Этапы развития экономической теории. Основные идеи экономических школ, учений

Становление общества сопряжено с реализацией материальных и духовных человеческих потребностей. Удовлетворение нужд выступает главным мотивом участия людей в производственных отношениях и фундаментом экономического развития.

Значение потребностей

Человеческие нужды побуждают людей к действию. Потребности существуют совместно со средствами, с помощью которых осуществляется их удовлетворение. Эти "инструменты" формируются непосредственно в рабочем процессе. Труд - целесообразная деятельность. Он проявляется прежде всего в умении человека создавать предметы и средства для материального производства. В формировании собственности центральным звеном выступает присвоение трудовых средств.

Хозяйственный интерес

Он возникает на основе системы разнообразных интересы - важнейший мотив При совершенствовании производства увеличивается количество нужд. Они, в свою очередь, способствуют дальнейшему развитию экономики. Формирование потребностей, кроме прочего, зависит и от субъективных факторов. К ним прежде всего относят вкусы и склонности человека, духовные нужды личности, физиологические и психологические особенности, а также народные обычаи и привычки. В связи с этим формируются условия, при которых человек вынужден устанавливать ценность услуг либо товаров.

Производственная деятельность

Она осуществляется с помощью экономической системы. Последняя представляет собой специфический общественно-организационный механизм. В связи с ограниченностью имеющихся ресурсов, удовлетворение нужд всех членов общества достигнуть невозможно. Тем не менее, цивилизация стремится к этой цели как к идеалу. Это заставляет человечество вырабатывать разнообразные средства, которые позволили бы реализовать данную задачу. В качестве одного из таких средств выступает экономическая теория.

Исходные элементы

Первые признаки обнаруживаются в трудах мыслителей Древнего Египта и в древнеиндийских трактатах. Ценные заповеди, касающиеся хозяйствования, присутствуют и в Библии. Как научное направление экономическая теория начала формироваться более отчетливо в работах древнегреческих философов. Первые идеи сформулированы Ксенофонтом, Аристотелем, Платоном. Именно они ввели термин "экономия", обозначая им учение о создании и ведении домашнего хозяйства в рабовладельческих условиях. Это направление базировалось на элементах натуральной трудовой деятельности и рынка.

Развитие экономических школ

Труды древнегреческих мыслителей стали фундаментом для дальнейшего формирования учения. Оно разделилось впоследствии на несколько направлений. В итоге сформировались следующие основные экономические школы:

Общая характеристика традиционного направления

Основные экономические школы формировались под влиянием различных взглядов разных ученых. Выдающуюся роль в становлении традиционного учения сыграли такие деятели, как Ф. Кенэ, У. Пети, А. Смит, Д. Рикардо, Д. С. Миль, Жан-Батист Сэй. При различии взглядов их объединяло несколько общих идей, на базе которых формировалась классическая экономическая школа. В первую очередь, все названные авторы выступали сторонниками хозяйственного либерализма. Его суть зачастую выражена словосочетанием laissez faire, что буквально значит "оставьте делать". Принцип этого политического требования был сформулирован еще физиократами. Идея заключалась в предоставлении полной личности и конкуренции, неограниченной государственным вмешательством. Обе эти экономические школы рассматривали человека как "хозяйствующего субъекта". Стремление личности к преумножению своего богатства способствует увеличению такового у всего общества. Автоматическим механизмом самонастройки ("невидимой рукой", как назвал его Смит) направляются разрозненные действия потребителей и производителей так, что во всей системе устанавливается долгосрочное равновесие. При этом продолжительное существование в ней недовыработки, перевыработки продукции и безработицы становится невозможным. Авторы этих идей внесли значительный вклад в формирование школы экономической науки. Впоследствии они использовались и совершенствовались. Многие экономические школы вносили свои дополнения в эти идеи. В результате формировались системы, которые соответствовали тому или иному этапу становления общества. Так возникла, например, социально-экономическая школа.

Идея Смита

На базе школы экономической теории, сторонником которой являлся этот деятель, была разработана концепция рабочей стоимости. Смит и его последователи считали, что формирование капитала осуществляется не только посредством земледелия. В этом процессе особое значение имеет труд и прочих слоев населения, всей нации в целом. Сторонники этой школы экономической теории утверждали, что, участвуя в производственном процессе, трудящиеся всех уровней вступают в кооперацию, сотрудничают, что, в свою очередь, исключает любое различие между производительными и "бесплодными" видами деятельности. Такое взаимодействие наиболее эффективно тогда, когда осуществляется в виде рыночного товарообмена.

Экономические школы: меркантилизм и физиократы

Эти учения, как и описанное выше, существовали в 18-19 веках. Эти экономические школы имели различные взгляды на производство общественного богатства. Так, меркантилизм придерживался идеи о том, что базой выступает торговля. Для увеличения объема общественного богатства правительство должно всеми способами поддерживать внутренних продавцов и изготовителей, препятствуя деятельности зарубежных. Физиократы считали, что экономическую основу составляет сельское хозяйство. Общество они делили на три класса: собственников, производителей и бесплодных. В рамках этого учения были сформулированы таблицы, которые, в свою очередь, стали фундаментом для образования модели межотраслевого равновесия.

Прочие направления 18-19 веков

Маржинализм - это австрийская школа, придерживающаяся идеи о предельной полезности. Ведущим деятелем этого направления являлся Представители этой школы объяснили понятие "стоимость" с позиции психологии потребителя. Они пытались базировать обмен не на производственных издержках, а на субъективной оценке полезности продаваемых и приобретаемых благ. Неоклассическая школа, представителем которой был Альфред Маршал, разработала концепцию функциональных взаимоотношений. Сторонником математического направления был Он характеризовал рыночную экономику как структуру, которая способна достичь равновесия путем взаимодействия предложения и спроса. Им была разработана концепция общего рыночного баланса.

Кейнсианство и институционалисты

Кейнс базировал свои идеи на оценке деятельности всей экономической системы в целом. По его мнению, структура рынка изначально не равновесна. В связи с этим, он выступал за жесткое государственное регулирование товарооборота. Сторонники институционализма, Эрхарт и Гелбрейт, считали, что анализ хозяйствующего субъекта невозможен без учета формирования окружающей среды. Ими было предложено комплексное изучение экономической системы в динамике эволюции.

Марксизм

Это направление базировалось на теории и принципе планомерного формирования народного хозяйства. Ведущим деятелем учения выступал Карл Маркс. Его работы впоследствии получили развитие в трудах Плеханова, Энгельса, Ленина и прочих последователей. Некоторые положения, выдвинутые Марксом, подверглись пересмотру "ревизионистами". К ним, в частности, относились такие деятели, как Бернштейн, Зомбарт, Туган-Барановский и другие. В советские годы марксизм выступал в качестве основы и единственного легального научного направления.

Современная Россия: ВШЭ

Высшая экономическая школа представляет собой исследовательский институт, который осуществляет проектную, образовательную, общественно-культурную и экспертно-аналитическую деятельность. Она базируется на международных стандартах. ВШЭ, выступая как часть академического сообщества, ключевым элементом своей практики считает вовлеченность в университетское глобальное взаимодействие, партнерство с зарубежными институтами. Являясь российским университетом, учреждение работает на благо страны и ее населения.

Основные направления ВШЭ - эмпирические и теоретические исследования, а также распространение знаний. Преподавание в университете не ограничивается фундаментальными дисциплинами.

В Клубе Частных инвесторов мы много внимания уделяем экономическим теориям, рассматриваем взгляды известных экономистов, предпринимателей, теперь же проведём небольшой блиц по школам. Так можно нагляднее увидеть их разницу и противоречия.

Одной из первых школ политической экономии стал меркантилизм (от ит. merkante). Золото считалось основой богатства. Основные положения раннего меркантилизма сводились к ограничению вывоза золота и серебра. Поздний меркантилизм предполагал снятие жестких ограничений на импорт, поощрял продавать больше товаров, чем покупать.

Новое направление в науке появилось благодаря физиократии (от гр. рhysis и kratos). Школа основана во Франции экономистом Франсуа Кенэ. В теории появляется утверждение, что первоисточником богатства является не торговля, а производство. Развитие земледельческого труда и сельского хозяйства считалось приоритетной деятельностью, а земля являлась главенствующим фактором производства.

Классическая политическая экономия связана с такими ведущими именами, как и Д. Рикардо. Были заложены основы рыночного механизма как системы, понятия трудовой теории стоимости и невидимой руки рынка. Конечная стоимость товара зависит от вложенных затрат, к такому выводу приходит А.Смит в своем труде. Цены на рынке определяются в зависимости от установленного спроса и предложения.

Марксизм является продолжением классической школы. Была обоснована немецким экономистом К. в середине 19 в. Основными идеями являлись теория прибавочной стоимости, средней прибыли, воспроизводства и кризисов, разделения человеческого труда на две категории.

Марксизм — теория научного социализма, согласно которой были формированы основные социалистические принципы:

  • средства производства являются общественной собственностью;
  • не приемлема эксплуатация человеческого труда;
  • плата за равный труд, должна быть одинаковой для всех;
  • в обществе должна быть полная занятость.

По мнению Маркса, капиталистическое общество, со временем изживет себя, под действием меняющихся взглядов рабочего класса и к власти придут трудящиеся. В России идеи Марксизма проповедовал .

Далее получило распространение неоклассическое течение в экономической науке. Ярким представителем направления является австрийская школа. В рамках школы получил распространение маржинализм. Маржинализм заключался в использовании предельных величин, предельной полезности и производительности. Также школа получила название математическая.

В основу кейнсианства легли идеи английского экономиста . На смену другим теориям приходит необходимость государственного вмешательства и регулирования хозяйства, а также таких показателей, как инфляция, безработица, инвестиции и сбережения на уровне макроэкономики.

В 20 в. возникает институционально-социологическая концепция Т.Веблена. Особая роль уделяется социальным институтам в экономическом становлении общества. В понятие «институты» входят не только
обособленные подразделения (государство, фирма, рынок), но и традиции, обычаи, законы современного общества.

Теория (от анг. money) принадлежит основоположнику – ученому М.Фридману. Монетаризм относится к макроэкономической мысли, ведущая роль отводится спросу и предложению денег и регулированию денежной массы.


1. Кузнецова Л.И., Гельфанд С.Ю., Попов И.Г. и др. Пищевая ценность консервированных продуктов в тубах для питания летчиков и космонавтов / Космич. биол. и авиакосмич. мед. - 1985

2. Первые космические полеты человека / Под ред. М.Н. Сисакяна, В.И. Яздовского. - М.: АН СССР, 1963 - С. 37-39.

3. Попов И.Г. Питание и водоснабжение / Основы космической биологии и медицины: Совместное советско-американское издание. - М.: Наука, 1974 - С. 35-70.

4. Попов И.Г. Некоторые итоги изучения питания космонавтов в полете / Матер. XVI науч. сессии Ин-та питан. АМН СССР / Под ред. А.Л. Покровского. - М.: Медицина, 1969 - С. 138-140.

Основные экономические школы и их характеристики

Меркантилизм

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма - увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:

Томас Мен (1571-1641)

Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.

С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.

Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Основными представителями школы являлись:

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Классическая школа политэкономики

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируюмую из центра.

Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.

Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.

Марженализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:

Карл Менгер

Фридрих Визер

Леон Вальрас

Эйген-Бем-Баверк

Уильям Стэнли Джевонс

Основная идея - использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от егопредельной полезности для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.

Представители неоклассической школы:

Альфред Маршал

Артур Пигун

Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служитважнейшим теоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формированиенационального дохода.

Дж.Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Экономическая школа Институционализма

Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.

Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.

Главная идея современного институционализма - в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

Представители школы институционализма:

Дж.Коммонс

У.Митчелл

Дж.Гэлбрейт

Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма)

Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.

По его мнению микроэкономика изучает крупномаштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хоязйство, фирмы и экономические рынки.

Предмет и методы экономической теории. Экономические законы, функции и категории\

Современное определение предмета экономической науки исходит из ограниченности ресурсов и удовлетворения на этой основе человеческих потребностей. Сущность этого определения в том, что предметом экономической теории считается изучение поведения людей в условиях ограниченности средств для достижения поставленных целей в сфере экономической деятельности. Это наука о том, как люди выбирают способ использования дефицитных ресурсов, чтобы произвести разнообразные товары и разумно их распределить.

Оригинальным является определение предмета экономической теории, согласно которому он представляет собой совокупность знаний, дающих ответ на вопросы: “Что? Как? Для кого производить?”. Это определение объединяет понятие редкости ресурсов с проблемой выбора, который должны сделать люди в поисках наиболее эффективного варианта производства. Рациональное экономическое поведение людей связано с минимизацией затрат и максимизацией выгоды.

Свои предметы исследования имеют микроэкономика и макроэкономика. Этими понятиями с точки зрения объекта исследования условно обозначаются разделы экономической теории. Предмет микроэкономики - исследование поведения фирмы, домохозяйства в рыночной экономике с их правом осуществления выбора хозяйственных решений, исследование воздействия государства на фирмы, а также анализ интересов индивидов и конъюнктуры частных рынков. Макроэкономика исследует национальное хозяйство как единое целое, включая хозяйственные связи между отраслями и сферами экономики. Она анализирует национальный доход, динамику расходов и цен, безработицу и занятость и т.д.

Экономический закон - это прочная, устойчивая, существенная, необходимая, постоянно повторяющаяся связь, взаимозависимость явлений и процессов экономической жизни. Экономические законы возникают и действуют только в человеческом обществе. Они проявляются через деятельность людей на разных этапах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Экономические законы выражают количественные и качественные стороны экономических явлений и используются для их измерения. Они различаются по внутреннему содержанию, по срокам и сферам действия.

Экономические законы объективны, взаимосвязаны и комплексно выражают сущность явления в развитии. Одни экономические законы действуют во всех экономических системах, другие - только в некоторых. Так, закон повышения производительности труда действует во всех способах производства, а закон стоимости начинает действовать при зарождении рабовладельческого способа производства. Неуправляемое действие экономических законов может отрицательно сказаться на развитии общественного строя в целом.

Одним из методов экономической теории является логический метод изучения экономических процессов, т.е. исследование мысли со стороны ее структуры и формы. С помощью этого метода выявляются общие для экономических систем признаки и различия, осуществляется логический переход от простого к сложному.

Так, чтобы уменьшить действие стихийных сил в экономике или уменьшить их разрушительные последствия, люди стремятся познать логику хозяйственного развития как в масштабах микро-, так и в масштабах макроэкономики.

Метод научной абстракции состоит в освобождении исследуемого объекта от случайного, временного и поиске постоянных, характерных признаков, в отвлечении в процессе познания от несущественных сторон экономического явления. Результатом научной абстракции являются понятия и категории науки. Познание начинается с исследования конкретного эмпирического материала и на основе общих понятий объясняется его многообразие. Это путь восхождения от абстрактногокконкретному. Этот метод применяется тогда, когда нет возможности для экономического экспериментирования.

Исторический метод в экономической теории предполагает исследование экономических процессов и явлений во времени, то есть в процессе их возникновения, развития и гибели. Такой подход позволяет представить все особенности любой экономической системы, способа производства, но затрудняет анализ обилием описательного материала.

Диалектический метод исследования дает возможность выявлять внутренние противоречия в экономике как движущую силу ее развития. Экономических систем и методов ведения хозяйства, свободных от противоречий, человеческое общество еще не знало. С помощью диалектического метода определяются пути разрешения противоречий, способы их преодоления. Степень остроты этих противоречий дает возможность выяснить, когда экономическая система прогрессирует в своем развитии, а когда тормозит общественный прогресс.

Экономическая теория использует различные инструментынаучного познания, к которым относятся анализ и синтез,индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство.

Экономические системы представляют собой сложную совокупность различных составляющих, для всестороннего исследования которых необходимо сначала изучить эти составляющие, то есть разделить явление на части - осуществить анализ. Затем необходимо создать целостную картину экономического строя, для чего проводится его синтез - соединение частей исследуемого. Анализ и синтез делаются мысленно и имеют прямое отношение к логическому методу экономических исследований.

Сравнение позволяет определять сходство или различие экономических процессов и явлений. Здесь используется экономико-математическое моделирование, которое в формализованном виде дает возможность прогнозировать экономические явления, определять их причины, закономерности и последствия. Наибольшее значение в экономической науке имеет микро- имакромоделирование.

В экономических исследованиях нередко используется аналогия, то есть перенос одного или ряда свойств с уже известного экономического явления на неизвестное.

Практикуется также использование гипотезы, которая представляет собой научно-обоснованное предположение о причинах или связях явлений и процессов в экономике.

Обосновывает истинность одной мысли с помощью другой и такой инструмент научного познания в экономике какдоказательство.

Процесс обновления методов и инструментов научного познания экономики не знает предела.

Определение функций экономической науки связано с еепредметом и предполагает использование ее для решения нетолько теоретических, но и практических проблем.

Экономическая теория, прежде всего, служит познанию и изучению экономических основ человеческого общества, исследованию критериев функционирования его хозяйственной, производственной базы. В связи с этим большое значение имеетпознавательная функция экономической теории. Знание экономики - составной элемент высокого уровня образования, условие эффективной экономической политики. Сущность познавательной функции состоит в изучении закономерностей развития экономической системы, в анализе ее внутренней структуры, связей и взаимодействий, в выявлении тенденций экономического развития. Безграмотное обращение с экономикой чревато нежелательными для общества последствиями, так как цивилизованные экономические формы рассчитаны на подготовленных в экономическом плане людей. Познавательная функция предполагает глубокое изучение экономических явлений, причем особое внимание уделяется внутренним, недоступным для поверхностного наблюдения процессам.

Практическая (прагматическая) функция экономической науки заключается в реализации рекомендаций экономистов в сфере практики, в приложении их к производству. В свою очередь, экономическая практика - источник научных выводов и заключений. На практике непосредственно реализуется экономическая политика, осуществляется управление производством, разрабатываются и проверяются способы и методы рационального ведения хозяйства. С момента своего возникновения экономическая наука выражает потребности развития экономики и разрабатывает рекомендации для предпринимателей и государства. Проведение экономической реформы в России обусловливается отчасти умением использовать результаты мировой хозяйственной практики.

Методологическая функция представляет собой определение с помощью общей экономической науки фундаментальных, теоретических основ комплекса всех других экономических наук. Среди них выделяются отраслевые (экономика промышленности, сельского хозяйства, образования и др.), функциональные (экономика труда, финансов и др.), а также экономические дисциплины на стыке разных отраслей знаний (экономическая география, демография и др.). Экономическая наука - это методологическая основа для возникновения, например, экономики экологии, для менеджмента и маркетинга. Она предлагает средства, научный инструментарий для о существления научных исследований.

В современных условиях возрастает роль прогностической функции экономической науки. Экономическая теория дает научные основы для составления прогнозов, определения перспектив экономического развития. Эта функция предполагает разработку общих критериев и показателей развития экономической системы в целом. В мировом сообществе прогностическую функцию экономическая наука выполняет примерно с середины ХХ века.

Некоторые экономисты выделяют критическую функцию экономической науки. Сущность ее заключается в том, что выявляются не только достижения и недостатки различных экономических систем, но и определяются устаревающие факторы и элементы, тормозящие их развитие, (например, экономические связи в системах рабства и феодализма). Эта функция предполагает нахождение различий между прогрессивными и регрессивными экономическими структурами.

Регулирование - это действие, деятельность, направленная на получение заранее заданногорезультата, запрограммированных показателей. К определению проблемы регулирования как фундаментальной проблеме экономической теории имеются разные подходы, которые сходны концептуально, но различаются некоторыми нюансами.

Процесс регулирования характеризуется сложностью, о чем свидетельствует множественность экономической терминологии, обозначающей эту проблему: регулирование экономики, регулирование рынка, государственное регулирование, социальное регулирование, регулирование экономических связей и так далее. Исходя из этого, можно выделять отдельные объекты экономического регулирования: экономика, рынок, хозяйственные связи, оплата труда, налоги, денежное обращение и прочее. Целенаправленное воздействие на объект - это основная задача экономического регулирования.

Субъектами экономического регулирования выступают те, кто представляет, выражает и реализует экономические интересы. Государственное регулирование имеет целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения.

Целью экономического регулирования является приспособление функционирующей экономической системы к постоянно изменяющимся условиям существования. Экономическое регулирование может целым рядом признаков выявить слабость хозяйственного механизма перед лицом долговременной перспективы и тем самым обнаружить свою стратегическую несостоятельность. Разработка путей и методов регулирования - фундаментальная проблема, так как хозяйственный механизм в рыночной экономике подчиняется определенному порядку, правилам, устанавливается необходимое для экономики взаимодействие различных частей этого механизма.

Понятие производства и его значение в жизни общества. Понятие и виды ресурсов

Производство можно рассматривать и в более широком плане - как общественное производство, в котором материальное играет ведущую, определяющую роль. Понятием "общественное производство" фиксируется тот факт, что люди производят не только вещи и материальные блага, но и свою социальность: общественные отношения, социальные институты, духовные ценности.

Способ производства - представляет собой единство двух сторон - производительных сил и производственных отношений, выражающих два ряда отношений людей: отношения к природе и друг к другу.

Исторические этапы развития производства отражаются понятиями - первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический строй общества.

Общими и необходимыми компонентами процесса труда являются предмет труда, средства труда и сам труд, составляющие в своем единстве производительные силы. Предмет труда - это все то, к чему человек прилагает свои усилия. Предмет труда является пассивным элементом производства. Он подвергается различным изменениям и преобразуется в продукт, нужный для человека.

Вторым элементом производительных сил являются средства труда, т.е. вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат в качестве проводника его воздействий на этот предмет. Предмет труда и средства труда, взятые вместе, составляют средства производства. Таким образом, производительные силы - это созданные обществом средства производства (прежде всего, орудия труда), а также люди, обладающие навыками к труду, способные осуществлять процесс производства материальных благ. Функционирование средств производства зависит от умения, знаний и опыта людей. Здесь важное значение приобретают наука, образование, культура.

Производительные силы изменяются количественно и качественно. Показателем количественных изменений является уровень развития производительных сил, выражающийся в производительности труда, техники. Качественные изменения обнаруживаются в их характере, в том, какие силы природы используются человеком (например, сила животных или электричество) и как, каким способом они используются, - создаются и приводятся в действие индивидуальным или коллективным трудом.

Необходимой стороной производства являются собственно производственные отношения, представляющие совокупность материальных, экономических отношений между людьми. Они тоже обладают объективной реальностью и складываются независимо от воли и желания людей, но во многом зависят от уровня и характера производительных сил. Производственные отношения являются ведущими, определяющими все другие (частично и идеологические) отношения. И это не случайно, ибо производственные отношения связаны главным образом с собственностью. Складываясь в сфере производства, отношения собственности во многом определяют отношения обмена, распределения и потребления продуктов труда. Собственность - это не свойство вещей, а особый вид отношений к средствам производства.

Производительные силы и производственные отношения -это две стороны единого процесса производства. Отделить их друг от друга можно лишь в абстракции. Их взаимодействие подчиняется закону соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил. Сущность такого соответствия состоит в том, что изменения в производительных силах и в первую очередь в орудиях труда вызывают соответствующие изменения производственных отношений. Однако это вовсе не означает, что каждое изменение в производительных силах сразу находит свое отражение в производственных отношениях. Дело в том, что развитие производительных сил происходит непрерывно, в то время как изменение производственных отношений проявляется главным образом при замене одного способа производства другим.

Ресурсы - это имеющиеся возможности для создания благ и удовлетворения потребностей.

Ресурсы многообразны и могут быть классифицированы по-разному.

Природные ресурсы, т.е. имеющиеся у общества запасы полезных ископаемых, благоприятные условия для сельского хозяйства, выгодное географическое положение.

Ресурсы, созданные и накопленные предыдущими поколениями для производственной деятельности и потребления, т.е. имеющиеся предприятия, транспортные системы, жилые дома и т.д.

Людские ресурсы с.их опытом, квалификацией, уровнем образования, а также предпринимательскими способностями.

Денежные, золотовалютные и другие ресурсы.

Технология и научно-технические ресурсы, т.е. имеющиеся у общества накопления, заделы современного технологического прогресса и т.д.

Возможны и другие классификации ресурсов. Например, по альтернативности возможностей их использования, взаимозаменяемости, исчерпаемости и неисчерпаемости в данный период времени и т.д. Однако независимо от типа классификации все ресурсы имеют общее - они характеризуют исходную и основную предпосылку экономической деятельности: наличие ресурсов необходимого качества и многообразия является исходным условием для создания благ и, следовательно, удовлетворения потребностей.

В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы:

1. природные – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают « неисчерпаемые» и « исчерпаемые» (последние в последнюю очередь делятся на «возобновляемые» и « невозобновимые»);

2. материальные­ – все созданные человеком («рукотворные») средства производства, (которые, следовательно, сами являются результатом производства);

3. трудовые – население в трудоспособном возрасте, которое в «ресурсном» аспекте обычно оценивают по трём параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному;

4. финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

Классификация потребностей по пирамиде А.Маслоу

Американский психолог Абрахам Маслоу в течение всей своей жизни пытался доказать тот факт, что люди постоянно находятся в процессе самоактуализации. Под этим термином он имел ввиду стремление человека к саморазвитию и постоянной реализации внутреннего потенциала. Самоактуализация является высшей ступенью среди потребностей, которые составляют несколько уровней в человеческой психике. Эта иерархия, описанная Маслоу в 50-х годах 20 века, получила название «Теория мотивации» или, как принято называть её сейчас, пирамида потребностей. Теория Маслоу, то есть пирамида потребностей имеет ступенчатую структуру. Сам американский психолог объяснил такое возрастание нужд тем, что человек не сможет испытать потребности более высокого уровня, пока не удовлетворит основные и более примитивные. Рассмотрим подробнее, что представляет собой данная иерархия.

Классификация потребностей

Пирамида потребностей человека по Маслоу основана на тезисе о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и насущности их удовлетворения для человека. Рассмотрим их начиная с самой низшей.

Первая ступень - физиологические потребности. Человек не богатый и не имеющий многих благ цивилизации согласно теории Маслоу будет испытывать нужды, прежде всего, физиологического характера. Согласитесь если выбирать между нехваткой уважения и голодом, в первую очередь вы утолите голод. Также к физиологическим потребностям относятся жажда, потребность во сне и кислороде, а также половое влечение.

Вторая ступень – потребность в безопасности. Хорошим примером здесь служат грудные дети. Еще не имея психики, малыши на биологическом уровне после удовлетворения жажды и голода ищут защиты и успокаиваются, лишь чувствуя рядом тепло матери. Во взрослой жизни происходит то же самое. У здоровых людей потребность в безопасности проявляется в мягкой форме. Например, в желании иметь социальные гарантии при трудоустройстве.

Третья ступень - потребность в любви и принадлежности. В пирамиде человеческих потребностей Маслоу после удовлетворения нужд физиологического характера и обеспечения безопасности, человек жаждет тепла дружеских, семейных или любовных отношений. Цель найти такую социальную группу, которая удовлетворит этим потребностям, является у человека самой важной и значимой задачей. Стремление преодолеть чувство одиночества, по мнению Маслоу стало предпосылкой для появления всевозможных кружков и клубов по интересам. Одиночество способствует социальной дезадаптации человека, и возникновению серьезных болезней психики.

Четвертая ступень - потребность в признании. Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств. Потребность в признании у Маслоу разделятся на стремление человека к достижениям и репутации. Именно достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию, человек становится уверенным в себе и в своих силах. Неудовлетворение этой потребности, как правило, приводит к слабости, депрессии, чувству уныния, которые могут привести к необратимым последствиям.

Пятая ступень – потребность в самоактуализации (она же самореализация). Согласно теории Маслоу - эта потребность является высшей в иерархии. Человек чувствует нужду в совершенствовании только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

Факторы производства, стадии производства и их характеристики

Факторы производства - ресурсы, которые необходимо затратить, чтобы произвести товар. Такимифакторами производства являются труд и технология (человеческие ресурсы), земля и капитал (имущественные ресурсы). Приняты следующие определения факторов производства:
труд - физическая и умственная деятельность человека, направленная на достижение полезного результата;
технология - научные методы достижения практических целей, включая предпринимательские способности;
земля - все, что предоставила природа в распоряжение человека для его производственной деятельности (земля, полезные ископаемые, вода, воздух, леса и пр.);
капитал - накопленный запас средств в производительной, денежной и товарной формах, необходимых для создания материальных благ.

Иная трактовка факторов производства содержится с учебниках “Экономикс”. Она основывается на теории трех факторов производства, выдвинутой французским экономистом Ж.-Б. Сэем. В “Экономикс” ресурсы подразделяются на:
1) материальные - земля, или сырьевые ресурсы, и капитал;
2) людские - труд и предпринимательская способность. Таким образом, в неоклассической теории выделяются четыре фактора.
Земля. Сюда включаются все естественные ресурсы, так называемые “даровые блага природы”, применяемые в производственном процессе. К ним, например, относятся такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов, нефти, водные ресурсы, воздух.
Капитал. В него включаются все произведенные средства производства, т.е. все виды инструментов, машин, оборудования, фабрично-заводские, складские помещения, транспортные средства, сбытовая сеть, используемые в производстве и доставке товаров и услуг к конечному потребителю. Все эти элементы капитала называют инвестиционными товарами в отличие от потребительских товаров, непосредственно удовлетворяющих потребности людей. Следует отметить, что в данном случае под термином “капитал” не подразумеваются деньги, они выступают как финансовый капитал и не являются реальным капиталом и экономическим ресурсом.
Труд. Этот термин обозначает целенаправленную деятельность человека, применение совокупности его физических и умственных способностей для достижения какого-либо результата. Работы, выполняемые лесорубом, токарем, пекарем, педагогом, врачом, артистом, ученым и др., объединяются общим понятием “труд”.
Предпринимательская деятельность. Особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства. Этот фактор выделяется в учебниках “Экономикс” в качестве особого в силу специфики предпринимательской деятельности, которая заключается в том, что:
1) предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара и услуг. Он выступает как бы катализатором этого процесса;
2) предприниматель берет на себя трудную задачу принятия решений и ответственности за их выполнение;
3) предприниматель - это новатор;
4) предприниматель - человек, идущий на риск.
В эпоху НТР возникают так называемые специфические факторы производства. К ним относятся информация, наука, технология, производственная и социальная инфраструктура. Они имеют особое, всевозрастающее значение.

Основные концепции

По мнению крупнейшего историка экономической мысли Й. Шумпетера , первыми публикациями, посвященными И. э. у. стали статьи французского физиократа Дюпона де Немура в журнале «Эфемериды» (1767, 1768 гг.). Достаточно серьезный анализ ранних экономических концепций был проведен родоначальником современной экономической теории А. Смитом в его трактате "Богатство народов " (1776 г.).

Британский ученый на страницах своей книги дискутирует с представителями ранних концепций - меркантилистами и физиократами; именно в этой работе были синтезированы идеи людей, интересовавшихся экономической проблематикой ранее, и сформулированы задачи, требующие решения. В XIX столетии экономическая теория возникает в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов, затем появляются особые экономические факультеты, формируется круг профессиональных экономистов.

Например, в 1805 г. английский экономист Т. Мальтус стал профессором новой истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании; в 1818 г. в Колумбийском университете (Нью-Йорк) появилась должность профессора моральной философии и политической экономии; в 1819 г. французский ученый Ж.-Б. Сэй занял кафедру промышленной экономии в парижской Консерватории искусств и ремесел. В дальнейшем политическую экономию в качестве особого предмета начинают преподавать в Оксфорде (1825), Университетском колледже Лондона (1828), Дублинском университете (1832).

Параллельно с этим процессом возрастает интерес экономистов к истории своей науки. В 1824-25 гг. появляются очерки, посвященные И. Э. у., рикардианца Дж. Р. МакКуллоха; в 1829 г. французский классик Ж.-Б. Сэй посвятил истории науки 6-й том своего «Полного курса практической политической экономии». В 1837 г. выходит в свет «История политической экономии в Европе» французского экономиста Жерома - Адольфа Бланки (1798-1854); в 1845 г. - новая работа Дж. Р. МакКуллоха «Политэкономическая литература»; анализ экономических доктрин можно обнаружить в книге немецкого экономиста Б. Гильдебрандта «Политическая экономия настоящего и будущего» (1848) и ряде публикаций его соотечественника В. Рошера ; в 1850-1868 гг. выходит несколько статей на ту же тему итальянского ученого Франческо Феррары (1810-1900); с работой «Очерк истории политической экономии» (1858) выступил русский экономист И. В. Вернадский; немецкий философ Е. Дюринг в 1871 г. публикует «Критику истории национальной экономии и социализма»; в 1888 г. вышла книга дублинского профессора Дж. К. Ингрэма «История политической экономии».

Среди российских курсов И. э. у. XIX в. - начала ХХ в. можно также выделить «Очерк истории политической экономии» (1883) И.И. Иванюкова, «Историю политической экономии» (1892) А. И. Чупрова , «Историю политической экономии» (1900) Л.В.Федоровича; также работу «История политической экономии. Философское, историческое и теоретическое начала экономики XIX в.» (1909) А.Н. Миклашевского. В рамках книги "Экономические очерки ", российский ученый В.К. Дмитриев подвергает анализу и ревизии основные положения теории трудовой ценности и ренты Д. Рикардо, концепции распределения И. фон Тюнена, модели конкуренции О. Курно и основные положения маржинализма при помощи математических методов.

Свой вклад в данную область экономического знания внес и великий английский экономист А. Маршалл , посвятивший включивший в свой трактат «Принципы экономической науки» (1891) приложение под названием «Развитие экономической науки». "История теорий производства и распределения в английской политической экономии с 1776 по 1848 гг. " английского экономиста Э. Кеннана, опубликованная в 1893 г., содержит интересную интерпретацию идей Д. Рикардо , Дж . и Дж. С. Миллей , Т. Мальтуса и др. Можно сказать, что формирование истории экономической науки завершилось в конце XIX - начале ХХ вв., когда эту научную дисциплину начали преподавать в парижской Сорбонне. Среди работ начала XX века, посвященных И.э.у., следует выделить «Теории прибавочной стоимости» К. Маркса в редакции К. Каутского (1905-1910), где анализируются теории А. Смита, Д. Рикардо, и представителей т. н. «вульгарной политической экономии» (в числе которых- Т. Мальтус, Ж.-Б. Сэй , Дж. С. Милль и др.). В 1909 г. вышло первое издание «Историй экономических доктрин» (в русском переводе - «И. э. у.») французских экономистов Ш. Жида и Ш. Риста. Характерной особенностью данного труда является анализ идей не только относящихся к ортодоксальному направлению экономической теории; в частности рассматриваются концепции различных социалистических направлений: сенсимонистов, утопистов, фабианцев, анархистов (в том числе показаны взгляды М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина). Важнейшей работой, посвященной истории меркантилистской теории и сохраняющей научное значение по сей день, является двухтомное произведение шведского экономиста Э. Хекшера «Меркантилизм» (1934). В знаменитой «Общей теории занятости, процента и денег» (1936) Дж. М. Кейнса обширная 23 глава посвящена весьма тщательному анализу идей меркантилистов, с которыми английский экономист был мысленно вместе. Крупнейшим произведением в данной отрасли научного знания является трактат «История экономического анализа» Й. Шумпетера.

В 1962 г. первым изданием вышла книга американского ученого Марка Блауга «Экономическая мысль в ретроспективе», отличительной особенностью которой является математическая интерпретация идей видных экономистов, не пользовавшихся математическими методами исследований; путешествовать по главным произведениям А. Смита , Д. Рикардо, Дж. С. Милля, К. Маркса, А. Маршалла, Г. Уикстида, К. Викселля помогают теоретические «путеводители». Среди последующих значительных работ в области И. э. у. следует выделить работу Р. Хайлбронера «Философы от мира сего. Великие экономические мыслители: их жизнь, эпоха и идеи» (1953, 2000); книгу известного американского экономиста Дж. Стиглера «Очерки по истории экономической теории» (1965), посмертную публикацию книги У. К. Митчелла «Типы экономической теории: от меркантилизма до институционализма» (1967); «Развитие экономической мысли» (1971) Г. Шпигеля; «Историю экономической аргументации» (1982) К. Прибрама, «Экономическую науку в перспективе» (1987)Дж. К. Гэлбрейта .

Экономические школы

Экономические школы - возникшие в разные времена учения о построении экономики в государстве.

Основные экономические школы

  • Экономическая мысль античности и средневековья
  • Леворадикальная политэкономия

Краткие сведения

В экономической науке существует много конкурирующих между собой направлений, однако основным делением признано деление на классическую и неоклассическую школы. Адам Смит (1723-1790), основатель классической политической экономии, в первую очередь исследовал и подчеркивал значение концепции экономической стоимости и распределения богатства между классами - рабочими, капиталистами и землевладельцами.

Марксистское направление в политической экономии - одно из ответвлений классической школы. Марксизм - марксистская экономическая теория (Marxist economics): направление классической экономической науки, развитое Карлом Марксом (1818-1883), придавшим экономической мысли сильный политический оттенок. Развивая концепцию Адама Смита о труде как источнике экономической стоимости (labour theory of value - трудовая теория стоимости), К. Маркс утверждал, что в ходе производственного процесса капиталисты получают из труда рабочих прибавочную стоимость, оставляя им только необходимую для существования заработную плату. С точки зрения Маркса, капиталистическое хозяйство должно переживать все более глубокие кризисы, которые будут менять сознание рабочего класса, который в итоге уничтожит капитализм, и тогда государство перейдет под контроль трудящихся.

Неоклассическая школа, в настоящее время доминирующая в западной экономической мысли, подчеркивает значение распределения ограниченных ресурсов между конкурирующими экономическими агентами. Основателей этой школы - У. С. Джевонса (1835-1882) и М. Вальраса (1834-1910) - называют маржиналистами (Marginalism). В свою очередь неоклассическая экономическая теория делится на две широких сферы исследований: микроэкономику (microeconomics), которая анализирует взаимоотношения между отдельными хозяйственными единицами (потребителем, фирмой и т. д.), и макроэкономику (macroeconomics), анализирующую взаимозависимость между агрегированными экономическими величинами, денежную массу, безработицу и государство. В обеих этих сферах основными объектами исследования считаются отдельные физические лица и домашние хозяйства, а не классы.

Совокупность основных течений современной экономической мысли на Западе получило название мэйнстрим (mainstream). Парадигма мэйнстрима не отрицает важной роли экономических отношений, марксизма и политэкономии в целом, что в частности находит развитие в институциональной экономике , но вместе с тем не считает экономические отношения центральным, а тем более единственным объектом исследования экономической науки.

Модели экономики и в формате ПЭС и экономикс не обладают достаточной адекватностью, а их формирование в той или иной мере подвержено идеологическому влиянию, однако, если ориентироваться на практику, как критерий истины, то модели экономикс с экономической точки зрения оказываются более эффективными в странах Запада (США), а модели ПЭС - Востока (Китай).

В 2006 году авторами книги «Викиномика: Как массовое сотрудничество изменяет всё (Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything)» предложен термин «викиномика » для обозначения бизнес-технологий, в которых компаниями для достижения коммерческого успеха используются принципы массового сотрудничества (mass collaboration) и идеология открытого кода.

Наиболее сильное научное течение на данный момент в мире - это неоклассика. Последние 10 лет ознаменовались расцветом Нового институционализма , но окончательной победы данной школы в «битве за умы» ещё не произошло. Также сейчас имеют своих активных последователей идеи Кейнса, которые оформляются в виде новой школы - Неокейнсианство.

Между школами существовала соревновательность, но также многие школы, существовавшее в одно время, не конкурировали между собой. Так как они занимались изучением различных аспектов экономики, поэтому они могли мирно сосуществовать одновременно.

Результатом появления экономических школ являются экономические законы , применяемые на практике.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Экономические школы" в других словарях:

    Экономические школы - системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, имеющие своих основоположников и последователей, обосновывающих собственную концепцию и пытающихся объяснить основные законы экономического… … Экономика. Словарь по обществознанию

    Экономические школы - (economics, schools of). Исторически с сер. 16 в. до последней четверти 20 в. развитие эконом, мысли шло в русле пяти осн. школ: меркантилизма; экономики франц. физиократов; Классической (и неоклассич.) политической экономии; кейнсианства и… … Народы и культуры

    Основные статьи: Экономика СССР, 1990 е в экономике России См. также: Реформы правительства Ельцина Гайдара Экономические реформы в России, проводившиеся в 1990 е годы в Российской Федерации и включающие либерализацию цен, либерализацию… … Википедия

    Термин, обозначающий регулярные колебания уровня деловой активности от экономического бума до экономического спада. В цикле деловой активности выделяются четыре четко различимые фазы: пик, спад, дно, или низшая точка, и подъем. Пик, или вершина… … Энциклопедия Кольера

    ШКОЛЫ БУРЖУАЗНЫЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА - – различные направления в буржуазной «науке» уголовного права. Каждое из этих направлений, появляясь в определённый период развития капитализма, отражает политические особенности данного периода и служит интересам буржуазии, стоящей у власти. В… … Советский юридический словарь

    Информация о наличии организационных структур в практике управления обнаружена на глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры. Однако, хотя само управление достаточно старо, идея управления как научной дисциплины, профессии … Википедия

    Здание Лондонской школы экономики и политических наук. Главный вход Летние школы Лондонской школы экономики (англ. LSE Summer Schools) профильные се … Википедия

    Внешняя торговля Развитие внешней торговли. Внешняя торговля России отражала характер её экономики. Главную роль в экспорте играли продовольственные товары и сырьё для их производства (54,7% всего экспорта в 1913). В импорте… … Большая советская энциклопедия

Человечество с древности пыталось понять, в чём сущность экономических процессов и законов, как увеличить производительность, что является мерилом богатства страны. С течением времени взгяды на особенности экономических процессов стали аккумулироваться в определённые течения, а затем – экономические школы.

Экономические школы – это система взглядов на экономические процессы, имеющая своих представителей и последователей, которые пытаются объяснить законы развития экономической сферы общества, предложить свои пути преодоления негативных процессов в ней для дальнейшего развития общества.

Одним из основных вопросов экономистов 16 века был вопрос о том, что такое богатство и каким путём его можно увеличить.

В 20 веке появились новые вопросы : каковы законы экономического развития страны, какова роль государства в экономике, каким должно быть его вмешательство.

Рассмотрим, как отвечают на данные вопросы представители разных экономических школ.

Экономические школы

Меркантилизм

(5-конец 17 в.)

Его представители считали, что основой экономического процветания страны является богатство, а именно серебро и золото, получаемое страной в результате внешней торговли.

Экспорт должен превышать импорт, это приведёт к запасу золота и серебра, а значит, к благосостоянию нации.

Их девиз: меньше покупать, больше продавать.

Правительство должно поддерживать своих производителей (протекционизм).

Представители:

Антуан де Монкрентьен («Трактат о полиической экономии» , 1615 г.)

Томас Манн («Рассуждения о торговле Англии с Отс-Индией»)

Физиократы

(2 пол.18 в.) – считали, что источником богатства страны является сельское хозяйство.

Они впервые разделили сферы экономики по значимости для страны. Природные ресурсы, сельское хозяйство — даны от Бога, и задача человека- приумножать их.

А раз главное богатство — «от земли», то государство не должно мешать предпринимателям, всё должно идти естественным путём.

Представители : О.Кенэ, А.Тюрго, Визер.

Классическая политическая экономия

(18 в.-30-е годы 19 в.) – её представители изучали отношения в системе производства, объективные закономерности развития экономики, анализировали само производство, капитал.

Считали что главная сфера в экономике — производство.

Впервые сформулировали экономические законы.

Рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему(«невидимая рука рынка» , по Смиту).

Они отмечали, что роль государства заключается лишь в поддержке конкуренции, обеспечивать связь, стоить дороги, развивать образование.

Изложили теорию трудовой стоимости, по которой единственным источником стоимости является человеческая деятельность.

Процесс производства они рассматривали как воспроизводство с его четырьмя этапами: производство, обмен, распределение, потребление.

К. Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда и название школы.

Представители : А.Смит («Исследование о природе и причине богатства народов»), Д. Рикардо («Начало политической экономии»), У Пети. С.Сисмонди.

Марксизм

(сер.19 в.) – К.Маркс развивал трудовую теорию стоимости, впервые создал учение о прибавочной стоимости (она присваивается капиталистами в виде прибыли, что является основой эксплуатации).

Дал определение общественно-экономической формации, положив в основу формации взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

Конфликт между опережающими развитие производительными силами и отстающими производственными отношениями может быть разрешён только путём революции. В результате чего происходит смена формаций.

В основе развития общества лежит материальное производство.

Представители : К.Маркс («Капитал»)

Мальтузианство

(конец 18- 1 четверть 19 в.)- Мальтус сформулировал закон убывающего плодородия почвы.

Народонаселение растёт, а ограниченные ресурсы сокращаются. Приостановить рост населения можно лишь несчастьями (войнами, эпидемиями) и нравственным воздержанием.

Представитель : Томас Мальту « Очерк о законе народонаселения».

Маржинализм

(«школа предельной полезности») – появился во второй половине 19 века.

Сторонники отмечали, что, наряду с полезностью товара, нужно говорить о его редкости.

Дали определение стоимости с точки зрения психологии покупателя.

Существует иерархия потребностей.

Цель человека- максимальное удовлетворение потребностей.

Выбор потребителей зависит от степени значимости блага

Представители : У.Джевонс («Теория политической экономии»), Л.Вальрас («Элементы чистой политической экономии») , К.Менгер(«Основания политической экономии»).

Неоклассическая политическая экономия

Это ведущее направление в современной экономической теории.

Объект изучения — равновесие хозяйствования отдельных экономических единиц, наименьшее вмешательство государства в экономику.

Они изложили теорию издержек производства.

Концепция равновесной цены, изучали законы спроса и предложения, условия эластичности спроса.

Представители : А.Маршалл («Принципы политической экономии», 1890г.), А.Пигу, Дж.Б.Кларк.

Кейнсианство

(30-е годы 20 века- до нашего времени)– представители уверены, что государство должно активно вмешиваться в экономику, регулировать её путём стимулирования инвестиций, совокупного спроса, проведения бюджетно- кредитной политики.

Представители : Д.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег»)

Монетаризм

(50-е г.20 века- до наших дней) – представители придерживаются неолиберальных взглядов, выступают за ограниченное вмешательство государства в экономику через регулирование обращения денег.

Они считают, что деньги – главный и решающий фактор рыночного хозяйства. Государство должно проводить антиинфляционную деятельность.

Монетаристское правило: денежное обращение должно расширяться с той же скоростью, что и рост реального ВВП.

Рыночное хозяйство стремится к стабильности.

Представители : Л.Фридмен («Роль монетарной (денежной) политики», «Деньги и экономическое развитие»)

Институционализм

(70-е г.20 века) – в его основе лежит идея о важности деятельности институтов в принятии решений по экономическим вопросам (государство, законодательство, общественные организации и др.).

Представители считают, что движущей силой развития общества являются социально — правовые и психологические факторы, а не развитие производственных отношений.

Развивали теорию постиндустриального общества, в основе которого- деятельность независимых общественных институтов.

Представители : Гелбрейт («Общество изобилия»), Ойкен, Веблен, А.Гобсон, Д.Коммонс, Т.Верлен, Л.Эрхард («Благосостояние для всех»)

Русская экономическая школа

Так обобщённо называют учёных -экономистов, внёсших вклад в развитие науки.

В.Дмитриев — предложил методику применения прикладной математики в экономической теории;

А.Чаянов — многое сделал в изучении теории аграрных отношений; Н.Кондратьев — его теория длинных волн лежит в основе концепции циклического развития экономики и др.

Примечание: о российской экономической школе готовится отдельная статья. Следите за публикациями

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об