Виды международной инвестиционной деятельности. Международная инвестиционная деятельность как вид внешнеэкономической деятельности

Инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкла­дываемых в объекты, предпринимательской и других видов деятельности, в резуль­тате которой создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект.

Коммерческий (маркетинговый) - анализ инвестиций, в ходе которого анализи­руется рынок сбыта и спрос на продукцию проекта, а также рынок закупаемой для проекта продукции (прежде всего цена).

Инвестиции на мировом рынке существуют в виде:

1. Зарубежные - вложения средств в объекты инвестирования за пределами данной страны (облигации других стран, акции зарубежных компаний).

2. Иностранные - иностранные граждане, юридические лица, государства («Макдональдс», «Баскин-Робинс» и др.).

3. Международные - международная валютно-кредитная система (международ­ный валютный фонд, международный банк реконструкции и развития, меж­дународная ассоциация развития, международная финансовая корпорация, многостороннее агентство по гарантии инвестиций).

4. Совместные - инвестиции осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств.

Функциональное деление международных инвестиций:

1. прямые;

2. портфельные;

3. прочие;

4. резервные активы (монетарное золото, специальные права заимствования, иностранная валюта, резервы МВФ).

Основные формы международных инвестиций:

1. прямые:

а. открытие за рубежом предприятий, дочерних компаний, филиалов;

б. создание совместных предприятий на контрактной основе;

в. совместные разработки природных ресурсов;

г. закупка или приватизация предприятий страны, принимающей иностранный капитал.

2. портфельные:

а. акционерные ценные бумаги;

б. долговые ценные бумаги:

в. облигации;

г. казначейские векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты и другие;

д. финансовые дериваты.

3. Ссудный капитал

Субъект международного инвестирования - реципиент - это предприятие, ор­ганизация, использующие инвестиции.

Объектами иностранных инвестиций являются:

Вновь создаваемые и модернизируемые и оборотные средства во всех отраслях и сферах;

Ценные бумаги;

Целевые денежные вклады;

Научно-техническая продукция;

Права на интеллектуальные ценности;

Имущественные права.

В настоящие время возникают такие формы международного бизнеса обеспе­чивающие деятельность на зарубежных рынках без вывоза капитала, которые осно­вываются на использовании договорных отношений, при которых границу пересе­кают продукты творческой деятельности, новые знания, технические проекты.

Лицензионное производство

Управление по контракту

Подрядное производство (производство по контракту)



Факторы способствующие международному инвестированию:

1. Стабильность государственной политики-поддержки предпринимательства.

2. Льготный налоговый режим.

3. Меры, способствующие притоку финансовых средств в сферу бизнеса.

4. Создание инновационных центров.

5. Развитая сеть фирмы для оказания финансовой помощи предпринимателям.

6. Консультативные центры.

7. Эффективная система защиты интеллектуальной собственности.

8. Упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельности.

9. Повышение качества рабочей силы.

10. Обеспеченность информационной технологией и средствами коммуникаций.

11. Ориентиры на достижение успеха.

12. Свобода творчества и т.д.

В ряде стран нет специальных законов, регулирующих иностранные инвести­ции (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Италия и др.)

Международная инвестиционная деятельность - совокупность практических действий субъектов по вложению инвестиций за рубеж и иностранных инвестиций. Она перераспределяет в пространстве и времени ресурсы между отдельными субъектами и объектами разных стран. Понятно, что главным субъектом инвестиционной деятельности, который принимает решение о вложении средств является инвестор. Его зарубежная деятельность обусловлена развитием хозяйственных связей между странами мира, и зависит она как от объективных экономических законов, так и от политико-экономической цели деятельности национальных государств в мировом политическом и хозяйственном пространстве.

Осуществляется международная инвестиционная деятельность в двух направлениях: вывоз капитала и привлечения иностранных инвестиций.

Вывоз капитала обусловлено под действием следующих факторов:

Избытком капиталов в стране (низкие нормы прибыли, или отсутствие соответствующей экономической структуры для приложения капиталов.)

Потребностью в новых рынках сбыта, сырья.

Формирование определенного уровня конкурентоспособной экономики.

Международное разделение труда.

Транс национализация экономики.

Поиск стабильных условий применения капиталов.

Необходимость привлечения иностранных инвестиций возникает при:

Ограниченности внутренних инвестиционных ресурсов;

Низкой инвестиционной активности собственных инвесторов;

Необходимости обеспечения вместе с инвестициями новой техники и технологии;

Желание создать конкурентоспособную экономику и освоить мировые рынки;

Потребности в модернизации социальной инфраструктуры общества.

В зависимости от вида и формы иностранных инвестиций основные направления международной инвестиционной деятельности можно представить с помощью схемы (рис. 9.1).

Главной целью частный иностранных инвестиций является экспорт инвестиционного капитала за границу в денежной или товарной форме с целью получения прибыли или расширения экономического влияния.

Главной целью государственный иностранных инвестиций является

создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития экономики, куда вкладываются инвестиции.

Основу предпринимательского капитала составляют прямые и портфельные инвестиции.

Прямые инвестиции - это заключение в зарубежные предприятия, которые обеспечивают контроль инвестора или его участие в управлении предприятием. Прямыми инвестициями являются как первоначальные вложения так и реинвестиции, кроме того в них относят все Внутрикорпорационные переводы капитала в форме кредитов и ссуд между прямым инвестором и филиалами, дочерними и ассоциированными компаниями .

Масштабы прямых инвестиций и темпы их вложения зависят от объемов капиталов стран доноров и изменений в экономике, юрисдикции, внутреннего хозяйственного механизма стран, принимающих иностранный капитал. Создание необходимых условий для, благоприятного климата для привлечения прямых, реального капитала - это комплексная проблема, которая включает в себя экономическую, социальную, политическую и техническую составляющие. Мировой опыт доказывает, что условия иностранным инвесторам создаются помощью экономических и социальных мер, юридических норм, которые являются составной инвестиционного законодательства государства, принимающего капитал; международных договоров; инвестиционных договоров между иностранным инвестором и государством, принимающего страховых полисов при страховании инвестиций в национальных и международных страховых организациях.

Исходя из этих условий, прямые инвестиции могут осуществляться в следующих формах:

1. Приобретение неконтрольных пакетов акций в компаниях стран-реципиентов осуществляется через прямую покупку акций на местном фондовом рынке. Этот способ инвестирования широко используется в процессе приватизации предприятий, а также при обмене акций на долги предприятий как государственной, так и частной формы собственности.

2. Лицензионные соглашения с фирмами стран-реципиентов дают инвестору возможность выхода на рынок с минимальным риском. Транснациональная компания передает права на производство определенного продукта или услуги или на использование запатентованного процесса, технологии, товарного знака или другой интеллектуальной собственности местной фирме, которая будет отвечать за производство и маркетинг на местном рынка. Иностранный инвестор может покупать акции местной фирмы, с которой заключен лицензионное соглашение.

3. Стратегические альянсы и совместные предприятия дают инвесторам большую присутствие на местном рынке с меньшим риском, чем прямая покупка местной фирмы или создания собственного дочернего предприятия. Создание альянсов крупными корпорациями открывает возможности для мелких компаний, ищущих источники финансирования для роста. Продукция таких компаний занимает узкие ниши, поэтому они могут обеспечить более высокий доход по сравнению с крупными конкурентами, которые чаще всего не так оперативно реагируют на появление новых рынков и продуктов.

Подавляющее большинство стратегических альянсов приобретает форму совместных предприятий, создаются для достижения целей, определяемых членами-учредителями (компаниями, что решили создать альянс).

4. Приобретение контрольных пакетов акций в компаниях стран-реципиентов иностранных инвесторами приносит большие выгоды

местным фирмам, стимулирует экономику страны в целом и ускоряет ее интеграцию в мировую экономику, потому что это требует от инвесторов больших обязательств и длительного времени для получения прибыли. Контрольные пакеты акций могут быть полученные с помощью прямой покупки акций, приватизации, обмена акций на долги и другими методами.

5. Создание собственных дочерних предприятий в фирмах стран-реципиентов применяется на рынках, которые имеют наибольший потенциал для получения доходов. Эта форма инвестиций имеет наибольший риск и самые обязательства по стороны иностранного инвестора.

Таким образом, прямые иностранные инвестиции несут риск иностранным инвесторам, поэтому что последние лишены возможности быстрого выхода на рынок, кроме того, они приносят больше выгод стране-реципиенту, так как включают большие суммы средств, связанных с большими обязательствами и длительное время осуществления инвестиций.

Портфельные инвестиции - это вложения в акции зарубежных предприятий (без приобретение контрольного пакета), облигации и другие ценные бумаги иностранных государств, международных валютно-кредитных организаций с целью получения повышенного дохода за счет налоговых льгот, изменения валютного курса и т.д. Такие инвестиции не дают реального контроля инвестора над объектом инвестирования.

Инвестор, который планирует осуществить международные портфельные инвестиции, должен прежде всего определить принципы формирования структуры их портфелей. Возможна такая последовательность формирования структуры портфеля международных инвестиций в целом или по конкретным сегментам:

Страны (валюты)

Виды ценных бумаг

Конкретные ценные бумаги;

Виды ценных бумаг

Страны (валюты)

Конкретные ценные бумаги;

Виды ценных бумаг

Конкретные ценные бумаги

Страны (валюты)

Конкретные ценные бумаги

Страны (валюты).

В первом случае инвестор может выбрать сначала, например, Японию и Францию, а затем японские облигации и французские акции и, наконец, конкретные ценные бумаги.

Во втором случае сначала выбираются виды ценных бумаг (например, акции или краткосрочные государственные облигации), затем для каждого вида определяются страны (Например, Япония для инвестиций в акции, а Великобритания - краткосрочные государственные облигации) и на конец определяются конкретные ценные бумаги.

Третий и четвертый случаи характерны для определения структуры сегмента акций в портфеле международных инвестиций.

При этом в третьем случае выбор вида ценных бумаг означает выбор определенных отраслей экономики, после чего выбираются акции конкретных компаний определенной страны. Выбор таких акций определяет совокупность стран (валют) инвестирования.

Таким образом, в первом и втором случае реализуется принцип "страны (Валюты), - конкретные ценные бумаги ", который в литературе называется принципом "Сверху вниз" (Top Down). В третьем и четвертом случаях реализуется принцип "Конкретные ценные бумаги - страны (валюты)", или принцип "снизу вверх" (Bottom Up) .

На каждом этапе рассматриваемых последовательностей формирования набора сегментов и конкретных ценных бумаг в портфеле международных инвестиций зависит от цели конкретного инвестора. Такими целями могут быть:

Получение качества (доходность и риск), близкого по качеству рыночного портфеля, структура которого соответствует капитализации соответствующего рынка;

Получение доходности выше доходности рыночного портфеля;

Обеспечение риска ниже риска рыночного портфеля.

Эти цели могут определяться как для портфеля международных инвестиций в целом, так и для отдельных его сегментов.

Одновременно с формированием структуры портфеля инвестор должен определить принципы управления его риском. При этом возможны следующие варианты действий:

Не принимать никаких мер, надеясь на благоприятную ситуацию;

Диверсифицировать инвестиции по странам, видам ценных бумаг, отраслям экономики и ценным бумагам;

Увеличить долю инвестиций в безрисковые активы;

Выбирать менее рискованные активы и валюты инвестиций на основе прогноза их качества;

Принимать специальные меры для защиты от неблагоприятного изменения цены активе и (Или) валютного курса.

Эти меры могут приниматься для портфеля международных инвестиций в целом, для его сегментов, или для части ценных бумаг в том или ином сегменте. Дополнительным спецификой управления риском международных инвестиций является принятие мер по уменьшению риска падения курса валют инвестиций в валюты инвестора.

Иностранные кредиты привлекаются сегодня в Украине, во-первых, для удержания страны как государства "на плаву" с целью вхождения в мировой рынок, где она должна стать частью мировой экономики. Во-вторых, получение кредитов для трансформации структуры экономики Украины, изменения в ней народнохозяйственных пропорций, создание условий полной экономического равновесия. В-третьих, получение кредитов под привлечение критического импорта, прежде энергоносителей. Наконец, в-четвертых, в видом первого из указанных целевых функций иностранных кредитов они приобретаются для выживания конкретных правительств.

К основным реальных источников привлечения Украины иностранных средств относятся

Ссуды таких международных финансовых организаций, как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Европейский банк реконструкции и развития и другие;

Кредиты иностранных государств и их группировок типа Европейского Сообщества (ЕС)

Кредиты государств-поставщиц "энергоносителей, (Россия и Туркменистан)

Размещение ценных бумаг в виде облигаций государственных займов на внешних рынках, а также на внутреннем рынке при покупке их нерезидентами;

Получение Украиной грантов, субсидий, стипендий и т.п. через научно-техническую помощь от международных финансовых организаций и стран развитой экономики.

Из приведенных источников возможного получения Украиной иностранных средств три первых относятся к непосредственной формы иностранного ссудного капитала и является прямым кредитованием. Четвертый источник является опосредованным кредитованием Украине, а по пятого это специфическая функциональная форма вывоза капитала. ее специфичность заключается в том, что она не задача получения конкретного дохода от заключения капитала в иностранную страну в виде научно-технической помощи, а ее функцией является создание условий для формирования в Украине рыночной среды, открывает и расширяет для заимодавцев возможности успешного применение всех указанных предыдущих источников.

Относительно кредитов международных финансовых организаций, то для них характерны такие функциональные направления. МВФ предоставляет ссуды преимущественно на покрытие дефицита платежного баланса, бюджета, на закупку критического импорта и т.д. при общем векторе всех этих направлений на поддержку национальной валюты в условиях рыночных отношений. В ссудах Всемирного банка, наряду с подобными направлениями кредитования, видное место занимают кредиты, направленные на развитие конкретных отраслей экономики. Кредиты ЕБРР поддерживают развитие малого и среднего бизнеса.

Не все иностранные кредиты должны инвестиционное направление. Например, средства МВФ и значительная часть денег Всемирного банка идут на финансирование системных проектов, направленные на реформирование целых секторов экономики. Деньги траншами направляются непосредственно в Госбюджет Украины, а впоследствии Министерство финансов Украина предполагает как они будут использованы. Поскольку средства системных проектов могут быть использованы на погашение дефицита украинского бюджета или на "Поддержку платежного баланса", то, конечно, они не могут быть инвестиционными.

Иностранный инвестиционный кредит - это экономические отношения между государствами, иностранными банками и фирмами по поводу финансирования инвестиционной деятельности на основе возвращения в определенные сроки и, как правило, с выплатой процента. Спецификой иностранного инвестиционного кредита является то, что он участвует в кругооборота капитала на всех его стадиях: при превращении денежного капитала в производственный - вследствие экспорта оборудования, сырья, топлива, в процессе производства - в форме кредитования под незавершенное производство, при реализации товаров на мировых рынках. Он в тесной связи с внутренним кредитом принимает участие в смене форм стоимости, обеспечивает непреривнисть воспроизведения, обслуживая все его фазы. Разновременность отдельных фаз воспроизводства, несовпадение времени и места вхождения в международный оборот реализуемой стоимости и необходимых для этой реализации платежных средств, несовпадение валютного оборота с движением ссудного капитала определяют взаимосвязь иностранного инвестиционного кредита с производством .

Существуют три основных вида иностранного инвестиционного

1. Государственный кредит, который предоставляется на двусторонней и многосторонней основе, включая займы международных организаций;

2. Банковский кредит, связанный с кредитными отношениями между банками разных стран;

3. Коммерческий кредит, который непосредственно обслуживает инвестиционных процесс предприятий (фирм).

На международном ссудном рынке иностранный инвестиционный кредит играет двойную роль: положительную и отрицательную.

Положительная роль заключается в ускорении развития производительных сил путем обеспечение непрерывности процесса

воспроизводства и его расширение. Он способствует интернационализации производства и обмена, образованию и развитию мирового рынка, углубляет международное разделение труда. Кроме того, он обеспечивает благоприятные условия для иностранных частных инвестиций, так как связывается с условиями о предоставлении льгот инвесторам страны-кредитора; применяется для образования инфраструктуры, необходимой для функционирования предприятий, в том числе иностранных и совместных, способствует укреплению позиций национальных предприятий, банков, которые имеют отношение к международному капитала.

Негативная роль иностранного инвестиционного кредита в развитии рыночной экономики заключается в обострении ее противоречий. Иностранный инвестиционный кредит - также орудие конкурентной борьбы стран за рынки сбыта, сферы применения капитала, источники сырья, за преимущества в основных областях научно-технического прогресса.

Таким образом, роль иностранного инвестиционного кредита в условиях рыночной экономики имеет двойную роль: с одной стороны-развитие взаимовыгодного сообщества стран, а с другой - средство конкурентной борьбы.

Несмотря на это, привлечения инвестиционных кредитов в украинскую экономику имеет сегодня стратегический и тактический интерес со стороны как Украины, так и иностранных кредиторов.

Стратегический долгосрочный интерес Украины и интерес иностранных кредиторе в целом совпадают, потому заключаются в скорейшем вхождении нашей страны в мировое сообщество без значительных социальных потрясений.

О тактических, краткосрочных интересов Украины и иностранных кредиторов, то они могут как совпадать так и быть противоположными. Последние проявляются прежде в несовпадении интересов сторон как товаропроизводителей, которые конкурируют за сбыт продукции и получения прибыли.

В целом приоритетными в этих отношениях являются: выравнивание дефицита государственного бюджета, торгового и платежного балансов, развитие малого и среднего бизнеса; трансформация экономики на основе рыночного равновесия в новом государственном образовании, развитие рыночных институтов.

Важной составляющей международной инвестиционной деятельности является государственная иностранный помощь. Она по назначению не имеет коммерческого характера и предоставляется только на льготных условиях. Структурно ее формируют гранты, льготные займы и техническая и

информационно-консультационная помощь, имеющих как двух-, так и многостороннее основу. У стран-доноров (как правило) промышленно развитых) превалируют политические и стратегические приоритеты при оказании помощи той или иной стране. Однако, как показывает практика, почти во всех случаях имеет место экономическое обоснование грантов, льготных займов-и технической и информационно-консультационной помощи. Типичным примером, в частности, является привязка иностранной помощи к экспорту страны-донора. Очевидна также тенденция подорожания иностранной помощи, перевалка займов над грантами.

Самыми активными участниками иностранной помощи в Украине:

Фонд Евразия, который был основан в 1993 году на средства Агентства США по международному развитию (USAID) с целью содействия развитию экономики в новых независимых государствах бывшего СССР. В Украине Фонд предоставляет гранта для реализации некоммерческих проектов и поддерживает долгосрочные и краткосрочные программы подготовки специалистов в сфере бизнеса и менеджмента путем предоставления технической и консультативной помощи ;

Британская экспертно-сервисная служба - ее деятельность направлена на предоставление помощи государственным и частным организациям и предприятиям, которые не в состоянии найти коммерческих консультантов. Ее приоритетами являются сельское хозяйство, торговля, энергетика, здравоохранение, менеджмент и производство продуктов питания ;

Британский совет - это главный представитель Великобритании в деле внедрения сотрудничества с другими странами в экономической, образовательной, научной, технической и культурной областях. В Украине ее деятельность финансируется за счет гранта британского правительства, частично за счет спонсорства со стороны бизнеса, а также из средств на техническую помощь двусторонним и международным агентствам ;

Фонд "Ноу-Хау" - это британская программа двусторонней помощи странам Центральной и Восточной Европы. В Украине его деятельность сводится к технической и консультативной помощи в сельском хозяйстве из-за помощь фермерам в пост-приватизационный период, приспособления систем управления хозяйством и т.п.; в малом бизнесе - путем предоставления советов относительно путей и практических мер по поощрения и поддержки

начатого бизнеса, в энергетике - путем поддержки экономного использования газа и нефти; в финансовой сфере - оказанием практической помощи (подготовка специалистов) в овладении банковской, страховой делом, учетом и другим опытом; в сфере управления - поддержка политики и административных реформ правительственных структурах путем командировки советников и другие организации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Значение иностранных инвестиций в мировой экономике. Международная инвестиционная деятельность как направление внешнеэкономической деятельности, рационализирующее распределение материальных и трудовых ресурсов. Прямые и портфельные иностранные инвестиции.

    реферат , добавлен 10.06.2011

    Сущность и значение иностранных инвестиций в мировой экономике. Международные портфельные долгосрочные инвестиции. Права и обязанности инвесторов. Проблемы и факторы, влияющие на приток инвестиций. Объем иностранных инвестиций в российской экономике.

    дипломная работа , добавлен 07.12.2011

    Инвестиционная стратегия в КНР. Правовые основы регулирования инвестиционной деятельности. Отраслевое размещение притока иностранного капитала (инвестиций) на территории Китая. Сотрудничество в сфере прямых иностранных инвестиций Китая и Японии.

    дипломная работа , добавлен 16.03.2011

    Структура, сущность и принципы международных инвестиций. Исследование капитальных вложений компании. Развитие экономики в Российской Федерации. Построение экономико-математических моделей формирования инвестиционной привлекательности предприятий.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2014

    Международная торговая политика стран. Базовые положения, нормы, направления деятельности ГАТТ, Всемирной торговой организации. Эффекты влияния прямых зарубежных инвестиций на экономику принимающей страны. Факторы инвестиционной привлекательности страны.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2009

    Сущность национальной инвестиционной политики, анализ существующих проблем и способы повышения инвестиционной привлекательности России. Мировая практика финансового стимулирования прямых зарубежных инвестиций. Налоговые льготы зарубежным инвесторам.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2009

    Сущность и особенности регулирования иностранных инвестиций. Основные тенденции развития экономики России как условие для привлечения иностранных инвестиций. Оценка инвестиционной привлекательности России. Проблемы социально-экономического развития.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2012

Тема: Регулирование международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций

Тип: Контрольная работа | Размер: 30.51K | Скачано: 45 | Добавлен 14.11.12 в 13:25 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Новоросийск 2010

Введение 3

2. Многостороннее и двустороннее регулирование инвестирования в рамках международных организаций системы ООН и региональных экономических организаций: МВФ, МБРР, ЕБРР, МФК, МАГИ, ОЭСР, ВТО, региональных банках реконструкции и развития 8

3. Неформальные международные организации кредиторов 16

4. Участие России в международных финансовых институтах, регулирующих международную инвестиционную деятельность. Международные инвестиционные проекты под эгидой международных организаций для России. Рекомендации по реформированию регулирования международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций 17

Заключение 21

Список литературы 23

Введение

Международное внешнее финансирование в последние десятилетия стало существенным фактором экономического развития подавляющего большинства стран, причем государство в этом процессе играет важную, а иногда и решающую роль. Для правительств развивающихся государств и стран переходной экономики получение внешних финансовых ресурсов означает большие возможности в проведении политики макроэкономической стабилизации и структурной перестройки хозяйства, смягчении последствий либерализации и растущей открытости национального рынка.

В то же время государства-доноры путем предоставления официальной помощи и кредитов получают лучшие условия для торговли и инвестиций, а также определенные гарантии стабильности и предсказуемости зарубежной коммерческой деятельности.

Несмотря на постепенное снижение роли государственного участия в международном движении капитала значимость официальных внешних заимствований для стран со средним и низким уровнем доходов по-прежнему велика и достигает 80-90% от общей суммы долга. Высокие коммерческие и политические риски, характерные для развивающихся рынков, обуславливают особое положение государства как одного из немногих, если не единственного, кредитоспособного клиента и гаранта по внешним обязательствам.

В 90-х годах зарубежные государства стали активнее практиковать новые формы внешних заимствований (в т.ч. на рынке еврооблигаций), появились нетрадиционные схемы реструктуризации внешнего долга, сформировались основные направления инвестиционной и кредитно-финансовой политики в рамках региональных экономических объединений. С возникновением особой категории стран переходной экономики заметно усилилась конкуренция за финансовые ресурсы на мировом рынке, что отразилось в том числе и на глобальном распределении потоков официального внешнего финансирования.

Для России, постепенно преодолевающей последствия социально-экономического кризиса, в краткосрочной и среднесрочной перспективе крайне сложно создать приемлемые и привлекательные условия для частных инвесторов. Поэтому наличие международных финансовых институтов и зарубежных государств в качестве непосредственных доноров и гарантов внешних займов является важным инструментом увеличения объема финансовых ресурсов, направляемых на цели национального хозяйственного развития.

Важным фактором успешной интеграции России в систему мирового хозяйства является государственная поддержка этой деятельности, в том числе и путем финансирования зарубежных партнеров и проектов. В этой связи изучение опыта развитых стран по продвижению национальных экономических интересов средствами официального, включая гарантии частным инвесторам, внешнего финансирования представляет большой практический интерес.

Цель данной работы является изучение регулирования международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций.

Согласно цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить содержание понятия «международная инвестиционная деятельность» и значение прямых иностранных инвестиций в мирохозяйственных связях,
  • охарактеризовать многостороннее и двустороннее регулирование инвестирования в рамках международных организаций системы ООН и региональных экономических организаций,
  • рассмотреть неформальные международные организации кредиторов,
  • исследовать участие России в международных финансовых институтах, регулирующих международную инвестиционную деятельность, представить рекомендации по реформированию регулирования международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций.

1. Содержание понятия «международная инвестиционная деятельность». Значение прямых иностранных инвестиций в мирохозяйственных связях

Международная инвестиционная деятельность - направление внешнеэкономической деятельности, рационализирующее распределение материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов с целью обновления технологической структуры общественного производств.

Международная инвестиционная деятельность как в предпринимательской (прямые или портфельные инвестиции), так и в ссудной (займы, кредиты, безвозмездная помощь) форме нацелена на решение глобальных (экология, помощь развивающимся странам и др.), региональных или национальных (крупные промышленные объекты, разработка природных ресурсов, объекты соц. значения, рыночная инфраструктура и т.д.) проблем.

В последнее десятилетие международная инвестиционная деятельность все шире охватывает область малого и среднего предпринимательства.

Международное внешнее финансирование в последние десятилетия стало существенным фактором в экономическом развитии подавляющего большинства стран, поскольку это финансирование ведет к получению принимающими ресурсы странами дополнительных материальных и интеллектуальных ценностей, в том числе сравнительно новой техники и технологии, позволяющих ускорить развитие хозяйства, увеличить экспорт и валютные поступления, повысить благосостояние населения. Вместе с тем и страны-доноры имеют от трансграничной передачи ресурсов значительные выгоды, поскольку это дает им возможность полнее использовать преимущества международного разделения труда, мировой природный и людской потенциал.

В условиях продолжающегося инвестиционного кризиса в реальном секторе российской экономики и практического отсутствия доступа к международному рынку кредитных ресурсов и портфельных инвестиций, одной из перспективных задач правительства является привлечение в страну иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций.

В мировой практике под прямыми инвестициями понимаются капиталовложения, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими предприятием или владеющими не менее чем 10% акций акционерного предприятия.

В соответствии с новым Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», под «прямой иностранной инвестицией» понимается осуществление следующих операций:

  • приобретение иностранными инвесторами не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории России в форме хозяйственного товарищества или общества;
  • вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории России;
  • осуществление на территории России иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ, таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.

Иностранным инвесторам - юридическим и физическим лицам - прямые инвестиции обеспечивают право на управление предприятием и представляют собой преимущественно взносы в уставные фонды совместных предприятий и кредиты, полученных от зарубежных совладельцев предприятий.

Прямые вложения осуществляются как в СКВ, так и в национальной валюте.

Сравнивая относительную предпочтительность привлечения капитала в различных формах, следует подчеркнуть, что прямые инвестиции имеют ряд преимуществ, в том числе:

  • активизируется деятельность частного сектора;
  • расширяется выход на внешние рынки;
  • облегчается доступ к новым технологиям и методам управления;
  • больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования;
  • приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности;
  • создаются новые рабочие места;
  • расширяется налогооблагаемая база;
  • импорт товаров и услуг замещается товарами и услугами отечественных компаний.

Следует подчеркнуть, что в последние годы наметилась тенденция к росту удельного веса прямых инвестиций в общем размере иностранных капиталовложений в экономику России. Эта форма привлечения капитала остается наиболее важной для экономики страны.

2. Многостороннее и двустороннее регулирование инвестирования в рамках международных организаций системы ООН и региональных экономических организаций: МВФ, МБРР, ЕБРР, МФК, МАГИ, ОЭСР, ВТО, региональных банках реконструкции и развития

Нарастающий процесс усиления хозяйственных взаимосвязей и взаимозависимости государств объективно требует повышения роли многостороннего регулирования мирохозяйственных связей, которое способствует более полному использованию преимуществ международного разделения труда. Однако масштабы и направления развития многостороннего регулирования в значительной степени зависят от конкретных интересов участвующих в нем государств, политики их правительств и деятельности государственных органов.

Не затрагивая национального суверенитета его участников, многостороннее регулирование оказывает воздействие на принимаемые правительственные решения по вопросам международных торгово-экономических отношений. В сферу государственной политики в этой области входит не только регулирование, но и содействие развитию мирохозяйственных связей, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном уровне и в рамках международных экономических организаций.

Международные экономические организации — это институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий согласованные его участниками цели, компетенцию и свои постоянные органы, а также другие специфические политико-организационные нормы (установления), в числе которых устав, процедура, членство, порядок принятия решений и др. Они могут включать также совещания, конференции, конгрессы, которые осуществляют свою деятельность, как правило, в течение ограниченного периода времени и не имеют устава, специально разработанной процедуры, рабочих органов.

Методами взаимодействия в международном регулировании считаются резолюции и директивы, разрабатываемые и принимаемые международными организациями, являющиеся обязательными для их членов; многосторонние соглашения, заключаемые на межправительственном уровне; согласования и договоренности, консультации и сотрудничество на региональном уровне и в неправительственных организациях.

Регулирование экономической политики стран как в международном, так и в региональном аспекте основывается на нормах международного публичного и частного права, которые регулируют экономические отношения между государствами, экономическими объединениями, юридическими и физическими лицами. Соблюдение установленных норм — обычных и конвенциональных — обеспечивается как самими государствами, так и международными региональными организациями, осуществляющими коллективный контроль за соблюдением норм международного права.

С усложнением хозяйственных взаимосвязей между отдельными государствами меняются и соответствующие международные нормы и правила, разрабатываемые международными экономическими организациями и реализуемые в рамках отдельных государств. Различия в подходах к решению рыночных проблем стали приобретать интернациональный характер и легли в основу международных и региональных программ действий и согласованных решений, принимаемых в рамках международных и региональных организаций.

Организационно-хозяйственное регулирование, осуществляемое на основе многостороннего экономического сотрудничества в рамках региональных экономических группировок, реализует процесс экономической интеграции стран-участниц. Экономическая интеграция ставит целью стирание различии между экономическими субъектами, относящимися к разным государствам на основе устранения дискриминации иностранных партнеров в каждой стране, укрупнения рынков сбыта. Степень экономической интеграции зависит от форм экономического сотрудничества.

В современных условиях в мире значительно возросла роль международных региональных организаций, входящих в состав ООН. В них на правительственном уровне решаются вопросы координации экономической политики и нахождения баланса интересов государств-членов на основе формирования консенсуса. Всего в рамках ЭКОСОС ООН осуществляет региональную деятельность 5 таких организаций, именуемых «комиссиями». Они содействуют экономическому и социальному развитию стран-членов региональных комиссий; способствуют выработке согласованных действий и координации политики стран в рамках региона, развитию внутрирегионального сотрудничества с международными и региональными организациями; содействуют выполнению проектов и программ в области развития экономики.

Организация Объединенных Наций (ООН) создана в 1945 г. Устав ООН был ратифицирован и вступил в силу 24 октября 1945 г. Значение Устава ООН состоит в том, что он не только является конституционным документом, регулирующим жизнедеятельность международной организации, но и призван играть исключительную роль в качестве фундамента формирования системы коллективной безопасности, равной для всех государств, и выработки своеобразного кодекса поведения государств в военной, политической, экономической, экологической, гуманитарной и иных областях.

Цель деятельности Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР) заключается в том, чтобы сократить бедность в странах со средними доходами и в кредитоспособных бедных странах, содействуя устойчивому развитию, предоставляя займы, гарантии и принимая другие меры, не связанные с кредитованием, в том числе проводя аналитические исследования и оказывая консультативные услуги.

Международный Банк Реконструкции и Развития:

  • поддерживает долгосрочные инвестиции в развитие людских ресурсов и социальной сферы - области деятельности, которые частные кредиторы в большинстве своем не считают заслуживающими внимания;
  • поддерживает финансовую стабильность заемщиков, оказывая помощь в периоды кризисов, когда тяжелее всего приходится бедному населению;
  • использует финансовые средства воздействия для стимулирования принятия основных мер политики и проведения институциональных реформ (таких как реформы системы социальной защиты и борьба с коррупцией);
  • мобилизует частный капитал, помогая создавать благоприятный климат для инвестиций;
  • оказывает финансовую помощь (в виде грантов, выделяемых из чистой прибыли МБРР) в создании глобальных общественных благ, имеющих решающее значение для повышения уровня жизни бедного населения во всем мире.

Международная Финансовая Корпорация (МФК) стимулирует устойчивый приток инвестиций в частный сектор развивающихся стран в целях сокращения масштабов бедности и улучшения жизни людей.

МФК является сегодня крупнейшим многосторонним учреждением, предоставляющим кредиты и долевое финансирование для осуществления проектов в частном секторе развивающихся стран. МФК содействует устойчивому развитию частного сектора путем:

  • финансирования проектов в частном секторе развивающихся стран;
  • оказания помощи частным компаниям развивающихся стран в привлечении финансирования на международных финансовых рынках;
  • предоставления консультационной и технической помощи предприятиям и правительствам.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) основано 12 апреля 1988 и является самым молодым членом группы Всемирного банка.

Задачи МАГИ заключаются в привлечении прямых иностранных инвестиций путем страхования политических рисков (выдачи гарантий инвесторам и кредиторам), передачи опыта и предоставления ресурсов, которые помогут странам с формирующимся рынком привлекать и удерживать эти инвестиции. Поддерживаемые МАГИ проекты, как правило, дают много прямых выгод странам, в которых они осуществляются, - новые рабочие места для местного населения, дополнительные и долгосрочные инвестиции в подготовку и обучение персонала, а также оказывают положительное воздействие на национальную экономику в целом благодаря налоговым поступлениям и валютной выручке от экспорта.

Всемирный банк и Международный валютный фонд были основаны в 1944 году на совещании мировых лидеров в Бреттон-Вудс, в штате Нью-Хэмпшир. Оба «Бреттонвудских учреждений», как их иногда называют, были основаны для того, чтобы поставить международную экономику на прочную основу по окончании Второй мировой войны. Государства-члены МВФ могут становиться членами Банка.

В своей деятельности Банк и Фонд дополняют друг друга, но при этом существуют довольно существенные различия между функциями, выполняемыми каждым из этих учреждений. Всемирный банк - это кредитное учреждение, чья цель заключается в содействии интеграции стран в мировую экономику и долгосрочному экономическому росту, способствующему повышению уровня жизни населения бедных стран. МВФ действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей между всеми странами, и ссужает деньги государствам-членам, испытывающим серьезный дефицит платежного баланса. В отличие от Всемирного банка, финансирующего как реформы политики, так и проекты, Международный валютный фонд занимается исключительно реформами. Он предоставляет займы государствам-членам, испытывающим краткосрочные трудности в расчетах с международными кредиторами, и стремится к достижению полной конвертируемости валют государств-членов в рамках системы гибких обменных курсов, действующей с 1973 года.

Всемирный банк предоставляет кредиты только развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Что касается МВФ, его услугами и ресурсами могут воспользоваться все государства-члены этой организации (как богатые, так и бедные). Чтобы Фонд мог успешно выполнять свою работу, в ней должно участвовать подавляющее большинство стран мира.

Поскольку международная торговля и инвестиции не знают границ, практически каждая страна вынуждена покупать и продавать иностранные валюты для финансирования импорта и экспорта. МВФ отслеживает такие операции и консультируется со странами-членами относительно того, как они могут содействовать становлению ликвидной и стабильной международной валютной системы.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1991 году с целью оказания поддержки странам Средней и Восточной Европы при переходе от централизованного планового хозяйства к рыночной экономике. Штаб-квартира банка находится в Лондоне. В состав его шестидесяти владельцев-акционеров входят 58 стран, Европейский инвестиционный банк и Европейское Сообщество.

Основной задачей ЕБРР является финансирование проектов, способствующих развитию экономики, однако, несмотря на это, Банк осуществляет свою деятельность, руководствуясь принципом самоокупаемости. Обладая высшим кредитным рейтингом (ААА), Банк может привлекать средства на международных рынках капиталов по самым выгодным ставкам.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Создана в 1948 г. под названием Организация европейского экономического сотрудничества для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и служит платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам.

Значительная доля деятельности ОЭСР связана с противодействием отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны некоторые механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых «налоговых оазисов».

Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции с развивающихся стран серьёзно ограничен.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

3. Неформальные международные организации кредиторов

Международные кредитные отношения развиваются большими темпами. Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Долговой кризис 1990-х гг. стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Меры, включая масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли предотвратить наступление кризиса.

Следует отметить, что государственный долг как проблема, порождаемая бюджетным дефицитом, представляет собой сумму непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленную за всё время существования государства. В виде внешнего долга - задолженности государства гражданам и организациям других стран - государственный долг выступает необходимостью существования таких международных организаций, как Лондонский и Парижские клубы кредиторов.

Как и Парижский Клуб, Лондонский Клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию внешнего долга. При этом ни один из этих Клубов не является международной организацией. Их членский состав нестабилен и они не имеют какого-либо официального мандата. Каждый Клуб располагает комплексом правил и процедур, по проведению операций по пересмотру долга. В Лондонском Клубе интересы банков-кредиторов представляет руководящий комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском же Клубе чаще проводятся переговоры, на которых кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге. Лондонский Клуб не пересматривает выплату как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве пакета мер по реструктуризации.

4. Участие России в международных финансовых институтах, регулирующих международную инвестиционную деятельность. Международные инвестиционные проекты под эгидой международных организаций для России. Рекомендации по реформированию регулирования международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций

Одним из важных источников привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов являются международные, межрегиональные связи. С одной стороны, расширение трех связей соответствует нынешним преобразованиям в России, тенденциям приобщения нашего государства к европейским интеграционным процессам. С другой стороны, в государствах Европы и других континентов наметилась тенденция делового сотрудничества с региональными структурами, где более конкретны инвестиционные цели и задачи, короче путь принятия организационных и административных решений.

Кроме того, учитывая, что развитие межрегионального сотрудничества - один из путей к международному безопасному и стабильному экономическому развитию, укреплению государственности, в котором так нуждается сегодняшняя Россия, закономерно и необходимо решать вопросы сотрудничества не только непосредственно между регионами Российской Федерации, но и в рамках объединенной Европы.

Возможности такого сотрудничества в ходе формирования и реализации программ социально-экономического развития регионов и региональной инвестиционной политики и в привлечении инвестиционных ресурсов, сопоставимы с возможностями и значением развития малого бизнеса. Ведь если сферой региональных экономических интересов в рамках бюджетных, федеральных, региональных инвестиционных программ являются крупные (свыше 100 млн. долларов) и средние (от 10 до 100 млн. долларов) проекты и программы, то и международное межрегиональное инвестиционное сотрудничество способно и предназначено для обслуживания «мертвой» инвестиционной зоны мелких проектов (менее одного миллиона долларов). Эта зона вне рамок интересов инвестиционных банков и компаний в связи с значительными затратам, в то время как межличностные отношения, расширяемые в движении породненных городов дает возможность реальной реализации малых инвестиционных проектов, осуществлению технологического обмена, расширения рынка продукции региона.

Россия имеет практический опыт (с представителями правительственных и деловых кругов Испании, Швейцарии) в организации взаимодействия стран СНГ, субъектов федерации России и региональных исполнительных структур стран Европы, межбанковского сотрудничества уполномоченных региональных банков России, СНГ и европейских банков, государственных страховых компаний, обслуживающих инвестиционные ресурсы европейских товаропроизводителей, непосредственно товаропроизводителей стран СЭВ, субъектов федерации России и соответствующих европейских государств. Такое взаимодействие (на различных организационных уровнях) целесообразно организовывать с целью реализации целевых государственных, региональных и межрегиональных программ (например, в области переработки сельскохозяйственной продукции).

Учитывая уровень развития финансовой и банковской инфраструктуры в Российских регионах, системный их кризис и невозможность с их помощью организовывать финансирование крупных, долгосрочных проектов и программ, именно финансовые институты, способные привлекать в регион дополнительные ресурсы должны быть размещены за рубежом. Такое размещение позволяет осуществлять построение финансовых мультипликаторов, создавать возможность размещения относительно дешевых ресурсов под обеспечение различных инструментов и гарантий, различные уровни доходности и инвестиционных рисков. Понятно, что это должно быть системным, обоснованным шагом со стороны законодательной и исполнительной власти региона, под их непосредственным контролем. Иностранная часть организационной инфраструктуры региона должна быть составной частью общей инфраструктуры, ее дополняющей и развивающей, обеспечивающей выполнение следующих функций:

  • представление региональных проектов и программ западным инвестиционным институтам;
  • организация взаимодействия региональных банков с зарубежными банками и финансовыми компаниями;
  • поиск зарубежных стратегических партнеров и потенциальных инвесторов;
  • освоение и адаптация к условиях региона новых инвестиционных технологий, механизмов и программ;
  • создание на западе привлекательного имиджа региона как надежного делового партнера, емкого инвестиционного рынка, учитывающего и защищающего интересы инвестора.

На территории России должна быть создана инфраструктура понятная и привычная иностранному инвестору, способная комплексно обслужить самого инвестора, его инвестиционный проект, региональных соискателей инвестиций, инвестиционные подразделения региональной администрации, а так же выполнять следующие функции:

  • продвижение программы социально-экономического развития в федеральных органах власти;
  • оказывать информационные, консалтинговые, ипотечные, лизинговые и другие услуги инвесторам и региональным соискателям инвестиций;
  • координация деятельности региональных инвестиционных институтов;
  • оптимальное использование существующих российских и иностранных механизмов и инструментария для привлечения дополнительных ресурсов.

Примером развитости организационной инфраструктуры обслуживания регионального инвестиционного рынка служит рязанская область - инвестиционный холдинг «Ринвест», объединяющий КБ «Ринвестбанк», одноименную инвестиционную компанию, оценочную и страховую компании, информационный и рекламные центры, другие структуры, позволяющие комплексно обслуживать не только региональные и межрегиональные инвестиционные программы, но и областные муниципальные займы.

В комплекс региональных программ по организационному обеспечения реализации программы развития региона входит и программа кадрового обеспечения, основным задачами которой является:

  • организация системы повышения квалификации переподготовки и стажировки персонала всех звеньев, занятых в реализации программы развития региона;
  • организация управленческого консультирования.

Заключение

Таким образом, из выше сказанного можно сделать следующие выводы.

Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопровождался формированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности. Последовательно осуществляется децентрализация инвестиционной деятельности, в составе инвестиций повышается роль внутренних источников накоплений предприятий Усилен государственный контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, используемых в качестве инвестиций.

Весьма значительным сдерживающим фактором является несовершенство инвестиционного законодательства.

Для изменения сложившейся ситуации, улучшения инвестиционного климата необходима стабилизация экономической и политической обстановки, скорректированная налоговая и таможенная политика, снижение уровня инфляции, совершенствование управления инвестиционными процессами, необходимо радикальное улучшение экономических и правовых условий деятельности инвесторов.

Поскольку одной их основных причин неудовлетворительного положения дел с привлечением в российскую экономику инвестиций является низкий качественный уровень законодательной базы, создание благоприятного инвестиционного климата должно начинаться с совершенствования правового регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности. Опыт других стран показывает, что даже при сложностях в экономике и политической нестабильности посредством надлежащего правового регулирования, создания для инвесторов благоприятного правового режима, удается привлечь значительные по объему инвестиции.

Нельзя не отметить в этой связи и еще один момент. На основании сравнительного анализа правового режима инвестиционной деятельности, характерного для национального законодательства и правоприменительной практики зарубежных стран, с одной стороны, и сегодняшней Российской Федерации - с другой, следует признать, что критикуемое многими зарубежными (а еще больше нашими, отечественными) экспертами и прессой современное российское законодательство во многих своих положениях в значительной мере схоже с положениями законодательных актов названных и многих других стран и уж во всяком случае не может и не должно рассматриваться как ущербное или драконовское по отношению к тем же иностранным инвесторам.

Подобное утверждение основано на результатах исследования зарубежного опыта и оценки правового режима инвестиционной деятельности по единым обобщающим критериям, таким, как: наличие или отсутствие официально провозглашенной и стабильной государственной инвестиционной политики; целостного инвестиционного законодательства; налоговых льгот и преференций для инвесторов; льгот в национальном таможенном режиме; стимулов и гарантий, поощряющих отечественные и зарубежные инвестиции в отдельные отрасли экономики; стимулов для работы иностранных инвесторов на внутреннем рынке; режим и порядок ввоза и вывоза капитала (свободный или ограниченный); ограничений на размер иностранных инвестиций в национальные предприятия и возможный контроль над ними; на занятие иностранным инвестором или его официальными представителями руководящих должностей в составе органов управления этих предприятий, а также другие, более частные, критерии.

Одной из основных целей государственного регулирования должна быть при этом защита прав и законных интересов инвесторов, создание гарантий инвестиционной деятельности, обеспечение защищенности инвестиций.

Концепция и модель развития инвестиционного законодательства должны быть адаптированы к изменившейся системе ведения хозяйства, к экономической деятельности в новых условиях, должны отвечать современным реалиям, нынешним условиям развития российской экономики.

Список литературы

  1. Безденежных В.М. Экономика России: институциональные и инфраструктурные аспекты. - М.: Кириллица-1, 2003. - 110 с.
  2. Горшенина Н.С. Инвестиционная политика. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2006. - 157 с.
  3. Инвестиции: организация, регулирование, финансирование / Под ред. Крафт Г.В., Ульяницкой Н.М. - Ростов/н/Д: Изд-во РГУПС, 2008. - 406 с.
  4. зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

    Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

    Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

    Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Мировая практика убеждает, что без широкого привлечения иностранного капитала невозможно провести структурную перестройку экономики, сократить техническую и технологическую отсталость народного хозяйства, добиться конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Кроме того, продуктивное использование иностранных инвестиций г органической частью мирового процесса движения капитала и реализуется в основном за счет капиталов частных инвесторов, заинтересованных в получении высшего уровня прибыли па вложенные средства.

Иностранные инвестиции - не ценности, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Украины. с целью получения прибыли или достижения социального эффекта .

При определении иностранных инвестиций, как правило, различают только один стержневой момент их идентификации: субъектом инвестирования выступают иностранные лица в отношении страны вложения капитала. При этом, для определения иностранных инвесторов используется юридический критерий: есть лицо резидентом или нерезидентом этой страны.

Иностранные инвесторы - это субъекты, которые осуществляют инвестиционную деятельность на территории Украины, а именно:

◊ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством другого, чем законодательство Украины;

◊ физические лица - иностранцы, не имеющие постоянного места жительства на территории Украины и не ограничены в дееспособности;

◊ иностранные государства, международные правительственные и неправительственные организации:

◊ другие иностранные субъекты инвестиционной деятельности, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Украины.

Иностранные инвестиции и инвестиции украинских партнеров, в т. Ч. Взносы в уставный фонд предприятий, оцениваются в иностранной валюте и в валюте Украины по договоренности сторон на основе цен международных рынков или рынка Украины * Перечисление инвестиционных сумм в иностранной валюте в валюту Украины осуществляется по официальному курсу валюты Украины, определенным Национальным банком Украины. При реинвестициях прибыли, дохода и других средств, полученных в валюте Украины вследствие осуществления иностранных инвестиций, перечисления инвестиционных сумм производится по официальному курсу валюты Украины, определенным Национальным банком Украины на дату фактического осуществления реинвестиций.

Иностранные инвестиции могут осуществляться в виде:

◊ иностранной валюты, которая признается конвертируемой Национальным банком Украины;

◊ валюты Украины - при реинвестициях в объект первичного инвестирования или в любые другие объекты инвестирования, в соответствии с законодательством Украины, при условии уплаты налога на прибыль (доходы);

◊ любого движимого и недвижимого манная и связанных с ним имущественных прав;

◊ акций, облигаций, других ценных бумаг, а также корпоративных прав (прав собственности на долю (пай) в уставном фонде юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Украины или законодательством других стран), выраженных в валюте;

◊ денежных требований и права на требования выполнения договорных обязательств, которые гарантированы первоклассными банками и имеют стоимость в конвертируемой валюте, подтвержденную согласно законам (процедурам) страны инвестора или международными торговыми обычаями;

◊ любых прав интеллектуальной собственности, стоимость которых в конвертируемой валюте подтверждена согласно законам (процедурам) страны инвестора или международными торговыми обычаями, а также подтверждена экспертной оценкой в Украине, включая легализованные на территории Украины авторские права, права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, ноу-хау и тому подобное;

◊ прав на осуществление хозяйственной деятельности, в т.ч. права на пользование недрами и использование природных ресурсов, предоставленных в соответствии с законодательством или договоров, стоимость которых в конвертируемой валюте подтверждена согласно законам (процедурам) страны инвестора или международными торговыми обычаями;

◊ других ценностей в соответствии с законодательством Украины.

Основными формами осуществления иностранных инвестиций являются:

Долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с украинскими юридическими и физическими лицами, или приобретение доли действующих предприятий;

Создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, филиалов и других обособленных подразделений иностранных юридических лиц или приобретение в собственность действующих предприятий полностью;

Приобретения не запрещенного законами Украины недвижимого или движимого имущества, в т. Ч. Дома, квартиры, помещения, оборудование, транспортные средства и другие объекты собственности, путем прямого получения имущества и имущественных комплексов или в виде акций, облигаций и других ценных бумаг;

Приобретение самостоятельно или с участием украинских юридических или физических лиц прав на пользование землей и использование природных ресурсов на территории Украины;

Приобретение других имущественных прав;

Хозяйственной (предпринимательской) деятельности на основе соглашений о разделе продукции;

В других формах, не запрещенных законами Украины, в том числе без образования юридического лица на основании договоров с субъектами хозяйственной деятельности Украины.

Иностранные инвестиции классифицируют по следующим признакам:

По субъектам инвестиций: частные, государственные, инвестиции международных организаций и смешанные;

По видам инвестиций: в иностранной валюте, в национальной валюте, движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, денежные требования, объекты и / или права интеллектуальной собственности, права на хозяйственную деятельность, услуги;

По формам: создание предприятия, которое полностью принадлежит иностранному инвестору, долевое участие в предприятии, приобретение движимого и недвижимого имущества, концессии;

По размеру: большие, средние, малые;

По сроку: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, бессрочные;

По источнику формирования ресурсов: первичные, реинвестиции;

Методом инвестирования, прямые, косвенные;

В зависимости от объектов инвестирования: реальные, финансовые, интеллектуальные и инновационные;

По формам создания объектов: самостоятельные, акционерные и неакционерные;

По назначению: для создания и расширения предприятий или их филиалов, полностью принадлежащих иностранному инвестору; приобретение ранее созданного и действующего предприятия, предоставление долгосрочных займов. по сферам деятельности: социальная сфера и реальный сектор экономики зарубежных стран.

При осуществлении иностранных инвестиций инвестор должен учесть их специфику, а именно:

Психологические барьеры. Психологические барьеры обусловлены незнанием экономики, политики и культуры других стран, иностранных языков, метолов торговли на финансовых рынках, порядка отчетности и прочее. Поэтому иностранные инвесторы осуществляют свою деятельность через брокеров соответствующих национальных рынков.

Информационные проблемы. У инвестора могут возникать проблемы с получением информации об иностранных рынках и эмитентов. Чаще всего для получения информации для иностранных инвестиций используются такие международные информационные системы:

· Информационные системы Reuters, Telerate, Ten / ore, Forex, которые не только сообщают новости, но и приводят цены по отдельным рынкам и ценным бумагам;

· Специальные ценовые системы Exshare, Telekurs и другие, которые дают полную информацию по всем мировым рынкам, в частности, данные о движении капиталов и дивидендов;

· Специальные пакеты компьютерных программ (Datastream), которые обеспечивают данные с котировок ценных бумаг и оказывают помощь при финансовом анализе .

Юридические проблемы. В разных странах могут существовать юридические проблемы для иностранных инвесторов, при размещении их капитала и возвращения его с полученным доходом, в т. Ч. Особенности налогообложения. В связи с этим иностранному инвестору следует основательно изучить законодательную и нормативную базу страны, куда вкладываться средства.

Дополнительные расходы. Иностранные инвестиции, как правило, связаны с дополнительными затратами, которые содержат: большие комиссионные посредникам на иностранных рынках; большую плату за оформление сделок; большую плату управляющим портфелем иностранных инвестиций.

Риски иностранных инвестиций. Риски, связанные с иностранными инвестициями, содержат, во-первых, риски национальных рынков, то есть общие риски для всех инвесторов - резидентов и нерезидентов. Например, инвесторы из стран с развитой экономикой могут столкнуться с такими рисками, как политическая нестабильность, коррупция, несовершенное налоговое законодательство и законодательство о правах собственности акционеров, плохое информационное обеспечение, недостаточный уровень корпоративного управления, низкая эффективность работы юридической и административной систем. Во-вторых, дополнительные риски для нерезидентов связанные с возможным введением ограничений на их деятельность и вывоз капитала и дохода. В-третьих, существуют риски падения курсов иностранных валют, что приводит к уменьшению доходности инвестиций в пересчете на валюту инвестора.

Преимущества иностранных инвестиций. Несмотря на указанные проблемы и риски, объем иностранных инвестиций в мире постоянно увеличивается. Рост иностранных инвестиций связан с тем, что они дают возможность получить большую доходность и меньший риск по сугубо национальных инвестиций. Дополнительная доходность иностранных инвестиций связана с возможным ростом курсов иностранных валют по отношению к валюте инвестора, поскольку существует взаимосвязь между основными финансовыми инструментами и курсом национальной валюты (рост национального рынка акций приводит к росту курса национальной валюты). Кроме того, рост валюты определенной страны дает возможность получить более высокую доходность вложений в облигации ее эмитентов, даже если их доходность будет меньше доходности облигаций в стране инвестора. Иностранные инвестиции могут иметь и меньший риск. Это связано с тем, что экономика разных стран развивается неравномерно, и если некоторые национальные рынки акций будут падать, то другие будут расти. Опытный инвестор для уменьшения риска иностранных инвестиций будет формировать портфель путем диверсификации, то есть покупать ценные бумаги различных национальных рынков.

Таким образом, учитывая специфику и особенности иностранных инвестиций инвестор, который намерен осуществить их, должен:

· Основательно проанализировать состояние и структуру международного рынка инвестиций;

· Изучить характеристики и особенности ценных бумаг, обращающихся на различных национальных рынках;

· Определить основные характеристики, которые характеризуют рынок инвестиций, и проанализировать их в динамике;

· Проанализировать информацию по средствам массовой информации о рынках инвестиций, их структуру;

· Определить факторы, которые выливают на цены активов на международных рынках, и об их взаимосвязи;

· Определить методы и инструменты снижения риска иностранных инвестиций;

· Определить показатели качества (доходности) портфеля иностранных инвестиций.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об