Муниципальные облигации риски. Муниципальные облигации: виды, цели выпуска и анализ рынка

Муниципальные облигации — это ценные бумаги, которые выпускают регионы, муниципалитеты, штаты, республики, города, области, и так далее. Все облигации выпускаются под какую-то гарантию, и муниципальные облигации под гарантию муниципальной собственности.

Муниципальные облигации по смыслу очень похожи на государственные облигации, но отличаются цели, для которых эти облигации выпускаются.

Цели, для которых выпускаются облигации — масштаба всей страны, — покрыть дефицит бюджета, профинансировать крупный государственный проект, итд.
Цели муниципальных облигаций — масштаба региона, — построить мост, платную дорогу, профинансировать какую-нибудь региональную программу.

Общее у государственных и муниципальных облигаций в том, что они выпущены правительством (разного уровня), поэтому они имеют примерно одинаковую надежность (муниципальные облигации стоят на втором месте по надежности после государственных).

Поэтому они имеют примерно одинаковую доходность (считается, что доходность муниципальных облигаций на 1-2% выше, чем доходность государственнных облигаций, может быть, поэтому некоторые банки покупают муниципальные облигации, — при хорошей надежности — бóльшая доходность.

Купонный доход по муниципальным облигациям не облагается налогом.

Но доход с разницы цены покупки и цены продажи — облагается налогом (как и у государственных облигаций).

Я отношу муниципальные облигации очень близко к государственным. Чуть дальше стоят корпоративные облигации. И еще дальше — еврооблигации,- облигации, выпущенные в какой-то иностранной валюте на иностранном рынке.

Хочу еще раз сказать про риски облигаций

Кредитный риск эмитента.
Если платежеспособность эмитента ухудшится или эмитент обанкротится, то есть возможность не получить купоны, или частично/полностью не вернуть вложенные деньги.

Надежность некоторых компаний выше надежности некоторых банков.
Государство гарантирует сохранность вклада до 1.500.000 рублей. То же самое государство гарантирует выполнение своих обязательств по облигациям, но по облигациям интерес выше и инвестиция более «свободная», не нужно ждать окончания срока вклада, доход накапливается каждый день.

Риск ликвидности.
Если вам понадобится продать облигации, на рынке в этот момент может быть мало покупателей, поэтому цена продажи может быть ниже цены покупки.

Риск процентных ставок.
Когда процентные ставки на рынке растут, цены облигаций снижаются. Поэтому если вы решите продать облигации досрочно, то из-за выросшей процентной ставки цена облигаций скорее всего будет ниже цены на момент покупки. Даже если платежеспособность эмитента не ухудшилась.

Валютный риск.
Если вы хотите покупать облигации в долларах, евро или в чем-то еще, не забывайте, что стоимость облигаций может снизиться из-за колебаний курсов валют.

В итоге:

  • Государство выпускает облигации, регионы и города выпускают муниципальные облигации.
  • Муниципальные облигации — второй по надежности финансовый инструмент после гос.облигаций.
  • Доходность муниципальных облигаций — на 1-2% выше, чем у гос.облигаций.
  • Купон по муниципальным облигациям не облагается налогом.
  • Доход с разницы цены покупки и цены продажи облагается налогом.

Нужно ли иметь муниципальные облигации в своем портфеле?

Я думаю, что да, нужно.

Если вы настроены на бóльшую надежность, но мéньшую доходность — держите больше муниципальных (или государственных) облигаций.

Если нацелены на бóльшую доходность — держите муниципальные/государственные и облигации в каком-то соотношении.
Например, больше муниципальных — для бóльшей надежности, или больше корпоративных — для бóльшей доходности.

Муниципальные облигации в США.

По статистике, 70% держателей муниципальных облигаций в США — частные лица.
Дело в том, что муниципальные облигации в США не только освобождены от уплаты налога на купонный доход, но еще и освобождают держателя облигаций от уплаты местных налогов, налогов штата и федеральных налогов.
Правда, в разных штатах по-разному, в некоторых только от местных налогов, в некоторых — только от местных и налогов штата, в некоторых — от всех трех.

В США налогов больше, и они выше, чем в России.

Вот такую забавную картинку нашел в интернете:
Человек принес свои деньги в крепость муниципальных облигаций, чтобы они не достались нападающим под флагами Федеральных налогов, Налогов штата и Местных налогов.

Облигации — вещь хорошая.
Изучайте и начинайте использовать.
Если не знаете, с чего начать, начните с

Инвестиции в муниципальные облигации: даем в долг целым городам

Разбираемся с муниципальными и субфедеральными облигациями

Периодически мне приходится отвечать на вопросы подписчиков о муниципальных облигациях. Инструмент не относится к числу самых привычных и изученных для частных инвесторов, хотя можно получать до 10% годовых, поэтому статья будет кстати. В ней мы подробно разберемся: что такое муниципальные облигации, как и в каких пропорциях в них инвестировать, каковы их преимущества и риски.

Что такое муниципальные облигации и как они работают

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Под муниципальными облигациями (МО) принято понимать 2 вида долговых ценных бумаг:

  1. Субфедеральные – выпускаются крупными регионами, субъектами РФ. Среди них 3 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Они имеют прямые бюджетные отношения с Министерством финансов.
  2. Муниципальные – выпускаются муниципалитетами, входящими в состав этих субъектов. Как правило, их эмитируют администрации городов под гарантию принадлежащей им собственности. Но обычно городские долги покрывает транш в пользу субъекта федерации, к которому населенный пункт относится.

Спрос в этом сегменте из-за сравнительно высокой доходности нередко превышает предложение. Выкупают выпуски как институциональные инвесторы – банки, инвестфонды, так и частные. Спрос растет в периоды низких ставок по депозитам и дефицита других инструментов с интересной доходностью. Стандартный номинал, как и у ОФЗ, составляет 1 тыс. рублей, выплата купонного дохода – раз в 3 месяца, реже раз – раз в полгода. Сроки до погашения обычно короткие – 3–5 лет, реже – от 1 месяца до 10 лет. Для анализа отдельных МО удобно использовать сервис rusbonds.ru. В частности, муниципальные облигации представлены в , дефолты можно искать в .

Ежегодно федеральные субъекты и муниципалитеты эмитируют объем долга примерно 300 млрд руб., а весь рынок составляет около 1 трлн руб. и продолжает расти. По сравнению с рынком ОФЗ и , он меньше в разы. Ликвидность облигаций тоже невысока. Тем не менее, этот рынок существует, и на нем есть свои игроки. Качественные бумаги иногда торгуются выше номинала. МО обладают теми же преимуществами, что и ОФЗ: не облагается налогом. Заплатить придется только с разницы между ценой покупки и продажи.

У МО есть отличительная черта – амортизация задолженности. Погашение муниципальных облигаций не происходит единовременно. Номинал возвращается постепенно, что снижает долговую нагрузку региона. Инвестор начинает получать свои деньги назад раньше срока окончания выпуска. Из-за этого стоимость облигации и размер купонных выплат ежегодно снижаются. Инвестор вынужден искать возможности для реинвестирования высвобождающихся средств. Особенно это невыгодно во время снижения ключевой ставки, когда доходность инструментов падает. Наличие амортизации (доля от номинала) можно проверить через сервис rusbonds.ru (нужна регистрация).

Начинающие инвесторы часто неверно считают прибыльность МО из-за того, что купонный доход уменьшается по мере амортизации номинала. В итоге прибыль по купону получается заниженной.

Приведем пример расчета по формуле. Облигация Липецкой области ISIN RU000A0ZZR33, погашение 21.10.2025, ставка 8.57, выплаты ежеквартально. Получаем: (1000 + 320.5)/1000 = 1.32.5; (1.32-1)*100% = 32.5% за весь срок до погашения или 4.83% годовых. Это меньше, чем должно быть. Формула не учитывает, что эмитент возвращает вложенный капитал, начиная с января 2020 года, при сохранении ставки купона. Чтобы посчитать правильно, мы уменьшаем срок погашения номинала на то количество дней, которое пропорционально выплаченным по амортизации средствам. В нашем примере с Липецкой МО будет не 2457 дней, а 1380. Таким образом, мы выйдем на ожидаемую доходность около 8.57% годовых.

Риски инвестора

С тех пор многое изменилось: действует бюджетный кодекс, ограничивающий размеры заимствований регионов. Но риски на этом рынке все же остаются. Кризис 2014–2015 г.г. также не прошел без последствий для региональных и муниципальных долгов. Доходность некоторых бумаг доходила до 33%. В июне 2015 года S&P зафиксировало дефолт по облигациям Новгородской области. Регион просрочил погашение кредита ВТБ. Местные власти запустили аукцион по привлечению кредитной линии под 23.93% годовых, но он не состоялся из-за отсутствия желающих. Второй зафиксированный дефолт – облигации Клинского района Московской области (RU000A0JPDZ4).

Каждый случай дефолта, хоть он и не затрагивает облигации федерального займа, понижает общий уровень доверия к государству, особенно со стороны иностранных инвесторов. Это означает, что Минфину придется повышать доходность по ОФЗ.

Учитывая риски, стоит внимательно анализировать рейтинги регионов и городов по размеру долговых обязательств перед федеральным бюджетом. Списки несложно найти в интернете или на сайте Минфина. «Лидеры» рейтинга вынуждены ставить более высокую доходность по своим выпускам, чтобы привлечь инвесторов. Банкротство не объявляется исключительно по политическим соображениям. В таких регионах вводится прямое казначейское управление, то есть, они лишаются права распоряжаться деньгами самостоятельно. Максимальное отношение долга к доходам не должно превышать 40%. У некоторых регионов масштаб задолженности зашкаливает.

  1. Мордовия – отношение долга к поступлениям в бюджет более 200%;
  2. Хакасия — 122.5%;
  3. Костромская область – 111%.
  4. Также в аутсайдерах Чукотка, Вологодская область, Карелия и ряд других.

Однако это предбанкротное состояние может длиться сколь угодно долго, ведь всегда находится повод просить денег еще. Например, на выполнение майских указов президента. Если у региона есть выпуск облигаций, из этих же бюджетных трансфертов выплачиваются купоны инвесторам. Коммерческие долги регионов перед банками вытесняются государственными кредитами, а необходимость их отдавать зависит от политических решений.

Перечислим основные минусы и риски МО:

  • Сравнительно низкая ликвидность выпусков, из-за чего цена в момент продажи может быть ниже номинала;
  • Спред у МО больше, чем у других видов облигаций;
  • Из-за низкой ликвидности и крупного спреда невыгодно спекулировать, приходится держать актив до погашения;
  • Нет длинных бумаг с прогнозируемой доходностью;
  • Муниципальные облигации не могут претендовать на уровень надежности ОФЗ;
  • Вероятность дефолтов небольшая, но они уже случались в прошлом, пусть и были в итоге погашены;
  • Механизм амортизации долга, снижающий прибыль инвестора (если её оперативно не реинвестировать).

Главный недостаток в том, что инвестор не может полагаться на абсолютную надежность государственного долга. В случае проблем с выплатой купона либо угрозы дефолта, город или область рассчитывают на покрытие долга из федерального бюджетного транша. Но нет твердых гарантий, что данный конкретный эмитент этот транш получит в будущем. и снижение цен на заставляют по-новому взвешивать риски МО.

Стоит ли инвестировать в муниципальные облигации?

Как же ориентироваться в качестве МО? Например, на американском рынке инвесторы сразу смотрят на кредитный рейтинг территории (от AA и выше) и на страховое покрытие. В России облигации не застрахованы, поэтому инвестор должен внимательно изучить оценку рейтингового агентства и финансовое состояние региона. регионов: Эксперт РА, НРА (Национальное Рейтинговое Агентство), АКРА. Агентства «большой тройки» (S&P, Fitch, Moody’s) присваивают рейтинги не всем российским регионам, но зато их методики признаются иностранными инвесторами и фондами. В сводном виде эту информацию удобно смотреть на русском сайте Reuters .

Согласно инструкциям , по нормам резервирования муниципальные облигации приравнены к ОФЗ. Этим ЦБ дает понять, что рассматривает их как активы самого высокого качества. Но это далеко не всегда отражает реальную экономическую ситуацию в регионах. Их рейтинг без гарантий государства был бы на несколько ступеней ниже.

Чтобы эффективно инвестировать в муниципальные бумаги, необходимо детально разбираться в специфике региональной экономики, понимать её потенциал, знать особенности межбюджетных отношений. Разница в доходности между бумагами экономически успешных и депрессивных регионов не столь существенна. Поэтому есть смысл выбирать наиболее качественные МО.

Надежность облигаций в целом отражает состояние экономики региона. Неудивительно, что самыми безопасными считаются бумаги Москвы и сырьевых областей – Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого округов. Облигации федеральных субъектов в общем случае надежнее муниципальных. Их бюджеты больше и устойчивее, а рейтинг либо совпадает с рейтингом страны, либо находится на одну ступень ниже. Альтернатива – качественные корпоративные бумаги. Они стоят ниже по классу надежности, но по ним обычно выше доходность.

В силу специфики российского рынка, корпоративные облигации крупных госкомпаний тоже торгуются с расчетом на прямую поддержку со стороны государства. Поэтому записывать региональные долги в заведомо дефолтные и непригодные для инвестирования, в большинстве случаев нет оснований.

Выделим, какие плюсы есть у муниципальных облигаций.

  1. Частота купонных выплат раз в квартал, инвестор исправно получает пассивный доход.
  2. Амортизация, благодаря которой кэш регулярно поступает на счет. За год возвращается до 30–40% от вложенных средств. Это, кстати, снижает риски невозврата для инвестора.
  3. Федеральные власти будут спасать региональные бюджеты, поскольку дефолты угрожают политической стабильности.
  4. Налоговые льготы, позволяющие сэкономить 13%, по сравнению в в акциях.
  5. Возможность планировать купонный доход, т. к. он всегда фиксированный.

Учитывая плюсы и минусы муниципальных облигаций, определим варианты и рекомендации для инвестирования:

  • Не покупать подобные бумаги, при отсутствии достаточного опыта анализа;
  • Если решили взять в портфель МО, максимально диверсифицировать риски;
  • Держать в них небольшую, безопасную долю капитала;
  • Иметь стоп-лист субъектов, долги которых являются токсичными для портфеля.

Выводы

Муниципальные облигации могут стать неплохой альтернативой банковским депозитам и ОФЗ. Освобождение от налога и относительная надежность делают их привлекательным инструментом для диверсификации портфеля. Но, в отличие от вклада, для эффективного инвестирования требуется анализ целого ряда специфических показателей регионов. В некотором смысле это может быть сложнее, чем анализировать акции первого эшелона.

Всем профита!

Регионы все чаще выпускают облигации для населения с купоном, превосходящим ставки по банковским депозитам. Стоит ли инвестору покупать эти бумаги?

Фото: Роман Галкин/РИА Новости

​​Пока Минфин готовит к выпуску специальные облигации для населения — короткие ОФЗ со сроком обращения до трех лет, региональные власти уже вовсю занимают средства у россиян, размещая субфедеральные и муниципальные (региональные) бонды. В 2016 году прошло как минимум три более или менее успешных размещения таких бумаг, и региональные власти намерены практиковать такие займы и в будущем.

Так, на днях правительство Самарской области объявило о полном размещении бездокументарных облигаций «народного займа» на 510 млн руб. Эти бумаги продавались путем открытой подписки с 6 сентября 2016 года. Весь выпуск состоял из 8,5 тыс. бондов номинальной стоимостью 60 тыс. руб. и с купоном 13% годовых. Срок обращения бумаг составляет три года — это значит, что владельцы «народных бондов» должны получить в общей сложности 39%. Физические лица, впрочем, в результате размещения приобрели лишь 17,7% бумаг Самарской области. Отдельные институциональные инвесторы оказались активнее. Большая часть облигаций (около 59%) досталась Тольяттихимбанку. Остальное приобрел уже в январе 2017 года самарский же Газбанк. Тем не менее итоговый спрос, в том числе от институциональных инвесторов, превысил предложение.


Не менее успешным оказалось размещение облигаций Калининградской области на 1 млрд руб. в декабре 2016 года. По его итогам правительство региона заявило, что эти бумаги были полностью раскуплены на Московской бирже в течение трех часов. Стоимость облигаций составляла 1 тыс. руб. за штуку, а купон был установлен на уровне 10,5% годовых. Объем размещения составил 1 млрд руб., спрос — в полтора раза больше. Погасить бонды область собирается в 2021 году. В этом году правительство региона планирует занять у населения еще раз.

Аналогичным способом привлекает средства и Томская область, которая считается пионером в этой сфере, — в этом регионе с 2002 года реализуется проект «Внутренние облигации Томской области для населения». В 2016 году региональные власти выпустили облигации для населения на 300 млн руб. со ставкой 11% годовых и погашением в 2019 году. Номинальная стоимость одной облигации составила 1 тыс. руб., купонный доход держателям будет выплачиваться ежеквартально.

Аналитики агентства S&P прогнозируют, что к концу 2017 года объем рынка облигаций региональных и муниципальных органов власти вырастет до 800 млрд руб. — это почти в два раза больше, чем в 2016 году. Тогда объем рынка регионального долга составлял 460 млрд руб. По оценкам S&P, в дальнейшем регионы и муниципалитеты будут ежегодно выпускать облигации объемом около 300 млрд руб.

Впрочем, оценка плюсов и минусов таких бумаг неоднозначна.

Зачем покупать

У региональных облигаций есть два главных достоинства: доходность и относительная надежность. Главный инвестиционный консультант ФГ «БКС» Сергей Скоробогатов признает, что такие бумаги пользуются спросом среди частных инвесторов, особенно на фоне дефицита доходных и надежных бумаг. «Доходность муниципальных облигаций — чуть выше депозитов, кроме того, это очень надежные бумаги. В случае возникновения каких-либо проблем область сможет расплатиться с держателями облигаций за счет транша от государства», — поясняет он.

Государство вряд ли позволит произойти дефолту в какой-либо области или городе — на погашение облигаций в любом случае будет выдан транш или кредит, считает Скоробогатов. Если область не выплатит облигационный заем, иностранные инвесторы перестанут доверять и государственным бумагам, отмечает он. «Как следствие, инвесторы начнут распродавать ОФЗ и тогда доходность гособлигаций придется повышать. Государство в этом не заинтересовано», — уверен Скоробогатов.

Какие риски

Однако муниципальные облигации все-таки чуть более рискованны, чем ОФЗ: например, эмитент может погасить облигации позже срока, считает финансовый аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин. Минусом таких бумаг аналитик также называет неликвидность многих выпусков. Он предостерегает неквалифицированных инвесторов от бездумных вложений в долговые бумаги российских городов и регионов. Чтобы инвестировать в такие инструменты, нужно понимать их специфику, определенные знания нужны даже для того, чтобы просто разобраться в кредитных рейтингах, подчеркивает он.

Скоробогатов из БКС указывает на еще одну важную особенность таких бумаг — амортизацию. В большинстве случаев, по его словам, регионы не погашают облигации в один день — обычно эмитент ежегодно возвращает инвестору часть номинала, снижая таким образом нагрузку на свой бюджет. Поэтому номинальная стоимость бумаги, а следовательно, и размер купонных выплат каждый год уменьшается. Из-за этого держателю муниципальных облигаций нужно реинвестировать освобождающиеся средства, но у инвестора с небольшим чеком это не должно вызвать затруднений, отмечает Скоробогатов.

Как выбирать

Какие бумаги приобрести, во многом зависит от аппетита инвестора к риску. ​При выборе муниципальных облигаций Сергей Скоробогатов советует покупать самые доходные бумаги. А руководитель отдела управления активами Национальной управляющей компании Андрей Вальехо-Роман добавляет, что инвесторам все же нужно обращать внимание на кредитный рейтинг облигаций. «В целом власть перекладывает многие социальные обязательства на региональные бюджеты, и поэтому они не очень устойчивы. Но субфедеральные облигации все же надежнее муниципальных, поскольку бюджеты округов больше, чем бюджеты городов», — говорит он. Рейтинг субфедеральных облигаций должен быть на уровне рейтинга страны или на одну ступень ниже, отмечает Вальехо-Роман. Интересными для частного инвестора он называет облигации Ямало-Ненецкого или Ханты-Мансийского округов, а также Москвы и Московской области. Покупать муниципальные бумаги управляющий советует крайне осторожно.

Органы самоуправления осуществляют экономическую политику, направленную на повышение жизненного уровня граждан. Дефицит финансов для реализации государственных программ покрывается за счет привлечения займов. Один из способов наполнения местных бюджетов - продажа муниципальных облигаций.

Что такое муниципальные облигации

Муниципальные облигации - это эмитируемые органами местного самоуправления ценные бумаги, предназначенные для привлечения займов. Они представляют собой долговые обязательства с обозначенным сроком возврата займа, гарантирующим держателям получение вознаграждения - купонного или дисконтного дохода. В качестве эмитента выступают городские органы управления, губернии или штаты, округа или даже платные автодороги, находящиеся в госсобственности.

Инвесторы могут купить муниципальные облигации во время размещения на фондовом рынке или приобрести их у держателей на вторичном рынке.

Дополнительную привлекательность этим ценным бумагам придает освобождение купонного дохода от налогообложения на государственном и местном уровне.

Муниципальные облигации, купить которые можно на российском фондовом рынке, приравниваются по статусу к государственным. Выполнение обязательств по ним обеспечивается за счет сбора местных налогов и доходами от дорог, мостов, домов и других инвестиционных проектов.
Муниципальные ценные бумаги отличаются от федеральных (государственных) субъектом эмиссии и уровнем обеспечения. Правительства стран не гарантируют обеспечение муниципальных облигаций, если только это не оговорено отдельно. Поэтому они считаются более рискованными вложениями, где гарантией возврата долга служит залоговое имущество или репутация муниципалитета.

Особенности муниципальных облигаций

Для тех, кто желает купить облигации, муниципальные ценные бумаги выступают выгодным направлением инвестирования. Они имеют конкретные сроки погашения и заранее оговоренную ставку дохода. Решение об эмиссии принимается местными органами самоуправления. В зависимости от наличия залога, ЦБ делятся на обеспеченные и необеспеченные.

Выделяют следующие виды муниципальных облигаций:

  • целевые и специальные;
  • купонные и бескупонные;
  • процентные и беспроцентные;
  • реализуемые по номиналу и с премией.

Классификация займов производится по нескольким признакам:

  • срок действия;
  • внутренние (в валюте страны) и внешние;
  • рыночные и нерыночные.

Облигации муниципального займа могут иметь следующее назначение:

  • устранение бюджетного дефицита;
  • защита сметы от нехватки средств (стабилизация проекта);
  • развитие инфраструктуры региона.

Примеры

Рынок муниципальных (субфедеральных) облигаций наиболее развит в США. На эти ценные бумаги приходится чуть меньше половины гособлигаций, находящихся в обращении. Этот рынок на своем пике в 2010 году составлял 3,8 триллиона долларов, что превышало 50% ВВП США.

Первые муниципальные ценные бумаги США появились в XIX веке. Привлеченные средства позволили построить канал Эри (Нью-Йорке) и порт в Новом Орлеане. С окончанием гражданской войны началось строительство трансконтинентальных железнодорожных магистралей. Работы оплачивались из средств, собранных за счет эмиссии облигаций.

Муниципальные облигации США: виды

Рынок муниципальных облигаций делится на две примерно равные части, с общими и ограниченными гарантиями погашения. В первом случае погашение обеспечивается всеми доходами местного бюджета. Для этого местные власти используют дополнительные налоги и сборы. Облигации с ограниченной гарантией погашения погашаются лишь за счет отдельных статей бюджетных поступлений. Это может быть налог с продаж, сборы с улучшенной инфраструктуры. Примером этого служат поступления от использования электросетей, систем газо- и водоснабжения. Цены на недвижимость при улучшении инфраструктуры растут, вместе с ними растет налогооблагаемая база и сборы с нее.

Законодательство большинства штатов предусматривает проведение референдума для получения согласия на выпуск бумаг с общими гарантиями. Для избежания сложной дорогостоящей процедуры референдума используется упрощенная схема, при которой муниципалитет арендует объект для городских нужд. Строится же он за счет сертификатов участия. Прибыль от них, как и поступления от гособлигаций, освобождаются от федерального налогообложения.

Муниципальные облигации в России

Рынок облигаций субъектов РФ начал развитие в 1992 году. К концу 90-х количество выпусков приблизилось к 100 и в дальнейшем стабилизировалось на уровне этой цифры.

Тем не менее, многие субъекты РФ активно используют облигации для привлечения займов на развитие. Список регионов-лидеров рынка выглядит следующим образом:

  • облигации Томской области;
  • Москвы;
  • Санкт-Петербурга.

Например, облигации Томской области в 2018 году оцениваются в 9,5 миллиарда рублей.

Дефолты по муниципальным облигациям

История дефолтов по муниципальным облигациям содержит немного случаев, вызвавших серьезные опасения инвесторов. В истории Российского рынка ценных бумаг памятным остался дефолт облигаций Республики Саха в 1998 году. С него начались дефолты по муниципальным, а затем и федеральным займам. Для борьбы с кризисом был принят Бюджетный кодекс РФ и Закон об особенностях эмиссии субфедеральных и муниципальных облигаций. Однако дефолты продолжались до середины 1999 года. Часть регионов, которые допустили дефолты, приступили к добровольному урегулированию обязательств.

В начале 2000 года регионы, сумевшие добросовестно обслуживать займы, получили доступ к рефинансированию задолженности на внутреннем рынке. Полностью избавиться от последствий кризиса удалось лишь к 2002 году.

В современных условиях инвесторы используют эффективные инструменты снижения риска инвестиций в муниципальные облигации:

  • исследования кредитных рейтингов;
  • покупка страховых и кредитных гарантии.

Видео по теме статьи

В этом видео с сайта «Новосибирские новости» рассказывается о выпуске муниципалитетом Новосибирска облигаций в 2016 году.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об