Внутренний и внешний государственный долг. Методы управления государственным долгом

РЕФЕРАТ

Государственный долг (внутренний и внешний) и пути его покрытия


1. Государственный долг, его виды


Государственный бюджет - ежегодная смета доходов и расходов государства, утверждаемая в форме государственного закона.

Расходная часть госбюджета включает:

.Расходы на содержание вооруженных сил и государственного аппарата (государственное управление, судебная власть, национальная оборона, обеспечение внутреннего правопорядка, международная деятельность);

.Финансирование хозяйства (промышленность, энергетика, транспорт, связь и т.д.) и социальной инфраструктуры (здравоохранения, образование, наука, культура, СМИ т.д.);

.Обслуживание задолженности (выплата процентов и основной суммы государственного долга);

.Пополнение государственных запасов и резервов.

Государственный долг - сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время бюджетных излишков. Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте.

Оценить бремя долга можно по следующим показателям:

·Долг/ВВП;

·Долг / Экспорт товаров и услуг;

·Сумма обслуживания долга/ВВП;

·Сумма обслуживания долга / Экспорт товаров и услуг;

·Долг / Численность населения страны.

Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).

Различают два вида долга:

Внутренний долг - долг государства своему населению - предприятиям и гражданам, владеющим ценными бумагами, выпущенными правительством.

В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Внешний долг - долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам.

Может взиматься:

·правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов);

·кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.);

·напрямую крупными предприятиями страны;

·у кредитно-финансовых организаций других стран.

В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под внешним долгом понимаются все долги в иностранной валюте. Однако следует особо отметить, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учёта одного заимствования повторно.


2. Пути покрытия государственного долга и его влияние на экономику

экономика государственный долг бюджет

Увеличение государственного долга имеет ряд отрицательных последствий. Этот долг составляет возрастающую часть ВНП, что уменьшает долю дохода, идущую на потребление и накопление. В бюджете выделяется все увеличивающаяся часть расходов для погашения процентов по внутреннему долгу (10-20% всех бюджетный затрат).

Широкая продажа государственных ценных бумаг предприятиям и населению неизбежно ведет к повышению процентных ставок и к увеличению удельного веса государства на рынке ссудных капиталов. В итоге возникает так называемый «эффект вытеснения». С рынка ценных бумаг уходят иные продавцы, которые не могут дать покупателям ценных бумаг более надежные инвестиции.

Государство не может безгранично увеличивать свой долг, так как при достижении определённого уровня, инвесторы и кредиторы начинают сомневаться в платежеспособности государства (пониженный бонитет). Оценка платежеспособности в свою очередь зависит от ставки рефинансирования и темпа экономического роста страны. То есть если ставка рефинансирования значительно ниже темпа роста ВВП, то возможны долгосрочные заимствования государства.

Для стран с высоким уровнем госдолга при новых заимствованиях повышаются не только процентные ставки по кредитам, но также уменьшается количество самих инвесторов, готовых предоставить свой капитал. Существует реальная опасность для страны с высокой задолженностью, попасть в замкнутый круг: с одной стороны - всё время растущие проценты по погашению существующей задолженности, а с другой стороны - всё более ограниченный доступ к финансовому рынку. Это может привести к потере платежеспособности и даже банкротству, особенно если долг в иностранной валюте.

Если государство имеет свою собственную национальную валюту, и его центральный банк в какой-то степени зависим от государства, то у правительства данного государства может возникнуть соблазн просто напечатать побольше денег и тем самым способствовать погашению своих долгов. Тем не менее, эти действия приводят к дальнейшей потере доверия и кредитоспособности и (за счет инфляции) к девальвации всех финансовых активов в этой валюте.

Значение государственного долга в экономике противоречиво: от «одно из самых страшных бедствий, которое когда-либо было изобретено человечеством» по мнению известного английского экономиста Давида Рикардо до оправдательного «повышенная задолженность стимулирует экономический рост» с точки зрения кейнсианства.

Мировая практика выработала следующие механизмы сокращения внешней задолженности:

.Выкуп долга - т.е. предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг причем по более низкой цене;

.Обмен долга на акционерный капитал(своп) - предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. Приэтом иностранный капитал получает долю в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность уменьшается;

.Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами, возможно по более низкой ставке процента.

Беднейшим странам-должникам со стороны официальных кредиторов (членов Парижского клуба) предоставляются еще некоторые дополнительные льготы:

·Частичное аннулирование долга;

·Снижение ставок процента по обслуживанию долга;

·Продление сроков долговых обязательств.

3. Россия


Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4% ВВП). На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).

По данным Министерства финансов РФ внутренний долг составлял:


Использованные источники


1.Борисов Е.Ф. «Экономическая теория», 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва, 2008 г.;

2.Максимова Е.В. «Макроэкономика». Москва, 2008;

.Максимова Е.В. Лекции по курсу «Экономическая теория». 2014 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

м ы показали, что сумма внутреннего долга в целом велика, особенно в эпизодах внешнего дефолта или высокой инфляции. Ясно, что для понимания того, как протекают кризисы, необходимо лучше ознакомиться с относительной важностью внутреннего и внешнего долга. Этот раздел является первой попыткой рассмотреть их некоторые ключе-вые характеристики. Понятно, что то, как кризис протекает, различается в разных странах и в разное время. Также важны, по всей видимости, и многие иные факторы, такие как независимость от центрального банка и режим обменного курса валют. Тем не менее несколько простых сравнений траектории производства и инфляции во время и после дефолтов по внутреннему и по внешнему долгу позволят глубже понять вопрос1.
Наши расчеты могут рассматриваться лишь как предположения, и вот почему. Прежде всего, не существует обширной базы данных явных дефолтов по внутреннему долгу, помимо собранной нами базы данных, и еще меньше информации имеется по дефолтам де-факто. Хотя мы и уве-рены, что наша выборка дает относительно полную картину внешних дефолтов и эпизодов высокой инфляции, мы не знаем, сколько эпизодов дефолта по внутреннему долгу могли быть упущены нами, даже если ограничить рассмотрение дефолтами, произошедшими де-юре. В этой главе мы пока- жем, как явные эпизоды дефолта по внутреннему долгу или реструктуризации были скрыты в исторических архивах. Таким образом, очевидно, что наш список внутренних дефолтов значительно меньше, нежели реальное их количество.
И наконец, стоит обсудить наш подход, который систематичен в отношении документирования самого факта возникновения дефолта, но он не в состоянии сказать много о его размахе и глубине. Даже при том, что наша база данных по государственному долгу располагает ценными фактами о размахе изначального дефолта или реструктуризации, нужно слишком напрячь воображение, чтобы на их основе делать какие-то выводы о нюансах последующей реструктуризации и темпах выхода из дефолта. Помня об этих ограничениях, мы и представляем полученные результаты.

Еще по теме ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ДОЛГ: ЧТО ХУЖЕ? ЧТО ВАЖНЕЕ?:

  1. Общие рекомендации к участникам переговоров, касающиеся того, что не следует и что следует делать 1. Что не следует делать:

Государственный долг - это обязательства страны перед кредиторами. Ими могут выступать юридические лица и граждане, зарубежные державы, международные организации.

Структура государственного долга

Обязательства страны могут возникать из правоотношений с организациями и лицами, осуществляющими деятельность в пределах ее территории. Такой государственный долг считается внутренним. Он представлен в виде рублевых обязательств перед резидентами. Внешний государственный долг - займы в иностранной валюте у нерезидентов.

Формы обязательств

Российский государственный долг представлен в виде:

  1. Кредитных договоров с финансовыми (в том числе международными) организациями, зарубежными державами. Они заключаются от имени РФ.
  2. Ценных бумаг. Они также выпускаются от имени РФ.
  3. Переоформления кредитных обязательств, принятых третьими лицами.
  4. Договоров о предоставлении госгарантий.

Внутренние займы могут быть в виде:


Государственный долг России может быть:

  • Долгосрочным - на 5-30 лет.
  • Среднесрочным - на 1-5 л.
  • Краткосрочным - до года.

Погашение обязательств осуществляются в срок, установленный условиями займа. Однако этот период не должен быть больше 30 лет. Государственный долг России обеспечивается федеральной собственностью.

Управление обязательствами

РФ не отвечает по долгам субъектов и муниципальных образований страны, если они не были обеспечены гарантиями от федерального правительства. Максимальные объемы займов устанавливаются в соответствии с Законом о бюджете на предстоящий год. По ст. 106 БК, внешний государственный долг не может превышать предел объема платежей в год по его обслуживанию и погашению. В Законе о бюджете на предстоящий период утверждается программа по заимствованиям. В ней представлен перечень внешних кредитов с указанием источников, цели, срока погашения и общего их объема. В этой программе оговариваются все госгарантии и займы, размер которых больше суммы, эквивалентной 10 млн долл. Порядок, условия выдачи (выпуска) и размещения обязательств устанавливаются правительством.

Решение об эмиссии

Этот акт принимается правительством в соответствии с максимальными объемами бюджетного дефицита и госдолга, которые установлены в Программе по внутренним заимствованиям и Законе о бюджете. В решении об эмиссии бумаг отражаются данные об эмитенте, объемах и условиях процедуры.

Гарантии

Такой государственный долг - это способ обеспечения, предполагающий письменное обязательство. В рамках него гарант отвечает за исполнение лицом, получившим заем, условий его договора с третьими лицами. В Законе о бюджете на следующий период устанавливается предельная величина суммы гарантий. Если она выражена в рублях, то включается во внутренний государственный долг. Сумма может быть и в инвалюте. В этом случае она относится к внешнему долгу.

Важный момент

Согласно ст. 118 БК, бюджетные учреждения не наделены правом брать займы у кредитных институтов. Однако они могут получать ссуды. В качестве источников таких займов выступают внебюджетные (государственные) фонды и бюджеты. Казначейство ответственно за ведение реестра ссуд унитарных предприятий.

Документирование

В административном аппарате предусмотрен институт, который контролирует государственный долг, - это Минфин. В соответствующие книги вносится информация об объеме обязательств. Документируется региональный, муниципальный и государственный долг РФ по эмитированным бумагам. Необходимые сведения вносятся в Книгу займов в срок, который не больше трех дней с даты появления обязательства.

Основные инструменты

Существует несколько способов изменить условия, по которым выплачивается государственный долг. Это:


Предпосылки возникновения

Государственный долг - это последствие объективной необходимости привлечь дополнительные источники финансирования расходов в стране и бюджетного дефицита. Для этого в первую очередь мобилизуются собственные средства. Если эти источники исчерпаны, появляется необходимость заимствования у международных организаций и других стран. Внешний долг может предоставляться в виде безвозмездного финансирования либо в качестве возвратного кредитования. Привлечение средств осуществляется в двух направлениях: частном и государственном в зависимости от источников.

Система обслуживания

Она предполагает определенную схему, по которой погашается государственный долг. Это осуществляется в несколько этапов:

  • Выплата процентов.
  • Погашение основной суммы.
  • Рефинансирование при необходимости.

К примеру, условный государственный долг РФ - 100 тыс. ед. При ставке в 20% и сроком выплаты на 4 года при однолетнем льготном периоде (когда погашаются только проценты) к указанной сумме следует прибавить 80 тыс. Даже при такой простой схеме непосредственное управление госдолгом представляет определенную сложность. В этой связи в систему обслуживания включаются:


Обслуживание внутренних государственных займов РФ осуществляется Центробанком и его подразделениями, если другое не установлено Постановлением Правительства. Оно выполняется посредством операций, направленных на размещение обязательств, их погашение и выплату доходов по ним в форме процентов либо в ином виде. Контроль над состоянием госдолга осуществляется исполнительными и законодательными органами власти.

Заключение

В 1985 году внешний долг Советского Союза был 22.5 млрд долл. К 1991-му он увеличился до 65 млрд. На 1 января 2003-го внешний госдолг РФ (вместе с займами СССР) составил 124.5 млрд долл. По расчетам, для полного его погашения в течение тридцати лет требовалось выплатить не меньше 300 млрд долл. Для обеспечения собственных внешнеэкономических и внешнеполитических интересов в России предусмотрено предоставление займов зарубежным государствам. Программа такого кредитования утверждается в Законе о федеральном бюджете на будущий финансовый период. В ней присутствует перечень займов, указываются цели их предоставления, суммы и получатели средств. Все договоры, которые касаются реструктуризации кредитов либо списания задолженности зарубежных стран перед РФ должны ратифицироваться в Госдуме.

Понятие государственного долга как общей суммы всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Виды национального долга, причины возникновения, последствия и способы погашения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Российский государственный университет нефти и газа

им. И.М. Губкина

Реферат

на тему: «Государственный долг (внутренний и внешний и пути его покрытия) »

Студент: Карпунин И.А. ,группа РБ-12-01

Преподаватель: Левыкина Татьяна Сергеевна

Москва 2014

Введение

1. Понятие государственного долга и его виды

2. Причины возникновения государственного долга

3. Последствия и пути решения

Список использованной литературы

Введение

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Интерес к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Корни многих сегодняшних проблем в России (спада производства, инфляции, неустойчивости рубля, кризиса неплатежей) уходят в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования и ее наследие - монополизм и техническую отсталость. Также придется уделить внимание кризису 90-х годов, ведь его последствия Россия пожинает и по сей день.

Все знают, что рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовый механизм занимает одно из важнейших мест в структуре любого государства. Через него государство и предприятия образуют и используют фонды денежных средств, которые необходимы для их деятельности. Но как добиться максимальной эффективности работы этого механизма именно в нашей стране?

В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос по причине стремительного роста объемов государственного долга. Критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.

Цель настоящей курсовой работы - рассмотрение вопроса о погашении внешнего и внутреннего государственного долга. Задачами данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации, также проблем управления государственным долгом и поиск путей их решения. Основная задача в рассмотрении данного вопроса - выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение государственного долга (его типы, причины возникновения, способы погашения и т.д.).

1 . Понятие государственного долга и его виды

Национальный, или государственный, долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Различают внешний и внутренний государственный долг. долг бюджет федеральный сальдо

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита. Именно поэтому в этой работе следует посвятить целую главу данному вопросу.

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.

Существенной проблемой для бюджетной системы становится также практически неуправляемый и неконтролируемый рост объемов облигационных займов субъектов Федерации. Последствия этого могут превзойти аналогичные тенденции роста ГКО, поскольку территориальные займы выпускаются в основном под залог имущества и земли.

Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные социальные отличия: внешний долг ассоциируется (и практически означает) с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны другим странам); внутренний долг - это долг самим себе. И тот, и другой вид долгов - объективная реальность общественных отношений.

В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга.

Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся: классификация долга по типу кредитора (держателя долгового обязательства) и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора играет важную роль при анализе государственной задолженности на функционирование всей экономики и ее отдельных сегментов. Так, при распространении операций с государственными долговыми обязательствами на вторичном финансовом рынке их распределение по категориям владельцев определяется как спецификой государственного заимствования, так и условиями функционирования кредитно-банковской системы (спрос на банковские ссуды, величина резервов банков, портфель государственных ценных бумаг и др.).

Принципиальная классификация государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид:

· внутренний долг (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям);

· внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков).

Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которым располагают кредиторы:

внутренний долг (долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям);

внешний долг (аналогично перечню статей внутреннего долга).

В категорию "государственный долг" включаются все признанные долги Российской Федерации. Задолженность, формирующая государственный долг, возникает в результате заимствования в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты принятых на себя долгов других экономических субъектов, "безденежного" выпуска долговых обязательств. Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и др.

Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг - это состояние (запас), а не движение (поток), так как он оценивается на определенную дату, а ее изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).

В соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:

· кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

· государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

· соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга. Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг складывается из двух частей: основной долг (капитальный) и непогашенный долг (текущий), включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что государственный долг - это не только объем заимствований госорганов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру государственного долга. На практике различают государственный долг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства. Собственно этот долг и фигурирует во всех оценках ситуации с госзаимствованиями. Но более правильно было бы говорить о консолидированном, государственном долге, включающем задолженность региональных и муниципальных органов власти.

Наибольшие проблемы связаны со структурой государственного внутреннего долга. Так, укрупненная разбивка внутреннего долга имеет следующий вид:

а) рыночные долговые обязательства в виде эмиссионных ценных бумаг;

б) нерыночные обязательства, связанные с исполнением федерального бюджета и выпущенные для финансирования образовавшихся задолженностей.

К основным различиям этих двух групп обязательств относится, во-первых, то, что первые из них имеют определенную программную форму, закладываются в бюджетные проектировки на ряд лет, а, во-вторых, связаны с необходимостью решения текущих оперативных бюджетных проблем.

Число видов (форм, статей) государственного долга не является стабильным и имеет тенденцию к увеличению (прежде всего за счет нерыночных инструментов). Обострение ситуации с бюджетом обусловливает и сдвиги в структурном построении внутреннего долга. К критическому сдвигу относятся, в частности, крупные пирамиды ГКО. Расходы бюджета по обслуживанию долга по ГКО фактически не учитывались в составе расходов федерального бюджета. Минфин сальдировал все обороты рынка ГКО, включая поступления от новых выпусков и сумм, направляемых на погашение старых выпусков.

Закон Российской Федерации "О государственном внутреннем долге РФ" (1993 г.) определил разделение госдолга на две основные части (в основном по валютному кредитованию) - на внешний и внутренний долг, в связи с чем валютные заимствования и возникающие в связи с этим обязательства относятся к внешнему долгу, а рублевые заимствования - к внутреннему долгу.

Примитивизм данного подхода соответствовал (в ограниченной мере) условиям первых лет реформирования. Процесс реформирования и развитие финансовых рынков с расширением проведения валютных операций потребовали поиска новых решений (как в аналитических, так и в практических целях для решения проблем классификации государственного долга). Проблема особенно осложняется тем, что в настоящих условиях по ряду позиций внешний и внутренний долги представляют довольно гармоничный симбиоз, в частности, связанный даже с техническими проблемами, когда мы имеем практику сальдирования отдельных показателей (особенно по обслуживанию государственного долга).

2 . Причины возникновения государственного долга

Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственного долга.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства.

Для того, чтобы разобраться в проблеме государственного долга, необходимо сперва рассмотреть понятие бюджетного дефицита государства.

Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:

1.Налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование;

2.Налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;

3.Налоги на собственность, включая самые разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также на наследство.

Налоги также классифицируются как прямые и косвенные. Наименование "прямые" обычно относится к тем налогам, которыми облагаются непосредственно индивидуумы и фирмы, в то время как косвенные налоги - это налоги на товары и услуги.

Развитые и развивающиеся страны имеют различные налоговые структуры: развитые экономики обычно имеют высокую долю прямых налогов в государственных поступлениях.

Другим источником поступлений общественного сектора являются прибыли государственных предприятий и фирм, продающих товары и услуги.

Государственные расходы также могут быть разделены на четыре категории:

1.Потребление в государственном секторе (включает зарплату работникам госсектора, а также его платежи за товары, закупаемые для текущего потребления);

2.Государственные инвестиции (включают разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов);

3.Трансферты частному сектору (включают пенсии за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и др. платежи);

4.Проценты по государственным долгам.

Бюджетный дефицит - это величина, на которую государственные расходы превышают доходы в конкретном году.

Национальный, или государственный, долг - это общая сумма всех дефицитов и положительных сальдо федерального бюджета, накопленная за всю историю страны.

Государственный долг - это неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется в выпуске займов для покрытия бюджетного дефицита, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. Увеличительное влияние на государственный долг оказывает и необходимость выплаты его с процентами.

Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма - государственный долг. Обслуживание государственного долга - это выплаты процентов по нему и выплаты основных сумм долга. Обслуживание долга - одна из форм расходов государственного бюджета.

Со временем, текущие займы превращаются в последующие налоги. Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процента по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.

По структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:

Задолженности владельцам ГКО-ОФЗ;

Задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета;

Задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан;

Внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ;

Вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами.

Первое основание возникновения государственного долга - это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов.

Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

Другим фактором, который проявился в последнее время, стали проблемы в сфере решения банковских кризисов в связке с реструктуризацией госдолга. Как показывает практика, влияние процесса реструктуризации госдолга на ситуацию в банковском секторе будет зависеть от многих факторов, включая степень зависимости банков от правительства, доля валюты, в которой деноминирован долг, а также условий и методов реструктуризации долга.

Крупномасштабная реструктуризация может привести к недостаточной капитализации финансовых учреждений или даже к неплатежеспособности всей банковской системы, когда банки имеют существенные активы в виде государственных долговых бумаг. В тоже время политики должны осознавать, что использование финансовых ресурсов для решения проблем банковского сектора, по сути, ограничено, когда долг уже не может быть обслужен, и необходима его реструктуризация - следовательно, роль правительства как кредитора, гаранта или собственника существенно ограничена. В этих целях, любая стратегия реструктуризации госдолга должна разрабатываться с тщательным учетом влияния на банковскую систему в целом.

С точки зрения перспектив банковской системы, то, если реструктуризация необходима и если власти имеют выбор, предпочтительным подходом в данном случае является избегание номинального сокращения банковских активов. Сокращения активов приведут к снижению банковского капитала и, скорее всего, к перекладыванию оставшихся финансовых потерь (убытков) на плечи вкладчиков. В место этого, правительства должны пытаться достичь реструктуризации посредством сокращения процентных ставок или увеличения срока платежа по депозитам, которые не вызовут немедленных убытков.

3. Последствия и пути решения

Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в 3-хзвенном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу. Здесь в целом высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах -- даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса. Увеличение в подобных условиях реального бремени платежей по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран.

Согласно введенному в 1994г. порядку формирования российского государственного бюджета все платежи в нем по внешнему долгу учитываются теперь в рублевом эквиваленте. Это ограничивает возможности России увеличивать долговые выплаты, поскольку она имеет обязательства перед МВФ в отношении предельных размеров бюджетного дефицита. При заниженном курсе рубля искусственно завышается рублевый эквивалент бюджетных расходов по долговым платежам, а тем самым и размеры бюджетного дефицита.

Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований. Ряд основных положений по этому вопросу предусмотрен правительственным постановлением от 16 октября 1993г. №1060 и федеральным законом от 26 декабря 1994г. №76-Ф3. Предельным размером государственных внешних заимствований является ежегодно утверждаемый в форме федерального закона максимальный объем использования кредитов на предстоящий финансовый год. Как правило, он не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга. Ежегодно правительством подготавливается программа государственных внешних заимствований и предоставляемых внешних кредитов с выделением кредитов (займов), каждый из которых превышает 100 млн. долл.

Ограничителем размеров внешних заимствований может служить установка на поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в том числе на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом. Необходимо учитывать, что для России, как и для других стран с большой территорией, объективно закономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном продукте. Именно по этой причине, а также из-за неполной еще интеграции в мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости.

Для оценки остроты долговой проблемы существуют разные критерии. Наиболее типичные из них связывают размер долга и потребности его погашения и выплаты процентов с величиной экспорта, от которого зависят потенциальные возможности обслуживания кредитов.

Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. По данным за 1995 год, величина задолженности превышала общую сумму экспорта немногим более чем в 1,5 раза, а экспорта в страны дальнего зарубежья - примерно в 1,9 раза. Она по этому критерию не достигла еще опасной черты, хотя нужен тщательный контроль, чтобы вплотную не приблизиться к ней.

В соответствии с условиями погашение реструктуризируемой части долга начнется в 2002 году и должно завершиться в 2020 году. Не реструктуризированными остались лишь долги коммерческим фирмам, на долю которых приходится порядка 5-6% суммы долга бывшего СССР.

Однако проблема требует постоянного внимания и контроля. Посильность к тому времени погашения долга будет зависеть от трех основных факторов: масштабов роста производства и доходов бюджета, темпов роста экспорта, обеспечения устойчивого активного сальдо торгового и платежного балансов и накопления валютных резервов.

Особого внимания требует ограничение наращивания нового долга. Целесообразно также использовать при необходимости такую форму уменьшения задолженности, как продажа в обмен на долг части акций российских предприятий.

Государственный долг, особенно при условии его возрастания, вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики.

Рассмотрим основные последствия накопления государственного долга.

Во-первых, государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу держателей государственных ценных бумаг, которые, как правило, являются наиболее имущей частью общества. В свою очередь это ведет к углублению расслоения в обществе и росту социальной напряженности.

Во-вторых, поиски источников погашения приводят к необходимости повышения налогов и усилению государственного вмешательства в экономику, что отрицательно сказывается на хозяйственной активности.

В-третьих, возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. Если государственные займы были истрачены на текущее потребление, а не на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами то рост долга и процентов по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению потребления в будущем.

В-четвертых, быстро растущие издержки по процентам всё более затрудняют сокращение бюджетного дефицита, так как выплаты процентов по государственному долгу оборачиваются новыми расходами бюджета, новыми займами для расчета по старым долгам.

В-пятых, рост внешнего долга способствует усилению зависимости страны от других государств, что ограничивает возможности ведения самостоятельной внешней политики с целью обеспечения собственных интересов. Также значительный и возрастающий внешний долг вызывает значительные трудности при получении новых кредитов.

Возникновение и рост государственного долга обусловливают необходимость управления им.

Управление государственным долгом - это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением и регулированию суммы государственного кредита, а так же организация мероприятий по привлечению новых заемных средств.

Основные задачи по управлению долгом:

· сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

· оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;

· оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

· рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;

· повышение эффективности использования заемных средств.

Существует необходимость законодательного реформирования системы управления госдолгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;

· разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;

· разработку и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность Внешэкономбанка в качестве агента по обслуживанию государственного внешнего долга и государственных внешних финансовых активов;

· создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;

· разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;

· разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.

Существуют два основных пути решения: - усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

Первый путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.

Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.

Россия может продержаться максимум год без рефинансирования и реструктуризации своих внешних долгов, без новых займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки платежа. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности, поскольку нагрузку в 12-15 млрд. долл. в год он не выдержит. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета, можно оставить. Другие факторы платежеспособности тоже не работают. Следовательно - нужно вести переговоры до победного конца.

Список использованной литературы

1. Бескова И.А. Управление государственным долгом.//Финансы.-2000.-№6.

2. Красавина Л.Н., Баранова Е.П. Внешний долг России: уроки и перспективы.//Деньги и кредит.-2001.-№9.

3. Рыбалко Г.П. Зарубежный опыт управления государственным долгом.//Финансы.-2001.-№3.

4. Смирнов О.В. Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы.//Финансы.-2001.-№10.

5. Соснин А.Е. Государственный долг - благо или зло?//Финансы.-2001.-№4.

6. Финансы капитализма / Под ред. Б.Г.Болдырева- М.: Финансы и статистика.-1990г.

7. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. В.К.Сенчагова - М.:

8. Финансы / Под ред. C.И.Лушина.- Москва.-2000.

9. ХейфецБ.А. Внешний долг и американский ленд-лиз.//Финансы.-2001.-№8.

10. http//www.cbr.ru

11. http//www.minfin.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ динамики и структуры внутреннего и внешнего долгов Российской Федерации, способы их погашения. Роль государственных займов. Формы и виды государственного долга, характеристика его функций. Причины возникновения внутреннего долга государства.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2015

    Внутренний и внешний государственный долг, их сущность, отличия и источники формирования. Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики. Стабилизация государственного долга. Особенности государственного долга в РБ, способы сокращения.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2011

    Понятие внешнего государственного долга. История возникновения государственного внешнего долга Российской Федерации и его современное состояние. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации. Управление государственным внешним долгом.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2010

    Причины возникновения государственного долга. Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга. Последствия государственного долга. Конверсии и консолидации государственных займов. Влияние государственного долга на развитие экономики России.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2009

    Понятие государственного долга, причины возникновения и формы. Государственный долг как инструмент регулирования экономики, его структура в РФ. Проблемы управления российским долгом и пути их решения. Последствия долговой политики для экономики страны.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Внутренний государственный долг, его сущность и причины возникновения. Виды и особенности государственных ценных бумаг. Состояние внутреннего государственного долга РФ. Основные принципы и направления внутренней долговой политики в РФ на ближайшие годы.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2012

    Сущность государственного долга, причины возникновения и последствия, влияние на развитие экономики России. Способы сокращения государственной задолженности. Оценка дефицита федерального бюджета РФ. Его прогноз на 2010-2012 гг. и источники финансирования.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Причины возникновения бюджетного дефицита, его виды и основные источники покрытия. Проблема государственного долга Российской Федерации, оценка его исполнения за январь - сентябрь 2011 года. Внутренний и внешний долг. Классификация долговых обязательств.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2012

    Изучение динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ. Образование и погашение государственного долга страны. Экономическая сущность государственного долга, его составляющих. Основные пути совершенствования управления государственным долгом.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2010

    Понятие и формы государственного долга, их отличительные особенности, этапы и факторы формирования: внешний и внутренний. Исследование современного состава внутреннего долга российской Федерации, направления и резервы его погашения, методы управления.

Сегодня многие государства столкнулись с проблемой обслуживания долга. Это становится одним из ключевых показателей стабильности в экономике. Именно от того, как будет решаться долговая проблема того или иного государства и будет зависеть его статус в мире экономики, стоимость его национальной валюты, уровень процентной ставки и так далее. При этом проблематика государственного долга актуальна для вех без исключения участников финансовых рынков.

Следует отметить, что сегодня весь мир живет в долг. Даже те, кто еще не родился уже является потенциальным должником. Это определяется тем, что для развития экономик большинство государств уже не способно опираться на собственные внутренние ресурсы.

В 1998 году кризис в восточно-азиатском регионе привел к тому, что мировое производство упало на один процент. При этом в любом современном экономическом кризисе можно найти корни долговых проблем. Американский долговой кризис 90-х, проблемы с европейскими валютами 1992-1993 годах, а потом и азиатский кризис стали результатом именно долговых проблем. Хотя многие ошибочно полагают, что они являются следствием ошибок в экономической политике отдельных государств.

Государственный долг

Понятие государственного долга определяется суммой задолженности по выпущенным и непогашенным займам, в том числе и процентам. Однако четкого определения в данном случае нет. У каждого государства понятие государственного долга определяется его собственными правовыми актами. Ведь когда речь идет о долге, следует понимать, что это долг определенного лица или государства. Именно поэтому и следует опираться на то, каким образом государство понимает это и выражает посредством своих законодательных актов.

Среди причин, которые приводят к появлению государственного долга можно отметить государственные займы, которые привлекаются для нужд развития экономики. Что касается экономически развитых стран, то у них есть огромная задолженность по внутренним долгам. Тем не менее, причины ее появления для каждого государства свои. Некоторые страны берут средства для того, чтобы развивать свое производство. Не всегда государственные займы являются следствием ухудшения экономического состояния. Более того, при грамотном подходе к займам государство может их использовать не только на улучшение экономической ситуации, но и как возможность иметь дополнительное финансирование в рамках правильной программы управления капиталами.

Государственный долг и его виды

Государственный долг бывает внешним и внутренним. К внешнему государственному долгу относятся внешние займы, которое государство берет у внешних кредиторов. Сегодня подобная практика является нормальной и практически любая развитая страна имеет долги перед внешними кредиторами. Однако здесь следует отметить, что суть проблемы заключается как раз в балансе совокупного государственного долга по отношению к ВВП. Есть определенные границы, которые можно назвать рамками разумного займа. Если страна переходит эти границы, появляется большая опасность того, что она может попасть в зависимость от своих кредиторов. Такая ситуация является очень опасной.

Превышение государственным долгом определенного потолка будет довлеть на его экономику и может привести к нежелательным последствиям. Такая ситуация сложилась в Греции, которую спасали и продолжают спасать всей еврозоной. Однако сегодня, как видно, Греция практически не принимает самостоятельных решений и вынуждена следовать четким указаниям из Брюсселя.

Внешнюю задолженность можно условно поделить на низкую и умеренную. Международный банк реконструкции и развития дает свою оценку этим показателям, относя низкий уровень задолженности к менее 18%, а умеренный к 18-30%. По большому счету наличие внешней задолженности означает, что часть продукции, созданной экономикой государства, оно передает внешним кредиторам в качестве погашения своего долга. Если внешний долг растет, авторитете государства на международной арене снижается, а население начинает с большим недоверием относится к проводимому правительством экономическому курсу.

Что касается основных внешних кредиторов, к ним можно отнести другие государства, международные финансовые организации, а также частные фонды, которые не являются резидентами государства-заемщика.

К внутреннему государственному долгу относятся внутренние займы или иные кредитные обязательства перед кредиторами, которые являются резидентами государства. Сегодня такая практика распространена повсеместно. Большинство государств имеют внутренний долг. Однако причины его появления могут быть разными. Иногда появление внутреннего долга и образование дефицита могут являться тщательно спланированными мерами, направленными на стабилизацию экономической ситуации.

Внутренний долг страна дает как бы сама себе, поэтому он не оказывает никакого влияния на объем богатств государства. Отрицательные последствия появления такого долга перекрываются экономическими эффектами от мобилизации дополнительных ресурсов.

К отрицательным последствиям можно отнести следующее. Задолженность гасится за счет бюджетных средств, при этом доходы перетекают в карманы более богатых слоев населения, которые и являются кредиторами. Иногда, для того, чтобы сократить внутренний долг, государство может прибегать к таким непопулярным мерам, как увеличение налоговой нагрузки, что может отрицательно сказаться на экономике. Тем более, что такие шаги могут привести к потере инвестиций. Сегодня подобная ситуация угрожает экономике США ввиду наличия угрозы резкого повышения налогов и одновременно сокращения бюджетных расходов.

Таким образом, государственный долг является сегодня неотъемлемой частью экономик всего мира. Однако следует понимать, что только от того, как государство будет распределять заемные средства будет зависеть, насколько их получение эффективно.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об