Государственный кредит как финансовая категория. Государственный кредит

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.Главным способом их получения является государственный кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее, государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности предоставленных взаймы средств.Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Однако, наладив отношения по линии государственного кредита, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это вполне оправданный шаг, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного немедленно без ожидания поступления обычных доходов. Оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.Экономические категории истинны, поскольку существует те отношения, отражением которых они являются. Различные экономические школы рассматривают категории с разных точек зрения, акцентируя внимание на отдельных сторонах и функциях.

Билет№6.Общественное производство и воспроизводство Между людьми, одной стороны, и животными, с другой, существует множество различий. Но в основе всех их лежит одно основное. Все животные без единого исключения только присваивают то, что дает природа, они лишь приспосабливаются к среде. Люди создают вещи, которых в природе не существует, они преобразуют среду. Коренное отличие людей от животных заключается в том, что они производят, занимаются производством. Производство - необходимое условие существования людей. Стоит прекратиться производству - и люди погибнут. Только производственная деятельность могла породить разум, мышление. Лишь производство могло вызвать к жизни общество, без которого оно развиваться не могло. Породив общество, производство тем самым превратило животное в социальное существо, т.е в человека. Животное есть только организм, только биологическое существо. Человек есть неразрывное единство тела (организма) и духа, в котором ведущая роль принадлежит духу, представляющему собой явление социальное и только социальное, есть личность. Поэтому невозможность понять суть общества и человека, не рассмотрев более или менее детально производства. 2. Труд и производство Материальное производство - всегда единство двух сторон: отношений людей к природе и отношений людей друг к другу. Если отвлечься от отношений людей друг к другу, то производство выступит просто как труд. Самое простое определение труда - деятельность человека с целью создания предметов, которые удовлетворяют те или иные его потребности, т.е. создания новых потребительных ценностей (благ). Труд представляет собой единство трех моментов. Первый из них - предмет труда. Это вещь, которая в ходе трудовой деятельности подвергается заранее намеченному изменению, имеющему целью превратить ее в нужную человеку потребительную ценность. Если человек пилит бревно, то бревно - предмет труда. Предмет труда - и металлическая заготовка, которую токарь обрабатывает на станке.Средство труда (второй момент труда) есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и при помощи которого он производит заранее намеченное изменение предмета труда. Если взять те же примеры, то в первом из них средство труда - пила, во втором - токарный станок. Простые средства труда нередко именуются также орудиями труда. Существуют вещи, которые сами не оказывают воздействия на предмет труда, но без которых его преобразование было бы невозможным. Таковы здания мастерских или заводов, светильники, транспортные средства и т.п. Их тоже обычно характеризуют как средства труда. Таким образом, средства труда подразделяются на активные и пассивные. Последние можно было бы назвать также условиями труда. Но различие между активными средствами труда и пассивными важно лишь в чисто техническом отношении. В социально-экономическом смысле они суть одно целое, что оправдывает использование для их обозначения одного единого термина.Различие предметов и средств труда носит не абсолютный, а относительный характер. Когда землю пашут и боронят, тогда она предмет труда. Но когда ее засеяли, - она уже средство труда. Теперь она - вещь, которую человек поместил между собой и зерном и при помощи которой он воздействует на зерно с тем, чтобы это зерно дало начало новому растению и новым зернам.Третий момент труда - собственно труд как сознательная, целесообразная деятельность человека по использованию средств труда для совершения заранее намеченного изменения предмета труда.Труд есть деятельность человека. Но в результате труда в объективном мире происходит изменение вещей: предмет труда превращается в отличный от этого предмета продукт труда. Рассматриваемый с точки зрения его результатов труд выступает как производительный труд, как производство в самом узком смысле слова, а предмет труда и средства труда (включая условия труда) - как средства производства. Средства производства представляют собой один из факторов производства; другой его фактор - рабочая сила. Чтобы процесс производства имел место, необходимо соединение средств труда с рабочей силой. 3. Общественное производство как единство производства, распределения, обмена и потребления Продукты труда создаются для потребления. Производство невозможно без потребления, так же как и потребление - без производства. Производство и потребление составляют неразрывное единство, ведущая роль в котором принадлежит производству. Производство и потребление не только связаны друг с другом, но в определенном отношении даже тождественны. С одной стороны, производство есть одновременно и потребление: потребление рабочей силы, предмета труда и средств труда. С другой стороны, потребление есть одновременно и производство, а именно - производство рабочей силы. Но это тождество не исключает различия. Всегда нужно отличать собственно производство как создание материальных благ от собственно потребления как процесса иного, чем создание материальных благ. Собственно потребление - процесс, подчиненный собственно производству, то есть момент производства, понимаемого в широком смысле.Все вещи, созданные в процессе производства, рано или поздно потребляются, т.е. исчезают. Поэтому они снова и снова должны производиться. Процесс производства всегда есть и процесс воспроизводства. И это позволяет взглянуть на него под новым углом зрения. Каждый конкретный отдельный акт труда может состояться, а может не состояться, но процесса производства в целом не может не быть. Если он прекратится - исчезнут люди, исчезнет человеческое общество.В процессе производства, понимаемого в широком смысле, вещи, созданные в процессе собственно производства, поступают в потребление. Но этот переход от собственно производства к собственно потреблению никогда не происходит непосредственно. Между первым и вторым всегда вклинивается распределение, а во многих обществах также и обмен. Распределение и обмен - это тоже моменты производства в широком смысле слова. Производство в самом широком смысле представляет собой единство собственно производства, распределения, обмена и потребления.Между собственно производством и потреблением, с одной стороны, и распределением и обменом, с другой, существует важное различие. Собственно производство - по крайней мере, с внешней стороны - есть отношение человека к вещам. Человек при помощи одной вещи изменяет другую. То же можно сказать о потреблении: это тоже отношение человека к вещам. Человек использует ту или иную потребительную ценность для удовлетворения той или иной своей потребности. Совершенно иное дело - распределение и обмен. Они всегда представляют собой не только действия с вещами, но и отношения между людьми. Эти отношения носят название экономических, или социально-экономических. Другое название, которое ввели К. Маркс и Ф. Энгельс - производственные отношения. Применение марксистской литературе для обозначения социально-экономических отношений прилагательного "производственные" и часто встречавшееся в ней определении "производственных отношений" как отношений в процессе производства иногда имело следствием неверное понимание данного термина.Люди нередко, а теперь чаще всего трудятся совместно. Работники кооперируют свои усилия: совместно изменяют предмет труда или последний поочередно переходит из одних рук в другие, каждый раз подвергаясь все новой и новой обработке. Существует определенная организация труда и люди, которые организуют и координируют трудовую деятельность и т.п. Все описанные выше и другие связи несомненно представляют собой отношения в процессе производства, являются производственными в буквальном смысле этого слова. Но они не являются социально-экономическими и тем самым производственными в том смысле слова, который вкладывали в него К. Маркс и Ф. Энгельс. Это отношения существуют не в масштабе социоисторического организма в целом, а лишь внутри существующих в нем хозяйственных ячеек. Их можно изменить, не меняя типа общества. Лучше всего их было бы назвать организационно-трудовыми отношениями.Таким образом, с одной стороны, отношения производственные в буквальном, житейском смысле не есть отношения производственные в марксовом значении. А с другой, отношения производственные в последнем смысле ни один человек, не изучавший политэкономии, никак не отнесет к числу производственных. Ведь это же отношения распределения в обмена, которые, как это представляется обычному человеку, явно относятся к иной сфере, чем производство. И тем не менее эти отношения безусловно являются производственными. Кроме столь привычного обыденного смысла слова "производства" - непосредственный процесс создания вещей - существует и иное его значение - производство в широком смысле, производство как единство собственно производства, распределения и потребления. Именно отношения распределения и обмена, или, что то же самое, социально-экономические отношения собственности и образуют внутреннюю структуру процесса производства в широком смысле слова. Без производства в широком значение слова нет и не может быть производства в узком смысле, собственно производства. И отношений распределения и обмена - единственные экономические отношения. Никаких других экономических отношений, кроме них, не существует.После первичного распределения в большинстве случаев происходит собственно распределение как особый процесс, отличный от процесса собственно производства. Раб получает содержание - пищу, одежду, рабовладелец - доход. Капиталист получает прибыль, рабочий - заработную плату. Это - вторичное распределение.В идеале за распределением, в результате которого каждый член общества получает в собственность, распоряжение или пользование причитающуюся ему долю общественного продукта, должно наступить потребление этого продукта. Так как продукт исчезает, то он должен быть воспроизведен. Процесс производства, как мы помним, есть процесс постоянного воспроизводства. В некоторых обществах, действительно, собственно производством, распределением и потреблением исчерпываются все действия с общественным продуктом. В таких обществах никаких других социально-экономических отношений, кроме отношений распределения, которые одновременно являются и экономическими отношениями собственности, не существует. Однако в большинстве обществ к этим действиям прибавляется обмен и, соответственно, отношения обмена, которые могут приобретать самые разнообразные формы. Вопреки мнению значительного числа экономистов, товарообмен - всего лишь одна из многих форм обмена. Кроме обмена товарами существовал обмен дарам (дарообмен), помощью (помогообмен) и т.п. Отношения обмена могут существовать рядом с отношениями распределения, образуя особую сферу, отличную от сферы распределения. Но при капитализме, например, распределение происходит в форме обмена. Получение рабочим заработной платы есть акт распределения. Но он же представляет собой заключительный момент акта товарообмена между капиталистом и рабочим. Во многих обществах наряду с распределением и обменом существует также еще и перераспределение, принимающее самые разнообразные формы. К числу отношений перераспределения, входящих в систему социально-экономических отношений того или иного общества, относятся некоторые формы и методы эксплуатации, оплата различного рода личных услуг и т.п. Что же касается налогов, то они в разных обществах играют различную роль: в социоисторических организмах одного типа они принадлежат к числу отношений распределения (пример - рента-налог в обществах с азиатским способом производства), в других - к отношениям перераспределения (например, налоги при классическом капитализме).



Вопрос№46.Ординалистский : подход представители кембриджской школы обратили внимание, что ценность одного и того же блага зависит не только от его количества, но также от ассортиментного набора, в котором это благо находится (одно и то же количество хлеба может иметь весьма различную ценность в зависимости от того, в каком наборе оно находится). Эта идея привела к тому, что понятие полезность лучше применять не к отдельному благу, а к определенному потребительскому набору. Причем одну и ту же степень полезности могут иметь различные потребительские наборы.От потребителя требуется только умение сравнить два набора благ и выбрать, который из них предпочтительней, причем неважно, на сколько. По отношению к любому заданному набору потребитель может разделить все возможные потребительские наборы на 3 части:1)Наборы, которые предпочтительнее данного.2)Наборы, которые менее предпочтительны, чем данный.3)Наборы, которые обладают той же самой полезностью – эквивалентные (безразличные).

Этих двух предположений (о наборах и о сравнениях) оказывается достаточно, чтобы построить непротиворечивую теорию потребительского выбора. Эту теорию разработал Дж. Хикс – первый нобелевский лауреат по экономике.


Для того чтобы математические выводы были более строгими, вводятся предположения:1)Каждое благо неограниченно делимо.2)Каждому потребительскому набору мы можем сопоставить уровень полезности (для любого товарного набора мы всегда можем найти кривую безразличия).Кривые безразличия имеют некоторые свойства:1) Кривые безразличия не могут иметь другие формы.2)Для любого потребителя в каждый данный момент времени кривые безразличия не могут пересекаться.Вывод: в каждый данный момент времени мы будем считать, что потребитель имеет систему предпочтений. Это означает, что он как бы упорядочил (проранжировал все товарные наборы с точки зрения их полезности) все пространство товаров. Если мы рассмотрим область потребительского выбора, то мы увидим, что она равномерно наполнена кривыми безразличия. Чем дальше она от начала координат, тем выше полезность. Стремление потребителя заключается в том, чтобы достичь как можно более дальней точки. При движении по кривой безразличия происходит эквивалентное замещение одного товара другим при той же полезности набора. В действительности пространство товаров N-мерное. Тогда будет не кривая безразличия, а поверхность безразличия.ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ:Условие задачи:

Свойства:

2. Пусть эта функция в каждой точке, по крайней мере, дважды дифференцируема по каждому аргументу.

Это неоклассическая функция.

Пример: , где > 0, < 1



Общее положение: для описания поведения потребителя можно использовать особую функцию с перечисленными свойствами (неоклассическая функция потребления).Экономический смысл : мы рассматриваем пространство товаров, в котором мы можем рассмотреть различные уровни полезности (C – значение полезности). q i > 0 означает, что все товары необходимы. Свойство 2a показывает, как изменится полезность набора, если увеличить на единицу количество одного из благ – предельная полезность (U j ). В свойство 2b показывает: если в одном наборе мы последовательно наращиваем количество одного из благ, то предельная полезность уменьшается – закон Госсена.Отныне мы можем считать, что каждый потребитель имеет собственную функцию полезности. С помощью этой функции он может определить полезность любого уровня благ. Если C – число, то возвращаемся к количественному подходу. Если C нельзя определить до числа, то остаемся в рамках порядкового подхода. Количественный и порядковый подход не противоречивы.АНАЛИЗ КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ: Требуется определить, как происходит эквивалентное замещение одного блага другим? Условие задачи: Пусть изменяется количество блага q 1 . Необходимо определить, насколько должно измениться количество q 2 , чтобы общая полезность набора не уменьшилась (q 2 – ?).

Решение задачи:

Мерой эквивалентной замены 2-х благ в потреблении является специальный показатель: – интервальная норма взаимной замены. Интервальная норма взаимной замены показывает, на сколько единиц нужно уменьшить потребление второго товара при увеличении первого товара на единицу при условии, что общая полезность неизменна. При последовательном увеличении количества одного и того же товара в наборе нам будет требоваться все меньшее количество второго товара для поддержания уровня полезности. Из этого следует два вывода:1)Ценность каждой единицы блага зависит от количества данного блага и от количества других благ, причем, чем больше данного блага в наборе, тем меньше ценность каждой последующей единицы и наоборот.2)Так как ценность благ существенно зависит от их количества, показатель интервальной нормы эквивалентной замены является очень грубым измерителем. Правильнее было бы измерять возможности эквивалентной замены благ в каждой точке кривой безразличия.


О возможностях эквивалентной замены благ можно судить по показателю предельной нормы замещения. Видно, что MRS двух благ должна быть каким–то образом связана с величиной предельной полезности. Рассмотрим некоторую неоклассическую функцию U(q 1 , q 2). Известна формула Эйлера:


Экономический смысл: если q 1 растёт, то MRS падает, а U 1 стремится к 0 и U 2 стремится к бесконечности Þ U 1 /U 2 ® 0. Общая тенденция: q 1 растет ÞU 1 падает Þ MRS быстро падает.БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ.Условие задачи: R – бюджет потребителя – количество денег, которым он обладает. Пусть известны цены товаров . Запишем условие полного расходования бюджета потребителя. Пусть потребитель приобрел набор q 1 и q 2 .

Требуется найти все комбинации товаров, которые потребитель может приобрести при данном бюджете и данных ценах.

Решение задачи:


Экономический смысл: рассмотрим различные наборы товаров, которые потребитель желает приобрести: набор А – может пробрести; набор D – может; B – нет. Бюджетное ограничение делит все пространство на 3 части.

Свойства:

1. Наклон бюджетной линии определяется соотношением цен. 

2. Если изменится бюджетная линия, например первый товар подешевеет при ceteris paribus, при этом же бюджете потребитель сможет купить больше Þ tg увеличится.

3. Если цены на товары неизменны, а R увеличится, бюджетная линия изменится, так что произойдет параллельный сдвиг прямой, угол останется тот же.СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТАТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ .Существуют 2 модели:1)Статическая модель – исследуют по методу при прочих равных условиях. Такой метод называется сравнительная статика.2)Динамическая модель – при этом применяется несколько управляющих элементов. Исследование динамики – очень сложный вопрос.Условие задачи: Дана неоклассическая задача потребления, т.е. известны потребительские предпочтения, заданы потребительский бюджет и система цен. Определить оптимальный план закупок для данного потребителя

Решение: Решив соответствующую задачу получим график:

Что влияет на объем закупок отдельного товара q j ? Предпочтения не меняются. Тогда, в общем виде: – функция от (N+1) переменных.Спрос на отдельно взятый товар – функция от цен и дохода – это функция покупательского спроса.Метод сравнения статики заключается в следующем: берем один из аргументов, остальные считаем заданными: .Рассмотрим влияние изменения дохода на покупательский спрос .


Давайте рассматривать непрерывное изменение дохода. Тогда мы много раз решаем неоклассическую задачу и находим точки равновесия.


Эта линия содержит точки равновесия, она называется «доход–потребление». Это ГМТ равновесия, полученных при решении задач при различных уровнях дохода. Каждая точка этой линии дает оптимальный покупательский набор для заданного значения дохода. Она также называется «кривая Энгеля».Что можно сказать про соотношение q 1 и q 2 ?При R 1 закупки примерно в одинаковой пропорции. До R 2 – некоторое предпочтение q 1 . Начиная с R 2 потребитель практически перестает потреблять q 2 , т.е. происходит насыщение товаром q 2 .Если доход увеличивается на единицу и при этом стали потреблять q 1 больше, чем q 2 , то q 1 ценнее. Ценность товара имеет относительное значение и в существенной мере определяется уже достигнутым уровнем потребления.

Можно построить другой график:


Задача Энгеля в интерпретации Торнквиста: необходимо рассмотреть всевозможные зависимости вида и определить характерный вид кривых Энгеля по группам товаров.Торнквист вывел, что все товары можно грубо разделить на 3 группы:1)nовары первой необходимости;2)в точке А – переключение спроса, т.е., начиная с уровня R A , товары первой необходимости перестают доминировать в его потребительской корзине (этот порог часто отождествил с уровнем бедности);3)предметы роскоши. Их потребление начинается на достаточно высоком уровне R и уже неограниченно. В точке B предмет роскоши начинает превалировать над (2).

Вопрос№50 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ.Пожалуй, самой простой формой представления производства является модель «чёрного ящика».


F – это земля, капитал, труд, предпринимательская способность. Но иногда удобнее рассматривать только один фактор, т.е. остальные не имеют значения. Функция может быть:1)однофакторная и однопродуктовая;2)однопродуктовая и многофакторная;3)многопродуктовая и многофакторная;Производственная функция , если задана, описывает некоторую технологию. Если задана технология, значит, есть производственная функция. Если технология задана и если мы знаем затраты F , мы можем легко вычислить выпуск Q .Конечно, существуют различные технологии, однако далее мы рассматриваем только эффективные технологии. Эффективная технология – наиболее производительная из существующих. Заданный объем выпуска – меньше ресурсов; задан объем ресурсов – больше выпуска.Из всевозможных производственных функций основное внимание уделяется функциям с неоклассическими свойствами:

2. Функция должна быть дважды дифференцируема;

3. – предельный продукт фактора (MPF );

4. – убывающая отдача дополнительных затрат фактора.


ОДНОФАКТОРНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ.

Рассмотрим однофакторную производственную функцию при условии нехватки труда. Остальные условия мы берем неизменными. Исследуем, как будет увеличиваться выпуск продукции в зависимости от труда.

На графике А – точка перегиба.Затраты от 0 до F A дают по сравнению с предыдущей большую отдачу. Вторая производная больше 0. После F A – постоянно уменьшающаяся отдача. В точке D полное насыщение производства. Это график стандартной технологии .

Условие задачи:Пусть: – средний продукт (средняя производительность фактора)

; показатель предельной производительности. МР показывает, насколько увеличится производство при затрате последней единицы фактора.

Пояснения к рисунку.

Каждая единица фактора имеет разную отдачу. Показатель AP характеризует отдачу от всех затрат, но очень важно знать тенденцию, т.е. как будет изменяться выпуск в зависимости от каждой следующей единицы затрат фактора. Об этом нам говорит MP .

Рассмотрим характеристики стандартной технологии с точки зрения последовательных затрат фактора. На интервале (1) каждая последовательная единица фактора дает нам все большую отдачу, следовательно, предельная производительность растет, а с ней растет и AP , вплоть до точки А

На участке (2) каждая последующая единица дает все меньшую отдачу, но, тем не менее, отдача каждой следующей единицы все еще выше, чем средняя отдача всех предшествующих затрат, следовательно, АР растет, вплоть до точки В.

Отдача от дополнительной единицы факторов в точке В равна отдаче от всех предшествующих затрат, следовательно, АР = МР .На участке (3) каждая дополнительная единица фактора дает меньше отдачи, чем в среднем все предшествующие, поэтому понижение МР ведет к снижению АР до точки D. После точки D новые затраты фактора дают нулевой эффект.

Свойства графика:1) Максимальная отдача – в точке А.2) Максимальная средняя отдача – в точке В.3) Максимальный выпуск продукции – в точке D.

– если затраты фактора увеличить в n раз.Мы анализируем «эффект масштаба производства». Нам надо сравнить n и m.Если затраты F увеличить в n раз, а производство увеличится меньше, чем в n раз (mn, то имеем экономию от масштаба – положительный эффект масштаба производства. Оптимальные размеры производства с точки зрения технологии связаны с эффектом масштаба. Для стандартной технологии положительный эффект масштаба производства, оптимальный режим, дальнейшее расширение – потери от масштаба.ОДНОПРОДУКТОВАЯ ДВУХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ. Для данной технологии требуется рассмотреть все возможные значения выпуска в зависимости от затрат ресурсов.Получаем семейство изоквант для данной технологии . В идеале мы должны считать, что изокванты непрерывны. Для одной и той же технологии изокванты не пересекаются. Для неоклассической производственной функции изокванты не пересекают оси координат. Чем больше выпуск Q, тем изокванта дальше от начала координат. Если мы движемся по изокванте, мы можем рассмотреть возможности взаимной замены ресурсов при постоянном выпуске Q в условиях данной технологии.


– интервальная норма замещения.

– очень маленькое приращение в окрестностях одной точки.

Предельная норма технического замещение (MRTS) показывает возможности замещения ресурсов в каждой точке.Показатель MRTS должен быть связан с МР:

Виды изоквант:1)Ресурсы абсолютно взаимодополняемые – изокванта2)Ресурсы абсолютно взаимозаменяемы – изокванта 3) Все остальные случаи (например, 3) промежуточные ситуации (изокванты неоклассических производственных функций).

Для теории производства вид изокванты имеет большее значение. Поэтому важно найти характеристику, которая показывает степень изогнутости изокванты. Мы можем измерить эластичность взаимной замены факторов, а именно, соотношение факторов хотелось бы представить как функцию .Эластичность этой функции будет показывать, на сколько процентов изменится K/L, если MRTS изменится на 1%.

Налоги являются основным но не единственным источником финансирования расходов связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономии страны. Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга. Погашение государственного долга производится за счет...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ЛЕКЦИЯ 12

Количество часов 2

ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

  1. Сущность и функции государственного кредита.
  2. Формы государственного кредита и классификация государственных займов.
  3. Государственный внутренний и внешний долг.
  4. Система управления государственным кредитом.

5. Государство как кредитор и гарант.


1. Сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Классическая форма кредитных отношений – когда государство выступает в качестве заемщика средств.

В случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Кредитные отношения, при которых государство выступает в качестве заемщика и кредитора, сразу влияют на величину централизованных денежных фондов.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет доходов бюджета. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, организаций и предприятий органы власти прибегаю к помощи государственного кредита.

Возможность мобилизации денежных средств вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов. Как один из видов кредита, государственный кредит обладает свойствами: возвратность и платность.

Особенности государственного кредита:

  1. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
  2. На региональном и местном уровне государственный кредит имеет четкую целевую направленность (например, займы на строительство новой дороги или жилого массива).
  3. Средства привлекаются на определенный срок. Например, Закон РФ «О государственном внутреннем долге РФ» предусматривает, что любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Сущность кредита проявляется в его функциях.

1. Распределительная функция . Через эту функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. В случае производительного вложения капитала построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. В этом случае усиления налогового бремени не происходит.

2. Регулирующая функция . Вступая в кредитные отношения, государство воздействует а состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции путем гарантирования государством кредитов. Гарантия состоит в погашении задолженности банкам по кредитам.

3. Контрольная функция . Особенности:

  1. тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда средств;
  2. охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
  3. осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата, своевременность уплаты процентов.

  1. Формы государственного кредита и классификация государственных займов

Выбор конкретной формы государственной задолженности определяется способом привлечения средств. Если заимствования предоставляются иностранными государствами, международными финансовыми организациями, то они оформляются в виде кредитов. Кредитами оформляется задолженность правительства перед центральными банками. Важным способом привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита является выпуск государственных займов, размещаемых на внутреннем и международном финансовом рынках.

Государственные займы – это основная форма государственного кредита, представляющая кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве заемщика.

Государственные займы классифицируются по следующим признакам:

  1. В зависимости от происхождения кредитных средств государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
  2. С учетом субъектов кредитных отношений займы подразделяются на федеральные, региональные и муниципальные. В отличие от федеральных, местные займы обычно имеют четкую адресную направленность и выпускаются для решения конкретных программ.
  3. В зависимости от инвестора займы классифицируются на:
  • размещаемые среди населения – Государственный внутренний заем 1992 г.;
  • реализуемые среди юридических лиц – Государственный внутренний заем 1991 г., казначейские векселя;
  • универсальные, подлежащие распространению как среди населения, так и среди юридических лиц, - Государственные краткосрочные обязательства (ГКО).
  1. По сфере обращения на рынке займы бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они, как правило, выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются в развитых странах для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.
  2. С учетом срока привлечения средств займы подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет). Краткосрочные займы используются для финансирования текущих расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти – муниципальные.
  3. В зависимости от характера выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на процентные, выигрышные, с нулевым купоном.

Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат). Примером процентных долговых обязательств являются государственные краткосрочные обязательства.

Выплаты дохода по выигрышным облигациям осуществляются на основе тиражей выигрышей в момент погашения облигаций.

Заемные краткосрочные инструменты государства не имеют купонов. Они выпускаются по номиналу, а продаются со скидкой с номинала. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

  1. По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения обязательств займы подразделяются на две группы:
  • с правом досрочного погашения;
  • без права досрочного погашения.
  1. По технологии эмиссии государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах с выдачей особых свидетельств. Безоблигационные займы используются, как правило, на межправительственном уровне.
  2. По характеру погашения задолженности займы подразделяются на погашаемые единовременно и частями.

Возврат задолженности частями предусматривает три варианта:

  • погашение займа равными долями в течение определенного срока;
  • возвращение задолженности возрастающими долями. Данный вариант следует применять в случаях предполагаемого увеличения доходов заемщика в связи с подъемом его деловой активности или ввода в действие объекта, на строительство которого привлекались заемные средства и который постепенно набирает мощноть и начинает приносить все большую прибыль;
  • погашение займа снижающимися долями. Такая система предпочтительна, когда ожидается снижение доходов заемщика или увеличение его расходов.
  1. Государственный внутренний и внешний долг

Государственный долг возникает в определенные моменты функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, когда бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией».

Основные формы долговых обязательств Российской Федерации следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий Российской федерацией, договора поручителей Российской федерации; переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг Российской Федерации; соглашения и договора Российской Федерации о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств.

В настоящих условиях государственный долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономии страны.

Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга.

Погашение государственного долга производится за счет доходов государственного бюджета – налогов. Связь займов с налогами проявляется тогда, когда приходит время платить проценты и погашать долги. Однако в условиях огромной государственной задолженности эти доходы оказываются недостаточными, и для погашения долга, как правило, выпускаются новые государственные займы. Государственный долг погашается через казначейства и банки путем выкупа облигаций на фондовой бирже или непосредственно у кредиторов, проведением тиражей погашения, иногда в форме аннуитетов, т.е. ежегодных платежей, включающих проценты и соответствующую часть капитальной суммы долга.

В зависимости от рынка размещения, валюты займа и некоторых других характеристик государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, которые имеют существенные социальные отличия.

В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте. Держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами.

К внутреннему долгу относят кредиты, полученные от национальных банков, государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещаемые на национальном рынке, а также государственные гарантии. Государственные внутренний долг обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет, вновь возникших задолженностей и долговых обязательств бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. Он может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска государственных ценных бумаг и других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о внутреннем долге РФ, являлся Закон «О внутреннем государственном долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 г. Этим законом определялись понятие, состав государственного внутреннего долга, принципы управления им и контроля за его состоянием, устанавливается порядок его обслуживания.

Необходимость перехода к рыночным методам регулирования государственного долга и финансирования бюджета из неинфляционных источников обусловила появление государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги представляют собой совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., которые эмитируются центральным правительством, местными органами власти, организациями и учреждениями. Находящимися в государственной собственности и привлекают временно свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования.

Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

Государство устанавливает нарицательную стоимость облигации. Она обозначена на облигации и выражает денежную сумму. Предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации могут продаваться по курсовой цене, которая отклоняется от номинальной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу относится:

  • величина дохода, выплачиваемая по займу;
  • уровень ссудного процента;
  • время покупки облигаций;
  • степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумагами;
  • степень доверия населения правительству.

Целями выпуска государственных ценных бумаг являются:

  • финансирование текущего бюджетного дефицита;
  • погашение ранее выпущенных размещенных займов;
  • обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;
  • финансирование целевых программ;
  • финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющих общенациональное социально-экономическое значение.

В рамках одного финансового года могут возникать короткие разрывы между поступлением государственных доходов и осуществлением расходов. Это может быть связано с тем, что основная масса поступлений в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уплаты и подачи налоговой отчетности. В это время бюджетные расходы осуществляются более или менее равномерно в течение всего бюджетного года. Для покрытия этого разрыва государство может прибегать к выпуску краткосрочных ценных бумаг также в целях кассового исполнения бюджета. Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем, самым причину кассовой несбалансированности бюджета.

Рынок государственных долговых обязательств в РФ в начале 90-х годов 20 века поначалу представлял собой не более чем экспериментальные шаги по поиску новых прогрессивных форм финансирования бюджетного дефицита.

Эмиссия государственных долговых обязательств РФ стала осуществляться с 1990 года.

  1. Государственный Российский республиканский внутренний 5%-й заем 1990 г. Эти ценные бумаги были выпущены достоинством 5 000, 10 000, 25 000 и 100 000 руб. Срок действия - 16 лет с 1 января 1990 г. по 1 января 2006 г. Ежегодный доход составлял 5 %. Предполагалось, что выкуп этих облигаций будет производиться начиная с 1 января 1996 г. в течение 10 лет на основе ежегодных тиражей погашения.

Облигаций этого займа было размещено на 500 млн. руб. Большое количество облигаций было реализовано коммерческим банкам, т.к. они имели право учитывать их в качестве обязательных резервов в ЦБ РФ. После отмены Центральным банком этого положения (28 февраля 1991г.) спрос на облигации резко упал, и значительная часть их оказалась непроданной.

Обслуживание этого займа осуществляется через Банк Москвы.

2. В 1993 г. началась эмиссия государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО).

Эмиссия ГКО осуществлялась периодически в виде отдельных выпусков сроком 3,6 и 12 месяцев. Номинальная стоимость ГКО составляла 1 млн. руб. Облигации продавались со скидкой от номинала – дисконтом и размещались сначала только среди юридических лиц, а затем среди и физических лиц. Погашение ГКО проводилось по номиналу.

Осенью 1993 г. было принято решение о выпуске новой ценной бумаги - золотых сертификатов (ЗС), который явился самой дорогой ценной бумагой. Ее номинал – 10 кг золота пробы 0,999. Рублевый же номинал зависел от цены золота на фондовой бирже цветных металлов и курса доллара США к рублю на валютной бирже.

К середине 1995 г. на рынке ценных бумаг был принят новый долговой инструмент со сроком обращения более одного года – облигации федерального займа (ОФЗ). ОФЗ имели номинальную стоимость 1 млн.руб. и явились именными купонными среднесрочными ценными бумагами. Владелец облигации имел право на получение суммы основного долга, соответствующей номинальной стоимости облигации, а также на получение купонного дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости.

Значительную проблему для определения внутреннего долга представляет принятый в 1995 г. Федеральный закон «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». По этому закону государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами РФ путем помещения денежных средств во вклады в Сбербанк РФ в период до 20 июня 1991 г., во вклады в организации государственного страхования по договорным видам личного страхования до 1 января 1992 г., в государственные ценные бумаги, размещение которых проводилось на территории РСФСР до 1 января 1992 г. Согласно второй статье данного закона государственные сбережения граждан признаются государственным долгом. Эта задолженность составляет 300 млрд.руб.

Верхний предел внутреннего государственного долга устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Государственный внешний долг формируется за счет государственных внешних заимствований. К их числу относятся привлекаемые из иностранных источников кредиты (займы). По которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика или гаранта.

Предельные объемы государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.

Правительство вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного Законом о федеральном бюджете. Если при этом оно осуществляет реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание.

Реструктуризация государственного долга представляет собой погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. Она может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга.

Перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году отражается в Программе государственных внешних заимствований РФ.

Правительство РФ имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в программу государственных внешних заимствований, не включенных в Программу, если указанные внешние заимствования осуществляется в процессе реструктуризации государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание в рамках установленного его предельного объема.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

По состоянию на

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.

всего

в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Росийской Федерации

01.01.1993

3,57

0,08

01.01.1994

15,64

0,33

01.01.1995

88,06

2,14

01.01.1996

187,74

7,46

01.01.1997

364,46

17,24

01.01.1998

490,92

3,47

01.01.1999

529,94

0,88

01.01.2000

578,23

0,82

01.01.2001

557,42

1,02

01.01.2002

533,51

0,02

01.01.2003

679,91

8,62

01.01.2004

682,02

5,58

01.01.2005

778,47

12,93

01.01.2006

875,43

18,86

01.01.2007

1064,88

31,23

01.01.2008

1301,15

46,68

01.01.2009

1499,82

72,49

01.01.2010

2094,73

251,36

01.01.2011

2940,39

472,25

01.01.2012

4190,55

637,33

01.01.2013

4977,90

906,6

01.01.2014

5722,24

1289,85

Состояние внешнего долга в РФ

В конце 1991 г. с распадом СССР появилась проблема раздела внешнего долга, который по состоянию на 1 января 1992 года был равен 65,1 млрд. долл. (без учета невыплаченных процентов и долгов СССР в неконвертируемой валюте). Этот объем внешней задолженности вывел бывший СССР на пятую позицию после Бразилии, Мексики, Индонезии и Индии в списке стран – крупнейших должников. Из общей суммы задолженности приходилось на государственные обязательства, а 26 млрд. долл. Были предоставлены СССР частными банками – кредиторами.

29 октября 1991 г. 12 из 15 республик, за исключением балтийских республик и Грузии, подписали Меморандум о взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР и его правопреемников. В подписании участвовали и представители «большой семерки».

В соответствии с меморандумом доля России в совокупном внешнем долге составила 61,34 % от его величины.

В конце 1992 года в виду неплатежей со стороны государств бывшего СССР, Россия выступила с инициативой взять всю ответственность перед кредиторами на себя, а вопросы с республиками решать самостоятельно. Двустороннее соглашение о «нулевом варианте» предусматривало передачу России всех внешних долгов второй договаривающейся стороной с одновременным отказом последней от соответствующей доли активов и собственности бывшего СССР за рубежом.

Данное соглашение способствовало переоформлению соглашений с кредиторами бывшего СССР. В апреле 1993 г. западная сторона официально признала Россию единственным государством, ответственным по долгам бывшего СССР.

С 1992г. Россия является членом основных международных финансовых организаций – МВФ, МБРР, МФК (Международная финансовая корпорация). Именно в этом году использование иностранных кредитов достигло своей вершины. В итоге внешняя задолженность России к началу 1993 года возросла примерно на 85 млрд. долл.

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 февраля 2014 года

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

55 750,9

40 855,1

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации

161,4

118,3

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 026,2

752,0

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

948,1

694,8

Коммерческая задолженность бывшего СССР***

22,3

16,3

Задолженность перед международными финансовыми организациями

1 527,7

1 119,5

Задолженность по внешним облигационным займам

40 660,7

29 796,8

Внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 465,6

Внешний облигационный заем с погашением в 2017 году

2 000,0

1 465,6

Внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 540,2

Внешний облигационный заем с погашением в 2019 году

1 500,0

1 099,2

Внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 564,9

Внешний облигационный займ с погашением в 2020 году

1 023,4

750,0

Внешний облигационный заем с погашением в 2022 году

2 000,0

1 465,6

Внешний облигационный заем с погашением в 2023 году

3 000,0

2 198,5

Внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

2 499,9

1 832,0

Внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

15 171,0

11 117,5

Внешний облигационный заем с погашением в 2042 году

3 000,0

2 198,5

Внешний облигационный заем с погашением в 2043 году

1 500,0

1 099,2

Задолженность по ОВГВЗ

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

11 399,0

8 353,4

4. Система управления государственным кредитом

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки за кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления США и стран Европейского Союза как одна из наиболее актуальных задач. В частности, страны-члены ЕС уже договорились, что в единой Европе государственная задолженность не должна превышать 60% ВВП. Однако открытым остается вопрос об экономических санкциях для нарушителей.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

  • минимизация стоимости долга для заемщика;
  • недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса.

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для бюджета дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.

Обслуживание государственного долга предполагает осуществление мероприятий по размещению долговых обязательств, выплату доходов по ним, погашение долга полностью или частично. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

В условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к разным способам регулирования долга.

Рефинансирование – это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия – изменение доходности займов.

Консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения или сокращения. Она предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения.

Унификация займов – объединение нескольких займов в один, когда облигации уже выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

Цель – уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без нее.

Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Она проводится по соглашению с кредиторами.


5. Государство как кредитор и гарант

Бюджетный кодекс РФ разграничивает бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит определяется как «форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на штрафной и возмездной основах». Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

  1. бюджетные учреждения. Бюджетный кодекс РФ (ст. 118) предусматривает, что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов;
  2. государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  3. юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями;
  4. органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов;

В соответствии со ст. 76 БК бюджетный кредит юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями , может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения обязательства по возврату кредиту. Способами обеспечения могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита.

Обязательное условие предоставления бюджетного кредита — проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика. Цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления определяются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

Субъектам РФ беспроцентные бюджетные ссуды из федерального бюджета могут быть предоставлены в пределах финансового года на покрытие:

временных кассовых разрывов , возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ;

временных кассовых разрывов, возникающих в бюджетах субъектов РФ в связи с несовпадениями сроков возврата заемщиками средств в региональные фонды государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов по ранее предоставленным ссудам и сроков закупки и доставки грузов в указанные районы и местности.

В отличие от Федерации субъекты РФ продолжают в настоящее время активно использовать бюджетные кредиты для поддержки различных отраслей экономики.

Бюджетное кредитование осуществляется при условии взимания процентов за пользование бюджетными средствами исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент предоставления кредита, но не менее 1/4 этой ставки.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 122) государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором.

Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ.

В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х — первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, говорит объем задолженности иностранных заемщиков на конец 80-х годов перед СССР — 90 млрд руб. (по курсу Госбанка СССР тех лет 1 доллар равнялся 0,67 руб.).

Для облегчения взимания долгов ведущие страны-кредиторы объединились в Парижский клуб кредиторов.

Вступление России в члены Парижского клуба (клуба кредиторов) означало новый этап построения ее взаимоотношений с должниками (меморандум о вступлении России был подписан 22 сентября 1997 г.).

При расчетах с должниками РФ использует различные формы погашения долга. В частности, большое распространение получила поставка товаров в счет погашения государственных кредитов, предоставленных СССР и РФ. По товарам, ввозимым в РФ в этих целях, установлены налоговые льготы.

Экономический рост, наблюдавшийся в РФ в 2000—2002 гг., позволил увеличить в 2003 г. объем предоставляемых зарубежным странам кредитов. Закон о федеральном бюджете на 20.... г. предусматривает кредитование стран дальнего зарубежья в размере

Практически все кредиты являются связанными, т.е. они предназначаются для финансирования поставок и услуг российских предприятий и таким образом способствуют развитию производственной базы в самой России. Среди головных компаний, которые получат кредиты, — «Атомстройэкспорт», «Сельхозпромэкспорт», «Зарубеж-нефть».

Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ или субъект РФ — гараж дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника но гарантированному им обязательству. Однако гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг РФ, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта (БК РФ, ст. 115).

Общая сумма гарантий РФ в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга, а в иностранной валюте — в состав государственного внешнего долга. При предоставлении гарантии обязательно проверяется финансовое состояние ее получателя (БКРФ, ст. 116).

Законом о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень предоставляемых отдельным субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов соответствующего бюджета.

РФ может выступать гарантом по обязательствам субъектов РФ, а также юридических лиц. Юридическим лицам государственные гарантии могут предоставляться под высокоэффективные инвестиционные проекты.

Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В Законе «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», принятом в 1995 г. (№ 68-ФЗ), еще раз подчеркивается, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных сбережений, созданных гражданами РФ путем помещения денежных средств:

на вклады в организации государственного страхования РФ по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г.

Примером государственных гарантий задолженности коммерческих структур по облигациям является гарантия облигаций РАО «Высокоскоростные магистрали», которое само не смогло выполнить свои обязательства, и в соответствии с гарантиями они были переданы для исполнения Минфину РФ.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

6119. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 15.23 KB
Ознакомить с сущностью государственного кредита формами и методами кредитования государством; основными направлениями управления государственным долгом Задачи: изучить сущность государственного кредита его формы и методы значение международного кредита и понятие государственного долга
20968. Прибыль как экономическая категория, её формирование и использование 84.93 KB
Направления использования прибыли предприятия. Достижение главной цели - максимизации прибыли возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности торгового предприятия. Результативность этого хозяйствования находит свое отражение в достижении соответствующей себестоимости производства и реализации продукции а также в получении дохода и прибыли. Любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли.
8522. Государственный кредит в системе бюджетных отношений 28.27 KB
Объем каждого выпуска определяется Минфином России исходя из предельного объема эмиссии этих облигаций установленного Правительством РФ на соответствующий год. Владелец облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга номинальной стоимости а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента начисляемого на номинальную стоимость облигаций. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является Банк России. Процентная ставка купонного дохода может быть фиксированной на...
9288. Экономическая категория страхования, его необходимость, функции и роль в современном обществе 11.14 KB
Экономическая категория страхования его необходимость функции и роль в современном обществе. В то же время для страхования характерны экономические отношения связанные только с перераспределением доходов и накоплений для возмещения материальных и иных потерь. Можно выделить следующие признаки характеризующие экономическую категорию страхования...
4727. Государственный долг и государственный бюджет 37.57 KB
Сущность принципы функции государственного бюджета. Структура государственного бюджета и его сбалансированности. Пути преодоления дефицита бюджета. Современное состояние бюджета РФ.
13233. ПОЛ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ 74.99 KB
Данная проблема волнует многих современных учёных-психологовˌ и социологов, таких как Т.В. Бендас1, Ш. Берн2, Д. Майерс3, И.С. Кон4, О.А. Воронина5, И.С. Клецина6, Е.П. Ильин7 и другие. Литература, посвященная исследованию проблемы пола, в философии весьма обширна и характеризуется разносторонностью. Проблема пола является важной проблемой современной культуры в целом и современного гуманитарного знания в частности.
12916. Количество как логическая категория 34.57 KB
И если такая безотчетность в гуманитарной области легче сходит с рук, чем в точных исследованиях, где она быстро приводит к парадоксам, то это отнюдь не благо, как не является благом размытая симптоматика запущенной болезни. Когда сложный феномен, определение которого нуждается в особо тонкой разработке методологического инструментария, покрывается вместо этого иррационалистически-поэтическим флером
283. Категория рода имени существительного 6.84 KB
Род существительных – лексико-грамматическая категория, проявляющаяся в способности существительных сочетаться с определенными для каждой родовой разновидности формами согласуемых слов. В русском языке род имен существительных определяется по двум основаниям
11026. Практика технического обслуживания (Модуль 7 категория В2 по Part-66) 19.56 MB
В учебном пособии изложена теоретическая часть модуля 7 категории В2 по Part-66, которая является неотъемлемой частью при прохождении практических занятий по обслуживанию летательных аппаратов.
15202. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ. ИНВАЛИДНОСТЬ КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 25.1 KB
На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло 89 миллиона...

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования государственных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Государственный кредит – это особая, во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования.

Существование государственного кредита вполне закономерно, так как кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между действием закона неуклонного возрастания общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий. Он имеет добровольный характер.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера.

1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы различных групп инвесторов.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Но она имеет свои специфические особенности: тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и воз-мездность получения средств; осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

Главным способом их получения является государственный кредит.

Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.

Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях. .

С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе госбюджет перераспределяет часть национального дохода станы.

Объем доходной части бюджета ограничен уровнем налогообложения, установленном действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. Т.о. в сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств.

В периоды экономического кризиса (который имеет место на сегодняшний день), коренных изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите сокращается и сфера его применения сужается.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.

Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ.

Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

Из многолетней практики банковского кредитования следует, что поручительство и гарантии являются наиболее действенными способами минимизации рисков при кредитовании. Это объясняется тем, что исполнение обязательств должником обеспечивается обязательством других лиц перед кредитором, которые гарантируют это своим имуществом.

Аналогичная схема действует и в практике государственного кредита на международном уровне. Принимая государственную гарантию за третье лицо (государство или отдельное предприятие), государство фактически получает еще одного вспомогательного должника,.. на платежеспособность которого оно расчитывает.

При этом существенными условиями обязательства гаранта будут являться:

Указание, за кого оно выдано,

Пределы обязательства гаранта, т.е. сумма на которую выдана гарантия

Срок действия.

Отличительными чертами государственного кредита являются: безотзывность и непередаваемость прав по кредиту.

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приемами.

1. Через распределительную функцию государственного кре­дита осуществляется формирование централизованных денеж­ных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве за­емщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных услови­ях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования, расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравне­нию с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет по­ложительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в те­чение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее пере­ложить финансирование таких объектов на все поколения, кото­рые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников фи­нансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строя­щее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и после­дующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределитель­ной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирова­ния расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, ко­гда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирова­ния этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие на­чинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не проис­ходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, фи­нансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги ли­бо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется ре­финансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимство­ваниями государства, зависит от их срока и процентов по креди­ту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов выну­ждено направлять государство на их погашение. Чем больше ве­личина долга, тем выше доля средств, направляемая на его об­служивание при прочих равных условиях.

2. Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воз­действует на состояние денежного обращения, уровень процент­ных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и за­нятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может про­водить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая зай­мы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства фи­зических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производ­ственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолют­ное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, препода­вателей и врачей, количество наличной денежной массы в об­ращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования лик­видности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода опе­рации получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог вы­соко ликвидных государственных ценных бумаг стали предос­тавляться Банком России с апреля 1996 г.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, госу­дарство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного про­цента, тем более дорогим становится кредит для предпринима­телей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов со­кращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает суще­ственного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воз­действие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рын­ке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значи­тельной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость го­сударство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, вы­ступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно разви­тых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, ис­пытывающих спад, путем гарантирования государством креди­тов, предоставляемых банками согласно соответствующим про­граммам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство бе­рет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, пре­доставленным мелким предпринимателям, в случае их банкрот­ства. В большинстве промышленно развитых стран функциони­руют государственные или полугосударственные компании, ко­торые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспе­чивается ускоренное развитие определенных районов или необ­ходимых направлений экономики той или иной территории.

3. Контрольная функция государственного кредита органиче­ски вплетается в контрольную, функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особен­ностями этой категории:

1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность по­лучения средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Еще по теме 1.1. Государственный кредит как экономическая категория. Функции государственного кредита.:

  1. 9.3. Сущность кредита9.3.1. Общие требования к характеристике сущности кредита как экономической категории
  2. 9.3.1. Общие требования к характеристике сущности кредита как экономической категории
  3. Кредит как экономическая категория, его сущность, объекты и субъекты
  4. 2.СУЩНОСТЬ РЫНКА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ФУНКЦИИ РЫНКА

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об