Региональный инвестиционный налоговый кредит целесообразность закона. Инвестиционный налоговый кредит в российском законодательстве

Материалы семинара-практикума «Практика коммерческой оценки и экспертизы инвестиционных проектов». Раздел «Предоставление инвестиционного налогового кредита».

Данный материал является составляющей частью методических материалов в составе комплекта программного продукта «Альт-Инвест-Прим».

Понятие инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в Налоговом Кодексе, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Условия предоставления кредита

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  1. проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  2. осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  3. выполнение этой организацией особо важного заказа по социально — экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
Величина предоставляемого кредита

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставленпо налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам .

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

  1. по основаниям, указанным в подпункте 1) — на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
  2. по основаниям, указанным в подпунктах 2) и 3) — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Сроки и стоимость предоставляемого кредита

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Проценты на сумму кредита определяются по ставке, не менее одной второй и не превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Принятие решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Базовые документы, необходимые для рассмотрения вопроса о предоставлении кредита:

  1. Заявление налогоплательщика;
  2. Бизнес — план инвестиционного проекта;
  3. Данные о предполагаемых сроках и источниках погашения инвестиционного налогового кредита;
  4. Расчет налога, по которому возможно предоставление инвестиционного налогового кредита, заверенный налоговой инспекцией;
  5. Баланс с приложением Отчета о прибылях и убытках за предыдущий отчетный период и по итогам предшествующего получению инвестиционного налогового кредита года;
  6. Документы об имуществе, которое является предметом залога или поручительство;
  7. Справка налоговой инспекции об отсутствии задолженности по текущим платежам в бюджет города;
  8. Копии учредительных документов налогоплательщика, заверенные нотариально, либо органом, осуществившим регистрацию организации (Устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации, протокол о назначении директора);
  9. Расчет бюджетной эффективности при реализации инвестиционного проекта.
Правовое регулирование вопроса

Налоговый кодекс РФ, Глава 9, статьи 62, 64, 65, 66, 67

Расчет эффективности предоставления инвестиционного налогового кредита

Целесообразность предоставления инвестиционного налогового кредита логично оценивать, базируясь на рассмотрении прироста налоговых поступлений, связанных с реализацией проекта.

С точки зрения бюджета:

  • расходами являются величины недополученных бюджетом доходов (сумма предоставленных льгот);
  • доходами являются дополнительные поступления по всем налогам, возникшие в результате реализации проекта, а также величина уплачиваемых заемщиком процентов.

2001 год

Ростовский оператор сотовой связи «Донтелеком» сообщает о том, что губернатором Ростовской области подписано Постановление «О предоставлении инвестиционного налогового кредита АО «Донтелеком»» в размере 17,1 млн. руб.
Данное постановление действует в рамках реализации концепции развития связи Ростовской области, и имеет своей целью развитие сотовой связи стандарта GSM-900 в северных и восточных районах области.

Ккомпания «Ростовэлектросвязь» объявила о том, что Министерство финансов Ростовской области предоставило ей налоговый инвестиционный кредит.
По условиям подписанного компанией и министерством соглашения, для ростовского оператора на 9 месяцев уменьшен размер платежа по налогу на прибыль, который приходится на долю областного бюджета. Согласно расчетам, сумма кредита составит 17 млн. Руб (прибыль за 2001 г — 210 млн. руб.). Эти средства «Ростовэлектросвязь» должна использовать только для реализации проекта реконструкции и развития сельской телефонной связи в Ростовской области. А именно, сел и хуторов Донецкого региона.

Практический пример

Хлебозавод развивающегося региона предполагает осуществить проект по модернизации и расширению производства, что позволит оптимизировать структуру производства (продаж) в сторону увеличения высококачественных и булочных изделий, увеличить ассортимент предлагаемой продукции, обеспечить высокое качество продукции.

Настоящее техническое состояние предприятия не позволяет удовлетворять спрос населения региона в продукции широкого ассортимента и высокого качества.

По оценкам специалистов, спрос на хлебобулочные изделия превышает мощности и ассортиментные возможности существующей пекарни. Ожидается увеличение спроса со стороны школ на булочные изделия, в районе ведется большой объем строительных работ — много приезжих, есть потребность в разнообразии поставок ржано-пшеничного хлеба, в летний период булочные изделия продаются на открытых лотках. Существуют заявки на поставку хлебобулочных изделий от предприятий региона, близко расположенных поселков.

Проект предполагает:

  • частичное замещение существующего хлебопекарного оборудования современным, высокопроизводительным оборудованием;
  • организацию производства кондитерских изделий на базе нового цеха.

Финансирование инвестиционных затрат предполагается частично за счет собственных средств от текущей деятельности предприятия, частично — за счет привлекаемого кредита в размере 7 400 тыс. руб. стоимостью 24% годовых в рублях. Установленный банком срок действия кредитного договора составляет 2 года с начала реализации проекта. Требованием банка является погашение кредита равными частями в течение 6 месяцев при ежеквартальной уплате процентов.

Для обеспечения финансовой состоятельности проекта (погашения кредита в установленных объемах и сроках) предприятие обращается с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль сроком на 1,5 года.

Исходные данные:

Инвестиционные затраты(включает в себя разработку технического проекта строительства цеха, строительство объекта, приобретение и пуско-наладку оборудования, приобретение дополнительного парка автотранспорта для доставки готовой продукции потребителям, формирование оборотного капитала.

9 600 тыс. руб. (с учетом НДС),8 000 тыс. руб. без учета НДС

Продолжительность инвестиционной фазы

6 месяцев

Фактическая величина налогооблагаемой прибыли

2800 тыс. руб. в год

Инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль (не более 2800*14,5%*50% = 203 тыс. руб.)

168 тыс. руб.

Срок инвестиционного кредита

12 месяцев

Ставка процента по инвестиционному кредиту

0,5*Ставка рефинансирования РФ0,5*21%=10,5%

Подготовка информации для оценки бюджетной эффективности проекта: дополнительные поступления налогов в бюджет в связи с реализацией проекта

Дополнительные поступления налогов в бюджет

Изменение налогооблагаемой базы

Налог на пользователей автомобильных дорог

Изменение Выручки

1 634 тыс. руб./квартал

Налог на прибыль

Изменение Прибыли (учесть уменьшение налогооблагаемой прибыли при привлечении кредита)

361 тыс. руб./квартал

Начисления на заработную плату

Изменение Затрат на оплату труда

115 тыс. руб./квартал

Налог на имущество

Изменение Величины запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции на складе

Остаточная стоимость приобретенных ОПФ

В среднем 288 тыс. руб.

Балансовая стоимость приобретаемых активов — 8 000 тыс. руб., норма амортизации — 7%

Налог на добавленную стоимость

Дополнительный НДС в бюджет по текущей деятельности = НДС к дополнительной выручке — НДС к дополнительным затратам (учесть возмещение НДС, уплаченного по постоянным активам)

82 тыс. руб./квартал

НДС, уплаченный по постоянным активам 1600 тыс. руб.

На данный момент почти не существует организаций, которые не использовали бы в своей деятельности для производственной модернизации, восполнения оборотных средств или сырья. Займы обычно оформляются в банковских учреждениях разного рода. Однако существует действительно уникальный вид предоставления займов, с помощью которого удается решить проблему недостатка средств. Здесь речь идет о таком явлении, как инвестиционные налоговые кредиты. Они находятся в ведении государства. Следует разобраться, что это такое.

Общая характеристика

В соответствии с Налоговым кодексом, принятым в РФ, инвестиционный налоговый кредит - это не заем, а своеобразный отложенный платеж. Им не предусмотрено реальное получение средств организацией, а только оформление возможности уплаты налогов государству в заметно более малом размере. в своем большинстве повторяют условия, по которым выдаются заемные средства различными кредитными учреждениями, а именно банками и фондовыми организациями. Соглашение при этом заключается с государственной структурой.

Как и обычные банковские займы, инвестиционные налоговые кредиты подразумевают, что имеется определенный период действия займа, при этом на него будут начислены проценты, часто они очень малы, а также указаны сроки его погашения. Кроме того, в договоре определяется имущественная ответственность за непогашение, а также предусмотрена гарантия того, что обеими сторонами будут исполнены их обязательства.

Особенности

Довольно часто долги по налогам отмечаются не только в компаниях крупных размеров, но и у индивидуальных предприятий, которым тоже необходима поддержка при разрешении проблем с бюджетными платежами. Однако инвестиционные - это то, что доступно только юридическим лицам. Эта особенность состоит в принципах имущественной ответственности кредитозаемщика перед кредитором. У организации могут изъять все заложенное имущество даже без соответствующего судебного решения. А лишить обычного гражданина его жилья практически невозможно в аналогичной ситуации. В Гражданском кодексе РФ четко прописаны пункты по защите частной собственности, особенно если она необходима для постоянного проживания.

Цели кредитования

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, к примеру, для погашения налога на прибыль. При нарушении сроков его уплаты государством часто налагаются разнообразные санкции, пени, а также штрафы. Именно поэтому для того чтобы избежать необходимости уплачивать в казну значительные суммы средств, требуется не нарушать сроки по выплате налогов. Инвестиционные налоговые кредиты можно использовать не на такой уж обширный перечень целей, о чем позаботилось государство. Совместно с налогом на прибыль производится кредитование региональных и местных бюджетных платежей.

Действие

Инвестиционные налоговые кредиты, как и прочие обладают своим определенным механизмом действия, с помощью которого организация, как выше упоминалось, может снизить платежи за прошедший период. А договорные взаимоотношения между сторонами будут закончены тогда, когда сумма недоплаченного налога выйдет на один уровень с суммой кредита. Такое соглашение со стороны выглядит как разрешение государства на наличие долгов. У организации нет права снижать платежи бесконечно. Государство установило предел, равный 50% от общей налоговой суммы, уплачиваемой в обычных условиях. Инвестиционные налоговые кредиты предусматривают временные рамки, традиционные для всех остальных займов. И тут речь идет о большинстве банковских продуктов. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок 1-5 лет. Обычно этого времени вполне достаточно для решения финансовых проблем организации.

Особенности работы

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен любой организации, при этом бывают случаи, когда такая компания получает в определенный период убытки либо должна уплатить меньшую сумму налогов, чем ожидалось. В таком случае возникает так называемый излишек кредитных ресурсов. Из такого положения очень просто выйти - все сэкономленные средства требуется перенести на следующий период.

Притом что инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок 1-5 лет, все это время налоговые органы довольно скрупулезно контролируют организацию, которая его оформила. Она не только должна подготовить весьма солидное обоснование необходимости в таком снижении сумм выплат налогов, но и предоставлять в течение всего действия кредита подробные отчеты о проведенной финансовой деятельности. Помимо этого, организацию будут постоянно проверять налоговики, гораздо чаще обычного. Это вполне закономерно, так как государство нацелено на строжайший контроль расходования средств из бюджета.

Тонкости процесса

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой хорошую возможность для налогоплательщика в течение установленного срока уменьшить свои платежи по налогам в определенных пределах, чтобы в будущем поэтапно производить выплаты не только самого кредита, но и процентов, начисленных по нему. Этот тип займа предоставляется по налогу на прибыль, а также по некоторым местным и региональным.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации. При этом у организации, получившей его, есть право на уменьшение своих платежей по налогу во время действия договора. Уменьшение будет произведено для соответствующего налога по каждому платежу. Это делается до тех пор, пока средства, не уплаченные компанией благодаря таким уменьшениям, не сравняются с суммой кредита, который был предоставлен по соответствующему договору. В самом документе предусматриваются все моменты, касающиеся конкретного порядка уменьшения налоговых платежей.

Несколько договоров

В случае если у компании имеется несколько заключенных договоров о предоставлении соответствующего займа, срок действия которых на момент очередного платежа не истек, по каждому из них отдельно будет определяться накопленная сумма кредита. Ее увеличение при этом производится по порядку, начиная с договора, который был заключен первым, после достижения суммы по этому документу установленных пределов у организации будет возможность для увеличения накопленной суммы по следующему договору.

Притом что инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, его сумма не может превышать половины от общей суммы налога. Если сумма накоплений по кредиту превысила эти 50%, то разница между полученной суммой и предельно допустимой переносится на следующий период формирования отчетности. В случае когда за отдельный у организации были убытки по результатам деятельности, тогда излишки накопленной суммы переносятся на следующий период, но при этом признается накопленной кредитной суммой в первом отчетном периоде.

Кому предоставляется?

В соответствии со статьей 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен, если компания соответствует определенным требованиям:

Организация занимается научно-исследовательской, опытно-конструкторской работой или техническим перевооружением своего производства, в том числе направленных на формирование рабочих мест для людей с инвалидностью, а также на защиту окружающей среды от загрязнений отходами промышленного производства. В подобной ситуации инвестиционные налоговые кредиты предоставляются на сумму, которая составляет 30% стоимости купленного оборудования, предназначенного для всех указанных целей.

Для организаций, которые ведут инновационную или внедренческую деятельность, в том числе занимаются созданием новых либо совершенствованием применяемых технологий, созданием новых видов материалов или сырья. В данном случае инвестиционные налоговые кредиты могут предоставляться на суммы, которые будут обговариваться организацией и уполномоченным органом.

Для организаций, которые занимаются выполнением заказов по социально-экономическому развитию особой важности, а также предоставляющих особо важные услуги гражданскому населению. В данном случае сумма кредита тоже будет определяться по результатам соглашения сторон.

Пункт договора

В договоре или соглашении о предоставлении кредита обязательно содержатся следующие пункты:

Порядок, соответственно которому будут уменьшаться налоговые платежи;

Сумма кредита;

Срок действия;

Указание налога, по которому будет предоставлен описываемый кредит;

Сумма процентов, которые будут начислены на сумму кредита;

Порядок погашения;

Ответственность сторон.

Сопутствующие документы

Инвестиционные налоговые кредиты не будут предоставлены, если не оформить залог на имущество либо договор поручительства. В связи с этим требуется приложить к договору документы об имуществе, которое будет служить предметом залога. Кроме того, в договоре требуется указать положения о недопущении во время его действия передачи во владение или реализации оборудования или остального имущества, если его приобретение стало одним из пунктов для предоставления организации описываемого кредита.

Выводы

По отношению к местным или региональным налоговым органам устанавливаются собственные условия по предоставлению инвестиционного налогового кредита. При этом законодательством разрешается устанавливать собственные условия предоставления займа и основания для этого, а также изменять допускаемые сроки для действия кредита.

На основании некоторых положений НК РФ, предприятие имеет право уменьшить размеры налогов. Кроме того, можно законно оформить изменение сроков уплаты налога с обязанностью поэтапно выплачивать кредит по начисленным процентам. Такой договор оформляется в течение определенного промежутка времени, и в нем фиксируется установленная сумма понижения налогов. Эта функция и называется инвестиционный налоговый кредит. Ниже мы подробнее расскажем, что собой представляют порядок и условия получения подобной льготы, которой будет рад каждый налогоплательщик.

Условия предоставления кредита

Для получения такого вида кредита необходимо, чтобы выполнялось как минимум одно из следующих условий:

  1. Предприятие проводит научно-исследовательские, технические, конструкторские или социально полезные работы. Например, создает условия для работы людей с ограниченными возможностями. В эту же категорию попадают работы, связанные с экологией, например, защита природы от пагубного влияния производственных отходов.
  2. Проведение комплекса научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, целью которых является создание новых или улучшенных товаров/услуг.
  3. Организация участвует в повышении социально-экономического уровня региона или же предоставляет особо значимые для населения товары или услуги.

Размер кредита

Инвестиционный кредит выдается в следующих вариантах:

  1. 30% от затраченных на покупку оборудования средств. Оборудование должно использоваться только для целей, перечисленных в подпункте 1 ст. 66 НК РФ .
  2. На величину долга, которая определяется по согласию органа исполнительной власти и предприятием, вовлеченным в процесс. Такой долг выдается на основании пп. 2 и 3 НК РФ . Через определенный промежуток времени (вне зависимости от количества соглашений о предоставлении кредита) сумма уменьшения платежей по налогу не должна быть более 50% от величины соответствующих выплат налогов, установленных по общественным правилам, не учитывая уже имеющихся договоров инвестиционного налогового займа.

Кроме того, величина долга не должна превышать 50% за весь период накопления кредита. В случае если долг накопления превышает установленную норму, разница между установленной и получившейся величиной переносится на другой отчетный период. Однако такое возможно лишь в случае, когда уменьшение налога является допустимой мерой, установленной настоящим пунктом для определенного промежутка времени.

Величина долга не должна переходить 50% за весь период накопления кредита.

Предприятие, которое получило инвестиционный налоговый кредит, может оплачивать налоги в меньшей величине по надлежащему налогу в течение времени, установленного договором об оформлении кредита.

Уменьшить можно любой платеж, по которому был выдан кредит, за промежуток времени до того момента, пока сумма, которая была накоплена за время предоставления кредита, не сравняется с той, что была оговорена в соглашении. Точный порядок понижения можно определить по договору о выдаче инвестиционного кредита.

Если предприятие заключило несколько соглашений о выдаче кредита, сумма каждой задолженности вычисляется по отдельности. Отметим также, что повышение полученной суммы производится сначала относительно начального кредита по сроку заключения, а если сумма накопления достигла предела, установленного в договоре, то предприятие имеет право увеличить сумму по следующему договору.

В случае если у предприятия были превышения расходов, что повлекло за собой убытки в течение налоговых периодов или финансовые потери за весь период, размер кредита также автоматически переходит на следующий период оплаты, а также получает статус набранной суммы в налоговом промежутке.

Срок

Инвестиционный заем может быть предоставлен на ограниченное время – от года и до пяти лет. Срок предоставления определяется в переговорном процессе между займодавцем и заемщиком. Проценты на величину долга будут определены по ставке, не менее половины и не более трех четвертых ставки нового займа на более выгодных условиях для полного или частичного погашения предыдущего кредита.

Срок предоставления определяется в переговорном процессе между займодавцем и заемщиком.

Для оформления инвестиционного займа предприятие должно предоставить заявление, после чего начнется процесс оформления договора между органом исполнительной власти и этим предприятием.

Инвестиционное соглашение

В соглашении обязательно должны быть предусмотрены следующие пункты:

  • Порядок понижения оплаты налогов.
  • Размер кредита (также в этом пункте учитывается и государственный сбор, который будет начислен на долг).
  • Порядок расплаты за долг и полученные проценты.
  • Документы на залоговое имущество или поручительство (обязательство за исполнение обязательств).

Чтобы предприятие могло получить инвестиционный заем, оно должно предоставить следующий набор документов:

  • Официальная просьба о предоставлении кредита, оформляемая налогоплательщиком.
  • Документ, в котором описываются основные аспекты предпринимательской деятельности, на основании которых можно получить инвестиции.
  • Сведения, показывающие предварительный план оплаты долга, а также сроки его погашения.
  • Определение налога, для которого будет оформляться налоговая задолженность, подтвержденная налоговым органом.
  • Отчет о финансовом состоянии предприятия.
  • Документы на предметы залога или ответственность за обеспечение исполнения налогоплательщиком обязательств (поручительство).
  • Письменное подтверждение отсутствия задолженностей в городской бюджет (выдается налоговой инспекцией).
  • Документы, служащие основанием для деятельности юридического лица.

Например

Вино-водочный завод развивающейся области планирует осуществить проект по усовершенствованию и расширению производства, чтобы увеличить производительность. А это значит, повышение продаж товара более высокого качества, увеличение количества производимой продукции, расширение ассортимента. Кроме того, новое оборудование позволит гарантировать высокое качество продукции.

По заключению экспертов, спрос на алкогольную продукцию достаточен для увеличения продаж в текущий момент. Предвидится повышение спроса со стороны ресторанов и баров на алкогольную продукцию. В ближайшее время грядут новогодние праздники, что повышает уровень продаж алкоголя. Кроме того, близлежащие от области небольшие города, села и поселки подают заявки на поставку алкогольных продуктов.

От проекта ожидается:

  • Полная или частичная замена имеющегося у предприятия оборудования более новой и производительной техникой.
  • Организация производства нового вида товара благодаря новому цеху.

Обеспечение денежными ресурсами текущих затрат ожидается частично за счет личных денежных средств от нынешней работы организации и частично – кредитом в размере 14 800 тыс. руб. с оплатой 24% годовых в рублях. Определенное банком время действия соглашения составляет три года с момента заключения договора. Банк выдвигает свои требования в виде погашения долга одинаковыми частями суммы в течение двенадцати месяцев в каждом налоговом периоде.

Чтобы обеспечить финансовую состоятельность (оплата полной стоимости кредита в установленное время), организация подает заявление на предоставление инвестиционного кредита по налогу на прибыль в срок на три года.

НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит является разновидностью отсроченных налоговых платежей и представляет собой самый близкий к гражданско-правовому регулированию институт налогового законодательства.

Инвестиционный налоговый кредит оформляется договором, который включает в себя:

· имущественные обязательства сторон;

· гарантии их исполнения;

· ответственность за неисполнение финансовых и гражданско-правовых обязательств.

Как видно из определения, инвестиционный налоговый кредит предоставляется только организациям.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.

Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

В то же время, уменьшение платежей возможно не более чем на 50 процентов от размера налога, определенного по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите в каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите). При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот . Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Предоставление инвестиционного налогового кредита по уплате сбора не предусмотрено.

Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков:

Соблюдения ими как налогового законодательства в целом, так и конкретных условий инвестиционного договора;

Своевременной и правильной уплаты налогов в рамках инвестиционного договора;

Предоставления документов, подтверждающих право на данные льготы;

Объяснений представителей налогоплательщика и осуществляющих проверки (в том числе встречные) финансовых органов;

Соблюдения субъектами налогово-инвестиционных отношений требований законодательства об инвестиционном налоговом кредите.

Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита

Статья 67 НК РФ включает в себя конкретные элементы договора об инвестиционном налоговом кредите, что подтверждает публично-правовой имущественный характер данного договора. По аналогии с ГК РФ можно назвать следующие существенные условия данного договора:

Сумма кредита с указанием налога;

Срок действия договора;

Начисляемые на сумму кредита проценты;

Порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;

Документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство;

Ответственность сторон;

Условия для предоставления инвестиционного налогового кредита (не допускается в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества).

Нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены иные условия и основания предоставления инвестиционного налогового кредита по местным налогам НК РФ).

Такие условия могут касаться срока действия инвестиционного налогового кредита, а также процентной ставки на сумму кредита.

Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита; условия их предоставления, а также порядок оформления, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит: порядок оформления, условия предоставления».

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ (ИНК) - такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии одного из необходимых оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст. 66 НК). Основаниями для предоставления организации-налогоплательщику соответствующего налога ИНК являются (п. 1 ст. 67 НК):

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

ИНК может быть предоставлен по налогу на организаций, а также по региональным налогам и местным налогам. Решение о предоставлении ИНК по налогу на прибыль организации в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, принимается финансовым органом субъекта РФ. ИНК может быть предоставлен на от одного года до пяти лет. Организация, получившая ИНК, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об ИНК.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен ИНК, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об ИНК. Если организацией заключено более одного договора об ИНК, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об ИНК) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об ИНК.

При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот . Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Если организация имела по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода. ИНК по основанию проведения организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, предоставляется на сумму, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей. При предоставлении ИНК по другим основаниям суммы кредита определяются по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией. Основания для получения ИНК должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией. ИНК предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. Форма договора устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении ИНК.

Решение о предоставлении организации ИНК принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об ИНК не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об ИНК по иным основаниям. Договор об ИНК должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный ), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо , ответственность сторон. Договор должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ. Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора. Законом субъекта РФ и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления ИНК, включая сроки действия ИНК и ставки процентов на сумму кредита.

Правила прекращения действия договора об ИНК аналогичны соответствующим правилам действия договора о налоговом кредите. Если в течение срока действия договора об ИНК заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления ИНК, эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора об ИНК обязана уплатить все не уплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора об ИНК исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора. Если организация, получившая ИНК по основаниям выполнения этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставления ею особо важных услуг населению нарушает свои обязательства, в связи с исполнением которых получен ИНК в течение установленного договором срока, то не позднее трех месяцев со дня расторжения договора она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об