Упрощенная схема налогообложения для ип. Усн что это такое и как он рассчитывается

УСН — какие налоги платить при этой системе налогообложения? Ответ на данный вопрос дает НК РФ. При УСН какие налоги платить нужно, а от каких налогоплательщик будет освобожден, рассказывается в этой статье.

Работа по упрощенной системе налогообложения: какие налоги уплачиваются при УСН

Упрощенная система налогообложения — специальный режим, при котором налог на прибыль (для организаций), НДФЛ (для ИП) и НДС (за некоторыми исключениями) заменяются упрощенным налогом. Однако избежать уплаты прочих налогов не удастся. На это указывают пп. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ.

Так, при наличии на балансе организаций автомобилей сохраняется обязанность по уплате транспортного налога. Также действует требование об уплате земельного налога, если в собственности имеются земельные участки, используемые в хозяйственной деятельности.

Обязанность по перечислению НДС в бюджет, в частности, возникает у «упрощенцев» при совершении импортных операций (пп. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ).

Подробнее об импортных операциях см. в материале .

При определенных условиях у «упрощенца» возникает необходимость платить налог на имущество: его платят в отношении тех объектов (п. 1 ст. 378.2 НК РФ), по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Субъекты на УСН, выплачивающие дивиденды, обязаны уплачивать НДФЛ и налог на прибыль согласно ст. 214.2 , п.7 ст. 275, п.5 ст. 346.11 НК РФ.

От обязанностей налогового агента «упрощенцы» также не освобождены. Они должны в полной мере уплачивать НДФЛ за сотрудников и НДС при аренде муниципального имущества и в некоторых других случаях.

Кроме того, необходимо уплачивать страховые взносы за сотрудников. ИП должны платить их и за себя. При этом можно уменьшить сумму налога на сумму уплаченных взносов (при УСН с объектом налогообложения «доходы») или включить уплаченные взносы в расходы (при УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы»).

Таким образом, специальный режим предполагает снижение налогового бремени.

Как платить налоги по упрощенке: единый налог и взносы при УСН

У юридических лиц и предпринимателей, выбравших УСН, возникает обязанность ежеквартально авансовым способом перечислять налог в бюджет (пп. 3 и 4 ст. 346.21 НК РФ). Авансы можно уменьшить за счет взносов. Так:

  • организации и ИП на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» включают страховые взносы в расходы, уменьшающие базу для исчисления единого налога;
  • организации и имеющие наемных работников ИП на УСН с объектом налогообложения «доходы» учитывают страховые взносы за работников в размере не более 50% от общей суммы налога;
  • индивидуальные предприниматели, не являющиеся работодателями, выбравшие объект «доходы», вправе уменьшить сумму налога на полный размер произведенных фиксированных платежей.

Подробнее о процедуре уменьшения налога при УСН см. в материале .

Налоговая отчетность по УСН составляется 1 раз в год.

О том, как сдается отчетность на УСН, рассказывается в статье .

Итоги

УСН - это специальный режим налогообложения, при котором налогоплательщик освобождается от уплаты НДС, НДФЛ или налога на прибыль, а также налога на имущество, которое облагается налогом не по кадастровой стоимости. Однако в части НДС, НДФЛ, налога на прибыль освобождение не распространяется на случаи, когда «упрощенец» является налоговым агентом или ввозит товар на территорию РФ.

Инструкция

Перейти на «упрощенку» можно в заявительном порядке. Это означает, что если налогоплательщик желает со следующего налогового периода использовать УСН, то он самостоятельно и добровольно должен обратиться в налоговые органы с заявлением до 31 декабря текущего года. Если предприятие только что было создано, то заявление об использовании этого налогового режима надо подать в течение 30 дней с момента постановки на учет. «Упрощенка» применяется до конца налогового периода. Об отказе от УСН нужно также уведомить налоговые органы в заявительном порядке.

Закон устанавливает определенные ограничения на использования упрощенной системы налогообложения по виду деятельности. Банки, ломбарды, страховые компании, инвестиционные фонды не могут использовать УСН. Компании, которые производят подакцизные товары или имеют филиалы, также не могут применять «упрощенку». УСН – налоговый режим, созданный для стимуляции малого и среднего бизнеса, поэтому были установлены дополнительные ограничения по объему выручке, остаточной стоимости основных средств, а также численности работников. Этот налоговый режим могут использовать организации и индивидуальные предприниматели, если остаточная стоимость имеющихся основных активов не выше 100 миллионов рублей, а численность нанятых работников не превышает 100 человек. В заявлении о переходе на УСН в обязательном порядке нужно указать объем выручки за девять месяцев текущего периода, он не должен превышать 45 миллионов рублей, причем это пороговое значение выручки ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятора. Например, в 2014 году этот коэффициент составляет 1,067. Поэтому для перехода на УСН с 2015 года необходимо, чтобы доходы за девять месяцев 2014 года не превышали: 45 млн рублей * 1,067 = 48,015 млн рублей

Объект налогообложения выбирает сам налогоплательщик, исходя из структуры доходов и расходов и особенностей своей деятельности, на весь календарный год. Объектом могут выступать только полученные доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Если в качестве объекта выбраны доходы, то для определения налога необходимо умножить всю полученную за период выручку на 6 %. Если в качестве объекта выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, то для определения налога необходимо вычесть из суммы доходов величину учтенных расходов и умножить эту разницу на 15 %.

Налог перечисляется в бюджет авансовыми платежами не позднее 25 числа месяца, который следует за отчетным периодом. При УСН отчетным периодом является квартал, полугодие и девять месяцев. Итоговая сумма налога определяется с учетом авансовых платежей и вносится в бюджет организациями до 31 марта, а индивидуальными предпринимателями до 30 апреля следующего календарного года.

Для поддержки малого бизнеса была введена . Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием.

Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2003 г. в связи с вступлением в силу соответствующей главы в составе части второй Налогового кодекса РФ.

За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, уточнялись некоторые положения.

С 1 января 2003 г. упрощенная система налогообложения была существенно модернизирована. Некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения были сохранены, но был учтен и накопленный за время ее применения опыт.

Именно этим подтверждается актуальность вопросов налогообложения при УСНО, так как развитие малого и среднего предпринимательства становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки, в частности наличие специальных налоговых режимов.

Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с иными системами налогообложения. Специальный налоговый режим - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

Положительная сторона данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения , в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее следует отметить, что в соответствии с опубликованным Письмом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 07-05-08/156 общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему, все же не могут отказаться от ведения бухгалтерского учета .

Упрощенная система налогообложения для налогоплательщиков существенно снижает налоговую нагрузку по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей из теневого в легальный бизнес.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы.

Создание упрощенной системы налогообложения является одной из форм поддержки субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, помимо Налогового кодекса Российской Федерации, исходным, базовым нормативным актом, закрепляющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". К сожалению, пока положения указанного Закона напрямую не предусматривают для субъектов малого предпринимательства возможности применения упрощенной системы налогообложения и учета. Однако нормы Закона закрепляют введение упрощенного порядка предоставления бухгалтерской отчетности.

Понятие и правовое регулирование упрощенной системы налогообложения . Упрощенная система налогообложения (УСНО) - это специальный налоговый режим, который применяется на всей территории Российской Федерации начиная с 1 января 2003 г. наряду с общепринятой системой налогообложения .

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого предпринимательства могут быть внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации, физические лица - индивидуальные предприниматели.

При отнесении субъекта хозяйственной деятельности к малому предпринимательству необходимо учитывать еще ряд обязательных условий , установленных Законом, для признания организации субъектом малого бизнеса:

1. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

2. Средняя численность работников коммерческой организации за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек на малом предприятии и 15 человек на микропредприятии.

3. Согласно Постановлению Правительства РФ в от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" максимальный размер выручки от реализации без НДС коммерческой организации за предшествующий календарный год не должен превышать 400 млн руб. на малом предприятии и 60 млн руб. на микропредприятии.

Подпункт 1 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ запрещает применять упрощенную систему организациям, у которых есть хотя бы один филиал или представительство. Однако если компания создаст обособленное подразделение, не отвечающее признакам филиала или представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ), а также если оно не будет отражено в учредительных документах, то можно без проблем и дальше быть на "упрощенке". Такое мнение высказано в Письмах Минфина России от 27 марта 2008 г. N 03-11-04/2/60 и от 24 марта 2008 г. N 03-11-04/2/57. Аналогичную позицию можно встретить и в публикациях налоговых экспертов.

Не имеют права применять упрощенный налоговый режим организации, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и т.д. (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В соответствии с гл. 26.2 НК РФ при несоблюдении налогоплательщиком критериев, дающих право на применение УСНО, он считается переведенным на иной режим налогообложения с начала квартала, когда произошло нарушение хотя бы одного критерия. Единственным положительным моментом в данной ситуации является то, что такие налогоплательщики освобождаются от налоговой ответственности за несвоевременное представление документов и уплату авансовых платежей.

Организации (предприниматели), находящиеся на общем режиме налогообложения и отвечающие требованиям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ, вправе перейти на УСНО с начала следующего календарного года. Для этого ей (ему) необходимо в срок с 1 октября по 30 ноября текущего года подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13 апреля 2010 г. N ММВ-7-3/182@.

В заявлении налогоплательщик, в частности, указывает :

Выбранный объект налогообложения;

Размер доходов за девять месяцев текущего года;

Среднюю численность работников за указанный период;

Остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

Налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ);

Налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании гл. 21 НК РФ в качестве налогового агента);

Налога на имущество организаций.

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате :

Налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ);

Налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель, в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ, выступает налоговым агентом);

Налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, за работников предприниматель уплачивает фиксированные взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании гл. 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке, представлять налоговую отчетность.

В 2010 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" уплачивают по пониженным тарифам страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС, но с 1 января 2011 г. они должны будут платить страховые взносы по тем же тарифам, что и организации (предприниматели) на общем режиме налогообложения, - по общим страховым тарифам.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников - 13% либо 30%), налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

Статья 346.25.1 Налогового кодекса РФ разрешает индивидуальным предпринимателям, помимо стандартной УСН, применять и другой режим налогообложения - упрощенный на основе патента. Единый налог при этом заменяется патентом. На сумму патента не повлияют полученные доходы и произведенные расходы предпринимателя. Этот налоговый режим смогут использовать только те предприниматели, которые работают самостоятельно, без привлечения большого количества персонала, в том числе работающего по гражданско-правовым договорам.

Работать по патенту могут далеко не все индивидуальные предприниматели. Пункт 2 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ устанавливает закрытый перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно работать с патентом. В этом списке, например, отсутствует понятие "бытовые услуги".

Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов РФ принимается законами этих субъектов. При этом законами субъектов Российской Федерации определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности (в пределах, предусмотренных НК РФ).

На основании п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пяти человек.

На предпринимателей, перешедших на работу по патенту, распространяются нормы, установленные другими статьями главы Налогового кодекса, посвященной УСНО (ст. ст. 346.11 - 346.25 НК РФ), но с учетом особенностей, предусмотренных ст. 346.25.1 НК РФ, посвященной работе по патенту. При этом предприниматель может выбрать как "классическую" упрощенную систему, так и "упрощенку по патенту".

Переход на налогообложение по патенту достаточно прост. Патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент. Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента. Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Форма уведомления об отказе в выдаче патента утверждается ФНС России. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.

Стоимость патента зависит от величины потенциально возможного годового дохода, от того вида бизнеса, которым занят предприниматель. Этот доход устанавливают власти субъекта РФ в соответствующем законе на календарный год по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта РФ.

Если индивидуальный предприниматель нарушил условия применения упрощенной системы налогообложения на основе патента (например, принял наемных работников свыше установленного лимита) или осуществил на основе патента вид предпринимательской деятельности, не предусмотренный в законе субъекта РФ, где он работает, то он теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент. Тоже произойдет при неоплате (неполной оплате) предпринимателем одной трети стоимости патента в срок, установленный п. 8 ст. 346.25.1 НК РФ.

В случае утери права на "упрощенку по патенту" индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, ему не возвращается.

Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 дней до дня окончания периода, на который был получен патент.

Налогоплательщики УСНО, которые работают на основе патента, не должны сдавать в инспекцию декларацию по единому налогу. Дело в том, что стоимость патента не зависит от доходов и расходов предпринимателя. А вот Книгу учета доходов и расходов они вести обязаны. Предприниматели УСНО, получившие патент, все равно не могут превышать установленный в ст. 346.13 НК РФ лимит по доходам. Поэтому они должны следить за соблюдением установленных ограничений.

Формирование налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения . Согласно ст. ст. 346.18, 346.25 НК РФ для организаций налоговой базой при применении упрощенной системы налогообложения признается денежное выражение доходов, а для индивидуальных предпринимателей - денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При применении УСНО объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ признаются:

- доходы ;

- доходы, уменьшенные на величину расходов .

Объект, как правило, выбирает сам налогоплательщик. Исключение из общего правила составляют случаи, когда плательщик является участником договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом (тогда в качестве объекта обязательно применяют доходы, уменьшенные на величину расходов).

Выбор того или иного варианта обусловливается экономической целесообразностью: если у налогоплательщика большие суммы расходов, на которые можно уменьшить для целей налогообложения доходы, то он остановится на втором варианте. Если же таких расходов немного, то приемлем первый вариант. Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", следующие доходы:

Доходы от реализации;

Внереализационные доходы.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные гл. 25 НК РФ. Также не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, перечисленные в ст. 346.16 НК РФ.

Порядок признания доходов и расходов регулируется ст. 346.17 НК РФ.

Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

При использовании векселя датой получения доходов признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты .

Налогоплательщики не учитывают в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

Расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:

Материальные расходы и расходы на оплату труда и оплата процентов за пользование заемными средствами и при оплате услуг третьих лиц - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения;

Расходы по приобретению сырья и материалов - после их фактической оплаты;

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, - по мере реализации товаров одним из методов: ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости; по стоимости единицы товара;

Расходы, связанные с реализацией товаров (хранение, обслуживание, транспортировка), - после их фактической оплаты;

Расходы на уплату налогов и сборов - после оплаты в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком;

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание) нематериальных активов - последнее число отчетного (налогового) периода. Указанные расходы учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;

При выдаче налогоплательщиком собственного векселя в оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав - учитываются после оплаты векселя;

При выдаче налогоплательщиком векселя третьего лица в оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав - на дату передачи указанного векселя.

Организации, которые до перехода на УСНО при исчислении налога на прибыль использовали метод начислений, при переходе на УСНО выполняют следующие правила:

На дату перехода в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на УСНО в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на УСНО;

Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на УСНО, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;

Расходы, осуществленные организацией после перехода на УСНО, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на УСНО, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода на УСНО;

Не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на УСНО в оплату расходов организации, если до перехода на УСНО такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Организации, применявшие УСНО, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль с использованием метода начислений выполняют правила:

Признается в составе доходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщику за поставленные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные услуги), переданные имущественные права;

Признается в составе расходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщиком за полученные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права.

Указанные доходы и расходы признаются на дату перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

При переходе организации на УСНО в налоговом учете отражается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которые оплачены до перехода на УСНО, в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания) и суммы начисленной амортизации.

Индивидуальные предприниматели при переходе с иных режимов налогообложения на УСНО и с УСНО на иные режимы налогообложения применяют правила, предусмотренные для организаций.

Особенности документооборота и налогообложения при упрощенной системе налогообложения . Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Однако налогоплательщики, перешедшие на УСНО, как и до перехода, могут вести бухгалтерский учет в полном объеме по правилам, установленным законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Для учета основных средств и нематериальных активов, организации и индивидуальные предприниматели должны руководствоваться ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов".

Требование об обязательном бухгалтерском учете основных средств и нематериальных активов связано с тем, что для сохранения права применения УСНО остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определенная по правилам бухгалтерского учета, не должна превышать 100 млн руб. Если по итогам отчетного (налогового) периода указанный лимит будет превышен, то налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. В связи с этим налогоплательщику следует отслеживать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов при планировании приобретения новых объектов основных средств и нематериальных активов, а также для документального подтверждения права применения УСНО.

Для ведения бухгалтерского учета объектов основных средств и нематериальных активов организациям и предпринимателям нет необходимости отражать операции на синтетических счетах бухгалтерского учета. Достаточно самостоятельно разработать необходимые регистры бухгалтерского учета, позволяющие накапливать информацию о первоначальной и остаточной стоимости имеющихся объектов основных средств и нематериальных активов.

Формы разработанных регистров по учету основных средств и нематериальных активов необходимо зафиксировать в учетной политике.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.

Форма Книги доходов и расходов открывается на один календарный год, может выполняться как в бумажном, так и в электронном виде и ведется на русском языке. По окончании налогового периода Книга, которая велась в электронном виде, выводится на бумажный носитель.

В Книге отражаются все хозяйственные операции, производимые налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период, в хронологической последовательности на основании первичных документов.

Для Книги, которая велась в электронном виде, данная процедура выполняется после вывода ее на бумагу по окончании налогового периода.

Для налогоплательщиков, применяющих УСНО, налоговым периодом признается календарный год, который состоит из трех отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки :

6% (от доходов);

15% (от доходов, уменьшенных на величину расходов).

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщик, применяющий УСНО и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, может уменьшить сумму налога за налоговый период на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за тот же период времени, в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Налогоплательщики, принявшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, такое уменьшение суммы налога произвести не могут, так как указанные взносы и пособия включаются в состав расходов при исчислении налоговой базы.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговую декларацию представляют:

Налогоплательщики-организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

За нарушение установленных сроков установлены соответствующие взыскания.

Организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистические отчетности, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, учет показателей по прочим налогам, сборам и взносам.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Таким образом, по сравнению с общим режимом налогообложения, УСНО обладает следующими положительными характеристиками.

УСНО применяется добровольно, т.е. организации и индивидуальные предприниматели сами решают, стоит им переходить на этот режим или нет. Аналогичное правило действует и в отношении прекращения права применять этот специальный налоговый режим (за исключением случаев принудительного лишения такого права, предусмотренных п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Упрощенная система распространяется на всю предпринимательскую деятельность организации, т.е. полностью заменяет собой общий режим налогообложения.

Организации, применяющие УСНО, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов организации. Соответственно, они не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган. Это значительно облегчает ведение учета. Однако современная практика хозяйствования свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты, применяющие упрощенный режим налогообложения, предпочитают вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность для целей внутреннего контроля.

У налогоплательщика есть возможность выбора объекта налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Исключением из этого правила являются участники договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. Они обязаны применять УСНО с объектом "доходы минус расходы".

Заслуживает положительной оценки и простота заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО , и представление ее в налоговые органы один раз в год - по итогам налогового периода.

Многочисленные положительные черты упрощенной системы налогообложения сводятся на нет ее недостатками.

Во-первых, при УСН не выдаются счета-фактуры . Не относясь к плательщикам НДС (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ), налогоплательщики УСНО не должны выставлять счета-фактуры покупателям и заказчикам, что для самих продавцов (исполнителей) безусловный плюс. А вот их покупателям (заказчикам) это может не понравиться. Для вычета по НДС необходим счет-фактура с выделенным налогом. Приобретя товар у продавца на упрощенной системе, покупатель не сможет рассчитывать на вычет и будет вынужден платить НДС со всей стоимости товара. У предприятий в результате сделок с предпринимателями и организациями, которые работают по упрощенной системе налогообложения, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет. Как правило, плательщики НДС неохотно заключают сделки с теми, кто освобожден от уплаты этого налога. При прочих равных условиях приобретать товары (работы, услуги) у поставщиков, работающих по общеустановленной системе налогообложения, выгоднее. Перепродав активы или использовав их в собственном производстве, покупатель пользуется вычетом. Благодаря этому он, во-первых, получает большую прибыль, а во-вторых, экономит на налогах. И все это только из-за того, что в счете-фактуре обычного продавца сумма НДС указана отдельно.

На самом деле упущенное компенсируется. Отсутствие НДС позволяет налогоплательщикам УСНО устанавливать более низкие цены, и выгода от приобретения у них товара или заказа услуг покроет потерю.

К тому же наиболее оптимально ввести НДС в упрощенную систему налогообложения с сохранением действующего порядка его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. При этом необходимо принимать в расчет долевое распределение уплачиваемых НДС и единого налога между бюджетами разных уровней. При расчете единого налога из налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС в целях устранения двойного налогообложения, а затем сопоставлять его величину с начисленным единым налогом на доход, что, к сожалению, не было учтено в законодательных поправках по применению упрощенной системы налогообложения.

Во-вторых, при УСНО перечень расходов ограничен . Далеко не всегда при упрощенной системе расходы, учитываемые в налоговой базе, адекватны реальным издержкам, а это уже действительно серьезный пробел.

При общем режиме в расходы разрешается включать практически все затраты, если они экономически обоснованны, оправданны и направлены на получение дохода. При упрощенном - этого недостаточно. Расходы должны быть еще упомянуты в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Правда, перечень этот постоянно пополняется новыми позициями. И все же, тем, кто собирается работать с объектом налогообложения "доходы за вычетом расходов", нужно детально проанализировать свои расходы. Если большинства обычно осуществляемых расходов в указанном списке нет, лучше либо выбрать другой объект налогообложения (доходы), либо отказаться от перехода на УСНО.

В-третьих, при УСНО используется кассовый метод учета доходов . С одной стороны, при кассовом методе учитываются только фактические доходы, с другой - на основании п. 1 ст. 346.17 НК РФ в них входят полученные авансы, несмотря на то что до отгрузки товаров (оказания услуг, выполнения работ) они, по сути, не являются доходами и могут быть возвращены. Однако можно отметить, что раз деньги находятся на расчетном счете или в кассе организации или предпринимателя, проблем с уплатой налога не возникнет и названный недостаток не так уж важен.

Проанализировав основные теоретические и практические аспекты применения упрощенной системы налогообложения (УСНО) на малом предприятии, можно сделать следующие выводы:

Упрощенная система налогообложения - это предусмотренный Налоговым кодексом РФ специальный налоговый режим, который заменяет целый ряд налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом, уплатой единого налога.

Единый налог , начисляемый при применении режима УСНО, заменяет для организаций: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Иные налоги, а с 1 января 2010 г. - и страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС уплачиваются в общем порядке.

Применение УСНО освобождает организацию также от ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности, что характерно для организаций, работающих на общем режиме налогообложения. Но при этом организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистическую отчетность, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, формируют отчетность по фонду оплаты труда и начисленным с него налогам.

Единый налог рассчитывается ежегодно и отражается в годовой декларации фирмы. При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Размер налоговой ставки зависит от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик. Если объектом налогообложения являются доходы, то процентная ставка установлена в размере 6%. В случае если в качестве объекта налогообложения налогоплательщик выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15%.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговым периодом признается календарный год.

Целью введения УСН является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы. УСН - один из них. УСН - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

На наш взгляд, нужно изменить правила перехода на упрощенную систему налогообложения.

Необходимо увеличить порог численности работников и остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов.

Так как это будет способствовать:

Поддержке малого и среднего предпринимательства;

Большей его конкурентоспособности перед крупными предприятиями и предприятиями, имеющими больший опыт работы на рынке.

Также, по нашему мнению, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов должна превышать отметку в 100 млн руб., так как это является барьером для вновь созданных организаций. Организация, которая хочет быть конкурентоспособной на рынке, должна иметь оборудование по созданию товарной продукции высокого класса, а такое оборудование априори является весьма дорогостоящим.

Можно было бы увеличить и размер доходов от реализации.

Малым и средним предпринимателям целесообразно было бы разрешить применять эти правила исключительно в случаях, когда у них в общем объеме доходов от реализации продукции (работ, услуг) не менее 90% составит доля доходов от реализации:

Высокотехнологичной продукции и услуг (в т.ч. на экспорт - 70%);

Продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности;

Прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных (за исключением случаев их перепродажи);

Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ собственного производства.

При этом право утверждать перечень высокотехнологичной продукции и услуг, а также продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности в целях УСН следовало бы предоставить Правительству РФ.

Также, по нашему мнению, важнейшей задачей совершенствования законодательства о поддержке малого и среднего предпринимательства является разработка мер, направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к льготам, предназначенным для малого предпринимательства. Поэтому важно идентифицировать малый и средний бизнес в целях применения УСН, с учетом аффилированных компаний (лиц).

В международной практике совокупность предприятий, рассматриваемых для целей налогообложения в качестве единой хозяйственной единицы, - это те малые предприятия, которые зависят от одних и тех же капиталовложений, а также управления, снабжения и пр., даже если эти отдельные малые предприятия с юридической точки зрения являются отдельными хозяйствующими субъектами.

По действующему порядку в гл. 26.2 НК РФ при определении налогоплательщиков УСН не говорится, что этот налоговый режим применяется именно субъектами малого предпринимательства. Чтобы стать налогоплательщиком УСН, необходимо, чтобы доходы организации, стоимость основных средств и нематериальных активов, численность работающих соответствовали установленным гл. 26.2 НК РФ размерам, а также чтобы доля участия других организаций составляла не более 25%.

Являясь льготным режимом налогообложения, УСН не должна применяться к предприятиям, входящим в единую сеть. Если налогоплательщик владеет десятками предприятий, для целей определения его статуса как налогоплательщика УСН необходимо идентифицировать и рассматривать собственность по всем принадлежащим собственнику компаниям, включая группы аффилированных лиц. Введение таких правил усложнит налоговое администрирование, однако оно будет компенсировано увеличением налоговых поступлений от крупных предприятий в связи с применением общего режима налогообложения. Кроме того, будет обеспечено целевое направление государственных мер по налоговому стимулированию развития малых предприятий.

Порядок применения упрощенной системы налогообложения: каким критериям должен соответствовать налогоплательщик для перехода на УСН, как и какие документы необходимо оформить для перехода, а также что делать, если право применения упрощенки утрачено. На эти вопросы ответим в данной статье.

Условия для применения УСН

Применять упрощенку могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Условия для применения УСН юридическими лицами и ИП несколько различаются. Общими являются ограничения по числу сотрудников (до 100 человек) и условие неосуществления ряда видов деятельности, при которых применение УСН является невозможным (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Одинаковы для них условия утраты права на применение этой системы: величина дохода, полученного при работе на УСН за налоговый период (год) не должна превысить 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Условия перехода на УСН с 2018 года следующие:

  • величина дохода за 9 месяцев года, предшествующего началу применения УСН, не превышает 112,5 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ);
  • остаточная стоимость ОС не превышает 150 млн руб.;
  • у юрлица отсутствуют филиалы;
  • доля иных организаций в уставном капитале юридического лица не превышает 25% (исключением являются НКО и общества инвалидов);

К индивидуальным предпринимателям эти ограничения не относятся. В том числе для них не установлены условия соблюдения предельного дохода за год, предшествующий переходу на УСН (письмо Минфина России от 01.03.2013 № 03-11-09/6114).

ВАЖНО! Ранее были противоречивые разъяснения госорганов относительно распространения ограничения по предельной сумме остаточной стоимости, и на ИП в том числе. Наконец, Минфин в письме от 15.06.2017 № 03-11-11/37040 пояснил, что данная норма касается только организаций и к ИП не относится.

Льготы для юридических лиц и особые ограничения для ИП-льготников

При переходе на упрощенку некоторые юрлица и ИП вправе рассчитывать на дополнительные льготы. Этот момент следует учитывать при принятии решения о переходе и проведении сравнительного анализа налоговой нагрузки.

Почитайте материал, который поможет определиться с выбором системы налогообложения .

Согласно порядку применения упрощенной системы налогообложения для предприятий Республики Крым и г. Севастополя местное законодательство может установить льготные ставки по единому налогу до 2021 года (п. 3 ст. 346.20).

Впервые прошедшие государственную регистрацию индивидуальные предприниматели, которые будут заниматься научной, социальной или производственной деятельностью, могут быть признаны льготниками на основании законодательства субъектов РФ. Под льготами подразумевается установление нулевой налоговой ставки на срок до 2 лет (п. 4 ст. 346.20).

Правда, к этой категории ИП-льготников предъявляются особые требования в виде обеспечения минимальной 70%-ной доли доходов от реализации, полученных в отчетном периоде от облагаемых по нулевой ставке видов деятельности, в общей сумме всех полученных ИП доходов. Кроме того, субъект Российской Федерации может установить для таких ИП предельный размер полученных за год доходов, но не менее 15 млн руб.

Кроме того, и для предприятий, и для ИП на УСН при ведении некоторых видов деятельности установлены пониженные тарифы страховых взносов. Для получения такой льготы вид деятельности налогоплательщика должен соответствовать одному из приведенных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

Порядок применения УСН: сроки подачи уведомления о начале и об окончании применения УСН

Для вновь зарегистрированных налогоплательщиков установлен 30-дневный срок с даты, указанной в свидетельстве о постановке на налоговый учет, в течение которого они должны подать уведомление о переходе на УСН в ИФНС. В этом случае они признаются «упрощенцами» с даты постановки на налоговый учет.

Согласно порядку применения упрощенной системы налогообложения налогоплательщику, который уже работает на УСН, никаких действий предпринимать не надо. Если он не нарушил условий, дающих право на применение УСН, он может использовать выбранную систему налогообложения до тех пор, пока не подаст в налоговый орган уведомление об отказе от применения УСНО по форме 26.2-3.

В случае если было допущено нарушение хотя бы одного из обязательных условий для применения УСНО, налогоплательщик теряет право на использование данной системы налогообложения с начала того квартала, в котором произошло нарушение. С этого момента он переходит на общую систему налогообложения и обязан сообщить об этом в ИФНС путем предоставления сообщения по форме 26.2-2 до 15-го числа первого месяца следующего за событием квартала (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).

Вернуться на УСН налогоплательщик сможет не раньше чем через год после перехода с УСН на другую систему налогообложения (п. 7 ст. 346.13 НК РФ).

Переход на УСН в 2017 году: срок подачи заявления

Налогоплательщик, который решил перейти на УСНО, должен уведомить о своем решении налоговую службу. Для этого в ИФНС по месту регистрации юридического лица (адресу прописки физического лица - предпринимателя) подается уведомление по форме 26.2-1. В данном уведомлении юридические лица указывают сумму полученного за 9 месяцев дохода и стоимость (остаточную) своих основных средств.

Пример заполнения уведомления по форме 26.2-1, вы найдете в материале «Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения» .

Скачать уведомление по форме 26.2-1 (бланк для перехода на УСН в 2017 году) можно на нашем сайте.

Переход осуществляется только с начала нового налогового периода. При этом уведомление не может быть подано ранее 1 октября и позднее 31 декабря предшествующего года. Чтобы начать применять упрощенку с 2018 года, необходимо осуществить переход на УСН в 2017 году - срок подачи заявления должен быть не ранее 01.10.2017 и не позднее 31.12.2017. Если налогоплательщик опаздывает с подачей уведомления, он не сможет перейти на УСН.

При подаче уведомления в соответствующей графе необходимо указать выбранный объект налогообложения: «Доходы» или «Доходы минус расходы».

Определиться с выбором поможет наш материал .

Перейти с одного объекта налогообложения на другой в рамках применения УСНО налогоплательщик может только с начала следующего года. В этом случае в ИФНС должно быть подано уведомление по форме 26.2-6 в срок до 31 декабря.

Как перейти с УСН на другие налоговые режимы

Требования к переходу с УСН на какой-либо другой режим налогообложения зависят от причины такого перехода и от того, какой именно режим налогообложения планируется взамен упрощенки.

НК РФ предусмотрен запрет на замену УСН другим налоговым режимом в течение календарного года (п. 3 ст. 346.13 НК РФ). Однако есть исключения:

  • «Упрощенец» вынужденно утрачивает право на применение УСН из-за несоответствия требованиям, установленным ст. 346.12 НК РФ. При этом до конца года ему придется работать на ОСНО.
  • Переход на ЕНВД по отдельным видам деятельности «упрощенца» с любой даты (речь идет о совмещении, когда налогоплательщик, применяющий УСН, переводит некоторые из своих видов деятельности на ЕНВД). Правомерность такого подхода подтверждают налоговики. (письмо ФНС от 19.09.2014 № ГД-4-3/19079@). В этом же письме говорится о праве ИП перейти на патентную систему с любой календарной даты. Если отдельный вид деятельности переводится на ЕНВД, то переход осуществляется в момент постановки на учет плательщика вмененного налога.

Подробнее о порядке перехода с упрощенки на вмененку читайте .

Если «упрощенец» планирует перейти с начала года на другой налоговый режим, необходимо подать уведомление в ИФНС по форме 26.2-3. Сделать это следует до 15 января того налогового периода, в котором был запланирован такой переход.

В случае прекращения предпринимательской деятельности, осуществляемой на УСН, в обязанности налогоплательщика входит подача в ИФНС уведомления по форме 26.2-8.

Порядок подачи уведомления

Уведомления (сообщения) налогоплательщика и налоговой службы оформляются по установленным образцам. Формы документов для взаимодействия с налоговыми органами по вопросу применения УСН утверждены приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.

Налогоплательщик может подать уведомление тремя способами:

  • при личном визите руководителя юридического лица / индивидуального предпринимателя или их представителя на основании доверенности;
  • путем отправки ценного письма с описью вложения;
  • в электронной форме.

Описания электронных форматов передаваемых по ТКС форм 26.2-1, 26.2-2, 26.2-3, 26.2-6, 26.2-8 содержатся в соответствующих приложениях к приказу ФНС России от 16 ноября 2012 года № ММВ-7-6/878@.

Подтверждение статуса упрощенца налоговым органом

Законодательство России не предусматривает обязанности налоговой службы подтверждать право применения/перехода на УСНО в ответ на подачу налогоплательщиком уведомления. Чаще всего для подтверждения права применения упрощенки достаточно штампа о приеме налоговым органом уведомления о переходе на втором экземпляре бланка, почтовой описи или квитанции об отправке уведомления в электронном виде. Ответ от налоговой можно получить только в следующих ситуациях:

  • показатели, указанные в уведомлении по форме 26.2-1, не соответствуют тем, которые дают налогоплательщику право применять УСНО, или налоговый орган обладает сведениями о налогоплательщике, которые противоречат условиям применения УСН (тогда ИФНС присылает сообщение по форме 26.2-4);
  • налогоплательщик подал уведомление о переходе на УСН с опозданием (тогда из налоговой приходит сообщение по форме 26.2-5).

Некоторые контрагенты при заключении договоров просят документальное подтверждение о праве налогоплательщика применять УСН в виде какого-либо ответа из налоговой. В этом случае допустимо обратиться в инспекцию с письменным запросом о подтверждении факта применения им упрощенки. Запрос подается в свободной форме. В течение 30 дней налоговики представят информационное письмо по форме 26.2-7, в котором будет отражен факт уведомления налогоплательщика о применении УСН, а также факт представления или непредставления отчетности по упрощенке. Такая практика описана в письмах Минфина от 16.02.2016 № 03-11-11/8396 и ФНС от 15.04.2013 № ЕД-2-3/261.

Итоги

Планируя переход на УСН, следует заранее изучить все ограничения, которые предусмотрены гл. 26.2 НК РФ, а также сравнить прочие допустимые для налогоплательщика системы налогообложения – возможно, найдется более выгодная. Начало применения упрощенки и переход с нее на иной режим строго регламентированы законодательством. Поэтому следует убедиться, что УСН действительно оптимальна.

Ознакомившись с перечнем налогов для организаций, действующих сегодня в России, можно легко передумать начинать собственный бизнес. Множество разнообразных и довольно значительных сборов и платежей способны ощутимо потрепать и нервы бизнесмена, и его финансовое состояние. Однако, если выбрать один из особых режимов – например, весьма популярную УСН доходы минус расходы – можно вздохнуть с облегчением.

В нашей сегодняшней статье речь пойдет о том, что значит упрощенная система налогообложения, о преимуществах, которые она дает налогоплательщику, какие налоги нужно платить и как рассчитать их сумму.

Базовым режимом, определяющим всю налоговую политику в РФ, является общая система налогообложения (ОСНО). Каждое открывающееся в России предприятие автоматически начинает ее применять, если при официальной регистрации не выбрало другую.

ОСНО включает в себя множество налогов и платежей, а также требование по ведению учета в полном объеме . Именно поэтому она так невыгодна для небольших предприятий и ИП – им приходится тратить много сил и средств на своевременные «расчеты» с налоговой инспекцией.

Вместе с тем в России действует несколько специальных режимов:

  • – для фермеров, компаний, работающих в сфере животноводства, хлеборобов и т.д.
  • Патентная система налогообложения предполагает единовременный платеж – покупку патента на деятельность.
  • Упрощенная система налогообложения – заменяет часть налогов единым.
  • не учитывает реальные доходы и прибыль организаций, налог в этом случае – фиксированный платеж.

Выбрав подходящий режим, организация способна снизить налоговую нагрузку и упростить финансовый учет.

Наиболее популярным налоговым режимом в России является так называемая «упрощенка», или упрощенная система налогообложения для ООО и ИП. Она предназначена в первую очередь для малых и средних предприятий , которым невыгодна уплата «традиционного» налога на прибыль и нет необходимости в возмещении НДС.

Упрощенной системе налогообложения посвящена глава 26.2 НК РФ. В Кодексе обозначены все ключевые моменты, касающиеся данного режима. Из документа можно узнать правила применения УСН, налоговые ставки, особенности расчета налоговой базы и т.д.

«Упрощенку» довольно часто называют самой лучшей системой налогообложения, однако это не так. В зависимости от особенностей деятельности предприятия, объемов его прибыли, характеристик контрагентов и других факторов УСН может оказаться как действительно привлекательной, так и абсолютно невыгодной.

Чтобы выбор налогового режима не разочаровал, необходимо внимательно ознакомиться с особенностями всех подходящих систем. Именно взвешенный подход позволит бизнесмену принять разумное решение.

Упрощенная система налогообложения для ООО и ИП - основные характеристики режима

Упрощенный режим налогообложения неслучайно выбирает большая часть организаций и предпринимателей. Эта система отличается гибкостью, удобством и простотой, а при правильном подборе способна значительно снизить налоговую нагрузку на предприятие.

Однако перейти на УСН могут далеко не все организации. НК РФ предъявляет к налогоплательщикам целый ряд требований:

  • Налогоплательщик не должен производить подакцизную продукцию, иметь филиалы.

Запрещено применение «упрощенки» для ряда видов деятельности: ломбардных организаций, нотариальных контор и т.д. Полный перечень ограничений можно найти в НК (налоговом кодексе).

  • Стоимость основных средств , которые находятся на балансе (остаточная) – не больше 150 млн.
  • Численность персонала – до 100 человек.

Отчетность на УСН

На каком бы режиме налогообложения вы ни находились, одним из самых важных моментов остается своевременная уплата взносов, правильное ведение учета и сдача отчетности . Заметим, что на УСН разрешен «упрощенный» бухучет – это значит, что предприниматель в малом бизнесе вполне способен самостоятельно выполнять эту работу, не обращаясь к услугам наемных специалистов.

При этом сдавать документы и уплачивать взносы на УСН придется достаточно часто:

  • Налоговый период – 1 год. Организации и ИП обязаны предоставить в налоговую инспекцию декларацию, а также произвести окончательный расчет по налогам.

Для ИП достаточно сдачи декларации, организации на УСН ведут полный учет и предоставляют бухгалтерскую отчетность.

  • Отчетный период – 3 месяца. Ежеквартально «упрощенец» делает расчет и оплату авансового платежа по налогу, а также предоставляет отчетность в страховые фонды.

Отдельные сроки установлены для отчетности и уплаты по местным налогам, статистической отчетности. Нужно тщательно отслеживать все даты, чтобы не допустить появление налоговой задолженности.

Теперь поговорим об отчетности, которую необходимо сдавать. Начнем с ООО:

  • Налоговая декларация по основному налогу – не позже 31 марта.

Точные сроки сдачи любо отчетности можно увидеть в налоговом календаре или уточнить в ФНС.

  • Бухгалтерская отчетность за прошедший год подается одновременно с налоговой декларацией.

Для ИП список отчетности несколько другой:

  • Декларация по УСН – до 30 апреля.
  • Сведения о среднесписочной численности сотрудников, сдаются ежегодно.
  • Ежемесячная и квартальная отчетность в страховые фонды.
  • и 2-НДФЛ (в случае, если у предпринимателя имеются наемные работники ).
  • Статистическая отчетность – 1 раз в год.

Хотя ведение полноценного бухучета и сдача отчетности в налоговую для ИП не предусмотрена, предприниматели обязаны заполнять КУДИР и сохранять подтверждающие документы. В ином случае во время налоговой проверки выяснится, что отраженные в декларациях доходы и расходы не соответствуют документам.

Кому выгодно и невыгодно применять УСН

Итак, упрощенная система в России весьма популярна – именно ей чаще всего отдают предпочтение организации, которые не устраивает сложность ОСНО. Однако заметим, что идеально подходит УСН далеко не всем. Наибольшую выгоду могут извлечь следующие категории налогоплательщиков:

  • Предприятия розничной торговли, в особенности небольшие магазины (если ЕНВД для них недоступен).
  • Компании, расходы которых невелики – развлекательные учреждения, работающие в сфере услуг и т.д. В таких случаях прибыль практически равна доходу , а значит, большую роль играет ставка налога.

Так, если вы хотите , можно смело выбирать УСН «Доходы».

При этом существует целый ряд сфер деятельности, для которых применение «упрощенки» невыгодно . К ним можно отнести:

  • Компании, контрагенты которых работают с НДС . Такие покупатели и поставщики просто откажутся от сотрудничества, так как уплаченный НДС не будет возмещаться.

Если на предприятии действует упрощенная система налогообложения, НДС не облагается ни покупка, ни продажа товаров. А значит, работающим на ОСНО бизнес-партнерам сотрудничество будет невыгодно. Решение есть – очень часто «упрощенцы» снижают для покупателей стоимость товаров на ставку НДС (относительно других продавцов) и становятся конкурентоспособными. Однако при расчетах с поставщиками такая хитрость не действует.

  • Организации, желающие участвовать в тендерах и государственных закупках.
  • ИП и ООО, в расходах которых большую часть занимают те, что не учитываются в УСН, но при этом в ОСНО принимаются в расчет .
  • Когда в скором будущем планируется расширение , развитие компании, выход за ограничения по УСН.

Заметим, что в одной компании можно применять несколько режимов одновременно, совмещая УСН с ЕНВД, единым сельхозналогом или . Однако о дновременно применять ОСНО и «упрощенку» запрещено.

Таким образом, на выбор УСН в качестве налогового режима напрямую влияют особенности компании . Именно поэтому бизнесмен должен заранее просчитать все выгоды от смены и определить, какая система окажется наиболее привлекательной.

Заключение

Упрощенная система налогообложения – это особая форма взимания платежей в бюджет, которая была разработана специально для облегчения учета и отчетности небольших предприятий. «Упрощенка» — один из самых популярных налоговых режимов. Налогоплательщиков привлекают возможность ведения упрощенного бухучета, снижение сумм и объемов уплачиваемых взносов в бюджет. Кроме того, требования к организации здесь гораздо мягче, чем на ЕНВД или патентной системе.

Выбрав УСН, компания освобождается от части взносов , в том числе НДС и налога на прибыль(а для ИП – подоходного налога). Они заменяются единым взносом, который рассчитывается по ставке 6% или 15% в зависимости от выбранной налоговой базы.

Дорогие читатели! Просим вас оставлять оценки и комментарии после прочтения статьи. Это поможет нам в будущем подбирать наиболее интересные материалы!

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об