Денежная реформа в России (1839—1843). Денежные реформы в ссср

Конфискационную реформу января 1991 года, которую в Советском Союзе принято называть по фамилии первого и последнего премьер-министра СССР "павловской", многие считали одной из причин провала "августовского путча" ГКЧП и крушения сверхдержавы. Сегодня, когда в мире раскручивается маховик второй волны экономического кризиса, эти события приобретают особый подтекст.

У последней черты

Начало 1991 года ничего хорошего трещащему по швам Советскому Союзу не обещало.

Самая большая в мире супердержава быстро и уверенно катилась к своему развалу. На национальных окраинах Империи разгорались межэтнические столкновения, в гигантских очередях за всем на свете давилось население одной шестой части суши, ограничение продажи качественного алкоголя заставило традиционно пьющих советских людей упрямо глушить все, что хотя бы отдаленно напоминало спиртной напиток и безудержно спиваться от суррогата. Экономические реформы забуксовали окончательно, перестройка проваливалась, гласность добивала разоблаченные сталинистские останки КПСС.

Дефицит был глобальный. Народ уже не желал зрелищ - только бы хлеба. Квартирные воры перестали уносить из домов заношенные вещи и перешли на содержимое холодильников. Преступность шла к кооперации с цеховиками и властью, превращаясь в советскую мафию. Из первых кооператоров вырастали первые миллионеры. Из последних налетчиков - первые бизнесмены.

Армия и милиция разлагались вместе с обществом, не понимая, кого защищать и за кого воевать. В народе ходили упорные слухи о выводе "золота партии" за границу и вложении его в прибыльные зарубежные компании. Общество с надеждой смотрело на Запад, Запад благосклонно поощрял торжественное шествие к пропасти конкурирующей с ним Империи.

Полуголодная, полуодетая, злая от нахлынувшей правды безнадежно больная страна вкатывалась в 90-е годы XX века.

Переход от плановой экономики к рыночной на рубеже 1980-1990 годов в огромной полуголодной стране, с детства приученной к дефициту и очередям, проходил крайне болезненно и с большими материальными жертвами для населения. Почти 300 миллионов жителей, за исключением тонкой прослойки партийной и региональной элит, не могли обеспечить себя в достаточной мере продовольственными и промышленными товарами. Пустые полки магазинов стали привычным зрелищем для советских людей позднего СССР, а скромные зарплаты не позволяли им покупать продукты на дорогих колхозных рынках и в первых коммерческих магазинах-"комках".

При этом сложно назвать граждан СССР заката социализма "обществом потребления", требовавшим большого количества материальных благ. Люди жили от зарплаты до зарплаты, стремясь обеспечить семью в первую очередь достойным питанием, во вторую - крышей над головой.

В широких массах росло недовольство и озлобление, грозившее вылиться в голодные бунты против любой власти, которая не в состоянии будет их в первую очередь накормить и обеспечить товарами первой необходимости. Зарплату, однако, тогда платили аккуратно - ее задержка точно могла стать детонатором для социального взрыва. Но наличие постоянно обесценивавшихся "деревянных" рублей на руках при отсутствии товаров в магазинах делало их бессмысленной макулатурой.

По мнению доктора экономических наук, профессора Южного федерального университета Вячеслава Вольчика, "существовала избыточная денежная масса, природа которой была в нарастающих дисфункциях институтов плановой экономики. Хаотические и непоследовательные рыночные реформы разрушали систему централизованного планирования, но почти не способствовали созданию рыночных механизмов регулирования и институтов".

"Никакой подготовки к реформе не ведется"

Официальной причиной финансовой реформы называлась борьба с фальшивыми банкнотами, "забрасываемыми недругами из-за рубежа", а также с нетрудовыми доходами граждан. Так было легче объяснить задумку с точки зрения привычной советской идеологии тех лет. Неофициально все прекрасно понимали, что необходимо было избавиться от избыточной денежной массы напечатанных в конце 1980 годов купюр для исполнения социальных гарантий, скопившихся на руках населения и разгонявших дефицит товаров народного потребления.

Главным мотором реформы стал 53-летний министр финансов Валентин Павлов, называвший себя сторонником "государственного капитализма". С августа 1986 года он возглавлял Госкомитет СССР по ценам и был в курсе не идеологического, а реального положения дел и давно выискивал различные способы изъятия у населения необеспеченных товарами денежных средств.

В качестве вариантов фигурировали порядка десятка различных концепций, от уже обкатанных на других странах, так и самых парадоксальных. Одна из них, например, предусматривала введение так называемых "параллельных денег" по образцу золотого червонца 1920-х годов, но в безналичном обороте. Другая - простое конфискационное аннулирование всех старых денег без их обмена и механизма кредитного эмиссионного регулирования (на опыте ФРГ и жесткой реформы 1948 года канцлера Конрада Аденауэра, фактически ликвидировавшего таким образом "черный рынок"). Третья - компромиссный вариант в виде компенсационного обмена с изменением масштаба национальной валюты и изъятия накоплений сверх строго установленной денежной суммы.

Реформа была необходима, - утверждает Вячеслав Вольчик, - Но реформа не должна быть только денежной. В СССР в то время давно назрели глубокие структурные реформы в экономике. Это, прежде всего, реформы в сфере экономической координации и ценообразования. Необходимо было начать "выращивание" рыночных институтов, которые впоследствии позволили бы сформироваться рынкам не только потребительских товаров, но и факторов производства.

Сам Валентин Павлов, придя на пост министра финансов в июле 1989 года, постоянно носился с идеей реформы, которая, по его задумке, должна была не только ограничиваться изъятием избыточной денежной массы, но и привести к повышению цен с учетом себестоимости товаров и услуг. Более того, особо министр настаивал на том, чтобы провести обмен в максимально сжатые сроки, дабы хранящиеся гражданами не в банке, а "в кубышке" денежные накопления либо не успели, либо не сумели сдать в полном объеме. В Минфине не сомневались, что подавляющей массе населения из мизерных зарплат копить нечего - держать под подушкой заначки в крупных купюрах способны лишь "бесчестные люди".

Реально проблемы с инфляцией и обнищанием населения начались в 1988-м с появлением кооперативов, - считает известный экономист, руководитель компании экспертного консультирования Михаил Хазин. - Не с каждого конкретного кооператора, а с самой модели, при которой можно было деньги из государственных предприятий выкачивать через кооперативы. Чтобы в условиях кризиса финансировать социальные проекты, государство довольно много напечатало денег в конце 1980-х. Они тоже концентрировались у части населения, мягко говоря, не совсем законными способами. И павловская реформа, в том числе, должна была эти деньги отсечь.

При этом министр прибег к старой "страшилке", подав летом 1990 года секретную записку президенту Михаилу Горбачеву и председателю Совета министров СССР Hиколаю Рыжкову. В ней он объяснял необходимость обмена именно 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года тем, что якобы именно эти банкноты в большом количестве вывезены за границу, а в СССР сосредоточены в руках теневого капитала. Председатель Совмина запросил таможню о пересечении наличности через границу. Оттуда ему сообщили, что из страны как правило утекают алые десятирублевые купюры, а не желтоватые "сотенные".

Препирательства по поводу радикализации реформ сначала отправили Рыжкова в больницу с обширным инфарктом, а оттуда - в отставку стремительно теряющим популярность Горбачевым, которому необходим был человек, взваливший бы на себя ответственность за будущие непопулярные шаги.

Амбициозный Валентин Павлов с его реформой как раз прекрасно подходил на эту роль. Его и утвердили премьером 14 января 1991 года. Аккурат на следующий день после штурма группой "Альфа" вильнюсского телецентра, повлекшем за собой многочисленные жертвы среди населения литовской столицы. Это потом уже расследование установит, что в спину мирного населения с крыш домов стреляли провокаторы из националистического движения "Саюдис". Но на тот момент приход к руководству правительства "госкапиталиста" уже прочно связали с 15 убитыми и 600 ранеными в Вильнюсе. Впрочем, сам будущий реформатор Валентин Павлов сразу же начал руководство кабинетом с откровенной дезинформации.

Никакой подготовки к реформе не ведется, - уверял он с высокой трибуны. - Во-первых, денежная реформа - это только часть комплекса мероприятий, направленных на оздоровление экономической ситуации, и изолированное ее проведение без решения других задач ни к чему не приведет. Во-вторых, проведение реформы обойдется государству примерно в 5 миллиардов рублей. В-третьих, существующие мощности по выпуску дензнаков позволяют накопить необходимое количество новых денег в течение трех лет.

Журналисты деловых изданий указали премьеру на запечатанные кипы банкнот, которые им удалось запечатлеть на фото в различных банках, ссылались на неназванные источники в финансовой сфере. Но "единожды солгавшему" Павлову вторил тогдашний председатель правления Госбанка СССР Виктор Геращенко, на всех углах опровергавший слухи о предстоящей реформе.

Потом все это вранье объясняли "повышенной секретностью операции".

Ни веры, ни надежды, ни любви

Привыкшая к традиционному идеологическому лицемерию, мало что сведущая в рыночной экономике страна смутно подозревала некий подвох со стороны руководящей и направляющей партии. Доверия первые лица государства у рядовых советских граждан уже не вызывали. Информация о подготовке денежной реформы просачивалась из финансовых структур через знакомых, и кое-кто успевал обменять "полтинники" и "сотки" загодя. Один из ростовских криминальных авторитетов, попросивший называть его Гариком, рассказал корреспонденту "РГ", что за два дня до объявления реформы один из "подшефных" кооператоров показывал ему домашний секретер, доверху набитый мелкими банкнотами, разменянными "теневиками" через банковские каналы. Накануне "акции" часть населения успела сбросить часть "реформированной" наличности в кассах метро, железнодорожных вокзалов, у таксистов, в магазинах. Но таковых были единицы.

О будущей реформе все подозревали, но никто не знал точно, когда каким образом ее будут проводить. Это обсуждалось в транспорте, на производстве, в колхозах, вузах, экспедициях, в армии, но большая часть обсуждающих сходилась на том, что с одной стороны "копить вроде нечего", с другой, "все равно обманут". Истина конечно же была где-то рядом.

22 января президент Горбачев подписал указ об изъятии из обращения 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года и обмене их на более мелкие банкноты или купюры нового образца. При этом обмен наличности в сумме до 1 тысячи рублей осуществлялся только в течение трех дней - со среды по пятницу 23-25 января, а снятие наличности в Сбербанке ограничивалось 500 рублями. До конца марта можно было поменять деньги уже в специальных комиссиях, которые рассматривали каждый неуложенный в отведенные сроки случай в отдельности (командировка, экспедиция, состояние здоровья и прочее). Одновременно необходимо было доказать, откуда у человека взялась сумма свыше 1 тысячи рублей.

Указ президента зачитали в 21.00 в вечернем выпуске программы "Время", когда почти все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

Самые сообразительные в панике бросились спасать свои кровные. Кто отправлял перевод на имя жены на все "паленые" купюры, кто покупал несколько билетов на поезд или самолет на разные рейсы, чтобы затем их сдать. Но это успели сделать лишь единицы, ибо времени было лишь до полуночи.

С утра среды в сберкассы выстроились гигантские очереди, в которых стояли "делегаты" от трудовых коллективов, отправленные менять деньги целых бригад. Ставка организаторов реформы на "рабочий день" себя частично оправдала - многие физически не смогли добраться от станка до банка, до своих тайников и кладов.

Впрочем, где-то местные власти пошли навстречу трудящимся, и деньги меняли на почте, на производстве. В очередях возникали потасовки, кому-то становилось плохо, и правительство тогда материли, на чем свет стоит.

По утверждению того же Гарика, имеющего за плечами 17-летний "стаж" пребывания в местах отдаленных, в ростовской колонии строгого режима ее начальнику предлагали взятку в размере 500 тысяч рублей за то, чтобы он на сутки под "честное воровское" отпустил одного из здешних "сидельцев" для того, чтобы поменять тюремный "общак". Тот отказался. Почему начальник не взял столь внушительный куш, стоит только догадываться. Может действительно взыграла тогда еще не ставшая анахронизмом профессиональная гордость? А может и просто испугался, посчитал это за тонкую провокацию. Взятка на такую сумму тянула на "расстрельную" статью при любых погонах.

Способ проведения реформы был абсолютно неправильным с сегодняшней точки зрения, - считает Вячеслав Вольчик. - Но если рассуждать, как тогдашнее советское руководство, то другого способа проведения денежной реформы просто не существовало. Практически все советские реформы носили конфискационный характер. И реформа 1991 года не была исключением.

В итоге изъять из обращения удалось порядка 14 миллиардов рублей, хотя по замыслу организаторов реформы обмену подлежало 51,5 из 133 миллиардов наличных банкнот (39 процентов).

Одновременно и вклады в Сберегательном банке были заморожены. На них начислялись 40 процентов годовых, но деньги можно было получить наличными... только в следующем году. А что с ними произошло после 1 января 1992 года все помнят.

Помимо этого, национальный доход по сравнению с 1990 годом уменьшился на 20 процентов, а дефицит государственного бюджета в 1991 году составлял, по разным оценкам, от 20 до 30 процентов валового внутреннего продукта.

Интересно, что после завершения обмена премьер Павлов выступил в печати с обвинениями в адрес западных банков в скоординированной деятельности по дезорганизации денежного обращения в СССР. Более того, в рамках второго этапа реформы так же без предварительного объявления уже со 2 апреля в СССР втрое выросли цены на товары народного потребления, которые десятилетиями оставались стабильными. Это привело к совершенной утрате всякого доверия к правительству у населения, посчитавшего себя дважды ограбленным. По опросам общественного мнения, именно "павловская реформа" послужила одной из основных причин провала попытки государственного переворота, предпринятого консервативной частью Политбюро ЦК КПСС и правительства в августе 1991 года. Примечательно, что в составе ГКЧП тогда фигурировал и неудавшийся реформатор Валентин Павлов...

Может быть, неоднозначно это покажется, - вспоминал он потом, - но дело заключается в том, что очень мало кто в то время понимал и верил в то, что вопрос идет не об идеологии. Вопрос не идет о формах собственности, о хозяйствовании, о реформах, а вопрос идет о государстве.

Но это все было потом. А тогда, в конце января 1991 года жители страны прощались не только с пропавшими "заначками", но и с частью своего общего прошлого. Жители Владикавказа (только что переименованного из советского Орджоникидзе) до сих пор вспоминают, как утром 26 января 1991 года, через день после прекращения обмена купюр, к зданию Госбанка подошел хорошо одетый мужчина с чемоданом. Открыл его, вывалил в снег гору пятидесятирублевок и поджег ее на потеху прохожим. Вместе с ними горела в пламени самого дорогого в Северной Осетии костерка и вера в "ум, честь и совесть нашей эпохи".

Так и частичныx, общей задачей которых было упорядочение существовавшей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения.

Денежные реформы Московского княжества/царства и Российской империи

1535 год, Денежная реформа Елены Глинской

Первая централизованная денежная реформа в России (на Руси) была проведена Еленой Глинской , вдовствующей великой княгиней московской, женой Василия III и матерью малолетнего Ивана IV Васильевича «Грозного». Основной причиной реформы было разнообразие монет, использовавшихся на Руси, из-за чего возникали большие сложности с денежным обращением и заключением торговых сделок. Процветали обрез и подмесь монет. Целью реформы был запрет всех старых русских и иностранных монет (обрезанных и необрезанных) и замена их новой монетой - копейкой .

1654 год, Реформа Алексея Михайловича Романова

1769 год, Первые бумажные деньги России

Как главную причину введения ассигнаций Манифест 29 декабря 1768 года указывал необходимость размена медной монеты на денежные знаки, удобные к перевозке. Ассигнации первого выпуска 1769-1786 годов прочно вошли в русское денежное обращение. Они не были обязательны к приему частными лицами, однако для этого времени их курс был очень высок - от 98 до 101 коп. серебром за рубль ассигнациями, то есть они были равноценны серебряной монете. Однако усиленный выпуск ассигнаций, превысивший обеспечение, привел к падению её курса. В 1797 году правительство решилось на изъятие части выпущенных на рынок ассигнаций; состоялось торжественное сожжение в присутствии самого Павла I ассигнаций на сумму 6 млн рублей. Постоянные войны требовали экстренных расходов и к 1802 году общая сумма ассигнаций с 151 млн поднялась до 212 млн рублей, что окончательно снизило курс бумажного рубля, падение рубля особенно усилилось во время Отечественной войны 1812 года .

1839-1843 годы, Реформы Николая I

В 1839-1843 годах, в период правления Николая I , министром финансов графом Е. Ф. Канкриным была проведена денежная реформа, в ходе которой ассигнации были выведены из обращения и их заменили кредитные билеты, разменные на серебро. В России был введен серебряный монометаллизм , который просуществовал в России по 1852 год. Но уже к 1849 году билеты и старые ассигнации были обменены на ассигнации нового образца, которые скоро обесценились. Поэтому с началом Крымской войны 1853-1857 годов банки прекратили обмен ассигнаций на золото и серебро. В России наступил период широкого бумажно-денежного обращения.

1897 год, Денежная реформа Николая II

В 1895-1897 годах министром финансов С. Ю. Витте (1849-1915) была осуществлена новая денежная реформа, целью которой было установление в России золотого монометаллизма. В её основе - золотое обеспечение денежной системы государства. По замыслу реформаторов, для обеспечения устойчивой конвертируемости рубля был установлен свободный размен кредитных билетов, выпуск которых был ограничен, на золотую монету, из расчета один бумажный рубль за один рубль в золоте, а также уменьшено золотое содержание империала.

В 1924 году были выпущены в обращение первые советские золотые червонцы, соответствовавшие по содержанию в них чистого золота дореволюционным 10 рублям. Советские червонцы получили прозвище «сеятель», так как для лицевой стороны монеты было выбрано изображение сеятеля по скульптуре И. Д. Шадра (1887-1941). Автором эскиза был главный медальер Монетного двора А. Ф. Васютинский . В феврале 1924 года были выпущены банкноты в 50 копеек золотом, 1 рубль золотом, 3 рубля золотом и 5 рублей золотом как фракции червонца. Одновременно в обращение были выпущены медные монеты номиналом в 1/2, 1, 2, 3 и 5 копеек, а также серебряная монета номиналом в 10, 15, 20, 50 копеек и 1 рубль. Таким образом, в стране одновременно существовали две валюты: твердый червонец и постоянно падавший совзнак, курс которого к червонцу устанавливался специально образованной Котировальной комиссией на ежедневной основе. В августе 1924 года все дензнаки образца 1923 года были изъяты из обращения путём их обмена на золотые рубли по курсу 50 000 руб. дензнаками образца 1923 года за 1 золотой рубль образца 1924 года. Таким образом, в ходе денежной реформы 1922-1924 годов была проведена деноминация рубля в 50 000 000 000 (50 миллиардов) раз.

1947 год

Данная денежная реформа была проведена в декабре 1947 года с целью изъятия из обращения избыточного количества денег и замены новыми полноценными деньгами старых, подвергшихся в период Великой Отечественной войны обесцениванию. Денежная реформа в форме деноминации с конфискацией. Хотя многие не считают данную денежную реформу деноминацией, поскольку при реформе порядок цен, зарплат и иных платежей остался прежним, и полагают, что она носила лишь конфискационный характер. Так 10 старых рублей наличными обменивались на один рубль новых. Обмен наличных денег проводился в течение одной недели («Кто не успел, тот опоздал»). Известны случаи (неясно, насколько они были массовыми), когда заработную плату государственным служащим выдавали старыми деньгами в последний день обмена [ ] . Переоценка вкладов в Сбербанке осуществлялась следующим образом: суммы до 3 тыс. руб. менялись один к одному, по вкладам от 3 тыс. до 10 тыс. руб. за три старых рубля давали два новых. Если сумма вклада превышала 10 тыс. руб., то один новый рубль давали за два старых. В результате реформы были ликвидированы последствия Второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам.

Вслед за объявлением о денежной реформе и отмене карточной системы выходит Постановление Совета Министров СССР № 3867, от 14 декабря 1947 года, «О нормах продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки». В соответствии с ним устанавливались предельные нормы отпуска товаров в одни руки: хлеб печёный - 2 кг; крупа, макароны - 1 кг; мясо и мясопродукты - 1 кг; колбасные изделия и копчености - 0,5 кг; сметана - 0,5 кг; молоко - 1 л; сахар - 0,5 кг; хлопчатобумажные ткани - 6 м; нитки на катушках - 1 катушка; чулки-носки - 2 пары; обувь кожаная, текстильная, резиновая - по 1 паре каждой; мыло хозяйственное - 1 кусок; мыло туалетное - 1 кусок; спички - 2 коробки; керосин - 2 л. Установленные нормы также распространялись и на кооперативную торговлю в сельской местности на всей территории Советского Союза.

1961 год

Денежная реформа была проведена 1 января 1961 года в форме «чистой» деноминации. ЦК КПСС назвал эту денежную реформу «самой гуманной в истории» [ ] . К началу февраля 1961 года около 90 % наличных денег было обменено на новые купюры. В государственных магазинах цены снизили в 10 раз, хотя на колхозных рынках аналогичного снижения не произошло.

Интересным моментом денежной реформы 1961 года было то, что вся мелкая металлическая монета номиналом 1, 2, 3 копеек не уменьшилась в стоимости в 10 раз, а продолжила ходить в том же исполнении и по тому же номиналу. Таким образом, те жители, которые собирали мелкие металлические деньги, оказались в выигрыше - стоимость их монет увеличилась в 10 раз. Наглядно это показано в фильме «Менялы» . Однако сразу после объявления в печати о будущей реформе по всем торговым и финансовым организациям был разослан циркуляр, запрещавший менять бумажные деньги на монеты, так что количество реально обогатившихся было весьма незначительным.

1991 год, Павловская реформа

Конфискационная денежная реформа, впоследствии названная «Павловской», в честь премьер-министра СССР Валентина Павлова . Только в течение трёх суток января граждане СССР могли обменять 50- и 100-рублёвые купюры на новые. Обменять можно было только наличными сумму до 1000 рублей. В Сбербанке с вклада можно было получить только 500 рублей новыми. Менее чем за две недели до этого события Павлов выступил с заявлением о том, что никакой денежной реформы не будет. По заявлениям властей, эта мера должна была заморозить нетрудовые доходы, средства спекулянтов, коррупционеров, так называемого теневого бизнеса и фальшивые деньги, а в результате сжать денежную массу и остановить инфляцию. Одновременно вклады в Сбербанке были заморожены, а 1 апреля произошло повышение цен по всей стране. На замороженные вклады было начислено 40 %, деньги можно было получить наличными только в следующем году.

Денежные реформы в Российской Федерации

1993 год

Из-за возросшей инфляции в 1993 году Российское правительство проводит новую конфискационную денежную реформу. Обмен банкнот советских купюр на российские был проведён 26 июля - 7 августа 1993 года. Граждане России (согласно прописке в паспорте) могли обменять суммы до 100 тыс. руб. (при этом первоначально устанавливались суммы в 35 тыс. руб. и 70 тыс. руб.), о чём в паспорте ставился штамп. Слухи о реформе ходили заранее, власти их опровергали, при этом реформа была проведена в июле в период отпусков, когда многие были вдали от места прописки. В результате многие физически не успели обменять свои наличные сбережения, и эти деньги пропали. В итоге из-за недовольства населения сроки обмена купюр были значительно продлены.

Но отсутствие при реформе деноминации указывает на превалирование других причин денежного реформирования. Во-первых, не удавалось контролировать денежную эмиссию рубля как единой валюты на территории СНГ при наличии в каждой из стран своих печатных станков по выпуску денег, что сводило на нет все усилия России по обузданию инфляции. Во-вторых, многие бывшие союзные республики приступили к выпуску своих национальных валют, который угрожал российской денежной единице тем, что старая рублевая денежная масса могла оказаться вся в Российской Федерации. Таким образом её основной замысел состоял в том, чтобы на основе обмена старых купюр на новые прекратить поток не обеспеченных товарами денег из стран ближнего зарубежья.

«Хотели как лучше, а получилось как всегда » 1998 года правительство объявило дефолт по внутренним обязательствам, а курс рубля сильно упал по отношению к другим валютам. Несмотря на то, что эти два события отстоят друг от друга более, чем на полгода, иногда их необоснованно связывают между собой.

В течение 1998 года параллельно обращались старые и новые деньги, а цены указывались как в старом, так и в новом масштабе. В общей сложности в этот период законным платёжным средством являлись:

«Старые» деньги

  • Банкноты Банка России образца 1993 года (в том числе модификации 1994 года)
  • Банкноты Банка России образца 1995 года
  • Монеты Банка России регулярного чекана выпусков 1992-1993 годов
  • Памятные монеты Банка России выпусков 1992-1997 годов
  • Монеты Госбанка СССР выпусков 1961-1991 годов
  • Монеты Госбанка СССР 1, 2 и 3 копейки выпусков 1926-1957 годов

«Новые» деньги

  • Банкноты Банка России образца 1997 года
  • Монеты Банка России образца 1997 года

С 1 января 1999 года старые деньги утратили платёжеспособность, однако в соответствии с упомянутым указом Президента и положением Банка России от 15 декабря 1998 года № 63-П обменивались без каких-либо ограничений во всех отделениях Банка на новые в количествах, кратных 1 новой копейке, до 2002 года (позднее этот период был продлён до 2003 года), то есть теоретически существовала возможность обменять тысячу советских копеек на одну российскую.

Главное предназначение любой проводимой государством денежной реформы – это избавление от имеющихся недостатков в финансовой сфере государства и переход к новым купюрам которые, как правило, имеет большую стабильность и покупательскую способность. Все это способствует новому витку в развитии рыночных отношений и усиление роли играемой денежными средствами в развитии не только экономики, но и денежного хозяйства.

Методы проведения денежных реформ

Любая реформа, в том числе и денежная производится согласно всем нормам законодательства. Реформа представляет собой изымания из обращения старых купюр и замещение их новыми. Может также меняться их стоимость или же происходить их переход от одной денежной системе к другой. Все это характерно как для наличных, так и безналичных денежных средств. Очень часто меняется и .

Главные способы проведения денежной реформы

  1. Реставрация – является переходом к прежнему содержанию количества золота в денежных единицах.
  1. – прекращение хождения денежной единицы, которая обесценилась и переход на новый вид валюты.
  1. – изменение курса государственной валюты к иностранной. Чаще всего этот метод сопровождается снижением покупательской способности национальной валюты.
  1. – является изменением денежного номинала, который происходит при обмене старой купюр на новые.

Несмотря на проведенную реформу, она не всегда гарантирует устойчивость в будущем, новой денежной единицы. После проведения денежной реформы требуется систематически производить меры, которые бы способствовали сохранению полученного в результате реформы результата. Большая роль в этом отведена кредитной политики, способной влиять на финансовую сферу государства

Денежные реформы в царской и имперской России

Первая денежная реформа в России состоялась в середине 16 века. Причиной этой реформы было большое число монет, которые имели обращение в России и этим причиняли трудности, как при заключении торговых сделок, так и при денежном обращении. Кроме того, были распространены случаи подделки денег. Основной целью которую преследовала денежная реформа является запрет хождения всем старых монет и переход на новую, которой стала копейка.

В середине 17 века произошла новая денежная реформа. Она дала возможность ввести в обращение серебряные рубли.

На всех новых монетах впервые имелась чеканка– . На оборотной стороне был изображен царь на сидящий на коне, а на лицевой – изображение двуглавого орла. Но рубль так и не стал полноценной монетой, так как в нем содержалось на 100 копеек, а всего лишь 64.

Кроме того в результате реформы была введены в обращение копейки из меди, которые имели образец серебряных.

В начале 18 века Петром Первым, которому требовались огромные денежные средства для создания армии и флота, а также государственного строительства была проведена новая денежная реформа. Вовремя этой реформы был введены в обращение золотые червонцы, а кроме того, двойной и двойной червонец.

В результате денежной реформы которая проводилась в конце 18 века, на территории России впервые вошли в обращение бумажные , которые имели название ассигнация.

Причиной послужившей введению ассигнаций стало то, что являвшейся в то время основной монетой серебряный рубль был обеспечен входившим в него металла, а серебряные рудники которыми располагала Россия не могли дать такое количество серебра, которое было бы способно, обеспечить нужное число серебряных рублей.

В результате денежной реформы проведенной в середине 19 века, были выведены из обращения, а их место заняли разменянные на серебро . Но всего через несколько лет, кредитные билеты заменили на выпущенные согласно нового образца ассигнациями, которые между тем, довольно быстро обесценились и был прекращен их обмен на серебро и золото.

В конце 19 века в России вновь была проведена денежная реформа, основной целью которой было установление золотого монометаллизма для обеспечения золотом национальной валюты. В результате нововведений за один золотой рубль, давали один рубль бумажный.

Денежные реформы в СССР

Первая советская денежная реформа состоялась в начале 20-х годов 20 века. Бумажные деньги которые в результате гражданской войны утратили свою ценность заменили на банковские билеты, называвшиеся червонцами. Они получили большой оборот как в частной торговли, так и в народном хозяйстве. Эта реформа позволила в значительной мере стабилизировать финансовый СССР.

Также вошли в оборот и первые червонцы изготовленные из золота, которые равнялись 10 дореволюционным рублям. Кроме того, в обороте появились серебряные и медные монеты. Сложилось такое положение что одновременно в хождении были устойчивые золотые червонцы и постоянно менявшие свой курс бумажные деньги.

Первая послевоенная денежная реформа произошла в 1947 году. Ее целью являлось изъятие из обращения большого количества старых денег, которые значительно обесценились за годы войны и замена их новыми бумажными купюрами. Одновременно с этим произошла и отмена системы карточек.

В начале 60-х годов состоялась последняя советская денежная реформа. Все старые купюры, в короткий срок, были обменяны на новые. Особенностью этой реформы стало то, что произошло увеличение стоимости медных монет практически в 10 раз, что являлось не характерным для реформ. Однако мало кто смог разбогатеть на этом, так как в скором времени вышло постановление, в котором запрещался обмен на новые бумажные купюры, старых медных монет.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Накануне распада СССР уже остро ощущалась неуправляемость экономики в целом, и в этих условиях на первый план автоматически выходит проблема государственных денег и управления ими. 14

января 1991 г.

Председателем Правительства СССР был назначен B.C. Павлов (1937-2003 гг.), бывший в течение двух лет министром финансов СССР, один из самых компетентных и решительных финансистов и государственных деятелей позднего советского периода. Денежной реформой 1991 г., проведенной под его руководством, предусматривался обмен наличных денег, причем только крупных купюр (50 и 100 руб. образца 1961 г. на новые 1991 г. выпуска), для борьбы со спекуляцией, коррупцией, контрабандой, изготовлением фальшивых денег, нетрудовыми доходами. Обмену подлежали денежные средства в размере месячного оклада. Вклады в сберегательных кассах на сумму более 10 тыс. руб. временно сроком на пол года замораживались. При этом в течение двух месяцев выдача наличных денег гражданам с их вкладов в банках ограничивалась 500 руб. в месяц. В условиях спада производства и острого товарного дефицита, проведенная реформа в принципе не повлияла на общее экономическое положение. Она имела конфискационный характер, но была мягче, чем в 1947 г., было конфисковано менее 15% банкнот по сравнению с 50% в 1947 г.97 В преддверии распада СССР при всех благих намерениях правительства обмен денег был хаотичным и вызвал недовольство населения.

В ходе дальнейшей либерализации наблюдался колоссальный рост цен, что лишь подтвердило незначительность эффекта этой реформы, не затронувшей безналичную сферу расчетов, которая и была той огромной подводной частью айсберга, которая определила кризис системы расчетов в целом. Начавшийся осенью 1991 г. распад СССР и отказ республик перечислять средства в союзный бюджет привели к существенному увеличению денежной эмиссии Госбанком СССР. Причинами проведения в это время денежных реформ в бывших союзных республиках и выпуска национальных валют стали распад СССР и образование 15

новых независимых государств, поставивших задачу создания национальных денежных систем. В 1993 г. в условиях больших перемен и противоречий во властных структурах была проведена своеобразная денежная реформа в России, в ходе которой от российской денежной системы решительно отделилась наличная денежная масса стран ближнего зарубежья, которые уже не поставляли товары, а лишь накапливали задолженность по безналичным расчетам. Все банковские и казначейские билеты Госбанка СССР, банкноты образца 1961 - 1992 гг. были изъяты из обращения. Монеты образца 1961 г. из обращения изъяты не были. Были выпущены и оставлены в обращении только банкноты Банка России образца 1993 г. номиналом 100, 200, 500, 1000, 5000, 10000 и 50000 руб. Гражданам Российской Федерации предоставлялось право обменять один раз лично до 100 тыс. руб. с зачислением остальных сумм на срочный депозит в Сбербанке России. Лимит обмена для неграждан, временно находившихся в России, был установлен в 15 тыс. руб. Таким образом, официально почти незаметными действиями, которые в то время не объявлялись как денежная реформа, советский рубль был заменен в обращении новыми банкнотами Центрального банка Российской Федерации.

Первоначально статус рубля в качестве национальной валюты России был определен Законом РФ «О денежной системе Российской Федерации» от 25 сентября 1992 г. № 3537-1. Позднее в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., в ст. 75 указывалось: «Денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль». И далее, 26 апреля 1995 г. был принят Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», упразднивший предыдущий закон о денежной системе, но повторивший формулировку из него: «Официальной денежной единицей (валютой) России является рубль. Один рубль состоит из 100 коп.» (ст. 3).

Однако на протяжении последующих 1990-х годов денежное хозяйство в стране продолжало выходить из-под контроля и количественно становилось неуправляемым. Приближался новый кризис в условиях отсутствия позитивных сдвигов от попыток достичь активности в производстве путем приватизации и обеспечить поступление в казну налогов от приватизированных предприятий.

В 1998 г. в России была проведена денежная реформа в форме деноминации. 4 августа 1997 г. президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин (1931-2007) издал Указ об изменении номинальной стоимости рублевых банкнот, а также об изменении масштаба цен в соотношении 1:1000. В соответствии с решениями Комитета директоров Центральный банк Российской Федерации предпринял комплекс мер с целью изменения номинальной стоимости российского рубля, которая отражалась в банкнотах и монетах.

Согласованные принципы реформы предусматривали постепенный обмен банкнот и монет в процессе их обычного, регулярного обращения с тем, чтобы исключить какие-либо потери для граждан. Деноминация рубля предусматривала начиная с 1998 г. параллельное обращение новых и старых банкнот и монет, в то время как изъятие старых банкнот должно было проходить без ограничений в соотношении 1000:1 через обычные каналы денежного обращения - торговлю товарами, торговлю услугами, операции банковских учреждений. Выпуск в оборот банкнот и монет образца 1997 г. осуществлялся через учреждения Банка России и кредитных организаций для обеспечения выплат заработной платы, пенсий, пособий и других наличных платежей. В соответствии с намеченными мероприятиями банкноты Банка России предыдущего выпуска (1993-1995 гг.), заменившие советские рубли, а также монеты СССР и монеты Банка России, выпущенные в 1961 - 1996 гг. (включая и монеты СССР в 1, 2 и 3 коп., выпущенные до 1991 г.) должны были постепенно изъяты из обращения. После этого платежный оборот России должен был бы состоять из банкнот Банка России выпуска 1997 г. в купюрах 5, 10, 50, 100, 500 руб. и новых монет образца 1997 г. в 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2, 5 руб. Для удобства применения и ровного перехода к новым рублям их внешний вид оставался прежним с уменьшенной номинальной стоимостью в 1000 раз и с введением новых защитных знаков на банкноты. Предполагалось, что к 1 января 1999 г. банкноты ранних выпусков в основном уйдут из оборота, при том что официальный обмен банкнот, которые бы не были обменены или использованы, был бы продлен без ограничений до 2002 г. включительно. Эти первоначальные планы заранее были объявлены и уже начали реализовываться, пока в августе 1998 г. не произошел дефолт.

План о замене денег был открыто объявлен заранее. Однако в процессе его реализации в преддверии августовского кризиса 1998 г., имевшего как внутренние, так и международные корни, и после него обнаружились те же признаки конфискационных денежных реформ, которые проводились несколько раз в советское время. Впоследствии стало очевидно, что денежно-финансовые органы, предлагая такую реформу, как бы предвосхитили наступивший вскоре «дефолт» и поэтому пытались заранее сгладить ожидаемые крайне негативные явления.

Центральный банк РФ, в котором еще сохранялись традиции работы в советских условиях, предпринимал меры предосторожности, чтобы подстраховаться перед наступлением более драматических событий в будущем из-за расточительных краткосрочных заимствований на внутреннем рынке и за границей. Эти меры состояли в выпуске краткосрочных, реально не обеспеченных государственных кредитных облигаций (ГКО) с выпуском их и на внешний неустойчивый спекулятивный рынок. Таким образом, денежный кризис фактически начался уже в 1997 г. в связи с подготовкой открыто объявленной 4 августа президентом Б.Н. Ельциным и оказав- шей-ся на деле скрытой конфискационной денежной реформы. Эта реформа началась в условиях относительной стабильности де-нежного рынка и наличия внутренней конвертируемости рубля, в связи с чем у массы простых людей не могло не складываться впечатление, что рынок по инерции сохраняет устойчивость. В этих условиях авторы справедливо посчитали, что паники не должно быть. Возможно, только немногие могли предчувствовать, что вскоре произойдет полный крах финансовой системы, который включал бы в себя государственный внутренний и внешний «дефолт» и резкое падение курса рубля, что фактически конфисковало рублевые денежные сбережения населения (в который раз!). Так и остался открытым, невыясненным вопрос, какая общая сумма старых рублей реально была обменена на деноминированные рубли, что, собственно, и показало бы масштаб скрытой денежной конфискации.

В современных экономических публикациях, посвященных «дефолту» в России есть две разные точки зрения на произошедшие драматические события: объясняющая и в высшей степени критическая...

Первая точка зрения объясняет, какие меры предпринимались и почему, несмотря ни на что, кризис все же произошел и был неизбежен. Согласно этой позиции ничего, к сожалению, нельзя было поделать в тех неблагоприятных условиях, которые сопутствовали начальному периоду преобразований. Как свидетельствовал мировой опыт, наиболее распространенным современным методом мобилизации дополнительных финансовых ресурсов является выпуск гарантированных государством краткосрочных займов в виде облигаций, что соответствовало требованиям МВФ. Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии начал проявляться в конце 1997 - начале 1998 г., что косвенно увеличило риски в России по иностранным инвестициям. Предпринятые правительством попытки продлить сроки выплат по обязательствам успеха не принесли, в то время как рынком было утрачено доверие к действиям правительства. К июню 1998 г. международные кредитные рейтинга России существенно снизились. Произошел массивный отлив иностранного капитала из России. Одновременно и без того очень небольшие официальные золотовалютные резервы резко сократились до ничтожного уровня - до 2 млрд долл. Причем у населения уже осели десятки миллиардов долларов, которые никак «не работали» в экономике и не были связаны с банковской системой. 20 июля 1998 г. было объявлено о прекращении выпуска краткосрочных государственных ценных бумаг.

Вторая точка зрения по поводу произошедшего «дефолта» - критическая. Основа ее заключается в ошибочности, неэффективности, обреченности на неудачу взятой на вооружение с самого начала бюджетной и налоговой политики, что привело к огромному росту государственного долга.

Августовский кризис 1998 г. продемонстрировал необоснованность усилий по стабилизации валютного курса в условиях неконтролируемого рынка, деградации и падения экономического производства и финансового хозяйства. Ухудшение состояния платежного баланса и начало финансового кризиса в Азии не были учтены с достаточной предусмотрительностью. Спорадические попытки стабилизации валютного курса путем валютных интервенций Центрального банка РФ при недостаточности ресурсов были обречены на неудачу. Ажиотажный внутренний спрос на доллары США со стороны резидентов и нерезидентов не мог быть удовлетворен ни путем заимствований за рубежом, ни путем интенсивных расходов остававшихся официальных золотовалютных резервов. Итог стал неизбежным - внутренний и внешний «дефолт».

Относительно крупные потери понесли также западные спекулятивные инвестиционные фонды, в том числе из США.

Искусственно введенный «валютный коридор» прекратил существование, в то время как стихийное плавание валютного курса стало обычной нормой. Это стало возможным в связи с принятием правительством твердого курса на пополнение валютных резервов Банка России за счет отчислений экспортерами значительной, постоянно возраставшей выручки от экспорта энергетической продукции по мировым ценам с устойчивой тенденцией к их повышению. Присутствие Банка России на валютном рынке стало определяться задачей выравнивания возникающих колебаний путем купли-продажи валюты. Этому предшествовало беспрецедентное падение обменного курса рубля: с 15 августа 1998 г. официальный обменный курс 6,3 руб. за 1 долл. уменьшился к концу 1999 г. до 27 руб. за 1 долл. Менее чем за полтора года рубль обесценился в 4,3 раза.

Валютный курс российского рубля, регулярно объявляемый Центральным банком РФ, приобрел значение солидной экономической категории. Официальный валютный курс Центрального банка РФ стал применяться для всех расчетов государства с предприятиями, ассоциациями и гражданами, а также для налогообложения и бухгалтерского учета. На базе официального валютного курса заключались многочисленные сделки купли-продажи иностранной валюты на внутреннем рынке, а с лета 2006 г. российский рубль стал в наличной форме доступным и частично конвертируемым за границей, тем самым превратившись в значимый международный денежный инструмент.

Уже в августе 1998 г. Правительство РФ обнародовало план преодоления кризиса, включавший:

введение плавающего обменного курса рубля по отношению к доллару;

Денежная реформа 1947 года, проводимая в СССР, явилась жесткой мерой восстановления экономики страны после Второй мировой войны. Такие реформы в послевоенные годы пережили многие государства. Основной причиной тому стали огромные денежные массы, выпущенные для покрытия военных расходов.

Последствия войны

Вторая мировая война причинила колоссальный ущерб как СССР, так и многим другим странам-участницам. Помимо огромных человеческих потерь, вред был нанесен государству в целом.

За время войны было уничтожено около 32 000 предприятий промышленности, почти сто тысяч сельских хозяйств, более 4000 железнодорожных станций и 60 000 путей. Разрушению подверглись больницы и библиотеки, театры и музеи, школы и вузы.

Инфраструктура страны была почти полностью разрушена, миллионы советских граждан остались без крыши над головой, уничтожено более 30 % национального богатства, продовольственные запасы были практически израсходованы. Страна была физически и морально истощена.

Основания для проведения реформы

Восстановление страны, которая пришла в упадок после войны, требовало значительных преобразований во многих областях жизнедеятельности. Одним из таких преобразований стала проведенная в СССР в 1947 году денежная реформа. Причин для проведения реформы было множество:

  1. В военное время было выпущено большое количество денежных купюр. Это обуславливалось огромными расходами на военные нужды. В итоге по окончании войны денег в обороте было в четыре раза больше, чем до нее. В послевоенное время такое количество не требовалось и грозило обесцениванием рубля.
  2. В обороте вращалось достаточное количество фальшивых купюр, которые выпускались гитлеровцами. Эти купюры следовало изъять в ходе денежной реформы 1947 г.
  3. В СССР были введены карточки, направленные на борьбу с С помощью карточек среди населения распределялось большинство продовольственных и непродовольственных товаров. Отмена талонной системы позволяла установить фиксированные цены на товары широкого потребления.
  4. Значительно возросло количество спекулянтов, наживших состояние во время войны. Установление фиксированных цен было также направлено на борьбу со спекулятивным элементом.

Цели денежной реформы 1947 года

Постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» явилось основанием для начала преобразований. Основной целью денежной реформы 1947 года была ликвидация последствий прошедшей войны. Следует отметить, что подобные реформы были проведены и в большинстве стран-участниц войны.

Задачей реформы было в кратчайшие сроки изъять из оборота денежные купюры старого образца, излишне выпущенные во время войны, и обменять их на новые. Согласно условиям денежной реформы 1947 года на смену червонцам пришли рубли.

Положения, описанные в постановлении, также оговаривали процедуру отмены карточек. Наличие талона на товар давало гражданам право на покупку того или иного товара. Количество талонов было ограничено, соответственно не каждый мог себе позволить приобрести желаемый товар. Это дало толчок распространению спекуляции. Люди, не имеющие карточки на нужный товар, могли купить его у спекулянтов по повышенной цене. Денежная реформа 1947 года устанавливала единые фиксированные цены на все группы товаров.

Как проходила реформа

Планирование реформы началось годом ранее. Однако в связи с послевоенным голодом ее пришлось отложить. Начало мероприятий было назначено на 16 декабря. Закончить реформу требовалось в кратчайшие сроки, дата окончания была назначена уже через две недели, на 29 декабря.

В качестве формы преобразования была выбрана деноминация. Если описывать кратко, денежная реформа 1947 года сводилась к изменению стоимости денежных знаков. Процент деноминации составил 10:1, то есть десять старых червонцев приравнивались к одному новому рублю. Однако ценовой порядок, различные платежи и заработные платы при перерасчете не изменились, несмотря на снижение цен. В связи с этим многие историки не считают данную реформу деноминацией, сходясь во мнении, что она была конфискационного характера.

11 декабря отделами МВД страны были получены пакеты, вскрыть которые надлежало 14 числа того же месяца руководителям сберкасс и прочих отделов финансовой структуры. В данных пакетах излагалась суть денежной реформы 1947 года, а также содержалась подробная инструкция по обмену финансовых средств населения. Инструкция касалась наличных денег, а также вкладов и облигаций.

Обмен денег

Конфискационный характер денежной реформы 1947 года подтверждался и одним из пунктов постановления. Этот пункт гласил, что обмен денежных средств населения следовало произвести таким образом, чтобы не только изъять из обращения излишки денежных средств, но и ликвидировать накопления спекулянтов. Однако накопления имелись не только у лиц, нечестным путем наживших свое состояние в годы войны, но и у граждан, копивших свои сбережения на протяжении многих лет. То же можно сказать и о тех регионах СССР, которых не коснулась война, где сохранились благоприятные условия для торговли. Но об этом «нюансе» благоразумно умалчивалось.

Наличные бумажные менялись в кассах Госбанка СССР из расчета десять к одному, для вкладов коэффициент обмена был иным. Следует отметить, что копеечные монеты не обменивались и оставались в обороте.

Отмена карточек

Карточная система существовала в СССР с момента создания государства. Она несколько раз отменялась и возобновлялась. Карточная система существовала в стране с 1917 по 1921 годы, с 1931 по 1935 годы. Очередной ввод талонов на товары пришелся на военные годы. Следует отметить, что в то время на карточную систему перешли многие государства, принимавшие участие в военных действиях. Отмена карточек входила в мероприятия денежной реформы 1947 года в СССР. Но прежде следовало урегулировать ценовую политику. На момент проведения реформы рыночные цены значительно отличались от пайковых и превышали их примерно в десять раз. Постановление о проведении реформы описывало новый порядок формирования цен, которые должны были понизить разницу рыночной и пайковой стоимости товаров. Цены на хлеб, крупы, макароны и пиво было решено снизить на 10-12 % в сравнении с пайковыми ценами, а на фрукты, молоко, яйца, чай, ткани и одежду цены требовалось повысить. Розничная стоимость мясных, рыбных продуктов, кондитерских изделий, овощей, табачных изделий, водки сохранялась на уровне существующих пайковых цен.

Облигации

Денежная реформа в СССР в 1947 году коснулась и находившихся на тот момент в обороте облигаций. Облигация - это бумага-гарант займа, обеспечивающая владельцу получение долга от заемщика в оговоренный срок. Заемщиком или эмитентом в данном случае выступает государство.

В период участия СССР в военных действиях, когда резко возросли государственные расходы на военные нужды, были выпущены Государственные военные облигации общей суммой в 81 миллиард рублей. Сумма всех внутренних займов составляла около 50 миллиардов рублей. Таким образом, к моменту проведения денежной реформы в 1947 году, государство задолжало населению более 130 миллиардов рублей.

Облигации также подлежали обмену. Конверсионные меры заключались в обмене старых процентных займов на новые из расчета три к одному, облигации выигрышные - из расчета пять к одному. То есть один новый рубль в облигациях приравнивался к трем или пяти старым рублям соответственно. В результате такого обмена внутренний долг государства перед населением сократился в среднем в четыре раза.

Вклады

Коэффициент обмена сбережений населения варьировался в зависимости от суммы накопления. Если размер вклада не достигал трех тысяч, обмен производился из расчета один к одному. Вклады от трех до десяти тысяч - три к двум. Если же сумма вклада превышала 10 000 рублей, то 3 старых рубля приравнивались к одному новому.

То есть, чем больше была сумма сбережения, тем больше терял вкладчик. В связи с этим, когда слухи о предстоящей реформе стали более очевидными, в сберкассах выстроились километровые очереди. Люди, имевшие вклады больших размеров, стремились снять деньги. Они дробили свои крупные вклады на более мелкие, переоформляя их на третьих лиц.

Последняя жертва

Разговоры о грядущей реформе довольно быстро распространились среди населения. Информация о деноминации и конфискации денежных средств вызвала настоящий ажиотаж. Люди скупали из магазинов абсолютно все, чтобы хотя бы частично вложить деньги, которые в скором времени должны были стать «фантиками». В это время продался даже тот товар, который годами пылился на полках. В сберкассах происходило то же самое. Также граждане стремились авансом внести различные платежи, например коммунальные.

Как было сказано И. В. Сталиным, для восстановления государства требовалась «последняя жертва». Причем основную часть издержек государство обещало взять на себя. Однако на деле оказалось иначе. Самый тяжелый удар был нанесен по сельским жителям, самому незащищенному слою населения. Денежную реформу 1947 года требовалось провести в невероятно сжатые сроки. Если для отдаленных малонаселенных территорий этот срок составил две недели, то жители центральных регионов должны были успеть обменять деньги за неделю. И если горожане имели возможность совершить дорогостоящую покупку или открыть вклад, то многие жители села элементарно не успели доехать до ближайшей сберкассы. Кроме того, отдельная часть граждан не рискнула показать свои реальные сбережения, опасаясь лишних вопросов и преследования. В принципе, правительство на это и рассчитывало. Из находящихся в обороте 74 миллиардов рублей к обмену не предъявили более четверти, свыше 25 миллиардов.

Последствия проведенной реформы

В результате денежной реформы 1947 года удалось избежать обесценивания рубля, излишки выпущенных в военные годы купюр были устранены. Благодаря перерасчету, издержки которого были взвалены на плечи населения, Госбанку удалось собрать немалую сумму. Эти деньги были направлены на восстановление послевоенной страны. Отмена карточек обеспечила снижение рыночных цен на многие группы товаров и значительно сократила количество спекулянтов.

Общепризнанным является тот факт, что реформа, как и многие другие сталинские введения, носила принудительный и жесткий характер. Однако стоит признать, что эти меры были вынужденными и необходимыми для восстановления советской экономики.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об