функции выражались фактически в предоставлении полного спектра предусмотренных законодательством банковских сервисов посредством сети подчиненных региональных банков.

Вместе с тем некоторые исследователи все же склонны относить советскую модель организации работы кредитно-финансовых организаций к типу одноуровневых. Какова аргументация экспертов на этот счет? Дело в том, что Госбанк СССР, обладая монополией практически на все типы банковских сервисов, собственно, и становился тем самым «единым уровнем» операций с капиталом. Есть исследователи, которые классифицируют кредитно-финансовую систему СССР и иных государств, для которых характерна административная модель хозяйственного управления, как отдельную разновидность — централизованную.

Переходная система

Какими признаками характеризуется банковская система переходного типа? В ней можно проследить коммуникации, которые характерны, как для одноуровневой разновидности финансовых институтов, так и для двухуровневой. В первом случае может идти речь о наличии в государстве банков, которые по показателю оборотов занимают значительную долю во всей национальной кредитно-финансовой системе и одновременно сохраняют выраженную независимость от ЦБ в части реализации финансовой политики, продвижения на рынке, определения приоритетов развития. С другой стороны, в банковской системе страны могут присутствовать учреждения, которые, в свою очередь, напрямую подотчетны ЦБ и сохраняют суверенитет в пределах, установленных законодательством.

Современная банковская система РФ

Итак, мы рассмотрели основные типы банковских систем в рамках концепций, что получили распространение в среде современных исследователей. Говоря о современных финансовых институтах России, каким образом их можно классифицировать?

По большинству признаков банковская система Российской Федерации — двухуровневая. В ней практически не ведут деятельность финансовые учреждения, которые не подотчетны ЦБ. В свою очередь, банковская система Российской Федерации предполагает функционирование большого количества кредитных организаций, которые активно взаимодействуют между собой в горизонтальной плоскости. Центробанк РФ осуществляет как эмиссионные, так и регулятивные функции. Он обеспечивает посредством предоставления им займов в соответствии с

Вместе с тем некоторые исследователи считают, что тип банковской системы России сейчас — все-таки смешанный. Но не в части сочетания признаков одноуровневой и двухуровневой моделей, а в аспекте присутствия некоторых признаков, что характерны для централизованной советской системы организации соответствующего финансового института. Эксперты аргументируют данную точку зрения тем, что в РФ ведущие банки — государственные. К таковым относится Сбербанк, "ВТБ", "Россельхозбанк". Это предопределяет тот факт, что государство, подобно Госбанку СССР, фактически держит национальную под контролем. В свою очередь, в РФ вполне сложилась банковская система рыночного типа, предполагающая, что в соответствующем сегменте коммерческих активностей будет присутствовать большое количество игроков, взаимодействующих по горизонтали. Данный признак характерен для двухуровневой модели.

Отметим, что до СССР - во времена Российской Империи - в нашей стране также существовала в достаточной мере развитая банковская система. Она характеризовалась, как считают многие исследователи, весьма эффективным взаимодействием государственных и частных финансовых структур. По мнению ряда экспертов, исторический опыт тех лет в определенной степени применим для современной России.

Международный опыт

Изучив основные принципы, по которым функционируют банки и банковская система РФ, рассмотрим наиболее примечательные факты, касающиеся работы соответствующего финансового института в зарубежных странах. Особенно полезно будет обратить внимание на опыт передовых западных экономик. Развитие банковской системы России осуществляется в рамках капиталистической модели. Очевидно, что опыт западных государств в этом смысле несопоставимо больше.

Подходы к определению роли банков

В числе наиболее примечательных трендов, характеризующих современный банкинг в западных странах — переосмысление подходов к пониманию роли банков в национальной экономике. Дело в том, что в западных странах классические кредитно-финансовые организации — не единственные игроки в соответствующем сегменте рынка. Намечается усиление роли и значимости для национальной экономики небанковских организаций. Данные структуры могут осуществлять деятельность, в определенной степени близкую к той, что характерна для классических банков: например, предоставлять услуги по приему платежей, содействовать осуществлению расчетно-кассовых операций. В то же время работа подобных структур может не требовать наличия лицензии ЦБ и не подлежит в таком случае столь же строгой проверке на предмет соответствия финансовому законодательству, что практикуется надзорными органами в отношении банков.

Безусловно, подобные организации уже активно ведут деятельность и в России. К таковым относятся прежде всего электронно-платежные системы, а также микрокредитные организации. Действительно, их нельзя причислить к банкам, но в то же время они могут предоставлять услуги, характерные как раз-таки для классических финансовых учреждений. По мнению некоторых исследователей, специфика деятельности ЭПС, микрофинансовых организаций и иных небанковских структур в России в том, что законодатель стремится унифицировать положения, что регулируют активности структур рассматриваемого типа и классических банков. Какова аргументация экспертов, придерживающихся данной точки зрения? Так, исследователи считают, что Закон «Об электронно-платежной системе» как раз-таки предполагает отмеченную унификацию регулирующих норм. Например, в части идентификации потребителя соответствующих услуг. Если в первые годы работы ЭПС в России для полноценного пользования электронно-платежными сервисами в РФ человеку не нужно было подтверждать свою личность, то с момента принятия закона, о котором идет речь, такая необходимость возникла.

В свою очередь, на Западе роль банковской системы, как отмечают некоторые аналитики, рассматривается несколько в ином контексте. ЭПС и иные игроки, не относящиеся к категории классических кредитно-финансовых организаций, должны, в соответствии с одной из популярных концепций, должны занимать отдельную, прямо не связанную с банкингом нишу. Но какие критерии могут лежать в основе разделения двух сегментов?

Так, по мнению исследователей, банки и банковская система призваны выполнять следующий спектр функций:

Физических и юридических лиц с полной гарантией сохранности капитала;

Организацию для бизнесов расчетно-кассовых операций со всеми признаками юридической значимости;

Предоставление «длинных» кредитов (ипотеки, займов для предпринимателей).

В свою очередь, небанковские структуры должны, в соответствии с одной из популярных концепций, сконцентрироваться на следующих активностях:

Обеспечение быстрых и надежных денежных переводов, приема платежей за частные и государственные услуги;

Предоставление технологической инфраструктуры для оплаты билетов на различные виды транспорта;

Предоставление «коротких» займов (главным образом тех, что классифицируются как микрокредиты);

Содействие эффективной работе интернет-магазинов.

Таковы ключевые принципы, отражающие разграничение роли традиционных кредитно-финансовых структур и небанковских организаций в западных странах. В какой степени подобная концепция совместима с российской практикой финансовых коммуникаций? По мнению ряда экспертов, ключевые из рассмотренных выше принципов вполне подходят для РФ. Самое главное — чтобы законодатель обеспечивал должный уровень сопровождения активностей игроков рынка в части соответствующих сервисов.

Коммерческие и инвестиционные банки

Во многих западных странах практикуется разграничение банков (и это еще одно возможное основание для классификации соответствующих систем) на те, что выполняют кредитно-финансовые функции, и те, что практикуют главным образом инвестиционные активности (связанные с куплей-продажей акций, ценных бумаг и т. д.). Так, например, в США это фактически два разных типа организаций. Аналогично обстоят дела в Японии. В России сложилась практика, при которой под единым брендом могут формироваться подразделения, отвечающие как за банковскую, так и за инвестиционную деятельность. Например, в структуре холдинга "ВТБ" есть структуры "ВТБ24" и "ВТБ Капитал". Первая занимается банкингом, вторая — как раз-таки инвестиционными активностями.

Роль Центрального банка

Особенности работы Национальной банковской системы во многом определяются спецификой деятельности ЦБ, его ролью в экономике государства. Какие есть подходы к ее пониманию в развитых капиталистических экономиках?

Есть государства, в которых ЦБ является единоличным регулятором национальной финансовой системы. В числе таковых — Австралия, Ирландия, Италия. В некоторых странах ЦБ делит отмеченную функцию с другими организациями — подобная практика сложилась в США, Германии, Франции. В числе наиболее интересных моделей организации национальной банковской системы — американская.

Так, в структуре соответствующего финансового института в США присутствуют фактически четыре типа учреждений:

Национальные кредитные организации;

Банки штатов, входящие в структуру Федеральной резервной системы;

Банки, не входящие в ФРС, но аффилированные с Федеральной корпорацией по страхованию вкладов;

Кредитные структуры, не взаимодействующие с отмеченными организациями.

ФРС в данном случае выступает аналогом Центробанка, который осуществляет эмиссионные функции и поддерживает ликвидность. Однако в США могут также работать кредитные учреждения, не связанные с активностями Федеральной резервной системы.

Перспективы развития банковской системы РФ

Итак, мы изучили понятие и типы банковских систем. Какая из концепций развития соответствующего финансового института лучше всего подходит для России? Ответ на этот вопрос предполагает сложный анализ экономических, социальных, а во многом также и культурных и исторических факторов, характеризующих специфику развития РФ как государства. По мнению многих исследователей, проблемы банковской системы России, что наблюдаются сейчас, в частности, сравнительно высокий процент по кредитам, относительно большая зависимость российских финансовых учреждений от зарубежных займов, предопределяются как раз-таки тем, что многие западные стандарты внедряются в практику банкинга в РФ без учета национальной специфики коммуникаций государства, бизнеса и граждан в данной сфере.

В связи с этим многие эксперты считают полезным исследовать не только опыт западных стран в части развития соответствующего финансового института, но также и исторические модели функционирования кредитных организаций в России. Тем более что они, как мы отметили выше, существовали на протяжении длительных периодов и характеризовались, по мнению ряда исследователей, высокой степенью развитости. Таким образом, функционировавшие в России исторические типы банковских систем и их характеристика могут стать не менее значимым источником опыта с точки зрения совершенствования текущей модели государственного управления национальным капиталом.

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков икредитных учреждений , действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включаетцентральный банк , сетькоммерческих банков и других кредитно-расчётных центров. Центральный банк проводит государственнуюэмиссионную ивалютную политику , является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все видыбанковских операций .

Структура банковской системы

В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся науниверсальные испециализированные банки (инвестиционные банки ,сберегательные банки ,ипотечные банки , банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании ,инвестиционные фонды ,страховые компании ,пенсионные фонды ,ломбарды ,трастовые компании ).

Типы банковских систем

Международная практика знает несколько типов банковских систем:

    распределительную централизованную банковскую систему;

    рыночную банковскую систему;

    банковскую систему переходного периода.

Распределительная (централизованная) банковская система: государство - единственный собственник, монополия государства на формирование банков, одноуровневая банковская система, политика единого банка, государство отвечает по обязательствам банков, банки подчиняются правительству и зависят от его оперативной деятельности, кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке , руководитель банка назначается центральной или местной властью вышестоящими органами управления.

В противоположность распределительной (планово-административной) системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банковскую деятельность. Для банковской системы в условиях рынка характерна банковская конкуренция . Эмиссионные и кредитные функции разделены между собой. Эмиссия денег сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки - коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Коммерческие банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков.

Банковская инфраструктура

Банки, как элементы банковской системы, могут успешно развиваться только во взаимодействии с другими элементами и, прежде всего, с банковской инфраструктурой. К элементам банковской инфраструктуры относятся:

    законодательные нормы (определяющие статус кредитного учреждения, перечень выполняемых им операций);

    внутренние правила совершения операций (обеспечивающие выполнение законодательных актов и защиту интересов вкладчиков, клиентов банка, его собственных интересов в целом, методическое обеспечение);

    построение учёта, отчётности, аналитической базы (компьютерная обработка данных, управление деятельностью банка на базе современных коммуникационных систем);

    структура аппарата управления банком.

Понятие банка происходит из итальянского языка, и в переводе означает лавка, стол. Банкьери - так называли менял и ростовщиков в средневековой Италии.

Банк - это финансовый институт , который производит разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами . Банки - это финансово-кредитные учреждения, которые оказывают финансовые услуги правительству, физическим и юридическим лицам . Свойства банков :

  • извлечение прибыли;
  • осуществление банковских операций;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • деятельность на основании лицензии государства;
  • отсутствие прав на совершение торговой, производственной или страховой деятельности.

Виды банков не многочисленны: центральные банки и коммерческие. Центральные банки - регулируют банковскую систему на государственном уровне, в том числе выпуск национальной валюты. Коммерческие банки ведут предпринимательскую деятельность в банковской системе.

Коммерческие банки бывают трех типов:

  • инвестиционные банки (инвестиции , ценные бумаги);
  • сберегательные банки (вклады, депозиты);
  • универсальные (все виды банковской деятельности).

Функции банков.

  1. Хранение денег клиента: первая исторически, и до сих пор одна из основных функций банка.
  2. Перевод денег от одного клиента другому безналичным расчетом (путем изменения соответствующих записей).
  3. Кредиты (кредиты имеют стимулирующее воздействие на производственную сферу экономики и на предпринимательство; кроме того, еще один положительный момент этой функции - создание дополнительной денежной массы).
  4. В ресурсах банков привлеченный и заемный капитал преобладает над собственным, что влечет за собой повышенную ответственность перед клиентами-вкладчиками и кредиторами.
  5. Одновременная работа с клиентами из разных сфер деятельности, в том числе с противниками (конкурентами).

Ресурсы банков состоят из собственного капитала и привлеченных средств. Собственный капитал - это резервный фонд банка, средство защиты в случае потери банком ликвидности и необходимости возврата вкладов. Собственный капитал состоит из:

  • уставного капитала (минимальный размер имущества банка);
  • фонды за счет прибыли;
  • добавочный капитал (доход на продаже ценных бумаг, на курсовой разнице и разнице при переоценке основных средств).

Привлечение средства в ресурсах банка - это:

  • депозиты физических и юридических лиц;
  • межбанковские кредиты ;
  • векселя и облигации банка.

Банковская система.

Банковская система - это комплекс всех видов национальных банков и кредитных учреждений. Структура банковской системы состоит из двух уровней.

На верхнем уровне центральный или эмиссионный банк, который регулирует деятельность всей системы. На нижнем уровне коммерческие банки (универсальные и специализированные - инвестиционные, сберегательные, ипотечные, кредитные и т.д.).

Главные элементы в инфраструктуре банковской системы:

  • законодательные нормы;
  • регламент совершения операций;
  • учет, отчетность и обработка баз данных;
  • структура аппарата управления (руководства).

Банковская инфраструктура - это то, без чего не может нормально развиваться система банков; она представляет для банков такой же регулятор поведения, как для человека - моральные и правовые нормы.

Говоря о банках и системе банков, нельзя не упомянуть о понятии банковской тайны - своего рода кодекса чести банка. В некоторых странах всем сотрудникам банка запрещено распространять информацию о клиентах, их счетах и перемещениях средств.

Каждое государство представляет собой сложную структуру, которая состоит из большого количества различных ведомств, частных организаций и отдельных социальных групп. При этом подобное состояние вещей существовало далеко не всегда. Изначально в мире государств попросту не было. Вместо них существовали небольшие родоплеменные общины. С течением времени их размер увеличивался, что показало неэффективность влияния подобных социальных структур на большие людские общности. Этот факт стал отправной точкой развития государственного строя во всем мире.

Что касается современности, то сегодня страны - это ключевая форма организации людей. При этом внутри них существуют отдельные структуры, которые отвечают за координирование человеческой деятельности. Например, система органов власти обеспечивает контроль над внутренними отношениями державы. Кроме этого, существует также ряд иных систем, которые выполняют довольно специфические функции. Как правило, они регулируются законодательством. К числу подобных можно отнести банковскую систему государства. Она имеет множество характерных особенностей и некоторые отличительные моменты, обусловленные спецификой отдельных государств.

Понятие банка

Чтобы ответить на вопрос о том, как устроена банковская система страны, необходимо выяснить ключевые моменты её наиболее мелких элементов. Таковыми на сегодняшний день являются кредитно-финансовые организации. В большинстве случаев они известны всем нам под названием банки.

Организации подобного рода являются ключевыми субъектами внутренних экономических отношений государства. Ведь на них возлагаются задачи по выполнению определенных операций с денежными средствами и ценными бумагами. Кроме этого, банки осуществляют финансовые услуги для правительства, физических и юридических лиц.

Особенности упомянутых организаций

Любой банк является коммерческим лицом юридического характера. Данная особенность обуславливает некоторые ключевые моменты подобных организаций. На сегодняшний день существует несколько ключевых признаков банков, а именно:

  • подобные организации создаются с целью извлечения как можно большей прибыли;
  • в соответствии с нормами действующего законодательства имеют право совершать одноименные операции;
  • имеют право привлекать денежные средства физических и юридических лиц для их дальнейшего использования в своих целях;
  • кредитно-финансовые организации действуют на основе специального разрешения;
  • банки не могут осуществлять страховую, торговую или же производственную деятельность.

Как мы видим, влияние представленных организаций на экономический сектор любого государства довольно велико. При этом их эффективность существенно возрастает, когда мы говорим о целой структуре банков. Но в данном случае возникает логический вопрос: "Как устроена банковская система страны и что она собой представляет?" Прежде всего необходимо разобраться с понятием этого явления.

Что такое банковская система?

Рассмотрение всей структуры кредитно-финансовых организаций лучше всего осуществлять на примере собственной страны. В нашем случае таковой является Российская Федерация. Современная банковская система России имеет множество характерных особенностей. Однако перед тем как выделять её устройство, нужно проанализировать понятие этого явления. На сегодняшний день банковская система в РФ представляет собой совокупность отдельно взятых банков, кредитно-финансовых организаций иного рода, основой которых является Центральный банк. Таким образом, структура - это все без исключения ведомства, осуществляющие свою деятельность в рамках банковского и кредитного законодательства.

История развития системы

Довольно сложная и эффективная банковская структура существовала еще в Российской империи. Но кардинальные изменения в государстве, которые произошли вследствие революционного переворота, привели к полному краху данной системы. «Застой» в сфере банковской деятельности продлился вплоть до начала эпохи перестройки. Это было связано с тем, что в государстве практически все отрасли экономики были национализированы.

По сути, вопрос о том, как устроена банковская система страны, мало кого интересовал. Однако с 1988 года начинается постепенное возрождение упомянутой отрасли человеческой деятельности. Уже через несколько лет банки в России станут одним из основных источников финансового сектора государства. На сегодняшний день система кредитно-финансовых организаций является довольно актуальной сферой деятельности, что доказывает наличие развитой нормативной системы регулирования.

Законодательная основа банковской системы

В настоящий момент нормативная структура России наполнена различными актами, в которых представлены нормы, регулирующие деятельность упомянутых в статье организаций. В официальных документах данной сферы регулирования описывается современная банковская система России, её структура, функции и т. д. К числу наиболее важных законодательных актов относятся:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • ФЗ «О банках и банковской деятельности»;
  • ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»;
  • ФЗ «О банкротстве»;
  • ФЗ «О потребительском займе».

Положения представленных нормативных документов закрепляют ключевые ведомости и специфические черты банковской системы России. При этом необходимо отметить тот факт, что данная структура имеет довольно интересный внутренний механизм.

Как устроена банковская система страны? Структура

Любого рода система состоит из различных, взаимосвязанных между собой элементов. Российская структура банковской системы, описание которой дано в статье, включает в себя два уровня. Первый представлен Центральным банком России и его подразделениями. На втором уровне находятся более мелкие элементы структуры. То есть в данном случае мы говорим об обычных банках и кредитно-финансовых организациях иного рода. Чтобы разобраться с вопросом о том, как устроена банковская система страны, необходимо более детально рассмотреть каждый из элементов, непосредственно входящих в неё.

Уровень Центробанка

Следует отметить, что Центральный банк Российской Федерации - это специализированная государственная организация, которая наделена довольно широким спектром полномочий. По действующему законодательству, ЦБ обеспечивает методологическую поддержку и контроль деятельности более мелких элементов упомянутой структуры.

В рамках подобной координации Центральный банк регулирует выпуск денег, эмиссию ценных бумаг, организацию оборота платежного инструмента, а также принимает участие в разработке финансовой политики. Данные факты говорят об исключительном положении ЦБ в банковской системе государства.

Второй уровень структуры

Ранее в статье мы представили ответ на вопрос о том, как устроены банки и чем они являются. Однако наибольший интерес данные организации вызывают в своей совокупности. Они, наряду с кредитно-финансовыми организациями небанковского типа, входят во второй уровень банковской системы. На них возлагается задача по обеспечению физических и юридических лиц кредитами. Кроме этого, деятельность банков и кредитно-финансовых организаций серьезно влияет на соответствующие сектора экономики государства.

Функции банковской системы

Таким образом, упомянутая в статье структура объединяет в себе большое количество интересных по своей сути элементов. Но если рассматривать банковскую систему как целостное явление, то возникает довольно логичный вопрос: "Каковы её непосредственные функции?"

На сегодняшний день банковская система осуществляет:

  • посредничество в процессе перемещения денег между кредиторами и, соответственно, заемщиками;
  • обеспечение развития экономики;
  • производство кредитования и реализацию иных финансовых услуг;
  • аккумуляцию временно свободных денежных ресурсов государства.

Список представленных функций не является исчерпывающим и может быть дополнен вследствие появления новых правоотношений в государстве.

Заключение

Итак, в статье мы попытались ответить на вопрос о том, как устроена банковская система страны. Схема подобной структуры не представляет собой ничего сложного. При желании ее можно довольно быстро составить.

В заключение нужно отметить, что на сегодняшний день банковская система России является весьма прогрессивной и эффективной. Главное, чтобы в будущем данный показатель не падал, а, наоборот, становился более высоким.

С развитием рыночной экономики возникает потребность в создании адекватной финансовой инфраструктуры, включающей финансовые рынки. С развитием промышленности и торговли, финансовой системы получает развитие банковская система общества, которая осуществляет свои операции на банковском рынке (прежде всего торговля кредитными ресурсами).

Понятие «система» используется для определения кредитных отношений, банков и организации их деятельности. Чаще всего под словом «система» понимается состав чего-либо. По содержанию термин «система» определяет не только состав элементов, но и:

  • совокупность элементов;
  • достаточность элементов, образующих определенную целостность;
  • взаимодействие элементов.

Банковская система - целостное образование, которое обеспечивает ее устойчивое развитие.

Как совокупность элементов ее можно определить как:

Фундаментальный блок:

  • банк как денежно-кредитный институт;
  • правила банковской деятельности.

Организационный блок:

  • виды банков и небанковских кредитных организаций;
  • основы банковской деятельности;
  • организационная основа банковской деятельности;
  • банковская инфраструктура.

Регулирующий блок:

  • государственное регулирование банковской деятельности;
  • банковское законодательство;
  • нормативные положения центрального банка;
  • инструктивные материалы коммерческих банков.

Банковскую систему определяют также как совокупность участников денежно-кредитного рынка — коммерческих и специализированных банков, небанковских институтов, выполняющих депозитные, ссудные и расчетные операции и действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.

Блоки и элементы образуют единство, отражая специфику целого и выступая носителями его свойств. Банковская система обладает рядом признаков:

  • имеет специфические свойства;
  • действует как единое целое;
  • является динамичной;
  • выступает как система закрытого типа;
  • обладает характером саморегулирующейся системы;
  • является управляемой системой.

В систему нельзя включать другие субъекты, которые работают на рынке и подчинены выполнению других целей. Специфика банковской системы определяется ее элементами и отношениями, складывающимися между ними. Сущность банковской системы влияет на состав и сущность ее элементов.

Типы банковских систем:

  • рыночная банковская система;
  • система переходного периода.

До 1999 г. в Японии, Германии, Франции, Англии, Италии и других странах действовала банковская система с независимым центральным банком. Система федерального резерва использовалась только в США. Однако при стремлении сделать свою национальную валюту резервной система федерального резерва является более конкурентоспособной, оперативной и устойчивой. Банковские системы развитых стран имеют двухуровневый характер (некоторые авторы определяют трехуровневую банковскую систему). Первый уровень — центральный банк или аналогичный орган регулирования денежно-кредитной сферы и банковского надзора, второй уровень — кредитные и финансовые институты, удовлетворяющие потребности экономических субъектов в банковском обслуживании (финансовые посредники). Система банковского надзора также относится рядом авторов к признакам банковской системы. Можно выделить три группы стран, отличающихся способами построения надзорных структур:

  • надзор осуществляет центральный банк;
  • надзор осуществляют другие органы, которым государство делегировало эти полномочия;
  • надзор осуществляет центральный банк совместно с другими органами.

Банковская система представляет собой многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что отдельные банки связаны таким образом, что могут при необходимости заменять друг друга. Система находится в движении, дополняется новыми компонентами, совершенствуется. Внутри системы постоянно возникают новые связи. Банковская система закрыта в той мере, в которой она должна соблюдать банковскую тайну. Саморегулируемость системы означает, что на нее влияют изменения экономической конъюнктуры, политической ситуации. Система является управляемой, поскольку центральный банк проводит независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен только парламенту либо органу исполнительной власти. Деятельность коммерческих банков (деловых банков) регулируется общим и специальным банковским законодательством, экономическими нормативами. Функционирует надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны центрального банка или других специализированных государственных органов.

Банковская система направляет средства от кредиторов заемщикам, финансовые посредники выпускают свои собственные долговые обязательства (банки — депозиты, страховые компании — аннуитеты), продают их на денежном рынке, а на вырученные средства приобретают чужие долговые обязательства. Этот процесс создания обязательств и обмена их на обязательства других контрагентов, т.е. двойной обмен, составляет суть финансового посредничества. Самая важная функция финансовых посредников состоит в том, что они приводят свои активы и пассивы в соответствие с запросами потребителей, регулируя совпадение интересов сберегателей и заемщиков (пассивы формируются с учетом пожеланий вкладчиков вложить их средства в тот или иной финансовый инструмент, а размещение в активы осуществляется исходя из потребностей заемщиков получать ссуды). Банковские посредники получают экономию на масштабах как кредиторы и заемщики, снижают свои риски и удельные затраты в связи с размерами своих портфелей и использованием техники их диверсификации.

С макроэкономической точки зрения посредничество является механизмом, с помощью которого денежные средства наиболее эффективно перераспределяются между кредиторами и заемщиками. Банки могут способствовать увеличению денег в обращении, создают деньги в качестве побочного продукта при обслуживании клиентов. Общество получает пользу от ссудных операций банков, когда ограниченные объемы предложения временно свободных денег, подлежащих передаче в ссуду, обеспечивают достижение поставленных целей.

В большинстве стран с рыночной экономикой существует . Первый уровень образует центральный банк, самой важной функцией которого является проведение денежно-кредитной и валютной политики правительства для достижения общегосударственных экономических целей. Банк выступает посредником между правительством и финансовыми рынками и выполняет следующие функции:

  • осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует их обращение и изъятие из обращения, определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;
  • проводит общий надзор за деятельностью финансово-кредитных учреждений страны и исполнением финансового законодательства;
  • предоставляет кредиты коммерческим банкам;
  • выпускает и проводит погашение государственных ценных бумаг;
  • управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные финансовые операции;
  • осуществляет регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных для центрального банка методов воздействия на коммерческие банки, проводит политику учетной ставки, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и регулирует норматив обязательных резервов коммерческих банков.

Помимо всего прочего, он собирает большое количество статистических данных обо всех финансовых учреждениях, касающихся размеров их операций, сфер экономики, которые они кредитуют, их вкладчиков. Благодаря своему влиянию и контролю за другими банками центральный банк может ограничить или увеличить денежную массу в экономике, регулируя таким способом кредитование.

В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системой функции центрального банка в основном совпадают, но есть и отличия. Например, во главе банковской системы Франции, которая характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем, а также преобладанием государственных кредитных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Центральный банк Франции наряду с двумя другими институтами (Национальный кредитный совет и Комиссия по банковскому контролю), которые осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков, находится под руководством Министерства финансов. Банк Франции обладает монополией на эмиссию банкнот, но его задачи как банка государства ограниченны, так как многие банковские операции выполняет само Казначейство Франции.

Помимо двухуровневой банковской системы существует децентрализованная Федеральная резервная система (ФРС США). Ее возглашают 12 федеральных резервных банков в различных регионах страны, задачей которых является контроль за деятельностью банков — членов ФРС и определение кардинальных направлений монетарной политики США. Членами ФРС являются 40% всех коммерческих банков, остальные банки работают на свой страх и риск.

Как централизованная монобанковская система была построена банковская система СССР и многих других социалистических стран. Она складывалась в СССР из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы сберегательных касс. Госбанк СССР помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности выполнял функции кредитования различных отраслей народного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и долгосрочных — сельскому хозяйству). Стройбанк осуществлял долгосрочное кредитование и финансирование капитальных вложений в различные отрасли народного хозяйства (кроме сельского хозяйства). Внешторгбанк проводил кредитование внешней торговли, занимался международными расчетами, операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами. Сберегательные кассы привлекали денежные вклады населения, осуществляли оплату коммунальных и других услуг. Монополия трех государственных банков приводила к тому, что кредиты выполняли зачастую роль второго бюджета. В этих условиях не использовался эффективный потенциал кредитного механизма, не было возможности проводить активную денежно-кредитную политику теми инструментами, которые известны в странах с рыночной экономикой.

Курс на развитие рыночных отношений потребовал создания качественно новой системы банков. В середине 80-х годов XX в. началось проведение банковской реформы, в результате которой на тот момент были организованы крупные отраслевые специализированные банки: Госбанк СССР, Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк. Однако реально такая форма привела к тому, что монополия трех государственных банков была заменена монополией реорганизованных специализированных банков.

Первые коммерческие банки были созданы в августе 1988 г. после принятия Закона СССР «О кооперации», по которому объединениям кооперативов предоставлялось право создавать кооперативные банки. В конце 1988 г. были созданы 25 кооперативных банков, в апреле 1989 г. было разрешено создание акционерных коммерческих банков на паевых началах. Основными преимуществами создаваемых коммерческих банков по сравнению с государственными специализированными банками являлись предоставленная свобода в выборе методов ведения банковских операций и прямая зависимость в привлечении клиентов на договорной основе. В конце 90-х годов были приняты законы СССР «О государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности», вскоре были приняты соответствующие законы и в Российской Федерации. В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» учредителями коммерческих банков могут быть не только юридические, но и физические лица, а также иностранные участники. С принятием этих законов начался более интенсивный процесс организации новых коммерческих банков.

Перестройка банковской системы путем создания второго уровня в виде самостоятельных коммерческих банков была названа реформой банковской системы начала 90-х годов. И если на начато 1990 г. было создано около 200 коммерческих банков, то через пять лет их уже было 2,5 тыс. Для сравнения: в США для создания 1 тыс. банков потребовалось около 80 лет (1781 — 1860).

В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» дастся следующее определение: «Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков». Предусмотрена возможность присутствия на российском кредитном рынке банков, представляющих иностранный капитал, определены условия лицензирования их деятельности и полномочия Банка

России в отношении формирования их уставного капитала. В России совокупный капитал иностранных банков не должен превышать 15%.

Банковская система как финансовый посредник отличается специфическими отношениями между ее звеньями: ЦБ РФ осуществляет контроль за деятельностью других банков в целях зашиты средств вкладчиков и контроля денежной массы в целях ограничения ее роста. Система постоянно трансформируется, с одной стороны, под влиянием требований рынка (слияние, поглощение, проникновение в другие сферы экономики, банкротство банков), с другой стороны, изменяются условия ее функционирования под влиянием политики правительства, т.е. система, адекватно реагирующая на методы управления ею. Банковская система является закрытой в той мере, в какой необходимо соблюдать банковскую тайну. Она функционирует на основе банковского законодательства, где действуют основные банковские законы: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (1996 г.).

Организационные принципы банковской системы

Понятие «банковская система» включает совокупность элементов, достаточность элементов, образующих определенную целостность, взаимодействие элементов.

В банковскую систему нельзя включать производственные и непроизводственные, сельскохозяйственные предприятия и организации, занятые другим родом деятельности.

Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними. Практика знает несколько типов банковской системы:

  • распределительная централизованная банковская система;
  • рыночная банковская система;
  • система переходного периода.

Банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве функционирует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции поделены ими между собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки — коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему совету, решению акционеров, а не административному органу государства.

Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель, которая разделена на два яруса: первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, второй ярус состоит из различных коммерческих банков.

Центральный банк РФ осуществляет выпуск денег в обращение (эмиссию). Его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Задачей коммерческих банков является обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).

В России банковская система находится в переходной стадии : она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система так или иначе происходит из предшествующей, поэтому содержит «родимые пятна» прошлого. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в современной России еще «наполнена» рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.

Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной — появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В банковскую систему могут влиться новые структуры, восполняющие специфику целого.

Теоретически можно предположить, что даже если в банковской системе исчезает первый ярус — центральный банк, вся система не разрушится, какое-то время другие банки способны в пределах выпущенной массы платежных средств совершать расчеты, выдавать кредиты, проводить другие банковские и небанковские операции. В истории некоторых стран были примеры, когда эмиссионные операции поручались не только центральному банку, но и новым, коммерческим банкам.

Банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она постоянно в динамике, дополняется новыми компонентами и совершенствуется. Например, еще недавно в России не было муниципальных банков, сейчас они созданы в ряде крупных экономических центров. Существенное место занимали маленькие банки (с капиталом до 100 млн руб.), постепенно их число сокращается. С появлением нового банковского законодательства банковская система приобрела более совершенную законодательную базу.

Внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. Взаимодействие осуществляется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между самими коммерческими банками. Банки участвуют на рынке межбанковских кредитов, предлагают для продажи «длинные» и «короткие» деньги, покупают денежные ресурсы друг у друга. Банки могут оказывать друг другу иные услуги, к примеру, участвовать в совместных проектах по финансированию предприятий, образовывать объединения и союзы.

Банковская система является системой «закрытого» типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другими системами. Тем не менее она «закрыта», так как несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская «тайна». По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах своих клиентов, об их движении.

Банковская система — «самоорганизующаяся », поскольку изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к «автоматическому» изменению политики банка. В период экономических кризисов и политической нестабильности банковская система сокращает долгосрочные инвестиции в производство, уменьшает сроки кредитования, увеличивает доходы преимущественно за счет не основной, а побочной деятельности. Напротив, в условиях экономической и политической стабильности и, следовательно, сокращения риска банки активизируют свою деятельность по обслуживанию основной производственной деятельности предприятий и долгосрочному кредитованию хозяйства, получают доходы преимущественно за счет своих традиционных процентных поступлений.

Банки, не принявшие меры, учитывающие меняющиеся события, неизбежно оказываются в трудном экономическом положении, теряют клиентов, несут убытки и в конечном счете перестают существовать.

Банковская система выступает как управляемая система. Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти. Коммерческие банки, будучи юридическими лицами, функционируют на базе общего и специального банковского законодательства. Их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который осуществляет контроль за деятельностью кредитных институтов (в ряде стран функции надзора за деятельностью коммерческих банков возложены на другие специальные государственные органы).

Все эти признаки свойственны и российской банковской системе, которая в современных условиях, будучи системой переходного периода, является развивающейся системой.

Банковская система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно взаимодействует с ней, представляет собой подсистему экономической системы. Будучи частью более общего, банковская система функционирует в рамках общих и специфических банковских законов, подчинена общим юридическим нормам общества. Ее акты, хотя и выражают особенности банковского сектора, однако могут быть частью общей системы только в том случае, если не противоречат общим устоям и принципам, характеризующим общую систему как единое целое.

Таким образом, подводя итог, можно сформулировать следующие признаки банковской системы. Банковская система включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям; имеет специфические свойства; способна к взаимозаменяемости элементов; является динамической системой; выступает как система «закрытого» типа; обладает характером саморегулирующейся системы; является управляемой системой.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об