Структура теневой экономики. Структура теневой экономики и формы ее проявления

Сегодня хочется порассуждать о таком негативном для государства явлении как теневая экономика . В этой статье я рассмотрю, что представляет собой теневой сектор экономики, каковы основные причины и последствия теневой экономики, дам немного данных по статистике и масштабам теневой экономики в России, Украине и мире, а также предложу некоторые меры по борьбе с этим явлением.

Что такое теневая экономика?

Итак, в каждом государстве есть своя экономическая система, свой бюджет, который наполняется доходами из разных источников и расходуется по разным направлениям трат. Все это происходит на основании законодательных актов страны, которые и предписывают, как должен работать бизнес, кто какие налоги должен платить, что можно делать, а что нельзя, проще говоря. При этом, вся деятельность фиксируется различными государственными органами, и по ее результатам высчитываются , которые и отражают состояние экономики страны: ВВП, инфляция, безработица и т.д.

Однако, далеко не все поступают так, как предписано законами. Почему? Все просто: потому что так финансово выгоднее. С целью оптимизации своих расходов и увеличения прибыли многие предприниматели и рядовые граждане страны зарабатывают деньги в той или иной степени нелегально. Соответственно, их деятельность полностью или частично нигде не учитывается, и не влияет ни на наполнение бюджета и других государственных фондов, ни на макроэкономические показатели страны, как бы оставаясь “в тени” всего этого. Отсюда и появились термины “теневая экономика”, “теневой рынок”.

Теневая экономика – это совокупность всех экономических процессов в стране, протекающих стихийно, в обход законодательных актов, вне контроля государства, и не оказывающих какого-либо влияния на его показатели. Главный мотив теневой экономики – сокрытие доходов и уклонение от налогообложения.

К теневой экономике можно отнести любые сферы товарно-денежных отношений, происходящих в государстве: производство, сбыт, перепродажу, оказание услуг, трудоустройство и т.д.

Виды теневой экономики.

Можно выделить 3 вида теневой экономики:

  1. Фиктивная экономика. Ее еще называют “вторая экономика” – это деятельность, которая известна государству, контролируется им, но по разного рода причинам не ведется официально и не оказывает влияния на бюджет и макроэкономические показатели. Фиктивная экономика используется для наполнения второго, неофициального бюджета, который, в свою очередь, расходуется на такие же неофициальные мероприятия, например, поддержку правящей партии на выборах и т.п.
  2. Серая экономика. Сюда относятся бизнес-процессы, протекающие полуофициально или полулегально. К примеру, предприятия, декларирующие меньший, чем на самом деле, оборот, имеющие в штате как официально оформленных, так и нелегальных работников, выплачивающие минимальную зарплату официально, а остальное – “в конвертах”, и т.п.
  3. Черная экономика. Вид теневой экономики, который вообще никаким образом не “светится”, протекает исключительно подпольно. Как правило, черная экономика функционирует под “покровительством” чиновников или правоохранительных структур, которые всегда знают о ее существовании, и имеют от этого свой коррупционный доход.

Масштабы теневой экономики.

Реальные масштабы теневой экономики всегда очень сложно оценить, поэтому по разным оценкам они могут существенно отличаться. В целом можно констатировать, что чем слабее общий экономический уровень развития государства – тем сильнее в нем развита теневая экономика, и наоборот.

Даже в развитых странах, таких как США, Япония, Германия, Франция и др., масштабы теневой экономики оценивают в 9-15% от ВВП этих стран, что достаточно много.

Масштабы теневой экономики в России по официальным данным Росстата составляют 15-16% от ВВП, по оценкам разных экономистов и экспертов – до 50% ВВП и более.

Масштабы теневой экономики в Украине по разным оценкам составляют от 25 до 60% от ВВП страны.

Причины теневой экономики.

Рассмотрим основные причины развития теневой экономики.

  1. Чрезмерно высокие налоги. Чем выше налоговое бремя, тем менее выгодно вести официальную деятельность. Иногда может возникать ситуация, при которой легально вести бизнес в принципе невозможно (к примеру, в совокупности вы должны будете заплатить налогов более 100% от своей прибыли). Это может касаться, например, отдельных отраслей экономики.
  2. Высокий уровень бюрократизации. Но не только налоги оказывают влияние на развитие теневой экономики (например, во многих европейских странах налоговые ставки очень высокие, но теневая экономика там развита не так сильно, как у нас). Второй важной причиной является чрезмерный уровень бюрократизации всех процессов, связанных с оформлением и ведением бизнеса. Когда предприниматель, например, видит, что официальное открытие бизнеса займет у него долгие месяцы, а то и годы, а неофициально он может “договориться” за считанные дни – конечно, он выберет второй вариант.
  3. Высокий уровень государственного вмешательства. Когда легальный бизнес постоянно “терроризируют” проверками и облагают штрафами за все, что можно и нельзя, естественно, выгоднее работать нелегально и платить тем же структурам какую-то оговоренную регулярную плату.
  4. Высокий уровень коррупции. Ну и конечно же, чем выше уровень коррупции в стране – тем сильнее в ней будет развит теневой бизнес. Можно сказать, что понятия “коррупция” и “теневая экономика” взаимодополняющие.
  5. Несущественные наказания за раскрытие теневых схем. К примеру, если предприниматель условно будет платить 100 тысяч денежных единиц штрафа за выявленные у него теневые обороты, а зарабатывать на них будет 1 млн. денежных единиц за тот же период – естественно, ему будет выгодно вести теневой бизнес.
  6. Кризисные явления в экономике. Когда наступает , легальная деятельность во многих сферах становится неэффективной, убыточной, поэтому бизнесмены и их работники уходят в теневую сферу, чтобы сохранить хотя бы частично свои заработки (иначе у них не останется средств к существованию).

В целом все причины теневой экономики сводятся к одному: чем сложнее и дороже зарабатывать легально – тем сильнее будет развит теневой рынок в стране.

Влияние теневой экономики на развитие государства.

Теперь давайте рассмотрим, как теневая экономика влияет на развитие государства и его общества, на экономические процессы, происходящие внутри страны. На первый взгляд, наверное, всем кажется, что влияние теневой экономики носит исключительно негативный характер, однако, это не так: в теневом рынке можно найти и свои положительные моменты. Рассмотрим это подробнее.

Теневая экономика, минусы:

  1. Замедление роста экономического развития государства. Теневая экономика ухудшает все важнейшие макроэкономические показатели развития страны: ВВП (страна не “добирает” объемов производства); безработицы (нелегальное трудоустройство увеличивает этот показатель) и т.д.
  2. Снижение доходов бюджета. Поскольку теневой сектор экономики не платит налоги или платит их в недостаточном количестве – от этого страдает бюджет страны, недополучая доходы.
  3. Сокращение расходов бюджета. Соответственно, когда меньше доходов, меньше становится и расходов. От этого особенно страдают люди, в большой степени зависящие от финансирования государства: работники бюджетных структур, пенсионеры, получатели социальных выплат и т.д.
  4. Рост коррупции. Так же, как коррупция способствует развитию теневого рынка, так и теневой сектор экономики способствует росту коррупции, поскольку эти понятия неразрывно связаны друг с другом.
  5. Криминализация экономики. Чем сильнее развивается теневой бизнес, тем сильнее развиваются и теневые способы “решения вопросов”. Как правило, теневая экономика всегда в той или иной степени криминализирована, особенно наиболее крупные ее представители.

Теневая экономика, плюсы:

  1. Рост доходов задействованных граждан. У тех, кто вращается в теневой сфере, доходы выше, а это оказывает свой положительный эффект на экономику страны: выше уровень платежеспособности, выше спрос на товары и услуги, что стимулирует развитие производства.
  2. Больше возможностей для заработка. Когда человек, допустим, не имеет возможности официально трудоустроиться, он может работать неофициально в теневом бизнесе, и получать доход, в то время как иначе он бы не зарабатывал ничего вообще.
  3. Смягчение негативного влияния кризиса. Когда в экономике государства обостряются кризисные явления, как бизнесмены, так и их работники уходят в теневой сектор экономики. Если бы они просто закрыли свой бизнес и были уволены – они бы вообще лишились источников дохода, соответственно, пострадали бы от кризиса существенно сильнее.

Теневая экономика не оказывает исключительно отрицательного влияния на экономику государства: хотя оно и преобладает, свои плюсы в этом тоже можно найти.

Борьба с теневой экономикой.

Ну и напоследок пару слов о том, как бороться с теневой экономикой. Обычно все меры по такой борьбе сводятся к усилению ответственности за использование каких-либо теневых схем ведения бизнеса. Возможно, такой способ и имеет определенное воздействие, но в целом, на мой взгляд, он малоэффективен. Да и на практике, думаю, все легко могут убедиться, что это так, просто посмотрев по сторонам.

Борьба с теневой экономикой, чтобы она была эффективной, должна предполагать устранение причин, которые ее порождают (они описаны выше), а не последствий. Я считаю, что такую борьбу нужно осуществлять в двух ключевых направлениях:

  1. Экономические методы. Чтобы уменьшить теневой сектор экономики, нужно, в первую очередь, стремиться создать экономические условия, которые позволяли бы бизнесу прибыльно работать и развиваться в реальном секторе. То есть, снижать налоговое бремя, предоставлять всевозможные льготные безналоговые периоды (при начале деятельности, в кризис и т.д.). Предприниматели должны ощутить на личных финансах, что легально им выгоднее работать, чем нелегально, и это будет самый главный мотив к тому, чтобы вывести свои обороты из теневой сферы.
  2. Борьба с коррупцией. Ну и, конечно же, борьба с теневой экономикой будет малоэффективной, если одновременно с ней не проводить , которую я тоже предлагаю вести экономическими методами, т.к. они наиболее эффективны (по ссылке можете почитать, как именно).

Теперь вы имеете более полное представление о том, что такое теневая экономика, почему она возникает, к каким последствиям приводит, и как с ней лучше бороться.

Как всегда, буду рад услышать ваше мнение по изложенной теме в комментариях. До новых встреч на : заходите, здесь всегда интересно и познавательно!

Теневая экономика – это уклад экономических отношений, который охватывает неучтенные, нерегламентированные и незаконные виды хозяйственной деятельности. В каждой стране есть такая составляющая экономической деятельности, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные нормы. Этот сектор экономики в разных странах называется по-разному: во французской литературе – «подземная», «неформальная» экономика; в итальянской – «тайная», «подводная»; в англоязычной – «неофициальная», «подпольная», «скрытая»; в немецкой – «теневая».

По содержанию к теневой экономике разные авторы относят разные виды деятельности. В Германии к теневой экономике вначале относили лишь финансовые тайные сделки ; другие считают, что теневая экономика охватывает прежде всего криминальную деятельность; третьи полагают, что теневая экономика как особый сектор образуется всеми теми, кто уклоняется от уплаты налогов .

В структуре теневой экономики в России обычно выделяются три вида деятельности.

Неофициальная экономика охватывает легальные виды деятельности, связанные с производством товаров и услуг, не фиксируемых официальной статистикой . Такая деятельность широкое распространение получила в сфере услуг (ремонт квартир; предоставление жилья в курортной местности; подготовка учащихся для поступления в высшие учебные заведения, осуществляемая частным образом без юридического оформления договоров и т. д.). При этом получатели доходов скрывают их от налогообложения.

Фиктивная экономика – это деятельность, которая связана с получением необоснованных выгод субъектами хозяйствования. Сюда относятся:

  • приписки, осуществляемые руководителями предприятий в государственном секторе экономики;
  • взяточничество;
  • мошеннические способы получения денег .

Подпольная экономика – это запрещенные законом виды экономической деятельности. К их числу относятся:

  • незаконное производство и сбыт продукта и услуг;
  • производство оружия , наркотиков, контрабанда, содержание притонов;
  • деятельность лиц, не имеющих юридического права заниматься данным видом деятельности (врачи, адвокаты , практикующие без лицензии).

Субъекты теневой экономики в России . Всю теневую экономику по характеру связи с производством можно подразделить на две части:

  • первая – это та, которая участвует в производстве товаров и услуг;
  • вторая – это та, которая функционирует в сфере перераспределения товаров и услуг, созданных вне этой сферы.

Кроме этого, в соответствии с видами теневой экономики можно выделить три типа ее субъектов.

Первая группа субъектов включает наиболее криминальные элементы теневой экономики: торговцы наркотиками и оружием; бандиты-грабители; наемные убийцы. Сюда же можно отнести коррумпированных представителей органов власти , берущих крупные взятки, торгующих государственными должностями и интересами. На долю этих элементов, по различным оценкам, приходится от 5 до 25 % всей теневой экономики.

Вторая группа субъектов состоит в основном из теневиков-хозяйственников. К их числу можно отнести предпринимателей , коммерсантов, банкиров, промышленников и аграриев, мелких и средних бизнесменов, включая «челноков» (организаторов собственного дела). Последние составляют огромную армию. По данным МВД РФ, в 1996 г. ими совершенно 30 млн рейсов в зарубежные страны. Если предположить, что каждый сделал за год в среднем по три поездки, то общее количество «челноков» составляет примерно 10 млн.

Теневики-хозяйственники являются законными собственниками создаваемых доходов. Они лишь в дальнейшем уводят часть доходов из-под действия законов и правовых норм .

Обычно такие шаги являются вынужденной мерой, обусловленной: невыполнением принятых обязательств партнерами; практикуемым откровенным обманом при совершении сделок; использованием силовых методов ведения дел и т. д.

Во-вторых, поведение криминальных групп теневиков обусловлено неупорядоченностью условий хозяйствования. Чем больше неразберихи в экономике, чем слабее власть, тем лучше для них. Такие условия хозяйствования в России позволили криминальным структурам взять под свой контроль до 90 % предприятий и организаций, образующих основное поле для получения криминальных доходов. Для консервации такой ситуации активно используется подкуп должностных лиц, распространяется организованная преступность .

Теневики-хозяйственники, наоборот, заинтересованы в ослаблении влияния криминальных элементов: только плата за «крышу» приводит к удорожанию товаров и услуг примерно на 30 %, что приводит к существенному снижению доходов теневиков-хозяйственников. Положение теневиков-хозяйственников осложняется тем, что на них оказывается давление с двух сторон. С одной стороны, на доходы теневиков-хозяйственников посягают криминальные структуры, вынуждая их для сохранения предельного уровня доходов идти на нарушения юридических норм хозяйствования; с другой – они находятся под надзором правовых органов, призванных пресекать различного рода нарушения.

В-третьих, разным является поведение отдельных групп теневой экономики. Теневики первой криминальной группы предпочитают незаконные (или полузаконные) способы «отмывания» криминальных денег, так как их легализация неизбежно ведет к вскрытию всей преступной деятельности. Представители второй группы заинтересованы в легализации своих доходов путем изменения действующих правовых норм и законов.

В результате отмывание «грязных» денег и легализация теневиков-хозяйственников – это пересекающиеся, но не тождественные процессы. Если первые граничат с преступным миром, то вторые можно преимущественно отнести к незначительным отклонениям от закона, которые преодолеваются путем изменения определенных норм хозяйствования.

Интересы и природа возникновения теневых структур

Экономическая теория преступной и правоохранительной деятельности начала складываться в конце 1960-х гг. как ответ экономистов на резкое усиление преступности в странах Запада. Создателем новой теории по праву считается американский экономист Г. Беккер. В своей статье «Преступление и наказание : экономический подход», опубликованной в 1968 г., он изложил основные принципы нового подхода к изучению преступности и борьбы с нею. Его идея состояла в том, что правовой строй общества является полем противоборства рациональных правонарушителей и защитников порядка. Потенциальные преступники расчетливо взвешивают возможный доход от преступления, сравнивая его с возможными потерями от наказания. Они выбирают тот вид деятельности (законной и незаконной), который максимизирует их благосостояние. Стражи порядка ведут себя столь же рационально. Они выбирают такие методы борьбы с преступностью, которые позволили бы минимизировать совокупный ущерб обычных членов общества.

Обычно масштабы и динамика теневой экономики определяются следующими факторами:

  • общее состояние экономики;
  • уровень жизни населения;
  • исходящие от государства ограничения.

Эти общие факторы можно детализировать. Важнейшими положениями, влияющими на расширение теневой экономики, являются:

а) тяжесть налогообложения;
б) снижение размера получаемого дохода;
в) увеличение масштабов безработицы ;
г) необоснованное усиление государственных ограничений предпринимательской деятельности ;
д) неупорядоченность в экономике;
е) отсутствие четкой законодательной базы.

Природа возникновения нелегальной экономики . Наиболее точно сущность и природу возникновения нелегальной экономики установил ведущий перуанский экономист Эрнандо де Сото. Он сформулировал в этой связи следующие принципиальные положения:

Нелегальная экономика есть стихийная и творческая реакция народа на неспособность государства удовлетворять основные потребности обнищавших масс.

В России принят итальянский метод оценки теневой экономики, разработанный Итальянским институтом статистики ISTAT. Основной подход ISTAT к оценке заключается в том, что данные о рабочих местах, полученные статистиками (переписи и обследования), сопоставляются с соответствующими данными юридических и налоговых органов, а также органов соцобеспечения с учетом экономической деятельности и территориальной классификации. Полученные единицы труда и выработка на одного работающего используются для расчета выпуска добавленной стоимости, что позволяет скорректировать объем продукции, недоучтенной предпринимателями .

В августе 2001 г. численность занятых в неформальном секторе составила 10 млн человек (табл. 32.1). Около 7,7 млн человек (77 %) были заняты только в неформальном секторе, т. е. имели в этом секторе и основную (единственную) и дополнительную работу.

Размеры занятости в неформальном секторе подвержены влиянию сезонных факторов.

Во II и III кварталах занятость в неформальном секторе на 14–15 % выше, чем в I квартале (в основном за счет сельскохозяйственных работ).

Всего неформальный сектор охватывает 14–15 % общей численности занятого населения, в том числе 11–12 % работают только в неформальном секторе. Среди сельских жителей охват занятостью в неформальном секторе экономики составляет от 23 до 30 % общей численности занятого сельского населения, среди городских жителей – 10–12 %.


Введение

1Экономическое содержание и сущность понятия теневой экономики

2Структура теневой экономики, ее признаки

Заключение

Приложение 1

Приложение 2


Введение


Актуальность работы. В самом общем виде теневую экономику можно определить как совокупность видов экономической деятельности, которые по тем или иным причинам не учитываются государственной статистикой, не охватываются налогообложением и не включаются в валовой внутренний продукт (ВВП).

В последние годы теневая составляющая хозяйственной жизни стала одной из острейших социально-экономических проблем. Сегодня практически каждый россиянин прямо или косвенно становится объектом или субъектом теневых экономических операций. Такие явления, как недооценка выпуска или переоценка затрат с целью уменьшения налогооблагаемой прибыли, производство товаров и услуг без официальной регистрации и лицензирования, нелегальный вывоз капитала за границу, неофициальная занятость широко распространены в России.

Теневая экономика России неравномерно представлена в различных отраслях. Теневая экономика многолика: это бартер, уход от налогов, завышенная оценка натуральных продуктов, выдаваемых вместо зарплаты, и необходимость реализации этой продукции, поиск дополнительных заработков, коррупция и т.д.

Как показывают исследования, теневая экономика характерна не только для российской действительности. Анализ функционирования различных экономических систем стран мира позволяет сделать вывод, что практически любой из них присуще существование теневой экономики.

Влияние теневой экономики на экономический рост неоднозначно. Хотя акцент обычно делается на негативные стороны этого явления, значительное число исследователей вынуждены признать, что при определенных условиях она позитивно влияет на экономический рост. Поэтому анализ взаимосвязи теневой экономики и экономического роста - актуальная научная проблема.

Актуальность исследования проблемы определила тему курсовой работы.

Основная цель исследования заключается в изучении теоретических аспектов теневой экономики и особенностей ее проявления в мировой экономике.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

изучение теоретико-методологических основ теневой экономики;

определение экономического содержания и сущности понятия теневой экономики;

анализ структуры теневой экономики и ее признаков;

исследование теневой экономики в экономической жизни зарубежных стран;

изучение особенностей теневой экономики советского периода;

анализ теневой экономики в постсоветской России.

Объект исследования: теневая экономика.

Предмет курсовой работы состоит в анализе теневой экономики.

При выполнении работы были использованы монографии, учебные пособия, материалы периодических изданий по данной проблеме.

Структура и объем работы

Работа состоит из введения, трех глав, включающих 4 параграфа, списка литературы, включающего 25 наименования, 2-х приложений.

Объем работы составляет 28 страниц.


Глава 1. Теоретические основы теневой экономики


1 Экономическое содержание и сущность понятия теневой экономики


Теневая экономика представляет собой трудный для исследования предмет, поскольку практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной. Важная причина недостаточной изученности теневой экономики, её структуры и степени влияния на хозяйственную деятельность - отсутствие однозначной трактовки самого термина.

В зарубежной экономической и социологической литературе нет не только единого термина, но и однозначного понимания самого феномена: для этого явления используются названия «неофициальная», «подпольная» и «скрытая» экономика (англоязычные авторы); «подземная», «неформальная» (французские издания), «тайная», «подводная» (работы итальянских специалистов); «теневая» (немецкие источники). В России ее именуют «неформальная», «криминальная», «подпольная», «серая» и т.д.

Часть авторов подразделяют теневую экономику на несколько секторов: домашний, неформальный, незаконный, криминальный, но большинство используют данные понятия в качестве синонимов, подразумевая под ней «незаконную деятельность по созданию добавленной стоимости, которая не облагается налогами, и большая часть которой скрыто исполняется «черной» рабочей силой .

Нередко исследователи теневой экономики при её анализе основываются на интуиции, избегая четкого определения предмета или «подгоняя» определение под собственные примеры. Даже предпринимая попытку системного подхода, специалисты предупреждают, что «тяжело дать формальное определение», и обращаются к «некоторым примерам в целях иллюстрации масштабов неформальной экономической деятельности». Но именно интуитивный подход, на наш взгляд, является главной причиной разногласий среди исследователей. Очевидно, что необходимо четкое и всеобъемлющее определение теневой экономики.

В этой связи представляется важным подчеркнуть следующее. Один из первых и самых влиятельных исследователей теневой экономики Танзи (Vito Tanzi) утверждает, что «к середине 80-х годов я потерял интерес к предмету частично потому, что... во мне росло непонимание того, что мы анализируем и измеряем». Оценивая прогресс, произошедший в науке с середины 80-х годов, он добавляет, что определение «подпольной экономики всё ещё остается переменным вопросом» .

В данной работе дается следующее определение теневой экономики.

Теневая экономика - это особый сектор экономических отношений, охватывающих все виды производственно-хозяйственной деятельности, которые по своей направленности, содержанию, характеру и форме противоречат требованиям действующего законодательства и осуществляются вопреки государственному регулированию экономики и в обход контроля над ней .

Сущность теневой экономики раскрывается в ее функциях. Оправданно разграничение функций по характеру их воздействия на процессы общественного развития. По этому критерию можно выделить функции дестабилизирующие и стабилизирующие.

Дестабилизирующая роль теневой экономики проявляется в следующем. Во-первых, она приводит к отклонению важных макроэкономических показателей в официальной статистике, что существенно затрудняет управление и регулирование экономикой. Во-вторых, значительные размеры неучтенной экономической деятельности приводят к подрыву налоговой системы, сокращению налоговых поступлений и, соответственно, государственных доходов.

Стабилизирующая роль теневой экономики состоит в наличии «обратной связи», позволяющей оценить продуктивность проводимой государством экономической политики; в возможности сгладить в определенной степени негативные последствия функционирования рынка (например, уменьшить уровень безработицы, повысить доходы за счет вторичной занятости).

Различные виды теневой деятельности имеют качественные отличия . Поэтому для правильного понимания проблем теневой экономики необходимо рассмотреть ее структуру, выделить ее основные сегменты, секторы.


2 Структура теневой экономики, ее признаки


Для типологизации разновидностей теневой деятельности исследователи проблемы берут три критерия: их связи с «белой» («первой», официальной) экономикой, а также субъекты и объекты экономической деятельности . С этой точки зрения можно выделить три сектора теневой экономики (см. Приложение 1, табл. 1):

«вторая» («беловоротничковая»);

серая» («неформальная»);

«черная» («подпольная») теневая экономика.

Хотя изучение теневой экономии идет уже несколько десятилетий, у обществоведов до сих пор не сложился единый понятийный аппарат для ее анализа. Например, в англоязычной литературе можно встретить термины «informal economy», «underground economy», «shadow economy», «black economy», которые у разных исследователей используются в различных значениях.

«Вторая» теневая экономика - это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего персонала («белые воротнички»), Поэтому эту разновидность теневой экономики также называют «беловоротничковой». С точки зрения общества в целом «вторая» теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг. Получаемые одними людьми от «второй» экономики выгоды получены за счет потерь других людей.

«Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) представляет собой запрещенную законом экономическую деятельность, связанную с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг. «Черная» теневая экономика обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем «серая». «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и рэкет). В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников.

Представляется целесообразным подчеркнуть, что предложенную типологию не следует абсолютизировать. Между разными формами теневой экономической деятельности нет резкой грани. Например, организованные преступные группы могут «собирать дань» с предприятий неформального сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями для «отмывания» своих доходов. Все «теневики» находятся вне легальных законодательных норм и охотно сотрудничают друг с другом, что в известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру.

Для теневых экономических отношений характерны следующие признаки:

осуществление экономических отношений за рамками законодательных актов;

противоправный характер экономических отношений, полный или только частичный (например, уклонение от уплаты налогов при осуществлении вполне легальной деятельности);

охват экономическими отношениями всех стадий процесса управления, от принятия управленческих решений на разных уровнях экономики до процесса реализации теневых управленческих решений.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

В современной экономической литературе продолжается дискуссия по поводу определения понятия «теневая экономика». В большинстве случаев под теневой экономикой понимается экономическая активность (легальная или нелегальная), которая не находит своего отражения в официальной статистике.

Последствия теневой экономики нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики (особенно «серая») объективно скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему.

Таким образом, в целом теневая экономика, выполняет функцию резерва официальной экономики, представляя, в зависимости от политики государства, дополнительные ресурсы страны.

Глава 2. Общий анализ по странам


Теневая экономика - явление глобальное по своим масштабам, имеющее место во всех странах мира. В соответствии с поставленными задачами, следует далее охарактеризовать проявления теневой экономики в зарубежных странах.

В 60-е годы теневая экономика имела наибольший вес в США (6,4% ВВП), Нидерландах (5,6%), Франции (5%), Италии (4,4%) и ФРГ (4,6%), а наименьший - в Японии, Ирландии и Швейцарии (1-2%). С начала 80-х годов ситуация изменилась. В числе лидирующих стран находятся, в том числе Швеция (13,2%), Бельгия (12,1%), Дания (11,8%), Италия (11,4%), Канада и Англии (8-9%) . По мнению специалистов Института немецкой экономики, масштабы теневой экономики в ФРГ не превышают 5,5% ВВП. Однако ученые Кильского Института мирового хозяйства трактуют эту цифру как нижнюю границу «затенения», оценивая верхнюю в 10%.

Как правило, западные исследователи выделяют следующие факторы, определяющие масштабы и динамику теневой экономики:

) тяжесть налогообложения;

) размеры получаемого на душу населения дохода;

) продолжительность рабочего времени;

) масштабы безработицы;

) роль государственного сектора.

С учетом этих факторов ведущие западные страны разбиты на три группы.

В первой группе (10 стран) масштабы теневой деятельности являются наибольшими, а в третьей (две страны) - минимальным (она практически отсутствует). При этом наименьшее влияние на теневую экономику оказывает размер доходов. Это закономерно, поскольку в экономически развитых странах высокий уровень доходов основной массы населения обеспечивается независимо от теневой деятельности.

Вместе с тем из 11 стран, имеющих относительно низкий уровень дохода, шесть (Бельгия, Нидерланды, Норвегия, Италия, Финляндия и Ирландия) характеризуются наибольшим удельным весом теневой экономики. В первой группе преобладают страны (7 из 10) с наименьшей продолжительностью рабочей недели (не более 41 часа). Здесь работники располагают большим объемом свободного времени, а значит, имеют больше возможностей для побочных занятий. Лишь три страны (Канада, Австрия и Япония) с относительно короткой рабочей неделей не попали в данную группу .

В начале 80-х годов в большинстве из рассматриваемых стран уровень безработицы был относительно невысоким (в 13 странах - менее 4%) и не оказывал существенного влияния на распространение теневой деятельности. При этом показательно, что из четырех стран с наибольшей безработицей (свыше 5%) только одна Канада не попала в десятку лидеров теневой экономики. И только в трех странах из этой десятки безработица оставалась ниже 3%.

Следует подчеркнуть, что существенным фактором теневой экономики являются масштабы государственного сектора и государственного регулирования важнейших параметров хозяйственной деятельности. Государство способно активно выталкивать предпринимателей в «тень», о чем из стран первой группы только в Нидерландах, Италии и ФРГ удельный вес госпредприятий (по занятости) не превышает 15%.

Многие западные специалисты считают основной и даже единственной причиной развития теневой экономики чрезмерный налоговый прессинг. Показательно, что среди лидеров теневой экономики лишь США имели уровень налогообложения ниже 33%, и только три страны с более высоким уровнем (Англия, Франция и Австрия) не попали в это число. Поэтому уровень налогов и социальных отчислений в размере, превышающем 33% ВВП, можно считать критическим в плане провоцирования роста теневой экономики.

Как уже было отмечено выше, теневая составляющая присуща всем типам экономик: развивающимся, переходным, высокоразвитым.

Предназначение экономических институтов состоит в том, чтобы обеспечить поддержку рынка, включающую в себя создание, защиту и реализацию прав собственности, без чего рыночные трансакции были бы ограниченными. Многие услуги институтов предоставляются государством. Способность государства обеспечивать такие институты является фактором, определяющим эффективность функционирования рынка. Это и режим регулирования, работающий совместно с рынком, в целях обеспечения конкуренции, и макроэкономическая политика, создающая стабильную среду для предпринимательской деятельности, и отсутствие коррупции, подрывающей легитимность государства. Однако стремление государства поставить как можно более жесткие правовые и институциональные рамки для экономической деятельности может иметь последствием выбор предпринимателей в пользу ведения деятельности в теневом секторе.

Так, согласно исследованиям Всемирного Банка в рамках проекта «Ведение бизнеса», условия, с которыми сталкиваются предприниматели при уплате налогов (число налоговых платежей, время для подготовки и заполнения налоговых деклараций, время, затрачиваемое на процесс уплаты налогов, доля налогов в прибыли до налогообложения) далеко не одинаковы во всех странах. Например, в Швеции заплатить налоги можно в режиме онлайн через Интернет, причем декларирование налога на прибыль, НДС, налогов на оплату труда и налога на имущество осуществляются на едином бланке. В Папуа Новой Гвинее, Сирии и Зимбабве налоговые декларации необходимо лично сдавать в налоговую инспекцию для «обсуждения и проверки расчетов» с налоговым инспектором. В Республике Конго фирме приходится отчислять 89 видов платежей, ежегодно затрачивая 106 дней и 65,4% от прибыли, а также заполнять 50 различных форм по налогу на прибыль, еще 50 форм по налогам на оплату труда и социальным отчислениям и 36 для налогов на потребление. Более сложная налоговая система только в Украине и Беларусии.

Также следует отметить, что в развитых странах развитое законодательство и мощные органы правопорядка ограничивают поле теневой деятельности. Информационные технологии позволяют этим странам эффективно контролировать движение финансовых потоков и происхождение доходов как юридических, так и физических лиц, налоговые преступления в этих странах являются одними из тяжких, кроме того, в высокоразвитых странах высокий престиж и пакет социальных гарантий государственных служащих сдерживают распространение коррупции.

Чрезмерная регламентация экономической деятельности может выражаться не просто в установлении правил и норм хозяйственной деятельности, например, в налогообложении, регистрации предприятия или собственности, требующих от предпринимателя соответствующих выплат в бюджет государства, а в количестве процедур или времени, потраченных на то, чтобы соблюсти эти требования. То есть предприниматель может выбрать альтернативу осуществления деятельности в теневом секторе, вместо официального, не столько из-за издержек, связанных с самими выплатами государству, сколько из-за трансакционных издержек, связанных с осуществлением этих выплат. Трансакционные издержки представляют собой издержки, сопряженные с присвоением, спецификацией и защитой прав собственности, построением структур управления, заключением и обслуживанием деловых соглашений. Они связаны в основном с платой не за сами ресурсы, а за получение права на их использование, не с оплатой контрактных обязательств, а с обеспечением условий их выполнения.

Критерий трансакционных издержек был впервые применён исследователем неформального сектора в развивающихся странах Э. де Сото. Различные виды этих издержек составляют «цену подчинения закону», включающую в себя издержки доступа к закону и издержки продолжения деятельности в рамках закона. Альтернативой выступает ведение экономической деятельности внелегальио, то есть, избегая регулирования со стороны государства. Однако внелегальный режим также связан с издержками, которые можно назвать «ценой внелегальности».

Цена подчинения закону включает издержки доступа к закону (затраты на регистрацию юридического лица, на открытие счёта в банке, на получение юридического адреса и выполнение иных формальностей) и издержки продолжения деятельности в рамках закона. Причём, цена подчинения закону включает не только прямые денежные затраты, но и затраты времени на оформление тех или иных процедур.

Официальная регистрация бизнеса может требовать значительных затрат, что составляет весомую часть издержек доступа к закону. Одним из первых этапов открытия предприятия является получение прав на активы - земельный участок, служебные помещения, лицензию на запатентованный производственный процесс и т.д. Отсутствие четких и надежных прав на владение собственностью отбивает стимулы регистрировать собственность, мешает получению кредитов и преобразованию активов в производительный капитал. К тому же, официальная регистрация требует получения лицензий и разрешений, что обходится недешево, а также требует расходов на выполнение сложных и нередко противоречивых формальностей. Чрезмерные, противоречивые и сложные законы и правила увеличивают затраты на коммерческую деятельность, порождают теневую экономику и создают условия для коррупции.

Уровень коррупции значительно влияет на последовательность и эффективность в работе бюрократических учреждений и на стоимость осуществления коммерческой деятельности. Взаимосвязь между коррупцией и теневой экономикой исследуется в немногих работах, однако авторы исследований, где рассматривается эта проблема, отмечают, что в странах с более широким распространением коррупции существует сравнительно более крупная теневая экономика.

Коммерческая деятельность также требует свободного доступа к нужной информации - например, к условиям получения лицензий на предпринимательскую деятельность или к требованиям, предъявляемым к работам. Если официальные учреждения не в состоянии оперативно и дешево предоставлять элементарную деловую информацию, то предприниматели будут мало заинтересованы в оплате расходов за свою регистрацию, и соответственно вести экономическую деятельность в теневом секторе.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Тенденции развития теневого сектора в мировой экономике во многом зависят от социально-экономической и политической ситуации. Такие явления, как рост безработицы, низкая заработная плата и низкий уровень жизни в целом, недостаточный спрос на рабочую силу в официальном секторе, нестабильность официальной занятости могут привести к росту теневого сектора. В переходных и развивающихся странах чрезмерная государственная регламентация экономической деятельности выражается в виде высоких трансакционных издержек, возникающих из-за административных барьеров.

Распространенность теневой экономической деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений. По нашему мнению, этот вывод в равной степени является справедливым для всех стран, в том числе для России.

Особенности теневых экономических отношений в советской и постсоветской России будут рассмотрены в следующей главе данной курсовой работы.

Глава 3. Теневая экономика в России


1 Особенности теневой экономики в СССР


Развитие теневой экономики в нашей стране и изучение этого развития прошли за последние полвека две основные фазы:

). До начала 1990-х гг. - теневые экономические отношения как порождение советской административно-командной системы;

). С начала 1990-х гг. до наших дней - теневые экономические отношения как порождение рыночных реформ, как феномен российской переходной экономики .

До конца 1980-х гг. в Советском Союзе тема теневых экономических отношений находилась de facto под запретом. Те диссиденты (А. Каценелинбойген, Л. Тимофеев, С. Кордонский), которые пытались обратить внимание на широкий размах теневой экономики, получали не благодарность за открытие, а репрессии. В начале перестройки М.С. Горбачевым был снят запрет на обсуждение пороков советской системы, и в этот период советские исследователи начали активно обсуждать роль и масштабы теневой экономики в СССР.

Для этого времени характерно абсолютное доминирование эмпирической описательности. Что же касается теоретического осмысления теневой экономики, то оно долгое время было довольно слабым, «на уровне здравого смысла».

Как правило, отечественные исследователи разделяли общую методологическую установку зарубежных советологов, согласно которой теневая экономическая деятельность рассматривалась как отклонение от нормы, проявление «болезни» хозяйственного организма. Характерны сами заголовки публикаций того периода: «Теневые опухоли легальной экономики», «Порок нации или...?» . Соответственно, общепринятым на некоторое время стало убеждение, будто «излечиться» от этой «болезни» можно довольно быстро - путем либо «очищения» социалистического строя от «родимых пятен» и «пороков», либо - более радикально - путем рыночных реформ, которые ликвидируют сам строй, что порождает вредоносную тень.

Новый подход к анализу теневой экономики связан с идеями перуанского экономиста Э. де Сото, чья опубликованная в 1989 г. монография «Иной путь» произвела буквально революцию в представлениях о роли и значении теневой экономики в современном рыночном хозяйстве . Именно концепция «Иного пути» определяет сейчас преобладающую в литературе парадигму теорий, как неформального сектора экономики, так и теневой экономики в целом.

Традиционный, господствовавший в 1970-1980-е гг. подход к проблеме теневой экономики трактовал открытую К. Хартом неформальную занятость как порождение бедности, нищеты и отсталости. Неформальный/теневой сектор, с такой точки зрения, - экономическое гетто, не имеющее позитивных перспектив. Данные о бурном разрастании неформального сектора в городской экономике развивающихся стран рассматривались при таком подходе как показатель деградации периферийного капитализма.

Согласно концепции Э. де Сото, теневая экономика есть закономерная форма генезиса массовых, «народных» форм капиталистического предпринимательства на периферии современного мирового хозяйства. Главная причина ее распространения - не бедность и слаборазвитость, а бюрократическая зарегулированность. Связанные с властями капиталисты-олигархи легко обходят бюрократические рогатки, но запреты становятся непреодолимым препятствием на пути небогатых людей, желающих заниматься обычным мелким бизнесом (возить пассажиров в личных машинах, торговать с лотка или в киоске, производить простые промышленные товары). В результате легальная экономика стран «третьего мира» становится заповедником для привилегированной бизнес-элиты, а мелкий бизнес принудительно выталкивается в «тень». В таком случае рост теневой экономики в «третьем мире» следует, по Э. де Сото, рассматривать как форму развития «нормального» конкурентного предпринимательства, которое прорывается сквозь сковывающие его путы насильственных меркантилистских ограничений. Неформалы, которые раньше рассматривались как жертвы империалистической эксплуатации, предстают при этом подходе победителями бюрократического угнетения.

Идеи Э. де Сото начали пользоваться у нас большой популярностью уже в последние годы существования СССР, при этом аналогичные идеи высказывались и в нашей стране.

Почти за десятилетие до «Иного пути» Э. де Сото за рубежом стали известны работы советского журналиста-диссидента Льва Тимофеева, самая известная из которых, «Технология черного рынка, или Крестьянское искусство голодать», была написана для «самиздата» еще в 1978 г. Именно в этой брошюре впервые сделан вывод, что советская теневая экономика образует «живую» альтернативу нежизнеспособной плановой экономике. «От «социалистического сектора экономики», который вообще никогда не существовал в чистом виде, к началу 80-х... мало что осталось: вся цепочка управления экономикой... и межотраслевые связи в том числе, были сверху донизу коррумпированы и пронизаны отношениями «черного рынка», - пишет уже в наши дни Л. Тимофеев. - Но, как ни парадоксально, именно «черный рынок» и обеспечивал более или менее нормальный производственный процесс... Не для того ли и реформы, чтобы снять назревшее противоречие между оболочкой и содержанием, именно в пользу здравых рыночных отношений и частной собственности?» .

Таким образом, в последние советские годы существование теневой экономики не только признали, но и объявили одним из наиболее весомых аргументов в критике советского строя, который заставлял людей покупать и производить дефицитные товары с нарушением закона. Считалось, что рыночные реформы откроют дорогу развитию нормального бизнеса и тем самым ликвидируют корни теневой экономики. Действительность оказалась существенно иной. Критическая оценка результатов радикальных рыночных реформ 1990-х гг. привела и к более взвешенным суждениям по поводу советской теневой экономики, особенности которой во многом определили характер ельцинских реформ.


2 Теневая экономика в современной России


Изучение теневой экономики не прекращалось и после распада СССР. В этот период публиковались зрелые в теоретическом отношении работы по данной проблеме. В частности, представляет интерес книга С. Кордонского «Рынки власти. Административные рынки СССР и России» . Свойственная СССР структура экономического пространства изображается автором как матрица, согласно которой на каждом функциональном уровне развивались все возможные формы деятельности, в том числе теневые и откровенно криминальные (см. Приложение 2, табл. 2).

В ходе рыночных реформ, в условиях спада производства, теневая экономика в России стала быстро распространяться в самых различных формах. Если в 1973 г. в СССР доля теневого сектора равнялась примерно 3% ВВП, в 1990-1991 гг. - 10-11%, то в 1993 г. она составила 27% от ВВП.

Период с 1990 по 2000 г., когда осуществлялась так называемая «рыночная трансформация» российской экономики, по сути своей представляет революционный период. В этот сжатый по времени срок произошел открытый разрыв с предыдущей хозяйственной системой, переход от одной институциональной и макроэкономической структуры к другой.

В 1995 г., согласно данным Московского института социально-экономических проблем - 26%. По данным Росстата, сейчас масштабы теневой экономики колеблются в пределах 22-25%, а по оценкам Федеральной службы безопасности РФ - 40% от ВВП . Здесь следует заметить, что показатель 40-50% является критическим.

Развитие теневой экономики в современной России определяется рядом причин. К ним относятся:

осложнение ситуации на рынке труда в условиях экономического кризиса, что порождает всплеск самостоятельной занятости, становящихся средой для теневых отношений;

массовая иммиграция из стран СНГ, дополняемая вынужденной внутренней миграцией из депрессивных районов и «горячих точек»;

неэффективное государственное вмешательство в экономику.

Масштабы распространения российского теневого сектора были обусловлены адекватным развитием дестимулирующего экономического механизма.

По мнению исследователей, такой механизм сложился в ходе реализации модели экономического реформирования в России, включающей: массовую форсированную приватизацию; одномоментную либерализацию цен; стихийное «открытие» экономики внешнему миру; деструктивную денежно-кредитную политику; жесткий налоговый прессинг отечественных товаропроизводителей .

В основу дестимулирующего механизма изначально была заложена масштабная приватизационная модель, которая обернулась закрытием предприятий и массовыми банкротствами . Сегодня в федеральной собственности находится лишь треть предприятий страны (15 тыс. унитарных предприятий, около 30 тыс. учреждений, свыше 5 тыс. акционерных обществ). Однако эффективность управления госсобственностью остается исключительно низкой.

По данным МВД России, с начала приватизации в этой сфере было выявлено более 50 тыс. экономических преступлений. С развитием теневого сектора экономики госсобственность продавалась за бесценок. Так, Подольский завод цветных металлов был продан за 1 млн. 604 тыс. долл. США, Калужский турбинный завод - за 1 млн. 554 тыс., Череповецкий сталепрокатный - за 1 млн. 453 тыс. долл. США .

Гигант отечественной индустрии «Уралмаш» (34 тыс. рабочих) был продан за 3,72 млн. долл., Челябинский металлургический комбинат (35 тыс. рабочих) - за 3,73 млн. долл., Ковровский механический завод, обеспечивающий оружием всю армию, МВД России и спецслужбы (10,5 тыс. рабочих), продан за 2,7 млн. долл., Челябинский тракторный завод (54,3 тыс. рабочих) продан за 2,2 млн. долл. Для сравнения: средняя пекарня в Европе стоит около 2 млн. долл., средний колбасный завод швейцарского производства - 3,5 млн. долл., цех по разделке леса и выпуску «вагонки» - 4,5 млн. долл. США.

Таким образом, после первого этапа приватизации собственниками, реально управляющими имуществом, оказались теневые структуры, часть номенклатуры и директорского корпуса. Если бы приватизации не предшествовала «шоковая терапия», после которой большинство населения лишилось накоплений, спектр национальной базы легальных российских собственников оказался бы существенно шире.

Для решения этих проблем, необходимо наметить комплекс мер по управлению госимуществом и государственными пакетами акций в акционерных обществах и частных фирмах, возложив ответственность за эффективную деятельность государства на соответствующие министерства, ведомства, комитеты и службы, в связи с чем уточнить их функции и расширить права. Для государственных предприятий следует создать специальный механизм управления, включающий четкое планирование, действенный контроль и эффективный менеджмент.

Следует произвести инвентаризацию основных фондов на территории России независимо от форм собственности, привлечь для этой цели органы государственной статистики, заинтересованные министерства и ведомства, федеральные и региональные службы. При этом особое внимание уделить инвентаризации объектов, приобретенных иностранными фирмами и частными лицами с участием иностранного капитала. Представляется, что эти меры позволят противостоять развитию теневого сектора в сфере приватизации государственного имущества.

Важнейшим фактором развития теневой экономики явилась также ценовая либерализация, когда примерно 80% всех цен на российском хозяйственном пространстве единовременно стали «свободными». Например, в ФРГ к началу 70-х годов не менее 30% основных цен регулировалось государством. Последующий многократный ценовой «скачок» обусловил широкомасштабный кризис неплатежей, ускоренный спад производства (в 1992 г. он достиг 20%), дальнейшее снижение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, резкое снижение жизненного уровня населения. Для сравнения: в 1985 г. годовой доход на душу населения России составлял 5300 долл. США. По этому показателю страна занимала 13-е место в мире. Однако уже в 1995 г. этот показатель составил 2200 долл., и соответственно Россия опустилась на 97-е место в мире. Другие показатели аналогичны.

В таких условиях «одномоментное» открытие российской экономики для внешних стран, неоправданная либерализация системы внешнеэкономических связей нанесли серьезный ущерб отечественному производству и стимулировали рост теневого сектора. К примеру, до начала рыночных «реформ» производство и реализация алкогольной продукции давали почти греть всех поступлений в госбюджет. Однако в 1992 г. государство добровольно рассталось с монополией на алкоголь и табак. В спиртовой и ликерно-водочной промышленности оно еще сохранило за собой от 20 до 50% акций. А производство пива и сигарет полностью перешло в частный сектор.

Сегодня 80% табачной промышленности и 60% пивоваренных заводов уже принадлежат иностранным компаниям. В стране нелегально производится около 50% водки. Доходы теневых структур от реализации «левого» спиртного составляют около 20 млрд. руб. в год.

Еще одним фактором, стимулирующим развитие теневой экономики, является действующая система налогообложения. По мере постепенного уменьшения легального сектора хозяйствования, являющегося главным «донором» бюджета, стремление к ужесточению налогового прессинга возрастает. Тем самым воспроизводится порочный механизм: «рост теневого сектора - сокращение сферы легальной экономической деятельности - необходимость увеличения налогов на легальное производство - рост теневого сектора». Устранить его возможно, в том числе путем снижения налогов.

Серьезным фактором развития теневой экономики в современной России все более становится безработица. По оценкам Минтруда России, в начале 2008 г. в стране насчитывалось 2,5 млн. безработных граждан, что составляет 4,5% экономически активного населения. Однако в России лишь 1 млн. 750 тыс. официально зарегистрированных безработных. Таким образом, к услугам государственной службы занятости прибегает лишь один человек из каждых пяти потерявших работу. Скрытая безработица, таким образом, составляет около 7-8 млн. чел., тогда как по официальным данным - 4-5 млн. .

Обобщенный анализ факторов, стимулирующих развитие теневой экономики в России, позволяет сделать вывод, что отечественной экономической системе все более становятся присущи черты и особенности, так называемой латиноамериканской модели экономического развития. Последняя связана с масштабным развитием теневого сектора и его проникновением практически во все сферы жизнедеятельности общества и государства.


Заключение


Подводя итоги проведенному исследованию, цель которого заключалась в изучении теневой экономики, можно сделать следующие выводы.

Несмотря на то, что теневой экономике ученые стали уделять пристальное внимание только с 70-х годов XX столетия, это явление возникло значительно раньше. Если попытаться рассмотреть его в контексте теории экономических систем, то можно отметить, что теневая экономика есть постоянный спутник цивилизованного человечества. Осуществляемая за рамками «общественного договора», она неотделима от истории обществ с государственной организацией. Общей предпосылкой ее появления является устойчивое желание различных категорий подданных государства добывать средства к своему существованию, не делясь доходами с государственной казной.

Каждый тип экономической системы отличается сферами и формами теневой экономики, ее масштабами. Теневая составляющая присуща экономическим системам практически всех стран. Многие западные специалисты считают основной и даже единственной причиной развития теневой экономики чрезмерный налоговый прессинг.

В переходных и развивающихся странах причиной возникновения и развития теневой экономики выступает чрезмерная государственная регламентация экономической деятельности, выражающаяся в виде высоких трансакционных издержек, возникающих из-за административных барьеров. Теневая экономика, как правило, имеет меньшие размеры в странах, где действуют сильные и эффективные институты государственного управления.

В развитых странах развитое законодательство и мощные органы правопорядка ограничивают поле теневой деятельности. Информационные технологии позволяют этим странам эффективно контролировать движение финансовых потоков и происхождение доходов как юридических, так и физических лиц.

Рассматривая теневую экономику советского периода, в условиях административно-командной системы, необходимо отметить, что основными специфическими причинами, ее порождавшими, являлись централизованное планирование всей экономической деятельности, хронический дефицит потребительских товаров и услуг, и, как результат, рассогласованность спроса и предложения.

Теневая экономика является исключительно опасной «болезнью» российского общества, поскольку масштабы ее развития все более охватывают все сферы его экономической и социальной жизни. Однако здесь следует отметить и двойственный характер данного явления, т.к. при определенных обстоятельствах теневая экономика способствует сглаживанию негативных последствий функционирования рынка (например, уменьшения уровня безработицы, повышению доходов за счет вторичной занятости).

В заключение представляется важным особо отметить следующее.

В условиях ускорения экономического роста страны и выхода на устойчивые темпы развития необходимо комплексное научное исследование теневой экономики. Поэтому введение в научный оборот понятия «теневая экономика», осознание необходимости исследований в данной сфере, выработка методов оценки масштабов теневой экономики имеют большое значение для понимания современного состояния экономики и перспектив ее развития.

теневая экономика советский

Список использованной литературы


Алиев З.Ф <#"justify">Приложение 1


Таблица 1

Критерии типологизации теневой экономики

Основные признаки«Вторая» теневая экономика«Серая» теневая экономика«Черная» теневая экономикаСубъектыМенеджеры официального («белого») сектора экономикиНеофициально занятыеПрофессиональные преступникиОбъектыПерераспределение доходов без производстваПроизводство обычных товаров и услугПроизводство запрещенных и дефицитных товаров и услугСвязи с «белой» экономикойНеотрывна от «белой»Относительно самостоятельнаАвтономна по отношению к «белой»


Приложение 2


Таблица 2

Структура экономического пространства в СССР,

по С. Кордонскому

Уровни деятельностиФормы деятельностиНоменклатурная (руководство)Гражданская (выживание)Теневая (производство)Криминальная (воровство)НоменклатурныйПервые лицаЧиновникиТеневая номенклатураКриминализованные чиновникиГражданскийНоменклатурные гражданеПростые гражданеЛюди со связямиКриминализованные гражданеТеневойНоменклатурные теневикиЧастникиЦеховикиКриминализованные теневикиКриминальныйНоменклатурные ворыБытовые ворыРэкетирыВоры


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Теневая экономика - невидимые со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг , экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей. Теневая экономика включает: криминогенную, запретную, противозаконную, скрытую, проводимую в целях уклонения от налогов или в связи с нежеланием экономических субъектов придавать известность своим действиям и доходам, неформальную, не подлежащую учету в связи с ее индивидуальностью, личным или семейным характером, отсутствием измерителей. Масштабы и характер деятельности в сфере теневой экономики варьируются в широких пределах - от огромных доходов, извлекаемых из преступных предприятий (например, в наркобизнесе), до бутылки водки, которой «награждают» водопроводчика за починенный кран. Различные виды теневой деятельности имеют качественные отличия.

Между разными формами теневой экономической деятельности нет резкой грани. Например, организованные преступные группы могут «собирать дань» с предприятий неформального сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями для «отмывания» своих доходов. Все «теневики» находятся вне легальных законодательных норм и охотно сотрудничают друг с другом, что в известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру. Развитие теневой экономики является, с одной стороны, реакцией на сам факт государственного регулирования. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно нарушителю. Многие виды теневой экономики (например, уклонение от налогов) объясняются во многом именно недостатками государственного регулирования - бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т. д. Однако следует ясно отдавать себе отчет, что даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы теневой экономики, но никак не ликвидировать ее. И при самых минимальных налогах какая-то доля налогоплательщиков обязательно будет уклоняться от их уплаты. С другой стороны, современная теневая экономика возникла не только в результате попыток ограничить свободу рынка, но и в силу природы самих рыночных отношений , ориентированных на получение максимальной прибыли . «Протестантская этика» и прочие виды социального самоограничения могут приглушить жажду наживы, но не устранить. Поэтому когда возникает возможность «сорвать куш», отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради сиюминутной своекорыстной выгоды. Такое поведение тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие конфронтацию с законом. Жажда наживы любой ценой особенно характерна для «второй» и «черной» теневой экономики.

Последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики (особенно «серая») объективно скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему. Однако в целом влияние теневой экономики на общество является скорее негативным, чем позитивным. Наибольший вред наносят «вторая» и «черная» теневая экономика. С одной стороны, происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, мафии), уменьшающее благосостояние общества в целом. С другой стороны, разрушается система централизованного управления экономикой: приписки создают у правительства ложное ощущение благополучия, хотя необходимы экстренные реформы; «теневая» занятость приводит к тому, что чрезмерные усилия правительства по созданию новых рабочих мест не снижают мнимую безработицу , но увеличивают бюджетный дефицит , и т. д. Наконец, развитие любых форм теневой экономики ведет к подрыву хозяйственной этики. Если эти тенденции заходят слишком далеко, люди начинают терять всякое представление об общепринятых «правилах игры», живут по принципу «все дозволено», в результате чего общество проваливается в пучину хаоса и нестабильности.

В развитых странах масштабы теневой экономики относительно невелики и составляют примерно 5–15 % ВВП (чем и объясняется долгое невнимание экономической науки к этим проблемам). В развивающихся странах теневой сектор играет гораздо более заметную роль. В некоторых из них теневая экономика даже превосходит официальную (Нигерия , Боливия , Таиланд). Средние масштабы теневой экономики в «третьем мире» составляют примерно 35–45 %.
В СССР рост теневой экономики стал заметен уже в 1970-е годы, а в конце 1980-х ее объем составлял не менее 15 % национального продукта. Хозяйственные связи вне государственного контроля способствовали росту «нетрудовых» доходов, выпуску «левой», неучтенной продукции практически во всех областях производства. Теневая экономика привела к образованию официально не существовавшей предпринимательской прослойки («цеховики»), доходы «теневиков» по приблизительным оценкам в начале 1980-х годов оценивались в 80 млрд. рублей.
Последующая быстрая коммерциализация постсоветской России сопровождалась не менее быстрой криминализацией ее экономики. В 1990-е годы в России сформировалась «пестрая экономика», суть которой - в тотальном взаимопереплетении «белой» и теневой экономической деятельности, в стирании граней между ними. По оценкам экспертов, объем теневой экономики России составлял в середине 1990-х годов 25 % ВНП, а к концу 1990-х - до 40–45 %. Впрочем, в первые годы 21 века рост теневого сектора удалось приостановить, в настоящее время масштабы российской теневой экономики. оцениваются примерно в 25–35 %.
В большинстве других постсоциалистических государств ситуация во многом схожая: после распада социалистического лагеря практически всюду теневой сектор заметно вырос. В странах Восточной Европы масштабы теневой экономики обычно оцениваются в 15–30 % ВВП.
Таким образом, теневой сектор стран с переходной экономикой по количественным параметрам занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами, приближаясь к последним. Следует подчеркнуть, что основной объем теневой экономической деятельности почти во всех странах дают «вторая» и «серая» теневая экономика. Доходы организованных преступных группировок составляют обычно лишь малую долю общей массы теневых доходов.

Теневая экономика – явление, которое возникло отнюдь не вчера. Однако хотя ее изучением экономисты занимаются уже ни одно десятилетие, долгое время она находилась для них как бы «в тени» более важных вопросов. И только в последние годы минувшего ХХ века эта тема стала стремительно набирать популярность – как за рубежом, так и, в особенности, в нашей стране. Впрочем, и сейчас обобщающих работ по этой тематике в России пока мало, причем практически все они имеют довольно «узкий горизонт» - рассматривают теневую экономическую деятельность исключительно как феномен современной эпохи. Теневая экономика есть органический компонент развития экономических систем, поэтому в нашей брошюре она будет рассматриваться в основном с позиции экономической компаративистики.

Сущность теневой экономики. Система национального счетоводства отражает те экономические потоки, которые регистрируются официальной статистикой, отражаются отчетной документацией. Однако существуют многочисленные и разнообразные виды экономической деятельности, которые не находят отражения в официальной статистике или вообще никак не документируются. Эти явления называют по-разному: “подпольная экономика“ (under-groundeconomy), “неформальная экономика“ (informaleconomy), “вторая экономика” (secondeconomy), “теневая экономика”(shadoweconomy) и т.д. Последнее из перечисленных названий стало в отечественной литературе общепринятым и наиболее общим.

Сущность теневой экономики можно определить с разных точек зрения. Как правило, используется экономико-статистический подход: теневая экономика (ТЭ) – это все виды экономической деятельности, которые официально не учтены, не отражены в официальной статистике (т.е. это экономика, укрытая от статистического учета).

Возможны и иные подходы к определению сущности ТЭ. С юридической точки зрения, теневыми можно называть экономические процессы, идущие вразрез с правовыми нормами (укрываемые от “ока закона“). С точки зрения этики, теневой называют экономическую деятельность, нарушающую общепринятые моральные нормы (укрываемую от морального осуждения).

Нетрудно заметить, что хотя все перечисленные определения по-разному очерчивают границы теневой экономики, но согласованно отмечают главный ее признак – скрытый характер. В экономическом анализе за основу берется экономико-статистическое определение ТЭ.

Структура теневой экономики. Масштабы и характер деятельности в сфере ТЭ варьируются в очень широких пределах - от огромных доходов, извлекаемых из преступных предприятий (вроде наркобизнеса), до бутылки водки, которой “награждают” водопроводчика за починенный кран. Если попытаться типологизировать теневую деятельность, приняв за основной критерий ее отношение к “белой” (официальной) экономике, то вырисовываются три сектора ТЭ (см. Рис. 1):


1) вторая (“беловоротничковая”) теневая экономика,

2) серая (неформальная) теневая экономика,

3) черная (подпольная), криминальная теневая экономика.

Наиболее тесно с “белой” экономикой связана теневая (скрываемая) деятельность самого легального бизнеса. Вторая теневая экономика – это неофициальная (скрываемая, нефиксируемая) экономическая деятельность работников“белой экономики, прямо и непосредственно связанная с их официальной профессиональной деятельностью. В основном этой деятельностью занимаются “респектабельные люди” из руководящего персонала (“белые воротнички”), поэтому эту разновидность ТЭ также называют “беловоротничковой”. Вторая ТЭ не производит никаких товаров или услуг, здесь происходит только негласное перераспределение общественного дохода.

Вторая ТЭ имеет ряд разновидностей. В государственном секторе хозяйства (что памятно нам с советских времен) выделяются такие ее виды, как:

1. экономика приписок, которая выдает фиктивные результаты за реальные - приписки продукции, фальсификация сведений о качестве и цене товаров.

2. экономика неформальных связей - обеспечение “закулисного” выполнения обычных производственных заданий: организация банкета при приеме ревизоров и т.д.

3. экономика взяток, т.е. злоупотребления служебным положением должностных лиц в личных целях – коррупция, незаконные привилегии.

Хотя “беловоротничковая” ТЭ наиболее буйно разрастается в условиях разлагающейся командной экономики, государственный сектор рыночного хозяйства тоже не свободен от нее. Например, коррупция является бичом практически всех стран мира. Кроме того, в коммерческом секторе хозяйства также существует теневая экономическая деятельность – в нем наиболее распространены уклонение от налогов, нечестная конкуренция, коммерческие взятки, нарушение прав потребителей.

Серая теневая экономика (неформальный сектор экономики) - это разрешенная законом (легальная или полулегальная) экономическая деятельность (преимущественно, мелкий бизнес), которая не учитывается официальной статистикой. В этом секторе ТЭ производятся в основном обычные товары и услуги (как и в “белой” экономике), но производители уклоняются от официального учета, не желая нести расходов, связанных с получением лицензии, уплатой налогов и т.д. Это явление в наибольшей степени изучено на материалах развивающихся стран, где развитие неформального сектора является главной стратегией выживания беднейших слоев населения.

Если серая экономическая деятельность в основном одобряется гражданами, то черная всегда служит мишенью для всеобщего осуждения. Черной теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, которые полностью исключены из нормальной экономической жизни, поскольку считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но и производство. В современной литературе внимание концентрируется прежде всего на экономике организованной преступности. Таким образом, черная теневая экономика (экономика преступности, прежде всего, организованной) – это запрещенная законом (нелегальная) экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных и остродефицитных товаров и услуг (организация наркобизнеса, проституции, азартных игр, рэкета и т.д.).Черная ТЭ обособлена от “белой” еще в большей степени, чем серая ТЭ, хотя на уровне “большого бизнеса” может наблюдаться их взаимопереплетение.

Критерии типологизации теневой экономикиэто не только различное отношение к официальной, легальной экономике (разная степень взаимосвязи с нею), но также специфика субъектов и объектов теневых экономических отношений.

Предложенную типологию не следует абсолютизировать. Между разными формами теневой экономической деятельности нет непроходимой грани. Например, организованные преступные группы могут “собирать дань” с предприятий неформального сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями для “отмывания” своих доходов. “Теневики” охотно сотрудничают друг с другом, что в известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру.

Основной объем теневой экономической деятельности обычно дают “вторая” и, самое главное, “серая” ТЭ. Понятие “теневая экономика” обычно ассоциируется со словом “мафия”, но на самом деле доходы организованных преступных группировок составляют в общей массе теневых доходов лишь малую часть.

Первое исследование криминальной экономики было выполнено А.А.Крыловым. Он ввел в научный оборот само понятие "криминальная экономика" и дал следующее ее определение: "Криминальная экономика - это сложная система незаконных социально-экономических отношений и материально-вещественных процессов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг". Криминальную экономику он определяет также как организованную корыстную ненасильственную преступность.

Криминальная экономика охватывает экономические общественно опасные деяния трех видов:

Криминализованные, влекущие уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством;

Некриминализованные, но влекущие юридическую ответственность в соответствии с нормами других отраслей права;

Некриминализованные и не влекущие юридической ответственности (пробелы правового регулирования).

При выделении сектора некриминальной теневой экономики следуетучитывать следующие соображения.

Кнекриминальной,теневой может быть отнесена лишь экономическая деятельность, непосредственно связанная с производством нормальных товаров, оказанием нормальных услуг, выполнением нормальных работ и вносящая вклад в создание ВВП.

К некриминальному сектору теневой экономики целесообразно отнести деятельность, которая не могла быть начата или продолжена в условиях действующего режима налогообложения и регулирования.

Необходимо учитывать мультипликативный эффект увеличения производства и, следовательно, налоговых поступлений, в результате расходования теневых доходов в легальной экономике.

В условиях слабого государства, отсутствия нормальной институциональной среды в сфере экономики, применение незаконные методов становится одним из решающих факторов конкуренции и выживания. Вне правового поля оказывается большинство экономических субъектов. В такой ситуации формально-правовой подход не является конструктивным и должен быть дополнен более широким экономико - криминологическим.

Разделение теневой экономики на криминальный и некриминальный сектор предполагает системный анализ конкретных сфер в конкретных условиях.

Итак, в составе криминальной экономики могут быть выделены следующие элементы:

· незаконные экономические отношения в сфере легальной экономической деятельности (экономическая преступность и адмделиктность);

· скрытая экономика - разрешенная законом деятельность, которая официально не показывается или приуменьшается осуществляющими ее субъектами в целях уклонения от уплаты налогов, внесения социальных взносов или от выполнения определенных законом обязательств;

· сфера нелегального бизнеса, связанного с производством, реализацией и потреблением нормальных товаров и услуг без лицензии и специального разрешения.

· сфера нелегальной (неформальной - в терминологии СНС-93) занятости;

· сфера нелегального бизнеса, связанного с производством, реализацией и потреблением запрещенных товаров и услуг, при котором имеет место трудовой процесс, а выпускаемые товары и услуги имеют эффективный рыночный спрос.

· сферу уголовного промысла, в рамках которой криминальные доходы извлекаются на базе систематического совершения традиционных общеуголовных преступлений (профессиональная преступность).

· сфера услуг, связанных с применением или угрозой применения насилия в экономических отношениях (заказные убийства, криминальный терроризм). Цель данного вида деятельности - силовое обеспечение функционирования криминальной экономики, подавление конкуренции и социального контроля насильственными методами, посредством совершения общеуголовных преступлений. Развитие данной сферы связано с коммерциализацией общеуголовной насильственной преступности.

· сфера создания, толкования, применения, исполнения теневых (неформальных) норм, регулирующих сферу криминальной экономической деятельности.

· незаконные экономические отношения в сфере политического рынка, политической деятельности.

· незаконные экономические отношения в системе государственной и муниципальной службы в связи с осуществлением экономической деятельности, принятием и исполнением экономически значимых решений.

Криминальную экономику следует также рассматривать как систему социально-экономических институтов, то есть формальных и неформальных правил экономического поведения, а также санкционных механизмов.

Сферу криминальной экономики целесообразно ограничить видами деятельности, которым присущи такие признаки как осуществление на профессиональной основе и институционализированный характер.

Первый критерий означает, что к сфере криминальной экономики относится совершение деяний, осуществление экономической деятельности субъектами, обладающими специфическими профессиональными навыками и опытом. В сфере легального бизнеса к криминальной экономике следует отнести совершение общественно опасных деяний в процессе профессиональной деятельности в интересах личных, организации, третьих лиц.

В состав криминальной экономики включается также профессиональная преступность.Под ней понимается разновидность преступных занятий, которые являются для субъекта источником средств существования, требуют необходимых знаний и навыков для достижения конечной цели и обусловливают определенные контакты с антиобщественной средой.

Второй критерий означает, что в ее составе учитываются виды деятельности:

во-первых - связанные с использованием в преступных целях институтов легальной экономики, исполнительной, законодательной и судебной власти;

во-вторых - синдикализированные формы организованной преступной деятельности экономической направленности;

в-третьих - виды общественно вредной экономической деятельности, порожденные дисфункциями общественных институтов и потому носящие массовый характер;

в-четвертых - деятельность по созданию, толкованию исполнению и применению неформальных норм противоправного экономического поведения.

Использование этих критериев предполагает исключение из сферы криминальной экономики случайные, единичные, спонтанные, ситуативно осуществляемые деяния экономического характера.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об