Процедура оформления результатов налоговых проверок. Как должны быть оформлены результаты выездной налоговой проверки

Как узнать, что налоговая проверка закончилась? Из справки о проведенной проверке (см. Приложение № 7 к Приказу ФНС от 08.05.2015г.). Такая справка составляется в самый последний день выездной проверки (см. п. 15 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Как правило справку составляет руководитель группы проверки (или проверяющей группы). Содержание справки по проведенной проверке включает в себя сведения о предмете проверки (вид налога) и период проверки. Также в справке указывается срок проведенной проверки, причем сроки приостановления и продления проверки в справке оговариваются отдельно. В соответствии с Письмом ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 справку о проведенной налоговой проверке подписывает руководитель проверяющей группы (см. п.6.1 указанного Письма).

Справка о проведенной налоговой проверке должна содержать следующие обязательные реквизиты:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении налоговой проверки;
  • полное и сокращенное название налогоплательщика, в которой была проведена проверка (наименование организации, ИНН/КПП);
  • предмет проверки (вид проверяемого налога, период проверки);
  • срок проведения налоговой проверки.

Дальше с даты составления справки о проведенной проверке отсчитывается срок дальнейшего оформления результатов налоговой проверки. В последний день проверки данная справка должна быть вручена проверяемому налогоплательщику, а именно руководителю проверяемой организации (если это юридическое лицо), или же индивидуальному предпринимателю лично либо его представителю (см. п. 15 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Обязательным требованием к оформлению справки по проведенной налоговой проверке является наличие в ней подписи ру­ко­во­ди­теля ор­га­ни­за­ции или представителя организации по доверенности, индивидуального предпринимателя (ИП) (см п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 29 Налогового кодекса РФ). С этой целью в утвержденной типовой форме справки имеется специальное поле, в котором представитель налогоплательщика ставит отметку о получении на руки своего экземпляра справки.

Справка о проведенной налоговой проверке может быть передана организации-налогоплательщику и по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), такое вручение сегодня тоже довольно часто практикуется налоговиками. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками был утвержден Приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149. В таком случае электронная справка будет считаться полученной в момент, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа налогоплательщиком. Если налоговая инспекция не получит такую квитанцию, она должна будет отправить справку на бумажном носителе в обычном порядкезаказным письмом с уведомлением о вручении (см. пп.12, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149).

Налоговая инспекция вправе вызывать ру­ко­во­ди­те­ля юридического лица или индивидуального предпринимателя для личного вручения справки и получения от уполномоченного лица подписи в ее получении на своем экземпляре (см. подп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ). Такой вызов осуществляется посредством направления налогоплательщику уведомления о таком вызове по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@ (см. приложение № 2 к Приказу). Если в таком случае налогоплательщик данное уведомление проигнорирует и не обеспечит явку в налоговую инспекцию (или же не направит своего уполномоченного представителя), а также если он намеренно будет уклоняться от получения справки по проведенной налоговой проверке, налоговая направит справку по почте заказным письмом с уведомлением по месту нахождения юридического лица (по месту жительства индивидуального предпринимателя). В таком случае датой по­лу­че­ния справ­ки налогоплательщиком будет являться дата, ука­зан­ная на от­тис­ке ка­лен­дар­но­го почтового штем­пе­ля на уведомлении о вручении.

ПЛАН-ЗАДАНИЕ

для проведения проверки состояния ведения и соблюдения единых требований при оформлении и работе с классными журналами обучающихся 1–11 классов

I. Соблюдение единых требований при оформлении и ведении классного журнала (на начало учебного года, конец четверти, полугодия, года).

1. Заполнение титульного листа журнала.

2. Заполнение оглавления журнала.

3. Подпись страниц журнала по предметам с его полным наименованием в соответствии с учебным планом ОУ.

4. Списки обучающихся по предметам.

5. Общие сведения об обучающихся:

– номер личного дела;

– Ф. И. О. обучающегося;

– дата рождения;

– Ф. И. О. родителей;

– место работы родителей, рабочий телефон;

– домашний адрес, телефон.

6. Сводная ведомость учета посещаемости.

7. Сводная ведомость учета успеваемости:

– Ф. И. О. обучающегося;

– полное наименование предметов в соответствии с учебным планом ОУ;

– выставление четвертных, полугодовых, годовых, экзаменационных и итоговых оценок по предметам в строгом соответствии с оценками, выставленными на соответствующей данному предмету странице журнала;

– заполнение графы о переводе в следующий класс, окончании школы.

8. Сведения о занятости обучающихся во внеурочное время.

9. Листок здоровья в соответствии с графами.

10. Аккуратность ведения журнала, правильности записей, наличие исправлений с соответствующей записью об исправлении, заверенной печатью.

II. Выполнение государственных образовательных программ. Соответствие записей журнала по прохождению программного материала календарно-тематическому планированию учителя-предметника.

III. Состояние опроса. Накопляемость оценок по предметам. Анализ объективности выставления четверных, полугодовых, годовых оценок, итоговых оценок выпускников 9, 11 классов. Своевременность выставления оценок за тематический учет знаний (контрольные, проверочные, лабораторные, практические работы).

IV. Объем и содержание домашних заданий. Отражение текущего повторения.

V. Посещаемость занятий.

СПРАВКА

по итогам проверки состояния ведения и соблюдения
единых требований при оформлении классных журналов
обучающихся ________ классов

Цель проверки:

– качество исполнения классными руководителями должностных обязанностей по ведению документации: соблюдению единых требований при оформлении и ведении классных журналов, соблюдению единого орфографического режима.

Дата проверки:

Ф. И. О. проверяющего ___________________________

Метод контроля : проверка классных журналов посредством просмотра.

В соответствии с планом-графиком внутришкольного контроля _________ на _______ учебный год и планом-заданием по проверке состояния ведения и соблюдения единых требований при оформлении классных журналов, мною, _________________________________________ заместителем директора, _________________________ 20__ г. были проверены классные журналы ___________ классов.

При проведении проверки контролировалось заполнение и ведение строго определенных страниц классного журнала в соответствии с бланком контроля. Результаты проверки отражены в бланке контроля.

Элементы
контроля

Заполнение титульного листа журнала

Заполнение оглавления журнала

Подпись страниц по предметам с его полным наименованием в соответствии с учебным планом ОУ

Списки обучающихся по предметам

Общие сведения об обучающихся:

– номер личного

– Ф. И. О. обучающегося;

– дата рождения;

родителей;

– место работы
родителей,
рабочий

– домашний адрес,
телефон

Сводная ведомость учета посещаемости

Сводная ведомость учета успеваемости:

– Ф. И. О. обучающегося;

– полное наименование предметов;

– оценки четвертные, полугодовые, годовые, экзаменационные, итоговые;

– заполнение графы о переводе, окончании школы;

Сведения о занятости обучающихся во внеурочное время

Листок здоровья

Аккуратность
ведения журнала,
наличие исправлений

Выводы: Проверка классных журналов ________ классов показала, что основная часть классных руководителей относится к выполнению своих должностных обязанностей в части соблюдения единых требований к оформлению и ведению классных журналов добросовестно. Все основные разделы Плана-задания по проверке классных журналов и Инструкции по ведению классного журнала в МБОУ СОШ с.Кубиязы МР Аскинский район РБ заполняются в соответствии с требованиями. Без замечаний оформлены и ведутся в соответствии с требованиями классные журналы классными руководителями:

________________________________________________________________

Однако по итогам проверки выявлены следующие нарушения, недостатки при оформлении и ведении классных журналов классными руководителями:

1. Классным руководителям:

Устранить вышеуказанные недостатки в оформлении и ведении классных журналов _______________________ 20__ г.

2. Принять к сведению и не допускать наличия вышеуказанных недостатков впоследствии при оформлении и ведении классного журнала.

Заместитель директора: _____________/__________________/

(подпись) (расшифровкаподписи)

С замечаниями ознакомлены:

______________________________________________________________________________________________________________

При проведении ________________ 20__ г. контроля за устранением недостатков, нарушений, выявленных при проверке соблюдения единых требований при оформлении и ведении классного журнала от _____________________ 20__ г., установлено:

1. Классные руководители устранили недостатки:

______________________________________________________________________________________________________________

2. Классные руководители не устранили недостатки:

______________________________________________________________________________________________________________

По результатам повторного контроля за состоянием ведения и соблюдению единых требований при оформлении классного журнала за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей в части ведения школьной документации на совещании при директоре объявить замечание (устное) следующим классным руководителям:

_______________________________________________________

_______________________________________________________

20__ г. (подпись) (расшифровка подписи)

СПРАВКА

обучающихся ________ классов

Цель проверки:

– контроль за организацией системы опроса обучающихся, накопляемостью оценок по предмету;

– контроль за объективностью выставления четвертных, полугодовых, годовых и итоговых оценок по предметам.

Дата проверки: ___________________________ 20__ г.

Ф. И. О. проверяющего: ___________________________

Метод контроля: просмотр классных журналов.

В соответствии с планом-графиком внутришкольного контроля МБОУ СОШ с.Кубиязы МР Аскинский район РБ на ________________ учебный год, мною, _________________________, заместителем директора, _____________ 20__ г. были проверены классные журналы ___________классов. При проведении проверки контролировалась организация системы опроса обучающихся, накопляемость оценок по предмету, осуществлялся контроль за объективностью выставления четвертных, полугодовых, годовых и итоговых оценок по предмету ______________

учителем _______________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________________________

в классах __________________________________________________________________________.

Результаты проверки:

________________________________________________________________________________________________

__________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.__________________________________________________________________________________________________________ устранить вышеуказанные недостатки в ведении классных журналов ______________ 20__ г.

2. Принять к сведению и не допускать наличия вышеуказанных недостатков впоследствии при ведении классного журнала.

Заместитель директора: ________________/________________/

(подпись) (расшифровкаподписи)

С замечаниями ознакомлены:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка об устранении недостатков:

1. Устранили недостатки:

______________________________________________________________________________________________________________

2. Не устранили недостатки:

______________________________________________________________________________________________________________

20__ г. недостатки устранены в моем присутствии.

_______________________________________________________

Заместитель директора: ______________/__________________/

20__ г. (подпись) (расшифровка подписи)

СПРАВКА

по итогам проверки состояния ведения классных журналов

обучающихся ________ классов

Цель проверки:

Дата проверки: ___________________________ 20__ г.

Метод контроля: просмотр классных журналов.

Результаты проверки:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По итогам проверки выявлены следующие нарушения, недостатки:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(подпись) (расшифровкаподписи)

С замечаниями ознакомлены:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка об устранении недостатков:

При проведении ________________ 20__ г. контроля за устранением недостатков, нарушений, выявленных при проверке ведения классного журнала от _____________________ 20__ г., установлено:

1. Устранили недостатки:

______________________________________________________________________________________________________________

2. Не устранили недостатки:

______________________________________________________________________________________________________________

20__ г. недостатки устранены в моем присутствии.

По результатам повторного контроля за состоянием ведения классного журнала за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей в части ведения школьной документации на совещании при директоре объявить замечание (устное) следующим учителям-предметникам:

_______________________________________________________

Заместитель директора: _____________/___________________/

(подпись) (расшифровкаподписи)

20__ г.

СПРАВКА

по итогам проверки состояния ведения классных журналов

обучающихся ________ классов

Цель проверки:

– контроль за прохождением и выполнением государственных образовательных программ;

– контроль за соответствием записей классного журнала о прохождении программного материала календарно-тематическому планированию учителя-предметника;

– контроль за выполнением графика контрольных работ и своевременностью выставления оценок за тематический учет знаний (контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная работа).

Дата проверки: ___________________________ 20__ г.

Ф. И. О. проверяющего: ____________________________

Метод контроля : просмотр классных журналов учителей-предметников с учетом календарно-тематического планирования.

В соответствии с планом-графиком внутришкольного контроля МБОУ СОШ с.Кубиязы МР Аскинский район РБ на 20__–__ учебный год и Планом-заданием по проверке состояния ведения классных журналов мною, _______________________________________________, заместителем директора, ________________ 20__ г. были проверены классные журналы _____________ классов. При проведении проверки контролировалось прохождение и выполнение государственных образовательных программ по предмету _______________________________________________________

учителем ______________________________________________

в классах _____________________________________.

Проверено соответствие записей в классном журнале о прохождении программного материала согласно календарно-тематическому планированию. Результаты проверки отражены в бланке контроля.

Элементы контроля

Аккуратность заполнения
программного материала

Своевременность заполнения программного материала

Соответствие записей классного журнала календарно-тематическому планированию:

– 1-я четверть

– 3-я четверть

– 4-я четверть, 2-е полугодие

Своевременность выставления оценок за тематический учет знаний

– 1-я четверть

– 2-я четверть, 1-е полугодие;

– 3-я четверть

– 4-я четверть, 2-е полугодие

Результаты проверки:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По итогам проверки выявлены следующие нарушения, недостатки:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1._________________________________________________________________________________________________________ устранить вышеуказанные недостатки в ведении классных журналов ______________ 20__ г.

2. Принять к сведению и не допускать впоследствии наличия вышеуказанных недостатков при ведении классного журнала.

Заместитель директора: _______________/_________________/

(подпись) (расшифровкаподписи)

С замечаниями ознакомлены:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка об устранении недостатков:

При проведении ________________ 20__ г. контроля за устранением недостатков, нарушений, выявленных при проверке ведения классного журнала от ______________________ 20__ г., установлено:

1. Устранили недостатки:

______________________________________________________________________________________________________________

2. Не устранили недостатки:

____________________________________________________________________________________

20__ г. недостатки устранены в моем присутствии.

По результатам повторного контроля за состоянием ведения классного журнала за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей в части ведения школьной документации на совещании при директоре объявить замечание (устное) следующим учителям-предметникам:

_______________________________________________________

Заместитель директора: ______________/_________________/

20__ г. (подпись) (расшифровка подписи)

СПРАВКА

по итогам проверки состояния ведения классных журналов

обучающихся ________ классов

Цель проверки:

– контроль за объемом и содержанием домашнего задания;

– контроль за посещаемостью учебных занятий.

Дата проверки: ___________________________ 20__ г.

Ф. И. О. проверяющего: _____________________________

Метод контроля: просмотр классных журналов.

В соответствии с планом-графиком внутришкольного контроля МБОУ СОШ с.Кубиязы МР Аскинский район РБ на _______________ учебный год, мною, _________________________________________________, заместителем директора, _______________ 20___ г. были проверены классные журналы ___________ классов. При проведении проверки контролировались объем, характер и содержание домашнего задания по предмету __________________, учитель ______________________. В ходе проверки проводился контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися __________ класса.

Результаты проверки:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По итогам проверки выявлены следующие нарушения, недостатки:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

устранить вышеуказанные недостатки в ведении классных журналов ______________ 20 __ г.

2. Принять к сведению и не допускать впоследствии наличия вышеуказанных недостатков при ведении классного журнала.

Заместитель директора: _____________/___________________/

(подпись) (расшифровкаподписи)

С замечаниями ознакомлены:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка об устранении недостатков:

При проведении ________________ 20__ г. контроля за устранением недостатков, нарушений, выявленных при проверке ведения классного журнала от _____________________ 20__ г., установлено:

1. Устранили недостатки:

______________________________________________________________________________________________________________

2. Не устранили недостатки:

______________________________________________________________________________________________________________

20__ г. недостатки устранены в моем присутствии.

По результатам повторного контроля за состоянием ведения классного журнала за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей в части ведения школьной документации на совещании при директоре объявить замечание (устное) следующим учителям-предметникам:

_______________________________________________________

Заместитель директора: _____________/___________________/

(подпись) (расшифровкаподписи)

Организацией получена справка по окончании выездной налоговой проверки. Справка о проведенной проверке была составлена 08.07.2016. Однако налоговый инспектор, проводивший проверку, продолжает осуществлять мероприятия налогового контроля: направляет встречные требования контрагентам, повесткой вызывает на допрос директора организации, является домой к сотрудникам организации и пытается их допросить. Свои действия налоговый инспектор осуществляет не в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. У контрагентов налоговый инспектор истребует документы (информацию) как о деятельности проверяемого налогоплательщика, так и о конкретных сделках.
Правомерны ли такие действия налогового инспектора?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Действия налогового инспектора по истребованию у контрагентов налогоплательщика документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, не являются правомерными.
Истребование у контрагентов налогоплательщика документов (информации) относительно конкретной сделки не противоречит НК РФ (при наличии обоснованной необходимости).
Получение налоговым инспектором показаний свидетелей (в том числе по месту их жительства) прямо нормам НК РФ не противоречит.

Обоснование позиции:
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа ( НК РФ).
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке ( НК РФ).
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю ( НК РФ).

1. Истребование документов (информации) у контрагентов

В соответствии с НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Таким образом, истребование у контрагентов налогоплательщика документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
Правомерность такого подхода подтверждается п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, в котором высший суд указал, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом соответствующим лицам только в пределах сроков, предусмотренных, соответственно, и НК РФ. Также указано на то, что доказательства, истребованные налоговым органом после истечения указанных сроков, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Поскольку в рассматриваемой ситуации срок проведения выездной проверки ( НК РФ) окончен в связи с составлением справки о проведенной проверке и, как мы полагаем, не было назначено дополнительных мероприятий налогового контроля, то в связи с изложенным по совокупности мы приходим к выводу, что действия налогового инспектора по истребованию у контрагентов налогоплательщика документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, не являются правомерными.
В то же время следует иметь в виду, что на основании НК РФ должностное лицо налогового органа вправе истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки у контрагента налогоплательщика и не вне рамок проведения налоговых проверок в случае, если у налогового органа возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно этой сделки. Поэтому мы полагаем, что истребование у контрагентов налогоплательщика документов (информации) относительно конкретной сделки после составления справки о проведенной проверке не противоречит НК РФ (при наличии обоснованной необходимости).
Отметим, что ранее в ВАС РФ от 11.02.2010 N ВАС-24/10 указывалось, что в силу положений НК РФ, определяющих выездную налоговую проверку как проверку, проводимую на территории (в помещении) налогоплательщика, справка об окончании этой проверки, составляемая на основании НК РФ, фиксирует окончание мероприятий налогового контроля, как связанных с проведением проверки на территории налогоплательщика. Положения и НК РФ не содержат запрета на истребование в связи с проводившейся проверкой документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках в период с момента вручения справки об окончании проверки и до составления акта по ее результатам, в котором в силу НК РФ и указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.
Однако подход, представленный в ВАС РФ от 11.02.2010 N ВАС-24/10, поддерживается судами и после появления п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 (смотрите, например, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 N 15АП-4798/16, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 N , Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 N 09АП-22838/15).
Мы полагаем, что с учетом более позднего п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 истребованные после окончания выездной налоговой проверки (составления справки о проведенной проверке) и вне рамок дополнительных мероприятий налогового контроля по такой выездной налоговой проверке документы (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, могут быть признаны недопустимыми доказательствами (смотрите также Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 N 09АП-3488/13).
Отметим также, что в Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 N 17АП-5133/08 суд хоть и признал, что инспекцией был нарушен порядок истребования документов у контрагентов, поскольку соответствующие решения о приостановлении проверки или о назначении дополнительных мероприятий не принимались, а требования были выставлены после составления справки о проведенной проверке, но указал, что выставление требований в адрес контрагентов после составления справки о проведенной проверке не нарушает права и законные интересы проверяемого налогоплательщика, поскольку данными требованиями на общество не возлагались никакие обязанности, документы истребовались у иных лиц.

2. Допросы свидетелей

На основании НК РФ налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
В соответствии с НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
Лица, которые не могут допрашиваться в качестве свидетелей, указаны в НК РФ.
Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ ( НК РФ).
Согласно НК РФ показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях.
Как мы видим, показания свидетеля могут быть получены по месту его пребыванию также и в случаях, по усмотрению налогового органа.
НК РФ не содержит положений, запрещающих допрос свидетелей вне территории налогового органа (смотрите, например, Арбитражного суда Уральского округа от 03.09.2015 N Ф09-4350/15 по делу N А60-41278/2014, ФАС Московского округа от 29.08.2011 N по делу N А40-61757/2010). В частности, проведение допроса свидетеля на улице само по себе не свидетельствует о недопустимости данных показаний в качестве доказательства по делу (определение ВС РФ от 03.02.2015 N 309-КГ14-2191).
По мнению ФНС России, представленному в письме от 23.04.2014 N ЕД-4-2/7970@, НК РФ не содержит запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок, однако использование их в качестве доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения по уже завершенной налоговой проверке признается судами неправомерным, доказательства признаются недопустимыми в силу Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждается сложившейся судебной практикой.
Отметим, что судебная практика действительно признает дачу пояснений свидетелей, опрошенных после составления справки о проведенной проверке, недопустимыми доказательствами. Однако суды из содержания НК РФ, с учетом положений НК РФ, делают вывод и о том, что опрос свидетелей, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, осуществляется в пределах срока проведения выездной налоговой проверки (смотрите, например, ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 N Ф03-2248/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 N , Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2012 N 11АП-9087/12).
На наш взгляд, получение налоговым инспектором показаний свидетелей после проведения налоговой проверки (в том числе по месту их жительства) прямо нормам НК РФ не противоречит, но такие доказательства, полученные после составления справки о проведенной проверке и вне рамок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, не могут быть использованы в качестве доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения в рамках проведенной выездной налоговой проверки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

О том, что проверка у вас закончилась, вы узнаете из справки о проведенной проверк еприложение № 7 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ . Ее составляют в последний день выездной проверк ип. 15 ст. 89 НК РФ . Обычно это делает руководитель проверяющей группы. В нее из решения он переносит сведения о предмете проверки ( и ), а также указывает . Причем сроки и проверки в справке оговариваются отдельно. Подписывает справку только руководитель групп ыПисьмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 6.1) .

Вручение справки руководителю

Как правило, в последний день проверки справку вручают руководителю организации/ИП или его уполномоченному лицуп. 15 ст. 89 НК РФ . В ней руководитель организации (ее представитель по доверенност ип. 1 ст. 26 , п. 1 ст. 27 , п. 1 ст. 29 НК РФ ) или ИП должен расписаться. Но может быть и так, что проверяющие уже не находятся на вашей территории. Тогда они могут вызвать руководителя организации/ИП к себе в ИФНС и там вручат ему справку и тоже попросят расписаться в ее получении на своем экземпляр еподп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ . Для этого вам направят уведомление о вызове по утвержденной ФНС форм еприложение № 2 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (подробнее о том, что в нем указывается и , можно узнать в отдельном материале).

Если же организация/ИП проигнорирует вызов в инспекцию или же изначально уклоняется от получения справки, тогда ее направят по почте заказным письмом по адресу места нахождения организации (месту жительства предпринимателя), указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)п. 15 ст. 89 , п. 5 ст. 31 НК РФ . В этом случае датой получения справки будет считается дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении вам письм аПисьмо ФНС от 29.12.2012 № АС-4-2/22690 (вопрос 3) .

Окончание выездной налоговой проверки

Поскольку дата составления справки — это дата окончания выездной проверк ип. 8 ст. 89 НК РФ , то

Оформление результатов выездной налоговой проверки - важный этап проверочных мероприятий. Соблюдение налоговым органом порядка и сроков составления акта по итогам проверки с большой вероятностью гарантирует доначисление и взыскание недоимки с налогоплательщика.

В каком порядке должен быть подготовлен и составлен акт проверки

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки (далее — ВНП) регулируется:

  • Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 100);
  • письмом ФНС РФ «О рекомендациях по проведению ВНП» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (гл. 6);
  • приказом ФНС РФ «Об утверждении форм документов…» от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (приложения 7, 23, 24);
  • письмом ФНС РФ «Рекомендации о порядке организации работы налоговых органов» от 07.08.2013 № СА-4-9/14460@ и др. нормативными актами.

Акт ВНП составляется строго по утвержденной форме (п. 1 ст. 100 НК РФ) в письменном виде, не может содержать описок и исправлений, не подтвержденных подписями проверяющих. Все экземпляры должны быть идентичны по содержанию. Акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен не позднее 2 месяцев со дня составления справки об окончании ВНП.

ВАЖНО! Акт по итогам проведения ВНП составляется и в случае, если контрольными мероприятиями не выявлено нарушений в деятельности налогоплательщика (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Где можно найти заполненный образец акта ВНП

С заполненным образцом акта выездной налоговой проверки вы можете ознакомиться, скачав его по ссылке: Образец акта выездной налоговой проверки .

Акт ВНП состоит из 3 обязательных частей (п. 3 приложения 24).

Вводная часть содержит следующую информацию:

ВАЖНО! Отсутствие обязательной информации может повлечь за собой оспаривание результатов ВНП. Например, в деле № А56-64382/2016 арбитражный суд признал оформление результатов выездной налоговой проверки ненадлежащим, что выразилось в неуказании перечня документов, представленных налогоплательщиком (постановление 13-го ААС от 27.12.2017).

В части 2 (описательной):

  • раскрываются собранные налоговым органом доказательства;
  • приводятся ссылки на нормы законодательства;
  • указываются источники полученных данных.

ФНС РФ рекомендует использовать таблицы, иллюстрации и иные материалы, позволяющие наглядно представить суть деятельности лица, цепочку взаимоотношений и др. Также необходимо указать сведения о проведенных допросах свидетелей, заключениях экспертов (п. 3.2 приложения 24).

Материалы должны излагаться:

  • обоснованно, со ссылками на собранную информацию;
  • объективно;
  • полно;
  • комплексно (в связи с др. доказательствами) и системно (для удобства восприятия);
  • доступно, четко, не допускать двоякого понимания.
  • данные о нарушении законодательства;
  • ссылки на доказательства;
  • анализ бухгалтерских и налоговых данных;
  • итоговую квалификацию правонарушения.

Особые требования к описанию фактов нарушения законодательства

От качества описания обстоятельств нарушения закона, выявленных проверкой, зависит возможность привлечения налогоплательщика к ответственности, поэтому ФНС РФ подробно разъясняет порядок заполнения описательной части акта.

ВАЖНО! В силу п. 2 ст. 54.1 НК РФ налоговому органу необходимо сделать акцент на сборе доказательств, подтверждающих наличие цели неуплаты налога и исполнение договорных обязательств третьими лицами.

Описание каждого факта должно содержать (подп. «а-г» п. 3.2 приложения 24):

  • обстоятельства и способ совершения нарушения;
  • доказательства (ссылки на первичные документы);
  • ссылки на полученную в ходе проверки информацию (протоколы допроса, экспертизы, осмотры и т. д.);
  • финансовый анализ расхождений и расчеты недоимки;
  • квалификацию нарушения.

При составлении акта учитываются данные уточненных деклараций.

По возможности описание правонарушений должно быть понятно лицам, не имеющим специального образования в области бухгалтерского учета и права.

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки в заключительной части акта

Последняя, итоговая часть должна содержать (п. 3.3 приложения 24):

  • данные о лицах, проводящих ВНП;
  • выводы по итогам проверки (в т. ч. ссылки на статьи НК РФ, начисленные суммы недоимки и пени);

ВАЖНО! В акте ВНП может содержаться информация о правонарушениях, предусмотренных ст. 116, 118, п. 1 ст. 119, ст. 19.2, 120, 122, 122.1, 123, п. 1 ст. 126, 129.2 НК РФ (п. 6.5 письма № АС-4-2/13622).

  • информацию о сроках представления возражений;
  • сведения о приложениях (документы передаются на основании указанного перечня).

ВАЖНО! Часть приложений, содержащих информацию о персональных данных, сведения о банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайне третьих лиц, представляется налогоплательщику в виде заверенных выписок (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Акт ВНП должен быть подписан лицами, проводившими проверку (в т. ч. сотрудниками органов внутренних дел, входившими в группу), и представителем проверяемого лица (п. 7.1 письма № АС-4-2/13622).

ВАЖНО! Факт подписания акта со стороны налогового органа иным лицом расценивается как нарушение внутреннего регламента, а не требований НК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11).

Последствия нарушения порядка составления акта

В соответствии с п. 4 ст. 100 НК РФ требования к форме и порядку составления акта установлены приказом № ММВ-7-2/189@. Как указал ФАС ВСО в постановлении от 05.03.2013 по делу № А19-9755/2012, процедура оформления результатов ВНП заключается в системном описании в акте подтвержденных документами фактов правонарушений. Лицу предоставляется право заявлять возражения и участвовать в рассмотрении собранных в ходе проверки документов.

Нарушение этих положений повлечет отмену решений налогового органа. Например, суды поддержат налогоплательщика при отсутствии в акте описания факта самого нарушения (решение АС г. Москвы от 25.04.2012 по делу № А40-523/11-20-3), анализа расхождения сумм (постановление ФАС ЦО от 19.04.2013 по делу № А09-1952/2012).

Процедура окончания проверки. Содержание справки об окончании ВНП

Процедура окончания выездной налоговой проверки включает в себя составление справки, которая передается налогоплательщику в последний день ВНП. Дата составления справки является датой окончания проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ).

  • о предмете проверки (налогах и периоде);
  • всех приостановлениях, возобновлениях, продлениях;
  • датах начала и окончания ВНП.

Справка подписывается руководителем группы проверки и налогоплательщиком, незамедлительно передается проверяемому лицу. При уклонении лица от получения документа справка отправляется заказным письмом (п. 6.2 письма № АС-4-2/13622) либо по каналам телекоммуникационной связи.

Вручение акта по результатам ВНП

Налоговому органу отводится 2 месяца на составление акта ВНП (3 месяца для консолидированной группы налогоплательщиков) с момента составления справки об окончании проверки. Акт передается налогоплательщику не позднее 5 дней (10 дней для консолидированной группы налогоплательщиков) с момента составления (п. 5 ст. 100 НК РФ). ФНС РФ рекомендует вручать акт в момент подписания сторонами (п. 7.2 письма № АС-4-2/13622).

Если налогоплательщик уклоняется от подписания и получения акта, документы направляются заказным почтовым отправлением (днем получения будет считаться 6-й день с момента отправки). В акте делается отметка об отказе лица в подписании и (или) получении.

Вместе с актом налогоплательщику передаются копии документов и (или) выписки из них (в случае обеспечения сохранности банковской, налоговой тайны и персональных данных третьих лиц).

ВАЖНО! Отсутствие лица по месту регистрации и уклонение от получения почтовых отправлений не признаются уважительными причинами (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61, постановление АС ВСО от 24.07.2015 по делу № А78-10189/2014).

Действия налогоплательщика при оформлении результатов ВНП

Налоговый орган должен ознакомить налогоплательщика с результатами ВНП, о чем делается соответствующая отметка в справке и акте. Вместе с актом лицу передается извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки (п. 7.4 письма № АС-4-2/13622).

ВАЖНО! Если ВНП не выявила нарушений, рассмотрение материалов проверки с участием налогоплательщика не проводится.

На основании п. 6 ст. 100 НК РФ проверяемое лицо вправе в месячный срок со дня получения акта направить свои возражения с приложением копий подтверждающих документов в инспекцию. Налогоплательщик вправе ходатайствовать перед налоговым органом об отложении рассмотрения материалов проверки для представления дополнительных доказательств (п. 2 письма № СА-4-9/14460@).

Оформление дополнительных мероприятий налогового контроля

Дополнительные контрольные мероприятия проводятся на основании отдельного мотивированного решения руководителя инспекции ФНС. Срок проведения — не более 1 месяца.

В решении должны быть указаны причины невозможности рассмотрения результатов ВНП без получения новых доказательств (п. 6 ст. 101 НК РФ):

  • допроса свидетеля;
  • запроса документов;
  • либо экспертного заключения.

Решение направляется проверяемому лицу. ФНС РФ рекомендует одновременно пересылать уведомление о вызове для ознакомления с материалами проверки и новым уведомлением о рассмотрении материалов проверки (п. 5 письма № СА-4-9/14460@).

ВАЖНО! Дополнительные контрольные мероприятия не могут быть направлены на выявление новых правонарушений (см. постановление АС Уральского округа от 26.05.2017 по делу № А76-9954/2015).

С 03.09.2018 составляется дополнение к акту налоговой проверки, в котором отражаются (п. 6.1 ст. 101 НК РФ):

  • начало и окончание дополнительных контрольных мероприятий;
  • сведения об осуществленных допмероприятиях;
  • полученные дополнительные доказательства, подтверждающие факт нарушения налогового законодательства;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению нарушений;
  • ссылки на статьи НК РФ, которыми предусмотрена ответственность за выявленные нарушения.

На составлении документа проверяющему дается 15 дней с момента окончания мероприятий. В течение 5 дней с момента составления дополнение к акту налоговой проверки передается проверяемому лицу.

Существенные и несущественные нарушения при составлении акта

Несмотря на сформулированные требования к акту проверки, не все нарушения позволят оспорить результаты проверки и послужат основанием для отмены итогового решения.

К нарушениям, позволяющим бесспорно отменять решения, п. 14 ст. 101 НК РФ относит необеспечение возможности проверяемого лица принимать участие в рассмотрении материалов проверки и отсутствие у него возможности дать объяснения. В остальных случаях налогоплательщик обязан доказать наступление существенных негативных последствий, вызванных несоблюдением процедуры проверки.

Приведенная выше судебная практика указывает на возможность отмены решений налоговых органов из-за отсутствия в акте:

  • описания факта нарушения;
  • неопровержимых оснований для расчета недоимки.

Нарушение сроков проведения проверки, скорее всего, не будет признано существенным (постановление 4-го ААС от 09.06.2016 по делу № А19-13655/2015).

Как видим, акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен с учетом требований НК РФ. Отсутствие обязательной информации недопустимо, поскольку может стать основанием для оспаривания результатов проверки.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об