Налоговый кодекс для начинающих. Упрощенная система налогообложения Упрощенная система статья нк рф

1. При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пунктов и настоящей статьи);

2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (с учетом положений пунктов и настоящей статьи);

2.1) расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

2.2) расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;

2.3) расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии со настоящего Кодекса;

3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

5) материальные расходы;

6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей и настоящего Кодекса;

9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящего Кодекса;

10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;

13) расходы на командировки, в частности на:

проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

суточные или полевое довольствие;

оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;

15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;

16) расходы на публикацию бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);

17) расходы на канцелярские товары;

18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;

21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением налога, уплаченного в соответствии с настоящей главой, и налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет в соответствии с пунктом 5 настоящего Кодекса;

23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров;

24) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;

25) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

26) расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

27) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;

28) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

29) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);

30) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;

31) судебные расходы и арбитражные сборы;

32) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и правами на средства индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы);

32.1) вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях";

33) расходы на проведение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации, подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящего Кодекса;

35) расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники;

36) расходы по вывозу твердых бытовых отходов;

37) сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы.

Абзацы второй - третий утратили силу с 1 января 2019 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 249-ФЗ (ред. 30.09.2017);

38) обязательные отчисления (взносы) застройщиков в компенсационный фонд, формируемый в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

2. Расходы, указанные в пункте настоящей статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 настоящего Кодекса.

Расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9 - 21, 38 пункта настоящей статьи, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьями , и настоящего Кодекса.

3. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:

1) в отношении расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;

2) в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов в период применения упрощенной системы налогообложения - с момента принятия этих нематериальных активов на бухгалтерский учет;

3) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на упрощенную систему налогообложения стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:

в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения;

в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости, второго календарного года - 30 процентов стоимости и третьего календарного года - 20 процентов стоимости;

в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.

При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

В случае, если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.

В случае, если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения, стоимость основных средств и нематериальных активов учитывается в порядке, установленном пунктами 2.1 и 4 настоящего Кодекса.

Определение сроков полезного использования основных средств осуществляется на основании утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со настоящего Кодекса классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.

Определение сроков полезного использования нематериальных активов осуществляется в соответствии с пунктом 2 настоящего Кодекса.

В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с настоящей главой (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений Порядок признания доходов и расходов

4) расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • Налоговая база
    7. Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со статьей 346.16 НК РФ, над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
  • Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения
    3. В случае, если организация переходит с упрощенной системы налогообложения (независимо от объекта налогообложения) на общий режим налогообложения и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) которых, произведенные в период применения общего режима налогообложения до перехода на упрощенную систему налогообложения, не полностью перенесены на расходы за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ, на дату перехода на уплату налога на прибыль организаций в налоговом учете остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств и нематериальных активов, определенной на дату перехода на упрощенную систему налогообложения, на сумму расходов, определяемую за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ.
  • 1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

    В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

    Налогоплательщики - организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в уведомлении о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября 2014 года не указывают.

    2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

    Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 февраля 2015 года.

    Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом части 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 апреля 2015 года.

    Организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход. В таком случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате единого налога на вмененный доход.

    3. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

    4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со и подпунктами 1 и 3 пункта 1 настоящего Кодекса, превысили 150 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 и пунктом 3 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

    В случае, если налогоплательщик применяет одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного настоящим пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

    При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.

    Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящего Кодекса.

    4.1. Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 настоящего Кодекса, не превысили 150 млн. рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным пунктами 3 и 4 и пунктом 3 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения в следующем налоговом периоде.

    5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом настоящей статьи, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.

    6. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

    7. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

    8. В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

    Глава 26.2 НК РФ Упрощенная система налогообложения

    Комментарии к главе 26.2 Налогового кодекса РФ — Упрощенная система налогообложения

    УСН - упрощенная система налогообложения

    Применение упрощенной системы налогообложения (УСН) для физических и юридических лиц позволяет существенно упростить налоговую отчётность с одновременным понижением размеров уплачиваемых налогов. Согласно мнению экспертов, именно упрощенная система налогообложения в 2017 году стала самым популярным форматом осуществления коммерческой деятельности предпринимателей и организаций. Однако стоит учитывать, что такая форма налогообложения имеет свои ограничения, а некоторых случаях является экономически невыгодной схемой. В любом случае, прежде чем перейти на УСН с общей системы налогообложения, ЕНВД или с патента, необходимо взвесить все «за» и «против».

    Преимущества упрощенной системы налогообложения

    Как гласит Налоговый Кодекс РФ, УСН позволяет консолидировать все налоги в едином платеже, исчисляемом согласно результатам деятельности в конкретном налоговом периоде. Применение упрощенной системы налогообложения сопровождается следующими положительными моментами:

    • возможность выбора из двух вариантов налогообложения «Доходы» и «Доходы, уменьшенные на величину расходов»;
    • отсутствие необходимости ведения бухгалтерской отчётности (только для индивидуальных предпринимателей);
    • более низкие налоговые ставки;
    • возможность вычета из полученного дохода суммы уплаченных страховых взносов (при использовании схемы «Доходы минус расходы»);
    • отсутствие необходимости доказательства обоснованности указанных расходов при камеральных проверках;
    • возможность снижения налоговой ставки региональными законодательными актами;
    • редкость выездных налоговых проверок

    Уплата НДС при этой системе налогообложения необходима только в случае ввоза продукции на внутренний рынок РФ. Декларации в рамках упрощённой системы налогообложения подаются юридическими лицами до 31 марта и частными предпринимателями - до 30 апреля.

    Разъяснения по УСН

    • для обществ с ограниченной ответственностью все налоговые выплаты должны осуществляться исключительно безналичными расчётами;
    • необходимо документальное подтверждение расходов, вычитаемых из дохода;
    • наличие ограничений на расходы, на которые можно уменьшать базу налогообложение (перечень в ст. 346.16 НК РФ).
    • необходимость ведения бухгалтерского учёта юридические лицами;
    • низкая вероятность официального партнёрства с индивидуальными предпринимателями и организациями, которые являются плательщиками НДС;
    • необходимость своевременной уплаты авансовых платежей согласно данным Книги учёта расходов и доходов;
    • требование ведения кассовых операций согласно пункту 4
    • определённые НК РФ для УСН ограничения:
      - для индивидуальных предпринимателей: количество персонала должно быть менее 100 человек, доход менее 1,5 млн. рублей, остаточная стоимость основных средств менее 150 млн. рублей.
      - для коммерческих организаций (ООО и т.д.): отсутствие филиалов, долевое участие других компаний не более 25%. Для перехода на УСН существует ограничение доходов за последние 9 месяцев деятельности - 112,5 млн. рублей.

    И ещё один важный момент – применять УСН не могут организации и предприятия, перечисленные в реестре (3) НК РФ. При переходе на упрощённую систему налогообложения организация или индивидуальный предприниматель обязаны уведомить налоговые органы в установленном порядке и в установленные сроки, определенные в пунктах 1 и 2 .

    Упрощенная система налогообложения в 2017 году неизбежно будет продолжать законодательную эволюцию с учётом общественного мнения и судебной практики налоговых споров.

    Глава 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" применяется в 2019 году с учетом всех изменений, который вступили в силу с 1 января 2019 года. Рассмотрим все основные изменения и порядок работы в рамках УСН в текущем году.

    Налоговый и отчетный период по главе 26.2 НК РФ "УСН"

    Налоговый период при применении упрощенной системы налогообложения это один календарный год. Есть и отчетные периоды по итогам которых перечисляют авансовые платежи по УСН. Это 1 квартал, полугодие 9 месяцев. Налог по итогам года к уплате в бюджет рассчитывают как разницу между перечислениями авансов в течение отчетных периодов и налогом, рассчитанном в целом за год. Такие правила Налоговый кодекс "УСН" (глава 26.2).

    Программа "БухСофт" формирует всю отчетность для организаций и ИП на УСН. Вы можете заполнить любую форму онлайн или скачать актуальный бланк отчета. Попробовать бесплатно:

    Отчетность по УСН онлайн

    Глава 26.2 НК РФ "УСН": ставки налога

    По налоговая ставка для налогоплательщиков, которые выбрали объектом налогообложения доходы, равна 6 процентам. При этом местные власти вправе снизить ставку до 1 процента, а в Крыму и Севастополе еще меньше (п. 1 ст. 346.20 НК).

    Правом уменьшать налоговую ставку до минимума воспользовались не во всех субъектах.

    Региональные власти вправе предоставить и налоговые каникулы. То есть сделать для них налоговую ставку 0 процентов. Такой льготой вправе воспользоваться те коммерсанты, которые зарегистрировались впервые и ведут деятельность в определенных сферах. Например, если они заняты производством, социальной сфере, науке или оказывают бытовые услуги населению.

    Если вы платите налог с разницы между доходами и расходами, то ставка налога составит 15 процентов. В главе НК "УСН" предусмотрено, что региональные власти вправе также ее понизить.

    Расчет налога по главе 26.2 НК РФ "УСН"

    Единый налог (авансовые платежи) согласно главе "Упрощенная система налогообложения" НК РФ рассчитывайте нарастающим итогом с начала года по формуле:

    • если УСН-налог вы платите с доходов:
    • если УСН-налог вы платите с разницы между доходами и расходами

    Доходы по главе НК РФ "УСН"

    Доходы, полученные за год (отчетный период), определяйте по правилам статей 346.15 и 346.17 главы "Упрощенная система налогообложения" (Налоговый кодекс, глава 26.2).

    Налогом при использовании упрощенной системы налогообложения облагаются поступления от реализации готовой продукции, продажи товаров, работ или услуг, а также имущественных прав. В статье 249 НК РФ есть перечень таких доходов. Налогом облагают и многие внереализационные доходы. Их состав есть в статье 250 Налогового кодекса РФ. Это установлено пунктом 1 статьи 346.15, пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса РФ.

    Те поступления, которые под названные выше категории не подпадают, налогом не облагаются. Дополнительно к этому есть виды доходов, освобожденных от налогообложения на упрощенке.

    К доходам от реализации, с которых рассчитывают УСН при упрощенке, относят выручку от реализации:

    • продукции (работ, услуг), которые произведены организацией;
    • товаров купленных для перепродажи, а также других видов собственного имущества (например, основных средств, нематериальных активов, материалов и т. д.);
    • имущественных прав.

    Такие правила предусмотрены главой НК РФ "Упрощенная система налогообложения" (пункт 1 статьи 346.15).

    В доходы от реализации включите также авансы, полученные в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг). Дело в том, что при упрощенке доходы считают по кассовому методу. А полученные авансы могут не включать в базу только те компании, которые используют метод начисления (п. 1 ст. 346.15, подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

    Расходы по главе НК РФ "УСН"

    Перечень расходов на которые уменьшаются доходы при расчете УСН налога есть в статье 346.16 НК РФ. Он является исчерпывающим. То есть организация не вправе учитывать те расходы, которые в этом перечне отсутствуют. Но из этого правила есть исключения. Минфин разрешает отражать некоторые виды расходов, которые в этом перечне не поименованы.

    Например, допустимо учесть расходы и на штатного бухгалтера, и на внешнего. Компания обязана вести бухгалтерский учет. Руководитель вправе нанять бухгалтера или поручить подготовку отчетов другой организации либо физическому лицу (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ).

    Если нанимаете внештатного бухгалтера, учитывайте все затраты на его услуги: учет, консультирование и др. Сохраняйте договор и акты выполненных работ (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

    Также вы вправе учесть расходы на кондиционеры. Они хоть и не поименованы в перечне, но Минфин считает, что они обоснованы. Организация обязана обеспечить нормальные условия труда для работников в помещениях (ст. 212 ТК РФ, п. 6.10 СанПиН 2.2.4.548-96, утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.96 № 21). А кондиционеры – это часть таких условий.

    Затраты на покупку и ремонт кондиционеров можно учесть как материальные (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

    Налоговый вычет по главе НК РФ "УСН"

    Гл. 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" предусматривает, что плательщики УСН-налога с доходов могут уменьшить его размер (или авансовый платеж за отчетный период) на сумму налогового вычета. Вычет состоит из 3 составляющих.

    1. Страховые взносы (в пределах начисленных сумм) перечисленные за тот период, за который начислен единый налог или авансовый платеж. В эту сумму могут быть включены взносы за предыдущие периоды (например, за 2019 год), но перечисленные в фонд фонды в отчетном периоде (например, в 2010 году).

    2. Взносы по личному страхованию в работников на случай их болезни. Этот вид затрат учитывается в составе вычета, только если договоры на страхование заключены с организациями, имеющими соответствующие лицензии. А страховые выплаты не превышают размера пособий по временной нетрудоспособности, рассчитанного по статье 7 Закона от 29.12.2006 No 255-ФЗ.

    3. Больничные пособия за первые три дня нетрудоспособности в части, не покрытой страховыми выплатами по договорам, личного страхования. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.1 статьи 346.21 НК и разъяснен в письмах Минфина от 01.02.2016 No 03-11-06/2/4597, от 29.12.2012 No 03-11-09/99.

    Больничное пособие не уменьшайте на исчисленный НДФЛ (письмо Минфина от 11.04.2013 No 03-11-06/2/12039). Доплаты к больничному пособию до фактического среднего заработка сотрудника не учитывайте. Эти суммы пособием не являются (ст. 7 Закона от 29.12. 2006 No 255-ФЗ).

    По общему правилу размер вычета не может превышать 50 процентов от УСН-налога (авансового платежа).

    Пример
    Организация "Альфа" применяет УСН режим, рассчитывает платеж с доходов. За I квартал текущего года организация начислила:

    Авансовый платеж по упрощенке – в размере 48 000 Ᵽ;
    - взносы на обязательное пенсионное (медицинское) страхование – 12 500 Ᵽ (отражены в расчете по страховым взносам за I квартал);
    - взносы на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев и профзаболеваний – 5000 Ᵽ (отражены в форме-4 ФСС за I квартал);
    - взносы на добровольное страхование сотрудников на случай временной нетрудоспособности (по договорам, условия которых соответствуют требованиям подп. 3 п. 3.1 ст. 346.21 НК) – 6000 Ᵽ;
    - больничные пособия за первые три дня нетрудоспособности сотрудникам, в отношении которых не были заключены договоры добровольного страхования, 2500 Ᵽ (отражены в расчете по страховым взносам за I квартал).

    1) взносов на обязательное пенсионное (медицинское) страхование:

    За январь, февраль и март текущего года – 12 500 Ᵽ;
    - за декабрь предыдущего года – 3500 Ᵽ (отражены в расчете взносов за предыдущий год);

    2) взносов на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев и профзаболеваний:

    За январь и февраль – 2700 Ᵽ;
    - за декабрь предыдущего года – 1400 Ᵽ (отражены в форме-4 ФСС за предыдущий год);

    3) взносов на добровольное страхование сотрудников на случай временной нетрудоспособности – 6000 Ᵽ;

    4) больничных пособий сотрудникам за первые три дня нетрудоспособности – 2500 Ᵽ

    Предельная величина вычета за I квартал составляет 24 000 Ᵽ (48 000 Ᵽ × 50%).

    В общую сумму расходов, которые могут быть предъявлены к вычету за I квартал, включаются:

    Взносы на обязательное пенсионное (медицинское) страхование, уплаченные в период с 1 января по 31 марта текущего за I квартал текущего года и за декабрь предыдущего года (в пределах сумм, отраженных в отчетности по страховым взносам), в размере 16 000 Ᵽ (12 500 Ᵽ + 3500 Ᵽ);
    - взносы на обязательное социальное страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, уплаченные в период с 1 января по 31 марта текущего года за I квартал текущего года и за декабрь предыдущего года (в пределах сумм, отраженных в отчетности по страховым взносам), в размере 4100 Ᵽ (2700 Ᵽ + 1400 Ᵽ);
    - взносы на добровольное страхование сотрудников на случай временной нетрудоспособности в размере – 6000 Ᵽ;
    - больничные пособия сотрудникам за первые три дня нетрудоспособности в размере фактически выплаченных сумм (без уменьшения на НДФЛ) – 2500 Ᵽ

    Общая сумма расходов, которые могут быть предъявлены к вычету за I квартал, составляет 28 600 Ᵽ (16 000 Ᵽ + 4100 Ᵽ + 6000 Ᵽ + 2500 Ᵽ). Она превышает предельную величину вычета (28 600 Ᵽ > 24 000 Ᵽ). Поэтому авансовый платеж за I квартал бухгалтер "Альфы" начислил в размере 24 000 Ᵽ

    В дополнение к трем видам вычета, которые предусмотрены для всех плательщиков единого платежа, организации и предприниматели, занимающиеся торговлей, могут его уменьшать на торговый сбор. Что для этого нужно?

    Во-первых, организация или предприниматель должны быть поставлены на учет в качестве плательщика торгового сбора. Если плательщик перечисляет торговый сбор не по уведомлению о постановке на учет, а по требованию инспекции, пользоваться вычетом запрещено.

    Во-вторых, торговый сбор должен быть уплачен в бюджет того же региона, в который зачисляется платеж по спецрежиму. Главным образом, это требование касается организаций и предпринимателей, которые занимаются торговлей не там, где они состоят на учете по местонахождению (месту жительства).

    Например, предприниматель, который зарегистрирован в Московской области и торгует в Москве, не сможет уменьшить платеж на сумму торгового сбора. Ведь торговый сбор в полном объеме зачисляется в бюджет Москвы (п. 3 ст. 56 БК), а единый УСН платеж – в бюджет Московской области (п. 6 ст. 346.21 НК, п. 2 ст. 56 БК).

    В-третьих, торговый сбор должен быть уплачен в региональный бюджет именно в том периоде, за который начислен УСН платеж. Торговый сбор, уплаченный по окончании этого периода, можно принять к вычету только в следующем периоде. Например, торговый сбор, уплаченный в январе 2019 года по итогам IV квартала 2018 года, уменьшит его сумму за 2019 год. Принимать его к вычету за 2018 год нельзя.

    В-четвертых, УСН платеж нужно определить отдельно:

    • по торговой деятельности, в отношении которой организация (предприниматель) платит торговый сбор;
    • по остальным видам предпринимательской деятельности по которым сбор не платиться.

    Фактически уплаченный торговый сбор уменьшает только первую сумму. То есть ту часть платежа, которая начислена с доходов от торговой деятельности. Поэтому, если вы занимаетесь несколькими видами предпринимательской деятельности, следует вести раздельный учет доходов от деятельности, облагаемой торговым сбором, и доходов от другой деятельности. Это подтверждают письма Минфина от 18.12.2015 No 03-11-09/78212 (направлено инспекциям письмом ФНС от 20.02.2016 No СД-4-3/2833) и от 23.07.2015 No 03-11-09/42494.

    Раздельный учет ведите в бухгалтерской программе или оформляйте бухгалтерскими справками

    Расчет УСН - налога

    Сумму единого налога (авансового платежа), начисленную с учетом вычетов, организация должна перечислить в бюджет за весь налоговый (отчетный) период. При этом ее можно уменьшить на сумму авансовых платежей, начисленных по итогам предыдущих отчетных периодов. В связи с этим по итогам года (очередного отчетного периода) у организации может сложиться сумма платежа не к доплате, а к уменьшению. Например, такое возможно, если уровень доходов к концу года снизится, а сумма вычетов увеличится.

    Изменения в УСН

    Лимит доходов за 9 месяцев, который позволяет перейти на спецрежим, в 2019 году составляет 112,5 млн. На коэффициент дефлятор этот показатель не корректируют. Применяется и увеличенный лимит стоимости основных средств, исходя из которого компания могла переходить на этот спецрежим. Если раньше он составлял 100 млн. Ᵽ, то теперь этот показатель равен 150 млн.

    Статья 346.11. Общие положения УСН - упрощенка

    1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

    2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

    Абзац утратил силу.

    Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

    3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

    Абзац утратил силу.

    Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

    4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

    5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных настоящим Кодексом.

     
    Статьи по теме:
    Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
    Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
    Измерение валового регионального продукта
    Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
    Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
    Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
    Корректирующие коэффициенты енвд
    К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об