Бухгалтерский учет в чехии. Кредитование малого и среднего бизнеса в чехии Бухгалтерский учет в чехии статья

По действующему закону Чехии всякая организация, которая находится в пределах этой страны и обладает юридическим адресом, обязана вести бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет в Чехии распространяется на следующую категорию субъектов: юридические лица, а также иностранные граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в пределах государства. Также физические лица, которые имеют разрешение на ведение бизнеса. Кроме перечисленных, ведение бухгалтерии распространяется на других лиц, которые имеют право на осуществление предпринимательской деятельности.

Основные характеристики бухучета в Чехии:

Период предоставления отчетности. Фискальный период налогообложения состоит из двенадцати месяцев, которые следуют один за другим. Закон о бухучете имеет дополнение, которое действует с первого января 2001 года и дает право плательщикам налогов ведения отчетности в других временных рамках, а не только календарного года.

Система автоматизации бухгалтерского учета. Любой бухгалтер в Праге осведомлен о том, что юридические лица в Чехии, как и в другой стране Европы, ведут бухгалтерию по принципу двойной записи.

Нормы амортизации, а также амортизационные отчисления. Согласно законодательству, существует два метода амортизации в бухучете - налоговая и бухгалтерская. Сумма и метод начисления бухгалтерской амортизации определяется самой организацией, с учетом существующего регламента. Организация берет на себя все затраты подобного рода отчислений. Налоговая амортизация рассчитывается с учетом законодательства.

Для формирования бухгалтерской отчетности в Чехии используются такие документы:

  • Отчет о доходах и убытках
  • Баланс бухгалтерский
  • Приложение к балансу, которое включает в себя отчетность о движении средств.

Обязательство ведения бухучета организациями поясняется объективными причинами: обеспечение учета предпринимательской деятельности фирмы, что предупреждает ненужные денежные траты на случай налоговой проверки. Также такая организационная методика помогает разработать документы индивидуально для фирмы, обеспечивая стабильную и законную деятельность любого субъекта хозяйствования. Без ведения бухучета не может функционировать ни одна организация. Вся документация должна быть регламентирована законом. А информационные данные обязаны заноситься в компьютерную базу.

На исторически значимом этапе перехода постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы от директивно-плановой экономики к рыночной важную роль играет возрождение и развитие малого и среднего предпринимательства как наиболее быстрого пути к становлению частного сектора, формированию среднего класса, смягчению остроты социально-экономических последствий рыночных реформ, как значительного фактора социально-политической стабильности общества.

Практика показала, что наиболее динамично малое предпринимательство развивается в тех постсоциалистических странах, где осуществляется его широкая государственная поддержка. Там же, где изначально все было отдано «невидимой» руке рынка, сектор малых предприятий испытывает значительные трудности роста.

Начало трансформации во всех странах ЦВЕ было ознаменовано принятием законодательных актов о поощрении частной инициативы, которыми были сняты ограничения на деятельность частных лиц, расширены их права во внешнеэкономической сфере. Однако до последнего времени в большинстве постсоциалистических стран отсутствовали четкие нормативные и институциональные предпосылки развития малого предпринимательства. Малые предприниматели функционировали в условиях слабой финансовой базы, довольно тяжелого налогового бремени, острой конкуренции импортной продукции, что предопределило характер и структуру малого бизнеса: он устремился в торгово-посредническую деятельность и сферу услуг. В условиях затянувшегося трансформационного спада производства в ряде стран ЦВЕ, резкого снижения уровня жизни населения малый бизнес в большинстве стран с переходной экономикой способствовал скорее решению проблем самовыживания, нежели созданию основ рыночной экономики.

Из-за низкой капитализации и степени корпоративности малого бизнеса сложилась его нерациональная структура - абсолютное преобладание микропредприятий, то есть субъектов хозяйствования с численностью занятых до 10 человек. Они составляют от 90 до 96% всех малых и средних предприятий в странах ЦВЕ. Так, например, в Болгарии в 1997 г. из числа действующих частных предприятий 91,6% приходилось на мелкие фирмы с численностью занятых до 10 человек; 1,2% - от 50 до 99 человек и 1,4% - свыше 100 человек. По некоторым оценкам, в секторе малых и средних предприятий создается около 18% ВВП Болгарии.

Более заметную роль в экономике играют малые предприятия в Чехии. В 1997 г. численность предпринимателей, включая помогающих в бизнесе членов семьи, достигла 603 тыс. и составила 12,1% общей численности занятых, в том числе мелкие предприниматели без наемной рабочей силы - 7,6%, предприниматели с наемной рабочей силой - 4,1%, члены семей предпринимателей, помогающие в бизнесе - 0,4%. Малые и средние предприятия (МСП) обеспечивают 34,7% производства в промышленности, 68,5 - в строительстве, 90,7 - в торговле, 85,6 - в гостиничном комплексе, 87,8 -в сфере услуг и 44,4% - на транспорте.

В 1999 г. 76% ВВП Чехии создавалось в частном секторе, в том числе 33,3% - в секторе малых и средних предприятий (в 1996 г. - 32,5%). В 2000 г. на этих предприятиях создавалось уже 53% ВВП и было занято 56% рабочей силы.

Успешному ходу событий способствовал ряд факторов. И важнейший из них состоит в том, что уже на начальном этапе трансформации были созданы нормативно-правовые и институциональные рамки развития предпринимательства, опирающегося на государственную поддержку. В 1992 г. был принят «Закон о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства», направленный на стимулирование развития этой формы хозяйственной деятельности.

Согласно чешскому законодательству к средним отнесены предприятия с численностью занятых до 500 человек (с 1996 г. - до 249 человек), к малым - с численностью до 10 человек.

В последних нормативных документах дана более полная характеристика малого предприятия: численность работников менее 50 человек, объем оборота за последний календарный год не более 250 млн. крон, активы или имущество не превышают 180 млн. крон. (Эти критерии установлены на 2000 г., ранее при определении статуса малого предприятия использовался только один показатель - численность занятых).

Предприятие может считаться малым только в том случае, если в его уставном капитале доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. Такая норма «независимого предприятия», принятая в Европейском Союзе, действует практически во всех странах ЦВЕ. В законе определены конкретные направления деятельности государственных органов по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу:

1.меры по повышению капитализации предприятий: льготные кредиты с льготной процентной ставкой и льготным сроком погашения; субсидирование части процента по кредитам; прямые дотации;

2. поддержка программ повышения образовательного и квалификационного уровня. Государственная поддержка подготовке учеников, повышению уровня специальной подготовки как предпринимателей, так и работников, занятых в сфере малого и среднего бизнеса. Поддержка оказывается в форме финансовых дотаций предпринимателям или организациям, предоставляющим предприятиям малого и среднего бизнеса услуги по повышению квалификационного уровня;

3. поддержка служб, оказывающих экономические и технические консультационные услуги предприятиям малого и среднего бизнеса;

4. поддержка услуг по сбору, обработке и распространению информации, необходимой МСП;

5. поддержка прикладных исследований и технического развития;

6. поддержка создания новых рабочих мест, особенно для категорий лиц с
ограниченной трудоспособностью;

7. поддержка экономического развития регионов. Финансовые субсидии могут предоставляться предприятиям в экономически отсталых областях с серьезными социальными и экономическими проблемами;

8. поддержка сотрудничества с иностранными партнерами, участия в выставках, в том числе международных;

9. поддержка результатов исследований по проблематике малого и среднего бизнеса.

Главным препятствием развития малого бизнеса в постсоциалистических странах выступает низкий уровень капитализации, связанный со значительными трудностями в доступе к коммерческим кредитам. Основными источниками финансирования для субъектов малого предпринимательства в большинстве стран ЦВЕ являются собственные сбережения граждан, займы у родственников и друзей, доходы от продажи товаров и услуг. Почти 90% малых предприятий не могут получить кредиты из-за их высокой стоимости и отсутствия залоговых возможностей. Но даже в случае доступа к кредитным ресурсам, они вынуждены выплачивать банку более высокие проценты по кредитам, чем крупные предприятия, поскольку банки действуют весьма осторожно, стараясь максимально снизить свои риски.

В мире существует практика создания структур, оказывающих финансовую поддержку малому и среднему бизнесу. Так, например, в США функционирует Small Businees Administration, основанная Конгрессом США еще в 1953 г., предоставляющая гарантии на кредиты малым и средним предпринимателям. В Европе такие специализированные кредитные организации активно действуют в Австрии и Германии.

В Чехии по образцу развитых стран еще в 1992г. был учрежден и начал функционировать банк развития с государственным участием - Чешско-моравский банк гарантий и развития (ЧМБГР). Для его «запуска» правительство выделило 900 млн. крон. В настоящее время ЧМБГР - это универсальный банк с уставным капиталом в 1.100 млн. крон.

Основным направлением деятельности Чешско-моравского банка гарантий и развития является поддержка инвестиционных проектов, реализуемых малыми и средними предприятиями. С 1997г. банк также участвует в реализации государственной жилищной программы в форме предоставления беспроцентных кредитов на жилье, в поддержке экспорта, финансировании проектов по улучшению объектов гражданской инфраструктуры.

До 2000 г. государству принадлежало 49% капитала ЧМБГР, 51% - крупным чешским коммерческим банкам. В июне 2000 г. государство приобрело контрольный пакет акций ЧМБГР - 59,7%, что было условием Европейского инвестиционного банка, который предоставил государственному Консолидационному банку долгосрочные кредиты в объеме 15 млрд. крон на финансирование гражданской инфраструктуры.

Чешско-моравский банк гарантий и развития предоставляет малым и средним предприятиям гарантии под:

Среднесрочные и долгосрочные инвестиционные кредиты. Уровень гарантий может достигать 70% объема кредита. На запасы и эксплуатационные расходы может быть использовано максимально до 40% кредита;

Эксплутационные кредиты - гарантии предоставляются под кредиты на приобретение запасов и на эксплуатационные расходы, связанные с проектом. Максимальный срок гарантий - четыре года, их размер ограничен 50% суммы кредита или максимально до 5 млн. крон; - лизинг - гарантии предоставляются на погашение платежей клиента по лизингу максимально до 70% или до 30 млн. крон.

За период 1992-1998 гг. ЧМБГР предоставил гарантии под 2287 кредитов на общую сумму 10,9 млрд. крон, льготные кредиты с гарантией на сумму 19,0 млрд. крон. Средний размер гарантий составил примерно 55,2% объема кредита. За этот же период предпринимателям было выделено 8214 финансовых субсидий на общую сумму 5,9 млрд. крон. В целом объем кредитов, поддержанных государством через посредство ЧМБГР, составил 45,4 млрд. крон (около 1,5 млрд. долл.).

Наибольший объем гарантий на кредиты был предоставлен на региональные инвестиционные проекты, реализованные в экономически отсталых районах северной Моравии (примерно 40%) и Южной Чехии. Причем средний размер гарантии составил 4,8 млн. крон на один предпринимательский инвестиционный проект. Более 50% общего объема гарантий, предоставленных ЧМБГР, было направлено на поддержку инвестиционных проектов в промышленности, а также на проекты в области промышленной торговли и услуг для населения.

За тот же период ЧМБГР субсидировал выплату процентной ставки по более чем 8200 кредитам на общую сумму 6 млн. крон, что заметно снизило финансовую нагрузку на предпринимателей при погашении кредитов в размере 45 млн. крон. Инвестиционные проекты, реализованные при поддержке банка, способствовали созданию свыше 50 тыс. новых рабочих мест.

В случае невыполнения условий договора со стороны предпринимателя банк приостанавливал финансовую поддержку, а в ряде случаев требовал от него возврата предоставленной суммы.

Кроме поддержки малого бизнеса через ЧМБГР как гаранта кредитов, государство оказывает малому и среднему предпринимательству помощь, выделяя деньги из госбюджета. Это хорошо видно из его структуры. В бюджете отдельной строкой предусмотрены такие средства:

Чешско-моравскому банку гарантий и развития;

На региональные программы предпринимательства;

На поддержку предпринимателей, предоставляющих рабочие места лицам с ограниченной трудоспособностью;

На инвестирование в депрессивных промышленных зонах;

На региональные программы развития северной Моравии;

На программу развития приграничных районов северо-западной Чехии.

Соответственно, каждый год правительство представляет Чешскому Национальному Совету отчет о развитии малого и среднего предпринимательства, включая оценку эффективности использования выделенных на эти цели средств.

Еще одной важнейшей формой поддержки малого и среднего бизнеса в Чехии является предоставление ему финансовой помощи в рамках целевых государственных программ, ежегодно принимаемых Министерством промышленности и торговли и Министерством местного самоуправления, реализатором которых выступает все тот же Чешско-моравский банк гарантий и развития.

В 2000 г. в бюджете Чехии на поддержку малого и среднего предпринимательства Министерству промышленности и торговли и Министерству местного самоуправления было выделено 1,95 млрд. крон (в 1999 г. - 1,5 млрд. крон). В проекте бюджета на 2001 г. предполагалось выделить 1,3 млрд. Крон.

Согласно закону программы должны содержать сведения о: предмете и цели поддержки; критерии ее получателей; центральном органе государственного управления или структуре, объявляющих программу; форме поддержки и условиях ее предоставления; санкциях за нецелевое использование государственной поддержки; размере и сроках предоставления отдельных видов поддержки. Контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на одобренные правительством программы поддержки, осуществляет Высший контрольный комитет.

Льготы, предусмотренные государственными программами, предоставляются предприятиям и организациям малого и среднего бизнеса, осуществляющим деятельность в сфере промышленности, строительства или ремесленного производства, услуг, включая медицинские, торговли и транспорта, за исключением службы такси. Льготные кредиты могут использоваться на приобретение земельных участков, зданий и сооружений, машин, оборудования и средств транспорта, ноу-хау, реконструкцию и модернизацию зданий. Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства ориентированы в основном на поддержку инвестиционных средне - и долгосрочных кредитов.

Для получения поддержки предпринимательские проекты должны отвечать хотя бы одному из следующих условий:

Создание новых рабочих мест, минимально 1 рабочего места не позднее 1 года с момента подписания кредитного договора и сохранение этих новых рабочих мест в течение всего срока предоставления поддержки;

Прием на работу лиц с ограниченной трудоспособностью на полный или частичный трудовой договор - минимально 1 лицо в течение 1 года;

Улучшение экологии как следствие реализации проекта;

Повышение экспортной производительности предприятия, подтвержденной данными об объеме экспорта получателя поддержки за соответствующий период и копиями таможенных деклараций, подтверждающих эти данные;

Производство средств медицинской техники для инвалидов.

Проекты должны быть реализованы на территории Чехии. Поддержка предоставляется только на инвестиционные кредиты. На запасы, долговые требования до срока погашения и на возмещение эксплуатационных затрат может быть использовано не более 40% объема кредита. Поддержка не предоставляется предприятиям, которые имеют непогашенные обязательства в отношении госбюджета и государственных фондов.

За невыполнение условий программы для заемщика предусмотрены санкции в виде штрафов в размере 1-5% от суммы первого транша кредита. В случае нецелевого использования кредита, нарушения условий программы или реализации проекта вне территории Чехии заемщик обязан незамедлительно погасить кредит.

Число государственных программ постоянно растет. Так, на 2000 г. объявлено 18 государственных программ (против 10 программ в 1997 г., 8 - в 1998г. и 9 - в 1999 г.). Познакомимся с краткими характеристиками некоторых из них.

Одной из ведущих целевых программ поддержки, реализуемых ЧМБГР, является программа «Кредит», заказчиком которой выступает Министерство промышленности и торговли. Она рассчитана на малые предприятия с численностью занятых менее 50 человек, реализующие инвестиционные проекты, направленные на поддержку экспорта, создание новых рабочих мест.

С 1993 г. работает государственная программа «Регион», цель которой - привлечение малого бизнеса в экономически слабые регионы страны и решение за счет этого проблемы занятости населения в этих областях. Основным условием участия в программе является создание в течение года новых постоянных рабочих мест: с момента получения поддержки в размере до 10 млн. крон - 2 рабочих места, свыше 10 млн. крон - 5 рабочих мест. Максимальный размер кредита - 20 млн. крон сроком до 4 лет.

Программа «Капитал», действующая с 2000 г., направлена на поддержку реализации инвестиционных проектов по повышению конкурентоспособности отечественного производства, росту экспорта, увеличению производительности труда и занятости, а также внедрению экологически безопасных передовых технологий.

В том же году принята и новая программа «Малые кредиты» по созданию альтернативных источников финансирования предпринимательских проектов малого бизнеса, направленных на развитие производства и новых технологий.

Кредиты предоставляются на финансирование инвестиций в новые технологии (минимально 70% кредита), ноу-хау (максимально 30% кредита), решение проблемы ликвидности (максимально 30% кредита).

Сделанный обзор форм и методов поддержки инвестиционных проектов в Чехии в рамках государственных целевых программ, хотя и сравнительно краткий, все же убедительно свидетельствует о той активной роли, которую играет государство в стимулировании развития малого и среднего предпринимательства.

В то же время ряд чешских либеральных экономистов считает контрпродуктивным наличие столь большого числа программ, поскольку это, по их мнению, распыляет средства, выделенные из госбюджета. Они полагают, что более эффективным инструментом поддержки является снижение налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Собственно, налоговая реформа в Чехии так и идет - в направлении уменьшения налоговой нагрузки на малые предприятия, усиления самодостаточности региональных бюджетов, упрощения системы налогообложения субъектов малого бизнеса. Ставка налога на прибыль юридических лиц снизилась с 45% в 1993 г. до 35 в 1999 г. и 31% в 2000 г. Это адекватно налогообложению доходов юридических лиц, действующему в развитых странах Евросоюза: Австрия - 36%, Великобритания - 31%, Швеция -28%, Франция - 33,3% (данные на 1998 г.).

В соответствии с новой редакцией Закона о налогообложении доходов (1993 г.), которая вступила в силу с 1 января 2001 г., мелкие предприниматели, прибыль которых не достигает в отчетном году 1 млн. крон, могут применять вмененный налог.

В дополнение к этому, малым предприятиям разрешено применять механизм ускоренной амортизации и переоценки основных фондов в течение пяти лет.

А для тех, кто привлекает к труду на своих предприятиях лиц с ограниченной трудоспособностью, установлены льготы в налогообложении в размере 18000 крон (согласно норме старого законодательства - 9000 крон) и 60000 крон (до этого 26500 крон) для использующих труд инвалидов с серьезной потерей трудоспособности. Сверх того, предпринимателям на 30% снижается основное налогообложение за счет фактических затрат на профессиональное обучение учеников.

И, наконец, нельзя не сказать о ценах. Динамичному развитию сектора малого и среднего предпринимательства способствует довольно жесткая политика либерализации цен, которая изначально базируется на поэтапном отпуске цен при регулирующей функции государства в пакете последовательных и взаимоувязанных мер макроэкономической стабилизации.

Доля регулируемых цен и тарифов, а также непрямых налогов в потребительской корзине составляет сегодня 18,3 %, в основном это цены в отраслях естественных монополий.

Благодаря государственным инструментам регулирования цен Чехии, в отличие от других постсоциалистических стран, удалось избежать раскручивания инфляционной спирали. После скачка цен в 1991 г. на 56,6% как следствие отпуска цен, в последующие годы инфляция стабилизировалась на уровне 8-10%. В 1999 г. рост потребительских цен составил 2,1%, в 2000 г. - 4,0%.

Анализ опыта Чехии показывает, что на этапе становления рыночных отношений в условиях непрозрачного финансового рынка и нестабильного банковского сектора государственная поддержка - необходимый и эффективный инструмент развития малого предпринимательства.

Экономическая политика этой страны в области поддержки малого бизнеса предлагает целый ряд инструментов, использование которых в случае координированной политики может не только заметно уменьшить финансовую нагрузку на предпринимателя, но и снизить кредитный риск коммерческих банков, предоставляющих кредиты субъектам малого бизнеса. Как видим, государственная политика должна быть повернута в сторону малого предпринимательства и предполагает использование широкого комплекса форм и методов. Это и разработка солидной нормативно-правовой и институциональной базы развития малого бизнеса; и создание государственного банка гарантий и развития; и разработка государственных программ поддержки малых предприятий; и подключение их к информационной и консультационной сети; и модификация налогового законодательства в направлении стимулирования развития малого предпринимательства.

Успех экономических реформ во многом зависит от формирования среднего класса, являющегося основой общества в развитых европейских странах. Трудно представить себе построение гражданского демократического общества и рыночной экономики без создания необходимых условий и экономической базы развития среднего класса, без поддержки со стороны правительства. Нельзя не учитывать и то, что именно средний класс во многом будет определять и политический облик общества.

В условиях глобализации и существования общего экономического пространства в Европе все коммерческие структуры сталкиваются с необходимостью стандартизации отчетности. В этом отношении бухгалтерский учет в Чехии уже перешел на международные рельсы, поэтому финансовые отчеты чешских компаний будут понятны большинству иностранных специалистов в области экономики и аудита.

Принципы ведения бухгалтерского учета в ЧР

Вступая в Европейский союз, Чехия согласилась с тем, что ей придется существенно реформировать не только таможенное и налоговое законодательство. Изменения должны были коснуться также и политики учета активов и пассивов компаний, работающих на территории Чешской Республики.

Основной принцип ведения двойных записей остался неизменным, однако национальные стандарты бухгалтерского учета пришлось переписать, при этом некоторые компании вынужденно перешли на составление отчетности по международным нормативам МСФО.

Базовыми принципами обновленного учета стали:

  • статичность – фиксация имущественного состояния, чтобы пользователи отчетности всегда могли убедиться в том, что полная реализация всех запасов и основных средств позволит покрыть текущую кредиторскую задолженность;
  • динамика – непрерывный анализ эффективности экономической деятельности, контроль за соотношением доходов и затрат, а также за формированием налоговых обязательств;
  • нацеленность на макроэкономические показатели – построение учета таким образом, чтобы финансовые показатели отдельного предприятия с легкостью формировали общенациональные показатели ВВП и добавленной стоимости.

Формальный бухучет в Чехии не предполагает унифицированной управленческой отчетности, так как эта часть экономической деятельности компании всегда скрыта согласно требованиям конфиденциальности и коммерческой тайны.

Какие субъекты экономической деятельности обязаны вести бухгалтерский учет в Чехии

Чешский закон о бухгалтерском учете (Zákon o účetnictví č. 563/1991 Sb.) обозначил круг субъектов, для которых исполнение его требований строго обязательно:

  • юридические лица, зарегистрированные на территории Чехии;
  • иностранные компании и предприниматели, ведущие деятельность на чешской земле;
  • частные предприниматели, зарегистрированные плательщиками НДС, чей годовой оборот превышает 25 млн крон;
  • филиалы и обособленные безбалансовые подразделения юрлиц;
  • частные лица, принявшие решение вести стандартизированный учет на добровольных началах.

Каждый из перечисленных выше субъектов обязан вести записи и проводки, ориентируясь на национальный план счетов, а по итогам финансового года предоставлять следующую отчетность:

  • годовой баланс;
  • о прибылях и убытках;
  • приложения (о движении денежных средств, об изменении в структуре активов и капиталов и т.д.).

Закон предполагает возможность подачи упрощенной отчетности и отказа от аудиторской проверки для тех компаний, которые не достигли ни одного из показателей:

  • по годовой прибыли – не более 40 млн крон;
  • по обороту – не более 80 млн крон;
  • по средней численности – не более 50 работников.

Полную отчетность, сформированную на основании МСФО, должны подавать фирмы, которые эмитируют ценные бумаги, торгующиеся на международных биржах, филиалы иностранных компаний, консолидированные участники рынка.

Перечень основных видов бухгалтерской отчетности и деклараций

Все юридические и физические лица, обязанные вести бухгалтерский учет, подают бухгалтерскую отчетность в Торговый реестр (Obchodní rejstřík) один раз в год.

Минимальный перечень отчетных документов включает в себя:

  • баланс – Rozvaha;
  • данные о прибыли и убытках – Výkaz zisků a ztrát;
  • приложения и пояснения – Příloha k účetní závěrce.

В отношении налоговой отчетности все несколько сложнее, особенно если компания зарегистрирована в реестре плательщиков НДС.

Большинство субъектов экономической деятельности в 2019 году должны подавать отчеты в Финансовое управление Чехии (Finanční úřady) в электронном виде через государственные электронные почтовые ящики (datová schránka):

Название отчета или декларации Периодичность Дата подачи Онлайн-форма для заполнения
Налог на прибыль юридических и физических лиц Раз в год До 31 марта https://adisepo.mfcr.cz/ – для физлиц
https://adisepo.mfcr.cz/ – для предприятий
Декларация по НДС ежемесячно До 25 числа месяца, следующего за отчетным https://adisepo.mfcr.cz/adistc/adis/
Расчет соцотчислений на обязательное страхование из зарплаты наемного персонала ежемесячно До 20 числа месяца, следующего за отчетным Сведения от работодателя:
о начислении платежей на медицинское страхование (VZP) - Přehled o platbě pojistného na zdravotní pojištění zaměstnavatele (VZP) и о размере страховых взносов - Přehled o výši pojistného a vyplacených dávkách

Если фирма владеет имуществом или использует в своей деятельности транспорт, то список отчетов и налоговых платежей может быть расширен.

Стоимость бухгалтерского обслуживания для иностранцев

Иностранные инвесторы – желанные гости в Чехии, для них предусмотрены льготы и разработаны специальные программы по снижению налоговой нагрузки. Но это не освобождает зарубежных бизнесменов от необходимости вести учет финансовых показателей и своевременно подавать отчетность.

Тем, кто в Праге даже Карлов мост с первого раза не найдет, очень сложно сразу разобраться в системе финансовых отчетов и налоговых деклараций.

На помощь новичкам приходят фирмы, готовые разработать учетную политику для новой компании, наладить или восстановить учет, а также обслуживать юрлицо или предпринимателя на постоянной основе.

Подобные предложения могут поступать как от чешских компаний, так и от российских, которые оказывают бухгалтерские услуги за рубежом.

Стоимость такой помощи зависит от статуса налогоплательщика, его оборота и степени вовлеченности во внутренние дела клиента:

Кратность обращений в год Особенности ведения деятельности Ориентировочная стоимость
Заказчик с нулевыми оборотами Около 300 евро
Один раз в год, для подготовки отчетности и упорядочивания первичной документации Деятельность в течение года осуществлялась, но без наемного персонала От 400 евро - зависит от количества операций
Заказчик - плательщик НДС От 3000 крон/месяц + 3000 за постановку на учет (одноразово)
Ежемесячное обслуживание, в зависимости от количества операций Клиент – неплательщик НДС От 2000 крон/месяц
Обслуживание компаний с наемными работниками В дополнение к годовому или ежемесячным платежам за бухобслуживание 500 крон в месяц за одного работника + 3000 крон одноразово за регистрацию каждого их них в системе соцстрахования.

Какой вариант сотрудничества выбрать и кому поручить ведение бухучета, решает сам налогоплательщик.

Возможно, после долгих размышлений на эту тему бизнесмен решит, что ему будет удобнее, если на фирме будет собственный бухгалтер. Однако однозначно можно утверждать, что без профессионального обслуживания избежать штрафов за ошибки в отчетности компании не удастся.

Делегирование обязанностей по ведению бухучета

Среди иностранцев, которые организовали свое дело в Чехии, довольно высок процент тех, кто вместо формирования собственной бухгалтерской службы передал эти обязанности на аутсорсинг.

Аргументация подобного решения проста и очевидна:

  • затраты на зарплату и обучение собственного штата для небольшой фирмы обойдутся дороже, чем стоимость работы агентства по оказанию бухгалтерских услуг;
  • непрерывность обслуживания (без отпусков и болезней);
  • экономия времени и юридическая поддержка для тех, кто мало знаком с тонкостями и нормативами налогового законодательства.

В данном случае для неопытных налогоплательщиков существует единственный существенный риск – довериться компании с низким уровнем квалификации или откровенным мошенникам. Однако рецепт успеха прост: пользоваться услугами только проверенных агентств с хорошей репутацией и чрезмерно не экономить.

Чем отличается ведение бухучета в России и Чехии

Тех, кто все же решил освоить азы чешской бухгалтерской отчетности, ждет приятная новость: отличий в бухгалтерском и налоговом учете в Чехии и России гораздо меньше, чем сходства.

Конечно, план и номера счетов аналитического учета не одинаков, но логика двойных записей сохраняется.

Список главных фискальных обязательств, отчетов и сроков их подачи очень похож на российский: налог на прибыль, НДФЛ, НДС и страховые взносы.

И, хотя ставки налоговых платежей отличаются, это не помешало правительствам двух стран подписать соглашение о предупреждении двойного налогообложения своих граждан.

Выводы

В идеале, решаясь на переезд в Чехию, человек должен потратить много времени на изучение законодательства чужой страны. Но на практике сил хватает только на поверхностное ознакомление с укладом жизни и азами разговорного языка.

Возможно, для начальных коммерческих успехов этого вполне достаточно, а вот для общения с налоговыми службами явно не хватает. Поэтому наиболее приемлемым вариантом для иностранцев станет обращение к местным профессионалам в сфере бухучета. Хотя бы на первых порах.

Бухгалтерский учет для начинающих. Лекция 1 Основы бухгалтерского учета

Одним из вариантов открыть бизнес в Чехии является регистрация ИП -индивидуальный предприниматель в Чехии или, иначе, ЧП -частного предпринимателя в ЧР. Простота открытия и возможность под такой вид бизнеса получить долгосрочную визу в ЧР, делают его довольно привлекательным.

Малый бизнес в Чехии имеет большую поддержку со стороны государства. Законы в области частного предпринимательства и других видов бизнеса в Чехии довольно понятны и просты. Чтобы понять главные положения и иметь представление о ведении бизнеса в Чехии можно прочитать Zákon o živnostenském podnikání (ŽZ) -Закон о предпринимательстве. Остановимся на том, как открыть бизнес в Чехии в качестве частного предпринимателя.

Частный индивидуальный предприниматель (OSVČ -Osoba samostatně výdělečně činná) осуществляет свою деятельность на основании § 2 ŽZ самостоятельно, от собственного имени и под свою ответственность на основании лицензии (Živnostenský list ). К OSVČ (частный предприниматель в Чехии) относятся физические лица, основным доходом которых является самостоятельное производство или другая деятельность. OSVČ может быть « živnostník «-человек работающий по лицензии. Не является «живностью» по § 3 ŽZ -адвокат, стоматролог, врачи, художник, экзекутор, проведение различных лотерей или азартных игр, ветеринары или земледелецы и много других (кстати, кому интересн такой бизнес в Чехии, как проституция, то он попадает под этот параграф закона. Только долгосрочную визу в Чехиию под этот, довольно конкурентный вид деятельности получить вряд ли удастся).

Условия регистрации частного предпринимателя в Чехии

изложены в § 6 ŽZ:

  • возраст старше 18 лет,
  • полная правоспособность, дееспособность,
  • безупречность.

Как заполнить формуляр на регистрацию ЧП в Чехии.

В заявлении на регистрацию частного предпринимателя в Чехии заграничная особа указывает:

  • имя и фамилию. В случае наличия в Торговом реестре- название фирмы;
  • гражданство;
  • родне число, если имеется (подобие ИНН);
  • дату рождения;
  • место жительства вне ЧР, подробно адрес места ведения производственной деятельности, подробно адрес ответственного за ведение хозяйственной деятельности;
  • вид деятельности, сферу деятельности;
  • подробный юридический адрес офиса;
  • идентификационный номер (IČO), если имеется
  • aдреса всех производственных помещений, в которых будете вести хозяйственную деятельность сразу после регистрации ИП в Чехии

Указать титул и научную степень особ, которые данную деятельность будут вести. Кроме того, можно указать данные, необходимые для регистрации частного предпринимателя в других ведомствах и организациях ЧР.

Сколько стоит регистрация ЧП в Чехии.

Сколько стоит государственная пошлина при регистрации индивидуального предпринимателя в ЧР :

  • 1 000,- Kč за лицензию при подаче документов на регистрацию частного предпринимателя в Чехии;
  • 500,- Kč за получение дополнительных лицензий, независимо от количества (можно подать заявление о концессии). Пошлину можно заплатить наличными в магистрате, банковским переводом или на почте;
  • 50,- Kč за приём документов отделом при подаче (контактным местом).

Срок рассмотрения документов на регистрацию ЧП в Чехии 5 рабочих дней.

Если необходимы уточнения или дополнительные документы, то у заявителя имеется 15 дней для устранения этих вопросов. Если в регистрации ЧП в Чехии отказано, то получите о том письменное уведомление. В течение 15 дней можно подать заявление с устранением причин отказа дополнительно.

Штрафы в отношении к ЧП в Чехии.

Нарушение закона о предпринимательской деятельности наказывается штрафами указанными в § 61, 62, 63 ŽZ. В случаях описанных в § 58 право работы ЧП в Чехии может быть приостановлено или запрещено совсем (может быть запрещена производственная деятельность в отдельном производственном помещении).

Если у вас ещё остались вопросы или появилось желание организовать бизнес в Чехии, открыть ЧП в Чехии или заложить фирму в ЧР, обращайтесь к нам через контактную форму или по любому из указанных телефонов. К услугам и skype. Консультации по ИП в Чехии в разумных пределах бесплатно. Поможем с подготовкой документов на МУЛЬТИ визу или долгосрочную визу в Чехию.
Пошаговая инструкция регистрации ЧП в Чехии поможет вам попытаться стать индивидуальным предпринимателем самостоятельно. Но, пожалуйста, имейте ввиду, что исправления и повторные подачи после отказов, не очень приветствуются МВД Чехии.

Каждая организация, которая имеет юридический адрес в Чехии, должна вести свой бухгалтерский учет согласно законодательству данной страны. При регистрации или предприятия на территории чешского государства, бухгалтерия Чехия становится его важной составляющей, независимо от специфики работы или денежных средств.

Особенности чешского бухучета

Нормативные правовые акты, которые регулируют вопросы бухгалтерского учета в Чехии, соответствуют законодательству ЕС. Согласно законодательству, есть два способа отчислений – налоговые и бухгалтерские.

Отчетность по бухгалтерии включает в себя бухгалтерский баланс, отчеты об изменении капитала, о движении денежных средств, а также о прибыли и убытках. При этом малым предприятиям достаточно представить только баланс и отчёт о прибылях и убытках.

Доверьте вашу бухгалтерию профессионалу

Далеко не каждый предприниматель может разобраться с системой налогообложения и, тем более, понять тонкости бухгалтерского учета, особенно без идеального знания языка и местного законодательства. Потому столько важное и ответственное дело лучше всего доверить профессионалам, и хорошо, если им будет местный бухгалтер. Согласитесь, бухгалтер в Праге наверняка будет знаком с законодательством лучше, чем приезжий. В любом случае при выборе бухгалтера обязательно обратите внимание на его образование, стаж работы и наличие лицензии. Настоящий профессионал, имеющий квалификации бухгалтера в Чехии, несет ответственность за свою работу, а значит не только грамотно составляет все отчеты и вовремя их подает, но и лично подписывает.

Передача бухгалтерии на аутсорсинг

При всех своих плюсах содержание собственной бухгалтерии имеет один, но значительный минус, - это его затратность. Действительно, оплатить работу высококвалифицированного штатного специалиста в Чехии может быть не дешево, особенно для начинающего предприятия. Наиболее разумным решением в этом случае может стать передача бухгалтерии на аутсорсинг - сторонней компании или частному специалисту. Подобная практика уже давно широко используется в зарубежных компаниях. Передавая бухгалтерию на условия аутсорсинга, у вас будет возможность больше сосредоточиться на основных функциях предприятия.

Поручая бухучет сторонней компании, вы можете не только сэкономить на расходах, но также получить ряд дополнительных преимуществ. Например, вы будете избавлены от риска, что бухгалтер неожиданно заболеет в ответственный момент или решит уволиться перед сдачей баланса. К тому же любые убытки, связанные с неправильным расчетом налогов или с несвоевременным предоставлением отчетности, возмещает аутсорсинговая компания.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об