Смотреть что такое "Центральный банк" в других словарях. Роль и функции центрального банка

Центральный банк — это государственное учреждение, которое регулирует кредитно-банковскую систему страны. Он является главным звеном системы, а также занимается обеспечением устойчивости покупательной способности национальной валюты.

Правовой статус

Центральный банк России является юридическим лицом. Надо отметить, что он не входит в структуру органов госвласти. При этом, однако, его имущество и капитал являются федеральной собственностью. Центральный банк, Сбербанк России являются государственными учреждениями. Но это два совершенно разных учреждения. Разница заключается в том, что первый выполняет функции регулятора на рынке, а Сбербанк является самым крупным финансовым учреждением страны. Более того, у Сбербанка есть филиал - Центрально-Черноземный банк России. Это учреждение было основано в 2001 году в результате слияния Воронежского, Белгородского, Курского, Липецкого и Орловского филиалов Сбербанка.

Регулятор имеет исключительное право на эмиссию денежных средств. Деятельность учреждения не регулируется Федеральной налоговой службой. Свои расходы оно финансирует за счет собственных средств, иными словами, Банк России по обязательствам государства не отвечает.

Центральный банк России не может участвовать в капиталах других банков, если иное не предусмотрено законом. Также ЦБ не может быть членом любой организации, если только ее деятельность не связана с обеспечением деятельности регулятора. При этом финансовое учреждение может участвовать в капиталах международных организаций, занимающихся развитием сотрудничества в кредитной, банковской, валютной сферах.

Цели

Деятельность Центрального банка России направлена на достижение таких целей:

  • обеспечение устойчивости нацвалюты;
  • развитие банковской системы;
  • обеспечение функционирования платежной системы.

Задачи

Единственным учреждением страны, которое имеет право эмитировать банкноты, является Центральный банк РФ. Основные задачи и функции направлены на выполнение этой цели:

  • Осуществление валютного контроля путем формирования обязательных резервов в ЦБ, установки процентных ставок, контролированием роста денежной массы.
  • Регулятор выполняет функции банкира правительства, то есть хранит на счетах средства госбюджетов и госзаймов и выполняет их кассовое обслуживание.
  • Банк России работает не с физическими и юридическими лицами, а с коммерческими банками и другими профильными финансовыми институтами. Он контролирует всю финансовую систему страны, устанавливает нормы обязательных резервов и выступает кредитором последней инстанции.
  • Центральный банк хранит валютный запас страны.

Для выполнения данных задач ЦБ использует такие методы регулирования экономики:

  • корректировку норм резервов;
  • операции с иностранной валютой на рынке;
  • рефинансирование кредитной системы.

Функции Центрального банка

  • Обеспечение устойчивости нацвалюты.
  • Выпуск денежных знаков.
  • Разработка правил ведения расчетов.
  • Хранение резервов.
  • Кредитование банков.
  • Разработка денежно-кредитной политики.
  • Ведение счетов бюджетов всех уровней.
  • Выдача лицензии всем финансовым организациям, контроль над соблюдением условий ее использования.
  • Осуществление всех видов банковских операций по поручению Правительства.
  • Осуществление валютного регулирования (установка курсов валют, регулирование денежной массы и т. д.).
  • Определение порядка осуществления расчетов между странами, юридическими и физическими лицами.
  • Разработка правил ведения учета и отчетности.
  • Разработка прогнозного платежного баланса страны.
  • Проведение анализа и формирование прогноза развития экономики страны в целом и по регионам.

Отзыв лицензий в 2016 году

В прошлом году Центральный банк России в очередной раз побил рекорд, отозвав лицензии у 97 банков. Политика очистки рынка от недобросовестных игроков ведется с момента назначения нового председателя в 2013 году. За первые шесть месяцев разрешения на осуществление деятельности лишилось тридцать два учреждения, на следующий год - восемьдесят шесть учреждений, в 2015 году - девяносто три банка.

Во время работы предыдущего председателя массовый отзыв лицензий (59 штук) наблюдался лишь в 2006 году. Всего с 2002 по 2012 годы было отозвано 362 лицензии, а за предыдущие четыре года - 306 лицензий.

Нормативные акты

Федеральный закон «О Центральном банке России» от десятого июля 2002 и ФЗ о БиБД («О банках и банковской деятельности») регулируют деятельность данного финансового института. В свою очередь, ЦБ имеет право разрабатывать нормативные акты по вопросам денежного обращения. Практически все эти законы подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции. Исключения составляют акты, устанавливающие:

  • курсы валют;
  • изменение ставки рефинансирования;
  • размер нормативов;
  • любые количественные ограничения;
  • порядок функционирования системы ЦБ.

Зарегистрированные акты направляются во все кредитные организации страны.

Закон «О Центральном банке России» предусматривает, что прибыль организации определяется как разница между доходами от банковских операций, участия в капиталах других финансовых организаций и расходами, связанными с выполнением функций.

Организация Центрального банка России заключается в том, что управлением данной структурой занимается коллегиальный орган - Национальный совет. Возглавляет его председатель, который избирается большинством голосов. Всего в совет входит двенадцать человек:

  • из Совета Федерального собрания направляется двое членов;
  • из Государственной думы - трое членов;
  • Президент РФ и Правительство РФ назначают по трое представителей Совета.

Члены Совета назначаются на должность на четыре года. Решения принимаются большинством голосов при кворуме из семи человек и обязательном присутствии представителя. При этом мнения членов Совета, оказавшихся в меньшинстве, заносятся в протокол собрания.

Национальный совет решает такие вопросы:

  • анализ годового отчета;
  • вопросы развития банковской системы;
  • направления развития денежно-кредитной политики;
  • участие БР в капиталах других организаций;
  • назначение аудитора БР;
  • банковское регулирование;
  • реализация политики валютного контроля;
  • организации системы взаиморасчетов;
  • выполнение сметы расходов;
  • подготовка проектов в области банковского дела;
  • внесение предложений о проведении проверок Счетной палатой.

Председатель Банка

Кандидата на данную должность представляет Президент РФ минимум за три месяца до истечения полномочий Председателя. Конкретный человек выбирается большинством голосов Госдумы на срок четыре года. Одно и то же лицо не может занимать данную должность больше трех сроков подряд.

Председатель:

  • действует от имени Центрального банка, представляет его интересы без доверенности;
  • присутствует на заседаниях Совета и в случае равенства голосов принимает окончательное решение;
  • подписывает нормативные акты, решения, протоколы заседаний, соглашения;
  • несет полную ответственность за деятельность ЦБ.

Центральный банк России вместе с Центральным аппаратом, территориальными учреждениями, расчетно-кассовыми, вычислительными центрами, учебными заведениями, участвующими в деятельности ЦБ, образует вертикальную структуру управления.

Результаты работы банковского сектора

Прибыль всех кредитных учреждений страны в 2016 году выросла в пять раз: со 192 млрд руб до 929 млрд руб. Остаток резервов увеличился на трис половиной процента за год (до 1352 млрд руб.). Объем заимствований у ЦБ сократился в два раза, объем депозитов казначейства сократился в полтора раза, удельный вес привлеченных от ЦБ средств в пассивах сократился до 3,4 процента, а от казначейства - до 0,4 %.

В декабре 2016 года банки РФ получили прибыль в сумме 141 млрд руб. (в декабре 2015 года был отмечен убыток 72 млрд руб.). Остаток резервов на потери сократился на 4,7 %, в то время как в 2015 году наблюдался прирост резервов на четыре с половиной процента. Просроченная задолженность по корпоративным займам сократилась на 8,9 %, а по розничным - на 0,7 %. В 2015 году просроченная задолженность по корпоративным кредитам за год не изменилась (6,3 %), а по розничным - сократилась до 7,9 %. Чтобы получить более достоверную информацию о финансовом состоянии заемщиков, к концу 2017 года ЦБ планирует создать реестр залогов по кредитам. Это позволит отслеживать и предотвращать появление основной проблемы банковской системы - выдачу кредитов заемщикам, которые не могут предоставить качесвенный залог.

Статистика по ключевой ставке ЦБ

ФЗ «О Центральном банке России» предусмотрено, что регулятор с целью обеспечения устойчивости рубля может изменять ключевую ставку. Она была введена ЦБ еще в 2013 году как мера для перехода к режиму таргетирования инфляции. Также ЦБ формирует коридор процентных ставок, регулируя ликвидность банковского сектора.

С 01.01.13 ставка рефинансирования была приравнена к ключевой. Впервые значение этих двух показателей Центральный банк РФ (Банк России) изменил 13.09.13 г. Значение ключевой ставки для целей предоставления и абсорбирования ликвидности составило пять с половиной процентов. Уже через пять месяцев с целью ужесточения денежно‑кредитной политики ключевая ставка была увеличена до семи процентов годовых. Это позволило предотвратить сильный рост инфляции на фоне повышения волатильности рынка.

Следующее повышение состоялось уже 25.04.14 г. В связи с ростом инфляционных рисков ставка увеличилась до 7,5 %. В последующие полгода было еще два повышения ставки: до 8 % (25.07.14 г.) и 10,5 % (12.12.14 г.).

16 декабря 2014 года Банк России повысил ключевую ставку до 17 % годовых. Дополнительно были введены плавающие 1,75 п. п., предусмотренные для кредитов под нерыночные активы. Такие займы ранее обслуживались по фиксированной ставке.

Учитывая ускоренный рост потребительских цен, регулятор 30.01.15 г. снизил ставку до 15 %. Данные изменения не совпали с прогнозами аналитиков, которые полагали, что ЦБ не изменит ставку. Инфляция в РФ оставалась высокой, а рубль - слабым. Предпосылок для снижения ставки не было. По этой же причине ключевая ставка была снижена еще четыре раза: до 14 % (13.03.15 г.) и до 12,5 % (20.04.15 г.), 11,5 % (16.06.15 г.) и до 11 % (31.07.15 г.).

Золотовалютные резервы

Международные золотовалютные резервы - это высоколиквидные финансовые активы, которые находятся в распоряжении Банка России и Правительства. Они включают в себя активы в валюте, монетарное золото, специальные права заимствования и прочие резервные активы. Золотовалютные резервы являются одним из инструментов регулирования денежно-кредитной политики.

В декабре 2016 года регулятор приостановил закупки золота. На начало 2017 года объем золотовалютных запасов страны составил 51,9 млн унций. Этот показатель за декабрь месяц не менялся. При этом стоимость резервов за счет колебания цен сократилась на 2,4 %. Это повлекло за собой сокращение общего объема резервов на 15,9 %.

За 2016 год ЦБ закупил 200 тонн золота, что на 9 тонн меньше в сравнении с 2015 годом. В результате увеличился объем запасов золота на 14,1 %, а их денежная оценка увеличилась на 24 %. За последние пять лет самые активные закупки золота наблюдались в 2014 году, когда ЦБ приобрел 5,5 млн тройских унций золота.

Центральный Банк РФ и его функции (часть 4 )

5. Основные функции ЦБ РФ

К основным функциям ЦБ РФ относятся:

  1. монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения
  2. функция финансового агента, банкира Правительства
  3. финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»)
  4. кредитно-денежное регулирование и банковский надзор

Остановимся подробно на каждой из функций.

1) Эмиссия банкнот и организация их обращения. За Банком России как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.

Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.

2) Функция финансового агента, банкира Правительства. Являясь по своему статусу финансовым агентом Правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов Правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета – государственные займы.

Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Они предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового агента Правительства, Центральный Банк осуществляет кассовое исполнение бюджета, прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, то есть все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет Министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром Правительства.

Единство кассы предоставляет Министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, региональных, местных), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

3) Финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»). Рефинансирование коммерческих банков – предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты) .

4) Так как функция кредитно-денежного регулирования и банковского надзора включает в себя обширный круг вопросов, автору представляется возможным вынести её в качестве отдельной главы в данной работе.

Центральный Банк Российской Федерации является главным банком государства, который наделен особенными полномочиями, включая эмиссию национальных денег и регулирование коммерческих банковских организаций.

Центральный банк в любой стране является государственным учреждением, которое наделяется монопольным правом выпуска банкнот. Основные функции Центрального банка заключается в эмиссии денег, осуществлении национальной денежно-кредитной политики. Этот банк является банкиром правительства и банком банков.

Основные функции заключаются в хранении валютного и золотого запаса государства. Этот банк не работает с физическими лицами и предприятиями, звеном между ним и экономикой выступают коммерческие банки и специальные кредитные финансовые институты. Центральный банк руководит и контролирует всей кредитно-финансовой системой, устанавливая обязательные нормы резервов для коммерческих банков и выступая для них кредитором в последней инстанции.

Функция ЦБ — эмиссионный центр

Центральный банк является эмиссионным центром, то есть занимается выпуском денег. Центральный банк вправе выпускать банкноты. Банк регулирует объем эмиссии наличных денег, при учете общих затрат на денежную политику.

Осуществление выпуска наличных денег проводится через продажу банкнот и монет коммерческим банкам, обменивая их резервы в Центральном банке. В настоящее время значение функции эмиссии немного снижено, поскольку банкноты стали составлять малую часть денежной массы у промышленно развитых государств. При этом банкнотная эмиссия по настоящее время используется для платежей в розничной сфере. Чем выше доля обращения в государстве, тем больше значение банковской эмиссии.

Банк банков

В кредитной сфере роль Центрального банка заключается в функции «банка банков». Основными клиентами ЦБ являются не торговые и промышленные предприятия и граждане, а кредитные банки, в основном коммерческого характера.

Коммерческие банки могут выступать в качестве посредника между экономикой и Центральным банком. Коммерческие банки обслуживаются Центральным банком по пассивным операциям. Банки хранят в Центральном банке часть своих денежных средств в качестве кассового резерва.

Большинство государств налагает на коммерческие банки обязанность хранить долю своих кассовых резервов в Центральном банке. Эти резервы именуются обязательными банковскими резервами. Центробанк можно представить в виде кредитора последней инстанции для коммерческих банков. Он проводит кредитование в виде переучета векселей, ценных бумаг коммерческих банков.

Банк правительства

Центральный банк, вне зависимости от принадлежности капитала, имеет тесную связь с государством. Он выступает основным банкиром государства и советников правительства в сфере финансовых и монетарных проблем. Свободные средства казначейство хранит именно на текущих счетах Центрального банка, используя их из своих расходов.

Казначейство может расплачиваться с поставщиками чеками в Центральном банке. Центральный банк при этом пользуется беспроцентно и свободно денежными средствами казначейства, выполняя бесплатно операции по пополнению бюджета. По поручению казначейства Центральный банк может принять налоговые платежи на его текущий счет.

Когда происходит дефицит государственного бюджета, может усилиться функция кредитования государства и управления государственным долгом, которые осуществляются с помощью операций Центрального банка.

Другие функции Центрального банка

Банк выполняет функцию денежно-кредитного регулирования, является основным проводником денежного регулирования экономики. Основные цели этой политики заключаются в достижении стабильного роста экономики, уменьшении инфляции и безработицы, выравнивании платежного баланса.

Центральный банк играет в функцию валютного центра, регулируя резервы зарубежной валюты и золота. Традиционно Центральный Банк является хранителем золотовалютных резервов. Также банк выполняет функцию выпуска государственных ценных бумаг. Операции с ценными бумагами государства дают возможность обеспечивать рыночное финансирование бюджетного дефицита, составляя фундамент развития элементов рынка капитала, способствуя проведению эффективной денежной политики.

Московский Государственный заочный институт пищевой промышленности

Кафедра бухучета и финансов


Контрольная работа

по финансам, денежному обращению и кредиту

студентки 4 курса факультета

"Экономика и предпринимательство",

специальность "Коммерция", шифр 359-ЭК-95,

Панкратьевой Екатерины Олеговны



Тема:

Функции Центрального банка РФ


1. Понятие кредитной системы.

2. Роль и задачи ЦБ РФ.


Центральный банк РФ (Банк России) является юридическим лицом и имеет свой устав, утверждаемый Государственной Думой. Банк России - самостоятель­ное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Он единственный банк в России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Выполняет роль главного координирующего и регулиру­ющего органа денежно-кредитной системы страны. На­ходится в собственности Российской Федерации.


Функции ЦБ РФ

Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:

Разработка и проведение кредитно-денежной поли­тики;

Регулирование денежного обращения;

Регулирование деятельности кредитных организа­ций и осуществление контроля за ними;

Осуществление безналичных расчетов в общенаци­ональном масштабе;

Организация валютного регулирования;

Хранение золотовалютных резервов страны.

Для их выполнения ЦБ РФ использует следующие инструменты и методы:

Установление правил, регламентирующих деятель­ность кредитных организаций;

Осуществление надзора за деятельностью кредит­ных организаций;

Установление и осуществление контроля за соблю­дением обязательных экономических нормативов кредитными организациями;

Установление резервных требований;

Рефинансирование кредитных организаций;

Проведение дисконтной политики;

Проведение операций на открытом рынке;

Осуществление валютных интервенций. Для поддержания надежности банковской системы Центральным банком активно используются все пере­численные выше инструменты.

Постоянно проводится работа по совершенствованию правил бухгалтерского учета и отчетности, основной це­лью этого шага являются: приближение российской от­четности к международным стандартам, повышение ин­формативности, однозначность трактовки отдельных бухгалтерских операций и, как следствие, адекватность реально проводимых банком операций их отражению в отчетности. К сожалению, большие различия в функци­онировании экономического механизма России и разви­тых индустриальных стран Запада не позволяет в пол­ной мере использовать зарубежный опыт в составлении отчетности, так как это в значительной степени снижа­ет качество анализа и контроля за финансовым состоя­нием российских банков.

Большое внимание уделяется вновь создаваемым бан­кам. Постоянно ужесточаются условия их лицензирова­ния, требования к величине уставного фонда, порядку работы на финансовом рынке, правам и обязанностям вновь созданной кредитной организации.

В целях обеспечения экономических условий для ус­тойчивого функционирования банковской системы и за­щиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ уста­новлены обязательные экономические нормативы дея­тельности кредитных организаций. К ним относятся: нормативы достаточности капитала, нормативы ликвид­ности кредитной организации, максимальные размеры рисков и ряд других нормативов. Невыполнение кредит­ной организацией отдельных нормативов влечет нало­жение штрафных санкций вплоть до отзыва лицензии.

В целях совершенствования надзора и ориентации его, в первую очередь, на то, чтобы выявить проблемы, способные в будущем осложнить финансовое положение банков, ЦБ РФ разработал рекомендации по определе­нию критериев степени проблемности банков. Эти кри­терии используются подразделениями ЦБ РФ при про­ведении надзорных проверок и разработке мер воздейст­вия, применяемых к банкам в зависимости от степени их проблемности, при принятии решений о санации бан­ков либо их ликвидации.

Установление резервных требований преследует две цели: регулирование уровня денежной массы и частич­ное страхование привлекаемых банками средств. Для вкладчиков такое страхование служит дополнительной гарантией надежности вложения. Однако, во-первых, оно приводит к существенному снижению доходности по вкладам (так как по обязательным резервам проценты не начисляются, банки снижают ставку процента по привлекаемым ресурсам). Во-вторых, механизм обяза­тельного резервирования до конца не отработан, как следствие, использование банками своих резервов в кри­тических ситуациях для их исправления практически невозможно.

Под рефинансированием банков понимается кредито­вание банков Центральным банком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых и ломбардных кредитов, переучета векселей и проведения кредитных аукционов. Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организации испытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необ­ходимое количество кредитных ресурсов из других ис­точников. То есть Центральный банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдаются, как правило, на короткие сроки и под высокие процен­ты и полностью обеспечиваются залогом.

Ставка рефинансирования в последнее время носит более формальный характер. Во все меньшей степени она определяет процентную политику ЦБ РФ и все бо­лее величину штрафных санкций к банкам.

В связи с продолжающимся кризисом на валютном рынке и рынке МБК, неразвитостью фондового рынка, особое значение для поддержания ликвидности банков­ской системы и отдельных банков получает проведение операций на открытом рынке посредством купли-прода­жи государственных ценных бумаг. Из всех обяза­тельств, обращающихся на рынке, государственные цен­ные бумаги являются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми может владеть отдель­ный участник финансового рынка). Именно оперативная работа ЦБ на открытом рынке смягчила воздействие кризиса на ряд банков в августе 1995 г, когда в течение нескольких дней коммерческие банки продали на вто­ричных торгах государственные ценные бумаги на 1,6 трлн. рублей.

А в связи с уменьшением объема сделок на валютном рынке воздействие отдельных валютных интервенций на состояние банковской системы не оказывает значи­тельного влияния. В целом же проводимая ЦБ РФ и Правительством жесткая валютная политика на протя­жении последних лет привела к значительному сокра­щению доли спекулятивных валютных операций от об­щего объема проводимых банками.

Роль Центрального банка РФ

Как извест­но, центральные банки возникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и их создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют решить по крайней мере одну, но сложнейшую экономическую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем развитее становятся капиталистически-рыночные отношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается их стихий­ный характер. На определенном этапе развития цивили­зации общество начинает понимать необходимость огра­ничения указанного стихийного начала рынка, миними­зации связанных с ним экономических потерь, которые несут все участники рынка - и производители, и потре­бители, и посредники.

Задача эта поистине сложная: с одной стороны, надо сохранить свободу предпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой - ограничить по возмож­ности стихийно-разрушительное начало, внутренне при­сущее рынку, избавить общество и конкретных его членов от неоправданных потерь (можно даже сказать, что задача состоит в том, чтобы сохранить в рынке его «хорошие» качества и по возможности нейтрализовать «плохие» - задача, долгое время служившая предметом насмешек, но вполне корректная для условий XX в). Вторая часть данной задачи решается с помощью общественного кон­троля основных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия, т. е. общественно организованного регулирования. В банковской сфере функции такого регу­лятора рыночных отношений поручаются такому госуда­рственному институту, как центральный банк.

В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственное регулирование хозяйственной деятель­ности должно преследовать три главные цели:

создание (поддержание) общих условий цивилизован­ного функционирования рынка, всего народного хозяйства;

стратегическое планирование науки и научно-техни­ческого прогресса;

решение макроэкономических проблем. Как орган государственный центральный банк приме­нительно к своей сфере должен участвовать в достиже­нии всех трех целей, для чего, в частности, он обязан:

поддерживать правопорядок в финансовой сфере, за­ставлять участников денежно-кредитных отношений вы­полнять заключенные ими договоры, предупреждать споры или разрешать их, если они возникают;

осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правиль­ное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;

выполнять или организовывать выполнение общезна­чимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасно­сти банковской системы и т.д.);

добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, те­мпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).

Реализация перечисленных и некоторых других целей и задач представляет собой необходимое условие нор­мального функционирования и развития каждого банка (кредитного учреждения) и их сообщества. И никто, кроме центрального банка, действующего совместно с другими государственными органами, достичь этих це­лей и решить задачи не способен. Поэтому коммерческие банки (кредитные учреждения) правы, когда именно от правительства и Центрального банка РФ ожидают обес­печения приемлемых общих условий для своей деятель­ности.

Отсутствие таких общих условий может иметь неско­лько объяснений.

Во-первых, их могли еще не успеть создать. Примени­тельно к нашему случаю такая причина частично имеет место. Вместе с тем здесь важна динамика, тенденция. Она же такова, что по ряду направлений, зависящих прежде всего от правительства, а потом от ЦБ РФ, прогресса в создании таких условий не наблюдается уже в течение 4-5 лет. Это касается в первую очередь состо­яния национальной экономики в целом и базирующегося на нем состояния национальной денежной единицы, а также состояния правопорядка в стране.

Во-вторых, ситуация может объясняться неумением властей взяться за дело и создавать указанные условия по крайней мере в тех объемах, в каких это объективно возможно в данный момент. Нет сомнений, что и эта причина частично действует.

В-третьих, здесь может сказываться влияние ориен­тации властей и части самих предпринимателей на созда­ние дикого, нерегулируемого цивилизованными средствами рынка, такого, который стихийно развивался во всем мире в течение тясячелетий вплоть до начала XX в. С сожалением следует констатировать, что подобная ориентация достаточно сильна в современном российс­ком обществе. К тому же данная установка определенно и последовательно проводится в жизнь правительством.

Следует только заметить, что в рамках такого подхо­да уже неочевидна сама необходимость иметь и совер­шенствовать Центральный банк РФ как таковой. Перво­бытно-дикий рынок не приемлет и не нуждается ни в общественно организованном регулировании вообще, ни в центральном банке в частности. Поэтому надо ясно понимать: если в России культивируется именно такой рынок, и, исходя из такого сознательно выбранного кур­са, государство в лице правительства добровольно уда­лилось от регулирования экономики, то очередным, по-своему логичным шагом в данном направлении должна была бы стать ликвидация ЦБ РФ. Если же нет, тогда к делам регулирования экономики наряду с ЦБ РФ долж­ны быть снова призваны и другие органы государствен­ной власти и управления.

В-четвертых, следует иметь в виду и такую причину, как неадекватное понимание Центральным банком РФ целей своей деятельности, связанной с ними огромной его ответственности не только перед банковским сообще­ством, но и перед всей экономикой, всем обществом, необходимости более активно отстаивать право на со­бственную позицию, защищать интересы даже не банков как таковых, а банковского дела, интересы здоровья денежно-кредитной системы страны. Например, практические шаги Банка России в последнее время не дают оснований однозначно утверждать, что он в полной мере осознает свою ответственность за действительное укрепление рубля и за устойчивое развитие националь­ной банковской системы.

Наконец, в-пятых, необходимо принять во внимание еще одну возможную причину - дефицит независимости У Центрального банка РФ. В наших условиях это до­статочно реальная причина, к тому же традиционная для России. При этом для современного Банка России характерна меньшая, чем закреплено за ним в Законе, степень независимости.

Это означает, что система Центрального банка РФ, которая должна являть собой финансовую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, на деле поставлена под власть правительства и президентского аппарата, причем негласно, поскольку такое соотношение между ними законодательством не предусмотрено (власть правительства над центральным банком может считаться даже нормальным явлением, если таков закон).

Это означает также, что ЦБ РФ в сегодняшних обсто­ятельствах стеснен, с одной стороны, в смысле собст­венной защиты в отношениях с исполнительной властью; с другой - в плане выражения и отстаивания законных и долговременных интересов «подведомственной» ему сферы в целом и составляющих ее отдельных орга­низаций.

В уже упоминавшемся исследовании группы авторов «Стратегия развития банковской системы России» от­мечается: «Независимый статус ЦБР в системе государ­ственного управления остается до сих пор декларацией, не воплощенной в действия ЦБР... Скорее ЦБР демо­нстрирует независимость по отношению к нижнему уров­ню системы... Слабо проявляется консолидирующая роль Банка России...

Естественная разобщенность и зачастую противоре­чивость интересов КБ, вытекающая из конкурентных принципов их деятельности, не устраняет их общей заин­тересованности в устойчивости банковской системы в целом. Однако современная денежно-кредитная полити­ка ЦБР не отвечает требованиям обеспечения подобной устойчивости...

Имея мощную... структуру, ЦБР реализует далеко не полный круг своих функций. В основном сложившийся организационный потенциал ЦБР используется им для реализации собственных и правительственных директив, которые практически игнорируют состояние и условия деятельности КБ. Функции регулирования деятельности КБ сужены до макроустановок по резервным требование ям и ставкам рефинансирования, которые... не направлены на регулирование собственно банковской деятель­ности.

Принятое в Законе о Центральном банке положение о снятии с него ответственности по долгам КБ определя­ет позиции ЦБР относительно всего спектра его обяза­тельств перед вторым уровнем банковской системы. Та­кие задачи, как укрепление основ банковской системы, создание условий для активизации деятельности КБ, для предсказуемости курса кредитно-денежной политики отошли... на второй план».

Можно отметить, что легальный статус ЦБ РФ в соответствии с новым Законом достаточно высокий. На­до только этот статус наполнить реальным содержанием (и в этом пункте ЦБ РФ вполне мог бы опираться на поддержку коммерческих банков, их ассоциаций и со­юзов). Последнее же зависит не только от законов, но и от множества других факторов, среди которых:

качество и направленность подзаконных актов, пре­жде всего нормативных актов самого Банка России;

желание и готовность ЦБ РФ четко и последователь­но отстаивать свое видение проблем и свою политику, держать известную дистанцию между ним и исполни­тельной властью, которая, как и власть законодательная, менее склонна смотреть далеко вперед;

качество работы ЦБ РФ, прежде всего работы анали­тической;

персоналии на ключевых постах в ЦБ РФ и других властных структурах.

Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не способен быть центральным в действитель­ном смысле этого слова (большую или меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).

В то же время независимость ЦБ РФ может и должна быть относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется, что это должна быть зависимость прежде всего и больше всего от потребностей экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он пра­вильно отражает эти потребности).

«Опыт многих зарубежных государств показывает, что для обеспечения независимости ЦБ руководство страны должно ответить на два главных вопроса. Во-первых, какая степень формальной независимости может рассматриваться... как желательная и реальная. Во-вто­рых, что требуется для обеспечения такой степени неза­висимости ЦБ... В наших условиях свои ответы на данные вопросы в первую очередь должен дать, видимо, сам ЦБ РФ (поскольку, как уже отмечено, легальный его статус вполне высок) и убедить общественность в их обоснованности.

Здравствуйте, друзья!

Не буду утомлять вас вступлением, потому что тема, за которую я сегодня взялась сложная даже для экономически подкованного человека. Не говоря уж об обычных гражданах нашей страны.

Зачем тогда вообще за нее браться? Дело в том, что в последние годы мы постоянно слышим о колебаниях курса рубля, ставок по вкладам и кредитам, золотовалютных резервах государства и т. д. Все это оказывает влияние на экономику, а значит, и на жизнь рядового человека. Но кто стоит за этими колебаниями? Центральный банк России.

Считаю, мы должны быть в курсе того, кто же влияет на нашу жизнь. Поэтому в статье буду переводить вам на русский язык основные положения законодательства, которые касаются главного банка страны.

Центральный банк России. Что это такое, кому подчиняется и кто им управляет? Вопросов много. Начнем по порядку.

Центральный банк, он же Центробанк, ЦБ и Банк России, – это орган, основной целью которого является обеспечение устойчивости нашей национальной валюты (рубля), поддержание стабильности цен и создание условий для экономического роста страны.

Если вы воспринимаете Центральный банк как один из многих банков в нашей стране, например, Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ и т. д., то глубоко ошибаетесь. Это особый банк со своим особенным правовым статусом и специфическими функциями. Он – главный над всеми остальными кредитными и некредитными организациями.

Статус, цели, функции и полномочия деятельности ЦБ закреплены в Конституции РФ, а также в законе о Центробанке. Уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и любое другое имущество банка является федеральной собственностью. Он имеет право им владеть и распоряжаться.

А вот никакой другой государственный орган без согласия ЦБ не может в отношении этого имущества совершать какие-нибудь действия. Этот момент становится интересным в свете того, что именно Центробанк хранит золотовалютные резервы нашей страны.

Получение прибыли не является целью Центробанка. А существует он на самоокупаемости. То есть тратит на свое содержание то, что заработал. Львиную долю доходов, 75 %, перечисляет в федеральный бюджет РФ.

Кому принадлежит ЦБ РФ? Главный принцип существования банка – это его независимость. Он не принадлежит ни одной из государственных структур, не подчиняется им, а только взаимодействует с различными ветвями власти. Поэтому назвать владельцем банка государство нельзя. С другой стороны, Центробанк, безусловно, государственное учреждение. Вот такой вот парадокс.

Центробанк – очень интересная структура для изучения юристами. В нем слишком много противоречий или элементарных законодательных пробелов. Так и живем с 1990 года.

Во-первых, ЦБ – это юридическое лицо, но без организационно-правовой формы. В Гражданском кодексе все существующие формы подробно расписаны. Например, ООО, ПАО, ГУП и целый ряд других. У ЦБ нет ни одной из существующих. Он сам по себе, вне гражданско-правового поля.

Во-вторых, банк не подчиняется ни одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной). Тогда к какой ветви он сам относится? Ответа нет. У банка своя особая ветвь, которую мы можем назвать как угодно. Например, финансовая власть. Юридически это нигде не закреплено.

В-третьих, ЦБ не отвечает по финансовым обязательствам своей страны. В случае бедственного положения государства оно не сможет взять кредит в банке или воспользоваться накопленными резервами. А с другой стороны, Центробанк активно кредитует другие страны.

Последний парадокс связан, в первую очередь, с тем, что Центробанк обязан подчиняться правилам Международного валютного фонда. Согласно им, ЦБ не имеет право кредитовать свое собственное государство. И не может выпустить в обращение денег больше, чем выручило государство на международном рынке от продажи своих товаров, работ и услуг.

И таких казусов еще очень много. Я не юрист, поэтому не хочу углубляться в поиск противоречий. Меня обязательно подловят на какой-нибудь неточности. Вернемся к простой констатации фактов.

Функции ЦБ

Центробанк выполняет следующие основные функции:

  1. Вместе с Правительством России разрабатывает, а потом реализует денежно-кредитную политику. Я хочу остановиться на ней более подробно в завершении этой статьи.
  2. Имеет монопольное право на выпуск (эмиссию) денег в обращение, в т. ч. разрабатывает дизайн монет и бумажных купюр. Изъятие из обращения старых или испорченных денег тоже находится в ведении только Центробанка.
  3. Регулирование и контроль деятельности кредитных и нефинансовых организаций (выдает им лицензии, приостанавливает или отзывает их). Центробанк не работает с физическими лицами. Посредниками выступают коммерческие банки и другие финансовые организации.
  4. Управляет золотовалютными резервами страны.
  5. Осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Устанавливает официальный курс рубля по отношению к иностранным валютам. Разрабатывает меры по стабилизации курса.
  6. Разрабатывает правила проведения банковских операций. Может издавать свои нормативные акты, которые обязательны к исполнению всеми участниками банковского рынка, государственными органами, юридическими и физическими лицами.
  7. Анализирует и прогнозирует развитие российской экономики.
  8. Является банкиром Правительства. Обслуживает государственный долг и бюджет.

Функций значительно больше, но я представила основные и понятные для большинства граждан нашей страны. На некоторых остановлюсь подробнее, потому что они могут повлиять на жизнь конкретного гражданина или организации.

Мы можем и не следить за развитием мировой экономики и плохо представлять себе, что такое денежно-кредитная политика. Но исполнение ЦБ некоторых своих функций в один прекрасный день перевернет жизнь с ног на голову.

Контроль деятельности коммерческих банков

Немного статистики:

  • за 2015 год ЦБ отозвал лицензию у 90 банков;
  • в 2016 году – у 94;
  • в 2017 – у 47;
  • в 2018 – пока у 38.

И это далеко не только мелкие региональные банки, но и крупные, которые входили в топ-50. Например, банк Югра. Не будем вдаваться в подробности, за что с ними так обошлись. Для нас гораздо важнее, как это повлияло на рядовых граждан. Физические лица получили вложенные в эти банки средства с помощью в пределах максимальной суммы в 1,4 млн. руб. А кто вложил больше, встали в очередь за оставшимися деньгами.

Сложнее ситуация с юридическими лицами, кто открыл в ликвидированных банках расчетные счета для обслуживания своего бизнеса. Их сразу поставили в очередь и неофициально объявили, что вероятность получить назад хранящиеся на счетах деньги близка к 0. А ведь за каждым бизнесом стоят конкретные люди. Для некоторых сложившаяся ситуация стала настоящей катастрофой.

Установление ключевой ставки

В последние годы за новостями о повышении или понижении ключевой ставки стало следить чуть ли не все сознательное население нашей страны. Что это за ставка и как она может повлиять на нашу жизнь?

Ключевая ставка – это ставка, по которой берут кредиты в Центробанке коммерческие банки. К этой ставке они накручивают еще несколько процентных пунктов и выдают кредиты населению или организациям. Поэтому при низкой ключевой ставке такими привлекательными становятся потребительские и ипотечные кредиты.

Что значит дешевые кредиты? Население и коммерческие организации получают доступ к деньгам. Одни начинают больше покупать, а другие – больше производить. Растет спрос, начинают расти цены и инфляция. Центробанк повышает ставку, чтобы сбить этот рост.

С помощью ключевой ставки ЦБ регулирует денежно-кредитную политику, основной целью которой является снижение инфляции и повышение покупательской способности населения.

Регулирование валютного курса

У нас установлен плавающий курс рубля по отношению к иностранным валютам. Курс определяется по итогам торгов на межбанковском валютном рынке. Как это может отразиться на нас?

Во-первых, многие продолжают делать свои накопления именно в валюте. А меняющийся курс делает такую форму сбережения денег не всегда привлекательной.

Во-вторых, рост долларов или евро приводит и к росту цен на товары и услуги внутри страны. Почему? Потому что мы, к сожалению, до сих пор зависим от импорта оборудования, материалов, технологий, продуктов питания. Чем быстрее переведем страну на импортозамещение, тем меньше будем зависеть от валютного курса.

Структура ЦБ

Где зарегистрирован ЦБ? В Москве, центральные органы управления находятся там же, на ул. Неглинной, 12.

Во главе банка стоит председатель. С 2013 года это Эльвира Набиуллина. Кто назначает главу Центробанка России? Кандидатуру на этот пост Государственной Думе представляет президент РФ. Именно Дума рассматривает и утверждает председателя банка на 5-летний срок. Один и тот же человек не может быть им 3 срока подряд.

Управляющим органом является Совет директоров, который состоит из 14 человек. Это люди, которые работают только в Банке России и нигде больше. Они не имеют право состоять в каких-либо партиях или объединениях.

В их обязанности входит:

  • вместе с Правительством РФ разработка направлений денежно-кредитной политики страны,
  • рассмотрение вопросов развития финансовой системы,
  • установление правил поведения в банковской системе и т. д.

Членов Совета директоров также назначает Государственная Дума после представления председателем. Каждая кандидатура согласовывается с президентом.

Еще одним органом в структуре ЦБ является Национальный финансовый совет. В его состав входят председатель ЦБ и представители:

  • Совета Федерации – 2 человека;
  • Государственной Думы – 3 человека;
  • президента РФ – 3 человека;
  • Правительства РФ – 3 человека.

Итого 12 человек. Представители не работают в банке, кроме председателя, и не получают зарплату за участие в ежеквартальных заседаниях совета. Они в основном:

  • рассматривают годовой отчет ЦБ;
  • решают административно-хозяйственные вопросы деятельности банка;
  • рассматривают вопросы развития и совершенствования финансового рынка, банковской системы;
  • обсуждают проект денежно-кредитной политики страны.

Взаимоотношения Центрального банка с государственными и финансовыми структурами

Государственные органы власти

Центральный банк не подчиняется ни одному государственному органу власти. Свои ежегодные отчеты он представляет в Государственную Думу, но не выполняет ее указания.

Представитель Центробанка участвует во всех заседаниях Правительства РФ. Может присутствовать и на заседаниях в Госдуме, если там рассматриваются вопросы экономической или финансово-кредитной политики. Правительство и Центробанк совместно обсуждают экономическую политику, консультируют друг друга и координируют работу.

Мы уже говорили, что представители исполнительной и законодательной власти участвуют в Национальном финансовом совете.

ЦБ РФ не кредитует дефицит бюджетов любых уровней: федерального, регионального или местного. А вот сами средства этих бюджетов хранятся в Центробанке.

Коммерческие банки

Еще раз повторю, что Центральный банк не работает с физическими лицами, т. е. в него нельзя прийти за кредитом или положить деньги на депозит. Для этого существуют коммерческие банки. А вот для них Центробанк – вышестоящий орган, который их контролирует.

Например, ЦБ может лишить лицензии любой коммерческий банк. В последние годы такая чистка приобрела массовый характер. Или наоборот принять меры для санации, т. е. оздоровления какого-либо банка. Сегодня в процессе оздоровления находятся 22 российских коммерческих банка.

ЦБ использует целый ряд инструментов регулирования банковской системы, главной целью которых является защита вкладчиков и кредиторов.

Перед написанием статьи я обсуждала ее со своим мужем. Услышала от него интересный факт. Он сказал: “Ты знаешь, что очень многие люди ассоциируют Центробанк со Сбербанком? Считают, что это одно и то же”. Так вот, разъясняю. ЦБ владеет половиной акций Сбербанка плюс одна. Получается, что последний – это наполовину государственный, а наполовину коммерческий банк. А главная цель любой коммерческой структуры – получение прибыли.

Денежно-кредитная политика

Основной целью денежно-кредитной политики, которую проводит ЦБ, является обеспечение инфляции в пределах 4 %. Эта цифра зафиксирована в проекте политики на 2019 – 2021 годы. И основным инструментом для достижения этой цели является регулирование ключевой ставки.

Кроме регулирования ставки есть и еще ряд инструментов. Например:

  • установление предельных размеров резервов коммерческих банков,
  • валютные интервенции,
  • выпуск облигаций,
  • регулирование денежной массы в стране.

Следует иметь в виду, что влияние этой политики на экономику в целом и благосостояние отдельного гражданина носит долгосрочный характер и не может проявиться здесь и сейчас. Поэтому для разработки действительно эффективных инструментов ЦБ составляет прогнозы и оценивает риски.

Заключение

Надеюсь, вы осознали, что Центральный банк России – это не какая-то очередная государственная структура, которая находится далеко и высоко, и рядовому жителю нашей страны глубоко наплевать на работу этого ведомства. Может, и наплевать, конечно, до того самого момента, когда вдруг цены в магазине поскачут галопом, а зарплата останется на прежнем уровне. А ваши рублевые накопления обратятся в пыль.

Повлиять мы на этот процесс, к сожалению, не сможем. Но принять какие-то меры по обеспечению своей вполне в состоянии.

Может быть, теперь вы с большим пониманием будете слушать новости о мерах Центробанка по стабилизации экономики. Хотя сторонников всегда почти столько же, сколько и противников любых инициатив.

А есть у вас какие-то реальные истории из недалекого прошлого, связанные с обесцениванием рубля в 90-е или уже в последние 10 лет? Насколько сильно они повлияли на вашу жизнь?

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об