Компании с российским участием в рк. Россия и Казахстан: сферы сотрудничества

21 мая 2009 года состоялся рабочий визит Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина в Республику Казахстан.

В ходе визита глава правительства РФ обсудил ход реализации отдельных пунктов Плана совместных действий Казахстана и России на 2009-2010 годы, вопросы в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе атомной энергетики, совершенствования договорно-правовой базы по комплексу «Байконур», использования и охраны трансграничных водных объектов, а также ряд проблемных вопросов двустороннего сотрудничества.

Российско-казахские отношения на современном этапе охватывают целый ряд областей.

Политическое сотрудничество

Взаимоотношения с Российской Федерацией рассматриваются Казахстаном в качестве основного приоритета внешней политики.

За последние годы достигнут большой прогресс по таким важным направлениям сотрудничества, как делимитация государственной границы (самой протяженной сухопутной границы в мире - более 7,5 тысяч километров), углубление интеграции в двустороннем и многостороннем форматах, тесное взаимодействие по наиболее актуальным вопросам международной повестки дня.

Большое значение для развития союзнических отношений между двумя странами имеет поддержка Россией внешнеполитических инициатив Казахстана (СВМДА, Съезд лидеров мировых и традиционных религий). Россия выразила свою твердую поддержку заявке РК на председательство в ОБСЕ в 2010 году.

Казахстан также поддерживает основные внешнеполитические инициативы России (ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС).

Торгово-экономическое сотрудничество

Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана, двусторонний торговый оборот с которой составляет 18% от всего объема внешней торговли РК. 74 из 88 регионов России имеют торгово-экономические отношения с Казахстаном. За 2008 год товарооборот составил 19,9 млрд. долл. США, увеличившись на 22% по сравнению с 2008 годом.

Особое значение в развитии казахстанско-российского сотрудничества в сфере экономики занимают экономические связи между приграничными областями двух стран, где действуют более 3100 совместных предприятий, среди которых такие крупные: «Казросхром», «Коксохим», автомобильный комплекс на базе УралАЗ и Костанайского дизельного завода.

Во многом развитие казахстанско-российского приграничного сотрудничества обязано тому вниманию, которое уделяют ему главы двух государств. Свидетельством этого внимания являются регулярно проводимые форумы приграничных регионов Казахстана и России.

Особое место занимает прошедший V-ый Форум руководителей приграничных регионов который состоялся 22 сентября 2008 года. Как известно главами государств было принято решение о его преобразовании в Форум межрегионального сотрудничества.

Кроме того, между Казахстаном и Россией создана Межправительственная комиссия, в рамках которой решаются вопросы двустороннего сотрудничества.

Очередное 12 заседание МПК состоялось 26 ноября 2008 года в г.Москва (11 заседание было проведено 26 ноября 2007 года в Астане).

Казахстан и Россия являются общепризнанными «локомотивами» интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Данная роль во многом обусловлена уровнем их экономического развития, глубиной и успехом структурных преобразований в экономике.

Ключевую роль при этом играет политическая воля руководителей обоих государств и далее развивать эти процессы.

Казахстан и Россия, невзирая на объективные и субъективные проблемы, уверенно продолжают непростой путь по углублению региональной интеграции. Руководство обоих стран отдает себе отчет в том, что реальная интеграция - сложный и болезненный процесс, который требует времени, осмысления опыта, накопленных ошибок и их разумного преодоления. Успех в этом деле во многом зависит от развития отношений между теми государствами, которые составляют ядро интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а именно Казахстаном и Россией.

Именно осознание этого факта лежит в основе попыток Казахстана и России первыми выйти на новый уровень региональной интеграции, с учетом сложившихся политических и экономических реалий. Свидетельством тому является начало формирования Таможенного Союза ЕврАзЭС, решение о создании которого было принято 6 октября 2007 г. на саммите в Душанбе. В этот Союз пока только войдут Россия, Казахстан и Беларусь, как страны, обладающие в настоящее время необходимым для этого экономическим весом. Однако основным аргументом в пользу того, что данная структура окажется жизнеспособной и эффективной является то, что Таможенный Союз будет иметь наднациональный орган, что является принципиальным моментом. Ему будут переданы некоторые функции национальных правительств.

Процесс формирования таможенного союза потребует от государств принятия комплекса мер, начиная с формирования необходимой институциональной базы, согласования единого таможенного тарифа до унификации торговых режимов по отношению к третьим странам и созданию единой таможенной территории, чтобы союз начал реально функционировать.

Работа по согласованию и унификации единого таможенного тарифа в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси будет завершена до 1 апреля 2009 г.

Последовательное построение и функционирование таможенного союза послужит площадкой для эволюционирования Союза в более развитую форму экономической интеграции - единое экономическое пространство, где будет обеспечиваться принцип четырех свобод: товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Правовой статус Каспийского моря

Казахстан и Россия в двустороннем формате решили вопросы разделения шельфа Каспийского моря. Зафиксировано прохождение модифицированной срединной линии, разграничивающей дно Каспийского моря между двумя странами в целях недропользования, а также организации совместной деятельности по разработке структур «Курмангазы», «Центральная» и месторождения «Хвалынское». Кроме того, на Тегеранском саммите глав прикаспийских государств в октябре 2007 года его участники подписали Декларацию и достигли договоренностей, которые, по оценке главы Казахстана, «являются прорывом в переговорном процессе по определению статуса Каспийского моря».

Также в ходе Тегеранского саммита Президентом Казахстана было выдвинуто предложение о делимитации акватории Каспийского моря, которое, по мнению экспертов, может стать основой для достижения консенсуса, хорошей стартовой площадкой для приведения позиций всех пяти договаривающихся сторон к общему знаменателю.

На данном этапе переговорного процесса казахстанская сторона выступает за продолжение диалога в различных форматах для выработки взаимоприемлемых формулировок по концептуальным положениям правового статуса, определяющим основные направления взаимодействия государств на море, которые должны отвечать декларируемому стремлению сторон к тому, чтобы Каспий стал морем дружбы, добрососедства и сотрудничества.

Эти политические договоренности имеют большое значение для дальнейшего развития казахстанско-российского стратегического партнерства.

Взаимодействие в военной и военно-технической сфере

Стабильно развивается сотрудничество между Казахстаном и Россией в военно-технической сфере.

Основой сотрудничества двух стран в военной и военно-технической сфере являются Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о военном сотрудничестве от 28 марта 1994 года и Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве от 28 марта 1994 года.

Казахстанские военнослужащие обучаются в России на льготных условиях. Казахстанская сторона берет на себя содержание слушателей и курсантов, а российская сторона за счет собственных средств оплачивает их обучение.

Урегулированы взаимные финансовые вопросы и условия использования испытательных полигонов. В этой связи внесены соответствующие изменения в ряд межгосударственных и межправительственных двусторонних соглашений.

Ведется работа по подготовке к подписанию проекта Межправительственного соглашения о реализации программ совместных работ в сфере военно-технического сотрудничества в интересах вооруженных сил Республики Казахстан и Российской Федерации, а также по подготовке Межправительственной Программы поставок продукции военного назначения в интересах вооруженных сил Республики Казахстан и Российской Федерации на 2008-2012 годы.

Энергетика

В энергетической сфере Казахстан и Россия взаимодействуют в вопросах транспортировки казахстанского углеводородного сырья на мировые рынки с использованием магистральных трубопроводов России, совместно модернизируют нефтегазодобывающие производства.

Казахстан и Россия являются основными акционерами Каспийского трубопроводного консорциума. Уже сегодня Казахстан является третьим (после России и Норвегии) по величине экспортером нефти на рынок Европейского Союза из числа стран - не членов ОПЕК.

В связи с увеличением добычи и реализации казахстанского газа активизировалось взаимодействие по переработке газа в России и использованию российской транспортной инфраструктуры для его экспорта. Заметным достижением в этой сфере стала договоренность между казахстанской и российской стороной о переработке газа с Карачаганакского месторождения в России. В этой связи 3 октября 2006 года в Уральске было подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в создании хозяйственного общества на базе Оренбургского нефтеперерабатывающего завода.

Одним из важных элементов энергетического партнерства двух стран является транзит туркменского (а также узбекского) природного газа в Россию и далее на рынки Европы.

В декабре 2007 года подписано Соглашение между Правительствами Казахстана, России и Туркменистана о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода для транспортировки туркменского и казахстанского природного газа по территориям Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана.

В 2006 году было создано три совместных казахстанско-российских предприятия в области мирного использования атомной энергии, которые занимаются добычей урана на территории Казахстана, разработкой нового типа атомного реактора малой и средней мощности. Учитывая научно-производственный потенциал России и Казахстана в атомной энергетике, под контролем МАГАТЭ на территории России создан и открыт для участия других стран Международный центр по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение урана. Казахстан стал первым государством, присоединившимся к данной инициативе России.

Планируется создание и эксплуатация АЭС на территории Казахстана (г.Актау), что может стать одной из точек технологического прорыва в машиностроении.

Перспективные сферы взаимодействия

Казахстан и Россия последовательно развивают сотрудничество в сфере высоких технологий.

В первую очередь, это касается сотрудничества в космической сфере. Для этого есть все условия, главным из которых является совместное использование космодрома «Байконур». Как отметил во время своего визита в Казахстан в мае 2007 года В.Путин: «Чтобы не потерять Байконур, его, конечно, нужно использовать совместно. Это очевидно для любого специалиста».

Ведется планомерная работа по созданию современного ракетно-космического комплекса «Байтерек», включению казахстанских космонавтов-испытателей в составы космических экипажей Международной космической станции.

В мае 2008 года подписаны межправительственные соглашения о совместной работе по проекту Глобальной системы спутниковой навигации (ГЛОНАСС), и в области исследования космического пространства в мирных целях.

Как ожидается, это даст мощный толчок развитию в Казахстане новых наукоемких производств, позволит обеим странам полнее реализовать свой научно-технический и интеллектуальный потенциал.

Особое значение приобретает инновационное сотрудничество, включая нано - и биотехнологии, создание искусственного интеллекта, а также внедрение цифрового вещания.

В целях качественного изменения содержания казахстанско-российского сотрудничества под руководством Президентов РК и РФ создана рабочая группа по инновационному развитию. В ее формате за короткое время уже проведены заседания и определены главные направления деятельности, основные сферы приложения инновационного сотрудничества. Также рассматривается вопрос создания совместного казахстанско-российского венчурного фонда между акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», компанией «Роснанотех» и Российской венчурной компанией.

У Казахстана и у России существует достаточная научная база, позволяющая развивать наукоёмкие производства на основе отечественных разработок по ряду направлений. Особого внимания заслуживают совместные высокотехнологичные проекты в химической отрасли, в том числе производство минеральных удобрений, а также проекты по сельскому хозяйству.

Культурно-гуманитарное сотрудничество

Получают дальнейшее развитие традиционные культурно-гуманитарные связи. В октябре 2007 года подписана Межправительственная программа по сотрудничеству в гуманитарной сфере на 2007-2010 годы, направленная на реализацию конкретных мероприятий в сфере образования, гуманитарных наук, культуры, СМИ, туризма и спорта, здравоохранения, деятельности молодежных организаций и т.д.

Созданы условия по обеспечению равенства прав граждан двух государств, развития культуры народов, получения образования, а также сохранения и развития национальной самобытности, реализации ими духовно-религиозных потребностей и обучения на родном языке.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

Создание Таможенного Союза стало очередным толчком в развитии торговых отношений между Республикой Казахстан (далее «РК») и Российской Федерацией (далее «РФ»).

Статистика по официальным данным уполномоченных государственных органов РК.

Вашему вниманию некоторые выдержки их данных по статистике, размещенной на официальном сайте Агентства по статистике РК (www.stat.kz):

За 9 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года объем внешней торговли со странами Таможенного союза вырос на 46,2% с 12 182,6 млн. долл. США до 17 806,4 млн. долл. США, и составил 19,4% от общего товарооборота РК.

Экспортные поставки в страны Таможенного союза выросли с 3 731,4 млн. долл. США до 5 720,2 млн. долл. США, т.е. на 53,3%.

Основной продукцией вывозимой из РК в страны Таможенного союза являются:

  • руды, шлак и зола – 31,4% (1 797,8 млн. долл. США);
  • топливо минеральное, нефть – 28,5% (1 630,9 млн. долл. США);
  • черные металлы - 11,5% (660,5 млн. долл. США);
  • продукты неорганической химии - 6% (342,8 млн. долл. США);
  • медь и изделия из нее – 5,4% (309,9 млн. долл. США);
  • алюминий и изделия из него - 3,8% (215,4 млн. долл. США);
  • реакторы ядерные, котлы, оборудование - 2,7% (155,8 млн. долл. США).

Импорт РК из стран Таможенного союза за январь-сентябрь 2011 года составил 12 086,1 млн. долл. США, что на 43% больше чем за аналогичный период предыдущего года.

Основной продукцией, ввозимой в РК из стран ТС, являются:

  • топливо минеральное, нефть – 29,1% (3 518 млн. долл. США);
  • реакторы ядерные, котлы, оборудование - 8,5% (1 026,3 млн. долл. США);
  • черные металлы – 7,7 % (928 млн. долл. США);
  • электрические машины и оборудование – 6,4% (777,7 млн. долл. США);
  • изделия из черных металлов - 4,9% (588,8 млн. долл. США);
  • средства наземного транспорта - 3,5% (421 млн. долл. США);
  • пластмассы и изделия из них - 3,1% (373,8 млн. долл. США);
  • железнодорожные или трамвайные локомотивы - 3% (366,7 млн. долл. США).

За рассматриваемый период объемы внешнеторгового оборота РК с РФ выросли с 11 713,4 млн. долл. США до 17 349,6 млн. долл. США, т.е. на 48,1%.

Экспорт в Российскую Федерацию вырос с 3 607,4 млн. долл. США до 5 648,2 млн. долл. США, т.е. на 56,6%.

К основным вывозимым в РФ товарам относятся:

  • руды, шлак и зола – 31,8% (1 797,8 млн. долл. США);
  • топливо минеральное, нефть – 28,5% (1 607,8 млн. долл. США);
  • черные металлы – 11,4% (641,3 млн. долл. США);
  • продукты неорганической химии - 6% (340,4 млн. долл. США);
  • медь и изделия из нее - 5,5% (309,7 млн. долл. США);
  • изделия из алюминия - 3,5% (199,2млн. долл. США);
  • реакторы ядерные, котлы, оборудование - 2,7% (154 млн. долл. США).

Согласно данным таможенной статистики в период с января по сентябрь 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года в импорте республики с РФ наблюдается увеличение объемов с 8 106 млн. долл. США до 11 701,3 млн. долл. США, т.е. на 44,4%.

К основным ввозимым товарам из РФ относятся:

  • топливо минеральное, нефть – 30,1% (3 518 млн. долл. США);
  • реакторы ядерные, котлы, оборудование - 8,5% (991 млн. долл. США);
  • черные металлы – 7,9% (927,9 млн. долл. США);
  • изделия из черных металлов - 4,9% (577 млн. долл. США);
  • электрические машины и оборудование, их части – 6,5% (764,8 млн. долл. США);
  • железнодорожные или трамвайные локомотивы – 3,1% (365,8 млн. долл. США);
  • средства наземного транспорта - 3,1% (364,3 млн. долл. США);
  • пластмассы и изделия из них - 3% (354,1 млн. долл. США).

Что означает для РФ рынок стран Таможенного союза? В частности, для РФ это: плюс 16 000 000 человек в виде потребителей в РК; доступ к дополнительным ресурсам (не только природным, но и человеческим в виде профессиональных кадров); открытие новых транспортных коридоров на пути в Азию; возможности совместной деятельности с применением налоговых преимуществ РК и тд.

Выделим основные преимущества для российских компаний при работе на территории РК, и, по возможности, остановимся более подробно на каждом из них.

1. В законодательстве РК и РФ много общего, по сравнению с законодательством других стран СНГ. При этом в РК условия для открытия юридических лиц намного либеральнее и проще.

На территории РК бизнес можно осуществлять как в форме юридических лиц, так и в форме подразделений юридических лиц (филиалов, представительств иностранных компаний). Раз уж в данной статье речь пойдет непосредственно о бизнесе, предполагающем извлечение прибыли, мы не будем останавливаться на не коммерческих юридических лицах.

Основные формы коммерческих юридических лиц, т.е. наиболее часто применяемые, это – Товарищество (аналог «Общества» в РФ) и Акционерное Общество. Товарищество обычно создается в виде Товарищества с Ограниченной Ответственностью (далее «ТОО»). Акционерное Общество (далее «АО») может быть публичным и непубличным.

Преимущества ТОО:

  • Простота регистрации (открытия компании);
  • Есть возможность выбрать наиболее удобный режим налогообложения, например применить упрощенный режим (от 3% с оборота, либо по фиксированным ставкам);
  • Ответственность учредителей ТОО ограничена размером принадлежащей участнику доли;
  • Нет ограничений по найму персонала при работе в общеустановленном порядке;
  • Небольшой размер уставного капитала, требуемый для регистрации компании (менее одного доллара США);
  • Есть возможность работать без постановки на учет по НДС (при условии соблюдения ограничения по годовому доходу)

Преимущества АО:

  • Возможность участия в больших международных проектах;
  • Доступ к иностранным рынкам капитала;
  • Широкие возможности при выстраивании структуры управления;
  • Возможность выйти на биржу (для публичных АО), т.е. возможность привлечения дополнительного капитала посредством размещения акций;
  • Прозрачность деятельности и отчетности;
  • Привлекательность для банков (некоторые банки в РК финансируют при условии, что юридическое лицо действует в форме АО).

Недостатки ТОО:

  • Сложность при ликвидации (в ближайшее время законодатель планирует облегчить этот процесс);
  • При превышении определенных уровней дохода появляется обязанность перейти на общеустановленный режим налогообложения;
  • Сложно привлечь учредителя к ответственности в случае доведения ТОО до банкротства;
  • Ограничения по найму персонала при работе по упрощенному режиму налогообложения;
  • Сложно использовать институт номинального директорства

Недостатки АО:

  • Отчетная документация отнимает много времени и средств;
  • Минимально допустимая корпоративная структура сложнее, чем в ТОО;
  • Нет возможности работать по системе упрощенного налогообложения;
  • Операционное обслуживание обходится дороже;
  • Большой размер уставного капитала при создании (не менее 50 000 МРП, что в эквиваленте составляет ориентировочно сумму в размере 540 000 долларов США).

Различия между малым, средним и крупным бизнесом в РК:

  • Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 60 000 МРП (на текущую дату эта сумма составляет эквивалент примерно 650 тысячам долларов США), установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (1612 тенге = 1 МРП).
  • Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства.
  • Субъектами крупного предпринимательства являются юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более 250 человек или общая стоимость активов за год свыше 325 000 МРП (на текущую дату эта сумма составляет эквивалент примерно 3 516 000 долларов США), установленного законом о республиканском бюджете (1612 тенге = 1 МРП).

Филиалы и Представительства.

Большой разницы между этими двумя формами представительств на территории РК нет. Основное отличие в том, что Представительство не может вести какой-либо коммерческой деятельности на территории РК. Тогда как Филиал такое право имеет.
У представительства и филиала налоговая отчетность ведется одинаково, аналогично ТОО.

Регистрация юридических лиц.

Для ТОО процесс регистрации занимает меньше средств и времени, чем это необходимо для АО.

Срок регистрации ТОО занимает от 1 до 12 рабочих дней. Срок зависит от вида бизнеса (малый, средний, крупный), а так же от применения или не применения Типового устава, формы которых установлены соответствующим Постановлением Правительства РК.

Срок регистрации АО – до 12 рабочих дней. Так же возможно применение типового устава.

Важно обратить внимание на некоторые особенности при регистрации ТОО, учредителями которых являются нерезиденты РК:

  • если учредителем является физическое лицо, то потребуется его обязательное личное присутствие при подаче документов на регистрацию (имеются исключения); так же необходимо правильно оформить его въезд и пребывание в РК;
  • заранее согласовать с Вашим консультантом (юристом) в РК пакет учредительных документов, который необходимо предоставить учредителю юридическому лицу нерезиденту;
  • невозможно поставить директором создаваемого юридического лица нерезидента без получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы (для Таможенного Союза есть исключения).

Документы, необходимые для регистрации ТОО и АО практически идентичны:

  • заявление по установленной форме;
  • устав, за исключением субъектов малого, среднего, крупного предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на основании Типового устава;
  • документ, подтверждающий место нахождения;
  • квитанция или документ, подтверждающий уплату в бюджет сбора за государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств;
  • копии документов, удостоверяющих личность руководителя и учредителей юридического лица, их свидетельств налогоплательщика;
  • протокол учредительного собрания (для «АО»).

Регистрация юридических лиц с иностранным участием производится в порядке, установленном для регистрации юридических лиц РК. Кроме документов, предусмотренных этим порядком, если иное не установлено международными договорами, ратифицированными РК, дополнительно должны быть представлены:

  • легализованная выписка из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что учредитель - иностранное юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства, с нотариально засвидетельствованным переводом на государственном и русском языках;
  • копия паспорта или другой документ, удостоверяющий личность учредителя - иностранного физического лица, с нотариально засвидетельствованным переводом на государственном и русском языках.

Документами, подтверждающими место нахождения юридического лица, могут быть: договор аренды, купли-продажи, документ, подтверждающий право на недвижимое имущество с проставленным штампом о произведенной регистрации прав на недвижимое имущество либо нотариально засвидетельствованные копии этих документов и иной документ, предусмотренный гражданским законодательством. В случае если владельцем помещения является физическое лицо, то предоставляется нотариально засвидетельствованное согласие физического лица о предоставлении помещения в качестве места нахождения юридического лица.

2. Более привлекательное налогообложение.

Налоговое законодательство РК считается одним из самых либеральных в мире. Так, по налогообложению, РК занимает 13-е место мирового рейтинга (по информации начальника управления косвенных налогов Налогового комитета РК Мурата Булгынова). К примеру, ставка налога на добавленную стоимость РК составляет 12%.

О налогообложении в РК.

Налогообложение юридических лиц осуществляется как в общем порядке, так и с применением специального налогового режима:

  • для субъектов малого бизнеса (на основе патента или упрощенной декларации),
  • для крестьянских или фермерских хозяйств,
  • для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции и пр.

Специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога, корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы на основе патента или упрощенной декларации, является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории РК и за ее пределами.

Субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:

  • общеустановленный порядок;
  • специальный налоговый режим на основе патента;
  • специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Специальный налоговый режим не вправе применять (имеется исключение для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по сдаче в аренду имущества):

  • юридические лица, имеющие филиалы, представительства;
  • филиалы, представительства юридических лиц;
  • налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах;
  • юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов;
  • юридические лица, у которых учредитель одновременно является учредителем другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим.

К малому бизнесу не могут относиться следующие виды деятельности:

  • производство подакцизных товаров;
  • хранение и (или) оптовая реализация подакцизных товаров;
  • реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и мазута;
  • организация и проведение лотерей (кроме государственных (национальных));
  • недропользование;
  • деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии;
  • сбор и прием стеклопосуды;
  • сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;
  • консультационные услуги;
  • деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;
  • финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;
  • банковская деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке;
  • профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
  • деятельность в области права, юстиции и правосудия;
  • деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  • деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
  • в сфере игорного и шоу-бизнеса;
  • деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
  • деятельность кредитных бюро;
  • охранная деятельность.

Другими словами, перечисленная выше деятельность не может претендовать на применение упрощенного режима налогообложения.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют субъекты малого бизнеса, соответствующие следующим условиям (для юридических лиц):

  • предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет 50 человек;
  • предельный доход за налоговый период составляет 25 000 000 тенге, что по текущему курсу составляет ориентировочно 167 700 долларов США (курс – 149 тенге за один доллар США).

Основные действующие в РК ставки налогов:

  • Корпоративный подоходный налог – 20%;
  • Индивидуальный подоходный налог: на физических лиц граждан РК – 10%, для нерезидентов – 20% (возможно снижение до 10% при определенных условиях);
  • Налог на дивиденды – 5% для резидентов РК, 15% для нерезидентов (может быть снижен до 5% при определенных условиях);
  • Налог на чистый доход – 10-15% (применяется не ко всем налогоплательщикам);
  • Налог по упрощенным режимам налогообложения: 2% по патенту, 3% по упрощенной декларации, фиксированные ставки;
  • Социальный налог – от 4,5 до 11%;
  • Налог на игорный бизнес – от 30 до 830 месячных расчетных показателей (ориентировочно от 330 до 8980 долларов США) за единицу оборудования в месяц;

3. Отсутствие бюрократии в некоторых вопросах.

По этому вопросу, я предложил дать свои комментарии одному из бизнесменов из РФ, работающему в РК последние несколько лет.
Г-н Тихонов А.Н. сообщил: «Бумажной волокиты намного меньше в Казахстане. Взять хотя бы список документов, которые требуют в РФ и в РК для совершения таможенных процедур. В Казахстане этот список в несколько раз меньше. Это облегчает процесс и уменьшает сроки. Ну и само собой – вести бизнес в Казахстане выгодно, когда есть потенциальный потребитель в Казахстане».

Для примера. Вашему вниманию перечень документов и сведений, представляемых перевозчиком при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза при международной перевозке автомобильным транспортом:
Документы:

  • документы на транспортное средство международной перевозки;
  • документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;
  • имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;

Сведения:

  • о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;
  • наименование и адрес перевозчика товаров;
  • наименование страны отправления и страны назначения товаров;
  • наименование и адрес отправителя и получателя товаров;
  • о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
  • о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
  • наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;
  • вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
  • о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен;
  • о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной;

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом. К таким документам относятся:

  • документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
  • документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки, и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
  • транспортные (перевозочные) документы;
  • документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в случае, предусмотренном валютным законодательством РК;
  • документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, в случаях, предусмотренных международными договорами РК, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами РК, изданными в соответствии с международными договорами РК;
  • документы, подтверждающие уплату таможенных платежей и налогов;
  • документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, в случае, если товары выпускаются с условием предоставления такого обеспечения;
  • документы, подтверждающие полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей и налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными Кодексом, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РК.

4. Большое количество мировых игроков на территории РК присутствуют в нефтегазовом секторе.

Это создает потребности в таких секторах, как металлургия, машиностроение, информационные технологии, сервисное обслуживание и сопровождение.

В РК можно найти еще больше преимуществ для того или иного вида бизнеса. Однако, не стоит забывать и о контроле со стороны государства. Это выражается как в строгих мерах наказания за те или иные деяния, так и в контроле за определенными видами и типами сделок, заключаемых на территории РК.

Для наглядности озвученного контроля приведу небольшой пример. Вашему вниманию требования из Закона РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», обязывающие государственные органы, нотариусов, адвокатов, банки второго уровня и др лиц представлять в Национальный Банк РК (и не только) информацию об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу. К операциям, подлежащим финансовому мониторингу, относятся:

  • получение денег по чеку или векселю как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней;
  • снятие с банковского счета или зачисление на банковский счет клиента денег, как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней;
  • зачисление или перевод на банковский счет клиента денег, осуществляемые физическим или юридическим лицом, имеющим соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в оффшорной зоне, а равно владеющим счетом в банке, зарегистрированном в оффшорной зоне, либо перевод денег клиентом в пользу указанной категории лиц, как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней;
  • переводы денег за границу на счета (во вклады), открытые на анонимного владельца, поступление денег из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца, совершенные как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней;
  • открытие сберегательного счета (вклада) в пользу третьего лица и (или) внесение денег на такой счет как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней;
  • платежи и переводы денег, осуществляемые клиентом в пользу другого лица на безвозмездной основе;
  • операции, совершаемые юридическими лицами, с момента государственной регистрации которых прошло менее трех месяцев;
  • сделки по оказанию услуг, в том числе подряда, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, комиссии, доверительного управления имуществом;
  • сделки с недвижимым и иным имуществом, подлежащие обязательной государственной регистрации;
  • сделки с ценными бумагами и др..

Необходимо сделать оговорку. Выше указанные действия попадают под финансовый мониторинг при совпадении определенных условий. Для каждого случая есть минимальные суммы, сроки, субъекты и т.п..

Для того, чтобы с точки зрения законодательства РК правильно вести здесь бизнес, необходимо обращаться к соответствующим специалистам, будь то юристы или консультанты. Знание локальной специфики позволит использовать все выше указанные преимущества в полной мере, а так же найти новые решения для более сложных вопросов.

Если к вышеуказанному прибавить наличие высокого платежеспособного спроса, отсутствие таможенных барьеров со странами Евразийского экономического союза и относительно мягкий и прозрачный налоговый режим, то можно сделать однозначный вывод о возможности отнесения Казахстана к числу наиболее привлекательных стран в СНГ для начала нового либо расширения имеющегося бизнеса.

Очевидно, что лицо, заинтересованное в осуществлении предпринимательской деятельности в Казахстане, в первую очередь, может задастся следующими вопросами: «какие правовые инструменты и конструкции закреплены в законодательстве страны и какие шаги необходимо предпринять в первую очередь? » Правильное начало организации бизнеса требует владения соответствующей информацией, без анализа и осмысления которой трудно начать реализацию поставленной перед собой цели.

Первым шагом к началу предпринимательской деятельности в Республике Казахстан является получение статуса «индивидуального предпринимателя» либо учреждение юридического лица. Согласно законодательству Республики Казахстан, юридические лица, основной деятельностью которых является извлечение прибыли, могут быть учреждены в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества (полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью) , акционерного общества либо производственного кооператива.

Статистические данные указывают на то, что в большинстве случаев для целей ведения частного бизнеса в Казахстане создаются товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.

В данной статье мы рассмотрим процедуру создания одной из наиболее распространенных организационно-правовых форм юридического лица - Товарищества с ограниченной ответственностью (далее - «ТОО»).

ТОО - это учрежденное одним или несколькими лицами товарищество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров, участники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Правовое положение ТОО, права и обязанности его участников, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации товарищества регулируется нормами Гражданским кодексом РК и Законом РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (от 22 апреля 1998 года № 220-I).

ТОО может быть учреждено как одним, так и несколькими физическими и/или юридическими лицами. При этом ТОО не может иметь в качестве единственного участника (учредителя) другое хозяйственное товарищество, состоящее из одного лица.

При учреждении ТОО одним лицом, данное лицо (учредитель) принимает (подписывает) единоличное решение о его учреждении. В случае учреждения ТОО двумя и более лицами, между ними (учредителями) в письменном виде заключается учредительный договор, подписываемый каждым из учредителей либо их уполномоченными представителями. При этом учредительный договор подлежит нотариальному удостоверению, за исключением учредительного договора ТОО, являющегося субъектом малого или среднего предпринимательства.

Также, учредителю(-ям) необходимо утвердить устав ТОО, который является документом, определяющим правовой статус товарищества как юридического лица. Устав ТОО утверждается решением единственного учредителя либо протоколом общего собрания учредителей. Данным решением либо протоколом также утверждается размер уставного капитала ТОО, избирается его исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), выбирается его местонахождение (юридический адрес), и решаются иные вопросы, связанные с учреждением ТОО.

Необходимо отметить, что при намерении учредителя(-ей) назначить гражданина иностранного государства на должность исполнительного органа ТОО (Генерального директора, Директора и т.п.) или иную должность, необходимо после учреждения ТОО получить на такого иностранного гражданина разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (т.е. «разрешение на работу»). При этом для найма на работу граждан государств-членов Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Киргизия и Россия), а также иностранных граждан, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, получение такого разрешения не требуется.

В соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан (утвержден законом от 29 октября 2015 года №375-V ЗРК) ТОО могут быть отнесены к различным категориям, деление на которые основано на критерии среднегодовой численности работников и среднегодового дохода:

1) субъект малого предпринимательства - товарищество со среднегодовой численностью работников не более 100 (ста) человек И среднегодовым доходом не свыше 300 000 кратного (трехсоттысячекратного) МРП* (примерно 1.88 млн. Долларов США), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. При этом ТОО, занимающиеся определенными видами деятельности, указанными в Предпринимательском кодексе РК, не могут быть отнесены к СМП;

При этом в данную категорию включается «субъект микропредпринимательства » - товарищество со среднегодовой численностью работников не более 15 (пятнадцати) человек ИЛИ среднегодовым доходом не свыше 30 000 кратного (тридцатитысячекратного) МРП (примерно 188 000 Долларов США), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

2) субъект среднего предпринимательства - товарищество, не относящееся к субъектам малого и крупного предпринимательства;

3) субъект крупного предпринимательства - товарищество, отвечающее одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более 250 (двухсот пятидесяти) человек И(ИЛИ) среднегодовой доход свыше 3 000 000 кратного (трехмиллионнократного) МРП (примерно 18.8 млн. Долларов США), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

* МРП - месячный расчетный показатель, равен 2121 тенге на дату 12.04.2016г (примерно 6.30 Долларов США по курсу Национального Банка РК).

При этом «среднегодовая численность работников» ТОО определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного ТОО, а «среднегодовым доходом» считается сумма совокупных годовых доходов или доходов ТОО, применяющего в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации, за последние три года, поделенная на три.

Первоначальный размер уставного капитала ТОО:

· относящегося к субъектам малого предпринимательства - может быть равен нулю или иной сумме;

· относящегося к субъектам среднего и крупного предпринимательства - не может быть менее ста размеров МРП (т. е. 212 100 тенге, примерно 630 Долларов США) на дату представления документов для государственной регистрации товарищества.

Учредитель(-и) может (могут) вложить в качестве вклада в уставный капитал ТОО деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные права, в том числе право землепользования и право на результаты интеллектуальной деятельности и иное имущество. При этом уставный капитал специальных финансовых компаний, создаваемых в соответствии с законодательством РК о проектном финансировании и секьюритизации, а также исламских специальных финансовых компаний, создаваемых в соответствии с законодательством РК о рынке ценных бумаг, формируется исключительно деньгами. Однако, личные неимущественные права и иные нематериальные блага не могут быть внесены как вклад в уставный капитал ТОО.

Статус юридического лица ТОО приобретает после прохождения процедуры государственной регистрации, осуществляемой Министерством Юстиции РК и его территориальными подразделениями.

Государственная регистрация субъектов малого предпринимательства

Порядок государственной регистрации субъектов малого предпринимательства имеет некоторые отличия от процедуры регистрации субъектов среднего и крупного предпринимательства. В частности: законодательный орган РК в целях развития малого бизнеса установил уведомительный порядок создания ТОО, относящегося к субъекту малого предпринимательства, и, тем самым, упростил процедуру государственной регистрации (создания) подобных организаций.

Для государственной регистрации ТОО, относящего к субъекту малого предпринимательства, учредитель(-и) посредством Интернет ресурса «Электронного Правительства» (www.egov.kz) должен(-ны) подать в регистрирующий орган заполненную электронную форму Уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности . При этом необходимо отметить, что для подачи электронного Уведомления каждому учредителю заранее потребуется получение индивидуального идентификационного номера (ИИН) и электронной цифровой подписи (ЭЦП), так как каждый учредитель посредством своей ЭЦП обязан утвердить вышеуказанное Уведомление.

Для государственной регистрации ТОО - субъекта малого предпринимательства регистрационный сбор не уплачивается.

Для ТОО, одним либо несколькими из учредителей которого выступают иностранные физические или юридические лица, к вышеуказанному Уведомлению должны быть также прикреплены электронные копии нижеуказанных документов:

копия паспорта или другой документ, удостоверяющий личность учредителя - иностранного физического лица, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки.

Факт регистрации юридического лица в уведомительном порядке подтверждается «Справкой о государственной регистрации юридического лица», которая направляется в электронном формате заявителю (заявителям) в личный кабинет, открытый на Интернет ресурсе «Электронного Правительства» (www.egov.kz). Справка выдается регистрирующим органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем подачи Уведомления.

Государственная регистрация субъектов среднего и крупного предпринимательства

Для государственной регистрации ТОО, относящегося к субъекту среднего и крупного предпринимательства, требуется предоставление в регистрирующий орган (через Центр Обслуживания Населения) следующих документов:

1)Заявление о государственной регистрации , которое подписывается и подается в регистрирующий орган самим учредителем либо одним из учредителей (если их несколько). Если единственным учредителем является иностранное физическое или юридическое лицо, Правительство РК или государственные органы либо Национальный Банк, заявление подписывается и подается уполномоченным учредителем лицом с приложением учредительных документов, удостоверенных в нотариальном порядке (легализованных - для иностранных юридических лиц).

2) Квитанция об уплате сбора за государственную регистрацию (касается только субъекта крупного предпринимательства). Размер сбора для ТОО, являющегося субъектом крупного предпринимательства, составляет 6,5 МРП (т. е. 13 786,5 тенге, примерно 40 Долларов США), который оплачивается через платежный шлюз «Электронного Правительства». Для государственной регистрации ТОО - субъекта среднего предпринимательства регистрационный сбор не уплачивается.

3) Для ТОО, одним либо несколькими из учредителей которого выступают иностранные физические либо юридические лица:

а) если учредитель иностранное юридическое лицо - легализованная выписка из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что учредитель - иностранное юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства , с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки;

б) если учредитель иностранное физическое лицо - копия паспорта или другой документ, удостоверяющий личность учредителя - иностранного физического лица , с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки.

Регистрирующий орган при соответствии представленных документов требованиям законодательства РК в течение 1 (одного) рабочего дня осуществляет государственную регистрацию ТОО, после чего выдает «Справку о государственной регистрации юридического лица».

«Справка о государственной регистрации юридического лица» содержит в себе информацию о дате ее выдачи, дате государственной регистрации, наименовании, месте нахождения (юридическом адресе) и бизнес-идентификационном номере (БИН) ТОО.

Государственная регистрация ТОО, относящегося к субъекту среднего и крупного предпринимательства, может быть также произведена на основании электронного заявления о государственной регистрации, поданного через Интернет ресурс «Электронного Правительства» (www.egov.kz). При этом учредителю(-ям) также потребуется получение ИИН и ЭЦП, по аналогии с процедурой, предусмотренной при регистрации субъектов малого предпринимательства.

Необходимо отметить, что учредительный договор и устав ТОО ни для субъектов малого, ни для субъектов среднего и крупного предпринимательства не представляются в регистрирующий орган в процессе государственной регистрации.

После государственной регистрации ТОО, его исполнительный орган (руководитель) может заказать изготовление печати товарищества, открыть банковские счета товарищества и начать осуществление запланированной предпринимательской деятельности. При этом необходимо отметить, что для ведения определенных видов деятельности, перечень которых закреплен в законе РК «О разрешениях и уведомлениях» (от 16 мая 2014 года №202-V ЗРК), требуется получение соответствующих лицензий/разрешений, и только после их получения ТОО может осуществлять такие виды деятельности.

Заключение

Учитывая вышеизложенное описание регистрационных процедур, а также открытую обратную связь сотрудников регистрирующего органа, любые заинтересованные лица могут самостоятельно инициировать и успешно завершить процесс регистрации ТОО на территории Республики Казахстан. Однако здесь необходимо отметить, что к вопросу начала ведения бизнеса в Казахстане, как в прочем и в любой другой стране, необходимо подходить более комплексно и системно, параллельно разрешая вопросы, связанные с визовым сопровождением иностранных работников, получением юридическим лицом разрешения на работу для привлекаемых иностранных сотрудников, взаимодействия с налоговыми органами и банковскими учреждениями и многими другими сопутствующими деталями.

Кроме того, немаловажным представляется и оптимизация договорной, бухгалтерской и кадровой работы в деятельности юридического лица с учетом специфики правового регулирования в Республике Казахстан, что в большинстве случаев невозможно достигнуть без профессионального юридического сопровождения со стороны внутренних юридических служб компании либо специализированных на данных практиках юридических фирм.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об