Санкции за несвоевременную уплату ндс. Штраф за неуплату ндс

Штраф за неуплату или несвоевременную уплату НДС зависит от того, кто перечисляет налог: налогоплательщик или налоговый агент. За неуплату НДС налогоплательщику грозит штраф в размере 20% от суммы задолженности. В некоторых случаях штрафа можно избежать. Например, если налог рассчитан правильно и отражен в своевременно поданной декларации. За уплату налога позже срока штраф налогоплательщику не полагается. Налогового агента оштрафуют как за перечисление удержанного налога позже срока, так и за его неуплату или неполную уплату.

Штраф за неуплату НДС налогоплательщиком

Штраф за неуплату НДС составляет 20% от суммы задолженности по налогу. Если выяснится, что налог не уплачен умышленно, то штраф - 40% (п. п. 1, 3 ст. 122 НК РФ, п. п. 5, 8, 22 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС).

Штраф вам выпишут, если НДС не уплачен из-за занижения налоговой базы, неправильного расчета суммы налога или других ваших незаконных действий (бездействия) (п. 1 ст. 122 НК РФ).

Штраф за неуплату НДС не применяется, если:

  • вы правильно рассчитали сумму налога и указали ее в декларации, но не уплатили в бюджет (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);
  • у вас есть переплата по НДС за предыдущие кварталы, ее размер равен или превышает недоимку и эта переплата не зачтена в счет других ваших задолженностей (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Несмотря на выписанный штраф также придется уплатить недоимку и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ).

Ответственность за занижение налоговой базы по НДС

Занижение налоговой базы по НДС может повлечь такие виды ответственности, как грубое нарушение правил учета (ст. 120 НК РФ) или неуплата налога (ст. 122 НК РФ).

Штраф за грубое нарушение правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения - 20% от суммы задолженности по налогу, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).

К грубому нарушению правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения относятся следующие ситуации (ст. 120 НК РФ):

  • вы поздно или неверно отразили хозяйственные операции в бухгалтерском и (или) налоговом учете и в отчетности. За такие ошибки грозит штраф, если вы их допустили более одного раза в течение календарного года;
  • у вас отсутствуют первичные документы, счета-фактуры, регистры бухгалтерского или налогового учета.

Штраф за неуплату НДС из-за занижения налоговой базы составит 20% от суммы недоимки или 40%, если налог не уплачен умышленно (п. п. 1, 3 ст. 122 НК РФ).

Например, такое занижение может быть из-за арифметической ошибки.

При занижении налоговой базы по НДС нельзя одновременно штрафовать и по ст. 120, и по ст. 122 НК РФ (п. 2 ст. 108 НК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 N 6-О).

На недоимку также начисляются пени (п. 1 ст. 75 НК РФ). При этом неважно, по ст. 120 или ст. 122 НК РФ вы оштрафованы.

Можно ли оштрафовать налогоплательщика за несвоевременную уплату НДС

За уплату НДС позже положенного срока оштрафовать вас нельзя. Это не предусмотрено ст. 122 НК РФ.

Однако вам придется уплатить пени (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Штраф за неуплату НДС налоговым агентом

Размер штрафа при неуплате НДС налоговым агентом - 20% от суммы налога, которая не перечислена в бюджет (ст. 123 НК РФ).

Такой штраф вам грозит, если вы (ст. 123 НК РФ):

  • не удержали налог и, как следствие, не перечислили его в бюджет;
  • удержали налог, но не перечислили его в бюджет;
  • удержали налог, но перечислили не всю его сумму.

Вас не оштрафуют, если у вас не было возможности удержать НДС (п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Штраф за несвоевременное перечисление НДС налоговым агентом

Размер штрафа за несвоевременное перечисление НДС налоговым агентом - 20% от не перечисленной в срок суммы налога (ст. 123 НК РФ).

При этом штраф вам выпишут независимо от того, на сколько вы просрочили перечисление НДС: на один день или на год (Письма Минфина России от 08.11.2016 N 03-02-08/65310, от 13.10.2016 N 03-02-08/59771).

Также при несвоевременном перечислении НДС налоговым агентом начисляются пени (п. п. 1, 7 ст. 75 НК РФ).

п. 5 ст. 173 НК РФ
5.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами
в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы
налога:(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 1)
лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками,
освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с
исчислением и уплатой налога;
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) При
этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма
налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю
товаров (работ, услуг).
Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
4. Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173
настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода
исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший
налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим
налоговым периодом.
В
случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является
территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными
лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве
налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами
одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким
налогоплательщикам.(абзац введен Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ) Банк,
обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение
на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если
налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с
открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для
уплаты всей суммы налога.(абзац введен Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ) 5.Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173
настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту
своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному
формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через
оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа
месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Налоговые
агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся
налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей
налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны
представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую
налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за
истекшим налоговым периодом.

Статья 75. Пеня
1.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма,
которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся
сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с
перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более
поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и
сборах сроки.

2.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате
сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения
исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер
ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

3.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения
обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за
установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или
сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.обеспечительные меры в виде приостановления операций по
счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы
налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46
настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию
налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество
налогоплательщика (участника консолидированной группы
налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период
действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении
отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не
приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 4. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Абзац исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.(см. текст в предыдущей редакции) 5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. 6.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств
налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества
налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.(в ред. Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке.(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ) 7.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на
плательщиков сборов, налоговых агентов и консолидированную группу
налогоплательщиков.(п. 7 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 8.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у
налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате
выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога
(сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и
сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым
или другим
уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным
должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные
обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа
этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным)
периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания
такого документа). Положение,
предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если
указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной
информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора,
налоговым агентом).(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)(п. 8 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ

Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) тавлечет
взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный
законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей
уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или
неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более
30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 2.
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение
налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного
товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный
законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.(п. 2 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)
Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
(введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.
Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
1. Грубое нарушение правил учета
доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти
деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии
признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 N 6-О положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122,
определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых
правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания
привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных
действий. 3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Под
грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов
налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров
бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и
более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное
отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и
в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных
ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 4. Исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)(в ред. 1.
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения
налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или
других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не
содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога 3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Мы коснулись темы субсидиарной ответственности по налоговым нарушениям, но что делать, если проблема принимает совсем дурной оборот и переходит в уголовно-правовую плоскость? Кто ответит по налоговым составам? Когда отвечать будет главный бухгалтер? На все эти вопросы я дам ответ, плюс будет несколько практических советов, как не стать крайним.

Статистика

Сначала о масштабах проблемы. Для этого понадобится немного официальной статистики. Судебный департамент в своей статистике не выделяет отдельно налоговые преступления, включая их в блок преступлений в сфере экономики (а это аж 54 состава преступлений и, внимание (!), сюда не входит такое преступление как мошенничество), за 2016 год таких уголовных дел поступило в суды первой инстанции (районные) - 6100 шт.

Осуждены к различным видам наказаний по 5667 уголовным делам, а оправдательные приговоры наш самый гуманный суд в мире вынес по 32 уголовным делам. Вывод очевиден - если дело дошло до суда, оправдаться будет практически не возможно. Кстати, признали, что бороться в суде бесполезно и надеясь на смягчение наказания, на особый судебный порядок (подсудимый с обвинением соглашается, доказательства судом не рассматриваются) согласились подсудимые по 3374 уголовным делам.

Но какая все же ситуация по приговорам именно по налоговым преступлениям? Государственная автоматизированная система «Правосудие» указывает, что за весь 2015 год в РФ по ст.199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации) было вынесено всего 300 приговоров, в 2016 году - 165. По ст. 199.1 УК РФ (Неисполнение обязанностей налогового агента) в 2015 - 22, в 2016 - 15. По ст.199.2 УК РФ (Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов) в 2015 - 98, в 2016 - 31.

Лидером за 2015-2016 годы по вынесенным приговорам по ст. 199 УК РФ оказался Краснодарский край (34), на втором месте Ставропольский (32), в Москве - 8, а в Санкт-Петербурге всего 3. Статистика в целом не ужасает. Может быть проблемы нет вообще и ее выдумали юристы и тренеры по налоговой оптимизации, чтобы пугать директоров и бухгалтеров?

По официальным данным МВД, опубликованном на сайте ведомства, за 2015 год выявлено 9041 налоговое преступление, а в 2016 году - 9283. Итого за 2015-2016 года выявлено 18 324 преступления налоговой направленности. Но приговоров за этот период времени вынесено всего 631! А ведь где-то в недрах МВД спрятана еще и статистика по проверкам бизнеса в рамках материала проверки (КУСП) или оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), которые даже не дошли до возбуждения уголовного дела! Эту статистику мы конечно получить не можем (это ни много ни мало государственная тайна!), да она и не особо нужна, но предположу, что за 2015-2016 годы всего проверок бизнеса полицейскими только по налоговым составам было не менее двухсот тысяч.

Можно было бы закончить эту часть статьи оптимистичным заявлением - не бойтесь полицейских проверок, все равно вероятность возбуждения уголовного дела небольшая, а уж до приговора суда довести это надо очень постараться, но во всей приведенной статистике не хватает информации о налоговых преступлениях, которые квалифицировались как мошенничество, а это существенный массив преступлений, связанных с незаконной оптимизацией НДС. Выделить статистику по таким «налоговым» мошенничествам из всех мошенничеств вообще очень сложно, тем не менее, в следующих частях статьи я разберу на конкретных примерах и эту ситуацию, а также дам практически советы, как избежать уголовной ответственности по налоговым преступлениям главным бухгалтерам и директорам организаций в наше неспокойное время.

В первой части статьи мы коснулись статистики и выяснили, что количество судебных решений по уголовным делам по налоговым преступлениям в 29 раз меньше, чем возбужденных уголовных дел. В чем причина, неужели экономическая полиция и следствие настолько плохо работают, что до суда дела просто не доходят?

Не углубляясь в юридические дебри, напомню, что в нашем УПК есть статья 28.1, которую собственникам бизнеса, директорам и главным бухгалтерам надо знать. Называется она «Прекращение уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности». Смысл прост: если до назначения судебного заседания по уголовному делу обвиняемым ущерб бюджету возмещен полностью, уголовное преследование прекращается. Полное возмещение предполагает не только уплату недоимки, но и пеней и штрафов, а сам обвиняемый такое преступление должен совершить впервые. Так реализуется «легальный» откуп, то есть если вас даже уже прижали, проблему можно решить законно.

Но если дело доходит до суда? Я изучил десятки решений судов по налоговым преступлениям за 2015-2016 годы, узнал мнение правоохранителей и адвокатов и вот какие выводы можно сделать:

1. Большинство налоговых дел имеют высокую инерционность: в вынесенных в 2015-2016 годов приговорах, преступления совершались в 2010-2012 годах. То есть приговора за налоговые преступления 2017 года начнут появляться в 2019 и (страшно сказать) в 2023 годах, что дает основания некоторым собственникам и директорам бизнеса относиться к вопросам оптимизации легкомысленно, руководствуясь присказкой: «Человек предполагает, а Бог располагает».

2. Приговоры 2015-2016 годов по налоговым преступлениям, с точки зрения уголовного права, беззубы, но это не гуманность российского судопроизводства - дело в амнистии, под которую попали почти все подсудимые. Новая широкомасштабная амнистия ожидается к 2025 году, так что тем кто любит рискнуть - можете помечтать судиться не ранее этого года.

3. Уголовные дело по ст.199 ч.1 (если уклонились за 3 года подряд от 5 до 15 млн. рублей, при этом превысив 25% от размера всех подлежащих к уплате налогов или на сумму более 15 млн.) прекращаются в суде за истечением срока привлечения к уголовной ответственности: если со дня совершения преступления до вступления приговора в законную силу прошло 2 года. Учитывая сложность и объем уголовных дел так бывает часто, поэтому одна из работающих тактик защиты - затягивание расследования.

4. Многие уголовные дела по ст.199 ч.1 совершаются директорами крайне глупо или по незнанию (которое правда от ответственности не освобождает) - например распространенное преступление - это выставление счетов с НДС, организациями, применяющими УСН, без последующей уплаты НДС в бюджет. Поэтому директорам, которые считают бухгалтерию делом исключительно бухгалтерии, советую одуматься.

5. Абсолютно любое наказание не освобождает от уплаты недоимок, пеней и штрафов в бюджет. Предприниматели попытались было доказывать в судах, что будучи привлеченными к уголовной ответственности, не должны возмещать ущерб бюджету, так как таким образом два раза привлекаются к ответственности за одно и тоже нарушение, дело дошло до Конституционного суда, но суд установил - двойной ответственности не возникает и платить придется. И тут работает закон № 401-ФЗ об ответственности всем личным имуществом учредителей организации.

6. По налоговым преступлениям практически всегда к ответственности привлекают генерального директора, в редких случаях совместно с главным бухгалтером. Причем, обычно главный бухгалтер «не подозревая о преступном умысле последнего (директора) и о несоответствии действительности предоставленных ему документов по взаимоотношениям с ООО «N», отразил в бухгалтерском учете сделку с…» и т.д. То есть для главного бухгалтера главное - доказывать отсутствие у себя умысла на уклонение. В редких случаях привлекают и главного бухгалтера, его участие в незаконной оптимизации доказывается как свидетельскими показаниями (привет подчиненным, в том числе сотрудникам бухгалтерии), так и прослушиванием телефонных переговоров («болтун - находка для шпиона»). Нередко показания дают сами обнальщики, указывая, что общались по подготовке документов и доставки наличных именно с главбухам.

7. Доказательство умысла директора или бухгалтера вращаются около избитой темы отсутствия должной осмотрительности при выборе контрагентов. Поэтому не ленитесь проявлять должную осмотрительность. Это может не спасти от налоговой ответственности, но от уголовной - да.

8. Вся либеральность законодательства заканчивается, если деньги не просто не поступили в бюджет (это налоговый состав), а были из бюджета незаконно получены (возмещение НДС) - это уже ст. 159 УК (мошенничество), большинство приговоров выносятся группе лиц, где уже не только директор и главбух, но и часто учредители признаются соучастниками. Получить за это главному бухгалтеру четыре-пять лет реального лишения свободы - легко и вот здесь аргументы, проходящие при налоговых составах («ничего не знаю, это все директор, я выполняла обязательные для исполнения решения») уже не проходят, а дело возмещением ущерба не прекращается. Не хотите сесть - не делайте так.

9. Абсолютное первенство среди налогов, чья оптимизация привела к возбуждению уголовного дела и суду, - НДС.

Коллеги, амнистия закончилась, а фискальная функция государства усиливается. Дооптимизироваться до скамейки в клетке какого-нибудь районного суда не так сложно, как кажется. Не будьте теми, кто создаст новую судебную практику по налоговым преступлениям.

Юридические лица любой организационно-правовой формы признаются налогоплательщиками, обязуются исполнять свое обязательство за установленные сроки в полном объеме. Размер налоговых платежей напрямую зависит от вида профессиональной деятельности, объема хозяйственных операций. НДС – обязательный налог, применяемый по торговым операциям. Если не уплачивать бюджетный взнос, налогоплательщика ожидают большие неприятности. В связи с этим нужно знать, какая ответственность ожидает предприятия за неуплату НДС в 2018 г., чем грозит ему такое правонарушение.

Наказание за неуплату страховых, федеральных взносов

Организации, которые осуществляют торговую деятельность, оказывают услуги, выполняют работы с привлечением наемных работников, после регистрации принимают на себя обязанности по периодическому внесению страховых, медицинских сборов, сумм по несчастным случаям.

Такая государственная политика направлена на формирование социальных фондов, необходимых для обеспечения исполнения гражданских и конституционных прав физических лиц. За счет таких накоплений формируется пенсия, выплачиваются стандартные пособия по рождению ребенка, больничному листу.

Без сомнения, государство строго контролирует ситуацию по своевременности и полноте поступления обязательных платежей. Если предприятие допускает просрочку по предоставлению периодической отчетности, вносит денежные средства на бюджетный счет частями или уклоняется от этих обязательств, его ожидает наказание. Более строгие меры применяются к крупным неплательщикам за невнесение обязательных взносов на счета казначейства длительное время.

Ранее налоговые правонарушения по взносам в ПФР, ФСС контролировали ведомства по отдельности. Более полутора лет эти полномочия переданы налоговой инспекции. Контролирующий орган назначит нарушителю законодательного регламента штраф в размере одной пятой доли от просроченного взноса. Например, фирма по отчетности обязана уплатить сто тысяч рублей, но нарушает сроки перечисления денег. Значит, санкция составит двадцать тысяч рублей.

Отдельное место занимают ситуации, когда налогоплательщик в корыстных целях или со злым умыслом уклоняется от погашения бюджетной задолженности. Тогда федеральная налоговая служба удвоит санкции и потребует внести полностью сумму задолженности и сорок процентов от этого платежа дополнительно.

Неуплата различных взносов грозит как минимум наложением штрафов

Организации уплачивают взносы по пенсионным накоплениям, медицинскому страхованию после окончания отчетного месяца до пятнадцатого числа. Если указанная дата выпадает на нерабочий, праздничный день, осуществляется перенос. Когда деньги не поступают на казначейский счет за установленный период, начинается исчисление просрочки.

По судебной практике очень часто налоговые инспекторы предоставляют должникам льготы: если налогоплательщик вовремя сдал обязательную отчетность, но не перечислил взнос в бюджет, есть шанс получить наказание только в виде пеней. Когда юрлицо полностью нарушает законный порядок, избежать штрафа не получится.

Отчет по НДС, уплата взноса

Косвенный налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается только по операциям, связанным с реализацией продукции, материалов, услуг. Полный перечень объектов налогообложения приведен в статье 143 НК РФ. Например, бюджетный взнос обязаны платить строительные подрядчики, промышленные предприятия, индивидуальные предприниматели, торгующие расходными инструментами и др.

Существует перечень объектов и нематериальных активов, отчуждение которых не облагается НДС. Такие ценности перечислены в п.2 ст.146, ст.149 Налогового Кодекса РФ. Все импортеры Российской Федерации без исключения обязаны вносить в казну сумму налога со стоимости ввозимой продукции. Они выступают налоговыми агентами. Такие правила едины для организаций любой формы собственности, ИП.

По некоторым продовольственным товарам применяется налоговая ставка, равная десяти процентам. В эту группу включается сельхозпродукция, соли, крупы, товары для детей, печатные издания и пр. По остальным изделиям действует единый процент – 18. В настоящее время Правительство государства рассматривает законопроект, по которому планируется добавить два процента к НДС и сделать взнос в размере 20%.

Покупатели, являющиеся плательщиками данного налога, имеют право на получение вычета с сумм приобретенных товарно-материальных ценностей, полученных услуг, перечисленного аванса. Для этого необходимо получить от контрагента счет-фактуру, составленную по требованиям российского законодательства. Бланк позволит организации уменьшить налогооблагаемую базу на сумму входящего НДС.

При осуществлении предпринимательской деятельности необходимо предоставлять отчетность в ФНС

Фискальный отчет

Предприятия формируют налоговую отчетность по итогам трех календарных месяцев. За год юридическое лицо подает четыре декларации. Обязательство признается исполненным, если комплект отчетных документов поступит в ФНС не позднее 25 апреля, июля, октября, января следующего года. При совпадении сроков предоставления отчета с нерабочими днями осуществляется перенос.

Дата первого перечисления денежных средств должна совпадать с моментом сдачи отчета. Платежное поручение составляется на треть суммы декларации. Следующие платежи производятся с месячной отсрочкой. Например, налог за первый квартал будет гаситься равными долями 25 апреля, мая и июня.

Периодическая отчетность формируется по методу калькуляции: налог к уплате уменьшается суммой входного сбора. Налогоплательщик составляет фискальную декларацию, утверждает ее и предоставляет в подразделение налоговой службы по месту регистрации. Небольшим предприятиям разрешено предъявлять отчет на бумажных носителях, крупные фирмы отчитываются исключительно в электронной форме. Датой поступления комплекта в ФНС будет считаться момент отправки подтверждения о приемке.

Санкции за нарушение режима

Далее следует выяснить, чем грозит предприятию неуплата НДС. В первую очередь налоговый орган осуществляет текущую проверку сданной отчетности. Если инспектор выявит какие-то отклонения, он вправе назначить камеральный или выездной контроль. Такая политика применяется, если есть вероятность того, что налогоплательщик в корыстных целях или непреднамеренно занижает налоговую базу. Контролер пересчитает сумму взноса и предъявит нарушителю замечание о необходимости сдачи откорректированной отчетности.

Неплательщиков НДС ожидают стандартные налоговые санкции – начисление пеней и штрафа. За каждый день просрочки придется уплатить одну трехсотую ключевой ставки ЦБ РФ. А сумма основной задолженности увеличится на одну пятую долю. Для особо тяжелых случаев размер штрафного взыскания удваивается. Конкретный размер санкций необходимо уточнить в налоговой службе по месту регистрации налогоплательщика или через дистанционный личный кабинет.

Начисление пени производит при неуплате НДС

Прочие наказания

Налоговые правонарушения всегда караются по закону. Если неплательщик временно оказался в затруднительном финансовом положении или ошибся в сроках перечислений первый раз, налоговая инспекция может удовлетворить ходатайство об отмене штрафа. Если ФНС отказывает в таком прощении, есть шанс попытаться оспорить наказание через суд.

Чтобы привлечь организацию к ответственности по НК РФ, налоговая инспекция должна доказать один из трех фактов:

  • Нарушен срок предоставления фискальной отчетности.
  • Допущены грубые ошибки в декларации, фиктивно занижена налоговая база.
  • Отсутствует перечисление налога на установленную дату.

Рассмотрим расчет пеней на конкретном примере. Предприятие ООО «Веста» за первый квартал 2017 г. реализовало готовой продукции на сумму 3 млн. руб., исчислен НДС в сумме 457627,12 руб. Срок уплаты первого авансового платежа назначен на 25 июля 2017 г. Фактическое перечисление произведено 23 августа 2017 г. В результате ФНС начислила пени в размере 1327,12 руб.

Чтобы точно посчитать размер штрафных санкций, можно воспользоваться специальными интернет-калькуляторами. Такие программы предоставлены в открытом доступе на официальном сайте налоговой инспекции, бухгалтерских и юридических порталах. По результатам расчета компания сможет оформить платежку на сумму долга с учетом санкций.

Расходы по начислению пеней и штрафов не относятся к операционной деятельности предприятия, не связаны с реализацией, поэтому они не могут быть учтены в составе затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу. Чтобы не искажать показатели отчетности, многие аудиторы рекомендуют оформлять штрафные санкции по НДС проводкой по дебету счета 99 и кредиту 68. Есть мнение, что корректно также использовать сч.91 по дебету. Но в этом случае возникнут определенные трудности с учетом постоянных налоговых обязательств.

В крайних случаях неуплата может грозить уголовным делом

Строгий контроль

Штраф грозит юридическому лицу за неуплату НДС в срок в 2018 г. и в том случае, если организация вовремя не предоставила фискальную декларацию. Тогда ФНС ее оштрафует на двести рублей. Аналогичное взыскание ожидает юрлицо за непредставление документации для проведения проверки. Если в бухгалтерии замечены систематические нарушения по учету прибыли, затрат в рамках одного налогового периода, выносится решение о взыскании санкции десять тысяч рублей.

За дальнейшие отклонения от законодательного регламента размер взыскания утраивается. Когда компания намеренно занижает налоговую базу продолжительное время, величина штрафного сбора доходит до сорока тысяч рублей. Должностное лицо, допустившее грубые ошибки при формировании налоговых деклараций наказывается административным штрафом от пяти до десяти тысяч рублей. Если руководитель учреждения препятствует работе контролеров, ему выпишут санкцию от двух до четырех тысяч рублей.

Самое негативное последствие, которое ожидает директоров за неуплату НДС – уголовная ответственность. Размер штрафа за уклонение от уплаты налогов может доходить до 100-300 тыс. руб. В крайних случаях гражданина могут привлечь к обязательным работам до двадцати четырех месяцев или лишат права занимать руководящие должности. Когда генеральный директор утаит накопление долгов, своевременно не инициирует банкротство, ему грозит субсидиарная ответственность.

Заключение

Налоговые правонарушения повлекут за собой негативные последствия не только для предприятия в целом, но и для его должностных лиц. Минимально невыплата взносов обойдется неплательщику пенями или штрафом до сорока процентов от суммы налога. Если ситуация повторяется систематически, контролирующие органы будут увеличивать размер и строгость наказания, могут инициировать банкротство должника. Поэтому для стабильной работы компаниям необходимо профессионально вести бухгалтерию, своевременно сдавать декларации и уплачивать бюджетные взносы.

Об умышленной неуплате налогов будет рассказано ниже:

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об