Земельные участки занятые жилищным фондом. Как рассчитать земельный налог за земли, занятые жилым и нежилым фондом города, находящимся на балансе органов жилищно - коммунального хозяйства, и по каким ставкам? Максимальная ставка земельного налога

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса . Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.

Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

  • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Когда сдавать декларацию по земельному налогу

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Ставка земельного налога может составлять 0,01%, а может 1,5% - в зависимости от вида участка. Но не зная ставки, нельзя рассчитать сумму налога, подлежащего уплате в бюджет.

Максимальная ставка земельного налога

Налоговым кодексом установлены следующие максимальные ставки налога на землю в 2019 году (ст. 394 НК РФ):

Вид земельного участка Налоговая ставка земельного налога
Земельные участки, приобретенные/предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства или дачного хозяйства 0,3%
Земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства
Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилфонду и объектам инженерной инфраструктуры)
Земельные участки, приобретенные/предоставленные для жилищного строительства
Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд
1,5%

Ставки земельного налога устанавливаются муниципальными властями

Конкретные ставки земельного налога устанавливаются актами представительных органов муниципальных образований/законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя (п. 1 ст. 394 НК РФ). Но, как мы уже сказали, эти ставки не могут быть выше уровня, установленного НК РФ.

Кстати, если местными законами не установлены размеры ставок земельного налога, то налог рассчитывается исходя из установленных Кодексом ставок (п. 3 ст. 394 НК РФ).

Пример ставки земельного налога на 2019 год

Ставка земельного налога в Москве в 2019 году имеет следующие размеры (ст. 2 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74):

Вид земельного участка Ставки земельного налога в 2019 году
Земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства/дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования 0,025%
Земельные участки, занятые автостоянками для долговременного хранения личного автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками 0,1%
Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилфонду и объектам инженерной инфраструктуры) или предоставленные для жилищного строительства
Земельные участки, отнесенные к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемые для сельскохозяйственного производства 0,3%
Земельные участки, предоставленные и используемые для эксплуатации объектов спорта, в т.ч. спортивных сооружений
Все остальные земельные участки 1,5%

А вот, к примеру, в г. Санкт-Петербурге ставка земельного налога имеет чуть более широкий диапазон (ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105):

Вид земельного участка

Ставки земельного налога в Санкт-Петербурге

Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры)

Земельные участки, приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства

Земельные участки, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования

Земельные участки, предназначенные и используемые для ведения рыбного хозяйства

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов образования

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов физической культуры и спорта, а также для эксплуатации объектов спорта

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения гаражей (гаражных и гаражно-строительных кооперативов, многоэтажных и подземных гаражей), за исключением используемых для предпринимательской деятельности; стоянок внешнего грузового транспорта и городского транспорта (ведомственного, экскурсионного транспорта, такси), а также причалов и стоянок водного транспорта (судов)

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения ветеринарных клиник и питомников для бездомных животных

Земельные участки, занятые городскими садами, парками, скверами, бульварами и пляжами

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов культуры, искусства, религии

Земельные участки, отнесенные к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов рекреационного, лечебно-оздоровительного, развлекательного назначения

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения бесплатных стоянок индивидуального легкового автотранспорта

Прочие земельные участки

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ – СТАВКИ, ЛЬГОТЫ, ПОРЯДОК ОПЛАТЫ

С приобретением земельного участка, у владельца земли возникает обязанность по уплате земельного налога. Земельный налог является местным налогом , то есть уплачивается на территориях соответствующих муниципальных образований по месту нахождения участка и устанавливается налоговым кодексом, законами Москвы и Санкт-Петербурга, а также представительными органами муниципальных образований, при этом ставка налога, установленная на местных уровнях не может быть превышать ставок , установленных налоговым кодексом (ст. 394 НК РФ).

Земельный налог уплачивают лица , обладающие земельными участками по праву

  1. собственности
  2. постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ)

Земельный налог не уплачивается , если земельный участок принадлежит физическому лицу

  1. на праве безвозмездного срочного пользования
  2. по договору аренды .

СТАВКИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Ставки, установленные Налоговым Кодексом (ст.394 НК РФ):0,3% от кадастровой стоимости участка для следующих видов земель:

  • Земли сельскохозяйственного назначения;
  • Земли ИЖС - занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;
  • Земли, предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

1,5% от кадастровой стоимости участка используется для прочих земельных участков.

Однако не все участки подлежат налогообложению, так, например Вы можете купить таунхаус в Подмосковье на землях, которые относятся к землям населенных пунктов (городские земли). В данном случае налогооблагаемой базы не возникает. С примерами таких таунхаусов Вы можете ознакомиться .

В качестве примера установления ставок Москвой и органами муниципальной власти, рассмотрим пример имеющихся в 2012г. ставок земельного налога.

Москва * Городское поселение Одинцово Одинцовского муниципального района М.О. ** Сельское поселение Первомайское Наро-Фоминского муниципального района М.О. ***
0,3% 0,3% Земли сельскохозяйственного назначения 0,3% Земли сельскохозяйственного назначения
Земли, предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства

Земли под домами индивидуальной жилой застройки; земли личных подсобных хозяйств

0,1%

Земли, занятые автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и гаражами-стоянками

0,5% Земли, предоставленные (приобретенные) физическими лицами в гаражно-строительных кооперативах в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков Земли садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства
Земли, предоставленные для индивидуальных гаражей
*** Решение Совета депутатов сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района МО от 30.09.2010 № 14/6 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района»
** Решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района МО от 13.10.2010 № 1/11 «О земельном налоге»* Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге»

Возможность не иметь дополнительных затрат в виде налога на землю Вы можете обеспечить себе купив таунхаусы в Подмосковье от застройщика. Такие таунхаусы оыормлены как (новостройки).

Порядок расчета и уплаты земельного налога

Сумма земельного налога рассчитывается и начисляется налоговыми органами по месту расположения участка по следующей формуле:

РАЗМЕР ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА= Площадь участка (м 2) * Кадастровую стоимость 1 м 2 земли * Ставка налога.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра www .rosreestr.ru . Введя кадастровый номер своего земельного участка, вы узнаете его кадастровую стоимость. За информацией о налоговой ставке можно обратиться в представительный орган муниципального образования, в которое входит ваш земельный участок. Выяснив оба показателя, вам останется лишь подсчитать величину земельного налога.

Пример:

Кадастровая стоимость земельного участка площадью 1 000 кв.м составляет – 1 586 420 рублей. Налоговая ставка для категории земель данного земельного участка предусмотрена в размере 0,15%. Сумма земельного налога на земельный участок равна: 1 586 420: 100 * 0,15 = 2 380 рублей.

ВАЖНО! Если земля находится в общей совместной собственности, т.е. участком владеют несколько лиц , то кадастровая стоимость участка определяется для каждого владельца в равных долях.

Пример:

Иванов В.П. и Смирнов А.Г. владеют землей на праве общей долевой собственности. При этом Иванову В.П. принадлежит ¾ участка, а Смирнову А.Г. – ¼ участка. Согласно полученным сведениям, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 года равна 3 690 000 руб. Рассчитаем кадастровую стоимость каждой доли участка.

Кадастровая стоимость доли участка, принадлежащей Иванову В.П., равна: 3 690 000: 4 * 3 = 2 767 500 руб. Кадастровая стоимость земли, принадлежащей Смирнову А.Г., равна: 3 690 000: 4 * 1 = 922 500 руб.

Таким образом, каждый собственник должен уплатить налог исходя из кадастровой стоимости принадлежащей ему доли земельного участка .

В срок, не позднее чем за 30 дней до наступления срока уплаты, налоговый орган самостоятельно направляет налогоплательщику по месту его регистрации уведомление, в котором указаны налоговая база, размер налога, и дата, до которой налог должен быть оплачен.

Срок уплаты земельного налога не может быть, установлен ранее 1 ноября следующего года (земельный налог за 2011 год оплачивается в 2012 году). В Москве, например, земельный налог уплачивается не позднее 1 декабря следующего года, а в городском поселение Одинцово Московской области 1 ноября следующего года. Оплата земельного налога производится на основании налогового уведомления, которое налоговый орган направляет владельцам участков по их месту регистрации.

ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Владельцам земельных участков отдельных категорий лиц законодательством предоставляются льготы по уплате земельного налога . Рассмотрим предоставление льгот на примере города Москвы и одного из муниципальных образований Московской области.

В Москве от уплаты земельного налога освобождаются:

  • Герои Советского Союза,
  • Герои Российской Федерации,
  • Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР».

Уменьшить кадастровую стоимость земельного участка на 1 000 000 рублей имеют право следующие владельцы:

  • физические лица, которые имеют I и II группу инвалидности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье.

Пример:

Ветерану Великой Отечественной войны принадлежит земельный участок с кадастровой стоимостью 1 650 000 рублей, налоговая ставка для данного участка составляет 0,3%. В данном случае кадастровая стоимость уменьшается на 1 000 000 рублей, и сумма налога рассчитывается следующим образом: 1) 1 650 000 – 1 000 000 = 650 000 рублей (уменьшенная кадастровая стоимость участка) 2) 650 000: 100 * 0,3 = 1 950 рублей (сумма земельного налога). Без указанного уменьшения, сумма земельного налога составила бы 1 650 000: 100 * 0,3 = 4950 рублей

На территории городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района от уплаты земельного налога освобождаются физические лица - в отношении одного земельного участка , расположенного на территории муниципального образования городское поселение Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды, имеющие II и III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалиды с детства, а также семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • ветераны, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, боевых действий, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • лица, награжденные званиями "Почетный гражданин города Одинцово", "Почетный гражданин Московской области",

а также физические лица, имеющие постоянное место жительства в Одинцовском муниципальном районе, - в отношении одного земельного участка, расположенного на территории муниципального образования городское поселение Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области:

В полном размере от уплаты земельного налога освобождаются:

  • лица, являющиеся членами многодетных семей, имеющие в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а также детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных заведениях любых организационно-правовых форм, до окончания обучения, проходящих военную службу по призыву, - до достижения ими возраста двадцати трех лет;
  • неработающих пенсионеров по возрасту: женщины - по достижении 55 лет, мужчины - 60 лет;
  • членов семей военнослужащих, потерявших кормильца:
- родителей (мать, отец); - супруга (супругу), не вступившего (не вступившую) в повторный брак; - несовершеннолетних детей.
  • лица, имеющие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на иждивении которых находятся совместно проживающие члены семьи, являющиеся инвалидами, имеющими II и III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Уменьшить сумму земельного налога имеют право:

В размере 50 процентов от начисленной суммы налога - работников организаций и учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования городское поселение Одинцово, бюджета Одинцовского муниципального района, если оба супруга являются работниками указанных организаций и учреждений.

В размере 25 процентов от начисленной суммы налога - работников организаций и учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, если оба супруга являются работниками финансируемых из бюджетов различных уровней организаций и учреждений.

Пример:

Физическому лицу, которому предоставляется льгота в размере 50 % от начисленной суммы налога, принадлежит земельный участок с кадастровой стоимостью 2 500 000 рублей, налоговая ставка для данного участка составляет 0,3%.

В данном случае сумма налога рассчитывается следующим образом:

1) 2 500 000: 100 * 0,3 = 7 500 рублей (сумма земельного налога без учета предоставленной льготы) 2) 7 500: 100 * 50 = 3 750 рублей (сумма земельного налога, с учетом предоставленной льготы, которая должна быть оплачена владельцем участка).

Следует отметить, что в поселении Одинцово льгота в виде уменьшения кадастровой стоимости земельного участка не предоставляется.

Как мы видим, категории лиц, имеющих право на получение льгот, частично совпадают, но и имеются различия. Поэтому для того, что бы узнать свою принадлежность к одной из категорий лиц, имеющих право на предоставление льготы и сроке предоставления в налоговый орган документов, подтверждающих право на льготы, необходимо обратиться в представительный орган муниципального образования по месту нахождения участка.

Штрафы и пени за несвоевременную уплату налога

Если вы не уплатили земельный налог , то налоговая инспекция вправе вас оштрафовать. Размер штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога.

Налоговики не смогут привлечь вас к ответственности (наложить штраф), если вы нарушили сроки уплаты земельного налога, но успели уплатить налог до составления налоговой соответствующего акта о неуплате налога . Так как ответственность устанавливает за неуплату (неполную уплату) налога. А вы, хотя и с опозданием, налог уплатили.

Кроме того за каждый календарный день просрочки уплаты налога вам будут начислены пени . Они начисляются со дня, следующего за последним днем, когда вы должны были уплатить налог (срок уплаты налога). Последнее начисление пеней происходит в день фактической уплаты налога.

Пени рассчитываются исходя из процентной ставки, равной 1/300 действующей в этот период ставки рефинансирования ЦБ.

Определение Президиума Верховного Суда РФ от 14.07.2004 N 15пв04пр

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председателя Лебедева В.М.,

членов Президиума Радченко В.И., Верина В.П., Жуйкова В.М., Смакова Р.М.,

Кузнецова В.В., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А.

рассмотрел представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г. о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам определения Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года по делу по жалобе Ж. на действия инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Курортному району Санкт-Петербурга.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации З.Д. Беспаловой, адвоката Левчишиной Е.П. в интересах Ж., представителей межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам (МНС) России N 12 по Санкт-Петербургу П. и Б., выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., полагавшего представление удовлетворить, Президиум Верховного Суда Российской Федерации


установил:


Ж. является собственником земельного участка площадью 1600 кв. м, расположенного по адресу: <...>.

В соответствии со свидетельством о праве собственности на землю от 24 мая 1999 года указанный земельный участок относится к категории "земли населенных пунктов" и имеет целевое назначение "под индивидуальный жилой дом".

В августе 2001 года Ж. обратился в суд с жалобой на действия инспекции МНС РФ по Курортному району Санкт-Петербурга, указав на то, что действия инспекции по направлению ему налогового уведомления N 2510 об оплате земельного налога на указанный участок за 2001 год в размере 12686 руб. 40 коп. (в размере 100% ставки налога) являются незаконными. Заявитель сослался на то, что данный земельный участок предоставлен ему Зеленогорской городской администрацией по распоряжению N 457-р от 22 октября 1992 года как очереднику, нуждающемуся в улучшении жилищных условий; в течение 9 лет с момента получения этого земельного участка налог с него взимался в размере 3% от ставки земельного налога и этот размер не подлежал изменению.

Решением Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 31 января 2002 года Ж. в удовлетворении жалобы отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 марта 2002 года решение суда оставлено без изменения.

Постановлением президиума Санкт-Петербургского городского суда от 9 октября 2002 года протест прокурора Санкт-Петербурга оставлен без удовлетворения.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2003 года, рассмотревшей дело в порядке надзора по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, все принятые по делу судебные постановления были отменены, вынесено новое решение об удовлетворении жалобы Ж.

Определением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2003 года отменено, оставлены в силе решение Зеленогорского районного суда г. Санкт-Петербурга от 31 января 2002 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 марта 2002 года и постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 9 октября 2002 года.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился с представлением о пересмотре определения Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года по вновь открывшимся обстоятельствам.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, Президиум находит определение Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года подлежащим отмене применительно к вновь открывшимся обстоятельствам.

Согласно части 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр (в редакции Федерального закона от 9 августа 1994 года N 22-ФЗ).

Отменяя определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2003 года, Президиум Верховного Суда Российской Федерации указал на неправильное применение Судебной коллегией норм Налогового кодекса РФ и Закона Российской Федерации "О плате за землю".

В частности, Президиум исходил из того, что приведенное выше положение ч. 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" о льготном (3%) налогообложении земель, занятых жилищным фондом, применимо лишь к землям, на которых строительство жилых домов завершено, и, соответственно, неприменимо к землям, на которых строительство домов не завершено, право собственности на них, как это предусмотрено ст. 219 Гражданского кодекса РФ, не зарегистрировано, дома не включены органами технического учета в состав жилищного фонда.

Президиум, отменяя определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2003 года, исходил также из того, что понятие "жилищный фонд", используемое в ч. 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", следует применять в том значении, в каком оно используется в ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с которой жилищный фонд образуют находящиеся на территории Российской Федерации жилые дома, а также жилые помещения в других строениях (т.е. дома, строения, строительство которых закончено с осуществлением регистрации прав на построенный объект недвижимости), а, следовательно, установленная частью 5 ст. 8 указанного Закона налоговая льгота, по мнению Президиума, должна применяться лишь в отношении земель, на которых полностью закончено строительство объекта недвижимости с регистрацией прав на этот объект.

При этом при разрешении дела Президиум Верховного Суда Российской Федерации руководствовался пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в Российской Федерации в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Однако в данном случае Президиумом Верховного Суда Российской Федерации допущена ошибка в применении норм материального права, поскольку понятие "жилищный фонд" использовано не в Налоговом кодексе РФ, а в специальном Законе Российской Федерации "О плате за землю" (часть 5 ст. 8 Закона).

Поэтому использование Президиумом Верховного Суда Российской Федерации при применении части 5 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" понятия "жилищный фонд" в значении, в котором оно дано в статье 4 Жилищного кодекса РСФСР, является ошибочным.

С учетом смысла и содержания всей части 5 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю", следует прийти к выводу о том, что эта норма Закона предусматривает 3% ставки налога за землю, исходя из целевого назначения земли, и напрямую не связывает право на нее со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрацией его в качестве жилищного фонда.

Именно такое толкование данной нормы Закона было дано Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации при вынесении определения от 13 февраля 2003 года, ошибочно отмененного определением Президиума Верховного Суда Российской Федерации, в связи с чем допущенная при рассмотрении 19 мая 2004 года дела судебная ошибка подлежит устранению применительно к вновь открывшимся обстоятельствам посредством отмены определения Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года и оставления в силе определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2003 года.

Придя к такому выводу, Президиум учитывает и то обстоятельство, что в результате указанной судебной ошибки права и законные интересы заявителя Ж. оказались существенно нарушенными.

Руководствуясь ч. 4 ст. 1, ст. ст. 392, 397 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации


определил:


определение Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года отменить, оставив в силе определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2003 года.

На земельном участке расположен жилой дом, и потому налог платится за участок занятых жилым домом. Тот факт, что в данном жилом доме располагается оздоровительный комплекс, значения не имеет.

Здравствуйте.

Министерство финансов Российской Федерации

П и с ь м о

17.05.2007№ 03-05-05-02/33

Вопрос: О порядке исчисления земельного налога в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами, в которых находятся нежилые помещения (магазины, офисы, гаражи и др.), принадлежащие на праве собственности организациям и физическим лицам.

Ответ: В связи с поступающими запросами по вопросу исчисления земельного налога в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами, в которых находятся нежилые помещения (магазины, офисы, гаражи и др.), принадлежащие на праве собственности организациям и физическим лицам, Минфин России в дополнение к Письму от 26.12.2006 N 03-06-02-02/154 разъясняет следующее.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) ставка земельного налога в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, занятый многоквартирным домом, который сформирован и в отношении которого проведен кадастровый учет, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Поэтому если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен кадастровый учет, то собственникам нежилых помещений (магазинов, офисов, гаражей, и др.), находящихся в этом доме, принадлежит доля в праве на этот земельный участок.

Учитывая изложенное, при установлении представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) налоговых ставок по земельным участкам, занятым объектами жилищного фонда, торговли, сферы обслуживания, гаражами и т.д., в отношении доли в праве на земельный участок, приходящейся на нежилые помещения в многоквартирном доме, налоговая ставка, установленная на основании пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса, не применяется.

Рассмотрим расчет земельного налога на следующем примере.

В многоквартирном доме находятся 10 двухкомнатных квартир площадью 60 кв. м каждая и 10 трехкомнатных квартир, каждая 100 кв. м. Все квартиры приватизированы. На первом этаже этого дома расположен магазин площадью 200 кв. м, принадлежащий ООО "Изумруд". В доме также располагается подземный кооперативный гараж общей площадью 600 кв. м, в котором находятся 20 боксов площадью 20 кв. м каждый, принадлежащие физическим лицам. Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен этот дом, равна 2 000 000 руб. Представительным органом муниципального образования установлены налоговые ставки. Для земельных участков, занятых жилищным фондом, ставка равняется 0,1 процента, для земельных участков, используемых для торговли, ставка равняется 1 проценту, а для земельных участков, занятых гаражами и автостоянками, - 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно алгоритму, приведенному в Письме Минфина России от 26.12.2006 N 03-06-02-02/154, определяем долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и величину налоговой базы, применяемую налогоплательщиками при исчислении налога.

Вначале определяем общую площадь помещений в доме, находящихся в собственности налогоплательщиков, которая равняется:

площадь всех двухкомнатных квартир + площадь все трехкомнатных квартир + площадь магазина + площадь кооперативного гаража = 200 кв. м + (60 кв. м x 10) + (100 кв. м x 10) + 600 кв. м = 2400 кв. м.

С учетом определенной общей площади всех помещений, принадлежащих налогоплательщикам, определяется доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Для ООО "Изумруд" она составит 200 кв. м: 2400 кв. м = 0,08, для собственника двухкомнатной квартиры 60 кв. м: 2400 кв. м = 0,03, для собственника трехкомнатной квартиры 100 кв. м: 2400 кв. м = 0,04, для гаражного кооператива 200 кв. м: 2400 кв. м = 0,08, а для владельца гаражного бокса 20 кв. м: 2400 кв. м = 0,01.

Налоговая база для исчисления земельного налога будет равняться:

для ООО "Изумруд" 2 000 000 руб. x 0,08 = 160 000 руб.;

для собственника двухкомнатной квартиры 2 000 000 руб. x 0,03 = 60 000 руб.;

для собственника трехкомнатной квартиры 2 000 000 руб. x 0,04 = 80 000 руб.;

для гаражного кооператива 2 000 000 руб. x 0,08 = 160 000 руб.;

для владельца гаражного бокса 2 000 000 руб. x 0,01 = 20 000 руб.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, с учетом налоговых ставок, установленных представительным органом муниципального образования, составит:

для ООО "Изумруд" (160 000 руб. x 1,0) : 100 = 1600 руб.;

для собственника двухкомнатной квартиры (60 000 руб. x 0,1) : 100 = 60 руб.;

для собственника трехкомнатной квартиры (80 000 руб. x 0,1) : 100 = 80 руб.;

для гаражного кооператива (160 000 руб. x 0,5) : 100 = 800 руб.;

для владельца гаражного бокса (20 000 руб. x 0,5) : 100 = 100 руб.

Заместитель Министра финансов РФ

С.Д.ШАТАЛОВ

Павел Макаренко

Налоговая ставка в данном случае составляет 0,1%.

письмо Минфина России от 17.05.2007 № 03-05-05-02/33:Минфин России обращает внимание, что ЖК РФ различает понятия "жилое помещение", "нежилое помещение" и "общее имущество в многоквартирном доме".

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме (пункт 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47). Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, магазины, офисы, гаражи и другие объекты, расположенные в нежилых помещениях, находящихся в многоквартирном доме, не относятся к объектам жилищного фонда.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, занятый многоквартирным домом, который сформирован и в отношении которого проведен кадастровый учет, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Поэтому, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен кадастровый учет, то собственникам нежилых помещений (магазинов, офисов, гаражей и др.), находящихся в этом доме, принадлежит доля в праве на этот земельный участок.

Следовательно, налоговая ставка в размере не более 0,3% не применяется при установлении представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) налоговых ставок по земельным участ­кам, занятым объектами жилищного фонда, торговли, сферы обслуживания, гаражами и т. д., в отношении доли в праве на земельный участок, приходящейся на нежилые помещения в многоквартирном доме.

Земли, предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

1,5% от кадастровой стоимости участка используется для прочих земельных участков.

В вашем случае правильный ответ 0,3%.

Сумма земельного налога рассчитывается и начисляется налоговыми органами по месту расположения участка по следующей формуле:

РАЗМЕР ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА= Площадь участка (м2) * Кадастровую стоимость 1 м2 земли * Ставка налога.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об