Закон о потребительской корзине. Закон о потребительской корзине Потребительской корзине в целом рф

Потребительской корзиной называют условный ассортимент, состоящий из товаров и услуг, который является выражением стандартного уровня и состава, потребляемого в среднестатистическом значении. Его составляют с учетом актуальных цен. Корзина также помогает определить покупательную способность для валюты. Юридические аспекты по структуре данного набора отражены в ФЗ номер 227.

Общие сведения

Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 03.12.2012 N 227-ФЗ народные избранники Государственной Думы утвердили осенью 2012 года (20.11). Члены Совфеда приняли текст документа спустя восемь дней, то есть 28 ноября. В 2017-м ФЗ номер 227 был изменен, однако назвать интегрированные поправки значительными нельзя.

Предметом рассмотрения документа называют количественный и существенный состав, а также значение объема продовольственных товаров, которые необходимы для обеспечения нормальной жизнедеятельности всех категорий населения российского государства. Также в «корзину» вносятся непищевые товары и разные типы услуг.

Закон утверждает перечень данных объектов и указывает их минимальное необходимое количество.

Также прочтите: 402 ФЗ о бухгалтерском учете последняя редакция 2017 года

Основные положения 227 ФЗ

Ниже мы приведем краткое содержание статей настоящего закона.

Ст. первая

Декларирует, что состав потребительской корзины в целом по стране должен пересматриваться каждые 5 лет, но не реже данного срока.

Ст. вторая

В ст. номер два Федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» приводится описание продовольствия, которое входит в расчетный ассортимент товаров, устанавливаемых для ключевых слоев населения, выделенных по демографическим и социальным признакам. Данные для формирования этого перечня берутся в целом по России. Их определение и расчет объемов составляются в виде натуральных показателей.

Данные в статье оформлены в виде таблицы. Ее основные графы включают следующие пункты:

  • Название продукта;
  • Единица, в которой измеряется количественный состав товара;
  • Средний предположительный объем продукта, который будет потреблен физическим лицом (пенсионеры, несовершеннолетние, представители трудоспособного населения) в течение календарного года.

Полезно будет ознакомиться с основными положениями Федерального закона №184. Подробнее

Перечень продуктов включает в себя:

  • Хлебобулочные изделия, ассортимент круп и макарон, мука и пр.;
  • Картофель;
  • Набор овощей;
  • Фрукты;
  • Изделия кондитерской промышленности и сахарный песок либо рафинад;
  • Мясо;
  • Рыбные продукты;
  • Молочные продукты;
  • Яйца;
  • Масло в разном виде, включая натуральное и эмульсионный пищевой жир;
  • Другие продукты.

Во второй части статьи изложен перечень услуг и продуктов, не относящихся к продовольствию. Стоимость, в данном случае, указывается в процентах (50% для каждой категории населения во всех пунктах).

Ст. третья

В данной части документа указываются наименования законодательных актов соответствующей тематики, которые вследствие различных причин утратили актуальность. Таковыми являются:

  1. ФЗ номер 44 от 31.03.2006;
  2. N 332-ФЗ от 8.12.2010.

Ст. четвертая

Указывает временные рамки, на протяжении которых настоящий закон будет актуальным (до 31 декабря 2020 г.).

Какие были внесены изменения?

Отредактированная версия ФЗ номер 227, выпущенная в декабре 2017-го (28.12) несет в себе минимум изменений. В частности, был модифицирован текст ст. 4, где появилось уточнение о сроке действия закона. Согласно поправке, он будет иметь юридическую силу до конца декабря 2020 года (31.12). Изменения появились на основе документа N 421-ФЗ. Свою подпись под ним 3.12.2017 поставил лично Глава Правительства РФ.

По информации Росстата, на период принятия новой редакции примерная стоимость набора продуктов и услуг составляла 3840 рублей (значение округлено до десятка).

Скачать закон о потребительской корзине в целом по РФ

Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 03.12.2012 N 227-ФЗ – это документ, состав которого следует знать по той причине, что данный набор товаров и услуг напрямую предопределяет уровень качества жизни граждан России. Мы рекомендуем скачать его в полном объеме .

В Российской Федерации действует федеральный закон, который регламентирует стоимость и список продукции в потребительской корзине. К данному законодательному акту предъявляется несколько требований, в том числе необходимость обновления максимум раз в 5 лет. Последние изменения были внесены в 2017 году.

Изменения по сравнению с предыдущей версией внесены несущественные.

Основные положения 227 ФЗ

Основные положения разбиты по пунктам, которых в ФЗ всего 4.

Статья 1

Она является регламентом по срокам. Пересматриваться список должен не реже 5-летнего периода. Это максимальный предел действия редакции и установленного состава продуктов и услуг.

Статья 2

Второй пункт регламентирует перечень и описание услуг и продуктов, которые внесены в список. Эти данные входят в расчетный ассортимент, на основе которого формируется стоимость.

Есть несколько важных моментов:

  • набор продуктов формируют исходя из потребностей ключевого слоя населения, то есть разные варианты, для разных категорий;
  • данные ориентируются в целом на страну, регионального разделения нет;
  • все расчеты производятся по натуральным показателям;
  • категории населения разделены на три типа - несовершеннолетние, лица пенсионного возраста и трудоспособное население;
  • распределение продуктов по каждой категории оформляется таблицей, где в графах указываются наименование товара, единица измерения и средняя величина объема, который предположительно потребуется на годовой период.

В перечне продукции в обязательном порядке есть несколько типов товаров. Среди них:

  • крупы, макароны, мука, изделия хлебобулочного типа;
  • картофель;
  • овощи различного типа;
  • набор фруктов;
  • кондитерские товары и сахарный песок;
  • любой тип мяса;
  • различные виды рыбы;
  • молочная продукция, в том числе молоко;
  • яйца;
  • различные виды масла;
  • другая продукция.

Дополнительно определяется список товаров, не относящихся к пищевой продукции. Стоимость указана в ставке 50%.

Статья 3

Третья статья ФЗ имеет список законодательных актов, которые утратили силу, но ранее регламентировали основные аспекты наполнения требуемого объема. К ним относятся N 332-ФЗ от 8.12.2010, устанавливающий нормы на 2011-2012 года, и N 44-ФЗ от 31.03.2006.

Статья 4

В заключительной статье установлены рамки периода, во время которого акт и его существующий вариант будут действительны.

Существующий период ограничен до 31.12.2020.

Изменения по редакции 2017 года

Последний вид имеет мало изменений, в частности был изменен срок действия, перенесенный на 2020 год.

На момент подписания изменений стоимость набора услуг корзины в округленной сумме - 3840 рублей.

Все изменения были регламентированы актом N -ФЗ.

Важно! Стоимость варьируется каждый квартал в зависимости от экономических показателей или иных факторов.

Заключение

Набор для различных категорий потребителей формируется на основе законодательных актов, которые учитывают минимальный набор товаров и услуг, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности. У каждой группы людей свои показатели.

Все данные регламентируются законодательством и имеют определенный срок действия до следующего пересмотра объема необходимых товаров.

Закон города Москвы № 23 от 15.05.2002 года «О прожиточном минимуме в городе Москве» устанавливает определение понятию «потребительская корзина» – это минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы человеку для сохранения здоровья и обеспечения его жизнедеятельности. Таким образом, можно пояснить, что потребительская корзина, как правило, используется для расчета прожиточного минимума, а также для сравнения интегральных цен на продовольствие в разных регионах отдельной страны.


Потребительская корзина в Российской Федерации составляет 156 наименований товаров и услуг, этот список был составлен в 1992 году по договоренности между МВФ и Госкомстатом Российской Федерации. Если сравнивать с другими странами, потребительская корзина продуктам, товаров и услуг представляет собой значительно меньшей список, чем, например, в США, где она состоит из 300 наименований или Германии, где в список входит 475 видов продуктов, товаров и услуг.

С первого января 2016 года в силу вступает Федеральный закон № 227-ФЗ от 03 декабря 2012 года “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”, принятый в ноябре 2012 года Государственной думой Российской Федерации и одобрен Советом Федерации России. Федеральный закон о потребительской корзине РФ 2016 года состоит из 4х статей и предусматривает установление потребительской корзины в целом на всей территории российской Федерации. Рассмотрим этот закон более подробно.

Статья 1 федерального законодательного акта регламентирует порядок установления потребительской корзины для основных социально-демократических групп населения в Российской Федерации. В соответствии с нормами статьи, потребительская корзина должна быть установлена не реже одного раза в пять лет.

Статья 2 пунктами 1 и 2 устанавливает список продуктов питания, которые должны быть включены в потребительскую корзину для основных групп населения на территории России, в том числе фиксируется состав и объем продуктов в натуральных показателях, а также соотношении стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания в процентах.

Федеральный закон № 44-ФЗ от 31 марта 2006 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и Федеральный закон № 332-ФЗ от 8 декабря 2010 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011 – 2012 годах», в соответствии со статьей 3 Федерального закона о потребительской корзине РФ 2016 года признаются утратившими силу.

Статья 4 обсуждаемого Федерального закона фиксирует сроки вступления документа в законную силу – 01 января 2016 года. Данный закон был подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в 2012 года.

Проект N 227090-4

Вносится Правительством
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О потребительской корзине в целом
по Российской Федерации


Настоящий Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации.

Статья 1

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации устанавливается в следующих составе и объемах (в натуральных показателях):

1. Продукты питания

Наименование
продуктов

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

трудоспособное население

пенсионеры

Хлебные продукты
(хлеб и макаронные изделия в пересчете на

муку, мука, крупы, бобовые)

Картофель

Овощи и бахчевые

Фрукты свежие

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

Мясопродукты

Рыбопродукты

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко

Масло растительное, маргарин и другие жиры

Прочие продукты (соль, чай, специи)

2. Непродовольственные товары

Наименование
товаров

Единица измерения/
срок износа

трудоспособное население

пенсионеры

Верхняя пальтовая группа

штук/лет

Верхняя костюмно-
платьевая группа

штук/лет

штук/лет

Чулочно-носочные изделия

пар/лет

Головные уборы и галантерейные изделия

штук/лет

пар/лет

Школьно-письменные товары

штук/лет

Постельное белье

штук/лет

Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения

штук/лет

Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства

процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц

3. Услуги

Наименование
услуг

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека)

трудоспособное население

пенсионеры

кв. м общей площади

Центральное отопление

гкал в год

Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение

л в сутки

Газоснабжение

куб. м в месяц

Электроэнергия

кВтч
в месяц

Транспортные услуги

поездок
в год

Услуги культуры

процентов от общей величины
расходов на услуги в месяц

Другие виды услуг

процентов от общей
величины
расходов на услуги
в месяц

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"

Проект федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" подготовлен на основании Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" , согласно которому прожиточный минимум* определяется на основе стоимостной оценки потребительской корзины, пересматриваемой не реже одного раза в пять лет, а также в связи с истечением срока действия .
________________
* Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации используется для оценки уровня жизни населения, обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, устанавливаемых на федеральном уровне.

Методические рекомендации , на основе которых в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" определяется потребительская корзина, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 г. N 511 .

В предлагаемом законопроекте актуализируются объемы потребления, предусмотренные в потребительской корзине.

Учитывая необходимость повышения качества питания предлагается повысить пищевую и биологическую ценность потребительской корзины за счет:

увеличения по сравнению с действовавшими нормами объемов потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молока, фруктов и ягод;

снижения норм потребления по хлебным продуктам (хлеб, макаронные изделия, мука, крупа, бобовые) и картофелю.

Норму потребления в среднем на одного человека в год предлагается увеличить в следующих размерах:

мяса и мясопродуктов - на 22%, в том числе для пенсионеров - на 39%;

рыбы и рыбопродуктов - на 15%, в том числе для детей - на 25%;

фруктов свежих - на 31%, в том числе для пенсионеров - на 62%, для детей - на 27%;

молока и молокопродуктов - на 10%.

Предлагаемые минимальные наборы продуктов являются усредненной моделью питания, сбалансированного по основным пищевым веществам и энергии. Энергетическая ценность минимального набора продуктов питания в среднем на 1 человека составляет 2268 ккал в сутки (в том числе для трудоспособного возраста - 2418 ккал в сутки, для пенсионеров - 2000 ккал в сутки, для детей - 2062 ккал в сутки), что соответствует разработанным специалистами в области питания нормам физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для работников очень легкой и легкой физической активности, детей и пенсионеров (приложение 1).
________________
* Приложение 1 в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС".


Учитывая, что перечень потребляемых населением непродовольственных товаров (одежды и обуви, постельного белья, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметов первой необходимости и санитарии), а также сроки их износа за прошедший период практически не изменились, их минимальный набор в натуральных единицах измерения, включаемый в потребительскую корзину, сохраняется в прежних объемах потребления.

Предусмотренные в потребительской корзине нормы потребления жилищно-коммунальных, бытовых и транспортных услуг в предлагаемом варианте потребительской корзины не изменяются, поскольку позволяют обеспечить минимальные потребности основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении. Рост тарифов на услуги учитывается при расчете величины прожиточного минимума на основе актуализированной потребительской корзины.

В минимальный набор услуг включены отдельной строкой услуги культуры во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 3 апреля 2005 г. N Пр-512 об обеспечении доступа малообеспеченных граждан к культурным ценностям.

Предложенная законопроектом актуализированная потребительская корзина в стоимостном выражении (в потребительских ценах I квартала 2005 года) больше, чем ранее действовавшая, в расчете на душу населения на 84 рубля или на 3,3%, в том числе для трудоспособного населения - на 72 рубля или на 2,7%, пенсионеров - на 100 рублей или на 4,8%, детей - на 117 рублей или на 4,4 процента (приложение 2)*.
________________
* Приложение 2 в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС".


Вступление в силу проекта федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" предусматривается со дня официального опубликования.

Действие проекта федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. в связи с истечением срока действия (31 декабря 2004 г.) Федерального закона от 20 ноября 1999 года N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" .

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об