Состав безработных. Состав безработных и занятых

Безработица -- социальное явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

Согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет (в России 15-72 лет) признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно:

Не имел работы

Искал работу

Был готов приступить к работе

Таб. 6 Численность безработных граждан Омской области

Наименьшая численность безработных граждан наблюдалась в 2008 году, затем происходило увеличению числа безработных и в 2010 году достигло 101 тысячи человек. В сравнении с 2000 годом число безработных значительно сократилось. Но, если рассматривать численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, то наименьшее значение имеет 2000 год, всего 15,4 тысячи человека. Наибольшая численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения приходится на 2009 год, в 2010 происходит уменьшение на 3 тысячи человек.

Можно подвести небольшие итоги по 2011 году. Для этого необходимо проанализировать следующую таблицу.

Таб. 7 Численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в 2010-2011 годах

1) По данным Главного управления государственной службы занятости населения Омской области.

2011 год начался с увеличения численности безработных. За месяц число безработных увеличилось на 0,4 тысячи человек. Соответственно и было больше выплачено пособий по безработице.

Также анализируя 2011 год можно просмотреть безработных 2011 года в общем числе от численности работников.

Таб. 8 Численность работников и безработных 2011 года.

1) Учитываются организации, имеющие в составе персонала более 15 человек.

Из таблицы видно, что все показатели меньше показателей аналогичного периода предыдущего года. Статус безработного имеет примерно 17 % от среднесписочной численности работников организаций.

Рис. 3

Рис. 4 Уровень зарегистрированной безработицы (по муниципальным районам области) на 1 марта 2011 года, % от ЭАН



Рис. 5

За все 3 месяца наименьший уровень зарегистрированной безработицы был в Омском районе. Такие районы как Черлакский, Горьковский, Большереченский, Иссикульский, Тевризский, Азовский, Любинский имеют уровень безработицы равный примерно 3. Самая плохая ситуация с уровнем безработицы наблюдается у Называевского, Саргатского, Крутинского, Большеуковского, Одесского и Седельниковского районов. Здесь уровень безработицы больше 5.

Из данных Главного управления государственной службы занятости населения Омской области численность зарегистрированных безработных в Омской области по данным на 1 апреля 2011 года составляет 18861 человек (на 1 апреля 2010 года - 22399 человек). Уровень зарегистрированной безработицы составляет 1,8 процента от экономически активного населения (на 1 апреля 2010 года - 2,1%). По прогнозным оценкам уровень зарегистрированной безработицы в марте текущего года составит 1,8 %. Заявленная работодателями потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в первом квартале 2011 года составила более 18,4 тысячи вакансий, что на 19,3% больше, чем в 2010 году. В течение трех месяцев 2011 года почти 1800 работодателей обратилось в службу занятости за содействием в подборе необходимых работников. По данным на 1 апреля 2011 года в городском и межтерриториальном банках вакансий содержится 11,5 тысячи вакансий работодателей города Омска и муниципальных районов Омской области, около 30% из них составляют вакансии для служащих (на 1 апреля 2010 года -6,0 тысячи вакансий, из которых около 52% - для замещения вакансий служащих). При содействии службы занятости в январе - марте 2011 года нашли работу (доходное занятие) более 40 процентов граждан (4982 человека), обратившихся за содействием в трудоустройстве. Численность трудоустроенных безработных граждан в отчетном периоде 2011 года составила 3091 человек. Государственная услуга содействия в поиске подходящей работы предоставляется всем без исключения гражданам, обратившимся в службу занятости населения Омской области, из числа работающих, либо желающих сменить место работы или потерявших работу, независимо от причины увольнения.

Профориентационными услугами в первом квартале 2011 года воспользовались более 20,1 тысячи человек, государственные услуги по психологической поддержке и социальной адаптации на рынке труда получили более 4 тысяч безработных граждан. В течение января - марта 1194 человека получили возможность повысить квалификацию, пройти профессиональное обучение.

Безработица в своей общей массе вызывает большой интерес и необходимость действий со стороны государства. Однако не меньшее внимание заслуживают и сами безработные в отдельности. Кто же это такие и кого мы по праву можем считать безработным?

Приведем трактовку безработных, данную М.Г.Назаровым в учебнике «Курс социально-экономической статистики». Данный автор говорит о том, что безработные - это лица, достигшие определенного возраста, принятого в национальном законодательстве в качестве нижней границы трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия), но занимались ее поиском и были готовы приступить к работе незамедлительно или в течение периода, определенного национальным законодательством. Отметим, что авторы других источников вполне солидарны с М.Г. Назаровым в вопросе определения безработных.

Говоря о поисках работы, имеется в виду активный ее поиск. То есть безработный должен обратиться в государственные или частные службы занятости или непосредственно к администрации предприятий и организаций, поместить объявления в печати, использовать личные связи или предпринять попытки к организации своего бизнеса.

Кроме того, в состав безработных включаются лица, обучающиеся по направлению служб занятости. В качестве безработных учитываются учащиеся и студенты, инвалиды и пенсионеры в том случае, если они активно занимаются поисками работы и готовы к ней приступить.

Описанные выше критерии отнесения к безработным соответствуют методологии определения численности безработных, предложенной Международной организацией труда (МОТ). Подсчет безработных по методу МОТ может быть осуществлен лишь на базе периодических выборочных обследований (опросов населения) по проблемам занятости, организуемых Госкомстатом.

Но также в составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными.

Министерство труда и социального развития ведет учет безработных через государственные службы занятости. В соответствии с законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работу, ищущие работу, готовые к ней приступить и в установленном порядке зарегистрированные в органах службы занятости. Так определяют численность официальных безработных.

Говоря о безработице, нельзя не отметить состав самих безработных. Социальный состав безработных средствами статистики получают при анализе данных выборочного обследования по проблемам занятости и от органов службы занятости по приложению к форме № 1-T (трудоустройство) «Отчет о трудоустройстве и занятости населения» за год. В отчете содержится информация о качественном составе безработных (распределении их по полу, возрасту, уровню образования причинам увольнения, наличию детей, профессии, специальности). Изучение качественного состава безработных способствует разработке более эффективной политики занятости (субсидии на расширение рабочих мест, система подготовки и переподготовки рабочей силы, поощрение предпринимательской деятельности и др.).

Чтобы правильно оценить ситуацию на рынке труда, необходимо проанализировать причины, приведшие граждан к статусу безработных.

Анализ распределения безработных по полу опровергает весьма распространенный тезис о том, что у безработицы «женское» лицо. В общей численности безработных доля мужчин всегда превышала долю женщин, в 2000 г. доля безработных мужчин составляла 54,3%. Однако среди официальных безработных преобладали женщины - 69,7%См.: Статистика: учеб./ И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под. ред. Проф. И.И. Елисеевой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - с. 306.. Это свидетельствует о том, что женщины испытывают больше трудностей в решении проблемы трудоустройства, а безработные мужчины чаще пытаются трудоустроиться самостоятельно.

О неравном положении мужчин и женщин на рынке труда говорит и тот факт, что, несмотря на более высокий уровень образования, труд безработных женщин остается невостребованным. Высшее и неполное высшее образование, по данным обследования в ноябре 2000 г., имели 18,5% безработных женщин и 12,4% безработных мужчин, среднее профессиональное образование - соответственно 26,2 и 19,3%.

Возрастной состав безработных отражает проблемы трудоустройства молодежи, что имеет особую социальную значимость. Средний возраст безработных - 35,1 года. Доля молодежи до 30 лет составляет 37,7% общей численности безработных, в то время как их доля в общей численности занятых - 23,6%. Доля же безработных старших возрастов (старше 50 лет) гораздо ниже их доли в численности занятых (соответственно 12,2 и 17,9%). Следовательно, наличие опыта работы является одним из факторов, повышающим вероятность трудоустройства. Вместе с тем в 2000 г. 18,1% безработных не имели опыта работы.

Ситуация на рынке труда характеризуется увеличением числа лиц, продолжительное время не имеющих работы, и их доли в общей численности безработных. Под продолжительностью безработицы В.Н.Салин вместе с Е.П. Шпаковской в учебнике «Социально-экономическая статистика» понимают длительность периода, в течение которого безработный ищет работу. Различают продолжительность незавершенной безработицы - время с момента начала поиска работа до рассматриваемого периода (момента опроса), и продолжительность законченной безработицы - время с начала поиска работы до момента трудоустройства. К длительной безработице относят безработицу в течение 12 месяцев и более. Удельный вес длительно безработных постоянно растет.

Наряду с информацией о безработных службы занятости собирают информацию о потребности предприятий и организаций в рабочей силе. В частности, определяется заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках - число вакансий (вакантных мест). На основе этих данных рассчитывают величину спроса на рабочую силу - общее число рабочих мест, равное сумме фактической численности работающих и числа вакантных мест.

Следует отметить, что в существующей системе информационного обеспечения рынка труда (не только в России, но и практически во всех странах СНГ) самым слабым звеном является статистика спроса на работу. В настоящее время анализ сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, как правило, строится на основе данных служб занятости, хотя заведомо известно, что информация о вакансиях, сообщенная предприятиями в эти службы (т.е. заявка на рабочую силу), явно занижена. Изучение статистики спроса целесообразно строить на основе сведений, собираемых непосредственно органами государственной статистики от предприятий и организаций, добиваясь при этом достоверности информации на основе проверок, анкетных обследований и т.п.

Сбалансированным рынок труда является в том случае, если в нем количество вакантных мест приблизительно совпадает с количеством безработных. Подобное состояние еще не означает достижения профессионально-квалификационного соответствия, а лишь свидетельствует о количественном совпадении спроса и предложения, для оценки которого рассчитывают коэффициент напряженности на рынке труда - отношение числа безработных к численности заявленных вакансий.

Вусловияхотраслевойперестройки,формированиямногоукладнойэкономики,техническогопрогрессаоднойизпредпосылокэффективногофункционированиярынкатрудаиэкономикивцелом является мобильность рабочей силы. Категория мобильности отражает совокупность различных видов движения рабочей силы на рынке труда: профессиональное, квалификационное движение, движение рабочей силы между предприятиями, отраслями, регионами. Залогом мобильности является поливалентность работника. Поливалентный работник обладает соответствующей этапу развития производства профессиональной подготовкой, способен работать не только по своей, но и по смежным специальностям, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства, овладевать новыми навыками и технологиями, быстро реагировать на изменение спроса на труд, его цену и т.д.

Сочетание поливалентности работника, его мобильности и хорошего здоровья отвечает современным требованиям к рабочей силе и является основным критерием конкурентоспособности работника на рынке труда.

С 2001 г. Министерство труда и социального развитая РФ ввело практику определения субъектов Российской Федерации, относящихся к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Порядок выявления таких территорий предусмотрен постановлением правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 875 «О правилах отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда».

Госкомстат ежегодно до 15 марта представляет данные по Российской Федерации в целом и по субъектам Российской Федерации за 2 последних года по шести показателям:

уровень занятости в % от общей численности населения в возрасте 15-72 лет;

уровень общей безработицы (безработицы по МОТ);

уровень регистрируемой безработицы;

доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, в общей численности безработных;

доля работающих неполное рабочее время и находящихся в отпусках по инициативе администрации в общей численности работающих (по крупным и средним организациям);

Коэффициент напряженности на рынке труда.

Регионы Российской Федерации ранжируют по значениям показателей, т.е. им присваивается номер, находящийся в определенной зависимости от величины показателя: чем больше величина показателя, тем больше порядковый номер. Лишь показатели уровня занятости ранжируются в обратной зависимости от величины. При равной величине одного показателя у разных территорий им присваивается одинаковый порядковый номер. Для каждого субъекта РФ и для Российской Федерации в целом по формуле средней арифметической простой рассчитывается средний порядковый номер (общий показатель).

Уровень напряженности на рынке труда определяется путем деления среднего порядкового номера (среднего ранга) по данной территории на аналогичный общий показатель по Российской Федерации в целом. Если средний порядковый номер по территории превышает общий показатель по Российской Федерации более чем в 1,5 раза, то этот субъект Федерации считается территорией с напряженной ситуацией на рынке труда.

Введенный порядок расчетов призван способствовать выработке практических мер, целенаправленной, адресной политики по стабилизации положения на рынке труда конкретных территории с учетом региональных особенностей и интересов.

При исчислении безработных следует обратить внимание на проблему, которая появилась в России и ряде других стран и которую необходимо решить. Речь идет о работниках предприятий, отправляемых в так называемый административный отпуск, который может быть как с частичным сохранением содержания, так и без сохранения содержания. При этом продолжительность этого отпуска бывает довольно значительной. В этом случае, хотя эти лица имеют формальные связи с работодателем, многие из них ищут другую работу и готовы к ней приступить.

Анализ зарубежного опыта показывает, что в других странах также имеются лица, находящиеся в подобной ситуации. Но при этом продолжительность административного отпуска не превышает 2-3 недель, максимум одного месяца. После этого лица учитываются в категории безработных.

С учетом того, что лица, находящиеся в административных отпусках, часто находятся в ситуации более тяжелой, чем те, которые официально признаны безработными и имеют право на получение пособия по безработице, следует внести соответствующие коррективы в определение безработицы, которые бы позволили и лиц, имеющих формальные связи с работодателями, поскольку они находятся в административных отпусках, после истечения определенного срока (например, месяца) учитывать в качестве безработных.

Исходя из вышеизложенного, мы видим, что состав безработных многообразен, и его можно рассматривать сквозь призму различных категорий, а численность безработных может варьироваться в зависимости от способа исчисления безработных. Так, например, численность официально безработных обычно значительно ниже численности безработных, определяемой по методологии МОТ. А как отмечают отечественные и зарубежные ученые, принятая система учета безработицы в нашей стране не отражает действительных тенденций в развитии российского рынка труда, поскольку большинство безработных не регистрируются на биржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных посреднических структур (кадровых агентств и др.). Кроме того, рынок рабочей силы в РФ не сбалансирован и, в условиях мирового кризиса, рассчитывать на равное количество безработных и вакансий пока не приходится. Мы можем предположить, что в настоящее время в составе России выделяется значительное количество территорий с напряженной ситуацией на рынке труда. А проблема увеличения числа административных неоплачиваемых отпусков на сегодняшний день становится все острее.

В мировой практике накоплен большой опыт изучения безработицы, а в России – это принципиально новое явление в жизни общества, возникшее в начале 1990-х гг. Семьи, в составе которых имеются безработные, стати одной из новых групп риска, наименее защищенной частью населения.

Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные последствия. К первым из них можно отнести следующие:

  • недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема валового национального продукта (ВНП) отражена в законе Оукена (Okun"s law): превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию фактического объема ВНП на 2,5% потенциального;
  • значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;
  • замедление роста уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;
  • увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных: выплат пособий и компенсаций и т.д.

Помимо экономических последствий безработица имеет серьезные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но даже более значительные, чем экономические. К основным из них относятся следующие:

  • усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;
  • обострение криминогенной ситуации, рост преступности;
  • повышение числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний, смертности от алкоголизма;
  • потеря неработающими квалификации и практических навыков; обострение семейных отношений и увеличение разводов; сокращение внешних социальных связей безработного.

К безработным в соответствии с определением, которое дано МОТ, относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности, которых в рассматриваемый период можно одновременно охарактеризовать по следующим критериям:

  • а) не имели работы (доходного занятия);
  • б) занимались поиском работы в течение четырех недель, предшествующих обследуемой неделе, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости либо непосредственно к администрации предприятия (работодателю), использовали или размещали объявления в печати, пытались воспользоваться личными связями и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
  • в) были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

При проведении обследования населения по проблемам занятости и измерении безработицы критерий отсутствия работы относится к обследуемой неделе; критерий поиска работы распространяется на четыре недели, предшествующие обследуемой неделе; критерий готовности приступить к работе – на две недели после обследуемой недели. Несмотря на то что каждый критерий имеет собственные временны е пределы, показатель безработицы относится к обследуемой неделе. Учащиеся, студенты, инвалиды и пенсионеры учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. Занятия и виды деятельности безработных, как отмечалось выше, определяются по последнему месту работы.

Обследования по проблемам занятости позволяют получить сопоставимую информацию о численности и составе безработных по следующим характеристикам:

  • полу (с выделением наименее защищенных в социальном отношении безработных – женщин);
  • возрасту (с выделением безработицы молодежи);
  • месту проживания (с выделением городского и сельского населения);
  • уровню образования;
  • семейному положению;
  • причинам увольнения;
  • продолжительности и способам поиска работы;
  • наличию опыта работы;
  • видам деятельности.

Кроме численности безработных, определяемой в процессе обследований по методологии МОТ, определяется также численность официально зарегистрированных безработных в органах службы занятости. В соответствии с законодательством РФ к этой категории относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории РФ, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Безработными согласно законодательству РФ не могут быть признаны граждане:

  • 1) не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по возрасту (но старости), за выслугу лет;
  • 2) отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • 3) не явившиеся без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не пришедшие в срок, установленный им для регистрации в качестве безработного.

Численность безработных, которая по методологии МОТ определяется по результатам обследования населения по проблемам занятости, существенно отличается от численности официально зарегистрированных безработных (в среднем в три раза). Если по данным обследования на конец ноября 2005 г. численность безработных составила 5,2 млн человек, то по данным Росстата численность безработных, зарегистрированных в государственных службах занятости на ту же дату – 1,8 млн человек.

При статистическом изучении безработицы ее рассматривают как нарушение равновесия на рынке труда. В связи с этим в международной практике выделяются следующие виды безработицы: фрикционная (текущая), сезонная, конъюнктурная, структурная. Краткая характеристика каждого вида безработицы представлена в табл. 3.14.

Таблица 3.14

Характеристика видов безработицы

Вид безработицы

Характеристика

Группы лиц

Фрикционная (текущая)

Наличие достаточно большого количества вакантных мест. Короткая продолжительность безработицы.

Низкая доля безработных

Смена работы по личным мотивам. Вступление на рынок труда.

Смена работы в связи с изменением ситуации на рынке труда

Начинающие в данной профессии. Женщины после "семейной фазы". Лица, меняющие место работы

Сезонная

Регулярные годовые колебания безработицы.

Короткая продолжительность безработицы.

Высокая доля безработных в профессиях и отраслях, находящихся под влиянием сезонных факторов

Сезонные колебания спроса на трудовые ресурсы. Институциональные сроки (сроки увольнений, окончания обучения). Сезонный характер деятельности в отдельных отраслях

Работающие на сезонных работах (сельское хозяйство, строительство). Закончившие обучение

Конъюнктурная

Высокая доля безработных в отраслях, зависящих от конъюнктуры рынка труда.

Спад производства и спроса на продукцию, снижение деловой активности

Рабочие. Лица с низкой квалификацией. Работники старших возрастных групп

Резкое повышение доли безработных в периоды экономических спадов

Молодые работники, незащищенные в полном объеме от возможного увольнения

Структурная

Высокая доля безработных.

Длительная продолжительность безработицы.

Сосуществование безработицы и потребности в рабочей силе

Слишком незначительный рост экономики. Переход к новым поколениям техники и технологии. Международная конкуренция. Недостаточно высокая мобильность рабочей силы и капитала

Работники старших возрастов. Работники с низкой квалификацией. Работники определенных профессий. Начинающие в данной профессии работники. Региональная безработица

Наиболее серьезной проблемой в современных условиях является структурная безработица, которая существует даже в периоды конъюнктурного подъема. В настоящее время понятие структурной безработицы трактуется следующим образом:

  • 1) в узком смысле структурная безработица представляет собой устойчивую безработицу: имеется достаточное количество вакантных рабочих мест, которым, однако, не соответствует квалификация безработных. Ее предпосылкой является наличие по крайней мере на отдельных участках рынка труда в определенных регионах, профессиях и квалификациях недостатка рабочей силы;
  • 2) структурная безработица проявляется в ситуациях, характеризующихся стойким дефицитом рабочих мест вследствие недостаточного экономического роста;
  • 3) в более широком смысле структурная безработица представляет собой либо временную, либо длительную неполную занятость, обусловленную изменениями в структуре экономики.

Наибольшего значения численность безработных в России достигла в 1999 г., в последующие годы имеет место явная тенденция к снижению численности безработных. Разница между числом официально зарегистрированных безработных и общей численностью безработных, рассчитанной по методологии МОТ, в известной степени объясняется отсутствием стимула к регистрации безработных в службе занятости в связи со сложностями этого процесса и малыми размерами пособий по безработице. Начиная со II полугодия 1999 г. наблюдается сокращение общей численности безработных, определенной по методологии МОТ, а вот численность официально зарегистрированных безработных после 2000 г. возросла: в 2005 г. по сравнению с 2000 г. темп ее прироста составил 78,14%. Численность безработных женского пола снизилась за этот период на 21,2%, темпы снижения общей численности безработных существенно замедлились: если в 2000 г. по сравнению с 1999 г. она снизилась на 22,8%, то в 2005 г. по сравнению с 2004 г. – на 8,87%.

В конце января 2007 г. в соответствии с методологией МОТ численность безработных составила 5,3 млн человек или 7,1% экономически активного населения. В органах государственной службы занятости было зарегистрировано 1,7 млн человек.

Таблица 3.15

Показатели безработицы в России

Показатели

1. Общая численность безработных, тыс. человек

Из них женщины: тыс. человек

2. Численность безработных, зарегистрированных в органах государствен ной службы занятости, тыс. человек

3. Доля женщин в численности, официально зарегистрированных безработных, %

4. Уровень безработицы, %: всего

5. Уровень зарегистрированной безработицы, %

Изданных, приведенных в табл. 3.15, очевидно, что в структуре официально зарегистрированной безработицы преобладают женщины. Женская безработица часто является следствием разнообразных дискриминационных процессов в политике найма на работу: отбор по критерию пола, первоочередность в увольнении работников и т.д. За период 2000–2005 гг. доля женщин в составе официально зарегистрированных безработных составляла более 2/3. Доля же женщин в численности безработных, определяемой по методологии МОТ, существенно ниже. Эти различия обусловлены в первую очередь тем, что в службу занятости обращается наименее активная и конкурентоспособная часть населения, к которой традиционно принадлежат женщины (по данным опросов, большинство мужчин считают для себя недостойным обращаться в службу занятости, так как это может свидетельствовать об их неспособности самостоятельно решить проблему с работой).

Согласно данным, приведенным в табл. 3.15, уровень безработицы, рассчитанный но методологии МОТ, снижается, в том числе для женщин и мужчин.

Одним из важнейших направлений анализа безработицы является изучение ее продолжительности. По данным обследований населения по проблемам занятости рассматриваются распределения безработных по продолжительности поиска работы с выделением данных но городскому и сельскому населению, полу и возрасту. Кроме характеристики структуры безработных по продолжительности поиска работы рассчитывается средняя продолжительность поиска работы, определяемая следующим образом:

где – время поиска работы в i -й группе; – численность безработных в i -й группе.

Для России характерна высокая средняя продолжительность поиска работы по сравнению с развитыми странами. Рассмотрим результаты распределения безработных России по продолжительности поиска работы за 2004 и 2005 гг. Исходная информация представлена в табл. 3.16.

Для сравнения приведем значения доли искавших работу 12 мес. и более в 1999 г. В целом для всех безработных она составляла 47,2%, у мужчин – 39,4%, у женщин – 51,5%. Средняя продолжительность поиска работы в этом же году была 9,7 мес., в том числе у мужчин – 9,2 мес. и у женщин – 10,2 мес.

Таблица 3.16

Структура безработных по продолжительности поиска работы (в среднем за февраль – ноябрь 2007 и 2008 г.), %

Безработные

Продолжительность поиска работы, месяцы

Среднее время поиска работы, месяцы

12 и более

По результатам анализа данных табл. 3.16 можно сделать следующие выводы:

  • по сравнению с 1999 г. в 2008 г. снижается средняя продолжительность поиска работы (для всех безработных на 17,5%, у женщин на 17,6%);
  • доля безработных с продолжительностью поиска работы 12 мес. и более снижается, причем данная закономерность прослеживается как для мужчин, так и для женщин, но доля женщин в этой группе безработных намного выше. Причем при снижении этой доли в наибольшей степени у женщин у мужчин она снизилась на 1,6 п.п. в 2008 г. по сравнению с 1999 г.;
  • все распределения характеризуются существенной левосторонней асимметрией, поскольку около 40% безработных заняты поиском работы год и более;
  • средняя продолжительность поиска работы у женщин в России больше, чем у мужчин, но и у мужчин, и у женщин она уменьшается;
  • в 2008 г. по сравнению с 2007 г. вырос удельный вес безработных в трех группах: ищущих работу менее 1 мес. (на 2 п.п.), от 1 до 6 мес. (на 2,7 п.п.) и от 3 до 6 мес. (на 1,3 п.п.);
  • совокупности безработных по продолжительности поиска работы неоднородны, о чем свидетельствуют высокие значения коэффициентов вариации (около 60%).

Изучение распределения безработных разного возраста по продолжительности поиска работы позволяет предположить наличие взаимосвязи между возрастом безработного и продолжительностью поиска работы.

У молодежи в возрасте от 20 до 24 лет среднее время поиска работы за февраль – ноябрь 2008 г. составляло 6,6 мес., у безработных в возрасте 25–29 лет эта средняя составила 8,0 мес., резко возрастало среднее время поиска работы в возрасте 45–49 лет – 9,3 мес. и в возрасте от 55 до 59 лет – 9,5 мес.

Рассмотрим состав безработных по уровню образования и выясним, есть ли различия в профессиональном образовании безработных в городских поселениях и сельской местности (табл. 3.17).

Таблица 3.17

Безработные по уровню образования (в среднем за февраль – ноябрь 2008 г.)

Уровень образования

Всего безработных

В том числе

тыс. человек

городское население

сельское население

тыс. человек

тыс. человек

Безработные, всего

В том числе имеют образование:

высшее профессиональное

неполное высшее профессиональное

среднее профессиональное

начальное профессиональное

среднее (полное) общее

основное общее

не имеют основного общего

По данным обследований за 2008 г. высшее и неполное высшее профессиональное образование имели 14,7% безработных, для занятого населения эта доля составляла 28,7%. В городских поселениях доля безработных с высшим образованием и неполным высшим образованием почти в 2 раза превышает эту долю в сельской местности. Безработные со средним (полным) общим образованием составляют наибольший удельный вес – 33,3%, в том числе в городах – 29,8%, в сельской местности –39,0%.

В связи с этим возникает вопрос о степени эффективности использования образовательного потенциала рабочей силы в Российской Федерации.

Если приведенные данные дополнить характеристикой уровня безработицы среди специалистов различных специальностей, то мы получим определенную информацию для анализа текущей потребности в специалистах определенной квалификации.

Так, в ноябре 2004 г. среди молодых людей в возрасте 20–29 лет, получивших высшее и среднее экономическое образование, примерно 182 тыс. человек не имели работы. По группам строительных специальностей уровень безработицы в этой же возрастной группе с тем же уровнем образования составлял 8,4%. Еще выше уровень безработицы среди лиц в возрасте 20–29 лет, получивших высшее и среднее профессиональное образование по сельскохозяйственным профессиям – 14,9%.

Если учесть, что в среднем на поиск работы лица с высшим профессиональным образованием затрачивали в 2005 г. 8,1 мес., со средним – 8,5 мес., становится очевидной высокая степень недоиспользования специалистов с высоким уровнем профессионального образования.

Безработица в рыночной экономике в определенном размере рассматривается как неизбежная, а ее естественный уровень в экономически развитых странах оценивают в 7%.

Наиболее общим показателем, характеризующим безработицу, является уровень безработицы :

Если сравнивать уровень безработицы в Российской Федерации с развитыми странами, то наша страна будет находиться в средней группе. Так, в 2008 г. удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения составлял в России 7,0%, тогда как в Японии – 4,0%, Великобритании – 5,3%, США – 5,8%.

Однако если рассмотреть уровень безработицы в регионах, то ситуация окажется нс столь благополучной. В среднем за февраль – ноябрь 2008 г. в Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах уровень безработицы превышает среднероссийский – 6,3% (табл. 3.18).

Значительно выше удельный вес безработных в численности экономически активного населения в сельской местности: при среднем но Российской Федерации уровне вес безработицы в селах 9,6% в Южном федеральном округе он составляет 13,1%, в Сибирском – 12,1%. Наименее благополучная ситуация с безработицей в Южном федеральном округе. Более подробные данные по регионам федеральных округов содержатся в табл. 3.19.

Таблица 3.18

Уровень безработицы в федеральных округах (в среднем за февраль – ноябрь 2005 г.), %

Таблица 3.13

Основные параметры уровня безработицы по регионам федеральных округов (за февраль – ноябрь 2005 г.)

Федеральный округ

Количество регионов

Уровень безработицы, %

Асимметрия

минимальный

максимальный

размах вариации

среднее значение

Центральный

Левосторонняя

Северо-Западный

Левосторонняя

Правосторонняя

Приволжский

Левосторонняя

Уральский

Левосторонняя

Сибирский

Правосторонняя

Дальневосточный

Левосторонняя

В целом по Российской Федерации

Левосторонняя

Самый низкий уровень безработицы в этот период в Москве – 0,9%, а самый высокий – 55,0% – в Республике Ингушетия. Ранжировав все регионы РФ по уровню безработицы, определим первую квартиль (Q 1 = 5,3%), медиану (Me = 7,3%) и третью квартиль (Q 3 = 8,5%). Это дает основание сделать вывод, что в 25% регионов РФ уровень безработицы был ниже 5,3%, в половине регионов он ниже 7,3%, а в 25% регионов выше 8,5%. Квартальное отклонение составило 1,6. В большинстве федеральных округов (кроме Южного и Уральского) уровень безработицы мужчин превышал уровень безработицы женщин и в среднем по Российской Федерации это превышение составило 0,5 п.п. Уровень безработицы в сельской местности превышает ее уровень в городах в 1,8 раза.

При анализе динамики безработицы по совокупности федеральных округов рассчитывают индекс переменного состава:

где и – средний уровень безработицы по стране соответственно в отчетном и базисном периодах; и – численность экономически активного населения./-го федерального округа соответственно в отчетном и базисном периодах; и – уровень безработицы в j -м федеральном округе соответственно в отчетном и базисном периоде; – удельный вес j -го федерального органа в численности экономически активного населения страны.

Величина индекса уровня безработицы переменного состава формируется под влиянием изменения двух факторов:

  • 1) уровня безработицы в отдельных федеральных округах;
  • 2) распределения экономически активного населения по федеральным округам.

Влияние первого фактора оценивается с помощью индекса уровня безработицы фиксированного состава

Для измерения влияния изменений в распределении экономически активного населения по федеральным округам на динамику уровня безработицы в стране рассчитывается индекс влияния структурных сдвигов:

Факторный анализ позволяет объяснить изменение численности безработных под влиянием изменения уровня безработицы в федеральных округах, изменения распределения численности экономически активного поселения по федеральным округам и изменения общей численности экономически активного населения в стране.

Изменение численности безработных (ΔЧБ) представим следующим образом:

Второе слагаемое можно представить в несколько иной форме, что позволит дополнить анализ оценкой влияния структурного фактора на изменение численности безработных.

Данные для анализа динамики уровня безработицы за 2003 и 2005 гг. приведены в табл. 3.20.

Таблица 3.20

Уровень безработицы но федеральным округам за 2003 и 2005 гг.

Наиболее значительное снижение уровня безработицы имело место в четырех федеральных округах: Центральном, Южном, Сибирском и Уральском.

Индекс уровня безработицы переменного состава, равный 0,733, свидетельствует о том, что в 2008 г. по сравнению с 2003 г. безработица в Российской Федерации снизилась на 26,7% (6,3:8,6).

Снижение среднего по России уровня безработицы, обусловленное его уменьшением по всем федеральным округам, составило 25,0%.

Таким образом, за счет изменений в распределении экономически активного населения по федеральным округам средний по Российской Федерации уровень безработицы увеличился на 5,9% в 2008 г. по сравнению с величиной этого показателя в 2003 г.

Особое внимание в настоящее время уделяется анализу занятости и безработицы среди молодежи.

В Декларации тысячелетия ООН, утвержденной в сентябре 2000 г., в числе других актуальных целей по борьбе с нищетой, болезнями, неграмотностью, загрязнением окружающей среды и дискриминацией в отношении женщин была выдвинута задача "разрабатывать и осуществлять политику достойной и продуктивной работы для молодежи". В качестве индикатора для мониторинга реализации этой задачи в систему индикаторов ООН включен показатель уровня безработицы в возрастной группе от 15 до 24 лет, который определяют отношением численности безработных в этой возрастной группе к численности экономически активного населения в этой группе.

По результатам обследования населения по проблемам занятости в ноябре 2005 г. 1 млн 481 тыс. молодых людей в возрасте 15–24 лет квалифицировались как безработные, а уровень безработицы составил 15,64% в этой возрастной группе в целом. При этом уровень безработицы в группе 15–20 лет был равен 29,16%, а в группе 20–24 лет – 12,29%. В общей численности безработных доля молодежи в возрасте до 20 лет составляет 10,5%, в возрасте от 20–24 лет – 17,9%. С 2000 по 2005 г. доля молодежи в возрасте до 20 и 20–24 лет в общей численности безработных возросла соответственно на 1,9 и 0,8 п.п. Снизился и средний возраст безработных. Так, но данным ноябрьских обследований населения по проблемам занятости средний возраст безработных составлял в 2004 г. – 34,9 года, в 2005 г. – 34,8 года, а в 2006 г. – 34,3 года.

В табл. 3.21 приведены данные об уровне безработицы среди молодежи по возрастным группам за 1998–2008 гг. (на конец ноября). Уровень безработицы в возрасте 20–24 лет имеет тенденцию к снижению (по сравнению с 1998 г. он снизился на 42,9%), так же как и уровень безработицы молодых людей в возрасте до 20, который снизился за исследуемый период на 31,6%. И наконец, уровень безработицы у молодежи весьма существенно превосходит средний уровень безработицы по данным обследований. Нужно отметить, что столь высокий уровень безработицы у молодежи определяется не только большой численностью ищущих работу, но и значительной долей экономически неактивного населения, поскольку в возрасте 15–24 лет значительная часть молодежи является студентами дневных учебных заведений. Так, в 2004 г. 79% молодых людей в возрасте 15–20 лет обучались на дневных отделениях учебных заведений, в возрасте 20–24 лет доля обучающихся составляла около 26%. А это означает, что снижается численность экономически активного населения в обозначенных возрастных группах и, как следствие, растет уровень безработицы, который рассчитывается отношением численности безработных к численности экономически активного населения.

Таблица 3.21

Уровень безработицы населения России в различных возрастных группах, %

Группы по возрасту

Все население в возрасте 15-72 лет

Из них в возрасте: до 20 20-24

В 2008 г. по сравнению с 2000 г. численность занятой молодежи в возрасте до 20 лет уменьшилась на 314 тыс. человек или на 19,7%, в возрасте 20–24 лет численность занятых лиц возросла на 1123 тыс. человек или на 18,0%. Структура рабочих мест занятой молодежи характеризуется более высокой долей занятых в неформальном секторе, что особенно характерно для молодежи в сельской местности, где доля занятых в неформальном секторе в возрасте 15–19 лет достигает 40%.

Вместе с тем как положительный факт следует отметить, что в составе руководителей всех уровней доля молодежи в возрасте до 30 лет в 2005 г. составила 12,6%.

  • Статистика рынка труда. Т. 8. Федеральное статистическое управление Германии. – 1999. – С. 27, 28.

4. СОСТАВ БЕЗРАБОТНЫХ

Социальный портрет безработного средствами статистики получают при анализе данных от служб занятости по приложению к форме № 1-Т (трудоустройство) "Отчет о трудоустройстве и занятости населения" за год. В нем содержится информация о качественном составе безработных (распределение их по полу, возрасту, уровню образования, причинам увольнения, наличию детей, профессии, специальности). Изучение качественного состава безработных способствует разработке более эффективной политики занятости (субсидии на расширение рабочих мест, система подготовки и переподготовки рабочей силы, поощрение предпринимательской деятельности и др.).

Чтобы правильно оценить ситуацию на рынке труда, необходимо проанализировать причины, приведшие граждан к статусу безработных. В настоящее время в России острота проблемы безработицы во многом зависит от изменений в структуре экономики и конверсии военно-промышленного комплекса. В 1993 г. с оборонных производств было высвобождено в связи с конверсией 378 314 человек. Из них 56% были трудоустроены на предприятиях ВПК, а 44% увеличили спрос на рабочую силу на рынке труда. Поэтому среди причин увольнений первое в 1993 г. и второе места в 1994 г. занимала причина - высвобождение работников (табл. 9.4). Ситуация не изменилась и в 1995 г.

Как видим, среди причин потери работы существенную роль играли такие причины, как высвобождение работников в связи с реорганизацией производства и их увольнение по собственному желанию, за которыми нередко скрываются не только неудовлетворенность содержанием и условиями труда, его оплатой, но и структурные изменения в производстве. Среди безработных преобладают женщины (68% в 1993 г., 63% в 1995 г.) как в целом, так и по причинам увольнений. Высок их удельный вес и среди выпускников общеобразовательной и профессиональной школы. Острота проблемы занятости во многом зависит от структурных изменений в экономике. Высвобождение работников зачастую связано и с техническим прогрессом, и с падением объемов производства, и с его реорганизацией, и с конверсией военно-промышленного комплекса. Разные причины сокращения рабочих мест обусловливают соответствующую систему мер социальной защиты безработных. Вместе с тем неодинаковые реальные возможности помощи в трудоустройстве при существенных различиях ситуации на рынке труда приводят к сильной дифференциации регионов по уровню официально зарегистрированной безработицы.

Причина увольнения

Численность безработных на

1993г. 1994г.
По собственному желанию 37,7 47,7
За нарушение дисциплины 3,6 4,6
Высвобождение в связи с техническим прогрессом и реорганизацией производства 41,3 27,1
Выпускники средних специальных школ 3,9 4,7
Выпускники средних специальных и высших учебных заведений 4,0 3,8
Выпускники ПТУ 3,7 3,7
Другие причины 5,8 9,1
Итого: 100 100

Источник: Народное хозяйство Российской Федерации в 1992 г.: Статистический сборник. - М.: Финансы и статистика, 1993. - С. 139; Социальное положение регионов Российской Федерации: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 1994. - С. 63.

Распределение регионов России по уровню безработицы на июнь 1994 г. составляло:

уровень безработицы, % число регионов

Диапазон вариации регионов по уровню безработицы достаточно широк: коэффициент вариации составил 69,3%. Наиболее остро проблема безработицы стоит в Ивановской области (6,9% безработных). Образовательный уровень безработных в России самый высокий в мире на конец октября 1995 г.- 38% безработных имели высшее и среднее специальное образование, а в крупных городах этот показа гель еще выше. Безработные женщины, как правило, имеют более высокий уровень образования, чем мужчины: так, в Санкт-Петербурге на 1.03.1993 г. среди безработных женщин 75,8% имели высшее и среднее специальное образование, что на 10 пунктов выше, чем среди мужчин. Образовательный состав безработных можно сравнить с аналогичным составом занятых по данным выборочных обследований населения (табл. 5). Различия в доли лиц с высшим образованием в составе экономически активного населения - занятых и безработных - существенны: 11,1 процентного пункта. Это подтверждается и расчетом F-критерия Фишера:

что значительно выше табличного при 5%-ном уровне значимости: F 0.05 <3.85

Процент лиц с высшим образованием среди экономически активного населения (октябрь 1994 г., Санкт-Петербург)(Табл. 5)

В настоящее время в России образование не выступает фактором социальной защиты от безработицы. В дальнейшем можно ожидать роста устойчивости положения работника на производстве с ростом его образовательного уровня. Эту тенденцию можно наблюдать сегодня в западных странах. С позиции профессиональной ориентации безработных необходимо изучение их возрастного состава. Основную часть безработных в России сегодня составляют люди зрелого возраста.

Возраст может учитываться и при разработке конкретных мер помощи безработным. Например, во Франции по истечении срока выплаты пособия по безработице (65 месяцев) выделяется помощь по безработице, величина которой зависит от возраста безработного: от 65 - до 130 франков на одного человека в день.

Особую социальную значимость имеет безработица среди молодежи. На конец октября 1995 г. более 40% безработных составляли люди в возрасте до 30 лет. В ряде регионов страны трудоустройством молодежи занимаются наряду с государственными службами занятости молодежные биржи труда, а также Межрегиональный центр занятости. Чтобы прогнозировать занятость и безработицу, необходима информация о длительности безработицы. Подобного рода данные имеют место в большинстве стран мира.

С 1994 г. в статистической отчетности имеется информация о продолжительности безработицы инвалидов как одного из социально не защищенного слоя населения, требующего особой заботы со стороны государства. Средний период безработицы у инвалидов длиннее, чем в целом по всей совокупности безработных. Чтобы оказывать инвалидам реальную помощь в трудоустройстве, во многих странах предприятия обязаны определенную часть рабочих мест предоставлять инвалидам или отчислять соответствующие суммы в фонд помощи инвалидам. В настоящее время в России предприятия, в численности занятых которых инвалиды составляют не менее 50%, имеют некоторые льготы по налогообложению.


Степень сбалансированности системы подготовки кадров с потребностью экономики в квалифицированных работниках. 6.2. Статистика занятости и безработицы Занятость - одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики. Ее статистическое отражение неоднократно обсуждалось на международных конференциях статистиков труда (1949, 1957, 1982, 1993 гг.), проводимых Международным бюро...

Составила 43,9 тысячи человек (увеличение с начала года отмечено на 0,2 тыс. человек, на 01.01.2010 – 43,7 тыс. человек, на 01.04.2009 – 50,5 тыс. человек).

ПОЛОВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ

В числе безработных граждан преобладают женщины 53,5% или 23,5 тысячи человек. По сравнению с началом года удельный вес в числе безработных сократился на 2,0 процентных пункта, численность - на 0,7 тыс. человек (на 01.01.2010 – 55,5% или 24,2 тыс. человек, на 01.04.2009 – 54,9% или 27,7 тыс. человек, на 01.01.2009 – 62,5% или 22,6 тыс. человек)..

Доля женщин в числе безработных граждан снижается.

На 01.04.2010 на учете в службе занятости населения состоит 20,4 тысячи мужчин, значительная часть из которых неконкурентоспособна на рынке труда: 8,7% мужчин (1,8 тыс. человек) – инвалиды, 4,9% (1,0 тыс. человек) находятся в предпенсионном возрасте (за 2 года до пенсии), 7,3% (1,5 тыс. человек) не имеют опыта работы, 4,3% (0,8 тыс. человек) находятся в возрасте до 20 лет, 1,5% (0,3 тыс. человек – освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В числе безработных 30,7% (13,5 тыс. человек) составляет молодежь в возрасте 16-29 лет. По сравнению с началом года удельный вес в числе безработных сократился на 0,6 процентного пункта, численность - на 0,2 тыс. человек (на 01.01.2010 – 31,3% или 13,7 тыс. человек, на 01.04.2009 – 34,3% или 17,3 тыс. человек).

Большая часть безработной молодежи (7,9 тыс. человек – 58,7% от безработной молодежи или 18,0% от общего числа безработных) относится к в возрастной группе 16-24 лет (большинство из них не имеет профессионального образования либо опыта работы). Доля молодежи в возрасте 16-24 лет в общем числе безработных уменьшается (на 01.01.2010 – 18,6%, на 01.04.2009 – 21,4%).

Доля молодежи в числе безработных снижается.

Лица предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии) составляют 6,0% (2,7 тыс. человек)(По сравнению с началом года удельный вес в числе безработных сократился на 0,2 процентного пункта, численность - на 55 человек (на 01.01.2010 – 6,2% или 2,7 тыс. человек, на 01.04.2009 – 5,9% или 3,0 тыс. человек, на 01.01.2009 – 6,8% или 2,5 тыс. человек).

Доля лиц предпенсионного возраста в числе безработных снижается)

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

В числе безработных немалую часть занимают ограниченно трудоспособные граждане. По состоянию на 01.04.2010 численность безработных инвалидов составила 2,9 тыс. человек или 6,7% всех безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости. По сравнению с началом года удельный вес в числе безработных сократился на 0,2 процентного пункта, численность - на 59 человек (на 01.01.2010 – 6,9% или 3,0 тыс. человек, на 01.04.2009 – 6,7% или 3,4 тыс. человек, на 01.01.2009 – 8,5% или 3,1 тыс. человек).

Доля инвалидов в числе безработных граждан снижается.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО МЕСТУ ПРОЖИВАНИЯ

По состоянию на 01.04.2010 в сельской местности края проживают 16,8 тыс. человек, зарегистрированных в качестве безработных (38,2% от числа безработных края). По сравнению с началом года удельный вес сельских жителей в числе безработных увеличился на 0,6 процентного пункта, численность - на 0,4 тыс. человек (на 01.01.2010 – 37,6% или 16,4 тыс. человек, на 01.04.2009 – 37,3% или 18,8 тыс. человек, на 01.01.2009 – 42,5% или 15,4 тыс. человек).

Доля жителей села в числе безработных граждан с начала года увеличилась.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СОСТАВ

Имеющие высшее профессиональное образование составили 13,1% или 5,8 тыс. человек. По сравнению с началом года их доля уменьшилась, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года – увеличилась (на 01.01.2010 – 14,5%, на 01.04.2009 – 11,7%);

имеющие среднее профессиональное образование составили 20,1% или 8,8 тыс. человек. По сравнению с началом года их доля уменьшилась, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года – увеличилась (на 01.01.2010 – 20,4%, на 01.04.2009 – 18,6%);

имеющие начальное профессиональное образование составили 18,5% или 8,1 тыс. человек. По сравнению с началом года их доля увеличилась, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года – уменьшилась (на 01.01.2010 – 18,1%, на 01.04.2009 – 18,9%).

Доля лиц, имеющих профессиональное образование (51,7%), с начала года уменьшилась (на 01.01.2,9%), по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличилась (на 01.04.2,2%).

В числе безработных граждан доля выпускников учреждений профессионального образования (в течение года после окончания учебного заведения) (2,0% или 0,9 тыс. человек) с начала года уменьшилась на 1,0 процентный пункт (на 01.01.2010 – 3,0%), по сравнению с аналогичным периодом 2009 года – на 0,3 процентного пункта (на 01.04.2009 – 2,3%).

Доля выпускников учреждений профессионального образования в числе безработных граждан уменьшается.

Имеющие среднее (полное) общее образование составили 29,1% или 12,8 тыс. человек. По сравнению с началом года их доля увеличилась, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года уменьшилась (на 01.01.2010 – 28,9%, на 01.04.2009 – 30,3%);

не имеющие среднего общего образования составили 19,2% или 8,4 тыс. человек (на 01.01.2010 – 18,2%).

По опыту работы и квалификации

Из числа безработных (на 01.04.2010) претендуют на должности служащих 24,5% (10,8 тыс. человек), ищут работу по рабочей профессии 65,6% (28,8 тыс. человек). При этом среди безработных, имеющих рабочие профессии, 38,0% составили неквалифицированные рабочие.

Не имеют опыта работы (ищут работу впервые) 8,0% безработных (3,5 тыс. человек, на 01.01.2,1%, на 01.04.2009 – 11,1%), при этом не имеют профессии (специальности) 4,0% безработных (1,7 тыс. человек).

Доля ранее не работавших граждан в числе безработных граждан уменьшается.

В числе безработных с начала года увеличилась доля тех, кто к моменту обращения в службу занятости имел длительный (более года) перерыв в работе (с 25,7% (11,2 тыс. человек) на 01.01.2010 до 26,6% (11,7 тыс. человек) на 01.04.2010). В течение 2009 года отмечалось снижение доли данной категории граждан (на 01.01.2009 – 36,4%).

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об