Критерии обязательного аудита. Закупки услуг по проведению аудита бухотчетности Проведение обязательного аудита по 44 фз

Для закупки обязательного аудита финансовой отчетности действуют особые правила. Помимо законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, проверку бухгалтерской и финансовой отчетности регулирует статья 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В совместном письме ФАС и Минфин разъяснили, как правильно провести закупку данной услуги.

Ряд организаций обязаны заказывать аудит финансовой и бухгалтерской отчетности не реже одного раза в пять лет. Отбор аудитора проводят по Закону № 44-ФЗ. В список включены:

организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности - не менее 25 процентов;

  • государственные корпорации;
  • государственные компании;
  • публично-правовые компании;
  • государственные унитарные предприятия;
  • муниципальные унитарные предприятия.

Организации перечислены в части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Государственные компании и корпорации, публично-правовые компании, организации с долей государства в капитале выше 25 процентов закупают товары, работы, услуги по Закону № 223-ФЗ. ГУП и МУП - по Закону № 44-ФЗ, но есть исключения.

Юридические лица, которые указаны в списке и работают по 44-ФЗ, закупают обязательный аудит по таким же правилам, что и другие услуги. Авторы письма подчеркивают: в статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ обеспечение заявок и контрактов не обязательно, но это правило не действует для заказчиков по 44-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ определяют поставщика обязательного аудита на основании Закона № 44-ФЗ. Возможна единственная форма закупки: открытый конкурс. Условие действует и на повторную закупку.

Пример 1 . Госкорпорация провела конкурс. Объект закупки: услуги по уборке помещений. При выборе исполнителя учреждение следует нормам Закона № 223-ФЗ. Все заявки не отвечают конкурсной документации. Заказчик проводит запрос предложений.

Пример 2 . Госкорпорация провела конкурс. Объект закупки: аудит бухгалтерской отчетности. При выборе исполнителя учреждение следует нормам Закона № 44-ФЗ. Все заявки не отвечают конкурсной документации. Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ предусмотрен единственный способ закупки: открытый конкурс. Заказчик снова проводит открытый конкурс на аудиторские услуги.

Разрешено закупать аудит у единственного поставщика. Условие: только одна заявка отвечает Закону № 44-ФЗ и конкурсной документации. Закупку у единственного поставщика не нужно согласовывать с контрольным органом. Нормы 44-ФЗ применяют только для определения поставщика. Планировать закупки и исполнять заключенные контракты нужно по Закону № 223-ФЗ.

В совместном письме ФАС и Минфин объяснили, как исполнителям обжаловать закупку обязательного аудита. На заказчика по 223-ФЗ жалобу составляют в порядке, который установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3. На заказчика по 44-ФЗ - в порядке, который установлен главами 5, 6 Закона № 44-ФЗ.


Провести новую закупку, обязательной формой для нее является открытый конкурс.

Текст совместного письма Минфина Российской Федерации N 24-04-06/3691, Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации N РП/4072/18 от 24.01.2018

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 24-04-06/3691

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

N РП/4072/18

ПИСЬМО

О ПОЗИЦИИ

МИНФИНА РОССИИ И ФАС РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ

"О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ,

УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

АУДИТА БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

В связи с поступающими вопросами о применении положений Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный аудит) Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

1. По вопросу применения Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ юридическими лицами, которые осуществляют закупку услуг обязательного аудита в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ).

Закон N 223-ФЗ регулирует осуществление закупок широким кругом юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 данного закона. При этом в соответствии с пунктами 3, 7 части 4 статьи 1 Закон N 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с:

осуществлением закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ;

осуществлением отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита в соответствии со статьей 5 Закона N 307-ФЗ.

Статья 5 Закона N 307-ФЗ устанавливает случаи проведения обязательного аудита в отношении отдельных организаций.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, часть 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ содержит исчерпывающий перечень отдельных видов юридических лиц, которые заключают договор на проведение обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Следует учитывать, что такие юридические лица в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, могут при этом являться субъектами регулирования Законов N 44-ФЗ, N 223-ФЗ.

Учитывая, что пункт 7 части 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ исключает из сферы применения Закона N 223-ФЗ только отбор аудиторской организации, проводимый в соответствии со статьей 5 Закона N 307-ФЗ, Минфин России и ФАС России приходят к следующим выводам:

1) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ и указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

2) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ и указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, включающем планирование, нормирование закупки, исполнение контракта, контроль в сфере закупок;

3) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ, положением заказчика о закупке.

2. По вопросу отбора аудиторской организации юридическим лицом, являющимся заказчиком в соответствии с Законом N 223-ФЗ и указанным в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ.

Закон N 44-ФЗ устанавливает различное содержание терминов "закупка" и "определение поставщика (подрядчика, исполнителя)". Термин "определение поставщика (подрядчика, исполнителя)", установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, включает совокупность действий, которые осуществляются, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки и завершаются заключением контракта, - то есть по существу предполагают непосредственно отбор поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что в отношении таких юридических лиц (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ) применяются положения Закона N 44-ФЗ исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок. При этом не подлежат применению положения Закона N 44-ФЗ в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.

1) часть 1 статьи 55 Закона N 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых контракт заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, которым в свою очередь предусмотрено согласование заключения контракта с соответствующим контрольным органом в сфере закупок в зависимости от уровня обеспечиваемой государственной, муниципальной нужды;

3) часть 4 статьи 55 Закона N 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых закупка впоследствии осуществляется путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона N 44-ФЗ или иным образом в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор исключительно по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что юридические лица, указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ Закона N 44-ФЗ):

1) заключают контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 55 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ без согласования с контрольным органом в сфере закупок, поскольку Закон N 44-ФЗ не предусматривает осуществление указанного согласования с таким контрольным органом лицом, не являющимся заказчиком в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ;

2) не применяют положения частей 2, 4 статьи 55 Закона N 44-ФЗ в части проведения закупки иным способом кроме открытого конкурса, в связи с установлением Законом N 307-ФЗ обязанности осуществления закупки исключительно путем проведения открытого конкурса;

3) не применяют положения части 4 статьи 55 Закона N 44-ФЗ в части проведения запроса предложений в связи с указанным выше обстоятельством.

3. По вопросу закупки на оказание услуг обязательного аудита юридическим лицом, являющимся заказчиком в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ и указанным в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ унитарные предприятия включены в число заказчиков, которые осуществляют закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ (за исключением случаев, установленных в части 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, по общему правилу Закон N 44-ФЗ регулирует все указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ отношения при осуществлении закупок унитарным предприятием.

Следует отметить, что согласно части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ при заключении договора на оказание услуг обязательного аудита установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Однако в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, должны соответствовать Закону N 44-ФЗ, который содержит специальные требования к обеспечению заявок, исполнения контракта, их размерам.

Минфин России и ФАС России приходят к выводу о том, что заказчики, указанные в пункте 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, в том числе унитарные предприятия, при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита применяют положения Закона N 44-ФЗ, устанавливающие требования к обеспечению заявок, исполнения контракта.

4. По вопросу о порядке обжалования, а также контроля в отношении действий (бездействия) юридических лиц, осуществляющих закупку услуг обязательного аудита.

Глава 6 Закона N 44-ФЗ устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) субъектов контроля, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Глава 5 Закона N 44-ФЗ устанавливает содержание субъектов контроля, виды и основания контрольных мероприятий. Положения Глав 5, 6 Закона N 44-ФЗ распространяют свое действие в отношении заказчиков, указанных в пункте 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, поскольку такие заказчики отнесены к субъектам контроля, предусмотренным Законом N 44-ФЗ.

Часть 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ устанавливает случаи обжалования действий (бездействия) заказчика в порядке, установленном антимонопольным органом. Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) устанавливает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 6 Закона N 223-ФЗ установлено содержание контроля за соблюдением Закона N 223-ФЗ.

На основании системного анализа положений указанных Федеральных законов Минфин России и ФАС России приходят к следующим выводам:

1) обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ и указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом N 307-ФЗ);

2) обжалование, а также контроль в отношении юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ и указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном Главами 6, 5 Закона N 44-ФЗ соответственно;

3) обжалование, а также контроль в отношении юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в соответствии с частью 10 статьи 3, статьей 6 Закона N 223-ФЗ;

4) обжалование действий (бездействия) юридических лиц, не являющихся заказчиками ни в соответствии с Законом N 223-ФЗ, ни в соответствии с Законом N 44-ФЗ, но указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом N 307-ФЗ).

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

Заместитель министра финансов

Российской Федерации

А.М.ЛАВРОВ

Заместитель руководителя

Федеральной антимонопольной службы

Р.А.ПЕТРОСЯН

П ункт 7 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ прямо указывает на то, что данный закон не регулирует отношения, связанные с проведением обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика. Таким образом, по Закону № 223-ФЗ закупка данного вида услуг не осуществляется.

Как следует из ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон № 307-ФЗ), договор на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации должен заключаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд о контрактной системе, т. е. в рамках Закона о контрактной системе. Однако данное требование распространяется только на организации, относящиеся к одной из перечисленных категорий:

  • организация, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%;
  • государственная корпорация;
  • государственная компания;
  • государственное унитарное предприятие;
  • муниципальное унитарное предприятие.
Условия проведения обязательного аудита в рамках Закона о КС

Частью 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ определены следующие условия заключения договора:

  • договор заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором;
  • периодичность проведения открытого конкурса: не реже чем один раз в пять лет;
  • способ и форма закупки: открытый конкурс;
  • установление требований к обеспечению заявок на участие в конкурсе, а также к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Кто должен проводить обязательный аудит

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности следующих категорий организаций, а также аудит консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями :

  • организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;
  • иные кредитные и страховые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%;
  • государственные корпорации;
  • государственные компании.

Это означает, что аудит отчетности организаций, относящихся к перечисленным в ч. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ категориям, а также аудит консолидированной отчетности (вне зависимости от категорий организации, перечисленных в ч. 3 и 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ) должен проводиться исключительно аудиторскими организациями, несмотря на то, что ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ для аналогичных категорий организаций, например, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственные корпорации, государственные компании, предусмотрена возможность проведения аудита индивидуальным аудитором.

Как правило, у заказчиков есть разработанная типовая документация, где при предъявлении требований к участникам закупки прописывается стандартная формулировка, предусматривающая участие в закупке физических лиц. Поэтому с учетом требований ч. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в конкурсной документации о закупке услуг по проведению обязательного аудита следует не забывать указывать, что участником закупки может быть только юридическое лицо (или группа юридических лиц).

Способ и порядок определения поставщика

Закупка по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности в силу ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ не может осуществляется иным способом, кроме открытого конкурса .

Периодичность проведения данной процедуры - не реже чем один раз в пять лет. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 307-ФЗ обязательный аудит проводится ежегодно. Как часто в таком случае следует объявлять конкурс? Открытый конкурс на проведение обязательного аудита можно проводить как ежегодно, так и раз 2–5 лет. Например, предмет может быть сформулирован так: «Проведение открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению аудита консолидированной финансовой отчетности АО „ХХХ“ в соответствии с МСФО за 2014, 2015, 2016 гг.». В случае если открытый конкурс проводится раз в 2–5 лет, удобнее выделять этапы проведения аудита (1 год - 1 этап), где также документацией и проектом договора предусмотрен поэтапный порядок оплаты на основании закрывающих этап (а не договор) документов.

Поскольку открытый конкурс на проведение обязательного аудита должен осуществляться в порядке, установленном Законом о контрактной системе, то при разработке критериев оценки и сопоставления заявок участников в конкурсной документации заказчикам следует руководствоваться правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085. Кроме того, Закон о контрактной системе предусматривает вскрытие конвертов с заявками участников, рассмотрение и оценку таких заявок конкурсной комиссией. Следовательно, помимо норм Закона о контрактной системе, касающихся порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов, которые содержатся в ст. 48–58 названного закона, заказчику необходимо также создать комиссию для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в порядке, предусмотренном ст. 39 Закона о контрактной системе. Вместе с тем по общему правилу при проведении конкурсов (по Закону о контрактной системе) заказчик обязан устанавливать требование к обеспечению заявок (ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе).

Однако следует отметить, что, несмотря на указанную норму Закона о контрактной системе, заказчик все же вправе в силу ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ данное требование при проведении открытого конкурса по проведению обязательного аудита отчетности не устанавливать, как и (или) не устанавливать требование к обеспечению исполнения контракта.

В силу требований ч. 5 ст. 5 Закона № 307-ФЗ организациям, в которых объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий отчетному год не превышает 1 млрд руб., необходимо проводить отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Следовательно, и заключать договор нужно только с субъектами среднего и малого предпринимательства. Поэтому в документацию следует включать требование о соответствии участника требованиям ст. 4 Закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Однако возникает вопрос: можно ли проводить закупку на общих основаниях и заключать договор с контрагентом, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства, в случае если на открытом конкурсе не было заявок от таких субъектов? По смыслу ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ заключение контракта в данном случае возможно только с участником, являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства.

Последствия признания открытого конкурса несостоявшимся

Статья 55 Закона о контрактной системе в случае признания конкурса несостоявшимся, помимо проведения повторного конкурса или новой закупки (ч. 2 ст. 55 Закона о контрактной системе), предусматривает также заключение договора с единственным поставщиком в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона (ч. 2 ст. 55 Закона о контрактной системе) и осуществление закупки путем проведения запроса предложений (ч. 4 ст. 55 Закона о контрактной системе). Возможно ли в таком случае осуществление закупки данного вида услуг у единственного поставщика или путем проведения запроса предложений?

По мнению автора статьи, нет, т. к. закупка по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности в силу ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ не может осуществляться иным способом, кроме открытого конкурса. Заключение договора на проведение обязательного аудита по итогам проведения закупок такими способами, как запрос предложений и единственный поставщик, противоречило бы императивной норме Закона № 307-ФЗ, которая также является специальной по отношению к нормам Закона о контрактной системе.

Кроме того, при организации и проведении открытых конкурсов по выбору поставщика аудиторских услуг автор статьи рекомендует заказчикам руководствоваться материалами, принятыми с целью улучшения практики таких конкурсов, Советом по аудиторской деятельности (приказ от 18.09.2014 № 18), а именно:

  • Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
  • примерный договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Минфин России в письме от 30.09.2014 № 07-04-12 /48814 информирует о том, что указанные материалы размещены на официальном интернет-сайте Министерства www.minfin.ru в разделе «Аудиторская деятельность» («Общая информация» - «Обязательный аудит» и «Общая информация» - «Деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов»).

Полезно также будет ознакомиться с презентацией, подготовленной Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России, на тему «Методические материалы по организации закупки аудиторских услуг». Данная презентация также доступна для ознакомления на сайте Минфина .

Нарушение порядка проведения аудита

Обратимся к административной практике при рассмотрении дел о нарушении порядка проведения закупки услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Информацию о проведении открытого конкурса с целью обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности во избежание риска обжалования процедуры следует размещать в разделе Официального сайта, предназначенном для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (по Закону о КС).

Для этого организации, зарегистрированной на Официальном сайте в качества заказчика, по Закону № 223-ФЗ в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития России № 506, Казначейства России № 13н от 10.08.2012 , необходимо пройти регистрацию в соответствующем разделе сайта (по Закону о КС) в порядке, предусмотренном приказом Казначейства России от 25.03.2014 № 4н.

Если на организацию не распространяется действие Закона № 223-ФЗ, однако в силу ст. 5 Закона № 307-ФЗ она обязана проводить открытый конкурс в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, то такой организации также следует для начала пройти регистрацию на Официальном сайте в порядке, предусмотренном приказом Казначейства России от 25.03.2014 № 4н.

Как уже было сказано, Закон № 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с осуществлением Заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако некоторые заказчики, игнорируя п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, разрабатывают документацию в рамках Закона № 223-ФЗ и утвержденного в соответствии с данным законом положения о закупке, что является неправомерным. Данная позиция находит свое отражение в решениях Калмыцкого УФАС от 18.08.2014 № 08/2254, Ивановского УФАС от 15.09.2014 № 10126, Татарстанского УФАС от 20.11.2014 по делу № Т04-201 /2014 и др.

Также некоторые заказчики разрабатывают документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а извещение о проведении закупки размещают на Официальном сайте в разделе, предназначенном для размещенияи нформации о закупках отдельными видами юридически хлиц (по Закону № 223-ФЗ). В данной ситуации позиция антимонопольного органа в разных регионах по поводу правомерности подобных действий не столь однозначна. Так, Московское УФАС (решение от 03.12.2014 по делу № 1-00-1795 /77–14), Ивановское УФАС (решения от 15.09.2014 № 10126, от 13.11.2014 № 10313) считают, что не имеет значения, в какой части Официального сайта размещается извещение, поскольку поиск требуемого предмета закупки не может быть затруднен, т. к. при наборе в поисковой строке слова «аудит» информация обо всех закупках выходит на обозрение вне зависимости от раздела в информационном ресурсе, на котором размещена информация. Однако Татарстанское УФАС (решение от 20.11.2014 по делу № Т04-201 /2014), Пензенское УФАС (решение от 22.08.2014 по делу № 3–09/34–2014), Калмыцкое УФАС (от 18.08.2014 № 08/2254) придерживаются противоположной позиции, мотивируя это тем, что размещение извещения о проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе Официального сайта, предназначенном для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц, является нарушением порядка определения победителя открытого конкурса, что может привести к ограничению числа участников конкурса.

Если закупка аудита не осуществляется в рамках Закона о КС

Есть определенная категория заказчиков, подпадающих под действие Закона № 223-ФЗ, которые обязаны проводить обязательный аудит, но не входят в перечень случаев, когда его проведение необходимо осуществлять в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе. Правомерно ли в таком случае проводить закупку в рамках Закона № 223-ФЗ и размещать информацию на Официальном сайте в разделе, посвященному ему? По-нашему мнению, поскольку Закон № 223-ФЗ (в силу п. 7 ч. 4 ст. 1) не регулирует закупку данного вида услуг, то документацию следует разрабатывать вне рамок указанного закона. Если организация осуществляет свою закупочную деятельность в рамках Закона № 223-ФЗ и прошла на Официальном сайте процедуру регистрации в соответствующем разделе (по Закону № 223-ФЗ) в качестве заказчика и в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития России № 506, Казначейства России № 13н от 10.08.2012 , то технически, конечно, у таких организаций есть возможность разместить извещение о проведении закупки аудиторских услуг на Официальном сайте, но правомерно ли это?

По мнению автора статьи, это неправомерно. Информация о закупке публикуется на Официальном сайте в силу того, что ее размещение предусмотрено Законом № 223-ФЗ, но в силу п. 3 постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» (далее - Постановление № 908) не допускается размещение на Официальном сайте информации, опубликование которой не предусмотрено этим законом. Следовательно, информация о закупке, которая осуществляется вне рамок Закона № 223-ФЗ, не подлежит размещению на Официальном сайте.

Однако данная позиция не всегда находит свое отражение в решениях антимонопольных органов при рассмотрении дел о нарушении заказчиком порядка проведения процедуры открытого конкурса, предметом которого является отбор аудиторской компании на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой отчетности). Так, жалоба заявителя, который указывал на то, что открытый конкурс, предметом которого является закупка услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, должен был осуществляться в рамках Закона о контрактной системе и соответственно информация о закупке также должна размещаться в соответствующем разделе Официального сайта, была признана Калужским УФАС необоснованной (решение от 11.09.2014 по делу № 02-31т /2014). Комиссией УФАС было установлено, что нормы ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ не могут быть применены в отношении такого организатора торгов, поскольку общество не является государственной корпорацией, государственной компанией, государственным унитарным предприятием или муниципальным унитарным предприятием, а доля государственной собственности в уставном капитале общества составляет менее 25%. Мотивировав (по-нашему мнению, совершенно справедливо) данными обстоятельствами отказ об удовлетворении жалобы заявителя, Калужское УФАС тем не менее все же не выявило нарушение п. 3 Постановления № 908, несмотря на то, что организатор торгов в своем пояснении прямо указал на то, что общество проводило вышеуказанный конкурс на добровольной основе, не основываясь и на нормах Закона № 223-ФЗ в силу п. 7 ч. 4 ст. 1 вышеуказанного закона. Заказчик обосновал это тем, что размещение информации о проведении открытого конкурса производилось на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru в разделе, посвященном Закону № 223-ФЗ, с целью привлечь как можно больше потенциальных участников конкурса, т. к. публикация информации о проведении открытого конкурса только на Официальном сайте общества снизила бы круг потенциальных участников открытого конкурса.

Несмотря на отсутствие у некоторых заказчиков обязанности осуществлять закупочную деятельность в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ или Законом о контрактной системе, тем не менее в целях экономии средств услугу по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности можно закупить путем проведения конкурентных способов определения поставщика. В таком случае имеет смысл использовать свою типовую закупочную документацию и доработать ее с учетом особенностей закупки данного вида услуг. Если у организации нет типовой документации, то можно воспользоваться опытом других заказчиков, которые публикуют подобного рода извещения на Официальном сайте. Информацию о проведении закупки, в т. ч. извещение, документацию, проект договора, можно опубликовать на корпоративном сайте организации. В случае отсутствия соответствующего раздела на таком сайте, а также в целях привлечения наибольшего количества участников извещение о проведении закупки можно разместить на одной из коммерческих электронных площадок.

Итак, при желании организация может объявить о проведении открытого конкурса на право заключения договора по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности даже в случае отсутствия обязанности проводить данную процедуру в порядке, предусмотренном действующим законодательством в сфере закупок. Однако извещение о закупке следует размещать либо на собственном корпоративном сайте, либо на торговых площадках, либо в любых других средствах массовой информации, но не на Официальном сайте, как рекомендует автор статьи. При этом закупка может осуществляться любым другим способом (аукцион, запрос предложений и т. п.) и в любой другой форме, в т. ч. и электронной.

Под типовой документацией понимается шаблон документации, который используют заказчики при размещении различных закупок, т. к. разрабатывать новую документацию для каждой закупки довольно трудоемко. У каждого заказчика есть, как правило, своя типовая документация, которая периодически дорабатывается и изменяется.

Какие компании подлежат обязательному аудиту? Ни для кого не секрет, что аудиторское сообщество и регуляторы готовят ряд существенных изменений в Закон об аудиторской деятельности и в положения об обязательном аудите. Эти документы находятся на рассмотрении, пока они не приняты. Поэтому обязательному аудиту за 2017 год будут подлежать те же компании, что и в прошлом году:

  • Если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
  • Если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам (публичное);
  • Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • Если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  • Если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • В иных случаях, установленных федеральными законами об аудиторской деятельности.

Установленные сроки для предоставления аудиторского заключения в РОССТАТ: до 31 декабря 2018 года. Кроме этого, в течение трех дней с момента получения аудиторского заключения все компании, подлежащие обязательному аудиту, должны заключить результат аудита на сайте finresurs.ru, а также предоставить его в ведомства. Ответственность существует за повторные нарушения — вплоть до дисквалификации должностного лица на определенный срок. Не стоит слишком халатно относиться к этому. Также введены достаточно большие штрафы со стороны Центробанка.

Компании, которые заключали договор на обязательный аудит посредством конкурса. Часто это компании, доля государственной собственности в которых составляет около 25%. Это большая доля компаний. Если объем выручки не превышает один миллиард рублей, то объектами процедуры должны являться МСП. Если пороговое значение больше, то это уже другие нормы.

Нормативная база ссылается на положения 44-ФЗ: 48 и 56 статьи в части определения подрядчиков и исполнителей. Отдельные особенности — это Приказ Минэка № 567.

Наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.

  • Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным, то есть применяется по желанию. Заказчики вправе устанавливать или не устанавливать обеспечение контракта.
    Заказчики, подпадающие под действие № 223-ФЗ, которые обязаны проводить обязательный аудит, но не входят в перечень случаев, когда его проведение необходимо осуществлять в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, а также в случае проведения инициативного аудита могут объявить о проведении открытого конкурса на право заключения договора по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности даже в случае отсутствия обязанности проводить данную процедуру в порядке, предусмотренном действующим законодательством в сфере закупок.
  • Однако извещение о такой закупке не следует размещать в ЕИС, а лучше разместить либо на собственном корпоративном сайте, либо на торговых площадках, либо в любых других средствах массовой информации.

Важно помнить о том, что 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с п.7, ч.4, ст. 1 223-ФЗ. Осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации. В Законе № 307-ФЗ содержится исчерпывающий перечень организаций, которым при проведении обязательного аудита необходимо руководствоваться положениями № 44-ФЗ.

Иным организациям, подпадающим под действие Закона № 223-ФЗ, при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо применять положения Закона № 223-ФЗ.

Если заказчик не попадает под специальные нормы Статьи 5 Части 4 307-ФЗ, то извещение не стоит размещать в ЕИС, но это должны быть торги и они должны быть размещены в открытых ресурсах. Такая закупка проводится по 223-ФЗ. Но весь закон говорит об исключениях, которые касаются аудита.

В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

В этом случае заключать договор нужно только с субъектами среднего и малого предпринимательства. Поэтому в документацию следует включать требование о соответствии участника требованиям ст. 4 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Заказчики, закупающие услуги по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, размещают сведения на официальном сайте в разделе, предназначенном для данных о закупках по № 44-ФЗ. Правило применимо, если закупки услуг проводятся в форме открытого конкурса согласно этому Закону.

Чтобы иметь доступ к разделу закупок по № 44-ФЗ, необходимо в установленном порядке получить соответствующую электронную подпись.

Размещение извещения о проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе официального сайта ЕИС, предназначенном для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц, является нарушением порядка определения победителя открытого конкурса, что может привести к ограничению числа участников конкурса.

Заказчику необходимо размещать информацию о закупке по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе единой информационной системы, предназначенном для проведения закупок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Обязано размещать информацию о закупке услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в разделе 44-ФЗ и получать для этого соответствующую электронную подпись в порядке, утвержденном Приказом Федерального казначейства.

Размещение извещения о проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе Официального сайта, предназначенном для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц, не является нарушением порядка определения победителя открытого конкурса, что может привести к ограничению числа участников конкурса.

Муниципальное предприятие не является государственным или муниципальным заказчиком по смыслу № 44-ФЗ, следовательно, должно заключать гражданско-правовой договор об оказании услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Так как муниципальное предприятие не является заказчиком по смыслу № 44-ФЗ, следовательно, оно не должно размещать план-график с процедурой по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с № 44-ФЗ, а также вносить заключенный гражданско-правовой договор по итогам проведения данной процедуры в реестр контрактов, размещать отчет об исполнении данного договора в соответствии с № 44-ФЗ.

При проведении закупки по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчику следует применять лишь процедурные нормы Закона № 44-ФЗ, регулирующие порядок проведения отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

  • № 44-ФЗ статьи 48-56 № 44-ФЗ в части определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов);
  • ПП № 1085 — в части правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • ПП № 1042 в части определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком обязательств, предусмотренных договором, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного договором;
  • Приказ МЭР № 567 в части определения, обоснования начальной (максимальной) цены договора.

Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Одобрены Советом по аудиторской деятельности 18 сентября 2014 г.

  • Организация открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита;
  • Особенности описания объекта закупки;
  • Требования к участникам закупки;
  • Порядок определения начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита;
  • Особенности содержания заявок участников закупки;
  • Правила оценки заявок участников закупки;
  • Содержание и проект договора на проведение аудита.

Второй документ, о котором должны помнить специалисты по аудиту. В данном приказе расписаны особенности и порядок проведения аудита акционерного общества с государственным участием. Но даже в качестве методической базы его могут использовать и организации с иной формой собственности:

Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 21 января 2016 года № 12 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»

    В целях повышения качества корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием путем стандартизации и регламентации порядка организации взаимодействия с внешним аудитором в акционерных обществах.

    Интересно то, что закупка должна быть запланирована в соответствии с 44-ФЗ, нужно получить ЭЦП и зарегистрировать закупку по всем правилам. Но такая закупка может и не планироваться лицом и организацией, которая не является заказчиком по 44-ФЗ. Все вопросы по заключению договора также отраженыы в этом приказе, все заказчивается размещением контракта в Реестре контракта, отчетность не ведется. По 223-ФЗ такую закупку планировать не уместно. Заказчик осуществляет внесение всей информации в ЕИС.

    «...при проведении конкурса необходимо создать конкурсную комиссию, которая должна обеспечить вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, рассмотрение и оценку заявок на участие в конкурсе, а также ведение протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе»

    Закупочная комиссия создается, нормы 44-ФЗ говорят о том, что это необходимо. Но состав комиссии выбирается заказчиком самостоятельно: взять тех же людей и создать комиссию приказом, затем провести аудит по Закону 44-ФЗ.

    Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

    Порядок оценки заявок:

    • а) цена контракта,
    • б) качественные характеристики объекта закупки,
    • в) квалификация исполнителя.

    Лучше брать несколько формул расчета цены.

    Объектом закупки при проведении открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита являются услуги по проведению аудита, т.е. независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

    1. Об осуществляемых заказчиком видах деятельности;
    2. О наличии у заказчика филиалов и месте их расположения;
    3. О наличии у заказчика вложений в дочерние и зависимые общества
    4. О наличии у заказчика службы внутреннего аудита;
    5. Об общей численности работающих, в том числе о численности работников бухгалтерской и финансовой служб;
    6. Об используемых для подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности информационных системах и программном обеспечении;
    7. О наличии у заказчика ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
    8. Иные показатели, характеризующие масштаб деятельности заказчика и влияющие на объем аудита.

    В случаях, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность заказчика за предыдущий отчетный период не подлежала обязательному раскрытию в открытых источниках информации, рекомендуется включать такую отчетность в конкурсную документацию.

    В конкурсную документацию рекомендуется включать информацию о требованиях к результатам услуг по аудиту отчетности, в том числе к форме сообщения руководству заказчика и представителям его собственников информации по результатам аудита.

    В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе в форме требований к качеству услуги) требования к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуги, являющейся предметом договора на проведение аудита.

    Исходя из № 44-ФЗ определение и обоснование начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита должно осуществляться на основе метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

    При формировании начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита для получения информации о рыночных ценах рекомендуется направлять запросы на предоставление ценовой информации не менее чем пяти аудиторским организациям, соответствующим требованиям к участникам закупки, обладающим опытом оказания аналогичных по характеру и объему аудиторских услуг, информация о которых имеется в свободном доступе, в том числе организациям, имевшим в течение последних трех лет, предшествующих определению начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита, опыт выполнения аналогичных договоров, заключенных с заказчиком и (или) другими заказчиками.

    В запрос на предоставление ценовой информации рекомендуется включать:

    • Подробное описание объекта закупки;
    • Перечень сведений, необходимых для определения объема и качества аудиторских услуг;
    • Основные условия исполнения договора на проведение аудита, предполагаемого к заключению, включая требования к порядку оказания услуг, предполагаемые сроки подписания и исполнения такого договора, порядок оплаты услуг;
    • Сроки предоставления ценовой информации;
    • Информацию о том, что проведение сбора ценовой информации не влечет за собой возникновения каких-либо обязательств заказчика;
    • Указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена услуги за один человеко-час работы специалистов исполнителя и общая цена договора на проведение аудита на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен на аудиторские услуги.

    В соответствии с № 44-ФЗ в случае, если при проведении конкурса начальная (максимальная) цена договора на проведение аудита составляет 15 млн. рублей и менее и участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены, договор на проведение аудита заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

    Для получения согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона заявитель направляет в соответствии с требованиями настоящего Порядка письменное обращение, подписанное руководителем заявителя или его заместителем:
    Проект договора на проведение аудита рекомендуется составлять на основе Примерного договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, одобренного Советом по аудиторской деятельности. Проект договора на проведение аудита не может противоречить требованиям № 307-ФЗ, стандартам аудиторской деятельности, Правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодексу профессиональной этики аудиторов.

  • В случае, если в проекте договора на проведение аудита имеются положения, не соответствующие № 307-ФЗ, стандартам аудиторской деятельности, Правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодексу профессиональной этики аудиторов, то проект договора должен быть приведен в соответствие с указанными актами до завершения процедуры закупки.

Изменения по налогам

Изменения с 1 октября 2017 года. При аудите всегда учитывается бухгалтерская отчетность: есть ли налоговые риски? Также аудиторы смотрят на правильность начисления налогов. Также есть и аудиторы, которые проверяют компанию именно на предмет налогов, затем предоставив подробные рекомендации. Сейчас со статьей 54.1 ужесточился налоговый контроль, пошли проверки по обналичиванию средств компаний-однодневок. Также многие по незнанию раздробили бизнес, но не знали, что так делать нельзя. Налоговики проверяют компании более подробно, можно вовремя обнаружить ошибки в налоговом учете и исправить их.

Появился идентификатор госконтракта. Нужно заполнять отдельную графу в счете-фактуре. Налогоплательщик не вправе убирать из документов те пункты, которые там есть. Если подать документ до старой форме, то есть риск не получить вычеты по НДС. Лучше внести изменения и предоставить счета-фактуры по новой форме.

Многие компании спрашивают: идентификационный номер госконтракта и идентификатор госзакупки — это одно и то же? Это не то же самое. Определение «Идентификатор госконтракта» содержится в 275-ФЗ. Но если ошибка произошла, то она все равно не помешает налоговому органу определить необходимые для проверки параметры о налогоплательщике.

С 1 октября изменился порядок регистрирования счетов-фактур. До 1 октября поставщики предпочитали заменять старые счета на новые, но исправленные. Но нужно было предоставить уточненные данные с вычетом всего НДС. Теперь исправленный счет позволяет скорректировать всю сумму вычетов. Нужно аннулировать неправильную запись со знаком «минус» и тут же зарегистрировать дополненную счет-фактуру. Если сумма вычетов изменилась в большую сторону, то нужно написать только часть НДС, а в течение трех лет дополнить данные и принять к вычету все остальное позже.

Правила регистрации документов в случае, если счета-фактуры не выставляются неплательщикам НДС. Если покупателями являются неплательщики НДС, то счета-фактуры можно не выставлять.

Уточнены правила ведения журнала выставленных счетов. Журнал ведут только посредники, выставляющие и получающие счета, его ведут экспедиторы и застройщики. Журнал не ведут те, кто работает с неплательщиками НДС и получили от них письменное согласие на это. Также это те, кто продает услуги иностранных компаний на территории Российской Федерации.

Экспедиторы с 1 октября должны переставлять счета-фактуры. Речь идет о тех, кто отчитывается за расходы перед клиентом. У тех, у кого тариф установлен в твердой сумме, то экспедитор просто выдаст счет-фактуру. Но если он обязан осуществить доставку товара и даже привлечь к участию в доставке третьих лиц, то можно получить счет-фактуру отдельно на экспедитора и далее от всех остальных участников процесса. Теперь работает только один способ: выставление единого счета, где строк должно быть столько, сколько счетов-фактур он получил от своих подрядчиков. Дата текущая, счет подписывает сам экспедитор. Нюансов много, досконально разобраться сложно за короткое время.

Правила хранения счетов-фактур и документов. Они должны храниться в хронологическом порядке в зависимости от даты их получения. Налоговый инспектор хочет видеть, чтобы они были в папке именно в таком порядке.

Лизинг медицинских изделий с правом выкупа также освобождается от НДС.

  • Правило 5% при осуществлении раздельного учета входного НДС.
  • Субсидии и бюджетные инвестиции: НДС к вычету не принимается. НДС рассматривается здесь как самостоятельный расход.
  • Революционная новость: изменения в № 161 и № 149 Статьи Налогового кодекса. Освобождение от НДС в размере 18% при продаже лома черных и цветных металлов утратило силу. Теперь налог платят покупатели лома. Если покупатель покупает лом у неплательщика НДС, то и стоимость должна быть указана без НДС.
  • Будет оговорено в Налоговом кодексе, как именно исчислять налоговые выплаты при покупке и продаже лома.
  • Можно отказаться от нулевой ставки НДС. Но речь идет только об экспортных операциях: международная перевозка. Нужно написать заявление в Налоговую инспекцию до 1 числа месяца квартала, с которого планируется отказ. Можно отказаться только по всем пунктам и не менее, чем на 12 месяцев. Также можно отказаться при реекспорте товаров, при предоставлении железнодорожных вагонов и контейнеров, высылкой товаров на экспорт почтой.
  • Оформление tax-free. Иностранцы смогут возмещать НДС на товары, купленные в России.
  • Налог по прибыли: изменения в № 251 статью Налогового кодекса. В результате инвентаризации в 2018 и 2019 году объекты интеллектуальной деятельности налогом на прибыль облагаться не будут. Эта норма нужна для компаний, которые хотят улучшения показателей баланса. Можно показать это на балансе — можно получать кредиты за счет роста активов.
  • Доходы, не учитываемые в целях налогообложения. Подарки от учредителей (при доле более 50%) налогом не облагаются, а также имущественными правами. Перечень таких доходов станет меньше.
  • Изменения в статью № 259.3: повышающий коэффициент амортизации (3). Только в отношении тех основных средств по водоснабжению которые введены в эксплуатацию недавно.
  • При создании резерва по сомнительным долгам включается разница, где дебиторка превышает кредиторку. Процент резерва может формироваться в зависимости от даты просрочки.
  • Налог на имущество: можно освобождать от налога пока только в Московской области, принятого к учету с 2013 года.

Вопросы участников

Какой адрес нужно указывать в счетах-фактурах с 1 октября 2017 года? Все адреса из Госреестра. Но счета-фактуры с сокращенными названиями не являются ошибкой. Они не могут лишить налогоплательщика налоговых вычетов. Адреса налоговики увидят только при выездной проверке. Графа 11. Регистрационный номер таможенной декларации. Есть ли изменения? С 1 октября заполнять эту графу стало проще, номер можно взять из первой графы (она состоит из трех блоков). Номер таможенной декларации раньше состоял из четырех блоков. Можно указывать и старые номера таможенных налоговых деклараций.

Для закупок услуг аудита заказчик обязан выйти из поля Закона № 223-ФЗ и провести конкурс по правилам Закона № 44-ФЗ. Но как быть, если инструментов для работы по этим правилам у заказчика нет? Расскажем о некоторых послаблениях в Законеа для закупки услуг аудита.

Закон № 223-ФЗ не распространяется на заказчика. Организации с долей госсобственности в уставном капитале более 25% должны раз в 5 лет заключать договор с аудиторской компанией или индивидуальным аудитором (ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ). Для этого необходимо провести открытый конкурс в рамках Закона о контрактной системе.

Отдельным пунктом стоит вопрос о том, какой закон для закупок услуг обязательного аудита должны применять другие типы госкомпаний. Например, у кого в уставном капитале доля государственной собственности составляет менее 25%. Либо же доли госсобственности в уставном капитале нет, но есть доля муниципальной собственности.

Расскажем, почему почти по всем перечисленным пунктам заказчик вправе воспользоваться послаблениями закона. Компаниям с долей государства в уставном капитале более 25% создавать контрактную службу не нужно. Точно так же им не нужно согласовывать закупку у единственного поставщика с контролирующим органом. А вот конкурсная комиссия необходима.

Что касается юридических лиц с долей госсобственности менее 25%, они вправе проводить закупку услуг обязательного аудита на основании ГК РФ, не применяя Закон о контрактной системе.

Важно

Аудиторские услуги - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг. Аудиторские услуги оказывают аудиторские организации, индивидуальные аудиторы. Из-под действия Закона № 223-ФЗ выведены только закупки по отбору организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. При закупке иных аудиторских услуг заказчики должны применять Закон № 223-ФЗ.

О контрактной службе и конкурсной комиссии при закупке услуг аудита

При закупке обязательного аудита бухгалтерской отчетности заказчикам нет необходимости создавать контрактную службу.

Закон о контрактной системе подразумевает под заказчиком государственного или муниципального заказчика либо бюджетное учреждение, которые осуществляют закупки в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Государственный заказчик - это государственный орган, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, которые действуют от имени РФ или субъекта РФ, уполномочены принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством и осуществлять закупки.

Муниципальный заказчик - это муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, которые действуют от имени муниципального образования, уполномочены принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством и осуществлять закупки.

Таким образом, хозяйственное общество не является заказчиком по смыслу Закона № 44-ФЗ. Как следствие, при закупке аудиторских услуг оно не обязано формировать контрактную службу и назначать контрактного управляющего.

Вместе с тем при проведении конкурса заказчик должен создать конкурсную комиссию, которая должна соблюдать правила проведения конкурса, установленного в § 2 Закона № 44-ФЗ. Обязанность комиссии - вскрыть конверты с заявками на участие в конкурсе (или открыть доступ к поданным электронным заявкам) после наступления регламентного срока и запротоколировать это. Кроме того, члены комиссии должны рассматривать и оценивать заявки на участие в конкурсе, тоже ведя при этом протокол.

О закупке у единственного поставщика

Если заказчик проводит закупку услуг обязательного аудита у единственного поставщика после конкурса, признанного несостоявшимся, он вправе это сделать без согласования с контролирующими органами.

Статьи 214 и 215 ГК РФ четко разграничивают понятия государственной и муниципальной собственности.

Так, государственная собственность в Российской Федерации - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). А также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ, - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Именно поэтому заказчики, о которых речь идет выше, вправе проводить отбор аудиторской организации для обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании положений ГК РФ, не руководствуясь ни нормами Закона № 44-ФЗ, ни нормами Закона № 223-ФЗ.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об