Данные по рса. Скидки по Осаго: как получить, узнать, проверить и другие вопросы

ежедневно, c 9:00 до 20:00

Как рассчитывается скидка на ОСАГО? Что такое КБМ?

Тарифы по ОСАГО утверждаются не страховыми компаниями, как в случае с КАСКО, а правительством РФ. Цена полиса ОСАГО равняется произведению базового тарифа на ряд поправочных коэффициентов. В данной статье мы не будем их все расписывать, т.к. это достаточно объемная информация. Если Вы хотите узнать стоимость ОСАГО – воспользуйтесь калькулятором ОСАГО на нашем сайте.

Объектом внимания данной статьи станет Коэффициент Бонус-Малус (КБМ) . Задачей этого параметра является поощрение безаварийных водителей в виде скидок и наказание тех, по чьей вине случались ДТП, в виде повышения стоимости полиса ОСАГО.

Когда говорят про КБМ, Страховщики зачастую употребляют термин «Класс страхователя». Если Вы страхуетесь впервые, то Ваш класс равен 3, а сам КБМ - 1. Далее за каждый безаварийный год вождения Вы получаете по 5% скидки, т.е. на второй год страхования Ваш КБМ становится равен 0.95, на третий – 0.9 и т.д. Максимальный порог – скидка 50% на ОСАГО (КБМ=0.5). Чтобы достичь такого результата, необходимо на протяжении десяти лет не становиться виновником ДТП.

Накопленную годами скидку можно запросто потерять, если в течение очередного страхового периода стать виновником ДТП. Если же Вы страхуетесь не так давно, и скидки у Вас нет, либо она незначительная, то неосторожная езда на дороге, помимо прочих неприятностей, обернется для Вас повышенной стоимостью полиса ОСАГО на следующий год страхования. Надо отметить, что санкции будут применяться только в том случае, если пострадавший в результате ДТП обратится за выплатой в Вашу страховую компанию. В теории, он может махнуть рукой и восстановить авто за свой счет, к примеру, если ущерб его транспортному средству был нанесён незначительный. При таком удачном для Вас сценарии повышении цены не будет.

КБМ не учитывается при страховании прицепов. Также он не играет роли при заключении договора ОСАГО на транзитное ТС и на транспортные средства, владельцы которых зарегистрированы в иностранном государстве.

Как узнать свой КБМ?

Чтобы узнать свой КБМ на очередной год страхования, нужно воспользоваться соответствующей таблицей.

Как было упомянуто ранее, на первый год страхования водителю присваивается 3 класс. В таблице он выделен желтым цветом. КБМ в таком случае равен 1, т.е. на стоимость ОСАГО он никак не влияет. Допустим, по вине этого водителя за первый год не произошло ни одного происшествия. Смотрим на столбец «0 страховых выплат», значение в ячейке равно 4. Т.е. на следующий год водителю присваивается 4-й класс (КБМ=0.95). Это значит, что он вправе рассчитывать при продлении договора ОСАГО на скидку 5%. Если на второй год страхования этот водитель станет виновником одного ДТП, то ему будет присвоен класс 2 (КБМ=1.4). Т.е. цена полиса ОСАГО при очередном продлении вырастет сразу на 40%. Еще один безаварийный год поможет ему вернуть 3-й класс и не переплачивать за страховку.

Как определить КБМ, если в ОСАГО вписано несколько водителей

Если список застрахованных водителей по ОСАГО состоит из нескольких человек, при расчете учитывается наибольший КБМ. К примеру, если у двух водителей накоплена скидка 40% (КБМ=0.6), а у третьего – 10% (КБМ=0.9), то стоимость ОСАГО будет рассчитана с учетом скидки 10%. В случае, если кто-то из застрахованных водителей в течение года будет признан виновником ДТП, то вырастет лишь его КБМ. Остальные вправе ожидать увеличения скидки на 5%.

Если договор ОСАГО оформляется на условии неограниченного круга лиц, допущенных к управлению, то учитывается КБМ владельца транспортного средства.

Как определяют КБМ водителей страховые компании

Еще в 2012-м году на рынке страхования царила неразбериха в вопросе определения КБМ. В то время не было единой базы данных с историей страхования водителей, к которой имели бы доступ страховые компании. Водители, ставшие виновниками ДТП, понимали, что их страховая компания попросит в следующем году заплатить за полис ОСАГО значительно больше, и поэтому просто обращались за новым полисом в другую страховую, уверяя её представителей, что последний год вождения был безаварийным. Этой дырой пользовались и страховые агенты, желающие сделать наиболее выгодное предложение для потенциального клиента. Доходило до того, что водители на первый год страхования получали сразу максимальную 50%-ю скидку.

Спустя почти десять лет с момента введения в 2003-м году обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, 1 января 2013-го года заработала единая база данных Российского Союза Автостраховщиком. С этого момента страховые компании обязаны предоставлять данные об истории страхования своих клиентов в РСА. При этом доступ к базе, конечно же, есть у Страховщиков, которые сейчас способны проверить информацию по клиентам, а не верить им на слово.

Важно помнить

КБМ не привязан к автомобилю. Если Вы продаете старый автомобиль, и решили купить новый, то Ваша скидка сохранится. Рассчитывать на скидку по ОСАГО можно при условии, что новый полис вступает в силу не раньше окончания срока действия предыдущего, а также, если с момента его окончания не прошел один год. Т.е. вы продали автомобиль в январе 2014-го года. Страховка на него еще действовала до июня 2014-го. Скидку на ОСАГО на новый автомобиль Вы сможете получить только в июне 2014-го. Если полис оформляется до этого, к примеру, в марте, для расчета ОСАГО будет применен КБМ на начало действия предыдущего полиса, без дополнительной скидки.

Если Вы накопили скиду, а потом по какой-либо причине не страховались по ОСАГО, то Ваш КБМ будет храниться в базе данных не более одного года с момента окончания срока действия последнего договора ОСАГО с Вашим участием. Спустя год скидка аннулируется, и Вам будет присвоен начальный 3 класс (КБМ=1).

10.01.2019

Узнать свой коэффициент бонус-малус (ОСАГО)

Перед тем, как оформить страховку, я решил самостоятельно рассчитать стоимость ОСАГО, но загвоздка была в непонятном мне классе и его коэффициенте бонус-малус (КБМ) . Кое-как разобрался и решил просвятить и вас.

Сегодня существует 15 классов страхования водителей, которые предусматривают применение соответствующего коэффициента (КБМ). Класс определяется по последнему закончившемуся договору ОСАГО.

Таблица коэффициента бонус-малус (КБМ)

Класс на начало годового срока страхования Коэффициент Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования
0
страховых выплат
1
страховая выплата
2
страховые выплаты
3
страховые выплаты
4 и более
страховых выплат
М 2,45 0 М М М М
0 2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 13 7 3 1 М

Для того, чтобы узнать какой у вас коэффициент бонус-малус, нужно понять какой у вас класс. Он рассчитывается исходя из количества ваших страховок и количества ДТП.

Если вы ранее не страховались или в базах нет данных на вас, то водителю присваивается 3 класс. Он равен коэффициенту КБМ 1, что означает скидок нет.

Пример 1. Стаж вождения 3 года, не было страховых случаев. Класс КБМ – 3, коэффициент – 1.
Пример 2. Стаж вождения 3 года, 1 ДТП. Класс КБМ – 1, коэффициент – 1,55.
Пример 3. Стаж вождения 10 лет, 0 ДТП. Класс КБМ – 10, коэффициент – 0,65.

Если вы раньше страховались, то при оформлении новой страховки будет:

Пример 1. Стаж 3 года, не было страховых случаев. Класс КБМ по окончании годового срока страхования – 4, коэффициент – 0,95.

Запутались? Ниже, вы можете узнать свой коэффициент бонус-малус (КБМ) онлайн на сайте РСА. Для этого от вас потребуется ввести свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию и номер прав, и дату начала действия вашего полиса.

После ввода данных система выдаст ваш КБМ, который указывал страховщик.

При расчете стоимости страхового полиса ОСАГО отдельное место отводится такому показателю, как КБМ (коэффициент бонус-малус). Обо всех нюансах его определения мы расскажем в этой статье.

КБМ дает возможность водителю получить за безаварийное вождение определенную скидку. Ежегодно безаварийное вождение увеличивает размер скидки и, как следствие, уменьшает стоимость полиса для конкретного автоводителя.

Что такое КБМ в полисе ОСАГО?

Под КБМ (коэффициентом бонус-малус) принято понимать регламентированную государством скидку по ОСАГО за то, что он без аварий управлял ТС (транспортным средством) . Размер такой скидки определяется для автогражданки соответствующим классом КБМ.

Расчет коэффициента КБМ находится в зависимости от объёма страховых выплат предыдущего страхового периода (1 год) и дает возможность автоводителю сэкономить деньги при покупке полиса ОСАГО.

Можно получить информацию о коэффициенте КБМ для водителя, указанного в полисе ОСАГО, здесь на сайте (при этом процедуру регистрации проходить не потребуется).

Обратите внимание, что количество обращений по поводу расчета КБМ никак не ограничено.

Для чего нужен КБМ?

Коэффициент КБМ — это важный показатель, который нужно учитывать, чтобы правильно рассчитать стоимость полиса ОСАГО. Вместе с «бонус-малус» применяется такое понятие, как класс автоводителя.

Каждому классу водителей соответствует свой КБМ. При этом, автоводителю, впервые оформляющему полис ОСАГО, присваивается (по умолчанию) класс 3 с КБМ=1.

В последующие периоды коэффициент подсчитывается в соответствии с таблицей, которая приведена .

Обратите внимание на следующие нюансы:

  • В случае, когда конкретный водитель не стал виновником ДТП в течение целого года (срока, на который оформлен полис ОСАГО), его КБМ уменьшается, а класс на единицу увеличивается.
  • В случае, когда по вине автоводителя произошло одно/несколько ДТП, по которым страховая была вынуждена осуществить выплаты другим участникам аварий, его КБМ, а с ним и стоимость полиса увеличиваются. При этом класс водителя уменьшается.

Окончательную стоимость страховки (с учетом КБМ и других факторов) можно определить, используя специальный калькулятор ОСАГО.

Проверить КБМ онлайн по базе РСА - Российский Союз Автостраховщиков

Еще несколько лет назад для хранения значений КБМ страховщики использовали собственные архивы. Так водитель, который принимал решение воспользоваться для получения автогражданки услугами другой страховой компании, был вынужден получать у предыдущего страховщика специальную справку.

Сейчас существует единая база данных Российского союза автостраховщиков (РСА), в которую занесены все имеющиеся коэффициенты КБМ.

При этом РСА является профессиональным некоммерческим объединением (по принципу обязательного членства) всех страховщиков ОСАГО в нашем государстве. Целью создания этой структуры было обеспечение взаимного комфортного сотрудничества всех автостраховых компаний, которое направлено на формирование общих профессиональных принципов в такой сфере, как обязательное страхование.

Сам термин «коэффициент бонус-малус (КБМ)» и использование его в расчетах цены на полисы автогражданки возникло в 2003г. Ведение общегосударственной электронной базы РСА по ОСАГО начато позже, и включает сведения о страховании транспортных средств, начиная с 2011г.

Для того, чтобы правильно проверить класс КБМ по ОСАГО, важно точно составить запрос АИС. В самом запросе следует указывать ту дату, которая идет уже после конечной даты полиса действующего.

Как проверить автоводителя по КБМ

Сама проверка осуществляется на официальном ресурсе РСА, который предоставляет пользователям такие возможности:

  • Получить уникальный идентификатор запроса КБМ;
  • Выполнить проверку КБМ полиса без каких-либо ограничений по списку водителей;
  • Определить КБМ, как для юридических, так и физических лиц.

Помимо этого программа содержит сведения, касательно предыдущего страхового полиса с указанием наименования страховой компании, где он был оформлен, а также количество убытков на настоящий момент.

Для того чтобы сделать запрос КБМ онлайн, нужно ввести информацию в специальную форму, которая создана для проверки КБМ. Перейдя на следующую страницу (http://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm) или форму , любой водитель имеет возможность проверить КБМ по базе на официальном сайте РСА.

Для этого понадобится ввести следующие сведения:

  1. ФИО автоводителя;
  2. Дату рождения;
  3. Серию и номер водительских прав. Здесь важно, чтобы соблюдалось условие: буквы (если таковые имеются) нужно вводить на английском языке.
  4. Дату, с которой предполагается заключение договора автогражданки (можно внести дату текущую);
  5. Проверочный код.

Теперь можно нажимать «Поиск», после чего пользователь попадает на страницу, где и будет указано то реальное значение КБМ, которое имеется у данного автоводителя в базе РСА.

В случае, когда полученный коэффициент совпадает с тем значением, которое рассчитано теоретически, никаких вопросов возникать не должно. Если же имеются расхождения и проверка скидки КБМ по базе в РСА не совпала с ожидаемым значением, понадобятся дополнительные действия по восстановлению КБМ.

Обратите внимание, что показатель КБМ будет подсчитываться строго на дату, указанную пользователем.

Скидки по ОСАГО: особенности расчета

Страховая компания, продавая полис ОСАГО, получает сведения о КБМ в автоматизированной общегосударственной базе АИС РСА, которая принадлежит Российскому союзу автостраховщиков. В случае, когда необходимые данные отсутствуют в системе, в расчет автогражданки принимается начальное значение «бонус-малус», равное 1. Относительно класса водителя следует отметить, что он определяется однократно (в рамках действия годовой автогражданки).

Таким образом, в случае выплат по вине собственника транспортного средства, КБМ увеличивается только в момент оформления следующего страхового договора.

Если полисом автогражданки ограничивается тот круг лиц, которые допущены к управлению автомобиля, то водитель, рассчитывающий получить скидку при оформлении ОСАГО, должен фигурировать в страховом договоре с самого начала действия документа. В случае, когда лицо добавлено в уже действующий полис, для него в следующем году не учитывается КБМ за неполный период.

Свой «бонус-малус» водитель получает на основании показателей аварийности вождения на основании прошлого договора страхования (от завершения действия договора не должно пройти более года). Если за этот период отсутствует страховая история, то в учет берется КБМ=1. Водитель/владелец ТС может получить скидку в случае, когда на момент вступлению в действие нового страхового договора, предыдущий «безаварийный» ОСАГО уже завершен.

Как восстановить КБМ в базе РСА

Этап №1. Выявление ошибок

Следует разобраться, где и в чем была допущена ошибка в коэффициенте КБМ. Это можно выяснить самостоятельно, имея данные всех страховых полисов либо их копий. Следует учитывать, что непосредственно в полисах КБМ не указывают, а значит, нужно будет пересчитывать вручную стоимость каждого из полисов.

Кроме того не стоит забывать, что страховые коэффициенты периодически изменяются, а значит расчеты стоимости полисов за предыдущие периоды нужно проводить основываясь на тех версиях « », которые действовали на момент приобретения каждого конкретного полиса ОСАГО.

Целесообразно начинать проверку с самого последнего года.

Желательно каждый год сверять стоимость каждого полиса с результатом, полученным на калькуляторе. В этом случае ошибка скорее всего будет выявлена в самом последнем периоде (в действующем на данный момент договоре).

Если же Вы не проводили такие проверки стоимости ОСАГО систематически, то ошибка (либо несколько ошибок) может быть выявлена в совершенно любом периоде.

Этап №2. Устранение ошибок

После того, как ошибка выявлена, следует обратиться в ту автостраховую компанию, которая допустила ее в процессе оформления автогражданки, для восстановления КБМ.

Пример. Вы имеете действующий полис, который оформлен в росгосстрахе. При этом выяснилось, что в базу данных РСА ошибочно внесен не тот коэффициент КБМ. В этом случае обращаться нужно в росгосстрах, где бесплатно внесут изменения в базу (после проведения проверки информации). На практике вся процедура занимает 2-3 рабочих дня.

Гораздо сложнее исправить ошибку, которая допущена в предыдущих полисах (действие которых уже закончилось). В этом случае нужно обращаться в ту страховую, которая оформила полис ОСАГО с ошибкой.

К примеру, если стоимость страхового полиса, купленного автовладельцем в 2012г, рассчитана неправильно, то для устранения неточностей следует обращаться в страховую, которая продала Вам полис в 2012г. Только в этой компании могут исправить собственную ошибку.

Обратите внимание, что сама РСА не имеет права вносить в базу данных какие-либо изменения и обращаться к ним с этим вопросом бессмысленно.

Может возникнуть ситуация, когда водитель обнаружил ошибку, хочет ее исправить, однако страховая компания, с которой несколько лет назад был заключен договор ОСАГО, на данный момент уже не существует (ликвидирована, разорена и пр.).

В таком случае восстановить коэффициент бонус-малус в базе РСА невозможно, поскольку другие страховые делать этого не будут, а сама РСА – не уполномочена.

Из этого следует, что очень важно систематически проверять правильность коэффициента КБМ по базе РСА, ведь много времени это не займет, а вероятность ошибок будет сведена к минимуму.

Как рассчитать КБМ: таблица для расчета класса в 2017 году

Ниже приведена таблица, при помощи которой можно узнать КБМ любого водителя.

  1. Начинать расчеты следует со строки, которая содержит класс 3 (помечена красным цветом);
  2. Каждый год безаварийного управления ТС позволяет спускаться ниже на одну строчку.
  3. В каждый аварийный год нужно перейти на ту строку, которая соответствует числу страховых выплат.
  4. Если водителя вписали в полис в течение года, то для него класс становится равным 3.
  5. Если применяется открытый полис ОСАГО, где число автоводителей не ограничено, то КБМ будет изменяться исключительно для владельца ТС, а все остальные лица считаются в ОСАГО не вписанными.

Важно помнить, что приведенная таблица дает возможность иметь лишь теоретическое значение коэффициента КБМ. На практике это значение может быть выше, за счет того, что страховщики намеренно могут не заносить КБМ в базу РСА. Это позволяет им продавать полис дороже, чем должно быть на самом деле. При этом водители, которые не ориентируются в нюансах оформления автостраховки и самостоятельно не подсчитывающие ее стоимость, с легкостью попадаются на подобные уловки сотрудников страховой компании.

Следует отметить, что каждый второй автоводитель при оформлении полиса сталкивается с тем, что ему неправильно рассчитывали стоимость автогражданки. Из этого можно сделать вывод, что ошибки при учете КБМ носят довольно системный характер, и к обычным оплошностям менеджеров страховых компаний их относить не стоит.

Для верного подсчета КБМ в 2017г. применяется такая таблица:

Как сохранить КБМ в случае ДТП и не потерять скидку

Как говорилось выше, КБМ является тем понижающим коэффициентом, при помощи которого можно сэкономить на стоимости автогражданки.

Вполне естественно, что водитель, по вине которого произошла небольшая авария, хочет сохранить свою скидку, которую он заслужил за годы безаварийного вождения транспортного средства.

Чтобы предметно разобраться в том, сколько может потерять автоводитель по причине страховых выплат, следует рассмотреть вышеприведенную таблицу на конкретном примере. Предположим, что Федор Иванович водил автомобиль в течение 11 лет и за это время ни разу не стал виновником ДТП. В этом случае его водительский класс 13, а КБМ=0,5. Федор Иванович проживая в Москве и управляя авто Opel Corsa (75 л.с.) должен без скидок оплатить стоимость страховки — 10 000 руб. Однако, с учетом его стажа безаварийного вождения полис обойдется ему всего в 5 000 руб. После ДТП стоимость следующего полиса возрастет для него до 8 000 руб.

Однократное ДТП окажет влияние на цену автогражданки в течение следующих 6-ти лет.

В качестве примера можно привести еще один расчет:

  • Цена полиса на следующие 6 лет в случае, если ДТП не было:
    5 000 х 6=30 000 руб.
  • Цена ОСАГО на следующие 6 лет в случае, когда водитель все же стал виновником ДТП:
    8 000+7 500+7 000+6 500+6 000+5 500=40 500 руб.

Как видите, разница между суммами составляет 10 500 руб. (с учетом того, что в примере использовалось авто с довольно небольшой мощностью двигателя – 75 л.с.), а если двигатель будет мощнее, то и стоимость полиса будет гораздо выше.

К примеру, если Вы просто поцарапали другому автомобилю зеркало, то можно предложить водителю сумму 1 500 — 2 000 руб. (на устранение царапины). Если с подобным предложением он согласен, то Вы, выплачивая компенсацию, можете сэкономить на стоимости страхового полиса ОСАГО в будущем. В этом случае Вы также освобождаете себя от необходимости оформлять для страховой документы и предоставлять авто для выполнения осмотра имеющихся повреждений.

Конечно, такое решение вопроса подходит лишь для мелких ДТП с незначительными повреждениями. Если же по Вашей вине произошло ДТП со значительным повреждением ТС, то целесообразнее обратиться в страховую.

В заключение следует отметить, что довольно часто можно встретить ошибки, которые допускают сотрудники страховых компаний при внесении в базу РСА коэффициентов КБМ. Собственный коэффициент стоит проверить самостоятельно и обратиться в страховую для внесения корректировок, если таковые будут необходимы.

На сегодня база страховщиков позволяет проверить ОСАГО разными способами: по номеру полиса, по номеру машины и т. д. И наоборот – по номеру страховки, к примеру, можно узнать номер машины. Всего есть три варианта проверки:

Внимание, последние недели формы проверки работают о-о-очень медленно, загружаются не с первого раза. Это проблема на стороне РСА. Если хотите, можете пытаться загрузить формы проверки по отдельности на их сайте: раз , два , три , соответственно.

1. Проверка статуса бланка по его номеру. Проверить бумажный или электронный полис ОСАГО по базе данных АИС РСА (Российского Союза Автостраховщиков) и узнать срок его действия можно ниже.

Эта форма для проверки как бумажных полисов, так и электронных полисов серии ХХХ, купленных через интернет! Обычно, электронная страховка попадает в базу сразу после оформления, но иногда из-за загруженности базы это может занять несколько дней. Правильный статус для действущей страховки – «находится у страхователя» (но если сразу после покупки статус всё ещё «находится у страховщика», то это может быть нормально – агент мог не успеть внести в базу изменения, подождите пару дней и только потом бейте тревогу). Однозначно «плохие статусы» полиса ОСАГО – это «утратил силу» (почему именно утратил силу можно будет подробнее посмотреть по проверке ниже) или «утерян». Статус «напечатан производителем» означает, что такой бланк даже не был передан страховщику.

Такая проверка не дает 100% уверенности, что перед вами действительный полис (ведь мошенники могли сделать «дубликат» настоящего бланка), но позволяет отбраковать явные подделки и украденные бланки. А вот чтобы исключить «дубли» надо проверить, какая именно машина застрахована по вашему полису…

2. Узнать какой автомобиль застрахован по определенному бланку. Помимо госномера, ВИН-кода или номера кузова, в результатах можно узнать более подробный статус бланка, к примеру, почему именно страховка не действует (могли досрочно прекратить договор или полис мог быть утерян страховой):

3. Узнать номер полиса ОСАГО по госномеру, VIN или номеру кузова + проверить, вписан ли водитель в страховку . Это проверка обратна предыдущей, здесь по данным машины вы узнаете в какой страховой компании она застрахована, номер полиса и его тип (с ограниченим или неограниченая). Проверка по ВИН – наиболее полная. По госномеру ищется только если эти сведения передал страховщик (они не всегда это делают).

Если страховка с ограниченным списком водителей, то система предложит по номеру и серии водительского удостоверения проверить, вписан ли определенный водитель в страховку (это опция появляется на втором шаге после).

Если вы недавно вписывали кого-нибудь в свой полис ОСАГО или вносили другие изменения в данные, то по нормативам страховые обязаны в течение 5 дней внести изменения в базу РСА. Поэтому не пугайтесь, если через пару дней изменения ещё не отобразились в базе АИС РСА.

Последняя проверка полезна ещё и для того, чтобы проверить перед покупкой подержанный автомобиль. Ведь наличие двух одновременно действующих полисов ОСАГО на одном VIN-номере (или ГРЗ) может быть «звончком» о том, что авто – «двойник». В этом случае рекомендую также (в этом случае плохой знак то, что машина регулярно проходит ТО то в одном регионе, то в другом).

4. Помощь автоюриста по вопросам ОСАГО:
Если вы столкнулись с тем, что ваш полис судя по базе поддельный или у вас есть другие юридические вопросы, связанные с ОСАГО, то вы можете получить бесплатный ответ юриста в форме ниже.

Согласно действующему закону «Об ОСАГО» (ФЗ №40 от 25.04.2002 г.), каждый собственник авто обязан заключить договор страхования автогражданской ответственности, обеспечивающий финансовую защиту на случай попадания в ДТП. При расчете страховки в учет принимаются самые разнообразные показатели, включая коэффициент за безаварийность, именуемый также КБМ. Какова максимальная скидка по ОСАГО за аккуратную езду и действительно ли она выгодна?

Благодаря применению КБМ в определении стоимости страховки, осторожный и опытный человек может получить довольно существенную скидку за безаварийную езду по полису ОСАГО, что ведет к дополнительной экономии средств.

Коэффициент «бонус-малус» представляет собой показатель того, насколько аккуратен автолюбитель за рулем. Данный параметр определяется, исходя из количества обращений в страховую компанию за выплатами при попадании в ДТП. Чем больше нарушений совершил страхователь, тем выше стоимость обязательной страховки. Безаварийная езда поощряется со стороны страховой компании путем назначения понижающего коэффициента «бонуса-малуса».
В зависимости от количества аварий и длительности безаварийного движения по дорогам, присваиваемый показатель может привести к увеличению затрат на страховку ОСАГО в 2,5 раза, либо уменьшить их наполовину.

Определить параметр можно только 1 раз за год, в дальнейшем перерасчет производится при оформлении нового страхового полиса.

Несмотря на то, что в расчетах используются данные из таблиц со множеством значений, узнать свой КБМ не составит труда. Дело в том, что при вычислении цены страхования автогражданской ответственности показатель берется из базы РСА, хранящей сведения обо всех автомобилистах России с 2011 года. Можно проверить класс водителя и определить свой параметр безаварийности.

Порядок присвоения класса водителя

Первоначально новоиспеченный страхователь получает 3-й класс вождения, вне зависимости от продолжительности действительного стажа вождения. Если человек не совершил ни одного нарушения, приведшего к страховой выплате в течение года, автомобилисту присваивается 4-й класс. При попадании в аварию, где страхователь стал виновником происшествия, при котором потерпевшей стороне понадобилась выплата по страховке, класс понижается до 1-го. В результате при определении стоимости следующей страховки будет использован повышающий коэффициент, увеличивая итоговые затраты.

Заключая страховой договор, распространяющийся на автогражданскую ответственность автомобилиста, компания должна использовать сведения только из объединенной базы РСА. В некоторых случаях информации о страхователе в базе нет (например, человек только что получил права и не имеет опыта вождения). В таком случае в расчетах будет применен показатель равный единице.

Влияние значения «бонуса-малуса» на стоимость страховки

КБМ назначается по результатам прошедшего года и информации о наличии/отсутствии аварий, в которых участвовал гражданин за предыдущие несколько лет. Если автострахование досрочно расторгается, стоимость следующего полиса определяется с КБМ равным единице.

Порядок назначения скидки и расчета полиса можно рассмотреть на следующем примере. Изначальный класс вождения равен 6-му, стоимость автострахования рассчитывается, исходя из соответствующего табличного значения КБМ, соответствующего классу водителя – 0,85. Данный коэффициент означает возможность снизить цену полиса на 15%.

Если в течение страхового периода происходит ДТП с выплатой премии, класс вождения изменится на 4-й. Впоследствии при получении полиса в расчетах будет участвовать КБМ, равный 0,95. Соответственно, стоимость по договору снизится всего на 5%. Таким образом, произошедшая авария привела к потере 10% скидки, если сравнивать с показателем прошлого года. Безаварийный год принесет автомобилисту повышение водительского класса до 7-го, что означает присвоение показателя «бонуса-малуса» в 0,8 и снижение стоимости на 20%.

Особенно сурово применение показателя «бонус-малус» для тех, кто не желает ездить по правилам. При двукратном попадании в ДТП с выплатой компенсаций пострадавшим, страхователю назначается самый высокий тариф с показателем коэффициента в 2,45. Штрафник при этом имеет класс «М». Чтобы вернуть себе коэффициент равный единице, потребуется ездить целый год, не допустив ни одного попадания в аварию.

Максимальная скидка за безаварийность

Самое выгодное применение КБМ у лиц, которые годами ездят без аварий и страховых ситуаций. Даже если шофер с многолетним безаварийным стажем допустил 1 страховую выплату, скидка не исчезнет полностью, а спустя год безаварийной езды, показатель будет исправлен.

По истечении 10 лет поездок без страховых случаев будет назначена максимальная скидка по ОСАГО за безаварийную езду. Расчет выглядит следующим образом:

  1. По водительскому стажу, назначаемому по прошествии 10-летнего безаварийного вождения, определяют 13-ый класс.
  2. При передвижении не должно быть перерыва в обязательном страховании более одного года.
  3. Каждый год, проведенный без аварии, снижает коэффициент на 0,05. Таким образом, за 10-летие максимальная скидка составит половину стоимости (50%).

Особенности скидки КБМ при ограниченном и неограниченном ОСАГО

Несмотря на то, что страховка оформляется на автомашину, при определении КБМ учитываются навыки вождения и статистика аварий по конкретному человеку, а не по транспортному средству. Причина кроется в том, что страховой случай, как правило, возникает именно в результате неправильных действий шофёра (в силу неопытности, или неаккуратного стиля вождения).

Если вождение осуществляет только 1 человек, порядок присвоения класса водителя не вызывает вопросов. Однако чаще всего в список лиц, допущенных к управлению автомобилем, в полисе обязательного гражданского страхования ответственности автомобилистов, входит более 1 человека, либо страховка дает неограниченный доступ к вождению. Данный нюанс также считается при определении цены полиса.

При ограниченном доступе в список вносят сведения конкретных лиц, а при определении стоимости начисляется расчетный КБМ, т. е. с учетом наименьшего класса водителя. Если один человек из установленного списка в прошлом допустил нарушение с выплатой страхового покрытия, снижается класс самого водителя и повышается коэффициент, вне зависимости от того, попадали ли в ДТП другие граждане, упомянутые в списке допуска.

При неограниченном допуске для гражданского страхования скидки начисляются по собственнику автомобиля. Значения «бонуса-малуса» при неограниченной страховке считаются согласно данным о выплатах предыдущих договоров страхования, истекших не ранее 1 года до момента обращения за новым полисом и класса, определенного по последнему действовавшему соглашению.

Как узнать свою скидку по ОСАГО

Для уточнения информации о скидке на конкретного водителя или автовладельца, рекомендуется использовать сведения из единой базы РСА (Союза автостраховщиков России). Только проверенная информация с официального портала будет применяться страховыми компаниями для произведения расчетов.

Водитель, который решил проверить сведения РСА, должен понимать, что введенная на стороннем непроверенном сайте информация может быть использована посторонними лицами, и не всегда их намерения бескорыстны.

Еще недавно страховые компании хранили информацию о своих клиентах в собственных архивах. После ввода единой базы РСА проверить свой КБМ и скидку на ОСАГО может каждый автомобилист в любое время и абсолютно бесплатно.

С помощью онлайн-калькулятора ОСАГО рассчитываются цены различных страховщиков, с начислением всех установленных законом показателей. Процедура проверки коэффициента бонуса-малуса выглядит следующим образом:

  1. Зайти на официальный портал РСА.
  2. Ввести информацию о полном ФИО человека, указать данные о рождении и номер водительских прав. Как правило регистрационный номер удостоверения включает также серию, которая может содержать буквы. Для корректного распознавания сведений в базе необходимо вводить серию английскими буквами.
  3. После завершения ввода контактной информации, указывают интересующую дату начала периода страхования по новому полису. Для проверки текущего значения и информации, какая скидка будет положена по следующему страховому периоду, достаточно указать дату по дню запроса.
  4. В целях безопасности потребуется ввести проверочный код.
  5. Далее нажимают кнопку поиска.

После обработки введенной информации пользователя перенаправят на новую страницу, на которой будет отражен действующий показатель «бонус-малус». На основании него фирма будет рассчитывать сумму полиса ОСАГО со скидкой.

Несмотря на наличие множества значений и столбцов, каждый автомобилист сможет самостоятельно понять, как узнать требуемые значения из таблиц, на основании которых определяют КБМ. Более простой вариант, как рассчитать значение «бонуса-малуса», подразумевает обращение на сайт Союза автостраховщиков и получение текущего показателя.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об