Письмо к пояснениям в фнс. Пояснение в налоговую по убыткам

По общему правилу представление пояснений налоговым органам является правом, а не обязанностью налогоплательщика (подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Обязанность по представлению пояснений возникает у налогоплательщика лишь при проведении камеральной налоговой проверки.

Так, налоговые органы вправе потребовать представить пояснения при проведении камеральной налоговой проверки в следующих случаях (пункт 3 статьи 88 НК РФ):

  • выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • подана уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией;
  • подана налоговая декларация, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

Пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения сообщения (пункты 2, 6 статьи 6.1, пункт 3 статьи 88 НК РФ). Ответственность за непредставление или несвоевременное представление пояснений по требованию налоговиков статьей 88 НК РФ не предусмотрена. Однако пояснения, по нашему мнению, в данном случае все же лучше представить, т. к. в противном случае могут быть такие негативные последствия как доначисление налога, пени и штрафа по результатам камеральной проверки.

Обращаем внимание, что с 01.01.2015 налогоплательщикам вменена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ). Поэтому при получении извещения с требованием о предоставлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган для дачи пояснений необходимо отправить указанную квитанцию по телекоммуникационным каналам связи. В случае неисполнения организацией данных обязанностей налоговый орган в течение десяти дней со дня истечения срока, определенного для передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, вправе приостановить операции по расчетным счетам организации (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Рассмотрим более подробно каждый из случаев необходимости представления пояснений по требованию налогового органа.

Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий

Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.

На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.

Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.

Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком

В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).

Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.

Ситуация.

Организацией представлена декларация по налогу на прибыль, по которой заявлен убыток. В связи с этим налоговая инспекция направляет уведомление для дачи пояснений, связанных с заявленной суммой убытка. Согласно уведомлению о вызове налогоплательщика для дачи пояснений налоговый орган просит в пятидневный срок со дня получения указанного сообщения предоставить следующую информацию:

1) пояснительную записку о причинах образования убытка;

2) перечень дебиторской и кредиторской задолженности с указанием сумм и наименований организаций, включая ИНН;

3) расшифровка доходов, в том числе внереализационных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с указанием реализованных товаров, а также сумм по каждому виду дохода;

4) подробная расшифровка всех расходов, включая косвенные и внереализационные, которая должна содержать все реквизиты документов, подтверждающих данные расходы;

5) копия учетной политики организации.

В указанном уведомлении организация предупреждена об ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Посчитав требования налоговой инспекции необоснованными и незаконными, организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой. При этом налогоплательщик изложил следующие основания. Нормами подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ (право вызова налогоплательщика для дачи пояснений) не предусмотрена обязанность налогоплательщика давать налоговому органу пояснений исключительно в письменной форме, в связи с чем налоговый орган не вправе определять форму пояснений по собственному усмотрению. До тех пор, пока законодателем не будет определена конкретная форма пояснений, налогоплательщик вправе давать их в письменном и устном виде по собственному усмотрению. Требования, содержащиеся в перечне запрашиваемой информации, направлены на понуждение налогоплательщика к предоставлению налоговому органу детальной аналитической информации. Между тем, как отмечено в пункте 4 письма ФНС России от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@, право истребовать у налогоплательщика аналитическую информацию (разного рода расчеты и расшифровки) налоговым органам не предоставлено. Право истребования пояснительной записки о причинах возникновения убытка налоговым органам не предоставлено. На основании изложенного организация в своей жалобе просила отменить уведомление налоговой инспекции.

Вышестоящий налоговый орган, посчитав доводы налогоплательщика обоснованными, принял решение отменить уведомление. При этом в своем решении указал, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (пункт 7 статьи 88 НК РФ). Кроме того, обратил внимание на то, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.

Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки

Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.

Вызов для дачи пояснений

Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:

  • с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
  • с налоговой проверкой;
  • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Это право закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Кроме того в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» приведены некоторые случаи, когда может осуществляться вызов налогоплательщиков:

  • если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
  • если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок и противоречий. Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п.

В случае вызова для дачи пояснений на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, на наш взгляд, лучше явиться в налоговый орган, так как неявка может рассматриваться как административное правонарушение, за которое на должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП). ФНС России в указанном выше письме подчеркивает, что данная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена. Таким образом, налогоплательщик, придя по вызову налогового органа, не может быть оштрафован за отказ представить пояснения.

В то же время непредставление пояснений является одним из критериев на включение организации в план выездных налоговых проверок (пункт 9 статьи 4 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

Кроме упомянутых выше ситуаций, налоговые органы, руководствуясь положениями указанной Концепции, часто требуют от налогоплательщика провести анализ налоговой и бухгалтерской отчетности по установленным критериям риска совершения налоговых правонарушений и представить пояснения по результатам такого анализа. В случае выявления нарушений налогоплательщику предлагается представить уточненные налоговые декларации, принять меры по повышению заработной платы до уровня не ниже среднеотраслевой по виду деятельности (легализовать заработную плату). В данной ситуации превышение полномочий контролирующих органов очевидно, ведь такие обязанности налогоплательщика действующим налоговым законодательством не предусмотрены.

Таким образом, можно сделать вывод, что требования налоговых органов о предоставлении разного рода пояснений далеко не всегда обусловлены нормами законодательства о налогах и сборах. Представлять или нет пояснения в каждом конкретном случае - это выбор налогоплательщика. Принимая такое решение, организации следует учесть и оценить все последствия, а также трудоемкость подготовки таких пояснений.

  • Пример объяснительной записки
  • Образец объяснительной записки кассира

Как правильно написать объяснительную записку?

Объяснительная записка представляет собой деловой документ, который находится во внутреннем обращении организации. Содержание документа предполагает объяснение причинно-следственной связи между событием, поступком или фактом, обычно негативного свойства, который уже произошёл. Объяснительная записка может быть сопровождением основного документа, тогда в её содержании будут даны пояснения отдельных положений этого документа.

Предназначение объяснительной записки – прояснение ситуации человеком, который является главным лицом в произошедших событиях, возможно, их виновником; цель объяснительной записки – провести внутреннее расследование причин происшествия, разобраться в них, сделать правильные выводы.

В ст. 193 ТК РФ говорится о том, что работодатель обязуется истребовать написание объяснительной записки у сотрудника в случае предполагаемого совершения дисциплинарного проступка. Работник вправе отказаться писать объяснительную записку, закон это предусматривает, у работодателя в этом случае возникает право применить дисциплинарное взыскание по отношению к сотруднику, без наличия его объяснительной записки.

Форма, шаблон объяснительной записки включает в себя обязательные реквизиты:

  • – наименование организации;
  • – указание должностного лица, к которому обращена записка, его ФИО;
  • – наименование документа – «Объяснительная записка»;
  • – дата составления и № регистрации записки;
  • – заголовок к тексту («Касательно…», «О…»);
  • – текст пояснения;
  • – составитель, его подпись.

Пример объяснительной записки

Декану историко – филологическо-го факультета Орловой Н.И.
от студентки 218 группы Ивлевой Г.П.

Объяснительная записка

Касательно пропуска занятий 22 октября 2011 года.
Я, Ивлева Галина Петровна, пропустила 22 октября учебный день (3 пары и 1 практический семинар), в связи с тем, что ко мне в общежитие приехала мама из с. Александровка.
У моей мамы больное сердце, и она вынуждена проходить обследование несколько раз в год в центре функциональной диагностики, именно на такое обследование она прибыла в этот раз. 22 октября 2011 года ей неожиданно стало плохо, она стала задыхаться, я вызвала для мамы «Скорую помощь».
Доктор сделал маме необходимые уколы и сказал, что ей нужно провести в покое целый день. Я решила не ходить на занятия, осталась наблюдать за состоянием мамы. Врач «Скорой помощи» Просянников А.В., по моей просьбе, написал записку о том, что мама нуждается в наблюдении. Записку от врача прилага ю. Прошу Вас учесть уважительную причину пропуска занятий.

Студентка 218 группы Ивлева Ивлева Г.П.

Образец объяснительной записки в школу

Оформление объяснительной записки в школу производится согласно обычным требованиям, писать её может только родитель школьника, либо его официальный опекун, пишется подобная записка на имя директора, обязательно в записке нужно указать класс, в который ходит ваш ребёнок.

Директору Александровской сред-ней школы № 15 Никитину С.А.
от Котова А.А., отца
учащегося 6 «А» класса, Котова Сергея.

Объяснительная записка

О пропуске занятий Котовым Сергеем 2 октября 2012 года.
Я, Котов Алексей Александрович, вместе со своей семьей – женой и сыном Сергеем, учащимся 6 «А» класса, 2 октября 2012 года ехал с дачного участка, где мы убирали урожай. Когда мы находились километров в 5 от города, моя машина заглохла. Завести автомобиль я не смог, пришлось вызывать эвакуатор. В результате этого происшествия, мой сын опоздал на занятия на 3 часа. В этот день у него только 4 урока, смысла идти на занятия уже не было. Я позвонил классному руководителю Анне Петровне Осиповой, объяснил, что сын пропустил уроки по уважительной причине.

Объяснительная записка о невыполнении плана

Образец объяснительной записки в налоговую

Начальнику отдела камеральных проверок ИФНС № 2 г. Артёма
Стафеевой А.О.
от генерального директора ООО «Южное» Александрова И.И.

Объяснительная записка

Касательно претензий налоговой инспекции
Я, Александров Иван Иванович, в ответ на претензии отдела камеральных проверок ИФНС № 2 о несвоевременной сдаче отчётов, поясняю, что по причине тяжёлого заболевания бухгалтера ООО «Южное», в октябре 2010 вынужден был заниматься заполнением и отправкой ежеквартальных отчётов самостоятельно.
Отчёт в налоговую инспекцию был отправлен мной лично заказным письмом, с уведомлением, в почтовом отделении № 3 города Артём 20 октября 2010 года, что не противоречит существующему законодательству, сроки отправки мной отчёта не были нарушены. Возможно, в опоздании отчёта, виноваты работники почты.
К объяснительной записке прилагаю почтовые квитанции, в которых указано время отправления мной заказного письма.

Генеральный
директор ООО «Южное» Александров Александров И.И.

Объяснительная записка об опоздании


подполковнику Павленко С.С.
от служащей МО РФ, делопроизводителя строевого отдела
Зайцевой О.П.

Объяснительная записка

Касательно опоздания на работу 26 июля 2012 года
Я, Зайцева Ольга Петровна, 26 июля 2012 года опоздала на работу на 2 часа. Дело в том, что сегодня утром, во время моего следования на автобусную остановку, я стала свидетелем и участником неприятного происшествия. На десятилетнюю девочку, идущую впереди меня, внезапно напала бродячая собака, и укусила её. Мне пришлось вмешаться в ситуацию, так как девочка была сильно напугана и плакала, а её рана кровоточила. Я доставила девочку в ближайший травмпункт, позвонила на работу её родителям, после этого отправилась на работу. Прошу учесть уважительную причину опоздания.

Образец объяснительной записки о прогуле

Командиру войсковой части 55555
подполковнику Павленко С.С.
от служащего МО РФ, слесаря отдела МТО
Петрова О.С.

Объяснительная записка

Касательно невыхода на работу 29 июля 2010 года
Я, Петров Олег Семёнович, 29 июля 2010 года не смог выйти на работу. Накануне, в воскресенье вечером в моём доме были гости, закуски было мало, а спиртного много. Я сам не понял, что произошло, только я очнулся поздно вечером с ужасной головной болью, а гостей в доме уже не было. Я решил убрать посуду со стола и ещё немного полежать. Когда я проснулся в следующий раз, было уже позднее утро понедельника. Я понял, что очень сильно опоздал на работу, по-прежнему болела голова и всё тело. На работу я не пошёл. Сознаю, что был не прав. Больше такого не повторится.

В случае возникновения претензий со стороны налоговой инспекции нередко приходится составлять письменный ответ (по образцу) на ее требования с предоставлением соответствующих пояснений. Как правильно составить такой ответ в разных случаях, готовые примеры и пошаговые инструкции – в этой статье.

Когда нужно предоставить пояснения

Прежде всего, важно понимать, что предоставление пояснений – это не всегда обязанность работодателя. Если налоговая выявила несоответствия или ошибки, то организация должна предоставить разъяснения только в том случае, если они были найдены в ходе камеральной проверки. Наиболее часто встречаются такие нарушения:

  • некорректная информация в налоговых декларациях;
  • противоречия в данных, которые предоставлены в одном или нескольких отчетных документах;
  • нарушения в операциях, которые связаны с получением налоговых льгот (каникул, сниженных ставок);
  • противоречия между информацией, которую предоставил налогоплательщик, и данными, имеющимися в налоговой.

Таким образом, ответ на требование налоговой целью предоставления соответствующих пояснений (по образцу) обязателен, если была проведена камеральная проверка, которая и выявила нарушения. А во всех остальных случаях предоставление письменных объяснений – это право компании. Однако, как показывает опыт, лучше позаботиться и направить в инспекцию письмо, поскольку это нередко помогает в донесении своей позиции до проверяющих.

Практика показывает, что в большинстве случаев пояснения необходимо предоставить в связи с расхождениями по НДС и налогом на прибыль .

Порядок составления

В общем виде процедура происходит следующим образом:

  1. После проведенной камеральной проверки налоговая присылает требование в виде бумажного письма или электронного. В тексте указываются данные, которые по мнению инспекции составлены некорректно, а также расхождения в сведениях, содержащихся в разных документах.
  2. Затем налогоплательщик обязан в кратчайшие сроки дать свои пояснения – до 5 рабочих дней. Течение этого срока начинается с того рабочего дня, который следует за днем получения уведомления.
  3. Можно направить как по почте (заказным письмом), с курьером, так и в электронном виде. При этом в случае с электронным письмом важно удостоверить его с помощью электронной цифровой подписи. Если она не создана, остается только один вариант – отправить его в обычном бумажном виде. Также важно знать, что нередко вместе с самим ним необходимо и предоставление документов с пояснениями. Тогда в тексте письма обязательно указываются приложения: прописывается название документа, количество и вид (оригинал или копия).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Законодательство не лишает налогоплательщика права предоставить свои пояснения в устном виде. Однако для того, чтобы перестраховаться (на случай возможных судебных разбирательств) лучше оформить всё письменно, копию которого обязательно сохранить у себя (электронную версию также лучше распечатать и продублировать).

Как составить: требования к образцу

Утвержденной формы не существует, поэтому каждая компания вправе выбрать собственный вариант. Лучше всего напечатать его на фирменном банке. А оформить документ можно по общим правилам:

  1. В «шапке» в правом верхнем углу прописывается сокращенное название налоговой инспекции (например, «в Межрайонную ИФНС №19 по Челябинской области»).
  2. Под сведениями об адресате прописываются все данные об отправителе: письмо отправляется от конкретного должностного лица (как правило, от директора фирмы или руководителя филиала), поэтому указываются его ФИО, должность и сокращенное название организации (например, ООО «Хлебодар»), а также адрес и контактные данные.
  3. Под «шапкой» с левой стороны можно проставить отметку о том, под каким номером и датой было зарегистрировано письмо в журнале исходящей корреспонденции организации.
  4. Далее по центру следует название письма, которое отражает его суть, например, «Ответ на требование налоговой инспекции» (а в скобках поясняется, по какому именно поводу).
  5. В самом тексте письма сначала очень коротко прописываются обстоятельства – т.е. упоминание о том, что от налоговой пришло письмо с требованием объяснения, в ответ на что фирма отправляет свое письмо.
  6. Далее следует собственно разъяснение с детальным, но максимально лаконичным описанием своей позиции. Как правило, достаточно 1-2 печатных листов.
  7. Если к письму прикладываются какие-либо документы, они тоже прописываются в разделе «Приложения».
  8. Наконец, отправитель указывает должность, еще раз прописывает название компании, ставит подпись и ее расшифровку.
  9. Нижняя строка, левый угол – дата составления документа. Ее необходимо указать обязательно, чтобы иметь дополнительное доказательство, что он предоставлен вовремя.

Готовый пример представлен ниже.

Виды: готовые примеры по распространенным ситуациям

На практике существует несколько распространенных случаев, когда налоговики предъявляют требование по предоставлению ответа (по образцу компании) с пояснениями своей позиции по той или иной теме. Готовые варианты решений рассматриваются далее.

Если основное средство было продано с убытком

Право требования объяснений со стороны компании по этому поводу появилось у инспекции относительно недавно – с 2014 года, что вполне законно. Однако на практике часто наблюдаются и такие случаи, когда представители проверяющих органов по сути злоупотребляют своим правом и запрашивают пояснения относительно подобных случаев:

  • средство продано, но убытки были получены только в связи с реальным износом (амортизацией), из-за чего пришлось продать актив по более низкой цене;
  • актив был продан по более высокой, чем остаточная стоимость, цене – подобные случаи зачастую возникают по чисто рыночным причинам в связи с нестабильной экономической ситуацией.

В этих случаях компания не обязана предоставлять никаких объяснений. Тем не менее, в ответном письме можно заявить, что в отчетных документах была заявлена прибыль, и никаких фактических ошибок или заведомо ложных сведений организация не предоставляла.

Применение льгот при оплате налога на имущества

Поскольку в 2015 году на все движимые имущественные объекты (кроме тех, которые относятся к 1 и 2 амортизационной группе) налоги не оплачиваются (при условии, что компания купила их после 1 января 2013 года), то по сути закон утвердил льготу. Такое льготируемое имущество уже обозначено в Налоговом кодексе (статья 381).

Однако многие представители инспекции (возможно, по незнанию) начали требовать документы, которые подтверждают возможность получения этой льготы, а также полный список всех движимых объектов, которые льготируются.

Здесь важно иметь в виду 2 момента:

  1. В письме должен обязательно значиться конкретный список активов, о которых идет речь. В противном случае можно направить только копии договоров и других документов, которые подтверждают факт покупки и дату ее совершения. В договорах также отражается тип компании-продавца: зависимая или независимая, что имеет свое значение.
  2. Если активы были куплены у зависимой фирмы (а также в тех случаях, когда объекты достались в результате реорганизации компании), то налоги на такое имущество оплачиваются.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Инспекция может запросить конкретный список активов, т.е. льготируемого имущества, и в интересах фирмы будет предоставить такие данные. Тогда ситуацию удается прояснить особенно быстро.

А вот как выглядит образец ответа на подобные требования, когда речь идет о предоставлении пояснений по льготируемому имуществу.

Разумеется, что все имущественные объекты их 1 и 2 амортизационных групп в этот список не включаются. Льгот на них не предусмотрено, к тому же представители налоговой службы не вправе потребовать пояснений конкретно по этим вещам.

Если налог на имущество сильно снижается или сильно возрастает

Представители налоговой инспекции нередко начинают интересоваться случаями, когда в одном финансовом году фактически оплаченный имущественный налог снижался, а в следующем оставался примерно на том же уровне (т.е. не рос). Особенно часто внимание проверяющих привлекают ситуации, когда разницы между этими величинами слишком большие (по их мнению), поскольку это может говорить о незаконной финансовой схеме, направленной на неуплату.

К тому же 3-4 года назад были прецеденты, когда взаимозависимые организации намеренно просто передавали в собственность друг друга некоторые из движимых имущественных объектов, чтобы значительно снизить сумму платежа. Поскольку в 2015 году налог уплачивается и с такой базы, а у компании фактически налог не вырос, значит, по логике, она сознательно уклоняется от оплаты.

Ответ предоставляется по фактической ситуации. Наиболее часто влияют объективные факторы:

  • ликвидация некоторых имущественных объектов в связи с оптимизацией и/или неблагоприятной экономической ситуацией;
  • продажа собственности;
  • выбытие основных средств.

После этого компания просто приобретает имущество у фирмы, по отношению к которой она не является взаимозависимой. Именно эта причина и играет главную роль. В доказательство своей позиции присылаются договоры купли-продажи и финансовые документы, подтверждающие подобную законную схему.

Связь амортизации и налога на имущество

В подобных случаях подозрения возникают потому, что происходит амортизация собственности, однако налог на имущество не оплачивается. Инспекторы снова могут предполагать некие незаконные действия. Однако на практике причина чаще всего легко объяснима и доказуема. Дело в том, что довольно большая доля в активах фирмы – имущество, которое относится к 1 и 2 амортизационной группе, а с него налог не оплачивается. Пример ответа для этого случая представлен ниже.

Если расходы слишком большие

Часто налоговики предъявляют требование предоставления пояснений в связи с тем, что расходы, по их мнению, растут слишком быстро и составляют довольно большой процент в бюджете компании. Практика показывает, что подозрение вызывают те случаи, когда прибыль составляет только пятую часть и менее. Объяснить рост расходов очень просто, особенно на фоне реально воздействующих экономических причин:

  • нестабильность на валютном рынке (курсовые разницы);
  • необходимость повышения зарплаты в связи с реально снизившимися доходами населения в течение последних 3 лет подряд;
  • рост издержек в связи с инфляцией.

Что будет если не ответить на запрос

Ответ на запрос налоговой – это обязанность компании, поскольку если совсем проигнорировать сообщение, у инспекции появляется право оштрафовать организацию на:

  • 5000 рублей, если он не был предоставлен впервые;
  • 20000 рублей – во второй раз (расчет ведется по календарным годам).

Таким образом, предоставить пояснение в большинстве случаев не представляет особой сложности. И игнорировать письмо – не в интересах компании: дело не только в возможном штрафе, но и в том, что поясняя свою позицию, фирма зачастую избавляет себя от необходимости проведения дальнейших разбирательств, в том числе судебных.

Видеокомментарий

Главбухи прислали в редакцию "УНП" десятки налоговых требований, которые они получили от своих инспекторов. Мы собрали самые популярные запросы и подготовили образцы ответов на требования налоговой о предоставлении пояснений.

В этой статье:

Налоговики просят пояснять все больше показателей. Причем не всегда ясно, что ответить. Большинство налоговых запросов связано с разницами в декларациях НДС, снижением налогов и ошибками в расчете налога на имущество. Рассмотрим самые частые налоговые претензии и расскажем, как подготовить разъяснения.

Новые документы для налоговых проверок

С 3 сентября компаниям потребуется готовить для налоговой документы, которые до сих пор никто не составлял. Редакция УНП узнала все про новые правила и подготовила образцы ответов на различные запросы и требования инспекторов.

Ответы на требование налоговой о предоставлении пояснений: образцы

Ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений о продаже основного средства с убытком . С 2014 года инспекторы вправе требовать обосновать размер убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ). Но налоговики, пользуясь этой нормой, требуют разъяснений, даже если убытки получены лишь от реализации амортизируемого имущества, а в целом в декларации прибыль . Инспекция не вправе требовать ответное письмо (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Кроме того, организация не обязана пояснять, почему не смогла продать актив дороже остаточной стоимости. Это вполне можно объяснить нестабильной ситуацией в экономике. В ответ можно ограничиться пояснениями, что в отчетности заявлена прибыль, а ошибок и противоречий нет.

Письмо в налоговую о предоставлении пояснений о применении льгот по налогу на имущество . С 1 января 2015 года движимые активы (кроме имущества первой и второй амортизационных групп), которые приобретены с 1 января 2013 года, освобождены от налога на имущество как льгота (п. 25 ст. 381 НК РФ). Поэтому инспекторы делали массовую рассылку для подтверждения льготы, требовали документы и перечень льготного имущества (п. 6 ст. 88 НК РФ), хотели узнать, откуда взялся актив. Если он куплен у зависимой компании или получен после реорганизации, то налог надо платить.

Если конкретный перечень документов в запросе не назван, то в ответ стоит представить договоры, накладные с поставщиков, акты ввода в эксплуатацию. Договоры и накладные подтверждают, в каком году приобретен товар. А акты свидетельствуют о том, когда она их приняла к учету. Из договора также видно, кто поставщик. Если это независимая организация, то льгота законна. Также стоит составить и перечень льготного имущества с указанием остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца. Так можно подтвердить, что не было ошибок при заполнении декларации (см. ответ на требование налоговой о предоставлении документов, образец).

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка»

Исх. № 350 от 28.07.18

На № 01-07/300 от 24.07.18

ПОЯСНЕНИЕ

о стоимости льготного имущества

В ответ на требование о представлении документов и информации ООО «Ромашка» сообщает следующее. В графе 4 по строкам 020 – 080 раздела 2 расчета по налогу на имущество за полугодие 2018 года ООО "Ромашка" отразила стоимость льготируемого имущества, которое освобождено от налога на основании пункта 25 статьи 381 НК РФ. По строке 130 раздела 2 – код применяемой льготы 2010257. В подтверждение применения льготы представляем перечень имущества, освобожденного от налога:

Приложение:

копия договора с ООО «Поставщик» на 3 листах;

копии товарных накладных на 40 листах;

копии инвентарных карточек ОС-6 на 40 листах;

копии актов о вводе в эксплуатацию по форме ОС-1 на 40 листах.

Инспекторы совмещают осмотр с допросами. Например, могут задать вопросы сотрудникам и подрядчикам, которые выполняют работы в офисе. После визита часто вручают опросный лист и такой же опросник высылают контрагенту.

Чтобы мероприятие прошло без проблем, безопаснее заранее проинструктировать сотрудников, что отвечать проверяющим. А заодно узнать у контрагентов, будут ли они заполнять опросник и что там напишут. Безопаснее, чтобы ответы у поставщика и покупателя совпадали.

Можно отказать проверяющим, ведь никаких опросных листов НК РФ не предусматривает. Впрочем, инспекция вправе вызвать сотрудников на допрос даже в рамках камералки (cт. 90 НК РФ, письмо Минфина России от 30.11.2011 № 03-02-07/1-411).

Письмо ИНФС о предоставлении счетов-фактур, книг покупок и продаж . На проверках деклараций по НДС инспекторы запрашивают счета-фактуры, книги покупок и продаж. Многие удивляются, зачем эта информация инспекторам, если и так все есть в декларации. Но в отчетность включены только сведения из книг и счетов-фактур. Поэтому документы надо представить, если подана декларация к возмещению или инспекторы нашли в ней противоречия (п. 8, 8.1 ст. 88 НК РФ). Иначе за каждый непредставленный документ возможен штраф 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Письмо в ИНФС о предоставлении документов по операциям, не облагаемым НДС . Инспекторы при проверках НДС запрашивают документы по необлагаемым операциям. Например, если организация выдает займы, требуют подтвердить освобождение по статье 149 НК РФ.

Такие запросы инспекторы мотивируют тем, что вправе требовать документы, подтверждающие право на льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Но выдача займов не относится к налоговым льготам. Эти операции освобождены от налогообложения независимо от того, какая компания совершает сделки (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). А значит, инспекторы не вправе требовать документы, ссылаясь на пункт 6 статьи 88 НК РФ. Согласны с этим и судьи (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2015 № Ф07-1155/2014). Поэтому в ответе налоговой можно вежливо отказать в представлении документов (см. ответ на требования налоговой по НДС, образец).

Формализованные письма для налоговой по НДС 2018 смотрите ниже.

ИНН 7701025478, КПП 770101001, ОГРН 1045012461022

г. Москва, ул. Басманная, д. 25

Руководителю ИФНС России № 1 по г. Москве

Исх. № 300 от 28.07.18

На № 01-07/160 от 24.07.18

ПИСЬМО

о праве требовать документы

В ответ на требование о представлении документов ООО «Компания» сообщает следующее.

На камеральной проверке декларации за второй квартал 2016 года инспекция запросила документы, подтверждающие использование освобождения от НДС (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В рамках камеральной проверки декларации по НДС инспекция вправе затребовать документы лишь в следующих случаях:

При подтверждении права на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);

При подтверждении правомерности вычетов, если декларация с возмещением (п. 8 ст. 88 НК РФ);

При выявлении противоречий или несоответствий в декларации (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

В иных случаях инспекторы истребовать документы запрещено (п. 7 ст. 88 НК РФ). Данный вывод подтверждают и судьи (определение ВАС РФ от 31.01.14 № ВАС-497/14). Операции по выдаче займов не относятся к налоговым льготам, налог в декларации заявлен к уплате, а противоречий в отчетности инспекция не выявила. В связи с этим компания оставляет за собой право не представлять запрошенные документы.

Генеральный директор Астахов И. И. Астахов

Ответ на требование ИНФС: образец о предоставлении пояснений об ошибке в кодах НДС . Инспекторы запросят пояснения, если поставщик зарегистрирует счет-фактуру с кодом 26, а покупатель - с кодом 01. Такие правила проверки были и раньше, но теперь ФНС официально их закрепила в письме от 20.09.2016 № СД-4-3/17657.

Налоговики требуют разъяснения обычно у обеих сторон сделки. Если ошибся поставщик, то он и подтвердит ошибку либо сообщит о неточности, либо сдаст уточненку. Покупателю достаточно пояснить, что он купил товар и обоснованно заявил вычет.

Общество с ограниченной ответственностью «Компания»

ИНН 7701025478, КПП 770101001, ОГРН 1045012461022

г. Москва, ул. Басманная, д. 25

Руководителю ИФНС России № 1 по г. Москве

Исх. № 1 от 10.11.18

ПОЯСНЕНИЯ

В требовании сказано, что ООО «Компания» заявило в декларации за третий квартал вычет по счету-фактуре от 12.09.18 № 20013, который АО «Поставщик» не зарегистрировал в книге продаж за тот же период.

Данный счет-фактуру ООО «Компания» получило от АО «Поставщик» в связи с приобретением товара и отразило в книге покупок с кодом 01. ООО «Компания» заявило вычет по вышеуказанному счету-фактуре на основании п. 1 ст. 172 НК РФ.

Ошибку в декларации по НДС за третий квартал 2018 года допустил АО «Поставщик», который зарегистрировал данный счет-фактуру с кодом операции 26.

Приложение: письмо АО «Поставщик» от 08.11.18.

Генеральный директор Астахов И. И. Астахов

Ответ на требование ИНФС о предоставлении пояснений о переносе вычета по НДС . При переносе вычета на последующие кварталы инспекторы тоже требуют это объяснить.

Компания получила запрос, потому что перенесла вычет на другой квартал. Налоговый кодекс прямо разрешает это делать, компания вправе заявить вычет в течение трех лет (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Поэтому так и сообщите инспекторам, что ошибок в декларации нет, а компания воспользовалась правом заявить вычет в более позднем периоде. На всякий случай можно запросить у поставщика выписку из книги продаж и приложить ее копию.

Общество с ограниченной ответственностью «Компания»

ИНН 7701025478, КПП 770101001, ОГРН 1045012461022

г. Москва, ул. Басманная, д. 25

Руководителю ИФНС России № 1 по г. Москве

Исх. № 1 от 10.11.18

ПОЯСНЕНИЯ

В ответ на полученное требование о представлении пояснений от 07.11.18 № 4-978 ООО «Компания» сообщает следующее.

В требовании сказано, что в третьем квартале ООО «Компания» заявило вычет по счету-фактуре от 04.07.18 № 20013, который АО «Поставщик» не зарегистрировало в книге продаж за тот же период.

По договору купли-продажи от 28.06.2018 № 54-АР ООО «Компания» приобрело товар у АО «Поставщик».

АО «Поставщик» отразил данную операцию в книге продаж за второй квартал 2018 года.

ООО «Компания» воспользовалось правом перенести вычет, которое дает пункт 1.1 статьи 172 НК РФ. По данному счету-фактуре компания заявила вычет в третьем квартале 2018 года.

Приложение: выписка из книги продаж АО «Поставщик» прилагаем.

Генеральный директор Астахов И. И. Астахов

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об