Основы подготовки к публичной речи: как достигнуть цели. Подготовка к выступлению

В наши дни людям интеллектуального труда нередко приходится выступать перед коллегами, начальством, подчинёнными, перед детской и взрослой аудиторией. Процесс этот всегда волнительный, что неудивительно, ведь от выступления нередко зависит судьба человека, зависит его карьерный рост, да и просто внимание аудитории. Как же сделать своё выступление ярким и незабываемым?

Существует несколько этапов подготовки выступления, которые определяют его исход. Что это за этапы? Об этом далее.

И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть.
Блез Паскаль

Подготовка текста для речи и его отработка

Естественно, что любая хорошая речь готовится заранее, а потому важно сесть и составить план выступления. Он должен состоять из вступления, срединной части и заключения. Особый акцент следует сделать, конечно, на вступление: оно должно быть ярким, цепляющим внимание. Именно по вступлению зрителям станет понятно: стоит слушать выступающего или лучше сразу уткнуться в телефон и пообщаться с недавним знакомым из сети.

При подготовке текста выступления не менее важно обратить внимание и на следующие факторы:

  1. «Кто мои слушатели»
    Важно понять перед кем предстоит выступать будущему оратору. Если выступление происходить в школе для учеников, то важно учитывать детский возраст и особенности развития каждой из возрастных категорий. Речь должна быть доступна ученикам, они должны чувствовать, что выступающий гость на одной с ними волне. Только в таком случае внимание слушателей будет захвачено в тугой кокон повествования.
  2. «Идея»
    Каждое выступление содержит в себе какую-либо идею, а потому важно заранее определить главную идею текста, чтобы при выступлении она была подчёркнута явно, и у слушателей не возникало вопросов: «О чём он? Зачем он это говорит? В чём смысл?»
  3. «Подзаголовки»
    Не менее важны в тексте и подзаголовки. Они помогают разделить огромную громаду на несколько частей, что упрощает восприятие текста при произведении его на публике и помогает, оттолкнувшись от опорных точек двигаться вперёд.
  4. «Ключевые слова»
    Сразу следует определиться и с ключевыми словами текста, которые нужно будет повторить несколько раз для лучшего запоминания слушателей.
  5. «Яркие примеры»
    Как известно, примеры являются не самым лучшим способом доказательств, но самым действенным, а потому без примеров не обойтись. Важно, чтобы примеры были яркими, новыми, не успевшими приесться окружающим. Лучше, если это будет личной находкой оратора.
  6. «Зрительное восприятие»
    Для того, чтобы акцентировать внимание на тех или иных моментах, неплохо использовать иллюстрации в виде схем, графиков или рисунков.
  7. Напишите полный текст повествования , расставляя акценты на том или ином пункте повествования.

Время

При подготовке выступления, его важно просчитать до мелочей, и при необходимости сократить, если речь не идёт, конечно, о двухчасовом докладе, предусмотренным для определённой, готовой к такому развороту, аудитории:
  • В идеале речь должна длиться не более пятнадцати минут – это то время, когда без труда можно удерживать внимание аудитории.
  • Если же предполагается, что лимит будет явно превышен, то следует сделать деление во времени и вставить в текст лирические отступления, ряд изображений и тому подобное, чтобы внимание переключалось с одного вида повествования на другое. Тогда угасание его будет значительно медленнее.

Каков человек, такова его речь.
Сократ

Место выступления

Место выступления также повлияет на то, как будет строиться повествование и пройдёт само выступление, а потому неплохо познакомиться с местом выступления заранее. Надо понять, где удобнее встать, куда пройти в случае необходимости, как не загородить при повествовании ряды изображений и т.п.

Если выступление будет происходить за кафедрой или трибуной, важно обратить внимание на то, не слишком ли она высока. Если это так, то лучше предварительно попросить специальную, крепкую подставку, чтобы не возникало комичной ситуации «говорящая голова».

Если при выступлении придётся сидеть, то важно помнить, что сидеть нужно открыто и прямо. Не следует опирать всем телом на стол или сцеплять руки в замок. Это может действовать раздражающе на слушателей.

Одежда

Одежда должна быть удобной, ведь если выступающий будет ощущать дискомфорт, то это может сказаться на качестве его выступления. А потому не стоит одевать на выступление новую одежду, это может заметно стеснить движения. Именно поэтому на первое место ставится удобство.

Вместе с тем, одежда должна быть уместной. Не стоит надевать яркое платье или костюм на серьёзное выступление, потому что оно будет сильно отвлекать аудиторию от основного повествования. Лучше для серьёзных выступлений выбирать официально-деловой стиль.

Видео: Как подготовиться к публичному выступлению

Итог

Итак, для того, чтобы выступление прошло благополучно, следует тщательно подготовить выступление, учесть интересы аудитории, найти интересные и яркие подходы, правильно выбрать стиль одежды для конкретного мероприятия, и кратко изложить нужный материал. И, конечно, выступая перед публикой важно чувствовать себя уверенно. Не стоит нервно переминаться с ноги на ногу, семенить при выходе к аудитории и чуть слышно произносить свою речь. В противном случае люди начнут дремать уже на первых минутах выступления, что смело можно считать провалом.

Рано или поздно перед каждым из нас возникает вопрос: перед живой аудиторией.

Человек, развивающийся и шагающий по пути личностного роста, непременно приходит к тому, что умение выступать публично – одна из ступенек в его движении вперед и вверх.

Как подготовиться к выступлению Типичные ошибки

Тут-то и необходимо выяснить: , какой использовать и как обойти типичные ошибки.

Главные ошибки.

1. Отсутствие подготовки.

Если человек много знает в своей области, является профессионалом и даже экспертом в своем деле, честь и хвала ему! Но публичное выступление – особое искусство, навык, который требует внимания, усилий, опыта.

Глубоко зная материал, человек не всегда может интересно и легко его преподнести аудитории. Это умение имеет свои нюансы и подводные камни. Подготовка даст понимание недостатков и как от них избавиться.

2. Отсутствие цели выступления.

Если выступление делается только ради того, чтобы выступить, покрасоваться на публике или человек выступает, лишь потому, что его пригласили – это не , а пустая трата времени своего и слушателей.

Перед выступлением определитесь с целью. Что вы хотите? Развлечь. Подтолкнуть к размышлениям. Привлечь внимание к проблеме. Внедрить идею. Донести информацию. Чему-то научить. Продать свой товар, информационный продукт.

3. Отсутствие плана выступления.

Выступление без плана похоже на движение без маршрута или на дрейф шлюпки без весел, куда ветер дунул, туда и плывем. План необходим и обязателен.

Вы можете его подготовить в виде тезисов, интеллект-карт, презентации, оформить в виде знаковой системы или рисунков (пиктограмм).

Главное, чтобы план был на выступлении. Можно даже им не пользоваться и не заглядывать в него. Это тыл, уверенность, шпаргалка, которая позволяет лучше владеть собой, подготовленным текстом и аудиторией.

4. Неграмотное оформление презентации.

Большое количество текста. Замените его на одну кратко изложенную мысль.

Стандартные шаблоны. Экспериментируйте, выдумывайте, изменяйте!

Неподходящая цветовая гамма – слишком кричащая или наоборот блеклая, незапоминающаяся.

Трудный шрифт, неверный его размер.

Избыток слайдов. Здесь работает правило: "лучше меньше, да лучше". :-)

5. Выступающий не репетировал свою речь.

Из-за этого он не всегда укладывается в отведенное . Его выступление прерывается незапланированными паузами. Страдает качество речи, так как не все, что красиво написано на бумаге, так же воспринимается на слух.

6. Отсутствие контакта со слушателями.


Чтение, не отрываясь от текста, взгляд по верх голов или на заднюю стенку зала.

Эта ошибка – путь к тому, что речь воспринимается, как сухая, лишенная жизни, эмоций, оторванная от насущных задач и вопросов, волнующих аудиторию.

Необходим зрительный контакт со слушателями, вопросы в зал, интересные случаи, шутки, примеры из жизни и, конечно же, улыбка.

7. Техническая неподготовленность.

Выступающие очень часто ощущают себя «не в своей тарелке», если заранее не познакомились с местом выступления. Лучше всего провести мини-репетицию в зале, где ожидается выступление, прочувствовать акустику, пройтись по сцене, взглянуть в зал.

Обязательно уточните наличие микрофона и необходимых для презентации технических средств сопровождения. Без должной технической подготовки, любая отлично подготовленная речь может провалиться. Позаботьтесь об этом заранее.

Сегодня вы узнали или повторили заново, и избежать типичных ошибок. Желаю вам успехов и благодарных слушателей! Поделитесь своим опытом публичных выступлений в комментариях. Думаю, для многих будет интересно.

P.S. Друзья, посетите сайта, почитайте свежие публикации и узнайте, кто вошел в ТОП лучших комментаторов текущего месяца.

Для удобства поиска статей воспользуйтесь .

P.P.S.Если статья вам понравилась - комментируйте и нажимайте кнопочки соцсетей, если не понравилась - критикуйте и нажимайте на кнопочки соцсетей, чтобы обсудить и высказать свое мнение. Благодарю!

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы:

Докоммуникативную, т.е. фаза планирования и подготовки публичного выступления и коммуникативную - реализация данного выступления.

В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора:

  • - тема и цель выступления;
  • - участники коммуникации, аудитория;
  • - условия: место и время.

Работа на этом этапе носит характер учета и оценки объективных данных, тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес как для самого выступающего, так и для его слушателей.

Следует помнить и том, что состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

Выступление, как правило, имеет три составляющих:

  • 1. Задача, или цель, речи;
  • 2. Тема или проблема;
  • 3. Метод выступления.

Цель речи состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить - побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили точку зрения. Знание цели усиливает внимание. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха.

Стержневая идея - это основной тезис, который необходимо ясно и четко сформулировать с самого начала. В речи допускается несколько стержневых идей, но для эффективности выступления их должно быть не более трех.

Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению, его характер. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в непроизносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Сформулировать основной тезис выступления означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • - Фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления
  • - Суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти.
  • - Мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

Тема выступления должна быть конкретизирована, интересна, и абсолютно понятна для аудитории. Оратор, безусловно, должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Для того, чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом. Так же, необходимо участь, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей. Тему выступления следует выбирать очень тщательно. Название речи должно быть ясным, четким, и по возможности лаконичным. Если есть соответствующая возможность, то свой выбор лучше остановить на том, что хорошо знакомо и интересно самому выступающему. Тогда более вероятно, что все сказанное произведет должное впечатление и на остальных. Затем, нужно попробовать сузить тему выступления, чтобы она представляла наибольший интерес для слушателя. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию. Если есть такая возможность, то обдумыванию своего выступления следует посвятить достаточно продолжительное время. Речь должна вызреть. Необходимо выбрать тему, обдумывать ее в свободное время, сделать ее предметом бесед, записывать пришедшие в самое различное время мысли, примеры, соображения. За это время появится множество новых идей. В процессе выбора темы и определения целевой установки рекомендуется проконтролировать себя вопросами:

  • - Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?
  • - Достаточно ли я знаю по данному вопросу и могу ли я заручиться достаточными данными?
  • - Смогу ли я уложиться в отведенное время?
  • - Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
  • - Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателя?

Итак, подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Поэтому при планировании публичного выступления значительную роль играет анализ аудитории. Важно определит, что интересно и полезно людям, что им нравится и, наоборот, что не производит на них никакого впечатления.

Анализ аудитории может идти по ряду параметров: возраст, пол, религиозная и культурная основа, интеллектуальный уровень, профессия, национальность, политическая ориентация, уровень осведомленности в данном вопросе, социальное и экономическое положение. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей, тем легче выступать.

Существенный признак аудитории - количественный состав слушателей. Малочисленной аудиторией легче управлять, но при этом оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с "листа" перед небольшим количеством слушателей.

После анализа следует приспособить выступление к аудитории, выбрать соответствующий код - общий или профессиональный, простой или сложный.

В процессе речи параллельно анализируется реакция слушателей, и вносятся соответствующие коррективы. Кроме того, если есть соответствующая возможность, следует заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой аудитории, что поможет лучше понять специфику предстоящего выступления.

Оценка темы, цели выступления и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы - «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

  • 1. Поиск и подбор материалов. Основными источниками, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи, являются:
    • - официальные документы;
    • - научная, научно-популярная литература;
    • - справочная литература: энциклопедии, словари по различным отраслям знаний, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;
    • - художественная литература;
    • - статьи из газет и журналов;
    • - передачи радио и телевидения;
    • - результаты социологических опросов;
    • - собственные знания и опыт;
    • - личные контакты, беседы, интервью;
    • - размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению необходимо использовать и так называемый местный материал, т.е. имеющий отношение к слушателям. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными - трудоемкий этап подготовки публичного выступления, который требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению необходимо начинать заранее.

Данный этап подготовки во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи, критически осмысливает материал, выясняет основные проблемы.

2. Композиционно-логическое оформление речи. При планировании выступления необходимо определить метод - выбор ключевых слов и их подачу.

Для информационной речи такими словами могут быть, например - анализ, демонстрация, объяснение, суммирование, сравнение, описание, обсуждение, перечисление, показ и т.д.

Цель убеждающей речи может включать такие слова, как принять, сделать, вступить, поддержать, согласиться, внести вклад, помочь, защитить, предложить, разделить мнение, выступить за и т.д.

Возможны интонационные окраски выступлений:

  • - мажорная;
  • - беспечная или юмористическая;
  • - шутливая;
  • - сердитая или упрекающая;
  • - мрачная;
  • - торжественная;
  • - предостерегающая;
  • - просительная.
  • 3. Использование фактологического материала. Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Крайне важно помнить, что место и время - это ключевые факторы успешного выступления. На речь влияют обстановка, освещение, температура в помещении и пр. Небольшая комната располагает к спокойному, тихому тону, к беседе, а большой зал настраивает на громкий голос, на наступательный, ораторский стиль. Если выступление планируется перед небольшой группой слушателей, то необходимо выбрать небольшое помещение. Ничто так не гасит энтузиазм, как обширные помещения и пустые кресла в зале. Лучше поставить плотно стулья в небольшом помещении, чем рассадить слушателей в большом зале. Аудиторию нелегко расшевелить, если она разбросана по залу, поэтому прежде чем начать выступление, попросить слушателей перейти вперед и сесть поближе к выступающему.

Человек, находящийся в большой аудитории, может утратить свою индивидуальность. Он становится частью толпы, и в этом случае на него значительно легче воздействовать, чем, если бы он был отдельным индивидуумом. Он будет смеяться и аплодировать по поводу таких вещей, которые его совершенно не тронули бы, если бы он был только одним из слушающих оратора.

Имеет значение время дня и день недели. Ранним утром труднее овладеть вниманием аудитории, а после обеда его легко потерять. Поэтому в таких ситуациях следует использовать возбуждающие приемы - юмор, драматизацию, необычный материал.

Для того, чтобы чувствовать себя более уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться, оценить обстановку и т.д.

Подниматься на трибуну необходимо только в том случае, если аудитория довольно велика и в связи с этим возникает необходимость для оратора стоять на возвышении. В ином случае, лучше стоять рядом со своими слушателями, превратив выступление в беседу.

Докоммуникативная фаза, для своей большей результативности непременно должна завершаться репетицией предстоящего выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, но так же можно использовать и средства аудио- или видеозаписи. Это очень эффективный способ проконтролировать хронометраж, грамотность построения речи и качество выступления.

Коммуникативная фаза - это непосредственно произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д. Можно сказать, что она прогнозируема лишь в некоторой степени, и ее успех во многом зависит от находчивости, сосредоточенности оратора, от остроты его ума и уровня подготовленности. В любом случае, не стоит рассчитывать на заранее запланированное линейное развитие выступления. По возможности необходимо предусмотреть все возможные нюансы.

Каждому из нас, время от времени, приходится выступать публично. Однако далеко не многие задумываются над тем, что успех выступления напрямую зависит от того, насколько тщательно была проведена к нему подготовка. О том, как подготовиться к публичному выступлению, как успокоиться перед ним, как найти подход к конкретным слушателям, как завоевать их внимание, вызвать у них живой интерес, напряженную работу мысли и эмоциональный отклик и пойдет речь в данной статье.

Как подготовиться к публичному выступлению по шагам

Для этого необходимо придерживаться следующих несложных рекомендаций:

Уделите как можно больше внимания подготовке своей речи: выделите главную ее идею, составьте ее план, определите основные слова, которые в ходе выступления вы повторите несколько раз, чтобы присутствующие запомнили то, о чем вы им рассказывали.

Дополните свой рассказ примерами из жизни, из истории и литературы, это поможет сделать ваше выступление более живым и интересным. Кроме того, подготовьте все необходимые схемы, графики и иллюстрации для зрительного закрепления информации.

В конце полностью перепишите свою речь на небольшой листок или на несколько твердых карточек, которые вам будет удобно держать в руках.

Прорепетируйте свое выступление. Для начала, произнесите свою речь несколько раз вслух, стоя перед зеркалом: это позволит вам привыкнуть к тексту и прочувствовать все его нюансы. Для того, чтобы отшлифовать фразы, интонацию и мимику, попробуйте записать свое выступление на диктофон или на видеокамеру.

Чтобы побороть страх публичных выступлений, изучите помещение, в котором вы будете выступать, и место на котором вы будете находиться во время выступления. Убедитесь в том, что все слушатели смогут вас хорошо видеть. Если вам придется выступать за трибуной, позаботьтесь о том, чтобы вас было видно по грудь: при необходимости, попросите, чтобы под ноги вам установили надежную подставку. «Говорящая голова» за трибуной выглядит нелепо и удерживает внимание слушателей и зрителей не более двух-трех минут.

Уделите особое внимание одежде, которая будет на вас во время выступления. Избегайте массивных украшений или ярких, бросающихся в глаза деталей в своем костюме: они отвлекают внимание слушателей от вашей речи. Одевайте только удобные вещи, которые не доставляют вам внутренний дискомфорт. Хороший, ладный, хорошо сидящий, стильный костюм поможет сформировать положительное отношение слушателей и поспособствует успеху вашего публичного выступления.

Отдохните перед выступлением. Постарайтесь хорошо выспаться, пораньше встать, без спешки собраться и добраться до места вашего выступления. Непосредственно перед выступлением еще раз прочтите свою речь.

Зная, как подготовиться к публичному выступлению, вы сможете снизить свое волнение, почувствовать себя уверенно и произвести на слушателей незабываемое, яркое впечатление.

Искусство публичного выступления

Думается, абсолютно любому из нас наверняка знакомо чувство глубокого ужаса, которое овладевает при необходимости выступить на публике. Пульс в подобные моменты значительно учащается, руки дрожат, язык заплетается. Соединить несколько слов во вполне осмысленный текст кажется задачей почти невыполнимой. Как же успокоиться перед публичным выступлением?

Как ни диковинно это звучит, но такой страх перед публичным выступлением - одна из наиболее распространенных фобий на планете. Любой из нас, кому приходилось выступать ранее перед аудиторией, непременно испытывал волнение, а порой даже страх.

При том вы скорее всего ощущаете именно неподдельный страх, ибо, если человек чувствует просто очень сильное волнение то тогда его мозг начинает функционировать гораздо более активно чем обычно, а в настоящий момент наблюдается совершенно обратная реакция.

Конечно, имеется достаточно способов, которые позволят подготовиться к публичному выступлению и успокоиться. Используя их комплексно, вы можете слегка, успокоится перед вашим выступлением. Необходимо сразу сказать, что наиболее эффективный метод - это простая практика.

Чтобы избавиться от страха вам нужно постоянно его преодолевать. Примерно по окончании пятого-шестого непременно регулярного выступления перед большой аудиторией боязнь исподволь начнет идти на убыль с каждым разом.

Чтобы успешно выступить, вам нужно хорошо знать материал, отрепетировать, что бы прямо в волнующий момент вас не занимали посторонние мысли. Лучше все-таки отрепетировать свое выступление несколько заранее, тщательно продумав все вплоть до мелочей: начиная с речи, движений, выражения лица и многого другого. Выходя к зрителям просто представьте, что непосредственно прямо перед вами находятся неплохо вам знакомые и несомненно благожелательные люди.

Каждому из нас в подобной ситуации порой кажется, что непременно отмечают наше волнения и различные недостатки. В реальности это совсем не так, давайте, вспомните себя в роли зрителя.

Если нужно подготовиться к публичному выступлению, и успокоиться перед ним, прямо перед представлением сделайте немножко элементарных физических упражнений (если имеется такая уникальная возможность), это в значительно степени поможет вам сбавить часть нервного напряжения.

Быстро подвигаем своей челюстью вперед-назад, данное упражнение поможет вам немного расслабить лицевые мышцы. Энергично давайте походим взад и вперед, сильно помашем руками. Теперь вы знаете, как успокоиться перед выступлением. И знаете, что все у вас получится!

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.

Экспромт – выступление без подготовки.

План-конспект выступления – заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.

Текст выступления – готовится полный текст выступления, который затем полностью зачитывается.

Воспроизведение наизусть – выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Естественно, возможны и комбинации различных способов.

Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и ответственности выступления. Менее подготовленные лекторы, менее уверенные в себе предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступление на-

изусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. П. Сопер считал, что план-конспект – это тот идеал, к которому должны стремиться все лекторы.

Подготовка к выступлению начинается с обдумывания.

Обдумывание выступления

Предположим, вы узнали, что вам необходимо выступить с небольшим сообщением. С чего начать подготовку?

Не следует с самого начала идти советоваться с кем-либо, как вам выступать. Сначала обдумайте свое выступление наедине. Если необходимо посоветоваться, то имеет смысл советоваться только по целому выступлению.

Не надо также начинать с того, чтобы искать литературу по теме вашего выступления. Это можно сделать, но потом, на завершающей стадии, когда вы действительно почувствуете, что в чем-то вам не хватает материала или идей. Здесь стоит прислушаться к совету Д. Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей».

Для выступления выбирайте 1–2 аспекта или вопроса, не более. Так будет легче и вам, и это облегчит задачу восприятия вашего выступления слушателям.

Всегда важно, выступая, иметь «резервные знания» – материала у вас должно быть минимум на треть больше того, который, по вашим расчетам, необходим для выступления. Вы должны знать по этому вопросу и быть готовы рассказать больше, но в выступлении вы должны себя сознательно ограничить, рассказать только часть того, что вы знаете. Д. Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают выступающему особую уверенность, «возникает ощущение, которое трудно описать – вы будете заряжены позитивно». Об этом же писал О. Эрнст: «С избытком подбирайте материал, это позволит уверенней обращаться с ним».

Обдумывая будущее выступление, следует разбить его мысленно на тематические комплексы, причем их должно быть немного, лучше три-четыре, не больше: «сначала скажу о..., потом о..., затем о..., и, наконец, расскажу о...».

Д. Карнеги советует также заранее высказывать себе отношение к содержанию того, о чем вы будете говорить, то есть высказывайте свою оценку той или иной мысли, с которой вы выйдете к слушателям: «Очень важно иметь в виду...», «Самое главное в том, что я хочу вам сказать...»,

«Я глубоко убежден в правильности мысли о том, что...» и т. д.

И еще один практический совет: то, что хотите сами лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, чаще упоминайте в разговорах с людьми, высказывайте основные мысли своего выступления друзьям, родственникам. Основные мысли надо проговорить до выступления, это позволит вам их лучше осмыслить и сформулировать.

Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз – растяните это на несколько дней, делайте перерывы в подготовке, готовьте свое выступление блоками – так вы лучше его запомните.

Подготовка конспекта выступления

Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересуют и которые могут стать предметом вашего публичного выступления.

«Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги – так будет легче их собрать и расклассифицировать», советует Д. Карнеги. Не надо вести предварительные записи в тетрадях, блокнотах и т. д. – так нельзя будет быстро найти то, что вам нужно, придется все перечитывать. Записи на клочках бумаги, отдельных листочках – оптимальный способ подготовки. В верхней части листочка напишите карандашом или цветной ручкой, к какой теме относится данная запись, так вы легко потом соберете вместе записи на одну тему (например: «Приватизация», «Частная школа», «Русский характер» и т. д.). Не надо вести предварительные записи на хорошей бумаге – это отвлекает от сущности. Записи должны быть разного формата, размера – так тоже легче их различить и разложить по темам.

Большую пользу могут оказать краткие письменные резюме прочитанного, которые тоже следует записать на листочки. П. Сопер писал: «Если вы прочтете 1000 слов и затем напишите 50 слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать,вероятно, больше, чем если прочтете 10000 слов и не запишете ни одного», ... Самый процесс составления заметок обострит ваше внимание» (с. 94).

Как технически подготовить конспект выступления?

Предположим, у вас есть тема выступления. Поступайте следующим образом.

1. Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. Такой перечень должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классифика-

ции. Включите туда все, что сможете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно – оно может понадобиться впоследствии.

    Отберите главное и выпишите перечень главных пунктов. Оставьте между ними место и после того, как главные пункты будут записаны, впишите под каждым из них второстепенные, выделяя их из общего перечня.

    Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу из первичного перечня фактов.

4. Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходимое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему материал. Удобно использовать в этом случае стрелку на полях, которая указывает на данный пункт – это означает, что необходимо сюда добавить, внести материал.

    Разбейте план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать потому, что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже.

    Разрабатывая план основной части выступления, проследите, чтобы логичным был переход от одной мысли к другой. Используйте нумерацию вопросов («сейчас переходим ко второму вопросу») либо задавайте вопросы типа «Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал?».

Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение имели подкрепление вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т. д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.

Следует также соблюдать некоторые требования к языку составляемого конспекта. Лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и осмысленные вами мысли.

Как пользоваться конспектом? Разные лекторы пользуются своими записями по-разному. Всемирно известный актер Ч. Чаплин, например, очень боялся микрофона и все его речи были им предварительно полностью написаны, он выступал по полному тексту. Великолепный лектор Илья Ильич Мечников готовился к каждой лекции тщательнейшим

образом, но записей или конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал. Известный советский химик А. Н. Реформатский писал полный текст лекции, дома читал лекцию семье, брал ее в аудиторию с собой, держал перед собой на кафедре, но не заглядывал. Историк В. О. Ключевский читал полностью написанный текст с листа, но при этом как бы рассказывал. Физиолог И.М. Сеченов сначала вышептывал лекцию в процессе подготовки, а потом читал без конспекта. Прекрасный оратор В. И. Ленин готовил тезисы на маленьких листах бумаги и выступал, изредка заглядывая в них.

Если говорить о чисто технической стороне, то удобнее всего иметь план-конспект на небольших листках, чтобы их можно было взять в руки, сойти с ними в зал, изредка заглядывая в отдельные записи. Д. Карнеги подходил к использованию конспекта более жестко – он полагал, что конспект нужен на этапе подготовки к выступлению, а во время выступления в него лучше не заглядывать, а записи лучше вообще держать в кармане. Он сравнивал записи лектора с топором и пилой в пассажирском вагоне поезда – «это аварийные инструменты». Использование лектором записей, по его мнению, на 50% уничтожает интерес к выступлению. В последнем, конечно, Д. Карнеги прав, но рекомендовать выступать без конспектов и записей все же, видимо, нельзя – это могут только опытные ораторы, многократно выступающие на одну и ту же тему. Оптимально, видимо, иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.

Выработка уверенности в себе

Выступление перед аудиторией всегда волнует человека. С волнением не надо очень бороться. Оно в значительной степени может даже помочь в выступлении. Надо просто принять ряд мер, чтобы повысить свою собственную уверенность при появлении перед аудиторией.

Все специалисты по публичному речевому воздействию рекомендуют в один голос – «Набирайтесь опыта!».

Сначала надо научиться громко и отчетливо задавать вопросы в большой аудитории. В этом надо практиковаться, тем более что вопрос – это краткое речевое произведение и его можно заранее всегда приготовить. Очень важно поднять руку и громко задать вопрос.

Просите при удобном случае слова и произносите крат-

кие реплики – две-три фразы, не более. Их тоже можно заранее подготовить.

Участвуйте в дискуссиях, высказывайте свое мнение – сначала хотя бы в такой форме: «Я согласен с...», «Мне кажется, прав тот, кто считает...», затем постепенно переходите к небольшим выступлениям.

Обсуждайте то, что вы хотите высказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которых вы не стесняетесь, которые вас всегда поддержат: «Я вот хочу выступить и предложить, чтобы...».

Надо ли репетировать свои выступления? Конечно, надо. Как это лучше делать?

Репетируйте речь про себя, идя по улице. Уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами.

Д. Карнеги советует: играйте в семье в произнесение речей; многократно произносите наедине трехминутные речи на темы, в которых вы хорошо разбираетесь; затем произносите эти речи перед друзьями. Можно ли тренироваться перед зеркалом? Лучше не надо: зеркало отвлекает; для тренировки перед зеркалом необходим значительный навык; да и ведь зеркала перед вами не будет, когда вы будете выступать. О. Эрнст вообще считает тренировку оратора перед зеркалом вредной.

Мы часто произносим яркие и вдохновенные речи после события. Лучше произнести такую речь до события, а потом во время события.

Психологическая и физическая подготовка к выступлению

Вот наступает день вашего выступления. К выступлению нужно прийти в хорошей психологической и физической форме.

1. Не бойтесь слушателей: еще ни разу в истории они никого не съели. О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики». Одна молодая учительница, проводя первый самостоятельный урок в школе, держала перед собой небольшую бумажку, в которую иногда заглядывала. Урок прошел успешно, и ученики, окружив ее на перемене, спросили, что было написано в бумажке и почему она туда заглядывала. Учительница протянула им бумажку, на которой было крупно напи-

сано ее собственной рукой: «Не бойся, они тебя не съедят». Действительно, поймите, никто вас не съест.

2. Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи. Помните, что для слушателей важнее всего представляемая вами позиция, ваши идеи, а потом уже вы сами. Им интересно то, что вы говорите, а не то, как вы говорите. Ваша особа их мало интересует, они видели всяких.

«Представьте себе, вы – посыльный, который должен вручить некое послание. Мы не обращаем на посыльного особого внимания, нас интересует содержание телеграммы. Вся суть в послании. Сосредоточьте на нем ваше внимание. Держите его в вашем сердце. Знайте его, как свои пять пальцев. Верьте в него. А затем говорите, убежденно и решительно. Поступайте так, и десять шансов против одного, что вы вскоре станете хозяином положения и будете владеть собой» (Д. Карнеги, с. 297).

    Скажите слушателям не все. Оставьте себе «резервные знания» – мысль о них укрепит вашу уверенность. Будьте готовы к тому, что вы расскажете лишь некоторую часть того, что могли бы, сознательно ограничьте себя.

    Не готовьтесь в день выступления.

    За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел – это рассеет ваше внимание.

6. Не ешьте перед ответственным выступлением. Вспомним Остапа Бендера – как известно, когда он был голоден, он испытывал приступы красноречия. Д. Карнеги иронически замечает, что если вы хорошо поедите перед выступлением, то кровь, которая должна циркулировать в вашем мозге, опускается вниз и начинает борьбу с бифштексом и картофелем.

7. Если волнение все-таки не оставляет вас, постарайтесь избежать нервных движений – они будут способствовать усилению вашей неуверенности. Для этого лучше всего занять руки: шевелите пальцами за спиной либо пальцами ног, держитесь за стул или за трибуну, зажмите в кулак монету, какой-нибудь другой маленький предмет. Это поможет вам справиться с волнением.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об