Экономическая и социальная обстановка в стране. Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе

Выполняя важнейшие задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в наших городах и населенных пунктах, обеспечивая охрану и оборону важных государственных объектов, в том числе ядерного и оружейного комплексов страны, находясь в готовности к пресечению вооруженного конфликта в любом регионе России, внутренние войска являются гарантом безопасности и целостности государства.

На сегодняшнем занятии мы рассмотрим, какие задачи предстоит решать внутренним войскам, войскам регионального командования и воинским частям соединения в 2011 в условиях современной общественно-политической и социально-экономической обстановки.

Первый учебный вопрос (20 минут):

Общественно-политическая и социально-экономическая обстановка в Российской Федерации».

Поддержание внутренних войск МВД России в высокой степени боеготовности является непременным, условием обеспечения военной безопасности государства, а успешное решение возложенных на них задач может быть выполнено лишь при детальном анализе современной общественно-политической и социально-экономической обстановки в стране.

В частности краткую характеристику и оценку современной социально-экономической обстановки в Российской Федерации дал Президент РФ Д.А. Медведев в ежегодном Послании к Федеральному собранию 30 ноября 2010 года:

« Мы смогли стабилизировать экономику после значительного спада, и в этом году экономический рост составит около 4 процентов. Несмотря на повышение цен на продовольствие, а оно, к сожалению, произошло во всём мире, мы не допустили скачка инфляции. Задача на трёхлетнюю перспективу – снизить её до 4–5 процентов в год …

Численность безработных сейчас составляет около 5 миллионов человек, то есть она сократилась на 2 миллиона по сравнению с пиком кризиса. Это существенное достижение. Размер суверенного долга минимален. Сегодняшний уровень международных резервов России (а это около полутриллиона долларов) существенно выше, чем этот показатель в прошлом.

После беспрецедентных по своим масштабам антикризисных мер мы переходим к более сбалансированной бюджетной политике.

Реальные доходы населения за прошедшие месяцы выросли примерно на 5 процентов. На следующий год предусмотрено повышение зарплат бюджетникам. Выполняются целевые программы обеспечения жильём ветеранов и военнослужащих.

Мы находим возможности ежегодно повышать пенсии. Поставленная мной задача обеспечить всем пенсионерам доходы не ниже прожиточного минимума решена.

Отечественная атомная отрасль вернулась к серийному строительству и ежегодному вводу мощностей. Сейчас в стране строятся девять энергоблоков, при этом Россия реализует также проекты в Индии, Иране, Китае, в других странах. За три последние года заказы атомной промышленности машиностроению выросли до 10 раз, а по сравнению с 2005 годом – в 25 раз. Это хорошая цифра. Это, безусловно, и доходы для бюджета, и прямая выгода для всех работников этой отрасли.

Ещё одна тема. В мировой рейтинг (так называемый топ-500) суперкомпьютеров сегодня входят уже 11 российских систем. В следующем году производительность отечественного суперкомпьютера «Ломоносов» возрастёт более чем в 2,5 раза, и он станет одной из самых мощных вычислительных машин мира. До конца года будет полностью сформирована спутниковая группировка ГЛОНАСС, а в ближайшие два года завершится создание основных цифровых навигационных карт и начнётся применение спутниковых навигаторов системы. Возможности ГЛОНАСС теперь будет служить массовому пользователю.

Уже в следующем году цифровой доступ к пакету обязательных телеканалов будет обеспечен в большинстве приграничных регионов. Мы построим более 1000 объектов государственной сети цифрового телевещания. В текущем году мы «научили» всемирную сеть русскому языку. Это важно просто даже для нашей страны. Доменная зона «.рф» открыта и быстро набирает популярность. Я считаю, что это тоже наше достижение.

Кроме того, мы приступили к реализации новой стратегии развития российской фармацевтики. В ближайшие годы доля отечественной продукции на нашем рынке должна быть увеличена, причём увеличена радикально – с 20 до 50 процентов, а инновационных препаратов – до 60 процентов. Это повысит доступность лекарств для населения.

По сравнению с 2005 годом рождаемость в России увеличилась более чем на 21 процент. Это, кстати, замечу, один из лучших показателей в мире. Младенческая смертность сократилась на четверть. В прошлом году, впервые за 15 лет, нам удалось выйти на рост численности населения России. Во многом это, конечно, результат работы материнского капитала, национального проекта «Здоровье» и других мер социальной поддержки семей» .

Мнения экспертов по поводу развития экономической ситуации в России в 2018 году кардинально отличаются. Оптимисты разделяют точку зрения чиновников и рассчитывают на возобновление роста. Пессимисты подчеркивают уязвимость отечественной экономической модели перед внешними вызовами, что может привести к новому периоду турбулентности.

Российская экономика восстанавливается после кризиса, что отражается на улучшении макроэкономических показателей. Согласно прогнозам экспертов МВФ, экономическая ситуация в России в 2018 году сохранит положительные тенденции. Рост отечественного ВВП ускорится до 1,44%, а инфляция приблизится к отметке 4%. Кроме того, показатели безработицы будут сохраняться на уровне 5,5%. Подобные оценки совпадают с прогнозами Минэкономразвития, где ожидают возобновление устойчивого роста экономики.

Глава ведомства Максим Орешкин ожидает рост ВВП на уровне 1,5-1,7%. При этом реальные доходы населения вырастут до 2%, а рост инвестиций достигнет 2,2-3,9%. Несмотря на возобновление роста, Орешкин отмечает отставание темпов роста российской экономики, что связано с отсутствием необходимых реформ.

Также эксперты отмечают другие факторы, которые будут сдерживать развитие отечественной экономики.

Преграды отечественной экономики

Глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин отмечает факторы, которые могут ухудшить экономическую ситуацию в России в 2018 году:

  1. Российская экономика сохраняет зависимость от нефтяных котировок, что остается основным фактором нестабильности. Фактически продолжает действовать старая экономическая модель, которая продемонстрировала свою неэффективность в период кризиса.
  2. Низкая эффективность институтов государственного управления, что негативно отражается на экономических стимулах.
  3. Демографические факторы создают дисбалансы для системы пенсионного обеспечения. Количество пенсионеров на одного работающего продолжает увеличиваться, что приводит к росту дефицита Пенсионного фонда.
  4. Действующие санкции ограничивают доступ к зарубежным финансовым рынкам. В результате российская экономика лишается ресурсов для развития.

Кроме того, эксперты отмечают отток капитала, который будет ухудшать динамику отечественной экономики в среднесрочной перспективе. За первые 4 месяца 2017 года данный показатель достиг 21 млрд долл., что вдвое превышает динамику прошлого года.

В таких условиях ухудшение внешней конъюнктуры чревато новыми потрясениями для отечественной экономической модели. Без структурных реформ российская экономика не выйдет на устойчивую траекторию роста.

Структурные реформы

Представители Минфина отмечают ряд реформ, которые помогут улучшить экономическую ситуацию в 2018 году. Эксперты ведомства намерены снизить зависимость российской экономики от колебаний нефтяного рынка. Кроме того, Минфин намерен оздоровить финансовую систему и пересмотреть административную нагрузку на представителей бизнеса.

Основная цель Минфина – обеспечить устойчивый ежегодный рост экономики на уровне 3,0-3,5%. Для этого ведомство планирует изменить действующие бюджетные правила, что поможет избавить экономику от нефтяной зависимости. Ранее львиная доля поступлений от экспорта энергоресурсов направлялась на финансирование расходной части, что создавало предпосылки для экономических кризисов. Представители Минфина предлагают концентрировать данные ресурсы для ускорения экономического роста.

Кроме того, для устойчивого роста российской экономики необходимо модернизировать администрирование бизнеса и налоговую политику. При этом в Минфине планируют уменьшить нагрузку на добросовестных участников рынка и повысить собираемость налогов. Основным приоритетом Минфина остается снижение объемов теневой экономики, что значительно увеличит бюджетные поступления.

Чиновники рассчитывают значительно улучшить инвестиционный климат, что обеспечит экономику необходимыми ресурсами для развития. Также в ведомстве обеспокоены недостаточной эффективностью госуправления, что приводит к дополнительным финансовым потерям.

Несмотря на восстановление положительной динамики, эксперты не исключают возобновления кризисных явлений. Пессимистичный прогноз на 2018 год предполагает значительное ухудшение экономической ситуации.

Новое падение

Основным фактором, который может привести к реализации пессимистичного сценария, остается резкое снижение цен на нефть. Эксперты допускают обвал котировок до 40 долл./барр., что станет новым потрясением для отечественной экономики.

Несмотря на улучшение макроэкономических показателей, экономическая ситуация остается крайне уязвимой. Власти не создали фундамент для новой экономической модели, что может привести к повторению кризисных явлений. Более того, за 2015-2016 гг. чиновники использовали большую часть финансовых резервов, что существенно ограничит возможности правительства при очередном снижении цен на «черное золото».

Будущий экономический рост зависит от продления условий по сокращению нефтедобычи, подчеркивают аналитики. Кроме того, намерение Китая и Индии активнее использовать электромобили приводит к снижению спроса на нефть, что будет препятствовать восстановлению баланса на рынке. В таких условиях стоимость барреля может обвалиться до 40 долларов и сохраняться на данном уровне в течение 2018 года.

Экономическая ситуация в 2018 году будет сохранять положительную динамику. Рост ВВП достигнет 1,5%, уверены в правительстве, а инфляция замедлится до 4%. Для ускорения экономического роста необходима имплементация структурных реформ, что позволит снизить зависимость экономики России от внешних факторов.

Новый обвал цен на нефть может спровоцировать реализацию пессимистичного сценария, который предполагает новый период кризиса.

Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе.

Тяжелое экономическое наследие, доставшееся от Союза ССР, затрудняло проведение реформ в России. Все же с января 1992 ᴦ. российское правительство во главе с Е. Т. Гайдаром приступило к экономическим реформам, призванным обеспечить переход к рынку, к легитимной частной собственности. К этому времени страна находилась в крайне тяжелой ситуации. За минувший год цены выросли в 8-11 раз, валовой национальный продукт сократился на 15- 20%. На полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания.. В экономике России преобладали добывающие отрасли и военно-промышленный комплекс, процветала гигантомания, многие предприятия выпускали никому не нужную, устаревшую продукцию. Программа экономической реформы по выводу страны из кризиса включала в себя ряд мер: либерализацию цен на большинство товаров, т. е. отказ от их административного регулирования, свободу торговли и приватизацию - продажу большей части государственной собственности частным лицам. Избранный путь “шоковой терапии”, по мнению сторонников так называемой монетарной модели экономики, должен был привести к равновесию между платежеспособным спросом (предприятий и населœения) и товарным предложением. Считалось, что в итоге удастся достичь стабилизации экономики и создать необходимые условия для ее подъема. При этом оптимистические прогнозы не подтвердились. Либерализация цен привела к их росту не в 5 раз, как планировалось, а в 100 и более раз. Большинство населœения страны оказалось за чертой бедности. Выпуск необеспеченных товарной массой денег не только не прекратился, но постоянно рос. В целом за 1992 ᴦ. выпуск наличных денегувеличился по сравнению с 1990 ᴦ. в 54 раза. Надежды на достижение рыночного равновесия, сдерживание инфляции развеялись. Правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложения, свести до минимума расходы бюджета на социальные нужды и содержание армии, прибегнуть к другим непопулярным экономическим мерам. В результате усилилась социальная напряженность в обществе. Активизировалась оппозиция правительственному курсу. Оплотойее стал Съезд народных депутатов и его Верховный Совет. Разногласия возникли и в самом российском руководстве. Ряд государственных деятелœей, в частности вице-президент А. В. Руцкой, подвергли критике политику реформ, проводимую правительством Гайдара. Под давлением VII Съезда народных депутатов Ельцин согласился на отставку Гайдара, исполнявшего в то время (декабрь 1992 ᴦ.) обязанности премьер-министра. Новым премьер-министром стал В. С. Черномырдин.

Распад СССР и крах перестройки подвели черту под попытками социалистического реформаторства. Кризис во всœех сферах общества, который сопровождал возникновение суверенных государств на обломках Советского Союза, был крайне тяжелым.

В России к осœени 1991 ᴦ. положение в экономической сфере стало катастрофическим, особенно в области продовольственного обеспечения страны. Во всœех городах были введены талоны. Часто эти талоны просто нечем было отоваривать. Более чем в 60 из 89 российских регионов запасов продовольственного зерна не было вообще, а выработка муки осуществлялась за счёт немедленной (с колес) переработки поступившего зерна по импорту.

Валютные резервы были практически полностью исчерпаны, а золотой запас впервые за всœе время существования государства составлял менее 300 тонн на 1 января 1992 ᴦ. Рубль как денежная единица находился на грани гибели. Это означало, что не было смысла заниматься производственной деятельностью, потому что на рубли, заработанные от продажи, купить было ничего нельзя. Страна впадала в коллапс, реальной становилась угроза голода и холода. Что делать в этой ситуации? Теоретически было два пути:

Первый – вводить чрезвычайные меры и с помощью силы снабжать города продовольствием, но данный путь в XX в. страна уже проходила несколько раз;

Второй – либерализовать экономику через радикальные реформы.

В последние месяцы 1991 ᴦ. Президентом России Б.Н. Ельциным было сформировано правительство, состоящее из молодых реформаторов, в котором ведущую роль играл ученый-экономист Е.Т. Гайдар.
Размещено на реф.рф
Он был сторонником либеральных рыночных преобразований и взял на себя ответственность за трудные и болезненные решения по осуществлению реформы.

Реформы, предложенные Е.Т. Гайдаром, обострили большинство социальных проблем:

Начались хронические задержки выплаты заработной платы;

Появилась безработица, рост которой постоянно увеличивался;

Обострилась криминогенная обстановка в обществе;

Стал падать жизненный уровень значительной части населœения;

Стало реальностью невиданное за последние годы имущественное расслоение;

Ухудшилась демографическая ситуация (падение рождаемости, увеличение смертности); массовый характер приняла ʼʼутечка умовʼʼ за границу, где им создаются достойные условия для работы и жизни.

Трансформация социально-экономической системы проходила очень тяжело и имела отрицательную динамику с точки зрения роста внутреннего валового продукта (ВВП) до 1996 ᴦ. Первые признаки экономического роста появились в 1997 ᴦ., когда объём промышленной продукции возрос по сравнению с предыдущим годом.

Финансовый кризис 17 августа 1998 ᴦ., при всœей его тяжести и трагичности для части населœения страны, оказался позитивным фактом именно для отечественной промышленности. Рухнули финансовые пирамиды, оттягивавшие средства из реального сектора экономики, сократился избыточный импорт. Производство (в том числе в военно-промышленном комплексе) стало оживать. Благоприятной для России в 1999–2007 гᴦ. оказалась и конъюнктура на нефть на мировых рынках, что позволило существенно увеличить доходы государства. С 2000 ᴦ. ВВП имеет устойчивый, в среднем 6 %, ежегодный прирост. В данный период России удалось рассчитаться с внешними долгами. При этом еще много предстоит сделать, прежде чем экономика России станет сильной, конкурентоспособной и процветающей.

Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе." 2017, 2018.

2.1 Общее социально-экономическое положение России

В последние пять лет, с 2000 года, в России идет достаточно быстрый экономический рост. Он начался в 1999 году, однако рост социальных показателей начался на год позже. До этого был глубокий социально-экономический кризис. Причин долговременного российского кризиса, длившегося 10 лет, несколько:

первый фактор: Кризис разразился из-за неспособности планового хозяйства эффективно управлять экономикой

второй фактор: кризис был усугублен распадом Советского Союза. Его республики составляли единый народнохозяйственный комплекс, потеря тесных связей между этими республиками естественно сказалась на падении производства.

третий фактор: Наша страна была довольно милитаризированной, доля оборонных отраслей была огромна. В период кризиса выпуск военной техники обвально сократилась – в 11 раз. Кризис задел также и смежные отрасли, которые обеспечивали оборонные.

четвертый фактор: Собственно переход к рынку. Это крайне болезненная вещь, связанная с огромным сокращением производства.

Кризис был исключительно тяжелым, развивался очень не равномерно. По отношению к предкризисному 1989 году валовой внутренний продукт снизился почти вдвое, промышленность больше чем вдвое, инвестиции в 5 раз. Безработица составила 13% численности населения Наихудшим показателем стала депопуляция – смертность в России в 1,8 раз превышала рождаемость. И, наконец, в 1998 году на общий социально-экономический кризис наложился финансовый. Промышленное производство упало еще на 5%.

На сегодняшний день мы все еще находимся на стадии выхода из кризиса, до полного выхода еще далеко. Однако, после пятилетнего рывка вперед, сегодня показатели выглядят несколько лучше. В целом за пять лет валовой внутренний продукт вырос примерно на 30%, реальные денежные доходы на 45%, инвестиции на 40%, реальная зарплата, за последние четыре года увеличилась на 75%. Развитие в течение этих пяти лет главным образом шло за счет фактора позитивного влияния девальвации рубля, а следовательно за счет экспорта. Также сказалась так называемая «обратная реакция» против экономического падения, то есть восстановительный рост.

Итак, подробней рассмотрим отдельные показатели уровня жизни населения России.

2.2 Валовой внутренний продукт (ВВП)

Показатель статистики национального дохода в системе национальных счетов; выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, в рыночных ценах. По своей натурально-вещественной форме ВВП - совокупность предметов и услуг, используемых в течение данного года на потребление и накопление.

Таблица 1.1 Объем и динамика Валового внутреннего продукта 2000-2005гг.:

Год Валовой внутренний продукт(млрд.руб.) Абсолютный прирост (за год) Темп роста (%) Темп прироста (%) Абсолютное значение 1% прироста
2000 7306 2483 151,48 51,48 48,23
2001 8944 1638 122,42 22,42 73,06
2002 10831 1887 121,10 21,10 89,44
2003 13243 2412 122,27 22,27 108,31
2004 16752 3509 126,50 26,50 132,43
2005 13134,42 1072 106,40 6,40 167,52

ВВП характеризует конечный результат производственной деятельности всех резидентных производственных единиц. Он рассматривается в качестве наиболее общего индикатора экономической активности и благосостояния страны. Как видно из данной таблицы, благосостояние России в период с 2000 года по 2005 стремительно улучшалось. Особенно нужно отметить 2000й год, в этот момент прирост ВВП составил 51,48%, то есть он увеличился вдвое. Это колоссальный прорыв, ведь в то время Россия находилась в самом начале своего пути выхода из кризиса. Такой высокий уровень был достигнут за счет большого увеличения экспорта и появления множества товаров, способных заместить импортные.

График 2.1

Однако после 2000го года прирост ослабевал, что наглядно видно на графике, к 2002 году спад достиг уровня менее 22%. Это связано с тем, что ранее невероятно выгодный фактор девальвации с каждым годом стал утрачивать свое значение. Доллар перестал расти, и к 2004 году он вырос на 20%, а цены увеличились в 2,5 раза. Эффект от девальвации исчез.

На сегодняшний день министерство экономического развития России прогнозирует рост данного показателя в среднем на 6% в последующих двух годах, кроме того главной задачей на ближайшее десятилетие является удвоение ВВП России. При этом для выполнения этой задачи необходима консолидация политических сил общества. Удвоение ВВП - это масштабная задача, которая потребует глубокого анализа и уточнения существующих подходов к экономической политике. Однако эксперты уверены, что для решения этой задачи в стране есть все условия. Россия вполне способна увеличить свой экономический потенциал за 10 лет в 2 раза, если среднегодовые темпы роста будут удержаны на уровне первого квартала 2004 г.


3. Перспективы и задачи социально-экономического развития России

Основа для постоянного, качественного и безопасного экономического роста как условия социально-экономического развития создается в сферах, способствующих развитию человеческого потенциала: образовании, науке, культуре, здравоохранении, социальной защите, поэтому обеспечение их нормального функционирования является основной социальной функцией государства.

В настоящее время отсутствует сбалансированность между социальными обязательствами государства и его возможностями мобилизации социальных ресурсов.

Политику государства по развитию социального страхования следует рассматривать в едином контексте с его экономической и финансовой политикой. Требуются скоординированные и целенаправленные действия по повышению общего прожиточного уровня. Это предполагает сочетание ускорения экономического роста с эффективно действующей системой мер по налогообложению доходов, с контролем над ценами на товары, входящие в «корзину физиологического минимума». Эти меры входят в круг важнейших стратегических задач обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе. Надо также подчеркнуть их взаимосвязанность. Ведь даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки для расширения базы налогов и взносов в фонды социального страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет доступ к системам социальной помощи. В то же время социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками и работодателями, достигаемые в существенной мере с помощью системы социального страхования, правомерно, наряду с трудом и капиталом, рассматривать в качестве еще одного, третьего, производственного фактора. Развитые системы социального страхования способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положение трудящихся посредством рационального перераспределения доходов, активного стимулирования сбережений населения, увеличения его покупательной способности.

В среднесрочной перспективе необходимо предотвратит дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной – восстановить и упрочить позицию России как одной из стран – лидеров мирового развития. Важнейшим условием лидерства в постиндустриальном обществе является развитие человеческого потенциала, улучшение качества жизни населения.

В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу предполагается к 2010 году обеспечить «выход России на качественно-новый уровень развития, характеризующийся растущей экономикой, эффективным государством, наличием самостоятельного среднего класса, стабильными социальными и политическими отношениями».


Заключение

На мой взгляд, я выполнил поставленные передо мной задачи, я охватил большой объем материала, выделив при этом основные моменты и проблемы тем рыночной экономики и социально-экономического положения России.

Я определил основные причины, условия, принципы перехода к рыночной экономике. Также дал объективную оценку результатов рыночных преобразований, поставил основные задачи экономики на будущее.

Проанализировав, на мой взгляд, наиболее важные и репрезентативные статистические показатели, я дал общую характеристику социально-экономическому положению страны. В работе так же отражены основные цели и перспективы развития страны в будущем, поставлены задачи для дальнейшего развития.

Россия является правовым социальным государством, идея которого, сформулированная международным сообществом для современного типа рыночного хозяйства, заключается в политическом и правовом упорядочении жизни общества на принципах гуманизма, выполнении комплекса социально-защитных функций, создании условий для развития гражданского общества.


Список использованной литературы

1. Аукуционек С.П “Теория перехода к рынку” - Издательство SvR – Аргус, Москва, 1995г.

2. Брю С.Л., Макконелл К.Р. “Экономикс” 13-е издание – Издательство Инфра-М, Москва, 1999г.

Как уже говорилось, 2014 год оказал значительное давление на российскую экономику. События на Украине создали ряд проблем, которые навредили и так слабой экономической активности. Финансовая изоляция крупнейших российских заемщиков, девальвация рубля и существенно выросшая инфляция стали во многом следствием геополитических процессов. И если еще год назад можно было надеяться на появление каких-либо позитивных сигналов от конечного потребления и капитальных инвестиций, то сейчас очевидно, что в 2015 году экономика все же войдет в рецессию. Сколько она продлится, зависит от множества факторов, главными из которых является продолжительность действия санкций Запада и поведение сырьевых цен.

В 2014 году экономический рост составил 0,6%, скорее всего благодаря "эффекту переноса роста" в 1,3% в 2013 году. Также этомупомогли два фактора:

1. Своевременные ответные мерам Правительства и Банка России, которые способствовали стабилизации экономической ситуации. В ноябре 2014 был проведён ранее запланированный переход к плавающему курсу рубля, а также были проведены оперативные меры по поддержке финансового сектора, включая докапитализацию банков в декабре.

2. Падение цены на нефть и ужесточение санкций началось в конце июля 2014 , потому их влияния на экономику в основном начало ощущаться только в последнем квартале 2014 года. Очевидно, что их влияние будет более глубоким в текущем 2015 и в 2016 годах.

Еще один благоприятный фактор связан с компенсирующим эффектом от снижения импорта, это позволило смягчить удар, обусловленный ухудшением внешнеторговых условий. При этом, значительное ослабление рубля и торговые ограничения придали небольшой импульс ряду обрабатывающих отраслей.

А вот перспективы экономического роста на 2015-2016 годы негативны. В 2015 году в полной мере проявятся последствия двух шоков, в России наступит рецессия.

В базовом сценарии Всемирного банка прогнозируется спад экономики на 3,8% в 2015 году и небольшое снижение на 0,3% в 2016 году. Представленный диапазон темпов экономического роста опирается на два альтернативных сценария, которые отражают влияние различных цен на нефть на основные макроэкономические параметры .

Альтернативный прогноз на основе более низкой цены на нефть предполагает спад экономики на 4,6% в 2015 году и продолжение рецессии в 2016 году, при этом экономика сократится на 1,0%. В соответствии с прогнозом на основе более высокой цены на нефть спад ВВП составит 2,9% в 2015 году, после чего рост восстановится до 0,1% в 2016 году.

Основные допущения в базовом прогнозе на 2015 и 2016 годы состоят в том, что потребительский спрос, вероятно, снизится в условиях ослабления уверенности, а также высокого уровня задолженности населения и замедления роста доходов. В 2015 году высокая инфляция, обусловленная резким обесценением рубля, будет и далее оказывать давление на доходы и зарплаты. Инвестиции с большой вероятностью вновь сократятся в 2015 году, хотя при некотором улучшении условий привлечения внешних займов и внутренних кредитных ресурсов инвестиционный спрос должен немного повыситься к 2016 году. Правда положительным фактором является то, что слабый рубль может создать стимулы для расширения производства в ряде торгуемых отраслей.

Главным риском, угрожающим среднесрочному экономическому росту, является низкий уровень инвестиций. Низкий инвестиционный спрос говорит о более глубоких структурных проблемах российской экономики и уже заложил основу для новой эпохи низких потенциальных темпов роста экономики. В настоящее время в условиях высоких процентных ставок российские банки испытывают давление по мере роста стоимости финансирования, снижения темпов роста кредитования и роста задолженности по кредитам. В результате возникает порочный круг в виде дефицита кредитных ресурсов для финансирования проектов на фоне замедления экономики и повышения процентных ставок по кредитам. При этом существуют и другие, более фундаментальные факторы, которые могут ограничивать инвестиционный спрос.

Неопределенность, связанная с геополитической напряженностью и санкциями, все еще препятствует инвестиционной активности. Потребуется еще некоторое время, чтобы восстановить доверие инвесторов. В экономике все еще остро ощущаются проблемы, обусловленные неэффективным распределением факторов производства. Это находит отражение не только в ограниченной мобильности трудовых ресурсов, но и в слабости государственных институтов, регулирующих рынки, что приводит к большой избирательности правоприменения. Частным инвесторам необходимы гарантии равных условий, развитие конкурентной среды и снижение коррупции. Хронический низкий уровень инвестиций, в конечном счете, приведет к ослаблению перспектив повышения темпов экономического роста в России, существенно ограничив его потенциал.

Воздействие санкций, скорее всего, будет сохраняться долго (Россия уже 500 лет под санкциями). Как показывает международный опыт, санкции вполне могут привести к изменению структуры экономики и каналов интеграции России в мировое пространство (об этом наглядно говорит опыт Китая). Уже имеются первые признаки изменений - переориентация России

на новых торговых партнеров и на рынки Восточной Азии, Латинской Америки и странами бывшего СССР. Кроме того, усиливается протекционизм и присутствие государства в экономике. Однако независимо от того, какой будет новая экономическая эпоха в России, необходимо будет научиться управлять рискам, связанными с низкими ценами на нефть и экономическими санкциями.

В дальнейшем, несмотря на отчасти избирательный путь интеграции в мировую экономику, Россия по-прежнему будет зависеть от экспорта своих природных ресурсов. В этой связи будет важно добиться успехов в освоении новых технологий добычи нефти и газа на труднодоступных месторождениях.

Если в условиях ограничения доступа к внешнему финансированию в качестве ответной меры доходы от реализации сырьевых ресурсов не будут эффективно инвестироваться для развития "точек роста", то дальнейший рост производительности может быть ограничен.

До тех пор пока доступ к внешнему финансированию будет оставаться ограниченным, первостепенной стратегической целью должно быть тщательное управление рисками в финансовом секторе и создание резервов. Проведение политики регулирования инфляции в рамках гибкого валютного курса способствует поддержанию международных резервов на необходимом уровне.

За последнее десятилетие в России произошло значительное сокращение уровня бедности, что позволило многим стать частью среднего класса. Уровень бедности, рассчитанный по методологии Всемирного Банка, сократился примерно с 40% от общей численности населения в 2001 году до 10% в 2010 году, а численность среднего класса за 10 лет удвоилась с 30% от общей численности населения до более чем 60%. Однако, в базовом сценарии Всемирного банка прогнозируется рост уровня бедности по методологии Росстата

с 10,8% в 2013 году до 14,2% в 2015 и в 2016 годах. Рост уровня бедности ожидается вследствие снижения располагаемых доходов и потребления. Это станет первым существенным повышением уровня бедности за период после дефолта 1998-1999 годов.

Уровень бедности не повышался в течение финансового кризиса 2008-2009 годов, благодаря некоторому росту располагаемых доходов. Но ввиду текущего ограничения бюджетных ресурсов в 2015-2016 годах, дополнительная поддержка бедного и уязвимого населения будет менее существенной, чем в 2008-2009 годах. Несмотря на то что население в нижней части распределения по доходом, очевидно, находится в наиболее уязвимом положении, в целом в 2015-2016 годах будет меньше возможностей для роста благосостояния, при этом существует вероятность отрицательной динамики данного показателя.

Ожидать скорой реакции от внутренних процессов повышения эффективности пока не приходится. Даже в случае выбора верных направлений, реализация поддержки таких процессов как импортозамещение или директивное наращивание капитальных вложений потребует значительного количества времени.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об