Задолженность по налогам счет. Задолженность по налогам и сборам: отражение в учете и урегулирование разногласий

Под кредиторской задолженностью понимается долг юридического или физического лица перед иными лицами. Бухучет может содержать проводки, отражающие как задолженность, срок исполнения обязательств по которой уже наступил, так и ту, для которой срок уплаты еще не подошел. Вся кредиторская задолженность отражается на счетах расчетов. Для этого определены следующие категории расчетов:

  • перед поставщиками и подрядчиками;
  • перед покупателями и заказчиками;
  • по краткосрочным займам и ссудам;
  • по долгосрочным займам и ссудам;
  • с наемными работниками по зарплате;
  • с наемными работниками по другим операциям;
  • по налогам и сборам;
  • с подотчетниками;
  • по соцстраху и соцобеспечению;
  • с участниками обществ;
  • прочие долги перед разными дебиторами и кредиторами.

Каждой из приведенных расчетных категорий соответствует определенный счет бухучета. Объединяет их то, что все они являются счетами расчетов и поименованы в разделе VI плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

При составлении отчетности по бухгалтерии кредиторку отражают в пассиве баланса. Величина задолженности должна быть достоверной, поэтому организация обязана регулярно по утвержденному графику проводить ее инвентаризацию.

О том, как провести инвентаризацию кредиторки, см. в статье «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности»

Сворачивать ни кредиторскую, ни дебиторскую задолженность не допускается.

Кредиторская задолженность - это обязательства (долги) юридического лица перед другими субъектами хозяйственной деятельности, кредитными организациями, бюджетом и внебюджетными фондами.

Она отражается в пассивах бухгалтерского баланса по строке 1520 и включает в себя расчёты:

  1. C покупателями;
  2. C поставщиками;
  3. C бюджетом;
  4. C внебюджетными фондами (по различным видам социального страхования);
  5. C работниками по заработной плате;
  6. C учредителями и участниками (по выплате дивидендов, процентов и других доходов);
  7. C подотчётными лицами;
  8. C кредиторами и дебиторами по прочим долгам (например, по полученным авансам в рамках договоров).

Кредиторская задолженность в бюджет включает в себя обязательства по налогам и сборам. При этом это может быть как просроченная кредиторская задолженность, так и текущая, срок уплаты, по которой ещё не наступил. , как списать кредиторскую задолженность.

Для отражения ситуации с уплатой налогов и сборов служит активно-пассивный счёт №68. По его кредиту учитывается начисленная и указанная в декларациях сумма налогов и сборов («долги» перед бюджетом). Например, проводка Дебет 99 Кредит 68 (далее - соответственно Д и К) означает, что начислен налог на прибыль. А Д 70 К 68 - налог на доходы физлиц (НДФЛ).

По дебету счёта отражаются уплаченные налоги и сборы (погашение задолженности). В частности, проводка Д 68 К 51 означает уплату какого-либо налога с расчётного счёта предприятия.

  • Кредитовое сальдо по итогам отчётного периода означает наличие задолженности юридического лица по налогам и сборам.
  • Дебетовое - указывает на долги бюджета перед предприятием (компанией) или - переплату по налоговым платежам.

На приведенном счете, например, разрешено приводить расчеты по страхованию (как имущественному, так и личному), выставленным партнерам претензиям, средствам, которые подлежат удержанию из зарплаты сотрудников компании в адрес иных лиц по постановлениям контрольных органов, судов, различных исполнительных документов и пр. В свою очередь, тогда для каждой категории открывается отдельный субсчет.

По строке 620 «Кредиторская задолженность» раздела V «Краткосрочные обязательства» пассива баланса отражается общая сумма кредиторской задолженности организации и отдельными строками приводится ее расшифровка. Расшифровку строки 620 приводят в строках 621 - 625.

ü По строке 621 - задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поступившие, но неоплаченные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Указанная задолженность учитывается по кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Кроме того, по данной строке показывается сумма кредиторской задолженности перед поставщиком в случае, если с ним организация расплатилась собственным векселем, поскольку вексель выдается только для отсрочки платежа. Разница между номинальной стоимостью векселя и суммой задолженности перед поставщиком является процентом по векселю за отсрочку платежа.

Ответы: Д41К60 Тип первый изменения структуры балансового отчета увеличивает валюту баланса, то есть одновременно и в одинаковой степени увеличивается как актив, так и пассив баланса. К данному типу структурного изменения можно отнести, например, получение продукции от поставщика, без оплаты (увеличение актива в части товаров на складе и увеличение пассива в части роста кредиторской задолженности) , получение кредита от банка-партнера на расчетный счет компании (увеличение актива по статье денежные средства и увеличение пассива по статье займы и кредиты) и так далее.

Д60К51 Тип номер два изменения структуры баланса приводит к уменьшению итогов баланса. Примерами тому служат такие операции: перечисление налогов в бюджет (уменьшается статья денежные средства и уменьшается статья задолженность перед бюджетом) , погашение кредиторской задолженности поставщикам (это приводит к уменьшению статей кредиторская задолженность и денежные средства) .

Д50К71 Тип 1 Д68К51 Тип 2 Д71К50 Тип 1 Д66К51 Тип номер четыре фактов хозяйственной деятельности, который изменяет финансовое состояние предприятия, очень схож с третьим и приводит к изменению в составе пассивов, то есть источников средств предприятия. К данным операциям можно отнести операции связанные с погашением ранее возникших долгов поставщикам за счет предоставленного банковского кредита, удержание различных налоговых сборов с работников компании и так далее

Проанализируйте оборотные активы. Вполне возможно, что у вас скопилось большое количество сырья и материалов и незавершенного производства и совсем нет свободных денежных средств. Также может быть много денег в краткосрочных или долгосрочных финансовых вложениях.

  • начисления на выплаты по оплате труда;
  • оплата услуг связи, транспортных, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, прочих услуг (расходов);
  • приобретение основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов;
  • платежи в бюджет, прочие расчеты с кредиторами.
  • произошла частичная оплата;
  • стороны подписали акт сверки;
  • произвели зачет взаимных требований;
  • кредитору направили письмо с просьбой об отсрочке платежа или поставки товара (работ, услуг);
  • организация признала претензию в письменной форме;
  • внесли изменения в контракт или договор, которые подтверждают признание долга должником.

Учет обязательств по платежам в бюджет

С момента регистрации предприятия в качестве юридического лица ее обязанности перед государством определяются в первую очередь правильностью, полнотой исчисления и своевременностью погашения налогов и сборов. Это один из важнейших участков бухгалтерского учета, от которого во многом зависит финансовое положение предприятия.

Взаимоотношения между государством и хозяйствующим субъектом строится, прежде всего, через платежи в бюджет различных налогов и сборов. Налоги – одна из древнейших финансовых категорий. Налоговое обязательство – это обязательства плательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством. Сущность налогов проявляется в их функциях, т.е.

Внимание

Сальдо по дебету отображает обязательство, перечисляемое в бюджет, перед компанией или перечисление большего количества денег по нему. Для того чтобы показать информацию, которая подтверждает состояние выплаты налоговых вычетов и сборов, применяют 68 счет. На нем отражаются по кредиту стоимости налогов, которые рассчитываются в декларациях и предназначаются к перечислению.

Через налоги государство решает несколько проблем, в том числе:

  • достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения;
  • обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств.;
  • решаются экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Налоги выполняют следующие функции:

  1. Фискальную.
  2. Социальную (распределительную)
  3. Регулирующую.
  4. Контрольную
  5. Интегрирующую.

Назначение, характеристика и другие особенности этих налогов подробно рассматриваются на курсах «Финансы», «Налоги и налогообложение».

Д 20 (23, 91) К 68 Осуществляется начисление налога Д 68 К 51 Происходит его уплата в бюджет

  • Госпошлина. Она перечисляется в бюджет за совершение разных операций, например, за регистрацию собственности на основные средства, рассмотрение дела в арбитражном суде, нотариальные действия. Данная «кредиторка» также учитывается на счёте 68, в «связке» со счетами 91 (пошлина в суде, за нотариальное удостоверение) и 08 (за приобретение внеоборотных активов в виде свидетельства о праве собственности).

Д 08 (91) К 68 Начисляется пошлина Д 68 К 50 (51) Она перечислена в бюджет

  • Санкции за неполное или несвоевременное перечисление налогов.

Д 99 К 68 Начислены штрафы и пени Д 68 К 51 Погашена «кредиторка» по санкциям Таким образом, рассмотрены основные моменты по такому явлению, как кредиторская задолженность по налогам и сборам.

По кредиту счёт корреспондирует со следующими позициями:

  • 08 - инвестиции во внеоборотные активы (средства);
  • 10 - материалы;
  • 11 - животные, находящиеся на откорме и выращивании;
  • 15 - покупка (заготовление) материальных ценностей;
  • 20 (23) - основное (вспомогательные) производства;
  • 26 - расходы на общехозяйственные нужды;
  • 29 - обслуживающие производства;
  • 41 - товары;
  • 44 - расходы на продажу;
  • 51 (52) - расчётный (валютный) счёт;
  • 55 - спецсчёт в банке;
  • 70 (75) - расчёты с работниками по заработной плате (с учредителями по выплачиваемым им доходам);
  • 90 - продажи;
  • 91 - иные доходы и расходы;
  • 98 - будущие доходы;
  • 99 - прибыль и убытки.

Уплата налогов и сборов отражается в активно-пассивном счёте №68.Что нужно сделать с 16 по 20 апреля С каждым днем весна все увереннее вступает в свои права. Яркое солнце, голубое небо и пение птиц кого угодно могут заставить забыть о заботах и погрузиться в сладкие грезы. Чтобы предаваясь мечтам вы, тем не менее, не пропустили ни одной важной бухгалтерской даты, мы представляем вашему вниманию наши еженедельные напоминания.{amp}lt; {amp}lt;

… Выдать увольняющемуся работнику копию СЗВ-М нельзя Согласно закону о персучете работодатель при увольнении сотрудника обязан выдать ему копии персонифицированных отчетов (в частности, СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ). Однако эти формы отчетности списочные, т.е. содержат данные обо всех работниках. А значит передача копии такого отчета одному сотруднику – разглашение персональных данных других работников. {amp}lt;

  • Налог на имущество. Он платится из прибыли до налогообложения. Поэтому учитывается «в связке» со счётом 91.

Д 91 К 68 Происходит его начисление Д 68 К 51 Осуществляется его уплата (погашена кредиторская задолженность)

  • Земельный налог. Его сумма (и объём задолженности) зависит от кадастровой стоимости земли. Последняя, в свою очередь, вытекает из расположения и предназначения участка. Поэтому при учёте данного налога наряду со счётом 68 используются счета, на которых учитываются затраты, понесённые на таких землях. Например, у сельскохозяйственных организаций - со счётом 20.

История никого ничему не учит, пока сам не наступишь на грабли десяток раз, ничего не поймёшь. Каждый должен сам пройти этот путь и набить шишек себе а лбу. А когда пытаешься сделать шишку на чужом лбу-получается драка. Что мы и имеем. Амбициозность и глупость человеческая неистребима.

Честно, не знаю, как на счет «карманных расходов», и для чего они.. (шопинг-зависимость какая-то) скажу больше, даже никогда не задумывался, но, если что-то нужно, спрашивать, как правило, тем более в семейной паре, корректно. Это может происходить разными способами, в зависимости от отношений в паре, например, мне нужно, то, то и то. денег дай!

)))))))) Тем более он сказал об этом. Если никто не страдает склерозом. он же не попугай? Зачем ему тридцать раз повторять одно и то же? Поэтому, скорее всего и не реагирует. Вы же не спрашиваете. Может это просто мысли вслух. Или разговор про «в перспективе» или «через год»? Попробуйте тогда о этом уточнить у него?

Может намеком, а может и вывесли на разговор.. я же не знаю, как у вас построено. И вообще, в первый раз слышу о «мужской обязанности» что-то кому-то пихать. с криками, я знаю, что у тебя их нет)))))) Лично в моем случае, как и в большей, мне кажется, их части, существует такое понятие, как «семейный бюджет», когда какая-то сумма (необязательно весь бюджет), налом (не всегда удобно обналичивать что-то, а ситуация может возникнуть разная, вплоть до экстренной) лежит дома, для.

да в конце концов, не будешь же все с собой таскать.. есть вероятность это «все» благополучно потерять, ну и если что-то понадобилось, берешь и все. Партнера ставишь в известность об изменениях (не отчитываешься, не путать, а ставишь в известность) Конечно, это все основано на доверии и на столько индивидуально, что, по большей части, это семейная жизнь и разговор только ваш и ни чей больше.

Присоединяюсь к мнению, что наша губернатор в доле со строителями и они не могут свои кровные отдавать, а мы. мы рады, что хоть что то кто то получит, все равно украдут. Продают все. По Приморскому ЦПКО пустили движение, еще не официальное, но активное, потому что из элитного Крестовского не выехать порой.

Корреспонденция счетов по операциям по расчетному счету Д-т К-т Содержание хозяйственных операций 51 50 Зачисление на счет средств, сданных из кассы 51 57 Зачисление на счет средств, числящихся в пути 51 58 Возврат краткосрочного займа заемщиком предприятия 51 62 Поступили от покупателей суммы в порядке предоплаты;

покупателем погашена дебиторская задолженность 51 66, 67 Зачисление кредитов и получение займов 51 68 Возврат по расчетам с налоговой службой 51 75 Поступление сумм от учредителей 51 76 Поступление арендной платы при краткосрочной аренде, поступление кредиторской задолженности 51 76-2 Поступление сумм по удовлетворенным ранее выставленным претензиям 51 90-1 Поступила стоимость реализуемых продукции, работ, услуг, транспортных расходов и тары, оплачиваемых покупателем отдельно 51 91-1 Поступила выручка за реализованные основные средства или нематериальные активы 51 91 Поступление сумм в счет безвозмездной помощи 51 91 Зачисление доходов по ценным бумагам, поступление доходов прошлых лет, поступление штрафов, пени, неустойки по хоздоговорам 50 51 Выданы наличные деньги в кассу 55-3 51 Перечислены на депозит временно свободные денежные средства 57 51 Перечислены средства для приобретения валюты 58 51 Оплачено приобретение ценных бумаг, предоставлены займы 60 51 Оплата счетов поставщиков, подрядчиков за все виды поставок ТМЦ, оказанных услуг, работ 62 51 Возвращение кредиторской задолженности по несостоявшейся сделке (полностью или частично) 66, 67 51 Погашены ссуды и займы 68 51 Перечислены налоги бюджету 69 51 Перечислен единый социальный налог 73 51 Перечислены торговым организациям суммы по товарам, проданным работникам предприятия, суммы, взысканные с виновных лиц, по хищениям и недостачам 75 51 Перечислены дивиденды акционерам 76 51 Перечислены алименты, арендная плата, за различные мелкие услуги и другая кредиторская задолженность 76-2 51 Списание сумм по удовлетворенным претензиям в пользу покупателя, списано в пользу банка при ошибочно зачисленных суммах на расчетный счет по предыдущим выпискам 91 51 Уплата пени, штрафов, неустоек, судебные сборы, комиссионные банку при покупке валюты

Вправе ли организация списать такую задолженность с учета на забалансовый счет? Не будут ли являться действия учреждения незаконными и неСуммы поступившей задолженности подлежат перечислению в бюджет. На 01.12.2013 в учете казенного учреждения, являющегося.

Ваше предприятие, которое существует за счет бюджетных средств, не имеет возможности пополнить бюджет.Если и после этого должник не погасит задолженность перед бюджетом а если у бюджетного учреждения нет денег на уплату налогов, то вероятность отсутствия на.

Налоговики спешат на помощь… но не везде

Расчеты, производимые с поставщиками и подрядчиками после того, как они поставят продукцию, выполнят работы или окажут услуги, отражаются на счете 60. Кредиторка, возникшая после оприходования материальных (или нематериальных) ценностей, поступивших от таких лиц, указывается по кредиту, погашение долга - по дебету данного счета.

Дт 10 (43, 20, 23, 25, 26, 29, 44) Кт 60 - приобретен товар, материалы или услуги.

Дт 60 Кт 50, 51 - погашаем деньгами задолженность по приобретенным товарам.

Подробнее о том, как учитывать расчеты, если они проводятся с поставщиками и подрядчиками,см. статью «Особенности оборотно-сальдовой ведомости по счету 60»

Расчеты по операциям, производимым с покупателями и заказчиками, показываются на счете 62. Кредиторка по данному счету, как правило, образуется при получении авансового платежа от покупателя. Впоследствии при реализации товаров их стоимость следует отразить по дебету счета 62.

Дт 50, 51 Кт 62 - приходуем авансовый платеж в счет будущих поставок.

Дт 62 Кт 90 - реализуем покупателю товары, за которые получен аванс.

Подробнее о том, как учитывать расчеты с покупателями и заказчиками, см. статью «Особенности оборотно-сальдовой ведомости по счету 62»

Существуют 3 вида кредиторской задолженности, образовавшейся перед наемными работниками.

Первый вид - это долги организации по оплате труда. Эта задолженность указывается по кредиту счета 70. Данный счет служит для того, чтобы учесть все формы оплаты труда. Кроме того, на нем же отражаются премии, пенсии пенсионерам, которые работают, различные пособия и прочие выплаты. Наконец, сюда относят долги перед сотрудниками предприятия по уплате дивидендов по ценным бумагам данного АО или ООО (план счетов, утвержденный приказом № 94н).

Подробнее о том, как учитывать расчеты с сотрудниками по зарплате,см. статью «Особенности оборотно-сальдовой ведомости по счету 70»

Когда участник (или акционер) общества не входит в число работников предприятия, корреспонденция будет иной: долг по начисленным такому участнику дивидендам отражается по кредиту счета 75.

О том, как начисляются дивиденды, см. статью «Бухгалтерские проводки по чистой прибыли»

Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 70 - начисляем суммы, полагающиеся персоналу.

Дт 70 Кт 50 - выплачиваем доход сотрудникам.

Второй вид - это кредиторка перед сотрудниками по их расходам на командировки. В деловой практике подотчетники нередко тратят на нужды компании собственные средства. В дальнейшем организация возмещает им их затраты. Такие долги надо указывать по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 71 - принимаем авансовый отчет.

Дт 71 Кт 50 - погашаем задолженность перед подотчетником.

Третий вид - это другие расчеты с сотрудниками и наемными работниками, которые указываются на счете 73.

Для отражения информации, которая свидетельствует о состоянии уплаты налогов и сборов, служит счет 68. На нем кредитуются суммы налогов, рассчитанные в декларациях и предназначенные к уплате, а дебетуются суммы налогов, уплаченные в казну и суммы НДС, списанные со счета 19. Аналитический учет по счету 68 проводится по видам налоговых платежей.

Дт 90 Кт 68 - начисляем НДС.

Дт 68 Кт 19 - предъявляем НДС к вычету.

Дт 68 Кт 51 - уплачиваем сумму налога в бюджет.

Задолженность такого рода следует указывать по счету 69. Он, в свою очередь, содержит субсчета, на которых по кредиту приводятся платежи по соцстраху и на соцобеспечение работников. Здесь же по кредиту указываются суммы, предназначенные для перевода в фонды медицинского страхования.

Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 69-1 - начисляем взносы по соцстраху.

Дт 69-1 Кт 51 - уплачиваем эти взносы.

О том, как правильно исчислить страховые взносы, смотрите в материале «Предельные суммы для начисления страховых взносов в 2017-2018 годах».

Для того чтобы суммировать информацию о других расчетах (не указанных в данной статье выше) по операциям, проведенным с дебиторами и кредиторами, применяется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Дт 44 Кт 76-1 - относим страховую премию на расходы.

Дт 76-1 Кт 51 - выплачиваем страховую премию.

Долг перед бюджетом, как уже было сказано, также относится к такому роду долговых обязательств. Он в обязательном порядке должен быть отображен в балансе предприятия, если на момент составления документа не был погашен.

Для корректного отображения долга используется строка 1520. Она носит название «Кредиторская задолженность». В обязанности бухгалтера входит отображение в балансе сумм всех краткосрочных долгов, которые образовались у предприятия. Сюда относятся и задолженности перед бюджетом.


Обязательства компании перед бюджетом отражаются в пассиве баланса

Чтобы корректно отобразить в балансе задолженность по налогам и сборам, следует использовать правильные проводки. В данном случае используется кредит шестьдесят восемь (68) – «Расчет по налогам и сборам». Насколько детально описывать показатели, приведенные в статьях отчетности, организация вправе решать самостоятельно, конкретных указаний в этом случае не существует.

Документ о выявлении недоимки у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, формируется не позднее 10 дней после истечения всех сроков уплаты, указанных в «едином» налоговом уведомлении.

Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

Срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направляемого налогоплательщику, устанавливается не менее 8 рабочих дней с даты получения данного требования налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В случае неисполнения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафов в соответствии с пунктом 1 статьи 48 Кодекса налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа (по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании соответствующих сумм за счет имущества данного физического лица (в том числе денежных средств на счетах в банках и наличных денежных средств) в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (сбора), пеней и штрафа.

По истечении срока исполнения всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, неисполненных физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд, в случае превышения общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с этого физического лица 3 000 рублей, заявление о взыскании за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Не позднее дня подачи заявления о взыскании в суд копия заявления направляется налоговым органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

При расчете размера задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, подлежащей взысканию в соответствии со статьей 48 Кодекса, по условию «меньше» или «больше» 3 000 рублей из общего размера исключается:

  • задолженность, право на взыскание которой налоговым органом утрачено;
  • задолженность, срок исполнения которой изменен в связи с предоставлением налогоплательщику отсрочки (рассрочки);
  • задолженность, приостановленная к взысканию по решению суда, вышестоящего налогового органа, в соответствии с пунктом 15.1 статьи 101 Кодекса ;
  • задолженность, в отношении которой направлены заявления в суд общей юрисдикции.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В порядке обеспечения требования к заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика.

Взыскание налога на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 6 статьи 48 Кодекса, согласно которому со дня наложения ареста на имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов не начисляются.

Взыскание налога (сбора), пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится последовательно в отношении имущества должника в соответствии с пунктом 5 статьи 48 Кодекса.

Задолженность перед бюджетом: бухгалтерские счета и проводки

Дебиторская задолженность по налогам и сборам может образовываться по различным причинам.

Иногда бухгалтеры сознательно перечисляют бюджету большую сумму. Делают так на случай, если придет налоговая проверка и доначислит налоги, а переплата «спасет» фирму от пеней. Такая практика неоправданна с экономической точки зрения. Кроме того, большим переплатам налоговые инспекторы в последнее время уделяют особое внимание, подозревая, что они необоснованны. И тогда можно попасть в число первых кандидатов на налоговую проверку.

Переплата по налогу на прибыль может возникать в ситуации, когда перечисленные бюджету авансовые платежи превышают сумму налога к уплате по данным налоговой декларации. Также переплата может возникать, если нарастающим итогам в году полученная прибыль уменьшается, т. е. в каком-то квартале получают убыток.

Переплата по НДС может возникать, когда сумма налоговых вычетов превышает сумму НДС с реализации. Например, такая ситуация периодически может возникать у организаций, получающих значительные предоплаты в отдельно взятых периодах, либо имеющих эпизодические большие закупки товаров.

Порядок бухгалтерского учета расчетов с бюджетом
по налогам и сборам установлен в Инструкции к Плану счетов. Счет 68 кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты. По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, в том числе авансовые платежи
по налогу на прибыль. Также по дебету отражаются суммы НДС, списанные со счета 19. Аналитический учет
по счету 68 ведется по видам налогов.

Переплата по налогам и сборам отражается в отчетности как дебиторская задолженность. В бухгалтерском балансе (форма № 1) суммы дебиторской и кредиторской задолженности по налогам и сборам отражаются в составе активов и пассивов соответственно. Зачет между указанными статьями активов и пассивов не допускается (п.

Суммы «входного» НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, использованным впоследствии при реализации товаров на экспорт, должны учитываться обособленно на счете 19.

Если НДС по экспортируемым товарам, а также по сырью, материалам, работам и услугам, использованным при изготовлении экспортируемой продукции, был принят к вычету ранее согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 171, пункту 1 статьи 172 НК РФ, то при отгрузке данного товара на экспорт сумму «входного» НДС нужно восстановить (письмо Минфина России от 28 апреля 2008 г.

№ 03-07-08/103). Досрочное принятие НДС к вычету возможно, например, когда организация реализует аналогичные товары и на экспорт, и на территории России, т. е. в момент приобретения товаров было неизвестно, что они будут экспортированы. Восстановленные суммы НДС следует отражать по кредиту счета 68 в корреспонденции со счетом 19, к которому для этих целей можно открыть отдельный субсчет (аналитический счет) «НДС по товарам, реализуемым на экспорт».

Дальнейший учет как выставленных покупателю, так и полученных от поставщиков счетов-фактур, зависит от того, успеет ли налогоплательщик собрать все необходимые документы в установленный законодательством срок.

При реализации товаров на экспорт налоговые вычеты производятся на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ (подп. 2 п. 2 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ). Таким моментом является последний день месяца, в котором собран пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ для подтверждения ставки налога 0 % и возмещения «входного НДС».

Если налогоплательщик собирает все необходимые документы в установленный законодательством срок, то:

  • выставленный покупателю счет-фактуру следует зарегистрировать в книге продаж в том налоговом периоде, на который приходится день сбора подтверждающих экспорт документов;
  • полученные от поставщиков счета-фактуры регистрируются в книге покупок в последний день месяца того налогового периода, в котором будет собран полный пакет документов (п. 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914). В этот момент «входной» НДС со счета 19 списывается в дебет счета 68. Автор не поддерживает позицию делать такую запись после принятия решения налоговыми органами о возмещении налога.

Если налогоплательщик не успевает собрать все необходимые документы в установленный законодательством срок, то:

  • ранее выставленный покупателю со ставкой 0 % счет-фактура не может быть зарегистрирован в книге продаж, поэтому на 181-й календарный день после отгрузки товара выставляется новый счет-фактура
    с реализацией, облагаемой по ставке 10 или 18 %,
    и он регистрируется в журнале учета выставленных счетов-фактур;
  • выставленный покупателю счет-фактура с реализацией, облагаемой по ставке 10 или 18 %, следует зарегистрировать в книге продаж на дату фактической отгрузки товаров на экспорт (п. 9 ст. 167 НК РФ);
  • полученные от поставщиков счета-фактуры регистрируются в книге покупок на дату отгрузки товара.

Налогоплательщику придется уплатить не только начисленный НДС, но и пени.

Порядок отражения НДС в бухгалтерском учете
в данной ситуации отражен в письме Минфина России
от 27.05.2003 № 16-00-14/177.

Старый счет-фактуру со ставкой НДС 0 % аннулировать не нужно. Если в дальнейшем документы все же будут собраны и факт экспорта будет подтвержден, то экспортер может использовать его для регистрации в книге продаж. Счет-фактура с реализацией, облагаемой по ставке 10 или 18 %, регистрируется в этом случае в книге покупок.

Подать документы на подтверждение экспорта возможно до истечения трех лет после налогового периода, в котором был уплачен НДС. После принятия решения налоговой инспекцией о подтверждении права на применение ставки НДС 0 % и возмещении налога перечисленный налог может быть зачтен в счет недоимки, пени, штрафов и (или) текущих платежей (п. 4 ст. 176 НК РФ) или перечислен на расчетный счет организации органом Федерального казначейства.

Пени, уплаченные налогоплательщиком, возвращены не будут.

Убыток в целях налогообложения — это отрицательная разница между доходами и расходами, которые определяются по правилам главы 25 НК РФ (п. 8 ст. 274 НК РФ).

В ряде случаев убыток, полученный организацией при реализации отдельных видов активов или при ведении определенных видов деятельности, не признается для целей налогообложения полностью или частично, но по некоторым видам он переносится на будущее (п. 1 ст. 283 НК РФ). Срок переноса убытков в общем случае ограничен 10 годами, следующими за тем налоговым периодом, в котором убыток был получен.

На сумму убытка, переносимую на будущее, может формироваться вычитаемая временная разница (п. 11 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). Поэтому в периоде их образования (п. 14 ПБУ 18/02) нужно признать отложенный налоговый актив (ОНА).

Впоследствии по мере перенесения убытков и их отражения в соответствующих строках налоговой декларации по налогу на прибыль будет происходить уменьшение или полное погашение вычитаемых временных разниц. Соответствующие суммы ОНА списываются с кредита счета 09 в дебет счета 68 на уменьшение текущих обязательств перед бюджетом по налогу.

Убытки, переносимые по итогам года на будущее
по основной деятельности, отражаются в Приложении
№ 4 к листу 02 декларации по налогу на прибыль. В нем приводятся данные по всем непогашенным убыткам
за предыдущие 10 лет. Сумма убытка прошлых лет, уменьшающая налоговую базу за отчетный (налоговый) период, указывается по строке 150 этого Приложения. Убыток, для погашения которого не хватило полученной прибыли, переносимый на будущие периоды, отражается
по строке 160 Приложения № 4.

Перенос убытка на будущее — это право налогоплательщика, признавать ОНА нужно только тогда, когда существует вероятность получения налогооблагаемой прибыли в последующие годы. Если организация систематически получает убытки, аудиторы часто выражают сомнение в том, что переносимые убытки являются активом. Это значит, что непогашенные убытки организации должны быть увеличены на сумму подлежащего списанию ОНА.

По истечении 10 лет ОНА по непогашенному убытку, который никогда уже не сможет уменьшить налоговую базу, должен быть списан (п. 17 ПБУ 18/02). Также следует поступить, если налогоплательщик отказался от ранее признанного убытка либо срок его переноса истек.

В последнее время наблюдается ужесточение борьбы налоговых инспекций за поступление налогов в бюджет, с «убыточных» компаний требуют письменные объяснения о причине получения убытков.

По этой причине бухгалтеры стараются не показывать убытки в декларации, сдавать позднее «уточненки» либо переносить часть налоговых расходов на тот период, когда будет получен доход.

Конечно, такой подход увеличивает нагрузку на предприятие, и без того находящееся в трудном финансовом положении. Если причины убытков обоснованы и документально подтверждены, отстоять свою правоту можно и в арбитражном суде. Положительная практика в пользу налогоплательщиков достаточно обширна, проведение ее обзора выходит за рамки данной статьи.

Чтобы инспекция и вы у себя в учете могли списать задолженность как безнадежную, вам нужно полученную копию решения суда, вступившего в силуч. 1 ст. 177, ч. 1 ст. 180 АПК РФ; п. 2.4 Порядка; подп. «а» п. 4 Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, утв. Приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@:

  • заверить в суде гербовой печатью;
  • отнести в свою инспекцию вместе с сопроводительным письмом, в котором надо указать, что вы представляете этот судебный акт для принятия инспекцией решения о признании задолженности безнадежной и ее списании. Также можно копию решения суда и сопроводительное письмо отправить по почте ценным письмом с уведомлением о вручении.

Итоги

Подводя итоги, отметим, что кредиторская задолженность возникает при образовании денежного обязательства. При этом разным категориям обязательств в бухучете соответствуют вполне определенные счета расчетов.

Кредиторская задолженность подлежит учету до момента ее полного погашения. Если долг окажется непогашенным, то по истечении срока давности ее следует списать (пп. 7, 10.4 ПБУ 9/99).

Срок, в течение которого можно подавать иск о взыскании долга, равен 3 годам. Отсчет ведется с момента, в который возникли долговые обязательства (ст. 195, 196 ГК РФ). Только в этот период государство гарантирует, что претензия будет иметь судебное продолжение.

О том, как списывать кредиторскую задолженность, срок давности которой истек, вы узнаете из статьи «Списание кредиторской задолженности — проводки и сроки»

Заключение

Наличие долга по налогам и сборам может нанести значительный ущерб. В самый неожиданный момент могут появиться проблемы с получением кредитных денег, которые нужны для нового типа деятельности. Иногда происходит так, когда запутавшись в делах или расчетах, руководители закрывают компанию, минимально расплачиваются с долгами и создают новую фирму.

Еще одной причиной того, что данный вариант является не выгодным – при закрытии компании налоговая служба может попросить погасить долг за счет активов. Именно из-за этого самым простым и надежным, что может осуществить организация – это добровольно выплатить все налоги в бюджет и продолжать свою деятельность.

Таким образом, бухгалтер обязан отображать в балансе задолженность перед бюджетом. В данном случае имеются в виду налоги и сборы. Соответствующая информация вносится в пятый раздел формы баланса. Он посвящен кратковременным долгам, которые должны быть погашены в течение двенадцати месяцев.

Если у предприятия имеется отложенная налоговая задолженность, она вносится в четвертый раздел (долгосрочные долги). Перед тем как вносить информацию, рекомендуется тщательно сверить ее с данными фискальной службы. Наличие ошибок в данном разделе может привести к применению в отношении организации штрафных санкций.

Таким образом, долги перед бюджетом считается значимыми для каждого человека или компании. Они должны погашаться своевременно, а иначе это приведет к существенным негативным последствиям, может использоваться не только административная ответственность, представленная штрафами, но и уголовная.

Поэтому любой налогоплательщик должен ответственно походить к расчетам с разными государственными органами.

В хозяйственной деятельности предприятия возникает немало моментов, которые приводят к образованию задолженности. При этом она не всегда носит негативный характер. Например, в случаях, когда должны организации (дебиторская задолженность) нет ничего плохого, если она не безнадёжная.

Гораздо неприятнее, когда должна сама компания. Но и здесь есть нюансы: например, долги перед бюджетом оцениваются как кредиторская задолженность, но не являются в прямом, распространённом, смысле долгами, пока не наступил срок их уплаты.

Рассмотрим составляющие этой задолженности и процедуру её учёта.

Понятие кредиторской задолженности в бюджете и её отражение в учёте

Кредиторская задолженность - это обязательства (долги) юридического лица перед другими субъектами хозяйственной деятельности, кредитными организациями, бюджетом и внебюджетными фондами.

Она отражается в пассивах бухгалтерского баланса по строке 1520 и включает в себя расчёты:

  1. C покупателями;
  2. C поставщиками;
  3. C бюджетом;
  4. C внебюджетными фондами (по различным видам социального страхования);
  5. C работниками по заработной плате;
  6. C учредителями и участниками (по выплате дивидендов, процентов и других доходов);
  7. C подотчётными лицами;
  8. C кредиторами и дебиторами по прочим долгам (например, по полученным авансам в рамках договоров).

Кредиторская задолженность в бюджет включает в себя обязательства по налогам и сборам. При этом это может быть как , так и текущая, срок уплаты, по которой ещё не наступил. , как списать кредиторскую задолженность.

Для отражения ситуации с уплатой налогов и сборов служит активно-пассивный счёт №68. По его кредиту учитывается начисленная и указанная в декларациях сумма налогов и сборов («долги» перед бюджетом). Например, проводка Дебет 99 Кредит 68 (далее - соответственно Д и К) означает, что начислен налог на прибыль. А Д 70 К 68 - налог на доходы физлиц (НДФЛ).

По дебету счёта отражаются уплаченные налоги и сборы (погашение задолженности). В частности, проводка Д 68 К 51 означает уплату какого-либо налога с расчётного счёта предприятия.

  • Кредитовое сальдо по итогам отчётного периода означает наличие задолженности юридического лица по налогам и сборам.
  • Дебетовое - указывает на долги бюджета перед предприятием (компанией) или - переплату по налоговым платежам.

Как погасить задолженность — корреспонденция счетов и проводки

Для более подробного учёта данный счёт подразделяется на субсчета по конкретным налогам. Здесь же учитываются пени и штрафы за их неуплату.

При этом нет никакой разницы в том, платит ли организация налоги за себя или выступает в качестве налогового агента (например, перечисляет НДФЛ за своих работников). Любая кредиторская задолженность по налоговым платежам отражается на этом счёте.

Данный счёт корреспондирует по дебету со следующими счетами:

  • 19 — НДС по купленным ценным товарам;
  • 50 — касса;
  • 55 — спецсчёт в банке;
  • 66 (67) - расчёты по займам и кредитам (кратко- и долгосрочным).

По кредиту счёт корреспондирует со следующими позициями:

  • 08 - инвестиции во внеоборотные активы (средства);
  • 10 - материалы;
  • 11 - животные, находящиеся на откорме и выращивании;
  • 15 - покупка (заготовление) материальных ценностей;
  • 20 (23) - основное (вспомогательные) производства;
  • 26 - расходы на общехозяйственные нужды;
  • 29 — обслуживающие производства;
  • 41 - товары;
  • 44 - расходы на продажу;
  • 51 (52) - расчётный (валютный) счёт;
  • 55 - спецсчёт в банке;
  • 70 (75) - расчёты с работниками по заработной плате (с учредителями по выплачиваемым им доходам);
  • 90 - продажи;
  • 91 - иные доходы и расходы;
  • 98 - будущие доходы;
  • 99 - прибыль и убытки.

Уплата налогов и сборов отражается в активно-пассивном счёте №68.

Учёт отдельных налогов и сборов

Рассмотрим (не указывая подробности и все возможные случаи) основные проводки, используемые при учёте операций, связанных с начислением налогов и уплатой их в бюджет.

Федеральные налоги

  • Налог на прибыль . Платится из прибыли, начисляется на её сумму и сумму прочих доходов, поэтому используются счета 99, 91.
  • НДФЛ . Платится из доходов работников, поэтому корреспондирует со счётом 70.

Другие налоги и сборы

  • Налог на имущество . Он платится из прибыли до налогообложения. Поэтому учитывается «в связке» со счётом 91.
  • Госпошлина . Она перечисляется в бюджет за совершение разных операций, например, за регистрацию собственности на основные средства, рассмотрение дела в арбитражном суде, нотариальные действия. Данная «кредиторка» также учитывается на счёте 68, в «связке» со счетами 91 (пошлина в суде, за нотариальное удостоверение) и 08 (за приобретение внеоборотных активов в виде свидетельства о праве собственности).
  • Санкции за неполное или несвоевременное перечисление налогов .

Таким образом, рассмотрены основные моменты по такому явлению, как кредиторская задолженность по налогам и сборам.

В заключение следует отметить, что при признании, истребовании или уплате любой задолженности, будь то кредиторская или дебиторская, перед юридическими или физическими лицами, очень важным является её кропотливый учёт и правильное оформление документации. А это уже дело юристов и финансистов.

Удачного сотрудничества!

Расчеты организации с бюджетом по налоговым платежам могут предполагать возникновение дебиторской задолженности, отражаемой по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Обоснование факта наличия задолженности бюджета перед организацией, ее зачет или погашение - это сложные практические ситуации, которые порождают много вопросов относительно применения норм налогового законодательства в конкретных хозяйственных ситуациях. Ряд проблемных вопросов из практики возникновения дебиторской задолженности по налоговым платежам рассматривает в своей статье аудитор Л.П. Фомичева.

Общие правила учета задолженности бюджета

Дебиторская задолженность по налогам и сборам может образовываться по различным причинам.

Иногда бухгалтеры сознательно перечисляют бюджету большую сумму. Делают так на случай, если придет налоговая проверка и доначислит налоги, а переплата "спасет" фирму от пеней. Такая практика неоправданна с экономической точки зрения. Кроме того, большим переплатам налоговые инспекторы в последнее время уделяют особое внимание, подозревая, что они необоснованны. И тогда можно попасть в число первых кандидатов на налоговую проверку.

Переплата по налогу на прибыль может возникать в ситуации, когда перечисленные бюджету авансовые платежи превышают сумму налога к уплате по данным налоговой декларации. Также переплата может возникать, если нарастающим итогам в году полученная прибыль уменьшается, т. е. в каком-то квартале получают убыток.

Переплата по НДС может возникать, когда сумма налоговых вычетов превышает сумму НДС с реализации. Например, такая ситуация периодически может возникать у организаций, получающих значительные предоплаты в отдельно взятых периодах, либо имеющих эпизодические большие закупки товаров.

Порядок бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам установлен в Инструкции к Плану счетов. Счет 68 кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты. По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, в том числе авансовые платежи по налогу на прибыль. Также по дебету отражаются суммы НДС, списанные со счета 19. Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов.

Переплата по налогам и сборам отражается в отчетности как дебиторская задолженность. В бухгалтерском балансе (форма № 1) суммы дебиторской и кредиторской задолженности по налогам и сборам отражаются в составе активов и пассивов соответственно. Зачет между указанными статьями активов и пассивов не допускается (п. 34 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н). В балансе в развернутом виде отражаются остатки по счетам аналитического учета, по которым имеется дебетовое сальдо (в активе) и кредитовое сальдо (в пассиве).

Инвентаризация расчетов с бюджетом

Перед составлением годовой отчетности организации необходимо провести инвентаризацию по состоянию на 31 декабря отчетного года (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Согласно пункту 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с бюджетом должны быть согласованы с налоговыми органами и тождественны. Отражение неурегулированных сумм не допускается. При инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами проверяется наличие актов сверки расчетов организации с бюджетом, а также соответствие содержания этих актов данным счета 68.

Правила зачета переплаты по налогам

Многие бухгалтеры неприятную процедуру сверки расчетов с налоговыми органами не проходят, и в бухгалтерском балансе в течение нескольких лет числятся переплаты по налогам. В условиях кризиса цена привлечения денег резко взрастает. Если у налогоплательщика по какому-то налогу есть переплата, то он имеет право написать заявление в инспекцию о зачете данной суммы в счет уплаты иного налога либо о возврате ее на расчетный счет. Зачет можно производить между налогами (сборами) одного вида: федеральные налоги засчитываются в счет федеральных, региональные - в счет региональных, местные - в счет местных. Налоги по видам бюджетов перечислены в статьях 13-15 НК РФ. По переплате зачет возможен:

  • по федеральным налогам: НДС, акцизам, НДФЛ, ЕСН, налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых, водному налогу, сборам за пользование объектами животного мира и за пользование объектами биоресурсов, а также по налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов, - УСН, ЕСХН, ЕНВД (ст. 13, п. 7 ст. 12, ст. 18 НК РФ);
  • по региональным налогам и сборам: налогу на имущество организаций, налогу на игорный бизнес, транспортному налогу (ст. 14 НК РФ).

К местным налогам и сборам, взимаемым с организаций и предпринимателей, относится только земельный налог, соответственно, зачесть переплату по земельному налогу можно только в счет предстоящих платежей по нему (ст. 15, п. 1 ст. 78 НК РФ).

Таким образом, возможно зачесть переплату, например, по ЕСН - в счет погашения недоимки по налогу на прибыль (п. 4, 5 ст. 13 НК РФ), а переплату по налогу на имущество - в счет предстоящей уплаты транспортного налога (п. 1, 3 ст. 14 НК РФ). При совмещении общего режима налогообложения с уплатой ЕНВД переплата по налогу на прибыль может быть зачтена в счет погашения недоимки по ЕНВД (п. 7 ст. 12, подп. 3 п. 2 ст. 18, п. 1 ст. 78 НК РФ). Переплату НДС можно зачесть в счет уплаты налога на прибыль. Переплату по НДФЛ зачесть в счет уплаты единого налога по УСН (см. письмо Минфина России от 11.01.2009 № 03-02-07/1-3).

Но здесь важно помнить правило, изложенное в пункте 7 статьи 78 НК РФ. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. При пропуске такого срока организация может обратиться в суд с иском о возврате переплаты в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства (см. Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 № 6219/06). И в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Если указанные сроки организацией пропущены, а организация считает, что решение налогового органа об отказе в возврате излишне уплаченных сумм налогов нарушает ее права и является незаконным, то следует учитывать, что статьей 198 АПК РФ предусмотрено право признания незаконными решений, в частности, налоговых органов. Вместе с тем по вопросу о целесообразности обращения в судебные органы в случае пропуска соответствующих процессуальных сроков возможно ознакомиться с судебной практикой. Например, в постановлении ФАС МО от 13.02.2009 № КА-А40/293-09 было отмечено, что срок подачи заявления в налоговый орган о зачете или возврате излишне уплаченного налога, является пресекательным и восстановлению не подлежит. Также отмечено, что если налогоплательщиком срок, установленный статьей 198 АПК РФ для признания недействительным решения налогового органа, не пропущен, но требования о возврате излишне уплаченных сумм налогов заявлены по истечении общего срока исковой давности, то данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении требований. Таким образом, право на признание незаконным решения налогового органа не является способом восстановления пропущенных процессуальных сроков. Чтобы избежать судебных тяжб, следует своевременно выверять взаимные долги с налоговыми органами и своевременно возвращать или засчитывать переплату в счет уплаты иных налогов.

Если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 статьи 78 НК РФ, налоговый орган обязан выплатить проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Вычет НДС в более поздние периоды

ФНС России в письме от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 сообщает, что "средний по Российской Федерации показатель сумм НДС, отказанных в возмещении налоговыми органами по результатам проведенных мероприятий налогового контроля, составляет около 10 процентов" . То есть возместить НДС из бюджета вполне реально, если документы в порядке и не страшна бюрократическая борьба с налоговой инспекцией.

Но чаще всего бухгалтеры добровольно переносят вычеты на более поздний период. Дело в том, что при превышении регионального безопасного процента вычетов налогоплательщики попадают в кандидаты на выездные налоговые проверки. А при превышении размера вычетов над суммами НДС с реализации, налоговые органы требуют представить все первичные документы для углубленной камеральной проверки. Логично право на вычеты перенести на более поздний период, "дотянуть" до периода, когда они будут сопоставимы с суммой начисленного налога.

Обычно переносят вычеты при отсутствии выручки от реализации, поскольку пункт 1 статьи 171 НК РФ говорит об уменьшении налога от реализации на налоговые вычеты. А Минфин России трактует такое положение в пользу бюджета (например, в письме от 02.09.2008 № 07-05-06/191 и ряде других). Поддерживают данную позицию и налоговые органы на местах.

Арбитражные судьи по данному вопросу поддерживают налогоплательщиков. Еще в 2006 году Президиум ВАС РФ подтвердил правомерность вычета "из нуля" (постановление от 03.05.2006 № 14996/05). В пользу компаний приняты многочисленные решения ФАС, например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.04.2009 № Ф03-1252/2009, Московского округа от 21.05.2009 № КА-А40/4249-09. Получается, что компания, которая планирует вычет НДС при отсутствии облагаемых НДС оборотов, вынуждена судиться по нескольку месяцев либо отказаться от вычета.

Так можно ли переносить вычет на более поздний период? По общему правилу налогоплательщик имеет право уменьшить по итогам каждого налогового периода общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ). Вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами покупателю при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, после принятия их на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ). Как видим, в НК РФ сказано о праве налогоплательщика, а не об обязанности.

Причинами переноса вычета может быть позднее получение счета-фактуры от поставщика. Тогда перенос вычета поддерживается контролирующими органами (см. письма Минфина России от 02.04.2009 № 03-07-09/18, от 13.06.2007 № 03-07-11/160, УФНС России по г. Москве от 17.05.2005 № 19-11/35343). При этом дата оформления и выставления поставщиком счета-фактуры не играет роли. Дату получения счета-фактуры можно подтвердить штемпелем почтового отделения на конверте (письмо УФНС по г. Москве от 20.04.2007 № 19-11/036466) либо записью в журнале входящей корреспонденции (письмо Минфина России от 16.06.2005 № 03-04-11/133, постановление ФАС Московского округа от 10.07.2008 № КА-А40/5352-08).

Что касается произвольного периода, в который производится вычет по иным причинам, то часто такой перенос налоговые органы не поддерживают (см. письмо УФНС России по г. Москве от 03.02.2009 № 16-15/8653). При налоговых проверках налоговые инспекторы требуют осуществлять вычеты за тот квартал, в котором выписан документ.

И некоторые суды поддерживают такую позицию, говоря о том, что НК РФ не предоставляет налогоплательщику права на вычеты по его усмотрению, исходя из целесообразности.

Отражать сумму налоговых вычетов следует применительно к определенному налоговому периоду, в котором выполнены условия, дающие налогоплательщику право на такие вычеты. Такая позиция, в частности, выражена в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.04.2008 № А10-4226/07-Ф02-1504/08 , Дальневосточного округа от 26.09.2008 № Ф03-А73/08-2/3576, Уральского округа от 22.01.2008 № Ф09-11300/07-С2, Волго-Вятского округа от 21.05.2008 № А17-5215/2007-05-20).

Следует отметить, что предъявление вычета в более поздние периоды ведет по сути к переплате налога, и бюджет от такого поведения налогоплательщика только выигрывает. НК РФ не содержит ограничений на применение налогового вычета в более поздний период, чем период оприходования товара и получения счета-фактуры. Арбитражные судьи практически повсеместно признавали за налогоплательщиком возможность применить вычет в более позднем периоде по сравнению с тем, в котором право на вычет возникло. Такое поведение не нарушает норм законодательства о налогах и сборах и не приводит к возникновению задолженности перед бюджетом, поэтому не может служить основанием для доначисления налога, пеней и привлечения к налоговой ответственности (см. Определение Президиума ВАС РФ от 08.08.2008 № 9726/08, постановления Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 № 10807/05, ФАС Уральского округа от 06.04.2009 № Ф09-1892/09-С2, Московского округа от 08.07.2009 № КА-А41/5327-09, Центрального округа от 05.03.2009 № А54-2168/2008-С2, Поволжского округа от 24.07.2008 № А55-16022/07, Дальневосточного округа от 26.09.2008 № Ф03-А73/08-2/3576, Северо-Западного округа от 16.01.2008 № А56-538/2007). Некоторые из данных решений поддержаны в Определениях ВАС РФ по указанным делам.

Приведенные решения арбитражных судов касались "внутренних" операций. Недавно такое решение появилось и по экспортерам. В постановлении Президиума ВАС РФ от 30.06.2009 № 692/09 указано, что входной НДС к возмещению можно заявить и после подтверждения ставки 0 %.

Минфин России в письмах от 30.04.2009 № 03-07-08/105 и от 30.07.2009 № 03-07-11/188 указал, что на основании положений пункта 2 статьи 173 НК РФ правом вычета налогоплательщик может воспользоваться в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на вычет налога.

Таким образом, налогоплательщики могут переносить вычеты. Но при составлении бухгалтерской отчетности и проведении инвентаризации расчетов с бюджетом организации обязательно следует проверять обоснованность сумм, числящихся на счете 19 в разрезе дат их образования. Если даты превышают трехлетний срок, суммы списываются на убыток.

Период подтверждения экспорта и учет НДС

Суммы "входного" НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, использованным впоследствии при реализации товаров на экспорт, должны учитываться обособленно на счете 19.

Если НДС по экспортируемым товарам, а также по сырью, материалам, работам и услугам, использованным при изготовлении экспортируемой продукции, был принят к вычету ранее согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 171, пункту 1 статьи 172 НК РФ, то при отгрузке данного товара на экспорт сумму "входного" НДС нужно восстановить (письмо Минфина России от 28 апреля 2008 г. № 03-07-08/103). Досрочное принятие НДС к вычету возможно, например, когда организация реализует аналогичные товары и на экспорт, и на территории России, т. е. в момент приобретения товаров было неизвестно, что они будут экспортированы. Восстановленные суммы НДС следует отражать по кредиту счета 68 в корреспонденции со счетом 19, к которому для этих целей можно открыть отдельный субсчет (аналитический счет) "НДС по товарам, реализуемым на экспорт".

Дальнейший учет как выставленных покупателю, так и полученных от поставщиков счетов-фактур, зависит от того, успеет ли налогоплательщик собрать все необходимые документы в установленный законодательством срок.

При реализации товаров на экспорт налоговые вычеты производятся на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ (подп. 2 п. 2 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ). Таким моментом является последний день месяца, в котором собран пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ для подтверждения ставки налога 0 % и возмещения "входного НДС".

Если налогоплательщик собирает все необходимые документы в установленный законодательством срок, то:

  • выставленный покупателю счет-фактуру следует зарегистрировать в книге продаж в том налоговом периоде, на который приходится день сбора подтверждающих экспорт документов;
  • полученные от поставщиков счета-фактуры регистрируются в книге покупок в последний день месяца того налогового периода, в котором будет собран полный пакет документов (п. 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914). В этот момент "входной" НДС со счета 19 списывается в дебет счета 68. Автор не поддерживает позицию делать такую запись после принятия решения налоговыми органами о возмещении налога.

Если налогоплательщик не успевает собрать все необходимые документы в установленный законодательством срок, то:

  • ранее выставленный покупателю со ставкой 0 % счет-фактура не может быть зарегистрирован в книге продаж, поэтому на 181-й календарный день после отгрузки товара выставляется новый счет-фактура с реализацией, облагаемой по ставке 10 или 18 %, и он регистрируется в журнале учета выставленных счетов-фактур;
  • выставленный покупателю счет-фактура с реализацией, облагаемой по ставке 10 или 18 %, следует зарегистрировать в книге продаж на дату фактической отгрузки товаров на экспорт (п. 9 ст. 167 НК РФ);
  • полученные от поставщиков счета-фактуры регистрируются в книге покупок на дату отгрузки товара.

Налогоплательщику придется уплатить не только начисленный НДС, но и пени.

Порядок отражения НДС в бухгалтерском учете в данной ситуации отражен в письме Минфина России от 27.05.2003 № 16-00-14/177.

Старый счет-фактуру со ставкой НДС 0 % аннулировать не нужно. Если в дальнейшем документы все же будут собраны и факт экспорта будет подтвержден, то экспортер может использовать его для регистрации в книге продаж. Счет-фактура с реализацией, облагаемой по ставке 10 или 18 %, регистрируется в этом случае в книге покупок. Подать документы на подтверждение экспорта возможно до истечения трех лет после налогового периода, в котором был уплачен НДС. После принятия решения налоговой инспекцией о подтверждении права на применение ставки НДС 0 % и возмещении налога перечисленный налог может быть зачтен в счет недоимки, пени, штрафов и (или) текущих платежей (п. 4 ст. 176 НК РФ) или перечислен на расчетный счет организации органом Федерального казначейства.

Пени, уплаченные налогоплательщиком, возвращены не будут.

Убытки в налоговой отчетности

Долг бюджета можно представить и как уменьшение налога в будущих периодах. Например, в текущем периоде компания получила налоговый убыток и налог на прибыль в бюджет не платит. Зато в периоде получения дохода бюджет недополучит налог, поскольку налогоплательщик может зачесть прошлые убытки в уменьшение налоговой базы.

Убыток в целях налогообложения - это отрицательная разница между доходами и расходами, которые определяются по правилам главы 25 НК РФ (п. 8 ст. 274 НК РФ).

В ряде случаев убыток, полученный организацией при реализации отдельных видов активов или при ведении определенных видов деятельности, не признается для целей налогообложения полностью или частично, но по некоторым видам он переносится на будущее (п. 1 ст. 283 НК РФ). Срок переноса убытков в общем случае ограничен 10 годами, следующими за тем налоговым периодом, в котором убыток был получен.

На сумму убытка, переносимую на будущее, может формироваться вычитаемая временная разница (п. 11 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). Поэтому в периоде их образования (п. 14 ПБУ 18/02) нужно признать отложенный налоговый актив (ОНА).

Впоследствии по мере перенесения убытков и их отражения в соответствующих строках налоговой декларации по налогу на прибыль будет происходить уменьшение или полное погашение вычитаемых временных разниц. Соответствующие суммы ОНА списываются с кредита счета 09 в дебет счета 68 на уменьшение текущих обязательств перед бюджетом по налогу.

Убытки, переносимые по итогам года на будущее по основной деятельности, отражаются в Приложении № 4 к листу 02 декларации по налогу на прибыль. В нем приводятся данные по всем непогашенным убыткам за предыдущие 10 лет. Сумма убытка прошлых лет, уменьшающая налоговую базу за отчетный (налоговый) период, указывается по строке 150 этого Приложения. Убыток, для погашения которого не хватило полученной прибыли, переносимый на будущие периоды, отражается по строке 160 Приложения № 4.

Перенос убытка на будущее - это право налогоплательщика, признавать ОНА нужно только тогда, когда существует вероятность получения налогооблагаемой прибыли в последующие годы. Если организация систематически получает убытки, аудиторы часто выражают сомнение в том, что переносимые убытки являются активом. Это значит, что непогашенные убытки организации должны быть увеличены на сумму подлежащего списанию ОНА.

По истечении 10 лет ОНА по непогашенному убытку, который никогда уже не сможет уменьшить налоговую базу, должен быть списан (п. 17 ПБУ 18/02). Также следует поступить, если налогоплательщик отказался от ранее признанного убытка либо срок его переноса истек.

В последнее время наблюдается ужесточение борьбы налоговых инспекций за поступление налогов в бюджет, с "убыточных" компаний требуют письменные объяснения о причине получения убытков.

По этой причине бухгалтеры стараются не показывать убытки в декларации, сдавать позднее "уточненки" либо переносить часть налоговых расходов на тот период, когда будет получен доход.

Конечно, такой подход увеличивает нагрузку на предприятие, и без того находящееся в трудном финансовом положении. Если причины убытков обоснованы и документально подтверждены, отстоять свою правоту можно и в арбитражном суде. Положительная практика в пользу налогоплательщиков достаточно обширна, проведение ее обзора выходит за рамки данной статьи.

Переплата НДФЛ и возврат его налоговыми агентами

Согласно положениям пункта 14 статьи 78 НК правила зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога распространяются в том числе на налоговых агентов. Ими являются, к примеру, работодатели по отношению к работнику при перечислении в бюджет НДФЛ.

Самая распространенная ситуация, когда у работника в течение года может возникнуть переплата по НДФЛ, - это когда он подает работодателю вместе с выданным налоговой инспекцией уведомлением заявление о возврате удержанного НДФЛ в связи с предоставлением ему имущественного вычета. Может возникать переплата и при изменении налогового статуса физического лица в течение года - с нерезидента на резидента.

В пункте 1 статьи 231 НК РФ указано, что излишне удержанные из дохода налогоплательщика суммы НДФЛ подлежат возврату налоговым агентом по представлении физлицом соответствующего заявления. Излишне перечисленные налоговым агентом суммы НДФЛ, по сути, являются переплатой самого налогоплательщика, а значит, если сотрудник не подал своему работодателю заявления о возврате сумм переплаты по НДФЛ, то последний не имеет права получать данные средства в качестве возврата из бюджета.

Однако в НК РФ не установлено, за счет каких средств нужно возвращать работнику НДФЛ, если он подал работодателю заявление о возврате излишне удержанного налога. Поскольку согласно пункту 9 статьи 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допускается, налоговый агент не вправе за свой счет возвращать (засчитывать) излишне удержанный НДФЛ.

На практике бухгалтер возвращает долг работнику за счет сумм НДФЛ, удержанных в текущем месяце с доходов других работников организации. То есть НДФЛ за текущий месяц, подлежащий уплате в бюджет, он уменьшает на сумму переплаты работника. Таким образом, фактически налоговый агент засчитывает налог самостоятельно. Организации применяют этот вариант, обосновывая его тем, что уплата НДФЛ не носит персонифицированного характера, и налог перечисляется в бюджет одной платежкой за всех работников. Специалисты УФНС России по г. Москве не имеют ничего против такого возврата (см. письмо от 29.11.2007 № 28-11/113476).

Однако Минфин России против возврата работнику излишне удержанного налога за счет текущего НДФЛ, удержанного с других работников (см. письма от 19.01.2009 № 03-04-06-01/3, от 14.01.2009 № 03-04-05-01/5, от 23.12.2008 № 03-04-06-01/380, от 20.10.2008 № 03-04-06-01/308). То есть НДФЛ финансисты идентифицируют с конкретной личностью налогоплательщика. Финансисты считают, что поскольку статьей 231 НК РФ особый порядок зачета или возврата налоговым агентом сумм излишне удержанного налога не определен, то применяется общий порядок возврата или зачета, установленный статьей 78 НК РФ. Разъяснено, что возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы налога может быть произведен работнику налоговым агентом на основании заявления физического лица, поданного налоговому агенту, и разрешения налогового органа налоговому агенту. Для получения разрешения налоговый агент должен подать соответствующее заявление в налоговый орган.

Однако ФНС России письме от 19.08.2009 № 3-5-01/1289 подвергло критике такую позицию Минфина РФ. В нем главное налоговое ведомство указало, что нормы статьи 78 НК РФ при обращении работника к налоговому агенту с письменным заявлением о возврате излишне удержанных этим налоговым агентом сумм налога не применяются.

Эта статья регулирует отношения, возникающие непосредственно между налогоплательщиком и налоговым органом, и может применяться в случае обращения налогоплательщика - физического лица непосредственно в налоговый орган при подаче им налоговой декларации по НДФЛ с приложением заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога.

НК РФ предусматривает, что право налогоплательщика на возврат излишне удержанного НДФЛ может реализовываться путем подачи заявления или извещения налогового органа работодателю. В этой ситуации реализация этого права не должна ставиться в зависимость от налоговых взаимоотношений налогового агента и налогового органа. Поэтому в отношениях между работником и налоговым агентом следует применять нормы статьи 231 НК РФ, которая не содержит никаких ограничений по обоснованному возврату излишне удержанного налога работнику. Поэтому налоговый агент может осуществлять возврат излишне удержанных с работника и перечисленных в бюджет сумм НДФЛ за счет НДФЛ, удержанного с других работников организации.

Обоснованность возврата налога выявляется налоговыми органами в ходе проведения плановой выездной налоговой проверки налогового агента. На основании изменения данных бухгалтерского учета налоговый агент корректирует документы налогового учета и отчетности по налогу, в которых отражаются результаты перерасчета НДФЛ за отчетный год.

Сведения о доходах физических лиц, в отношении которых налоговым агентом были произведены перерасчеты налога за предшествующие годы в связи с корректировкой их налоговых обязательств, представляются налоговому органу в виде новой справки по форме № 2-НДФЛ взамен ранее представленной.

ФНС РФ отметило, что зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов способом, предложенным Минфином России в указанных письмах, возможен только по налогам, по которым налоговые агенты представляют налоговые декларации, например по налогу на прибыль. Таким образом, бухгалтеры в своей работе могут учитывать позицию ФНС России и возвращать работнику излишне удержанный НДФЛ за счет сумм, подлежащих перечислению с доходов других работников.

С учетом финансового положения предприятия бухгалтерам и финансовым менеджерам следует выработать соответствующие управленческие решения в отношении ликвидации переплат налогов.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об