Стратегия четырех модернизаций. Наследник Мао

Подходит ли нам китайский опыт "четырех модернизаций"?

Фото из открытых источников

Осенью 2008 года говорили о том, что модель развития экономики через либеральный капитализм потерпела крах. В последние несколько лет уже говорят, что социалистический путь развития, по которому пошли страны Южной Европы, тоже показал свою несостоятельность и недееспособность. И получается, что лучше всех сейчас чувствуют себя авторитарные государства Азии. Что ж получается? Говорят, что "Вашингтонскому консенсусу" приходит конец, и что скоро будет навязываться всему миру "Китайский консенсус"?

С каждым новым включением теленовостей ожидаешь начала еще худшего сценария. Нас погружают в тупость сегодняшнего бытия, заставляя ожидать перемен к лучшему. Однако всё больше приходится убеждаться в том, что Кабмин Владимира Гройсмана и Верховная Рада вряд ли способны справиться с этим большим кризисом, вывести Украину из системного тупика, в который мы попали не только вследствие АТО на востоке страны, но даже в большей степени благодаря многолетним усилиям господствующих в стране финансово-политических групп.

Более того, политические и деловые риски подспудно продолжают нарастать. Социальные последствия этого кризиса также очевидны, вслед за падением как внутренних, так и внешних инвестиций будет экономия на зарплатах, а далее - на занятости, плюс нас ожидает очередной и более мощный виток девальвации (согласно лишь расчетам госбюджета-2018 к концу следующего года доллар США будет стоить 30,1 гривен). Какие опасности нас еще ждут впереди? И кто из политических лидеров всё-таки осмелится выбрать одно из двух. Либо разрушать монопольно-олигархические устои и заново строить конкурентную экономику страны, чтобы хоть накормить бедное население. Либо гасить пламя голодных бунтов.

Новости по теме

От себя замечу, познакомившись с олигархами еще в 90-е годы, знаю, что это жестокие и умные люди. Уже хорошо, если бы удалось расшатать старые политические и экономические правила игры и начать создавать новые институты. Затягивать этот процесс – смерти подобно. Имея в своем багаже два высших образования (военно-политическое и экономическое), убежден в том, что у нас идут два катастрофических процесса: первый, 3 года подряд продолжается АТО на востоке страны; второй, ширится раскол украинского общества (60% населения находятся за чертой бедности). И если произойдет третий Майдан, то вероятнее всего его назовут революцией бедных, т.к. у нас сегодня самый низкий в Европе уровень компенсации за труд.

Конечно, нужно изучать опыт европейских стран с качественными экономиками, но не пора ли нам также внимательно присмотреться к лучшим азиатским примерам. Например, в отличие от всех украинских правительств, в Китае подошли к проведению реформ комплексно и системно. Так, начало экономическим реформам было положено в 1978 году на III-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва. Тогда Дэн Сяопин впервые предложил программу "четырех модернизаций": реформы в промышленности, сельском хозяйстве, национальной обороне, науке и технике.

Национальная программа включала в себя не только заимствование капиталистических методов развития экономики по принципу: "неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей", но и последовательную демократизацию общества. Трудно не признать тот факт, что китайские реформы сегодня являются выдающимся явлением современности, не имеющим аналогов в мире. Это решительные, эффективные и результативные реформы. Но можем ли мы применить подобное в Украине? Ответ на этот вопрос пока не дал ни один украинский политик. Также и среди экспертов нет единой точки зрения по поводу того, подходит ли нам китайский опыт, и если да, то какие его элементы представляют наибольшую ценность, а какие должны быть решительно отброшены?

Новости по теме

Например, "архитектор реформ" Дэн Сяопин стал также и могильщиком неудачливого китайского Майдана на площади Тяньаньмэнь. Так же, как и сегодняшние украинские события 2004 и 2014 годов, Тяньаньмэнь-1989 стал важнейшей точкой бифуркации для Китая, имеющей стратегическое значение в перспективе целых десятилетий. Поэтому нередко от своих коллег до сих пор слышу, мол, если бы китайские студенты тогда победили, то, возможно, Китай бы ждало почти тоже, что и Советский Союз в конце прошлого столетия. Увы, в СССР своего Дэна не нашлось, и его судьба на весах истории оказалась печальной.

К сожалению, как отмечают ведущие зарубежные и отечественные эксперты, такого лидера пока не нашлось и в коррумпированной постсоветской Украине. Наша судьба с действующим олигархическим укладом тоже незавидна. Особенно на примере парламента мы видим, как государственная система ломает идеалистов майданов. И кто ответит, какая у нас политическая партия в условиях кризиса дала стратегические задачи развития украинских рынков? Как остановить падение реальных доходов населения и рост инфляции? А ведь всех уже жизнь научила считать и понимать, наблюдая в последнее время за ростом доллара США в валютных обменниках, сознаем - нам надо готовиться к тому, что импорт будет дорожать, гривна – обесцениваться, зарплаты – уменьшаться. Не удивлюсь, если скоро мы услышим и о масонском заговоре.

Да, инфляция у нас начала ускоряться. Ожидаю до конца 2017 года где-то до 3-3,5 процентных пунктов. Далее инфляционный шок. И это будет осенью-зимой не только плодоовощная и мясная инфляция, а и еще инфляция цен на услуги. Кабинет министров Владимира Гройсмана сам провоцирует неудержимый рост инфляции. Непонятно, зачем премьер-министру и министру финансов Данилюку городить весь этот огород? Ведь этот новый инфляционный шок при их руководстве может продолжиться существенно дольше. Вот почему всё больше склоняюсь к мысли, что только технократы у власти и международные инвесторы из Америки, Азии и Европы способны спасти экономику Украины.

Новости по теме

Не секрет, сегодня украинская бюрократия – очень неэффективная по своим профессиональным качествам. Да и в кадровой политике было допущено слишком много ошибок. Ведь у всяких экономических реформ есть три обязательных правила. Во-первых, они должны быть справедливыми. Во-вторых, решительными. И, в-третьих, быстрыми. В нашем случае ни одно из правил не было выполнено ни Кабмином, ни Верховной Радой. Это показатель системного кризиса. Также выстраивание "вертикали власти", перевод страны на ручное управление неизбежно приводят к сбоям в управлении такой слабой системы, как государство. Ну, и авторитарная система, особенно заботливо и интенсивно выстраиваемая АП в течение последних двух лет, к осени 2017 года вступила в фазу кризиса. Ведь она, по сути, не может решить ни одной серьезной проблемы, терпит неудачу за неудачей. Долго так продолжаться не может.

В этой связи очень короткое философское заключение. Напомню, осенью 2008 года говорили о том, что модель развития экономики через либеральный капитализм потерпела крах. В последние несколько лет уже говорят, что социалистический путь развития, по которому пошли страны Южной Европы, тоже показал свою несостоятельность и недееспособность. И получается, что лучше всех сейчас чувствуют себя авторитарные государства Азии. Что ж получается? Говорят, что "Вашингтонскому консенсусу" приходит конец, и что скоро будет навязываться всему миру "Китайский консенсус"?

Александр ГОНЧАРОВ,

Директор Института развития экономики Украины

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@ .

Разногласия в руководстве КПК по проблемам определения внутриполитического курса и внешнеполитической ориентации страны достигли большой остроты к концу 1965 г. Идею о классовой борьбе в социалистическом обществе Мао Цзэдун выдвинул еще в 1957 г., а после Х пленума ЦК КИК 8-го созыва (1962 г.) он начал пропагандировать и навязывать стране мысль об обострении классовой борьбы, выдвинул положение о продолжении революции при диктатуре пролетариата.

Культурная революция, задуманная и развязанная Мао Цзэдуном в 1966 г., была нацелена на то, чтобы устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой.

Историю культурной революции большинство китайских ученых делит на три этапа.

Первый этап продолжался с мая 1966 г. по апрель 1969 г. - это была наиболее активная и разрушительная фаза культурной революции, закончившаяся созывом IX съезда КПК. Повод: статья Яо Вэньюаня «О новой редакции исторической драмы Разжалование Хай Жуя».

В мае 1966 г. на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК было принято Сообщение ЦК КПК от 16 мая, в котором излагались основные идеи Мао Цзэдуна о культурной революции. Для подавления оппозиционных сил в партии Мао Цзэдун и его сторонники использовали политически незрелую молодежь, из которой формировались штурмовые отряды хунвэйбинов. Начались преследования интеллигенции, членов партии, комсомола.

В августе 1966 г. был созван XI пленум ЦК КПК 8-го созыва, на котором прошла масштабная реорганизация партийного руководства.

В результате заигрываний Мао Цзэдуна с хунвэйбинами, их бесчинства после пленума приобрели еще большие масштабы. Начался разгром органов власти, общественных организаций, парткомов. Хунвэйбины были поставлены, по существу, над партией и государственными органами.

Жизнь в стране была дезорганизована, экономике нанесен тяжелейший урон, подверглись репрессиям сотни тысяч членов КПК, усилились преследования интеллигенции.

В декабре 1966 г. наряду с отрядами хунвэйбинов появились отряды цзаофаней (бунтарей), в которые вовлекались молодые, обычно неквалифицированные рабочие, учащиеся, служащие. Они должны были перенести культурную революцию на предприятия и в учреждения, преодолеть сопротивление рабочих хунвэйбинам. Но рабочие по призыву комитетов КПК, а иногда и стихийно давали отпор бесчинствующим хунвэйбинам и цзаофаням, добивались улучшения материального положения, отправлялись в столицу для предъявления своих претензий, прекращали работу, объявляли забастовки, вступали в сражения с погромщиками.

Чтобы сломить сопротивление противников культурной революции, была развернута кампания по захвату власти. Захват власти осуществлялся с помощью армии, подавлявшей сопротивление и осуществлявшей контроль над коммуникациями, тюрьмами, складами, хранением и рассылкой секретных документов, банками, центральными архивами. Для поддержки бунтарей были выделены специальные части, так как и в армии имело место недовольство бесчинствами хунвэйбинов и цзаофаней. Но быстро осуществить план захвата власти не удалось. Забастовки рабочих ширились, повсеместно происходили кровопролитные столкновения с цзаофанями, а также схватки между различными организациями хунвэйбинов и цзаофаней.

С января 1967 г. началось создание новых антиконституционных органов местной власти - ревкомов. На первых порах преобладание в них получили лидеры хунвэйбинов и цзаофаней, что вызвало недовольство партийных работников и военных. В центре и на местах обострилась политическая борьба, в ряде районов происходили столкновения между военными частями и организациями хунвэйбинов и цзаофаней. В конце лета 1967 г. в стране фактически был установлен военный контроль.

IX съезд КПК (апрель 1969 г.), на который делегаты не избирались, а назначались, одобрил и узаконил все акции, предпринимавшиеся в стране в 1966 - 1969 гг.

Теоретической основой деятельности КПК были провозглашены идеи Мао Цзэдуна.

Второй этап культурной революции - от IX до Х съезда КПК - начался в мае 1969 г. и завершился в августе 1973 г.

Некоторые руководители, которым удалось сохранить свои позиции, требовали корректировки экстремистских установок в области экономики, учитывая насущные потребности развития страны. По их инициативе с начала 70-х гг. стали осторожно вводиться элементы планирования, распределения по труду, материального стимулирования. Были также приняты меры по улучшению управления народным хозяйством, организации производства. Произошли некоторые изменения и в политике в области культуры, хотя жесткий контроль над культурной жизнью по-прежнему сохранился.

Третий этап культурной революции продолжался с сентября 1973 г. до октября 1976 г.

Развенчание конфуцианства и восхваление легизма. В январе 1975 г. после 10-летнего перерыва была созвана 1-я сессия ВСНП 4-го созыва, принявшая новую Конституцию КНР. Конституция представляла собой результат компромисса: в нее были включены установки 1966-1969гг., она закрепляла право членов коммун на приусадебные участки, предусматривала необходимость постепенного повышения материального и культурного уровня жизни народа, оплаты по труду.

Сессия ВСНП сформировала высшие государственные органы власти КНР.

По инициативе Мао Цзэдуна на рубеже 1974-1975 гг. была развернута кампания под лозунгом борьбы за изучение теории диктатуры пролетариата. Важной задачей этой кампании являлась борьба против тех представителей руководства КПК, которые отстаивали необходимость повышения внимания к развитию экономики, применению более рациональных методов управления народным хозяйством.

В ходе новой политической кампании распределение по труду, право на приусадебные участки, товарно-денежные отношения объявлялись буржуазным правом, которое необходимо ограничивать, т. е. вводить уравниловку. Под прикрытием новой кампании на многих промышленных предприятиях и в коммунах ущемлялись экономические интересы трудящихся. Это вызывало массовое недовольство трудящихся, забастовки рабочих, волнения крестьян.

9 сентября 1976 г. в Пекине на 83-м году жизни скончался Мао Цзэдун. Смерть Мао Цзэдуна и последующие события, связанные с арестом и устранением по инициативе маршала Е Цзяньина от власти четверки - Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюаня и Ван Хунвэня, поставили точку на культурной революции. Начался новый этап развития страны.

«Банда четырёх» - наименование левой политической фракции КПК, в состав которой входили четыре руководителя Коммунистической партии Китая, пришедшие к власти во времена Культурной революции 1966-1976 годов, а впоследствии обвинённые в серии изменнических преступлений. Членами группировки являлись: Цзян Цин, последняя жена Мао Цзэдуна и лидер фракции, и её ближайшие сподвижники Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань и Ван Хунвэнь.

«Банда четырёх» успешно контролировала деятельность властных органов КПК на последних этапах Культурной революции, действуя от имени Мао Цзэдуна. «Банда четырёх» вместе с дискредитированным маршалом Линь Бяо были объявлены двумя опаснейшими контрреволюционными силами «культурной революции» и официально обвинялись во всех беспорядках, происходивших в годы революции. Тем самым современная КПК переложила на них ответственность за неудачи «культурной революции».

Политика "Четырех модернизаций" - осн. направления развития Китая после смерти Мао Цзэдуна. Необходимость модернизации с. х., пром-ти, нац. обороны, а также сферы науки и технологии была декларирована в речи самого Мао в 1963 г., но в период "культурной революции" примат идеологии над экономикой был неоспорим. После прихода к власти Дэн Сяопина политика "Ч.м." получила приоритет. Ее ключевыми направлениями стали подготовка ученых, инженеров и менеджеров, а также реформа с. х. путем внедрения "системы ответственности" (передача полномочий в ведении х-ва от коммун к индивидуальному производителю).

Конфликт с Вьетнамом:

В январе 1979 г. вьетнамцы свергли ориентировавшийся на Пекин режим красных кхмеров в Камбодже. К тому же январю 1979 г. отличавшиеся немалым национализмом вьетнамские коммунисты выгнали из Вьетнама многочисленную китайскую диаспору, издавна жившую в городах и на севере страны.

В ответ китайские коммунисты, также отличавшиеся немалым национализмом, вечером 16 февраля 1979 г. атаковали вьетнамскую границу. Вторжение происходило по нескольким направлениям.

В целом же боевые действия шли почти по всей линии вьетнамо-китайской границы. За первые три дня войны китайцам удалось захватить провинциальный центр Лаокай. Однако после этого темп наступления резко снизился. НОАК к концу февраля захватила ещё один провинциальный центр - Каобанг. 4 марта был захвачен Лангшон, откуда китайским войскам открывалась дорога на Ханой. 5 марта во Вьетнаме была объявлена всеобщая мобилизация. Но в тот же день Китай официально объявил о прекращении наступления и начале вывода войск. Несмотря на это, бои продолжались до завершения вывода китайских войск с территории Вьетнама, произошедшего, по китайским данным, 16 марта.

Результаты: Обе стороны объявили о своей победе в войне. Военный успех Китая был частичным. Намеченные провинциальные центры и приграничные территории были захвачены, но на это ушло гораздо больше времени, чем ожидалось. Всем промышленным и хозяйственным объектам Вьетнама на этих территориях был нанесён крупный ущерб. Но основную тяжесть боевых действий вынесло на себе вьетнамское ополчение. Собственные потери НОАК, вне зависимости от разницы в оценках, оказались довольно большими. Война продемонстрировала слабость и отсталость НОАК, всё ещё придерживавшейся концепции «народной войны» Мао Цзэдуна. Выявилась слабая подготовка командного состава, низкая мобильность частей, отсутствие современного вооружения и средств связи. Вскоре после войны началась глубокая модернизация НОАК. Вьетнамская армия также продемонстрировала свои недостатки, в частности, безынициативность и недостаточную подготовленность своего командования.

После окончания войны отношения между Китаем и Вьетнамом ещё около десятилетия оставались напряжёнными. На границе постоянно происходили вооружённые столкновения, временами выливавшиеся в настоящий пограничный конфликт (в 1984 году). Последнее вооружённое столкновение между странами произошло в марте 1988 года.

2. Программа 4-х модернизаций, ее цель и реализация

В 1978 г. сформулированна в общем виде цель превращения Китая в могучую и процветающую державу, которая стала подлинной общенациональной мобилизующей идеей, была конкретизирована в программе "Четырех модернизаций": 1) Модернизация сельского хозяйства, 2) Промышленности, 3) Науки и техники, 4) Обороны.

Взят курс на образование богатого демократического социалистического государства с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран Зап. Европы. По уровню производства к 2015 г. обойти Японию и к 2025 г. обойти США по общ. объему производства. К 2050 г. стать страной №1 в мире по всем основным экономическим показателям.

Поэтапность – основа реформ. Неотъемлемой чертой курса китайских экономических реформ является постепенность и осмотрительность, взвешенный подход к намечаемым преобразованиям

В общем можно выделить четыре этапа экономического развития Китая:

1. Переход от натурального, полунатурального хозяйства к плановой товарной экономике.

2. Переход от аграрного к индустриальному обществу.

3. Переход от закрытого общества к открытому.

4. Переход от общества "моральных принципов" к правовому.

Переход к товарному производству проходил, опираясь на историко-культурные и экономико-политические традиции. В конце 70-х годов XX в. реформы осуществлялись под лозунгом "плановая экономика - главное, рыночное регулирование - вспомогательное", когда основное внимание уделялось совершенствованию планового управления народным хозяйством с допущением договорных цен, развитием индивидуального сектора, появлением жестко контролируемых совместных предприятий, предоставлением госпредприятиям права сбывать сверхплановую продукцию, введением семейного подряда.

В период 1984-1990гг. официальной моделью преобразований было провозглашено создание системы социалистического товарного хозяйства. Центральное место занимала реформа ценообразования. Она предусматривала переход к свободному регулированию цен на потребительские товары. Реформа проходила в три этапа:

Первый - приближение государственных цен к уровню затрат,

Второй - постепенная передача права установления цен от центральных к местным органам управления,

Третий - постепенная либерализация цен производственного и потребительского назначения. В начале 1990-х годов рыночная ориентация реформы расширяется и в качестве целевой модели начинает фигурировать понятие "социалистической рыночной экономики". Важнейшей характеристикой "социалистической рыночной экономики", по мнению китайских специалистов, является ведущая роль общественной собственности при одновременном развитии многоукладности в экономике.

Реформирование государственных предприятий включает расширение прав предприятий при сохранении за государством права собственности на их имущество, а также акционирование предприятий, за исключением предприятий оборонных отраслей, добычи редких металлов и государственной монополии.

Переход от аграрного к индустриальному обществу характеризуется ликвидацией народных коммун в деревне и развитием свободного предпринимательства. В 1990-е годы количество деревенских предприятий выросло по сравнению с 1980-ми годами в 14 раз, превысив 21 млн., численность работающих возросла в 4 раза. Деревенские предприятия должны отчислять львиную долю доходов на поддержку сельскохозяйственного производства и социальные нужды (40% валовой прибыли). Доля налогов в валовой прибыли этих предприятий превышает 50%. На большинстве деревенских предприятий работают родственники, что создает систему отношений, характерную для доиндустриального общества.

В Китае существует четкое разделение экономики на городскую и деревенскую. Главным нововведением в деревенской экономике стало распространение подворного подряда (трудовых крестьянских хозяйств) с правом распоряжения, использования и наследования земельных наделов. Создание института частной собственности затруднено дефицитом пахотных площадей, перенаселенностью, низким уровнем социально-экономического развития деревни, вековыми устоями крестьянской жизни. По подсчетам, на душу населения в КНР приходится 0,09 га пахотной земли (в России - 0,9 га).

В целом сельскохозяйственное производство сохраняет натуральный и полунатуральный характер. Это определяется значительным уровнем самообеспечения, низким удельным весом товарной продукции (примерно 30%). Основной покупатель сельскохозяйственной продукции - государство, которое широко использует ценовую регламентацию. Расчеты с производителями часто осуществляются с помощью расписок, на которые практически нельзя ничего купить. Тем не менее производство сельскохозяйственной продукции растет: в 1990-е годы по сравнению с 1980-ми производство хлопка увеличилось на 15%; сборы чайного листа повысились на 22% (товарный выход - 96%) и т. д.

Начиная с 1979 г. Китай взял курс на переход от закрытого общества к открытому в расчете на приток иностранного капитала в страну для модернизации и развития промышленного производства, разрешение социальной миграции населения.

Огромную роль в реализации реформ в Китае играет политика правительства по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые интегрировались в национальную экономику, вызвали рост и диверсификацию промышленного производства, стимулировали развитие экспорта.

Система мобилизации и распределения инвестиционных ресурсов в период до начала осуществления политики реформ основывалась на полном изъятии в госбюджет прибыли предприятий и дальнейшем распределении средств между регионами, отраслями, предприятиями. Ассигнования в экономику носили безвозмездный характер при упоре на административные методы хозяйственного управления. В период осуществления реформы были диверсифицированы источники финансирования. Наряду с государственными средствами активно используются средства коллективных, индивидуальных, частных и совместных предприятий, накопления населения.

Географическая близость Гонконга, обладающего развитой финансовой сферой и огромными торговыми связями, явилась основным преимуществом для иностранных компаний, которые начали размещать в Китае трудоемкие сборочные производства, ориентированные на экспорт.

Для стимулирования инвестиционных процессов по решению китайского правительства в Приморских районах были созданы 4 особые экономические зоны: Шанхай, Чжухай, Шаньтод, Хайкоу, куда сразу направились потоки прямых иностранных инвестиций Гонконга, Тайваня и США.

В 1984 г. для иностранного инвестирования было открыто 14 прибрежных городов и портов. Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая и территории с большим количеством рабочей силы, квалифицированным техническим составом, развитой инфраструктурой и небольшими предприятиями. В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23% промышленного производства и 40% экспорта Китая.

В 1985 г. в Китае для иностранного инвестирования было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы и где располагалось трудоемкое производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло за собой перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные районы, модернизацию технологической и производственной базы местных предприятий.

В 1986 г. китайское правительство выпустило список из 22 положений, направленных на улучшение инвестиционного климата для привлечения прямых иностранных инвестиций. Были открыты специальные обменные пункты для инвесторов, которые имели возможность купить здесь твердую валюту, импортное сырье, репатриировать прибыль.

В 1990 г. была введена новая корпоративная политика, вступили в действие нормативные акты о защите авторских прав. Это активизировало инвестиционные потоки прямых иностранных инвестиций из Японии, США и Западной Европы.

С 1992 г. в Китае проводились мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и создание предпосылок для вступления в ВТО. Поэтому для иностранных инвесторов постепенно были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, строительство дорог, инфраструктура аэропортов, развитие портов, розничная торговля, страхование, бухгалтерские услуги и природоохранные технологии.

Совместные предприятия, занятые в приоритетных отраслях экономики, получили особые льготы, касающиеся перемещения технологий и экспорта. Для Китая характерно создание акционерных совместных предприятий с иностранным участием от 22 до 50%. Иностранные инвесторы обеспечивают предприятия оборудованием, технологиями и финансированием. Китайская сторона предоставляет инфраструктуру, трудовые ресурсы и местные связи.

Согласно законодательству технологии и ноу-хау, предоставляемые зарубежной стороной, должны быть передовыми и соответствовать нуждам страны. Китайские власти предписывают иностранным инвесторам приобретать сырье и производственные материалы, топливо и вспомогательное оборудование у местных поставщиков, а реализовывать произведенную продукцию за пределами Китая. Это помогает государству накапливать валютные резервы.

В последнее время в Китае возрастает число предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Раньше их можно было создавать только в особых экономических зонах, начиная с 1986 г. такие предприятия распространились практически по всему Китаю. Подобные фирмы, как правило, экспортно-ориентированные, применяют новейшие технологии и современное оборудование. По закону они пользуются защитой от национализации и экспроприации, но такие предприятия не должны наносить вред общественным и государственным интересам Китая.

В 1995 г. в Китае принят закон, позволяющий иностранным компаниям создавать холдинги. При организации холдинга существует три условия: компания должна быть финансово здоровой, иметь длительный стаж деятельности в Китае и владеть активами не менее 400 млн. долл.; обладать консолидированным акционерным капиталом в сумме не менее 10 млн. долл.; иметь одобрение на проведение не менее трех инвестиционных проектов в Китае.

Для привлечения прямых иностранных инвестиций в Китае применяются различные стимулы. Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегченные правила приема и увольнения иностранного персонала.

Если объем инвестиций в регионе ниже определенного уровня по стране, то региональные власти могут без специальных разрешений вводить собственные стимулирующие механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций. Это способствует развитию местных региональных рынков, растет интенсивность внутригосударственного хозяйственного оборота. Тем не менее формирование единого рынка в КНР сдерживается отсталостью транспортной инфраструктуры.

Социальная миграция населения также способствует открытости экономики. Более 50 млн. человек ежегодно перемещаются из региона в регион, из деревни в город. Однако государство ограничивает рост городского населения через концепцию "замены детьми", согласно которой предприятия и организации, отправляющие на пенсию работников, должны трудоустроить на фирме их детей. Это ведет к сохранению сословных отношений, снижает эффективность современных методов менеджмента. И хотя в начале 1980-х годов такой подход был отменен и провозглашена политика свободного конкурентного отбора, он все еще имеет место в трудовых отношениях.

Остро стоит проблема образования, хотя ассигнования в эту сферу в 2 раза выше, чем в сельское хозяйство. Умственным трудом занимается примерно 8,5% активного населения. В КНР есть понятие "новые неграмотные" (лица, утратившие знания иероглифики и разучившиеся читать и писать). Ежегодно более 4 млн. детей покидают начальную школу, 2 млн. - неполную среднюю и более 2 млн. - вообще не имеют возможности учиться, что, естественно, негативно отражается на ходе реформ. В последнее время в Китае практикуется обучение на английском языке.


В программе «четырех модернизаций» сельское хозяйство поставлено на первое место.
Но это отнюдь не означает, что пекинское руководство намерено сосредоточить на его подъеме все силы.
Первоначально было намечено «в основном осуществить механизацию сельского хозяйства» в 1980 г. 4, увеличить парк обычных тракторов на 70% и садово-огородных на 36% . Для Китая это был бы, конечно, серьезный шаг вперед, хотя и он не ликвидирует отсталость. Однако планы подверглись пересмотру. Хотя в коммюнике декабрьского пленума ЦК КПК о механизации сельского хозяйства прямо не говорилось, «Жэньминь жибао» в начале февраля 1979 г. объявила, что он «выдвинул новый курс и ряд политических установок» по этому вопросу: вместо сплошной механизации сельскохозяйственного производства ограничиться созданием так называемых «товарных баз», тогда как в преобладающем числе районов останутся «полумеханизация и ручной труд».
В китайской деревне наблюдаются явления, свидетельствующие о дальнейшем размывании коллективной собственности, ее дроблении. Проводится распределение производственных заданий по звеньям, которое на практике выливается в распределение между ними участков земли, инвентаря, тяглового скота и даже общественных фондов зерна. Звенья превращаются в основную хозрасчетную едишшу вместо бригад.

Эта мера, которая по замыслу ее авторов должна поднять трудовую активность на селе, рассматривается на местах как первый шаг, за которым последовало распределение земли и производственных заданий по дворам.
Летом 1978 г. на страницах китайской печати развернулась кампания за «облегчение бремени земледельцев», которая приоткрыла картину притеснений китайского крестьянства. У «народных коммун» и бригад безвозмездно изымаются денежные средства, людские и материальные ресурсы. Вопреки конституции КНР допускается самоуправство в вопросе о приусадебных участках.

Крестьян принуждают вносить обязательные вклады в сберегательные кассы, и они вынуждены продавать скот, продовольствие и общественное имущество бригад. Их произвольно подвергают штрафам деньгами и зерном за неявку на собрания, невыполнение заданий по госзакупкам, невыход на. работу по болезни, неприменение противозачаточных средств и т. п., причем удерживается даже продовольствие, выдаваемое для питания. Кадровые работники, в том числе секретари парткомов, оскорбляют человеческое достоинство крестьян, занимаются рукопрнклалством, калечат людей.
Бывали случаи, что их доводили до потери рассудка и даже до самоубийств. В конце 1978 г. «Жэньминь жибао» в передовой статье писала, что указание «об облегчении бремени крестьян» все еще не выполняется. Журнал «Хунци» в феврале 1979 г. подтверждал, что некоторые кадровые работники «подавляют демократию, игнорируют законы, используя данные им народом власть и положение, избивают и оскорбляют людей, вводят массы в заблуждение, наносят удары в отместку, подвергают незаконным арестам».

Дэн Сяопин – китайский политик, знаменит тем, что соединил совершенно полярные понятия – коммунизм и рыночную экономику. Биография мужчины полна взлетов и падений. Трижды терял должности, отправляясь в изгнание, но неизменно появлялся на политической арене. Тем самым оправдывал прозвище, полученное еще в студенчестве. Сяопином называется дорожная бутылка для водки, которую, как и русскую игрушку ваньку-встаньку, невозможно «положить на лопатки».

Детство и юность

Китайский реформатор родился в зажиточной семье мелкого помещика и до школы носил имя Дэн Сяньшэн. Родители были парой контрастной: отец – образованный, политически подкованный, а мама – неграмотная женщина из бедной семьи.

Когда мальчику исполнилось четыре года, мать умерла, оставив мужу четырех детей. Отец пытался наладить личную жизнь, женившись во второй раз. Мачеха приняла наследников супруга как родных, у Сяньшэна с ней сложились теплые отношения.

Мальчик учился в частной гимназии. В школе преподаватель настоял, чтобы ученик «переименовался»: Сяньшэн переводится как «обогнавший мудреца», поэтому будущий политик превратился в Дэна Сисяня.


1920 год Дэн встретил во Франции. В эту страну подросток уехал вместе с 80 студентами частной школы набираться знаний у заграничных преподавателей. Вдали от родительского дома пришлось не сладко. Мизерной стипендии катастрофически не хватало, поэтому юноша много работал – официантом, пожарным, разнорабочим на каучуковом заводе, даже добывал железную руду.

Домой Дэн вернулся только спустя шесть лет после отъезда. Во Франции молодого человека увлекли идеи марксизма, он влился в ряды Коммунистического союза молодежи Китая, а затем и в компартию. Очень скоро возглавил европейское отделение молодежного союза. В это время и получил партийную кличку Сяопин.


Зимой 1926 года Дэн в спешке покинул французскую землю и оказался в Москве. Интересный факт – жил в столице России под фамилией Дозоров (в части источниках Дроздов, но исследователи указывают на ошибку). Снова сел за парту, на сей раз университета трудящихся Востока им. . А спустя еще год, подкрепившись в СССР опытом смены капитализма на социализм, вернулся в Китай, где с головой ушел в политику.

Политика

Политическую карьеру Дэн Сяопин начинал в глубоком подполье, но на руководящих должностях. Был начальником политотдела Военно-политического училища, генеральным секретарем ЦК КПК, лидером отделения ЦК в Шанхае, агитировал военных Красной армии. Под его началом вспыхнуло антиправительственное восстание на юге Китая, впрочем, неудачное. После подавления бунта Сяопин бежал в Цзянси, ставшей советской республикой.


Нарастали разногласия между ЦК партии в Шанхае и теми, кто правил бал в селах районов, называвших уже себя советскими. Лидером «городской» группировки был Ван Минь, вторым же направлением руководил , чью сторону принимал Сяопин. В 1933 году Дэна лишили всех должностей.

Во время гражданской войны молодой человек участвовал в Великом походе – такое название получил побег потесненных коммунистов с завоеванных баз на юге Китая. Дэну вернули должность руководителя секретариата ЦК, и он оправдал доверие.


Новая власть завоевывала позиции, Сяопин играл в развернувшейся борьбе за власть не последнюю роль, мужчина в должности военного комиссара организовал несколько военных операций. В том числе и против японских агрессоров, пытающихся захватить страну в конце 30-х годов. В этих кампаниях Дэн завоевал славу умного полководца.

Когда, наконец, родилась Китайская Народная Республика, Дэн Сяопин отправился по приказу партии контролировать юго-запад страны в качестве первого секретаря комитета.

Реформы

В конце 50-х годов в результате политики «Большого скачка», провозглашенной Мао Цзэдуном, в стране погибло от голода около 30 млн населения. Разгребать последствия неудачных реформ пришлось Дэну Сяопину, который к 1956 году занимал должность генерального секретаря ЦК КПК.


Впрочем, с , правящим в то время Советским Союзом, одинаковое звание не роднило. В отличие от Леонида Ильича Сяопин стоял на 5-6 месте в иерархии китайского правительства. Перед началом реформ мужчина произнес свое знаменитое высказывание:

«Не важно, какого цвета кошка - белая или черная, лишь бы она хорошо ловила мышей. Не важно, социализм или капитализм, главное, чтобы люди жили хорошо».

Экономические преобразования дали плоды: голод прекратился, Дэн стал приобретать популярность у населения, за что и поплатился. В середине 60-х годов в Китае разразилась «культурная революция». Первым врагом объявили председателя КНР Лю Шаоци, а за ним в опалу попал и Дэн Сяопин. Лишенный всех званий и регалий, мужчина два года провел под следствием, а затем работал слесарем на тракторном заводе.


Вернуться в политику помог давний друг и соратник, премьер КНР Чжоу Эньлай, который уговорил Мао дать шанс Дэну. Сяопин снова взялся за реформирование, но после смерти Эньлая вновь попал в немилость верхушки власти. Правда, ненадолго. После смерти Мао Цзэдуна политик становится руководителем страны, хотя по факту у руля остался преемник бывшего лидера, премьер Хуа Гофэн.

К началу 80-х годов Дэн сместил Гофэна, разделил ключевые должности между единомышленниками и приступил к изменению хозяйства Китая. Так называемая реформа «четырех модернизаций» коснулась сельского хозяйства, науки, оборонной промышленности и промышленного производства.


Главное, что сделал новый лидер, так это разделил земли между крестьянами – по сути, случилась деколлективизация. Люди должны были сдавать государству продуктовую «норму», но за фиксированную цену. В результате аграрной реформы за десятилетие страна нарастила производство продовольствия в 1,5 раза.

Члены народных коммун получили также право заниматься бизнесом, нанимая рабочих. С тех пор мировой рынок наполнился дешевой китайской одеждой и другими товарами. Американский синолог Эван Солсбери описывал вклад Сяопина в развитие Китая так:

«Дэн отдал землю обратно крестьянам, разрушил систему коммун и наблюдал, как их мешки переполняются рисом. Он наполнил карманы людей деньгами - деньгами, которые они сами заработали».

Значимой задачей внутренней политики стало и развитие крупной промышленности, в начале реформ внимание было обращено в сторону новых технологий. Архитектору китайских реформ, как называют Дэна Сяопина, удалось привлечь в страну крупнейших иностранных инвесторов.

Документальный фильм о Дэне Сяопине «Эпоха перемен»

Сначала, правда, граждане США, Германии, ОАЭ, Японии боялись вкладываться в Китай. Но китайские бизнесмены, проживающие в Гонконге и Сингапуре, доказали – в самую многонаселенную страну инвестировать не только не страшно, но и нужно. За годы правления Дэна в Китай вложили $650 млрд.

Модернизация устоев страны ничего общего не имела с политикой , хотя, по сути, тоже была перестройкой. Идеи важных изменений поступали не сверху, а были взяты из реальных потребностей населения, диктовались с низов.


Политика реформ и открытости отразилась на взаимоотношениях с другими странами. Китай подружился с Америкой, КНР и Японией. Страну восходящего солнца считали самой перспективной в плане сотрудничества. Яркой победой во внешней политике стало соглашение с Великобританией о возврате Китаю Гонконга, который больше века жил под английским флагом.

Дэн Сяопин сохранил монополию власти коммунистов. И спустя десятилетие его реформ в стране образовалось гражданское либеральное движение. Летом 1989 года толпы народа вышли на площадь Пекина. Несколько недель шли протесты, в итоге Дэн приказал силой подавать бунт. Тогда погибли тысячи граждан. Чуть позже Сяопин отказался от всех постов, а спустя еще три года навсегда покинул политическую арену.

Личная жизнь

За длинную жизнь Дэн Сяопин успел трижды жениться. Впервые поставил штамп в паспорте в 23 года. Избранницей стала однокурсница московского вуза Чжан Сиюань. Девушка умерла вскоре после родов дочери, спустя два года после бракосочетания. Наследница тоже не выжила.


Вторая жена Цзинь Вэйин предпочла будущему политику, который прославится такими громкими достижениями, другого коммунистического деятеля.

Третья супруга прожила с Сяопином до конца жизни и родила пять детей: три дочери и два сына. Трагично сложилась судьба старшего наследника Дэна Пуфана. Юноша пострадал в огне «культурной революции» - его пытали, а потом сбросили с третьего этажа университета хунвейбины, в результате чего остался на всю жизнь прикованным к инвалидной коляске. А младшая дочь Дэн Жун написала книги о судьбе отца.


Описывая характер китайского политика, сам Мао говорил:

«Он – острая игла, упакованная в вату».

Прозвище «Сяопин» получил также из-за личных черт: Дэн был очень маленького роста – всего 152 см, но мужественный, с непреклонным нравом, перековать который было невозможно.

Будущий политик увлекался футболом, плаванием, играл в бильярд и особенно уважал бридж, страсть к которому привез из Франции. Там же юноша стал заядлым курильщиком, любовь к табаку пронес по всей жизни.

Смерть

Сяопин страдал от болезни Паркинсона, скончался в феврале 1997 года. Причина смерти - инфекция легких, осложненная хроническим недугом. Похороны проходили по правилам ЦК партии, которые не предусматривают прощания с телом.


Урну с прахом выставили в зале Всекитайского собрания народных представителей. В траурном митинге участвовали 10 тыс. человек, получивших официальное приглашение. Прах развеяли над океаном.

Цитаты

«Если вы откроете окно в мир слишком широко, туда обязательно залетят мухи»
«Надо больше делать, а меньше разговаривать»
«Наблюдайте хладнокровно; будьте готовы реагировать; стойте твердо; не показывайте свои возможности и ожидайте подходящего момента; никогда не пытайтесь забежать вперед; будьте способны довести дело до конца»
«Никаких дискуссий!» – это одно из моих изобретений»

Память

  • Книга «Мой отец - Дэн Сяопин».
  • Памятник Дэн Сяопину в городе Шэньчжэне в парке Ляньхуашань.
  • Еще один памятник партийному лидеру воздвигнут в четь его 100-летия в городе Гуанъань (Юго-западный Китай).
  • Восковая фигура Дэн Сяопин – экспонат музея мадам Тюссо.
  • В 2014 году в Китае вышел документальный фильм «Дэн Сяопин на перекрестках истории».
 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об