Туревский И.С. Экономика отрасли

Отрасль экономики, включающая все аспекты функционирования и развития транспорта как части сферы материального производства.

Базовые элементы экономической эффективности транспортной логистики

Как известно, даже из задач по математике начальной школы, основная модель эффективности любого транспорта строится на том, насколько быстро будет доставлен товар в ту или иную точку страны или отдельно взятого города.

Однако это лишь самое общее представление об экономике транспорта. На самом деле она (т.е. экономическая эффективность) является синтезом достаточно сложных элементов, которые можно представить следующим образом:

  1. подготовка груза к перевозке, его упаковка, хранение, страхование;
  2. производство погрузочных — разгрузочных работ, включая транспортные экспедиторские услуги — таможенное оформление, подготовка документации;
  3. непосредствено сам процесс перевозки, включая использование разных видов транспорта на одном плече доставки — мультимодальные перевозки;
  4. доставка товара или груза до конечного получателя (от двери до двери) или поступление его на складские помещения, распределение товара через сеть коммерческой дистрибьюции;
Как видно, на каждом из этих этапов или плечей логистики существуют свои нормы экономической эффективности. Причем, не всегда быстрота, скорость доставки может быть главным параметром эффективности. Так, например, затраты на складское хранение (на таможенной площадке временного хранения), могут полностью нивелировать весь экономический эффект от скорости (доставки груза воздушным транспортом).

Основные типы транспортной логистики с точки зрения экономики

Если конкретизировать понятие экономика транспорта, то не обойтись без анализа каждого из существующих типов логистических средств доставки. Приведем самые главные группы таких транспортных моделей.

Морской и речной транспорт

Основная линия экономической эффективности строится на том, что:
  • осуществляется массовая перевозка грузов, что снижает общую долю затрат на перевозку единицы груза;
  • возможность доставки в любую точку планеты;
  • относительно низкие эксплуатационные расходы;
  • всесезнность и всепогодность.
Главным недостатком морского транспорта является его относительно низкая скорость. Тем не менее, транспортные коридоры, где функционирует морской транспорт, фактически обеспечивают более 23 всех грузопотоков в мире.

Железнодорожный транспорт

Экономика этого логистического элемента определяется тем, что производится перевозка массовых грузов при относительно высокой скорости. Главный недостаток — это необходимость создания и поддержания дорогостоящей транспортной инфраструктуры — жд. пути, станции, необходимость постоянного обновления подвижного состава. Однако этот вид транспорта занимает второе место в обеспечении, как внутренних, так и трансграничных перевозок во всем мире.

Трубопроводный транспорт

Этот вид логистики имеет одно преимущество — массовая доставка грузов (как правило, это природное сырье) на большие расстояния и его работа не зависит от множества природных и техногенных факторов. Однако экономика этого транспортного бизнеса ограничена только определенными районами и достаточно высокими затратами на содержание инфраструктуры (насосные и перекачивающие станции, нефте или газохранилища).

Автомобильный транспорт

Его роль, как фактора логистики в рамках отдельных локальных регионов и даже целых стран, не может быть переоценена. Так, например, более 70% всех внутренних перевозок в США и Канаде осуществляется именно автотранспортом (автопоездами или трейлерами). Основное достоинство этого вида транспорта — в его возможности доставить груз непосредственно к потребителю, практически в любую точку сухопутной части планеты (за исключением труднопроходимых и горных районов). Главный недостаток состоит в том, что автотранспорт требует дорогостоящей сети автомобильных дорог и мостов.

Авиационный транспорт

Этот вид логистики трудно заменим в скоростной доставке ценных грузов и пассажиров на дальние расстояния. Главная его составляющая экономической эффективности — это скорость и регулярность трафика. Однако на этом все достоинства этого вида транспорта заканчиваются. Авиатранспорт — дорог в эксплуатации, особенно на фоне постоянно дорожающего авиатоплива. К тому же, для обслуживания самолетов требуется строительство сложных портовых мощностей и терминалов. Основная экономика этого логистического бизнеса строится на обслуживании массовых транспортных потоков пассажиров, как например, на направлениях мировых курортных зон.

В лекционном материале по ПМ.02. Основы экономики отрасли (автотранспорт)» освещены основные понятия и вопросы первого раздела учебной программы: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; экономические показатели развития отрасли; автотранспортное предприятие (АТП и дру­гие) как хозяйствующий субъект; формы предприятий, их производствен­ная и организационная структура; типы производства, их характеристика; основные производственные и технологические процессы; инфраструктура организации; основные и оборотные средства и др.

Материал составлен в полном соответствии с требованиями действующего ФГОС по специальности 190631.

Для студентов и преподавателей техникумов, колледжей, руководителей и специалистов предприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа студентов СДО-13 специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» (очная форма обучения) По ПМ.02, МДК 02.05. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом.

Методические указания по выполнению курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01. Оценка качества товаров и основы экспертизы

Предлагаемая разработка содержит основные положения, рекомендуемые темы, порядок оформления и защиты курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01....

Экзаменационный билет по ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» по специ...

АПИМ по ПМ.02. МДК 02.01.Основы управления в Правоохранительных органах

Целью изучения дисциплины «Основы управления в правоохранительных органах» является получение обучающимися качественных теоретических знаний, развитие и закрепление практических умений и навыков, необ...

Методические рекомендации обучающимся по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02.Организация деятельности коллектива исполнителей. МДК.02.01.Управлениеколлективом исполнителей для специальности 190631

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по ПМ. 02.Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений. МДК. 02.01. Основы строительного производства. Тема 1.1. Технология и организация строительного производства. «Проектирование стройгенпланов»

Основанием для разработки стройгенплана служит генеральный план (генплан) строящегося здания, сооружения или комплекса. Различают общеплощадочный стройгенплан, охватывающий территорию всей строительно...

Введение

Тема 1.1. Основы экономики автомобильного транспорта.

Тема 1.2 . Предприятие как основной субъект предпринимательской деятельности.

Тема 1.3. Организация и структура управления на автомобильном транспорте.

Тема 1.4. Основные средства.

Тема 1.5. Оборотные средства.

Введение.

Изучив материал, Вы можете получить представление:

  • о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности.

Проводимая в нашей стране экономическая реформа имеет своей целью поднять экономику до уровня современного цивилизованного общества. Опыт развитых стран показывает, что при активном содействии государства экономические реформы позволяют своевременно обновить производственный, научно-технический, образовательный потенциал, повысить инициативу и заинтересованность работников в росте результатов общественно-полезного труда, достичь высокого уровня экономической и социальной эффективности, благосостояния населения и его культуры.

При определении содержания экономических реформ обычно исходят из того, что они представляют собой существенное преобразование национальной экономики или ее составных частей с целью повышения качества жизни людей.

Экономические реформы не самоцель, а лишь средство решения многообразных социальных задач, поэтому, в конечном счете, они должны быть обязательно социально ориентированы. Под реформами следует понимать не всякие изменения, а только коренные преобразования, обеспечивающие эффективность национальной экономики или ее составных частей. Проведение реформ требует четкого определения целей и нахождения рациональных способов их достижения.

В качестве основных направлений рыночной экономической реформы, проводимой в нашей стране, приняты: финансово-экономическая стабилизация, крупномасштабная приватизация, развитие свободного предпринимательства, ограничение возможностей государственного вмешательства в процессы функционирования экономики.

В результате предприняты практические действия в поддержку избранного рыночного курса, сделаны заметные шаги к экономической свободе предприятий и организаций, обозначены направления коммерциализации государственных предприятий, проведена приватизация государственного имущества, осуществлено в определенной степени формирование рыночной инфраструктуры, обеспечена поддержка реформы странами внешнего мира.

Целью реформирования экономики Российской Федерации является создание всесторонне развитой, технологически совершенной и динамичной экономики, обеспечивающей удовлетворение потребностей каждого человека и страны. Для реализации единой системы перехода к экономике открытого типа необходим комплексный подход, который предполагает перестройку ценовой политики, системы налогов, финансово-кредитного механизма, внешнеэкономической деятельности предприятий, проведение приватизации и акционирования таким образом, чтобы, с одной стороны, производители продукции ощущали постоянную конкуренцию на рынке, а с другой стороны, приоритетные направления социально-экономического и научного развития получали эффективную государственную поддержку.

Ценовая политика предусматривает сближение структуры внутренних и мировых цен. Сближение внутренних цен с мировыми возможно на основе принципиально новой налоговой и дотационной политики. Важнейшая ее задача - изменение механизма распределения прибыли, максимальное его приближение к реальному состоянию нашей экономики.

При перестройке финансово-кредитного механизма предусматривается превращение денег в один из важнейших регуляторов производства, в фактор повышения его эффективности.

Промышленная политика государства предусматривает приостановление дезиндустриализации экономики, переориентацию ее структуры на ресурсосберегающие технологии, расширение конкурентоспособного сектора промышленности, способного работать на конечного потребителя. Институционные преобразования экономики предусматривают формирование среднего звена управления промышленностью. Механизм государственной поддержки определяет включение экономических рычагов государственного регулирования с целью проведения эффективной структурной политики, поддержки важных для развития экономики России перспективных исследований и разработок.

Немаловажную роль в преобразовании экономики страны играет транспортно-дорожный комплекс (ТДК), который включает в себя различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный (речной, морской), воздушный и др. В настоящее время ТДК переходит от привычной ориентации на полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках к идее адекватного реагирования перевозчиков на рыночные импульсы платежеспособного спроса. Решению этой основной задачи транспорта, в том числе и автомобильного, способствуют реформирование отношения к собственности, государственная инвестиционная политика, развитие рыночно ориентированных финансово-инвестиционных структур на транспорте, в число которых должны войти: инвестиционно-финансовая корпорация "Транспорт России", региональные транспортно-финансовые компании и фонды, страховые компании и фонды, инвестиционные и лизинговые компании.

Рыночные отношения оказывают большое влияние на экономику автомобильного транспорта, в которой за последние годы произошли существенные изменения. Резко изменилась структура собственности, причем основная часть автотранспортных предприятий из федеральной собственности перешла в собственность субъектов Российской Федерации. Предприятия общественного пассажирского транспорта в большинстве городов переданы в муниципальную собственность. Федеральные отраслевые и административные органы в регионах участвуют в государственном регулировании работы автотранспортного комплекса, но не вмешиваются непосредственно в хозяйственную деятельность предприятий автомобильного транспорта. Развитие рыночных отношений способствовало созданию многочисленных средних и малых транспортно-коммерческих частных фирм и индивидуального предпринимательства, составляющих серьезную конкуренцию крупным предприятиям автомобильного транспорта. Несмотря на большие трудности в производственно-финансовой работе, многие предприятия автомобильного транспорта сумели адаптироваться к работе в рыночных условиях благодаря успешной маркетинговой деятельности на рынке транспортных услуг, развитию дополнительных видов услуг по организации ремонта транспортных средств частных владельцев, хранению и переработке грузов с использованием для этих целей освобождающихся производственных площадей, созданию непрофильных производств и др. Решаются проблемы, связанные с различными видами перевозок. Так, в области грузовых перевозок происходит развитие терминальной системы переработки грузов, совершенствуется комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание объектов на всех уровнях народного хозяйства, осуществляется окончательная приватизация предприятий. На пассажирском транспорте завершается переход к системе договорных взаимоотношений с заказчиками с использованием расчетных тарифов, продолжается создание совершенных автоматизированных систем оперативного управления пассажирскими перевозками. Отрабатывается система работы таксомоторного транспорта. Особое внимание уделяется вопросам установления тарифов за проезд, а также восстановления промышленного производства легковых автомобилей.

Успехи проводимой экономической реформы на автомобильном транспорте во многом зависят от уровня знаний, компетентности работников и их умения работать в новых условиях. Радикальные изменения на автомобильном транспорте находят свое отражение в системе подготовки студентов, переподготовки и повышения квалификации кадров предприятий автомобильного транспорта.

Задача курса "Экономика отрасли" - дать представление о характере хозяйственной деятельности предприятий автомобильного транспорта в условиях рынка, выработать самостоятельность в подходе к принятию решений, способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям и требованиям производства.

Настоящая дисциплина является важной составной частью профессиональной и специальной подготовки специалистов автомобильного транспорта. Она тесно связана с другими экономическими, а также техническими дисциплинами, формирующими знания студентов в области транспортной техники, ее обслуживания и ремонта, организации перевозок и оптимизации управления технологическими процессами.

Тема 1.1. «Основы экономики автомобильного транспорта».

Изучив материал, Вы должны знать:

· роль и значение автомобильной отрасли в системе рыночной экономике, её особенности;

· экономические показатели развития отрасли.

На этапе становления рыночных отношений в России автомобильный транспорт получил новый импульс для своего развития и является в настоящее время одной из наиболее быстро меняющихся и растущих подотраслей национальной экономики России. Социально-экономические реформы обусловили радикальные структурные изменения автотранспорта как отрасли. Вместе с тем, изменение системы хозяйственных связей, развитие внутренних и международных товарных рынков поставило перед автотранспортом новые задачи и открыло перед ним большие перспективы. Процессы демократизации общества и либерализации экономики объективно способствуют раскрытию того огромного потенциала, который заключает в себе автомобильный транспорт, и который в условиях централизованной плановой экономики был раскрыт лишь в небольшой степени. Очевидно, что автомобиль становится основным фактором, обеспечивающим подвижность населения в социальной, производственной и рекреационной сферах. Массовая автомобилизация уже оказывает заметное влияние на развитие территорий и населенных пунктов, на процессы торговли и потребления, на становление предпринимательства, на весь образ жизни многих россиян. Городские автобусные маршруты по-прежнему представляют собой основной для России элемент городского и пригородного общественного транспорта. От их эффективности в нынешних непростых условиях во многом будет зависеть социальная и экономическая стабильность жизни самых широких слоев населения страны.

Грузовой автомобильный транспорт в рыночных условиях переживает период бурного развития. Как и в большинстве стран развитой рыночной экономики, развитие всех без исключения российских товарных рынков обеспечивается, прежде всего, за счет скорости, надежности, возможности прямой доставки отправок "от двери к двери", которые способен обеспечить только автомобильный транспорт. Наиболее полно эти особенности автомобильного транспорта раскрываются в сфере международных перевозок. На автотранспорте фактически ликвидирована монополия государственных предприятий. В результате акционирования и приватизации этот сектор, в основном, вышел из сферы государственного предпринимательства и является сейчас огромным "полигоном", на котором отрабатываются формы и методы эффективного развития малого и среднего предпринимательства. Реальным фактором, стимулирующим развитие автотранспорта, стала конкуренция как внутри самой отрасли, так и с предприятиями других видов транспорта.

На месте структур централизованного отраслевого управления автотранспортом постепенно формируется новая система, отвечающая требованиям рыночной экономики, основанная на механизмах лицензирования, сертификации, сочетающая административные и экономические рычаги управления. Являясь наиболее гибким и хорошо приспособленным к изменениям рыночной конъюнктуры элементом транспортной системы, автомобильный транспорт, вместе с тем, и наиболее ресурсоемкая транспортная подотрасль. На долю автомобильного транспорта приходится порядка двух третей объема всех нефтяных топлив, потребляемых транспортом. Также почти две трети всех занятых на транспорте трудятся в автотранспортной сфере. На долю автотранспорта приходится основная часть вредных экологических воздействий транспорта, как и основная часть ущерба, наносимого транспортными авариями.

Таким образом, реализация неоспоримых преимуществ автомобильного транспорта на этапе преобразований неразрывно связана и с многочисленными проблемами, решение которых потребует немалого времени и значительных усилий.

Основной стратегической целью проводимых в транспортном комплексе преобразований является создание в стране транспортных систем, ориентированных, в первую очередь, на удовлетворение потребностей граждан, грузовладельцев, общества в целом и обеспечивающих эффективное и безопасное использование национальных ресурсов России.

На современном этапе реформ в качестве наиболее важных рассматриваются следующие задачи в области автомобильного транспорта:

1. Разработка современной нормативно-правовой и нормативной базы автомобильного транспорта. Новая нормативно-правовая база должна обеспечивать эффективное и стабильное функционирование отрасли, достаточный уровень автотранспортного обслуживания для всех социальных групп и секторов экономики, эффективную защиту законных прав потребителей транспортных услуг и транспортных предприятий, безопасность транспортного процесса и охрану окружающей среды от вредных воздействий автомобильного транспорта. Ставится также задача постепенной гармонизации нормативно-правовой базы автомобильного транспорта с правовыми нормами, действующими в странах ЕС.

2. Формирование рынка автотранспортных услуг, развивающегося на основе справедливой конкуренции предприятий различных форм собственности с преобладанием негосударственной собственности. Эта задача решается на основе разгосударствления и приватизации, формирования благоприятных экономических условий для автотранспортного предпринимательства, а также создания механизмов административно-экономического регулирования рынка автотранспортных услуг.

3. Как самостоятельное направление деятельности государства рассматривается защита российских автомобильных перевозчиков, работающих на международных рынках.

4. Создание системы управления автотранспортом, отвечающей новым экономическим условиям. Предполагается, что система управления автотранспортной отраслью должна быть основана на сочетании принципов государственного регулирования (осуществляемого, прежде всего, через систему законодательных актов и экономических стимулов), административного контроля выполнения участниками автотранспортной деятельности установленных требований и отраслевого самоуправления через ассоциации и т.п. органы. Самостоятельной и весьма важной является задача определения роли и функций региональных органов управления автотранспортом, а также соотношения полномочий федерального и регионального уровней управления.

5. Создание системы целевой государственной поддержки отдельных наиболее важных видов автотранспортной деятельности. Государство полностью отказалось от прямого бюджетного финансирования автомобильного транспорта, рассматривая отрасль в целом как самостоятельную в экономическом и финансовом отношении. Вместе с тем, существуют две сферы, в которых государственная поддержка признается необходимой: городские и пригородные перевозки пассажиров автобусами (решение этой задачи требует, прежде всего, создания стабильно действующих организационно-правовых механизмов финансирования городского пассажирского транспорта) и создание объектов фондоемкой автотранспортной инфраструктуры, в первую очередь - грузовых терминалов (здесь поддержка должна носить не только финансовый характер, но обеспечивать решение вопросов землеотвода, координации интересов органов управления различных уровней и различных ведомств и т.д.).

6. Снижение количества погибших и пострадавших, а также материального ущерба в результате дорожно-транспортных происшествий. Данная задача предполагает, прежде всего, создание новой системы обеспечения безопасности движения на автотранспорте, которая должна придти на смену прежней вертикальной отраслевой системе управления безопасностью.

7. Стабилизация, а в перспективе - снижение вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду. Указанная проблема носит комплексный характер. Решение ее предусматривает совершенствование нормативной базы и экологического законодательства, создание эффективных систем контроля, формирование новых требований к автомобильной промышленности и топливно-энергетическому комплексу и т.д. Главной трудностью на пути решения этой проблемы является потребность в значительных инвестициях в различных отраслях экономики, которая не может быть удовлетворена в нынешней ситуации.

8. Обеспечение развития кадрового потенциала отрасли и создание на автотранспорте благоприятной социально-профессиональной среды. Решение этой задачи предполагает совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и переориентации в соответствии с экономической конъюнктурой, а также формирование новой системы трудовых отношений на автомобильном транспорте. Как видно из сказанного, перечисленные направления связаны, прежде всего, с решением остро стоящих задач переходного периода и нацелены, прежде всего, на стабилизацию ситуации в отрасли.

Экономические законы, будучи законами жизни общества, как и законы природы, объективны, т. е. не зависят от воли и сознания людей.
Они действуют в течение определенного исторического периода, уступая свое место новым законам. Каждому способу производства присуща своя система экономических законов. Среди них обычно выделяют три группы: общие, т. е. действующие при всех способах производства; особые - свойственные лишь некоторым способам производства; специфические - присущие одному способу производства.
Чем глубже разделение труда в обществе, тем более актуальна проблема взаимосвязи между производителями и согласования их деятельности. Способ такого согласования в условиях разделения
I руда называется экономической системой. Существуют три ос-новных типа экономических систем, соответственно различают традиционную, централизованную (командную) и рыночную жономику. В некоторых развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки существуют все типы экономических систем в определенных сочетаниях. Они получили общее название смешанной экономики.
Традиционная экономика доминировала в течение длительною периода истории человечества. Проблемы, стоящие перед жономической системой (что, как и для кого производить), ре-шились исходя из обычаев (традиций), т. е сегодня полагалось пос I упать так же, как раньше.
Многовековая традиция позволяла достичь высокого уров1П1 мастерства, но технический прогресс был запрещен, и по
этому производительность труда ремесленника оставалась не-изменной.
При централизованной (командной) экономике решения о том, что и как производить, кому распределять, принимаются государственными органами. Поскольку согласование деятельности различных производителей при централизованной экономике происходит посредством планирования, ее называют также плановой. При централизованной экономике работники подчинены тому или иному государственному чиновнику.
Он, в свою очередь, исполняет команды более высокого чиновника - и так далее вплоть до наиглавнейшего в государстве лица. Экономика, построенная в нашей стране после Октябрьской революции и существовавшая до последнего времени, представляла собой ярко выраженную командную модель.
Рыночная экономика зиждется на том, что производители свободны от власти «традиций» и не подчинены государственным органам. Каждый решает, что производить, как и в каком коли-честве, исходя при этом из одной цели - личного интереса, по-вышения собственного благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы производитель изготавливает продукт не для своего потребления и не по приказу начальника, а для обмена. Продукт, произведенный специально для обмена, называется товаром. Только обменяв его, производитель может получить то, в чем нуждается для удовлетворения своих потребностей.
Взаимосвязь людей при рыночной экономике очень велика. Обменять товар на товар непросто. Для этого необходимо согласие обоих товаровладельцев. Общепризнанным товаром для обмена на произведенные товары в натуральной форме являются деньги - особые бумаги и монеты, выпускаемые государственным банком каждой страны. Никакой самостоятельной ценности в хозяйстве деньги не имеют, а ценность им придает авторитет стоящего за ними государства. Обмен товара на деньги называется его продажей, обмен денег на товар - покупкой. Количество денег, которое можно выручить при продаже товара, называется его ценой.
Экономическая система, которая состоит из свободных това-ропроизводителей, связанных между собой отношениями купли-продажи, и является рыночной. При рыночной экономике для производства выбирается самый выгодный продукт, за который можно выручить цену, в наибольшей степени превышающую за-
траты, поэтому и технология производства выбирается самая эф-фективная.
Производители при рыночной экономике, стремясь к выгоде, конкурируют друг с другом, т. е. изготавливают продукт, ценимый в обществе. В результате, словно невидимая рука подталкивает производителей к общественному благу.
Основные принципы рыночной экономики:
1. Свобода выбора видов и форм деятельности, мобильность рынка.
2. Равноправие субъектов с разными формами собственности.
3. Саморегулирование деятельности.
4. Принцип договорных отношений.
5. Свобода ценообразования.
6. Децентрализация управления и самостоятельность.
7. Экономическая ответственность.
8. Государственное регулирование.
9. Конкуренция и механизм социальной защиты.
Главный принцип рыночной экономики - свобода выбора
видов и форм деятельности - декларирует право любого хозяй-ствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности в любой допускаемой законом форме. Под видами экономической дея-тельности подразумеваются производство разнообразных видов продукции, товаров; оказание платных услуг; торгово-посредни-ческая, финансово-кредитная, научно-информационная, управ-ленческая деятельность.
Один из основополагающих принципов рыночной экономики - равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности - предусматривает, что права каждого субъекта в экономической деятельности, а также ограничения, налоги, льготы, санкции должны быть равноправными (адекватными) для всех субъектов. Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно централизованной (командной) экономике.
Свойственные рыночной экономике процессы саморегулиро-вания, дополняющие и заменяющие государственное управление, в полной мере проявляются и при создании предприятий. Пре-доставление лицам, группам, коллективам права образования новых предприятий, как изначально с нуля, так и на основе подразделений действующих предприятий, активизирует процесс демократизации управления экономикой, но не только. Это еще одно направление реализации принципа экономической свободы.
Рыночную экономику часто определяют как экономику развитых товарно-денежных отношений. С тем же основанием ее можно назвать и экономикой договорных отношений. Преимущество договора между взаимодействующими экономическими субъектами как инструмента управления хозяйственными взаимосвязями заключается в том, что он повышает экономическую самостоятельность предприятий, способствует переходу от при-нудительности к добровольности отношений, повышает надежность функционирования экономики.
Принцип договорных отношений универсален. Его действие распространяется и на взаимные поставки, и на закупки, и на обязательства.
При функционировании рыночной экономики активно действует принцип свободы ценообразования.
Цена ткем не назначается, а формируется в результате торга на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем.
Именно такие цены принято называть рыночными.
Одним из принципов рыночной экономики является также самофинансирование.

Глава 1. Основы экономики автомобильного транспорта. ……..11

1.1. Роль и значение автомобильной отрасли в системе

Рыночной экономики................. 14

Классификация. Кругооборот оборотных средств. . …………………………89

5.2. Нормирование оборотных средств........................................................91

5.3. Показатели оборачиваемости.................................................................93

5.4. Пути повышения эффективности использования

Оборотных средств...............................................................................................94

Глава 6. Маркетинговая деятельность предприятий

автомобильного транспорта.............................................................................98

6.1. Маркетинг, его основы. Понятия и концепции

Маркетинга.............................................................................................................98

6.2. Принцип и цели маркетинга: ориентация

Производства на рынок, конкурентоспособность, высокая рентабельность..................................................................................................................98

6.3. Функции маркетинга и этапы его организации. . . ………………….99

6.4. Сбор информации и комплексное исследование

Рынка услуг..........................................................................................................101

284 Оглавление

6.5- Прогнозы развития рынка. Отбор целевых рынков

И сегментация....................................................................................................... 102

6.6. Изучение запросов и поведения потребителей

Услуг...................................................................................................................... 104

6.7. Планирование производства и ассортимента услуг , формирование ценовой политики и установление тарифов на услуги....................... 106

6.8. Организация сбыта услуг через коммерческие

Структуры предприятия. Стимулирование сбыта............................................ 108

Разных видов............................................................................... 110

Раздел 2. Планирование хозяйственной деятельности предприятия............................................................................................................................... 115

Глава?. Основы внутрифирменного планирования................................ 115

7.1. Составные элементы, этапы и виды

Внутрифирменного планирования. .................................................................... 115

7.1.1. Методика разработки плана грузовых перевозок ………….. 117

7.1.2. Особенности планирования пассажирских

Перевозок............................................................................................................ 118

7.2. Долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное

Планирование...................................................................................................... 118

7.2.1. Информационная база планирования................................................... 123

7.3. Бизнес-план, его структура: характеристика услуг ,

Оценка сбыта....................................................................................................... 124

Глава 8. Технико-экономическое планирование

на автомобильном транспорте...................................................................... 131

8.1. Планирование производственной программы

По техническому обслуживанию и ремонту подвижного

Состава, ее связь с производственной программой

По перевозкам.................................................................................................... 131

8.2. Технико-экономические нормы расхода

Автомобильного топлива и смазочных материалов. Методика расчета............................................................................................................... 133

8.3. Методика расчета потребностей в запасных частях …………….. 139

8.4. Методика расчета затрат и потребностей

В автошинах..................................................................................................... 142

8.4.1. Расчет норм эксплуатационного пробега шин

Автотранспортных средств............................................................................... 142


8.5.

8.9. Глав9. 9.1.

9.4.

Организационно-технические мероприятия по

Экономии топлива, смазочных материалов и других

Ресурсов................................................................................................. 146

8.5.1. Первичные ресурсы................................................................ 146

8.5.2. Второчные ресурсы.................................................................. 148

Методика разработки плана перевозок и провозных

Возможностей (мощности) предприятия.............................................. 149

Показатели производственной программы

По эксплуатации подвижного состава.................................................... 151

Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава.................................................................................................................. 153

8.8.1. Пути повышения эффективности использования

Грузового автотранспорта...................................................................... 155

Провозные возможности и реальный спрос на рынке транспортных услуг.................................................................................................................. 158

Организация и планирование труда и заработной платы на предприятиях автомобильного транспорта. ………………………. 163

Состав и структура работников основной деятельности
автотранспортных предприятий. Планирование

Численности работников............................................................................ 163

Нормирование и организация труда на автомобильном транспорте. Основные направления организации труда.............................................................................................................. 165

9.2.1. Нормирование труда водителей..................................................169

Принципы и механизмы организации заработной платы……………….174

9.3.1. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда………………………………………………………………………175


9.3.2. Основные элементы тарифной системы............................................182

9.4 Формы и системы оплаты труда на автомобильном транспорте.........................................................................................................................182

9.4.1 Основные элементы и принципы организации

Премирования................................................................................................184
Раздел 3. Показатели деятельности предприятия автомобильного транспорта в условиях рыночной экономики ………………………………………………188

Глава 10. Издержки производства и себестоимость продукции (услуг) ........................................................................................................................188

10.1. Понятие издержек.....................................................................................188

10.2. Классификация затрат себестоимости...................................................189

10.2.1. Отраслевые особенности структуры себестоимости............191

286 Оглавление

10.3. Факторы и пути снижения себестоимости на автомобильном транспорте....................................................................................................................................193

Глава 11. Ценообразование в рыночной экономике. . …………………….193

11.1. Экономическое содержание, функции цен. ………………………….195

11.1.1. Виды цен, их структура........................................................................195

11.2. Тарифы на автомобильном транспорте, их характеристика , методика расчета.......................................................................................................200

11.3. Надбавки и скидки................................................................................206

11.4. Ценовая эластичность..........................................................................207

Глава 12. Прибыль и рентабельность.............................................................209

12.1. Прибыль предприятия.........................................................................209

12.1.1. Сущность прибыли, ее источники и виды ……………………………210

12.2. Рентабельность....................................................................................212

12.2.1. Пути повышения рентабельности. …………………………………….214

Раздел 4. Экономическая эффективность деятельности

автотранспортного предприятия. Внешнеэкономическая

деятельность......................... ………………………………………………..215

Глава 13. Показатели повышения экономической эффективности автотранспортного предприятия. ............................................................ 215

13.1. Экономическая эффективность деятельности предприятия...... 215

13.1.1. Показатели повышения экономической эффективности. Общая (абсолютная) и сравни­тельная экономическая эффективность.. 219
13.1.2. Классификация основных мероприятий по повышению технического и организационного уровней деятельности предприятия. …………………………………………………...... 221

13.2. Инновационная и инвестиционная политика..................................... 223

13.2.1. Выбор источника финансирования инвестиций и порядок расчета необходимых капитальных вложений...................................... 227

13.2.2. Расчет экономической эффективности капитальных вложений в реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий. ………………………………………………. 229

Глава 14. Внешнеэкономическая деятельность предприятий. …… . 233

14.1. Виды внешнеторговых операций: экспорт, импорт, реэкспорт... 237

14.2. Внешнеторговый контракт, его содержание. Базисные условия поставки и внешнеторговые цены...... ....……………………………………….243

14.2.1. Валютно-финансовые и платежные условия внешнеторговых контрактов......................................................................................................... 244


Оглавление 287

Раздел 5. Основы учета и анализа внутрихозяйственной деятельности предприятия............................................................................................................. 247

Глава 15. Основы учета внутрихозяйственной деятельности предприятия 247

15.1. Статистический учет................................................................................. 247

15.2. Предмет и метод бухгалтерского учета.................................................. 252

15.2.1. Цель бухгалтерского учета. ....................................................... 253

15.2.2. Основы организации бухгалтерского учета. . ……………….. 254

15.2.3. Содержание информации , формируемой в бухгалтерском учете............................................................................................................ 255
15.2.4. Требования к информации , формируемой в бухгалтерском учете........................................................................................................... 255

15.3. Бухгалтерский баланс. ........................................................................... 256

15.4. Учет основных фондов, средств и материальных ценностей........... 259

15.4.1. Учет уставного (складочного) капитала (фонда) ………….. 259

15.4.2. Учет наличия и движения основных средств. Документальное оформление движения основных средств................................... 260

15.5. Учет труда и его оплаты , затрат и доходов......................................... 262

15.6. Учет денежных средств......................................................................... 263

Глава 16. Основы анализа внутрихозяйственной деятельности предприятия..................................................................................................................................... 265

16.1. Анализ хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия - основа для планирования......................................................................... 265

16.1.1. Метод и основные приемы анализа........................................ 265

16.1.3. Анализ выполнения плана технического обслуживания и ремонта подвижного состава. ……………………………………………. 268

16.1.4. Анализ расхода материалов и запасных частей. …………... 271

16.1.5. Анализ обеспеченности предприятия ремонтными рабочими. 273

16.1.6. Анализ использования оборудования и производственных площадей участка, мастерской …………………………………….274

16.2. Составление плана организационно-технических мероприятий по результатам анализа..................................................................................... 275

Алфавитный указатель.................... 277

Список литературы...................... 280
 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об