Осуществление ваучерной приватизации год. Приватизация: как это было и к чему привело

«Ваучер 1992 года – какова его цена и что с ним делать?» — недоумевают владельцы этой бумаги, полученной ими в 90-х годах прошлого века.

Из-за резкой и глобальной перестройки всей страны не все люди точно поняли, что это за бумага и зачем она нужна.

Что такое приватизационный чек

Само слово «ваучер» обозначает документ, подтверждающий право владельца на получение товара или услуги, а также какой-либо скидки. Обычно применяется в торговле (право на приобретение) или в туризме.

В последнем варианте выдается туроператором руководителю группы или индивидуальному путешественнику, чтобы по прибытию они могли передать документ принимающей стороне (например, гиду или гостинице) и получить прописанные в нем услуги.

В России же в 1992-1994 годах ваучером называли приватизационный чек. Это ценная бумага для внутреннего рынка, которую выдавало государство для последующего обмена на активы государственных предприятий. Таким образом производилась приватизация государственных и муниципальных предприятий частными лицами.

Выдача ваучеров проводилась с 1992 по 1993 года. За это время бумаги были выпущены, розданы гражданам и могли быть обменяны на активы госпредприятий. Сделать это можно было только в ограниченный срок (в течение 3 лет с момента выпуска): после его окончания ваучер обесценивался и становился непригоден. При утрате или порче чека он не выдавался повторно.

Во время проведения компании любой гражданин имел право на получение одного чека. Расплачиваться им можно было 1 раз по всей России, вне зависимости от места получения. Использовать бумагу можно было при приватизации государственной или муниципальной собственности, жилья, земли или покупке акций инвестиционных фондов. Все продажи проводились на специальных аукционах, так называемых чековых аукционах.

Что сейчас делать с ваучерами

Как было сказано выше, использовать ваучер нужно было в течение 3 лет с момента выпуска.

Последняя партия была выпущена в январе 1993 года, то есть ценная бумага была действительна до начала 1996 года. После этого ее ценность терялась полностью.

К сожалению, немногие россияне смогли грамотно распорядиться своими ваучерами или получить по ним прибыль.

Статистика говорит о следующих процентах:

  1. 6% владельцев не использовали их вовсе.
  2. 11% подарили или передали их родственникам и друзьям.
  3. 34% сразу продали.
  4. 25% прогорели на вложении в финансовые пирамиды и ненадежные фонды.
  5. 15% смогли получить хорошую прибыль или остались акционерами до сих пор.

Примите к сведению: обменять ваучеры на акции сейчас невозможно: их время давно ушло.

Больше всего повезло тем, кто массово скупал бумаги и вкладывал купленное в крупные государственные организации типа «Газпрома». По оценкам экспертов, почти 65 российских долларовых миллиардеров сделали состояние именно на приватизации через ваучеры.

Цена ваучера 1992 года

Когда приватизационные чеки только появились, их номинал составлял 10 тысяч неденоминированных рублей.

Сами чеки раздавали бесплатно, но брали 25 рублей за оформление.

Стоит отметить: продажа между гражданами не регулировалась: кто-то продавал ваучер за 1-2 бутылки водки, кто-то – за пару десятков долларов.

А вот распределение акция зависело от количества жителей в регионе: например, в Москве за чек можно было получить всего 50 акций «Газпрома», в «Санкт-Петербурге – уже 65, а в Перми — 6 тысяч акций. В особом выигрыше остались жители нефтедобывающих регионов, которые отнесли ваучеры в «Газпром».

Сегодня же стоимость чека нулевая. Его невозможно обменять на деньги или акции, переписать или использовать иначе. Многие отдают ваучеры в музеи или продают коллекционерам, стоимость такой продажи может варьироваться от 500 рублей до нескольких тысяч. Но сколько такая бумага стоит точно, предугадать сложно.

В начале 90-х годов XX века началась активная приватизация государственной собственности простыми гражданами, для чего со стороны правительства были выпущены ваучеры. Эти ценные бумаги можно было обменять на долю активов организации или предприятия. Но из-за царившей тогда неразберихи многие граждане не успели ничего предпринять или оказались обмануты, а потому в России термин «ваучер» носит в основном негативный окрас.

Смотрите видео, в котором описывается история появления ваучеров в 1992 году:

Годовщине начала приватизации в России посвящается. 1 октября 1992 года в России началась выдача приватизационных чеков, которые в народе получили название ваучеры. Каждому жителю страны полагался один ваучер номиналом в 10 тысяч рублей. По декларациям реформаторов (в памяти народной они остались как триада Ельцин - Гайдар - Чубайс) ваучеры должны были превратить нас из советских неимущих пролетариев в российских собственников. Шутка ли, всем жителям России раздавали (бесплатно!) так называемые производственные фонды.

Активы всех предприятий оценили тогда в 4 триллиона рублей (еще советских). Из них 1,5 триллиона (35 процентов национального богатства) отдавалось россиянам в виде 150 миллионов ваучеров. Хочешь - продавай, хочешь - обменивай на акции моментально возникших чековых инвестиционных фондов (ЧИФ) и получай ежегодный доход, а хочешь - вкладывай в акции какого-нибудь предприятия на чековом аукционе.

Многие пытались стать акционерами своих же заводов и фабрик, других предприятий в родном городе. Но их старались не подпускать, говорили, что завод еще не готов к аукциону, всячески затягивали аукционы. Должны были закончить приватизацию к концу 1993 года, а затянули еще на полгода. Как теперь понимаем, был в том особый, главный смысл. Рабочие ведь имели (формально) льготные права на акции. Но когда тебе год не платят зарплату, ты или плюнешь на родной завод и уволишься, или продашь по дешевке ваучеры загадочным скупщикам.

А учителя, врачи, ученые, канцелярские работники не имели никаких льгот ни на что. Только на то, чтобы вложить ваучер куда-нибудь. (На эту тему появились десятки скабрезных анекдотов.) В итоге 24 миллиона россиян не использовали ваучеры - оставили как домашний исторический документ. 25 миллионов отдали в ЧИФы (они закрылись, лопнули, исчезли без следа), 40 миллионов купили акции каких-либо предприятий, но дивидендами даже не интересуются. По причине бессмысленности.

Вспомним, что обрушилось в течение одного года на наши головы. Путч августа 1991 года, распад СССР в декабре, отпуск цен с 1 января 1992 года. Батон за 13 копеек стал батоном за 12 рублей. Деньги печатали километрами. Все, что накопили люди за десятилетия трудов, превратилось в нуль, пошло прахом. Мы жили в постоянном шоке. Вот в каких условиях дали нам ваучеры. Стоимость каждого - 10 тысяч рублей, или две автомашины "Волга", объявил главный приватизатор, руководитель Госкомитета по имуществу Анатолий Чубайс.

Уже тогда это было издевательством и обманом.

За месяц до начала выдачи председатель Советского райсовета народных депутатов Москвы Ольга Алексеева сообщила: опрос жителей ее района показал, что 80% населения намерены избавиться от ваучеров путем их продажи в ближайшие месяц-полтора после получения. Причем предполагаемая сумма выручки колеблется в пределах от 700 рублей до 8 тысяч.

Уже в ноябре 1992-го в сельских районах ваучер продавали по цене 4 - 5 бутылок водки. Летом 1993 года на командировку во Владивосток я получил в кассе журнала 100 тысяч рублей. К тому времени ваучеры продавали за 3 тысячи. Или за две бутылки водки.

Кроме избранных, ТЕХ, КТО ЗНАЛ, ЧТО И КАК ДЕЛАТЬ. Для кого и подготовлена, проведена была беспрецедентная в истории мира акция. Беспрецедентная по масштабам и по бескровности отъема собственности. Итак, повторим: 24 миллиона россиян не использовали ваучеры - оставили как домашний исторический документ, 25 миллионов ваучеров растворились в лопнувших фондах, 40 миллионов - в акциях предприятий, или обанкротившихся, или не платящих дивиденды. Особо настырные могут получить, как Сергей Тимофеев, каменщик из Тулы: "Шесть ваучеров обменял на шесть акций Тульского оружейного завода. За каждую акцию в год начисляют по рублю. И еще вычитают подоходный налог".

Но ведь остался еще 61 миллион чеков! Проданных кому-то. Не лично, разумеется, а через посредников. По цене 2 - 3 бутылок водки.

Эти КТО-ТО, скупив чеки у безработных россиян, и завладели 35 процентами государственных предприятий России. Михаил Фридман, Герман Хан, Петр Авен, Олег Дерипаска, Борис Березовский, Владимир Богданов ("Сургутнефтегаз"), Владимир Потанин, Каха Бендукидзе и многие другие, с не столь громкими именами. Средняя цена ваучера составляла тогда 20 долларов. Значит, треть промышленных предприятий России купили за 1,2 миллиарда долларов!

PS. Но как уже не раз заявляли официальные и ответственные лица, никакого пересмотра итогов приватизации не будет. Ведь "частная собственность" должна быть неприкосновенна, даже если она основана на разграбление собственной страны.

Фильма А. Гентелева (израильское ТВ) "Олигархи":

Понятие ваучерной приватизации

Определение 1

Приватизационный чек (ваучер) – это источник платежа при приватизации, ценная бумага на предъявителя, выпущенная государством, с помощью которой граждане Российской Федерации расплачивались за акции (паи) инвестиционных фондов.

Ваучерная приватизация является фактической приватизацией активов, которые относятся к общенародным.

В России ваучерная приватизация проводилась с 1992 года по 1 июля 1994 года. Реформаторами экономической системы страны она определялась ка первый шаг к передаче государственной собственности частным лицам.

Основные этапы правительственной программы приватизации

Программа приватизации делилась на два этапа:

  1. Ваучерный этап;
  2. Денежный.

На первом этапе ваучерной приватизации предполагалось, что в течение 3-4 лет большинство государственных предприятий должно было быть преобразовано в акционерные общества и распределено среди всех российских граждан. Масштабы такой приватизации и ограниченные сроки были беспрецедентны в истории экономики мира.

Правительство страны было нацелено на придание программе приватизации статуса «народной». Однако, все сложилось иначе, и общенародный характер перераспределения активов государства среди населения оказался имитацией. Каждый гражданин России, в том числе новорожденные и люди пенсионного возраста, получили приватизационный ваучер, дающий право на владение частью государственного имущества.

Стоимость одного ваучера составляла 10000 рублей. Данная сумма денег по тем временам равнялась половине стоимости отечественных «Жигулей». Приватизационной программой предусматривалось, что в 1993 году население сможет продать ваучеры, получив за них наличные деньги, или же обменять на акции приватизируемых компаний. В результате, либерализация цен и, движущаяся быстрыми темпами, инфляция в скором времени привели к обесцениванию ваучера настолько, что к завершению 1993 года за 10000 рублей можно было приобрести всего лишь 3-4 бутылки водки.

Предусматривалось несколько моделей приватизации. Основной из них была схема, при которой руководство и работники предприятия объявляли о закрытом акционерном обществе. Акции подобных компаний не выставлялись на рынок. Руководящее звено предприятия фактически устанавливало контроль над ним и в большинстве случаев скупало те акции, которые были распределены между рабочими. В результате, хотя и некоторое количество акций предприятий, попавших под приватизацию, распределились между множеством небольших акционеров, сумма реальных владельцев бизнеса выросла незначительно.

Таким образом, все граждане России на некоторое время стали кандидатами на владение собственностью, а затем стало очевидно, что большинство из них не может получить доступ к бывшим государственным активам.

Следующий этап приватизации следует сразу после завершения ваучерной приватизации и заключается в распродаже крупных активов государства за «живые деньги». Осенью 1995 года открылись залоговые аукционы. Они работали по принципу передачи государством во временную собственность крупным коммерческим банкам своего контрольного пакета акций в высокодоходных компаниях, например, нефтяные компании, «Норильский никель» и др. Взамен долей государства банками должны были предоставляться ссуды правительству для финансирования бюджетных расходов. В течение определенного времени государство должно было вернуть ссуды банковскому сектору. В случае невозврата ссуд, государственные пакеты акций переходили кредиторам в собственность. Таком образом, объясняя срочной необходимостью пополнения бюджета, многие компании государственного сектора перешли в руки немногочисленных бизнесменов, которые имели тесные связи в правительстве.

Результаты ваучерного периода приватизации в России

Всего за период ваучерной приватизации было распродано более 16 тысяч государственных компаний. На конец 1994 года посредством ваучерных сделок около 70% всей национальной промышленности оказалось в частной собственности. Также перешла в руки частных лиц значительная часть объектов малой приватизации. К ней относились более 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе и т.п. В большинстве регионов малая приватизация завершилась в конце 1994 года. К этому же времени образовалось около 20 тысяч обществ акционерного типа на базе средних и крупных компаний.

Трудовые коллективы получили от государства несколько вариантов льгот. Значительная часть населения (около 75%) выбирала акции. Предполагалось, что данная форма собственности помогала избегать установления контроля извне над предприятиями. Однако, данный вариант не ознаменовался успехом, поскольку все акции скупались руководством компаний. Почти треть всех ваучеров распродалась за бесценок при помощи чековых инвестиционных фондов. 22 миллиона граждан заключили сделки с подобными фондами. В результате ваучеры, которые были внесены в инвестиционные фонды, не принесли никаких доходов, поскольку данные организации в скором времени прекращали свою деятельность. В этой ситуации работники становились владельцами акций лишь на короткий промежуток времени.

Замечание 1

Главный итог ваучерной приватизации заключался в переходе от командно-административной модели экономики к рыночной. Государство лишилось монополии большинства сфер национального хозяйства. Весь процесс занял всего пару лет. Ваучеры эффективно уничтожали существующую экономико-социальную систему. А при разрушении прежних основ не происходило роста экономики.

Итогом ваучерного этапа приватизации являлось большое число частных собственников, которые, в большинстве случаев, не были ответственными и эффективными предпринимателями, не имели представления о специфике отрасли. В первую очередь собственников волновало получение прибыли, а не производство и качество услуг.

Большие надежды возлагались на денежный этап приватизации, при котором предполагалось сглаживание недостатков и исправление ошибок, допущенных при выпуске и продаже ваучеров.

Почему ваучер «стоил» сперва как две «Волги», а потом - как две бутылки водки? В этой и других загадках приватизации разбирался «Собеседник».

11 июня 1992 года была одобрена программа ваучерной приватизации. Ее идеолог Анатолий Чубайс обещал: каждый россиянин получит «по две „Волги“. Что из этого вышло, помнят все. А что было за кулисами?

Надо было быстрее

В кратчайшие сроки создать „эффективных собственников“ - таков был главный лозунг приватизации. Курс был взят еще до развала СССР: летом 1991-го Верховный Совет РСФСР принял ряд законов, позволявших выкуп госпредприятий и требовавших ускорения процесса. Но идея раздать всем ради этого по ваучеру была не единственной.

В Верховном Совете тогда заметным человеком был Петр Сергеевич Филиппов , - рассказывает научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин (в 1992-м представитель правительства в ВС и член Совета по предпринимательству при президенте, а с 1994-го министр экономики). - Он придумывал, как провести приватизацию, создав именные записи: кто что получил. Но было ясно, что для той реформы, которую затеяли мои друзья-реформаторы, это не подходит: было крайне важно, чтобы рынок был открытым и чтобы можно было потом осуществлять обмен…

Первоначально в законе предполагалось открытие персональных приватизационных счетов, - уточняет экономист Андрей Нечаев (с 1992-го министр экономики РФ). - Но когда Чубайс (глава Госкомимущества , позже вице-премьер. - Ред.) и его команда - те, кто занимался приватизацией - запросили Сбербанк , сможет ли он взять на себя техническое решение задачи, им ответили: на это потребуются 2–3 года и серьезные вложения. Задача-то и впрямь была глобальная - открыть счет на каждого гражданина страны, включая грудных младенцев, и учитывать полученные человеком акции и т. д. Ждать столько не могли по политическим соображениям. И выбрали чешский опыт. Но по сути это был плод многих компромиссов. В частности, между исполнительной властью и оппозиционным к ней Верховным Советом.

Почему 10 тысяч

Было напечатано 150 млн ваучеров. На каждом красовалось: 10.000 рублей. В сущности, это были копейки. Если 1$ в июле 1992-го стоил 161 руб., то к концу октября уже тянул на 398 руб.

Ваучеры раздавались на предприятиях, в отделениях Сбербанка и в ЖЭКах. За оформление надо было заплатить 25 руб.

10 тысяч - это была идея Чубайса, - вспоминает Нечаев. - Он считал, что люди с бо́льшим уважением отнесутся к ваучеру, если на нем будет стоять некая денежная сумма. На самом деле номинал не имел никакого значения. Ваучеры обеспечивались приватизируемым имуществом. И реальная стоимость каждого определялась тем, сколько и каких акций вы на него получали. Понятно ведь: акции »Газпрома» - это одно, а механического завода в селе Пупкино - совсем другое.

Шел 1992-й, стремительно падало производство и дико росли цены, - замечает Ясин. - Если вы проводите приватизацию в таких условиях и даете людям ваучеры, вы не можете быть уверенными, что они будут ценными. Даже если изначально они и равнялись чему-то. Поэтому-то никто и не придавал им большого значения.

Кто куда вложил

Наивно было рассчитывать, что народ, у которого финансовая грамотность и сегодня достаточно низкая, быстро разберется с таким финансовым инструментом, как ваучер. Но, как позже выяснилось, никто из авторов этой программы и не рассчитывал на массовое появление бизнесменов.

Еще более странно, что и крупные экономисты, активно поддерживавшие приватизацию, распорядились ваучерами не лучше, чем простые граждане.

В моей многочисленной семье, - рассказывает финансовый омбудсмен Павел Медведев (в то время эксперт при президенте Ельцине), - все были уверены, что ваучер надо отдать мне. И что я размещу его лучшим образом. А я был уверен: нет у меня такой возможности. Я ведь не был приближен ни к одной крупной структуре, где мог бы заглянуть за кулисы. В общем, я все их просто продал.

Я отдал их матери моего зятя. Даже не знаю, что она с ними сделала. - Профессор Ясин распорядился еще более небрежно своим «кусочком» страны.

Евгений Ясин // фото: Global Look Press

Довольно честным и успешным оказался ЧИФ «Альфа-Капитал». Сегодня это инвестфонд в составе «Альфа-Групп» , но акционеров у него гораздо меньше, чем те 2 млн человек, которые принесли туда ваучеры в 1990-х.

До сих пор существуют некоторые ЧИФы (вернее, их наследники), - уточняет Сергей Гернис, представитель Федерального фонда по защите прав вкладчиков и акционеров. - Теоретически можно к ним обратиться… И - узнать, что денег у них нет. Простых людей, хоть что-то выигравших от этого, немного. Это те, кто вложил ваучеры в работающие предприятия, где сами трудились. У меня есть знакомая семья, которая вложила 5 ваучеров в Рязанскую ТЭЦ и уже в 2000-х смогла купить квартирку в Рязани в 18 кв. метров.

только цифры

Правительство оценило национальное достояние страны (активы всех госпредприятий) в 4 трлн руб. Из них 1,5 трлн (35%) предназначалось к бесплатной раздаче гражданам.

Каждое акционирующееся предприятие (даже «Газпром») должно было выставить на продажу не менее 29% акций за ваучеры. Срок их действия, кстати, был ограничен 31 декабря 1993-го, потом продлен до июля 1994-го.

40 млн граждан вложили ваучеры в акции; ЧИФам доверились 25 млн россиян; 65 млн просто продали свои ваучеры.

Рост ВВП Польши после приватизации начался уже через 2,5 года. Россия же лишь к 2004-му достигла уровня 1992-го.

Но был один, который не стерпел

Бывший преподаватель вуза Владимир Кувшинов - кажется, единственный, кто выиграл у Гос-комимущества суд, потребовав обещанные две «Волги».

После того как Чубайс по телевизору про машины сказал, я ему письмо написал: «Куда посоветуете вложить ваучер?» - рассказывает свою эпопею Кувшинов. - Он, как ни странно, ответил: в Госкомимущество, которое приобретет мне акции.

В ГКИ ваучер у профессора забрали, а акций не дали. Он подал иск в суд. И про обещанные Чубайсом две «Волги» тоже упомянул. А над ним смеются: мало ли кто что где говорил.

Кувшинов настырный. Написал Кириенко (тогда премьеру): как так? А тот ему неожиданно официальный ответ - публичное высказывание руководителя в ранге вице-премьера имеет правоустанавливающую силу.

Профессор и это письмо суду представил… Суд - не поверите - иск удовлетворил: постановил возместить стоимость ваучера (2 у. е.) и выплатить 500 (у. е.) морального ущерба - это, видимо, вместо двух «Волг».

Касты выигравших

Выигравших от ваучерной приватизации можно разделить на три типа. Про основателей ЧИФов мы упомянули. Другой тип - спекулянты: покупали подешевле, продавали подороже. И наконец, те, кто скупал ваучеры массово (за свои и чужие деньги), а потом на чековых аукционах менял их на акции.

В этом разделе собраны материалы, свидетельствующие о многочисленных нарушениях в ходе проведения процесса приватизации. Эти нарушения проявились, прежде всего в «указном» порядке ее проведения. Приватизация в России, фактически, проводилась по президентским Указам Бориса Ельцина, зачастую вступавших в противоречие с законами определяющими порядок проведения приватизации и имеющих более высокий правовой статус . Так например, Указ от 14 августа 1992 года №914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» вступил в противоречие с законом «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» от 03 июля 1991г. Утвержденное этим Указом Положение о приватизационных чеках предусматривало, что приватизационный чек является документом на предъявителя, в то время как закон о приватизации определял, что для приобретения государственных и муниципальных предприятий должны использоваться именные приватизационные вклады. Такой возможностью тут же воспользовались крупные спекулянты, принявшиеся скупать у граждан чеки и с их помощью получать контрольные пакеты акций приватизируемых предприятий.

Это позволило обеспечить прозрачную, быструю и экономичную приватизацию на равных условиях для инвесторов. Было проведено 31 централизованный публичный аукцион. Должен состояться 32-й централизованный публичный аукцион. Преобладающее использование публичных торгов в качестве метода приватизации позволило в течение этого периода максимальной цене проданных товаров.

Были проведены 30-й и 31-й централизованные публичные аукционы . Компании, подлежащие приватизации. В настоящее время приватизация в Болгарии происходит в условиях значительно ограниченного ресурса государственных компаний , подлежащих приватизации. В коммерческих компаниях также находятся 72 миноритарных доли принадлежащих государству акций и единиц.

Также, абсолютно незаконной была схема проведения залоговых аукционов. Залоговые аукционы Указом Президента РФ от 31.08.95 N 889 «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности» были объявлены для получения государством кредитов под залог акций крупнейших доходных предприятий страны (ЮКОС, «Сибнефть», «Норильский никель», «Сургутнефтегаз», и др.), находящихся в государственной собственности . Суть этой идеи залоговых аукционов (придуманной Владимиром Потаниным была в следующем: в связи с дефицитом бюджета, государство под залог акций крупных компаний находящихся в его собственности берет у коммерческих банков кредит на один год. По условиям сделки, государство должно было погасить этот кредит в течение года, в противном случае, акции предприятий должны были перейти к кредиторам. Итог этой сделки следующий: кредит государство не вернуло, и заложенные предприятия, общая стоимость которых на тот момент составляла около 100 миллиардов долларов, достались членам консорциума по суммарной цене в 1 млрд. долларов. Незаконность этой операции состоит в том, что любые мероприятия с федеральной собственностью вообще не подвластны распоряжениям ведомств (комитет Госимущества) и президентским указам, поскольку находятся в ведении федеральных законов. Во-вторых, средства на возврат кредитов вообще не были заложены в законе о бюджете на 1996г. Поэтому возврат кредита не планировался правительством изначально. Еще один важный момент , состоит в том, что средства для покрытия бюджетного дефицита у государства имелись! Более того, эти "временно свободные" средства были размещены в тех самых коммерческих банках , которые спустя некотрое время этими же деньгами "кредитовали" государство. Фактически, залоговые аукционы являлись сделкой Б. Ельцина с олигархами, которые в обмен на "подаренные" им предприятия, используя свои связи и возможности, затем обеспечили ему победу на выборах.

Более важные проекты приватизации. Национальное агентство «Музыка». «Свободная зона - Пловдив». В следующем номере мы расскажем вам о более крупных бизнес-проектах «Северного холдинга», а также «ТранспортГарант», «Терна», «Масив», «Победа» и многих других предприятиях Велико Тырново. Анна Райковская.

С давних времен вопрос о массовой приватизации в Болгарии выглядит как крик старых ран. Зачем помнить надежды на более безопасное будущее 3 миллионов болгар или как сотни болгарских предприятий были украдены, истощены и уничтожены?! Потому что приватизация закончилась, но негативные последствия этого - нет. Последний, особенно Велико-Тырново, редко касается темы. Однако мнение профессора Добринки Златевой, декана экономического факультета Велико-Тырновоского университета Св. Кирилла и Мефодия: Все было сделано для создания идеи справедливости, которая не материализовалась.

Некоторые "реформаторы", были проникнуты благими намерениями и фанатично верили в спасительную силу «рынка». Однако, даже в то время здравомыслящим людям было совершенно очевидно - никакое рыночное пространство в ходе реформ появиться не могло! Попытка скопировать западную модель развития и применить ее в отечественных условиях являлась провальной по многим причинам. И немаловажной причиной провала этой попытки является крайне узколобое понимание "реформаторами-идеалистами" механизма функционирования рыночной экономики на Западе. В частности, они были одержимы фикс-идеей, полного устранения государства из экономики, считая, что достаточно сменить форму собственности с государственной на частную, как экономические трудности разрешатся сами собой. Очевидно, что это заблуждение. Во-первых, смена собственности с государственной на частную, без ряда дополнительных мер , никак не приводит к увеличению «эффективности» деятельности предприятий. Эффективность предприятий с частной формой собственности на Западе, (с которого бездумно брали пример «реформаторы») зависит от наличия целого ряда общественных и , которые регулируют их деятельность. Институты частной собственности на Западе формировались столетиями. А наши "реформаторы" хотели создать их за "500 дней". При этом, они совершенно упускали из виду тот факт, что во многом успешность сложившейся на Западе экономической системы поддерживалась за счет колониальной, а затем финансовой эксплуатации других государств. Во-вторых, Западная экономическая модель совсем не исключает присутствия государства в экономике. Например, американское сельское хозяйство во многом пользуется благами государственной помощи , стоимость транспортных услуг также регулируется государством. Госрегулированию в США подлежат также тарифы на услуги компаний, из списка так называемых "естественных" монополий (поставщики электроэнергии, водоснабжения, компании предоставляющие телекоммуникационные услуги и т.д).

Воздушный шар дует ему и массовое ограбление. Затем начинается процесс, который будет выполнять обычный человек , который понятия не имеет об этом. Приватизационные фонды приходят, чтобы увидеть их интерес. Теперь в Центральном депозитарии есть мертвые запасы, которые люди спрашивают себя, что делать. Бойко Борисов говорит о пересмотре приватизации?! Это хорошо для СМИ, чтобы вернуться к теме, но мой интеллектуальный интерес к ней исчерпан, потому что ничего не изменится. Пересмотр приватизации, даже если это было сделано, не приведет к какому-либо справедливости.

Также, мы бы хотели упомянуть о закулисных советниках Гайдаро-Чубайсовской команды. Используя противоречия, существовавшие среди младо-реформаторов в видении ими конечного результата реформ, эти люди вносили свои "конструктивные" предложения в программу реформ и, в частности, в программу проведения приватизации. Однако, их цели, или точнее - цели тех людей, которые стояли за спинами этих "советников" кардинально отличались от утопических представлений "реформаторов-идеалистов". Это были абсолютно реальные цели - по возможности быстро, разрушить единый механизм функционирования народного хозяйства . Первым шагом к этой цели явился преступный сговор трех предателей, окончившийся развалом СССР. Разрушение системы экономических связей, выразившееся в возведении таможенных барьеров - это лишь один из ударов нанесенных единому производственно-экономическому механизму страны. Также, одним из орудий разрушения была программа приватизации, предпологающая максимальное дробление и расчленение некогда единых производственных комплексов . Некоторые западные экономисты предупреждали о возможных последствиях такого радикального и чрезвычайно ускоренного подхода к реформам. Поэтому эти "гарвардские" советники торопили наших "реформаторов" не давая им опомниться и проанализировать ход реформ. Нужно признать, что эти "советники", (в отличии от наших неразумных "реформаторов") поставленные перед ними задачи выполнили.

Отсутствие научного интереса заключается не в том, что тема не стоит того. Скорее всего, потому что за уголовное владением инвестиционных облигаций и инвестиций в приватизационные фондах, мошенничество акций капитала прокрутки через ряд компаний, которые будут пронесся следы остаются живыми людьми, и некоторые из них находятся среди нас. Тогда коммунистическое правительство Жана Виденова в последний год его правления начало первую волну массовой приватизации. Идея, на первый взгляд, благородна. Кто, если не коммунисты, которые всегда блуждают по социальной экономике, справедливо распределит среди обычных граждан социальные товары, построенные через социализм?!

Приватизация 1991-1997 годов стала логическим завершением выхода России на новый путь развития – рыночную экономику . Разгосударствлению подлежало все недвижимое имущество (предприятия, жилье), природные ресурсы , земля. По сути приватизация является передачей бывшей госсобственности в руки частных владельцев (как вариант - коллективов).

Это сигнализирует о начале первоначального накопления капитала людей из коммунистической номенклатуры или КП, которые затем становятся активными участниками приобретения государственной собственности. По последнему механизму заводы покупают дорогостоящее сырье, а их продукция продается дешево, декапитализируются, попадают в долги и становятся легкой добычей, а затем приватизируются по бесценной цене. Финансовые ресурсы , накопленные этим и всеми другими незаконными способами , должны быть легализованы, и это именно то, что под видом массовой приватизации, когда огромные активы массово демонтируются.

Порочный круг социалистического хозяйствования и управления, когда всё принадлежит всем и никто конкретно в результате не заинтересован, привел к катастрофическому состоянию экономики. Развал СССР в 1991 добавил масла в огонь. Старая правовая база уже не соответствовала требованиям действительности. Новая фактически не была сформирована.

В таких условиях передача государственной собственности частникам имела решающее значение. Ставка делалась на то, что новые владельцы будут кровно заинтересованы в прибыльности предприятий и смогут наладить разрушенное за годы советской власти производство. Но именно из-за отсутствия четкой правовой базы благое начинание пошло по ложному пути и превратилось в настоящее разворовывание богатств страны.

Как и по каким формам происходит мошенничество граждан? Он начинается с покупки облигационных книг перед по цене от 5 до 5 левов от представителей приватизационных фондов. Облигации могут быть переданы, но закон запрещает это для добросовестных книг. Но эти представители обходят законодательные положения через так называемые контракты на авторизацию и консультации по вопросам массовой приватизации. Таким образом, уполномоченное лицо может представлять гражданина централизованных аукционов и приобретать акции по собственному усмотрению.

Ваучерная приватизация

Управление ходом приватизации традиционно связывают с именами двух людей: Анатолия Чубайса и Егора Гайдара. Первый – председатель Госкомимущества РСФСР и один из авторов новой экономической реформы . Второй - заместитель главы правительства по экономическим вопросам и главный идеолог приватизации.

Непонимание того, что делать с бонусами, также возложило на них возникающих инвестиционных посредников. Последний, чтобы побудить граждан подписать контракт на управление своими облигациями, громко обещал большой дивидендный доход. Это, конечно, была полная иллюзия. Кража акций приватизированных компаний - еще одна прямая форма мошенничества - осуществляется ложными доверенными лицами , «брокеры» или недобросовестными инвестиционными посредниками, которых было достаточно, чтобы представить оригинал или дубликат депозитарных расписок.

По их предложению было решено провести процесс разгосударствления путем распространения среди населения приватизационных ваучеров (чеков) гособразца. По задумке идеологов реформы 1 ваучер равнялся 10-ти тысячам дененоминированных рублей. Выдача ваучеров была попыткой как-то урегулировать ход приватизации при отсутствии адекватной правовой базы.

С их помощью они воспользовались незнанием и наивностью владельцев акций и предложили им выкупить депозитарные расписки по гораздо более низкой цене, чем фактическая стоимость одной акции. Или через откровенные фальсификации они перевели свои счета на чужие счета. Таким образом, десятки тысяч мелких акционеров оказываются в ужасе. Самое большое мошенничество и крах экономики. началось после приватизации предприятий. Приватизационные фонды уже являются акционерными обществами. После приобретения права собственности на наиболее привлекательные промышленные предприятия с облигациями граждан стоимостью не более одной десятой их реальной стоимости они в большинстве случаев переводят доходы от бизнеса или от продажи своих активов дочерним компаниям , им.

Стоимость всего имущества была условно поделена на общее число граждан страны. 1 ваучер и обозначал долю, которой владел каждый отдельно взятый россиянин. По замыслу держатели ваучеров после окончания приватизации должны были получать некий процент прибыли от суммарных доходов предприятия, долей которого они владели.

Что происходило на самом деле

Ход приватизации теоретически регулировался двумя главными правовыми актами . Один из них был издан по инициативе лично президента Ельцина. Но на деле эти законы не действовали. Приватизация производилась огромной коррумпированной «машиной». Проценты и доли участников подтасовывались. В одних случаях предприятия силой захватывались их директорами. В других - в ход шли взятки чиновникам, которые должны были регулировать процесс и следить за соблюдением законов.

Большое ограбление начинается с продажи машин, земли и зданий, присвоения банковских бизнес-счетов. Это также прекрасная возможность для отмывания денег. Средства приносят пользу членам совета директоров приватизационных компаний, близких к ним, а также бывшим директорам компаний, занимающихся их разграблением. Большинство фондов намеренно направляются на банкротство, а потери остаются для граждан. Или, акционерные общества , наследники фондов приватизации, трансформируются в различные коммерческие компании, меняют адреса своих штаб-квартир и состав совета директоров, в то время как вкладчики теряют свою долю в торгах.

Ваучеры, которые были розданы населению, фактически мало что стоили. 2 ваучера в 90-ые годы меняли на одну бутылку водки или пару килограмм гречки. Простые россияне не знали, как поступать с этими документами, поэтому нередко просто выменивали их на еду. Ваучеры пачками скупались спекулянтами всех мастей, и в результате основная часть населения страны в приватизации вообще никак не участвовала.

Часто объявления об общих собраниях публикуются в газетах из других регионов, акционеры их не присутствуют и так медленно и медленно теряют свои права. Другой случай «жало» - это когда акционеры не вносят согласованные взносы вовремя. Им отправляется письменное уведомление , обнародованное в Государственном бюллетене, о котором никто не замечает. Таким образом, акционеры опускаются компаниями, теряя свои доли и все сделанные до сих пор взносы. Феномен Велико Тырново «Север Холдинг» и компании Алексея Канчева в старой столице.

Компания распределяет дивиденды своим акционерам только в первый год своего существования. В последующие годы прибыль резервируется для резервного фонда . В Велико Тырново есть рассказ о том, что везде, где «Северный Холдинг» потеет все позади. Компании была предложена первая волна, но схема приобретения была изобретена адвокатом Митько Миневым. Даже тогда растение не находится в цветочном состоянии, но приватисты заканчивают его. Кетмаш в убытке, инвестиции не производятся, наоборот.

Ценнейшая госсобственность почти «раздаривалась» тем, кто имел связи в Госкомимуществе и подчиненных организациях. В ходу была такая схема: реальная стоимость предприятия искусственно занижалась, после чего на залоговом аукционе оно продавалось за бесценок заинтересованному лицу . Особенно часто это практиковалось в отношении крупных объектов типа морских пароходств, заводов черных и цветных металлов, предприятий по добыче нефти и пр.

Постепенно владельцы делятся с некоторыми производствами, в то время как продажи активов компании идут. Это последняя попытка какой-то продукции. В принципе, компания выигрывает от процентов и аренды. Г-н Статков о приватизации Болгарской морской флотилии снова заговорил несколько дней назад в связи со скандальным заявлением заместителя премьер-министра Валерия Симеонова, который объявил, что приватизационный контракт не соблюдается и даже намекнул на отмену сделки. прежде чем вдаваться в подробности дела, вспомним историю этой приватизации.

Результаты

Всего за весь период приватизации (процесс длился вплоть до 2006 года) было приватизировано более 120 тысяч бывших государственных предприятий. За эту ценность в казну государства поступило около 17 млрд долларов, что равнялось 505 млрд рублей по курсу 1 доллар = 30 рублей. 2/3 этой собственности было приватизировано в 1992-1997 годах. За нее государство выручило только 90 млн рублей с учетом буйствовавшей тогда гиперинфляции.

Это приватизационная продажа 70% капитала Болгарского морского флота Варна, покупная цена более 7 млн. Акций, что составляет 70% капитала навигационной компании, составляет 440 млн. Цена за акцию составляет около 58 левов. При определении суммы этих 70% были применены три метода оценки для 100% капитала. Согласно этим методам, Компания оценивалась следующим образом : по методу чистых активов - до 933 млн. Левов по методу дисконтирования чистых денежных потоков - до 466 млн. Левов и рыночным аналоговым методом - 620 млн.

Расчеты на 100 процентов. В рамках приватизационного контракта Стратегия приватизации Общества, принятая по предложению Совета министров Национальным собранием, закреплена, поскольку она является стратегической и подпадает под действие приложения 2 к Закону о специальной приватизации.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об