Что означает понятие сбалансированный бюджет. Валовый национальный продукт(доход)

Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы любого государства. Она может быть достигнута разными методами. Сбалансированность бюджета, составленного путем достижения равенства доходов и расходов, обеспечивается автоматически. Сбалансированность бюджета, составленного с превышением расходов над доходами (т.е. с дефицитом), достигается путем изыскания источников финансирования дефицита. В этом случае сбалансированность бюджета предполагает равенство планируемых расходов объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. Составление бюджета с профицитом является скорее исключением, чем правилом, поскольку имеет ряд негативных последствий для развития экономики. В этом случае происходит завышение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что приводит к изъятию из их оборота денежных средств и снижению эффективности функционирования экономики в целом.

Подходы правительств различных государств к выбору методов сбалансированности бюджетов различались на разных этапах исторического развития. До 1930-х гг. национальные правительства строили свою финансовую политику исходя из стремления к достижению ежегодного равенства доходов и расходов . Это соответствовало представлениям об ответственном перед страной правительстве, которое без надобности не увеличивает расходы, не повышает налоги и не накапливает долги. Мировой экономический кризис 1929-1930 гг. заставил многих представителей экономической науки пересмотреть взгляды на обоснованность использования такого метода достижения сбалансированности бюджетов. Кризис наглядно показал, какую опасность для общества представляют массовые банкротства предприятий, растущая армия безработных и другие негативные последствия обвального падения производства и потребления. Антикризисные мероприятия стали неотъемлемой частью национальной политики многих стран, предполагавшей активное использование государственных финансов в качестве инструмента регулирования экономики. В бюджетной сфере такой практике соответствовала политика циклического балансирования бюджета с оправданием его дефицита, направленного на стимулирование экономического развития.

Представители кейнсианской теории обосновали отсутствие необходимости достижения ежегодного равенства доходов и рас ходов бюджета и заложили фундаментальные основы использования государственных расходов, налогов, бюджетного дефицита и государственных заимствований для оптимизации условии развития на разных фазах экономического цикла. При этом была доказана необходимость достижения равенства доходов и расходов бюджета в рамках всего цикла экономического развития, а не на отдельных его фазах.

С 1980-х гг. на основе теории «экономики предложения» (кейнсианство же концентрировало внимание на регулировании спроса) формируются новые взгляды на проблему использования государственных финансов для стимулирования экономического роста. Появляются и начинают применяться на практике теории «компенсирующего бюджета», «функциональных финансов» и т.п. При некотором различии в подходах к тактике использования отдельных финансовых инструментов, в отношении к бюджетному дефициту, общим для этих теорий является признание необязательности ежегодного достижения равенств между расходами и доходами бюджета, активное использование государственных расходов и налоговой политики для постоянного поддержания в стране благоприятной макроэкономической ситуации. Разрыв между бюджетными доходами и возрастающими расходами покрывается поступлениями от государственных заимствований.

В настоящее время правительства экономически развитых стран взяли на вооружение рекомендации современных теорий использования государственных финансов для регулирования экономики. В этих условиях бюджетный дефицит и сопутствующий ему государственный долг рассматриваются не как «зло» экономики, а как гибкие и эффективные инструменты государственной политики. Однако их использование имеет определенные рамки. Экономическая наука установила (а практика это подтверждает), что предельным уровнем бюджетного дефицита являются 3% ВВП. Максимальной границей государственной задолженности в Европейском союзе, например, считается 60% ВВП.

Правительства государств с развивающейся и переходной экономикой, где перспективы роста не могут быть точно спрогнозированы и определяются многочисленными (зачастую случайными) факторами, стремятся к составлению бюджета, основанного на равенстве доходов и расходов, но в действительности получают бюджетный дефицит. Некоторые из них (например, правительства стран, экономика которых ориентирована на экспорт энергоресурсов) вынужденно проводят политику профицитного бюджета и формирования на этой основе стабилизационных (резервных) фондов.

Однако необходимо отметить, что достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов. Его можно добиться только на пути сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, достаточного для получения бюджетных доходов с целью покрытия всех необходимых и разумных общественных потребностей. Профицитный бюджет, как это было отмечено ранее, не способствует эффективному функционированию экономики. В большинстве стран мира бюджеты составляются с превышением расходов над доходами, и нередко дефициты принимают размеры, угрожающие социально-экономическому развитию государств.

Бюджетный дефицит и профицит могут быть первичными и общими (итоговыми) . Первичный дефицит имеет место при превышении суммы бюджетных расходов (за минусом расходов на обслуживание долга) над величиной его доходов. Первичный профицит образуется при превышении доходов над величиной расходов (за минусом расходов на обслуживание долга). Общие дефицит и профицит определяются на основе сравнения общих сумм бюджетных расходов и доходов.

Дефицит бюджета может быть краткосрочным и долгосрочным . Краткосрочный дефицит складывается в рамках одного финансового года. Он выявляется в случаях отклонения по каким-либо причинам макроэкономических условий, в которых проходило исполнение бюджета, от условий его составления и утверждения. Долгосрочный дефицит бюджета выявляется на протяжении ряда лет. Он порождается устойчивыми факторами, которые из года в год приводят к превышению расходов бюджета над его доходами. Основными причинами долгосрочного (хронического) бюджетного дефицита могут быть высокие непроизводительные расходы в период ведения войн и подготовки к ним, экономическая и политическая нестабильность в переходный период, неэффективность экономической системы, ошибки в экономической политике, ведущие к сокращению налоговой базы.

Различают структурный и циклический бюджетный дефицит (профицит) . Государство, использующее финансы в качестве инструмента регулирования экономики, может сознательно пойти на увеличение бюджетных расходов или снижение налоговой нагрузки на предпринимателей. В этом случае неизбежно появление структурного бюджетного дефицита. Циклический дефицит бюджета вызывается в первую очередь сокращением налоговой базы в условиях падения производства в фазах экономического кризиса и депрессии и только во вторую очередь - желанием правительства компенсировать сокращение спроса путем увеличения государственных расходов. Обратная ситуация возникает в фазах оживления и подъема: с ростом производства расширяется налоговая база и возрастают доходы бюджета, но правительство сокращает расходы для того, чтобы нивелировать увеличение спроса со стороны предпринимателей и населения.

Различают также активный и пассивный бюджетный дефицит . Активный дефицит есть результат сознательного увеличения государственных расходов в целях регулирования экономики. Пассивный дефицит возникает в случае падения объема налоговых поступлений в условиях снижения экономической активности в стране.

Достижение сбалансированности бюджета в условиях его дефицитности имеет ряд проблем. Если дефицит имеет кратко срочный характер, то правительству достаточно проведения мер по ограничению роста бюджетных расходов или сокращению налоговых поступлений. Если дефицит имеет долгосрочный характер, то правительство не может обойтись только бюджетно налоговыми мерами: необходимы проведение реструктуризации экономики, внедрение новых технологий, модернизация производства, финансовое оздоровление предприятий, принятие иных мер общеэкономического характера по устранению причин, определяющих наличие хронического дефицита.

Всякий бюджетный дефицит нуждается в изыскании источников его финансирования . Основными способами привлечения средств для покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета являются проведение государственных заимствований, продажа государственных запасов, имущества и земельных участков, кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

Кредитно-денежная эмиссия представляет собой инфляционный способ покрытия бюджетного дефицита, поскольку непосредственно ведет к увеличению количества денег в обращении. Это обстоятельство делает использование монетизации довольно редким явлением в практике финансирования дефицитов: применяется в годы военного противостояния, коренной ломки социально-экономического уклада жизни общества, в условиях глубокого кризиса государственных финансов и т.п.

Долговое финансирование бюджетного дефицита посредством государственных заимствований представляет собой в основном неинфляционный способ покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета. С помощью заимствований государство осуществляет перераспределение спроса от одних групп потребителей к другим, а также между разными территориями, не увеличивая совокупного спроса. Это предопределило широкое распространение данного способа покрытия бюджетного дефицита.

Продажа государственных запасов, имущества и земельных участков является также неинфляционным способом финансирования дефицитного бюджета. Однако он используется не часто, поскольку сами объекты реализации являются ограниченными.

В результате проведения работы по привлечению источников финансирования бюджетного дефицита все бюджетные расходы обеспечиваются источниками финансирования и тем самым достигается сбалансированность бюджета.

В Российской Федерации сбалансированность бюджетов рассматривается как один из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 33 БК РФ). При этом сбалансированность бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 92) налагает определенные ограничения на размер утверждаемых дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ . Так, размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собою разницу между объемом доходов федерального бюджета (без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) и общим объемом расходов федерального бюджета и соответствующем финансовом году. Источниками финансирования ненефтегазового дефицита являются Нефтегазовый трансферт, формируемый за счет нефтегазовых доходов и средств Резервного фонда, а также источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Дефицит бюджета субъекта РФ, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением следующих ограничений.

Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Для субъектов РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет, превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, дефицит бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходом бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

В случае утверждения законом субъекта РФ о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта РФ, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ дефицит бюджета субъекта РФ может превысить указанные выше ограничения, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Для муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70% объема собственных доходов местных бюджетов, дефицит бюджета не должен превышать 5% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

При утверждении муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и снижении остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные выше в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Кредиты Центрального банка РФ, а также приобретение им государственных ценных бумаг Российской Федерации и субъектов РФ, муниципальных ценных бумаг Российской Федерации и при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Принятие бюджета на очередной финансовый год с дефицитом предполагает необходимость утверждения соответствующим законом (решением) о бюджете источников финансирования дефицита бюджета (внутренних и внешних) . При этом источниками финансирования дефицита федерального бюджета и бюджета субъекта РФ могут быть как внутренние, так и внешние источ ники, в то время как дефицит местных бюджетов может покрываться только за счет внутренних источников. К основным внутренним источникам финансирования федерального бюджета относятся поступления от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации в валюте РФ, бюджетные кредиты, предоставляемые другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, кредиты кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета, поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней. К источникам внешнего финансирования дефицита федерального бюджета относятся поступления от размещения государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации в иностранной валюте, кредиты кредитных организаций в иностранной валюте, кредиты иностранных государств (включая целевые иностранные кредиты), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц.

В состав источников внутреннего финансирования дефицит бюджета субъекта РФ включаются поступления от размещения государственных ценных бумаг субъектов РФ в валюте Российской Федерации, бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредиты кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов РФ, поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъектом РФ и др. К источникам внешнего финансирования дефицит
бюджета субъекта РФ относятся поступления от размещения государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ в иностранной валюте, кредиты иностранных банков и др.

К основным источниками внутреннего финансирования дефицита местного бюджета относятся: поступления от размещения муниципальных ценных бумаг, бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредиты кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств местных бюджетов, поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципальных образований, и иные источники финансирования дефицита местных бюджетов.


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику.

Следовательно, сбалансированность бюджета - основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве.

Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета.

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

1) Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.

2) Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.

3) Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.


4) Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.

5) Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.

6) Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.

7) Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств.

Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причины образования бюджетного дефицита.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

1) Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

2) Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

3) Чрезвычайные обязательства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

4) Неэффективность финансовой системы государства.

5) Политический популизм , выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

6) Коррупция в государственном секторе.

7) Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогооблажения, росту теневой экономики).

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заемщика, либо гаранта.

Сбалансированность бюджетов означает положение, когда все расходы бюджета покрыты его доходами. Лишь такое положение является нормальным.

В зависимости от особенностей экономического развития государства можно выделить 3 состояния бюджета:

дефицит (доходы < расходов);

баланс (доходы = расходам);

профицит (доходы > расходов).

Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров Дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами - одни из них применяются при формировании бюджета, другие - при его исполнений.

К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;

совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;

выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;

построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;

планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом;

сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;

жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью;

использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:

введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;

строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;

определения оптимальных сроков осуществления расходов;

использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;

мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов;

последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой - механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

Дефицит и профицит, пути преодоления дефицита.

В экономической теории выделяют несколько признаков классификации бюджетного дефицита:

В зависимости от причины возникновения:

чрезвычайный, в основе которого лежат чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия и т.д.);

кризисный, обусловленный спадом развития экономики;

межбюджетный дефицит, характерен для территориальных бюджетов и возникает в результате уменьшения доходов или увеличения расходов в следствие решений, принимаемых органами власти.

В зависимости от экономического содержания и направления воздействия:

активный, посредством управления которым можно стимулировать или дестимулировать социально-экономическое развитие государства в целом или отдельных территорий;

пассивный, т.е. дефицит, которым никто не управляет. Характерен для развивающихся стран.

По характеру возникновения:

случайный (кассовый), который возникает из-за кассовых разрывов в поступлении и расходовании средств;

действительный, который связан с реальным отставанием доходов от расходов.

В зависимости от связи с размером государственного долга:

первичный, рассчитанный как разница между доходами и расходами без учета процентных выплат по долгу;

вторичный, рассчитанный с учетом расходов на обслуживание долга.

В соответствии с бюджетным кодексом размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.

Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Источники финансирования бюджетного дефицита в соответствии с бюджетным кодексом:

Внутренние источники (разрешены для использования всем органам власти):

кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

государственные и муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг в валюте РФ;

бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Внешние источники (разрешено использовать только органам власти РФ и в исключительных случаях органам власти субъектов РФ):

кредиты иностранных государств, банков, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте;

государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг.

Государственный кредит - кредит, при котором заемщиком являются государства, привлекающие ресурсы на рынке для покрытия государственных расходов на условиях платности и возвратности.

Субъекты: кредитор - юридические и физические лица; заемщик - государство. Объект: государственные расходы. Источник уплаты процентов - доходы бюджета. Роль - покрытие дефицита бюджета без использования денежной эмиссии.

Заемщики и кредиторы в сфере государственных кредитных отношений могут меняться местами, что представляет собой существенную особенность. Осуществляя функции кредитора, государство, через центральный банк производит кредитование:

конкретных отраслей или регионов, испытывающих особую потребность в финансовых ресурсах, если возможности бюджетного финансирования уже исчерпаны, а ссуды коммерческих банков не могут быть привлечены в силу действия факторов конъюнктурного характера;

коммерческих банков в процессе аукционной или прямой продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов.

В роли заемщика государство выступает в процессе размещения государственных займов или при осуществлении операций на рынке государственных краткосрочных ценных бумаг, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов, без использования денежной эмиссии. Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг.

Сущность государственного кредита проявляется через выполняемые им функции:

бюджетный система россия

Таблица 1. Функции государственного кредита

Наименование функции

Фискальная

Государственный кредит является средством мобилизации финансовых ресурсов государства. С помощью данной функции государство более равномерно распределяет налоговое бремя во времени. Тяжесть налоговой нагрузки зависит от сроков заимствования средств и процентов по кредиту, уплачиваемых заёмщиком. Чем выше величина долга, тем большая часть средств направляется на его обслуживание.

Регулирующая

Государство прямо или опосредованно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок, процесс производства, занятость населения, а также содействует перераспределению средств между территориями государства.

Контрольная

Связана с контролем за мобилизуемыми средствами государством и со своевременностью уплаты процентов

Наряду с этими функциями по мнению некоторых авторов государственному кредиту присуща и функция стимулирования (или сдерживания) экономического роста.

Состоит из нескольких уровней. Чтобы все эти уровни гармонично взаимодействовали друг с другом, нужно решить проблему сбалансированности бюджета. Рассмотрим, из чего он складывается:

Из сформированной прибыльной части;
Из финансовых средств всех уровней бюджета;
Из перераспределения средств по уровням;
Из балансирования прибыльной и затратной части.

Бюджет государства включает в себя федерального уровня, фонды субъектов и муниципальных образований. В 2000 году в нашей стране был введен новый закон, согласно которому денежные фонды социального и медицинского страхования стали поступать в единую бюджетную систему. Однако продолжил осуществлять автономную деятельность.

Сбалансированным бюджет считается тогда, когда его доходы и расходы равны между собой или имеют максимально сближенные значения. Баланс в финансовой системе – это норма и к ней нужно стремиться. Если случится так, что превысят расходы, то это состояние будет называться профицитом. Речь будет идти о положительном . К сожалению, в реальности профицит встречается крайне редко. Чаще всего наблюдается дефицит – это превышение расходов над доходами. Бороться с дефицитом можно посредством увеличения прибыли или сокращения расходов бюджета.

СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

(balanced budget) Равенство между доходной и расходной частями государственного бюджета. Если бюджет сбалансирован, у государства не возникает необходимости заимствовать дополнительные средства и этим увеличивать государственный долг (government debt). При постоянных экономических колебаниях невозможно, да и не нужно, каждый год составлять полностью сбалансированный бюджет. Однако некоторые экономисты уверены, что бюджет должен быть в среднем сбалансированным по фазам экономического цикла (trade cycle). Другие экономисты полагают, что в составлении сбалансированного бюджета нет никакого смысла, и утверждают, что в любом случае само определение бюджетного дефицита (budget déficit) открывает столь широкий простор для дискуссий, что любой спор становится бессмысленным. Например, должен ли бюджет быть сбалансирован с учетом поправок на цикл (cyclically adjusted)? По номинальной или по реальной ставке процента должны предусматриваться в нем процентные платежи государства по существующему государственному долгу? Должны ли в бюджет включаться процентные платежи по долгам государственных предприятий и доходы на активы национального фонда страхования? Маастрихтский договор (Maastricht Treaty) не содержит требования поддержания сбалансированных бюджетов, но устанавливает для бюджетов стран-членов ЕС ограничение в виде максимально допустимого бюджетного дефицита в размере 3% ВНП.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

бюджет, в котором соблюдено соответствие между расходами и доходами.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ" в других словарях:

    Равенство правительственных расходов c общими поступлениями за вычетом государственных займов. По английски: Balanced budget См. также: Баланс государственного бюджета Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Бюджет, в котором расходы соответствуют доходам …

    сбалансированный бюджет - бюджет, в котором соблюдено соответствие между расходами и доходами … Словарь экономических терминов

    Сбалансированный бюджет - (BALANCED BUDGET) достигается, когда государственные расходы на товары и услуги (g) равны налоговым поступлениям за вычетом трансфертных платежей (t); … Современные деньги и банковское дело: глоссарий

    Равенство правительственных расходов на товары и услуги чистому объему налоговых поступлений в пределах экономического цикла. При этом возникающий в периоды спада деловой активности дефицит бюджета компенсируется бюджетным профицитом в периоды… … Финансовый словарь

    Цивилизация это стадия развития общества, на которой ничего нельзя сделать без финансирования. Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований. Морис Станс, директор Бюджетного бюро США Идеальный политик голосует за все… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (см. СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Равенство объема расходов государства на товары и услуги объему налоговых поступлений в долгосрочном периоде. Дефицит бюджета, возникающий в периоды спада деловой активности, компенсируется бюджетным избытком в периоды процветания. Словарь бизнес … Словарь бизнес-терминов

    бюджет циклически сбалансированный - Равенство объема правительственных расходов на товары и услуги чистому объему налоговых поступлений в пределах экономического цикла: возникающий в периоды спада деловой активности дефицит бюджета компенсируется бюджетным избытком в периоды… …

    сбалансированный нейтронный бюджет - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN balanced neutron budget … Справочник технического переводчика

Книги

  • Система Кудрина. История ключевого экономиста путинской России , Письменная Евгения. О чем эта книга Книга Евгении Письменной - это история российской власти и российской экономики, рассказанная от лица тех людей, кто ее создавал: министров, депутатов, экономистов и…
 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об