Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность). Годовая бухгалтерская отчетность: требования, методология, состав
Российские компании обязаны вести бухгалтерский учет независимо от режима налогообложения, а по завершении отчетного периода – составлять стандартные утвержденные отчетные формы, в которых демонстрируются результаты деятельности. Подведение итогов работы предприятия за отчетный период необходимо:
- внутренним пользователям (руководству, учредителям) для понимания и анализа сложившегося финансового состояния фирмы и разработки правильной стратегии развития производства;
- для внешних пользователей – контролирующих органов, кредиторов, инвесторов и т.п. Цели пользователей финансовой информацией в этой категории различны – налоговики контролируют сбор бюджетных поступлений, инвесторы анализируют целесообразность вложений, кредиторы рассматривают возможности дальнейшего сотрудничества и т.д.
Рассмотрим, какой бывает бухгалтерская отчетность в компаниях разных форм собственности и как она различается по видам.
Состав бухгалтерской отчетности
Законодателями разработаны формы отчетных документов и инструкции по их заполнению. К отчетным формам относятся:
- бухгалтерский отчет (форма № 1) «Баланс» . Он представляет собой таблицу с разбивкой на две части, в левой части перечислено имущество фирмы (ОС и НМА , оборотные средства), в правой – источники его формирования (фонды, резервы, капитал, кредиторская задолженность). Баланс знакомит пользователя с финансовым состоянием компании на начало и конец отчетного периода, позиционируя наличие активов предприятия и их источников в стоимостном эквиваленте на определенную дату, т. е. показывает какими резервами и средствами располагает фирма, и какие обязанности у нее имеются;
- форма № 2 «Отчет о финансовых результатах» (ОФР), разъясняющий, к какому виду относится деятельность компании и характеризующий результаты работы фирмы за отчетный период. В форме фиксируется прибыль (убыток) в разрезе операционной, финансовой или инвестиционной деятельности.
Эти формы – основные. Существуют и дополнительные отчетные документы, расшифровывающие и детализирующие показатели строк основных отчетов. Так, бухгалтерская финансовая отчетность может быть расширена приложениями, такими, как:
- форма № 3 «Отчет об изменениях капитала» , демонстрирующий перемены в размере капитала компании, объясняющий их причины и позиционирующий ресурсы, за счет которых он формируется;
- форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» , расшифровывающий запасы и движение денег и их эквивалентов за отчетный период;
- форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» – документ, детализирующий показатели баланса – НМА, ОС, полученные государственные субсидии, задолженности, затраты, направленные на вложения в разные проекты и др.;
- форма № 6 «Отчет о целевом финансировании», актуальный для некоммерческих предприятий, раскрывающий информацию о поступлении и целевой направленности средств.
Дополняют пакет приложений пояснительные записки к балансу , зачастую содержащие элементы анализа финансового состояния фирмы на текущий момент в сравнении с аналогичными прошлогодними периодами. Составляются пояснительные записки в произвольной форме: в текстовом и табличном форматах.
Состав бухгалтерской отчетности в 2017 году изменений не претерпел и остается прежним. Разобравшись с этим вопросом, перейдем к видам бухгалтерской отчетности, классифицируемой в зависимости от периода представления.
Бухгалтерская отчетность организации: промежуточная и годовая
Названия видов финансовой отчетности говорят сами за себя. Промежуточная бухгалтерская отчетность обычно составляется за квартал, полугодие и 9 месяцев. Именно в ней фиксируют полученные результаты по всем показателям за отчетный период нарастающим итогом с начала финансового года.
Годовая бухгалтерская отчетность составляется по окончании налогового периода, т. е. года. В ней находят отражение все финансовые процессы, происходящие в компании. Она является завершающей, определяет результаты работы компании за год с 1 января по 31 декабря и состоит из пакета документов, перечисленных выше. Заметим, что промежуточная отчетность формируется из тех же форм.
Кто вправе не составлять бухгалтерский отчет
Обязанность вести учет определяется законодательно, однако и здесь имеются исключения. Финансовая отчетность предприятия не для каждого предприятия является обязательной. Освобождены от ведения бухучета и представления отчетности:
- Все индивидуальные предприниматели независимо ни от масштаба бизнеса, ни от сферы деятельности, ни от наличия или отсутствия персонала в ИП, ни от системы применяемого налогового режима (ст. 6 закона № 402-ФЗ). Итак, такого понятия как бухгалтерская отчетность ИП попросту не существует в законодательных актах;
- Филиалы/представительства зарубежных компаний в случае, если они ведут учет доходов и расходов в соответствии с действующим российским законодательством, а также уплачивают налог на прибыль по общему правилу.
Бухгалтерская отчетность предприятия: кто обязан отчитываться
Для остальных субъектов предпринимательской деятельности обязанность ведения учета и представления отчетности актуальна, но существует ряд послаблений, выраженных в возможности ведения учета по упрощенной форме и составления всего двух упрощенных отчетных форм - баланса и отчета о финансовых результатах . Это:
- малые предприятия, т. е. компании с долей участия в них госорганов или коммерческих организаций не более 25%, прошлогодним оборотом до 400 млн руб. и контингентом в пределах 100 человек;
- микропредприятия – организации со штатом до 14 человек и оборотом до 60 млн руб.;
- некоммерческие организации;
- участники проекта «Сколково».
Таким образом, представление финансовой отчетности зависит не от сферы бизнеса, а от принадлежности организации к виду предприятий. Например, бухгалтерская отчетность ООО будет составляться полным пакетом из перечисленных выше документов, однако, если это ООО имеет статус малого предприятия или зарегистрировано в качестве участвующего партнера в проекте «Сколково», то вести учет, составлять и сдавать финансовую отчетность по нему можно в упрощенном варианте.
Еще одним весьма важным аспектом является то, что законом № 402-ФЗ определен перечень компаний, лишенных возможности вести упрощенный учет. К ним относятся предприятия ЖКХ, МФО, государственные организации, политические партии, нотариальные и адвокатские конторы, а также компании, подлежащие обязательному аудиту, например АО, СРО, участники рынка ценных бумаг и др.
Такой вывод следует из пунктов 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н и подтверждается письмом Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285.
Таким образом, в состав бухгалтерской отчетности входят следующие документы:
- Бухгалтерский баланс;
- Отчет о финансовых результатах;
- Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах);
- Отчет об изменениях капитала;
- Отчет о движении денежных средств;
- Отчет о целевом использовании средств.
В составе промежуточной отчетности составляйте Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Остальные формы нужно составить только по итогам года. Такой порядок следует из части 3 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 49 ПБУ 4/99.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Поэтому в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также дополнительная информация , которая не включается в Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах, но необходима пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации (п. 6, 24 ПБУ 4/99, письмо Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01).
Состав и содержание пояснений организация определяет самостоятельно, с учетом содержания пунктов 24–27 ПБУ 4/99 и других положений по бухучету.
Отчет о целевом использовании средств представляют все организации, получавшие в отчетном году целевые средства.
Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. в таблице .
Некоторые организации могут вести бухучет и составлять годовую бухгалтерскую отчетность в упрощенном варианте. К ним относятся:
- организации, получившие статус участников проекта «Сколково»;
- некоммерческие организации.
При этом упрощенный порядок бухгалтерского учета и отчетности не могут применять, в частности, микрофинансовые, государственные и саморегулируемые организации, а также некоммерческие организации, признанные иностранными агентами.
Субъекты малого предпринимательства
Ситуация: по каким формам нужно сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию ?
Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию можно сдавать как по общеустановленным, так и по специальным формам.
Участники проекта «Сколково»
Участники проекта «Сколково» вправе применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Для них предусмотрены формы:
- Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, приведенные в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (для коммерческих организаций);
- Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств, приведенные в приложении № 6 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (для некоммерческих организаций).
Аналогичные выводы следуют из пункта 3 части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и письма Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 07-01-06/57795 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2014 г. № ГД-4-3/4788).
Вместе с тем, применение упрощенных форм является правом, а не обязанностью. Поэтому организации – участники проекта «Сколково» могут составлять отчетность и в общеустановленном порядке. То есть сдавать в составе отчетности Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении № 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Показатели отчетности
Формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, содержат показатели, отражающие финансовое и имущественное положение организации. Ряд показателей, включенных в разные формы, совпадает. Взаимосвязь между показателями типовых форм бухгалтерской отчетности представлена в таблицах . Используйте их для проверки правильности составления отчетности.
Типовые формы Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах, Отчета о движении капитала и Отчета о движении денежных средств сформированы по группам статей (например, «Финансовые вложения», «Прочие доходы»). Детализацию этих статей организации определяют самостоятельно, исходя из существенности того или иного показателя (п. 3 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). При этом для каждой строки, где это необходимо, вводят подстроки. В них указывают числовые значения, входящие в состав укрупненных показателей, предусмотренных типовой формой. Вводить подстроки нужно для существенных показателей. Несущественные показатели в подстроки можно не выделять. Показатель является существенным, если без сведений о нем нельзя правильно оценить финансовое положение организации.
Если отчетность представляется в органы исполнительной власти (например, в органы государственной статистики, налоговую инспекцию), то каждому показателю присвойте код согласно приложению 4 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Код укажите в соответствующей графе. При этом, в случае если в бухгалтерской отчетности отдельных категорий организаций (например, субъектов малого предпринимательства) отражаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей, код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного.
Такой порядок установлен пунктом 5 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Критерий существенности организация определяет самостоятельно и прописывает его в учетной политике для целей бухучета.
Учетная политика
Ситуация: нужно ли сдавать в налоговую инспекцию копию приказа об утверждении учетной политики для целей бухучета?
Нет, не нужно.
Законодательство не содержит таких требований. К тому же существенные элементы и принципы учетной политики раскрываются в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, которые организация сдает в налоговую инспекцию (п. 17, 18 ПБУ 1/2008, подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Вместе с тем, в учетной политике для целей бухучета может содержаться информация, необходимая при проведении проверок (например, рабочий план счетов организации, утвержденный перечень первичных документов, используемых организацией, и т. д.). Поэтому в рамках выездной проверки инспекция вправе потребовать этот документ. Форма требования приведена в приложении 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.
В течение 10 рабочих дней после того, как из инспекции получено письменное требование, организация обязана представить копию приказа об утверждении учетной политики. Такие правила установлены пунктом 12 статьи 89 и пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ.
Если организация не исполнит полученное требование, ее могут оштрафовать. Размер штрафа составит:
- для организаций 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ);
- для должностных лиц (например, руководителя организации) от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности
Пояснительная записка с 1 января 2013 года не входит в состав бухгалтерской отчетности. То есть начиная с отчетности за 2012 год сдавать пояснительную записку не нужно. Это следует из положений части 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается письмами Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285, от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01, информацией Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.
Данный документ является информацией, сопутствующей бухгалтерской отчетности. Как правило, такая информация не связана с числовыми показателями Бухгалтерского баланса или Отчета о финансовых результатах (Отчета о целевом использовании средств). Организация может предоставить такую информацию, если считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В составе информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, раскрываются следующие показатели:
- динамика важнейших экономических и финансовых показателей организации за ряд лет;
- планируемое развитие организации;
- предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
- деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- природоохранные мероприятия;
- иная информация.
Из предоставления информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, должно быть ясно, что она не входит в состав данной отчетности. Для этого нужно соблюдать следующие правила:
- в бухгалтерской отчетности не должно быть ссылок на такую информацию;
- из наименования предоставленной информации не должно следовать, что она является частью бухгалтерской отчетности;
- такая информация должна быть обособлена от бухгалтерской отчетности.
Ежегодно субъекты предпринимательства по итогам отчетного периода в обязательном порядке подают в уполномоченные государственные органы информацию о результатах своей деятельности, основываясь на положениях, закрепленных в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 года N 402-Ф3. В нем определены правовые основы регламентирования бухгалтерского учета, а также механизм и общий порядок его составления.
Согласно этому закону, информация о каждом экономическом субъекте Российской Федерации систематизируется с помощью определенных, принятых и утвержденных государством стандартов ведения бухучета, и передается в федеральные органы власти для совершения ими ряда функций, которые в целом представляют из себя контроль и надзор за движением средств предприятия.
Годовая и промежуточная бухгалтерские отчетности
Конечно, помимо годовой отчетности, предприятия, в зависимости от их формы и режима налогообложения, существуют также другие виды , которые подаются предприятием за отчетный год. Речь идет о промежуточной бухгалтерской отчетности, которая подается раз в месяц, квартал, за полгода и за девять календарных месяцев, но она существенно отличается от годовой. Можно сказать, что состав годовой бухгалтерской отчетности предусматривает, в общем-то, сходные бухгалтерские данные - баланс предприятия, а также отчет о финансовом результате и приложения к ним, тем не менее, эти данные составляются из различных сведений и имеют разные объемы.
Промежуточный баланс составляется за более короткий отчетный период и является только сокращенной формой отчетности, а годовой баланс подается по завершении года, он является заключительным и потому представляет собой суммирование и генерализацию всех данных о финансовом и имущественном состоянии предприятия.
Помимо этого, к подаваемой отчетности Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4\99 также предусматривает предоставление пояснительной записки (пояснения к балансу и отчету), а также аудиторского заключения для предприятий, которым предписан аудит в обязательном порядке. Помимо них, могут потребоваться и другие дополнительные пояснения или показатели, если поданная отчетность оказывается недостаточной, для составления полной картины о состоянии предприятия.
Обязанность вести бухгалтерский учет предприятия возложена на всех субъектов, которые ведут деятельность на территории РФ. Закон устанавливает лишь одно исключение из общего правила - для предприятий, находящиеся на упрощенной налоговой системе (УСН), которым предписано в обязательном порядке вести учет основных средств, а также нематериальных активов, что означает, что полноценный бухгалтерский учет для них не является обязательным. Таким образом, для предприятий на УСН достаточно вести Книгу учета доходов и расходов, а также прилагающие к ней документы, подтверждающие полученные доходы и совершенные расходы.
Но если речь идет об ООО, которое выплачивает дивиденды своим участникам, то с целью правильного деления чистой прибыли обязательно учитывается План счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина от 31.10.00 N 94н), а также Инструкция по его применению. План и Инструкция к нему предполагают определение прибыли, основываясь именно на данных бухгалтерского учета. Это правило подтверждает и письмо Министерства Финансов от 17.02.08 года N 03-04-06-01/6, составленное в ответ на просьбу разъяснить порядок определения прибыли в целях выплаты дивидендов участникам .
С одной стороны, годовая бухгалтерская отчетность, которую необходимо составлять строго по методическим рекомендациям, являет собой очередную серьезную заботу для руководителя предприятия и его бухгалтерии. С другой стороны, она также выполняет ряд функций, среди которых основная - исчисление всех налогов, причитающихся из прибыли предприятия в бюджет. Кроме того годовая бухгалтерская отчетность дает руководителю полное представление об объеме выручки, оборотах предприятия, а также проблемах и задолженностях, как перед контрагентами, так и перед фискальными органами.
Порядок составления бухгалтерской отчетности
Каждое предприятие, которое обязано вести полноценную бухгалтерскую отчетность, в первую очередь определяет собственную учетную политику, составляет план используемых счетов, формы первичных документов, утверждает правила документооборота, а также порядок проведения инвентаризации. Поскольку годовая бухгалтерская отчетность формируется из статей, включающих показатели о результатах деятельности предприятия на основе сверок и калькуляций, именно инвентаризация становиться первым этапом составления отчетности. Примерный порядок составления бухгалтерской отчетности предприятия следующий:
- Инвентаризация. Проводится на основе Приказа руководителя предприятия, согласно требованиям Методических указаний (от 13.06.95 года N 49 и от 28.12.01 года N 119н.), с обязательным участием утвержденной комиссии.
- Сверка взаиморасчетов с контрагентами - кредиторами и дебиторами предприятия, а также бюджетом, внебюджетными фондами и иными организациями.
- Оформление всех бухгалтерских проводок на основании первых двух проделанных этапов.
- Закрытие счетов предприятия в порядке наименьшей приоритетности - поскольку цель данной отчетности это сбор данных, фактически, о размерах и изменении доходов предприятия за прошедший год, следовательно, наиболее важные счета учета доходов и расходов предприятия закрываются в последнюю очередь.
- Занесение данных в бухгалтерскую отчетность установленной формы с одновременным определением информации, которую предприятие укажет в пояснительной записке для налогового органа.
- , с включением данных дочерних организаций, если таковые имеются.
В связи с тем, что формируется именно годовая отчетность, все этапы данного порядка составления отчетности, включая инвентаризацию и сверки, должны быть как можно более приближены к отчетной дате и проводится не более чем за два месяца до конца периода сдачи отчетности. Сами данные, согласно закону, должны включать итоги отчетного календарного года в период с 1 января по конец года, то есть по 31 декабря включительно. Если предприятие только зарегистрировалось, и дата его регистрации приходится на период до 1 октября, то отчетность формируется с даты регистрации по конец отчетного года. Если же предприятие зарегистрировано позже 1 октября, то отчетность в таком случае подается за период с даты регистрации и по конец следующего календарного года.
Формы подаваемой отчетности
Любая бухгалтерская отчетность формируется и представляется в уполномоченные органы на основе утвержденных типовых форм. Независимо от формы, отчетность должна содержать:
- наименование формы, по которой она составляется,
- проставленную дату конкретного отчетного периода, за который подается отчет,
- название организации и её организационно-правовую форму
- порядок (форму) представления показателей отчетности.
На сегодняшний день предусмотрены следующие типовые формы подаваемой отчетности:
- № 1 «Бухгалтерский баланс»
- № 2 «Отчет о прибыли и убытках»
- № 3 «Отчет об изменениях капитала»
- № 4 «Ответ о движении денежных средств»
- № 5 «приложения к бухгалтерскому балансу»
- № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».
Помимо указанных, к годовому бухгалтерскому балансу, как говорилось выше, подается пояснительная записка. Важным условием подготовки отчетности по любой из принятых форм является отсутствие помарок и подчисток.
Нормативными актами, регулирующими порядок составления бухгалтерской отчетности, предусмотрено включение в отчетность показателей не только отчетного года, но также, как минимум, показателей двух предыдущих отчетных лет. Для показателей предыдущих отчетных периодов формы предусматривают соответствующие графы. Предприятие может представить в отчетности показатели за большее количество лет - в таком случае в отчетности предприятие самостоятельно предусматривает и вносит дополнительное количество нужных граф.
Видео - «Готовим и сдаем бухгалтерскую отчетность в 2015 году»
Любая фирма, обязанная вести бухгалтерский учет, должна составлять бухгалтерскую отчетность.
Состав отчетности и отчетные периоды установлены ст.14-15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Начиная с 2011 года бухгалтерскую отчетность необходимо представлять по формам, которые утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Бухгалтерская отчетность может быть промежуточной и годовой.
Промежуточную бухгалтерскую отчетность составляют за период с 1 января по отчетную дату периода включительно. То есть за месяц, квартал, девять месяцев, а возможно и за любой другой период. Состав промежуточной бухгалтерской отчетности устанавливается федеральными стандартами (п. 3 ст. 14 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В настоящее время ее состав не утвержден. Однако, согласно п.49 ПБУ 4/99, в состав промежуточной отчетности включают бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. (информация Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 01.01.2013 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
По итогам года фирмы составляют годовой отчет. В соответствии со статьей 14 закона №402-ФЗ в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности включается:
1. Бухгалтерский баланс.
2. Отчет о финансовых результатах.
3.Приложения к ним.
В состав приложений к бухгалтерской отчетности включается:
отчет об изменениях капитала;
отчет о движении денежных средств (Информация Минфина
отчет о целевом использовании средств.
пояснения.
Согласно п.4.б. приказа Минфина России N 66н «содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения N 3 к настоящему Приказу». Просмотрев и проанализировав приложение N3 мы определили,что в качестве пояснений могут быть (исходя из существенности информации):
юридический адрес организации (Представляются обособленно, в случаях, если эти данные отсутствуют в информации, сопровождающей бухгалтерский отчет. п.28 ПБУ 4/99);
основные виды деятельности;
сведения о среднегодовой численности работающих за отчетный период или численность работающих на отчетную дату;
состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации (требования ПБУ 11/2008);
информация о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов (п. 40,41 ПБУ 14/2007);
а также информация, раскрываемая в соответствии с п. 27 ПБУ 4/99.
Информация раскрывается дополнительно (одновременно) с той, что требуется в соответствующих разделах соответствующих ПБУ:
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств (раздел 6 ПБУ 6/01);
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств (раздел 6 ПБУ 6/01);
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений (п.41,42 ПБУ 19/02) ;
о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;
о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ;
о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличие их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода (раздел 5 ПБУ 8/2010, ПБУ 21/2008) ;
о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;
об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта;
о составе затрат на производство (издержках обращения) ;
о составе прочих доходов и расходов;
о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях;
о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;
о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности (ПБУ 7/98, ПБУ 8/2010) ;
о прекращенных операциях (ПБУ 16/02) ;
об аффилированных лицах (ПБУ 11/2008) ;
о государственной помощи (ПБУ 13/2000) ;
о прибыли, приходящейся на одну акцию;
Кроме того, в качестве пояснений к отчетности выступают и другие раскрытия, которые организации обязаны делать по различным разделам бухгалтерского учета. Что именно подлежит раскрытию, указывается в разделах «Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности» действующих ПБУ.
Термин «Пояснительная записка» применительно к бухгалтерской (финансовой) отчетности больше не применяется. Документ с таким названием в отчетности не используется. Однако, это не означает, что в отчетности будет полностью отсутствовать текстовая информация. Да, и ПБУ 4/99 и Приказ 66н предполагают, что раскрытие информации, по возможности должно представляться в табличной форме. Но очень много информации, подлежащей раскрытию, никак не укладывается в таблицу.
Например, выполняя требования п. 20 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», предприятие должно раскрыть и информацию, о наличии значительной неопределенности в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана, (при наличии такой неопределенности). Довольно сложно описать эту информацию в виде таблицы. Из чего можно сделать вывод, что, если кто-либо предъявляет к пояснениям требование о подготовке их исключительно в виде таблицы, это требование, как минимум, не разумно. И не основано на нормативных документах, поскольку ни один из них не обязывает представлять пояснения исключительно в виде таблиц.
Как правило, предприятия раскрывают пользователям намного больше информации, нежели поименовано в действующих ПБУ. Есть и ряд других законодательно установленных раскрытий, которые организации должны делать при подготовке годового отчета.
Термин «годовой отчет» намного шире, чем термин «бухгалтерская (финансовая) отчетность», и годовой отчет содержит более широкий набор раскрываемой информации. Вся эта информация в бухгалтерском нормативном регулировании именуется как «Дополнительная информация, сопутствующая бухгалтерской (финансовой) отчетности».
Такой информацией может быть:
динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;
планируемое развитие организации;
предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
политика в отношении заемных средств, управления рисками (Информация Минфина от 14.09.2012 №ПЗ-9/2012);
деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
Дополнительная информация может публиковаться вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью, однако, в состав этой отчетности не включается, и не подлежит обязательному аудиту.
Не входит в состав отчетности и аудиторское заключение.
Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Исключение аудиторского заключения из состава отчетности не влечет автоматически разрешение на отказ от проведения обязательного аудита. Согласно п. 10 ст. 13 закона №402-ФЗ, в случае опубликования бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением. И уже в декабре 2013 года внесено еще одно изменение в этот закон. Теперь п.2 ст. 18 звучит так: «При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом»..Тем самым определив организациям, что в течение года, следующего за отчетным, предприятия, отчётность которого подлежит обязательному аудиту, такой аудит должны провести.