Блокирование денежных средств. Новые обязанности кредитных организаций

14.1 Настоящая программа предусматривает:

  • порядок получения информации от Росфинмониторинга об организациях и физических лицах, включенных в соответствии со статьей 6 Федерального закона в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму или в отношении которых в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
  • порядок принятия решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • порядок и периодичность проведения мероприятий по проверке наличия или отсутствия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • информирование Росфинмониторинга о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и результатах проверок наличия или отсутствия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • порядок взаимодействия с организациями и физическими лицами, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, включая порядок их информирования о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • порядок выполнения требований, установленных пунктом 4 статьи 7.4 Федерального закона, при принятии соответствующего решения межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма;
  • порядок принятия решения, направленного на выполнение требований абзацев второго и третьего пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона.

14.2. Блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг – адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в Перечень, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень.



14.3. Блокирование (замораживание) имущества – адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в Перечень, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень.

14.4. Предприниматель обязан применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в Перечень, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

14.5. Порядок получения информации от Росфинмониторинга об организациях и физических лицах, включенных в соответствии со статьей 6 Федерального закона в Перечень или в отношении которых в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества.



14.5.1. Специальное должностное лицо осуществляет в ежедневном режиме мониторинг официального сайта уполномоченного органа, а также Личного кабинета на портале уполномоченного органа в целях получения информации об организациях или физических лицах, включенных в Перечень, исключенных из Перечня, либо информации об изменении сведений об организациях и физических лицах, включенных в Перечень, а также иной информации, размещаемой на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет.

14.5.2. Идентификационные данные Предпринимателя, необходимые для доступа в Личный кабинет на портале уполномоченного органа, хранятся у Специального должностного лица.

14.5.3. Лицом, ответственным за получение информации, размещаемой на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет, является Специальное должностное лицо.

14.5.4. Перечень в день его получения Специальном должностным лицом доводится последним до сотрудников Предпринимателя, осуществляющих идентификацию, путем его направления им в виде файла по электронной почте или путем его размещения во внутренней локальной сети Предпринимателя.

14.6. Порядок принятия решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

14.6.1. Предприниматель обязан применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в Перечень, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

14.6.2. Лицами, уполномоченными выявлять среди клиентов организации и физических лиц, в отношении денежных средств или иного имущества которых должны быть применены меры по замораживанию (блокированию), с использованием информации уполномоченного органа, являются Специальное должностное лицо и сотрудники Предпринимателя, осуществляющие идентификацию.

Лицом, уполномоченным применять у Предпринимателя меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества является Специальное должностное лицо.

14.6.3. В случае выявления лиц, указанных в п. 14.6.1 настоящих Правил, Специальное должностное лицо незамедлительно готовит внутреннее распоряжение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества по форме, установленной Предпринимателем, и передает указанное распоряжение на согласование Предпринимателю (приложение 11 к настоящим Правилам).

14.6.4. При получении от Специального должностного лица внутреннего распоряжения, указанного в п. 14.6.3. настоящих Правил, Предприниматель в тот же день незамедлительно принимает окончательное решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, визирует внутреннее распоряжение и возвращает его Специальному должностному лицу.

14.6.5. На основании полученного от Предпринимателя внутреннего распоряжения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества с визой Предпринимателя Специальное должностное лицо в тот же день незамедлительно принимает меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лица, указанного в распоряжении, и уведомляет о принятых мерах сотрудника Предпринимателя, осуществляющего бухгалтерский учет у Предпринимателя, сотрудника, ответственного за работу с данным клиентом, и Предпринимателя в письменном виде в свободной форме.

14.6.6. Все случаи применения мер по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества фиксируются Специальным должностным лицом в Журнале учета информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества, по форме, установленной Предпринимателем (приложение 20 к настоящим Правилам). Листы Журнала информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью Предпринимателя, а количество листов в нем заверено подписью Предпринимателя.

14.6.7. Журнал информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества формируется Специальным должностным лицом при первом случае замораживания (блокирования) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества у Предпринимателя и хранится в соответствии с Программой хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

14.6.8. В Журнале информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества фиксируются сведения о клиенте, основания применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, дата и время применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, вид имущества клиента, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию), с указанием идентифицирующих признаков такого имущества, иная необходимая информация.

14.6.9. Ответственным за фиксирование информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества и за ведение вышеуказанного Журнала является Специальное должностное лицо.

14.6.10. Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента должно прекращаться незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа информации об исключении такого клиента из Перечня либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.

14.6.11. В случае размещения на официальном сайте уполномоченного органа информации об исключении организации или физического лица из Перечня либо в случае размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о прекращении действия вынесенного ранее в отношении организации или физического лица решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, Специальное должностное лицо незамедлительно готовит в свободной форме распоряжение о прекращении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и передает указанное распоряжение на подпись Предпринимателю.

14.6.12. При получении от Специального должностного лица распоряжения, указанного в п. 14.6.11. настоящих Правил, Предприниматель незамедлительно принимает окончательное решение о прекращении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, подписывает распоряжение и возвращает Специальному должностному лицу.

14.6.13. На основании полученного распоряжения о прекращении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имуществ Специальное должностное лицо незамедлительно принимает меры по прекращению замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества лица, указанного в распоряжении, и незамедлительно уведомляет о принятых мерах сотрудника, ответственного за работу с данным клиентом, и Предпринимателя в письменном виде в свободной форме.

14.7. Порядок и периодичность проведения мероприятий по проверке наличия или отсутствия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

14.7.1. Предприниматель обязан не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок представления информации в уполномоченный орган изложен в разделе 15 настоящих Правил.

14.7.2. Указанная в п. 14.7.1. настоящих Правил проверка осуществляется Специальным должностным лицом. Результаты такой проверки Специальное должностное лицо фиксирует в акте проверки, составленном по форме, установленной Предпринимателем (приложение 13 к настоящим Правилам), и доводит до сведения Предпринимателя путем направления ему указанного акта в письменном виде в день его составления.

14.8. Информирование Росфинмониторинга о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и результатах проверок наличия или отсутствия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

14.8.1. Предприниматель информирует уполномоченный орган о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, а также о результатах проверки в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

14.8.2. Информация о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица, включенного в Перечень, либо организации и (или) физического лица, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих такой организации или физическому лицу денежных средств или иного имущества (далее - организация и физическое лицо), направляется Предпринимателем в уполномоченный орган незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и физического лица.

14.8.3. Информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, направляется Предпринимателем в уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки.

14.8.4. Порядок информирования Росфинмониторинга о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, а также о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества изложен в разделе 15 настоящих Правил.

14.9. Порядок взаимодействия с организациями и физическими лицами, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, включая порядок их информирования о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

14.9.1. Все обращения и запросы лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, принимаются Предпринимателем в письменном виде. Ответы на них Предприниматель также направляет в письменном виде.

Все обращения и запросы лиц, в отношении которых должны быть применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, фиксируются Предпринимателем в отдельном журнале.

Если клиент обращается к Предпринимателю за разъяснением причин неосуществления операции с денежными средствами или иным имуществом клиента, Предприниматель информирует клиента о том, что:

  • применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества является обязанностью Предпринимателя, установленной пп. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона;
  • применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента должно прекращаться незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа информации об исключении такого клиента из Перечня либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.

14.9.2. Информирование клиента осуществляет Специальное должностное лицо.

14.9.3. О факте обращения клиента к Предпринимателю за разъяснением причин неосуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом клиента и о факте информировании клиента Специальное должностное в тот же день докладывает Предпринимателю в письменном виде в свободной форме.

14.10. Порядок выполнения требований, установленных пунктом 4 статьи 7.4 Федерального закона, при принятии соответствующего решения межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма и порядок принятия решения, направленного на выполнение требований абзацев второго и третьего пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона.

14.10.1. В целях обеспечения жизнедеятельности физического лица, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) его денежных средств или иного имущества, а также проживающих совместно с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принимается решение о назначении этому лицу ежемесячного гуманитарного пособия в размере, не превышающем 10 000 рублей (далее – Решение). Выплата указанного пособия осуществляется за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия.

14.10.2. Физическое лицо, включенное в Перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона (вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361) Уголовного кодекса Российской Федерации, процессуальное решение о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361) Уголовного кодекса Российской Федерации, постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361) Уголовного кодекса Российской Федерации), в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе:

14.10.2.1. Осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи;

14.10.2.2. Осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица, указанного в п. 14.10.2 настоящих Правил;

14.10.2.3. Осуществлять в порядке, установленном п. 8.1.-8.3 настоящих Правил, операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 14.10.2.1., а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень.

14.10.3. Предприниматель в случае наличия решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о назначении лицу, в отношении которого должны быть применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, ежемесячного гуманитарного пособия, выплачивает указанному лицу ежемесячное гуманитарное пособия в размере, не превышающем 10 000 рублей, за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия.

14.10.4. При обращении к Предпринимателю лица, включенного в Перечень или указанного в Решении, за выплатой ему вышеуказанных денежных средств сотрудник Предпринимателя, осуществляющий непосредственно работу с данным клиентом, в устной форме запрашивает у него документы, подтверждающие законность получения денежных средств.

14.10.5. Все полученные от лица, включенного в Перечень или указанного в Решении, документы сотрудник Предпринимателя в день их получения передает на проверку Специальному должностному лицу. Факт получения указанных документов Специальное должностное лицо фиксирует в Журнале учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень, по форме, установленной Предпринимателем (приложение 20 к настоящим Правилам). Листы Журнала учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень, должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью Предпринимателя, а количество листов в нем заверено подписью Предпринимателя.

14.10.6. Журнал учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень, формируется Специальным должностным лицом при первом случае выплаты или отказа в выплате денежных средств физическому лицу, включенному в Перечень или указанному в Решении, и хранится в соответствии с Программой хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

14.10.7. В случае обращения лица, включенного в Перечень или указанного в Решении, Специальное должностное лицо формирует заключение о выплате денежных средств и передает его Предпринимателю. Факт передачи указанного заключения Специальное должностное лицо фиксирует в Журнале учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень.

14.10.8. Предприниматель в день получения заключения Специального должностного лица о выплате денежных средств, принимает окончательное решение о выплате денежных средств, о чем делает отметку на заключении Специального должностного лица.

14.10.9. Заключение Специального должностного лица с резолюцией Предпринимателя о выплате денежных средств вместе с обосновывающими документами, передается сотруднику Предпринимателя, осуществляющему бухгалтерский учет у Предпринимателя, для оформления и осуществления обратившемуся физическому лицу выплаты. Факт передачи указанного заключения сотруднику Предпринимателя, осуществляющему бухгалтерский учет у Предпринимателя, Специальное должностное лицо фиксирует в Журнале учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень.

14.10.10. Сотрудник Предпринимателя, осуществляющий бухгалтерский учет у Предпринимателя, получив документы, указанные в п. 14.10.9. настоящих Правил, производит выплату получателю денежных средств в размере, указанном в заключении, о чем уведомляет Специального должностного лица путем направления ему копий платежных документов.

14.10.11. Специальное должностное лицо на основании документов и информации, полученной от сотрудника Предпринимателя, осуществляющего бухгалтерский учет у Предпринимателя, заносит в Журнал учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень, сведения о получателе выплаты, размере выплаченных средств, дате выплаты и иную необходимую информацию о выплате.

14.10.12. В случае отсутствия данных о наличии в отношении обратившегося к Предпринимателю получателя гуманитарного пособия Решения, указанного в п. 14.10.3. настоящих Правил, оснований, указанных в п. 14.10.2. настоящих Правил, Специальное должностное лицо формирует заключение об отказе в выплате, которое визируется у Предпринимателя. Обратившееся к Предпринимателю за выплатой лицо письменно уведомляется Специальным должностным лицом об отказе в выплате. Факт отказа в выплате фиксируется Специальном должностным лицом в Журнале учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень.

14.10.13. Рассмотрение Предпринимателем вопроса о выплате денежных средств осуществляется не позднее одного дня со дня обращения получателя к Предпринимателю за выплатой ему денежных средств.

14.10.14. Предприниматель при выплате ежемесячного гуманитарного пособия за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия, учитывает, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

14.11. В случае, если Предприниматель состоит с организацией или физическим лицом, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) их денежных средств или иного имущества, в гражданско-правовых, трудовых либо иных порождающих обязательства имущественного характера отношениях и понесло имущественный ущерб в результате замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества, оно вправе обратиться в суд с гражданским иском к лицу, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) его денежных средств или иного имущества, о возмещении имущественного ущерба.

В случае удовлетворения судом указанного иска взысканная сумма и судебные расходы возмещаются за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих ответчику.

КЛИЕНТА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ НАЛИЧИЯ СРЕДИ СВОИХ КЛИЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЕНЫ ЛИБО ДОЛЖНЫ ПРИМЕНЯТЬСЯ МЕРЫ ПО ЗАМОРАЖИВАНИЮ (БЛОКИРОВАНИЮ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА

(Программа по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки)
В настоящей программе по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества предусматриваются:

а) порядок и периодичность проведения мероприятий по проверке наличия или отсутствия сведений о причастности своих Клиентов, Представителей клиента, Выгодоприобретателя и Бенефициарного владельца к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 7.4 Федерального закона;

б) порядок взаимодействия с лицами, в отношении которых должны быть применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества;

в) порядок выплаты ежемесячного гуманитарного пособия за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия;

г) информирование о мерах, принятых Уполномоченным органом.

Порядок получения информации, размещаемой на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-коммуникационной сети «Интернет».


      1. В целях исполнения требований действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ МКК обязана осуществлять мониторинг официального сайта Уполномоченного органа.

      2. Мониторинг официального сайта Уполномоченного органа осуществляется через Личный кабинет МКК, логин и пароль к которому были получены МКК при регистрации на указанном сайте.

      3. На сайте Уполномоченного органа МКК получает следующую информацию:

  • об организациях и физических лицах, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму);

  • о решениях, о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма);

  • иные сведения.

      1. Доступ к информации, размещаемой на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-коммуникационной сети «Интернет», имеют Ответственный сотрудник МКК и сотрудники, ответственные за работу с Клиентами. Получение информации указанными лицами осуществляется с периодичностью, установленной п. 15.3 настоящих ПВК по ПОД/ФТ.
Порядок и периодичность проведения проверки наличия среди своих Клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также о способы фиксирования результатов проведенной проверки.

      1. Сотрудники МКК, ответственные за работу с Клиентами, обязаны проверить наличие сведений о Клиенте, Представителе клиента, Выгодоприобретателе, Бенефициарном владельце в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и/или в решении о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), до приема на обслуживание Клиента, а также при обновлении сведений об указанных лицах и при проведении их повторной идентификации.

      2. Ответственный сотрудник МКК обязан проверять всех Клиентов (полную базу Клиентов МКК) на наличие их в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, при каждом обновлении указанного перечня.

      3. Ответственный сотрудник МКК обязан проверять всех Клиентов (полную базу Клиентов МКК) на наличие их в решении о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), в случае опубликования такого решения.

      4. Ответственный сотрудник может проводить проверки на предмет наличия информации о Клиентах МКК по информации Уполномоченного органа при наличии подозрений в отношении Клиента МКК, либо в целях проверки исполнения обязанностей, предусмотренных настоящими ПВК по ПОД/ФТ, сотрудниками МКК, ответственными за работу с Клиентами, в плановом порядке согласно раздела 10 настоящих ПВК по ПОД/ФТ.

      5. Результаты проверок, указанных в пп. 15.3.2 фиксируются сотрудником МКК, ответственным за работу с Клиентами:

  • в анкете Клиента (Приложения №1(1), 1(2), 1(3) к настоящим ПВК по ПОД/ФТ);

  • во внутреннем сообщении (при наличии сведений о являющихся для МКК Клиентах в информации Уполномоченного органа).
Сотрудник МКК, ответственный за работу с Клиентами обязан передать внутреннее сообщение Ответственному сотруднику МКК незамедлительно (в день проведения проверки).

      1. Результаты проверок, указанных в пп. 15.3.2 - 15.3.4, при отсутствии сведений о являющихся для МКК Клиентах в информации Уполномоченного органа, фиксируются Ответственным сотрудником в справках о проделанной работе, которые составляются по итогам каждого месяца.

      2. Результаты проверок, указанных в пп. 15.3.2 - 15.3.4, при наличии сведений о являющихся для МКК Клиентах в информации Уполномоченного органа, фиксируются Ответственным сотрудником МКК во внутреннем сообщении (с указанием точного времени и даты получения данной информации) и передаются на рассмотрение руководителю МКК незамедлительно (в день проведения проверки).

      3. Порядок проведения ежеквартальных проверок на наличие среди Клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

        1. Ответственный сотрудник МКК не реже чем один раз в три месяца проверяет наличие среди Клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
По своей сути ежеквартальная проверка является дублированием проверок, проводимых Ответственным сотрудником МКК, в порядке, указанном в п.15.3.2, 15.3.3 настоящих ПВК по ПОД/ФТ.

Целью проведения ежеквартальной проверки является контроль за надлежащим исполнением требований законодательства в сфере ПОД/ФТ.


        1. Сроки проведения ежеквартальных проверок утверждаются приказом руководителя МКК.

        2. Результаты ежеквартальной проверки, фиксируются Ответственным сотрудником МКК, в справке о проделанной работе, которая предоставляется руководителю МКК.

        3. Справка о проделанной работе должна содержать информацию, которую необходимо предоставлять в сообщении, отправляемом Уполномоченному органу в порядке, предусмотренном разделом 12 настоящих ПВК. В частности указанная справка должна содержать:

          • дату проведения предыдущей проверки;

          • дату проведения текущей проверки;

          • количество проверенных Клиентов – организаций;

          • количество проверенных Клиентов – физических лиц;

          • общее количество проверенных Клиентов – организаций и физических лиц;

  • общее количество Клиентов, в отношении которых не были применены меры по замораживанию (блокированию);

  • количество Клиентов – организаций, в отношении которых не были применены меры по замораживанию (блокированию);

  • количество Клиентов – физических лиц, в отношении которых не были применены меры по замораживанию (блокированию).

  • О результатах проведенной проверки наличия среди Клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, Ответственный сотрудник информирует Уполномоченный орган в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, в соответствии с разделом 12 настоящих ПВК по ПОД/ФТ.

  • В случае обнаружения среди своих Клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, применяются меры, предусмотренные настоящим разделом.

    Порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества.


        1. Принятие решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества.

          1. Ответственный сотрудник рассматривает и проверяет представленную информацию (внутреннее сообщение) и докладывает об этом руководителю МКК в срок, позволяющий выполнить принять решение руководителем МКК о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества - не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Уполномоченного органа указанной информации.

          2. Руководитель МКК является лицом, уполномоченным применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента. Руководитель МКК принимает решение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона, незамедлительно, в день получения внутреннего сообщения от Ответственного сотрудника и не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Уполномоченного органа информации, указанной в пп. 15.2.3 настоящего раздела.

          3. Руководитель МКК информирует о принятом решении сотрудников МКК, непосредственно осуществляющих действия по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента немедленно при обязательном выполнении условия о применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента в срок не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Уполномоченного органа информации, указанной в пп. 15.2.3 настоящего раздела.

        1. Порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента:

          1. МКК останавливает все действия по сделке (операции) Клиента к которому были применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента (не выполняются распоряжения Клиента о перечислении денежных средств, не выдаются денежные средства или иное имущество Клиента, в случае нахождения данного имущества или денежных средств в распоряжении МКК).

          2. Вся информация о Клиенте (Представителе клиента, Выгодоприобретателе, Бенефициарном владельце) к которому были применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента и об операции с его (их) участием, регистрируется в отдельном журнале в электронной форме и на бумажном носителе. В этом же журнале фиксируется вся информация, позволяющая документировать операцию Клиента и идентифицировать всех ее участников.
    В частности, в журнале фиксируется:

    • сведения о Клиенте (Представителе клиента, Выгодоприобретателе, Бенефициарном владельце), полученные в результате идентификации;

    • основания применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

    • дата и время применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента;

    • вид имущества Клиента, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию), с указанием идентифицирующих признаков такого имущества).
    Журнал учета принятых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиентов должен содержать даты начала и окончания его заполнения.
    Журнала учета принятых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиентов должен хранится в МКК пять лет с момента внесения в него последней записи о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества (с даты окончания заполнения).

    Порядок взаимодействия с лицами, в отношении которых должны быть применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества.

    Ответственный сотрудник информирует Клиентов о замораживании (блокировании) принадлежащих Клиенту денежных средств или иного имущества Клиента в связи с наличием сведений о нем в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму либо решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, посредством отправки в адрес Клиента письменного уведомления, направляемого в течение трех дней со дня принятия МКК соответствующего решения в отношении Клиента.

    О принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента, Ответственный сотрудник МКК информирует Уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в соответствии с разделом 12 настоящих ПВК по ПОД/ФТ.

    Порядок выплаты ежемесячного гуманитарного пособия за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия:


        1. В целях обеспечения жизнедеятельности физического лица, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) его денежных средств или иного имущества, а также проживающих совместно с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принимается решение о назначении этому лицу ежемесячного гуманитарного пособия в размере, не превышающем 10 000 рублей.
    Выплата указанного пособия осуществляется за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия.

        1. Порядок и условия данных выплат регламентируются указанным решением. МКК обязана руководствоваться установленным Уполномоченным органом решением в том числе – в части порядка выплаты ежемесячного гуманитарного пособия за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия и находящихся в распоряжении МКК.

        2. Организации и (или) физические лица, состоящие с организацией или физическим лицом, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) их денежных средств или иного имущества, в гражданско-правовых, трудовых либо иных порождающих обязательства имущественного характера отношениях и понесшие имущественный ущерб в результате замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества, вправе обратиться в суд с гражданским иском к лицу, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) его денежных средств или иного имущества, о возмещении имущественного ущерба.

        3. В случае удовлетворения судом указанного иска взысканная сумма и судебные расходы возмещаются за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих ответчику.

        4. Учет и фиксирование информации о выданных денежных средствах (гуманитарного пособия) Клиентам – физическим лицам, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) его денежных средств или иного имущества:

          1. Учет произведенных выплат гуманитарного пособия ведется в режиме бухгалтерского учета и оформляется расходными кассовыми ордерами.

          2. Информация о выплате гуманитарного пособия содержится в:

    • решении межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о назначении лицу ежемесячного гуманитарного пособия (определены размер пособия, порядок и условия его выплаты);

    • приказе руководителя МКК о начислении лицу ежемесячного гуманитарного пособия (определены порядок выплат в соответствии с решением межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма).

          1. Вся информация и документы, содержащие информацию по выплате ежемесячного гуманитарного пособия, хранятся на бумажном и (или) электронном носителях в досье Клиента.

          2. Указанные информация и документы хранятся в течение пяти лет со дня прекращения отношений с Клиентом.
    Порядок прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента при наличии у МКК информации об исключении сведений о таком Клиенте из
    перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму либо о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого Клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества Клиента.

    Все меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента, предпринятые МКК, приказом руководителя МКК, отменяются в случае исключения сведений о таком Клиенте из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму либо прекращения действия вынесенного ранее в отношении такого Клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества Клиента.

    Ответственный сотрудник информирует Клиентов о прекращении действия указанных мер посредством отправки в адрес Клиента письменного уведомления, направляемого в течение трех дней со дня принятия МКК соответствующего решения в отношении Клиента.

    В дальнейшем МКК вправе осуществлять операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению Клиента.

    Настоящая программа разработана с учетом того, что МКК, в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к категории малых предприятий.

  • 14.1. Порядок получения информации, размещаемой на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

    14.1.1. Для выполнения обязанностей по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества лизингополучателя (клиента), ЗАО «СДЦР» регистрируется на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    14.1.2. Доступ к информации на вышеуказанном сайте в разделе «Личный кабинет» имеют:

    • Генеральный директор;
    • Специальное должностное лицо;
    • Сотрудники, непосредственно взаимодействующие с соискателями при рассмотрении заявлений о проведении лизинга и с лизингополучателями (клиентами) в период действия заключенных с ними договоров лизинга.

    14.1.3. Специальное должностное лицо регулярно, в день получения уведомления об обновлении сведений, размещенных на информационном портале Росфинмониторинга получает информацию в разделе «Личный кабинет» о наличии очередного решения Межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию), и/или новой редакции Перечня экстремистов и террористов. Информация о наличии очередного решения Межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) и/или о наличии новой редакция Перечня экстремистов и террористов хранится в электронном виде, и доводится специальным должностным лицом до всех сотрудников, участвующих в реализации ПВК по ПОД/ФТ посредством рассылки им электронных сообщений, помеченных грифом «ДСП», как информация ограниченного распространения.

    14.1.4. Лицами, уполномоченными проверять лизингополучателей (клиентов) и связанных с ними лиц на принадлежность к фигурантам Перечня, являются сотрудники, взаимодействующие с соискателями при рассмотрении заявлений о проведении лизинга и с лизингополучателями (клиентами) в период действия заключенных с ними договоров лизинга. Соотнесение с фигурантами перечня и списком лиц, в отношении которых было принято решение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества проводится в процессе первичной и последующей идентификации соискателей услуг лизинга, лизингополучателей (клиентов), их представителей, выгодопробретателей, бенефициарных владельцев, участников лизингополучателей (клиентов) – юридических лиц, а также при каждом обновлении Перечня и списка лиц в отношении которых было принято решение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества на информационном портале Росфинмониторинга в информационно- коммуникационной сети Интернет. Выявленные в результате такого соотнесения совпадения фиксируются в анкете (досье) лизингополучателя (клиента).

    14.1.5. Перечень сотрудников, уполномоченных проверять лизингополучателей (клиентов) и связанных с ними лиц, определяется Приказом Генерального директора.

    14.2. Порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества.

    14.2.1. Не позднее одного рабочего дня после публикации сайте Росфинмониторинга очередного решения Межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) и/или новой редакции Перечня экстремистов и террористов специальное должностное лицо сверяет содержащиеся в реестре и в оперативном доступе данные действующих и вновь принимаемых на обслуживание лизингополучателей (клиентов) и связанных с ними лиц на принадлежность к фигурантам обновленной редакции Перечня. Такую же сверку данных курируемых ими лизингополучателей (клиентов) осуществляют сотрудники, имеющие доступ к личному кабинету. Результаты проверки фиксируются в электронном формате (с указанием даты и времени проведения проверки) в сводной ведомости «Проверка организаций или физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, на основании решений Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма» (Приложение № 12).

    14.2.2. В случае, если выявится, что лизингополучатель и (или) его контрагент, представитель, выгодоприобретатель или бенефициарный владелец:

    • являются или были включены в Перечень в период действия договора лизинга;
    • или в их отношении были приняты решения Межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств, или иного имущества, при отсутствии оснований для включения в Перечень;

    Взаимодействующий с лизингоополучателем сотрудник незамедлительно составляет сообщение об этом специальному должностному лицу.

    14.2.3. Специальное должностное лицо незамедлительно рассматривает полученное сообщение, делает на нем отметку и передает сообщение генеральному директору.

    14.2.4. Генеральный директор незамедлительно принимает окончательное решение о применении мер по замораживанию, о чем делает отметку на бланке (иди электронной форме) сообщения, которое передает специальному должностному лицу и поручает ему подготовить проект распоряжения о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества лизингополучателя (клиента) .

    14.2.5. Специальное должностное лицо готовит проект распоряжения, передает его Генеральному директору для подписания. Подписанное Генеральным директором распоряжение передается специальному должностному лицу для проведения мероприятий по замораживанию (блокированию).

    14.2.6. Специальное должностное лицо проводит мероприятия по замораживанию (блокированию) денежных средств и/или имущества лизингополучателя (клиента) и дает соответствующее распоряжение бухгалтерии, юристу и иным сотрудникам, уполномоченным осуществлять распорядительные функции с имуществом лизингополучателя (клиента).

    14.3. Порядок фиксирования информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих лизингополучателю (клиенту) денежных средств или иного имущества.

    14.3.1. Распорядительным документом, на основании которого осуществляется замораживание (блокирование) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента) является распоряжение Генерального директора о запрете осуществлять операции с денежными средствами, принадлежащими лизингополучателям (клиентам), включенным в Перечень экстремистов и террористов, либо в отношении которых было принято решение Межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию).

    14.3.2. В распоряжении указывается следующая информация о лизингополучателе (клиенте) или связанном с ним лице:

    • сведения о лизингополучателе (клиенте), его представителе, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце (наименование, ИНН, ОГРН – для юридического лица, Ф.И.О., паспортные данные, ИНН (при наличии) – для физического лица, Ф.И.О., паспортные данные, ИНН (при наличии), ОГРНИП – для индивидуального предпринимателя);
    • дата и время применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента);
    • сумма и статус замороженных (заблокированных) денежных средств, а в случае если меры применены в отношении переданного в залог имущества – вид и идентифицирующие признаки такого имущества;
    • перечень мероприятий по замораживанию (блокированию) денежных средств и/или иного имущества, которые должны выполнить сотрудники ЗАО «СЦДР»;
    • взаимодействующий с данным лизингополучателем (клиентом) сотрудник и иные сотрудники, ответственные за исполнение распоряжения.

    14.3.3. Распоряжением запрещается:

    • предоставлять лизингополучателю (клиенту) имущество в лизинг;
    • передавать лизингополучателю (клиенту) в собственность имущество, ранее арендовавшееся им на условиях договора лизинга, после полного исполнения им обязательств по договору;
    • выплачивать лизингополучателю (клиенту) средства, предоставленные им ЗАО «СЦДР» в качестве обеспечительного, авансового платежа.

    14.3.4. При заявлении лизингополучателем (клиентом) требования о выплате указанных средств, следует применять процедуру, предусмотренную п. 9.3.2 Программы приостановления операций, а именно снимать обременение, наложенное в пользу ЗАО «СЦДР» с заложенного на основании договора залога в случае, если залогодателем является лизингополучатель (клиент).

    14.3.5. После завершения всех мероприятий по замораживанию (блокированию) денежных средств и/или имущества лизингополучателя (клиента), специальное должностное лицо делает отметку о произведенных действиях в распоряжении, которое ему было передано для исполнения и помещает его в специальное досье документов, оформляющих решения о замораживании (блокировании) денежных средств.

    14.3.6. Лизингополучателю (клиенту), в отношении которого были предприняты меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества, присваивается повышенный уровень риска, о чем специальным должностным лицом делается соответствующая отметка в анкете (досье) лизингополучателя (клиента), учитываемой в специальном регистре реестра лизингополучателей.

    14.3.7. Организации и (или) физические лица, состоящие с лизингополучателем (клиентом) - организацией или физическим лицом, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества, в гражданско-правовых, трудовых либо иных порождающих обязательства имущественного характера отношениях и понесшие имущественный ущерб в результате примененных мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества этого лизингополучателя (клиента), вправе обратиться в суд с гражданским иском к нему, о возмещении имущественного ущерба.

    14.3.8. В случае удовлетворения судом указанного иска взысканная сумма и судебные расходы возмещаются за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих ответчику.

    14.4. Порядок и периодичность проведения проверки наличия среди лизингополучателей (клиентов) лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Способы фиксирования результатов проведенной проверки.

    14.4.1. В случае применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента) ЗАО «СЦДР» незамедлительно в день их применения, информирует о принятых мерах Росфинмониторинг.

    14.4.2. Информация о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств лизингополучателя (клиента) направляется специальным должностным лицом в Росфинмониторинг в виде формализованного электронного сообщения через Личный кабинет ЗАО «СЦДР» на портале Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по каналам связи, определяемым и используемым Росфинмониторингом для передачи информации.

    14.4.3. В дополнение к текущим проверкам, один раз в три месяца специальное должностное лицо осуществляет проверку наличия среди лизингополучателей (клиентов) организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию). Трехмесячный срок исчисляется со дня окончания предыдущей проверки. Информация о результатах проверки направляется специальным должностным лицом в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.

    14.4.4. Сводные данные о проведенных проверках на принадлежность лизингополучателей (клиентов) к фигурантам Перечня, и к лицам, в отношении которых были приняты или должны приниматься меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, ежеквартально включаются специальным должностным лицом в отчет об исполнении мероприятий внутреннего контроля для последующего учета в ежегодном отчете, представляемом Генеральному директору.

    14.4.5. Сводная проверка и оформление ее результатов в отчет проводится специальным должностным лицом в течение одного рабочего дня, не позднее 10 дней после окончания квартала. Отчеты о результатах проверки хранятся специальным должностным лицом в отдельном досье.

    14.4.6. Для целей отчета количество лизингополучателей (клиентов) в течение отчетного периода определяется как среднее арифметическое между количеством лизингополучателей (клиентов) по состоянию на начало и конец отчетного периода.

    14.5. Порядок учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах лизингополучателям (клиентам) - физическим лицам, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень).

    14.5.1. Если ЗАО «СЦДР» было принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества лизингополучателя (клиента) – физического лица, включенного в перечень по основаниям, предусмотренным п. 2 , 4 , 5 , ч. 2.1, ст. 6 Закона № 115-ФЗ, такой лизингополучатель (клиент) вправе, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода:

    • Получать и расходовать заработную плату, из переданных им и замороженных ЗАО «СЦДР» денежных средств в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи.
    • Осуществлять, с соблюдением режима приостановления операций, установленного ч. 10, ст. 7 Закона № 115-ФЗ и Главой 9 ПВК по ПОД/ФТ, операции по получению и расходованию заработной платы из переданных им и замороженных ЗАО «СЦДР» денежных средств в размере, превышающем 10 000 руб., а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим до включения этого лизингополучателя (клиента) в Перечень.

    14.5.2. Если решение о замораживании (блокировании) денежных средств лизингополучателя (клиента) было принято межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, по основаниям, предусмотренным ч. 1, ст. 7.4 Закона № 115-ФЗ, этот лизингополучатель (клиент) может обратиться в ЗАО «СЦДР» с заявлением о назначении ему ежемесячного гуманитарного пособия для обеспечения его жизнедеятельности и совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих постоянного источника дохода из переданных им и замороженных ЗАО «СЦДР» денежных средств. На основании полученного заявления, ЗАО «СЦДР», направляет в межведомственный координационный орган, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, ходатайство о назначении такому лизингополучателю (клиенту) ежемесячного гуманитарного пособия.

    14.5.3. Межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принимается решение о назначении этому лизингополучателю (клиенту) ежемесячного гуманитарного пособия в размере, не превышающем 10 000 рублей в месяц. Выплата указанного пособия осуществляется ЗАО «СЦДР» из переданных лизингополучателем (клиентом) и замороженных ЗАО «СЦДР» денежных средств.

    14.5.4. Решение о размерах, периодичности и порядке осуществления выплаты ежемесячного гуманитарного пособия, предусмотренного пунктами 14.5.1, 14.5.2 настоящих Правил принимается Генеральным директором на основании заявления лизингополучателя (клиента).

    Выплаты, предусмотренные пунктами 14.5.1, 14.5.2 настоящих Правил документируются расходными кассовыми ордерами или платежными поручениями и учитываются в соответствии с установленным в ЗАО «СЦДР» порядком бухгалтерского учета операций.

    14.6. Порядок информирования лизингополучателя (клиента) о неосуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом лизингополучателя (клиента) в связи с наличием сведений о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с ч. 2 ст. 6 и ч. 2 ст. 7.4 Закона № 115-ФЗ.

    14.6.1. В день вынесения распоряжения Генерального директора о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и/или иного имущества лизингополучателя (клиента) ему выдается на руки и/или направляется почтовым отправлением уведомление о применении таких мер. Ответственным за направление указанного уведомления является специальное должностное лицо.

    14.6.2. В уведомлении сообщается о запрете осуществлять операции с денежными средствами и иным имуществом, принадлежащими лизингополучателю (клиенту), включенным в перечень экстремистов и террористов, либо в решение Межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) принадлежащих лизингополучателю (клиенту) денежных средств или иного имущества.

    Также, в уведомлении указывается:

    • сведения о лизингополучателе (клиенте) (наименование, ИНН, ОГРН – для юридического лица, Ф.И.О., паспортные данные, ИНН (при наличии) – для физического лица, Ф.И.О., паспортные данные, ИНН (при наличии), ОГРНИП – для индивидуального предпринимателя);
    • основания применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
    • дата и время применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента) и связанных с ним лиц;
    • вид имущества лизингополучателя (клиента), в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию), с указанием идентифицирующих признаков такого имущества.

    14.7. Порядок информирования Росфинмониторинга о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента), а также о результатах проверки

    14.7.1. Информация о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента) – организации или физического лица, включенного в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации и (или) физического лица, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих такой организации или физическому лицу денежных средств или иного имущества, направляются в Росфинмониторинг незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и физического лица.

    14.7.2 Сведения о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица и о результатах проведенных проверок направляются специальным должностным лицом в Росфинмониторинг в виде формализованного электронного сообщения через Личный кабинет ЗАО «СЦДР» на портале Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по каналам связи, определяемым и используемым Росфинмониторингом для передачи информации

    14.7.3 В исключительных случаях, когда по независящим от ЗАО «СЦДР» причинам он не в состоянии передать ФЭС через Личный кабинет сведения о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица и о результатах проведенных проверок могут представляться на бумажном носителе или на магнитном, оптическом или цифровом носителе с сопроводительным письмом за подписью Председателя правления путем направления непосредственно в Росфинмониторинг заказного почтового отправления с уведомлением о вручении. Специальное должностное лицо готовит проект такого письма и контролирует соблюдение установленного в п. 14.7.1 настоящих Правил срока его направления в Росфинмониторинг.

    14.8. Порядок прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента) и связанных с ним лиц.

    14.8.1. Денежные средства и иное имущество лизингополучателя (клиента) замораживаются (блокируются) до даты исключения сведений о таких лицах из Перечня экстремистов и террористов, либо до даты отмены решения Межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) принадлежащих лизингополучателю (клиенту) денежных средств или иного имущества.

    14.8.2. После исключения лизингополучателя (клиента) из Перечня экстремистов и террористов, либо отмены решения Межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества принадлежащих таким лицам, Генеральный директор издает распоряжение об отмене предпринятых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества. Такое распоряжение издается на основе проекта, подготовленного специальным должностным лицом, не позднее одного рабочего дня со дня размещения на сайте Росфинмониторинга информации об исключения сведений о лизингополучателе (клиенте) из Перечня, либо отмены соответствующего решения Межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма.

    14.8.2. Информация об отмене ранее принятого решения о замораживании (блокировании) денежных средств, направляется специальным должностным лицом в Росфинмониторинг в день издания распоряжения.

    1. отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (пункт 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ));

    2. отказу от заключения договора банковского счета и расторжению договора банковского счета (вклада) (пункт 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ);

    3. замораживанию (блокированию) денежных средств (подпункт 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ);

    4. приостановлению операций (пункт 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ).

    Статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ закреплен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которых распространяются требования Федерального закона N 115-ФЗ. В данный перечень, в том числе, входят кредитные организации.

    Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, закреплены в статье 7 Федерального закона N 115-ФЗ:

    1. Пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено право кредитных организаций отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в случае, если у сотрудника кредитной организации, в ходе реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что операция (сделка) совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    2. Пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено право кредитных организаций:

    Отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица, в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

    Расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7

    3. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрена обязанность применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в Перечень, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.

    При этом согласно пункту 2.4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе:

    1) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи;

    2) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица;

    3) осуществлять в порядке, установленном пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 1 настоящего пункта, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень.

    4. Пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ установлена обязанность по приостановлению операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:

    Юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

    Физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.

    При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления Росфинмониторинга о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ вышеуказанные организации осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, на срок до 30 суток в случае, если информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

    При этом, согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами (в случаях, установленных федеральными законами, учреждениями, подведомственными государственным органам) в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия указанных надзорных органов или учреждений в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

    В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп осуществляет Банк России.

    Некоторые предприниматели сталкиваются в своей деятельности с блокировкой счёта. И нередко она происходит на основании ФЗ 115. Только не все бизнесмены знают, что является причинами такого действия со стороны банка.

    В данном правовом акте говорится о легализации средств, которые были получены незаконно. И если хотя бы раз счёт юридического лица был «заморожен» по подозрению в таких махинациях, то он заносится в чёрный список всех банков.

    Однако, есть меры предосторожности соблюдая которые, можно избежать блокировки. О них мы сегодня и поговорим. А также вы узнаете, что делать, если ваш счёт уже постигла неприятная участь.

    Блокировка счета по 115 ФЗ

    В один прекрасный день бизнесмен может обнаружить, что его счёт заблокирован. Что делать в этом случае, можно ли получить свои деньги и как вести расчёты с контрагентами?

    Причины для заморозки счёта — это сомнительные операции, которые проводятся по вашему счёту. К примеру, на счёт вносилась крупная сумма небольшими платежами в течение длительного времени или, наоборот, вы постоянно снимаете большие лимиты. Банкам такие операции не нравятся и часто являются основаниями блокировки.

    По 115 ФЗ, кредитная организация вправе заморозить любой счёт, если у неё будут подозрения, что вы занимаетесь отмыванием денег, то есть пытаетесь провести операции, которые делают незаконно полученные средства легальными.

    Из закона следует, что . В любом из них есть служба финансового мониторинга, которая пристально следит за операциями по счетам всех клиентов. Чаще всего под заморозку счёта попадают ИП и малый бизнес. Именно их деятельность подразумевает частое снятие, внесение налички, что и вызывает подозрения банков.

    Правда, в кредитных организациях работают тоже люди, которые могут ошибаться. И нередко счета блокируют без оснований на то. К примеру, вы законопослушный гражданин, ведущий «правильный» бизнес и никоим образом не связаны с преступными блокировками. В таком случае поможет претензия на незаконную блокировку банком вашего счёта.

    Однако, последствия заморозки даже при составлении подобного документа будут неутешительными. Вам придётся доказать, что операции по счёту носят законный характер. Для этого потребуется предоставить все бумаги, подтверждающие этот факт. В них должны отразиться все суммы, которые проходили по вашему счёту до блокировки. Лишь после тщательного изучения предоставленных документов банки принимают решение о разморозке счёта клиента.

    Давайте более подробно остановимся на причинах блокировки счёта. Законодательство даёт такое право банкам при наличии следующих поводов:

    • если один из контрагентов является террористом (их база находится в любом банке. И даже, если вы не знали, с кем имели дело, то блокировки точно не избежать);
    • при проведении операций на сумму свыше 600 000 рублей (именно такой предел вызывает подозрения у Росфинмониторинга. Неважно, снимаете вы деньги, вносите или кому-то переводите);
    • стороны сделки проводят операции по поручению лиц, находящихся в розыске;
    • у банка появились подозрения, что документы, переданные вами для подтверждения законности проводимой по счёту операции, являются настоящими;
    • ФНС заинтересовалась вашим счётом и передала поручение банку заморозить счёт (налоговая также отслеживает операции по счетам банковских клиентов);
    • если большое число денежных переводов осуществляется от организации в пользу физических лиц.

    Как узнать, заблокирован ли счёт и на какой срок

    Если ваш счёт банк заблокирует, вы об этом узнаете в ближайшее время. Никаких операций по нему осуществить вы не сможете. Невозможно внести деньги, снять их или отправить даже на собственную карту. В личном кабинете будет доступна только опция просмотра баланса. Согласитесь, перспектива не из приятных.

    О блокировке счёта вы сможете узнать из уст банковского сотрудника. Для этого нужно отправиться в отделение и составить заявление на сообщение причин заморозки. Специалист сделает запрос в соответствующую службу банка, а затем предоставит вам письменное уведомление. Правда, некоторые банки пренебрегают данным действием и клиентам не сообщают о причинах.

    В любом случае, все операции приостанавливаются, а вам остаётся только ждать. Средний период блокировки счёта 1,5 месяца. В это время распоряжаться им вы не сможете. Чем быстрее будут предоставлены обосновывающие документы, тем скорее банк займётся рассмотрением вашей заявки на разблокировку.

    Лучше с этим не тянуть, так как ваш бизнес в этом случае может потерять прибыль, к тому же придётся искать альтернативные пути расчётов с контрагентами и государственными инстанциями, помимо банковского счёта.

    Нередко самое «трезвое» решение в такое ситуации — закрытие счёта. Иногда банки слишком долго рассматривают документы, что пагубно сказывается на бизнесе, особенно, если сумма на счету крупная. При разрыве договора с банком вы получите доступ к собственным средствам.

    Как избежать блокировки счёта

    Соблюдая некоторые правила, вы сможете избежать заморозки счёта. При любой банковской операции нужно быть крайне осторожным, а разобраться в их тонкостях вам поможет наша таблица.

    Что «не любят» банки Советы
    У компании несколько счетов, по каждому из которых ведутся разные операции (например, по одному оплачиваются налоги, а по-другому осуществляются расчёты с контрагентами) По возможности, используйте один счёт для ведения всех операций в вашей деятельности или сократите их число до минимально возможных
    «Массовый» юридический адрес (существуют конторы, которые за плату регистрируют на одном адресе большое число разных компаний) Уважающей себя компании лучше иметь индивидуальный юридический адрес, который будет подтверждён документально
    Возраст директора до 22 лет либо старше 60-ти Банки больше доверяют директорам в возрасте от 35 до 55
    Учредитель компании является одновременно учредителем ещё нескольких фирм В этом случае знайте, что вы всегда будете под подозрением у банков
    Назначение платежа сформулировано неясно В любой платёжке указывайте чёткие реквизиты договоров или прочие основания для перевода средств
    Руководитель не выходит на связь с банком Если вы меняете номер телефона, обязательно проинформируйте об этом банк
    Налог к оплате слишком низкий Узнайте среднюю сумму налогов к уплате по нагрузке в отрасли. Тот, который уплачиваете вы, не должен быть ниже
    В штате компании только генеральный директор Лучше иметь небольшой штат из наёмных работников, должностные обязанности которых чётко делегированы

    Что делать при блокировке счёта

    Многие бизнесмены считают, что при блокировке одного счёта, не составит труда и продолжать деятельность. Однако, они ошибаются. Даже при обращении в другую кредитную организацию вам могут отказать в открытии нового счёта.

    Как только ваш счёт заморожен, эта информация рассылается во все банки, а потому обращение в другой банк ситуацию не исправит. Данная мера является законной, и противостоять ей вы не вправе.

    При блокировке счёта вам понадобится выполнить следующие действия, чтобы получить доступ к своим деньгам максимально быстро:

    • узнайте причину заморозки (банк предоставит вам письменный ответ, на основе которого нужно действовать дальше);
    • подготовьте пакет документов, обосновывающий операции по счёту (например, бумаги, подтверждающие крупную покупку для целей бизнеса);
    • если счёт заблокирован по решению суда, то вам нужно составить апелляцию (суд рассмотрит ситуацию и, если не найдёт причин для заморозки, то ваш счёт быстро станет доступным);
    • при возможности обратитесь в юридические компании, оказывающие консультации. Ситуации бывают разные, а опытные специалисты подскажут, как разобраться быстрее;
    • закрыть счёт, если банк долго тянет и не идёт вам навстречу (если вы действительно выполняли операции в рамках закона).

    Банки, которые редко блокируют расчетные счета ИП и ООО

    Ниже представлен список банков с самыми выгодными условиями в России.

     
    Статьи по теме:
    Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
    Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
    Измерение валового регионального продукта
    Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
    Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
    Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
    Корректирующие коэффициенты енвд
    К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об