Как договориться с налоговой. Как грамотно построить общение с налоговой инспекцией? Как определить риск проведения выездной проверки

"Российский налоговый курьер", 2015, N 4

Самые несговорчивые инспекторы сидят в "камералке".

Отпуск директора даст отсрочку при истребовании документов.

Смена бухгалтера убедит инспектора провести сверку.

Периодических встреч с налоговыми инспекторами не избежать любой компании. Чаще всего общаться с налоговиками приходится не по самым простым и приятным поводам. Такая уж у них работа - что-то хотеть и требовать от налогоплательщиков.

К сожалению, часто беседа с проверяющими связана с пропуском срока уплаты налога или представления документов. Или призвана выявить причину возникновения налоговой задолженности. В результате главбуху или директору нередко приходится уповать на высокие чувства инспектора, который может "войти в положение" и помочь привести в соответствие налоговые обязательства.

Совместно с практикующими налоговыми экспертами (список приведен во врезке ниже) мы выяснили, какие действия сотрудников организации благоприятно скажутся на взаимоотношениях с инспекторами и как это повлияет на налоговую репутацию компании.

1. Проще всего договориться с инспектором

из отдела по работе с налогоплательщиками

По мнению большинства опрошенных экспертов (43%), сотрудники отдела по работе с налогоплательщиками являются самыми добрыми и жалостливыми. Специфика работы предполагает ежедневное и непосредственное общение с представителями компаний. Бухгалтерам приходится бороться с придирками к направленным письмам, заявлениям и жалобам. А уж какие дискуссии разворачиваются на сверке расчетов!

Второе место и 32% голосов достались отделу урегулирования задолженности. Информация о недоимке и переплате, числящаяся в лицевых счетах инспекции, зачастую необъективна. Периодическая смена программного обеспечения, "подвисший" сервер, миграция компаний по регионам, ручной ввод деклараций вкупе с ошибками самих компаний заставляют "недоимщиков" выставлять требования и взыскивать порой виртуальные долги. Мария Лисицына, эксперт по налогообложению ООО "Консультант: ИС", пояснила, что одним из способов урегулирования налоговой задолженности является добровольное погашение недоимки по налогам. Значит, сотрудники отдела урегулирования задолженности привыкли к тому, что с ними пытаются договориться и решить проблемы мирным путем.

Как и следовало ожидать, контрольный блок оказался в конце рейтинга. "Выездники" набрали 16% голосов и заняли третье место. По мнению Надежды Абакумовой, главного юрисконсульта по налоговому праву сети кофеен "Шоколадница", им мешает проявлять человеколюбие вышестоящее руководство. Инспекторы начинают проверку, имея негласный конкретный план - сколько нужно доначислить. В частности, как нам пояснил сотрудник одной из московских инспекций, несколько лет назад в Москве была установлена планка по выездным налоговым проверкам в размере не менее 1 млн руб. доначислений.

Правда, Денис Скрябин, управляющий партнер юридической фирмы "Скрябин и партнеры", отметил, что с выездным отделом приходится договариваться чаще всего. Так как именно от сговорчивости таких специалистов зависит доначисление налогов. Более того, "выездники" зачастую сами предлагают те или иные варианты решения проблемы, если понимают, что выявленную ошибку налогоплательщик сможет исправить на этапе обжалования результатов проверки и бюджет все равно не получит спорную сумму. Бывают случаи, когда инспекторы сами предлагают показать в "уточненке" недоплату и добровольно ее уплатить, а спорную сумму начисленного налога не включают в акт проверки. Получалось, что и проверяющие свой план выполнили по выявленным недоплатам в бюджет, и налогоплательщик обошелся "малой кровью".

Сговорчивость сотрудников отдела камеральных проверок эксперты оценили ниже всего, отдав им 9% голосов. У "камералов" меньше поле для маневра - в основном они работают с документами. Поэтому успех ждет те компании, которые, например, постоянно подтверждают экспортную ставку 0% по НДС или заявляют льготы.

Диаграмма 1

2. Инспекторы - женщины пенсионного возраста

идут на контакт с налогоплательщиками

чаще остальных своих коллег

Как показали результаты опроса, старожилы инспекции больше расположены к компромиссам (53%). Они имеют за плечами многолетний опыт работы и отлично понимают, когда можно сделать поблажку налогоплательщику, а когда это делать опасно. Как отметил Сергей Рюмин, управляющий партнер ООО "Консультационно-аудиторская фирма "ИНВЕСТАУДИТТРАСТ", женщины пенсионного возраста уже не имеют таких амбиций и потребности самоутвердиться, как их более молодые коллеги. Причем их скорее разжалобят житейские обстоятельства (сложные условия для работы или обстоятельства личной жизни главбуха), чем причины, связанные со сложностями бизнес-процессов. К такому инспектору легче найти подход и расположить к себе, расспросив о детях и внуках, домашних питомцах, поговорив о рассаде, похвалив ее бусики, пожаловавшись на начальника, на круглосуточную работу без выходных и т.п.

Денис Скрябин также советует попытать счастья в урегулировании налоговых проблем в беседе с инспектором в возрасте. У них отсутствует особое рвение наказать и привлечь к ответственности, которое присуще молодым сотрудникам, недавно начавшим профессиональную деятельность в налоговых органах, и начальникам отделов. При этом и начальник, и молодой сотрудник зачастую опасаются идти на переговоры с компанией, так как не хотят подозрений в коррупции.

29% экспертов предпочли бы общаться напрямую с начальниками отделов. Руководитель точно знает свои полномочия и понимает, на какие уступки налогоплательщику он может пойти без ущерба для репутации и без потерь для бюджета. Дмитрий Ширяев, руководитель направления судебной практики аудиторско-консалтинговой группы "Уральский союз", отметил, что к компромиссам чаще приводят не уговоры, а убеждение. Поэтому легче добиться желаемого от более компетентного сотрудника. Обычно это начальники отделов средних лет. Возрастное ограничение обусловлено тем, что молодой начальник еще может не знать всех нюансов работы, а инспектор со старым, иногда еще советским, подходом вряд ли пойдет навстречу.

Заходя в кабинет инспектора, избегайте молодых сотрудников, недолго работающих в инспекции. Виной всему - попытки проявить себя или страх перед руководством. Наталия Мезенцева, начальник отдела налоговой отчетности коммерческого банка, объяснила это тем, что молодые сотрудники, как правило, амбициозные люди, нацеленные на карьеру. Делать поблажки налогоплательщикам не в их интересах. Для таких инспекторов важна любая выявленная ими ошибка. Ведь чем они эффективнее проявят себя при проверке компании, тем больше у них шансов на продвижение по службе. А выявленные поблажки налогоплательщикам могут быть расценены как попытки взяточничества.

Диаграмма 2

3. Разбирая с контролерами допущенные ошибки в учете,

лучше занять позицию профессионала

Если налоговики нашли ошибки, лучше всего занять позицию опытного профессионала, который не понимает, как он мог такое допустить. И попытаться доказать инспектору, что ошибка - совершенно случайно возникшее недоразумение. Практика показывает, что к такому бухгалтеру инспектор отнесется с большим уважением и доверием и при отсутствии других нарушений в учете поверит ему. Такой тактики придерживается 81% опрошенных экспертов.

Действительно, всегда приятно пообщаться с умным человеком - профессионалом своего дела. Двум профессионалам легче договориться и понять друг друга. А на ошибки имеет право каждый. Поэтому Сергей Рюмин посоветовал главбуху при беседе с инспектором не прикидываться неопытным сотрудником, который совершает глупые ошибки. Это может вызвать лишь раздражение. Ошибка же профессионала, который еще в ходе беседы покажет свою грамотность, наоборот, приведет к пониманию.

Но 19% респондентов предлагают разыграть перед инспектором неопытного новичка. Причем далеко не всегда речь идет про отсутствие именно бухгалтерского опыта. Бухгалтеры часто ошибаются при переходе на новое ПО. Например, бухгалтер много лет работал в программе "1С", а на новом месте работы установлена программа SAP. Наталья Шамонова, аудитор ООО "Группа Финансы", отметила, что, по мнению налоговиков, бухгалтер-профессионал не должен допускать ошибок. Если все же ошибка закралась, с ней надо разобраться быстро. А вот ошибки молодых специалистов неизбежны из-за недостатка опыта. Кроме того, аргументом в пользу начинающего главбуха будет незнание нюансов и специфики деятельности компании. В частности, если ранее бухгалтер вела учет торговой компании, а теперь работает в сфере строительства.

Если становится понятно, что проверяющий решительно настроен наказать налогоплательщика и считает себя профессионалом в налоговом праве и бухгалтерском учете, то лучше не провоцировать его. А направить к нему начинающего сотрудника, который проявит интерес к опыту инспектора и поинтересуется, как все недочеты или хотя бы часть ошибок можно исправить без существенных налоговых последствий.

Диаграмма 3

4. Презентабельный вид не всегда красит посетителя

в глазах инспектора

Абсолютное большинство экспертов (68%) сошлось во мнении, что выставлять напоказ дорогие вещи и аксессуары не нужно. Так как потом будет сложнее убедить инспектора, что "налогоплательщику и так тяжело живется, а еще эта налоговая проверка...". Достаточно прийти в аккуратной и комфортной одежде. Гораздо важнее - грамотно построить беседу с инспектором и аргументированно изложить свою позицию.

Наталья Шамонова напомнила, что инспекторы - служащие бюджетного учреждения. И зачастую их заработная плата ниже, чем доход бухгалтера средней компании. Поэтому целесообразно не раздражать инспектора дорогим внешним видом.

Правда, 32% опрошенных считают, что прибедняться при явке в инспекцию также не стоит. Евгения Левенец, старший аудитор компании "2К Аудит - Деловые консультации/Морисон Интернешнл", считает, что деловой костюм, портфель и сдержанный макияж всегда выигрывают по сравнению с внешним видом "казанской сироты", настраивают на деловой лад и вызывают уважение. Вместе с тем подобный стиль одежды требует и определенного поведения, в том числе и от инспектора. В результате велика вероятность возникновения взаимного уважения, а не зависти со стороны сотрудника инспекции и "прогибания" компании.

Как пояснила Наталия Мезенцева, выбор внешнего вида зависит от цели визита. Если предстоит встреча с рядовым инспектором, лучше одеться скромно, возможно, даже в стиле casual (джинсы и свитер). Если же предстоит встреча с руководителем инспекции, уместным будет смотреться деловой костюм. Особенно если беседовать с руководителем собирается директор компании. Правда, золотые запонки при нулевых суммах налогов в карточке расчетов с бюджетом будут смотреться весьма подозрительно. И инспектор, вероятнее всего, заинтересуется, на какие доходы (обложенные налогом или нет) гендиректор приобрел дорогие швейцарские часы.

Диаграмма 4

5. Отсрочить дату представления пояснений удастся,

если директор компании находится в отпуске за границей

54% экспертов сошлись во мнении, что отсутствие директора инспекторы посчитают уважительной причиной для переноса срока на дачу пояснений или представление документов. Но такое отсутствие нужно подтвердить документально.

Наталья Шамонова пояснила, что подписать заверенные копии документов может только уполномоченное должностное лицо. Это или руководитель компании, или его доверенное лицо. Если директор отсутствует на рабочем месте (заболел, уехал в командировку или находится в отпуске за границей), а доверенность на право подписи отсутствует, заверить копии документов по запросу инспекции некому. В этом случае компания может направить налоговикам письмо с просьбой продлить срок представления документов и указать дату, к которой бумаги будут готовы (п. 3 ст. 93 НК РФ). Желательно приложить копию приказа о предоставлении отпуска директору. Больше половины респондентов считают, что такую просьбу проверяющие удовлетворят.

Треть опрошенных отметили, что нехватка персонала при подготовке копий бумаг - весомый аргумент для контролеров в случае непредставления документов по запросу инспекции. Также можно сослаться на отсутствие технических возможностей для подготовки копий (сломался ксерокс, документы в архиве, а архив далеко, документы переданы на проверку аудиторам и пр.). Эти доводы также лучше изложить в письменном виде с приложением подтверждающих документов - приказов об увольнении, штатного расписания, акта приема-передачи документов аудиторам.

Сергей Соловьев, налоговый консультант аудиторско-консалтинговой компании, поделился случаем из практики, когда компании удалось не только продлить сроки на подготовку копий истребуемых документов, но и уменьшить объем бумаг. Компания направила в инспекцию расчеты, в которых показала, что с учетом имеющихся ресурсов (копировальной техники, численности сотрудников бухгалтерии, продолжительности рабочего дня) для подготовки копий всех документов, указанных в требовании, ей понадобится около полугода.

Диаграмма 5

6. Социальная направленность деятельности компании

побудит инспектора отложить взыскание налога

до окончания сверки расчетов с бюджетом

Самым весомым аргументом для отсрочки момента взыскания недоимки до окончания сверки, по мнению экспертов, является социальная значимость предприятия. Например, градообразующие предприятия, компании, нанимающие инвалидов, оказывающие бытовые услуги населению, медицинские учреждения, организации детского досуга и пр. Но, по словам Наталии Мезенцевой, это должен быть общеизвестный факт. Кроме того, компании нелишним будет подтвердить документами и расчетами, что уплата задолженности на текущий момент поставит под угрозу выполнение каких-либо социальных программ. Например, гарантийное письмо в адрес детского дома о перечислении денежных средств на ремонт. Также следует пояснить, что в ходе сверки расчетов разногласия с налоговым органом будут урегулированы.

Четверть опрошенных считают, что на инспектора может подействовать тот факт, что ошибка возникла по вине прежнего бухгалтера. Инспектор не заинтересован взыскать задолженность, которая по факту не числится за организацией. Ведь средства придется возвращать из бюджета, да еще и с процентами. Поэтому на практике налоговики охотно идут навстречу компании и сдвигают срок взыскания по требованию до момента окончания сверки.

Кроме того, по мнению Натальи Шамоновой, после сверки может выявиться неучтенная переплата по налогам, пеням и штрафам. Это позволит произвести зачет взыскиваемого налога в счет возникшей переплаты. Тем более что налоговики хорошо знают, что часто недоимка связана с неточностями в учете именно базы проверяющих: сбои в программе, искажение сальдо, "потеря" переплаты при переходе из другой инспекции и передаче лицевых счетов, арифметические и технические ошибки при вводе данных деклараций и т.д.

В беседе с инспектором можно сослаться и на тяжелое финансовое положение организации. Ведь у инспектора нет цели - разорить компанию. Евгения Левенец отметила, что в этом случае документами, подтверждающими отсутствие финансов, могут послужить выписки с расчетного счета и бухгалтерские регистры. А вот взывать к милости инспектора мольбами "иначе директор меня уволит" бессмысленно.

Надежда Абакумова советует не объяснять отсутствие денежных средств неплатежеспособностью контрагента. Инспектор может подумать, что организация сотрудничает с единственным покупателем, и заподозрить, что она является участником схемы ухода от уплаты налогов. Целесообразнее принести выписки из банков, подтверждающие, что на расчетные счета организации давно не поступают денежные средства, поэтому взыскивать налог будет не из чего.

Диаграмма 6

7. Искреннее удивление не убедит инспектора

продлить время на исправление ошибки

Налоговики вправе самостоятельно определять, является ли то или иное обстоятельство исключающим вину налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ, подробнее читайте на с. 12). Опрос показал, что лучшим аргументом станет гарантийное письмо о том, что компания обязуется в ближайшее время исправить неточности в учете и погасить недоимку (67%). Во-первых, у инспектора будет на руках документ, подтверждающий, что налогоплательщик признает ошибку. Во-вторых, документ за подписью директора компании позволит инспектору обосновать перед руководством причины, по которым он продлил время на исправление ошибки и позволил налогоплательщику избежать штрафа, считает Денис Скрябин.

Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов

Налоговики не всегда признают наличие переплаты по налогам обстоятельством, смягчающим ответственность компании при возникновении недоимки. Но организации в суде удается снизить размер штрафа (Постановления ФАС Северо-Кавказского от 23.10.2013 N А32-37825/2012 , Западно-Сибирского от 10.07.2012 N А45-23284/2011 и от 03.11.2011 N А27-2692/2011 округов).

А вот уменьшить ответственность по той причине, что ранее компания не совершала налоговых правонарушений, не удается даже через суд (Постановления ФАС Северо-Западного от 14.05.2013 N А56-43173/2012 и от 08.02.2008 N А05-6875/2007 , Восточно-Сибирского от 10.07.2012 N А78-7098/2011 и Поволжского от 13.09.2011 N А55-25957/2010 округов).

Подробнее о том, какие аргументы и смягчающие обстоятельства помогут компании уменьшить ответственность за нарушение налогового законодательства, читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Топ-10 обстоятельств, ссылаясь на которые компании снижают налоговые штрафы" // РНК, 2014, N 21.

22% экспертов полагают, что вполне достаточно простого обещания, что все ошибки будут устранены. Наталия Мезенцева уточнила, что, помимо "честного слова", необходимо продемонстрировать инспектору, какие мероприятия компания уже провела для устранения ошибки и что планирует предпринять, чтобы не допускать их в будущем. Например, составление уточненной декларации, распоряжение о порядке учета операций, об усилении контроля учета, о назначении ответственного сотрудника. Если инспектор "кровожаден", то, возможно, подействует демонстративная "порка" сотрудников - увольнение, лишение премии и пр.

Сергей Рюмин предложил комплексный подход. Узнав о недочетах, директор сначала искренне удивляется. Это продемонстрирует, что ошибки неумышленные и руководство фирмы к ним непричастно. Далее ругает главбуха и дает указание срочно все исправить. Наконец, пишет письмо инспектору, в котором излагает суть проступка, перечисляет мероприятия по устранению недоразумения и указывает срок, в течение которого все будет исправлено.

Диаграмма 7

8. Инспектор охотнее пойдет навстречу гендиректору,

чем юристу или бухгалтеру

Примерно половина опрошенных экспертов (49%) считают, что инспекторы охотнее всего будут общаться с генеральным директором проверяемой компании. Особенно на комиссии по убыточности, при рассмотрении материалов налоговой проверки и возражений, на допросах, а также для решения вопроса о предоставлении отсрочки по налогам. Как правило, генеральный директор лучше всех в компании может объяснить положение дел в организации и вызывает больше доверия у инспектора. Тем более что просьба со стороны компании, выраженная руководителем, автоматически придает вес рядовому сотруднику инспекции в его собственных глазах.

По мнению Дмитрия Ширяева, руководителю предприятия будет легче добиться снисхождения. Ведь быть в положении просителя для него совсем нехарактерное поведение. Самооценка инспектора точно повысится, если с просьбой к нему обратится лицо выше его по рангу.

Наталия Мезенцева предложила заранее разузнать побольше об инспекторе, который ведет учет компании. Так, если проверяющий - мужчина, он, вероятнее всего, с благосклонностью отнесется к молодой сотруднице бухгалтерии или к генеральному директору, с которым "внезапно" оказались общие увлечения (футбол, рыбалка, гараж и т.д.).

Третье место эксперты отдали бухгалтерам в возрасте. Они могут "надавить" на инспектора уговорами о том, что ошибки в отчетности связаны с переходом на электронный учет, работать с которым немного непривычно, и просьбами из разряда "ну, пожалуйста, а то меня уволят, а мне всего год-два до пенсии продержаться надо".

По мнению экспертов, юристов в инспекциях не жалуют (8%). Евгения Левенец отметила, что юрист или номинальный директор, как правило, не особо разбирается в бухгалтерском учете или налогообложении. Поэтому инспектор охотнее пойдет навстречу сотруднику, который близок ему по возрасту, приятен в общении и достаточно компетентен в налоговых вопросах (например, молодой сотруднице финансовой службы, если инспектор сам молод), нежели импозантный юрист, разбрасывающийся громкими правовыми терминами, но мало понимающий в налоговом учете. Пусть даже юрист будет "вооружен" букетом цветов и конфетами. Правда, вариант презентабельного юриста будет иметь обратный эффект, если инспектором окажется подающий надежды амбициозный молодой специалист, стремящийся построить успешную карьеру в налоговых органах. чем с начальником отдела

Подавляющее большинство опрошенных (94%) считает, что отвлекать начальника отдела инспекции по рядовым вопросам может быть даже вредно. Сергей Соловьев отметил, что незначительные вопросы проще решить с обычным исполнителем. Руководителя незачем загружать техническими проблемами - это может вызвать лишь раздражение с его стороны, что в дальнейшем помешает решению более существенных задач.

Простой исполнитель может, например, сразу внести необходимую корректировку в карточке расчетов с бюджетом, подготовить справку о состоянии расчетов (не в последний день регламентированного срока подготовки документа, а сразу, при получении заявления), дать ознакомиться с проектом акта проверки, напомнить о возможности применить налоговую льготу. Он лучше знает свой участок работы, сколько требуется времени на те или иные действия. В идеале для контакта с налоговыми органами можно выбрать одного сотрудника компании. Общаться приходится часто, поэтому он сможет наладить не только рабочие, но и человеческие отношения с инспекторами.

Обращение к начальнику отдела может занять больше времени, если необходимую операцию начальник самостоятельно не осуществляет, а привлекает сотрудника отдела.

Мария Лисицына заметила, что рядовой сотрудник инспекции, как правило, менее принципиальный, чем его начальник. Поэтому несложный вопрос лучше адресовать ему. Простые исполнители, привыкшие каждый день работать непосредственно с налогоплательщиками, гораздо охотнее пойдут навстречу, чем их руководители.

Если же сотрудник затягивает решение каких-то вопросов и отказывается сотрудничать, в ход можно пустить обещание "пойти к начальнику отдела". Это нередко помогает, потому что многие инспекторы не хотят, чтобы начальник приобщался к решению вопросов, которые находятся в их компетенции. Надежду Абакумову, главного юрисконсульта по налоговому праву сети кофеен "Шоколадница"; Наталию Мезенцеву, начальника отдела налоговой отчетности коммерческого банка; Наталью Шамонову, аудитора ООО "Группа Финансы";

И инспекцией всегда были и будут продолжаться. Разрешая данные конфликты, стороны должны руководствоваться как положениями налогового законодательства, так и нормами Арбитражного процессуального кодекса.

Так, Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ введена обязательная процедура досудебного обжалования практически всех ненормативных актов налоговых органонов, а также действий (бездействия) их которые по мнению налогоплательщика ущемляют либо нарушают его права. Из данного правила существуют следующие исключения:

  • ненормативные акты а также действий (бездействия) ее должностных лиц могут обжаловаться только в суде;
  • ненорамативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), на выбор налогоплательщика могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган либо в судебном порядке.

Но даже при наличии данного порядка не все налоговые споры возможно решить мирно. Много неурегулированных попадают на рассмотрение арбитрам. Инициатором обращения в суд может быть как налогоплательщик, так и инспекция.

Спорщики на любой стадии процесса или при исполнении судебного решения могут прибегнуть к примирительным процедурам, самой из которых является заключение мирового соглашения.

Судебный процесс, независимо от причины спора (например, о взыскании недоимки), всегда отнимает много сил и времени, а также приносит существенные денежные затраты. Арбитры, прежде чем принять решение, должны изучить все представленные в материалы дела документы, соотнести их содержание с положениями законодательства, а при необходимости назначить различные экспертизы (например, почерковедческую). И даже вынесенное постановление не показатель, что разногласия урегулированы, поскольку сторона спора, не согласная с решением, имеет право его обжаловать.

В связи с этим сторонам, участвующим в разбирательстве, законодательством предоставлена возможность урегулировать спорный вопрос самостоятельно. Так, спорщики на любой стадии арбитражного процесса или при исполнении судебного решения могут прибегнуть к примирительным процедурам, самой распространенной из которых является заключение мирового соглашения. Оно может быть заключено по любому делу (например, банкротство), если иное не предусмотрено положениями Арбитражного процессуального кодекса и иным федеральным законом. При рассмотрении налогового спора к данной процедуре обращались крайне редко, поскольку до сих пор не было ясно, имеет ли налоговая право заключать такие соглашения. Однако на сегодняшний день ФНС разъяснила, что заключение мирового соглашения межу налоговой и налогоплательщиком возможно (письмо ФНС России от 2 октября 2013 г. № СА-4-7/17648).

Торг уместен

Налоговая обязана исполнять предписания закона, а также стоять на страже интересов государства. Соответственно, инспекция никогда не согласится пойти на уступки, противоречащие налоговому законодательству. Однако в некоторых вопросах все же можно прийти к компромиссу.

Во-первых, налоговая возможно согласится предоставить отсрочку (рассрочку) по В данном случае налогоплательщику скорее всего придется уплатить все имеющиеся недоимки, пени и штрафы, поскольку условие об отсрочке само по себе уже будет являться большой уступкой со стороны ФНС.

Во-вторых, договориться об уменьшении суммы пени, а точнее о сокращении периода, за который они будут начислены. Инспекция вряд ли откажется от полного неначисления пени, если у налогоплательщика имеется просрочка по уплате налогов. Однако можно прийти, например, к такому варианту урегулирования спора: налогоплательщик обязуется уплатить всю задолженность по налогам, а инспекция в свою очередь начисляет пени только за период с даты принятия решения по итогам проверки и до момента направления требований в в арбитражный суд.

В-третьих, договориться о снижении штрафа. В налоговом законодательстве прописана возможность уменьшить сумму штрафа не менее чем в два раза по сравнению с размером, который для различных налоговых правонарушений. При этом следует обратить внимание на то, что налоговая, установив смягчающие обстоятельства, практически всегда уменьшает штраф только в два раза, но не более (подробней см. статью «Смягчим вину обстоятельствами» в журнале «Практическая бухгалтерия» № 2, 2013).

К смягчающим относятся следующие основания (ст. 112 НК РФ):

  • личные (семейные) обстоятельства;
  • наличие угрозы или принуждения (в силу материальной, служебной или иной зависимости);
  • тяжелое материальное положение физлица, привлекаемого к налоговой

Данный список не является закрытым, поэтому к основаниям, которые могут помочь уменьшить сумму штрафа, могут быть отнесены и иные обстоятельства.

Так, можно ссылаться на следующие обстоятельства: самостоятельное выявление и исправление ошибок в декларации; уплата налога и в период проведения проверки; совершенное правонарушение не повлекло каких-либо негативных последствий; тяжелое положение организации и т. п. Также можно попробовать договориться о снижении штрафа более чем в два раза. Налоговое законодательство не содержит положений, которые четко регламентируют, во сколько раз штраф может быть уменьшен.

Таким образом, есть немало вариантов того, о чем можно договориться с инспекцией. Главное, чтобы диалог был конструктивным, и в нем присутствовало взаимопонимание и желание найти компромисс.

Порядок заключения «мировой»

Мировое соглашение является документом, в котором содержатся условия примирения сторон и прекращения спора. Инициатором заключения соглашения может выступить как налогоплательщик, так и налоговая.

Приняв решение о заключении соглашения, стороны обсуждают все условия, которые будут в него включены, а также уступки, на которые они готовы пойти. При этом его положения не должны нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.

При заключении «мировой» в налоговом споре порядок утверждения отличается от общеустановленного. Так, проект соглашения сначала направляется в Правовое управление ФНС России на согласование и только после его получения выносится на утверждение судом. В случае отсутствия согласования соглашения не заключаются.

После согласования всех вопросов, стороны составляют соглашение, в котором в обязательном порядке указываются сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой. Также в него могут быть включены условия:

  • об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком;
  • об уступке прав требования;
  • о полном или частичном прощении либо признании долга;
  • о распределении судебных расходов и т. п.

Так, проект соглашения сперва надо направить в Правовое управление ФНС России на согласование. В случае отсутствия согласования мировые соглашения не заключаются.

Если же соглашение согласовали, то на очередном судебном заседании необходимо подать ходатайство об утверждении мирового соглашения и представить суду его текст, подписанный налогоплательщиком (его представителем) и налоговой.

Мировое соглашение составляется и подписывается для каждой стороны его заключающей, а также еще один экземпляр для суда. После утверждения судом мирового соглашения дополнительный экземпляр приобщается к материалам дела.

Суд, после того, как получил подписанный вариант документа, проверяет, не нарушает ли он права других лиц и соответствует ли закону. При отсутствии противоречий соглашение утверждается, и суд фиксирует достигнутые договоренности.

В случае, когда мировое соглашение заключается в процессе исполнения судебного решения, его надо представить на утверждение в арбитражный суд первой инстанции по месту исполнения судебного акта или же в суд, который вынес решение.

Поскольку мировое соглашение является прямым отражением договоренности сторон, то и его исполнение должно происходить добровольно, а также в те сроки и на тех условиях, которые предусмотрены в нем. Если соглашение не исполняется добровольно, то пострадавшая сторона имеет право потребовать принудительного исполнения договоренности. В данном случае в суд подается ходатайство о выдаче исполнительного листа, на основании которого соглашение подлежит принудительному исполнению.

Мировое соглашение не может быть расторгнуто или признано недействительным. Повторное рассмотрение дела между теми же сторонами и по тем же основаниям после заключения «мировой» не допускается.

И.Д. Шилов, для журнала «Практическая бухгалтерия»

Раньше было как: решила налоговая вас проверить и обнаружила, что в цепочке подрядчиков и партнеров есть нарушитель. Необязательно это ваш подрядчик, это мог быть даже подрядчик подрядчика или вообще пятое звено в цепочке. Вы могли даже не знать эту компанию и никаких дел с ней не иметь. И вот они что-то недоплатили, а спрашивали с вас.

Налоговая запросто доначисляла необоснованную налоговую выгоду и требовала доплатить за того парня. Они, конечно, собирали какие-то доказательства, но глубоко не копали. Хватало какой-нибудь экспертизы почерка или опроса сотрудников. И даже если сделка реально была и вы честно оприходовали товар или отразили в расходах услугу, на вас всё равно могли повесить недоимку.

Несколько таких дел дошли до Верховного суда, и он объяснил налоговикам, что так нечестно, парни. Теперь налоговая сама официально выпустила разъяснения: как она будет вычислять хитрые схемы, а в каких случаях вам ничего не грозит.

Что такое необоснованная налоговая выгода?

Допустим, вы занимаетесь бизнесом и платите налоги с условной прибыли. Что-то покупаете и продаете, оказываете услуги или пользуетесь услугами. Чем больше у вас расходов, тем меньше налогов. Поэтому вы стараетесь подтвердить как можно больше расходов, отражаете их в учете и заявляете в декларациях. Это законно, если всё делать по правилам.

Иногда хитрые предприниматели используют серые схемы: отразил у себя в расходах какую-то сумму и уменьшил налог. А контрагент у себя в доходах эту сумму не учел и налоги не заплатил. Фирму потом бросили, ликвидировали или переоформили на подставное лицо. В итоге кто-то сэкономил, а бюджет недополучил налогов.

Когда такие схемы созданы специально и в цепочке все в курсе, это незаконно. У того, кто сэкономил на налогах благодаря однодневкам или нечестным поставщикам, возникает необоснованная налоговая выгода. Тогда приходит налоговая, выявляет всех участников, считает, сколько они недоплатили в бюджет, и доначисляет налоги.

Значит, всё справедливо и налоговая правильно делает. В чём тут проблема?

Проблема в том, что налоговая подходила к таким проверкам формально и часто наказывала даже тех, кто вообще был не в курсе и специально ни в каких схемах не участвовал.

Представьте, что вы купили товар. Вот он реальный лежит в коробках. А вот документы на него, с печатями, как положено. А теперь вы перепродаете этот товар с наценкой и платите налоги с прибыли.

И тут к вам приходит налоговая и говорит: вы брали товар у такого-то поставщика, а он оказался подлецом и не заплатил налоги. А не замешаны ли вы в схеме по уходу от налогов? Эти ваши расходы мы не принимаем или принимаем не все, будьте любезны доплатить налоги.

Дальше нужно было ходить по судам. Но многие никуда не ходили и молча платили, чтобы не привлекать внимание. Кто-то выдыхался на первой инстанции и в итоге тоже платил. Были такие, кто дошел до Верховного суда, доказал, что не виноват, и сэкономил несколько миллионов рублей незаконно доначисленных налогов. Обычно на это уходит несколько лет.

У нас нет прецедентной практики. Как решения суда по другим фирмам помогут лично мне?

В России нет прецедентной практики. Но в этот раз вмешался Верховный суд и объяснил такие дела в очередной обзор и объяснил, как правильно, честно и по закону нужно действовать в таких случаях. Как налоговая должна проверять компании и когда нельзя обвинять налогоплательщика в неосмотрительности и доначислять ему налоги.

Налоговая прислушалась к этим рекомендациям и тоже опубликовала разъяснения . Теперь ФНС как будто говорит всем: мы больше не будем проверять вас формально и не станем придираться по пустякам. И вы не виноваты в том, что кто-то из подрядчиков не заплатил налоги. Но мы будем искать внятные доказательства. Вот такие. И если найдем - не поздоровится. Так что собирайте документы, чтобы к вам никто не придрался.

Это письмо Федеральная налоговая служба отправила в региональные налоговые и будет требовать, чтобы его неукоснительно исполняли, а начальство это контролировало. Раньше не было официальной позиции, что такое должная осмотрительность и как проверять контрагентов, чтобы не пришлось за них отвечать. Теперь есть.

По каким правилам налоговая теперь будет искать необоснованную налоговую выгоду?

Есть презумпция добросовестности налогоплательщика. Никого нельзя без доказательств обвинить, что он недоплатил налоги или участвует в серой схеме. И на ровном месте заставить предпринимателя доказывать, что он не виноват, тоже нельзя. Это налоговая должна доказывать, что были нарушения и злой умысел. И доказательства должны быть явными и существенными, а не формальными.

Нельзя просто провести почерковедческую экспертизу и только из-за несходства подписей на документах доначислить налоги. Опрос сотрудников производителя сам по себе тоже не доказательство.

Вот что будет проверять налоговая, если захочет влепить вам необоснованную выгоду и что-нибудь доначислить.

Взаимозависимость. Налоговая должна установить, что компании связаны или подконтрольны друг другу. Или все участники цепочки сговорились и вместе придумали серую схему.

Осмотрительность. Если доказательств связи нет, тогда будут проверять осмотрительность. Например, вы купили что-то подозрительно дорого. Тогда у вас спросят, почему вы так сделали? Не потому ли, что знали, что это фирма-однодневка, и так уменьшали налогооблагаемую базу и обналичивали деньги?

Первое звено. Вы в ответе только за своего контрагента, а не за всю цепочку поставщиков или исполнителей. Если и нужно кого-то проверять на всякий случай, то только своего партнера - фирму, которая указана в документах.

Личные контакты. Налоговая может спросить, куда вы звонили, с кем договаривались и обсуждали поставку товара, кто оказывал услуги. Могут поинтересоваться, знаете ли, где находится офис и склад вашего партнера. И как вы вообще на него вышли?

Налоговая должна исследовать все обстоятельства, а не придираться к мелочам и притягивать за уши факты, которые ничего не доказывают. Но это не значит, что можно оформить накладную, перевести деньги через банк и ничего не бояться. Как миниум могут затребовать документы и пояснения, и тогда их придется предоставить.

Что нужно делать, чтобы застраховать себя от претензий по поводу необоснованной налоговой выгоды?

Правильно оформляйте сделки. Аккуратно храните документы и не пренебрегайте оригиналами. Не используйте шаблонных договоров и следите за формулировками. Запомните: сделка должна быть реальной, с документами и для получения дохода.

Проверяйте, с кем работаете. Необязательно изучать всю подноготную партнера. Можно запросить бесплатную выписку через систему отправки отчетности или какой-нибудь доступный сервис. Там будет видно, что фирма действующая, сдает отчетность и платит налоги. Если нет таких сервисов, проверяйте на сайте налоговой.

Собирайте информацию о поиске партнеров и договоренностях. Это может быть сайт, реклама в журнале, буклет или электронная рассылка. Желательно закрепить это прайсами, коммерческими предложениями или перепиской с обсуждением цены и условиями работы.

Фиксируйте контакты тех, с кем общаетесь. Попросите и сохраните визитку менеджера, маркетолога или любого сотрудника, который приезжает к вам в офис или шлет счета на оплату. Подойдет подпись в электронной почте, если там есть фамилия и телефон.

Проверяйте полномочия. Попросите копию устава, приказ о назначении или доверенность на право подписи. Сверьте данные с актуальной выпиской из госреестра.

Приготовьте пояснения. Например, почему купили товар по такой цене, а не дешевле. Или почему заказали столько рекламы, хотя у конкурентов меньше. И почему бухгалтерские и юридические услуги у вас такие дорогие. И зачем вы столько платите за доставку, а не берете товар у себя в городе, хотя есть производитель. Сделайте скрины отзывов и табличку со сравнением цен, чтобы уровнем подготовки убить налоговиков наповал.

Налоговой запретили принимать неубедительные доказательства. Но они вполне могут найти убедительные, если вы не подготовитесь или подумаете, что вас это не касается.

Если считаете, что претензии незаконные, не спешите соглашаться с доначислениями и требованиями: ищите хорошего юриста и идите в суд.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
- автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
- блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
- информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
- обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
- оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
- персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
- предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
- распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
- трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
- уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
- законности и справедливой основы;
- ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
- недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
- недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
- обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
- соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
- недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
- обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
- уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
- обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
- осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);
- осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
- субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
- персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
- обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
- обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
- обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность - биометрические персональные данные - могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
- обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
- обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
- обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
- наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
- исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
- назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
- ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
- ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
- организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
- определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
- разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
- использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
- проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
- разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
- регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
- использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
- применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
- организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

Каждый предприниматель уже в самом начале своей коммерческой деятельности в первую очередь сталкивается с налоговой инспекцией . Многие бизнесмены, особенно начинающие свое дело, часто чувствуют себя не комфортно, испытывают страх или беспокойство при общении с представителями налоговой инспекции.

И, действительно, обстановка в стенах налоговой инспекции довольно мрачная. Любой человек, который хоть раз выстаивал очереди в налоговой, знает, что любой визит в данную организацию, как правило, затягивается надолго и отнимает очень много сил. О строгости и несговорчивости некоторых инспекторов, порой, ходят «легенды».

Конечно, чтобы избежать проблем и сложностей с налоговой инспекцией, в первую очередь, необходимо соблюдать все нормы закона и поддерживать порядок в документах и учете на предприятии.

Главное правило : все необходимые отчеты должны быть сделаны в срок, документы оформлены согласно всем требованиям, вовремя проведена сверка с налоговыми органами.

Однако, для представителей малого бизнеса мы попробуем дать пару советов, как грамотно построить общение с налоговой инспекцией . Собственно, ничего сложного в этом нет – сплошная психология.

Начинать налаживать отношения с налоговиками необходимо с самого открытия предприятия. Взаимоотношения с вашим налоговым инспектором следует строить на взаимном уважении и понимании. Не стоит относиться к инспектору надменно или пренебрежительно, в таком случае вы легко можете нажить грозного врага, который попортит вам не мало крови.

Постарайтесь показать, что вы настроены на сотрудничество и воспринимайте работников налоговой инспекции, как профессионалов . Если вы будете вести себя на равных, то и инспектор будет общаться с вами в том же ключе.

Особенно важно правильно себя вести в спорных ситуациях, прежде чем начинать ругаться и обвинять работников налоговой, постарайтесь самостоятельно разобраться в ситуации .

От ошибок не застрахован никто, в том числе и сотрудники налоговой службы, однако если не предъявлять претензии, а решить вопрос конструктивно, то вы в любом случае останетесь в выигрыше. И проблема решится быстрее, и сотрудники налоговой к вам будут относиться с уважением.

В случае, когда при сдаче отчетности в налоговую у вас обнаружили какие-либо ошибки или неточности, не начинайте повышать на инспектора голос или устраивать скандал, даже если, по вашему мнению, все претензии к вам не обоснованы. Главное сохранять спокойствие и рассудительность . Обратитесь к сотруднику, занимающемуся вашим делом, и попросите (вежливо, но настойчиво) разобраться с вашей проблемой. Если вы считаете себя правым, то аргументируйте свои доводы должным образом. В случае, когда претензии к вам обоснованы, лучше признать свою вину и попросить у инспектора помощи в исправлении и ликвидации вашей ошибки.

В заключении хочу сказать, что в любом случае нужно оставаться человеком , и общаться с собеседником так, как вы хотели бы, чтобы общались с вами. Лояльность, вежливость, грамотность и аргументировать вместе со спокойствием и рассудительностью, станут основой для установления отличных партнерских и в некотором роде даже дружественных отношений с налоговым инспектором.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об