Камеральная налоговая проверка физических и юридических лиц: что это. Камеральная налоговая проверка - сроки, порядок проведения

Камеральная налоговая проверка – это один из наиболее распространенных видов аудита, который осуществляется налоговой службой. При этом проводится она в отношении абсолютно всех налогоплательщиков. Каковы особенности данной процедуры? Что необходимо знать налогоплательщику?

Что такое налоговая проверка?

Всем известно, что ведение собственного бизнеса практически всегда сопровождается рисками для предпринимателя. Налоговая инспекция нередко осуществляет проверку организаций.

Налоговой проверкой называют специфическую форму контроля, которая осуществляется как на выезде, так и в камеральных условиях. Она проводится должностными лицами ФНС с целью контроля соблюдения российского налогового законодательства. Проверяться могут не только сами налогоплательщики, но и налоговые агенты и лица, уплачивающие различные сборы.

Камеральная проверка: определение термина

Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС. В ее ходе проверяются декларации и бухгалтерская отчетность, которые подавались как индивидуальными предпринимателями, так и организациями. Отличительная черта камеральных проверок заключается в том, что они не требуют непосредственного выезда налоговой инспекции.

Камеральная налоговая проверка проводится инспектором. В перечень проверяемой документации входят поданные ранее налоговые декларации, расчетные операции по авансовым платежам, различные справки и заявления. Таким образом, анализируется вся документация, касающаяся начисления и уплаты налогов. Отчет по камеральной налоговой проверке составляется в бумажном или электронном виде. Организации, в штате которых состоит более 100 сотрудников, с 2008 года ведут отчетность в электронном виде.

Цель, задачи

Камеральная налоговая проверка проводится с целью:

  • Контроля за соблюдением НК РФ.
  • Выявления суммы неуплаченных или погашенных частично налоговых сборов по текущим нарушениям.
  • Взыскания неуплаченной или погашенной частично задолженности перед налоговыми органами.
  • Привлечения нарушителя к налоговой или административной ответственности.
  • Подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для выездных проверок.
  • Проверка правомерного использования льгот и вычетов.

Для достижения данных целей перед налоговой инспекцией поставлен ряд задач:

  • Проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности.
  • Подсчет показателей по налогам, которые перечисляются в государственную казну.
  • Контроль своевременности предоставления налоговой инспекции расчетов.
  • Выявление искаженной информации в отчетных документах.
  • Проверка согласованности значений в бухгалтерских и налоговых отчетах.
  • Выявление фактов нарушений налоговой дисциплины.

Законодательная база

Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС, проводимая на основании действующего НК РФ. Информация о порядке и правилах ее проведения содержится в 31, 87 и 88 статьях налогового законодательства.

Требования к документам

На основании поступившей от организации документации проводится камеральная налоговая проверка. Документы могут быть дополнительно запрошены налоговыми инспекторами. Объем пакета документов, как правило, довольно солидный. Поэтому часто возникают вопросы, связанные с необходимостью заверения всей документации, а не отдельных копий.

Заверенная копия должна в полной мере передавать всю информацию, отраженную в подлинном документе. В налоговом законодательстве не предусматриваются правила предоставления заверенных копий в органы ФНС. Поэтому заверяться могут как отдельные листы, так и многостраничные папки.

К сшивам документации предъявляются некоторые требования:

  • Текст должен свободно читаться.
  • При изучении папки не должна возникать возможность ее механического разрушения.
  • Должна быть обеспечена возможность свободного копирования каждого листка.
  • Все листы должны быть пронумерованы, а при заверении указано общее их количество.

В налоговую инспекцию сшивы предоставляются вместе с сопроводительным письмом.

Сроки камеральной налоговой проверки

Статья 88 Налогового законодательства устанавливает общие правила проведения камеральных проверок. Согласно данной статье, проверка предоставленных налогоплательщиком документов должна осуществляться инспекторами в течение 90 дней с момента подачи декларации и последних отчетов с подтверждением их правильности и легитимности. Иногда возникают ситуации, когда 90-дневный период начинают отсчитывать от даты получения налоговым органом документации или от момента принятия решения о проведении проверки. Однако такие действия налоговой инспекции считаются неправомерными и могут быть оспорены в арбитражном суде. Если инспекторами был выявлен факт нарушений налогового законодательства, они обращаются в суд. Для подачи искового заявления выделяется 6-месячный срок. Если этот период упускается, штрафные санкции не могут быть применены к нарушителю.

Критерии риска

Если в деятельности индивидуального предпринимателя или физического лица был выявлен факт нарушений налогового законодательства по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция вправе начислять штрафы, пени, доплаты. Штрафы могут быть начислены за следующие действия:

  • Уклонение от налоговых выплат в размере 20% от невыплаченных средств.
  • Отказ от подачи налоговой декларации и документов бухгалтерской отчетности.
  • Прочие административные правонарушения (размер штрафных санкций – 500 рублей).

Если предприниматель или руководство предприятия скрывало от налоговых органов значительные денежные суммы, им грозит уголовная ответственность.

Порядок проведения

Формально в Налоговом кодексе не выделяются отдельные этапы проведения камеральных проверок. Однако на основании 88-101 статей весь процесс можно логически разделить на 4 этапа.

  1. Прием документации от налогоплательщика.
  2. Организация и проведение камеральной проверки.
  3. Оформление результатов.
  4. Анализ полученных результатов, вынесение окончательного решения.

На первом этапе налоговая инспекция осуществляет проверку наличия всей необходимой документации, которая должна быть приложена к декларации или расчетам согласно законодательству. Когда подтверждается факт предоставления отчетности, запускается сама процедура проверки.

Если в налоговой декларации были заявлены льготы, ФНС запросит от плательщика документы, подтверждающие правомерность их применения. Далее следует камеральная налоговая проверка по НДС, инспекция вправе истребовать подтверждающие право применения данной льготы документы. Если же декларация содержит ряд ошибок, или данные в ней противоречат друг другу либо расходятся с информацией, поступившей в налоговую инспекцию, ФНС информирует об этом предпринимателя или организацию и просит внести соответствующие изменения. Налогоплательщик обязан представить документы по запросу ФНС в течение 5 дней.

После данного этапа проходит оформление результатов проверки. Если были выявлены нарушения законодательства, составляется соответствующий акт. Если же фактов нарушения обнаружено не было, инспектор ставит в налоговой декларации отметку о проведении камеральной проверки.

Камеральные и выездные налоговые проверки: отличия

Существует два типа налоговых проверок – камеральные и выездные. В отличие от камеральных проверок выездные проводятся на основании 89 статьи Налогового Кодекса. В чем же состоят их основные отличия?

Камеральные проверки проводятся на основании 88 статьи НК РФ, как это уже говорилось выше. Ими занимается отдел камеральных проверок ФНС. Проводятся они на основании каждого сданного отчетного документа или декларации. При этом о данной процедуре не информируется сам налогоплательщик, не требуется специальное разрешение руководителя инспекции. Срок проведения процедуры составляет 3 месяца, в течение 5 дней по запросу налоговой инспекции могут быть внесены изменения в декларацию. Акт о проверке составляется только в случае выявления нарушений.

Выездные проверки проводятся выборочно в течение разных отчетных периодов и по различным видам налогов. Место проведения процедуры – либо на территории налогоплательщика, либо по его желанию в отделении ФНС. Для запуска процедуры необходимо разрешение руководителя налоговой инспекции. О проведении проверки должен быть уведомлен сам налогоплательщик. Срок проверки может составлять от 2 до 6 месяцев, а периодичность – не более 2 раз в год. В день окончания процедуры налогоплательщику выдается справка о проведенных мероприятиях, составляется акт и выносится решение независимо от того, были выявлены нарушения или нет.

Результаты

При обнаружении в декларации ошибок и неточностей инспектор службы обязан проинформировать об этом налогоплательщика в трехдневный период. Также инспектор потребует внести некоторые изменения и в документы. Срок внесения изменений составляет не больше 5 рабочих дней. Это относится к ситуациям, когда ошибки в декларации стали причиной недоплаты налогов.

При выявлении факта недоплаты инспектор выносит решение в 10-дневный период о привлечении организации или предпринимателя к ответственности. Дополнительно налоговой инспекции дается 10 дней на отправление уведомлений об уплате штрафов, пени, внесении изменений в документы.

В налоговом законодательстве имеются некоторые расхождения, касающиеся вопросов составления акта. Высший суд Российской Федерации придерживается позиции, что в этом нет прямой необходимости. Арбитражные же суды считают, что решение камеральной налоговой проверки должно быть оформлено документально, иначе нарушаются права налогоплательщиков. Поэтому с оплатой штрафов можно не спешить, если акт не был составлен.

Для того чтобы успешно пройти камеральную налоговую проверку, необходимо четко соблюдать сроки сдачи отчетных документов и деклараций и своевременно отвечать на запросы ФНС. При проведении проверок составляется математическая модель налогоплательщика, в которой учитывается сфера деятельности предприятия, оборот, финансовые операции. Нередко составляется и так называемый портрет, в котором отражается информация о характере и размере уплачиваемых налогов, соблюдении сроков, возмещался ли НДС. Проверяют и юридические формальности – имеется ли вся необходимая документация, какие банки взаимодействуют с организацией, осуществляет ли она непрофильную деятельность. ФНС уже давно разработала систему выявления фирм-однодневок по ряду признаков. О проведении камеральных проверок практически невозможно узнать заранее.

Камеральная налоговая проверка – это одна из неотъемлемых частей ведения бизнеса. Налогоплательщики всегда находятся под контролем ФНС. Проверки всегда могут иметь и негативные последствия, поэтому деятельность организации должна четко соответствовать российскому законодательству.

Как проводится камеральная налоговая проверка?

Камеральная налоговая проверка проводится c целью текущего оперативного контроля за своевременностью представления налоговой отчетности и полнотой отражения результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиком на основе поданных им и иными лицами деклараций (расчетов) и др. документов. Главная задача проверки — своевременное выявление ошибок и смягчение негативных последствий для проверяемого лица (определение КС РФ от 10.03.2016 № 571-О).

Порядок проведения камеральной налоговой проверки (КНП) и определения, по какому месту нахождения она должна проводиться

Камеральная проверка — разновидность налогового контроля, заключающаяся в проверке представленных в ФНС налоговых деклараций или расчетов. Для данного вида контроля характерны строго формализованный порядок, фиксированный срок, не подлежащий продлению, и нацеленность на исправление ошибок в налоговом учете проверяемого лица.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки (КНП) регулируется:

  • гл. 14 Налогового кодекса Российской Федерации;
  • приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@);
  • письмом ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705@ и др.

Вопросы, не урегулированные нормативными актами и письмами Минфина и ФНС, в основном получили объяснение в судебных актах.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа Проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества, представленного управляющим товарищем, осуществляется по месту учета последнего. Самостоятельного решения о назначении КНП не требуется.

ВАЖНО! Судебная практика в большинстве случаев поддерживает точку зрения о невозможности проведения КНП по п. 1 ст. 88 НК РФ без декларации налогоплательщика (п остановления Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 № 2662/07, ФАС СЗО от 20.07.2009 по делу № А21-9761/2008 и др.).

Исключением из правила «Нет декларации — нет КНП» является проверка контролирующих лиц иностранных компаний и иностранных организаций, подлежащих постановке на учет на основании п. 4.6 ст. 83 НК РФ. В их отношении контрольные мероприятия начинаются при нарушении сроков подачи деклараций.

ВАЖНО! Налогоплательщики о начале проверки не извещаются.

Процедура проведения камеральной налоговой проверки

Процедура подробно разъяснена в письме № АС-4-2/12705@. На первом этапе происходит сравнение данных из полученной декларации (расчета) с данными, имеющимися у налогового органа и (или) поступившими в ходе иных контрольных мероприятий. По результатам автоматизированного контроля инспектор принимает решение об окончании процедуры либо о переходе к следующему этапу (п. 2.6 НК РФ).

ВАЖНО! При отсутствии выявленных нарушений у налогового органа нет законных оснований для истребования объяснений и первичных документов (постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08, письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@).

При проведении КНП сотрудники ФНС вправе запросить у налогоплательщика дополнительную информацию в указанных в законе случаях. Например:

  • если заявлено право на получение налоговых льгот;
  • в случае задекларированного возмещения НДС;
  • если лицо использует природные ресурсы и представляет соответствующие декларации;
  • когда участники инвестиционного товарищества отчитываются по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц.

Дополнительные контрольные мероприятия. Ход проверки декларации, которая зарегистрирована в налоговом органе и содержит ошибки

В случае выявления ошибок, несоответствия показателей декларации данным, полученным из других источников, налоговый орган выставляет в адрес проверяемого лица требование о даче пояснений либо исправлении декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ). С этого момента налогоплательщику становится известно о ходе проверки декларации, которая зарегистрирована в органе ФНС. Кроме того, сотрудники ФНС при проведении КНП вправе допрашивать свидетелей, привлекать экспертов и специалистов, назначать экспертизы, пользоваться правом доступа на территорию проверяемого лица, осмотра документов и предметов (ст. 90-93.1, 95, 97 НК РФ).

Осмотр используемых декларантом территории и помещений, документов и предметов проводится при проверке декларации по НДС, содержащей противоречивые сведения и право на возмещение налога (пп. 8, 8.1 ст. 88 НК РФ). Основание — утвержденное руководителем налогового органа мотивированное постановление лица, проводящего проверку. В остальных случаях осмотр документов и предметов в рамках КНП происходит либо в случае их законного получения при ранее проведенных мероприятиях налогового контроля, либо с согласия проверяемого (п. 2 ст. 92 НК РФ).

Как узнать ход камеральной проверки налоговой декларации и ее результат

Поскольку налоговый орган не должен сообщать плательщику о проводимых контрольных мероприятиях, последнему придется самостоятельно определять сроки начала и окончания проверки по каждой сданной декларации. Узнать ход проверки можно как в ИФНС по месту учета, так и в личном кабинете на сайте www.nalog.ru . Налогоплательщик будет поставлен в известность о процессе только в случае выявления нарушений и (или) противоречий в имеющихся документах.

КНП заканчивается автоматически, если должностное лицо не обнаружило нарушений. В таком случае лицо не извещается об окончании проверки. Исключением является п. 12 ст. 176.1 НК РФ о заявительном порядке возмещения налога, согласно которому в обязанности налогового органа входит уведомление налогоплательщика в 7-дневный срок об отсутствии выявленных нарушений.

Сроки проведения

Срок проведения КНП — 3 месяца со дня представления декларации. Данный срок может быть сокращен для плательщиков НДС до 2 месяцев на основании письма ФНС России от 13.07.2017№ ММВ-20-15/112@.

В отношении иностранных организаций, состоящих на учете на основании п. 4.6 ст. 83 НК РФ, и контролирующих лиц иностранных компаний срок проверки составляет 6 месяцев.

ВАЖНО! Срок КНП начинает течь заново при представлении уточненной налоговой декларации (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

В исключительных случаях по мотивированному решению руководителя налогового органа проводятся дополнительные контрольные мероприятия сроком до 1 месяца (при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ — до 2 месяцев).

ВАЖНО! Законопроектом № 249505-7 предусмотрено сокращение срока проведения КНП до 1 месяца (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/249505-7 ).

Последствия КНП. Результат 3-НДФЛ

По итогам КНП налоговый орган приходит к выводу:

  • об отсутствии нарушений со стороны налогоплательщика;
  • выявленных нарушениях.

В первом случае появляется возможность получить денежные средства, заявленные к возмещению из бюджета. Физические лица, например, могут узнать результат камеральной проверки 3-НДФЛ в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС России, в разделе «Налог на доходы ФЛ и страховые взносы». Там же можно заполнить и подать заявление на перечисление денежных средств. Результатом проверки 3-НДФЛ является получение налогового вычета.

Если выявленные при проверке факты позволяют предположить, что лицо уклонилось от уплаты налогов, а сотрудники ФНС в силу ограниченных законом полномочий не могут проверить указанную информацию в рамках КНП, сведения об этом вносятся в информационные ресурсы. Одновременно решается вопрос о возможности проведения выездной налоговой проверки (п. 1.13 письма № АС-4-2/12705@).

При выявлении в процессе КНП фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства, в отношении плательщика налогов не позднее 10 рабочих дней с момента окончания проверки составляется акт в соответствии со ст. 100 НК РФ. Налогоплательщик вправе в месячный срок представить письменные возражения (п. 6 ст. 100) и участвовать в их рассмотрении.

К каким результатам должно привести рассмотрение материалов КНП

Если проверяемому лицу не удалось доказать свою правоту, в его отношении выносится решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения. Мотивированное решение вступает в силу по истечении 1 месяца со дня вручения документа плательщику налогов либо ответственному лицу консолидированной группы (пп. 7, 9 ст. 101 НК РФ).

При обнаружении в ходе КНП состава административного правонарушения в действиях физических и должностных лиц виновные привлекаются к ответственности в порядке, установленном п. 15 ст. 101 Налогового кодекса.

ФНС вправе обеспечить исполнение своих решений, наложив запрет на отчуждение имущества и приостановив операции по банковским счетам плательщика в порядке применения п. 10 ст. 101

Налогоплательщик может обжаловать решение в соответствии с положениями гл. 19 Налогового кодекса.

Как видим, камеральная налоговая проверка должна проводиться без предварительного извещения налогоплательщика и на основании представленных им документов. При выявлении фактов, позволяющих заподозрить лицо в уклонении от уплаты налогов, в отношении него может быть проведена выездная налоговая проверка. Плательщик налогов должен самостоятельно узнавать, как проводится камеральная налоговая проверка, чтобы избежать негативных последствий.

Камеральная проверка является одним из видов проверок, осуществляемых налоговыми органами. Она позволяет проанализировать достоверность и точность отчетности, предоставляемой налогоплательщиками. Каковы процедура и порядок проведения камеральной проверки, рассмотрим в представленной статье.

Камеральная налоговая проверка - это…

Камеральная проверка представляет собой проверку соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства на основании сданной им отчетности. Она имеет характер обязательной и проводится в отношении любой отчетности, представленной в налоговый орган.

Первым этапом камеральной налоговой проверки 2018 является регистрация данных поданного отчета в автоматизированной информационной системе налоговых органов (АИС «Налог»).

На следующем этапе проведения камеральной налоговой проверки производится сверка контрольных соотношений. Кроме того, анализируются показатели текущего налогового (расчетного, отчетного) периода в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период. Также при камеральной проверке производится сверка показателей представленной декларации (расчета) с показателями в иной отчетности и, в частности, с отчетами по другим налогам (страховым взносам).

Одновременно при камеральной проверке представители налоговых служб отслеживают следующие моменты:

  1. Соблюдение сроков предоставления декларации или расчета (п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ).
  2. Наличие либо отсутствие противоречий, ошибок, несоответствий в отчетности (ст. 88 НК РФ).
  3. Наличие оснований для углубленной камеральной проверки.

Следует отметить, что во время камеральной проверки контролируется не только соблюдение срока подачи отчетности, но и те сроки, которые дают право налоговым органам на вынесение наказания за несвоевременное представление отчета. При задержке подачи декларации (расчета) на 10 дней и более налоговые органы вправе приостановить ведение операций по расчетным счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ). Арест с банковских счетов налогоплательщика будет снят только на следующий день после предоставления отчетности (ст. 76 НК РФ).

Сколько длится камеральная проверка

Сроки проведения камеральной проверки соответствуют 3 месяцам со дня подачи отчетности в налоговую службу (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Периодичность проведения камеральной проверки зависит от сдачи отчетности.

Решение о проведении камеральной проверки не зависит от налогоплательщика.

Порядок проведения камеральной проверки регулируется НК РФ.

Камеральные проверки налоговых органов без оснований для углубленной проверки

Бывает, что на первоначальном этапе камеральной проверки не выявляется никаких нарушений в предоставленной налоговым органам отчетности. Соответственно, оснований для углубленной камеральной проверки нет, и камеральная проверка заканчивается на данной стадии.

В обязанности налоговых органов не входит составление акта камеральной проверки в таких ситуациях (ст. 88 НК РФ), и они не обязаны сообщать налогоплательщикам о ее завершении. Исключение составляет камеральная проверка, проводимая по НДС, заявленному к возмещению (ст. 176, 176.1 НК РФ).

Когда проводится углубленная камеральная налоговая проверка

Все декларации и отчеты, предоставляемые в налоговые органы, проходят начальную камеральную проверку в автоматизированном режиме. Камеральная проверка заканчивается на данном этапе, если не выявлено нарушений (противоречий) и нет оснований для углубленной проверки.

Если у налоговиков возникают вопросы относительно сданной отчетности, они имеют право провести углубленную камеральную проверку. Процедура осуществления углубленной камеральной проверки зависит от ее оснований.

Углубленная камеральная проверка может проводиться по формальным основаниям для углубленной проверки (заявленные льготы по НДС, предоставление поясняющих документов и т. д.). При данных основаниях сотрудники налоговой инспекции оценивают представленные документы и проводят конкретные мероприятия по налоговому контролю. Они могут запрашивать дополнительные документы у налогоплательщиков или какую-либо информацию у банка по расчетному счету.

Эти процедуры налоговые органы проводят для того, чтобы удостовериться в отсутствии ошибок и искажений в данных отчетности либо выявить нарушения налогового законодательства.

При выявлении в ходе камеральной проверки в декларации (отчетности) каких-либо нарушений, противоречий, ошибок налоговики обязаны поставить в известность налогоплательщика и потребовать документальное подтверждение представленных данных либо достоверную отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В случаях когда основанием для углубленной камеральной проверки являются технические ошибки, явные несоответствия финансовых показателей в отчетности, проверяющие потребуют предоставить пояснения либо корректировку.

Выявление противоречий в представленной отчетности

Камеральная проверка позволяет выявить ошибки налогоплательщиков, которые они допустили при составлении отчетности.

Рассмотрим варианты развития событий при получении сообщения от проверяющих о выявленных несоответствиях (ст. 88 НК РФ).

Если налогоплательщик обнаруживает ошибки и противоречия, которые ведут к занижению суммы налога к уплате, необходимо внести поправки и предоставить уточненную декларацию (отчет) не позднее 5 рабочих дней (п. 1 ст. 81, ст. 88 НК РФ). Предоставление корректировки допускается и при выявлении каких-либо иных ошибок (ст. 81 НК РФ).

Как правило, налогоплательщики дополнительно с уточненкой предоставляют пояснения. Данное право предоставляется ст. 21, 24 НК РФ. Пояснения необходимы также в том случае, когда налогоплательщик согласен с налоговиками лишь частично.

При предоставлении уточненной декларации по ней начинается новая камеральная проверка. Камеральная проверка по предыдущей отчетности считается законченной (п. 9. 1 ст. 88 НК РФ).

Несмотря на то что камеральная проверка считается законченной, предоставленные по ней документы могут быть использованы сотрудниками налоговых служб при проведении других камеральных проверок или осуществлении каких-либо налоговых процедур (ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщики не всегда соглашаются с ошибками, выявленными проверяющими во время камеральной проверки. В таком случае будет достаточно предоставления пояснений по данному вопросу и оправдательных документов (ст. 88 НК РФ). Сотрудники налоговых органов обязаны их принять и рассмотреть (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Налоговики на основании предоставленных пояснений производят сопоставление показателей с уже имеющимися в их информационной базе сведениями (пп. 1, 5 ст. 88 НК РФ).

Если проверяющие сочтут предоставленные пояснения и доказательства неудовлетворительными, они вправе вызвать налогоплательщика в налоговую инспекции для дачи дополнительных пояснений (ст. 31 НК РФ).

Понятие «камеральная проверка» знакомо многим. Но вот с подробностями такой процедуры мало кто разобрался. Выясним, какова суть проверок, проводимых налоговыми структурами.

Необходимые сведения

Что значит «камеральная проверка» — это первое, на что стоит ответить. Обратимся за разъяснениями к законам России.

Основные определения

Под камеральной понимают проверку налоговой инспекцией, которая проводится на базе имеющихся данных, отраженных в декларации, что представляется плательщиками. При этом не проводится иной проверки налогоплательщиков.

Кем она проводится

Проверки камерального типа проводятся по месту нахождения налоговой инстанции на базе налоговой декларации и документации, что представлены плательщиком налогов.

Обязательство по проведению камеральной проверки лежит на плечах уполномоченного лица налоговой инспекции в рамках его служебных обязанностей.

Проверка возможна на протяжении 3 месяцев с момента представления документов, деклараций, на основании которых рассчитан и уплачен налог. Хотя законодательством могут устанавливаться и другие сроки.

Если при камеральной проверке найдено ошибку в заполненных документах или сведения являются противоречащими, налогоплательщик будет об этом уведомлен. Представляется требование о внесении коррективов в установленные сроки.

Проводя камеральную проверку, уполномоченное лицо может затребовать от плательщика информацию, документацию, что подтвердит правильное исчисление платежей.

Предмет проверок

Документация, представленная налогоплательщиком – основание для расчета и перечисления налоговых сумм. Учитываются и сведения другой документации, которая есть у работников налоговой службы.

Камеральные проверки – средство осуществления контроля, правильны и достоверны ли сведения, отраженные в . Контроль не ограничен осуществлением проверки цифр.

Инспектор также обращает внимание, достоверны ли данные в отчетах на базе существующей информации о плательщиках налогов.

Такие проверки являются инструментом предварительного отбора плательщиков, которых позднее навестит ФНС с выездной проверкой.

Выполняемые задачи

Задачами камеральной проверки является:

Проведение визуальной проверки Обращается внимание, правильно ли оформлено бухгалтерскую отчетность. Проверяются реквизиты, подписи должностного лица
Проведение проверки, когда определяется, правильно ли составлено расчеты по налогу Включает подсчеты итоговых показателей по налогам, что должны перечисляться в казну. Проверяется, обоснованно ли использовано ставку налога, льготу, правильно ли отражены данные для расчета базы налога. Обращается внимание – вовремя ли представлены все расчеты
Проведение логического контроля Искажены ли сведения в отчетности, логична ли связь отчетных и расчетных показателей, сопоставимы ли отчетные значения с данными предыдущих периодов
Проведение проверки согласованности значений Что повторяются в бухгалтерских отчетах и налоговых подсчетах
Проведение предварительного оценивания бухгалтерских отчетов, налогового расчета Обращается внимание, достоверны ли данные, если ли сомнительные моменты, несоответствия, что указывают на нарушение налоговой дисциплины

Преследуемая цель

Цель:

  • контролировать, соблюдается ли плательщиком налогов законодательство о налогах и сборах;
  • выявлять суммы не перечисленного или уплаченного не в полной мере налога по выявленному нарушению;
  • взыскивать сумму неуплаченного или уплаченного не в полной мере налога по выявленному нарушению;
  • привлечь виновника к ответственности налогового или административного характера за совершенные нарушения;
  • подготовить сведения, чтобы обеспечить рациональный отбор плательщиков налога для проведения выездной проверки налоговой службой;
  • проверить, правомерно ли используются и .

Действующая нормативная база

Все ответы можно найти в Налоговом кодексе () с более поздними изменениями.

О проведении камеральной проверки говорится в ст. 88 НК. Следует обратить внимание и на , .

Особенности проведения процедуры налоговыми органами

Как будет действовать налоговая инспекция после завершения камеральной проверки?

Налоговый орган уведомляет плательщика налога о том, что он должен произвести доплату налога в бюджет, пени в том числе.

В зависимости от субъекта

Налоговая инспекция, где проводится камеральная проверка деклараций и сопутствующих документов налогоплательщика, осуществляется процедуру с учетом субъекта. Рассмотрим нюансы проверок компаний, ИП и граждан.

Юридические лица

Компания, которая представляет в налоговую инстанцию пояснения по поводу обнаруженной ошибки в отчетности, может представлять выписку из регистра и бухучета или иную документацию, что подтвердит достоверность сведений, что внесены в декларации.

Уполномоченные органы должны рассмотреть представленные факты. Если и после этого будет определено, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение, составляется акт проверки в соответствии со .

Должностное лицо налоговой инстанции может истребовать дополнительные справки, которые подтвердят наличие права на использование льготы.

Нельзя затребовать документы, если это противоречит нормам законодательства. ФНС может истребовать документацию, которая подтвердит наличие права на вычеты.

Если до завершения камеральной проверки представлено уточненный вариант декларации в соответствии со , проверка первого экземпляра будет прекращена.

Начнется новая проверка поданной декларации. Такие правила касаются и налогового агента, если о другом не сказано в Кодексе.

Физические лица

Работники налоговой инстанции могут затребовать дополнительную информацию, документацию, что подтвердит правильные расчеты сумм налогов.

Такие данные должны предоставляться лицом в течение 5 дней (). При отказе плательщик должен понести ответственность в соответствии со .

Плательщик налога может быть вызван в отделение ФНС, чтобы представить нужные пояснения. не должен составляться в обязательном порядке.

Нет также прямого требования в законах относительно оформления результатов камеральных проверок.

Если своевременно не будет исполнено требования по уплате налога и пени, принимается решение взыскать сумму долга в принудительном порядке ().

Индивидуальные предприниматели

Налоговая проверка ИП почти не отличается от проверки юрлиц. Осуществляется первичная и камеральная проверка сданных документов. Проводятся выездные проверки.

Проведение проверки осуществляется по месторасположению налоговой инстанции на базе представленных документов, расчетов по налоговым платежам О начале камеральных проверок плательщика налога не уведомляют.

Мероприятия налогового контроля в ходе камеральной проверки

Налоговым органом проводятся следующие мероприятия:

Выделяют такие этапы проведения проверки:

  1. Принимается и регистрируется декларация.
  2. Далее следует осуществление арифметического и камерального контроля поданной декларации.
  3. Проводятся мероприятия по проверке отчетности.
  4. Завершается камеральная проверка. Составляется акт.

В акте отражают:

  • дату и номер;
  • ФИО должностного лица, что проводило проверку;
  • название фирмы, декларация которой проверялась;
  • регистрационные номера таких документов;
  • список мероприятий, которые проведены;
  • дату, когда проверка начата и окончена;
  • обнаруженные правонарушения;
  • результат проверки, меры ответственности.

Такой акт представляется плательщику налога на протяжении пяти дней.

Истребование документов

Налоговый орган может истребовать при проведении камеральной проверки ряд документов.

Это возможно в таком случае:

Если при проверке выявлено ошибки, несоответствия и разногласия между сведениями То отражены в поданной декларации и иных подтверждающих справках. Отделом камеральных проверок выдвигается требование откорректировать документ
В том случае, если в поданной уточенной декларации сумма налога меньше Чем в первичном документе, инспекторы затребуют документацию и пояснения, что обоснуют такое уменьшение. Это же касается тех ситуаций, когда заявлены убыточные суммы
Нужно подтвердить наличие прав на льготу Документально
Если осуществляется возмещение налога на добавленную стоимость Стоит представить справки, которые подтвердят такое право

Другие документы представитель налогового органа затребовать не вправе.

Часто возникающие вопросы

Есть ряд нюансов, о которых стоит помнить не только уполномоченным структурам, но и плательщикам, которые желают избежать ошибок при подаче отчетности в будущем.

Особенности в зависимости от налогообложения

Каждая организация применяет определенный режим налогообложения. При этом работником налоговой службы учитываются особенности по проверке налогов различного типа.

Налог на имущество организаций

При осуществлении проверки камерального вида по налогу на имущество организации, налоговая структура придерживается рекомендаций относительно проверки правильности составления бланков расчета по налогам.

Инспектор обратит внимание на необходимую форму, что представлена – проверит, правильно ли проведено все расчеты.

Проверка осуществляется визуально. Проверяется:

  • наличие всех реквизитов в бланках;
  • четкость заполненной информации;
  • арифметические подсчеты итоговой суммы налога;
  • обоснованность использования льгот.

Самые частые нарушения, которые фиксируются налоговой инстанцией:

  1. Занижается среднегодовая стоимость имущественных объектов при снятии с учета ОС до их продажи.
  2. Не вовремя оприходуется ТМЦ.
  3. Не отражаются в учете приобретенные основные средства.
  4. Не включается в расчеты среднегодовых показателей ОС, что были сданы в .
  5. Занижается среднегодовая стоимость имущественных объектов на размер несписанных взносов по выбывшим объектам.

По транспортному взысканию

При проверке декларации работники налоговой инспекции обратят внимание на 2 раздел. Компанией заполняется строка 050, а также иные строки, что касаются технических данных об автомобиле.

У ФНС таких сведений нет. Поэтому инспекторы будут опираться на данные, которые у них имеются – на информацию о , что были получены в отделении ГИБДД.

Если представленные сведения не будут совпадать, то представитель налоговой затребует технический паспорт и документ, подтверждающий регистрацию машины.

Если и такие данные не будут совпадать, то за ответом налоговики обратятся к ГИБДД. С прямым владельцем трудности не возникнут – есть машины, значит, нужно платить налог. А как быть при лизинге?

В таких ситуациях налог платит собственник транспортного средства. Разъяснения содержатся в .

На что еще будет смотреть налоговые работники:

  1. Инспектор проверит и коэффициенты, которые рассчитываются предприятиями, что в отчетном периоде . Но такой транспорт должен быть в собственности не более года.
  2. Пересматриваются ставки, используемые при расчете . При возникновении спорной ситуации стоит опираться на нормы ().
  3. Проверяется правильность пересчета базы налога из метрической единицы в лошадиные силы. Придерживаются правил п. 19 рекомендация по , что приняты правительством .

По налогу на прибыль

Налог на прибыль проверяется налоговой службой, исходя из 2 стадий:

  • проверки данных, отраженных в декларации;
  • экономического анализа декларации.

Первая стадия имеет такие направления:

Сопоставимость сведений в бухгалтерских отчетах и декларациях по иным налогам с Проверяется размер выручки в отчетном и налоговом периоде. Не учитываются величины, что формируются по другим правилам. Такой порядок используется при определении прибыли и затрат методом начисления. Анализируются значения дохода и убытка по данным бухучета, дохода в целях обложения налогом
Сопоставимость отдельных значений в декларациях по налогу на прибыль Проверяется, соблюдены ли законодательные нормы, правомерно ли уменьшается база налога
Проверка отдельных сведений в декларации на соблюдение законодательных положений о налоге на прибыль Если есть нарушения, проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля

Вторая стадия включает:

Общее направление проведения анализа экономического плана Определяется перечень плательщиков налога на прибыль, декларации которых будут проверяться
Анализ базы налога Рассчитывают абсолютное и относительное отклонение по сопоставимому периоду
Производственный анализ, также анализируется продажа товара Информационный источник – бизнес-планы компании, статистические отчеты
Анализ затрат, что учитываются при установлении базы налога на прибыль компании Анализируются материальные затраты, изучаются причины удельных затрат сырьевой базы на единицу товара

При камеральной проверке налога на прибыль налоговая служба будет опираться на положения .

Стоит помнить о таких особенностях:

  1. При заполнении декларации вручную, проверьте, нет ли арифметической ошибки, и соответствуют ли суммы листа 02 и Приложения к такому листу. Если заполнение осуществляется автоматическим способом, такие проверки не проводятся.
  2. При заявлении льгот будьте готовы дать пояснения по вопросам занижения базы налога или ставки.
  3. При проверке прибыль (по налогу на прибыль) сверяется с доходом, что отражается в .

Могут возникнуть вопросы:

Если есть доход, что облагается НДС и не облагается налогом на прибыль Желательно заполнить Приложение № 1 декларации по налогу на прибыль, где есть доход, что не учитывается при расчете базы налога
Если осуществляются операции, что не облагаются НДС Не стоит забывать о том, что необходимо заполнить седьмой раздел, где указаны сведения об операциях, что не подлежат обложению
Если проводятся операции, что облагаются по нулевой ставке НДС Приготовьтесь давать систематические пояснения по суммам, что не совпадают (на момент отгрузки и применения нулевой ставки)
Если во внереализационной прибыли компании есть доход, что облагается НДС То в декларацию не попадают (в строку, что расшифровывает выручку от продаж)
Представить пояснения придется и в том случае Если есть убытки, что отражены в приложении № 3 к странице 02
Если осуществляется убыток прошлых периодов Проверьте, не окончился ли срок (10 лет) с момента, когда убыток принят в целях обложения налогом ()
Если компания платит иные налоги кроме налога на прибыль и НДС, к примеру, если фирма работает на УСН В строке 041 второго приложения листа 02 отражается суммы начисленных налоговых платежей в периоде. Если такие сведения не указаны, плательщику придется представить объяснения
Составляя декларацию по налогу на прибыль в отчетном периоде Нужно проверять сопоставимость сведений с бухучетом
Даются пояснения и при получении целевого финансирования Когда заполняется лист 07 документа (особенно, если отражаются значительные суммы)
Если производится расчет сумм по налогу на прибыли и авансов обособленных подразделений Уделяется внимание – правильно ли произведены расчеты базы по налогу, соответствуют ли суммы налоговой базы по подразделению и компании и т. д.

Акцент на налоговой декларации

Проверка осуществляется на основании декларации. Если плательщик налога не представит такой документ, то проверка не может проводиться на базе тех справок, что имеются у налогового органа ().

Соответственно, не может начисляться недостающая сумма налога, пени, штрафов. Но ответственности не удастся избежать, если законы нарушены.

Решение о мере наказания будет приниматься на основании иных документов, которые представит контрагент, банк, таможенная служба.

Видео: выездная или камеральная проверка в чем разница?

Для начала проведения камеральной проверки не нужно получать разрешений от руководства налоговой инстанции или плательщика налога.

Уведомление о начале процедуры также не будет направляться. Проверка осуществляется на протяжении 3 месяцев после подачи декларации.

Если будут обнаружены в декларации неточности, ошибки, от плательщика налогов могут быть затребованы объяснения в соответствии с .

Если нарушений не обнаружено, то налоговая проверка завершается. Если же такие имеются:

  • на протяжении 10 дней будет составлено акт проверки согласно ст. 100 НК;
  • в течение следующих 5 дней такой документ вручается плательщику налога;
  • плательщик имеет право на предоставление возражения в течение месяца;
  • на протяжении 10 дней рассматриваются возражения и выносится решение.
  • проводится по решению налоговой структуры выездная проверка или назначается мера наказания за нарушения.

Если повторная

В Налоговом кодексе нет норм, которые позволяют проводить камеральную проверку одной декларации дважды. Исключение – подача уточенной декларации.

Только проверка в таком случае не считается повторной. Косвенные подтверждения такой позиции содержатся в .

Уточненная декларация представляется компанией или физлицом, если будет обнаружено ошибки или неточности в значениях в документе

Нюансы при закрытии ИП

Налоговая служба может проводить налоговые проверки и после того, как ИП прекратило вести деятельности, и снято с регистрации в уполномоченных структурах.

Период деятельности налогоплательщика охватываемый камеральной проверкой составляется 3 года после того, как прекращено деятельность.

Лица снимаются с учета, как индивидуальные предприниматели, но находятся на учете, как физические лица. Такие проверки проводятся не так часто.

Налоговая инспекция может заинтересоваться теми предпринимателями, относительно деятельности которых возникло много вопросов.

Хотя возможно проведение проверки и случайно отобранных людей. Именно по этой причине храните документы даже после закрытия предприятия.

Камеральная проверка – это проверка, проводимая работниками налоговой службы в стенах ФНС. А значит, будет учтено всю документальную информацию, которая представлена плательщиком налога или иными лицами.

Если вы еще при составлении декларации все перепроверили и соблюли законодательные положения, то вам не придется волноваться.

Проверка страшна тем, кто по неосторожности или сознательно делает ошибки при расчетах, занижает налоговую базу, не имея на то оснований.

Какой порядок проведения камеральных проверок по НДС? Проанализируем законодательные положения, актуальные в 2019 году, ведь налоговый контроль такого типа осуществляется по каждой представленной декларации. Каждое предприятие представляет отчет в виде налоговой декларации за определенные периоды своей...

В статье будут раскрыты вопросы, касающиеся камеральной проверки. Что она из себя представляет, как проверка назначается, в каких случаях – об этом далее. Каждое лицо, выплачивающее налоги, обязано платить налоги. Не все этого придерживаются и не выполняют своих обязанностей. СодержаниеБазовые сведения Вручение акта...

Федеральная налоговая служба при наличии на то серьезных оснований имеет право назначить камеральную проверку. Проведение её связано с пристальным рассмотрением бухгалтерской, налоговой отчетности, аудитом. При выявлении нарушений может быть наложен штраф или же более серьезное взыскание. Потому индивидуальным...

Федеральная налоговая служба выполняет одновременно несколько самых разных функций. Потому состоит из различных отделов. Одним из наиболее важных является проводящее камеральные проверки подразделение. Данная процедура включает в себя обширный перечень самых разных действий. Анализируется налоговая, бухгалтерская...

В современном мире работающие граждане, равно как и предприятия, обязаны платить в государственный бюджет налоги. Государство же в свою очередь предоставляет им возможность зарабатывать, занимаясь тем или иным видом деятельности. Однако ни для кого не секрет, что отчисления в казну делаются зачастую весьма неохотно, а во многих случаях бизнес и вовсе пытается уклониться от их уплаты. Для того чтобы пресечь такое желание, налоговой службой проводятся соответствующие мероприятия.

Основной отличительной чертой такого мероприятия, как камеральная проверка, является очень высокая эффективность, поскольку в процессе ее проведения можно охватить до 90 процентов налогоплательщиков, и проводится она инспекторами по месту нахождения фискального органа. Основанием для ее проведения считается отчетность – как налоговая, так и бухгалтерская. Камеральная проверка проводится налоговой службой для того, чтобы:

  • контролировать правильность применения норм налогового права;
  • оценить достоверность указанных в отчетах показателей;
  • пресечь возможные правонарушения;
  • проверить обоснованность всех вычетов и льгот, указанных в поданной декларации.

Камеральная проверка налоговой характеризуется четко оговоренным периодом проведения данного мероприятия. Согласно Налоговому кодексу, она не может продолжаться более 3-х месяцев. Однако здесь бывают исключения – в случае возникновения определенных обстоятельств, у инспектора есть право на продление проверки. В большинстве эпизодов проверяется соответствие действующему законодательству только лишь одного налога, то есть предмет контроля ограничен. Инспекторам предоставлены достаточно широкие права.

Мероприятие охватывает деятельность юрлица за последние 3 года. Документация, касающаяся более раннего периода, проверке не подлежит, поскольку здесь вступает в силу исковая давность. Если со стороны налоговой есть требование предъявить не соответствующие законодательно определенному периоду документы, налогоплательщик вправе оспорить данное требование инспектора, обратившись либо к руководству налоговой, либо обжаловав его в судебных органах.

Процедура, в соответствии со статьей 88 Трудового кодекса, может проводиться сотрудником налоговой без участия налогоплательщика, на основании данных представленной им отчетности. Зачастую проверяемое лицо узнает об этом только лишь тогда, когда инспектор запрашивает у него дополнительные документы или просит предоставить объяснения по тому или иному поводу.

Впрочем, проводиться камеральная проверка может также и с участием налогоплательщика – это усугубленный вариант. Мероприятие в данном случае осуществляется при предъявлении плательщику налогов решения и требования, подписанных либо руководителем налоговой службы, либо равнозначными ему должностными лицами, то есть заместителями руководителя ИФНС.

Документы юридического лица, ставшего объектом проверки, предоставляются только по письменному требованию со стороны фискалов. В ситуации когда плательщик налогов не уведомлен о проведении в отношении его проверки, у инспектора есть право предложить проверяемому предоставить лишь объяснения.

Для того чтобы запустить процедуру камерального контроля, не требуется соответствующего приказа руководителя налоговой службы. Помимо этого, здесь не нужно уведомлять налогоплательщика, равно как и получать согласие с его стороны. Камеральная проверка осуществляется в 3-месячный срок с момента предоставления фискальным органам декларации и пакета документов – как отправленной по почте, так и врученной лично в руки инспектору.

Говоря о самом процессе, следует отметить, что первый этап здесь – это принятие регистрации и иных документов, а также их регистрация. Далее визуально проверяется правильность оформления поданных бумаг, а на следующем этапе осуществляется уже арифметический контроль предоставленной налогоплательщиком информации: иными словами, налоговики тщательно пересчитывают все цифры. Следующий этап – это камеральный контроль документов (если потребуется – то и нормативный), и, наконец, завершение процедуры проверки.

Следует отметить, что камеральный контроль – это достаточно сложный процесс, в ходе которого выявляется множество различных нарушений, таких, например, как завышение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость или занижение выручки при определении налога на прибыль. При расчете последнего, кстати, нередки случаи завышения расходов.

Если камеральная проверка выявляет несоответствие между данными в документах и в поданной декларации или какие-то ошибки, то у проверяемого затребуют дополнительные бумаги либо данные. Их также могут попросить предъявить, если в поданной декларации заявлен убыток, а также в ситуации, когда стоит сумма НДС к возмещению. Затребовать дополнительные документы или сведения могут и в ситуации, когда в уточненной декларации сумма налога будет меньшей, чем указано в первичной, либо при наличии отмеченных налоговых льгот.

Камеральная проверка: права фискалов

Налоговая, проводя камеральную проверку, имеет право потребовать необходимые документы – как у самого налогоплательщика, так и у контрагентов и иных лиц. В данной ситуации действия инспекторов регламентируются статьей 93 Налогового кодекса. В рамках такой процедуры, как камеральная проверка, сотрудникам налоговой также разрешается проведение экспертиз и допрос свидетелей. К процессу можно привлечь эксперта или переводчика. Данный вид контроля предусматривает возможность проведения осмотра документов, однако в данном случае следует получить согласие на такие действия со стороны налогоплательщика.

Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций, возникающих, когда налоговой проводится камеральная проверка. Например, при выявлении неточностей в декларации, поданной физическим лицом, которому организацией были предоставлены налоговые льготы и вычеты, то сотрудники фискальной службы могут также проверить и налогового агента, то есть юридическое лицо.

Достаточно часто работодатель не выплачивает за сотрудника-почасовика НДФЛ. В такой ситуации инспекторы налоговой пытаются привлечь к ответственности не юридическое, а физическое лицо, однако такие действия фискалов противоречит нормам действующего законодательства. Согласно закону, к ответственности за допущенные нарушения должен быть привлечен налоговый агент.

Повторная камеральная проверка, на проведении которой настаивают некоторые сотрудники налоговой, заявляя о «вновь открывшихся обстоятельствах», также противоречит нормам действующего Налогового кодекса. Статья 81 НК РФ разрешает фискалам только лишь повторная проверка уточненных деклараций.

Как завершается камеральная проверка

После завершения камеральной проверки, инспектором налоговой службы составляется соответствующий акт и справка о завершении мероприятия. В случае если никаких нарушений выявлено не было, никаких бумаг налогоплательщику не вручается. В акте инспектор должен отобразить все найденные им несоответствия и расхождения: на его составление, равно как и на подготовку справки, сотруднику налоговой отводится 10 суток. Документ предписывается вручить налогоплательщику не позднее, чем через 5 суток. Если объект проверки не является в налоговую для получения акта, документ пересылается ему по почте. Следует отметить, что датой вручения здесь считается 6-й день с момента, когда была отправлена корреспонденций.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об